автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Критика В.И. Лениным буржуазного гуманизма

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Сирак, Владимир Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Диссертация по философии на тему 'Критика В.И. Лениным буржуазного гуманизма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сирак, Владимир Алексеевич

ВВЕДЕНИЕ.

I. В.И.ЛЕНИН О МЕТОДОЛОГИИ КРИТИКИ БУРЖУАЗНОГО ГУМАНИЗМА

1.1. Критика В.И.Лениным философских основ буржуазного гуманизма.

1.2. Критика В.И.Лениным классовых корней и социальной природы буржуазного гуманизма

2. КРИТИКА В.И.ЛЕНИНЫМ С01ЩЛЬН0-П0ЖГИЧЕСК0Й СУЩНОСТИ И РЕАКЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ БУРЖУАЗНОГО ГУМАНИЗМА . 72 2.1. Теоретико-методологические аспекты критики

В.И.Лениным либерально-буржуазных и мелкобуржуазных извращений рож рабочего класса в созда нии социалистического гуманизма.

2.2. В.И.Ленин о научной несостоятельности путей и средств освобождения человека в буржуазном гуманизме.

2.3. Критика В.И.Лениным либерально-буржуазных фальсификаций марксистского учения о социализме как обществе подлинного гуманизма

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Сирак, Владимир Алексеевич

В составе ленинского теоретического наследия существенное место занимает критика либерально-буржуазного гуманизма. Смысл и характер ее постановки может быть понят лишь в общем контексте ленинского учения, ибо гуманистическая проблематика выступает в ленинизме как важнейшее звено в общей цепи выводов о закономерностях перехода от капитализма к социализму.В трудах В.И.Ленина нет абстрактных дефиниций гуманизма, отвлеченных и умозрительных конструкций освобождения личности от частнособственнических отношений и антагонистического разделения труда. Точка зрения революционной целесообразности находится в основе ленинского подхода к проблеме борьбы за подлинный гуманизм. Среди различных сторон ее особое место занимает также критика В.И.Лениным буржуазных фальсификаций марксистской концепции гуманизма и человека.Актуальность проблемы. Никогда в человеческой истории проблема критики буржуазного гуманизма не вставала перед наукой так остро и актуально, как в современную эпоху. Это, во-первых, обусловлено обострением идеологической борьбы между двумя мировыгли системами - социализмом и капитализмом, в которой проблема человека и гуманизма занимает одно из ведущих мест. Идеологи современной буржуазии стремятся извратить марксистско-ленинское учение, представить, будто бы оно "игнорирует человека", "принижает личность" и требуют "либерализации", "демократизации", "гуманизации" социализма во имя абстрактной "свободы личности".Обострение идеологической борьбы на современном этапе поставило задачу системного исследования ленинского теоретического наследия по проблеме критики буржуазного гуманизма, методологии оценки различных буржуазных теорий и концепций. "Во всей воспитательной и пропагандистской работе следует постоянно учитывать особенность переживаемого человечеством исторического периода.А он отмечен небывалым за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте противоборством двух полярно противоположных мировоззрений, двух политических курсов - социализма и империализма. Идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы""''• Во-вторых, исследование теоретико-методологических аспектов критики В.И.Лениным русского буржуазного либерализма в эпоху империализма дает ключ для понимания современного антикоммунизма и псевдогуманизма, которые, игнорируя необходимость коренного изменения общественных отношений, выдвигают односторонние, чаще реакционные концепции, несущие на себе неизгладимый отпечаток абстрактного гуманизма, культивирующие самоизоляцию личности, иллюзорно-личностную формулу ухода от действительности в мир так называемой "внутренней гармонии", элитизм, стереотипно лояльное отношение к капитализму, конформистское хлышление, мещанско-потребительскую психологию, духовные интересы, не выходящие за рамки "массовой культуры". Их страшит вывод революционного марксистского гуманизма о том, что "если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными"^. Именно поэтому они обходят 1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г.- М.: Политиздат, 1983, с.7.2 Маркс К., Энгельс Ф, Соч., т.2, с.145-146. молчанием отношения господства и подчинения, присущие капитализму, в угоду провозглашенному ИРЛИ абстрактно-гуманистическощ идеалу самоактуализирующейся личности, В-третьих, опыт ленинской борьбы против либерально-буржуазного гуманизма имеет международное значение, ибо в идеологической жизни.ряда капиталистических и развивающихся стран наблюдаются процессы, аналогичные российской действительности начала двадцатого века. Многие стороны этих процессов приобрели всеобщий характер, что находит выражение в появлении новых, гальванизации и модернизации старых реакционных теорий, враждебных марксистскому гуманизму. Псевдогуманистические теории Михайловского, иррационалистические, реакционно-мистические идеи о человеке и гуманизме Бердяева, Булгакова, Тутан-Барановского, Струве, Франка и других идейных отцов русской либеральной буржуазии предвосхитили, по определению В.И.Ленина, оппортунистов развитых капиталистических стран-*-, оказались находкой для современного антикоммунизма.В-четвертых, в настоящее время является особенно важным растущее социально-политическое значение марксистско-ленинской теории гуманизма. Это обусловлено закономерным усложнением и повышением темпов мирового социального развития, интенсивным ростом роли субъективного фактора в истории, растущей политической активности миллионов людей.В-пятых, ленинское учение о подлинном гуманизме имеет теоретико-методологическое значение в определении задач формирования нового человека и путей их осуществления. Основываясь I См.: Ленин В.И. Поли,собр.соч., т.41, с.12. на марксистско-ленинской теории личности и гуманизма, Коммунистическая партия намечает конкретные цели идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания советского человека и добивается их реализахщи в практике кощлунистического строительства. Социалистхгческий гуманизм служит важнейшим фактором социальной и экономической стратегии Шао, высшей целью которой является "... неуклонный подъем материального и культурного уровня лаазни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства, увеличения производительности труда, роста социальной и трудот вой активности советских лвдей' .В-шестых, в решениях ХХУ1 съезда КПСС и июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС подчеркивается необходимость повышения эффективности борьбы против реакционной сущности бурл-огазных теорий.В связи с этим повышается и практическая значимость проблеглы критики буржуазного гуманизма.Научная разработанность проблемы. Актуальность, теоретическая и прикладная ценность проблемы обусловливают живой интерес к ней советских и зарубежных ученых. За последние годы были опубликованы работы, в которых рассматриваются различные стороны марксистско-ленинской теории гуманизма. Особо следует выделить некоторые исследования'^. Повысилось внимание к про1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, I98I, с.63.2 Из научной литературы последних лет см., например: Попов С И . Социализм и гуманизм.- М., 1974; Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии.- М., 1975; Батенин С. Человек в его истории.- Л., 1976; Давидович В., Аболина Р. блеме критики современных псевдогуманистических теории^.Кто ты, человечество? -М., 1975; Бережной Н.М, Действенность социалистического гуманизма.- М., 1977; Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии.- Ростов-на-Дону, 1977; Гуманизм: проблекш метологии и истории,- Владимир, 1977; Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.М., 1977; Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом.М., 1977; Биологическое и социальное в развитии человека.М., 1977; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность,М., 1977; Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни,- М., 1977; Человек как объект социального исследования,- М., 1977; Проблема человека в "Экономических рукописях I857-I859 годов" К,Маркса,- Ростов-на-Дону, 1977; Чхиквадзе В.В. Социалистический гутланизм и права человека,- М., 1978; Человек и мир человека,- Киев, 1977; Кон И.О. Открытие "Я".-М,, 1978; Федосеев П,Н, Диалектика современной эпохи.М., 1978; Социализм и личность.- М., 1979; Фролов И.Т. Перспективы человека,- М,, 1979; Тарасов К,Е., Черненко Е.К. Социальная детерминированность биологии человека.- М,,1979; Ковалев С М , Форьшрование социалистической личности,- М,, ^ 1980; Смирнов Г,Л, Советский человек. Формирование социалистического типа личности.- М., 1980; Чхиквадзе В.М. Гуманизм, мир, личность.- М., I98I; Бережной Н.В. Проблема человека в трудах К.Маркса,- М., I98I; Дубинин И.П. Что такое человек.- М.,1983; Давидович В.Е. Теория идеала.- Ростов-наДону, 1983; Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека.- М., 1984 и др. I От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. Проблемы со"8 Однако нет еще монографических и диссертационных работ, специально посвященньк системному анализу ленинской критики буржуазного гуманизма.Данная диссертация, разумеется, не может претендовать на охват всех вопросов критики буржуазного гуманизма, рассмотренных в ленинском наследии. Главное внимание автор уделяет методологической сущности единства философских и социально-политических аспектов ленинской критики либерально-буржуазного гуманизма и научного обоснования процесса формирования коммунистического гуманизма.Цель и задачи диссертационного исследования заключаются в временного буржуазного гуманизма и свободомыслия,- М.,1969; Кешелава В.В. Гуманизм действительный и мнимый.- М., 1973; Печенев В. "Гуманный" социализм против реального гуманизма.М., 1974; Ковалев С М . Реальный гуманизм и его противники.М., 1975; Кудряшова М.С. Социалистический гуманизм и современная идеологическая борьба.- М., 1979; Каримский А.А. .Проблема гуманизма в современной американской философии.М., 1978; Личность в XX столетии. Анализ буржуазных теорий.М., 1979; Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке..Опыт анализа ценностных и политических ориентации.- М., 1980; Корнеев П.В. Критика современных буржуазных и ревизионистских концепций человека.- М., I98I; Григорьян Б.Т. Философская антропология.- М., 1982; Андреев И.А. Происхождение человека и общества (Современные методологические проблемы и критика немарксистских взглядов). -М., 1982 и другие. том, чтобы дать системный анализ: во-первых, критшш В.И.Лениным философских основ буржуазного гуманизма, его классовых корней и социальной природы, связи с определенной исторической эпохой и предшествующими теориягли русской револнщионной демократии; во-вторых, вопросам методолопш, теории и практики защиты и развития В.И.Лениным марксистского учения о всемирноисторической роли пролетариата, как носителя реального гуманизма; в-третьих, ленинского решения проблемы ryTviaHH3Ma классовой борьбы трудящихся масс и револщионного насилия, путей и методов формирования нового общества и нового человека; в-четвертых, ленинской характеристики либерально-буржуазных извращений марксистского учения о социализме, как обществе действительного гуманизма; в-пятых, теоретического значения критики В.И.Лениным буржуазного гуманизма для борьбы с буркуазной идеологией на современном этапе.Поставленные цели и задачи в диссертационном исследовании рассматриваются как по критической линии различных буржуазных псевдогуманистичесхшх спекуляций, так и в позитивных, конструктивных теоретических обобщениях и выводах.Научная новизна диссертации, В работе обоснованы социально-философские аспекты ленинской критики буржуазного гуманизма, которые до сих пор оставались вне сферы специального научного исследования. Раскрыты прхпщипы, стиль, методы, сущность и содержание ленинского критического анализа буржуазных фальсификаций марксистского учения о человеке и гуманизме.