автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Креативный аспект межкультурной коммуникации

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Самитина, Евгения Константиновна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Креативный аспект межкультурной коммуникации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Креативный аспект межкультурной коммуникации"



На правах рукописи

ОО • -—

Самитина Евгения Константиновна

КРЕАТИВНЫИ АСПЕКТ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ 1 5 ОКТ 2ССЗ

диссертации на соискание учёной степени кандидата культурологии

/А,

Москва 2009

003479559

Работа выполнена на кафедре теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств.

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Шибаева Михалина Михайловна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

доктор культурологии, профессор Аронов Аркадий Алексеевич

доктор философских наук, доцент Костина Анна Владимировна

Ведущая организация: Российский институт культурологии

Защита состоится » ¿//¿'¿¿¿Ыл20р^ г. часов на заседа-

нии диссертационного совета Д 210.010.04 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Московская обл., г. Химки - 6, ул. Библиотечная, 7, корп. 2, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств.

Автореферат разослан

Учёный секретарь диссертационного совета доктор философских наук, профессор

АС-

'V

Т.Н. Суминова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования определяется значимостью процесса межкультурной коммуникации в период глобализации, поскольку современный мир представляет собой совокупность различных социокультурных структур, которые подвержены возрастающему взаимодействию. Суть проблемы межкулмурной коммуникации в современных условиях заключается в том, что этот процесс осуществляется большей частью на поверхностном уровне, в основном представленном глобальной экономикой и массовой культурой, местом происхождения которых является так называемая «западная цивилизация». Глубинные же процессы взаимодействия культур не изучены в достаточной степени.

Одним из основных факторов, влияющих на формирование или изменение культурной парадигмы, является креативность, свойственная определённому социокультурному типу. Интенции креативности находятся в русле общего развития локальной культуры и соотносятся с логикой развития социума, а также с преобладающими тенденциями в ментальности социума и ценностно-смысловыми ориента-циями культуры. Изучение и анализ особенностей креативности социума позволяет выявить специфику креативности его ментальности и характер динамики социально-культурного развития.

В качестве факторов, которые позволяют идентифицировать локальную культуру как часть определённого социокультурного типа, можно назвать религиозные воззрения, принятые в обществе обычаи, обрядовую практику, или всё то, что формирует аксиологические ориентации деятельности членов социума. К примеру, факт наличия или отсутствия креационной идеи, как основы мировоззрения, влияет на вектор социокультурного развития общества и формирует его мен-тальность. Схожие ценностно-смысловые ориентации позволяют объединить ряд локальных культурных сообществ в более широкие структуры, которые различаются согласно таким специфическим константам мировосприятия, как взаимоотношение человека и природы, приоритет коллективного или индивидуального начал, значимость исторической традиции или творческой инновации, этнокультурная идентичность и др.

Аксиологическая направленность культуры создаёт специфическое мироощущение и обусловливает потенциальную продуктивность и

динамику межкультурного взаимодействия. Тип креативности социума не только определяет логику дальнейшего социально-культурного развития, но и оказывает влияние на продуктивность межкультурной коммуникации. Изучение и понимание форм и принципов коммуникации, характерных для социокультурной группы, непременно будет способствовать адекватности восприятия ценностей культуры, которая является «чужой» и не может быть понята на уровне личной мен-тальности. Уровень межличностных контактов предполагает момент непредсказуемости результата взаимодействия. На межкультурном уровне нелинейность развития коммуникативного процесса значительно увеличивается. Этот синергетический процесс создает сложную нелинейную структуру, анализировать которую можно только при максимальном изучении глубинных оснований взаимодействующих культур.

Представленные в данном исследовании в качестве примеров культуры Европы и Юго-Восточной Азии являются наиболее полярными по своей ментальности и аксиологической направленности, поскольку процесс развития этих региональных культурных типов происходил с наименьшим взаимным влиянием.

Гипотеза.

Межкультурная коммуникация представляет собой сложную многоуровневую структуру, включающую в себя множество элементов и подструктур. Креативность ментальности социума проявляется как на межличностном уровне, так и в рамках локальной культуры. Процесс коммуникации напрямую связан с типом креативности, а сфера коммуникации в значительной степени детерминирована традициями и обрядовой практикой.

Таким образом, возникают определенные предпосылки для межкультурной коммуникации, которые могут быть благоприятными (при схожих аксиологических ориентациях) или неблагоприятными (при различных). Вместе с тем результат межкультурной коммуникации напрямую зависит от потенциальной способности взаимного восприятия, заложенной в ментальности социума и обусловленной типом креативности.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемы взаимодействия культур интересуют западных исследователей довольно давно. Уже деятели Просвещения (Вольтер, Д. Дидро, Монтескье и др.) придавали этому процессу огромное зна-

чение. Однако понятие межкультурной коммуникации возникло сравнительно недавно, в середине XX века. С течением времени сформировалось отношение к межкультурной коммуникации как к явлению, обладающему ярко выраженным динамическим характером и сложностью причинно-следственных связей.

Европейские мыслители в значительно большей степени уделяли внимание проблеме взаимодействия культур, чем восточные. В разное время к этой проблеме обращались С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин,

A. Бергсон, Ж. Бодрийяр, A.M. Буровский, Вольтер, И.Г. Гердер, Т.П. Григорьева, Г.В. Гриненко, Э. Гуссерль, Н.Я. Данилевский, Б.С. Ерасов, Вяч. Иванов, Г.Е. Крейдлин, К. Леви-Строс, Ю.М. Лот-ман, В.М. Межуев, Е.М. Мелетинский, Ф. Ницше, Ю.Н. Рерих, П.А. Сорокин, Ю.С. Степанов, Э.Б. Тайлор, Э.Тоффлер, Н.С. Трубецкой, М.Б. Туровский, Л. Уайт, Д.Д. Фрэзер, С. Хантингтон, О. Шпенглер, М. Элиаде и другие.

Мыслители Востока большее внимание уделяли особенностям межличностной коммуникации (Конфуций, Лао-цзы), причём в основном в рамках философских учений.

Креативности как одному из важнейших факторов антропогенеза учёные стали уделять внимание только в конце прошлого столетия. Вместе с тем явление творческой активности индивида интересовало ученых Европы уже давно. Ещё во времена Античности к этому вопросу обращались Платон и Аристотель, Зенон и Цицерон. В различные культурно-исторические эпохи вопросы, касающиеся источников и форм проявления творческой активности человека, поднимались в работах таких европейских учёных, как Т. Адорно, М. Арнаудов, Ф. Бэкон, Г.-Г. Гадамер, Г.Ф.В. Гегель, В. Дильтей, И. Кант, Э. Кас-сирер, Г. Лейбниц, Г. Риккерт, Р. Сабундский, А. Фергюсон, И. Фихте, Ф. Шиллер, А. Шопенгауэр, И. Экхарт и многие другие. Отечественные мыслители также неоднократно обращались к вопросам творчества и творческого потенциала: Д. Андреев, A.A. Аронов, Н.С. Ар-сеньев, А. Белый, Г.С. Батшцев, H.A. Бердяев, Н.С. Злобин, А.Ф. Лосев, Ф.Т. Михайлов, Б.Г. Мосалёв, В.И. Самохвалова, B.C. Соловьёв, Ф.А. Степун, Л.В. Успенский, Л. Шестов, М.М. Шибаева и другие. Кроме того, размышления о творчестве можно найти у многих поэтов, художников, музыкантов: И.А. Бродского, М.А. Булгакова, Р. Вагнера, Леонардо да Винчи, Винсента Ван Гога, Э. Золя, А. Камю,

B.В. Кандинского, Т. Манна, Микеланджело, В.Ф. Одоевского,

Б.Л. Пастернака, Н. Рериха, Ж.П. Сартра, А. Скрябина, Э. Хемингуэя, П.Б. Шелли и других деятелей художественной культуры.

Восточные мыслители также уделяли внимание этой проблеме со времени возникновения философии. Размышления о природе и значении творческого потенциала можно найти уже в сохранившихся в пересказах трудах основателей восточных религий JIao-цзы и Конфуция. В дальнейшем этой проблеме уделяли внимание мыслители как Юго-Восточной и Южной Азии, так и арабского мира: Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ямага Соко, Ито Джинсай, Саади, а также поэты Востока.

Однако понятие «креативность» стало рассматриваться учёными сравнительно недавно. Для изучения этого явления важное значение имеют труды A.C. Ахиезера, М.С. Кагана, A.A. Коблякова, A.A. Пе-липенко, И. Пригожина, О.Н. Румянцева, В.И. Самохваловой, А.Ю. Шеманова, А.Я. Флиера.

