автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Крымская война в русской поэзии 1850-х годов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Крымская война в русской поэзии 1850-х годов"
J
ФЕДЯНОВА ГАЛИНА ВСЕВОЛОДОВНА КРЫМСКАЯ ВОЙНА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ 1850-х ГОДОВ Специальность 10.01.01 -Русская литература
ии^457028
На правах рукописи
с-
V
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук
Тверь 2008 12ден 2008
003457028
Работа выполнена на кафедре литературы ГОУ ВПО «Коломенский государственный педагогический институт».
Научный руководитель Официальные оппоненты:
Ведущая организация
доктор филологических наук, профессор Георгий Васильевич Краснов
доктор филологических наук, профессор Михаил Викторович Строганов
кандидат филологических наук, доцент Инна Александровна Битюгова
Костромской государственный университет им. H.A. Некрасова
Защита состоится «25 » декабря 2008 г. в 13 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д212.263.06 в Тверском государственном университете по адресу: 170002, г. Тверь, пр. Чайковского, д 70 ауд 48
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского , сударственного ушпфпшж^дресу: г. Тверь, ул. Володарского, д.44
го-
Автореферат разослан «_24 » ноября 2008 г.
Учёный секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор
С.Ю. Николаева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Общественный подъём, вызванный Крымской войной (1853-1856), повлиял на русскую поэзию той поры, определил её своеобразие. Появляются произведения, выражающие остроту современных проблем. В то же Бремя война заставила осмыслить национальное самостояние. Об этом говорят возникающие во многих стихотворениях национальные мотивы.
Глубина переживаний трагических событий, таких, как оборона Севастополя, обусловливала усиление природных и религиозных мотивов, вместе с тем появляются обобщённые и символические образы Матери Родины, Матери Природы, Высших сил. Участие в военных событиях народных масс, отражение этого явления в произведениях, авторами которых становились представители всех слоев общества, способствовало демократизации литературы. Эти явления во многом нашли дальнейшее развитие в последующем литературном процессе. Синхронное рассмотрение творчества поэтов разных рангов даёт возможность глубоко понять своеобразие творчества каждого литератора и в то же время осмыслить общелитературные процессы середины XIX в.
Все изложенное даёт основание сделать тему «Крымская война в русской поэзии 1850-х годов» предметом исследования в предлагаемой работе.
Актуальность диссертации вызвана необходимостью углубления и расширения представлений о русской поэзии периода Крымской войны. В гуманитарных науках в советский период преобладал социологический подход, который обычно недооценивал национальные мотивы.
В современном литературоведении можно выделить ряд работ, где -через исследование национальных мотивов художественных произведений - даётся новое видение различных сторон русской жизни в литературе. Так Г.В. Краснов, отмечая особое место сборника «Стихотворения Н. Некрасова (М., 1856) в творчестве H.A. Некрасова, подчеркнул, что национальное у Некрасова прежде всего или чаще всего выражается в творческом переживании исторического момента, в русской истории1. Анализируя изменения в лирическом строе Некрасова, H.H. Скатов показывает и усиление обобщённости образов, и новое осмысление мотивов природы, и проявление религиозности, тесно связанной с представлениями о подвижничестве и самоотверженности2.
О непреходящем значении для семьи Аксаковых жизненных перемен, связанных с Крымской войной, пишет Е.И. Анненкова в монографии «Аксаковы», отмечая, что военный период сыграл кульминационную роль в становлении их и творческих, и социальных принципов3.
1 Краснов Г.В. В поисках национальной идеи. H.A. Некрасов на рубеже 1850-60-х годов.// «Карабиха». Историко-литературный сборник. Вып.2. Ярославль, 1993. С.90-96.
2 Скатов H.H. Некрасов. М., 1004.
3 Анненкова Е.И. Аксаковы. СПб., 1998.
В монографии «Майковы» Н.В. Володина показывает неоднозначность оценок Крымской войны и её влияния, в частности, на творчество А.Н. Майкова. Исследовательница приводит интересный материал по истории написания ряда стихотворений и взаимоотношений поэта с литераторами (Ф.М. Достоевским, H.A. Некрасовым, H.A. Добролюбовым, Н.Г. Чернышевским, Н.Ф. Щербиной и др.)4.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые а литературоведении сделана попытка дать обобщённую характеристику поэтических произведений, тематически связанных с Крымской войной, что способствует уточнению и углублению существующих представлений об их эстетической природе. В ходе исследования выявлены и введены в научный оборот неизученные произведения таких авторов, как H.A. Огарёв, М.Д. Горчаков, В.А. Энгельсон, Алла Ступина, Меч, Микеладзе, Степанов (имена последних авторов неизвестны) и др.
