автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Критическая направленность и гуманистический пафос современной Советской и Вьетнамской литературы

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Хюинь Ньы Фыонг
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
Автореферат по филологии на тему 'Критическая направленность и гуманистический пафос современной Советской и Вьетнамской литературы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Критическая направленность и гуманистический пафос современной Советской и Вьетнамской литературы"

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ОРДЕНА ДРУЖЕН НАРОДОВ ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТКРАТУГН ик. А. М. ГОРЬКОГО

На правах рукописи

ХЮИНЬ НЬЫ ФЫОНГ

КРИТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ , _ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПАФОС СОВРЕМЕННОЙ СОВЕТСКОЙ И ВЬЕТНАМСКОЙ ЛИТЕРАТУ ГЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЗЫ 80-х ГОДОВ)

Специальноть 10.01.08 - теория литературы

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

МОСКВА - 1990

Работа Ешюлнена в отделе теория литературы Института мировой литературы им. А.м.Горького.

Научный руководитель - доктор филологических наук Н.л.Ге:

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

про£ессор ¿.¡¿.Крупчанов

доктор филологических наук, профессор Н.И.Никулин"

Будущая организация: Московский государстве нни:1 ушшер-

ситет им.;.;.Б.Ломоносова, кафедра теории ли те рагу ри.

Защита состоится " "_ 1930 г. на заседании

специализированного совета д 002.44.01 по филологически« наукам при Институте кироЕой литературы им .А. ¡..Горького АН СССР по адресу: Москва, ул.Ьоровского, д.25-а.

С диссертацией мокно ознакомиться в библиотеке ¿л ют ".тута мировой литературы им.А.;.,.Горького АН СССР,

Автореферат разослан "_" _К90 г.

Учении секретарь специализированного совета

л у'иЛ1\0В

1. (-имя XArAKTiii: Г'!1..:i/,.,.•;;

' Актуальность тыл: iv с". _.•„•>..'¿¡я;;. Ufv:.7i«wt здигоческоь направленности я гуглпыппт.чисмп-о ни. i.ta и литературе в последнее врел'л визш&ет :: иеОь а.ыхт.чльнии пнтеиес со сторон» советских асгстиьоь, л-гл-ритуi о:-сдоьг атикш», с«:д..с нкпите-ле:к Ь этом ватер.-;;; iздао ст^клиши ; моОратьоя в тех новвх чертах, которне po.yiavT сс|«|-„-&лй«.'м : ;а-.аь ¡1 познает соьро.\:е fill ая советская ли то ¿■ату га.

Как утнерыдает акадьанк a.!....iaa ow "гукаяnew является идеей но сниа.'у оощьсквишшку ос/аа. ааа:^, ко.хст бить, важнейшей из всех ььхбккх идеи. ¡¡и;iaa;y и.х ч>!,.оиачсстьом на протяжении (.'.¡¡огкх тысяче аа" а! aac kctoj :ai. ¡.двд гуглаазка - результат огромного «сторисо:. чо опыт;: в •• ¡'о налболье глубоком восприятии , результат 1л:оаиа»йя чьлоа^кси ь процессе талого опита самого себя, своих собстксяш.х задач. Ьдсд vi-t.atiU3.va есть высшая по свое;: оо«сстьснноа aaaaaaocia уг.аа алая категория"^.

Гушш:'зы д;:тера':уга.: а,ч-.аао;:ага-.-г угьср-адеше человеческих ЦЬННОС'Гс/. I! OAHiHii fct.CiiHO Oi-оиоадл'нуо KJiiTUKy VOX ЛВЛбййй, которые кевкыт ьсютороньбру {¿3i::i?;:»< человеческой личности, общества. Как » советской литератур., та»- и но вьетнамской ш наблюдаем се:ч.дия зиичтельник рос: jiicitnnccKOii направленности - это естестгааапп:, ¡¡¿:«ос>с:«ша я ¿¿обход;:,пгй процесс,

й конце ЧО~х а пичял. --0-х годов появн...:сь произведения, посташ;в1сие са.\:ые ис.ооле ыь»'.. а i'pei>o:ait:e вопросы: "сакон вечности" Н.Думбадге, "алаха" 4.пк'П.:атова, "Карьер" В.Быкова, "Печальней детектив" и.Астапьева, ";,одар" b.i«юпуvaua... Эти произведения свадогьльоглулл', что критическое отношение к действительности реализуется в социаднетической литературе и благодаря отоад литература внесла весомый вклад в подготовку нрав-

1^Конрад Н.К. Избранные труди. 1,стор:ш.Ц., Ьаука,13?4, С.321.

ствепвоЛ к психологической перестройки оОцества.

Проблему критической направленности нельзя считать новой в критике и литературоведении. Б работах советских учены критическая направленность признается одним из основных сост вляедих uaicropob худоЕествешшх произведений нового времени.

