автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Национально-освободительное движение народов Индокитая 1918-1945 гг. во вьетнамской и советской историографии

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Ле Ван Ань
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Автореферат по истории на тему 'Национально-освободительное движение народов Индокитая 1918-1945 гг. во вьетнамской и советской историографии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Национально-освободительное движение народов Индокитая 1918-1945 гг. во вьетнамской и советской историографии"

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

РГБ ОА

'() С с У : - ■ • Л Е ВАН АНЬ

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НАРОДОВ ИНДОКИТАЯ 1918 - 1945 гг. ВО ВЬЕТНАМСКОЙ И СОВЕТСКОЙ ИСТОРЮГРАФИИ

(ОПЫТ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА)

07.00.09 - историография, источниковедение

и методы исторического исследования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

КАЗАНЬ - 1994

Работа выполнена на кафедре новой и новейшей истории Казанского государственного университета

Научный руководитель кандидат исторических наук

Королев ЕС.

Официальные оппоненты доктор исторических наук

профессор Леонова JL С.

кандидат исторических наук доцент Кадыров И. X.

Ведущая организация Саратовский государственный

университет им,- а Г. Чернышевского

Защита состоится УЗ октября 1994 г. в 14 часов на заседании диссертационного Совета Д. 053.29. 06 по присуждению ученой степени доктора исторических

наук в Казанском государственном университете по ........

адресу: 420008, Казань, Ленина 18, корп. 2, ауд. 1112

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Ямени Н. И. Лобачевского Казанского государственного уни-Ьерситета

Автореферат разослан д сентября 1994 г.

Ученый секретарь диссертационного Совета

кандидат исторических наук, доцентР. Г. Кашафутдинов

Научная значимость и актуальность темы.

В конце XX в. мировая историческая наука все пристальнее вглядывается в самое себя. Историей исторической науки усиленно занимаются ученые западноевропейских стран, интенсивно ведутся историографические исследования в России и странах СНГ. В силу ряда причин слабее они развиваются в странах Востока. Между тем, общая картина мировой историографии складывается из всей суммы национальных историографии, ибо историческое знание каждого народа входит частью в общую память человечества. Разумеется, вклад этих частей в общее научно-историческое знание неодинаков, как неодинаковы судьбы формирования национальной истории, неодинаковы пути и этапы развития национальной культуры и образования. Тем не менее, было бы ошибочным пренебречь какой-либо национальной исторической школой,даже если ее традиции не очень глубоки. Более того, возникновение молодых национальных, исторических школ в XX веке представляет собой интересный феномен как с точки зрения сложных обстоятельств их зарождения (войны, революции), так и с точки зрения испытываемых ими влияний.

Вьетнамская историография очень молода. Можно сказать, что она находится еще в стадии становления. Связано это со сложной исторической судьбой вьетнамского народа, который добился национальной независимости и самоопределения ценой огромных усилий лишь после второй мировой войны. Родившаяся в условиях острейшей борьбы за независимость, вьетнамская историческая мысль должна была найти опору в концепциях,наиболее отвечающих задачам этой борьбы и адекватно интерпретирующих национально--освободительное движение. Очевидно, что концепции, утвердившиеся в советской историографии, более всего отвечали этим потребностям. Поэтому ориентация молодой вьетнамской исторической школы на советскую историографию вполне объяснима и логична. Даже самый первый обзор вьетнамской и советской исторической литературы обнаруживает их тесную взаимосвязь.

Однако это обстоятельство ставит целый ряд вопросов.

Насколько плодотворна эта взаимосвязь? Насколько идентичны концепции вьетнамских историков и советских востоковедов? В чем особенности методологических позиций роветской и вьетнамской исторических школ? По каким . линиям идет взаимодействие и взаимовлияние вьетнамской и советской историографии?

Поиск ответов на эти вопросы невозможен на базе всего комплекса исследований, проводимых в двух странах. В связи с этим в диссертации определена одна проблема, по которой и проводится сопоставительный анализ: национально-освободительное движение Индокитая от начала новейшего времени до Августовской революции 1945 г. Выбор проблемы обусловлен тем, что во вьетнамской историографии она пользуется повышенным вниманием на зсех этапах развития исследований.

