автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Концептуальные основания политического учения Б.А. Кистяковского

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Курбенков, Валерий Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Владивосток
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
Диссертация по политологии на тему 'Концептуальные основания политического учения Б.А. Кистяковского'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Курбенков, Валерий Анатольевич

Введение.4

Глава 1. Истоки политического учения Б.А. Кистяковского.15

§ 1. Предметная детерминация.16

§2. Социально - историческая детерминация.23

§3. Детерминация по традиции: Б.А. Кистяковский и классическое западноевропейское и российское политическое 4 наследие.44

Глава 2. Теоретические основы политического учения Б.А. Кистяковского.63

§1. Б.А. Кистяковский о необходимости политического образования в России.63

§2. Сущность «конструктивного синтетизма» Б.А. Кистяковского в подходе к проблемам политической науки.67

§3. Политическая социология и политическая антропология Б.А. Кистяковского как важнейшие элементы его «синтетической политологии».70

§4. Идея права в контексте политических воззрений Б.А. Кистяковского.89

§5. Идейно-политическое значение «веховства» Б.А. Кистяковского: критика правового сознания интеллигенции.95

§6. Отечественные идейно-политические течения начала XX века в трактовке Б.А. Кистяковского.108

§7. Политический конституционализм Б.А. Кистяковского и проблемы первой русской революции.118

§8. «Украинофильство» Б.А. Кистяковского как национально-либеральный проект.132

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по политологии, Курбенков, Валерий Анатольевич

Современная отечественная политическая наука в последние годы дополнилась богатым материалом по истории общественной мысли дооктябрьского периода. Было опубликовано большое количество первоисточников по данному вопросу, в том числе и представителей зарождавшегося тогда российского либерализма, который отличался многообразием подходов к общим и частным политическим проблемам, отражая в себе мировоззренческие поиски русской интеллигенции того времени. Вместе с тем, данные тексты требуют серьёзной идейно-смысловой обработки в контексте состояния нынешней политической теории и должны быть по-новому осознаны и восприняты. В самом деле, значителен круг авторов, которые в настоящее время пытаются с разных мировоззренческих позиций рассмотреть взгляды русских либералов конца XIX века и начала XX веков.

Достаточно вспомнить Э.Н. Вишневского [11], A.B. Гоголевского [14], В.В. Леонтовича [93], А.Н. Медушевского [99; 100], И.Д. Осипова [106], и других. Однако, политические воззрения некоторых выдающихся отечественных мыслителей-обществоведов остаются малоисследованными в современной истории политической мысли. В частности, крайне недостаточно изучение весьма оригинального и глубокого политического учения такого выдающегося российского мыслителя, каким является Б.А. Кистяковский. Трудность выявления политологической составляющей учения Кистяковского заключается в том, что его теория была системной и комплексной, включающаяся в себя элементы социологии, права, экономики и политики. Даже его сын - Георгий Богданович Кистяковский, эмигрировавший в США, сетовал, что «Мой отец - социолог, выглядел «белой вороной» на рубеже столетия. Его труды были посвящены проблемам прав человека, которые представляли непопулярный предмет для занятий в России того времени. Эти вопросы просто никого не интересовали» [142].

Вместе с тем, трудно отрицать ту огромную роль, которую сыграл Кистяковский в процессе становления отечественной политологической традиции, опиравшейся на идеи «социального либерализма».

Значение политологического наследия Б.А. Кистяковского в существенной мере определено самим методологическим подходом мыслителя к выработке собственной политической теории. Его базовый методологический принцип может быть определён как «конструктивный синтетизм» и «плюрализм», суть которого состоит в том, что теоретическое обоснование политического учения может быть связано с взаимопроникновением и концептуальным синтезом ряда основополагающих обществоведческих наук. В случае с Б.А. Кистяковским данными фундаментальными науками являлись социология, философия, право и антропология, которые в своём синтетическом взаимодействии составляют принципиально иную общественную науку - политологию, которая одновременно сохраняет идейную связь со своими основами, что и будет показано в диссертационном исследовании.

В современной российской политической жизни далеко не закончен процесс партийного строительства, и .вновь возникающие политические организации стремятся опираться на определённую историческую традицию. Идеи Кистяковского, в частности, его апология правового государства, либерально-демократического строя, сочетаемая с защитой социальных прав граждан, и обоснованием государственного вмешательства с целью обеспечения соблюдения этих прав, не может не вызывать симпатий у большинства субъектов политической жизни нашей страны.

Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена привлекательностью большинства социально-политических идей Кистяковского для современного российского общества, а также усилением общего интереса специалистов-политологов к политическому наследию Б.А. Кистяковского. Его творчество и раньше не оставалось без внимания, но оценки его деятельности долгое время никак не соответствовали реальному вкладу этого мыслителя в сокровищницу отечественной культуры.

В советском обществознании творчество Б.А. Кистяковского рассматривалось однозначно критически, как правило, его относили к публицистам - «веховцам», несколько затушёвывая его концепцию «правового социализма». В частности, можно отметить кандидатскую диссертацию С.А. Львова «Критика «философии ценностей» в русской буржуазной политико-правовой мысли» [98]. Сильной стороной данной диссертации является то, что в ней уже выделяется политический компонент взглядов Б.А. Кистяковского, но сама работа написана с однозначно марксистских позиций. Также представляет определённый интерес статья Ю.И. Агеева [1], где разбирались как юридические, так и общественно-политические воззрения Кистяковского.

Отношение к Б.А. Кистяковскому стало меняться в период перестройки, свидетельством этого является типичная для того времени статья А. Савельева в журнале «Наше наследие» [113]. Большинство упоминаний о Б.А. Кистяковском представителями современной отечественной политической науки связано с исследованием политической истории русского либерализма. Так, в своих работах в целом по истории отечественного освободительного движения и либерализма в частности о Б.А. Кистяковском пишут К.А. Гусев [18], И.А. Кравец [90], Э.В. Кузнецов [92], И.Ю. Козлихин [88], А.Н. Медушевский [99; 100], И.Д. Осипов [106], С.С. Секиринский [116] и другие.

