автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Кризис - понятие и феномен

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Кравец, Светлана Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Кризис - понятие и феномен'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кравец, Светлана Владимировна

Оглавление.

Введение.

ГЛАВА 1. Понятие «кризис» - система координат.

1. Основные понятия диссертации.

2. Идея кризиса в истории философии.

3. Кризис и система.

4. Кризис и понятие нормы.

5. Кризис - этап развития.

5.1 Концепции развития истории.

5.2 Категория развития в психологии.

5.3 Структура развития.

ГЛАВА 2. «Переходное пространство» между актуальной и потенциальной реальностями системы - как условие преодоления кризиса.

1. «Переходное пространство» в мифе и ритуале.

2. «Переходное пространство» в психологии и психотерапии.

2.1 Аналитическая психология.

2.2Теория объектных отношений.

2.3 Нарушение «переходного пространства» - психическая травма.

2.4 «Переходное пространство» в кризисе трансформации.

3. Постмодернизм - философия перехода.

3.1 Постмодернизм - кризис философии.

3.2Постмодернизм - философия кризиса.

4. Культура как «переходное пространство».

5. Кризис - пограничный феномен.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Кравец, Светлана Владимировна

Актуальность темы исследования. Для характеристики настоящего времени часто используется эпитет «кризисное». Говорится о кризисе современного мира, кризисе общественной и политической системы, кризисе в экономике, кризисе в философии. Называние явления часто является первым шагом на пути к установлению и осуществлению возможного контроля над ним, поэтому исследование понятия и феномена кризиса представляется автору работы весьма актуальным.

Понятие «кризис» довольно часто фигурирует в текстах гуманитарной тематики - как правило, оно используется при обсуждении проблем, находящихся на «переднем крае» науки. Неся в себе, вследствие этого, множество коннотативных смыслов, оно становится значимым объектом для научного анализа. С точки зрения автора работы, анализ понятия «кризис» полезен для прояснения содержательной стороны процессов, происходящих в настоящее время как в развитии гуманитарной, в частности, философской мысли, так и в развитии экономики, политики, культуры в целом.

Также анализ понятия «кризис», как представляется, может способствовать прояснению природы кризисных состояний, причин возникновения и структуры протекания кризисов в различных системах.

Степень разработанности темы. В различных науках и предметных областях существует многочисленная литература, посвященная описанию и исследованию кризисов - в экономике изучаются экономические кризисы, в политологии - конкретные политические кризисы, многочисленные исследования посвящены экологическому кризису, в психологии исследуются кризисы развития и функционирования психики. В культуре имеется целый пласт литературы, которую можно охарактеризовать как «апокалиптическую», описывающей кризис мира и человечества в целом, ведено понятие «кризисного мировоззрения» (Сидорина, 1997). Однако, исследование феномена кризиса как такового, остается за рамками этой литературы, фокусирующейся, как правило, на описании проявлений кризиса в конкретной области, и, в лучшем случае, на поисках причин некоего частного кризиса.

Методологическая основа исследования. Диссертация представляет собой философское исследование понятия и феномена кризиса. Поскольку в данной работе кризисные явления рассматриваются как характеристика существования всех сложных систем, способных к развитию, методологическую базу исследования составляет методология системного анализа, основанная на теории систем и методах изучения условий их устойчивых и неустойчивых состояний. Возможность а) рассмотрения кризисов в системах, являющихся предметом изучения разных наук и б) анализа процесса существования сложных систем, развернутого во временной перспективе, обеспечивается системным характером концепции логико-культурной доминанты (ЛКД), предложенной Г.В. Сориной (Сорина, 1993). Так же в исследовании используются методы логического анализа понятий, метод психологической интроспекции, метод философской рефлексии. Используется категориальный аппарат синергетики, исторической науки, структурной антропологии, психоаналитической теории объектных отношений, теоретиков постмодернизма.

