автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Критический анализ богословского учения о добре и зле (на материалах русского православия)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Егоркин, Владимир Георгиевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Диссертация по философии на тему 'Критический анализ богословского учения о добре и зле (на материалах русского православия)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Егоркин, Владимир Георгиевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ТРАДИЦИОННЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ ПРОСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ

§ I. Социально-философская характеристика традиционной концепции добра и зла

§ 2. Богословское учение о нормативных критериях добродетельного поведения христианина на пути преодоления зла

Глава П. СОВРЕМЕННАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ДОКТРИНА ДОБРА И ЗЛА

§ I. Социально-исторические и религиозно-философские предпосылки модернизации православного учения о добре и зле

§ 2. Основные особенности и направления современной православной доктрины добра и зла

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Егоркин, Владимир Георгиевич

т завершение коммунизма.

Коммунистическая партия руководит большой и сложной воспитательной работой, в том числе и по преодолению религиозных пере -житков, которым еще подвержена часть населения нашей страны. Религиозное м1фовоззрение, пропагандой которого занимается богосло' вие, выступает идеологической оппозицией к мщювоззрению социа -листического общества. Это верно и по отношению к нравственному учению русской православной церкви, критический анализ которого в полной мере обусловлен методологическим значением изучения путей преодоления религии в нашем обществе.

Особенности идеологической борьбы в современную эпоху об -условливают исключительную актуальность анализа проблем морали как неотъемлемой части идеологии советских трудящихся. Этот вопрос имеет и важное практическое значение в выполнении задач коммунистического строительства, поскольку успешно справиться с ними может лишь человек высоконравственный, преодолевший все пережитки прошлого, в том числе и религиозные.

На исключительную важность совершенствования идеологической работы в формировании коммунистического сознания трудящихся указывают материалы Июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, где, в частности,отмечено:

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.42, с.5.

Мы ясно видим, какой серьезный ущерб приносят изъяны в этой работе, недостаточная зрелость сознания людей, когда она имеет место. И наоборот, мы уже сегодня хорошо чувствуем, на -сколько возрастают темпы продвижения вперед, когда идеологи -ческая работа становится более эффективной, когда массы лучше понимают политику партии, воспринимая ее как свою собственную, отвечающую кровным интересам народа".*

Вот почему проблемы нравственности, неразрывно связанные с категориями добра и зла, которые являются центральными в любой этической системе, вызывают сейчас пристальное внимание как философов-материалистов, так и апологетов религии и, в частности, интерес идеологов русской православной церкви.

В настоящее время православные богословы, обращаясь к традиционно-мистическим трактовкам категорий добра и зла, сочетают их с модернистскими направлениями в своей нравственной доктрине, пытаясь при этом построить определенную концепцию с целью формирования человеческого сознания по меркам религии. В этой связи большое значение приобретает критический анализ мистификации категорий добра и зла в нравственном богословии современного русского православия.

Следует отметить, что эта проблема имеет синкретическое со -держание.

В современной научной литературе,- писал известный совет -ский исследователь Л.М.Архангельский, - интерпретация добра многофункциональна. Добро рассматривается как образец (в его превоа ходной степени - как идеал) моральности, как наиболее общие мо Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.5. ральные требования или предельно общая моральная оценка и, наконец, в качестве практической нормы, т.е.требования, воплощенного в нравственный опыт, как единство объективного в моральном дея -нии".^ Категория зла, таким образом, тоже многофункциональна,поскольку составляет вторую сторону диалектического единства этих противоположносте й.

Степень изученности проблемы. Диалектика добра и зла так или иначе была освещена в целом ряде как специальных, так и более общих научных работ по вопросам философии и этики. Как правило, во многих из работ затрагивается и религиозная трактовка этих кате -горий. Поэтому все исследования можно разделить на несколько групп.

В ряде работ рассматриваются категории добра и зла при аналир зе проблем общеэтического характера.

1 Архангельский Л.М. Диалектика добра и зла как ключевая проблема философско-этического познания,- Философские науки,1983, 2, с.44. о

Архангельский Л.М. Категории марксистской этики.- М.: Соц-экгиз,1963; Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критичес -кий очерк.- М. :Наука,1974; Кобляков В.П.Этическое сознание.- Л., Изд-во ЛГУ,1979; Крутов Н.Н. Мораль в действии.- М.'.Политиздат, 1977; Марксистская этика /под ред.А.И.Титаренко/.-М. Политиздат, 1980; Материалистическая диалектика как общая теория развития.-Проблема развития в современных науках /под ред.Л.Ф.Ильичева/.-М.;Наука,1983; Петропавловский Р.В. Диалектика прогресса и ее проявление в нравственности.- М.:Наука,1978; Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме.- Л.:Изд-во ЛГУ,1968; Титаренко А,И.

Эти категории были рассмотрены при исследовании таких обще -теоретических вопросов, как предмет и система этики, сущность и зункции этических категорий, структурный анализ нравственного соз-[анш, диалектика нравственного прогресса и т.д., в ходе чего оп->еделились место и сущность категорий добра и зла в системе эти -:и, многофункциональность этих категорий, диалектика субъективно-'0 и объективного в категориях добра и зла, а также конкретно -гсторическое содержание данных категорий и их соотношение с другими категориями этики.

Другая группа авторов (Букин В.Р., Белов А.В., Гордиенко Н.С., Сапранов В.А., Красников Н.П., Крывелев И.А., Курочкин П.К., Никитин В.Н., Новиков М.П., Угринович Д.М., Шердаков В.Н. и другие) ^осматривала категории добра и зла, исследуя общие и частные проб-1емы научного атеизма.^"

При этом категории добра и зла рассматривались в ходе изуче -гая общетеоретических положений религиоведения, критического ана-шза вероучения и культа различных религиозных конфессий, рели -'иозной философии и психологии, проблем научно-атеистического вос-штания. Здесь затрагивались вопросы о противоположности религиоз-гой и коммунистической морали, социальных и психологических кор -left религиозной нравственности, о месте и содержании категорий to6pa и зла в религиозной проповеди, о сущности церковных граздников и обрядов, модернистские направления в нравст

Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского иссле-Фвания.- М.: Мысль, 1974; Этика и идеология. Критика современ -еых буржуазных этических концепций (под ред.Л.М.Архангельского).-I.: Наука, 1983 и др. См.библиографию диссертации. венном богословии.

Ряд авторов изучал религиозную трактовку категорий добра и зла в диссертационных исследованиях, обратив при этом внимание на анализ их содержания и функциональных особенностей в соотношении с религиозной концепцией культуры, нравственным идеалом русского православия, его учением о "греховности" человека, аксиологическими установками православного богословия в целом и т.п. (Баженова И.М., Горин А.Ф., Кочегарова А.Д., Кучинский С.А., т

Шапошников Л.Е., Нагорная Л.К. и др.).

