автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Кряшены: факторы формирования этнокультурной идентичности

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Илизарова, Валерия Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Кряшены: факторы формирования этнокультурной идентичности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Кряшены: факторы формирования этнокультурной идентичности"

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Исторический факультет

005057384

На правах рукописи

Илизарова Валерия Владимировна

КРЯШЕНЫ: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Специальность 07.00.07 Этнография, этнология и антропология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

1 8 АПР т

Москва, 2013

005057384

Работа выполнена на кафедре этнологии исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент

Зверева Юлия Ивановна

Кафедра этнологии

Исторический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Шевцова Анпа Александровна

Ведущий научный сотрудник кафедры ЮНЕСКО " Международное

(поликультурное) образование и интеграция детей мигрантов в школе" ГАОУ ВПО "Московский институт открытого образования"

кандидат исторических наук

Крюкова Светлана Стапиславовна старший научный сотрудник

Институт этнологии и антропологии имени H.H. Миклухо-Маклая Российской академии наук

Ведущая организация: Государственный Исторический музей

Защита состоится «<%с!_» О-П/ЛАЛ* 2013г. в /J 'DO на заседании диссертационного совета Д 501.001.78 по археологии, этнографии, этнологии и антропологии при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д.27, корп.4, учебно-научный корпус «Шуваловский», исторический факультет, 4 этаж, ауд. 416(А).

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, ГСП-1, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27.

Автореферат разослан vdj » 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Кандидат исторических наук, доцент

Е.А. Попова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Кряшены - тюркоязычное православное население Среднего Поволжья (Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Чувашской республики). На территории данных субъектов Российской Федерации кряшены проживают компактно, их численность в настоящее время, по разным оценкам, составляет от 19 до 200-300 тысяч человек1. Внутри кряшенской общности исследователи насчитывают 5 групп, выделяемых по территориальному признаку: казанско-татарская, елабужская, нагайбакская2, молькеевская и чистопольская3. Кряшены являются одним из малоизученных народов России. Вопрос о том, считать кряшен субэтнической группой в составе татарского этноса, или же самостоятельным народом, в отечественной этнологии является дискуссионным4. У кряшен и казанских

1 Подобные расхождения в оценке численности кряшен связаны с расхождением данных Всероссийской переписи 2002 года и приблизительных подсчетов, проведенных этнографами и представителями кряшенской общественности.

Иванов А.Н. Кряшены - тюркоязычные православные Поволжья // Христианство и культура (к 2000-летию Христианства): материалы международной научно-практической конференции 15-18 мая 2000 г. Астрахань, 2000. С. 230;

Он же. Кто такие кряшены? // Азия и Африка сегодня. Ежемесячный научный и общественно-политический журнал. 2004. №12. С. 49;

Викторин В.М. Проблемы этнокультурной специфики кряшен и нагайбаков в общественно-политических дискуссиях рубежа XX-XXI веков (парадоксы субконфессионального «самоопределения» в одноязычных общностях регионов России) // Современное кряшеноведение. Состояние, перспективы. Материалы научной конференции, состоявшейся 23 апреля 2005 года в .г Казани. Казань, 2005. С. 17.

2 Нагайбаки - тюркский народ, исповедующий православие. Нагайбаки проживают компактно на территории Челябинской области. До недавнего времени этнографы считали нагайбаков, как и кряшен, этнографической группой в составе татарского этноса. Большинство исследователей отмечают сходство материальной и духовной культуры нагайбаков и кряшен. Также, в этнографической литературе зачастую нагайбаки определяются как одна из групп кряшен.

3 Татары. Серия «Народы и культуры». М., 2001. С. 17.

4 Казьмина O.E. Русская православная церковь и новая религиозная ситуация в России: этноконфессиональная составляющая проблемы. М, 2009. С. 149;

Пучков ГШ. Эгноконфессиональные общности // Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / Отв. Ред. М.П. Мчедлов. М.: Культурная революция, 2007. С. 68;

татар имеются как сходства, так и отличия. Важную дифференцирующую роль играют религия5, культура, и близкое территориальное соседство кряшен с православным славянским и финно-угорским населением. Многие исследователи обратили внимание на сходство черт материальной и духовной культуры кряшен с чувашской, марийской и русской6. Основанием для выделения их в качестве особой группы служит также наличие устойчивого этнического самосознания7.

Дискуссионным также является вопрос об этногенезе кряшен. Возникновение кряшенской общности в настоящее время большинством исследователей связывается с присоединением Казанского ханства Россией в XVI в. и последовавшей за этим христианизацией народов Среднего Поволжья. Считается, что кряшены как этническое сообщество сформировались в несколько этапов. На первом этапе христианизации появилась группа так называемых «старокрещеных» татар, которые приняли православие вскоре после завоевательных походов Ивана Грозного. В свою очередь, «новокрещеные» татары приняли христианство в XVIII веке в рамках второй волны христианизации Поволжья. Среди ученых - этнологов распространена точка зрения, согласно которой современные кряшены - потомки «старокрещеных» татар; «новокрещеные» татары практически полностью вернулись в ислам после издания в 1773г. Екатериной II указа о веротерпимости и прекращения политики христианизации инородцев8.

Татары. Серия «Народы и культуры». М., 2001. С. 16;

Соколовский C.B. Кряшены во Всероссийской переписи населения 2002 года. М.Д004. С. 1213.

5 Казьмина O.E. Указ. соч.; Бракарь Е.В. Указ. соч.

6 Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены. Историко-этнографическое исследование материальной культуры. Середина XIX - начало XX вв. М., 1977; Молькеевские кряшены. Сборник статей. Казань, 1993.

7 Иванов А.Н. Кряшены - тюркоязычные православные Поволжья // Христианство и культура. К 2000-летию Христианства. Астрахань, 2000;

Казьмина O.E. Указ. соч. М., 2009.

8 Воробьев Н.И. Казанские татары. Казань, 1953;

4

Объектом исследования выступают кряшены Республики Татарстан Российской Федерации.

Предмет исследования: этнокультурная среда, влияющая на формирование этнической идентичности кряшен.

Целью исследования является изучение степени влияния семьи, религии и культурной среды на формирование этнической идентичности кряшен, механизма передачи основных составляющих этнической идентичности.

В задачи исследования входят выявление устойчивости этнической идентичности кряшен; определение основных составляющих идентичности этой этнической группы; определение роли и степени влияния семьи, религии и традиционной культуры на формирование общественного сознания кряшен; выявление механизма передачи этнокультурной информации в кряшенской среде.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 1980-х годов до начала 2010-х годов, и особенно, период 2001 - 2012 гг., так как именно на это время приходится подъем этнокультурного движения кряшен.