Теоретическими источниками исследования являются работы зарубежных (И. Пригожин, И. Стенгерс, Дж. Клир, В.А. Лефевр, ) и отечественных (В.Н. Садовский, В.Н. Костюк, Моросанов И.С., Смирнов Г.А., Гивишвили Г.В.) специалистов в области системных исследований, а также теорий развития в исторической и психологической науках (А. Дж. Тойнби, JI.C. Выготский, Э. Эриксон, К.Г. Юнг, Д.В. Винникотт). Основой теоретической базы для проведения исследования стали представления о взаимодействии актуальной и потенциальной реальностей сложной системы в период кризиса (В.Н. Костюк, В.Н. Садовский). Симптоматика кризиса исследуется на материале истории философии (А.Н. Чанышев, Д. Реале и Д. Антисери, Б. Рассел), исследований культуры (Ю.М. Лотман, В. Тэрнер, М. Элиаде, Д. Кэмпбелл, К.Г. Юнг), философии постмодернизма (Ж. Лакан, Ю. Кристева, Ж. Делез и Ф. Гваттари, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Деррида).

Цели и задачи исследования. Целью данной работы является философский анализ понятия «кризис», определение наиболее общих и существенных характеристик феномена кризиса, позволяющее предложить методологический инструментарий исследования кризисных явлений в различных областях действительности.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач.

- выявление логики разработки идеи кризиса в истории философии;

- реконструкция системного контекста функционирования понятия «кризис» (путем исследования содержания понятий «система», «развитие», «норма»);

- проведение анализа кризисных явлений с точки зрения взаимодействия «актуальной реальности» и «потенциальной реальности» в социальных, психологических и текстовых системах;

- разработка понятия «переходного пространства» между актуальной и потенциальной реальностями системы;

- исследование «переходного пространства» как фактора, определяющего продуктивный либо негативный исход кризиса в системе.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- выявлены «симптомы» кризиса - потеря системой устойчивости и функциональности, утрата базовых оснований, возрастание уровня несвязанной энергии, активизация сферы потенциальности системы;

- показано, что кризис является этапом развития системы, процессом перехода системы от одного состояния к другому;

- предложена интерпретация кризиса как момента активного взаимодействия между актуальной и потенциальной реальностями системы. Разрешение кризиса предполагает переструктурирование границ между областью актуальной реальности и сферой потенциальных состояний системы.

Негативный исход кризиса трактуется как полное поглощение актуальной реальности системы областью ее потенциальности.

- введено понятие «переходного пространства». Показаны способы использования этого понятия для изучения возможностей преодоления кризиса на примере анализа психологических и социальных кризисов, исследования «кризисной» философии постмодерна;

- обосновано положение о том, что категория кризиса используется для анализа процессов в системах, значимой характеристикой которых является наличие в них субъектного начала, - в иных случаях слово «кризис» используется в качестве метафоры;

- показана значимость системного мышления в условиях анализа кризисных процессов;

- сопоставлены характеристики протекания кризиса в разных системах -психика, общество, научная теория, философская концепция; Практическая значимость исследования. Предложенные в диссертации идеи и подходы могут быть использованы как для дальнейших теоретических разработок по приложению к гуманитарным наукам методов системного анализа, так и для решения практических задач продуктивного преодоления кризисов в сфере экономики, политики, функционирования организаций. Результаты исследования получили практическое применение в области кризисного консультирования (психиатрическая клиническая больница N1 им. Алексеева, г. Москва) и организационного консультирования (Новая Гуманитарная Школа, г. Москва).

Апробация результатов исследования осуществлялась в рамках теоретического аспирантского семинара «Бытие понятия в культуре» под руководством Г.В. Сориной на кафедре философии Mi И У, на заседании лаборатории посттравматического стресса и психотерапии ИП РАН.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка цитируемой и используемой литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Кризис - понятие и феномен"

Заключение.