Автор вводит в научный оборот результаты критического разбора текстов, принадлетащих перу прямых идейно-теоретических противников ленинизма, показывает, что становление ленинской концепции гуманизма осуществлялось на эмпирической базе именно этого материала. Исследованы основные ленинские теоретико-методологические требования формирования социалистического гуманизма. Дан анализ ленинской оценки социальных условий перестройки человеческой жизни в процессе утверждения и развития подлинного гуманизма. Рассмотрены вопросы организации пролетариата, стратегии и тактики его револщионной борьбы, в которой он шаг за шагом ставит под сознательный контроль общественные отношения для утверадения подлинного гуманизма как продукта его целенаправленной деятельности.На защиту выносятся следугодме тезисы: 1. В.И.Ленин раскрыл, что характерныгди чертами, свойственными буржуазному гуманизму, а тагаке его российской разновидности являются: отсутствие научной философской основы, презрительное отношение к народу, осуддение требования демократии для него как политически вредного и морально греховного, проповедь индивидуализма и обязательности для народа "покаяния", "сглирения", "послушания", откровенная апология человеческих бедствий и страданий, прямое использование идеалистического понимания свободы для попыток опровержения марксова учения о закономерностях перехода человечества от капитализма к социализму, философско-методологическое и идеалистически-метафизическое единство субъективистсгак и объективистских тенденций буржуазного гуманизма.2. В основе либерально-буржуазного гуманизма леотт: непоЕШ\дание закономерностей социального движения, диалектики отрицания и преемственности, прерывности и непрерывности в нем, взаимодействия внешних и внутреншк противоречий в развитии, II попытка "обосновать" принцип вечности эгоизма, частных интересов в качестве фундаментальной основы гу1ланизма, игнорируя при этом то, что сам буржуазный гуманизм есть лишь продукт исторьш и поэтому является преходящим.3. Преодоление буржуазного и утверждение социалистического г^^ланизма - это проблема революционного преобразования общества в процессе классовой борьбы пролетариата, социалистической революции, создания коммунистических общественных отношений. Однако для марксизма-ленинизма политическая революция - не самоцель, а средство, механизм и орудие наиболее успешного воплощения в действительность реального гуманизма.4. С философской точки зрения буржуазный гуманизм зиждется на спекулятивном, идеалистическом представлении о сущности человека вне его реальных социальных отношений, связей и обстоятельств, вне классово-исторической основы его жизнедеятельности, на отрицании различия между человеческой сущностью и индивидуальностью, приписывании человеку "трансцендентной свободы", "интерсубъективности". Он стремится "уточнить", "исправить" реальный гуманизм при помощи поиска "средней линии", то есть эклектического компромисса между абстрактным гуманизмом и "модифицированным" марксизмом. Пытается поставить под сомнение историко-материалистическое решение проблемы человека и гуманизма, изобразить научную теорию коммунистического гуманизма как учение, будто бы пренебрегающее интересами человеческого индивида, поскольку оно выдвигает на первый план задачу социального освобождения рабочего класса, а не человека вообще.Ратуя на словах "за гуманизм", "всенародное управление", "плановое развитие общества", апологеты буржуазии на деле защищают "улучшенный" капитализм, гегемонию буржуазной "интеллектуальной элиты", национализм, требуют ьшогопартийности в обществе и плюрализма в идеологии, частной собственности на средства производства, свободы товаро-денежных отношений, Методологической основой и теоретическими источниками диссертации являются труды основоположников научного коммунизма К.Маркоа, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, документы и материалы съездов Коммунистической партии Советского Союза и особенно решения ХХУ1 съезда КПСС, июньского (1983 г.), февральского (1984 г.) Плену1Лов ЦК КПСС, материалы международных Совещаний кошлунистических и рабочих партий, в которых научная концепция гуманизма и человека разрабатывается как часть револщионной теории на опыте классовой борьбы пролетариата, социалистических революций и коммуьшстического строительства.Непосредственно теоретико-методологической основой диссертации являются методологические выводы В.И.Ленина, связанные с критикой буржуазного гуманизма. На основе ленинской методологии в работе критически анализируются произведения Михайловского, Бердяева, Туган-Барановского, Струве и других "теоретиков" российского буржуазного псевдогуманизма, которые пытались "соединить" марксистскую теорию с различными буржуазными и мелкобуржуазными системами.Практическая значимость и тзеализация результатов исследования. Изучение идейного наследия В.И.Ленина по социальнофилософским проблемам критики буржуазного гуманизма имеет важное значение.Избранный путь исследования в диссертации - путь теоретического рассмотрения и сведения воедино того, что содержится в многочисленных произведениях В;И.Ленина по вопросам критики буржуазного гуманизма. Такой подход доказывает наличие у В.И. Ленина стройной системы взглядов по философскигл и социальнополитическим проблемам гуманизма, который служит методологической основой дальнейшего творческого развития ленинского учения о гуманизме и личности.Исследование ленинского наследия по вопросам гуманизма и личности вооружает КПСС, коммунистические и рабочие партии других стран методологией научного анализа объективных возможностей для реализации и развития принципов социалистического гуманизма. Они приобретают особую практическую ценность в связи с осуществлением комплексной программы формирования нового человека в условиях развитого социализма, развертывания творческой активности советских людей. "Революционное преобразование общества,- указывал товарищ К.У.Черненко,- невозможно без изменения самого человека. И наша партия исходит из того, что формирование нового человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства"-^ .Значение закономерностей утвервдения и развития социалистического гуманизма позволяет выявить сущность совершающихся в глире перемен и определять истинное содержание вьщвигаемых ими задач гуманистически преобразующего практического действия.Результаты диссертационного исследования могут быть исI. Материалы Пленутла Центрального Ког/штета КПСС 14-15 июня 1983 года.-М,: Политиздат, 1983, с.27. пользованы при чтении курсов марксистско-ленинской философии, научного коммунизма в высшей школе, в системе партийной учебы, в пропагандистской и лекционной деятельности партийных, государственных и общественных организаций по вопросам критики современных бур}куазных теорий и формирования социалистического гуманизма.Апробация работы» Результаты диссертационного исследования обсуздались в 1979 и 1980 годах на заседаниях кафедры научного комрдунизма Ростовского государственного университета.По данной проблеме были сделаны доклады на краевых межвузовских научных конференциях (г.Ставрополь, 1980-198Г гг.) и на научно-теоретических конференцияк в Московском кооперативном институте Центросоюза в 1980, I98I и 1982 годах (г.Москва).По теме диссертации опубликовано четыре статьи общшл объемом 4,5 печатных листа. I. В.И.ЛЕНИН О МЕТОДОЛОГИИ КРИТИКИ БУРЖУАЗНОГО ГУМАНИЗМА Разработка В.И.Лениным методологических аспектов критики буржуазного гуманизма связана с диалектико-материалистическим рассмотрением соодального движения, с конкретно-историческим подходом к человеку определенной эпохи и общества, с анализом соодального детерминизма. Исходным пунктом в понимании гуманизма служит анализ общественных отношений. Разумеется, это не означает прямолинейной экстрополящи закономерностей развития общества на развитие гуманизма и развертывание общественной сущ ности человека. Важно уяснить, как именно закономерности и особенности общественных отношений "преломляются" в особенности гуманизма и личности, представить сложный механизм взатгодей ствия общества и личности.В.И.Ленин учил, что было бы неверным представлять буржу азный псевдогуманизм в виде цельного законченного мировоззре ния с четкими философскими основами и единой политической ли нией. Но в тоже время он указывал, что буржуазный псевдогума низм следует рассматривать как определенную эклектическую систецу взглядов. Основное, что объединяет разношерстные течения буржуазного лжегуманизма - это идеалистическое понимание истории, отождествление детерминизма с фатализмом, непонимание диалектики необходимости и свободы, предметно-деятельной сущности человека, роли его общественно-преобразующей деятельности в изменении условий жизни и самого человека. Умозрительное обо снование гуманистических целей не позволяет буржуазным теоре тикам понять саму сущность гуманизма. Их теории не затрагивают материально-производственных отношений капиталистического об щества. Главное условие достижения сощализма состоит, по их мнению, в преобразовании только духовной сферы общественной жизни. в борьбе против буржуазного лжегуманизма В.И.Ленин сформулировал ряд методологических положений, которые и выступают исходными при рассмотрении исследуемой проблемы. Во-первых, борьба против прямых и косвенных, открытых и завуалированных про тивников научного гуманизма является важнейшей закономерностью становления нового общества. Во-вторых .главными причинакш дегутланизации человека в капиталистическом обществе является част ная собственность, эксплуатация и отчуждение труда. В-третьих, из научного понимания сущности человека как совокупности об щественных отношений вытекает тот факт, что для создания условий реального освобождения человечества и перспектив его раз вития необходимо в первую очередь изменить общественное бытие.В-четвертых, буржуазный гуманизм есть абстрактный гуманизм и по своей сущности является псевдогуманизмом, а поэтому должен быть заменен конкретным социалистическим гуманизмом. В-пятых, гуманизм следует понимать как реальный общественный процесс,которым руководит Коммунистическая партия на основе познанных социальных законов. В-шестых, рассмотрение социальных явлений должно основываться на строго объективном анализе действитель ности в ее развитии, что означает воплощение в жизнь принципа партийности. "Марксист ... , - писал В.И.Ленин, - считает основательной только критику с точки зрения определенного класса,критику, основывающуюся не на моральных суждениях "личности", а на точной формулировке действительно происходящего обществент ного процесса"-^. Только сочетание классового и гносеологического анализа критикуемых течений делает марксистскую борьбу про I Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.1, с.466. тив буржуазного псевдогуманизма принципиальной, научно аргументированной. На основе ленинской методологии в первой главе анализируются псевдогуманистические взгляды Михайловского, Бердяева, Булгакова, Струве, Туган-Барановского и дфугих идейных вождей либеральной буржуазии, которые пытались "улучшить", "обно вить",марксизм, "соединить" его с буржуазными и мелкобуржуазными системами. Раскрывается, что в основе этих попыток лежит связь мегкду классовыми интересами и классовой позицией буржуазных социологов, которые, защищая и проповедуя псевдогуманизм, встают на путь лакейства перед капиталом. Несмотря на идейную ограниченность, ориентацию на абстрактного человека и "общество вообще", буржуазный гуманизм стремится навязать трудящимся свое толкование проблемы социального движения и поэтому заслуживает критического рассмотрения с позиций научного коммунизма, 1,1. Критика В.И.Лениным философских основ

