автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Гончаренко, Леонид Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе"

На правах рукописи

Гончаренко Леонид Владимирович

Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе (социально-философский анализ)

Специальность 09.00.11. - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

2 4 ИЮЛ 2014

Москва 2014

005550853

005550853

Диссертация выполнена на кафедре управления социально-культурным развитием Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский городской университет управления Правительства Москвы»

Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент Шинелин Владимир Николаевич

Официальные оппоненты: - доктор философских наук, профессор

Ведущая организация: ФГОУ ВПО Российский государственный социальный университет.

Защита состоится 18 сентября 2014 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам Д 212.155.08 при Московском государственном областном университете по адресу 105005, Москва, ул. Радио, д. 10а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета по указанному адресу, на сайте МГОУ: www.mgou.ru. а также на официальном сайте ВАК РФ: http: vak.eAgov.ru

Хмелевская Светлана Анатольевна; - доктор философских наук, профессор Торгашёв Геннадий Александрович

Автореферат разослан < 2014 года.

Учёный секретарь диссертационногс доктор философских наук, доцент

Бондарева 5LB.

I. Общая характеристика работы

В конце XX века человечество вступило в информационно-коммуникативную фазу своего развития, эпоху коммуникативного понимания человеческой культуры и межкультурных взаимодействий. Этот несомненный факт существенно расширил предметную область социальной философии, открыл новые возможности для ее проникновения в глубины общества, личности и культуры. Сегодня в ее теоретико-методологическом фундаменте необходимо присутствуют те или иные подходы, которые опираются на коммуникативную парадигму.

Социально-философский анализ межкультурной коммуникации существенно углубляет понимание смысла коммуникативных практик социальных субъектов, способствует повышению эффективности социального управления культурными и иными процессами в стране, регионе, мегаполисе.

Актуальность социально-философского исследования

межкультурной коммуникации в московском мегаполисе обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, расширением границ межкультурной коммуникации и повышением интенсивности коммуникаций в концептуальном поле культуры информационного общества, возрастанием удельного веса ее прагматических регуляторов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между разнородными социальными субъектами. Этот процесс характеризуется дифференциацией культур и народов, служит их взаимообогащению. В то же время является предпосылкой социальной напряженности, возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов, обостряя проблему устойчивого развития. Для эффективного управления этим процессом стала востребованной задача всестороннего, прежде всего социально-философского, осмысления проблем безопасного

з

взаимопонимания и взаимодействия многоразличных представителей культур.

Во-вторых, особой сложностью и трудной предсказуемостью развития межэтнических и межрелигиозных отношений как в прошлом, так и в настоящее время. Возникающие в их контексте межкультурные противоречия имеют негативные последствия как внутри государства, так и в межгосударственных взаимоотношениях. Эти противоречия год от года осложняются невозможностью их достаточно полного прогнозирования.

В-третьих, актуализацией поиска новых эффективных технологий социально-философского изучения межкультурных коммуникаций. Поиск инновационных подходов обусловлен противоречивостью культурной идентичности, имея ввиду две противоположные тенденции межкультурного общения - стремление перенять новые, передовые достояния инокультур и желание сохранить традиционные культурные ценности своего народа. Это противоречие ориентирует не только на изучение мигрантами соответствующего языка, но и норм иной культуры, всего спектра форм общения, психологии, истории своих сограждан и партнеров по общению. Однако стало очевидно, что сегодня в мире нет достаточных теоретических подходов и навыков межкультурной коммуникации. В результате и в нашей стране, и в мире существует эскалация межнациональных конфликтов экстремистской направленности, усиление националистических настроений, активизация фундаменталистских движений.

В-четвертых, актуальной потребностью осмысления утверждающейся с конца XX века концепции «русского мира», социально-философских поисков социокультурной идентичности российского социума, его включенности в систему межкультурных связей, понимания места и роли «русского мира» в общей структуре мировой культуры. Автор диссертации принципиально считает, что межкультурная

коммуникация занимает ведущую роль при социально-философском изучении состояния московского социума в XXI веке, когда особенно важно определить оптимальные границы между глобализацией и сохранением московской социокультурной идентичности. В процессе межкультурной коммуникации требуется осознание коммуникантами социальных норм «другой» культуры, что создаст условия для их успешной социализации и аккультурации, способствующих развитию открытой к сотрудничеству и созиданию мультикультурной личности.

В-пятых, недостаточной изученностью специфики Москвы как столичного мультикультурного мегаполиса. Межкультурная коммуникация в Москве исторически имманентно содержит в себе столкновение взглядов и мнений, которые иногда вырастают в конфликт, не только препятствующий сотрудничеству граждан и социальных групп, но и приводящий к враждебному, нередко антагонистическому противостоянию. Предотвратить последствия враждебной межкультурной коммуникации возможно, прежде всего, воспитанием дружелюбия, имеющего комплекс прагматических целей. Названное обстоятельство диктует необходимость разработки, формирования и развития модели межкультурной компетентности личности москвича.

Таким образом, актуальность избранной темы исследования диктуется потребностью социально-философского анализа межкультурной коммуникации с точки зрения разработки методологических регулятивов для развития гуманистической социокультурной среды столичного мегаполиса.

Степень научной разработанности темы исследования

Анализ отечественных и зарубежных научных и прикладных источников в области межкультурной коммуникации обнаруживает её многоаспектную и противоречивую природу, обусловленную динамикой социокультурных изменений. Рельефно это проявилось в период

реформирования и смены концепции управления межкультурными связями в Московском мегаполисе.

€ учетом названной особенности научной картины, сложившейся в объектно-предметной области исследования межкультурной коммуникации, автор опирался на принципы преемственности и системности и определил следующие группы научных источников.

Первая группа включает в себя значительный объем фундаментальных методологических публикаций. Предшественниками исследований межкультурных взаимодействий явились работы зарубежных исследователей (М. Беннет, К. Гирц, В. Гудикунст, И. Дженнет, Х.-Ю. Люзенбринк, Г. Триандис, Э. Холл1), побудившие к появлению ряд отечественных работ, которые проанализировали данный вид коммуникации с культурологической, аксиологической, культурно-антропологической и социальной точек зрения (H.A. Авсеенко, Ж.А. Верховская, Л.И. Гршпаева, Т.Г. Грушевитская, Д.Б. Гудков, В.Г. Зинченко, ПК. Иконникова, В.В. Кочетков, O.A. Леонтович, И.В. Наместникова, Т.Г. Первиль, В.Д. Попков, Т.Н. Персикова, А.П. Садохин, Ю.П. Тен, СТ. Тер-Минасова, В.Е. Черникова, В.Е. Шамне, Н.В. Янкина2).

1 Bennett Milton, J. Basic concepts of intercuîtural communication: selected readings. Yarmouth (ME): Intercuîtural Press, Inc., 1998. p. - 272; Geertz, C. Interpretation of Culture. N.Y.: Basic Books, 1973, p.-5; Gudykunst, WJB. (2003), "Intercuîtural Communication Theories", in: Gudykunst, William B. (ed.), Cross-Cultural and Intercuîtural Communication. Thousand Oaks. P. -167-189; Janet, F.E. Intercuîtural communication: A Global Reader. / Ed. By F.E. Janet. - SAGE Publications, Inc (August 14, 2003) 464 p.; Liisebrink, H.-J. Interkulturelle Kommunikation. Interaktion. Fremdwahmehmung. Kulturtransfer2008. S. -176; Triandis, H. C. Collectivism and individualism: A reconceptualization of a basic concept in cross-cultural psychology. In G. K. Verma C. Bagley (Eds.), Personality, attitudes, and cognitions, London: MacMillan, 1988, P. 60-95; Hall, Б. The hidden Dimentions. - N. Y.—London, 1990;

2 Авсеенко, НА. Теория и практика межкулиурной коммуникации для специалистов в области мировой политики. - М.: "МАКС Пресс", 2005. - 206 е.; Верховская, Ж.А. Межкультурная коммуникация как фактор социокультурных изменений: дис. ... канд. культурологических наук: 24.00.01. - М., 2006; Гришаева, Л.И. О противоречивости оценок в межкультурной коммуникации и этике межкультурных контактов, Теоретические и прикладные аспекты описания языка и межкультурной коммуникации, ред. Л.В. Цурикова, ВГУ, - Воронеж, 2007. е. 228-238; Грушевидная, Т.Г., Попков, В.Д., Садохин, А.П. Основы межкулыурной коммуникации - М.: Юнити-Дана - 352 е.; Гудков, Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации - М.: Гнозис, 2003. - 288 е.; Зинченко, В.Г. Межкультурная

Поворот исследований в направлении развития социально-философских аспектов был начат в работах таких западных исследователей межкультурной коммуникации, как Д. Бахманн-Медик, А. Салливан, а также отечественных авторов (Г.В. Драч, Л.П. Репина, М.Ю. Савельева3 и др.),В последние десятилетия достаточно широко развернулись дискуссии о трансформации коммуникации в контексте социального и гуманитарного знания, а также о прикладных аспектах социокультурных научных разработок.