Проведенное исследование позволяет автору сделать ряд выводов. Кризис - это этап развития системы, этап перехода на более высокий уровень функционирования. Этот тезис, подтвержденный примерами из возрастной психологии и теории цивилизаций, расширяет контекст понимания кризисных явлений, переносит акцент сознательной активности субъекта перехода на то поле, «прополка» которого требуется для того, чтобы на этом поле впоследствии могли «взойти культурные растения».

Кризис связан с высвобождением энергии и требует переструктурирования внутренних границ между актуальной и потенциальной реальностями системы, или границ системы и внешнего для нее пространства. Расширение границ осознания, паттерны «кризисного реагирования», данные культуре в мифе и ритуале, могут помочь канализировать освободившуюся энергию, не позволяя ей, таким образом, взрывным движением дезинтегрировать систему «до основанья, а потом.». Чем жестче структура и непроницаемей границы - тем вероятней «взрыв» и разрушение системы.

Кризису сопутствует и способствует жесткое разделение реальностей. Поэтому для преодоления кризиса необходимо выстраивание «переходного пространства». С размыванием границ повышается информативность системы. Происходит расширение контекста и актуализация «потенциальной реальности», реальности возможного. В переходном пространстве - мифе, ритуале, в культуре или самосознании субъекта смещаются смысловые акценты.

Введенная в работе категория «переходного пространства» - пространства символического, пространства творчества, пространства культуры подчеркивает неправомерность иллюзий относительно того, что цивилизация может выйти из кризиса технологическим, экономическим или политическим путем, минуя мощную перестройку собственного самосознания, разрешение проблемы идентичности на всех уровнях - цивилизации, нации, индивида. Решения проблем воспитания и образования, и всего прочего, что касается интеграции в сознание значимого субъективного опыта.

Переходное пространство» функционирует за счет процесса коммуникации.

Решение проблемы коммуникации в актуальной реальности системы восстанавливает возможность взаимодействия между актуальной и потенциальной реальностями системы, что приводит к преодолению системой кризиса путем перехода к более высокому уровню функционирования.

Анатолий Зотов пишет в статье «Кризис «антропологического проекта» в философии», что сегодня кажется более чем тривиальным тезис о том, что главным предметом философского интереса является человек - его место в мире, его назначение, специфика его бытия и структура его мышления (Зотов, 1998, 28). С появлением философии «Ad marginem», с Ницше и Къеркегора, таким же общим местом стала мысль о том, что наиболее рельефно и полно человеческая природа предстает в критических состояниях своего бытия.

Объяснения этому приводятся разные: Элиаде полагает, что бессознательное человека с древнейших пор интегрировало опыт кризисных моментов бытия, Лотман строит концепцию происхождения индивидуальности на том, что первоначально отличием от общей «стадной» нормы являлась болезнь, рана, уродство, физиологическое возбуждение, то есть состояния некого экстемума по отношению к повседневной жизни.

Кризис - точка возвращения к началу, истокам, базовым положениям. Модель прохождения кризиса близка к древним ритуалам «нового рождения», в которых символическая смерть является только первым этапом. Тотальная критика прежней философии, видимо, является необходимым, но лишь начальным этапом дальнейшего ее развития. Разрушая прежние идеалы, как бытия, так и мышления, современная философия интегрирует все ценное, что в них имеется, для того чтобы включить в новую картину мира те элементы, которые являются важным приобретением, но не вписываются в прежние системы миропорядка.

Исследование феномена кризиса, таким образом, - особенно в эпоху кризисов везде и во всем, в частности, в философской антропологии, - приводит к необходимости заново интегрировать те знания о человеческой природе, о соотнесенности человека с миром и его отдельности в мире, которые были накоплены в течение бурного XX века в разных областях знания.

В то же время, изучение феномена кризиса имеет и практическую значимость, в деле преодоления тех кризисов - экономических, политических, психологических, - которыми так богата современная жизнь, пропитанная эсхатологическими настроениями.