Большим событием в освещении политического наследия Кистяковского стал выход в 1998 году под редакцией известных отечественных культурологов и философов Ю.Н. Давыдова и В.В. Сапова сборника «Философия и социология права», в котором было опубликовано несколько фундаментальных работ Кистяковского, в частности, «Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права» [38. С. 7-416] «Государственное право (общее и русское)» [38. С. 417-574] и «Страницы прошлого. К истории конституционного движения в России» [38. С. 575-646]. Кроме того, в данной книге перепечатана интересная статья коллеги Б.А. Кистяковского по Академии наук Украины Н.П. Василенко [38. С. 647-671], впервые увидевшая свет ещё в начале 1920-х гг., и статья Ю.Н. Давыдова, посвященная исследованию творческих и личных контактов Б.А. Кистяковского и М. Вебера [38. С. 713-738]. Несмотря на выход, столь впечатляющего издания, сопровождённого хорошим комментарием, политологическое наследие Б.А. Кистяковского в нём почти не представлено. В основном, мы имеем дело здесь с социологическими взглядами автора.

Интересные оценки политологического наследия Б.А. Кистяковского даёт исследовательница С.И. Глушкова, защитившая в 2002 году под руководством известного исследователя отечественной общественной мысли Б.В. Емельянова докторскую диссертацию по политологии «Проблема правового идеала в русском либерализме» [15]. Она называет «оригинальной» концепцию правового социализма, выдвинутую Кистяковским, который стремился придать высоконравственный смысл существованию власти и тем самым легитимизировать её. Как полагает С.И. Глушкова, Кистяковский пришёл к политической теории через юриспруденцию, когда он, являясь сторонником правового государства, пытался «трансформировать его в рациональную модель в новых условиях научного кризиса» [15. С. 49].

Оценки содержания политологического наследия Б.А. Кистяковского со стороны его критиков зависят от их собственных идеологических и политических пристрастий. В частности, известный критик западнического либерализма философ и публицист Дм. Галковский в статье «Русская политика и русская философия» [15] обвиняет Б.А. Кистяковского в «идеологической слепоте», «антироссийской настроенности» и, вместе с тем, указывает о том, что у Кистяковского уже сложился определённый тип политического поведения. Противоположную позицию занимают известные специалисты по истории русской общественно-политической мысли XX века Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская, которые в статье «Вехи» как опыт самоопределения русской интеллигенции» подчёркивали важность критики Б.А. Кистяковским одностороннего политического сознания русской интеллигенции, переставшей быть «органом народного сознания». Сходную точку зрения имеет исследователь Вл. Княгинин, указавший на восприятие Кистяковским западной идеи права и подчеркнувший в качестве позитивного момента то, что Кистяковский считал необходимым «усвоение и укоренение в правовой жизни России доктрины «правового государства», «законопослушания», «уважения прав и свобод человека и гражданина». Ряд авторов видели определённое противоречие в мировоззренческой позиции Кистяковского. Например, выдающийся русский либерал П.Н. Милюков в работе «Интеллигенция и историческая традиция» видел в политико-правовых идеях Кистяковского внутреннее оппонирование «веховству», несмотря на то, что сам Кистяковский был одним из авторов представителей традиций «этического социал-реформизма», считал обеспечение прав человека и уважение его достоинства самодостаточной и высшей ценностью для общества и государства.

Исследования политического наследия Б.А. Кистяковского проводятся также в странах ближнего Зарубежья, в частности, на Украине. Родоначальниками изучения жизни и творчества Кистяковского явились украинские авторы П.Л. Тучапский [56] и, упоминавшийся нами академик Н.П. Василенко [38. С.647-671]. Среди современных украинских авторов, исследующих творчество Кистяковского, можно отметить О.Ф. Шакун [123] и особенно харьковского автора Ларису Депенчук [24], представившую интересную монографию. В настоящее время особый интерес к Б.А. Кистяковскому проявляют местные умеренные левые политики, считающие его основоположником украинской социал-демократии, одним из «виднейших представителей гуманистической драгомановской традиции, объединяющей Восток и Запад Украины», автором «эффективного и обоснованного многоаспектного социологического метода формирования общей теории права» и признающие Б.А. Кистяковского «заметной фигурой в украинско-российской социал-демократической и леволиберальной традиции».

Особенно важно, с точки зрения современных украинских социал-демократов, то, что Б.А. Кистяковский, будучи одним из наиболее видных политических публицистов, создал и обосновал теоретическую базу для практики социал-реформизма, являясь, таким образом, одним из тех, кто подготовил успешные действия социал-демократических правительств стран Северной и Центральной Европы [143].

Среди исследований, осуществленных в последние годы западными авторами, обращает на себя внимание публикация Лоры Энгельштейн «Комбинированная неразвитость: дисциплина и право в царской и советской России» [56], в которой Б.А. Кистяковский причислялся к мыслителям -неоконсерваторам, при этом подчёркивалось, что он сумел пересмотреть свои первоначально радикальные идеологические позиции. Особенно ценит Л. Энгельштейн те высказывания русско-украинского политического мыслителя, которые касались защиты свободы и неприкосновенности личности как стержня государственного порядка, основанного на правовых гарантиях, а также тезис Б.А. Кистяковского о том, что свобода личности являлась воистину фундаментальным признаком правового государства.

Наиболее подробно политологическое наследие Б.А. Кистяковского рассматривает американская исследовательница Сьюзен Хейман [139], книга которой недавно была переведена на украинский язык. Достоинством этой работы является широкое использование архивных материалов. В частности, автором были введены в научный оборот материалы из личного архива Б.А. Кистяковского, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве Украины в Киеве [Ф. 263. Спр. 274] и Львове [Ф. 663], а также в

Отделении письменных источников Государственного исторического музея в Москве [Ф. 108].