В 60-80-е годы как во вьетнамской, так и в советской литературе предпринимались попытки под тем или иным углом зрения дать оценки развития вьетнамской историографии. Характерными материалами такого рода были обзоры исторических журналов и рецензии на книги вьетнамских историков. До серьезного комплексного анализа дело не доходило потому, что сам опыт историографии казался еще слишком кратким по времени. Тем не менее, такие обзоры часто очень точно и глубоко вскрывали характерные черты формирования вьетнамской исторической школы, особенности методологических позиций вьетнамских историков "(1).

Ближе и конкретнее подошли к общим оценкам и характеристикам развития вьетнамской историографии и советской вьетна-

1. См. например: Щедров И. М. Над чем работают историки ДРВ// Народы Азии и Африки, 1962, N 3;Огнетов И. Обзор вьетнамского исторического журнала // Народы Азии и Африки, 1964,N 1; Минь Чан, Книги по истории Вьетнама, изданные в ДРВ// Вопросы истории, 1960, N 6; Чешков М. А. О роли буржуазно-демократических тенденций в освободительном движении Вьетнама (по страницам вьетнамского исторического журнала)// Народы Азии и Африки, 1968, N 3.

мистики Е. И. Гневушева, Э. С. Чешкова, О. В. Новакова, И. Д. Бакшт (1). В их работах делается очень важный вывод о том, что становление вьетнамской историографии не только обосновало новую по сравнению с франкоязычной литературой концепцию освободительного движения, но и ввело в научный оборот совершенно новые пласты источников. Однако это всего лишь подступы к этой теме, так как в статьях рассматриваются только частные вопросы, не ставится задача создания общей картины развития историографии в значительной временной протяженности, не прослеживается связь этого развития с динамикой конкретно-исторической обстановки. Между тем, изучение истории Индокитая и, в частности, освободительного движения народов этого региона как во Вьетнаме, так и в ССОР и России само уже имеет свою историю и требует осмысления. При этом возникновение и становление вьетнамской историографии проходило в чрезвычайно сложных исторических обстоятельствах, безусловно, сказавшихся на процессе этого -становления.

Дель и задачи исследования. Цель настоящей диссертации состоит в выяснении характерных черт формирования вьетнамской национальной исторической школы и определении особенностей ее методологических подходов и концептуальных построений в разработке проблем национально-освободительного движения в сопоставлении с позициями советской историографии. Для достижения этой цели необходимо было разрешить следующие задачи:

- выяснить всю совокупность источников, на которых строится изучение проблемы вьетнамскими и советскими историками, выявить наиболее приоритетные из них;

- проследить процесс зарождения и становления национальной исторической школы Вьетнама в тесной связи с глубокими преобразованиями в-жизни вьетнамского общества;

- проследить развитие советской вьетнамистики, разработки ею проблем освободительного движения в Индокитае;

- провести сопоставительный анализ интерпретаций во вьетнамской и советской историографии главных проблем НОД Индоки-

1. Советская историография Юго-Восточной Азии. М. , 1977. Историография стран Востока. М. , 1978.

- б -

тая:

а) проблемы формирования вьетнамского рабочего класса и национальной буржуазии,

б) роли различных политических организаций в освободительном движении,

в) проблемы формирования широкого национального фронта борьбы против колониализма.

Новизна исследования состоит в том, что это первая монографическая работа по вьетнамской историографии. В ней впервые дается представление о становлении и развитии вьетнамской национальной исторической школы и также впервые оценивается ее вклад в изучение национально-освободительного движения. Тем самым предпринят первый шаг по включению вьетнамской историографии в историю мировой исторической науки.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащийся в ней материал и выводы могут служить основой для планирования и прогнозирования дальнейших исторических исследований, а также для определения новых каналов сотрудничества между научными учреждениями исторического профиля Вьетнама и России. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе, в частности, в разработке и чтении курсов по историографии всеобщей истории.

Хронологические рамки изучаемых историографических источников обусловлены попыткой проследить развитее вьетнамской исторической школы с самого ее возникновения. Поэтому анализу подвергнуты наиболее значительные исторические сочинения с начала XX в. постольку, поскольку они имеют общеметодологическое значение. Изучение же национально-освободительного движения профессиональными историками начинается с 30-х годов и анализ историографии НОД Индокитая опирается в основном на труды историков 30-80-х гг.

