автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Кооперативное движение Центральной России, 1907 - 1918 гг.
Текст диссертации на тему "Кооперативное движение Центральной России, 1907 - 1918 гг."
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Московский педагогический государственный университет
На правах рукописи
ЛУБКОВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Кооперативное движение Центральной России.
1907-1918 гг.
Специальность 07.00.02 - отечественная история
Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук.
¿.президиум ВАК России
прксуд 1,71 ученую степень ДОКТОРА'
_____на
/Начальник уп{$вЦния ВАК Расой''
:ии
¡аучныи консультант:
юских наук, профессор Щагин Э.М.
МОСКВА, 1998.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3 Глава 1. Развитие кооперации в довоенный период (1907-1914 гг.)
1.1. Кредитная кооперация 37
1.2. Потребительская кооперация 60
1.3. Сельскохозяйственная кооперация 69
1.4. Кооперативные союзы. Содействие земских и государственных органов развитию кооперативного движения 89
Глава 2. Кооперативная мобилизация.
2.1. В заботах об обороне 120
2.2. Учреждение и деятельность кооперативных комитетов 141
2.3. Помощь населению. Культурно-просветительные мероприятия кооператоров 157
Глава 3. Власть и кооперация
3.1. На деловой основе 188
3.2. В планах оппозиции 209
Глава 4. Революция и кооперация
4.1. Организация новой власти 238
4.2. Политическая позиция кооперации (весна-осень 1917 г.) 252
4.3. Рост кооперации в 1917 г.: ее успехи и кризис 294
Глава 5. Социализм и кооперация: утопия и реалии
5.1. "Кооперативный идеал" и большевистские проекты преобразования общества. 346
5.2. Советы и кооперативы: практика взаимодействия. 371 Заключение 426 Приложения 433 Библиография 448
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование темы исследования, ее актуальность. Преодоление Россией глубокого кризиса, в котором она оказалась в конце XX века, возможно лишь на основе ее национально-государственного, духовного и экономического возрождения. Поэтому сегодня и для науки, и для общества в целом нет более актуальной задачи, чем поиск конкретных путей грядущего возрождения страны, гарантирующих ей устойчивое поступательное развитие в будущем. Вся тысячелетняя отечественная история показывает, что в переломные времена созидательный потенциал народа должен носить творческий характер и опираться на собственные традиции, выработанные предшествующими поколениями.
С этой точки зрения обращение к опыту российского кооперативного движения, внимательное изучение и анализ его достижений и успехов, просчетов и ошибок имеет не только сугубо исследовательское, познавательное, но и огромное практическое значение, потому что русская кооперация была в свое время существенной компонентой в процессе обновления страны: являла собой феномен народной жизни, органично сочетавший в себе элементы традиций (артель-ность, коллективизм, взаимовыручку и др.) и новаторство (рынок, широкий масштаб товарно-денежных отношений, членство в товариществах и др.)
Известно, что кооперация в широком смысле как форма общежития, взаимодействия и сотрудничества людей всегда была присуща человеческому обществу. Как особое общественное движение она ведет свою историю с конца Х\/111-начала XIX вв., когда в Западной Европе, в условиях развивавшегося капитализма, социалисты-
утописты попытались перестроить жизнь на принципах равноправия, товарищеской солидарности, коллективизма и самодеятельности.