Советская проза £-0-х годов с с'.-дала широкую галерею от рицательных образов люде/, с чертами делячества и карьеризма, бюрократического чванства и властолюбия, скопидомства' и прио ретательства. Литература показывает зло - враждебное человек; уродующее его, чтобы за;хигать боли, уничтолсать постыдние мер зости казна. При этом литература стремится поддер;:сать и разв. гать е человеке подлинную человечность, поднимать свой голос в его защиту, говорить о своей хреЕоге за человеческую душу: "ьак трудно раздалось в человеке человеческое" (Ч.Айтматов)* Ьо Вьетнаме долгое всеет имела место недооценка рол критического начала в литературе, и это не активизировало ра боту писателей в области всестороннего анализа негативных яв^ лешш .¿изяя. Б своем днс-внике вьетнамский писатель Нгуен Мал Тяу писал: "Гл, писатели, а точнее те из нас, кто всегда был покладист, безобиден и знал лишь одно - прославлять, за всю сбою кизнь, случалось, никому не сделали ничего дурного. Одн) ко величайшая нака ошибка е том, что мы своей -'Покладистости а сктически попросту пасовали перед злом, перед теш уродства' мл, которых так немало в зяопа, особенно тогда, когда и зло j уродства эти обретали власть, кало-помалу получалось так, чт< мы их уже не видели, не различали, а они мезду тем калечили человеческие судьбы"*^.

■^АЛтматоз Ч. Плало.й., иолодая гвардия, I9&7, С.63. 2)l,TEuyor. I.'.inh Cliau. l.'c'oi buon viSt iaa clidi// Van nghe quah doi. Ha :ioi, 1939, ЗЛ, T.8.

Поворот вьетнамской литературы к крктйчест.у отга:-::е-вию действительности происходит в Ю-х года:-:, когда перед страной остро ставится задача декократизагда всех с^ер общественной жизни. Неприукрашенная правда :::пзнн, современная действительность представлены на страницах тг::ах пдопзведеш?, как "денщика в скором поезде" (19ЬЗ) Г.гуен ;.лиь Тяу, "Встреча в конце года" (19Ы) и "Время человеческое" ШЬ1) лгуен Кхая, "Когда в саду облетают листья" (1965) Ь.а Еан Нханга, "Стоя у моря" (1ЭБ2) и "Остров чам" (19Ь5) Нгуен :.лнь Туана, "давним -давно" (1966) Ле Дну. В романе "По ту сто-сну иллюзий" (.1087) Зионг Тху Хнонг устами своего героя Пгуепа высказывает свое кредо: 'Тне хотелось бы сказать, что миссия интеллигенции отнюдь не в угодничестве народу, лс в елейном восхвалении его, а в глубоко;.! понимании его недостатков, выявления их ранее,

.•и1'!

не;;:ели это сделает кто-то другой .

Читая советскую и вьетнамскую прозу ЬО-х годов, иг приходим к тому, что проблема взаимоотношения критической направленности и гуманистического пафоса в литературе, безусловно, стала самой острой, ягучей и нуждается в еце белее глубоких решениях.

Рель работы - проследить своеобразие взаимоотношения критической направленности и гуманистического пафоса и его воплощения в литературе на материале произведений современных советских и вьетнамских писателей, осветить комплекс сло:«шх вопросов: художественную правда, активность и демократизацию литературы.

диссертант стремится не иллюстрировать теоретические вопроси образам! литературы, а рассмотреть, как епп существу-

I) Ва'опе Т1ги 1Шп£. Веп к!а Ьд ао уопе. Тзо'а «гиуГЧ. Иш. пи". На N51, 1987, Т.75.

>зт в самом про:13Рс;;с.

?.:его.г.ологк,ч а мопу.пкг. лсследог-чигл. ¡..етодолох'Ическу *> основу асслс човшнш состовллл припаяли маркспсгско-ленмнскоЙ теории г;г':-.ча.ч::л, гскроко и успешно црконяеаыв в советском ллторатурозбдеааг.. Оскох-ополагашес значснке имеют принципы диалектического едино т. г. содог .-иг«« к (Тора а прклдапн конкретного не торизма.

Ь данной работе ш используем испытанный и плодотворный е советской науке ксторико-типологический метод. Он позволяет, с одной стороны, спрэцедить критическую направленность как разновидность а кр^/г-лекис гуманнетаческого пафоса литератур:.. С другой стороны, этот метод позволяет установить общие, сходные черты критической направленности и гуманистического пафоса в советской п вьетнамской литературе и вместе с тек его черты, обусловленные национальными особенностями.