Региональные рамки. Под географическим понятием Индокитай, употребляемом в диссертации, имеются в виду территории так называемого французского Индокитая, включающие Вьетнам, Камбоджу (Кампучию) и Лаос. Колониальные порядки, установлен-

ные здесь французами,обусловили Некоторую общность проблем и общие черты освободительного движения. В силу этого историки рассматривают антиколониальную борьбу чай,е всего в этих региональных рамках. Очевидно, что выделение этого региона имеет сущностный, а не технический характер, так как освободительный процесс, например, в Бирме и Тайланде(Сиаме) отличался несколько иными характеристиками и ритмами.

Методология исследования. Приступая к анализу вьетнамской и советской исторической литературы по указанной проблеме, автор диссертации неизбежно должен был определить свою методологическую позицию. В этом поиске автором была категорически отвергнута господствующая в европейской историографии концепция колониальных "открытий" и цивилизаторской миссии евройейцев. Утвердившаяся, в частности, во французской историографии апологетика колониализма на протяжении многих десятилетий от Июля Ферри до генерала Катру злостно искажала суть происходивших в конце XIX й в XX в. процессов в Индокитае. Лаже авторы, претендовавшие на полную объективность, несмотря на приглушенность шовинистического пафоса, оставались в плену этой концепции. Редким исключением явилась принципиальная критика колониализма в трудах Жана Жореса, Карла Каутского, Марселя Кашена (1). Но наиболее четко теоретико-методологические основы понимания исторической сущности колониализма и национально-освободительного ^движения были выражены в ленинизме. Пээт'ому вполне последовательным и логичным стало обращение автора к трудам К И. Ленина.

Для вьетнамцев империализм - не академическое понятие. В конце XIX века они видели его воплощенным в могучие французс-

1. Жорес Жан, Против войны и колониальной политики. Пер. с франц. , М. , 1961.

Каутский Карл, Наш взгляд на патриотизм и войну. Пер. с нем. JL Неманова. Франциск Ассизский. Пер. с нем. С. Марковича Спб. , 1905.

Marcel Cachin, Vous parle, Paris Editions sociales, 1959.

кие дредноуты со всеразрушащей палубной артиллерией. Для ныне живущего поколения он был воплощен в американских сверхбомбар-. дировщиках, обрушивающих на Вьетнам тысячи тонн смертоносного груза. Надо признать, что антиимпериалистический пафос ленинизма просто и прямо накладывается на чувства и чаяния вьетнамцев даже без абстрактно-сциентистских изысков. Это в значительной степени определяет позиции вьетнамской историографии. У автора данной работы, вьетнамского историка и гражданина, нет оснований не разделять этой позиции.

Вместе с тем, автор полагает, что есть необходимость во многих случаях преодолевать определенную канонизацию идей Ленина, утвердившуюся в трудах его последователей. Остается, например, актуальной проблема соотношения классового и национального в освободительном движении. Именно в интерпретации этого вопроса часто допускается нарушение принципа историзма. При этом иногда игнорируются положения, содержащиеся в работах самого Ленина. Так он очень глубоко понимал и чаще оставлял открытым вопрос о ведущих социальных силах НОД в колониальных странах. Критикуя непоследовательность национальной буржуазии, ее двойственность, он вдруг замечал: "А в Азии есть еще буржуазия, способная представлять искреннюю боевую, последовательную демократию, достойный товарищ великих проповедников и великих деятелей конца ХУШ века во Франции" (1).

Во многих работах Ленин настойчиво утверждал, что самым последовательным борцом против колониализма является пролетариат. Но он не выдавал желаемое за действительное, он ясно видел, что большинство народов Востока являются "не рабочими, прошедшими школу капиталистических фабрик и заводов, а типичными представителями трудящейся эксплуатируемой массы крестьян, которые страдают от средневекового гнета" (2). Таким обра-

1. Е Л Ленин Демократия и народничество в Китае, - Полн. собр. соч. , Т. 21, С. 402.

2. В. И. Ленин Доклад на П Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока 22 ноября 1919 г. , - Полн. собр. соч. , Т. 23, С. 329.