Рождение отечественной кооперации относят к 22 октября 1865 г. - дате утверждения устава первого в стране ссудо-сберегательного товарищества, устроенного братьями В.Ф. и С.Ф. Лугиниными у себя в имении, в селе Рождественском Ветлужского уезда Костромской губернии 1. Несмотря на то, что отдельные формы кооперативной деятельности существовали еще раньше, в начале XIX в., (а в 1831 г. ссыльные декабристы основали в Забайкалье потребительское общество для совместных закупок продовольствия 2), тем не менее как самодеятельное движение населения кооперация по-настоящему стала развиваться только с отмены крепостного права. И то, в пореформенный период (1860-1890-е гг.) скорее были заложены определенные предпосылки для ее последующего роста, пришедшегося на первые десятилетия XX века - судьбоносного времени в истории России. Успехи отечественного кооперативного движения после первой русской революции (1905-1907) и, в особенности, в годы Первой мировой войны (1914-1918) были общепризнанными. Современники видели в кооперативах некий символ эпохи, своеобразный ответ на самые злободневные вопросы, средство и одновременно модель для преобразования всего общества, путь к мирному преодолению глубоких социальных противоречий, так и не разрешенных революцией.
Если в духовной сфере русские философы стремились обосновать необходимость отказа от революционного радикализма и насильственных методов борьбы во имя сохранения и преображения России (сборник "Вехи"), то на практике примером эволюционных, постепенных изменений служила кропотливая работа российских кооператоров.
Таким образом, кооперация на фоне всего пережитого, представала качественно новой общественно парадигмой.
В нынешних условиях продолжает оставаться актуальной задача использования кооперативных форм хозяйствования, практически не внедряемых в современную модель экономики. Неудача с насаждением кооперации в СССР в 80-е годы лишний раз доказывает ее органичную связь с развитием рыночных отношений и самодеятельностью населения. Об устойчивости и стабильности кооперативного движения свидетельствует и опыт ряда стран Западной Европы, США, Японии.
Изучение прошлого российской кооперации имеет немалый интерес для настоящего и требует новых подходов к теоретическому и практическому ее осмыслению, что на наш взгляд, безусловно поможет обрести обществу верные ориентиры в его мучительных поисках выхода из кризиса.
Объектом исследования является процесс развития кооперативного движения Центральной России в 1907-1918 гг., разнообразная деятельность кооперативных товариществ и их союзов.
Теория кооперации и методологические принципы исследования. С начала распространения в России кооперация выступала не просто как хозяйственное или коммерческое предприятие, но как массовое общественное движение с присущим ему теорий и идеологией, базирующимися на классических кооперативных принципах - общедоступности, открытости, демократизме и равноправии для всех участников вне зависимости от их имущественного и социального происхождения. Причем во главу угла своей деятельности кооператоры ставили общественно значимые цели. Так, основные задачи Комитета о сельских ссудо-сберегатель-ных и промышленных товариществах, возникшего в 1871 г. при Московском обществе сельского хозяйства,
его секретарь A.B. Яковлев видел в продолжении дела великих реформ, в "определении правильного хода развития жизни народа" 3. Тем самым кооператоры заявили о своей гражданской позиции.
В дальнейшем, формирование теории и идеологии русской кооперации шло под воздействием различных, порою противоположных идей - консерватизма и либерализма, народничества и марксизма, русского социализма и кооператизма.
Так, например, один из ведущих теоретиков российского консерватизма Л.А. Тихомиров, проделавший сложный путь духовной эволюции, к едва ли не единственным достоинством социализма относил идею кооперации, которая до этого была заглушена индивидуализмом. Он считал, что обществу необходимо постоянно проявлять заботу о развитии внутренней народной организации и самодеятельности, ибо нельзя помочь людям, самим о себе не заботящихся 4
Несмотря на известную эклектичность и противоречивость кооперативной теории, все-таки можно говорить об ее определенной целостности, поскольку стержнем ее был социально-преобразующий идеал, вбирающий различные аспекты практической деятельности кооператоров и их теоретические изыскания, которыми они порою не прекращали заниматься в течение всей жизни. Налицо дуализм кооперативного идеала. С одной стороны - нацеленность в будущее без ясно очерченных рамок (отсюда вполне понятный утопизм), с другой -четкий прагматизм, сосредоточенность на решении конкретных вопросов жизни (отсюда и вполне оправданный консерватизм). Неудивительно поэтому, что теория русской кооперации весьма многопла-нова и неоднозначна: синтез идей и концепций между тем носил глубоко творческий характер.