Научная новизна работы ссотоит в ток, что в ней впер-' вые ставится задача провести типологическое исследование двух литератур - советской и вьетнамской под углом зрения соединяющего их нового типа гуманизма. В диссертации делается попытка осмыслить своеобразие критической направленности советской и вьетнамской прозы ЫЗ-х годов, которое проявилось в том, чте ее гуманистический пас'ос, отражая процесс демократизации в ми ре, стал Бее более обогащаться острой критичностью.

Практическая значимость диссертации заключается в следующем: ее материалы мокно использовать при чтении курса лекции по теории литературы в вузе, при проведении спецкурсов и спецсеминаров по советской и вьетнамской литературе.

Апробация. Ь своей законченном Еиде работа была обсун-депа в отделе теории литературы Института мировой литературы имени А.¿.Горького Академии наук СССР.

По мате риалам диссертации íihtojc.v б.'.'ли прочитаны лекция для студентов II курса ййлолоппсскон; факультета Хоши-минского университета (19Ы-Д9Ь6 гг.), оиуйдкяошш статьи на страницах "ban нге" ("Хитература и искусство") и "Tan ти вая хок" ("Литературный ¡журнал").

Объем п стгуктуг-л работи. двссертаад'л состоит кз введения, трех глав и яаплкчеиия.

Объем диссертации 151 страница. К расоте приложен список литературы.

П. СОйьКйНИК РЛБи'ГЬ

Бо вводе ии!'. рас к pu cae тс я актуальное т;-, работы,предварительно анализируется научная литература по те.г.в исследования.

В гладе попкой, nur.i-дгло:: "критическая направленность _ как теоретпко-дгте»атугя{Ц ;н:о*)лег.:п", предполагайтся уточнить поечтия оцоиочио!: илкраглспзостг. и пафоса, вцясшгь соотношение критической и утверчкаш-б;: направленности в литературе .

Б первом параграфе "Оц':н.уп:.Ч'! sntipaibv. г.чость и пакоо латегатущ'.' показано, что "воспроизведение" :.-азш1 в литературе представляет coooù ссеру яудочестзеалого познания, которая всегда органически связана с "сочленение:,:" '/дзнп и "приговором" (Н.Г.ЧерпытсЕскиЫ над не;:.

Гегель впервые преддо:.-:л определение пас]оса :судо:шика и ввел его в систем основных эстетических категории, видя в нем "подлинное сосредоточение, подлинное царство искусства,"^ фактор эмоционального взаимодействия кехду творцом худо>::ест-венного произведения л субъектом его восприятия.

Содержание я роль понятия naáoca в теории Гегеля выте-

. -^Гегель. Сочинения в 14-ти тт., Т.12, LÍ.,Гос.изд.,I9£9,С.327

- 5 -

кает из его об^ей. концепции искусства как "чувственного изображения идей". Это и есть, по Гегелю, своеобразие искусству как особой сорг.ы достижения "абсолютной истины". Философ выдвинул на первый тан всеобадаость искусства и рассматривал ее в гносеологическом аспекте. Высшее достоинство художественного произведения Гегель видел в его "истинной объективности", для которой от автора требуется "серьезное отношение" к предмету изображения. "Пафос, - разъясняет Гегель, - те всеобщие силы, которые выступают не только сам; по себе, в своей самостоятельное гл, но также навут в чедоьеческой груди и двинут человеческой душой в ее сокровеннейших глубинах"^.

В.Г.Белинский связал понятие пафоса с идеей - страстью. "В истинно поэтических произведениях, - пишет он, - мысль не является отвлеченным понятием, Еыраженным догматически, но составляет их душу, разлитую в них, как СЕет в хрустале. Гйасль в поэтических созданиях - это их лас ос иди патос. Что такое пафос? - Страстное проникновение и увлечение какой-нибудь адеею"'' Пафос - условие того, что творческий процесс протекает с наибольшей интенсивностью и плодотворностью. Такое поникание па-■ фоса делает нужным изучение пафоса писателей как важнейшего свойства отражения художником действительности, а такле особенностей его творчестьа.

В рао'о^.х советских ученых, таких как Г.Н.Поспелов, Н.К.Гей, Е.Г.Тудкева, Ь.А.Дмитриев, Б.Е.Ковский , научный интерес к проблеме пафоса обусловлен стремлением искать и совер-шенстгоьать принципы анализа идейно!: направленности как отдельного произведения, так и творчества писателя в целом в тесной

•^Гегель. Эстетика. Б 4-х тт. Т.1, к.,Искусство,1968, С.244.

о ■)

""'Белинский Б.Г.Болн.собр.соч. в 13-ти тт. Ы.,изд.АН СССР, 19о5, Т.?, С.65?.

л

- О ~

связи с общезначимыми явлениями и закономерностями художественного развития., в соотношении с определяющими тенденциями.

Пафос пронизывает произведение и сообщает ег.гу единое дыхание. В пафосе чувство и ммсль писателя составляют единое целое; в нем - ключ к идее произведения. Паоос немыслим без глубокой внутренней убежденности художника, которая заставила его взяться за перо.