Территориальные рамки ограничены районами компактного проживания кряшен в Республике Татарстан, где в течение нескольких полевых сезонов проводились исследования. Материал был собран в Республике Татарстан, в городах Набережные Челны, Елабуга, Нижнекамск, Заинек, а также в сельской местности: в деревнях Верхний Шурняк, Поповка; селах Большие Аты, Большой Шурняк, Бурды, Кашаево, Мелекес, Сарсаз-Багряж, Старые Аты, Старый Куклюк, Черкасово и в поселке Красная горка.

Методологическую основу настоящего исследования составляет принцип историзма.

Бракарь Е.В. Кряшены и их народная религиозность // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. №3-4.2007.

5

Исследование проведено с опорой на такие специальные методы, как9:

Историко-системный. Данный метод позволяет рассмотреть проблему этнической идентичности кряшен в контексте этнической истории народов Среднего Поволжья, а также проанализировать ее с учетом современных политических, социальных и культурных условий Республики Татарстан. Также, данный метод позволяет проанализировать взаимосвязь этнической идентичности с иными чертами изучаемого этноса.

Историко-генетический. Применение этого метода обусловлено необходимостью проанализировать механизм передачи основных составляющих этнической идентичности новым поколениям, а также стремлением рассмотреть становление кряшенского самосознания (и последовавшее за этим стремление к самоопределению) на протяжении XX -начала XXI вв.

Историко-сравнительный метод используется в диссертационном исследовании для изучения кряшенского этнокультурного и политического движения в период с конца 1980-х до начала 2010-х.

В определении таких понятий, как этнос и этничность, автор

основывается на концепции, предложенной Ю.В. Бромлеем. Согласно этой

концепции, для выделения определенной общности людей в качестве этноса

учитываются комплексно: территориальная принадлежность, особенности

ю

культуры; понимание своего единства и наличие этнического самосознания . Отметим, что в отечественной науке именно этническое самосознание принято считать одним из важнейших признаков этноса".

9 Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 170-190.

10 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М, 1983. С. 44-57.

11 Соколовский С.В. Указ. соч. С. 34;

Брук С.И. Этнодемографические процессы в СССР (по материалам переписи 1970г.) // Советская этнография. 1971. № 4. С. 22;

Источниковой базой для исследования данного вопроса служат полевые материалы, собранные экспедицией кафедры этнологии МГУ имени М.В. Ломоносова в 2009 и 2010 гг. под руководством д.и.н. О.Е. Казьминой и д.и.н. Т.Д. Соловей. Экспедиция проходила как в крупных городах (Елабуга, Набережные Челны, Нижнекамск), так и в селениях: однородных кряшенских (Б. Аты), так и со смешанным национальным составом (Черкасово или Поповка). В ходе экспедиций проводилось как анкетирование, так и интервьюирование.

К источникам относятся также материалы исследования, проведенного автором в 2012г. в Казани; резолюция II Форума кряшенской молодежи, материалы сетевого этнокультурного проекта www.krvashen.ru, а также материалы фильма «Кряшены: затерянная история народа», созданного в 2009г'2.

Новизна исследования обусловлена тем, что ранее в отечественной этнологической литературе в качестве самостоятельных объектов изучения не рассматривались:

этнокультурная среда, способствующая становлению этнической идентичности кряшен комплексно;

передача традиционными социальными институтами основных составляющих этнической идентичности кряшен.

Историография исследуемой проблемы. Кряшены изучались в основном российскими исследователями. Отечественную литературу,

Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. 1974. № 2. С. 79;

Коростелев А. Д. Компьютерный подход к исследованию динамики этнической идентичности населения сельских поселений Башкортостана // Электронные библиотеки и базы данных по истории Евразии в Средние века. М., 1999. Вып. 7. С. 149,150, 161;

Крюков М.В. Этничностъ, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. М., 1989. Вып. 19. С. 8-9;

Арутюнов С.А. Фантом безэтничности // Расы и народы. М., 1989. Вып. 19. С. 23. 12 Фильм «Кряшены: затерянная история народа». 2009 г. Россия, Набережные Челны.

7

посвященную им, можно разделить на три группы: дореволюционную (середина Х1Х-начало XX вв.), советского периода (1917-1991 гг.) и постсоветскую (1991 г.-2010-е гг.). Дореволюционную литературу, в свою очередь, также можно разделить на несколько Групп: сочинения церковных историков, труды светских исследователей и работы, созданные миссионерами и педагогами, занимавшимися просвещением «инородцев» Среднего Поволжья.

К сочинениям церковных историков относятся работы М. Машанова «Заметки о религиозно-нравственном состоянии крещеных татар Казанской губ., Мамадышского уезда»13, А. Можаровского «Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 года»14. История Поволжья данными авторами рассматривается через призму борьбы христианства с исламом и язычеством. Основной мотив, проходящий через труды церковных историков, таков: исследователи отмечают участившиеся случаи «отпадения»15 от православия и стараются решить, какие меры могут поспособствовать возвращению иноверцев в православную веру.

К сочинениям светских историков и этнографов относятся работы С. Максимова, Г.Н. Перетятковича и Б.М. Юзефовича16. Они имеют иную тональность, авторы стремятся к объективности в описании народов Среднего Поволжья, их интересуют различные вопросы, связанные с Поволжскими инородцами: современное состояние населения, обычаи и обряды, специфика

13 Машанов М. Заметки о религиозно-нравственном состоянии крещеных татар Казанской губ., Мамадышского уезда. Казань, 1875.

1 Можаровский А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 года. Казань, 1878.

15 Термин «отпадение», описывающий возврат принявших православие инородцев в ислам или язычество, употребляется в официальных документах, начиная с середины XVI века: Воробьев Н.И. Казанские татары. Казань, 1953.

16 Максимов С. Остатки язычества в современных верованиях крещеных татар Казанской губернии. Казань, 1876;

Перетяткович Г.Н. Поволжье в XV-XVI вв. (Очерки по истории и его колонизации). М., 1887;

Юзефович Б.М. Христианство, магометанство и язычество в восточных губерниях России // Русский вестник. Март. М., 1883.