Несмотря на то, что представленные авторы обращались к творческому наследию Б.А. Кистяковского, работ, касающихся всех или большинства аспектов его политического учения, ещё не выходило. Как правило, исследователи затрагивали лишь отдельные моменты политического учения интересующего нас мыслителя. Кроме того, в постперестроечной российской исследовательской литературе не было ещё работы о Кистяковском уровня монографии или диссертации. В целом, как мы полагаем, Исходя из данной ситуации, мы и стремились провести системную реконструкцию данного политического учения с помощью определённого набора методов и восполнить этот пробел.

Теоретико-методологические основания диссертационной работы составляют общенаучные методы анализа и синтеза, а также феноменологический, герменевтический (переход от целого к части и от части к целому, расширение единства смысла самого текста), биографический и сравнительно-исторический методы.

Текстовый анализ основывается на вычленении из структуры источника ключевых выражений, основных терминов, понятий; идея текста выявляется путём анализа его содержания (теоретический метод).

Феноменологический метод подразумевает реконструкцию теоретических построений Б.А. Кистяковского при исследовании его научных работ и политической публицистики. Реконструкция взглядов Б.А. Кистяковского было бы невозможна без применения метода ретроспективного моделирования политических учений и направлений, который реализовывался через конкретно-исторический и сравнительно-исторический анализ текстов представителей российской политической мысли конца XIX и начала XX веков.

Важнейшим принципом, которым руководствовался соискатель в процессе проведения исследования, является актуализация. Следование названному принципу возможно в случае использования логико-концептуального и системного методов, что в конечном итоге направлено на реконструкцию и интерпретацию политического учения Б.А. Кистяковского.

Таким образом, методология, используемая при анализе политических взглядов Б.А. Кистяковского, носит комплексный характер, что обусловлено многообразием аспектов представленной в диссертации темы.

Объектом диссертационного исследования является идейно-политическое наследие Б.А. Кистяковского и определение его места в истории отечественной политической мысли.

Предметом диссертации является процесс становления и развития либеральных политических взглядов Б.А. Кистяковского, актуализированный в концепциях «конструктивного синтетизма», конституционализма, «правового социализма» и национал-либерализма. Показана сущностная связь между различными элементами политических воззрений выдающегося отечественного правоведа и социолога.

Цель и основные задачи исследования.

Общая цель диссертации - определение сущности политического учения Б.А. Кистяковского, репрезентация и реконструкция его оригинальных идей в области обществоведения, представляющих несомненный интерес для истории отечественной политологии.

Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:

1. Уточнить место и роль данного мыслителя в истории российского обществоведения конца XIX и начала XX веков в качестве необходимой предпосылки анализа его творчества.

2. Определить социально-исторические детерминанты, то есть те общественные, политические, национальные, социально-психологические условия, которые прямо либо косвенно повлияли на становление учения Б.А. Кистяковского.

3. Провести анализ теоретических истоков политического учения Б.А. Кистяковского, включая политическую мысль античности, средневековья, Возрождения, Нового времени и общественно-политические идеи его современников.

4. Исследовать феномен «конструктивного синтетизма» Б.А. Кистяковского, с реконструкцией и интерпретацией элементов его политологической системы - политической социологии, политической философии, политической антропологии, а также его политико-правовой теории.

5. Обосновать теоретическое единство всех составных элементов политического учения Б.А. Кистяковского.

Характеризуемый исследуемый материал, можно разделить на четыре группы.

1. Собственно обществоведческое наследие Б.А. Кистяковского, содержащее в себе фундаментальные работы монографического характера («Социальные науки и право» и др.), газетные и журнальные статьи, а также рецензии Б.А. Кистяковского на книги его современников.

2. Материалы русской публицистики: статьи современников Б.А. Кистяковского о его творчестве, рецензии на его книги.

3. Мемуарная литература: воспоминания людей, живших и работавших рядом с Б.А. Кистяковским.

4. Современные толкования политологического наследия Б.А. Кистяковского, заключённые в текстах западных исследователей и работах отечественных обществоведов. Использование этих источников также требует определенной сдержанности. Как мы уже указывали выше, в разных изданиях интерпретация работ Б.А. Кистяковского имеет свои оттенки, зависит от политической направленности этих изданий. Это отчасти связано и с определённой полифоничностью содержания политического учения Б.А. Кистяковского, причудливым, на первый взгляд, смешением в нём совершенно различных идеологических доктрин. Часть авторов акцентирует внимание на либеральных воззрениях Кистяковского, другая -на его умеренном национализме и «украинофильстве», третья - на идеях социализма (вовсе не чуждых Б.А. Кистяковскому).

Существует определенная система исходных материалов для исследования, поэтому целесообразно ввести в научный оборот максимальное количество источников. Только этот исследовательский приём даст возможность реально оценить смысловое содержание учения Кистяковского об обществе и государстве. Вместе с тем, адекватная интерпретация его политических взглядов несет определенную трудность. Многие из них сложно подвергнуть истолкованию с точки зрения современной политической науки. Структура исследования должна способствовать решению данной задачи.

Кроме того, помимо письменных текстов, выделяются поведенческие и устные тексты как тексты самоописания, в единстве составляющие личностный текст. В этом смысле жизнь Б.А. Кистяковского дает богатый материал для исследования. Разумеется, подобное выделение условно, так как мы узнаем о биографии Кистяковского на основании письменных текстов. Тем не менее, мы подчеркиваем важность рассмотрения личных моментов в творчестве этого политолога, правоведа и социолога.

Научная новизна диссертации состоит в том, что на основе анализа содержания работ Б.А. Кистяковского проведено системное исследование его политического учения, определено его своеобразие и применимость к современности. Исходя из принципов системности и историзма, мы стремились представить наиболее оптимальную модель, отражающую структуру и содержание политического учения Б.А. Кистяковского с указанием на его истоки. Таким образом, новизна данного исследования заключается в следующем:

1. Обозначено место политического учения Б.А. Кистяковского в истории политической мысли конца XIX века и начала XX веков.