В последние годы был опубликован ряд работ зарубежных марксистов и прогрессивных ученых, которые имеют отношение к данной р теме(С.Ангелов, И.Попелова, М.Михалик, Э.Фаркаш, В.Брожик).

В этих работах определялись значение и сущность категорий добра и зла в этическом наследии К.Маркса и Ф.Энгельса, роль этих категорий в предмете и системе этики, их связь с марксистско-ленинской теорией оценки, анализировались функциональные особенности добра и зла в ходе развития коммунистической морали.

Таким образом, в философско-этической и научно-атеистичес -кой литературе нашли отражение общеэтические проблемы диалектики добра и зла, социальная, гносеологическая и психологическая их характеристика, особенности их содержания и функционирования в этических системах различных религиозных конфессий, вопросы эволюции и модернизации в конкретных религиозных течениях. Од -нако в целом работ, характеризующих их функциональные особен -ности в нравственном богословии современного русского православия, сравнительно немного. См.библиографию диссертации.

2 ~ См. там же.

Ряд авторов сосредоточил внимание на основных особенностях православной этики в условиях современности, рассматривая эти особенности в ходе анализа эволюции и модернизации вероучения I русского православия в целом.

Православная доктрина добра и зла изучается и при исследовании частных проблем, связанных с вероучением и культом православной церкви, такими исследователями, как В.В.Бычков, А.Б.Чертков, В.А.Капранов, Н.П.Красников, В.А.Кувакин, Ю.П.Зуев, А.А.Осир пов, Г.А.Михайлов, К.И.Никонов. З.А.Тажуризина.

Затрагивается данная проблема и авторами работ, посвященных общетеоретическим вопросам, связанным с особенностями религиозз ного сознания. Учитывая потребности атеистической пропаганды, интересные материалы посвященные критической оценке религиозной морали, публикуют журналы: "Наука и религия", "Вопросы филосо См.:Гордиенко Н.С., Носович В.И., Харахоркин Л.Р. Совре -менное православие и его идеология.- М.: Изд-во АН СССР, 1963; Гордиенко Н.С., Курочкин П.К. Особенности модернизации современного русского православия,- М.:Знание,1978; Новиков М.П. Православие и современность.- М.:Изд-во МГУ,1965; Новиков М.П. Тупики православного модернизма.- М.: Политиздат, 1979. о

См.библиографию диссертации. 3

См.например: Андрианов Н.П. Эволюция религиозного созна -ния.~ Л.:Лениздат,1976; Дукин В.Р. Научно-технический прогресс и психология верующего.- Л.:Знание,1973; Габинский Г.А. Теология и чудо. Критика богословских концепций.- М.: Мысль, 1978; Зуев Ю.П. Псевдогуманизм христианской проповеди любви к ближнему.- М.: Знание, 1978; Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии.- М.: Изд-во МГУ, 1965 и др. фии", "Философские науки".

Однако, несмотря на значительное количество публикаций, работ, в которых рассматриваются особенности православной этики, покуда немного. Эту проблему исследуют Н.С.Гордиенко, Ю.Д.Кра - ' совский, Н.П.Красников, В.Н.Шердаков. До сих пор не получила всестороннего освещения проблема интерпретации добра и зла русским православным богословием в ее социальном аспекте.

Большая часть исследований отражает данный вопрос в общем анализе религиозной морали, или критикуя религиозную концепцию добра и зла в целом, в связи с чем социально-нравственный ас -пект проблемы, разумеется, утрачивает свою рельефность.

Некоторые исследователи не видят иногда особой разницы мевду употреблением понятий "добро" и "благо", применяя их, как синонимы, а также отождествляя сущность категорий "добро" и "истина", "ложь" и "зло", что, в свою очередь, вносит известную неясность в определение смысловых и функциональных особенностей этих категорий.1

Неосновательны подчас доводы о том, что образы религии, а значит и религиозной морали, в свете мистического учения о доб -ре и зле, навязывает людям только традиция, что с понятием сверхъестественного в религиозном сознании связано представле о ние лишь о божественном.

Такие взгляды способствуют ошибочной оценке сути богословс См.,напр.: Ибраев Л.И. Сквозь лики мира. Критика философских оснований мистицизма.- М.:Молодая гвардия,1969,с.II6-II7, 143. 2

См.: Основы марксистско-ленинской этики /под ред.Е.М.Бабо-,сова и С.Д.Лаптенка/.- Минск:Вышейш.школа,1974, с.86,87. кого учения о добре и зле, что, в свою очередь, приводит к неправильным выводам в процессе критики религиозной нравственности.

Поэтому актуальность темы диссертационной работы определяется прежде всего потребностью в теоретическом и методологическом исследовании сущности богословской доктрины добра и зла.

Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности и недостаточной разработанности проблемы, диссертант избрал ее в качестве своего диссертационного исследования. Основная цель работы -провести критический анализ учения русской православной церкви о добре и зле в его гносеологическом, онтологическом, психологи -ческом и социально-нравственном аспектах.

Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:

- проанализировать традиционные представления о добре и зле православных богословов дореволюционной поры и определить их классовую сущность;

- изучить нормативные критерии добродетельного поведения христианина на пути преодоления зла в традиционной богословской концепции и показать, как с помощью этого учения православные идеологи пытались оказать решающее влияние на формирование мировоз -зрения трудящихся;

- определить социально-исторические и религиозно-философские предпосылки модернизации православного учения о добре и зле;

- проанализировать особенности и основные направления современной православной доктрины добра и зла и вскрыть вред ее со -циальной значимости;

- дать некоторые практические рекомендации по формированию научно-атеистического мировоззрения в тесной связи с критическим

- II анализом богословской интерпретации добра и зла.

Теоретическая и методологическая основа диссертации и источники исследования. При постановке цели исследования, а также при решении его задач, автор руководствовался фундаментальными положениями трудов К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, документами Коммунистической партии и Советского правительства, раскрывающими сущность религии, пути ее преодоления и формирования научного мировоззрения, материалами ХХУ1 съезда КПСС и постановлениями Центрального Комитета КПСС по вопросам идеологической работы.

Диссертант опирался на работы советских и прогрессивных зарубежных ученых в области гносеологических, социально-нравственных, исторических и аксиологических аспектов анализа религии и научного атеизма, а также на общефилософские и этические исследования.

В качестве объектов критического анализа автор избрал тру -да крупных дореволюционных богословов М.Тареева, М.Олесницкого, И.Янышева, Н.Стеллецкого, В.Добротворского, архимандрита Сер -гия (Страгородского) и др., которые высоко котируются в совре -менном православии, материалы апологетического характера доре -волюционных религиозных периодических изданий, философско -религиозные труды Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, мистико-богословские работы В.Н.Лосского, а также материалы "Журнала Московской патриархии" и "Богословских трудов".