религиозных верований и т.д. В дореволюционный период впервые поднимаются вопросы о значительном различии между так называемыми «старокрещеными» и «новокрещеными» татарами, между крещеными татарами и татарами-мусульманами, об этногенезе этих групп. Исследователи анализируют все сферы жизни крещеных татар (данный термин во второй половине XIX века исследователями используется намного чаще, чем название «кряшены»), выявляя сходства и различия духовной и материальной культуры крещеных татар, мусульманского и русского населения. В трудах Н.И. Ильминского и C.B. Чичериной17, занимавшихся просвещением народов Поволжья, в основном, крещеных татар, содержатся практические вопросы просвещения. Их работы не содержат обширной информации по истории Среднего Поволжья, однако, позволяют проследить изменение политики государства по отношению к инородческому населению; а также проанализировать специфику религиозных воззрений крещеных татар.

Следующий этап изучения крещеных татар приходится на советский период. Интерес к крещеным татарам, вопросы, поднимавшиеся учеными-этнологами, связаны с определенными процессами, происходившими в кряшенской среде. К 1920-м годам оказалось, что кряшены являются оформившейся группой с устойчивым этническим самосознанием, в их среде возникло движение за самоопределение.

В исследованиях советских этнографов мы можем выделить несколько направлений. Среди тем, поднимавшихся учеными, были следующие: вопросы этногенеза татар вообще и кряшен в частности; отличия кряшен от татар,

17 Ильминский Н.И. О системе просвещения инородцев. Казань, 1913;

Он же. О церковном богослужении на инородческих языках // Православный собеседник. Казань, 1883, T. I;

Он же. Из Казани: о школе для первоначального обучения детей крещеных татар // Православное обозрение. Москва, 1865. № 2;

Он же. Казанская церковная крещено-татарская школа. Изд-во Щетинкина, 1887;

Он же. Школа для первоначального обучения детей крещеных татар в Казани //

Православное обозрение. 1864. № 12;

Чичерина C.B. Положение просвещения приволжских инородцев. СПб., 1906.

9

материальная культура казанских татар и субэтнических групп в составе казанских татар (кряшен и мишарей). Изучением этногенеза татар и кряшен впервые из советских исследователей серьезно занялся Н.И. Воробьев, опубликовавший ряд научных работ по данной проблеме и участвовавший в дискуссиях по вопросам этногенеза тюркоязычных этносов Поволжья. Этот ученый определял кряшен как группу, «посредством крещения отделенную от своего народа»18. Исследования Н.И. Воробьева важны потому, что он, основываясь на изучении материальной и духовной культуры, предлагал современных ему кряшен считать потомками старокрещеных татар и считал, что татары, крещеные в рамках второй волны христианизации в XVIII веке, практически полностью вернулись в ислам.

В довоенный и послевоенный период советские этнографы активно разрабатывали проблемы этногенеза многих народов СССР, привлекая не только данные этнографии, но и физической антропологии, лингвистики, археологии. В рамках исследований татарского народа развернулась важная для рассматриваемой темы дискуссия, сначала в стенах АН СССР, затем — на страницах журнала «Советская этнография»19. В дискуссии участвовали А.П. Смирнов, Т.А. Трофимова, Н.И. Воробьев, Л. Заляй. Эти ученые подробно анализировали историю Поволжья, охватывая период с VII в. до н.э. до XVI в. н.э., - со времени формирования в Поволжье Ананьинской археологической культуры до захвата Казанского ханства Иваном IV. Данная дискуссия заложила основы современного понимания положения кряшен в классификации народов России. В ее рамках были сделаны выводы об антропологическом отличии кряшен от татар20, о различиях духовной культуры

18 Воробьев Н.И. Кряшбны и татары (некоторые данные по сравнительной характеристике быта) // Труд и хозяйство. Казань, 1929. № 5. С. 76

19 Советская этнография. 1949. № 3.

20 Трофимова Т.А. Этногенез татар Среднего Поволжья в свете данных антропологии // Советская этнография, 1946. № 3.

кряшен и татар, проявляющихся в крайне малом количестве исламских элементов в современной кряшенской культуре'1.

Следующая группа исследований советского периода посвящена материальной культуре народов Поволжья. В них дано полное описание быта самих казанских татар и групп в составе татарского этноса. Вопросам этногенеза в их работах уделяется небольшое внимание, но читатель получает подробную информацию о хозяйственных занятиях, техниках обработки земли, жилище, одежде и традиционной пище22.

В постсоветский период, с одной стороны, сохраняется преемственность в изучении некоторых вопросов, например, материальной культуры или этногенеза, с другой стороны, этнографов начинают интересовать новые проблемы, например, вопрос этнической идентичности крещеных татар.

Исследованию материальной культуры посвящены сборник статей «Молькеевские кряшены»23 и статья А.М. Мамстьева «Традиционная культура нагайбаков (кряшен)»24. Авторы статей, вошедших в сборник «Молькеевские кряшены» не только подробно рассматривают различные аспекты быта этой группы татар, они также, основываясь на этнографическом материале, стремятся понять ее происхождение и выявить этнические компоненты, участвовавшие в формировании группы.

На рубеже 1990-х - 2000-х годов в изучении кряшен начинают появляться новые подходы, ученые ставят иные, принципиально важные вопросы. Связано

21 Воробьев Н.И. Происхождение казанских татар по данным этнографии // Советская этнография, 1946, № 3.

22 Воробьев Н.И. Казанские татары (этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода). Казань, 1953; Кряшены и татары (некоторые данные по сравнительной характеристике быта) // Труд и хозяйство. Казань, 1929. № 5; Мухаметшин Ю.Г. «Татары-кряшены. Историко-этнографичсское исследование материальной культуры. Середина XIX - начало XX вв.». М., 1977.

23 Молькеевские кряшены. Сборник статей. Казань, 1993.

24 Маметьев А.М. Традиционная культура нагайбаков (кряшен) // Музей XXI века; взгляд в прошлое и будущее: Материалы международной научно-практической конференции. Пермь, 1999.

это было, прежде всего, с этнокультурным движением кряшен, развернувшимся в конце 80-х годов XX в., и также с переписью населения 2002 года. Увеличивается количество публикаций, посвященных проблемам этногенеза кряшен, проблемам их современной религиозности. Этнографами также был создан ряд работ, посвященных проблемам переписи 2002 года.

Исследованиями кряшенской религиозности занимались O.E. Казьмина и Е.В. Бракарь. O.E. Казьмина большое внимание уделила значению религиозного фактора в кряшенской идентичности. Специфике кряшенской религиозности посвящены исследования Е.В. Бракаря. Он, как и его предшественник С. Максимов, считает кряшенские верования синкретическими, со значительной долей языческих и исламских элементов25.