Современному научному сознанию может показаться неприемлемым «регресс» на уровень мифологических метафор, гностических принципов и логики герметизма, - однако с точки зрения автора данной работы, эти методы наиболее адекватны «кризисному мировоззрению», которое в сути своей религиозно. Подтверждение этому можно найти как в истории, так и в психоистории, как в философиях кризисных времен, так и в собственном обыденном опыте.

Данное исследование может быть продолжено в направлении исследования теорий коммуникации, как трактовок создания «переходного пространства» между реальностями системы, проходящей этап кризиса; в русле применения к анализу кризисных процессов в субъектных системах категорий системного анализа неравновесных состояний систем; в ходе разработки программ преодоления кризисов в социально-психологической и психотерапевтической практике.

 

Список научной литературыКравец, Светлана Владимировна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Автономова Н.С. «Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках», М., 1977.

2. Автономова Н.С. статья «постструюурализм» // «Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

3. Анастасьев Н. «У слов долгое эхо» // Вопросы литературы №4, 1996.

4. Антонов В.И. «Символ как культурологическая категория», М., Луч, 1992.

5. Антонов В.Ю. «Творящее влечение философия паники в эпоху катастроф», Саратов, 1997.

6. Арто А. «Театр и его двойник», М., 1993.

7. Барт Р. «Война языков»// Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

8. Барт Р. «От произведения к тексту» // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

9. Барт Р. «Разделение языков»// Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

10. Барт Р. «Смерть автора»// Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

11. Барт Р. «Удовольствие от текста»// Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

12. Бастиан Т. «Кризис окружающей среды», СПб., 1995.

13. Батай Ж. «Литература и зло», М.: МГУ, 1994.

14. Бахтин М.М. «К философии поступка» // Философия и социология науки и техники. М., 1986.

15. Бахтин М.М. «Проблемы творчества Достоевского», М.: Алконост, 1994.16. «Беседа с Жаком Деррида. Философия и литература»// Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. М., 1993.

16. Блонский П.П. «Основы педологии», М., 1930.

17. Блум Г. «Страх влияния: теория поэзии» (главы из книги) // Новое литературное обозрение №20, 1996.

18. Бранский В.П. «Теоретические основания социальной синергетики», //Петербургская социология, 1997, N1

19. Брук П. Предисловие к книге Ежи Гратовского "На пути к бедному театру" // Театр Гратовского М., 1992.

20. Бубер М. «Я и Ты» М.: Высшая школа, 1993.

21. Вайнштейн О. «Деррида и Платон: деконструкция логоса» //Мировое дерево в.1 , 1992.

22. Вайнштейн О. «Леопарды в храме. Деконструкционизм и культурная традиция» // Вопросы литературы, №12, 1989.

23. Вайнштейн О.Б. «Философские игры постмодернизма» // Апокриф №2, М., 1992.

24. Введенский А. Полное собрание произведений в 2-х томах, т.2, М., 1993.

25. Вебер А. «Германия и кризис европейской культуры», //Культурология. XX век: Антология, М., 1995.

26. Вежбицка А. Из книги «Семантические примитивы» // Семиотика, М.: Радуга, 1983.

27. Велып В. «Постмодерн в искусстве и философии и его отношение к технологической эпохе» // на путях постмодернизма, М., 1995.

28. Велып В. «Постмодерн. Генеалогия и значение одного спорного понятия» //Путь, №1, 1992.

29. Верещацкий П.И. «Плотин и блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме», Казань, 1911.

30. Витгенштейн Л. «Философские работы», ч.1 М., 1994.

31. Волков П.П. «Системный подход в психиатрии», Минск, 1976.

32. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии», СПб., 1999.

33. Гвардини Р. «Конец Нового времени», //Вопросы философии, 1990, N4

34. Гваттари Феликс, Лихтенбегр Эттингер Браха «Трансфер, или то, что от него осталось» //Кабинет: картины мира I, СПб., 1998.

35. Генон Рене «Кризис современного мира», М., Арктогея, 1991.

36. Гиренок Ф.И. «Экология: человек и природные системы», М., ИНИОН, 1990.