Процессы, происходящие в современном мире на фоне культурного развития, побуждают исследователей рассматривать различные аспекты человеческой жизни в контексте глобализации. К важнейшим из них относится и креативный аспект межкультурной коммуникации.

Объектом исследования является межкультурная коммуникация как форма взаимодействия различных типов креативности.

Предметом исследования является креативный потенциал культур разных аксиологических ориентации и их взаимодействие в процессе межкультурной коммуникации.

Цель исследования - выявление креативного потенциала межкультурной коммуникации.

Данная цель обусловила следующие исследовательские задачи:

- выявить различия в типах креативности, характерных для разных социокультурных групп;

- осуществить сопоставительный анализ форм проявления креативности в сфере межличностной коммуникации;

- проанализировать особенности художественной коммуникации в зависимости от типа креативности;

- охарактеризовать интенции креативности в культурах разных аксиологических ориентаций;

- выявить природу и характер динамики креативности в процессе культурно-исторического развития;

- раскрыть особенности типов креативности в культурах, объединённых определенными аксиологическими ориентациями, а также осмыслить возможности повышения степени продуктивности диалога культур.

Методологической базой проводимого исследования являются основные концепции и подходы современной культурологии, в частности, структурализм, методологические принципы семиотики и синергетики, а также некоторые элементы постструктуралистской интерпретации культуры.

Методы исследования. При написании диссертационной работы были использованы научные методы, адекватные комплексу исследовательских задач: социокультурный анализ, генетический анализ, принцип историко-культурной реконструкции, междисциплинарная компаративистика (в том числе лингвистическая), факторный анализ. Существенное значение в работе имеет анализ саморазвивающихся структур в рамках синергетического подхода.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- осуществлен анализ типов креативности в культурах различных аксиологических ориентаций - европейская культура и культура Китая, а также страны, которые так или иначе в разное время попадали в сферу его влияния (Япония, Корея, Вьетнам и др.), а также выявлены различия в представленных типах;

- проанализированы формы межличностной коммуникации, как вербальные, так и невербальные, и осуществлён их сопоставительный анализ на примере двух исторически сложившихся культурных парадигм;

- раскрыты особенности художественной коммуникации и выявлены её культурно-исторические основания в различных типах креативности;

- выявлены специфические черты типов креативности представленных культур (аксиологическая направленность, значимость индивидуальности, приоритет инноватики или традиции и др.);

- определены факторы культурно-исторического развития, являющиеся значимыми для формирования типа креативности (наличие или отсутствие креационной идеи как основы мировоззрения, социальная структура, сложившиеся традиции, особенности межэтнических взаимодействий и др.);

- раскрыты особенности типов креативности и выявлено значение креативности в процессе межкультурной коммуникации как фактора, определяющего степень потенциального взаимного влияния.

Теоретическая значимость работы определяется в первую очередь тем, что в ней рассматриваются различные типы креативности в контексте межкультурной коммуникации на фоне современных социокультурных процессов, что является значимым вкладом в теорию культуры в части выявления, описания и атрибуции социокультурных оснований формирования ценностных ориентации, принципов мировосприятия и особенностей форм деятельности (в том числе и креативной) и взаимодействия, определяемых традициями разных региональных культур.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в научно-исследовательской и преподавательской деятельности - в курсах «Культурология», «Теория культуры», а также для разработки спецкурсов по проблемам креативности и межкультурной коммуникации. Кроме того, результаты исследования мыут использоваться в качестве материала для дальнейшего изучения проблем межкультурной коммуникации.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Креативность, свойственная культурам с теми или иными аксиологическими ориентациями, является одним из важнейших факторов, обусловливающих специфику развития социокультурной группы и её ментальное™, в том числе, безусловно, влияющих на процесс межкультурной коммуникации. Результат межкультурной коммуникации напрямую зависит от потенциальной способности взаимного восприятия, заложенной в ментальное™ социума.

2. Основу межкультурной коммуникации составляет процесс взаимодействия двух сложных социокультурных структур, находящихся в рамках специфического мироощущения и сложившегося типа креативности. Идеологические и религиозные основания социума являются основополагающими при формировании тапа креативности и соотносятся с культурными традициями.

3. Тип креативности является результатом культурно-исторического опыта социума и в то же время формирует вектор развития социокультурной группы. В заданном векторе развивается также коммуникативный процесс в межличностных формах, поскольку креатавность лежит в основе формирования модели творческого по-

ведения индивида. Межличностные формы проецируются на уровень межкультурных контактов, обусловливая специфику и продуктивность взаимодействия.

4. Коммуникативные процессы, которые включают в себя различные аспекты человеческого существования от межличностного общения до культурных контактов, обладают потенциалом креативности, проявляющимся в ходе культурно-исторического развития. Поскольку традиции коммуникации развиваются в русле общей направленности развития социума и являются в определённой степени творческим осмыслением действительности, то предполагаемый результат коммуникации предопределён типом креативности культуры.

5. Коммуникация, выраженная в различных формах и соответствующая определённому типу креативности, приводит к разного рода экспериментам, и предстаёт в результате как синергетический процесс, который обладает определённой логикой развития, но не структурирован. Характерные для социокультурной группы формы, особенности и логика межличностного общения проецируются субъектами межкультурной коммуникации на взаимодействие культур. При этом разнонаправленность аксиологических ориентации способствует нелинейности развития и неоднозначности результата.

6. Закрепление коммуникативных правил, реализующих адаптивно-регулятивные функции, происходило постепенно и не является законченным процессом. Дальнейшее развитие межличностных коммуникативных форм во многом зависит от творческих интенций индивидов, согласующихся с типом креативности их собственной культуры.

7. Этические и эстетические критерии, характерные для определённого социума, ограничены рамками типа креативности данной культуры и соответствуют аксиологической направленности. Это характерно как для межличностных контактов, так и для взаимодействия человека с окружающим миром.

Апробация исследования.

1. По теме диссертации автором опубликовано 5 статей (в том числе 2 - в журналах из списка ВАК).

2. С изложением основных научных положений диссертации автор выступала на научных конференциях: «Культурная политика в условиях модернизации российского общества» (2008 г.) и «Новые пути наук о культуре» (2009 г.).

3. Результаты данного научного исследования внедрены в учебный процесс Высшей школы культурологии МГУКИ в содержание курса «Языки культуры и межкультурные коммуникации», а также в НОУ ВПО «Институт истории культур» в учебный курс «Философия культуры».

4. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики МГУКИ 19 февраля 2009 г. (Протокол № 7) и рекомендована к защите.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, обозначается объект и предмет, характеризуется состояние изученности проблемы, определяются цели и задачи исследования. Рассматривается научная новизна работы, практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава исследования «Сопоставительный анализ исторических моделей креативности» посвящена исследованию особенностей креативности на примере культур различных аксиологических ориентаций.

Первый параграф «Соотношение понятий творчества, креативности и межкультурной коммуникации» посвящен выявлению характерных для локальной культуры особенностей креативности.

Межкультурная коммуникация является сложной структурой, включающей в себя связи между локальными культурами, благодаря которым осуществляется обмен социально-культурным опытом, а также процесс взаимодействия социальных слоев в рамках одной локальной культуры. Данное исследование межкультурной коммуникации в большей степени посвящено изучению этого явления, как процесса взаимодействия культур различных аксиологических ориентации, специфические особенности которых и сложившаяся менталь-ность являются определяющими факторами, воздействующими на межкультурную коммуникацию.

Не подлежит сомнению, что межкультурная коммуникация осуществляется индивидами, которые являются носителями своей культуры и действуют в векторе её развития. Базовые понятия и константы ло-

кальных культур во многом, безусловно, совпадают, но вместе с тем существуют определённые факторы, которые создают принципиальные отличия в менталитете социокультурных групп и накладывают отпечаток на мировоззрение индивидов, идентифицирующих себя с данной культурой. К таким факторам относятся: наличие уникальной языковой среды, различная оценка и интерпретация основополагающих понятий и критериев, как этических, так и эстетических, а также опыт культурно-исторического развития.

Во многом особенности локальных культур определяются традициями творчества и креативностью. При этом под «творчеством» понимается процесс создания нового, или обладающая инновационным характером деятельность, а под «креативностью» - творческий потенциал, присущий индивиду или определённой социокультурной группе, который непосредственно связан с факторами, формирующими ментальность и особенности социума.