Впервые работы, непосредственно касающиеся тематики межкультурных взаимодействий и управлению этими процессами, были опубликованы в США. К ним относятся работы таких учёных как Н. Адлер, Н. Холден, Г. Хофстеде. Европейские учёные продолжили

коммуникация: от системного подхода к синергепгической парадигме / В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 223 е.; Иконникова, НХ Социальные средства коммуникации / Н.К., Иконникова //Личность. Культура. Общество. -2008. - Т. 10, вып. 3/4 (42/43). - С. 284-294; Кочетков, В.В. Социология межкультурных различий. Монография доктора социологических наук. - М.: Социум, 2000. - 258 е.; Леонтович, О. Г. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения /- М.: Гнозис, 2005. - 352 е.; Наместникова, И.В. Межкультурная коммуникация как социальный феномен: дне. ... д-ра филос. наук 09.00.11. - М., 2003. - 330 е.; Первиль, Т.Г. Межкультурная коммуникация как фактор модернизации образовательной деятельности: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11: - Ростов н/Д, 2005. - 153 е.; Персикова, Т.Н . Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. Логос, 2002. - 224 е.; Тен, Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 329 е.; Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М.: Слово, 2000. — 624 е.; Черникова, В. Е., Волова, Л. А. Межкультурная коммуникация в поликультурном пространстве: основные черты и особенности. - Пятигорск, 2005. - 168 е.; Шамне, Н.Л. Региональная миграция и проблемы ксенофобии / Шамне, НЛ. // Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводицакгики: Материалы Межрегиональной научной конференции, г. Волгоград, 4 февраля 2009 г. / Сост. В.П. Свиридонова, H.H. Остринская, Н. Л. Шамне, Л.А. Милованова и др. - Волгоград: Издательство Волгоградское научное издательство, 2009. - С. 3-8; Янкина, Н.В. Формирование готовности студента университета к интеркультурной коммуникации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 - Оренбург, 1999. - 212 с.

3 Bachmann-Medick, Doris. Cultural Turns: Neuorientierungen in den Kulturwissenschaften / Doris Bachmann-Medick. Reinbek: - Rowohlt Taschenbuch, 2006. - S. - 21; Sullivan, A.J. Values in Public Relations // Information, Influence, and Communication: a reader in Public Relations / eds. O. Lerbinger, A. Sullivan. - N.Y.: Basic Boote. 1965. p. 412-439; Драч, Г. В. Этнос, культура, цивилизация. Монография доктора философских наук. - Ростов-на-Дону, 2005. Соавторы: Лубский А. В., Эфендиев Ф. С (12 пл.); Межкультурное взаимодействие и его интерпретации: мат-лы науч. конф. / Редкол. Л.П. Репина (отв. ред.) и др. - М.: ИВИ, 2004. - 210 е.; Савельева, М. Ю. К вопросу о сущности «культуралистического поворота» в философии / М. Ю. Савельева// Фундаментальные проблемы культурологии: в 4-х т. Т.1. - СПб.: 2008. - С. 47-54.

исследования в данном русле: Г. Апфельхапьтер, Ю. Болтен, X. Хольцмюллер4.

В начале XXI века к числу наиболее разработанных и широко распространенных для межкультурной подготовки управленцев относятся концепции «культурных параметров» (Н. Адлер, К. Клахон, Э. Холл, Г. Хофстеде)5;концепции «культурных стандартов», раскрытой в работах Б. Кревера, А. Томаса6; разработанная М. Гэнноном концепция «культурной метафоры»7. Так же к ним отнисятся концепция «культурного стиля», содержание которой отражено в работах К. Бармейера и Р. Мюнхав).Этнолошческие аспекты межкультурного взаимодействия исследовались М. Л. Бэба, М. Вэхманом, Д. Канда9 и другими.

4 Adler, N. International Dimensions of Organizational Behavior. 3-rded. Cincinnati, 1997. P. 20; Холден, H. Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента: Пер. с англ. под ред. Б. JI. Ерёмина. - М.: Юниш-дана, 2005. — 384 с; Hofstede, G. Images of Europe: Past, present and future. In P. Joynt M. Warner (Eds), Managing across cultures: Issues and Perspectives. - London: International Thompsonn Business Press, 1996. pp. 65-147; Apfelhalter, Gerhard. Interkulturelles Management: die Bewältigung kultureller Differenzen in der internationalen Untemehmenstätigkeit / Gerhard Apfelthaler. - Wien: Manz Verlag Schulbuch; Wien: Bobmann,

1999. - 212 S.; Bolten, J. Interkulturelle Wirtschaftskommunikation // Handbuch interkulturelle Germanistik / Wierlacber, A., Bogner, A. (Hrsg.) Weimar: Verlag J.B. Metzler Stuttgart, 2003. - 689 S.; Holzmüller, H.H. Konzeptionelle und methodische Probleme in der interkulturellen Management-und Marketingforschung. - Stuttgart, 1995. S. - 68.

5 Kluckhohn, C. Universal categories of culture //Antropology Today. 1953. P. 507-524; Hall, E.T. Hidden differences. Studies in international communication. - Tokyo: Bungel shunju, 1987; Hofstede, G. Culture's Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations Across Nations. 2-nd Edition. - CA, Thousand Oaks: Sage Publications, 2001.

6 Kiewer, B. Kulturstandards als Mittel der Selbst- und Fremdreflexion / B. Krewer //Psychologie interkulturellen Handelns. Göttingen, 1996. - S. 147- 164; Thomas, A. Kultur und Kulturstandarts / Alexander Thomas // Handbuch interkulturelle Kommunikation und Kooperation. Bd 1. Grundlagen und Praxisfelder. Göttingen, 2003. - S. 29-47.

7 Gannon, Martin J. The cultural metaphor: a grounded method for analyzing national cultures / Martin J. Gannon, P. Audia И Innovations in International and Cross-Cultural Management. Thousand Oaks (Calif.), 2000. - P. 232- 274.

8 Baimeyer, Ch. Interkulturelles Management und Lernstile: Studierende und Führungskräfte in Frankreich, Deutschland und Quebec / Christoph I. Barmeyer. - Frankfurt am Main; N.Y.: Campus,

2000. - 379 S.; Münch, Richard. Code, Struktur und Handeln: soziale Milieus der Wissensproduktion / Richard Münch H Sozialstruktur und Kultur. - Frankfurt am Main, 1990.-S. 55-93;

9 Baba, M. L. The contexts of knowing: natural history of a globally-distributed team / Marietta L. Baba, Julia Gluesing, Hilary Ratner, and Kimberly H. Wagne // Journal of Organizational Behavior. 2004. - № 25. - P. 547-587; Wachmann, M. Angewandte Ethnologie und Unternehmen: die praxisorientierte ethnologische Forschung zu Unternehmenskulturen / Maike Wischmann. - Hamburg: Lit, 1999. - 121 S.; Kunda, G. The Local Selves of Global Workers: The Social Construction of National Identify in the Face of Organizational Globalization / G. Ailon-Souday, G. Kunda // Organization Studies. 2003. - Vol. 24, № 7. -P. 1073-1096.

Вторую группу составляют отечественные социально-философские

работы, исследующие межкультурный фактор в различных его аспектах

(Г.Э. Айрапетов, С 1С. Бондарева, И.Н. Горелов, Л.И. Гришаева, Т.Г.

Грушевицкая, В.Г. Зинченко, E.H. Малюга, ИМ. Мухамеджанова и др.)10.

В контексте исследовательской гипотезы и целей диссертации Л(?и ¿учению

автором изучены труды деструктивных сторон межкультурных взаимодействий. Это первоочерёдно работы таких авторов, как Г.М. Бирженюка, A.B. Глуховой, С. Ю. Ивановой, Д.В. Максимова, О.П. Мирошниченко, В.Н. Петрова, А.Л. Сагалаева11.

10 Айрапетов, Г.Э. Проблемы межкультурной коммуникации [Электронный ресурс] / Г.Э. Айрапетов 1! Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, — Режим доступа: ууут.ра1и.ги/ИЬ/риЬЦсайош/итуег51<у Read.-27.01.2012: Бондарева, С.К. Коммуникация: от диалога межличностного к диалогу межкультурному / С.К. Болдырева АЛ. Мурашов - М.: МПСИ, 2007. - 383с.; Горелов, ИЛ Невербальные компоненты коммуникации/ И.Н. Горелов отв. ред. В.Н. Ярцев; авт. предисл. В .И. Карасик. 4-е изд. - М.: Книжный дом «Либроком» 2009. -104 е.; Гришаева, Л.И. Введение в теорию Межкультурной коммуникации / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 336 е.; Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков; Под. ред. АЛ. Садохина. - М.: Юнити-дана, 2003. - 352 е.; Зинченко, В.Г. Межкультурная коммуникация: от системного подхода к синергетической парадигме. / В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. -2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 223 е.; Малюга, Е.Н. Функциональная прагматика межкультурной деловой коммуникации: монография / - 2-е издание, доп. - М.: Книжный дом «Либроком», 2008. - 314 е.; Мухамеджанова, Н.М. Межкультурная коммуникация: науч.-метод. пособие; М-во образования и науки РФ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Оренбург, гос. университет». - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2010. - 174 е.; Основы межкультурной коммуникации: практикум / Под ред. Л.Г. Викуловой. - М.: АСТ; Восток-Запад, 2008; Василик, М.А. Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. - М,: Гардарики, 2006. - 615 е.; Персикова, Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура / Т.Н. Персикова. - М.: Логос, 2004. - 224 е.; Рот, Ю. Межкультурная коммуникация: теория и тренинг. / Ю. Рот, Г. Коптельцева. - М.: Юнити, 2006. - 223 е.; Садохин, АЛ. Введение в межкультурную коммуникацию: учебное пособие / А.П. Садохин. - 2-е изд., стер. -М.:. Омега - Л, 2010. -190 е.; Гришаева, Л. И. Стратегии успеха и факторы риска в межкультурной коммуникации: монография / Под ред. Л.И. Гришаевой, Л.В. Цуриковой. -Воронеж: изд-во Воронеж. Гос. ун-та, 2005. - 391 е.; Тен, Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 329 е.; Янкина, Н.В. Введение в теорию и практику межкультурной коммуникации / Н.В. Янкина. - Оренбург. ОГУ, 2006.