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Критика В.И. Лениным буржуазного гуманизма"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исторический опыт полностью подтвердил предвидение В.И.Ленина о том, что пролетариату придется утверждать свой гуманизм в острой идейной борьбе с буржуазией, "когда пролетарская революция обострит все спорные вопросы, сконцентрирует все разногласия на пунктах, имеющих самое непосредственное значение для определения поведения масс, заставит в пылу борьбы отделять вра гов от друзей, выбрасывать плохих союзников для нанесения решительных ударов врагу". Обобщая уроки этой борьбы, В.И.Ленин указывал на два свойства либерально-буржуазного оппортунизма: первое - умение "примазываться" к марксизму, лицемерно зачис -ляя себя в ряды его сторонников; второе - маскировать свою буржуазную и мелкобуржуазную сущность, искусно использовать мер тод политической мимикрии и псевдогуманистической фразеологии. Буржуазные социологи пытались "соединить" теорию научного ком -мунизма с различными буржуазными и мелкобуржуазными воззрения -ми, стремились, - по определению В.И.Ленина, - "взять из марк -сизма все, что приемлемо для либеральной буржуазии . и отбросить "только" живую душу марксизма, "только" его революцион -ность".

Гносеологические корни и методологические истоки такой позиции либерально-буржуазных теоретиков заключались в субъекти-вистско-одностороннем подходе к сложной и многоплановой проблеме формирования, развития и функционирования социалистического гуманизма, в непонимании диалектического сочетания ближайших и

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.17, с.26.

2 См. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.44, с.123. конечных целей классовой борьбы, в игнорировании исторических закономерностей. В социально-политическом плане эта позиция выражает идейно-теоретическую нищету и абстрактность либерально -буржуазного гуманизма. В.И.Ленин показал, что консолидация всех разновидностей оппортунизма обусловливается идентичностью классовых корней, идейно-аполитической платформы, целей, методов и форм борьбы против реального гуманизма и марксистской концепции личности. В.И.Ленин убедительно раскрыл, что ". одна и та же психология, одна и та же классовая особенность, напр., мелкой буржуазии, проявляется и в унынии оппортунистов и в отчаянии террориста".*

На основе глубокого осмысления марксистского теоретическо -го наследия и обобщения практики революционной борьбы российского и международного пролетариата В.И.Ленин обосновал, что социалистический гуманизм это не абстрактная проповедь "добрых поже -ланий и помыслов", не гуманизм милосердия, а конкретный, по-ре -волюционному действенный гуманизм рабочего класса, вытекающий из его гуманной миссии всестороннего освобождения человека. Со -циалистический гуманизм - наука о конкретных путях этого осво -бождения, которое предполагает: уничтожение всех видов экономического, социального, политического и духовного порабощения в ходе социалистической революции; создание материальных основ социалистического гуманизма, последовательное обеспечение полного благосостояния и "свободного всестороннего развития всех членов о общества" ; повышения единства и действенности объективных и субъективных факторов формирования и развития социалистического гуманизма; создание гуманных отношений между людьми, их массо

1 Ленин В.И. Полн,собр.соч., т.17, с,143.

2 Ленин В.И. Полн,собр.соч., т.6, с.232. вое коммунистическое изменение в процессе духовно-практической деятельности. В.И.Ленин, раскрывая объективные закономерности утверждения социализма как реального гуманизма, неопровержимо доказал, что оно немыслимо без Коммунистической партии "желез -ной и закаленной в борьбе, без партии, пользующейся доверием всего честного в данном классе, без партии, умеющей следить за настроением массы и влиять на него.".*

Выступая против буржуазной и мелкобуржуазной социологии Михайловского, Струве, Булгакова, Туган-Барановского, Бердяева и др. "теоретиков", которые фальсифицировали научный социализм, сводили его к экономическому детерминизму, считали, что в марксизме нет гуманистического идеала, а гуманизм подменяли этическими рассуждениями, якобы независимыми от общественной среды, В.И.Ленин конкретизировал, развил и обогатил марксистскую теорию личности и гуманизма. Он всесторонне раскрыл сущность и механизм перехода от абстрактного гуманизма к конкретному, реальному социалистическому гуманизму, подчеркнув при этом, что возникновение научного социализма и есть высшая фаза гуманизма, впитавшего в себя все положительное, что было в гуманистических идеях прошлого, отбросив устаревшие, утопические и реакционные стороны. В основе гуманистической философии марксизма лежат высшие человеческие идеалы, а коммунизм - это реальный гуманизм, осуществление которого протекает по объективным законам.

Творчески развивая марксизм в новых конкретно-исторических условиях, В.И.Ленин доказал, что гуманистические идеалы - это совокупность конкретных задач и целей, осуществление которых основывается на научном анализе социальной действительности, на строгом учете принципа партийности, ибо "ни один живой человек не может не становиться на сторону того или другого класса".*

В.И.Ленин решительно выступил против всяких волюнтарист -ских попыток оторвать гуманизм от экономики, подменить научные основы экономического строительства гуманизма субъективистскими концепциями. Разоблачая беспочвенность этих взглядов, В.И, Ленин показал, что они проистекают из мелкобуржуазной неспо -собности фразеров и псевдореволюцио:нных крикунов к постижению сущности реального гуманизма и к целенаправленной работе по строительству новой жизни. Он неизменно обращал внимание на активную роль социалистического гуманизма, оказывающего огромное воздействие на все стороны коммунистического прогресса. В.И.Ленин, раскрывая вопрос о том, почему общественные отношения сложились так, а не иначе, разбирал именно то, как "живые личное -ти" свою историю сделали и продолжают делать. А изучая действительные общественные отношения и их действительное развитие,исследовал именно продукт деятельности живых личностей и сделал вывод, что при осуществлении идеалов реального гуманизма этим продуктом является социализм.

Эти положения В.И.Ленина являются методологическими. Они подчеркивают деятельную сторону личности, показывая, что изме -нение ее внутренней структуры, ее обогащение происходит в про -цессе обновления мира материальной и духовной культуры, .что личность и объект и субъект социального развития, а реальный, подлинный гуманизм выражается в эффективном и качественном решении очередных социально-экономических и культурных задач через активную деятельность людей и только через нее создаются такие предпосылки, когда осуществляется "производство для человека, а не наоборот."2.

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.2, с.547-548.

2 Ле нин В.И.Полн.собр.соч., т.38,с.396.