Прежде чем говорить об особенностях креативности в различных культурах, необходимо каким-либо образом эти культуры охарактеризовать и дифференцировать. Локальные культуры по ряду определённых факторов объединяются в более крупные социокультурные структуры. Применение различного принципа дифференциации позволяет формировать различного рода социально-культурные группы. В данном исследовании предложена дифференциация культурно-исторических типов согласно сложившимся в культуре аксиологическим ориентациям. В качестве основных примеров использованы культура Западной и части Восточной Европы, Америки и Австралии и культура Китая, а также тесно с ней взаимодействующие культуры Японии и других народов, которые испытали на себе влияние Поднебесной Империи. Именно эти культуры обозначены в исследовании как «западная» (или «европейская») и «восточная».

На большей части территории влияния «западной» культуры сформировалось определённого рода мировоззрение, постулирующее приоритет индивидуального начала и значение творческого потенциала индивида. Такое мироощущение обусловливает оценку значимости творчества личности, создаёт основания для дифференциации видов творчества и задаёт вектор креативности культуры.

Результатом творческой активности человека является воздействие на окружающую его среду, а множество такого рода воздействий, безусловно, неравнозначных, но одинаковой ценностно-смысловой

направленности создаёт уникальную структуру. Творческая активность индивида неразрывно связана с породившей её культурой, поскольку развивается в русле определённой аксиологической направленности, сложившейся в процессе культурно-исторического развития данного типа культуры. В то же время, установка на преодоление различных социокультурных рамок, характерная для «европейской» культуры, неизбежно приводит к конфликту индивидуума и окружающей его среды — природной, культурной и социальной.

Направления и формы человеческой деятельности формируют различные группы творчества (научное, техническое, художественное, религиозное, правовое и пр.). Не лишена творческих моментов и коммуникативная деятельность, так как формы межличностной коммуникации в своём становлении и развитии являются результатом проявления творческого потенциала членов сообщества, для которых такая коммуникация является необходимой.

Творческие способности человек использует в различных областях своей деятельности. Создание системы древних религиозных верований, безусловно, является творческим процессом, относительно которого довольно часто употребляется выражение «мифотворчество». Кроме того, все особенности мифологического мышления так или иначе отражаются на обрядовых и ритуальных действах. Ритуал создаёт возможность для коммуникации между различными временами, мирами, представителями миров. Взаимоотношения с мистическим миром в процессе ритуала осуществляются при помощи сакральных знаков и семиотических текстов.

Существование социокультурной группы как единого уникального образования, обладающего определённой ментальностью, ставится, в числе прочих, в прямую зависимость от обрядовой традиции. Для наиболее успешной ассимиляции культуры необходимо максимально поглотить её обряды и ритуалы, а также интегрировать наиболее популярные из них в структуру собственных традиций.

Сакральная коммуникация, чем и является ритуальное действо, определила в свою очередь развитие зарождающегося искусства. С течением времени в обществе происходят изменения во взглядах на назначение искусства. Кроме сакральной, искусство начинает выполнять функцию сугубо эстетическую. Но при этом любое произведение искусства является в определённом смысле началом диалога, поскольку по-прежнему предполагает наличие адресата, в данном слу-

чае зрителя, читателя, слушателя. В результате создания художественного произведения свобода автора сталкивается с ещё одним проявлением индивидуальности человека - свободой восприятия произведения искусства, свободой оценки. Подобный вид коммуникации является опосредованным и в большинстве случаев не предполагает непосредственного контакта субъектов.

Совсем иной вид коммуникации складывается при взаимодействии субъектов социума, объединённых совместной деятельностью. Такой вид коммуникации предполагает одновременное возникновение у субъекта двух противоположных мотивов для дальнейшего поведения. С одной стороны, включается механизм защиты от воздействия извне, а с другой - механизм отождествления себя с коллегой для более эффективного взаимодействия (по такому же принципу происходит взаимодействие социальных групп и этнических культур). В межличностной коммуникации нашли своё отражение традиции и обычаи социума, сформированные в процессе культурно-исторического развития, зачастую сохранившие черты и символы сакрального общения.

Основное отличие в мировосприятии, отражающееся на отношении к творчеству и участвующее в формировании типа креативности, заключается в осознании положения человека в мироздании. В результате сложного, обладающего синергетическим характером, процесса развития сформировались два вида мировоззрения - «восточный» тип культуры, обладающий интравертным характером, и «западный» культурный тип, экстравертный по своей направленности. При этом положение индивида в означенных двух культурных парадигмах изначально различно. «Восточная» культура располагает человека внутри природной среды, уравнивая его с другими природными феноменами. «Западная» цивилизация выводит микрокосм из природного макрокосма, порой даже противопоставляя их друг другу. Это принципиальное различие в мировоззрении обусловливает различные аксиологические ориентации двух культурно-исторических типов.

Межкультурная коммуникация не ограничена определёнными временными рамками, а существует в развитии, в движении. Диалектический процесс, коим без сомнения является диалог культур, немыслим без изучения и анализа различий в культурных традициях и мен-тальности социума.

Второй параграф первой главы «Типы креативности культур различных аксиологических ориентации» посвящен анализу взаи-

мообусловленности типа креативности и аксиологической направленности культуры.

Одним из основных факторов, определяющих динамику межкультурного взаимодействия, является тип креативности, который обусловливает потребность трансляции собственного культурного опыта, готовность к восприятию опыта иной культуры, желание осуществлять диалог в различных формах и направлениях. Кроме того, тип креативности, характерный для определённого социума, задаёт вектор коммуникативного процесса.

Культурная парадигма, сформированная в результате воздействия на неё специфических факторов, как внутренних, так и внешних, заключает в себе потенциальную инновационность или же репрезентативность. Приоритет того или иного формирует принципы дальнейшего развития культуры и детерминирует социокультурные процессы, в том числе и различного рода коммуникации. Поскольку коммуникативный процесс развивается в русле общей направленности социума и является в определённой степени творческим осмыслением действительности, то предполагаемый результат коммуникации предопределён аксиологической направленностью культуры.

Безусловно, нельзя говорить о существовании того или иного типа креативности в чистом виде. Речь идёт о преобладающих тенденциях в культуре. Культурно-исторический путь, пройденный цивилизациями Юго-Восточной Азии, сформировал тип креативности, который в полной мере соотносится с мироощущением человека, с его местом и ролью в мироздании. Согласно «восточному» мировоззрению человек является неотъемлемой частью мироздания, и его целью является в первую очередь сохранение гармонии природы, а не утверждение человеческого примата. Из этого постулата следуют и другие особенности «восточного» мировоззрения. Поскольку культурные традиции также являются частью сложившейся системы, приоритет традиционных взглядов над инновациями обусловлен необходимостью гармоничного существования. Этот принцип правомерен для всех областей социокультурной жизни, в том числе и для сферы коммуникации.

В то же время «западная» культура, основанная на гуманистической философии, первостепенное значение признаёт за человеком, который, по сути, является творцом наравне с природой. Творческая активность является в первую очередь возможностью для человека выразить свою надприродную сущность посредством реализации

творческих потенций. Результат такой реализации в «западном» культурном пространстве может быть гармоничен по отношению к природе или, напротив, дисгармоничен. При этом он в значительной степени предполагает создание новых реалий и смыслов, а одним из главных критериев оценки творчества является проявленная художником индивидуальность. Таким образом, креативность «европейского» культурного типа в большей степени направлена на создание нового, а креативность «восточного» культурного типа - на сохранение традиционных ценностей, на пиетет в отношении к ним. «Европейский» тип креативности ориентирует на созидательно-преобразовательную деятельность, тогда как «восточный» - на культовую практику.

Историческое развитие культуры определённых аксиологических ориентаций представляется сложной динамической саморазвивающейся структурой, которая следует внутренней логике свойственного ей типа креативности. Путь, пройденный «европейской» культурой, являет собой неоднородный, но последовательный процесс, периоды которого различались своими внутренними основаниями, динамикой, степенью инновационное™.

Европейская цивилизация при всем своем многообразии является цельным образованием, в котором есть исходная точка и расширение географического пространства в процессе исторического развития. Кроме того, идея творения в Европе является доминирующей в основной религиозной концепции (христианстве), а также в ветхозаветной религиозной традиции, что накладывает отпечаток на формирование типа креативности.