37. Гиренок Ф.И. «Экология, цивилизация, ноосфера», М., Наука, 1987.

38. Голосовкер Я.Э. «Засекреченный секрет», Томск, 1998.

39. Голосовкер Я.Э. «Логика мифа», М., 1987.

40. Гроф Станислав, Гроф Кристина «Духовный кризис: понимание эволюционного кризиса» //Духовный кризис. Когда преобразование личности становится кризисом, М., «Класс», 2000.

41. Гуревич П. С. «Проблема Другого в философской антропологии М.М.Бахтина» // М.М.Бахтин как философ. М.: Наука, 1992.

42. Гуссерль Э. «Кризис европейского человечества и философии», //Культурология. XX век: Антология, М., 1995.

43. Делез Жиль «Логика смысла», М., «Academia», 1995.

44. Делез Жиль «Различие и повторение», СПб., 1998.

45. Делез Жиль «Фуко», М., 1998.

46. Делез Жиль, Гваттари Феликс «Что такое философия?», СПб., 1998.

47. Демоз Ллойд «Психоистория», Ростов-на Дону, «Феникс», 2000.

48. Деррида Жак, «Эссе об имени», СПб., 1998.

49. Дугин А. «Футурология как эсхатология» //Конец света. Эсхатология и традиция, М., Арктогея, 1998.

50. Дугин А. «Основы геополитики», М., 1997.

51. Евзлин М. «Космогония и ритуал», М., 1993.

52. Зайцева Ирина «Клиника и историогенез бреда при шизофрении» //Кабинет: картины мира I, СПб., 1998.

53. Зиммель Г. «Конфликт современной культуры», //Культурология. XX век: Антология, М., 1995.

54. Зенкин С.Н. «Ролан Барт нарушитель границ» // Мировое дерево, М., 1992.

55. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. «Западная философия XX в.», т.2

56. Зотов Анатолий «Кризис «антропологического проекта» в философии» // «Здравый смысл», N 9, 1998.

57. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. «Постмодернизм», М., 1993

58. Иванов В.В. «Чет и нечет. Ассиметрия мозга и знаковых систем», М., Соврадио, 1978.

59. Ильин И. «Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм» М.,1996.

60. Ильин И. «Теория знака Ж.Дерриды и ее воздействие на современную критику США и Западной Европы» //Семиотика. Коммуникация. Стиль. М., 1983.62. «Исследования по общей теории систем: сборник переводов», под. ред. Садовского, Юдина, М., 1969.

61. Кальвайт Хольгер «Когда безумие благословенно: послание шаманизма» //Духовный кризис. Когда преобразование личности становится кризисом, М., Класс, 2000.

62. Каменева Е.Н., Кудинов А.И. «Об архаических формах бреда» //Труды 1й московской психиатрической больницы, М., 1940, вып. 3

63. Камю Альбер «Миф о Сизифе» //Вопросы литературы, 1980, №2

64. Канке В.А. «Философия», учебник, М., 1998.67. «Капитализм и шизофрения беседа Катрин Клеман с Жилем Делезом и Феликсом Гваттари» // Ad marginem'93, М., 1994.

65. Каутский К. «Теории кризисов», М., 1923.

66. Кемпинский Антон «Психология шизофрении», СПб., 1998.

67. Кирсанова Л.И. «По ту сторону символического: суверенный человек и дословесное бытие массы»//Фигуры Танатоса, СПб., 1998.

68. Климонтович Ю.Л. «Определение степени упорядоченности системы» // «Синергетика и психология. Тексты», в.1 «Методологические вопросы», М.,1997.

69. Кожевников Н.Н. «От равновесия к равновесию концептуальный анализ относительных равновесий в природе», М., Мысль, 1997.

70. Козловский П. «Современность постмодерна»//Вопросы философии №10, 1995.

71. Косиков Г.К. «Ролан Барт семиолог, литературовед»// Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

72. КостюкВ.Н. «Потенциальная реальность»//Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1992-1994, М., 1996.