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в научно-атеистической литературе предпринимается исследо -вание эволюции богословской интерпретации добра и зла, ее места в модернизации православной идеологии в целом, Работа содержит подробный критический анализ узловых положений рассматриваемой концепции: гносеологическую, онтологическую, социально-классовую и психологическую ее характеристику, исследование богословской интерпретации диалектики добра и зла, мистификации традиционным русским православным богословием, нормативных критериев добродетельного поведения христианина на пути преодоления зла. На основе глубокого изучения богословских и религиозно-философских ис -точников диссертант выявляет реакционную сущность православного учения о добре и зле, его принципиальную несовместимость с науч -ным пониманием характера и причин общественно-исторического про -гресса.

Особое внимание уделяется раскрытию социально-классовой детерминации православной концепции добра и зла. Автор обращается к идейно-догматическим истокам данной концепции, критически иссле -дует их, выявляет особенности их интерпретации в дореволюционном и современном православном богословии. Проводится критический анализ социально-исторических и религиозно-философских предпосылок современной модернизации православного учения о добре и зле, а также тенденций в богословско-нравственном истолковании соци -альных процессов современности.

В диссертации исследуются методологические и теоретические основы богословских взглядов на диалектику добра и зла, обосновывается методологическая роль и значение для практики необходимости постановки и решения вопроса о взаимосвязи преодоления этих взглядов и формирования научно-атеистического мировоззрения, вытекающие из единства критического и утверждающего аспектов марксистско-ленинского атеизма.

Теоретическая значимость и практическая ценность работы заключается в том, что в ней предложен теоретический и методологи -ческий подход к изучению проблемы богословской интерпретации добра и зла как компонента религиозно-идеологической системы. Определенные возможности использования результатов диссертации открываются в процессе дальнейшего изучения проблемы.

Анализ богословской интерпретации добра и зла имеет не только теоретическое, но и практическое значение, будет способство -вать совершенствованию форм и методов научно-атеистического воспитания. Результаты исследования могут быть использованы в дея -тельности по формированию научно-атеистических убеждений трудящихся, в практической работе по подготовке атеистических кадров, в деятельности педагогических коллективов по нейтрализации и погашению интереса к религии, прививаемого учащимся в религиозных семьях. Основные положения исследования могут быть использованы в высших и средних специальных учебных заведениях при изучении курса "Основы научного атеизма" по темам: "Религия как социаль -ное явление", "Современные религии", "Атеизм и общественный прогресс", "Мировоззренческие основы атеизма", "Атеизм и религия в социалистическом обществе", а также спецкурсов "Нравственность и религия", "Социально-исторический прогресс и религия".

Материалы диссертации могут найти применение при подготовке лекций вузовского курса "Основы марксистско-ленинской этики".

Апробация работы. Основные результаты и выводы диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на Зональном учебно-методическом совещании "Вопросы совершенствования преподавания общественных наук и системы идейно-воспитательной работы на заочных отделениях педагогических институтов", состоявшемся в г.Барнауле 17-19 ноября 1981 г., а также на ХХХ1У, ШУ и и ХШТ Герценовских чтениях в ЛГПИ им.А.И.Герцена, четырех публикациях общим объемом свыше 2,0 п.л., использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий со студентами ЛГПИ и участниками школы молодого лектора при Бийском государственном педагогическом институте. Диссертация обсуждена на кафедре научного атеизма ЛГПИ им.А.И.Герцена в сентябре 1983 г. и рекомендована к защите.

Структура и объем работы. Цель и задачи исследования, а также внутренняя логика решения поставленной проблемы обусловили структуру диссертации, состоящей из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 242 наименований. Диссертация из -ложена на 174 страницах машинописного текста.

- 15

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Критический анализ богословского учения о добре и зле (на материалах русского православия)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное православное богословие в настоящее время усилило пропаганду мистики и ограничило модернистические тенденции в области социальной этики. Можно утверждать, что в настоящее время оно вступило в новый этап своей эволюции, для которого характерно стремление церкви затормозить углубление кризиса религии, неумолимо охватившего все сферы церковной жизни.

Усиленная популщшзация современных философско-мистических учений и "святоотеческой" мистики, декларативный возврат к традиционно- догматиче ской аргументации нравственно-богословских новшеств, по мнению идеологов православия, должны не только свиде -тельствовать о незыблемости мировоззренческих устоев русской православной церкви, но и осуществлять функцию защиты ее вероучения как от разрушительного влияния достижений социального прогресса, так и от нежелательных последствий радикального модернизма 60гх годов, когда церковным идеологам приходилось ограничивать использование догматики при характеристике проблем современности.

В этой связи важно показать органическое единство гносеологических и психологических корней современной модернизации учения о добре и зле с богословско-нравственной доктриной дореволюционного православия.

Мистифицированные категории добра и зла в нравственном бого -словии православия дореволюционной лоры призваны были внушить верующим мысль о всесилии произвола сверхъестественных сил, санкционировавших существование на земле монархического строя как идеального общества, воплощающего в себе христианские принципы социального добра. При этом добродетелями объявлялись верность царсжщу

- 151 трону, равнодушие к общественной жизни, великодержавный шовинизм и неприязнь к социализму и общественному прогрессу, а грехом -атеизм, революционная борьба и пролетарский интернационализм.

Рост революционного движения не способствовал усвоению традиционной концепции добра и зла трудящимися массами и поэтоа/ry в цер-ковно-богословских кругах постепенно начинали понимать необходимость изменения нравственно-мистической доктрины.

Превде всего среагировала русская религиозная философия, которая, стремясь приспособить нравственное учение православной церкви к требованиям времени, стала обращать внимание на необходи -мость деятельности человека на земле как исполнения божественного императива, а труд рассматривать в качестве христианской добродетели, оставаясь при этом верной монархическим традициям русского православия. Но эти тенденции в целом были восприняты церковниками недоброжелательно, во-первых, из-за принадлежности последних к классу эксплуататоров, а, во-вторых, из-за косности и статичности религиозного стиля мышления.

Однако победа Великой Октябрьской социалистической революции и успехи социалистического строительства, повлекшие за собой переворот во всех областях общественной жизни, обусловили обращение православных моралистов именно к общественной деятельности человека. Пересмотрев свои социально-политические позиции, богословско-церковные круги обратились к социализации своей нравственной доктрины, ставя во главу угла пересмотр учения о добре и зле. Сущность процесса модернизации заключается в стремлении богословов,во-пер -вых, сделать более привлекательным вероучение и культ православной церкви и в конечном итоге навязать его двухтысячелетние анахронизмы в качестве единственно правильного мщювоззрения, а, во-вторых,

- 152 приспособить ее доктрину к современным условиям. Наряду с модернизацией в православном богословии, однако, продолжали существовать традиционалистские тенденции (правда, придерживающиеся ориента -ции на концепцию "религиозного социализма"), да и сами эти новации развивались строго в догматических рамках, что дало возмож -ность в дальнейшем усилить мистические тенденции в учении о добре и зле, значительно стабилизировав процесс его обновления.