Бирженкж, Г.М. Диалог культур и цивилизаций в современном мире / Г.М. Бирженюк, М.А. Мануильский // Человек. - 2007. - № 6. - С. 176-178; Глухова, А.В. Конфликты и диалог политических культур в современной России: монография / А.В. Глухова. -Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. Ун-та, 2005. - 216 е.; Иванова, С.Ю. Процесс модернизации и межэтнические конфликты на юге России / С.Ю. Иванова, Э.А. Аракелян // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 2. - С. 112-126; Максимов, Д.В. К проблеме культурных оснований межэтнических конфликтов / Д.В. Максимов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № 1. - С. 40-42; Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах: Ежегодный доклад, 1999 г. / Сеть этнолог, мониторинга и раннего предупреждения конфликтов; Центр по изучению и

Проблемные вопросы, касающиеся таких понятий как «стереотип», «предрассудок» в межкультурной коммуникации являются объектом исследования ряда учёных: Т.В. Декиновой, Н. Джавахишвили, Г. Дыханова, И.Б. Кузнедова-Моренко, Б.В. Милосердовой. Их работы проанализированы автором диссертации12.

Проблемы межкультурной компетенции исследованы на основе ряда авторитетных публикаций таких авторов как A.A. Гусейнов, Л.А. Кошеяева, В.И. Наролина и др.,3Кроме того, JI.B. Арутюнова, Г.И. Зверева,

урегулированию конфликтов ино-та этнологии и антропологии РАН. - М.: 2003. - 400 е.; Мирошниченко, О.П. Сущность и классификация межэтнических конфликтов / ОЛ. Мирошниченко // Инновации в образовании. - 2007. - Jfe 12. - С. 53-64; Петров, В.Н. Этнические мигранты и полиэтническая принимающая среда: проблемы толерантности / Социологические исследования. - 2003. - № 7. - С. 84-90; Противодействие экстремистской деятельности в России: проблемы теории и практики: материалы заседания «круглого стола» по разъяснению Закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. / Под общей ред. В.В. Амелина. - Оренбург: ОГАУ, 2006. - 44 е.; Сагалаев, А.Л. Причины и последствия межэтнических конфликтов в малых городах России / Вопросы местного самоуправления. - 2009. -J61.-C. 38-43.

12 Деюшова, TJB. Социальные стереотипы в системе межгрупповых и межличностных отношений. Инновации в образовании. - 2005. - № 5. - С. 73-86; Джавахишвили, Н. Этнорелигиозные стереотипы грузинских студентов / а Джавахишвили // Социологические исследования, - 2005. - № 3. - С. 107-112; Дыханов, Г. Межкультурные различия и PR. Советник. — 2006. - № 5. - С. 46-47; Кузнецова-Моренко, И.Б. Ислам и мусульмане в общероссийских и татарских телевизионных программах / И.Б. Кузнецова-Моренко, JI.H. Салахатданова // Социологические исследования. - 2006. — № 2. - С. 120-127; Милосердова, Е.В. Национально-культурные стереотипы и проблемы межкультурной коммуникации / Е.В. Милосердова // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 3. - С. 80-84; Торопова Е.А. Национальная идентичность как компонент имиджа страны / Е.А. Торопова // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистка. - 2010. - ife 4. - С. 219-230.

13 Гусейнов, A.A. Диалог культур: возможное™ и пределы / A.A. Гусейнов // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2009. - № 1. - С. 18-22; Кощелева, Л.А. Воспитание межкультурной компетентности как элемент подготовки эффективного менеджера / Л.А. Кошелева // Качество. Инновации. Образование. - 2004. - № 1. - С. 11-13; Молодежь Москвы: адаптация к многокультурности / под. ред. MJO. Мартыновой, Н.М. Лебедевой; Рос. Акад. Наук. Ия-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая; Ком. межрегион, связей и нац. полигаки г. Москвы. - М.: РУДН, 2007. - 528 е.; Наролина, В. И. Компегентностный подход к современному профессиональному образованию и межкультурная коммуникативная компетентность специалиста / В.И. Наролина // Мир образования - образование в мире. - 2008. - № 4. - №. - С. 3-12; Наролина, В. И. Подготовка специалиста к межкультурной коммуникации / В.И. Наролина // Высшее образование в России. - 2009. - № 1. - С. 124-128; Наролина, В.И. Развивающий эффект процесса формирования межкультурной коммуникативной компетентности специалиста / В.И. Наролина // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 5. - С. 23-25; Садохин, А.П. Компетентность или компетенция в межкультурной коммуникации. Вестник Московского университета. - 2007. - № 3. - С. 39-56; Садохин, А.П. Межкультурная компетенция и компетентность в современной коммуникации. Общественные науки и современность. - 2008. - № 3. - С. 156-166; Садохин, А.П. Проблема

Т.Д. Павлова, исследовали аналитические механизмы мультикультурализма в ряде своих публикаций14. Эти работы тоже были учтены автором диссертации.

Третья группа включает в себя работы междисциплинарного исследовательского характера последних лет по проблеме межкультурной коммуникации в контексте социально-философского освоения коммуникативного пространства в XXI веке. Сюда входят диссертации таких исследователей как Ж.А. Верховской, Д.Ю. Гуляева, Б.Р. Могилевича, И.В. Наместниковой, Т.А. Ткаченко и др.15

Четвертую группу источников составляет научно-публицистическая литература16 и официальные документы17, относящиеся к межкультурной

восприяггия в формировании межкультурной компетентности. Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2010. - № 2. - С. 55-75.

14 Арутюнова, Л.В. Мультикультурализм, как объект философского мышления / Л.В. Арутюнова И Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2009. — № 3. - С. 87-90; Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: исслед. подходы и интерпретации / под ред. Г. И. Зверевой; Ин-т «Открытое общество». - М.: Аспект Пресс, .2003. — 189 е.; Соловьева, А.Н. Культурные различия как основа этнической идентичности в контексте глобализации / А.Н. Соловьева // Мир психологии. - 2009. - № 3. -С. 23-34; Павлова, ТЛ. Подготовка кадров высшей квалификации в России: интеграционные механизмы толерантности в межкультурном взаимодействии / T.JI. Павлова // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 4. - С. 14-16; Проблемы сохранения толерантности в полиэтнических регионах России: материалы межрегиональн. научн.-практ. конф. -Оренбург: ГОУ OrV, 2006. - 247 е.; Якубов Э. Интернет, как среда межкультурной коммуникации: сетевые ресурсы о единстве непохожих / Э. Якубов // Библиотечное дело. -2008.-№8(74).-С. 15-16.

15 Верховская, Ж,А. Межкультурная коммуникация, как фактор социокультурных изменений: дисс. ... канд. культурологических наук: 24.00.01 - Москва, 2006; Гуляев, Д.Ю. Межкультурные коммуникации в профессиональной деятельности сотрудника пограничных органов: сущность, содержание, развитие (социально-философский анализ), дисс. ... кавд. философских наук: 09.00.11. - Москва, 2010; Могилевич, Б.Р. Межкультурная коммуникация в системе социологического знания, дисс. ... д-ра социолог, наук: 22.00.01. - Саратов, 2010; Наместникова, И.В. Межкультурная коммуникация как социальный феномен: дисс. ... д-ра филос. наук 09.00.11. - М., 2003; Ткаченко, Т.А. Формирование межкультурной компетенции, как фактора профессионального самоопределения будущего специалиста, дисс. ... кавд. пед. наук: 13.00.08. - Саратов, 2005; Хохлова, Е.А. Коммуникационные процессы в современном социокультурном пространстве, автореф. канд. филос. наук: 09.00.11.- Ставрополь, 2006.

16 Научно-практический журнал «Журналист. Социальные коммуникации», 2011-2012 гг. Правовые и экономические аспекты консолидации московского общества на идеях толерантности и культуры мира. Научно-методический сборник. - Москва, 2006 - 139 е.; Реализация программы культуры мира с образовательными учреждениями и партнерами ближнего и дальнего зарубежья. Научно-методический сборник. - Москва, 2006. - 187 е.;

коммуникации в городе Москве. Здесь анализ библиографии позволяет выделить наиболее и наименее изученные теоретические и практические стороны проблемы. Автор диссертации отмечает в этой связи высокую творческуюактивность ученых МГИМО, Московского Дома Национальностей и Московского института экономики, политики и права, а также Центра развития межличностных коммуникаций, а также Центра развития межкультурных коммуникаций.