зом, и тут Ленин неоднозначно смотрит на вопрос, оставляет его открытым для решения будущим объективным исследователям. Автор-диссертаций считает, что такой подход дает историку и теоретико-методологическую ориентацию, и возможность подлинно научного творчества исследователя.

Источники. Для данного исследования имеется достаточно широкий Круг историографических источников, включающий в себя конкретно-исторические работы, изданные во Вьетнаме, СССР и частично во Франции в диапазоне последнего семидесятилетия. Прежде всего это труды, касающиеся проблем национально-освободительного движения в Индокитае в 1918-1945 гг. Однако, поскольку в диссертации рассматриваются вопросы формирования вьетнамской национальной исторической школы в целом, постольку круг этот значительно расширен и привлечены наиболее значительные исторические сочинения, посвященные другим проблемам, но имеющие, с нашей точки зрения, общеметодологическое значение. При этом параллельное изучение работ вьетнамских и советских историков составляет особенность историографического анализа в данной работе.

Первыми историками освободительной борьбы народов Индокитая были сами участники этой борьбы, ее вожди и идеологи. В развертывающейся национальной революции они вырабатывали свои взгляды н^ сущность колониального режима, на движущие силы, цели и задачи освободительного движения. Фан Бой Тяу, Фан Тю Чинь, Хо № Мин, Ле Зуан, Чыонг Тинь, Во Нгуен Зиап и др. на разных этапах развития движения внимательно изучали социально-политическое положение в стране, выдвигали задачи, обосновывали стратегию и тактику антиколониальной борьбы. Их произведения служат важнейшим источником в изучении проблемы. Вместе с тем они оказали огромное влияние на последующее формирование исторических концепций во вьетнамской науке, в значительной мере определили направления исследовательской работы, идейно-теоретические приоритеты. И с этой точки

зрения они представляют собой факты историографического порядка.

Старшее поколение профессиональных историков в своем большинстве также' состояло из участников-освободительного движения. Именно они определяли становление вьетнамской исторической школы. Проблемы национальной революции всегда были первоочередными для таких крупных ученых, как Чан Хш Лиеу, Буй Конг Чыонг, Тон Куанг Фиет, Нгуен Кхань Тоан, Дао Зуй Ань, Чан Ван Зяу (1) и ряд других. Более молодое поколение историков, вышедшее на арену в 60-70-е годы, продолжило разработку проблем НОД Индокитая, число монографий и статей значительно возросло.

Появилось много солидно документирЬванных работ, посвященных отдельным аспектам НОД, а 1 также обобщающих трудов, в которых прослеживается история НОД на значительном временном отрезке. Среди этих историков можно назвать таких,как Минь Чань, Нгуен Конг ТЗинь, Нгуен Хонг Фонг, Ван Тао, Нпо Ван Хоа, Зыонг Кинь Куок, Као Ван Бен (2) и др. В 80-е годы создается

1. Tran Huy Lieu,Lieh su 80 nam chong Phap,Hanoi, 1956; Bui Cong Trung,' Nguyen Van Tran, Gop phan nho ve lieh su can dai Vietnam, Ha Noi, 1958; Ton Quang Phiöt, Lieh su each mang Viet nam duoi thoi Phap thuoc (1862-1945)/ Hanoi, 1958; Nguyen Khanh Toan, Van de dan toe trong cacti mang vo san,T. 1, Hanoi, 1960; T.II, 1962; Dao Duy Anh, Lieh su Viet nam, T. I-11, Hanoi, 1955; Tran Van Giau, Giai cap cong nhan Viet nam, Hanoi, 1958; h flp.

2. Minh Tranh, Tinh chat xa hoi Viet nam va cach mang thang Tarn, Hanoi, 1961; Nguyen Cong Binh, Mat tran dan toe thong nhat trong cach mang Viet nam, Hanoi, 1963; Nguyen Hong Phong, Tim hieu tinh cach dan toe, Hanoi, 1963; Van Tao, Lieh su cach mang thang Tarn, Hanoi, 1960; Ngo Van Hoa, Duong Kinh Quoc, Giai cap cong nhan Viet nam truoc khi thanh lap Dang, Hanoi, 1978; Duong Kinh Quoc; Viet nam-Nhung su kien lich su, T. I (1858-1896), Hanoi, 1987; T. II (1896-1918), 1982; Cao Van Ben, Giai cap cong nhan Viet nam (1936-1939), Hanoi, 1979; H ap.

