автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Краеведческое движение в Омском Прииртышье, 1930-1960-е гг.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Ремизов, Александр Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Краеведческое движение в Омском Прииртышье, 1930-1960-е гг.'

Текст диссертации на тему "Краеведческое движение в Омском Прииртышье, 1930-1960-е гг."

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

/

На правах рукописи

РЕМИЗОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ

КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ОМСКОМ ПРИИРТЫШЬЕ (1930 - 1960-е гг.)

Специальность 07.00.02 - отечественная история

^ДИССЕРТАЦИЯ в виде научного доклада на соискание }л ~гепен кандидата исторических наук

Омск - .>98

Работа выполнена на кафедре современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета

Научный консультант

кандидат исторических наук, доцент В.Г. Рыженко

Официальные оппоненты

доктор исторических наук, профессор М.Е. Бударин

кандидат исторических наук, доцент П.П. Вибе

Ведущая организация Российский государственный

гуманитарный университет (г. Москва), кафедра региональной истории и краеведения

Защита состоится _декабря 1998 г. в _ на заседании

диссертационного совета К.113.40.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Омском государственном педагогическом университете (644099, г. Омск. ул. Партизанская, 4).

С диссертацией в виде научного доклада можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета (г. Омск. ул. Партизанская. 4).

Диссертация в виде научного доклада разослана «_» ноября

1998 г.

£ -

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук, доцент р В.Н.Либуркин

I. Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Современное российское общество, стремящееся нарастить свой духовно-нравственный потенциал, обрести утраченные ценностные ориентиры, найти источники созидательной энергии, необходимой для скорейшего преодоления кризисных явлений и строительства новой государственности, испытывает устойчивую потребность во всемерном упрочении связи со своими историческими корнями, что, в свою очередь, стимулирует различные общественные движения и культурные инициативы. К числу последних, безусловно, относится и краеведческое движение, отличающееся в настоящее время практически повсеместной активизацией. Вместе с тем, одной только общественной потребности для динамичного прогресса российского краеведения недостаточно. Призванное обеспечить обществу своеобразную «корневую подпитку» оно само нуждается в соответствующей поддержке, получить которую возможно лишь посредством изучения и усвоения его собственного исторического опыта, традиций и достижений краеведов прошлого.

Изучение истории отечественного краеведения актуально не только как средство обеспечения связи времен и преемственности поколений в нем самом, но и как способ удовлетворения познавательного интереса в весьма широком спектре вопросов и проблем. Содействуя культурному «укоренению», приобщению народа к истокам своей культуры, краеведение само по себе является уникальным культурным явлением, важной составляющей культурного облика российской глубинки, провинции, с которой связываются сейчас надежды национального возрождения. Краеведение принято считать комплексным научным знанием, наиболее массовым и демократичным, видом науки, своеобразной и действенной общественной инициативой, сферой приложения творческих усилий ярких, неординарных личностей и одновременно специфическим методом научного познания окружающего мира - в этом качестве оно проявляет себя в научно-образовательной сфере.

Таким образом, краеведение может и должно рассматриваться как культурологический, социально-психологический и даже исгорико-антропологический феномен, исследование которого, в том числе и ретроспективное, вызывает закономерный интерес ученых-обществоведов. Проблематика истории.краеведения широка в.силу многомерности самого краеведческого феномена, его малой изученности, принадлежности к со-"иокультурной сфере. Динамика развития последней в XX в. породила делый ряд проблем, которые требуют первостепенного внимания, в их ; меле обнаружение механизма возникновения социокультурных инициа-и формирования своеобразных объединений, накапливающих и рас-раняюшич эти инициативы.

'.История краеведения, - по выражению С.О. Шмидта. - существуя сфера науки и общественной жизни.., без ее освещения история ■ тгвен.ной культуры... и политического бытия общества будут да; от полноты». К сказанном) можно добавить лишь то, что да-от полноты будет .и сама история российского краеведения без

должно го освещения всех ее периодов и определения специфики ее локальных (региональных) проявлений.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта диссертационного исследования выступает региональное краеведческое сообщество, под которым подразумевается совокупная группа местных краеведов, работавших в государственных учреждениях краеведческого профиля (прежде всего в краеведческих музеях), являвшихся членами краеведческих обществ (их секций, бюро, отделов), входивших в состав самодеятельных инициативных групп, а также формально не состоявших в названных объединениях, но так или иначе (главным образом, посредством личных связей и отношений) сотрудничавших и контактировавших с ними и между собой. Можно и нужно подчеркнуть, что речь идет об открытом сообществе смешанного типа в отношении его социальных, профессиональных и демографических признаков. Представители определенного выше сообщества, занимавшиеся краеведением в рамках государственных учреждений, общественных организаций, неформальных объединений или индивидуально, являвшиеся профессиональными научными работниками или только любителями науки, в равной мере рассматриваются нами в качестве участников местного краеведческого движения.