Изучение фундаментальных и прикладных подходов к исследованию межкультурной коммуникации в столичном мегаполисе привели автора диссертации к ряду существенных выводов.

Во-первых, несмотря на обширное и, тем не менее, далеко не достаточное, число работ по межкультурной коммуникации, ее социально-философский анализ представлен еще только фрагментарно, чаще всего во введении и заключении научных работ с рекомендацией для дальнейшего исследования. В частности, недостаточно внимания уделяется коммуникативным моделям междисциплинарного социально-философского синтеза, в которых была бы представлена и реализована прагматическая потребность в управлении межкультурным коммуникационным процессом.

Во-вторых, отсутствуют социально-философские работы, где в прямой постановке говорилось бы о специфике межкультурной коммуникации в городе Москве - основном многокультурном центре Российской Федерации. До недавнего времени актуальными были вопросы

Россия: Национальный вопрос. Обсуждение статьи В.В, Путина (01.02.2012). -Москва, 2012. -60 с.

17 Указ Президента РФ от 19.12.12. № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; Распоряжение Правительства РФ от 15.06.2013 № 1226-р «План мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; Постановление Правительства Москвы от 09.08.2005 № 602-ПП «О среднесрочной городской целевой программе Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры, мира и согласия» (2005-2007 гг.); Концепция реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве.: 2010 г.

12

организационно-технического характера, решение которых, при всей их значимости, не дает еще целостного комплексного понимания межкультурного пространства столицы и соответствующих рекомендаций по его развитию.

Объектом исследования данной диссертации является межкультурная коммуникация, как вид социокультурных взаимодействий социальных общностей в процессе их жизнедеятельности.

Предметом исследования выступает сущность, содержание и специфика межкультурной коммуникации социальных субъектов московского мегаполиса, приоритетные направления их совершенствования.

Гипотеза исследования. Исходя из объектно-предметной области диссертационного исследования - межкультурной коммуникации столичного мегаполиса, находящейся сегодня в активной стадии принципиального обновления традиционно сложившихся стереотипов межнациональных и межкультурных отношений, связей и коммуникаций, объективно следует предположение о социально-напряженном характере этого процесса. Разрешению возникающих социальных противоречий может способствовать реализация целостного комплекса социально-философских, теоретико-прикладных, организационно-административных, учебно-воспитательных мер, направленных на совершенствование и развитие межкультурной коммуникации в городе Москве.

Цели исследования состоят в осуществлении социально-философского анализа межкультурной коммуникации социальных груш и институтов города Москвы; вскрытии конфликтогенных противоречий межэтнических отношений, и, на основании этого, разработка системно-ориентированных практических рекомендаций по управлению межкультурной коммуникацией в столичном мегаполисе, а также

определение структурной модели коммуникативной компетентности личности.

Рамки исследования определяются объектно-предметной областью, включающей сферу межкультурной коммуникации столичного мегаполиса.

В достижении поставленных целей автором решаются следующие исследовательские задачи:

- уточнение социально-философских истоков, лежащих в основе исследования и понимания коммуникации как социального феномена;

- определение социально-философской методологии исследования межкультурной коммуникации;

. — социально-философский анализ межкультурного пространства России и специфики межкультурной коммуникации в мегаполисе;

- вскрытие конфликтогенных противоречий в межэтнических отношениях субъектов столичного мегаполиса и разработка профессионально-деятельностных рекомендаций по управлению столичным мегаполисом в этой сфере.

Теоретико-методологической основой исследования выступают методологические требования общефилософских принципов познаваемости социальной реальности, многомерности истины, ее опосредованности различными формами научного познания, системности изучения объектов и процессов реального мира, диалектической взаимосвязи общего, особенного и единичного, исторического и логического; фундаментальные положения социально-философской науки о социальном времени и пространстве; наиболее значимые коммуникативистские идеи и выводы из трудов отечественных и зарубежных ученых, а также логико-исторический, функционально-

деятельностный, организационно-системный, синергетический, социокультурный, цивилизационный, социально-антропологический и другие подходы. В работе также использовались специальные исследовательские методы: социолингвистической концепции события «Я» и «Другого» М.М. Бахтина18, а также теории коммуникации Ю. Хабермаса19, классификации систематизации, теоретического обобщения и описания, социального детерминизма, феноменологической социологии Э. Гуссерля20, социально-философской компаративистики, при доминирующей роли социально-философского анализа.

В диссертации феномен межкультурной коммуникации исследуется с позиции деятельностного подхода, на базе которого межкультурная коммуникация анализируется как поведенческая характеристика. Указанный подход позволяет рассматривать этническую культуру как поведенческую характеристику личности и группы.

Эмпирическую базу исследования составляют данные социологических исследований, нормативно-правовых актов Российской Федерации и Правительства Москвы, результаты контент-анализа материалов периодической печати, конференций, посвященных межкультурной проблематике, литературных источников, данных сети Интернет, а также ведомственных газет, журналов и специфических публикаций, анализ и систематизация опыта конкретных сотрудников и лично автора при выполнении служебных задач в управленческих структурах Правительства Москвы.

П. Структура и основное содержание диссертации

18 Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г.Бочаров. - М.: Искусство, 1979.-424 с.

" Habermas, J. The theory of communicative action. Lifeworld and system: A critique of functionalist reason: Vol. 2. - Boston: Beacon Press, 1985.

20 Гуссерль, Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии. 1913. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://philosophv.ru/librarv/hiisserl/husserl ideal .html.

Структура диссертации представлена введением, четырьмя разделами, заключением и списком литературы.

В разделе I - «Социально-философские истоки исследования межкультурной коммуникации» - рассматриваются исторические корни коммуникативной парадигмы, даётся определение исходных понятий, представлены основные концептуальные модели коммуникативной парадигмы, а также рассматриваются социально-философские аспекты межкультурной коммуникации.

В разделе П - «Социально-философская методология исследования межкультурной коммуникации» - рассматриваются личностно и социально-ориентированные типы коммуникативной деятельности. Определяется понятие «коммуникативная личность», раскрывается содержание этого понятия, изучаются трансакционная и языковая модели коммуникативной личности, а также представляется структурная модель коммуникативной компетентности личности.

В разделе Ш - «Социально-философский анализ межкультурного пространства России и московского мегаполиса» - представлена динамика межкультурной коммуникации в России за межпереписной период, раскрыта картина межрелигиозных коммуникаций, рассмотрены политико-правовые основы межкультурной коммуникации в России и Москве.

Раздел IV - «Этнокультурная среда Москвы» - посвящен социально-философскому анализу коммуникативности этносов в Москве. В разделе приводятся данные, отображающие состояние различных диаспор Москвы в период после 2000 года. В разделе освящаются вопросы, касающиеся безопасности межнационального взаимодействия и этнической нетерпимости, ксенофобии и конфликтности в городе, а также изучается воздействие средств массовой информации на межкультурную ситуацию в столице.

Ш. Научная новизна исследования и обоснование положений, выносимых на защиту Научная новизна результатов исследования

1. Уточнено социально-философское определение и проведена классификация исходных понятий «коммуникация» и «межкультурная коммуникация» в их историческом становлении и развитии.

2. Расширено представление о социально философской методолгии исследования коммуникативной парадигмы, разработанной в. зарубежной и отечественной литературе. На этой основе разработана авторская трактовка соответствующего понятия. Выдвинуто положение о том, что развитие межкультурной коммуникации и широкое внедрение в практику гражданского общества Москвы дружественных форм взаимоотношений предполагает, с одной стороны, совершенствование социально-экономических и политических отношений москвичей, а с другой - формирование морально-нравственной коммуникативной среды и коммуникативной культуры столичного мегаполиса.

3. Определены деструктивные и конструктивные противоречия в развитии межкультурного пространства Москвы, обусловленные совокупностью объективных и субъективных детерминант. На этой основе многопланово обоснована идея о межкультурной коммуникации, как системообразующем факторе социальной интеграции населения города Москвы. В социально-философском аспекте раскрыта структурная модель коммуникативной компетентности личности социального работника столичного мегаполиса.

4. На основе социально-философского анализа этнокультурных отношений между представителями разных национальностей в городе Москве и его сопоставления с результатами аналогичных социологических исследований в других мегаполисах России выявлены условия, как для формирования дружелюбия и преодоления ксенофобии, межэтнической напряженности, так и возможного участия москвичей в межнациональных конфликтах.

5. Определены социальные факторы и предложены практические программы преодоления этнокультурной напряженности в Москве, основанные на проведенном анализе уровня ксенофобии и межкультурной конфликтности в миграционной сфере Москвы, роли землячеств и общественных организаций в миграционной политике, влияния СМИ на коммуникационные потоки и регулирование этнической напряженности.