Однако православным моралистам не удалось сдержать необратимо развивающийся процесс кризиса религии и церкви ни апелляцией к "сердечной внутренней вере", ни пропагандой интеллектуального бессилия и иррационализма. Всплеск мистицизма в нравственном богословии свидетельствует об их бессилии устоять перед триумфальными достижениями человеческого разума, и, кроме того, об исчерпанных возможностях развития богословской теории, могущей дать человеку нечто принципиально новое.

Таким образом, во-первых, современное православное учение о добре и зле несет в себе и по сей день давно обветшавший нравственный багаж минувших столетий, и попытки сделать его интеллек -туальным достоянием современного человека обречены на неуспех.

Во-вторых, православная доктрина добра и зла вращается в порочном круге религиозной мистики, что в условиях всеобщего кризиса религии лишает ее возможности творческого развития.

В третьих, нравственные установки этой доктрины находятся в непримиримом противоречии с условиями действительности, законо -мерным выходом из которого является постепенное отмирание рели -гии в условиях коммунистического общества.

В четвертых, критический анализ богословского учения о добре и зле в его социальном аспекте позволяет выяснить важные стороны

- 153 механизма воздействия религиозной идеологии на человеческое сознание и тем самым раскрыть содержание одного из факторов, которые препятствуют формированию марксистско-ленинских мировоззренческих позиций у трудящихся.

В пятых, исследование данной проблемы обогащает собой арсенал идеологического оружия в борьбе против религиозного мировоззрения.

В связи с этим мы можем дать некоторые практические рекомен -дации.

1. Пропагандисты научного атеизма должны своевременно усилить внимание к традиционному учению русской православной церкви о добре и зле. Как указывал В.И.Ленин:". массам необходимо дать самый разнообразный материал по атеистической пропаганде. для того, чтобы их заинтересовать, пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон, самыми различными способами и т.п."1

2. Изменившаяся социально-этическая платформа православной церкви требует изменений и в практике научно-атеистической пропаганды. На наш взгляд, превде всего нужно учитывать деформацию традиционного богословского учения о добре и зле, которая была осуществлена в период радикальной модернизации нравственного богословия. Особое внимание нужно сосредоточить на диалектике традиционализма и модернистских тенденций, на тех приемах, при помощи которых православные моралисты с помощью религиозного мистицизма стараются выдать сейчас богословско-нравственные новации за про -должение и развитие церковных традиций в современную эпоху.

3. Кроме того, в ходе подготовки к 1000-летию начала "крещения Руси" православные идеологи усилили пропаганду деятельности церкви

- 154 как организации, всегда стоявшей на страже интересов русского народа и государства, воплощающей в себе идеалы добра. Поэтому "необходимо широко развернуть наступательную контрпропагандистскую работу",* раыфывающую не только реакционную роль православия в истории нашей страны, но и несостоятельность епо нравственно-мистической доктрины, центральным в которой выступает учение о добре и зле.

4. Целесообразно включать материалы по критике богословской доктрины добра и зла не только в вузовский курс лекций по осно -вам научного атеизма и тематику школ молодого лектора (см."Введение" дисс.с.ХЗ ), но и использовать его на лекциях по другим предметам (истории КПСС, марксистско-ленинской философии, научному р коищвжзщ и т.д.).

5. Широкое использование антирелигиозного материала в ходе лекций и семинарских занятий, а также в процессе популярных бесед и выступлений, на наш взгляд, является весьма эффективным средством разоблачения несостоятельности богословского учения о добре и зле, при условии координации этой работы с распространением научных знаний о законах общественного развития и окружаю -щей нас природе.

В этом - успех сложной и кропотливой работы по научно-атеистическому воспитанию советских граждан. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня

1983 года,- М.: Политиздат, 1983, с.52. р

Об использовании научно-атеистического материала на лекциях по вузовскому курсу русской литературы см.статью В.Г.Егоркина "Атеизм и художественная литература" - В сб.:"Meжпредиетные связи как средство активизации учебного процесса".-Бийск,1981, с.38-40.

 

Список научной литературыЕгоркин, Владимир Георгиевич, диссертация по теме "Философия религии"

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение.-К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.1, с.414-429.

2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе.- К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.З, с.1-4.

3. Маркс К. Коммунизм газеты " Rheialscher BsoGachter ».-К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.,т.4, с.194-207.

4. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.-К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.13, с.5-9.

5. Маркс К. Капитал. T.I.- К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.23.-908 с.

6. Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании.- К.Маркс и Ф.Эн -гельс. Соч., т.2, с.3-230.

7. Энгельс Ф. Фридрих Вильгельм 17, король прусский.- К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.1, с.487-495.

8. Энгельс Ф, Бруно Бауэр и первоначальное христианство.-К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.19, с.306-314.

9. Энгельс Ф. Похороны Карла Маркса.- К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.19, с.350-354.

10. Энгельс Ф. Анти-Дюринг.- К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.,т.20, с.5-338.

11. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.- К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.21, с.269-317.

12. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. -К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.,т.22, с.465-492.- 156

13. Энгельс Ф. Фридриху Греберу, 12-27 июля 1839 г.- К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.41, с.407-413.

14. Энгельс Ф. Письма братьям Греберам.- К.Маркс и Ф.Энгельс. Из ранних произведений.- М.: ГосПолитиздат, 1956, с.261-348.

15. Ленин В.И. Социализм и религия.- Полн.собр.соч.,т.12, с.142-147.

16. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви.- Полн.собр.соч., т.17, с.429-438.

17. Ленин В.И. "Социалисты и мир".- Полн.собр.соч.,т.28, с.290.

18. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.- Полн.собр. соч., т.18.- 526 с.

19. Ленин В.И. Наши упразднители.- Полн.собр.соч., т.20, с.114-133.

20. Ленин В.И. 0 поражении своего правительства в империалистической войне.- Полн.собр.соч., т.26, с.286-291.

21. Ленин В.И. Философские тетради.- Полн.собр.соч.,т.29.-782 с.

22. Ленин В.И. Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов 10-12 ноября (23 ноября 8 декабря) 1917 г.-Полн.собр.соч., т.25, с.91-101.

23. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи.- Полн.собр.соч.,т.41, с.298-318.

24. Ленин В.И. Речь на торжественном заседании Пленума Мое -ковского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депута -тов, Ж РКП(б) и МГСПС, посвященном 3-ей годовщине Октябрьской революции, 6 ноября 1920 г.- Полн.собр.соч.,т.42, с.1-6.

25. Ленин В.И. УШ Всероссийский съезд Советов 22-29 декабря- 157 1920 г. Доклад Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров о внешней и внутренней политике 22 декабря.- Полн.собр.соч., т.42, с.128-161.

26. Ленин В.И. 0 значении воинствующего материализма.- Полн. собр.соч., т.45, с.23-33.

27. К.Маркс,Ф,Энгельс, В.И.Ленин. 0 религии.- М.: Политиздат, 1975 440 с.