Вопрос о происхождении кряшен и попытка ответить на него, понять, они часть татарского народа либо «самостоятельный» этнос, ставился в трудах А.Н. Иванова, Д.М. Исхакова, Ф.С. Баязитовой и Г.Ф. Мухам его вой26, в сборниках научных работ «Этноисторические и социокультурные проблемы самоидентификации кряшен», «Современное кряшеноведение. Состояние, перспективы»27. А.Н. Иванов считает кряшен самостоятельным этносом и в качестве доказательства приводит культурные, языковые, религиозные отличия

25 Бракарь Е.В. Старокрещеные и новокрещеные татары. Особенности народной религиозности кряшен в прошлом и настоящем // Альфа и Омега М., 2010. №1 (57). С. 131; Кряшйны и их народная религиозность // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. 2007. №3-4.

Иванов А.Н. Кряшены - тюркоязычные православные Поволжья // Христианство и культура (к 2000-летию Христианства): материалы международной научно-практической конференции 15-18 мая 2000 г. Астрахань, 2000; Кто такие кряшены? // Азия и Африка сегодня. Ежемесячный научный и общественно-политический журнал. 2004. № 12; Исхаков Д.М. Кряшены: Историко-этнографический очерк // Идель: литературно-художественный и общественно-политический журнал Татарстана. 2002. № 7;

Баязитова Ф.С., Мухаметова Г.Ф. Язык и культура: Этнолингвистические исследования по татарским говорам региона юго-восточного Закамья Татарстана (чистопольский, мензелинский, крещено-татарский говоры). Казань, 2008.

27 Современное кряшеноведение. Состояние, перспективы. Материалы научной конференции, состоявшейся 23 апреля 2005 года в г. Казани. Казань, 2005; Этноисторические и социокультурные проблемы самоидентификации кряшен. Материалы публичных чтений памяти ученого-кряшеноведа М.С. Глухова, состоявшиеся 12 ноября 2005 года в г. Казани. Казань, 2008.

от татар, отмечает наличие у них устойчивой идентичности. Д.М. Исхаков, полемизируя с А.Н. Ивановым, полагает, что кряшены были насильственно вырваны из татарской общности, отвергая распространенную в кряшенской среде идею о крещении и формировании этой общности еще в булгарский период. В качестве контраргумента к устойчивости православия в среде крещеных татар он приводит массовые движения за возвращение в ислам, наблюдавшиеся в течение долгого периода - с XVII в. фактически до начала XX в.28.

В указанные выше сборники научных работ входят исследования сторонников кряшенского самоопределения. Авторы обращаются к вопросам этногенеза, современного положения кряшен, их идентичности, анализируют особенности их существования в качестве этноконфессионалыюй группы. Исследование Ф.С. Баязитовой и Г.Ф. Мухаметовой также содержит в себе определенные аргументы этнолингвистического характера в споре о кряшенах. Авторы подробнейшим образом анализируют современные татарские говоры, и, говоря о кряшенах, полагают, что кряшенский говор в целом соответствует

29

среднему диалекту татарского языка .

Новый импульс в исследованиях по кряшенской проблеме дала подготовка к Всероссийской переписи 2002г. В этот период были опубликованы «Алфавитный словарь национальностей и этнических наименований» и «Систематический словарь национальностей и языков», в которых кряшены были выделены как самостоятельный этнос. Эти документы вызвали дискуссию во всех многонациональных районах нашей страны30. Результатом дискуссии стало обобщающее исследование, изложенное в работе

28 Исхаков Д.М. Указ. соч. С. 61;

Татары. Серия «Народы и культуры». М., Наука, 2001. С. 427

29 Баязитова Ф.С., Мухаметова Г.Ф. Указ. соч. С. 13

30 Напр., ЬЦп:/Мето5соре.гиЛусек1у/2002/081/пегеш50б.рНр Извлечено 17.02.2013, или http://demoscODe.ni/weeklv/Q45/percnis06phn Извлечено 17.02.2013

13

C.B. Соколовского31. Автор подробнейшим образом представил содержание и хронологию конфликта, связанного с переписью 2002 года. Он рассматривает кряшенский вопрос как важнейший для методологии этнологических исследований. А именно, он представляет научную дискуссию по кряшенскому вопросу как спор сторонников примордиалистского и конструктивистского подходов к пониманию этноса и этнической идентичности.

Рассмотрев работы историков и этнографов дореволюционного, советского и постсоветского периода, видно, что с одной стороны, исследования шли в традиционном для этнографии русле: изучении традициошюй культуры, религиозных воззрений, различных сторон быта. С другой стороны, в каждой группе исследований мы наблюдаем значительное количество работ, посвященных актуальным вопросам: специфике кряшенской религиозности, этногенезу этой группы, вопросам их самоопределения и места в принятой в научной среде классификации народов.

Апробация работы и практическая значимость. Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на всероссийских научных конференциях: IX Конгресс этнологов и антропологов России (Петрозаводск, 2011 г.) и конференции молодых ученых «Культурные границы и границы в культуре» Института этнологии и антропологии имени H.H. Миклухо-Маклая РАН. Некоторые положения диссертации используются в рамках лекционного курса «Этнография народов Среднего Поволжья», читаемого для студентов, специализирующихся по кафедре этнологии исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Структура диссертации Работа состоит из введения, трех глав и заключения, а также приложения и списка источников и литературы.

31 Соколовский C.B. Указ. соч.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении определены цели и задачи исследования, обозначены актуальность темы диссертации и новизна исследования, его объект, методологическая база, хронологические и территориальные рамки. Здесь же дан обзор источников и литературы по теме исследования.

Первая глава — «Этническая идентичность как этнологическая проблема. Идентичность кряшен» состоит из трех параграфов, в которых определяются распространенные в современной отечественной этнологии подходы к проблеме этнической идентичности, рассматриваются кряшенские и татарские национальные движения и этническая идентичность кряшен на рубеже XX - начала XXI веков.

Проблема этнической идентичности стала особенно актуальной в середине XX века вследствие усложнившихся этнических процессов в мире. Этническая идентичность - это свойство, которое приобретает человек по мере взросления, в процессе социализации; это осознание своей принадлежности к какой-либо этнической общности. В научной литературе можно встретить разные подходы к этому явлению, например, «объективистский» и «субъективистский»32. Этническая идентичность может пониматься или как форма групповой идентичности33, или как субъективное свойство психики человека, как часть его «Я — концепции»34. В данном исследовании этническая идентичность понимается в первую очередь как отождествление человека с определенной группой. Важно учитывать, что она формируется в рамках

32 Цуй Линь. Межэтнической взаимодействие и этническая идентичность. Теоретический анализ. М., 2003. С. 4-5; Асылугжин P.P., Файзуллин Ф.С. Этничносгь и этническая идентичность. Уфа, 2005. С. 21.