Положения, выносимые на защиту 1. Вхождение российского социума в инфомационно-коммуникативную фазу своего развития и связанные с этим процессом социальные инновации сжали пространство и уплотнили время. Как ответ на вызов времени возникают научные дисциплины с комплексным содержанием объектно-предметных областей и интегральным методологическим инструментарием. Их принято называть постнеклассическими. К их числу относится межкультурная коммуникация. Она продуцирует свой особенный подход к познанию культуры общества и человека — коммуникативный. В диссертации с социально-философских позиций анализируются различные грани этого подхода, выделяются его сущностные черты и статусные особенности.Межкультурная коммуникация анализируется в диссертации как среда жизнедеятельности населения города

Москвы и системообразующий фактор его бытия. В рамках коммуникативного подхода социальная жизнь москвичей рассматривается как система взаимодействия различных культур людей и их этнических особенностей.

2. Возрастание в российском обществе межэтнической напряженности реально усиливается в Москве. Одним из измерений этого возрастания является социально-политическое, отражающее распространение в общественном сознании москвичей шовинистических и ксенофобских настроений. Особо значима роль социально-политических факторов в возникновений и эскалации межэтнических противоречий в традиционной московской среде столичного мегаполиса, где в силу поливариативности культурных стандартов принимающего населения начинают активно воздействовать культурно-нравственные обычаи прибывающих иммигрантов, оттесняющие на второй план традиционную для большинства населения систему оценок. Существующая в российском социуме тенденция взаимопроникновения и сближения культур может вызвать в массовом сознании не только позитивные настроения, но и их отторжение, усиливающее степень и остроту этнокультурной самоидентификации отдельных этнических общностей. В настоящее время наиболее вероятной предпосылкой межэтнической напряженности в столичном мегаполисе является различие в подходах и оценке московской ситуации местным населением и приезжими, привыкшими к иным этнокультурным стандартам. Потребность в «восстановлении справедливости», не реализуемой или не могущей быть реализованной в законодательном поле и правоприменительных практиках, составляет в подавляющем большинстве истинную подоплеку

межкультурных, межэтнических конфликтов, в профилактике и разрешении которых должно играть важную роль формирование эффективного межкультурного коммуникативного пространства столицы.

3. Установка, на базе которой строится социальная коммуникация в полиэтническом мегаполисе, должна формироваться путем позитивных отношений между «Я» и «Другим» не на основе различий, а на основе сходства интересов и стремления к познанию друг друга, где диалог культур составляет не только суть бытия, но и неизбежное единение «Я» с «Другим». Такое понимание межкультурной коммуникации способствует реализации гуманистического идеала «разнообразие в единстве».

4. На характер формирования бесконфликтных межкультурных отношений существенное влияние оказывает социокультурная политика органов государственной власти федерального и муниципального уровней. В силу этого возникает необходимость укрепления организационных основ власти, создание целостной системы юридических, социально-экономических, политических, государственно-управленческих норм по регулированию этносоциальных процессов в городе Москве. Реализуемая в настоящее время концепция по развитию города Москвы на 2012-2016 годы направлена на эффективное развитие межкультурного коммуникационного пространства столичного мегаполиса.

Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что она обобщает и дополняет обширный исследовательский материал отечественных и зарубежных исследователей . по проблеме межкультурной коммуникации.

Рассмотрение межкультурной коммуникации в социально-философском аспекте способствует построению целостной картины развития межкультурного пространства России, определению и регулированию динамики функционирования культуры как в столичном мегаполисе, так и в других регионах страны. Материалы диссертации могут способствовать разработке методик профилактики межэтнических конфликтов в московском регионе, а также выступать основой для решения общенаучных и практических задач в сфере межнациональных отношений.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в ходе обучения самых различных категорий государственных, гражданских и муниципальных служащих, в частности социальных работников Москвы. Результаты диссертационной работы могут быть включены в теоретические и практические программы формирования и укрепления социальной безопасности столичного мегаполиса.

Апробация результатов исследования. Положения и выводы, ставшие результатом проведенного автором исследования, нашли свое отражение в опубликованных научных работах, в том числе в изданиях, определенных перечнем ВАК РФ, были апробированы в докладах и сообщениях на научных конференциях, в ходе лекционных и практических занятий со студентами Московского городского университета управления Правительства Москвы.

Заключение

Ключевые теоретические и праюжческие, выводы заключительного характера уже надши свое отражение в четырех разделах диссертации. Они позволяют автору утверждать, что выдвинутая им. гипотеза

диссертационного исследования получила достаточно обоснованное и развернутое в практику подтверяедение. В диссертации убедительно показано на историческом и современном материале, что культурное многообразие, солидарность, взаимоуважение, дружелюбие и открытость в коммуникации — это наш московский, как сегодня принято говорить, бренд.

На нынешнем этапе развития межкультурного взаимодействия, характеризующемся, с одной стороны, созданием новых условий и возможностей для самореализации индивида, в межкультурном пространстве, а с другой — утратой прежних и отсутствием новых высоких идеалов, духовности, актуализируются проблемы формирования дружественного и эффективного межкультурного взаимодействия у населения Москвы.

К контингенту, включённому в межкультурный диалог, относится все население московского мегаполиса, являясь объектом государственной и муниципальной межкультурной коммуникации.

В целом, общим условием для формирования пространства межкультурной коммуникации всех этнокультурных групп являются общечеловеческие ценности и принципы гуманизма и патриотизма при учете всего комплекса особенностей каждой группы.

Необходимыми условиями концептуализации управления межкультурными процессами в Москве являются: сохранение и развитие культурной среды города всех населяющих её этносов, укрепление традиций дружественного общения и создание условий для развития и функционирования культурно-досуговых учреждений.

Результатами формирования такого типа межкультурного взаимодействия в столице являются воспитание населения открытого к межкулыурному диалогу, интеллектуализация культурного досуга населения; борьба средствами культуры с негативными проявлениями

межкультурной коммуникации в обществе; повышение духовного и культурного уровня всех этнических групп московского мегаполиса.

Сохранение, развитие этно-национальных культурных традиций, приобщение к ним широких масс населения и культурный обмен ими есть средство объединения общества, основа его гармоничного поступательного развития. Особенно это важно для Москвы — города с исторически сложившейся многонациональной культурой, за почти тысячелетнюю историю города вобравшего в себя лучшие традиции народов, ее населяющих, и ставшей для них Родиной. Москва как исторический, духовный и культурный центр России несет бремя ответственности за сохранение национальных и культурных традиций, народов её населяющих, обеспечение преемственности, вносит свой неоценимый вклад в дело сохранения и развития экономики и культуры, тесное межкультурное сотрудничество, межкультурное воспитание членов общества и духовное здоровье россиян.

Для полноценного развития межкультурного диалога Москвы, нравственного и эстетического воспитания индивидов необходимо, во-первых, обеспечить доступность культурных благ для всего населения московского мегаполиса, во-вторых, использовать мощнейший потенциал новейших информационно-коммуникационных технологий.

Повышение уровня корректной межкультурной коммуникации в городе и развитие её теоретико-методологической основы позволит обеспечить населению Москвы эффективное производство материальных и духовных благ, с одной стороны, так и обеспечить возможность проведения досуга на высоком культурном уровне с другой. Таким образом, будут расширяться, и совершенствоваться традиционные каналы трансляции духовной культуры в поликультурном социальном пространстве.

Межкультурная коммуникация стала вызовом информационного века. Центральной задачей государства в этой сфере в настоящее время с социально-философской точки зрения является создание комплекса необходимых условий для достижения более высокого качества межкультурной коммуникации столичного мегаполиса. Это, прежде всего повышение качества культурного пространства города и обеспечение экономических и социально-бытовых условий, при которых будет обеспечиваться конструктивное межкультурное взаимодействие, также улучшение качества и разнообразия услуг в культурной сфере и модернизация сети культурно-досуговых учреждений. Москва, как один из крупнейших мегаполисов мира с полиэтничным, многоконфессиональным составом населения при отделённых условиях способна предоставить все необходимые возможности для гармоничной межкультурной коммуникации.

Высокий уровень и корректность процессов межкультурной коммуникации в городе являются приоритетными для всех москвичей. Слабо развитое сознание субъектов межкультурной коммуникации формирует нестабильное общество, неспособное решать важнейшие задачи переходного периода. У населения, особенно в молодежной среде, наблюдается снижение уровня моральных, нравственных, культурных критериев, материальные ценности все более вытесняют духовность, а массовая культура становится все агрессивней. В такой среде на фоне экономического неравенства создаются предпосылки для этнической нетерпимости и ксенофобских настроений. Изменить ситуацию к лучшему возможно лишь в условиях государственного протекционизма в сфере межкультурного взаимодействия, в частности в сфере миграционной политики.

Процесс социальной интеграции моделей межкультурной компетентности затрудняет целый ряд факторов:

- кардинальные трансформации в государственном устройстве, изменившаяся социально-политическая ситуация в стране;

кризисные явления в экономике и как следствие снижение жизненного уровня большей части населения;

- сокращение численности государственных учреждений культуры, досуга и спорта;

- стремительное развитие видов и форм досуга, являющихся продуктом массовой культуры;

- снижение качества образования, воспитания, культурного просвещения;

- отсутствие массовых межнациональных общественных организаций;

- бездуховность информационного пространства, негативное влияние средств массовых коммуникаций;

- криминализация жизни и общественного сознания в условиях городской жизни;

- культивирование в общественном сознании, мировоззрении крайнего индивидуализма, эгоцентризма, представлений о преобладании личных интересов над общественными.