Антропологическая направленность античной философии предопределила возникновение христианства, как наиболее приемлемой монотеистической религии. Философия Августина, который противопоставляет античной цикличности «стрелу времени», создаёт неизменное движение вперёд от сотворения мира до Страшного Суда. Таким образом, возникает тип мировоззрения, основанный на примате человеческой сущности и осознании развития человечества как непрерывного поступательного процесса, имеющего определённое начало и обязательный финал. Человек вписан в чёткую систему координат, движение в которой является направленным и регламентируется фактором времени. В дальнейшем происходит изменение в мироощущении, связанное с осознанием собственной значимости, срав-

нимой с Богом. С этого времени человек действует исходя из собственных интенций, но пространство и динамика фактически остаются неизменными.

Антропоцентризм «европейской» культуры, идеологическое право на творение, а также модель времени, которое является прямонаправ-ленным, стали факторами, сформировавшими тип креативности с ярко выраженной установкой на инноватику. Причём инновация напрямую связывается с творческими интенциями индивида. С этим связано повышенное внимание в европейской философии к роли личности в культурно-историческом развитии.

Восточные религиозные концепции не уделяют особого внимания идее творения мира. Более того, религиозные космогонические системы Юго-Восточной Азии не являются креационными. Идея предопределения, незыблемости мироздания, признание совершенства мира формируют мировоззрение, согласно которому мир и социум изначально обладают законченностью и совершенством. Таким образом, задача человека сводится к ненарушению этого совершенства. Подобное мировоззрение проникло во все страны, которые так или иначе в разное время попадали в сферу влияния Китайской империи. Особым хронотопом этого региона стал период самоизоляции Японии.

При всем многообразии локальных культур на Востоке есть особенности, характерные для всего юго-восточного азиатского региона. Бинарность мышления, свойственная «европейской» ментальности, в «восточной» культуре сглажена. Противоположности рассматриваются не в аспекте их борьбы, а в контексте взаимодействия двух сторон одного целого. «Восточное» мировоззрение утверждает идеальность мироздания и его изначальную гармонию, оказывая тем самым влияние на личностную мотивацию: в ней нет установки на деятельность, связанную с изменениями реалий. Однако в данном случае гармонию следует понимать не как отсутствие движения, а как «неустойчивую устойчивость». Творение в рамках «восточной» культуры является проявлением непроявленного, но существующего в природе. Выявить грани природного совершенства является главной задачей творца. При этом следование Пути - это следование переменам. Таким образом, креативность «восточной» культуры в большей степени соотносится с репрезентативностью, но, в то же время, обладает внутренней динамикой, связанной с идеей «следования Пути».

В границах антропоцентрического мироощущения европейцев роцесс межличностной коммуникации рассматривается как взаимо-ействие двух или более независимых систем, в равной степени обла-ающих способностью изменять окружающую действительность и меющих на это право согласно сущности, созданной по божествен-ому «образу и подобию». Мироздание выступает в данном случае ак объект приложения творческих сил индивида, реализации его реативных способностей.

«Восточная» культура рассматривает мироздание как единое про-транство (во всех смыслах), в которое гармонично вписан индивид, то обусловливает особенности межличностной коммуникации. Та-ое мироощущение не признаёт индивидуализма, но уважает индиви-уальность.

Типы креативности, характерные для представленных культур, вязаны с основным отличием в мироощущении. Человек как творец, меющий надприродную сущность, обладает потенциальной возмож-остью создавать новые реалии, что моделирует инновационное по-едение. У человека, существующего в «идеальном» гармоничном ире, нет стимула для подобных интенций. В данной структуре миро-ания значительно более важным является сохранение существую-ей структуры, что моделирует репрезентативное поведение. Столь различное мироощущение приводит к формированию от-ичных друг от друга традиций в общении и поведении. Межкуль-рная коммуникация предстаёт процессом взаимодействия двух ложных структур, находящихся в рамках специфического миро-щущения и сложившегося типа креативности.

Вторая глава «Разнообразие форм проявления креативности» освящена анализу коммуникативных форм и их взаимосвязи с типом реативности социума.

В первом параграфе второй главы «Формы межличностной ком-уникации» рассматриваются особенности взаимодействия индиви-умов, в зависимости от использования знаковых систем вербально-и невербального общения.

Межкультурная коммуникация предполагает взаимодействие ин-ивидов - представителей локальных культур, посредством которых но и осуществляется. В свою очередь, в социальной системе, со-оящей из отдельных индивидов, формируются различные формы их аимодействия. Потребность в коммуникации возникает в совер-

шенно разных областях человеческой жизни (взаимоотношение полов, борьба за территории и личное влияние в социальной группе, религия, ритуально-обрадовая сфера и пр.).

Нет, пожалуй, такой сферы жизнедеятельности, в которой бы не был «задействован» механизм креативного мышления. Такое взаимодействие предполагает необходимость донести личные интересы до «другого» или «других», учитывая при этом их желания, силы и возможность сопротивления. С течением времени сформировалась традиция межличностного взаимодействия с определёнными правилами и установками. Безусловно, человек сам формирует круг своего общения. Но жизнь и деятельность человека предполагает общение не только со своим избранным кругом, но и с незнакомыми людьми, включая тех, кто не относится к числу «желанных знакомых». Подобное взаимодействие детерминировано различными коммуникативными правилами и нормами, то есть важной по своей сути составляющей социокультурной повседневности.

Коммуникативной особенностью человека является то, что наибольшее значение в этом процессе имеет способность к мышлению, при этом рефлекторная часть коммуникативного процесса весьма незначительна. Несмотря на то, что разум, способность мыслить - общий момент для всего человечества, ментальные особенности локальных культур обусловливают различия в символическом ряде коммуникативного процесса.

Коммуникативные формы делятся на две большие группы - вербальные и невербальные, - и являются общими для любой культуры, но проявления этих форм имеют свои неповторимые черты в каждой культуре. К наиболее древним формам межличностного взаимодействия относятся невербальные формы коммуникации. В современном мире коммуникативная значимость невербальных форм может варьироваться в локальных культурах в зависимости от исторически сложившегося опыта.

«Европейская» культура в большей степени ориентирована на вербальную коммуникацию. Традиция «слова» имеет здесь глубокие исторические корни как в философии, так и в религии. Жест выступает как механическое дополнение к слову, как иллюстрация устной речи. В отличие от «европейской» социокультурной традиции, основанной на примате слова, «восточная» традиция уделяет значительно больше внимания языку жестов.

Существуют различные варианты систематизации жестов, как сопряжённых с физическим контактом, так и не сопряжённых. Так происходит дифференциация языков жестов с функциональной точки зрения: искусственные языки жестов; языки глухонемых; пантомима; ритуальные языки жестов; профессиональные языки жестов; языки жестов, связанные с искусством (танец, театр, кино). В этом ряду особое место занимают жесты, выражающие эмоциональную реакцию субъектов общения.

Особую значимость среди бесконтактных форм исследователи жестов придают глазам. В процессе диалога глаза позволяют собеседникам получить дополнительную информацию друг о друге. В отличие от бесконтактных жестов, жесты, связанные с физическим взаимодействием, в значительно большей степени соотносятся с понятием личного пространства.

Значение жеста в рамках определённой культуры характеризуется общим восприятием человеком собственного тела. Отношение личности (или души) к собственному телу сродни ощущению себя как личности в мироздании. «Западная» культура предполагает, что «я» (личность, душа) обладаю своим телом. «Восточная» ментальность отождествляет «я» и тело, объединяя психику и физиологию в единое целое.

Жестовая коммуникация связана с визуальным восприятием символов. В этом смысле она ближе письменной вербальной коммуникации. Жест, воспринятый зрением, соотносится с собственным культурным кодом человека, заложенным в него генами и культурой его сообщества.

В отличие от жеста основа вербальной коммуникации - слово -всегда является сформированным символом и знаком. Слово связано не с ощущениями, чувствами и эмоциями, а с мышлением. Мысли человека всегда облечены в слова, в отличие от эмоций и чувств. Человек воспринимает символы, но облекает их в слова: вслух или мысленно. Поэтому одним из главных способов коммуникации является язык. Более того, можно с уверенностью сказать, что, возникнув как способ общения, язык стал с течением времени культурообразующим фактором, во многом определив особенности локальных культур и их ценностно-смысловую направленность. Во многом свойствами языка определяется структурное сознание человека.

Каждый из субъектов процесса коммуникации существует в условиях определённой ментальности, сформированной культурно-историческим развитием. Для осуществления самой возможности коммуникации необходимо привести понятийно-знаковый ряд к общепонятным значениям. Креативность, свойственная социуму, обусловливает формирование этих значений.