Большой вклад в развитие теории кооперации в начале века, внесли прежде всего В.Ф. Тотомианц и М.И. Туган-Барановский.
Первый обратил свое внимание на возможность гармонизации отношений в обществе при помощи кооперации. Выступая сторонником социального партнерства, он пропагандировал идею возможности "единения классов, которое достигается посредством кооперации", и в частности при совместной работе в ней крестьян и помещиков 5. Позже, в годы революции, он призывал к примирению труда и капитала на основе системы copartnership - сотоварищества: рабочий принимает участие в управлении предприятием, и получает свою долю прибыли 6 Подчеркнем, что В.Ф. Тотомианц был по сути дела единственным представителем кооперации, последовательно выступавшим против вовлечения ее в политическую борьбу и понимавший какой ущерб это может нанести всему кооперативному движению. Будучи принципиальным противником социального угнетения и эксплуатации человека, он вместе с А.А. Евдокимовым разрабатывал теорию русского кооперативного социализма.
М.И. Туган-Барановский был человеком широкого кругозора и многогранного таланта. Особую ценность, в контексте данного исследования, представляет его учение об общественной эволюции, связанной с методом внедрения кооперации. В отличие от теоретиков кооперативного социализма, М.И. Туган-Барановский признавал, что каковые бы ни были цели кооперации и каково бы ни было ее происхождение, "кооперация сама по себе не есть социализм, но наоборот, предполагает, как свою естественную основу, капитализм", однако с капитализмом она борется "его же оружием"1. С участием в кооперации широких народных масс, Туган-Барановский связывал социали-
о
стическую перспективу России . Он был одним из первых, кто высказывал сомнение в том, что всеобщее огосударствление жизни будет способствовать прогрессу, в том числе и в сфере экономики 9.
Это положение имеет принципиальное значение. Поступательное развитие общества в представлении ученого будет определять прежде всего самодеятельность населения, которая по ходу истории будет приобретать все более разносторонний и многоплановый характер и только ее достижение станут вписываться в рамки успехов государственно-административного аппарата.
Казавшиеся утопическими многие идеи ученых-кооператоров, в последствии оказали огромное влияние на науку, явились источником теорий "гражданского общества" и "социального государства", ставших особенно популярными в Европе и США после Второй мировой войны, и фактически определивших облик современной западной цивилизации. (Что впрочем и неудивительно, если учесть, что духовный отец социологии П. Сорокин был учеником Туган-Барановского).
В 1910-е гг. уже оформилось так называемое организационно-производственное направление общественно-экономической мысли, представленное плеядой блестящих имен: A.B. Чаяновым, А.Н. Че-линцевым, Н.П. Макаровым, A.A. Рыбниковым, А.Н. Мининым и др.
Предметом своих исследований ученые этой школы избрали комплексное изучение крестьянского хозяйства (как внутренне устойчивой и закономерной системы человеческой жизнидеятельно-сти),детально разработали целый ряд тем, оказавших большое влияние не только на отечественную, но и на мировую экономическую теорию и практику 10. Особое место в их проблематике занимал анализ сельскохозяйственной кооперации, ее воздействия на функционирование и эволюцию аграрного сектора страны.
A.B. Чаянов, например, основное внимание уделял по началу кооперативному движению на Западе 11, а затем обратился к опыту и достижениям российских кооператоров 12. Практическая его деятельность сосредоточилась в основном в Центральном товариществе
льноводов (ЦТЛ), созданном при его активном участии в 1915 г. Чаянов считал, что кооперация способна не просто охватить рынок сельскохозяйственных продуктов, но и существенным образом повлиять на саму организацию крестьянского хозяйства, на его внутреннюю структуру, создавая тем самым предпосылки для широкого кооперирования русской деревни. В законченном виде эти идеи нашли воплощение в его фундаментальном труде, изданном в 1919 г. 13
Кооперация в учении Чаянова предстает неоднозначным явлением. Это и хозяйственное предприятие, и общественное движение одновременно. Различного типа кооперативы, по мнению Чаянова, только внешне тождественны друг другу, на деле же природа каждого глубоко уникальна и нуждается в самостоятельном анализе. Он даже выражал сомнение в единстве кооперативного движения в силу резких различий его в городе и на селе. Однако эта точка зрения характерна для более поздних работ ученого, в которых нашли свое отражение реальные противоречия, свойственные советской кооперации.