При стратегическом планировании организации процессов. межкультурной коммуникации в столице России необходимо учитывать следующие факторы:

- динамизм происходящих в Москве информационно-культурных и этнических процессов;

- рост национального самосознания и усиление значимости этнокультурной самоидентификации;

- влияние ситуации в столице на сохранение территориальной целостности, культурного пространства, единства российского

государства, формирование общегражданского сознания у всего населения РФ;

- трудности в разделении населения столицы , по этническому принципу вследствие большого количества этнических групп.

Пространство межкультурных коммуникаций в столице также отличает:

- превращение Москвы с ее огромными экономическими, политическими, культурными ресурсами в один из главных межрегиональных центров сложных этнокультурных процессов на всем евразийском пространстве России;

- значительная, в ряде случаев гипертрофированная, политизация сферы межнациональных отношений под влиянием более активной, чем в России в целом, политической жизни, более развитой информационно-культурной сферы;

- большая интернационализация культурных процессов и взаимодействий в связи с геополитическим положением Москвы, влиянием мировой информационной среды и глобальной культуры, тесными взаимоотношениями с центрами мировых религиозных конфессий;

- наличие качественно новых и масштабных факторов этнокультурных процессов, способных быстро изменять ситуацию в мегаполисе;

- социальная поляризация и маргинализация не только национальных меньшинств, но и отдельных групп национального большинства вследствие более высоких темпов экономических и социальных преобразований и культурной трансформации;

- напряженная этнокриминогенная ситуация, отражающая деструктивные явления в экономической, производственной и социальной сферах в регионах России и странах СНГ;

26

- нарастание в последние годы этаоцивилизационных различий между национальными группами, несмотря на традиции культурноязыковой аккультурации и ассимиляции нерусского населения;

- наличие в Москве значительных экономических, финансовых и информационных ресурсов, которые наряду с особым положением Москвы как центра власти и культуры могут быть использованы в прямо противоположных целях этнонационального и этнокультурного развития.

С социально-философской точки зрения проблема заключается в том, что в условиях демократического государства часто не соблюдаются принципы демократизации, доступности культуры, искусства, просвещения, одухотворенного досуга для подавляющей части населения.

Для успешной реализации эффективной межкультурно-коммуникационной политики необходимо создание условий, интегрирующих усилия государства и общества, работников культуры, просвещения, науки, опора на исторические, культурные традиции, опыт прошлого, использование современных методик, развитие и расширение всех форм социальной защиты, обеспечение доступности культурных благ для всех культурных категорий населения. Важнейшим объектом межкультурной политики должна стать молодежь, не обладающая терпимостью старших поколений. В противном случае, нереализованный потенциал межкультурного сотрудничества станет тормозить духовное и материальное развитие государства и общества.

Коренные социально-экономические и социально-политические изменения, происходящие в России, оказывают сильнейшее влияние на сферу процессов межкультурного диалога, пронизывающего все без исключения сферы жизни общества. Весь опыт исторического развития свидетельствует о жизнеспособности тесного межкультурного взаимодействия, характеризующее Москву, о жизнеспособности российской культуры. Уникальным потенциалом для решения

сложнейших задач межкультурной коммуникации обладает культура, формирующая мировоззрение личности, ее ценностные ориентации, взгляды, установки и транслирующая от поколения к поколению знания, идеи, традиции, эмоционально-художественные образы и т.п.

Проблема систематизации и структуризации процессов межкультурной коммуникации актуальна не только дня столичного мегаполиса, но и для культурной судьбы России, так как Москва является культурным образцом дня всех регионов страны, историческим, духовным и культурным центром, несущим бремя ответственности за сохранение государственного национально-культурного суверенитета, обеспечение преемственности и развитие культурных традиций, воспитание интеллектуальной элиты нации.

Основными целями перспективного развития сферы межкультурных коммуникаций Москвы являются:

- систематизация и оптимизация развития полиэтнической культуры города в условиях социальных, политических и экономических трансформаций в контексте культурных процессов, протекающих во всем российском обществе, развитие межкультурного потенциала и демократизация межкультурных коммуникаций;

- формирование облика столичного мегаполиса как крупного межкультурного центра общероссийского и мирового уровня;

- развитие государственной системы межкультурного воспитания, просвещения, стимулирующей формирование позитивного сознания, мироощущения, консолидацию полиэтнического и поликонфессионального общества в деле решения стратегических задач укрепления российской государственности.

Для достижения этих целей предусматривается решение следующих задач:

- разработать федеральную целевую программу или национальный план противодействия национализму, ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости, то есть вернуться к формированию федеральной программы противодействия экстремизму й воспитания культуры межнационального общения и формирования системы межкультурной коммуникации;

- ускорить реализацию Концепции миграционной политики, ввести в практику ежегодные доклады для Президента России, для органов государственной власти результатов мониторинга социальной напряженности и прогнозирования социальных рисков Российской Федерации и Москвы, в частности межнациональных конфликтов;

- поддержать неправительственные организации, ведущие антифашистскую деятельность, работу с мигрантами, в том числе через систему грантов Президента РФ, выделив одаим из основных направлений именно межнациональные отношения и миграционную политику;

- создать на федеральном, региональном и муниципальном уровнях сеть центров мониторинга социальной безопасности, обеспечивающих повышение компетентности управленческих решений, предупреждение этнических, религиозных и других общественных конфликтов, снижение социальной напряженности, формирование дружелюбия, веротерпимости, миролюбия у населения;

- разработать программы оптимизации внутренней миграции, адаптации, гражданского диалога, трудовой занятости, поддержки культурных инициатив мигрантов с учетом положений межкультурной коммуникации;

- оперативно принимать меры, предусмотренные законодательством в отношении средств массовой информации, партий, организаций, движений, которые публично практикуют язык этнической и религиозной розни, шовинизма и экстремизма;

29

- внедрять в школьную и вузовскую систему образования основы обучения межкультурной коммуникации и изучение Концепции гражданского единства, учитывающие полиэтничность, мультикультурность российского общества;

- разрабатывать специальные программы, курсы подготовки преподавателей, учителей, студентов, в основе которых должны лежать положения межкультурной коммуникации;

- органами государственной и муниципальной власти активировать работу по контролю и проверке информации, транслируемой СМИ, внедрению социальной рекламы, организации дискуссий по этой теме.

Перспективные возможности для реализации авторских рекомендаций содержатся в государственной программе города Москвы «Информационный город (2012-2016 годы)». Этот важнейший документ для нормальной жизнедеятельности города-мегаполиса, во-первых, по своему содержанию и конкретности значительно отличается от предыдущих городских программ, и во-вторых, более определенно указывает возможные пути и средства разрешения межкультурных противоречий в городской среде и намечает перспективы оптимизации межкультурных коммуникаций в столичном мегаполисе на реально обозримое будущее. В целом стратегическое развитие сферы межкультурных коммуникаций Москвы должно осуществляться в направлении её оптимизации и модернизации, творческого и технологического совершенствования, повышения роли культуры и воспитания москвичей.

Основное содержание и выводы диссертационного исследования отражены в публикациях автора.

Публикации в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК:

1. Гончаренко JI.B. Коммуникативная деятельность и ее социальная значимость // Современные проблемы науки и образования - № 2, 2014. URL: http://www.science-education.ni/l 16-12540:

2. Гончаренко JI.B. Этнокультурная среда столичного мегаполиса: миграционная динамика и национальный состав // Современные проблемы науки и образования. - № з, 2014. URL: http://www.science-education.ru/117-13279:

3. Гончаренко Л.В. Компетентность межкультурной коммуникации специалиста по социальной работе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - № 2,2014. URL: http://www.onltne-science.ru/userfi1es/file/ivasbplsskonbfhmltn2451isdfiothl.pdf:

Публикации в других изданиях:

Гончаренко JI.B. Концепция социокультурной интеграции современной России в новый социум // Международная научно-практическая конференция «Мир и наука» - 9 стр. (в публикации);

Гончаренко Л.В. Межкультурные коммуникации: социально-философский аспект. - М.: ГАУ Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы, 2012. - 42 стр.:

- Из истории развития межкультурной коммуникации - стр.- 7;

- Развитие технических средств коммуникации и их социальная значимость для межкультурного общения между людьми - стр.- 17;

- Аспекты межкультурной коммуникации в практике социальной . работы-стр.-25;

- Вопросно-ответный метод в межкультурной коммуникации - стр.-

Подписано в печать: 10.07,2014 г. Бумага офсетная. Гарнитура «Times New Roman». Печать офсетная. Формат бумаги 60/84 шб. Уел, п.л. 1,5.

_Тираж 100 экз. Заказ № 51._

Изготовлено с готового оригинал-макета в Информационно-издательском управлении МГОУ. 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10-а

 

Текст диссертации на тему "Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе"

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

На правах рукописи

04201460548

Гончаренко Леонид Владимирович

Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе (социально-философский анализ)

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель — кандидат философских наук доцент В.Н. Шинелин

Москва - 2014

Содержание

Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе (социально-философский анализ)

Введение 3

Раздел I. Социально-философские истоки исследования феномена

коммуникации 20 Раздел II. Социально-философская методология исследования

межкультурной коммуникации 40 Раздел III. Социально-философский анализ межкультурного

пространства России и московского мегаполиса 68

Раздел IV. Этнокультурная среда Москвы 101

Заключение 139

Список литературы 148

ВВЕДЕНИЕ

В конце XX века человечество вступило в информационно-коммуникативную фазу своего развития, эпоху коммуникативного понимания человеческой культуры и межкультурных взаимодействий. Этот несомненный факт существенно расширил предметную область социальной философии, открыл новые возможности для ее проникновения в глубины общества, личности и культуры. Сегодня в ее теоретико-методологическом фундаменте необходимо присутствуют те или иные подходы, которые опираются на коммуникативную парадигму.