- и -

ряд обобщающих трудов, над которыми работают коллективы авторов. Они в какой-то мере подводят итоги проведенных ранее исследований (1),

Таким образом, автор диссертации располагал внушительным историографическим материалом для анализа,- включающим десятки имен и сотни названий исторических сочинений.

Содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

Во введении обоснована актуальность темы, ее научная новизна, определена степень изученности, сформулированы цели и задачи исследования, охарактеризованы основные группы исторических источников.

В первой главе "Вьетнамская и советская историография национально-освободительного движения в Индокитае 1918-1945 гг." прослеживается процесс становления вьетнамской национальной исторической школы и развитие советской вьетнамистики. В отдельном параграфе рассматривается вопрос об источниковой базе, используемой историками при изучении НОД Индокитая. Дается краткий очерк организации архивного дела, в ДРВ, характеристика основных фондов архивов, прослеживается постепенное вовлечение в научный обЬрот архивных материалов вьетнамскими и советскими исследователями. Рассматриваются различные группы источников: коминтерновские документы, труды лидеров НОД, франкоязычная периодическая печать, газеты различных национальных политических организаций, мемуары французских колониальных чиновников и т. д. фи этом главное внимание уделяется степени использования разных типов источников на разных этапах развития исследований. Анализ обнаруживает, в частности, некоторые различия между вьетнамской и советской историографией в подходах к критике источников.

1. Nguyen Khanh Toan (отв. ред.), Lich su Viet nam, Т. II,

Hanoi, 1985; Перевод на русский язык, М. , 1991; Tran Ва De (отв.ред.), Lich Su Viet nam (1930-1945), Hanoi, 1992.

Становление вьетнамской национальной историографии рассматривается в тесной связи с развитием конкретно-исторической обстановки. Длительная война вьетнамцев против французских колонизаторов, а затем против американских агрессоров создавала особую ситуацию. Характерными для нее были нарушение нормальных условий человеческого существования, хозяйственная разруха, огромные человеческие жертвы, величайшее напряжение сил, сконцентрированных главным образом на боевых действиях. В таких условиях зарождалась и складывалась вьетнамская историческая школа и многие ее черты были обусловлены этой чрезвычайной обстановкой. Высокая степень политизации и идеологизации была присуща большинству исторических сочинений, особенно в 40-60-е годы.

В главе подробно рассматривается как протекал культурный процесс после Августовской революции 1945 г. , как проходила борьба с неграмотностью, как формировалась система народного образования, как, в частности, складывалась система исторического образования. В связи с этим уделено значительное внимание созданию структуры исследовательских учреждений исторического профиля, организации издательского дела и исторических периодических изданий. Прослеживается процесс формирования кадров профессиональных историков. Некоторые из них получили подготовку во французской средней и высшей школе. Другая часть прошла через советские университеты и аспирантуру при них. Наконец, третья, более многочисленная к 60-м годам группа, принадлежала к выпускникам вьетнамских университетов.

Исторические исследования в ДРВ начинались в значительной степени под влиянием политических потребностей. Необходимость осмысления сущности освободительного движения, логического его завершения Августовской революцией 1945 г. с самого начала поставила эти проблемы в центр внимания историков. Уже в 50-х годах по этой тематике вышел ряд солидных работ, с которыми выступили Чыонг Тинь, Во Нгуен Зиап, Чан Хюй Лиеу, Чан Ван Зяу, Тон Куан Фиет, Дао Зуй Ань. (1) Постепенно расширялся круг исследуемых вопросов, вводились в оборот новые виды источни-

1. Truong Chinh, Cach mang thang Tarn о Viet nam, Hanoi, 1954; Truong Chinh, Vo Nguyen Giap, Van cje dan cay, Hanoi, 1959; и др.