Понятие папоса в диссертации раскрыто в анализе "Плахи" Ч.Айтматова. Гражданская боль за трагическую судьбу человека звучит в этом романе. Его пасос определяет глубокое потрясение происходящим вокруг, тот внутренний "взгнв", который приносит в себе так называемая "голая.правда" об окружающем tape, то есть активное неприятие мира такого, каким он предстает сегодня. Гуманистически;; па£ос романа не в торжестве добра над злом| человечности над жестокостью, а пре:зде Есего в передаче процесса пробуждения совести в человеке. Пас ос романа неразрывно связан с активной .-лизненноЛ позицией писателя, которая прояв-. ляется и в постановке актуальнейших проблем, и в художественном осмыслении нравственных искании современного человека, и в принципиальной оценке многих негативных явлений.

Второй параграф посвящен "Соотношению критической и ут-верыдающей fianравленности". Обе эти стороны пафоса органически присущи как всей лите;[атуре, так и творчеству одного писателя, и произведению. Б историческом плане они равно значи-. тельны дм мировой литературы. Ко в конкретных исторических условиях определенная направленность приобретает доминантное звучание. Например, критическая направленность реалистической литературы XIX века проявляется главным образом, в беспощадном отрицании эксплуататорского общества, в изображении.драматической судьбы человека. Благодаря углублению историзма, а

- 7 -

также соцкально-нразхтзехпг.:: проблематики, критическая направленность пасателех-рваялотов обретает больную, чем в иных художественных сасгьмах глубину, .ястштссть, многогранность и действенноет:..

Советский ученее Б.аинограДов, д,Карпов, Б.Сучкой, Г. Ломидзе убедительно ¿о:сазала ошибочность того положения, что критический реализм Й1л и ТЛ ее. кхл только пафосом отрицания, ничего не утвесдел п не ста?::;: перед собой никаких идеалов. Литература критического ¡еалпзма отнюдь не лишена положительного общественного идеала, который выражен и в общем идейном пафосе произведена!:, и в конкретных художественных образах.

Па ново;.', переломном этапе как в советской, так и во вьетнамской литературе остро ощущается потребность в возвращении, обновлении, качественном развитии неумирающих традиций литературы критического реаяазка в исследовании отрицательных обществен::;.::-: сторон, упадка морали и деградации личности.

Вке.сг- с ".сг:, .-гя на то, что критическая накрав- ,

ленность социалист.1.-" "чей литературы блине всего к литературе критического рс: ска протерпела качественное изменение. Сущность оссго я&улшшя состоит в том, что "отрицательные явления Еоспропзио^тся здесь в процессе их исторически необходимого преодоления, путем раскрытия кх все-мирноксторг.чеспой несссгол:¿льпоста, обреченности - в отличие от лцтерагу;:: :::чоского реализма, где отрицательное в жизни лишь ссуг'чДгилсл как враэдебаое людям, но в сущности

и 1)

непреодолимей-

^Волков Ьл . '.'вора-сжие метода и художественные систем;, ¡тскуссгг-о, 1^-;. С,:.''!а.

В советской и вьетнамской литературе критическая направленность приобретает особое значение в борьбе с превращением человека в функциональную безличностную величину, когда в обществе обострились многие опасные негативные явления -бюрократизм, коррупция, аразерство, демагогия, клеветнпчест-во, взяточничество... Писатель особо пристрастен к тревомпоП стороне жизни и связанной с ней проблематике, что и придает его творчеству внутреннюю критическую направленность, которая может стать паа.оссм его творчества или отдельных его произведений.

В диссертации сопоставляются с точки зрения показа современного мецанства роман. В.Ьелова "Все впереди" и роман Ма Ван Кханга "Когда б саду облетают листья" (1265). Так, в романе В.Белова "Все впереди" автор подвергает критическому анализу систему псеЕдоэтических и псевдозстетичоских ценностей. Писатель критически осмыслил и вскрыл деструктивную сущность современного мещанства, предетаЕЛг.:о::'с/ю большую опасность как для одной, отдельно взятой личности, так и для общества в целом. Б.Белов увидел и показал, что современным мещанством мо;кно манипулировать.

Как и книга В.Белова "Есе вперед;:", "Когда в саду ой-■ летают листья" Ьл Ван Кханга является семейао-бнтовым романом. В романе негативные явления рассматриваются не как пере-';китки прошлого, доставшиеся от старого мира, а продукт недо-- четов, возникнувший в развитии нового,строя. Роман написан в духе времени, полон взыскующих истин, он далек от идеализации как достоинств, так и недостатков вьетнамского общества.