В.И.Ленин научно доказал, что только социализм целенаправленно подготавливает, формирует и утверждает реальный гуманизм, который буквально наполняет все сферы жизнедеятельности людей. Условия жизни, окружающие их и до сих пор над ниш господство -вавшие, теперь действительно попадают под власть и контроль людей, которые впервые в истории человечества становятся господами своего собственного объединения в обществе. Объективные за -коны природы и собственных общественных действий применяются людьми с полным знанием дела.1 Социалистический гуманизм выступает как практическое воплощение, указанного В.И.Лениным, важ -нейшего принципа: обеспечить соответствие всех экономических отношений, организаций, методов управления и хозяйствования требованиям современного производства, современной материально-технической базы и обеспечить ее максимально эффективное функ -ционирование и использование, ее подъем на все более высокий уровень в интересах всестороннего и гармонического развития всех людей. "Наш курс, - указывалось в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду партии, - наращивание материального и духовного потенциала каждой республики и вместе с тем его максимальное использование для гармоничного развития всей страны. На этом 2 пути мы добились поистине исторических достижений".

Ленинская концепция социалистического гуманизма является дальнейшим творческим развитием марксистского учения о соотношении сознательной деятельности людей и объективных законов общественного прогресса. Критикуя модель вульгарных социологов о "жестком" "экономическом детерминизме" марксизма В.И.Ленин требовал обратить внимание и на теоретическое существование че

1 См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.294-295.

2 Материалы ХГО съезда КПСС. - М,, 1981, с,55. ловека. Марксисты были первыми социалистами, - писал он, - выдвинувшими вопрос о необходимости анализа не одной экономической, а всех сторон общественной жизни. Идея детерминизма, указывал В.И.Ленин, "не только не предполагает фатализма, а, на -против, именно и дает почву для разумного действования"*. Свобода как всестороннее проявление социально-деятельной сущности человека - это совпадающие с осознанной необходимостью творческое самовыражение субъекта, это - активная, действенная сторона реального гуманизма. Деятельность человека, составившего себе объективную картину мира, изменяет внешнюю действительность, уничтожает ее определенность. И это уничтожение представляет собой не только процесс изменения существующих условий, но и из -менение самого типа личности, формирование нового человека.

Реализуя социалистический гуманизм, советские люди как хозяева общественного производства и его результатов сами и в своих собственных интересах управляют развитием народного хо -зяйства, регулируют и контролируют его. При социализме, как это и предвидели основоположники научного коммунизма, приводимые людьми в движение стимулирующие силы гуманизма имеют "в преобладающей и все возрастающей мере и те следствия, которых они желают"2.

В идейной борьбе с либерально-буржуазными псевдогуманистами В.И.Ленин сформулировал важнейшее теоретическое положение о том, что подлинно гуманистические задачи, которые ставит и ре -шает социалистическое общество - задачи налаживания и развития "чрезвычайно сложной и тонкой сети новых организационных отно -шений, охватывающих планомерное производство и распределение

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.1, с,440.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.295. продуктов, необходимых дал существования десятков миллионов лют дей" , настолько велики и разнообразны, что их разработка и осуществление совершенно невозможны без научного обоснования и расчета, а это значит, без познания объективной действительности и присущих ей закономерностей, необходимых черт и тенденций ее развития. Решение задач социалистического строительства в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции -яркий пример комплексного подхода В.И.Ленина, учета им всех факторов и сторон, воздействующих на утверждение и развитие ре -ального гуманизма. Реальный гуманизм соответствует развитому социалистическому обществу.

Ленинская ммтодология анализа общественных явлений позво -ляет за кажущейся неупорядоченностью действительности, видеть закономерности естественно-исторического процесса и правильно использовать предупреждение В.И.Ленина о том, что нельзя впол -не уяснить себе никакой ошибки, в том числе и политической, если не доискаться теоретических корней ошибки у того, кто ее делает, исходя из определенных, сознательно принимаемых им, положений^.

В борьбе за социалистический гуманизм В.И.Ленин отстоял чистоту марксизма, обогатил все его составные части новыми вы -водами и положениями. "Без такой очистительной работы, - указывается в Тезисах ЦК КПСС "К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина" - невозможно было обеспечить соединение марксизма с освободительным движением, утвердить самостоятельную клас

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.36, с,171.

2 См.: Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.42, с.286.

155 совую линию пролетариата"*.

Ленинский опыт борьбы за социалистический гуманизм имеет международное значение, так как "диалектика истории такова,что теоретическая победа марксизма заставляет врагов его переоде ваться марксистами. Внутренне сгнивший либерализм пробует ожи2 вить себя в виде социалистического оппортунизма" .

Это предвидение В.И.Ленина подтвердилось самим ходом мирового коммунистического движения, которому не раз приходилось и приходится сталкиваться с подобными явлениями и давать отпор различным группировкам и течениям, навязывающих либо правооппор-тунистическую политику, либо левацкое сектанство и авантюризм. В.И.Ленин показал, что социальные истоки оппортунизма коренятся в давлении мелкобуржуазной идеологии на рабочий класс.

Двойственное положение мелкой буржуазии, ее несамостоятельность и слабость порождают в сознании ее "теоретиков" эклекти -ческие представления и всякие псевдогуманистические иллюзии и утопии. "Утопия, мечтания, - писал В.И.Ленин, - есть порождения этой несамостоятельности, этой слабости. Мечтательность - удел о слабых" .

И сегодня правые социал-демократы и правые ревизионисты выдают себя за истинных поборников гуманного и демократического социализма, за ревнителей "социализма с человеческим лицом". И те и другие находятся на общей социал-реформистской платформе, враждебной реальному гуманизму.^ Но если первые йвляются откры

1 К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Тезисы Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. - М. , 1969, . с.9. . . .

2 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.23,с,3.

3 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.22, о.118. .

4 См.: Румл В. Абстрактный гуманизм как теоретическая основа тыми противниками марксизма-ленинизма, то вторые пытаются доказать, что именно они дают аутентичное толкование марксизма и являются якобы подлинными выразителями его творческого духа. Правые социалисты превращают гуманизм в абстрактно-этический идеал; ревизионисты пытаются расшатать основы реального гуманизма, вызвать эрозию социализма.

Научное обоснование гуманизма В.И.Лениным имеет теоретико-методологическое значение для организации борьбы против отчаянных попыток международной реакции подорвать возрастающее революционное влияние социалистической демократии, прав и свобод че -ловека на ход мировой истории. В.И.Ленин создал подлинно гума -нистическое учение о неразрывном единстве социализма и демократии. В то же время В.И.Ленин указывал, что "капитализм вообще и империализм в особенности превращает демократию в иллюзию - и. обостряет антагонизм между отрицающим демократию империализмом т и стремящимися к демократии массами, а это определяет расши -рение социальной базы антимонополистической борьбы, необходи -мость соединения борьбы за социализм с борьбой за глубокие демократические преобразования.

Прикрываясь псевдогуманной фразеологией, антисоветчики и антикоммунисты усиленно спекулируют на пресловутом вопросе о "защите прак человека" в социалистических странах. На деле вся эта шумная кампания служит одному: прикрыть попытки вмешатель -ства во внутренние дела социалистических государств, прикрыть империалистические цели своей политики. Толкуют о "либерализа -ции", а имеют ввиду ликвидацию реальных завоеваний социализма, ревизионистского социализма с человеческим лицом.-В кн.Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии.-М. ,1975. I Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.30, с.71. подрыв социально-политических прав народов социалистических стран.

Путь, пройденный нашей Родиной за шестьдесят шесть лет, наглядный пример воплощения реального гуманизма в действительность, яркое подтверждение бессмертного учения великого В.И.Ленина.

 

Список научной литературыСирак, Владимир Алексеевич, диссертация по теме "Теория научного социализма и коммунизма"

1. МАРКС К. К критике гегелевской философии права. Введение .-Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.1, с.219-368.

2. МАРКС К. Капитал, т.З. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.25, 4.2, с.3-458.

3. МАРКС К. Капитал. Теории прибавочной стоимости. (1У том "Капитала") Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26, ч.П.

4. МАРКС К. Экономические рукописи 1857-1859гг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, Ч.1-П.

5. МАРКС К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, с.41-174.

6. МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с.7-454.

7. ЭНГЕЛЬС Ф. Рецензия на первый том "Капитала" К.Маркса для "Rheinisene Zeitung".-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.16,с.214-218.

8. ЭНГЕЛЬС Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.267-338.

9. ЭНГЕЛЬС Ф. Августу Бебелю 7 октября 1892 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.38, с.417-420.

10. ЛЕНИН В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.125-346.

11. ЛЕНИН В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. Полн.собр.соч., т.1, с.347-534.

12. ЛЕНИН В.И. От какого наследства мы отказываемся. -Полн. собр.соч., т.2, с.505-550.

13. Ссылки даются на второе издание сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса и на полное собрание сочинений В.И.Ленина в 55 томах.

14. ЛЕНИН В.И. К характеристике экономического романтизма. Полн.собр.соч., т.2, с.119-262.

15. ЛЕНИН В.И. Фридрих Энгельс. Полн.собр.соч., т.2,с.1-14.

16. ЛЕНИН В.И. Проект и объяснение программы социал-демо -кратической партии. Полн.собр.соч., т.2, с.81-110.

17. ЛЕНИН В.И. Некритическая критика. Полн,собр.соч., т.З, с.611-636.

18. ЛЕНИН В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр. соч., т.З, с.1-609.

19. ЛЕНИН В.И. Капитализм в сельском хозяйстве. Полн. собр.соч., т.4, с.95-152.

20. ЛЕНИН В.И. Наша программа. Полн.собр.соч., т.4, с.182-186.

21. ЛЕНИН В.И. Попятное направление в русской социал-дема-кратии. Полн.собр.соч., т.4, с.240-273.

22. ЛЕНИН В.И. Проект программы нашей партии. Полн.собр. соч., т.4, с.211-239.