2. Осуществлена системная реконструкция и интерпретация политического учения Б.А. Кистяковского.

3. Определены важнейшие истоки и представлены наиболее существенные идейные предпосылки политического учения о государстве и праве Б.А. Кистяковского.

4. Подробно разбираются социально-политическая и политико-правовая концепции Б.А. Кистяковского, а также исследуются сущностные черты его умеренного национализма (так называемой концепции «национал-либерализма»).

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Представленная диссертация имеет своей целью способствовать расширению границ понимания предмета и содержания политической науки в целом, а также подкреплению ее соответствующим историческим материалом. Системный взгляд на политическое учение о государстве и праве Б.А. Кистяковского имеет как методологическое, так и историко-научное значение. Диссертация будет способствовать расширению круга проблем, рассматриваемых современной политологией.

Теоретические выводы диссертации можно использовать в ходе проведения методологических семинаров. Кроме того, материалы исследования вполне применимы при чтении лекций по истории политической науки, теории государства и права, государствоведению, культурологии, истории философии, этнополитологии, а также при подготовке работ по истории отечественной политической и социально-философской мысли конца XIX и начала XX веков.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения диссертации были апробированы автором в пяти публикациях, а также в докладах и сообщениях на научных конференциях и теоретических семинарах.

Структура работы. Диссертация включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Концептуальные основания политического учения Б.А. Кистяковского"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Б.А. Кистяковский является одним из интереснейших и оригинальных социальных мыслителей России конца XIX и начало XX веков. Его творческое наследие содержит в себе, в значительной мере, именно политологический материал, имеющий преимущественно теоретическое, общеконцептуальное значение, нежели прикладное.

Мировоззрение Б.А. Кистяковского базируется на синтетической установке, стремлении органически соединить прежде разные политические, ценностные ориентиры - коллективизм и индивидуализм, демократию и социализм, свободу и необходимость служения. Б.А. Кистяковский попытался сформулировать приемлемую для российских условий политико-правовую программу. В её основе - предлагаемый им ненасильственный эволюционный путь преобразования общества, путь общественной солидарности и поиска компромисса между различными социальными, корпоративными, религиозными группами.

Мировоззренческие установки ученого самым непосредственным образом влияли на характер его политических воззрений. Творческим итогом теоретического синтеза и явилась внутренне казавшаяся противоречивой, но имевшая прочные основания политическая концепция русско-украинского мыслителя.

Политические взгляды Б.А. Кистяковского были неотъемлемо связаны с традицией российского либерализма. Его вполне можно отнести к умеренно-левому спектру отечественного либерализма. Он руководствовался идеей конституционализма, учреждения правового государства, связанного с осуществлением идеалов общественной справедливости и базирующегося на прочном фундаменте зрелой правовой культуры. Это позволило Б.А. Кистяковскому сыграть существенную роль в процессе становления отечественной политологической традиции, опиравшейся на идеи «социального либерализма».

Ядром его политико-правовой концепции была идея конституционализма, в духе которой он пишет о необходимости сбалансированных отношений между личностью, обществом и государством.

Политико-правовая система конституционализма, являясь важной институциональной и процедурной гарантией становления, развития и функционирования институтов гражданского общества и выступает у Кистяковского как условие построения правового государства в России. При этом конституционные нормы в своей эволюции отражали развитие российского государства к общенародному государству. Это государство должно быть создано, по мнению Б.А. Кистяковского, не в интересах аграрной и промышленной буржуазии, сословной аристократии или бюрократического класса, а в интересах широких народных масс, живущих собственным трудом, которым и принадлежит будущее в России.

Политический «синтетизм» Б.А. Кистяковского был сформулирован им через категорию общности. Он интерпретировал политические процессы, в первую очередь, через данную категорию, дополнив её этическими категориями. Базовый методологический принцип Б.А. Кистяковского, может быть определён как «конструктивный синтетизм» и «плюрализм». Суть «конструктивного синтетизма» состоит в том, что теоретическое обоснование политического учения Б.А. Кистяковского может быть связано с взаимопроникновением и концептуальным синтезом ряда основополагающих обществоведческих наук.

В случае с Б.А. Кистяковским данными фундаментальными науками является социология, философия, право и антропология. Эти науки были связаны с «синтетическим воззрением», стремлением органичного соединения прежде казавшихся антагонистичными идеалов соборности, коллективизма с одной стороны, и персонализма и индивидуализма с другой стороны. Творческим итогом подобного теоретического «синтеза» и явилась внутренне казавшаяся противоречивой, но имевшая прочные основания политическая концепция русско-украинского мыслителя. В своём синтетическом» взаимодействии эти науки составляют принципиально иную общественную науку - политологию, которая одновременно сохраняет идейную связь со своими основами, что и было показано нами в данном диссертационном исследовании.

Основным элементом политического учения Б.А. Кистяковского оказывается его политическая социология, касающаяся взаимодействия между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами. Главное, на чём останавливается здесь Б.А. Кистяковский - это теория государства.

Б.А. Кистяковский, будучи сторонником либерализма, тем не менее, был защитником социалистических идей, которые, в его понимании, только и способны наиболее полно воплотить правовой идеал справедливости. При этом Кистяковский был социалистом вполне последовательным, он писал о том, что в социалистическом обществе в отдалённой перспективе будет ликвидирован институт частной собственности и отчуждение человека от продуктов своего труда и от государства, но вместе с тем, его социализм был гуманистическим и правовым, содержащим признание абсолютной ценности права вообще и гражданских прав личности в частности. Такое понимание социализма имеет эвристическое значение и в современных условиях, для дальнейшего совершенствования политической системы. Вклад Кистяковского в развитие теории правового социализма неоспорим и признаётся восточноевропейскими социал-демократами (в частности, его учение о правовом социализме отражено в политической программе украинских социал-демократов).