73. Костюк В.Н. «Изменяющиеся системы», М., Наука, 1993.77. «Кризис культуры. Антология», М., 1994.

74. Кравец С.В. «Проблема представления знания в постструктурализме» // «Философия. Культура. Управление», сборник научных статей, М., 1999.

75. Кроукер JL, Кук Д. «Постмодернистская сцена экскрементальная культура и гиперэстетика» // На путях постмодернизма, М., 1995.81. «Культурология. XX век. Словарь.», СПб., Университетская книга, 1997.

76. Кэмпбелл Джозеф «Тысячеликий герой», М., Ваклер, Релф-бук, ACT, 1997.

77. Леви-Стросс Клод «Структурная антропология»

78. Лесли А. Уайт «Понятие культуры», Антология исследований культуры, т.1 Интерпретации культуры, СПб., Университетская книга, 1997.

79. Линьков В.В. «Социально-философские вопросы специальной педагогики», автореф. канд. дисс., М., 1999.

80. Лиотар Ж-В. «Ответ на вопрос что такое постмодерн»// На путях постмодернизма. М., 1995.

81. Лиотар Ж-Ф. «Состояние постмодерна», СПб., 1998.

82. Лосев А.Ф. «История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития», кн.1, М.: Искусство, 1992.

83. Лосев А.Ф. «Хаос и структура», М., Мысль, 1997.

84. Лотман Ю.М. «Заметки о художественном пространстве» // Труды по знаковым системам,19, Тарту, 1986.

85. Лотман Ю.М. «Культура и взрыв» М.: Гнозис изд. группа "Прогресс", 1992.

86. Лотман Ю.М. «Лекции по структуральной поэтике» М.: Гнозис, 1994.

87. Лотман Ю.М. «О семиосфере» // Структура диалога как принцип работы семиотического механизма. Труды по знаковым системам, 17, Тарту, 1984.

88. Лэнг Рональд «Расколотое «Я», М,- СПб., 1995.

89. Лэнг Р. «Разделенное Я» // Логос №3 М. С-Пб, 1995.

90. Малинецкий Г.Г. «Нелинейная динамика ключ к теоретической истории?», //Общественные науки и современность, 1996, N4

91. Мамардашвили М. К. «Классический и неклассический идеалы рациональности», изд. «Лабиринт», Обнинск, 1994.

92. Мамардашвили М. «Метафизика Антонена Арто» // Литературная Грузия, №1, 1991.

93. Мамедов Н.М. «Проблема экологии: некоторые актуальные аспекты», М., 1989.

94. Мамедов Н. М. «Философская рефлексия эволюции взаимоотношения общества и природы» //Философия и экологическая проблема, М., 1990.

95. Маньковская Н.Б. «Париж со змеями. (Введение в эстетику постмодернизма)» М., 1995.

96. Маньковская Н.Б. «Постструктурализм, постфрейдизм и постмодернистская эстетика» // Эстетический опыт и эстетическая культура. М., 1992.

97. Маркова Е. «Современная зарубежная пантомима» М.: Искусство, 1985.

98. Махлин В.Л. «Наследие М.М.Бахтина в контексте западного постмодерна» // М.М.Бахтин как философ. М.: Наука, 1992.

99. Медведев Б.В. «Начала теоретической физики» М., 1977.

100. Меркиор Дж.Г. «Паук и пчела: к критике постмодернистской идеологии» // На путях постмодернизма (Сборник обзоров и рефератов). М., 1995.

101. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. «Новые образы познания и реальности», М., 1997.108. «Мир Къеркегора. Русские и датские интерпретации творчества Серена Къеркегора», М., 1994.

102. Морева Л.М. «Понимание в пространстве трагедии»//Фигуры Танатоса: искусство умирания, СПб., С-Петербургский университет, 1998.

103. Моросанов И.С. «Первый и второй законы теории систем»//Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1992-1994, М., 1996.