Под краеведческим движением принято понимать организованную массовую общественную деятельность добровольных объединений граждан, направленную на всестороннее изучение отдельных местностей и популяризацию знаний у них,.иными словами, это краеведческая деятельность общественных краеведческих организаций. По целому ряду признаков и характеристик (массовость, размах, наличие разветвленной организационной структуры, реальной государственной поддержки, идеологического и пропагандистского обеспечения и т.д.) данное понятие, как правило, ассоциируется исключительно с советским краеведением 1920-х гг. При этом упускается из виду, что общественная краеведческая инициатива в нашей стране обозначила себя задолго до начала указанного десятилетия и отнюдь не полностью пресеклась вместе с его концом. Более того, и до и после 1920-х гг. она была организационно оформлена, т.е. представлена теми или иными организациями, в том числе и общественными. Другое дело, что эти организационные формы, равно как и число участников движения, в разное время значительно отличались. Само же краеведческое движение сохраняло, на наш взгляд, сущность самодеятельной инициативы независимо от того, было оно более или менее организованным и массовым.

Вряд ли верна жесткая идентификация участия в краеведческом движении только лишь с общественной краеведческой деятельностью, т.е. деятельностью на общественных началах. В большинстве конкретных случаев, когда рассматривается, к примеру, краеведческая работа ученых, педагогов, музейных и архивных работников, общественную деятельность практически невозможно отделить от профессиональной (служебной). Неправомерно и исключение из числа участников движения тех краеведов, которые работали как раз на общественных началах, но вне рамок каких-либо общественных организаций. Данными

соображениями объясняется необходимость несколько иной, отличной от приведенной выше трактовки понятия «краеведческое движение».

Нам представляется, что краеведческое движение являет собою непрерывный процесс всестороннего изучения отдельнШ-^местностей и популяризации полученных знаний, осуществляемый уси.пикци краеведческих сообществ. Местное краеведческое движение есть рёзгюнальный (локальный) краеведческий процесс - деятельность регионального (локального) сообщества краеведов по изучению местного края. Изучение краеведческого процесса восходит к различным" областям специального знания (науковедение, история отдельных отраслей науки, культурология, история культуры и т.д.). Отсюда вытекает необходимость ограничения предмета исследования выяснением основных форм, направлений и конкретного содержания краеведческого процесса в Омском Прииртышье, динамики его активности и региональной специфики, места и роли краеведческого движения в культурной и общественной жизни края.

Цель и задачи исследования. В опубликованных работах автора и в данном научном докладе рассматривается достаточно продолжительный период истории омского краеведения, наступивший вслед за разгромом краеведческого движения во всесоюзном масштабе на рубеже 1920 - 1930-х гг. Тем не менее, краеведческое движение в Омском Прииртышье продолжало существовать и развиваться, оставалось активным и плодотворным. По сути, речь идет об уникальном явлении -расцвете краеведческой активности в отдельном регионе на фоне упадка и деградации краеведческого движения в стране в целом. Исследование данного феномена по основным его параметрам, выяснение причин его устойчивости, факторов, определивших специфику местного краеведческого движения, является нашей главной целью.

Достижение этой цели невозможно без исторической реконструкции краеведческого движения в Омском Прииртышье 1930 - 1960-х гг., что, в свою очередь, предполагает решение ряда конкретных исследовательских задач:

- охарактеризовать основные организационные формы и кадровый состав местного краеведческого движения, выявить их динамику и своеобразие;

- определить основные направления местной краеведческой активности, выяснить их конкретное содержание, показав тем самым реальный вклад краеведов в изучение природных богатств, истории и культуры Омского При иртышья;

- составить научные биографии наиболее активных участников движения, посредством реконструкции их творческой лаборатории выявить основные методы и приемы краеведческого поиска.

Территориальные и хронологические рамки исследования. Изучение краеведческого движения в исследованиях автора и настоящем итоговом докладе ограничено территорией, соответствующей географическому понятию Среднего (Омского) Прииртышья и практически совпадающей с территорией Омской области в ее современных административных границах. Необходимо заметить, что входившие в 1934 -

1944 гг. в Омскую область территории современных Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов находятся за рамками нашего исследования как неадекватные Омскому Прииртышью в географическом и культурно-историческом плане. Заметим также, что в отдельных случаях территориальные рамки несколько расширялись за счёт сопредельных Омскому Прииртышью территорий (районы Северного и Северо-Восточного Казахстана, Тобольское Прииртышье, Нижнее Приобье) в той мере, в какой они находились в сфере деятельности ряда омских краеведов.