23. ЛЕНИН В.И. Гонители замства и Аннибалы либерализма. -Полн.собр.соч., т.5, с.21-72.

24. ЛЕНИН В.И. Аграрный вопрос и "критики Маркса". Полн. собр.соч., т.5, с,95-268.

25. ЛЕНИН В.И. Замечания на второй проект программы Плеханова. Полн.собр.соч., т.6, с.212-235.

26. ЛЕНИН В.И. Беседа с защитниками экономизма. Полн. собр.соч., т.6.

27. ЛЕНИН В.И. Дополнительные замечания на комиссионный проект программы. Полн.собр.соч., т.6, с.241-253.

28. ЛЕНИН В.И. Революционный авантюризм. Полн.собр.соч., т.6, с.377-398.

29. ЛЕНИН В.И. Народничествующая буржуазия и растерянное народничество. Полн.собр.соч., т.8, с.77-86.

30. ЛЕНИН В.И. Рабочая и буржуазная демократия. Полн. собр.соч., т.9, с.179-189.

31. ЛЕНИН В.И. Канун кровавого воскресенья. Полн.собр. соч., т.9, с.224-226.

32. ЛЕНИН В.И. Самодержавие и пролетариат. Полн.собр. соч., т.9, с.126-136.

33. ЛЕНИН В.И. Политические софизмы. Полн.собр.соч., т.10, с.195-254.

34. ЛЕНИН В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. Полн.собр.соч., т.II, с.1-131.

35. ЛЕНИН В.И. Пролетариат борется, буржуазия крадется к власти. Полн.собр.соч., т.II, с.149-158.

36. ЛЕНИН В.И. Партийная организация и партийная литература. Полн.собр.соч., т.12, с.99-105.

37. ЛЕНИН В.И. Победа кадетов и задачи рабочей партии. -Полн.собр.соч., т.12, с.271-352.

38. ЛЕНИН В.И. Социализм и религия. Полн.собр.соч.,т.12, с.142-147.

39. ЛЕНИН В.И. Доклад об объединительном съезде РСДРП. Полн.собр.соч., т.13, с.1-66,

40. ЛЕНИН В.И. Еще о думском министерстве. Полн.собр. соч., т.13, с.261-265.

41. Эсеровские меньшевики. Полн.собр.соч., т.13, с.396406.

42. ЛЕНИН В.И. Реакция начинает вооруженную борьбу. -Полн.собр.соч., т.13, с.198-203.

43. ЛЕНИН В.И. Плеханов и Васильев.-Полн.собр.соч.,т.14, с.234-240.

44. ЛЕНИН В.И. Отношения к буржуазным партиям. Полн. собр.соч., т.15, с.368-388.

45. ЛЕНИН В.И. Памяти графа Гейдена (чему учат народ наши "демократы"?). -Полн.собр.соч., т.16, с.37-45.

46. ЛЕНИН В.И. Марксизм и ревизионизм. Полн.собр.соч., т.17, с.15-26.

47. ЛЕНИН В.И. О некоторых чертах современного распада. -Полн.собр.соч., т.17, с.138-147.

48. ЛЕНИН В.И. Материализм и эмпириокритицизм:(Критические заметки об одной реакционной философии). Полн.собр.соч,, т.18, с.7-384.

49. ЛЕНИН В.И. Разногласия в европейском рабочем движении.-Полн.собр.соч., т.20.

50. ЛЕНИН В.И. Иван Васильевич Бабушкин. Полн.собр.соч., т.20, с.79-83.

51. ЛЕНИН В.И. Реформизм в русской социал-демократии. -Полн.собр.соч., ti'20, с.305-318.

52. ЛЕНИН В.И. По поводу юбилея. Полн.собр.соч., т.20, с.161-170.

53. ЛЕНИН В.И. Предисловие к брошюре "Две партии". Полн. собр.соч., т.20, с.295-298.

54. ЛЕНИН В.И. Памяти Герцена. Полн.собр.соч., т.21, с.255-262.

55. ЛЕНИН В.И. О политической линии. Полн.собр.соч,, т.22, с.99-106.

56. ЛЕНИН В.И. Две утопии. Полн.собр.соч., т.22,с.П7-121.

57. ЛЕНИН В.И. Три источника и три составные части марк -сизма. Полн.собр.соч., т.23, с.40-48.

58. ЛЕНИН В.И. Откровенные речи либерала. Полн.собр.соч., т.23, с.193-194.

59. ЛЕНИН В.И. Кому выгодно? Полн.собр.соч., т.23, с.61-62.5S. ЛЕНИН В.И. Разговор. Полн.собр.соч., т.23, с.51-54,

60. ЛЕНИН В.И. Исторические судьбы учения Карла Маркса. -Полн. собр. соч., т. 23, с. 1-4

61. ЛЕНИН В.И. Народники о Н.К.Михайловском. Полн.собр. соч., т.24, с,333-337.

62. ЛЕНИН В.И. Еще одно уничтожение социализма. Полн. собр.соч., т.25, с.31-54.

63. ЛЕНИН В.И. Крах Второго Интернационала. Полн.собр. соч., т.26, с.209-265.

64. ЛЕНИН В.И. Главный труд немецкого оппортунизма о войне. Полн.собр.соч,, т.26, с,277-281.

65. ЛЕНИН В.И. Революционный пролетариат и право наций на самоопределение. Полн.собр.соч,, т.27, с.61-68.

66. ЛЕНИН В.И. Империализм, как высшая стадия кадитализ-ма. Полн.собр.соч., т.27, с.292-426.

67. ЛЕНИН В.И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение. Полн.собр.соч., т,27, с.252-266.

68. ЛЕНИН В.И, Философские тетради. Конспект книги Гегеля "Наука логики". Полн.собр.соч., т.29, с,77-218,

69. ЛЕНИН В.И. О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме". Полн,собр.соч., т.30, с.77-130.

70. ЛЕНИН В.И. Ответ Киевскому. Полн.собр.соч., т.ЗО, с.68-74.

71. ЛЕНИН В.И. Из дневника публициста. Полн.собр.соч.,т.ЗО.

72. ЛЕНИН В.И. Как организовать соревнование. Полн. собр.соч., т.35, с.195-205.

73. ЛЕНИН В.И. Третий Всероссийский съезд Советов рабо -чих, солдатских и крестьянских депутатов 10-18 (23-31) января 1918 г. Полн.собр.соч., т.35, с.259-290.

74. ЛЕНИН В.И. О революционной фразе. Полн.собр.соч., т.35, с.343-353.

75. ЛЕНИН В.И. 1У конференция профессиональных союзов и фабрично-заводских комитетов Москвы 27 июня-2 июля 1918 г. Доклад о текущем моменте 27 июня. Полн.собр.соч., т.36, с,435-434.

76. ЛЕНИН В.И. Седьмой экстренный съезд РКП(б) 6-8 марта 1918 г. Доклад о пересмотре программы и названия партии 8 марта. -Полн.собр.соч., т.36, с.43-58.

77. Жв В.И. Первоначальный вариант статьи "Очередные задачи "Советской власти". Полн.собр.соч., т.36,с.127-164.

78. ЛЕНИН В.И. Речь на I Всероссийском съезде Советов Народного хозяйства 26 мая 1918 г. - Полн.собр:.соч., т.36,с.377-386.

79. ЛЕНИН В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр.соч., т.36, с.165-208.

80. ЛЕНИН В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский,-Полн.собр.соч., т.37, c.IOI-IIO.

81. ЛЕНИН В.И. Доклад на П Всероссийском съезде профессиональных союзов 20 января 1919 г. Полн.собр.соч., т.37,с.435-453.

82. ЛЕНИН В.И. Речь на митинге на заводе бьтвш.Михельсона 30 августа 1918 г. Полн.собр.соч., т.37, с.83-85.

83. ЛЕНИН В.И. Маленькая картинка для выяснения больших вопросов. Полн.собр.,соч., т.37, с.407-411,

84. ЛЕНИН В.И. Заседание I съезда сельскохозяйственныхрабочих Петроградской губернии 13 марта 1919 г. Речь об организации профессионального союза сельскохозяйственных рабочих.-Полн.собр.соч., т.38, с.22-30.

85. ЛЕНИН В.И. УШ съезд РКП(б) 18-23 марта 1919 г. Доклад о работе в деревне 23 марта. Полн.собр.соч., т.38, с.125-215.

86. ЛЕНИН В.И. Речь с Лобного места на открытии памятника Степану Разину. Полн.собр.соч., т.38, с.326.

87. ЛЕНИН В.И. Успехи и трудности Советской власти. -Полн.собр.соч., т.38, с.39-73.

88. ЛЕНИН В.И. I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. 6-19 мая 1919 г. Речь об обмане народа лозунгами сво -боды и равенства 19 мая. Полн.собр.соч., т.38, с.333-365.

89. ЛЕНИН В.И. Предисловие к изданию речи "Об обмане народа лозунгами свободы и равенства"'. Полн.собр.соч., т.38,с.373-377.

90. ЛЕНИН В.И. Герои Бернского Интернационала. Полн. собр.соч., т.38, с.389-398.

91. I.ЛЕНИН В.И. В лакейской. Полн.собр.соч.,т.39,с.139145.

92. ЛЕНИН В.И. Великий почин. Полн.собр.соч., т.39, с.1-29.