33 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999. С. 23; Она же. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения // Этнос. Идентичность. Образование. Сб. статей. Под ред. B.C. Собкина. М, 1998. С. 86; Титова Т.А. Этнические меньшинства в Татарстане: статус, идентичность, культура. Казань, 2007. С. 3-15.

34 Цуй Линь. Указ. соч. С. 47.

определенной экономической и политической ситуации. Существуют факторы, которые приводят к подъему или ослаблению идентичности.

На состояние этнической идентичности кряшен оказали влияние этнические и политические процессы, начавшиеся в Республике Татарстан на рубеже 1980-х - 1990-х годов, а именно, подъем национальных движений у татар и кряшен. В настоящее время кряшенская идентичность достаточно устойчива, а эта этническая группа — консолидирована. Важная роль в укреплении идентичности и самосознания принадлежит национальной элите, в которую входят также представители гуманитарной интеллигенции и наиболее активные участники кряшенских общественных и культурных организаций. Национальная элита формирует актуальные цели и задачи кряшенского сообщества и стремится к достижению этих целей.

Вторая глава — «Составляющие этнической идентичности кряшен», состоит из трех параграфов. Здесь рассматривается общественная и научная дискуссия, которая подтолкнула кряшенскую интеллигенцию и народ в целом к осознанию отличительных признаков их этнической группы. Эти признаки легли в основу кряшенской идентичности, и в их число входят: религия, традиции, язык, духовная культура, материальная культура.

Дифференцирующие признаки, составляющие этническое самосознание и этническую идентичность, должны не только сохраняться определенным этническим сообществом, но и быть очевидными для представителей иных групп, а также этнически окрашенными, что само по себе определить непросто, и актуальными в современных условиях. Существенные изменения претерпел традиционный образ жизни, и вряд ли в целом сможет выступать в качестве дифференцирующего признака. По этой причине приходится обращаться к иным, нематериальным признакам (отношение к религии, свое представление о собственной истории, и т.д.), отличающим в настоящее время кряшен от иных этнических сообществ.

Большинство исследователей считает, что религия становится первопричиной кряшенского самоопределения и самосознания. Одни видят в ней негатив, отрывающий от основной массы часть татарского этноса, другие считают ее благоприятным фактором, который помог утвердить очевидное — своеобразие этнической истории кряшен. Не менее важной составляющей этнической идентичности являются традиции. Многие представители этой этнической группы - жители крупных городов с многонациональным составом. Безусловно, городской образ жизни не позволяет в быту придерживаться народных традиций. Однако, они сохраняются в духовной и культурной сферах. Еще одной составляющей можно считать народную культуру. Каждая общественная организация кряшен заявляет о стремлении ее сохранить, в кряшенской среде очень популярны фольклорные коллективы, с участием которых проводятся всевозможные мероприятия. Народную культуру молодые кряшены пытаются популяризовать или адаптировать к настоящему времени. В качестве еще одной составляющей кряшенской идентичности можно назвать собственное представление о происхождении своего народа. Правда, данная составляющая идентичности более популярна среди активных участников кряшенского движения, или тех, кто специально интересовался проблемами истории своего народа.

Все составляющие этнической идентичности кряшен тесно связаны. Но самое заметное влияние на культуру и традиции оказывает религия. Кряшены строго придерживаются в первую очередь религиозных традиций. Кряшенские праздники семейного и годового цикла включают в себя религиозный элемент (посещение церкви утром в день святых Петра и Павла). Сами кряшены прекрасно понимают значение этих элементов в сохранении этнической идентичности

Третья глава, «Институты формирования этнической идентичности кряшен», состоит из четырех параграфов. В этом разделе рассмотрен процесс

становления этнической идентичности. Формирование идентичности происходит в условиях постоянного взаимодействия человека с теми, кого в социологии принято называть «агентами социализации», то есть, людьми и общественными институтами, способствующими усвоению ребенком культурных и социальных норм35. Этот процесс, согласно терминологии американского антрополога М. Херсковица, называется «инкультурацией»36 и в его результате индивид полностью интегрируется в свое этническое сообщество. Становление этнической идентичности начинается в раннем детстве и идет параллельно процессу социализации. Этническая идентичность по-разному формируется у детей из мононациональных или смешанных семей, у городских или сельских жителей, у жителей населенных пунктов с однородным или пестрым этническим составом37. Большинство исследователей связывают начальный этап формирования этнического самосознания с младшим школьным возрастом. Окончание этого процесса ассоциируется с достижением совершеннолетия.

Можно четко выделить те общественные институты, которые в первую очередь способствуют формированию идентичности. Такими институтами могут считаться семья, образование, религия или всевозможные общественные, культурные и досуговые организации. Социализация и инкультурация поколений - одна из основных задач семьи. Роль семьи в формировании этнической идентичности кряшен важна не только потому, что семья отвечает за первые этапы социализации ребенка. Дело в том, что кряшены, как мы полагаем, смогли сохранить свою идентичность на протяжении советского периода. В конце 1920-х годов по языковому принципу кряшены были включены в состав татарского этноса. В те же годы начались гонения на религию. Тем не менее, они продолжали сохранять религию и свои традиции. В течение почти всего XX века основным источником инкультурации кряшен

35 Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000. С. 140

36 Циг. по Сгефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999. С. 103

37 Там же. С. 221

оставалась семья, и результаты полевых исследований бесспорно свидетельствуют об этом.

Другим институтом, способствующим становлению этнической идентичности, является образование. Этот институт становится значимым каналом передачи этнокультурной информации для детей среднего и старшего школьного возраста. Многие школы в настоящее время стремятся сформировать у школьников «этническую картину мира»38. В местах компактного проживания народов организованы школы, в которых школьникам преподаются национальные языки, детей знакомят с литературой и иными культурными достижениями народов. Это касается и кряшен. Так, в Республике Татарстан в местах проживания кряшен организованы школы с обучением на кряшенском языке. Педагогические коллективы организуют краеведческие музеи, в которых представлены элементы народной культуры, создают фольклорные коллективы, в которых участвуют школьники.

Общественные организации так же можно назвать одним из институтов, помогающих формированию и поддержанию идентичности. Если семья или система образования имеют большое значение в формировании идентичности на первых этапах социализации личности, то общественные организации способствуют поддержанию идентичности у людей зрелых. Их работа была бы невозможна без активной включенности национальной интеллигенции. Несмотря на то, что не все участвуют в деятельности общественных организаций, их работа заметна и косвенно оказывает влияние на менее активных членов общества. Очевидно также, что у членов этнокультурных организаций степень выраженности этнического самосознания будет выше.