Итак, интерес литературоведов к поэзии военного времени очевиден; но в то же время отсутствуют обобщающие работы. В данной диссертации сделана попытка проанализировать и обобщить поэтическое наследие, тематически связанное с Крымской войной, выявить эволюционные процессы, проявившиеся прежде всего в национальных мотивах, наиболее характерных для того времени; также отмечается влияние этого пласта русской поэзии на последующую литературу.
Цель работы - выявить круг авторов и систематизировать тематически близкие стихотворения со связующими мотивами; рассмотреть закономерности развития русской поэзии того времени, изучить творческие
взаимосвязи поэтов. ___________
■-Цель определяет конкретные задачи:
- выявить произведения, связанные с Крымской войной, в периодически изданиях 1853-1856 гг.: журналы «Современник», «отечественные записки», «МБиблиотеку для чтения», «Москвитянин», «Русский вестник», «Русская беседв», «Сын отечества», газеты «Русский инвалид», «Северная пчела», «Санкт-Петербургские ведомости», «Московские ведомости», «Ведомости московской городской полиции», «Одесский вестник», «Кавказ»;
- рассмотреть поэтические сборники и собрания сочинений того времени, а также выявить ряд произведений, ходивших в списках;
- изучить мемуарные и эпистолярные материалы таких деятелей русской литературы как (И.С. Аксакова, В.С.Аксаковой, Н.П. Барсукова, В.П. Боткина, А.И.Герцена, А. Н. Майкова, H.A. Некрасова, A.B. Никитенко, А.Ф. Тютчевой, Е.А. Штакеншнейдер и др.).
Объект изучения-более трёхсот стихотворений различных авторов, опубликованных в вышеназванных периодических изданиях, сборниках: «1854 год. Стихотворения А.Н. Майкова» (1855), «К ружью» (1854) П.А.
4 Володина Н.В. Майковы. СПб, 2003.
Вяземского, «Заморские гости. Собрание песен, военных куплетов, сказок, басен и стихов про турок, англичан и французов, выражающие чувство русских за веру, царя и отечество в войну настоящего времени» (М., 1854) и др; также рассматриваются стихотворения, ходившие в списках. Исследована творческая история значительного числа стихотворений с привлечением дневников, переписки и позднее создаваемых мемуаров, прежде всего, участников военных действий (Л.Н. Толстого, П.К. Мснькоса, М.Д. Горчакова, H.A. Огарёва, Н.В. Берга и др.).
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении представлений о жанровом своеобразии, мотивах и образной системе стихотворений, посвящённых Крымской войне.
Практическая ценность. Основные положения работы и результаты исследования могут быть использованы в изучении русской поэзии 1850-х гг. при чтении лекционных курсов и при разработке спецкурсов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Русская поэзия той поры служила широкому кругу читателей и способствовала демократизации литературы.
2. В военной лирике выражалось самоосмысление нации, её самоутверждение.
3. Драматизм военных событий и прежде всего обороны Севастополя нашёл широкий отклик в поэзии, лейтмотивом которой становится героизм, стойкость и жертвенность.
4. Тематическая связь с военными событиями обусловливала публицистичность поэзии.
5. В произведениях многих поэтов возникают мотивы трагизма войны, идеи гражданственности и гуманизации общественной мысли.
6. Поэзия не избежала и сатирических оценок военных противников (басни, памфлеты, пародии).
7. Нередко переосмысляется образ Николая I и Александра II.
8. Антивоенные мотивы получают историософскую окраску. Появляются мотивы мира как семьи народов.
9. Лейтмотивом многих стихотворений стала незыблемость православных традиций в России. Были широко распространены мессианские мотивы.