Коммуникативные формы в своём историческом развитии проходят путь от возникновения через трансформацию к современному виду, утрачивая порой на этом пути свои изначальные значения и наполняясь новыми. Этот процесс напрямую связан с креативностью ментальности общества и с творческими потенциями индивидов, из которых это общество состоит.

Знаковые системы вербального и невербального общения, безусловно, являются творениями человека, которые возникли исходя из потребности индивида в межличностной коммуникации и необходимости упорядочить мироздание для более удобного мироощущения себя в нём. Это утверждение справедливо для культур различных аксиологических ориентации, в том числе и крайне противоположных. При этом формы знаковых систем различны, а приоритет вербальных и невербальных форм коммуникации не всегда равнозначен.

Формы межличностной коммуникации в своём становлении и развитии являются результатом проявления творческого потенциала членов сообщества, для которых такая коммуникация является необходимой. В процессе исторического развития коммуникативных форм возникают всевозможные модели творческого поведения, способствующие дальнейшей эволюции форм межличностного общения.

Второй параграф «Культурно-исторические основания особенностей художественной коммуникации» посвящен анализу форм художественного творчества как особого вида коммуникации в их историческом развитии в контексте национальной культуры.

В качестве «символической формы» культуры и ее самосознания искусство предстаёт в разнообразии видов и жанров. Это особенно заметно в современных социокультурных реалиях. Наравне с традиционными видами (литература, живопись, театр, архитектура) и видами искусств, возникших в недалёком прошлом (кино, телевидение, дизайн), сегодня возникают виды искусств, которые не только могут основываться на базе традиционных, но и быть результатом создания новых технологий (перформанс, пространственные и виртуальные

инсталляции, реклама, граффити), но в любом случае они являются воплощением традиций и мировоззренческих концепций социума.

Первоначально искусство выполняло исключительно прикладные функции, и, как важная часть сакральной коммуникации, было связано с обрядовыми традициями и магическими ритуалами, принятыми в сообществе. В дальнейшем искусство становится все более созерцательным, рефлексивным, порой гедонистическим, утрачивая утилитарный характер.

Несмотря на идентичность форм художественного творчества, объекты творчества, идеологические задачи, эстетическое воздействие произведений часто различны, а порой и абсолютно противоположны, в зависимости от сложившегося отношения к месту искусства в сообществе. Явление формотворчества в культуре обусловлено потребностями развития социума и каждой из подсистем культурного универсума. Художественная рефлексия становится движущей силой в создании и формировании культурной самобытности и, в то же время, вступает в конфликт с устоявшейся обыденной практикой.

Искусство, как и любое проявление человеческой деятельности, развивается в определённых культурных реалиях. Значима и самобытность той культуры, в ценностно-смысловом пространстве которой творит человек. Например, «восточная» и «западная» культуры по-разному определяют роль творца в создании произведения. Европейское искусство предполагает значимость авторской индивидуальности в созданном им произведении. Человек выступает как творец нового, виртуального мира, коим является любое художественное произведение. На Востоке не отвергают полностью значение мастера, но отводят ему второстепенное положение. «Восточная» культура больше внимания уделяет результату как уже существующей части мироздания, чем самому творческому процессу, личности автора, материалам и пр.

Существует также разница в предполагаемом результате воздействия произведения. Западное искусство предполагает наличие в произведении события, обладающего, по определению Ю.М. Лотмана, характером «взрыва». Это событие является не только результатом осмысления художником какого-либо явления, но и предполагает дальнейшую рефлексию зрителя, читателя, слушателя. В то же время «восточная» концепция искусства предполагает полное отсутствие каких-либо рефлексивных или эмоциональных взрывов. Оно лишь

способствует созерцанию, причем часто внутреннему созерцанию, которое в свою очередь должно привести к полному покою. Таким образом, художественная коммуникация воспроизводит традиции, характерные для межличностной коммуникации в данном социокультурном пространстве.

В результате создания произведения искусства свобода художника сталкивается с ещё одним проявлением индивидуальности человека -свободой восприятия произведения искусства, свободой оценки. В результате художественной коммуникации возникает явление сотворчества, которое состоит в том, что зритель, слушатель, читатель воспринимает произведение искусства, находясь в мире собственных образов, основанных на индивидуальном жизненном опыте, этических и эстетических воззрениях. К тому же, зачастую взаимодействие осуществляется посредством исполнителя (музыка, театр). Таким образом, произведение искусства как явление обладает многомерностью и нестабильностью, связанными с индивидуальными особенностями человека.

Поскольку ограниченный объём диссертационного текста не позволяет дать анализ всех форм художественной коммуникации, в исследовании представлены наиболее популярные его виды - литература, живопись и музыка.

Отношение к слову и литературе как к части мышления и основе мыслительного процесса характерно для культуры разных аксиологических ориентаций. Но литература Юго-Восточной Азии имеет те же интенции, что любое искусство «восточной» культуры: мир гармоничен сам по себе, и человек - часть этой гармонии. Вероятно, такая установка на суть литературного творчества в определённой мере обусловила сложность восприятия произведений европейцами, находящимися в совсем иной системе координат ценностей и смыслов.

Национальная литература, порой даже высоко ценимая соотечественниками, не всегда находит отклик в душах иностранных читателей. Причиной этому может служить как несоответствие интересов, проблем культурных сообществ, так и неосведомлённость читателей о реальности, в которой существует автор. Отсюда взаимообусловленность креативного и коммуникативного моментов в судьбе литературного произведения как особого типа текста культуры.

В аспекте креативной природы межкультурной коммуникации важно обратить внимание на вопрос о словообразовании. Необходи-

мость приведения к единому образному и понятийному ряду разных языковых культур приводит к возникновению в современном мире новых слов и речевых оборотов.

Как литературное творчество, так и «восточная» живопись, предполагают максимальное слияние с природой. Гармония - основной критерий оценки художественного произведения. Нарушение гармонии не может быть прекрасным.

Совсем иначе представляется художественная коммуникация в «западной» культуре. Создание произведения искусства - это, прежде всего, самовыражение человека как субъекта художественного творчества. Природа, мировая гармония или нарушение этой гармонии становятся основой для создания произведения, но задача творца -создать новый мир, который будет индивидуальным, и в то же время дополнит мир существующий. Кроме того, в отличие от традиционной «восточной» культуры, на Западе очень важен индивидуальный стиль художника как субъекта творчества.

Наиболее доступным и интернациональным языком с точки зрения результативности художественной коммуникации, вероятно, можно назвать музыку. Для восприятия музыкального произведения нет необходимости знать национальный язык. Безусловно, знание национальных традиций композитора и исполнителя способно обеспечить более полное понимание музыки слушателем, усилить впечатление от самого произведения или от исполнения. Но такое знание вовсе не обязательно. Музыка - общедоступный язык общения, который, тем не менее, сохраняет национальную индивидуальность.

Своему творению художник передаёт то, что сопровождало его в течение жизни, что сформировало его личность, - традиции той культуры, которой он принадлежит. Он творит произведение искусства в соответствии со своим мировоззрением, интенциями, ощущениями, аксиологическими ориентирами родной ему культуры. Гуманистическая направленность «западной» культуры предполагает проявление собственной индивидуальности. Традиционная «восточная» культура принимает творение автора не как создание индивидуального мира, а как гармоничное дополнение природы, причём созданное не извне, а изнутри. Понимание особенностей культуры, в рамках которой существует автор, способствует продуктивности художественной коммуникации.

В заключении подведены итоги исследования и изложены основные выводы.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Самитина ЕЖ. Творчество как основа культурного развития // Вестник МГУКИ. - 2008. - № 2. - С. 66-69.

2. Самитина Е.К. Типы креативности в различных хронотопах европейской культуры // Вестник МГУКИ. - 2008. - № 3. - С. 56-59.

3. Самитина Е.К. Влекомый властною силою к творению... // Зеркало: альманах. - 2008. - № 1. - С. 217-225.

4. Самитина Е.К. Особенности традиции творчества восточной и западной культуры // Культурная политика в условиях модернизации российского общества: Сб. науч. ст.: В 2 ч. Ч. 2. - М.:МГУКИ, 2008. -С. 63-68.

5. Самитина Е.К. Влияние типа креативности на процесс коммуникации // Новые пути наук о культуре: Сб. науч. ст. - М.: МГУКИ, 2009. /В печати/.

Подписано в печать 18.09.2009 г.

Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № £(), Ротапринт МГУКИ.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Самитина, Евгения Константиновна

Введение.

Глава 1. Сопоставительный анализ исторических моделей креативности.

1.1 Соотношение понятий творчества, креативности и межкультурной коммуникации.