Гуманистический паи ос проявляется не только и ке столько в изображении зла, сколько б самом отношении писателя к злу и борьбе против него. В романах "Бее впереди" и "Когда в

- 9 -

саду облетают листья" осноеным предметом изображения является зло, низкое и подлое, но целью изображения - добро, высокое и прекрасное, рисуя неутешительную картину действительности, авторы верят в возможность осуществления своих общественных идеалов, в победу борьбы за всестороннюю .человеческую личность.

Советская и вьетнамская литературы 60-х годов передают подчас весьма трудные обстоятельства и ситуации общественной и личной низки человека, они ;хале;от людей, попавших в сдохную зачастую трагическую обстановку, но главное,' внутренне они далека от безысходности. Они и1^ут ноеых прочных оснований в самой глзни народа и в его истории,в трагическом опыте этой истории. Опираясь на гуманистические традиции мирового искусства,' они пытаются найти в самом человеке, в его нравственных устоях точку опоры для утверждения высоких идеалов, не идеализируя человека, беря его во всей реальной сложности.

Во второй главе "Критическая направленность во взаимоотношении с гуманистическим пааосом", проблема критической направленности рассматривается скеозь призму гуманизма.

Первый параграф1 этой главы -"Проблема гуманистического ■ пас,оса литературы".

Гуманизм литературы есть художественное познание и от-. ра:;:ение человечных отношений, явлений реальной кизни, пропущенное через мировоззрение и художественное восприятие писателя. Г,¡яровое искусство развивалось и развивается .под знаком выработки идеала полного человека. Гуманизм, как целенаправленное утверждение внутренней ценности человеческой ¡глзни и смысла человеческой истории, становится пафосом советской литературы.

Г.о мнению А.Твардовского, литература долква взять на ссйг. задачу "нравственного обеспечения общества". Чем выше

- 10 -

нравственное обеспечение, тем глубже гуманистический па$ос.

Гуманистический паевое советской литературы весьма активен, ибо он опирается на глубоко гуманное убеждение в том, что для полноты СЕоего счастья человек должен реализовать заложенные в нем внутренние возможности.

Б таких произведениях советской литературы, как повести "Пожар" Б.Распутна и "Зубр" Д.Гранина, романы "Закон вечности" Н.думбадзе, "Печальный детектив" Б.Лсгааьйва и "Плаха" Ч.Айтматова, центром внимания писателей является наличие личной активности и личной ответственности как основы мироощущения и всей жизненной позиции героя. Зто один из самых существенных показателей приобщения писателя к возникающей "новизне" мира.

В советской литературе последнего десятилетия понятие об общественной активности все более связывается с духовпо-нравственными поисками. Суть гуманистического пафоса литературы состоит в бесконечном поиске решения вечных вопросов, с целью дать читателям правильный ответ о смысле человеческой жизни.

Понятие "личности" стало для многих советских литературоведов и критиков символом духовности, нравственной последовательности и внутренней зрелости. Об этом так говорится в кгине Г.Белой "Художественный мир современной прозы": "Сегодня... скальпель анализа пошел и внутрь - вглубь дуаш человека. И это двуединотво предопределило специфику и характер современной прозы"

Б диссертации обращается внимание на этический харак-

^Белая Г. Художественный мир современной прозы. М.,Наука, 1963, С.6-7.

тер конфликта в современной советской и вьетнамской литературе . ■

В сьое время считалось, что нравственная справедливость непременно на стороне общества, коллектива, ибо общество предегавдчлось как слоившееся моральное и политическое единство. В советском и вьетнамском обществе подобного морального и политического единства пока нет. Столкновения между обществом и переживаниями отдельной личности могут привести к страданию последней, хотя она и лишена эгоистического интереса.

Для вьетнамской литературы тема утверждения личности и человеческого счастья никогда не достигала такой степени притягательности и силы, полагает диссертант, как в романе "давным-даЕно" (1966) Ле Лыу. Именно этот роман смело сказал нашему читателю о том, что определенное время человек жил далеко не полнокровной жизнью, а наоборот, как в насмешку, ему дароЕан был некий эрзац. Человек, если можно так выразиться, прокипал не свою, а чужую, чуждую ему жизнь, а даже когда никто его не принуждал к этому, то он принуждал себя сам, по собственной, так сказать,' воле.

Анализируя образ героя Зянг ¡¿инь Шая романа "Давным-давно", диссертант указывает, что его трагедия - это трагедия хорошего человека, проявившего пассивность в определенный исторический момент из-за своего инфантилизма и наивности. Роман "Давным-давно" - это крик целого поколения, потерявшего и молодость, и счастье, поскольку оно не решилось пойти на риск и утверждать'себя, бороться за свободу личности. Поведав о трагической судьбе человека, утратившего себя, "давным-давно" дает наглядный урок, раскрывает глаза на ценность личности, что и делает это произведение по-настоящему глубоким.