104. Мучник В.М. «В поисках утраченного смысла истории: эволюция мировоззрения А. Дж. Тойнби», Томск, 1986.

105. Мюнц П. «Что же все-таки такое постмодерн?» // На путях постмодернизма. М., 1995.

106. Назаретян А.П. «Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (синергетика исторического процесса)», М., 1996.

107. Назаретян А.П. «Истина как категория мифологического мышления» //Общественные науки и современность, 1994, N4

108. Налимов В.В. «На грани третьего тысячелетия», М., Лабиринт, 1994.

109. Николис Г., Пригожин И. «Самоорганизация в неравновесных системах», М., 1979.

110. Ницше Ф. Сочинения в двух томах, М., «Мысль», 1990.

111. Новиков К.Е. «Представление как философская проблема», автореф. канд. дис. По спец. 09. 00. 01, М., 2000.

112. Обидная С.Н. «Постмодернизм и современный театр» // Постмодернизм и культура. М., 1991.

113. Пави П. «Словарь театра», М.: Прогресс, 1991.

114. Подорога В. «Начало в пространстве мысли» // Admarginem'93 М., 1994.

115. Подорога В. «Человек без кожи»// Ad marginem'93 М., 1994.

116. Подорога В. «Феноменология тела», М., Ad marginem, 1995.

117. ПопперКарл «Логика и рост научного знания», М., 1983.

118. Пригов Д.А. «Интеграл дрожащий» // Вопросы литературы №4, 1994.

119. Пригожин И. «От существующего к возникающему», М., Наука, 1985.

120. Пригожин И., Стенгерс И. «Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой», М., 1986.

121. Пропп В .Я. «Исторические корни волшебной сказки», Л., 1986.129. «Психоаналитические термины и понятия» (под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Файна), М., «Класс», 2000.

122. Ранович А.Б. «Эллинизм и его историческая роль», М. Л., 1950.

123. Рассел Б. «История западной философии», Новосибирск, 1997.

124. Реале Дж., Антисери Д. «Западная философия от истоков до наших дней» т.4 «От романтизма до наших дней», СПб., 1997.

125. Рикер Поль «Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике», М., 1995.

126. Рождественская Н.В. «Психология художественного творчества», С-Пб, 1995.

127. Розеншток-Хюсси О. «Речь и действительность», М., 1994.

128. Рыклин М.К. «Структурализм и постструктуралистская эстетика» // Общие проблемы искусства. М., 1984.

129. Садовский В.Н. «Смена парадигм системного мышления»// Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1992-1994, М., 1996.

130. Самохвалов В.В. «Клинико-эволюционный анализ манифестных форм шизофрении», автореф. докт. дисс. М., 1989.

131. Сартуэл К. «Репрезентация и повторение» // На путях постмодернизма. М., 1995.

132. Седов Е.А. «Информационно-энтропийные свойства социальных систем //Общественные науки и современность, 1993, N5.

133. Семенищев С.А. «К экономике без кризисов и парадоксов», М., 1996.142. «Семиотика и проблемы коммуникации», Ереван, 1981.

134. Семенов В.В. «Кризис теоретического познания и его разрешение или критика абстрактной рациональности», Пущино, 1997.

135. Семенов Ю.Н. «Социальная философия А. Тойнби. Критический очерк», М., Наука, 1980.

136. Сидорина Т.Ю. «Современные проблемы философии: дискуссии о кризисе культуры», М., 1997.

137. Сидорина Т.Ю. «Человечество между болью и процветанием (философия кризиса в XX веке)», М., 1997.147. «Синергетика и психология. Тексты. Методологические вопросы», М., 1997.148. «Системные исследования», Ежегодник, М., 1973.

138. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

139. Сорина Г.В. «Логико-культурная доминанта очерки теории и истории. Психологизм и антипсихологизм в культуре», М., 1993.

140. Сорина Г.В. «Философская позиция Карла Поппера в контексте проблем психологизма и антипсихологизма в культуре» // Вопросы философии №10, 1995.