1.2 Типы креативности культур различных аксиологических ориента-ций.

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по культурологии, Самитина, Евгения Константиновна

Актуальность исследования определяется значимостью процесса межкультурной коммуникации в период глобализации, поскольку современный мир представляет собой совокупность различных социокультурных структур, которые подвержены возрастающему взаимодействию. Суть проблемы межкультурной коммуникации в современных условиях заключается в том, что этот процесс осуществляется большей частью на поверхностном уровне, в основном представленном глобальной экономикой и массовой культурой, местом происхождения которых является так называемая «западная цивилизация». Глубинные же процессы взаимодействия культур не изучены в достаточной степени.

Одним из основных факторов, влияющих на формирование или изменение культурной парадигмы, является креативность, свойственная определённому социокультурному типу. Интенции креативности находятся в русле общего развития локальной культуры и соотносятся с логикой развития социума, а также с преобладающими тенденциями в ментальности социума и ценностно-смысловыми ориентациями культуры. Изучение и анализ особенностей креативности социума позволяет выявить специфику креативности его ментальности и характер динамики социально-культурного развития.

В качестве факторов, которые позволяют идентифицировать локальную культуру как часть определённого социокультурного типа, можно назвать религиозные воззрения, принятые в обществе обычаи, обрядовую практику, или всё то, что формирует аксиологические ориентации деятельности членов социума. К примеру, факт наличия или отсутствия креационной идеи, как основы мировоззрения, влияет на вектор социокультурного развития общества и формирует его ментальность. Схожие ценностно-смысловые ориентации позволяют объединить ряд локальных культурных сообществ в более широкие структуры, которые различаются согласно таким специфическим константам мировосприятия, как взаимоотношения человека и природы, приоритет коллективного или индивидуального начал, значимость исторической традиции или творческой инновации, этнокультурная идентичность и др.

Аксиологическая направленность культуры создаёт специфическое мироощущение и обусловливает потенциальную продуктивность и динамику межкультурного взаимодействия. Тип креативности социума не только определяет логику дальнейшего социально-культурного развития, но и оказывает влияние на продуктивность межкультурной коммуникации. Изучение и понимание форм и принципов коммуникации, характерных для социокультурной группы, непременно будет способствовать адекватности восприятия ценностей культуры, которая является «чужой» и не может быть понята на уровне личной мен-тальности. Уровень межличностных контактов предполагает момент непредсказуемости результата взаимодействия. На межкультурном уровне нелинейность развития коммуникативного процесса значительно увеличивается. Этот синергетический процесс создает сложную нелинейную структуру, анализировать которую можно только при максимальном изучении глубинных оснований взаимодействующих культур.

Представленные в данном исследовании в качестве примеров культуры Европы и Юго-Восточной Азии являются наиболее полярными по своей менталь-ности и аксиологической направленности, поскольку процесс развития этих региональных культурных типов происходил с наименьшим взаимным влиянием.

Гипотеза

Межкультурная коммуникация представляет собой сложную многоуровневую структуру, включающую в себя множество элементов и подструктур. Креативность ментальности социума проявляется как на межличностном уровне, так и в рамках локальной культуры. Процесс коммуникации напрямую связан с типом креативности, а сфера коммуникации в значительной степени детерминирована традициями и обрядовой практикой.

Таким образом, возникают определённые предпосылки для межкультурной коммуникации, которые могут быть благоприятными (при схожих аксиологических ориентациях) или неблагоприятными (при различных). Вместе с тем результат межкультурной коммуникации напрямую зависит от потенциальной способности взаимного восприятия, заложенной в ментальности социума и обусловленной типом креативности.

Степень научной разработанности проблемы

Проблемы взаимодействия культур интересуют западных исследователей довольно давно. Уже деятели Просвещения (Вольтер, Д. Дидро, Монтескье и др.) придавали этому процессу огромное значение. Однако понятие межкультурной коммуникации возникло сравнительно недавно, в середине XX века. С течением времени сформировалось отношение к межкультурной коммуникации как к явлению, обладающему ярко выраженным динамическим характером и сложностью причинно-следственных связей.

Европейские мыслители в значительно большей степени уделяли внимание проблеме взаимодействия культур, чем восточные. В разное время к этой проблеме обращались С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, А. Бергсон, Ж. Бодрийяр, A.M. Буровский, Вольтер, И.Г. Гердер, Т.П. Григорьева, Г.В. Гриненко, Э. Гуссерль, Н.Я. Данилевский, Б.С. Ерасов, Вяч. Иванов, Г.Е. Крейдлин, К. Леви-Строс, Ю.М. Лотман, В.М. Межуев, Е.М. Мелетинский, Ф. Ницше, Ю.Н. Рерих, П.А. Сорокин, Ю.С. Степанов, Э.Б. Тайлор, Э.Тоффлер, Н.С. Трубецкой, М.Б. Туровский, Л. Уайт, Д.Д. Фрэзер, С. Хантингтон, О. Шпенглер, М. Элиаде и другие.

Мыслители Востока большее внимание уделяли особенностям межличностной коммуникации (Конфуций, Лао-цзы), причём в основном в рамках философских учений.

Креативности как одному из важнейших факторов антропогенеза учёные стали уделять внимание только в конце прошлого столетия. Вместе с тем явление творческой активности индивида интересовало ученых Европы уже давно. Ещё во времена Античности к этому вопросу обращались Платон и Аристотель, Зенон и Цицерон. В различные культурно-исторические эпохи вопросы, касающиеся источников и форм проявления творческой активности человека, поднимались в работах таких европейских учёных, как Т. Адорно, М. Арнау-дов, Ф. Бэкон, Г.-Г. Гадамер, Г.Ф.В. Гегель, В. Дильтей, И. Кант, Э. Кассирер, Г. Лейбниц, Г. Риккерт, Р. Сабундский, А. Фергюсон, И. Фихте, Ф. Шиллер, А. Шопенгауэр, И. Экхарт и многие другие. Отечественные мыслители также неоднократно обращались к вопросам творчества и творческого потенциала: Д. Андреев, A.A. Аронов, Н.С. Арсеньев, А. Белый, Г.С. Батищев, H.A. Бердяев, Н.С. Злобин, А.Ф. Лосев, Ф.Т. Михайлов, Б.Г. Мосалёв, В.И. Самохвалова, B.C. Соловьёв, Ф.А. Степун, Л.В. Успенский, Л. Шестов, М.М. Шибаева и другие. Кроме того, размышления о творчестве можно найти у многих поэтов, художников, музыкантов: И.А. Бродского, М.А. Булгакова, Р. Вагнера, Леонардо да Винчи, Винсента Ван Гога, Э. Золя, А. Камю, В.В. Кандинского, Т. Манна, Ми-келанджело, В.Ф. Одоевского, Б.Л. Пастернака, Н. Рериха, Ж.П. Сартра, А. Скрябина, Э. Хемингуэя, П.Б. Шелли и других деятелей художественной культуры.

Восточные мыслители также уделяли внимание этой проблеме со времени возникновения философии. Размышления о природе и значении творческого потенциала можно найти уже в сохранившихся в пересказах трудах основателей восточных религий Лао-цзы и Конфуция. В дальнейшем этой проблеме уделяли внимание мыслители как Юго-Восточной и Южной Азии, так и арабского мира: Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ямага Соко, Ито Джинсай, Саади, а также поэты Востока.

Однако понятие «креативность» стало рассматриваться учёными сравнительно недавно. Для изучения этого явления важное значение имеют труды A.C. Ахиезера, М.С. Кагана, A.A. Коблякова, A.A. Пелипенко, И. Пригожина, О.Н. Румянцева, В.И. Самохваловой, А.Ю. Шеманова, А.Я. Флиера.

Процессы, происходящие в современном мире на фоне культурного развития, побуждают исследователей рассматривать различные аспекты человеческой жизни в контексте глобализации. К важнейшим из них относится и креативный аспект межкультурной коммуникации.

Объектом исследования является межкультурная коммуникация как форма взаимодействия различных типов креативности.

Предметом исследования является креативный потенциал культур разных аксиологических ориентаций и их взаимодействие в процессе межкультурной коммуникации.

Цель исследования - выявление креативного потенциала межкультурной коммуникации.