28. В.И.Ленин об атеизме, религии и церкви (Акад.обществ.наук при ЦК КПСС, Ин-т науч.атеизма; Общ.ред.А.Ф.Окулова; Сост.Л.А.Анд-риенко, М.М.ПерсицИ- М.: Мысль, 1980 405 с.

29. П. Документы КПСС и Советского государства.

30. Произведения выдающихся деятелей революционного и рабочего движения.29. 0 религии и церкви. Сборник высказываний классиков марк -сизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства,- М.: Политиздат, 1981.- 176 с.

31. Материалы ШТ съезда КПСС. М.: Политиздат, I98I.-223 с.

32. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года.- М.: Политиздат, 1983. 80 с.

33. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, № 3,с.9-23.

34. А.В.Луначарский об атеизме и религии.- М.: Мысль,1972.-512с.

35. Деятели Октября о религии и церкви (Статьи. Речи. Беседы. Воспоминания). М.: Мысль, 1968. - 240 с.

36. Мораль как ее понимают коммунисты. М.: Политиздат, 1977. - 264 с.

37. Плеханов Г.В. Об атеизме и религии в истории общества и- 158 культуры/ Избранные произведения и извлечения. Общ.ред.М.Т.Иов-чука. М.: Мысль, 1977. - 355 с.

38. Литература по общим философско-этическим проблемам и диалектике категорий добра и зла.

39. Алексеев П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 344 с.

40. Ангелов С. Проблема личности в современной идеологической борьбе.- М.: Знание, 1975. 64 с.

41. Архангельский Л.М. Диалектика добра и зла как ключевая проблема философско-этического познания. Философские науки, 1983, № 2, с.44-53.

42. Acwryc В.Ф. Теоретическая философия Соловьева/Из неопубликованных материалов/ Философские науки, 1982, № 2, с.142-149.

43. Бербешкина З.А. Нравственное содержание справедливости в условиях развитого социализма. М.: Знание, 1979. - 64 с.

44. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. М.: Мысль, 1983. - 204 с.

45. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Знание, 1977. - 64с.

46. Власкин А.Г. Мораль и традиции. Л.: Знание, 1981, - 34с.

47. Взаимодействие форм общественного сознания. М.: Изд-во МГУ, 1964. - 311с.

48. Волченко Л.В. Добро и зло как этические категории.- М.: Знание, 1975. 64с.

49. Ганжин В.Т. Этика и формирование нравственности. М.: Знание, 1978. - 64с.

50. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. История русской филосо -•фии.- М.: Соцэкгиз, 196I. 460с.- 159

51. Головко Н.А. Моральные нормы и личность. М.: Знание, 1976.- 64с.

52. Гринберг Л.Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л.: Наука, 1977. - 170с.

53. Гудилина Э.В. Простые нормы нравственности и их роль в воспитании личности. М.: Знание, 1975. - 64с.

54. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1974. - 156с.

55. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. М.: Наука, 1974.- 388с.

56. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983.22с.

57. Ефимов В.Т. Социальный детерминизм и мораль.- М.: Высшая школа, 1974. 192с.

58. Ильенков Э,В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М.: Политиздат, 1980. - 174с.ч

59. История философии. В 6-ти т. Под ред.М.А.Дынника (и др.).-М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1959.

60. Категории этики и эстетики. Сборник научных трудов.- Л.: ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1973. 158с.

61. Кобляков В.П. Этическое сознание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.-224с.

62. Кобляков В.П. Мораль и мировоззрение. Л.: Знание, 1981.36с.

63. Крутов Н.Н. Мораль в действии. М.: Политиздат, 1977. -255с.

64. Майоров Т.Г. Формирование средневековой философии.- М.: Мысль, 1979. 431с.- 160

65. Материалистическая диалектика как общая теория развития. Проблема развития в современных науках.(Под ред.Л.Ф.Ильичева).-М.: Наука, 1983. 478с.

66. Михалик М. Диалектика развития социалистической морали. -М.: Прогресс, 1978. 288с.

67. Михновский Д.В. Культурное наследие прошлого и релития.-Л.: Знание, 1973. 19с.

68. Нравственные проблемы развития личности ,(Под ред.А.И.Ти-таренко.).- М.: Изд-во МГУ, 1982.- 144с.

69. Нравственное воспитание: проблемы теории и практики/Акад. обществ.наук при ЦК КПСС, Каф.идеол.работы и Каф.социальной психологии и педагогики; Редкол.: А.К.Уледов (отв.ред.) и др.-М.:Мысль, 1979. 303с.

70. Основы марксистско-ленинской этики (Под ред.Е.М.Бабосова и С.Д.Лаптенка). Минск: Вышейп.школа, 1974. - 320с.

71. Петропавловский Р.В. Диалектика прогресса и ее проявление в нравственности. М.: Наука, 1978. - 280с.

72. Предмет и система этики (Под ред.С.Ангелова, Л.Драмалиева и др.). М.- София: Институт философии АН СССР, Институт философии ЕАН, 1973. - 342с.

73. Селиванов Ф.А. Оценка и норма в моральном сознании. М.: Наука, 1977. - 64с.ч

74. Словарь по этике (Под ред.И.С.Кона). М.: Политиздат, 198I. - 430с.

75. Соколов В.М. Нравственный мир советского человека. Опыт социологического анализа нравственных проблем современника.- М.: Политиздат, 1981. 278с.

76. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт- 161 этико-философского исследования. М.: Мысль, 1974. - 278с.

77. Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. М.: Изд-во МГУ, 1974. - 237с.

78. Философия и ценностные формы сознания. Критический анализ буржуазных концепций природы философии. М.: Наука, 1978.- 346с.

79. Философский энциклопедический словарь/Гл.редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. М.: Сов.Энциклопедия, 1983. - 840 с.

80. Фаркаш Э. Мораль и революционность. Размышления об эти -ческом наследии К.Маркса и Ф.Энгельса. М.: Политиздат, 1979,-168с.

81. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. Истори-ко-критический очерк. М.: Мысль, 1979. - 268с.

82. Шкуринов П.С. Философия Вл.Соловьева в оценке В.Ф.Асмуса.-Философские науки, 1982, JS 2, с. 140-142.

83. Якубсон Я.Г. Активное утверждение добра. В сб.: За коммунистическую нравственность. - Л.: Лениздат, 1964, с.106-134.

84. Якубсон Я.Г. Категория добра и ее место в марксистско -ленинской этике. Автореферат дисс.на соискание учен.степени кан -дидата философ.наук. Л., 1968. - 20с.

85. Якубсон Я.Г. О человеческом достоинстве и религиозном смирении. (Метод.пособие в помощь лектору). Л.: Знание,1973.- 19с.

86. Научно-атеистическая литература.

87. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. Л.: Лениздат, 1974. - 171с.

88. Аксен Н.А. Новые тенденции в идеологии современного православия и проблемы атеистического воспитания. Автореф.дис.канд.фи -лософ.наук. Киев, 1972. - 28с.- 162

89. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970. - 183с.