Апробация результатов исследования: основные положения и материалы диссертации были представлены в докладах на международных и общероссийских конференциях: Некрасовские конференции (ИРЛИ, Пушкинский Дом) 1996-2008, «H.A. Некрасов ив контексте русской культуры» (Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник H.A. Некрасова «Карабиха») 2002-2008, «Ф.М. Достоевский и мировая культура» (Литературно-мемориальный музей /.М. Достоевского, Санкт-Петербург) 2006-2007, «Духовные основы русской литературы» (Кострома) 2006-2007, «Славянский мир: общность и многообразие (Коломна) 2007,
Герценовские чтения (Санкт-Петербург) 27 и др.. Результаты исследования отражены в 20 публикациях.
Структура и объём диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, примечаний и библиографического списка, включающего в себя 182 наименования. Объём диссертации-220 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость предпринятого исследования, формулируются цели и задачи, определяются объект и предмет. Освещена степень разработанности изучаемой проблемы, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В Главе 1 «Поэтическое осмысление характера Крымской войны» на основе анализа поэзии начала войны показывается, что Крымская война была воспринята русским обществом как защита православия, национального достоинства России, чести, трона. Традиционная патриотическая установка «За Веру, Царя и Отечество!» приобрела конкретно-исторические черты, что привело к поэтическим мотивам, ранее сложившимся, новое звучание. Нередко одический пафос стихов сочетался с их прозаизацией. Отдельные элементы поэтических сюжетов сближались с документально точными описаниями событий. Эти особенности свидетельствовали об изменениях в языке, об эволюции поэтики, об адресованное™ стихов широкому кругу читателей в условиях войны.
В параграфе 1 «Патриотический подъём русского общества как основа возникновения пиличсских Мотивов» показывается значение мотивов защиты отечества, православия, трона. Так, газета «Русский инвалид» открывала 1854 г. (№1, 1 января) стихотворением «Заграничным приятелям», подписанным псевдонимом «Русский человек». Противопоставление заглавия и подписи акцентировало национальный характер содержания.
Далее в диссертации отмечается роль правительственных документов, особенно Высочайшего манифеста 9 февраля 1854 г. для подъёма патриотических настроений. Рассматриваются журнальные, мемориальные, эпистолярные материалы, поэтические отклики на Высочайший манифест (дневниковые записи A.B. Никитенко, А.Ф. Тютчевой, «Труды и дни М.П. Погодина» Н.П. Барсукова и др.), стихи, письма Ф.М. Достоевского, А.Н. Майкова, H.A. Некрасова, Н.Г. Чернышевского и других литераторов.
В параграфе 2 «Патриотических традиций в поэзии» на основе сопоставления стихотворений ряда поэтов с их творчеством 1820-40 гг., делается вывод об обновлении их мотивов и поэтики. Обращается внимание на усиление демократизации литературы. Рассмотренные стихотворения Ф.Н. Глинки, П.А. Вяземского, В.П. Алферьева, Ф.О. Миллера выделяются, на
наш взгляд, из большого количества произведений, посвящённых былым победам русского оружия и прежде всего военным событиям 1812г..
Первым по времени создания стихов-откликов на начавшуюся войну было «Ура!» («Ура! На трех ударим разом...») Глинки, датированное 3 ноября 1853 г., опубликованное в № 1 в «Северной пчеле» 2 января 1854 г.. Лирический герой «Ура!» обращается ко всей стране, выражает интересы всей России, говорит от её имени - «Мы». Сила впечатления обусловливается эмоциональностью предельно простых, без переноса фраз, с восклицательной, как правило, интонацией. Лейтмотив произведения - уверенность в успехе борьбы с врагами сплетается из двух мотивов: гордости при воспоминании о русских победа* в наполеоновских походах и презрения к предательству, отступничеству от христианства нынешних военных противников. Об адресованное™ стихотворения широкому кругу читателей свидетельствует тот факт, что оно было издано отдельной брошюрой крупным шрифтом с многочисленными черно-белыми контурными иллюстрациями. Приводятся редкие материалы о популярности «Ура!» у славянских народов.