Данная цель обусловила следующие исследовательские задачи:

- выявить различия в типах креативности, характерных для разных социокультурных групп;

- осуществить сопоставительный анализ форм проявления креативности в сфере межличностной коммуникации;

- проанализировать особенности художественной коммуникации в зависимости от типа креативности;

- охарактеризовать интенции креативности в культурах разных аксиологических ориентаций;

- выявить природу и характер динамики креативности в процессе культурно-исторического развития;

- раскрыть особенности типов креативности в культурах, объединённых определёнными аксиологическими ориентациями, а также осмыслить возможности повышения степени продуктивности диалога культур.

Методологической базой проводимого исследования являются основные концепции и подходы современной культурологии, в частности структурализм, методологические принципы семиотики и синергетики, а также некоторые элементы постструктуралистской интерпретации культуры.

Методы исследования. При написании диссертационной работы были использованы научные методы, адекватные комплексу исследовательских задач: социокультурный анализ, генетический анализ, принцип историко-культурной реконструкции, междисциплинарная компаративистика (в том числе лингвистическая), факторный анализ. Существенное значение в работе имеет анализ саморазвивающихся структур в рамках синергетического подхода.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- осуществлен анализ типов креативности в культурах различных аксиологических ориентаций - европейская культура и культура Китая, а также страны, которые так или иначе в разное время попадали в сферу его влияния (Япония, Корея, Вьетнам и др.), а также выявлены различия в представленных типах;

- проанализированы формы межличностной коммуникации, как вербальные, так и невербальные, и осуществлён их сопоставительный анализ на примере двух исторически сложившихся культурных парадигм;

- раскрыты особенности художественной коммуникации и выявлены её культурно-исторические основания в различных типах креативности;

- выявлены специфические черты типов креативности представленных культур (аксиологическая направленность, значимость индивидуальности, приоритет инноватики или традиции и др.);

- определены факторы культурно-исторического развития, являющиеся значимыми для формирования типа креативности (наличие или отсутствие креа-ционной идеи как основы мировоззрения, социальная структура, сложившиеся традиции, особенности межэтнических взаимодействий и др.);

- раскрыты особенности типов креативности и выявлено значение креативности в процессе межкультурной коммуникации как фактора, определяющего степень потенциального взаимного влияния.

Теоретическая значимость работы определяется в первую очередь тем, что в ней рассматриваются различные типы креативности в контексте межкультурной коммуникации на фоне современных социокультурных процессов, что является значимым вкладом в теорию культуры в части выявления, описания и атрибуции социокультурных оснований формирования ценностных ориента-ций, принципов мировосприятия и особенностей форм деятельности (в том числе и креативной) и взаимодействия, определяемых традициями разных региональных культур.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в научно-исследовательской и преподавательской деятельности - в курсах «Культурология», «Теория культуры», а также для разработки спецкурсов по проблемам креативности и межкультурной коммуникации. Кроме того, результаты исследования могут использоваться в качестве материала для дальнейшего изучения проблем межкультурной коммуникации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Креативность, свойственная культурам с теми или иными аксиологическими ориентациями, является одним из важнейших факторов, обусловливающих специфику развития социокультурной группы и её ментальности, в том числе, безусловно, влияющих на процесс межкультурной коммуникации. Результат межкультурной коммуникации напрямую зависит от потенциальной способности взаимного восприятия, заложенной в ментальности социума.

2. Основу межкультурной коммуникации составляет процесс взаимодействия двух сложных социокультурных структур, находящихся в рамках специфического мироощущения и сложившегося типа креативности. Идеологические и религиозные основания социума являются основополагающими при формировании типа креативности и соотносятся с культурными традициями.

3. Тип креативности является результатом культурно-исторического опыта социума и в то же время формирует вектор развития социокультурной группы. В заданном векторе развивается также коммуникативный процесс в межличностных формах, поскольку креативность лежит в основе формирования модели творческого поведения индивида. Межличностные формы проецируются на уровень межкультурных контактов, обусловливая специфику и продуктивность взаимодействия.

4. Коммуникативные процессы, которые включают в себя различные аспекты человеческого существования от межличностного общения до культурных контактов, обладают потенциалом креативности, проявляющимся в ходе культурно-исторического развития. Поскольку традиции коммуникации развиваются в русле общей направленности развития социума и являются в определённой степени творческим осмыслением действительности, то предполагаемый результат коммуникации предопределён типом креативности культуры.

5. Коммуникация, выраженная в различных формах и соответствующая определённому типу креативности, приводит к разного рода экспериментам и предстаёт в результате как синергетический процесс, который обладает определённой логикой развития, но не структурирован. Характерные для социокультурной группы формы, особенности и логика межличностного общения проецируются субъектами межкультурной коммуникации на взаимодействие культур. При этом разнонаправленность аксиологических ориентаций способствует нелинейности развития и неоднозначности результата.

6. Закрепление коммуникативных правил, реализующих адаптивно-регулятивные функции, происходило постепенно и не является законченным процессом. Дальнейшее развитие межличностных коммуникативных форм во многом зависит от творческих интенций индивидов, согласующихся с типом креативности их собственной культуры.

7. Этические и эстетические критерии, характерные для определённого социума, ограничены рамками типа креативности данной культуры и соответствуют аксиологической направленности. Это характерно как для межличностных контактов, так и для взаимодействия человека с окружающим миром.

Апробация исследования

1. По теме диссертации автором опубликовано 5 статей (в том числе 2 — в журналах из списка ВАК).

2. С изложением основных научных положений диссертации автор выступала на научных конференциях: «Культурная политика в условиях модернизации российского общества» (2008 г.) и «Новые пути наук о культуре» (2009 г.).

3. Результаты данного научного исследования внедрены в учебный процесс Высшей школы культурологии МГУКИ в содержание курса «Языки культуры и межкультурные коммуникации», а также в НОУ ВПО «Институт истории культур» в учебный курс «Философия культуры».

4. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики МГУКИ 19 февраля 2009 г. (Протокол № 7) и рекомендована к защите.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Креативный аспект межкультурной коммуникации"

Заключение

В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

Межкультурная коммуникация как явление взаимодействия локальных культур обладает рядом особенностей, связанных с креативностью субъектов коммуникации. В условиях культурного многообразия, которое интегрирует в себе и ценности предшествующих эпох социума, и ряд традиций этнонацио-нального характера, и инноватику, значимыми становятся факторы, связанные с творческим потенциалом индивидов и креативностью ментальности локальной культуры. Такая многоплановость и многослойность обусловливает широкий диапазон тех возможностей духовно-практического освоения реалий, которые заложены в данном феномене. Сложившийся ценностный фонд культуры, а также процессы обновления и позитивных изменений являются основой непрерывного развития социума. Трансляция опыта, с одной стороны, и различные формы модернизации социокультурного пространства, с другой, обусловлены типом креативности и соотносятся с аксиологическими ориентациями культуры.

Культурно-исторический опыт человека сопряжён с историческим опытом социокультурной группы и обусловливает культурную парадигму определённого региона. Культурная парадигма в свою очередь формирует направление дальнейшего развития социума, задаёт потенциальную возможность (или невозможность) взаимных контактов, а также параметры для этих контактов. Фактором, оказывающим значительное влияние на потенциальную возможность взаимного восприятия, является свойственная ментальности креативность.

Тип креативности культуры формируют этические и эстетические критерии, являющиеся основанием для реализации творческой потенции субъекта, которая в свою очередь способствует созданию новых критериев. Заданное направление развития культуры в дальнейшем приводит к созданию уникальной социокультурной среды, возникновению различных по своей сути этических и эстетических критериев, а впоследствии к формированию определённого типа культуры.

Креативность ментальности социума проявляется как на межличностном уровне, так и при взаимодействии культур. Процесс коммуникации напрямую связан с типом креативности и в значительной степени детерминирован традициями и обрядовой практикой. Однако коммуникативные правила в своей адаптивно-регулятивной функции не являются законченным процессом, а продолжают трансформироваться в векторе общего направления развития культуры. Формы и особенности межличностной коммуникации проецируются на межкультурный уровень.

Вектор творческой деятельности совпадает с общей концепцией развития социокультурной группы, а творческий поиск направлен на удовлетворение новых, постоянно возникающих потребностей, свойственных культурам разных аксиологических ориентаций. Осмысление процесса культурно-исторического развития социума, а также отношение субъекта к реалиям современности формирует основания для творческой деятельности, а также вектор этой деятельности, который указывает направление преобразования социокультурной реальности. Таким образом, креативность становится двигателем эволюционных процессов в культурном развитии, а особенности её типа задают направленность.

Необходимость взаимодействия субъектов формирует модели творческого поведения, в которых сам коммуникативный процесс развивается в соответствии с ценностно-смысловыми ориентациями культуры. Одним из проявлений креативности является создание и развитие форм межличностной коммуникации и их трансформация в ходе культурно-исторического развития.