Коммюнотаристским является понимание Б.А. Кистяковским сущности государства, которое, по его мнению, есть органическая система, организованная на началах определенного порядка, в которую включается публичная власть и органы управления, право и правовой порядок обычаи, духовно-нравственные ценности и нормы. В государство включается все то, что объединяет людей в едином общежитии, поддерживает их совместное существование, регулирует их поведение и сохраняет общность в виде нерасчленимой целостности. Государство есть самая всеобъемлющая форма солидарности, и вместе с тем оно ведет к созданию и выработке наиболее полных и всесторонних форм человеческой солидарности. Общее благо - вот формула, в которой выражаются идеальные цели и задачи государства как такового. Это ставит перед государством задачу снятия социальных противоречий внутри общества, делает его арбитром в подобных конфликтах.

Правовое государство, согласно Б. А. Кистяковскому, является наиболее совершенным типом государственного бытия. Оно создает те условия, при которых возможна гармония между общественным целым и личностью. Здесь государственная индивидуальность не подавляет индивидуальности отдельного лица. Напротив, здесь в каждом человеке представлена и воплощена определенная культурная цель как нечто жизненное и личное.

Способствуя росту солидарности между людьми, государство облагораживает и возвышает человека, оно дает ему возможность развивать лучшие стороны своей природы и осуществлять идеальные цели. В облагораживающей и возвышающей человека роли государства и заключается, согласно Кистяковскому, истинная сущность всякого государства.

Б.А. Кистяковский считал, что в социалистическом государстве будет расширена и пополнена система субъективных публичных прав, и будут расширены права человека и гражданина. В правовом государстве он выделяет две категории прав человека и гражданина:

- право личности на свободу от вмешательства государства;

- политические права личности, предоставляющие ей возможность влиять на государственную жизнь и деятельность в социалистическом государстве.

На основании этих двух категорий, Б.А. Кистяковский полагает, что будет реализовываться третья категория прав личности - на «положительные услуги» со стороны государства. Это, как считает учёный, есть собственно «социалистические права», которые он выражает с помощью одной общей формулы - «право на достойное существование». Таким образом, считает Б.А. Кистяковский, в социалистическом государстве система гарантированных прав личности будет пополнена целой категорией тех прав, которые не только не осуществлены, но и не признаны в предшествующем типе правового государства. Эти права должны быть возведены до уровня личных прав.

Б.А. Кистяковский считал, что источником дальнейшей демократизации общества является политическая активность самих народных масс и полагал, что именно в России организованность и мощь общественного мнения являются творцом и главной опорой конституционного строя. Все демократические и радикальные элементы должны сплотиться на организации всех общественных сил и, прежде всего, народных масс для выработки широкого и властного общественного мнения. В этом случае Россия будет иметь и демократическую конституцию, и ответственное перед народом правительство, и истинное народное представительство.

Неотъемлемым элементом политических воззрений

Б.А. Кистяковского являлась его «украинофильство», связанное с концепцией национал-либерализма. Он считал себя учеником и последователем умеренного украинского «автономиста» М.П. Драгоманова. Б.А. Кистяковский полагал, что право на национальную идентичность есть неотъемлемый элемент прав личности, и политическая демократизация в России неизбежно поставит вопрос о праве наций на самоопределение. Он отстаивал национальное своеобразие украинцев и вступал в решительную полемику с теми публицистами и общественными деятелями, которые это своеобразие не признавали. Вместе с тем, Б.А. Кистяковский решительно отвергал крайний национализм ряда украинских политиков и полагал, что национальное освобождение не должно быть связано с ущемлением прав народов, проживающих на Украине. Кроме того, Б.А. Кистяковский не ставил категорически вопрос об отделении Украины от России, ибо он осознавал культурное, историческое родство братских восточнославянских народов, говоря лишь о праве украинского народа самому решать свою судьбу.

Таким образом, на характер политических воззрений Б.А. Кистяковского решающим образом влияли его либеральные и конституционалистские убеждения, а также его озабоченность историческими судьбами российского и украинского народов. Вклад Б.А. Кистяковского в теорию политической мысли несомненен и основан, в первую очередь, на введении им в российский политический лексикон идеи социалистического правового государства, идея необходимости политического воспитания российского общества, отказа от политического радикализма российской интеллигенции, а также обоснование им важности влияния общественного мнения на характер современного политического процесса, для украинской политической мысли существенное значение играла концепция национал-либерализма Б.А. Кистяковского, сочетавшая в себе приверженность идеалам европейского конституционализма и равенства всех граждан независимо от национальности, с обоснованием права на национальное самоопределение. Системный характер идейно-политического учения Кистяковского отражал сложность и противоречивость политического процесса в России на рубеже Х1Х-ХХ веков. При этом сам Б.А. Кистяковский стремился выработать концептуальный ответ на наиболее злободневные политические проблемы и наметить перспективы дальнейшей социально-политической эволюции российского и украинского общества.

 

Список научной литературыКурбенков, Валерий Анатольевич, диссертация по теме "Теория политики, история и методология политической науки"

1. Агеев, Ю.И. Вопросы права, государства и культуры в трактовке русского дореволюционного правоведа Б.А. Кистяковского // Вопросы теории и истории государства и права. 1969.

2. Августин Аврелий. О граде Божием / Аврелий Августин. М., 1994. Т. III (Книга XV, главы I - VI).

3. Алексеев, H.H. Русский народ и государство / H.H. Алексеев. -М.,1998.

4. Андрианова, Т.В. Геополитические теории XX века (социально-философское исследование) / Т.В. Андрианова. М., 1996.

5. Аристотель. Сочинения в 4-х тт. / Аристотель. Т.4. М., 1984.

6. Булгаков, С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. М., 1912.

7. Брайнс Дж. Американская республика / Дж. Брайнс. М.,1890, Т. 2.

8. Вехи. Интеллигенция в России. Репринтное воспроизведение издания 1909 года. Международная ассоциация деятелей культуры «Новое время» и журнал «Горизонт». М., 1990.