Заключение. Этническая идентичность сформировалась у кряшен еще в дореволюционный период, хотя подтверждений этому не так много. В конце XIX в. лишь наметились те факторы, которые позже приведут к стремлению

38 Хотанец В.Ю. Указ. соч. С. 144.

кряшен обособиться от татар и добиться права считаться самостоятельным народом. Советское государство, провозгласившее право народов на самоопределение, стимулировало течение этнических процессов в Поволжье и активность в области государственного строительства у всех народов. Следующая веха, с которой связано возвращение к «кряшенскому вопросу» -это конец 1980-х годов, на который, как уже говорилось, приходится этнический бум, охвативший все народы России. Цели и задачи кряшен до начала 2000-х годов ограничивались вопросами культурного и этнического возрождения и развития. Тем не менее, к началу 2000-х гг. кряшены представляли уже консолидированную общность. Для членов кряшенской общности характерны выраженные национальное самосознание и этническая идентичность. Основными составляющими кряшенского самосознания были и являются религия, традиции и культура.

В преддверии переписи 2002 г. многие народы России захотели зафиксировать свое точное количество, и в ряде регионов это стремление привело к конфликтам. Однако, именно в Татарстане конфликт, вызванный стремлением кряшен зафиксировать свою национальность в переписных листах, определил отношения кряшен и татарского большинства на довольно большой срок, фактически, до начала 2010-х годов. В этом конфликте можно найти политическую, этническую и религиозную составляющую. Только в последнее время, как мы видим, проблемы самоопределения кряшен ушли с повестки дня, со страниц СМИ, а правительство Республики Татарстан начало с некоторым вниманием относиться к этнокультурному движению кряшен.

Политические события, общественный фон сами по себе не могут оказать влияние на становление и поддержание идентичности, если отсутствуют институты, способные взять на себя эту задачу. У кряшен такими институтами стали религия, семья, образование и общественные организации. Из всех социальных институтов ведущая роль принадлежит семье и религии, причем,

семья брала на себя выполнение духовных задач тогда, когда ведущей государственной идеологией был атеизм, а количество культовых учреждений было минимально. Современные условия сокращают количество этнических маркеров, доступных невооруженному взгляду. Роль семьи в такой ситуации становится особенно важной, ведь именно семьи приобщают детей к явлениям и событиям традиционной культуры. Именно семья бережно хранит кряшенские мемораты, передавая их из поколения в поколение.

По теме диссертации имеются следующие публикации:

1) Гулавская В.В. Влияние семьи на формирование этнического самосознания кряшен республики Татарстан // IX Конгресс этнологов и антропологов России: Тезисы докладов. Петрозаводск, 4-8 июля 2011. Петрозаводск, 2011. С. 136.

2) Илизарова В.В., Солдатова А.Е. Форум кряшепской молодежи: к вопросу о формах работы молодежных этнокультурных организаций // Этнокультурные процессы в прошлом и настоящем. К юбилею доктора исторических наук, профессора Клавдии Ивановны Козловой. (Сборник научных статей кафедры этнологии). Труды Исторического факультета. М., 2012. С. 59-66.

3) Илизарова В.В. Этническая идентичность кряшен и институты её поддержания (к постановке проблемы) // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. № 11(53). С. 84-91.

Подписано в печать:

20.03.2013

Заказ № 8268 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Объем: 1,2усл.п.л. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru

 

Текст диссертации на тему "Кряшены: факторы формирования этнокультурной идентичности"

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Исторический факультет Кафедра этнологии

На правах рукописи

04201355217 Илизарова Валерия Владимировна

КРЯШЕНЫ: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ

Специальность 07.00.07 - этнография, этнология и антропология

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: к.и.н., доцент Ю.И. Зверева

Москва, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Этническая идентичность как

этнологическая проблема. Идентичность кряшен 24

§ 1 Проблема этнической идентичности в этнологической науке 24 §2 Кряшенские и татарские национальные движения

в XX - начале XXI вв. 33

§ 3 Этническая идентичность кряшен (на рубеже XX - ХХ1в.) 41

ГЛАВА 2 Составляющие этнической идентичности кряшен 46

§ 1 Религия как составляющая идентичности кряшен 54

§ 2 Традиции как составляющая идентичности кряшен 59

§3 Культура как составляющая идентичности кряшен 67 ГЛАВА 3 Институты формирования этнической

идентичности кряшен 72

§ 1 Семья 76

§ 2 Образование 86

§3 Общественные организации 90

§ 4 Иные общественные институты 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94

ИСТОЧНИКИ 98

БИБЛИОГРАФИЯ 99

ПРИЛОЖЕНИЕ 110

ВВЕДЕНИЕ

Кряшены - тюркоязычное православное население Среднего Поволжья (Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Чувашской республики). На территории данных субъектов Российской Федерации кряшены проживают компактно, их численность в настоящее время, по разным оценкам, составляет от 19 до 200-300 тысяч человек1. Внутри кряшенской общности исследователи насчитывают 5 групп, выделяемых по территориальному признаку: казанско-

23

татарская, елабужская, нагайбакская, молькеевская и чистопольская . Вопрос о том, считать кряшен субэтнической группой в составе татарского этноса, или же самостоятельным народом, в отечественной этнологии является дискуссионным4. Основаниями для выделения их в качестве особой группы

1 Подобные расхождения в оценке численности кряшен связаны с расхождением данных Всероссийской переписи 2002 года и приблизительных подсчетов, проведенных этнографами и представителями кряшенской общественности.

Иванов А.Н. Кряшены - тюркоязычные православные Поволжья // Христианство и культура (к 2000-летию Христианства): материалы международной научно-практической конференции 15-18 мая 2000 г. Астрахань, 2000. С. 230;

Иванов А.Н. Кто такие кряшены? // Азия и Африка сегодня. Ежемесячный научный и общественно-политический журнал. №12, 2004. С. 49;

Викторин В.М. Проблемы этнокультурной специфики кряшен и нагайбаков в общественно-политических дискуссиях рубежа XX-XXI веков (парадоксы субконфессионального «самоопределения» в одноязычных общностях регионов России) // Современное кряшеноведение. Состояние, перспективы. Материалы научной конференции, состоявшейся 23 апреля 2005 года в .г Казани. Казань, 2005. С. 17.