В стихотворении-памфлете Вяземского «Современные заметки» (1854) прозаизация, выраженная в его заглавии, сочетается с патетикой стиха. Лирический сюжет строится на противопоставлении России и «забывающейся» Европы, на контрастировании ключевых образов. С одной стороны, это «орлиное гнездо» - образ России, целостный и монолитный, с другой - представляющие Европу «господа» - образ дробный, строящийся на поэтической диссимиляции. Острота противопоставления усиливается русским «решением» гамлетовского вопроса: «Бить или не бить». Этот иронический парафраз подчёркивается многочисленными проторечиями. Лирический герой напоминает о «жаркой бане» 1812 года, когда «гостям» «шкуру вениками вздули», о «трёхгранной кочерге» чисто тульского изделия»,» окатки» «Березинской водой» «студено» по заветам «славного банщика нашего Суворова».
В параграфе 3 «Мотивы духовного превосходства России перед военными противниками» на основе анализа стихотворений Майкова, Достоевского, Полонского показывается обновление и усиление мотивов защиты православия. Отмечается значение для творчества Ф.М. Достоевского образа Христа и карикатурности образов европейских политиков для творчества А.Н. Майкова. H.A. Некрасов и Н.Г. Чернышевский характеризовали стихотворения Майкова этого периода как новое направление, вызванное «справедливым убеждением» поэта, что современность «требует своего Державина». Сам поэт подчёркивал искренность своих стихов. В оде «Памяти Державина» сплочённости России противостоит европейский «дух партий», который «злобу там таит». Поэтический образ общества - «Мы за нашими царями» выражает нераздельность народа и царей - «искусных вождей». Лирический герой воспринимает самодержавие как исконную
черту национальной культуры, как основу духовного превосходства России перед Западом.
Тот же мотив, но в ином историческом ракурсе, развивается в «Клер-монском соборе» Майкова. Самоотверженная борьба православной Руси с ордой сопоставляется с защитой христианства крестоносцами. Лирический герой понимает современную войну с Турцией как «обетованный поход» в защиту православия. Вспоминается самоотверженная борьба с ордой, в которой Русь не имела поддержки «западных братьев». Карикатурность образа европейских политиков достигает своего апогея в стихотворении Майкова «Арлекин». Заглавный образ строится на основе метаморфозы: бумажная игрушка, висящая на гвозде, превращается в образ европейцев, фальсифицирующих лозунги французской революции - свободы, равенства, братства. Им противопоставлена высшая духовная ценность России -Вера. В данном параграфе даётся обновлённая интерпретация стихотворения Достоевского «На европейские события в 1854 году». Уточняется эволюция образа Христа в творчестве Ф.М. Достоевского, показывается, что мотив страдания «вновь» распятого Христа символизирует остроту конфликта западных стран с православием. Таким образом, впервые в творчестве Достоевского появляется образ Христа именно в этом стихотворении, что до сих пор уходило от внимания исследователей. Стихотворение Полонского «Рыцарская ошибка» (1854) иронически экстраполирует на современную ситуацию - через подтекст- эпизод из истории крестовых подов, напоминая о «заблуждениях» Сынов Клермона.
В параграфе 4 «Мессианские мотивы» основное внимание уделено поэтическим произведениям славянофилов. Поскольку-офшшаяьио-иеяио--войны си иирины России Ьыла поддержка борьбы православных народов за освобождение из-под турецкого гнёта, национальное самосознание не могло не выразиться в мотивах мессианства Руси. Это свойственно более всего произведения К. и И.Аксаковых, Хомякова и близких к ним в тот период Тютчева и Глинки. Их стихам свойственна, с одной стороны, исто-риософичность, с другой, - публицистичность. В «Спиритическом предсказании» Тютчева (1853 или 1854) грядущие события воспринимаются лирическим героем как «дни борьбы и торжества», которые завершатся превращением «старой Москвы» в «новейшею из трёх столиц».
Мы отмечаем, что в стихотворении К. Аксакова «Орёл России (14531853)» лирический сюжет складывается на основе мотива преемственности Россией византийского православия, что выражено и в заглавии стихотворения Показывается взаимосвязь гражданских мотивов стихотворения И. Аксакова «На Дунай!» с ранней лирикой поэта. Отмечен биографизм этого стихотворения. Биографизм этого стихотворения подтверждается фрагментами «автобиографии» поэта и дневниковыми записями B.C. Аксаковой.
Большой общественный резонанс вызвали ходившие в списках стихи «отстранённого от печати» Хомякова «К России» и «Раскаявшейся Рос-
сии» (1854). Мессианские мотивы в них связаны с призывом к покаянию, избавлению от «неправды чёрной».