93. ЛЕНИН В.И. УШ Всероссийская конференция РКП(б) 2-4 декабря 1919 г. Политический доклад Центрального- Комитета 2 декабря. Полн.собр.соч., т.39, с.342-363.

94. ЛЕНИН В.И. От разрушения великого уклада к творчеству нового. Полн.собр.соч., т.40, с.314-316.

95. ЛЕНИН В.И. Выборы в Учредительное собрание и диктатура пролетариата. Полн.собр.соч., т.40, с.1-24.

96. ЛЕНИН В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. -Полн.собр.соч., т.41, с.1-104.

97. ЛЕНИН В.И. Тезисы ко П Конгрессу Коммунистического Интернационала. Первоначальный набросок тезисов по аграрному вопросу. Полн.собр.соч., т.41, с.169-182.

98. ЛЕНИН В.И. Задачи Союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с.298-318.

99. ЛЕНИН В.И. От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко Всероссийскому субботнику-маевке. -Полн.собр.соч., т.41, с.107-109.

100. ЛЕНИН В.И. Речь на Всероссийском совещании политпрос-ветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 г. Полн.собр.соч., т.41, с.398-408.

101. ЛЕНИН В.И, 0 борьбе внутри Итальянской Социалистической партии. Полн.собр.соч., т.41, с.409-428.

102. ЛЕНИН В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт.Троцкого и Бухарина. Полн.собр.соч., т.42,с.264-304.

103. ЛЕНИН В.И. О чистке партии. Полн.собр.соч., т.44, с.122-124.

104. ЛЕНИН В.И. XI съезд РКП(б) 27 марта 2 апреля 1922г. Политический отчет Центрального Комитета РКП(б) 27 марта. -Полн.собр.соч., т.45, с.69-117.

105. Программа Коммунистической партии Советского Союза.-М.: Политиздат, 1976. 144 с.

106. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.:Политиздат,1976. -256 с.

107. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.

108. К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Тезисы Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1970. - 64 с.

109. О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции: Постановление ЦК КПСС от 31 янв. 1977 г. М.: Политиздат, 1977. - 32 с.

110. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик: Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 года. М.: Политиздат, 1982. - 31 с.

111. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. -М.: Политиздат, 1979. 16 с.

112. О 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина: Постановление ЦК КПСС от 13 декабря 1979 г. М,: По -литиздат, 1979. - 16 с.

113. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социа -листических Республик. М.: Политиздат, 1977.

114. Продовольственная Программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации. Материалы майского Пленума

115. ЦК КПСС 1982 года. М.: Политиздат. - III с.

116. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

117. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, состоявшегося 13 февраля 1984 года. "Правда", 14 февраля 1984 г.

118. Речь Генерального секретаря ЦК КПСС товарища К.У.Черненко на предвыборном собрании избирателей Куйбышевского избирательного округа г.Москвы 2 марта 1984 года. "Правда", 3 марта 1984 г.

119. КПСС о формировании нового человека. Сборник документов и материалов (I965-I98I). М.: Политиздат, 1982. - 686 с.

120. АНАНЬЕВ Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 339 с.

121. АНДРЕЕВ И,А. Происхождение человека и общества:/Соврем, методол. проблемы и критика немарксистских взглядов/, М.: Мысль, 1982. - 304 с.

122. АНТОНОВИЧ И.И. Социальное кредо буржуазного гуманизма.-Минск: Вышэпш.школа, 1976. 215 с.

123. АФАНАСЬЕВ В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. - 382 с.

124. БАТЕНИН С.С. Человек в его истории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. - 295 с.

125. БАТАЛОВ Э.Я. Философия бунта. Критика идеологии левого радикализма. М.: Политиздат, 1973. - 222 с.

126. БЕССОНОВ Б.Н. Антимарксизм под флагом "неомарксизма". М.: Мысль, 1978. - 342 с.

127. БЕРЕЖНОЙ Н.М. Действенность социалистического гума -низма. М.: Мысль, 1979. - 140 с.

128. БЕРЕЖНОЙ Н.М. Проблема человека в трудах К.Маркса. -М.: Внешня школа, 1981. III с.

129. БЕРДЯЕВ Н. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. СПб., 1901, с.50.

130. БЕРДЯЕВ Н. Опыты философский, социальные и литературные (1900-1906). СПб., 1907. - 437 с.

131. БЕРДЯЕВ Н. Новое религиозное сознание и обществен -ность. СПб., 1907, с.75, 87, 91-92, 94, 97, 99, 120, 123.

132. БЕРДЯЕВ Н. Духовный кризис интеллигенции. СПб., 1910, с,144-145.

133. БЕРДЯЕВ Н. Смысл творчества. М., 1914, с.280.

134. БЕРДЯЕВ Н. Философия неравенства. Берлин, 1923, с.15, 151, 172.

135. БЕРДЯЕВ Н. Смысл истории. Берлин, 1923, с.212.

136. БЕРНШТЕЙН Э. Исторический материализм. СПб., 1901,с.З.

137. БЕРНШТЕЙН Э. Очерки из истории и теории социализма. -СПб., 1902, с.210.

138. БОГОЛЮБОВА Е.В., ТА1УРИЗИНА З.А. Буржуазный гуманизм: иллюзии и действительность. М.: Знание, 1975. - 63 с.

139. БОКАРЕВ П.И. Гуманизм Великой Октябрьской социалистической революции. М.: Мысль, 1980. - 100 с.

140. БОНОСКЙ ФИЛИПП. Две культуры. М., Прогресс, 1978. -432 с.

141. БОЧКАРЕВ Н.И. В.И.Ленин и буржуазная социология в России. М.: Изд-во МГУ, 1971. - 250 с.

142. БРАТИНА Л.М. Итальянский гуманизм. М.: Высшая шко -ла, 1977. - 254 с.

143. БУЕВА Л,П. Человек: деятельность и общение. М,: Мысль, 1978. - 216 с.

144. БУЛГАКОВ С. От марксизма к идеализму: Сб,статей (1896-1903). СПб., 1904. - 347 с.

145. БУЛГАКОВ С. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. М., I9II, т.2, с.44-45, 48-49, 151, 169, 307.

146. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1910, с.2.

147. Воспоминания о В.И.Ленине. М.: Политиздат, 1969, т.5, с,26.

148. ГЛЕЗЕРМАН Г.Е. Рождение нового человека. Проблема формирования личности при социализме. М,: Политиздат, 1982. -255 с.

149. ГРИГОРЬЯН Б.Т. Философия о сущности человека. М.: Политиздат, 1973. - 319 с.

150. ГРИГОРЬЯН Б.Т. Философская антропология. М,; Мысль, 1982. - 188 с.

151. ГОРФУНКЕЛЬ А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М.: Мысль, 1977. - 359 с.

152. ГЭЛЕРЕЙТ ДК. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969, с.340.

153. Гуманизм: пробл.методологии и истории (Владим.гос.пед. ин-т им.П.И.Лебедева-Полянского). Владимир, 1977. - 184 с.

154. Гуманизация общественных отношений и возрастание ак -тивности трудящихся. (Сб.статей). Минск, 1975. - 199 с.

155. Гуманизм, атеизм, религия. М.: Политиздат, 1978. -135 с.

156. ГРЗАЛ Л., ПОПОВ С. Критика современных буржуазных социологических теорий. М,: Прогресс, 1976. - 247 с.

157. ДАВИДОВИЧ В.Е. Проблемы человеческой свободы. Львов: Изд-во Львов.ун-та, 1967. - 247 с.

158. ДАВИДОВИЧ В., АБОЛИНА Р. Кто ты человечество? М.: Молодая гвардия, 1975. - 176 с.

159. ДАВИДОВИЧ В.Е. Теория идеала. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1983. - 184 с.

160. ДЕНИСОВ В.В, Социология насилия. М.: Политиздат, 1975. - 214 с.

161. ДОЛЯ В.Е. Критика теологического понимания свободы. -Львов: Вшца школа, 1973. 219 с.

162. ЗАМОЖИН Ю.А. Личность в современной Америке. Опыт анализа ценностных и политических ориентации. М.: Мысль, 1980. - 274 с.

163. КАГАН М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

164. КАРИМСКИЙ A.M. Проблема гуманизма в современной американской философии. М,: Изд-во МГУ, 1978. - 204 с.

165. Карл Маркс и современность. М.: Политиздат, 1983. -223 с.

166. КЕМЕРОВ В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. - 256 с.

167. КЕШЕЛАВА В.В, Гуманизм действительный и мнимый. М.: Политиздат, 1973. - 208 с.

168. КОВАЛЕВ С.М. О человеке, его порабощении и освобождении. М,: Политиздат, 1970. - 303 с.

169. КОВАЛЕВ С.М. Реальный гуманизм и его противники. -М.: Мысль, 1975. 112 с.

170. КОРНЕЕВ П.В. Современная философская антропология. -М.: Изд-во МГУ, 1967. 71 с.

171. КОРНЕЕВ П.В, Критика современных буржуазных и ревизионистских концепций человека. М,: Высшая ппола, 1981. -136 с.

172. K0P0TK0B Н.Д, Социальный аспект. Проблемы человека в религиозной философии. Киев: Наук.думка, 1978. - 294 с.

173. КУВАКИН В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М.: Изд-во МГУ, 1976. - 202 с.

174. КУВАКИН В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века. М.: Мысль, 1980. - 309 с.

175. КЁПЕЦИ БЕЛА. Идеология "новых левых". М.: Прогресс, 1977. - 228 с.