Социально-философский анализ межкультурной коммуникации существенно углубляет понимание смысла коммуникативных практик социальных субъектов, способствует повышению эффективности социального управления культурными и иными процессами в стране, регионе, мегаполисе.

Актуальность социально-философского исследования межкультурной коммуникации в московском мегаполисе обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, расширением границ межкультурной коммуникации и повышением интенсивности коммуникаций в концептуальном поле культуры информационного общества, возрастанием удельного веса ее прагматических регуляторов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между разнородными социальными субъектами. Этот процесс характеризуется дифференциацией культур и народов, служит их взаимообогащению. В то же время является предпосылкой социальной напряженности, возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов, обостряя проблему устойчивого развития. Для эффективного управления этим процессом стала востребованной задача всестороннего, прежде всего социально-философского, осмысления проблем безопасного взаимопонимания и взаимодействия многоразличных представителей культур.

Во-вторых, особой сложностью и трудной предсказуемостью развития межэтнических и межрелигиозных отношений как в прошлом, так и в настоящее время. Возникающие в их контексте межкультурные противоречия имеют негативные последствия как внутри государства, так и в

межгосударственных взаимоотношениях. Эти противоречия год от года осложняются невозможностью их достаточно полного прогнозирования.

В-третьих, актуализацией поиска новых эффективных технологий социально-философского изучения межкультурных коммуникаций. Поиск инновационных подходов обусловлен противоречивостью культурной идентичности, имея ввиду две противоположные тенденции межкультурного общения - стремление перенять новые, передовые достояния инокультур и желание сохранить традиционные культурные ценности своего народа. Это противоречие ориентирует не только на изучение мигрантами соответствующего языка, но и норм иной культуры, всего спектра форм общения, психологии, истории своих сограждан и партнеров по общению. Однако стало очевидно, что сегодня в мире нет достаточных теоретических подходов и навыков межкультурной коммуникации. В результате и в нашей стране, и в мире существует эскалация межнациональных конфликтов экстремистской направленности, усиление националистических настроений, активизация фундаменталистских движений.

В-четвертых, актуальной потребностью осмысления утверждающейсяя с конца XX века концепции «русского мира», социально-философских поисков социокультурной идентичности российского социума, его включенности в систему межкультурных связей, понимания места и роли «русского мира» в общей структуре мировой культуры. Автор диссертации принципиально считает, что межкультурная коммуникация занимает ведущую роль при социально-философском изучении состояния московского социума в ХХ1веке, когда особенно важно определить оптимальные границы между глобализацией и сохранением московской социокультурной идентичности. В процессе межкультурной коммуникации требуется осознание коммуникантами социальных норм «другой» культуры, что создаст условия для их успешной социализации и аккультурации, способствующих развитию открытой к сотрудничеству и созиданию мультикультурной личности.

В-пятых, недостаточной изученностью специфики Москвы как столичного мультикультурного мегаполиса. Межкультурная коммуникация в Москве исторически имманентно содержит в себе столкновение взглядов и мнений, которые иногда вырастают в конфликт, не только препятствующий сотрудничеству граждан и социальных групп, но и приводящий к враждебному, нередко антагонистическому противостоянию. Предотвратить последствия враждебной межкультурной коммуникации возможно, прежде всего, воспитанием дружелюбия, имеющего комплекс прагматических целей. Названное обстоятельство диктует необходимость разработки, формирования и развития модели межкультурной компетентности личности москвича.

Таким образом, актуальность избранной темы исследования диктуется потребностью социально-философского анализа межкультурной коммуникации с точки зрения разработки методологических регулятивов для развития гуманистической социокультурной среды столичного мегаполиса.

Степень научной разработанности темы исследования Анализ отечественных и зарубежных научных и прикладных источников в области межкультурнойкоммуникации обнаруживает еёмногоаспектную и противоречивую природу, обусловленную динамикой социокультурных изменений. Рельефно это проявилось в период реформирования исмены концепции управления межкультурными связями в Московском мегаполисе.

С учетом названной особенности научной картины сложившейся в объектно-предметной области исследования межкультурнойкоммуникации, автор опирался на принципы преемственности и системности и определил следующие группы научных источников.

Первая группа включает в себя значительный объем фундаментальных методологических публикаций. Предшественниками исследований межкультурных взаимодействий явились работы зарубежных исследователей (М. Беннет, К. Гирц, В. Гудикунст, И. Джен нет, Х.-Ю. Люзенбринк, Г.

Триандис, Э. Холл1), побудившие к появлению ряда отечественных работ, которые проанализировали данный вид коммуникации с культурологической, аксиологической, культурно-антропологической и социальной точек зрения (H.A. Авсеенко, Ж.А. Верховская, Л.И. Гришаева, Т.Г. Грушевитская, Д.Б. Гудков, В.Г. Зинченко, Н.К. Иконникова, В.В. Кочетков, O.A. Леонтович, И.В. Наместникова, Т.Г. Первиль, В.Д. Попков, Т.Н. Персикова, А.П. Садохин, Ю.П. Тен, С.Г. Тер-Минасова, В.Е. Черникова, В.Е. Шамне, Н.В. Янкина2).

Поворот исследований в направлении развития социально-философских аспектов был начат в работах таких западных исследователей межкультурной коммуникации, как Д. Бахманн-Медик, А. Салливан, а также отечественных

1 Bennett Milton, J. Basic concepts of intercultural communication: selected readings. Yarmouth (ME): Intercultural Press, Inc., 1998. p. - 272; Geertz, C. Interpretation of Culture. N.Y.: Basic Books, 1973, p.-5;Gudykunst, W.B. (2003), "Intercultural Communication Theories", in: Gudykunst, William B. (ed.), Cross-Cultural and Intercultural Communication. Thousand Oaks. P. - 167-189; Janet, F.E. Intercultural communication: A Global Reader. / Ed. By F.E. Janet. - SAGE Publications, Inc (August 14, 2003) 464 p.; Liisebrink, H.-J. InterkulturelleKommunikation. Interaktion, Fremdwahrnehmuni», Kulturtransfer2008. S. -176; Triandis, II. C. Collectivism and individualism: A reconceptualization of a basic concept in cross-cultural psychology. In G. K. Verma C. Bagley (Eds.), Personality, attitudes, and cognitions, London: MacMillan, 1988, P. 60-95; Hall, E. The hidden Dimentions. -N.Y. - London, 1990;

2Авсеенко, H.A. Теория и практика межкультурной коммуникации для специалистов в области мировой политики. - М.: "МАКС Пресс", 2005. - 206 е.; Верховская, Ж.А. Межкультурная коммуникация как фактор социокультурных изменений: дис. ... канд. культурологических наук: 24.00.01. - М., 2006; Гришаева, Л.И. О противоречивости оценок в межкультурной коммуникации и этике межкультурных контактов, Теоретические и прикладные аспекты описания языка и межкультурной коммуникации, ред. J1.B. Цурикова, ВГУ, - Воронеж, 2007. с. 228-238; Грушевицкая, Т.Г., Попков, В.Д., Садохин, А.П. Основы межкультурной коммуникации - М.: Юнити-Дана - 352 е.; Гудков, Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации - М.: Гнозис, 2003. - 288 е.; Зинченко, В.Г. Межкультурная коммуникация: от системною подхода к синергетической парадигме / В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 223 е.; Иконникова, Н.К. Социальные средства коммуникации / U.K., Иконникова //Личность. Культура. Общество. - 2008. - Т. 10, вып. 3/4 (42/43). - С. 284-294; Кочетков, В.В. Социология межкультурных различий. Монография доктора социологических наук. - М.: Социум, 2000. - 258 е.; Леонтович, О.Г. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения / - М.: Гнозис, 2005.-352 е.; Наместникова, И.В. Межкультурная коммуникация как социальный феномен: дис. ... д-ра филос. наук 09.00.11. - М., 2003. - 330 е.; Первиль, Т.Г. Межкультурная коммуникация как фактор модернизации образовательной деятельности: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11: - Ростов н/Д, 2005. - 153 е.; Персикова, T.H . Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. Логос, 2002. - 224 е.; Тен, Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 329 е.; Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М.: Слово, 2000. — 624 е.; Черникова, В.Е., Волова, Л.А. Межкультурная коммуникация в поликультурном пространстве: основные черты и особенности. -Пятигорск, 2005. - 168 е.; Шамне, Н.Л. Региональная миграция и проблемы ксенофобии / Шамне, ПЛ. // Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: Материалы Межрегиональной научной конференции, г. Волгоград, 4 февраля 2009 г. / Сост. В.П. Свиридонова, H.II. Остринская, H Л. Шамне, Л. А. Милованова и др. - Волгоград: Издательство Волгоградское научное издательство, 2009. - С. 3-8; Янкина, Н.В. Формирование готовности студента университета к интеркультурной коммуникации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 - Оренбург, 1999. -212с.