2 Татары. Серия «Народы и культуры». М., 2001. С. 17.

•з

Другой подход к выделению территориальных групп кряшен представлен в работе Ю.Г. Мухаметшина Татары-кряшены: Историко-этнографическое исследование материальной культуры. 1977. См. Приложение, Рис. 20, С. 130.

4 Казьмина O.E. Русская православная церковь и новая религиозная ситуация в России: этноконфессиональная составляющая проблемы. М., 2009. С. 149; Пучков П.И. Этноконфессиональные общности // Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / Отв. Ред. М.П. Мчедлов. М.: Культурная революция, 2007. С. 68;

Татары. Серия «Народы и культуры». М., 2001. С. 16;

Соколовский C.B. Кряшены во Всероссийской переписи населения 2002 года. М.,2004. С. 12-13.

являются религиозные, языковые и культурные отличия от татар, а также, наличие устойчивого этнического самосознания5.

Возникновение кряшенской общности в настоящее время большинством исследователей связывается с присоединением Казанского ханства Россией в XVI в. и последовавшей за этим христианизацией народов Среднего Поволжья. На начальных этапах освоения присоединенных территорий Среднего Поволжья Российская власть осознавала значение христианства для интеграции инородческого населения и укрепления политической власти. В 1555 году, после захвата Казанского ханства, учреждается Казанско -Свияжская епархия во главе с митрополитом Гурием. Представители власти рекомендуют миссионерам, работавшим в этой епархии, проводить христианизацию мирным путем. Однако, принявшие православие инородцы

либо становятся христианами лишь формально, либо при первом удобном

б

случае «отпадают» от православия, возвращаясь в язычество или ислам. Увидев неэффективность мирных методов христианизации, власть обращается к методам силовым, к наказаниям «отпавших» или готовых «отпасть» от православия, например, по решению властей разрушались мечети7, мусульмане переселялись из мест компактного проживания крещеных инородцев8. В дальнейшем российская власть на протяжении XVIII столетия будет применять как силовые, так и мирные методы обращения в православие. Помимо наказаний для «отпавших» от христианства, были предусмотрены многочисленные льготы принявшим православие; такие, как освобождение от

5 Иванов А.Н. Кряшены - тюркоязычные православные Поволжья // Христианство и культура. К 2000-летию Христианства. Астрахань, 2000;

Казьмина O.E. Русская православная церковь и новая религиозная ситуация в России: этноконфессиональная составляющая проблемы. М., 2009.

6 Термин «отпадение», описывающий возврат принявших православие инородцев в ислам или язычество, употребляется в официальных документах, начиная с середины XVI века: Воробьев Н.И. Казанские татары. Казань, 1953.

7 Юзефович Б.М. Христианство, магометанство и язычество в восточных губерниях России // Русский вестник. Март. 1883. С. 22.

8 Можаровский А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 года. Казань, 1878. С. 34.

податей на некоторый срок, предоставление земельных наделов или денежные вознаграждения.

Для того, чтобы эффективнее контролировать ход христианизации, в 1740г. была создана Контора Новокрещенских дел, или Новокрещенская контора. Именно с ее созданием связывается второй этап христианизации, в целом в настоящее время оцениваемый как безуспешный. В следующем, XIX столетии, когда Среднее Поволжье уже прочно закрепилось в составе Российского государства и результаты миссионерской деятельности были видны, исследователи, как светские, так и религиозные историки, заинтересовались историей христианизации и современным состоянием крещеных инородцев. Кроме того, процесс христианизации в XIX столетии продолжался, миссионеры и представители власти стремились не только обратить в православие, но и «русифицировать» народы Поволжья, в первую очередь, татар9 (как самый многочисленный народ региона), и поэтому крайне важным был вопрос просвещения местного населения. Просвещение осуществлялось в рамках как религиозного образования, так и обучения основным светским дисциплинам (арифметике, грамматике, и т.д.).

Считается, что кряшены как этническое сообщество сформировались в несколько этапов. На первом этапе христианизации появилась группа так называемых «старокрещеных» татар, которые приняли православие вскоре после завоевательных походов Ивана Грозного. В свою очередь, «новокрещеные» татары приняли христианство в XVIII веке в рамках второй волны христианизации Поволжья. Среди ученых - этнологов распространена точка зрения, согласно которой современные кряшены - потомки «старокрещеных» татар; «новокрещеные» татары практически полностью

9 Там же

вернулись в ислам после издания в 1773г. Екатериной II указа о веротерпимости и прекращения политики христианизации инородцев10.

Кряшены являются одним из малоизученных народов России. Связано это с тем, что многие вопросы, касающиеся этногенеза кряшен, их статуса -отдельного этноса либо группы в составе татарского этноса, в настоящее время остаются нерешенными. Дискуссионным в отечественной этнологии является вопрос об этногенезе кряшен. Согласно точке зрения, разделяемой российскими этнологами, кряшены как самостоятельная группа начали оформляться с XVI в., после присоединения Казанского ханства к Московскому государству11. Т.А. Трофимова, исследовавшая этногенез татар Среднего Поволжья на основе антропологических данных полагала, что

1 9

кряшенская общность сформировалась тем же путем, что и казанские татары . У кряшен распространены те же антропологические типы, что и у иных субэтнических групп в составе казанских татар, что, безусловно, не исключает наличия культурных и других этнических различий. Н.И. Воробьев высказывал сходную точку зрения, согласно которой только в процессе христианизации Среднего Поволжья кряшены выделились из татарской

13

общности .

Среди самих кряшен распространена точка зрения об их формировании в булгарский период на основе тюркских и финно-угорских компонентов. Тогда же, как предполагается, кряшены познакомились с христианством14. К спорным вопросам относится и вопрос о языковой принадлежности кряшен. Большинство лингвистов язык этого народа относит к одному из говоров

10 Воробьев Н.И. Казанские татары. Казань, 1953;

Бракарь Е.В. Кряшёны и их народная религиозность //Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. 2007. № 3-4.

11 Татары. Серия «Народы и культуры». М., 2001. С. 427.

12 Трофимова Т.А. Этногенез татар Среднего Поволжья в свете данных антропологии.

13 Воробьев Н.И. Кряшены и татары (некоторые данные сравнительной характеристики быта) // Труд и хозяйство. №5. Казань, 1929. С. 76.

14 Иванов А.Н. Кто такие кряшены? // Азия и Африка сегодня. Ежемесячный научный и общественно-политический журнал. 2004. № 12; Кряшены: затерянная история народа. Набережные Челны, 2009. Фильм.