9. Вильсон, В.А. Государство. Прошлое и настоящее конституционных учреждений / В.А. Вильсон. М., 1904.

10. Вишневский, Э.Н. Либеральная оппозиция в России накануне первой мировой войны / Э.Н. Вишневский. М., 1994.

11. Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. М., Мысль,1990.

12. Гамбаров, Ю.С. Задачи современного правоведения // Журнал Министерства юстиции. 1907. 1.

13. Гольтсблат, A.A. Правовое государство или диктатура. К вопросу о месте теории правового государства в политической практике России // Конституционный вестник. М., 1900. № 4.

14. Гоголевский, A.B. Русский либерализм в последнее десятилетие империи / A.B. Гоголевский. СПб., 2002.

15. Глушкова, С.И. Проблема правового идеала в русском либерализме.

16. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. Екатеринбург, 2002.

17. Гессен, В.М. Теория правового государства (Политический строй современных государств) / В.М. Гессен. СПб.Д 905. Т. I.

18. Грушевский, М.С. Освобождение России и украинский вопрос / М.С. Грушевский. СПб., 1907.

19. Гусев, К.А. Политико-правовые концепции русского либерализма (конца XIX начало XX вв.) / К.А. Гусев. - СПб., 2002.

20. Гоббс, Т. Сочинения в 2-х тт. / Т. Гоббс. Т. 2. М., 1991.

21. Драгоманов, М.П. Либерализм и земство в России / М.П. Драгоманов. М., 1889.

22. Драгоманов, М.П. Политические сочинения / М.П. Драгоманов. -М., 1908.

23. Драгоманов, М.П. Собрание политических произведений / М.П. Драгоманов. М., 1906.

24. Драгоманов, М.П. Собрание политических сочинений / М.П. Драгоманов. Paris. 1905. Т. 1.

25. Депенчук, Л. Богдан Кистяковский / Л. Депенчук. Киев, 1995.

26. Емельянов, Б.В. Три века русской философии: Русская философия XX века : Учебное пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2003.

27. Емельянов, Б.В. Борис Чичерин: Интеллектуальная биография и политическая философия. Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2003.

28. Еллинек, Г. Конституции, их изменения и преобразования / Г. Еллинек. СПб., 1907.

29. Еллинек, Г. Декларация прав человека и гражданина / Г. Еллинек. -М., 1907.

30. Еллинек, Г. Общее учение о государстве / Г. Еллинек. СПб., 1908.

31. Еллинек, Г. Право современного государства / Г. Еллинек. СПБ.,1903.

32. Еллинек, Г. Как осуществить единое народное представительство //

33. Русская мысль. 1907, апрель.

34. Зиммель, Г. Проблемы социологии // Научное обозрение. 1899. №3.

35. Ильин, И.А. Понятия права и силы. Опыт методологического исследования // Вопросы философии и психологии. 1910.

36. Кант, И. К вечному миру // И. Кант. Собрание сочинений. М., 1966. Т. 6.

37. Кареев, Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории / Н.И. Кареев. 2 изд. СПб., 1914 (1 изд. - 1889).

38. Казакова, Н. Кистяковский Б.А. (1868-1920) // Политические партии России. Конец XIX первая треть XX века. М. : РОССПЭН, 1996.

39. Кареев, Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. / Н.И. Кареев. 2 изд. СПб., 1914(1 изд. - 1889).

40. Кистяковский, Б.А. Социальные науки и право. (Очерки по методологии социальных наук и общественной теории права) / Б.А. Кистяковский. СПб., 1998.

41. Кистяковский, Б.А. Идея равенства с социологической точки зрения // Мир Божий. 1900. № 4. Апрель.

42. Кистяковский, Б.А. Русская социологическая школа и категория возможности при решении социально-этических проблем // Проблемы идеализма. М., 1903.

43. Кистяковский, Б.А. Русские оппозиционные партии и украинцы // Освобождение. 1905. № 77. Сентябрь.

44. Кистяковский, Б.А. Права человека и гражданина // Вопросы жизни. 1905. № 1.

45. Кистяковский, Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии и психологии. 1906.

46. Кистяковский, Б.А. Кабинет министров. Ч. 1. // Свобода и культура. 1906. 10 апреля. № 2.

47. Кистяковский, Б.А. Кабинет министров // Свобода и культура.1906. 16 апреля. № 3.

48. Кистяковский, Б.А. Конституция, дарованная и конституция, завоеванная // Полярная Звезда. СПб., Еженедельник под редакцией Петра Струве. 26 февраля 1906 год. №11.

49. Кистяковский, Б.А. Наше политическое образование. (По поводу «Политической энциклопедии», выпуск 1). // Свобода и культура. 1906. № 6. 7 мая.

50. Кистяковский, Б.А. Как осуществить единое народное представительство? Ч. 1. // Русская мысль. 1907. № 28. Март.

51. Кистяковский, Б.А. Как осуществить единое народное представительство? Ч. 2. // Русская мысль. 1907. № 29. Апрель.

52. Кистяковский, Б.А. Областная автономия и ее пределы // Русская мысль. 1907. Июнь.

53. Кистяковский, Б.А. Холмачина и Украина // Московский еженедельник. 1908. № 19. 13 мая.

54. Кистяковский, Б.А. Холмачина и Украина // Московский еженедельник. 1908. № 20. 20 мая.

55. Кистяковский, Б.А. (Украинец) Русские оппозиционные партии и украинцы // Освобождение. 1905. № 77. 26 (13) сентября.

56. Кистяковский, Б.А. Вступительная статья к книге Г. Зиммеля «Социальная дифференциация» / Б.А. Кистяковский. М., 1909.

57. Кистяковский, Б.А. Предисловие ко второму тому // Драгоманов М.П. Собр. политических сочинений. Paris, 1906. Т. 2.