ков, углублялась проблематика исследований. Большую роль в этом играли Институт истории и журнал "Исторические исследования". В диссертации анализируются материалы ряда дискуссий , проведенных историками. Многие аспекты вьетнамского освободительного движения осветила, например, весьма оживленная дискуссия о характере Советов в Нге ан и Ха Тине в 1930-1931 гг., проведенная на страницах "Исторических исследований". Фактически речь шла о позиции вьетнамского крестьянства в освободительном движении, о роли крестьянской общины, о соотношении антифеодальных и антиколониальных устремлений крестьян. В начале 60-х гг. на страницах того же журнала была опубликована целая серия статей по вопросу генезиса капитализма и буржуазии во Вьетнаме. Анализ подобных дискуссий позволил сделать вывод о значительно возросшем творческом потенциале вьетнамской исторической науки. Этот вывод подтверждается весьма продуктивной работой историков ДРВ в 60-70-е годы.

В первой главе дается также очерк развития советской вь-етнамистики. К числу особенностей изучения истории Юго-восточной Азии в Советском Союзе относится почти полное отсутствие научных исследований в этой области в дореволюционный период. Эта брешь в отечественном востоковедении, по существу, начала заполняться лишь с 30-х годов. Основоположником изучения истории стран Юго-Врсточной Азии явился академик А. А. Губер. Именно он определил основные направления исследований проблем ЮВА, в том чиоле и бывшего французского Индокитая. Проблема антиколониальной борьбы занимала среди них центральное место. В своих работах он выдвинул целый ряд чрезвычайно плодотворных идей и подходов к изучению национальных движений. В 1964 г. на XXIУ Конгрессе востоковедов мира он выступил с докладом "Тенденции развития национально-освободительной борьбы в Юго-Восточной Азии". В 60-80-е гг. эти проблемы разрабатывают многие ученые, о которых можно сказать, что они в совокупности составляют Гу~ беровскую школу в советском востоковедении. Большой вклад в исследования истории НОД Индокитая внесли А. Б. Беленький,

Е. И. Гневушева, Г. И. Левинсон, С. А. Мхитарян, Л. В. Шварц, О. В. Но-вакова, Е Д. Зеленцов, А. П. Шилтова, М. А. Чешков и ряд других историков (1).

В диссертации подробно рассматриваются этапы и формы сотрудничества советских востоковедческих центров с исследовательскими учреждениями Вьетнама, делается вывод о плодотворности этого сотрудничества, о чем свидетельствует целая серия научных публикаций 80-х годов, среди которых работы И. А. Огне-това, Д. Е Бектимировой, Ю. П. Дементьева, Е. В. Кобелева, М. П. Исаева; С. С. Моденова, В. А. Кожевникова и др. (2).

Во второй главе диссертации "Основные.проблемы национально-освободительного движения Индокитая во вьетнамской и советской историографии" анализируются интерпретации вьетнамскими и советскими историками трех главных проблем НОД Индокитая: проблемы формирования рабочего класса и национальной буржуа-

1. Мхитарян С. А. Рабочее и профсоюзное движение во Вьетнаме,

М. , 1960; его же, Рабочий класс и национально-освободительное движение во Вьетнаме 1885-1930 гг. , М. , 1967; Шварц Л В. О руководящей роли рабочего класса Вьетнама в национально-освободительной борьбы 1930-1931 гг. , М. , 1962; Новакова 0. К Национальная политика Франции и национальное движение во Вьетнаме в 1917- 1929 гг. , М. , 1967; Зеленцов В. А. Формирование и развитие рабочего класса Вьетнама, М. , 1955; Шилтова А. П. Национально-освободительное движение во Вьетнаме в период второй мировой войны и победа Августовской революции, М., 1958, Чешков М. А. Особенности формирования вьетнамской буржуазии, М. , 1968; и др.

2. Огнетов И. А. К вопросу о связях Вьетнамской революции с мировым революционным процессом, в кн.: "Юго-Восточная Азия -История. Современность", М. , 1983; Бектимирова Е Е , Дементьев Ю. Е , Кобелев Е. В. Новейшая история Кампучии, М. , 1989; Исаев М. П. Современный революционный процесс в странах Индокитая,

М. , 1985; Моденов С. С. История завоевания народов Вьетнама, Лаоса и Камбоджи, М. ,1983; и др.

зии; роли различных политических организаций в национально-освободительном движении; проблемы созданиям широкого национального фронта борьбы против колониализма. • Соответственно этим проблемам глава разделяется на три параграфа.