авторов (Г.В. Драч, Л.П. Репина, М.Ю. Савельева3 и др.)-В последние десятилетия достаточно широко развернулись дискуссии о трансформации коммуникации в контексте социального и гуманитарного знания, а также о прикладных аспектах социокультурных научных разработок.

Впервые работы, непосредственно касающиеся тематики межкультурных взаимодействий и управлению этими процессами, были опубликованы в США. К ним относятся работы таких учёных как Н. Адлер, Н.Холден, Г. Хофстеде. Европейские учёные продолжили исследования в данном русле: Г. Апфельхальтер, Ю. Болтен, X. Хольцмюллер4.

В начале XXI века к числу наиболее разработанных и широко распространенных для межкультурной подготовки управленцев относятся концепции«культурных параметров» (Н. Адлер, К. Клахон, Э. Холл, Г. Хофстеде)5;концепции «культурных стандартов», раскрытой в работах Б. Кревера, А. Томаса6;разработаннаяМ. Гэнноном концепция «культурной

3 Bachmann-Medick, Doris. Cultural Turns: Neuorientierungen in den Kulturwissenschaften / Doris Bachmann-Medick. Reinbek: - RowohltTaschenbuch, 2006. - S. - 21; Sullivan, A.J. Values in Public Relations // Information, Influence, and Communication: a reader in Public Relations / eds. O. Lerbinger, A. Sullivan. - N.Y.: Basic Books. 1965. p. 412-439; Драч, Г.В. Этнос, культура, цивилизация. Монография доктора философских наук. - Ростов-на-Дону, 2005. Соавторы: Лубский A.B., Эфендиев Ф.С (12 пл.); Межкультурное взаимодействие и его интерпретации: мат-лы науч. конф. / Редкол. Л.П. Репина (отв. ред.) и др. - М.: ИВИ, 2004. - 210 е.; Савельева, М.Ю. К вопросу о сущности «культуралистического поворота» в философии / М.Ю. Савельева // Фундаментальные проблемы культурологии: в 4-х т. Т.1. - СПб.: 2008. - С. 47-54.

4 Adler, N. International Dimensions of Organizational Behavior. 3-rded. Cincinnati, 1997. P. 20; Холден, И. Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивною менеджмента: Пер. с англ. под ред. Б. Л. Ерёмина. - М.:Юшпи-дана, 2005. - 384 с; Hofstede, G. ImagesofEurope: Past, presentandfuture. In P. Joynt M. Warner (Eds), Managing across cultures: Issues and Perspectives. -London: International Thompsonn Business Press, 1996. pp. 65-147; Apfelhalter, Gerhard. Interkulturelles Management: die Bewältigung kultureller Differenzen in der internationalen Unternehmenstätigkeit / Gerhard Apfelthaler. - Wien: Manz Verlag Schulbuch; Wien: Bohmann, 1999. - 212 S.; Bolten, J. Interkulturelle Wirtschaftskommunikation // Handbuch interkulturelle Germanistik / Wierlacher, A., Bogner, A. (Hrsg.) Weimar: Verlag J.B. Metzler Stuttgart, 2003. - 689 S.; Ilolzmüller, H.H. Konzeptionelle und methodische Probleme in der interkulturellen Management- und Marketingforschung. - Stuttgart, 1995. S.-68.

5Kluckhohn, C. Universal categories of culture //AntropologyToday. 1953. P. 507-524; Hall, E.T. Hidden differences. Studies in international communication. - Tokyo: Bungelshunju, 1987; Hofstede, G. Culture's Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations Across Nations. 2nd Edition. - CA, Thousand Oaks: Sage Publications, 2001.

6Krewer, B. Kulturstandards als Mittel der Selbst- und Fremdreflexion / B. Krewer //Psychologie interkulturellen Handelns. Göttingen, 1996. - S. 147- 164; Thomas, A. Kultur und Kulturstandarts / Alexander Thomas // Handbuch interkulturelle Kommunikation und Kooperation. Bd 1. Grundlagen und Praxisfelder. Göttingen, 2003. - S. 29-47.

метафоры»7. Также к ним относится концепция «культурного стиля», содержание которой отражено в работах К. Бармейераи Р. Мюнха8.Этнологическиеаспекты межкультурного взаимодействия

исследовались М.Л. Бэба, М. Вэхманом, Д. Канда9 и другими.

Вторую группусоставляют отечественные социально-философские работы, исследующие межкультурный фактор в различных его аспектах (Г.Э. Айрапетов, С.К. Бондырева, И.Н. Горелов, Л.И. Гришаева, Т.Г. Грушевицкая, В.Г. Зинченко, E.H. Малюга, Н.М. Мухамеджанова и др.)10.

7 Gannon, Martin J. The cultural metaphor: a grounded method for analyzing national cultures / Martin J. Gannon, P. Audia // Innovations in International and Cross-Cultural Management. Thousand Oaks (Calif.), 2000. - P. 232- 274.

8Barmeyer, Ch. Interkulturelles Management und Lernstile: Studierende und Führungskräfte in Frankreich, Deutschland und Quebec / Christoph I. Barmeyer. - Frankfurt am Main; N.Y.: Campus, 2000. -379 S.; Münch, Richard. Code, Struktur und Handeln: soziale Milieus der Wissensproduktion / Richard Münch // Sozialstruktur und Kultur. - Frankfurt am Main, 1990. - S. 55-93;

9 Baba, M. L. The contexts of knowing: natural history of a globally-distributed team / Marietta L. Baba, Julia Gluesing, Hilary Ratner, and Kimberly I I. Wagne // Journal of Organizational Behavior. 2004. -№ 25. - P. 547-587;Wachmann, M. AngewandteEthnologie und Unternehmen: die praxisorientierteethnologischeForschungzuUnternehmenskulturen / MaikeWischmann. - Hamburg: Lit, 1999. - 121 S.;Kunda, G. The Local Selves of Global Workers: The Social Construction of National Identity in the Face of Organizational Globalization / G. Ailon-Souday, G. Kunda // Organization Studies. 2003. - Vol. 24, № 7. - P. 1073-1096.

ЮАйрапетов, Г.Э. Проблемы межкультурной коммуникации [Электронный ресурс] / Г.Э. Айрапетов // Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, — Режим доступа: www.pglu.ru/lib/publications/UnivcrsitvRead.-27.01.2012; Бондырева, С.К. Коммуникация: от диалога межличностного к диалогу межкультурному/ С.К. Бондырева A.A. Мурашов - М.: МПСИ, 2007. - 383с.; Горелов, H.H. Невербальные компоненты коммуникации/ И.Н. Горелов отв. ред. В.II. Ярцев; авт. предисл. В.И. Карасик. 4-е изд. - М.: Книжный дом «Либроком» 2009. - 104с.; Гришаева. Л.И. Введение в теорию Межкультурной коммуникации/ Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова

- 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 336 е.; Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков; Под. ред. А.П. Садохина. - М.: Юнити-дана, 2003.

- 352 е.: Зинченко, В.Г. Межкультурная коммуникация: от системного подхода к синергетической парадигме. / В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 223 е.; Малюга, E.H. Функциональная прагматика межкультурной деловой коммуникации: монография / -2-е издание, доп. - М.: Книжный дом «Либроком», 2008. - 314 е.; Мухамеджанова, Н.М. Межкультурная коммуникация: науч.-метод. пособие; М-во образования и науки РФ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Оренбург, гос. университет». - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2010. - 174 е.; Основы межкультурной коммуникации: практикум / Под ред. Л.Г. Викуловой. — М.: ACT: Восток-Запад, 2008; Василик, М.А. Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Васшшка.-М.: Гардарики, 2006. - 615 е.; Персикова, Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура / Т.Н. Персикова. - М.: Логос, 2004. - 224 е.; Рот, Ю. Межкультурная коммуникация: теория и тренинг. / Ю. Рот, Г. Коптельцева. - М.: Юнити, 2006. - 223 е.; Садохин, А.Г1. Введение в межкультурную коммуникацию: учебное пособие / А.П. Садохин. - 2-е изд., стер. - М.:. Омега - Л, 2010. -190 е.; Гришаева, Л.И. Стратегии успеха и факторы риска в межкультурной коммуникации: монография / Под ред. Л.И. Гришаевой, Л.В. Цуриковой. - Воронеж: изд-во Воронеж. Гос. ун-та, 2005. - 391 е.; Тен, 10.П. Культурология и межкультурная коммуникация. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 329 е.; Янкина, Н.В. Введение в теорию и практику межкультурной коммуникации / Н.В. Янкина. - Оренбург: ОГУ, 2006.

В контексте исследовательской гипотезы и целей диссертации автором изучены труды по изучению деструктивных сторон межкультурных взаимодействий. Это первоочерёдно работы таких авторов, как Г.М. Биржешока, A.B. Глуховой, C.IO. Ивановой, Д.В. Максимова, О.П. Мирошниченко, В.И. Петрова, A.JI. Сагалаева".

Проблемные вопросы, касающиеся таких понятий как «стереотип», «предрассудок» в межкультурной коммуникации являются об