Писатель-гуманист все чаще и настойчиво, остро и тревожно говорит о непреходящих ценностях, об очаровании человека. Внимание именно к той нравственной субстанции, которая и выделяет его из всего нивого, - к его индивидуальности, которая ничего общего не имеет с самодавлеющим эгоцентризмом, -вот что определяет гуманизм высшей пробы в этом расколотом надвое мире. Его основой является человек, готовый жить в обществе и для общества, т.е. способный развивать, раскрывать в себе подлинно человеческие потенции.

Отражение глубинных истор1ческих процессов, связанных с -утверздением гуманизма в действительности и в художественной литературе дает для литературоведения богатейший материал как в плане сравнения художественных произведений с. самой жизнью, так и сравнения этих процессов в произведениях разных писателей, открывает широкие и еще недостаточно используемые возможности анализа конкретных произведений современной литературы.

Нравственная оценка в свете гуманистического идеала интересует диссертанта во втором параграфе.

Показ новых противоречий в человеке и обществе - именно это становится ведущей тенденцией советской и вьетнамской литературы на современном этапе. Но это требует и новой структуры произведений, нобых форм обобщения конфликтов, позволяющих вскрыть реальную диалектику жизни.

Справедливо замечает И.А.Бернштейн,, что "изменения характера конфликтов и появление новых конфликтных ситуаций связаны с углублением и развитием в современной литературе концепции человеческой жизни, другими словами, эти процессы неотделимы от обогащения общей гуманистической концепции

современности"^.

Ьскрыть диалектику развития в борьбе положительного и отрицательного - вот один из важнейших признаков художественного реализма. Советская и вьетнамская литературы выявили, отработали эту диалектику в формах острых нравственных конфликтов и коллизий.

Анализ повести В.Распутина "По;хар" свидетельствует,что в ее объемной ;::анровой сТорме присутствует, если не полнота жизни во всех своих позитивно-негативных связях, гранях, то яркая тенденция. Одна из блестящих идеи повести состоит в .. том, что свет переворачивается несразу, не одним махом, а вот так: было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя - стало можно, считалось за позор, за смертный грех - почитается за доблесть и лоекость.

Стоит подчеркнуть, что вину за нравственное неблагополучие Б.Распутин не склонен возлагать лишь на определенную часть общества. "По&ар" создан в традициях демократической литературы прошлого. Эти традиции предполагают тщательное конкретно-историческое исследование отношений личности и об- " стоятельств.

Писатель соотносит существенные противоречия эпохи не с сиюминутным в кизни, а со всем прошлым историческим и художественным опытом. В этом - значение открытых им художественных типов.

£.авая нравственную сделку в свете гуманистического па-сроса, писатели остро ставят вопрос об ответственности личности за свое поведение ео всех сферах казна. Процесс упадка

•^БернштеИн К.А. Нравственным конфликт и развитие романа в литературах социалистических стран / В кн.:"Гуманистический пафос советской литературы". Ы., Наука, 1962, С.£9.

личности стоит в прямой связи с ее безответственностью. Личность должна быть ответственной за свои поступки, поскольку сегодня она сама реализует свой выбор в ситуации, которую дает ее реальная жизнь, - будь то военная действительность или относительно мирная современность в ее сложнейших противоречиях. В условиях "выбора" вокруг личности создается зона внимания. Писатели выделяют в сбойх произведениях персонажей, язляювдх собой пример социально негативной позиции, тех,кто делает выбор в пользу эгоизма, подлости, бездушия, карьеризма.

Примерами нравственных поисков героев в диссертации выделены произведения В.ВыкоЕа "Карьер" и Нгуон Линь Тяу "Автопортрет".

В "Карьере" в контакт осмысления вступают военная и сегодняшняя жизнь, идеалы и нормы' военного времени и сегодняшняя духовная реальность. Спор в сознании Агеева Еедут самооправдание и самоосуждение. И хотя самооправдание, кач у всякого честного, совестливого человека, в Агееве значительно слабее самоосуждения, оно все-таки существует - как нормальный здоровый инстинкт самосохранения, позволяющий человеку жигь, сознавая и переливая свою вину, до не обрекая его на полный распад, спасая от трагического финала.

Сходный психологический диалог внутренних голосов идет в произведении "Автопортрет" вьетнамского писателя Нгуен кинь Тяу: талантливый художник, совершивший ошибку, хочет понять как и почему он оступился. Рассказ написан от первого лица. Ьучаясь за былую ошибку, за содеянное, художник остается один на один с собой, чтобы отвечая на приведенные строки, разобраться в том, что он сделал.

Подобные сложные явления - персонажей "Карьера" и - 15 -

"Автопортрета" - А.Бочаров предлагает назвать не отрицательным! персонажами, а антигероями. В них наряду с плохими, отрицательными качествами есть нечто хорошее, привлекательное, что, собственно, и позволяет им держаться на поверхности^.