Межличностная и межкультурная коммуникация способствует внедрению форм проявления креативности в социокультурное пространство и их адаптации, а также позволяет вплетать результаты творческого акта в структуру бытия. В этой связи творчество, используя коммуникативные средства, традиционно закреплённые в социуме, формирует новые реалии, выполняя таким образом функцию проективности.

В ходе развития сформировались культуры разных аксиологических ориентации, которые в качестве оснований придерживаются различных по своей сути концепций мироустройства и мироощущения. В данном исследовании представлены два типа культуры - «восточный» и «западный», рассматривающие различные аспекты человеческой деятельности в соответствии с типом креативности и особенностями ментальности, сформировавшимися в процессе развития.

Интенции креативности находятся в русле общего развития данного типа культуры и соотносятся с логикой культурно-исторического развития социума. В ходе этого развития особенности социокультурного типа, а также свойства характерного для него процесса межличностной коммуникации подвергаются трансформации, что создаёт условия для корректировки творческих интенций.

В рамках определённого типа креативности сформировалось различное по своей сути отношение к сущности творческого акта и его результатам. «Европейская» культура соотносит творческий акт с актом творения мироздания, где человек является создателем нового мира, который может гармонично вписываться в существующую реальность, а может быть ей максимально противопоставлен. Европейская гуманистическая философия постулирует надприродную сущность человека, наделяя его правом творения, «создавания». Проявление индивидуальности, самовыражение художника — главный критерий оценки творческого акта. Культура же Востока изначально включает человека в природную гармонию, где реализация творческого потенциала должна быть согласована с гармоничным построением мира. Любое нарушение гармонии не согласуется с категорией прекрасного в «восточной» ментальности, а, следовательно, не имеет права на существование. Самовыражение человека таким образом осуществляется исключительно в рамках природной гармонии. Это различие затрагивает большинство аспектов творческой деятельности: значение роли автора в произведении, предполагаемое воздействие на зрителя, взаимодействие с реальностью и интенциональность художественного произведения.

Поскольку художественное творчество отражает эстетические концепции, соответствующие аксиологической направленности культуры, и осуществляется в рамках философской системы, сформированной в ходе её культурно-исторического развития, то искусство Востока и Запада обладает той же направленностью, что и иные творческие процессы. «Восточному» искусству свойственна интровертность, направление воздействия на внутренний мир человека и создание гармоничного существования в окружающем мире. «Западное» искусство направлено на изменение реальности, её трансформацию, и представляет собой поиск возможности сосуществования с окружающим миром.

Значимость акта творения в «западной» культуре обусловлена религиозной и философской традициями, сложившимися на территории Европы в процессе культурно-исторического развития. Наибольшее значение креационный фактор обретает с утверждением христианства. В то же время «восточная» философия, так же, как и «восточные» религиозные воззрения, не придаёт столь важного значения понятию творение, поскольку отсутствует акт божественного творения мира. Таким образом, деятельность творца и само творчество на Востоке не обладает божественным происхождением и не является со-творчеством с Богом.

Факт наличия или отсутствия креационной идеи, как основы мировоззрения, влияет на вектор социокультурного развития общества и формирует тип креативности. Исходя из этой данности можно сделать вывод, что существование креационизма в мировоззренческой структуре является одним из основополагающих. Это необходимо учитывать в процессе межкультурной коммуникации.

Результат коммуникации связан с типами креативности взаимодействующих культур и во многом зависит от потенциальной готовности к такого рода коммуникации, а также подвержен влиянию внешних факторов, сопровождающих этот процесс. Таким образом, возникает нелинейность и непредсказуемость процесса взаимодействия, что свидетельствует о его синергетическом характере.

Этот характер проявляется на разных уровнях коммуникации, поскольку данный процесс предполагает взаимодействие двух и более субъектов (индивидов или социокультурных групп), в которых особенности и логика межличностного общения проецируются на взаимодействие культур. Креативность субъектов обусловлена синергией, в поле которой находится каждый из них. Таким образом, межкультурная коммуникация представляет собой сложную многоуровневую структуру, включающую в себя множество элементов и подструктур.

Представленная в данном исследовании тема широка и многослойна. Проблемы творчества и коммуникации в современных условиях межкультурного взаимодействия требуют изучения и осмысления. В представленной работе креативный аспект рассматривается в контексте взаимодействия двух культур различных аксиологических ориентаций: «западной» (европейской) и «восточной» (в данном случае культура Юго-Восточной Азии). Можно сказать, что именно эти культуры представляют собой наиболее полярные по своей ментальности социокультурные образования. Но существуют культуры, которые I вобрали в себя черты обоих типов в разных сочетаниях. К таким культурам можно отнести невероятно многогранную арабскую культуру, базирующуюся на идеологии ислама, культуру России, а также сложившуюся на сегодняшний день культуру Латинской Америки. Изучение особенностей креативного аспекта межкультурной коммуникации включает в себя исследования на разных уровнях коммуникационной структуры и является одной из важнейших задач культурологии в условиях усиления межкультурного взаимодействия, связанного с глобализацией.

 

Список научной литературыСамитина, Евгения Константиновна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Аверинцев С.С. София-Логос: Словарь / С.С. Аверинцев. — 2-е, испр. изд. -К.: Дух i Л1тера, 2001.

2. Августин Блаженный Аврелий. Об истинной религии: теологический трактат / Августин. — Мн., 1999.

3. Адорно Т. В. Избранное: социология музыки / Т.В. Адорно. — М.-СПб.: Университетская книга, 1999.

4. Аристотель. Этика, Политика, Риторика, Поэтика, Категории / Аристотель. -Минск, 1998.

5. Арнаудов М. Психология литературного творчества / М. Арнаудов (пер. с болгарского). М., 1970.

6. Аронов A.A. Творчество как социокультурный феномен / A.A. Аронов. — М., 2004.

7. Атлас языков мира. М.: Лик-пресс, 1998.

8. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта: В 3 т. Т. 1. От прошлого к будущему / А.С Ахиезер. - М., 1991.

9. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. СПб., 1997.

10. Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 1 / М.М. Бахтин. - М., 2003.

11. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М., 1979.

12. Белоусов К.И. Синергетика текста. От структуры к форме / К.И. Белоусов. -М., 2008.

13. Белый А. Символизм и творчество // Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994.

14. Бергсон А. Творческая эволюция / А. Бергсон. — М., 2006.

15. Бердяев Н. А. Дух и реальность / Н. А. Бердяев. М., 2003.

16. Бердяев Н. А. Самопознание / H.A. Бердяев. М.-Харьков, 2003.

17. Бердяев Н. А. Смысл творчества / H.A. Бердяев. М., 2007.

18. Берне Р. Стихи в переводах С. Маршака / Р. Берне. М., 1976.

19. Бибихин B.B. К онтологическому статусу языкового значения. Традиция в истории культуры / В.В. Бибихин. М., 1978.20. Библия. (Любое издание).

20. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов / В. Биркенбил. — СПб., 1997.

21. Бодлер Ш. Цветы зла / Ш. Бодлер. СПб., 1999.

22. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. — М.: Добро-свет, 2000.

23. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. Смоленск, 1997.

24. Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культурно-коммуникативный комплекс. Постановка проблемы (подходы к исследованию) / В.Ю. Бореев, A.B. Коваленко. // Человек и культура. М.: Институт философии АН СССР, 1984. -С. 54-74.

25. Буровский A.M. Мировая цивилизация: генезис, сущность, перспективы / A.M. Буровский. // Цивилизации. Выпуск 5. - М., 2002.

26. Вагнер Р. Моя жизнь. Мемуары в четырех томах. Т. 4. / Р. Вагнер. -СПб., Грядущий день, 1911.

27. Виндельбанд В. История философии / В. Виндельбанд. — Киев, 1997.

28. Воеводина Л.Н. Мифология и культура: учебное пособие / Л.Н Воеводина. М., 2002.

29. Воеводина Л.Н. Историческая динамика мифа / Л.Н. Воеводина. // Культура: философско-исторические аспекты изучения и развития. — М., 2005.

30. Вольтер. Собрание сочинений / Вольтер. М., 1998.

31. Всемирная история. Эпоха Просвещения. — Мн., М., 2000.

32. Всемирный доклад по культуре. Культура, творчество, рынок. М., 1998.

33. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991.

34. Гаджиева Е.А. Страна восходящего солнца: история и культура Японии / Е.А. Гаджиева. Ростов н/Д., 2006.36