До 1945 г. франкоязычная литература об Индокитае, включая и вьетнамских авторов, работавших в русле французской исторической школы, фактически игнорировала вопрос о национальной буржуазии и рабочем классе. Косвенно касались его лишь аналитики экономисты, изучавшие зарождение торговли и промышленности во Французском Индокитае. Исходя из европейских критериев (промышленный капитал, монополии), они считали, что Вьетнам обречен оставаться на уровне своеобразного "общинного сектора" экономики. Именно так толковал проблему, например, Ву Куок Тхук (1), ученик и последователь французского ученого Г. Ледю-ка. В такой постановке вопроса фактически исключалось существование национальной буржуазии и рабочего класса как отдельных социальных классов.

После Августовской революции рабочее движение оказывается

в центре вниманйяг~Ужетг-1-949-р._выходит книга Кхиен Тханя

"История рабочего движения во Вьетнаме с начала до 1946 года" Главным этот вопрос оказывается в книгах Дао Зуй Аня (2) "Ис-

1. Vu Quoc Thuc, L économie Communaliste du Vietnam. Hanoi. 1950.

2. Kien Thanh, Lieh su phong trao lao dong Vietnam, Hanoi, 1946; Dao Duy Anh, Lich su cach mang Viet nam, Hanoi, 1957

тория вьетнамской революции" (1955) и Чан Хюй Лиеу "История восьмидесяти лет борьбы против французских колонизаторов" (1956). Появляется много статей,в которых дискутируется вопрос, когда сформировался рабочий класс Вьетнама. В 1957 г. выходит книга Чан Ван Зяу "Рабочий класс Вьетнама. Формирование и развитие из "класса в себе" в "класс для себя" (1). В этой книге автор, взяв за основу подход К Маркса, стремится разрешить противоречия, разделяя процесс формирования на этщш. Однако и в последующем вопрос остается спорным из-за сложного состава рабочего класса: большой процент плантационных рабочих, преобладание малоквалифицированной рабочей силы, большой процент женщин и подростков на фабричном производстве, текучесть рабочей силы, низкий уровень грамотности и т. д. На трудность решения проблемы указывал А. А. Губер. Нельзя считать вопрос закрытым и сейчас. Но в 70-80-е годы вьетнамские и советские исследователи подняли новые пласты источников, накопили много.статистического материала, раскрыли ряд новых аспектов проблемы. В частности, в историографии утвердился" вывод, что формирование рабочего класса во Вьетнаме началось на французских предприятиях и в связи с этим рабочий класс начал складываться раньше, чем национальная буржуазия. Этот вывод мы находим и у вьетнамских, и у советских историков. Генезису национальной буржуазии был посвящен ряд специальных исследований вьетнамских ученых уже на рубеже 50-60-х гг. Характерно, что на первом этапе изучения Зтого вопроса проявилась тенденция усматривать зарождение буржуазии в доколониальную эпоху. Дао Чонг Чуень, например, находил серьезные ростки капитализма во Вьетнаме еще в ХУШ веке. Поэтому выработка взгляда на этот вопрос прошла через острые дискуссии. Резкой критике подверг точку зрения Дао Чонг Чуеня историк Нгуен Вьет в специальной статье. В диссертации прослеживается эволюция подходов к исследованию этого вопроса. Свой вклад в разработку этой проблемы

1. Tran Van Giau, Giai cap cong nhan Viet nam, Hanoi, 1958.

внесли и советские ученые, особенно М. А. Чешков (1).

Методологические позиции вьетнамской историографии наиболее рельефно проявляются в подходах к изучению истории различных национальных политических организаций и в интерпретации их роли в освободительном движении. Выдающаяся роль компартии Индокитая в завоевании независимости не- только затмила деятельность других организаций, но и поставила их как бы вне основного направления освободительной борьбы . До 60-х годов история Конституционной партии, Национальной партии Вьетнама и ряда других непролетарских политических организаций рассматривалась обычно под критическим углом зрения. Деятельность же КЛИК на всех этапах движения характеризовалась исключительно позитивно. Ее неудачи относились чаще всего на счет происков коллаборационистских сил. Советские вьетнамисты раньше своих коллег из ДРВ стали обращать внимание на целый ряд ошибок КЛИК, проистекавших иногда из точного исполнения "универсальных" коминтерновских инструкций. Вьетнамские историки восприняли эту критическую струю с некоторым опозданием.