Хронологические рамки исследования охватывают период ¡930 -1960-х гг. Нижняя его граница не требует особых пояснений. Как известно, с концом 1920-х гг. закончилось и т.н. «золотое десятилетие» -совершенно особый этап в истории всего отечественного краеведения, с началом же 1930-х гг. начался новый, качественно иной этап. Что же касается верхней временной границы, то, как было выяснено в ходе конкретных исследований автора, к концу 1960 - началу 1970-х гг. в Омском краеведении произошла заметная смена поколений: ушли из жизни, либо отошли от активной работы многие из тех краеведов, которые не только составляли основу регионального краеведческого сообщества, были своего рода становым хребтом местного краеведческого движения, но и являлись носителями традиций дореволюционного российского родиноведения и краеведения 1920-х гг.

Кроме того, к этому времени значительно возросли образовательный уровень и профессиональная подготовка исследователей края, соответственно повысился и теоретико-методологический уровень краеведческих изысканий, вследствие чего произошло существенное снижение удельного веса и роли любительских занятий краеведением. С другой стороны, профессиональная, научно-исследовательская деятельность, оставаясь краеведческой по тематике работ, зачастую с краеведением уже не идентифицировалась. В 1960-е гг. отчетливо обозначилась тенденция перехода от прежнего краеведческого «энциклопедизма» к более жесткой специализации краеведческого поиска, причем не только по отраслям научного знания, но и применительно к тематике краеведческих работ в рамках той или иной отрасли.

Заметной стала и тенденция отхода от представлений о краеведении как комплексном научном знании. Краеведение все более стало отождествляться лишь с историческим краеведением, которое, в свою очередь, все более интегрйровалось в историческую науку и одновременно выступало в качестве обязательного элемента школьной учебно-воспитательной работы. Указанные перемены, произошедшие внутри местного краеведческого сообщества и оказавшие непосредственное влияние на региональный краеведческий процесс, представляются нам весьма существенными, а их констатация позволяет определить конец 1960-х гг. как верхний предел изучаемого периода.

Степень изученности темы исследования. Определяя степень изученности истории омского краеведения 1930 - 1960-х гг., необходимо предварительно кратко охарактеризовать основные этапы историографии отечественного краеведения в целом. На наш взгляд, таких

этапов пять: Дореволюционный, 1920-е гг., 1930-е-конец 1950-х гг., конец 1950-х-середина 1980-х гг. и современный, вбирающий в себя вторую половину 1980-х и 1990-е гг. Данные историографические этапы практически совпадают (как хронологически, так и по существу) с основными периодами истории российского краеведения.

Дореволюционное отечественное краеведение развивалось достаточно бурно и динамично. В эпоху потрясиШх страну социальных катаклизмов оно вступило, имея в своем активе значительный исследовательский потенциал и сформировавшиеся на'основе здорового местного патриотизма и бескорыстного служения знанию и просвещению традиции. Одной из таких традиций был устойчивый интерес к собственному историческому опыту, выражавшийся в признании заслуг выдающихся краеведов прошлых лет и находивший свое отражение в различных юбилейных и мемориальных публикациях. Наметилась в дореволюционный период и тенденция к осуществлению некоторых теоретических разработок, в частности, впервые прозвучал и был определен самый термин «краеведение», занявший свое место в ряду таких понятий как мироведение, отчизноведение, родиноведение.

В 1920-е гг. старые родиноведческие традиции, помноженные на известный энтузиазм и демократизм первых послереволюционных лет, вылились в краеведческое движение, отличавшееся небывалой многочисленностью участников и потрясающей масштабностью начинаний и свершений. Эти признаки позволили в свое время С.О. Шмидту назвать 1920-е гг. «золотым десятилетием» советского краеведения. Характерной чертой краеведческого движения тех лет было наличие внушительного числа центральных и местных краеведческих изданий. На их страницах нередко помещались и хроникальные, обзорные, юбилейные, мемориально-биографические материалы, которые можно считать подступами к изучению истории отечественного краеведения.

Усилиями таких известных ученых и одновременно видных краеведов как Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, С.Ф. Ольденбург, Н.К. Пикса-нов, Д.О. Святский и др. активно осуществлялась в 1920-е гг. разработка теоретико-методологических основ краеведческого движения. Изложенные в их книгах, статьях и докладах взгляды на край как живое целое, особого рода организм, на краеведение как историко-культурное явление и краеведов как представителей особого типа культурных работников, на любительские занятия наукой, на «областные культурные гнезда» и т.д. по сей день не устарели и находят самый живой отклик в современной историко-культурной среде, а также все чаще именуются культурологическими.

В самом конце 1920-х гг. общественно-политическое положение краеведения существенно изменилось. Как выразился С.О. Шмидт, именно в 1929 - 1930 гг. для краеведения настал «тридцать седьмой год». Тем не менее, краеведческий процесс не остановился. Лишенное государственной поддержки, утратившее массовость и размах, краеведческое движение продолжало существовать, а краеведы 1930-х, 1940-х и 1950-х гг. продолжали, кроме всего прочего, изучать исторический опыт своих предшественников и современников. Результаты

этих занятий, не востребованные в свое время обществом, частично отложились в личных краеведческих архивах.

Историографическая ситуация в �