Тгетья глава диссертации "Гуманистический пафос и художественная активность литературы". В этой главе автор диссертации дает понимание художественной правды как результата критической направленности и гуманистического пафоса. Активность литературы, считает диссертант, усиливается критическим началом, стоит в прямой связи с художественной правдой.

В первом параграфе "Художественная правда и ее соотношения" подчеркивается, что литература гуманна, презде всего, своей правдой. Ь этом смысле "нравственность есть правда" (В. Пектин). Гуманистический пафос и художественная правда стоят в нераздельном, но достаточно сложном взаимодействии. Художественная правда немыслима без правды жизни, но одновременно она невозможна без отхода, трансформации, преобразования того, на что опирается, представителем чего выступает.

Здесь дается краткий обзор-разных млений писателей и критиков (С.Ф.Кузнецова, Ь.П.Толстых, П.А.Дедкова, Д.У.Уряова) о художественной правде в дискуссии на тему "Современная проза, Правда и правдоподобие", проведенной "Литературной газетой" в 19Ь5 г.

Принцип отражения жизни в искусстве включает в себя акт творения, акт пересоздания объекта изображения. На противоречивом единстве уподобления и разуподобления основана природа образного освоения жизни.

Литературный образ, разрасстаясь из микроструктуры в

•^Бочаров А. Литература и время. М..ХУдожесгЕенная литература, 1966, С.119.

макроструктуру, не претендует и не ыо;кет претендовать на то, чтобы быть самостоятельной действительностью, равновеликой, равнозначной реальности человеческого бытия. Художественный мир осуществляется по своим внутренним законам, но позволяет понять закономерности жизни и человеческую сущность, лежащие вне его. Художник, создавая образное подобие жизни, вопрошает ее.

Художественная правда определяется прежде всего способностью писателя подвергнуть серьезному исследованию весь социально-нравственный разрез жизни общества, запечатлеть его в ярких запоминающихся человеческих характерах.

Анализируя роман "Печальный детектив" Б.Астафьева, диссертант учитывает мнения критиков и писателей, которые высказывались в журнале "Вопросы литературы" (Е.В.Старикова, В.П.Соколов, В.А.Коваленко, Н.Б.Кванова...). Появление "Печального детектива" В.Астафьева приковало внимание к корням сегодняшних социально-нравственных противоречий. Писатель А.Адамович относит роман Б.Астафьева, а также "Пожар" В.Распутина и "Плаху" Ч.Айтматова к произведениям, утверждающим "новое понимание художественности".

В диссертации утверждается, что поиск слова,адекватного правде времени, вывело литературу я публицистическому началу. Не случайно в произведениях критической направленности возрастает доля открытого выражения писателями своих • симпатий, убеждений, взглядов в идейно-художественной структуре произведений, включенных в собственно сюжетную ткань повествования - в авторских "отступлениях", диалогах, раз'ъ-яснениях, уточнениях. Публицистическое начало составляет порой главный движущий стержень современной проблематики. Так, например, в романе "Закон вечности" Н.Думбадзе герой

- 17 -

Бачана открыто излагает свое понимание человеческого достоинства, чести, признания и долга. В повести "Пожар" В.Распутина и романе "Печальный детектив" В.Астафьева за раздумьями У.Еана Петровича и Сошина слышится голос авторов, их боль и тревога за общество, за человека.

Во втором параграфе исследуются проблемы "Гуманистического пас оса г. демократизации литературы."

Литература - одно из отличных орудий проверки демократичности того общества, которым она порождена. Если писатели тоскуют в своих произведениях о свободе, то, следовательно, общество, жизнь которого они рисуют, нуждается в демократизации.

Советская литература 10-х годов идет к трибуне демократизации, ибо она стремится поддержать и развить в человеке желание и умение лично вмешиваться в происходящее, повлиять на события, быть не пешкой, а инициатором, вершителем слоей и общей судьбы.

Если проследить путь развития современной советской ли тературы, то мы увидим, что советские писатели рассказывают о том, как вырастал простой, рядовой человек, для которого все современные проблемы общества становились его личной заботой. Не случайно и сегодня один за другим - и независимо друг от друга - появляются произведения, где герои, к которым мы отно симся с пониманием и симпатией, сами, не дожидаясь решений уполномоченных на то органов, как бы выносят и приводят в исполнение свой собственный приговор тем, кто живет не по-человечески, вопреки моральным нормам.

Гуманистический пафос литературы вырабатывает демократическое понимание человеческой сущности: подход к человеку как к личности, субъекту творчества, а не как продукту исторг / - 16 - * "

или ее средству, или, иными словами, "тлеющему угольку человеческих судеб", бесправной песчинке, бледному наброску к гигантской картине бытия, объемлющей и кассы, и классы, и нации, и саму историю, а революцию.