176. КУДРЯШОВА М.С. Развитой социализм воплощение реального гуманизма. - М.: Знание, 1979. - 64 с.

177. КУДРЯШОВА М.С. Социалистический гуманизм и современ -ная идеологическая борьба. М.: Изд-во МГУ, 1979. - 215 с.

178. ЛАВРОВ П.Л. Статьи научного характера. Пг: 1917, с.148.

179. ЛЕЙЕИН В.Т. "Модели мира" и образ человека. М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

180. Ленин как философ. М.: Политиздат, 1969. - 446 с.

181. Ленин как политический мыслитель. М.: Политиздат, 1981. - 431 с.

182. Ленинизм и философские проблемы современности. М.: Мысль, 1970, с.385-450.

183. Личность в XX столетии. (Анализ буржуазных теорий). -М.: Мысль, 1979. 260 с.

184. МАЛИНИН В.А. Философия революционного народничества. -М.: Наука, 1972. 338 с.

185. Марксистско-ленинская теория исторического процесса.-М.: Наука, 1981, с.23-69, 120-188.

186. МАСЛИН М.А. Критика буржуазных интерпретаций идеоло -гии русского революционного народничества. М.: Изд-во МГУ, 1977. - 117 с.

187. МИТИН М.Б. Идеи В.И.Ленина и современность. М.: Наука, 1981. - 389 с.

188. МИХАЙЛОВСКИЙ Н.К. Что такое прогресс? Полн.собр.соч., т.1, - СПб., I9II, с.6-150.

189. МИХАЙЛОВСКИЙ Н.К. Что такое счастье? Полн.собр.соч., т.З. - СПб., 1909, с.199-200.

190. МИХАЙЛОВСКИЙ Н.К. Идеализм, идолопоклонство и реализм.- Полн.собр.соч., т.4, СПб., 1909, с.60, 63, 69.

191. МИХАЙЛОВСКИЙ Н.К. Суздальцы и суздальская критика. -Полн.собр.соч., т.4. СПб., 1909, с.93-132.

192. МИХАЙЛОВСКИЙ Н.К. Герои и толпа. Полн.собр.соч., т.2, - СПб., 1907, с.97, 99, 100, 104, 128, 188-189.

193. МЫСЛИВЧЕНКО А.Г. Человек как предмет философского познания. М.: Мысль, 1972. - 190 с.

194. МОЙСЕЕВ Н.Н. Человек, среда, общество. М.: Наука, 1982. - 240 с.

195. ОБЗИНА ЯРОМИР. Ленинское понятие политики и критика гуманной демократии". М.: Прогресс, 1978. - 367 с.

196. О свободах подлинных и мнимых. М.: Политиздат, 1977. - 175 с.

197. От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. Проблемы современного буржуазного гуманизма и свободомыслия. М,: Мысль, 1969. - 303 с.

198. Отчуждение и гуманность. М.: Прогресс, 1967. -232с.

199. НАВАСАРДЯН Р.Г. Формирование марксистской концепции человека. Начальный период. Ереван, 1976. - 211 с.

200. ПЕЧЕНЕВ В. "Гуманный" социализм против реального гу -манизма. М.: Молодая гвардия, 1974. - 128 с.

201. Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии. История и современность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

202. Проблемы идеализма. (Сб.статей С.Н.Булгакова, Е.Н.Тру-бецкова и др.). СПб., 1903. - 521 с.

203. Проблемы мира и социального прогресса в современной философии. М.: Политиздат, 1983. - 320 с.

204. О гуманизме в науке и культуре. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 176 с.

205. Проблема человека в "Экономических рукописях 18571859 годов" К.Маркса. (Рост.н/Д гос.ун-т. Сев.-Кавк.науч.центр высш.школы). Ростов-на-Дону, 1977. - 172 с.

206. Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии. (Рост.н/Д гос.ун-т. Сев.-Кавк.науч.центр высш.школы). Ростов-на-Дону, 1977. - 144 с.

207. ПЕТРОСЯН М.И. Гуманизм. М.: Мысль, 1964. - 335 с.

208. ПОПОВ С.И. Социализм и гуманизм. М,: Политиздат, 1975. - 296 с.

209. ПОПОВ С.И. Социализм и оптимизм. М.: Политиздат, 1981, - 304 с.

210. Проблемы гуманизма в русской философии. Краснодар, 1974. - 190 с.

211. Проблемы гуманизма в трудах В.И.Ленина. Минск: Наука и техника, 1970. - 271 с.

212. ПР0К0П0ВШ С.Н. К критике Маркса. СПб., 1901,с.223.

213. РАИНКО С. Марксизм и его критики. М.: Прогресс,1979. 336 с.

214. САБИРОВ Х.Ф. Человек как социологическая проблема. -Казань: Изд-во Каз.ун-та, 1972. 414 с.

215. СМИРНОВ Г.Л, Советский человек. М.: Политиздат,1980. 376 с.

216. Социальная философия Франкфуртской школы. Критичес -кие очерки. М.: Мысль, 1975. - 359 с.

217. Социализм и личность, М.: Мысль, 1979. - 357 с,

218. СПИРКИН А,Г., В.ЕФИМОВ. Новое общество новый человек. - М,: Профиздат, 1976. - 144 с.

219. СЭВ Л. Марксизм и теория личности, М,: Прогресс, 1972. - 581 с.

220. СТРУВЕ П. На разные темы (I893-I90I). СПб., 1902, с.25, 487-506.

221. СТРУВЕ П. . Политика, культура, религия, социализм. СПб., I9II, с,200-202.

222. СТРУВЕ П. Хозяйство и цена. СПб., - М., 1913, с.17, 26, 50, 42-43, 97.

223. ТАРАСОВ К.Е., ЧЕРНЕНКО Е.К. Социальная детерминиро -ванность биологии человека. М.: Мысль, 1979. - 366 с.

224. ТАТАРКЕВИЧ В. О счастье и совершенстве человека. -М.: Прогресс, 1981. 365 с.

225. ТИТАРЕНКО А.И. Антиидеи. М.: Политиздат, 1976.399 с.

226. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ М. Современный социализм в своем историческом развитии. СПб., 1906, с.18, 35-36.

227. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ М. Теоретические основы марксизма.-СПб., 1905, с.85-86.

228. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ М. Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма, СПб., 1906, с.228.

229. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ М. К лучшему будущему. СПб., 1912, - 230 с.

230. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ М. Социализм как положительное учение. Пг., 1918, с.15.

231. УООДИС ДЖЕК. "Новые" теории революции. М.: Прогресс., 1975. - 521 с.232, Управление: личность, коллектив, общество. Сб.научных трудов. Вып.1. Владимир, 1976.

232. УЭЛЛС Г. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму. М.: Прогресс, 1968. - 279 с.

233. ФЕДОСЕЕВ П.Н. Диалектика современной эпохи. М.: Наука, 1978. 656 с,

234. ФЕДОСЕЕВ П.Н. Марксизм в XX веке: Маркс, Энгельс, Ленин и современность. М.: Мысль, 1977. - 638 с.

235. ФРОЛОВ И.Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1979. - 336 с.

236. ХОЛЛ ГЭС. Революционное рабочее движение и современ -ный империализм. М.: Мысль, 1974. - 365 с,

237. ХОЛЛИЧЕР В. Человек и агрессия. М.: Прогресс, 1975.132 с.

238. ХОЛЛИЧЕР В. Личность и гуманизм. М.: Прогресс,1981. - 174 с.

239. ХОРОС В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. М,: Наука, 1980. - 286 с.

240. ХОРОС В.Г. Народническая идеология и марксизм. М.: Наука, 1972. - 173 с.

241. ШИШКИН А.Ф. Человеческая природа и нравственность. -М.: Мысль, 1979. 268 с.

242. ШКОРИНОВ В.П. Этический иррационализм в России. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1973. - 224 с.

243. ЧЕРКАСОВ И.И. Из истории марксистской философской мысли в США. М.: Наука, 1977. - 213 с.

244. Человек и мир человека. Киев: Наукова думка, 1977.

245. ЧЕРНОВ В. Социалистические этюды. СПб., 1908, с.340.

246. ЧХИКВАДЗЕ В.М. Социалистический гуманизм и права че -ловека. Ленинские идеи и современность. М.: Наука, 1978.-303с.

247. ЧХИКВАДЗЕ В.М, Гуманизм, мир, личность. М.; Наука, 1981. - 285 с.

248. ЧУЕВА Н.П. Ленин об идейных истоках антикоммунизма. -Л.: Лениздат, 1969.- 291 с.

249. ЯРОШЕВСКИЙ Т.М. Личность и общество. М.: Прогресс, 1973. - 543 с.

250. ЯРОШЕВСКИЙ Т.М. Размышления о практике. М.: Прогресс, 1976. - 310 с.

251. АНАНЬЕВ В.Г. Проблема человека как субъекта в "Фило -софских тетрадях" В.И.Ленина. Науч.докл.высш.школы. Филос.науки, 1970, № 2, с.99-103.

252. АРЗАКАНЬЯН Ц.Г. Трактовка гуманизма в современных буржуазных концепциях культуры и цивилизации. В кн.: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. - М.: Мысль, 1969, с.77-140.

253. АРНОЛЬДОВ А.И. Революционный гуманизм социалистической культуры. Вопросы философии, 1967, № 7, с.13-21.

254. ЕАЛЫЧЕВА Г.Д. Вопросы социалистического гуманизма в трудах В.И.Ленина, Науч.докл.высш.школы. Филос.науки, 1969, № 5, с.30-39.