90. Атеистический словарь/ Абдусамедов А.И., Алейник P.M., Алиева Б.А. и др.; Под общ.ред. М.П.Новикова. М.: Политиздат, 1983. - 559с.

91. Белов А.В., Карпов Д.А. Мистика на службе антикоммунизма.-М.: Знание, 1978. 64с.

92. Букин В.Р. Научно-технический прогресс и психология верующего. Л.: Знание, 1973,- 32с.

93. Букин В.Р. Психология верующих и атеистическое воспитание.-М.:Мысль, 1969. 230с.

94. Букин В.Р., Ерунов Б.А. На грани веры и неверия. Филос.-психол.очерк.- Л.: Лениздат, 1974. 164 с.

95. Габинский Г.А. Богословие и логика. Философские науки, 1976, 6, с.82-89.

96. Габинский Г.А. Теология и чудо. Критика богословских концепций. М.: Мысль, 1978. - 280с.

97. Тапочка М.П. Материализм против фидеизма. Ленинские принципы критики фидеизма и современность. М.: Политиздат, 1980. -190с.

98. Гараджа В.И. Научная и христианская интерпретация исто -рии.- М.: Знание, 1980. 64с.

99. Герцен А.И. Об атеизме, религии и церкви. М.: Мысль, 1976. - 280с.

100. Гордиенко Н.С., Носович В.И., Харахоркин Л.Р. Современное православие и его идеология. М.: Изд-во Акад.Наук СССР,1963 -205с.

101. Гордиенко Н.С. Критика новых тендеций современного православия. Л.: Знание, 1974. - 32с.- 163

102. Гордиенко Н.С. Некоторые особенности научно-атеистической критики современного русского православия,- В сб.:Проблемы ате -истического воспитания.- Л.: Лениздат, 1974, с.209-235.

103. Гордиенко Н.С. Чему учат с амвона.- Л.: Лениздат,1975.-176 с.

104. Гордиенко Н.С., Курочкин П.К. Особенности модернизации современного русского православия.- М.: Знание, 1978.- 64 с.

105. Гордиенко Н.С. Православные святые: кто они? Л.: Лен -издат, 1979. - 270 с.

106. Гордиенко Н.С. Мистика на службе современного православия. М.: Знание, 1981. - 64 с.

107. Данильченко Р.Н. Проблема личности в современном христианстве.- М.: Знание, 1980.- 64 с.

108. Зуев Ю.П. Псевдогуманизм христианской проповеди любви к ближнему. М.: Знание, 1978.- 64 с.

109. Ибраев Л.И. Сквозь лики мира. Критика философских оснований мистицизма. М.: Молодая гвардия, 1979.- 208 с.

110. Капранов В.А. Марксистское понятие смысла жизни. Автореферат дисс.на соискание учен.степени кандидата философ.наук.-Пермь, 1965. 19 с.

111. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. (Критика религиозно-идеалистических концепций)- Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.- 150 с.

112. Костенко Н.А. Атеизм и нравственность.- М.: Мысль,1982.-175 с.

113. ПО. Кочегарова А.Д. Деформация современным русским православием социально-политических ценностей.- XXX Герценовские чтения. Научный атеизм, этика, эстетика. Научные доклады.- Л.: ЛГПИ- 164 им.А.И.Герцена, 1977, с.33-36.

114. Кочегарова А.Д. Критический анализ аксиологических установок современного русского православия. Автореферат дисс.на со -искание учен.степени кандидата философ.наук.- Л., 1978. 20с.

115. Кочегарова А.Д. Подмена современным русским православием социальных аксиологических критериев религиозными. XXXI Герце-новские чтения. Критика религиозного модернизма. Сборник научных трудов.- Л.: ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1978, с.22-26.

116. Красников Н.П. В погоне за веком. (Отражение социальных процессов в богословских трудах и проповеднической деятельности православных священнослужителей). М.: Политиздат,1968. - 160с.

117. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. -М.: Политиздат, 1981. 96с.

118. Красовский Ю.Д. Мистификация морали в религии.- М.: Знание, 1969. 38с.

119. Красовский Ю.Д. Разложение нравственного сознания верующих в социалистическом обществе.- Философские науки, 1976, № 4, с.53-61.

120. Крывелев И.А. История религий: Очерки. В 2-х т./И.А.Кры-велев; Ин-т этнографии им.Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР, Ин-т науч. атеизма АОН при ЦК КПСС.- М.: Мысль, 1975-1976.- T.I 415с; т.2-- 419с.

121. Крывелев И.А. Критика религиозной концепции нравственного достоинства человека. М.: Знание, 1977. - 64с.

122. Крывелев И.А. Религиозное утешение и его социальная роль. М.: Знание, 1975. 64с.

123. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века.- М.: Мысль, 1980. 309с.- 165

124. Курочкин П.К. Православие и гуманизм. М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1962. - 167с.

125. Курочкин П.К. Критика современного русского православия. (Консультация). М.: Знание, 1963. - 48 с.

126. Курочкин П.К. Идеология современного православия. -М.: Знание, 1965. 31с.

127. Курочкин П.К. Социальная позиция русского православия. -М.: Знание, IS69. 45с.

128. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М.: Мысль, 1971. - 270с.

129. Курочкин П.К. Атеизм и атеистическое воспитание в обществе господствующего научно-атеистического мтфовоззрения. В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып.23, 1978. - с.26-56.

130. Кучинский С.А. Критика христианских концепций "грехов -ности" человека (Социально-критический анализ). Автореферат дисс. на соискание учен.степени кандидата философ.наук. Л.,1978.-15с.

131. Кучинский С.А. Атеизм и нравственный идеал. Л.: Лениз-дат, 1981. - 56с.

132. Михайлов Г.А., Зуев Ю.П. Критика богословской фальсификации истории России.- М.: Знание, 1977, 64с.

133. Микулинский С.Р. Так ли надо относиться к наследству?-Вопросы философии, 1982, № 12, с.151-157.

134. Научный атеизм. Учебник для вузов. Изд.2-е.- М.: Политиздат, 1974. 288с.

135. Никонов К.И., Тажуризина З.А. Критика идеологических основ православного монашества. М.: Знание, 1982. - 64с.

136. Никитин В.Н. Религиозная нравственность как проблема этики. В сб.: Категории этики и эстетики. Сборник научных трудов.- 166

137. Л.: ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1973, с.20-50.

138. Никитин В.Н. Критика современной религиозной проповеди.-Л.: Знание, 1971, 40с.

139. Никитин В.Н. Нравственный подвиг и религиозное подвижничество.- Л.: Знание, 1974. 24с.

140. Новиков М.П. Православие и современность. М.: Изд-во МГУ, 1965. - 256с.

141. Новиков М.П. Кризис современного православного богословия.- М.: Знание, 1979. 63с.

142. Новиков М.П. Тупики православного модернизма (Критический анализ богословия XX века).- М.: Политиздат, 1979,- 168с.