среднего (казанского) диалекта татарского языка. В кряшенской же среде бытует мнение о самостоятельности их языка в составе тюркской группы.

У кряшен и казанских татар имеются общие исторические корни, однако

в течение веков между ними появились существенные отличия. Важную роль

сыграла религия15, и близкое территориальное соседство кряшен с

православным славянским и финно-угорским населением. Многие

исследователи обратили внимание на сходство черт материальной и духовной

1 / 1 «1

культуры кряшен с чувашской, марийской и русской . C.B. Суслова отметила некоторое сходство комплекса одежды молькеевских кряшен с традиционной одеждой финно-угорских и тюркских народов региона, при доминировании татарских черт. Р.К. Уразманова18 видит тесную связь кряшенских праздников годового и семейного цикла с аналогичными праздниками других православных народов Поволжья. К.И. Козлова отметила сходство некоторых обрядов жизненного цикла, например, свадебного, с аналогичными обрядами чувашей, удмуртов и марийцев19. Впрочем, как пишет исследователь, в этом нет ничего удивительного, так как почти все народы рассматриваемого региона испытали сильное влияние русского населения, что не могло не сказаться на обычаях и обрядах.

Объект исследования: кряшены Республики Татарстан Российской Федерации.

15 Казьмина O.E. Указ. соч.; Бракарь Е.В. Указ. соч.

16 Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены. Историко-этнографическое исследование материальной культуры. Середина XIX - начало XX вв. Москва, 1977; Молькеевские кряшены. Сборник статей. Казань, 1993.

17 Суслова C.B. Традиционная одежда молькеевских кряшен // Молькеевские кряшены.

Сборник статей. Казань, 1993.

18

Уразманова Р.К. Годовой цикл общественных обрядов и праздников молькеевских кряшен: похоронно-поминальная обрядность // Молькеевские кряшены. Сборник статей. Казань, 1993.

19 Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. М., 1964.

Предмет исследования: этнокультурная среда, влияющая на формирование этнической идентичности кряшен.

Территориальные рамки: территория основного проживания кряшен -Республика Татарстан, где в течение нескольких полевых сезонов проводились исследования. Материал был собран в Республике Татарстан, в городах Казань, Набережные Челны, Елабуга, Нижнекамск, Заинек, а также в сельской местности: в деревнях Верхний Шурняк, Поповка; селах Большие Аты, Большой Шурняк, Бурды, Кашаево, Мелекес, Сарсаз-Багряж, Старые Аты, Старый Куклюк, Черкасово, и поселке Красная горка.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 1980-х годов до начала 2010-х годов, и особенно, период 2001 - 2012 гг., так как именно на это время приходится подъем этнокультурного движения кряшен.

Цель работы: изучить степень влияния семьи, религии и культурной среды на формирование этнической идентичности кряшен и механизм передачи основных составляющих этнической идентичности.

Задачи работы:

1) Выявить, насколько устойчива этническая идентичность кряшен

2) Выявить основные составляющие этнического самосознания кряшен

3) Определить роль и степень влияния семьи, религии и традиционной культуры на формирование общественного сознания кряшен

4) Проследить механизм передачи этнокультурной информации

Методы исследования. Исследование проводилось с использованием этнографических методов: наблюдение, анкетирование, опрос информантов и апробация экспертными интервью.

Методологическую основу настоящего исследования составляет принцип историзма.

Исследование проведено с опорой на такие специальные методы, как20:

Историко-системный. Данный метод позволяет рассмотреть проблему этнической идентичности кряшен в контексте этнической истории народов Среднего Поволжья, а также проанализировать ее с учетом современных политических, социальных и культурных условий Республики Татарстан. Также, данный метод позволяет проанализировать взаимосвязь этнической идентичности с иными чертами изучаемого этноса.

Историко-генетический. Применение этого метода обусловлено необходимостью проанализировать механизм передачи основных составляющих этнической идентичности новым поколениям, а также стремлением рассмотреть становление кряшенского самосознания (и последовавшее за этим стремление к самоопределению) на протяжении XX -начала XXI вв.

Историко-сравнительный метод используется в диссертационном исследовании для изучения кряшенского этнокультурного и политического движения в период с конца 1980-х до начала 2010-х.

В определении таких понятий, как этнос и этничность, автор основывается на концепции, предложенной Ю.В. Бромлеем. Согласно этой концепции, для выделения определенной общности людей в качестве этноса учитываются комплексно: территориальная принадлежность, особенности культуры; понимание своего единства и наличие этнического самосознания21. Отметим, что в отечественной науке именно этническое самосознание принято считать одним из важнейших признаков этноса22.

20 Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 170-190.

21 Бромлей Ю.В. Указ. соч. С. 44-57.

22 Соколовский C.B. Указ. соч. С. 34;

Новизна исследования: ранее в отечественной этнологической литературе в качестве самостоятельных объектов изучения не рассматривались:

этнокультурная среда, способствующая становлению этнической идентичности кряшен комплексно;

передача традиционными социальными институтами основных составляющих этнической идентичности кряшен.

Апробация работы и практическая значимость. Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на всероссийских научных конференциях: IX Конгресс этнологов и антропологов России (Петрозаводск, 2011 г.) и конференции молодых ученых «Культурные границы и границы в культуре» Института этнологии и антропологии имени H.H. Миклухо-Маклая РАН. Некоторые положения диссертации используются в рамках лекционного курса «Этнография народов Среднего Поволжья», читаемого для студентов, специализирующихся по кафедре этнологии исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Источниковая база. Источниками для исследования данного вопроса служат полевые материалы, собранные экспедицией кафедры этнологии МГУ имени М.В. Ломоносова в 2009 и 2010 гг. под руководством д.и.н. O.E. Казьминой и д.и.н. Т.Д. Соловей. Экспедиция проходила как в крупных городах (Елабуга, Набережные Челны, Нижнекамск), так и в селениях: однородных кряшенских (Б. Аты), так и со смешанным национальным

Брук С.И. Этнодемографические процессы в СССР (по материалам переписи 1970г.) // Советская этнография. 1971. № 4. С. 22;

Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. 1974. № 2. С. 79;

Коростелев А.Д. Компьютерный подход к исследованию динамики этнической идентичности населения сельских поселений Башкортостана // Электронные библиотеки и базы данных по истории Евразии в Средние века. М., 1999. Вып. 7. С. 149, 150, 161; Крюков М.В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. М., 1989. Вып. 19. С. 8-9;

Арутюнов С.А. Фантом безэтничности // Расы и народы. М., 1989. Вып. 19. С. 23.

сос