255. БЕРДЯЕВ Н. Этическая проблема в свете философского идеализма, В сб.: Проблемы идеализма. - СПб., 1900, с,91-92, 112.

256. БЕРДЯЕВ Н. Предсмертные мысли Фауста. В кн.: Освалвд Шпенглер и закат Европы. - М., 1922, с.70-71.

257. БЕРМАН С.И. Социалистический гуманизм как ценность. -Учен.зап. Каз.пед.ин-та, 1976, вып. 167, с,22-44.

258. БЕРЕЖНОЙ Н.М, В.И.Ленин о формировании нового человека. Науч.док.высш.школы.Науч.коммунизм. 1974, № 3, с.72-78.

259. БЕРЕЖНОЙ Н.М., ТАЙМАНОВА П.Ю. Утопизм буржуазных концепций гуманизма. Науч.докл.высш.школы. Научный коммунизм, 1982, № 3, C.I03-III.

260. БУЕВА Л.П. Проблема формирования человеческой личности арена острой идеологической борьбы. Кризис современных буржуазных концепций личности и системы воспитания. - Сов.педа177гогика, 1976, № 2, с.96-107.

261. БУЛГАКОВ С. Без плана. Новый путь, 1904, октябрь, с.270.

262. БУЛГАКОВ С. Карлейль и Толстой. Вопросы жизни, 1905, № I, с.16-19.

263. ГАНЗЕЛ Л, Социалистический гуманизм в современной идеологической борьбе. Науч.докл.высш.школы. Науч.коммунизм, 1978, й 6, с.67-74.

264. ГЕДЕ АНДРАШ. Критика "гуманистически-экзистенциалистской" интерпретации Маркса Фроммом. В кн,: Ленинизм и совре -менные проблемы историко-философской науки. - М.: Наука, 1970, с.430-464.

265. ГЛЕЗЕРМАН Г.Е, Исторические условия и деятельность человека. В кн.: Философия и современность. - М., 1971, C.II3-I27.

266. ДАВИДОВИЧ В.Е, Проблемы гуманизма в материалах ХХУ съезда КПСС. Изд.Сев.-Кавк.науч.центра высш.школы. Обществ, науки, 1976, JS 2, с. 16-18.

267. ДОЛГОВ К. Анализ кризиса буржуазной культуры и гуманизма. Вопросы философии, 1971, № 7, с. 159-162.269. 30Л0Т0ВА Т.Л, Основные черты социалистического гуманизма. Науч.докл.высш.школы.Науч.коммунизм, 1981, № 3, с.56-65.

268. ИЛЬИЧЕВ Л.Ф. Некоторые аспекты марксистской концеп -ции человека. Коммунист, 1976, № 9, с.84-93.

269. ИЛЬЕНКОВ Э.В. Гуманизм и наука. В кн.: Наука и нравственность. - М.: Политиздат, 1971, с.405-439.

270. КАНАЛА ЖАН. Экзистенциализм враг гуманизма. - В кн.: Французские коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию.1. М., ИЛ., 1953, с.192.

271. КЕШЕЛАВА В.В. Марксизм и гуманизм. Вопросы филосо -фии, 1971, № 5, с.100-110.

272. КОВАЛЕВ С.М. Ленин и проблема человека. В кн.: Ленин как философ. - М., 1969, с.321-338.

273. КОНСТАНТИНОВ Ф.К. Маркс и гуманизм, В кн.: Марксизм и наша эпоха. М., 1968, с.161-174.

274. КОРОБКОВ Д.П. Социалистический гуманизм и марксизм. -В кн.: Гуманизм: пробл.методологии и истории (Владим.гос.пед. ин-т им. П.И.Лебедева-Полянского. Владимир, 1977, с.72-91).

275. КИСТЯКОВСКИЙ Б. Категория необходимости и справедли -вости при исследовании социальных явлений. Жизнь, 1900, № 5, с.135-136.

276. ЛЮБУТИН К.Н. Ленинские принципы решения проблемы че -ловека и критика "философской" антропологии". М.: 1970.-12 с.

277. МАЛИНИН В.А. В.И.Ленин и проблемы становления личности при социализме. Науч.докл.высш.школы. Филос.науки, 1967,3, с.3-13.

278. МАЛИНИН В.А.Развитие В.И.Лениным марксистской теории личности, В кн.: Ленинский этап в развитии философии марксизма. М.: Наука, 1972, с.275-283.

279. МАРИУПОЛЬСКАЯ Л.Р. Кризис гуманизма в буржуазном фи-лософско-эстетическом сознании. Науч.докл.высш.школы. Филос. науки, 1978, № 2, с.97-106.

280. МИТИН М.В. В.И.Ленин и проблема человека. Вопросы философии, 1967, № 8, с.19-30.

281. МИТИН М.Б. Марксистская философия реального гуманизма и ее значение в наше время. В кн.: Философия и современ -ность. М,: Наука, 1971, с.56-70.

282. ШСШВЧЕНКО А.Г. Методологические проблемы исследования человека в философии. Вопросы философии, 1981, № 7,с.38-51.

283. МЧЕЭДЛОВ М.П, Общечеловеческое и социалистическое. -Вопросы философии, 1976, № 5, с.52-64.

284. ОСИПОВ И.Д. Ленинская критика веховской концепции взаимосвязи культуры и личности. Beстн.Ленингр.ун-та, 1977, № 23, Экономика, философия, право, вып. 4, с.66-70.

285. ПАВЛОВ ТОДОР. Ленинизм в битве за человека. В кн.: Ленинизм и развитие, марксистской философской мысли за рубежом.-М.: Прогресс, 1970, с.31-50.

286. ПАВЛЫЧЕВА К.Н. Гуманизм социалистического образа жизни. Beстн.Моск.ун-та. Теория науч.коммунизма, 1976, № 3, C.II-I6.

287. ПЕТРОСЯН М.И. Марксистско-ленинская концепция гума -низма и ее значение в современную эпоху. В кн.: Ленинизм и философские проблемы современности. - М.: Мысль, 1970, с.385-409.

288. П0П0В С.И. Социальный пессимизм в системе современной буржуазной идеологии. Вопросы философии, 1980, № 9, с.64-72.

289. РУМЛ Владимир. Философия марксизма-ленинизма и коммунистический гуманизм. В кн.: Ленинизм и развитие марксистской философской мысли за рубежом. - М.: Прогресс, 1970, с.115-134.

290. РУМЛ Владимир. Абстрактный гуманизм как теоретическая основа ревизионистского "социализма с человеческим лицом".

291. В кн.: Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии. -М.: Политиздат, 1975, с.238-246.

292. РУМЯНЦЕВ A.M. Культура развитого социализма и воспитание нового человека. Вопросы философии, 1981, № 12, с.37-46.

293. СИД0РЧЕНК0 А.И. Французские коммунисты об идейном наследии В.И.Ленина. Вопросы философии, 1975, № 10, с.145-148.

294. СОЛОДКЙЙ B.C. Проблема личности в дооктябрьских тру -дах В.И.Ленина. Науч.докл.высш.школы. Филос.науки, 1968, № I, с.97-104.

295. СОЛОДКИЙ B.C. Проблема личности в философском насле -дии В.И.Ленина. Автореф.дисс.канд.филос.наук. М., 1968.- 27 с.

296. СОМЕРВИЛЛ ДЖОН. Марксизм, мир и научно-техническая революция. В кн.: Современная прогрессивная философия и социа -листическая мысль в США. М.: Прогресс, 1977, с.26-38.

297. Социалистический гуманизм и кризис буржуазной демо -кратии. СЩА. Экономика, политика, идеология, 1977, № II,с.14-34.

298. СТРУВЕ П. Свобода и историческая необходимость. Вопросы философии и психологии, 1897, кн.1 (36), с.139.

299. СТРУВЕ П., ФРАНК С. Очерки философии и культуры. -Полярная Звезда, 1905, № 3, с.171-177.

300. СТОЙКОВИЧ Андрия. Ленинское понимание гуманизма. В кн.: Ленинизм и современные проблемы историко-философской науки. - М., Наука, 1970, - 64 с.

301. СТОЙКОВИЧ Андрия. Отражение и практика. В кн.: Актуальные проблемы марксистской философии. - М.: Прогресс, 1974, с.51-90.

302. ФЕДОСЕЕВ П.Н. Ленинизм и социальный прогресс челове -чества. Вопросы философии, 1980, )£ 4, с.15-32.

303. ФИЛАТОВ А.Б. Некоторые аспекты проблемы отчуждения в дооктябрьских трудах В.И.Ленина. В кн.: Марксистско-ленинская философия и современный общественный прогресс. - М,: Изд-во МГУ, 1969, с,165-172.

304. ФИЛАТОВ А,Б. Основные направления исследования проб -лемы человека в теоретическом наследии В.И.Ленина. Автореф. дис.канд.филос.наук. Днепропетровск, 1970, - 26 с.

305. ШИНКАРУК В.И. Марксистский гуманизм и проблема смысла человеческого бытия. Вопросы философии, 1969, J& 6, с.58-67.

306. ШЕВАРНАДЗЕ Э.А. Утверждение ленинских принципов социалистического гуманизма. Вопросы философии, 1981, № 6, с.3-19.

307. ЯРОШЕВСКИЙ Т. Теоретические основы социалистического гуманизма, Науч.докл.высш.школы.Филос.науки, 1976, № I,с.135-142.