141. Степин B.C. «Эпоха перемен и сценарии будущего», М., 1996.

142. Сухомлинова В.В. «Системы «общество» и «природа»: разнообразие, устойчивость, развитие», //Общественные науки и современность, 1994, N 4

143. Томберг Валентин «Медитации на ТАРО (путешествие к истокам христианского герметизма)», Киев, «София», 1997.

144. ТойнбиА. Дж. «Цивилизация перед судом истории», М.-СПб., 1995.

145. ТойнбиА. Дж. «Постижение истории», М., Прогресс-Культура, 1996.

146. Трейч Эрнест «Историзм и его проблемы», М., Юрист, 1994.

147. Тэрнер Виктор «Символ и ритуал», М., 1983.

148. Тягло А.В. «Логика критического мышления», Харьков, 1997.

149. Уайт Лесли А. «Понятие культуры» // Антология исследований культуры, т.1 «Интерпретации культуры», СПб., 1997.

150. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

151. Франц M.-J1. фон «Процесс индивидуации» //К.Г. Юнг, Структура психики и процесс индивидуации, М., Наука, 1996.

152. Фуко Мишель «История безумия в классическую эпоху», СПб., 1997.

153. Фуко Мишель «Безумие, отсутствие творения»//Фигуры Танатоса, СПб., 1998.

154. Хайдеггер М. «Разговор на проселочной дороге», М., 1991.

155. Хайдеггер М. «Время и бытие», М.: Республика, 1993.

156. Хакен Г. «Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах», М., 1985.

157. Хван М.П. «Разум в поисках симметрии, законов и кварков», М., 1998.

158. Чанышев А.Н. «Курс лекций по древней философии», М., 1981.

159. Чанышев А.Н. «Курс лекций по древней и средневековой философии», М.,1991.

160. Чешков М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира» // Вопросы философии №4, 1995.

161. Чичнева Е.А. «Солипсизм в ранней и поздней философии Витгенштейна» //Вестник Московского Университета, серия 7, философия, №3, 1996.

162. Шапинская Е.Н. «Проблема культурной маргинальное™ в постмодернистской мысли» // Эстетический опыт и эстетическая культура. М., 1992.

163. ШпетГ.Г. «Эстетические фрагменты», Пг, 1922.

164. Шустер Г. «Детерминированный хаос», М., Мир, 1988.

165. Эко Умберто «Заметки на полях "Имени Розы" // Имя розы. М., 1992.186. «Экология и мировоззрение человека», Киев, 1990.

166. Элиаде Мирча «Миф о вечном возвращении: архетипы и повторяемость», СПб., 1998.

167. Элиаде М. «Священное и мирское», М., МГУ, 1994.

168. Элиаде М. «Тайные общества. Обряды инициации и посвящения», М,-СПб., Университетская книга, 1999.

169. Эриксон Эрик «Идентичность: юность и кризис», М., 1996.

170. Эриксон Эрик «Детство и общество», СПб., 1996.

171. Эстетика. Словарь. М., 1989.

172. Эткинд А. «Эрос невозможного», М., 1994.

173. Юнг К.Г. «Психологические типы», СПб. М., 1995.

174. Юнг К.Г. «Понятие коллективного бессознательного»//Структура психики и процесс индивидуации, М., Наука, 1996.

175. Юнг К.Г. «Психологические аспекты архетипа матери»//там же

176. ЮнгК.Г. «Психология архетипа ребенка»//там же

177. ЮнгК.Г. «Феноменология духа в сказке»//там же

178. Юнг К.Г. «Архетипы коллективного бессознательного»//там же

179. Юнг К.Г. «Сознание, бессознательное и индивидуация»//там же

180. ЮнгК.Г. «Об архетипе, и в особенности о понятии Анимы»//там же

181. Юнг К.Г. «О становлении личности» //Структура психики и процесс индивидуации, М., Наука, 1996.