Демократизация общества в реальной казни достигается не лозунгами, она может быть осуществлена лишь тогда, когда каждый составляющий этого общества поднимается до уровня демократии, ощутит себя личностью. Литература как раз и есть то прекрасное средство, которое как нельзя лучше активизирует процесс становления личности.

Критерий наиболее полного, последовательного демократизма литературы неотрывен от высоты требований эстетических. Сочетание высокого и разнообразного художественного потенциала литературы со способностью завоевывать широчайшего демократического читателя не есть результат лишь чьих-то произвольных желаний, внешних обстоятельств. Оно - результат творческой индивидуальности писателя и его труда, неповторимо-индивиду-альиого таланта, творческого поиска жапрово-стмлевых форм, отвечающего общественным потребностям.

В данном параграфе диссертанта интересуют влияние советской литературы на вьетнамских читателей а процесс взаимодействия наших литератур.

С большим интересом встретили вьетнамские читатели вн.- ,. ход на вьетнамском языке таких произведений советских писате- ,,, лей, где проявляются критическая направленность и гуманистический паф,ос. Бо Вьетнаме до сих пор идут дискуссии вокруг таких популярных среди наших читателей произведений, как"?ай-онвые будни" В.Овечкина, "Закон вечности" Н.Думбадзе, "Пожар" В.Распутина, "Печальный детектив" В.Астафьева, "Плаха" Ч.Айтматова, "Зубр" Д.Гранина.

Вьетнамские писатели склонны усваивать творческий опыт советских писателей с тем, чтобы ответить на актуальные вопросы СЕоей литературы, ¡многие вьетнамские критики считают, что сейчас советские писатели стараются показать глуби- . ну мышления сеоих героев, развитие самосознания, и ставить головоломные вопросы, затрагивающие как отдельно взятый народ, так и все человечество нашей неспокойной планеты.

В заключении содержатся основные выводы диссертации:

1. Практика развития современной советской и вьетнамской литературы 60-х годов свидетельствует о нарастании гуманистического пайоса в произведениях ведущих писателей наших стран. На рубеже ЬО-х годов с возрастанием философской и нравственной проблематики в художественных произведениях советских и вьетнамских писателей высвечиваются новые грани гуманизма, характеризующиеся неразрывной, органической связью человека с.судьбами всего человечества, всей планеты. ,

2. Считая критическую направленность одним из ва-шей-ших имманентных сторон содержания литературного произведения, мы .подтЕер-здаем, что она вытекает из страстной устремленности писателей к возвышенным гуманистическим идеалам. Если же критическое начало развивается независимо от гуманистического пафоса, то это отрицательно влияет на ценность, значимость художественного произведения. Такой путь творчества оказывается, как правило, бесперспективным.

5.'Критическое начало произведения неотрывно связано с категорией художественной правды. Сосредоточенность советской и вьетнамской прозы на отрицательных сторонах общественной жизни повышает уровень художественной правды. Углубление критической направленности литературы - это прояв-

- 20 -

ленив художественного исследования действительности в духе реализма. Кз опыта советской и вьетнамкой прозы 10-х годов ми можем прийти к выводу, что глубокий гуманистический пафос и истинная критическая направленность - это факторы организаций художественной правды.

4. Одна из важнейших сторон современного советского и вьетнамского литературного процесса состоит в последовательных сдвигах в сторону расширения демократической основы и поля деятельности литературы. Так, в советской и вьетнамской прозе 80-х годов качественные сдвиги в критической направленности и гуманистическом пафосе литературы тесно связаны с демократизацией содержания и языка произведений, участием литературы в демократическом движении всего общества.

Советская и вьетнамская литературы, обращаясь к урокам действительности, в напряженном поиске смысла современной жизни, в попытках осознать причины и следствия негативных явлений, стремятся сохранить "экологию человеческой культуры" (Д.С.Лихачев).

Основные полокения работы отражены в следующих публикациях (на вьетнамском языке):

1. Введение в'литературоведение. Литературное произведение (Учебное пособие). Хошимин, Хошиминский университет, 1966, 148 с. _

2. "Встреча в конце года" - диалог янтеллягентов о жизни // Бан нге, IS83, JS 3.

3. Заметки о сборнике рассказов Нгуен Минь Тяу "йенщи-на в скором поезде" // Бан нге, 1984, № 32.

4. Некоторые проблемы литературоведения и литературной критики в Хошимине //. Tan ти ван хок. 1986, К 2.

5. Роман Нгуен Кхая "Время человеческое". Отклики и

- 21 -

резонанс // Ban нге, 1986, № 16.

6. Литература в изменяющемся городе // Ван нге, 1987,

7. Критическая направленность литературы наших дней // Бал нге, 1988, ^ 24.