В дореволюционный период представители организационно-производственной школы внесли большой вклад в изучение разнообразных видов и форм сельскохозяйственной кооперации. Так, Н.П. Макаров одно из первых своих исследований дал подробнейший анализ картофелекрахмальной кооперации в Шунгенской волости Костромского уезда 14. A.A. Рыбников издал серию работ о кустарной кооперации и промыслах 15.
Таким образом, диалектическое взаимодействие теории и практики российской кооперации, развивавшейся как органическое целое, способствовало ее расцвету.
Примечательно, что при всей оригинальности и отличиях друг от друга теоретики кооперации одной из центральных в своем творчестве считали проблему социального переустройства при помощи коопе-
рации. При этом они руководствовались некими общими исходными принципами, методологическими по своему значению. Попытаемся их сформулировать:
1. Кооперация есть сложное и многогранное явление; общественное движение, а не только хозяйственное предприятие;
2. Хозяйственная и всякая иная деятельность не носит самодавлею-щего характера, а преследует общественный идеал;
3. Достижение этого идеала предполагает эволюционный путь развития общества, создающий условия для объединения и сотрудничества людей. Кооперация и есть свободное объединение и сотрудничество людей, поэтому ее можно рассматривать и как средство и как цель одновременно.
Определяя эти принципы автор исходит из того, что в современных условиях происходят существенные изменения в методологии научного знания, в том числе и истории. Процесс переосмысления научных категорий и понятий требует особого внимания в отношении теорий отечественных ученых начала века, которые, на наш взгляд, способствуют более адекватному объяснению русской действительности, включая и такой феномен, как кооперация.
Безусловно, отмеченные принципы не существовали в чистом виде. Реальная жизнь России того времени накладывала особый отпечаток на характер кооперативного движения. Однако раскрыть конкретные противоречия, свойственные российской кооперации, осмыслить и понять всю ее глубинную сущность без учета теорий кооперации, едва ли возможно, что само по себе не исключает и применения диалектического метода познания, конкретно-исторического подхода, комплексного анализа явлений, то есть того, что мы привычно называем научной объективностью.
Историография. Первые попытки проследить историю кооперативного движения в России были предприняты самими кооператорами еще до Первой мировой войны. В трудах С.Н. Прокоповича, A.B. Меркулова, А.Н. Анцыферова, А.Е. Кулыжного, В.Ф. Тотомианца, Н.В. Чайковского 16 очерк развития отечественной кооперации давался в контексте ее текущих задач, потребностей теории того времени, сопоставления с зарубежным опытом. Строго говоря это были не исторические исследования, сколько пособия прикладного характера, главная цель которых состояла в пропаганде кооперативных идей, раскрытии могучего потенциала, заложенного в кооперативах, их возможностей и перспектив в различных сферах жизнедеятельности.
Всплеск интереса к непосредственной истории отечественной кооперации пришелся на годы войны, когда отмечался полувековой юбилей ее существования. В серии работ, опубликованных в это время, затрагивались вопросы становления кооперативного движения в России и влияния на него правительственных, земских, общественных и научных учреждений 17 Увидели свет первые обобщающие труды по истории кооперации в целом, отдельных ее видов 18. Особое внимание в них уделялось массовому росту кооперативов и демократизации всего движения (1905 по 1915 гг.). А.К. Скрынников (1916 г.) даже высказал предположение о том, что грядет особый период - "период свободного развития русс