143. Онищенко А.С. Социальный прогресс, религия, атеизм. (Эволюция современного религиозного сознания и проблемы формирования атеистического мировоззрения).- Киев: Наукова думка, 1977.- 344с.

144. Осипов А.А. Страдание и христианство. Л.: Лениздат, 1968. - 104с.

145. Осипов А.А. Откровенный разговор с верующими и неверующими. Размышления бывшего богослова. Л.: Лениздат, 1978.- 288с.

146. Пазилова В.П. Религиозно-философская утопия Н.Ф.Федорова.- Философские науки, 1981, А? 4, с.88-94.

147. Пазилова В.П. Проект "общего дела" Н.Ф.Федорова.- Наука и религия, 1983, № 3, с.26-29, № 4, с.37-40.

148. Пищик Ю.Б. Становление атеизма К.Маркса и Ф.Энгельса. -М.: Мысль, 1983. 173с.

149. Прокофьев В.И. Мораль и догматы религии. М.: Москов -ский рабочий, 1979.- 112с.

150. Попов В.Г. Религиозный стиль мышления как способ функционирования иллюзорного сознания. Автореферат дисс.на соискание учен.- 167 степени кандидата философ.наук. Л.: 1981. - 20с.

151. Религия и церковь в современную эпоху. Редколлегия: Л.Н.Великович, В.И.Гараджа и др. М.: Мысль, 1976. - 328с.

152. Религия и церковь в истории России ( Советские историки о православной церкви в России). М.: Мысль, 1975. - 256с.

153. Семенова С.Г.,Н.Ф.Федоров и его философские наследие. -В кн.: Н.Ф.Федоров. Сочинения. М.: Мысль, 1982, с.5-50.

154. Современная буржуазная философия и религия. Под ред. А.С.Богомолова.- М.: Политиздат, 1977. 376с.

155. Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии. -М.: Изд-во МГУ, 1965. 349с.

156. Чертков А.Б. Чем утешает религия? М.: Политиздат,1975,64с.

157. Чертков А.Б. Критическая оценка философских основ религиозной морали. М.: Знание, 1979. - 64с.

158. Чертков А.Б. Критика философских основ православия. -М.: Знание, 1978. 64с.

159. Шахнович М.И. Ленин и проблемы атеизма. Критика религии в трудах В.И.Ленина. М.-Л.: Изд-во Акад.Hayк СССР, (Ленингр, отд-ние), 196I- 671с.

160. Шахнович М.И. Беседы с верующими о совести.- Л.: 0-во по распространению полит, и науч.знаний РСФСР. Ленингр.отд-ние), 1963. 56с.

161. Шахнович М.И. Современная мистика в свете науки. М.гЛ.: Наука,(Ленингр.отд-ние), 1965. - 207с.

162. Шахнович М.И. Мистика перед судом науки. М.: Знание, 1970. - 62с.

163. Шахнович М.И. Библия и современность. Л.: Знание,1971.20с.- 168

164. Шердаков В.Н. Социально-психологическая критика христианской заповеди любви. В сб.: Проблемы атеистического воспитания. - Л.: Лениздат, 1974, - с.251-268.

165. Шердаков В.Н. Иллюзия добра. Моральные ценности и рели -гиозная вера. М.: Политиздат, 1982. - 288с.

166. Религиозно-философская и богословская литература.

167. Антоний, архимандрит. Общественное благо с точки зрения христианской и с современной позитивной. - Богословский вест -ник, 1892, 6, с.413-438.

168. Антоний, архимандрит. Речь, сказанная на молебствии бесплотным силам в день открытия академического журнала "Богословский вестник". Богословский вестник, 1892, № I, с.107-114.

169. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. М.: Изд-во Московской патриархии, 1979. - 1372с.

170. Беляев А.Д. Истинное христианство и гуманизм. Богословский вестник, 1892, J& 6, с.439-459.

171. Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. T.I-П. М.: Товарищество типографии А.И.Мамонтова, 19II,- T.I - 303с; т.П - 313с.

172. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.-Сергиев Посад, Путь, 1917. 417с.

173. Булгаков С.Н. Агнец божий (0 богочеловечестве). 4.1.-Париж, 1933. 474с.

174. Булгаков С.Н. Утешитель (0 богочеловечестве). Ч.П.-Париж, 1936, 450с.

175. Булгаков С.Н. Невеста агнца (0 богочеловечестве). Ч.Ш.Париж, 1945. 625с.

176. Ветелев А. Царство божие. Богословские труды, 1975,сб.14, с.62-76.

177. Введенский А.И. Из итогов века. Литературно-философская характеристика XIX столетия с богословской точки зрения. Богословский вестник, 1901, JS I, с. 1-22.

178. Вопросы жизни. М.: Синодальная типография,1904.- 77с.

179. Восторгов И. Борьба двух начал. Руководство для сельских пастырей, 1915, № 32, с.805-812; Л» 33, с.833-840.

180. Георгий, игумен. Человек участник таинства святого крещения. - Журнал Московской патриархии, 1983, J6 3, с.68-73.

181. Глаголев С.С. Из чтений о религии. Троицкая Сергиева' лавра: Типография Троицкой лавры, 1905. - 435с.

182. Глаголев С.С. Мечты о прекращении войн. Богословский вестник, 1915, № 3, с.461-497.

183. Голубцов Н. "Да будет воля твоя!" Журнал Московской патриархии, 1983, 3, с.39.

184. Горский А.В. Слово на 19-е февраля. Богословский вестник, 1895, № 2, с.173-180.

185. Горский А.В. Слово в неделю о расслабленном, при совершении литургии на греческом языке. Богословский вестник, 1895, В 5, с.169-178.

186. Горский-Платонов П.И. По поводу неурожая. Богословский вестник, 1892, I, с. 121-128.

187. Добротворский В.И. Основное богословие или христианская апологетика. Богословский вестник, 1895, с.1-12; № 4, с.13-28; № 5, с.29-44; № 6, с.45-60; 1Ь 7, с.61-76; № 9, с.77-90; № 10,с.91-108; J& 12, с.109-130.

188. Евлогий (Смирнов) Слово на крещение господне. Журнал Московской патриархии, 1976, $ I, с.39.- 170

189. Заболотский Н.А. К шестидесятилетию социалистической Отчизны. Журнал Московской патриархии, 1977, № II, с.38-41.

190. Заболотский Н.А. Служение христианина благу человеческого общества. Журнал Московской патриархии, 1977, № 3, с.54-58.

191. Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению.-Спб.: 1907, т.1, кн.1 388с; кн.2 - 693с.

192. Колемин Ю.А. Авторитет в вопросах веры. Богословский вестник, 1915, № 5, с.160-183.

193. Кузнецов Н.Д. Вселенская идея празднования рождества Христова и современные споры о рождественском молебне. Богос -ловский вестник, 1915, № I, с.176-234.

194. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси. Богословский вестник, 1892, № I, с.77-96.

195. Лопухин А.П. Промысел божий в истории человечества. -Спб.: 1898, 124с.