Характерно,.что во вьетнамской историографии дается очень различная оценка двум деятелям национального движения Фан Бой Тяу и Фан Тю Чиня. Первый, выступавший за вооруженную войну против колонизаторов, оценивается весьма высоко, позиции второго неизменно оцениваются с негативным оттенком. Дело в том, что призывы Чиня к ненасильственным методам борьбы ( в духе гандизма) не могли вызвать понимания в стране, которая три десятилетия вела бескомпромиссную войну против иностранных интервентов. Этим объясняется позиция вьетнамской историографии.

1. Чешков М. А. Очерки истории феодального Вьетнама, М. , 1967; его же, Особенности формирования вьетнамской буржуазии, М. , 1968; его же, Некоторые особенности формирования вьетнамской буржуазии (60-е годы XIX - 20-е годы XX вв.), в кн.: "Очерки из истории Юго-Восточной Азии", М., 1965; и др.

Между тем, советские востоковеды склонны рассматривать Фан Бой Тяу и Фан Тю Чиня как представителей двух ипостасей единого патриотического движения.

Важнейшая проблема ГОД Индокитая - создание широкого национального фронта борьбы против колонизаторов-получила широкое освещение во вьетнамской историографии. Исследуя ее, вьетнамские историки должны были с большим вниманием отнестись к изучению непролетарских социальных сил и политических организаций, дать им более объективную оценку. Само существо проблемы побуждало историков преодолевать узко-партийный подход, адекватно определять соотношение классовых и общенациональных задач в освободительном движении. В конечном счете создание • фронта Вьет Минь и деятельность его в 1941-1945 гг. явились реализацией национального единства, приведшего к победе Августовской революции. Однако этому предшествовал горький опыт 1930-1931 гг. и ошибки в формировании Демократического фронта в 1936-1939.гг. В диссертации прослеживается, как вьетнамская историография фокусировала внимание на достижениях Вьет Миня и только потом, постепенно, углубляя исследование, шла к анализу причин неудач 30-х годов, ошибок, допущенных КЛИК с ее жестким классовым подходом, ошибок, допущенных Национальной партией с ее бланкистской тактикой.

В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования и формулируются основные выводы. Прежде всего эти выводы касаются формирования вьетнамской национальной исторической школы и ее характерных особенностей, обусловленных конкретно-историческими обстоятельствами ее'возникновения и развития. Сопоставительный анализ вьетнамской и советской историографии национально-освободительного движения народов Индокитая в 1918-1945 гг. обнаруживает значительные концептуальные совпадения, а по многим вопросам полную идентичность взглядов. Вместе с тем развитие исторических исследований по данной проблеме шло в двух странах неравномерно и конкретные результаты, в том числе и принципиального порядка, достигались то в одной, то в другой из них. Анализ позволяет сделать вывод

и о плодотворности сотрудничества между двумя историческими школами, об определенном взаимовлиянии и взаимообогащении двух, историография.

В заключении указывается также на ряд пробелов и слабо изученных аспектов национально-освободительного движения.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на,Итоговой научной конференции Казанского университета в 1991 г. и на международной конференции "Историческая наука в меняющемся мире" (Казань - 1992г.). Диссертация обсуждена на кафедре новой и новейшей истории Казанского университета и рекомендована к защите.

По теме диссертации опубликованы:

1. Le Van Anh, Phong trao Giai phong dan toe Dong Nam-a' thoi Ky 1917-1945 - Tap chi -Çai hoc su pham Hue 1986.

2. Jle Ван Ань, Нго Минь Оань. Историческая наука Вьетнама на

современном этапе, в кн.: Историческая наука в меняющемся мире. Казань, 1993.

Сдано в набор 31.08.94 г. Подписано в печать 26.08.94 г. Форл.бум. 60 X 84 I/I6. Печ.л.1. Тираж 100. Заказ 340.

Лаборатория оперативной полиграфии КГУ 420008 Казань, Ленина, 4/5