58. Кистяковский, Б.А. Философия и социология права / Б.А. Кистяковский. Сост., примеч., указ. В.В. Сапова. - СПб.: РХГИ, 1998. - 800 с. - (Русская социология XX века).

59. Кистяковский, Б.А. М.П. Драгоманов и вопрос о самостоятельной украинской культуре Джорджа Кенана // Документы для Изучения Литературы и Идеологических Тенденций, 1857-1933. Нью-Йорк. 1922.-Vol.3. - Р. 57-58.

60. Кистяковский, Б.А. Г.П. Драгоманов. Его политические взгляды, литературная деятельность и жизнь // Политические сочинения Г. П. Драгоманова / Ред. Гревс И. и Кистяковского Б.А. Москва, 1908. С. 1Х-1ХХУ11.

61. Кистяковский, Б.А. Государственная Дума и основные законы // Дума 2.-1906.-28 апреля; Василенко М. Академик Кистякивский. С. ХХУ-ХХУ1.

62. Кистяковский, Б. А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) // Русская мысль. 1911.

63. Кистяковский, Б.А. В защиту научно-философского идеализма // Социальные науки и право. Статья впервые увидела мир в журнале Вопросы философии и психологии (1907).

64. Кистяковский, Б.А. Права человека и гражданина // Вопросы жизни 1905. - Январь.

65. Кистяковский, Б.А. Русская социологическая школа и категория возможностей при решении социально-этических проблем // Проблемы идеализма / Ред. Новгорода П. Л.-Москва, 1902; Перепечатано в книжке Кистяковского Социальные науки и право.

66. Кистяковский, Б.А. Страницы прошлого. К истории конституционного движения в России / Б.А. Кистяковский. Москва, 1912.

67. Кистяковский, Б.А. Холмащина и Украина // Московский еженедельник. 1908. - 13 мая № 19. и 20 мая № 20.

68. Кистяковский, Б.А. (Украинец). К вопросу о самостоятельной украинской культуре // Русская мысль. 1911. Май № 5.

69. Кистяковский, Б.А. К вопросу о самостоятельной украинской культуре // Русская мысль. 1911. Май. № 32.

70. Кистяковский, Б.А. (Хатченко А.) Герцен и Украина // Украинская жизнь. 1912. № 4. Апрель.

71. Кистяковский, Б.А. (Хатченко А.) Юрий Юрьевич Цветковский,как общественный деятель // Украинская жизнь. 1913. № 7-8. Июль-август.

72. Кистяковский, Б.А. М.П. Драгоманов и вопрос о самостоятельной украинской культуре // Украинская жизнь. 1912. № 6. Июнь.

73. Кистяковский, Б.А. М.П. Драгоманов. Его политические взгляды, литературная деятельность и жизнь // Предисловие к книге: М.П. Драгоманов. Политические сочинения. Т. 1.

74. Н.В. Политические взгляды М.П. Драгоманова // Украинская жизнь. М.,1912. № 6.

75. Кистяковский, Б.А. (Украинец) К вопросу о самостоятельной украинской культуре (Письмо в редакции) // Русская мысль. 1911. Май.

76. Кистяковский, Б.А. Орган земского союза «Вольное слово» и легенда о нём // Русская мысль. 1912. Ноябрь.

77. Кистяковский, Б.А. Программа по общей теории государства // Программы для самообразования. Науки общественно-юридические. М., 1913.

78. Кистяковский, Б.А Сущность государственной власти / Б.А. Кистяковский. Ярославль, 1913.

79. Кистяковский, Б.А. Наши задачи // Юридический вестник. Журнал Московского юридического общества. 1913. Кн. 1. Январь.

80. Кистяковский, Б.А. Реальность объективного права / Б.А. Кистяковский. СПб., 1902. № 40.

81. Кистяковский, Б.А. Кризис в юриспруденции и дилетантизм в философии//Юридический вестник. 1914.

82. Кистяковский, Б.А. Политическое и юридическое значение Манифеста 17 октября 1905 года // Юридический вестник. 1915. № 3. Март.

83. Кистяковский, Б.А. Что такое национализм // Национальные проблемы. 1915. Май (1).

84. Кистяковский, Б.А. Науки о праве. Методологическое введение в философию права / Б.А. Кистяковский. М., 1910.

85. Кистяковский, Б.А. Право как социальное явление / Б.А.1. Кистяковский. М., 1911.

86. Ковалевский, М.М Происхождение современной демократии / М.М. Ковалевский. -М., 1895.

87. Коркунов, Н.М. Русское государственное право / Н.М Коркунов. 6 изд. СПб., 1908.

88. Котляревский, С.А Власть и право. Проблема правового государства / С.а. Котляревский. М., 1915.

89. Котляревский, С.А. Правовое государство и внешняя политика / С.А. Котляревский. СПб., 1901.

90. Козлихин, И.Ю. Идея правового государства: история и современность / И.Ю. Козлихин. СПб., 1993.

91. Козлова, Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации / Е.И. Козлова.: Учебник. М., 1995.

92. Кравец, И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века / И.А. Кравец. М., Новосибирск, 2000.

93. Курти, Ф. История народного законодательства и демократизации в Швейцарии / Ф. Курти. СПб., 1900.

94. Кузнецов, К.А. Очерк по теории права / К.А. Курти. Одесса 1915.

95. Леонтович, В.В. История либерализма в России / В.В. Леонтович. -Франкфурт-на-Майне, 1985.94. Ленин, В.И. ПСС., Т. 19.

96. Лоуэлль, А. Л. Правительство и политические партии в государствах Западной Европы / А.Л. Лоуэлль. М., 1905.

97. Локк, Д. Два трактата о правительстве / Д. Локк. Соч.: в 2т. Т. 2. М., 1967. С. 173.

98. Люкс, Л. Евразийство и консервативная революция // Вопросы философии. 1996. №3.

99. Львов, С.А. «Критика «Философии ценностей» в русской буржуазной политико-правовой мысли». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Москва, 1995.