196. Леонтий, митрополит Московский и Коломенский. Из лекций по нравственному богословию. Богословский вестник, 1892, № 4, с.1-33; 15 7, с.1-38.

197. Леонтьев К.Н. Письма к Анатолию Александрову. Богословский вестник, 1915, № I, с.1-5; 24-27.

198. Лебедев Л. Патриарх Никон. Очерк жизни и деятельности.-Богословские труды, 1982, сб.23, с.154-199.

199. Лосский В.Н. Образ и подобие. Журнал Московской патриархии, 1958, $ 3, с.53-64.

200. Лосский В.Н. Искупление и обожение. Журнал Московской патриархии, 1967, J5 7, с.65-71.

201. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Богословские труды, 1972, сб.8, с.7-128.- 171

202. Лосский В.Н. Догматическое богословие. Богословские труды, 1972, сб.8, с.129-186.

203. Лосский В.Н. "Видение бога" в византийском богословии.-Богословские труды, 1972, сб.8, с.187-194.

204. Лосский В.Н. Паламистский синтез. Богословские труды, 1972, сб.8, с.195-204.

205. Лосский В.Н. Господство и царство. (Эсхатологическийч ,этюд).- Богословские труды, 1972, сб.8, с.205-214.

206. Лосский В.Н. Апофаза и троическое богословие. Богословские труды, 1975, сб.14, с.95-104.

207. Лосский В.Н. Богословие образа. Богословские труды, 1975, сб.14, с.105-113.

208. Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности.-Богословские труды, 1975, сб.14, с.114-120.

209. Михаил, архиепископ Вологодский и Великоустгажский. Апос-тожчность церкви, священство и пастырское служение в свете божественного откровения. Журнал Московской патриархии, 1983, № 3, с.68-73.

210. Никодим, архиепископ Харьковский и Богодуховский. Слово о молитве. Журнал Московской патриархии, 1979, № 7, с.30-31.

211. Никитин В. Вечер памяти священника Павла Флоренского. -Журнал Московской патриархии, 1982, $ 7, с.24-26.207. "Не поднимет на народ меча". Московские новости, 1983, J6 34, с.1, 6-7.

212. Олесницкий М.А. Нравственное богословие или христиан -ское учение о нравственности. 2-е изд. - Киев,1893.- 289с.

213. Обращение к религиозным деятелям мира. Журнал Московской патриархии, 1978, № 6, с.34-35.- 172

214. Пимен (Извеков), патриарх Московский и всея Руси. Приветственное послание участникам ХУ съезда Христианско-Демократи-ческого союза Германии. Москва, 6 октября 1982 г. Журнал Московской патриархии, $ I, с.7-8.

215. Пимен (Извеков). Спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы долг религиозных сил. - Журнал Московской патриархии, 1982, В 3, с.42-52.S

216. Палладий (Шиман). 0 молитве. Журнал Московской патриархии, 1978, Ш 6, с.39-40.

217. Послание патриарха Пимена президенту США Рейгану. -Московские новости, 1983, & 15, с.6.

218. Преподобный Ефрем Сирин. 0 покаянии. Журнал Московской патриархии, 1979, В 7, с.27-30.

219. Послание священного Синода о У Ассамблее Всемирного Совета Церквей и ее результатах. Журнал Московской патриархии, 1976, В 4, с.7-13.

220. Попов И.В. Критика учения Канта об основах нравствен -ности. Богословский вестник, 1897, № I, с.49-80; $ 3, с.396-- 435.

221. Попов И.В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп.Макария Египетского. Богословский вестник, 1905, В I, -384с.

222. Попов Т.Д. Нравственное богословие и его современные задачи. Журнал Московской патриархии, 1958, В 2, с.69-78.

223. Павлов А.С. Церковное управление. Богословский вест -ник, 1901, гё I, с.46-75.

224. Св.Астерия Амасийского Слово на начало поста. Богос -ловский вестник, 1892, Л I, с.1-13.- 173

225. Св.Астерия Амасийского Беседа против корыстолюбия. -Богословский вестник, 1892, № 3, с.457-475.

226. Светлов П.Я. Идея царства божия в ее значении для христианского миросозерцания (Богословско-апологетическое исследование).- Богословский вестник, 1902, Л 5, с.40-74; $ 6, с.165-201; 1903, J& I, с.1-39; № 4, с.595-635.

227. Слово святейшего патриарха Пимена в Прощеное воскре -сенье. Журнал Московской патриархии, 1983, № I, с.35-36.

228. Соколовский П. Христианство и революция. Журнал Московской патриархии, 1967, № 7, с.34-40.

229. Сергий (Королев). 0 подвиге общения. Журнал Московской патриархии, 1983, № 3, с.64-67.

230. Сергий (Голубцов), архиепископ. Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева. Богословские труды, 198I, сб.28, с.3-67.

231. Сергий (Страгородский). Вечная жизнь как высшее благо.-Богословский вестник, 1895, В I, с.1-30; В 2, с.195-213.

232. Сергий (Страгородский). Разбор инославных учений об оправдании. Богословский вестник, 1895, № 4, с.1-26.

233. Святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константино -польского, Златоуста беседы огласительные. Журнал Московской патриархии, 1972, $ 9, с.61-69.

234. Смирнов В. Проповедь в дни великого поста. Журнал Московской патриархии, 1978, $ 3, с.31-32.

235. Сильченков К.Н. 0 возможности и значении научно-художественного изображения господа нашего Иисуса Христа. (К вопросу о психологических основах христианства). Богословский вестник, 1897, № I, с.1-24; № 2, с.203-228.- 174

236. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия.-Спб., 1897. 681с.

237. Стеллецкий Н. Из лекций по нравственному богословию. -Харьков, 1913. 259с.

238. Тареев М.М. Основы христианства. Система религиозной мысли. Т.З. Христианское мировоззрение. Сергиев Посад, 1908.-319с.

239. Тареев М.М. Дух и плоть. Богословский вестник, 1905, JS I, с.1-27.

240. Ролдугин Л. "Свет человеков". -Журнал Московской патриархии, 1983, № I, с.39-40.

241. Тихомиров П.В. К вопросу о политических, национальныхи религиозных задачах России. Богословский вестник, 1897, $ 4, с.127-153; № 5, с.264-285.

242. Учение святителя Иоанна Златоуста о молитве. Журнал Московской патриархии, 1979, № 9, с.68-73.

243. Федоров Н.Ф. Сочинения. (Бетупит.статья, с.5-50, примеч. и сост. С.Г.Семеновой). М.: Мысль, 1982, - 711 с.

244. Филарет, митрополит Минский. Миру нугяна надевда. Литературная газета, 1983, № 20, с.107.

245. Флоренский П.А. Иконостас. Богословские труды, 1972, сб.9, с.80-148.

246. Янышев И.Л. Православно-христианское учение о нравственности.- (Спб): лит. А. Транше ля, (188-?).- 150с.