100. Монтескье, Ш. Избранные произведения / Ш. Монтескье. М., 1955. С. 352.

101. Медушевский, А.Н. Политическая философия русского конституционализма. Автор, д.ф.н. М., 1994.

102. Макиавелли, Н. Государь / Н. Макиавелли : Пер. с ит. М. : Планета, 1990. - 79 с.

103. Муромцев, С.А. Право и справедливость // Сборник правоведения и общественных знаний. 1893. Т. 2.

104. Миллер, А.И. «Украинский вопрос» в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIX в.) / А.И. Миллер. -СПб. : Алетейя, 2000. 260 с.

105. Новгородцев, П.И Кризис современного правосознания / П.И. Новгородцев. М., 1909.

106. Общественное движение в России в начале XX века / под ред. JI. Мартова, П. Маслова и А. Петресова. СПб., 1909. Т. 1.

107. Осипов, И.Д. Философия русского либерализма (XIX начало XX вв.) / И.Д. Осипов. - СПб., 1996.

108. Пастухов, В.Б. Россия на конституционном перекрестке // Конституция как фактор социальных изменений: Сб. докл. // Отв. ред. к.ю.н. JI.O. Иванов. М. : Центр конституционных исследований МОНФ, 1999.

109. Платон. Собр. Соч. в 4-х тт. / Платон. Т.4. М., 1994.

110. Пишун, К.В. Политическое учение евразийства (опыт системной реконструкции и интерпретации). Владивосток, 1999 (кан. дис.).

111. Пишун, C.B. Православная персонология XIX века в России. Уссурийск, 1996.

112. Пишун, C.B. Становление и развитие православной персонологии в России на протяжении XIX века. М., 1996 (док. дис.).

113. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л.И. Петражицкий. 2 изд. СПб., 1907. Т. 1.

114. Протасова, С.И. Трактат Цицерона «О государстве» (его политические тенденции) // Уч. зап. Сарат. ун-т. 1926. Т. VI. Вып. 3.

115. Савельев, A.B. О Богдане Александровиче Кистяковском // Наше наследие. 1990 4 (16).

116. Сборник программ политических партий в России // под редакцией В.В. Водовозова. Вып. П., СПб., 1906.

117. Секиринский, С.С. Шелохаев В.В. Либерализм в России: Очерки истории (середина XIX начало XX веков) / С.С. Секирицкий. - М., 1995.

118. Сеньобос, Ш.К. Политическая история современной Европы. Эволюция партий и политических форм / Ш.К. Сеньобос. М., 1907.

119. Степанов, И.М. Грани Российского конституционализма (XX век) // Конституционный строй России. / И.М. Степанов. М., 1992.-Вып. 1.; Государственное право буржуазных и развивающихся стран: Учебник. - М., 1989.

120. Струве, П.Б. Предисловие к книге H.A. Бердяева «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» / П.Б. Струве. СПб., 1901.

121. Струве, П.Н. Памяти Михаила Петровича Драгоманова // Освобождение. 1905. № 72.

122. Струве, П.Б. Общерусская культура и украинский партикуляризм, ответ украинцу // Русская мысль. 1912. Ч. 1.

123. Фома Аквинский. Сумма теологии. М., 2001.

124. Чичерин, Б.Н. О народном представительстве / Б.Н. Чичерин. М.,1900.

125. Шакун, О.Ф. Политическое и правовое мнение на Украине (18611917) / О.Ф. Шакун. Харьков. 1987.

126. Шакун, О.Ф. Теория правового государства в дореволюционной России // Советское государство и право. 1990 2.

127. Франк, С.Л. Проблема власти // Вопросы жизни. 1905. Март.

128. Энгельс, Ф. Философия, политическая экономия и социализм Анти-Дюринг. / Ф. Энгельс. СПб., 1904.

129. Эсмен, A.B. Общие основания конституционного права / A.B.1. Эсмен. 2 изд. СПб., 1909.

130. Эдеме, С.Г. и Кеннингин, K.M. Швейцария и ее учреждения / С.Г. Эдеме. И K.M. Кеннингин. СПб., 1893.

131. М1ж Шущеею I Десшцеею // Рада. 1908. 31 грудня.

132. Газета «Frankfurt Zeitung» № 207 от 28 июля 1905 года.

133. Anderson Th. Russian political thought. An introduction. 2d print. L., Itaca, 1976.

134. Fisher G. Russian Liberalism: from gentry to intelligentsia. Cambridgt, Masschusettse, 1958.

135. Gurvitch George. Bogdan Alexandrovich Kistiakovsky // Encyclopedia of Social Sciences.-1932.-№ 3. P. 575.

136. Heuman Susan. A Socialist Conception of Human Rights: A Model from PreRevolutionary Russia // Human Rights: Cultural and Ideological Perspectives / Ed. Adamantia Pollis and Peter Schwab. New York, 1979. - P. 49-50.

137. Starosolskyj Vladimir. Bogdan Kistiakovskij und das Russische soziologische Denken // Sonderabdruck aus Abhandlungen des Ukrainisch- Wissenschaftlichen Institutes. -Berlin, 1929. -P. 118

138. Kistiakovsky B.A. Gesellschaft und Einzelwesen. P. 20-23; Vucinich. A Sociological. - P. 242.

139. Kistiakowski Th. Gesellschaft und Einzelwesen. Eine methodologische Studie. Berlin, 1899.

140. Kistiakovsky B.A. Dr. T. Kistiakowski. Gesellschaft und Einzelwesen. Berlin: Verlag von Otto Liebmann, 1899. sslbid. - P. 67-74.

141. Putnam G.F. Russian alternatives to Marxism. Knoxville, 1977.

142. Walicki A. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Oxford, 1987.

143. Http://www.ihst.ru/projects/emigrants/kistiakovskii.htm143. Www.sd-forum.org.ua144. http://www.infousa.ruygovernment/dmpaper2.htm145. http://www.h-rights.ru/obj/doc.php?ID= 150120