Мессианские мотивы возникают и в стихотворении Ф.Н. Глинки «Пора! По прочтении известия о неслыханном ожесточении турок против христиан и о мужественном восстании Христиан в Эпире, Фессалии, Македонии и в других странах» (1854). В диссертации анализируется своеобразие поэтики этого стихотворения: сочетание двух легенд и образов современных событий. Рассматривается принцип зеркальности в структуре произведения.
Исследуются произведения с пораженческими мотивами. Мы относим к ним, например, малоизученное литературное наследие В.А. Энгель-сона. По словам А.И. Герцена, его произведения с антиниколаевскими мотивами обнаружили «талант языкомерзия антихристова». В «Первом видении святого отца Кондратия» Николай 1 назван от лица Бога «царём нечестивым», «Николаем Гольштинским», «вошедшим на престол путём беззакония». В прокламации «Емельян Пугачёв. Честному казачеству и всему люду русскому шлёт низкий поклон» имитируются «прелестные письма», звучит призыв «с царём рассчитаться».
Таким образом, уже в начальном периоде военной кампании русская поэзия создала своеобразный портрет общественных умонастроений в России. Война воспринималась большинством как защита на современном этапе звучащего по-новому девиза: «За Веру, Царя и Отечество!».
В Главе 2 «Мотивы героизма и жертвенности» рассматриваются произведения как известных поэтов, так и стихи непосредственных участников сражений, хронологические рамки этого периода поэзии - весна 1854— 1855 гг. В большинстве стихотворений изображаются военные события и создаются образы народных героев. Риторика сочетается с элементами прозаизации. Их мобилизующая роль усиливается благодаря изображению личного героизма.
В параграфе 1 «Отражение всенародного героизма» рассматриваются стихотворения, для которых связующим становится мотив всеобщего участия в войне. Характерен лейтмотив «Народного гимна А. Месковского -«Стоять за Русь до сил изнеможения, / Героем пасть на вверенной стене!». Публикация в газетах «Рассказа бессрочно отпускного» А. Пацуковича, «Письма строевого солдата земляку-инвалиду на родину» и «Третьего ответа земляка-инвалида кавказскому строевому солдату» неизвестных поэтов служила агитационным целям, их просторечность создавала ощущение подлинности авторства. К ним примыкают «Прощание сына с матерью» неизвестного автора и «Бабушка и внучек» А. Леонова, в котором отмечается стилизация «Калевалы».
Ряд стихотворений посвящён народным ополченцам и их командирам. Два из них Н. Арбузов адресовал «Начальнику 1-й дружины Санкт-Петербургского государственного подвижного ополчения генерал-майору
Петру Андреевичу Струкову, который вернулся на военную службу» и его дружине. П. Григорьев, актёр императорских театров, об^Щ^ К помещику Тверской губернии Ив. Гр. Х-му» и к его крестьянамидущимвместе с помещиком в ополчение. Возникающий в этом стихотворении обр« «топора» стал символом русского народного оружия. В стихотворении «От Перми до Тавриды» неизвестного автора и «Таврида Уралу» Ал. Стушшой "[в™"' В°СХ0ДЯЩИе К "борению Пушкина «Клеветникам
л„„нВПД1!-ССеРТаЦИИ аНШ1ИЗИруЮТСЯ стихи 0 геР°® войны И солдатские песни. Лейтмотив стихотворения Николая Огарёва «Не мир и тишина Европы...» - «Лишь бы жила России честь». На основании архивных разыскании уточняется личность автора. Предполагается, что «Николай Огарёв» - это генерал Николай Александрович Огарёв. Со стихотворением Огареваперекликается и «Песня ратника», подписанная криптонимом «К К-з», леитмотив которой «Победить иль пасть в боях!».
Жанр солдатских песен характеризуется простотой формы, простоое-чиями и афористичностью, что видно в вариантах концовки «Солдатской песни» главнокомандующего М.Д. Горчакова. Такова и «Песня» унтер-офицера Бабекова, посвящённая победе в сражении под Баш-Кадыкларом в честь генерала от инфантерии князя В.О. Бебутова. Подвигам и военному таланту Бебутова посвящены «Русские на Арпачае» П. Чижова и «Вот это чисто по-русски, или Князь Бебутов под Карсом» П. Зубова. Рассматриваются стихотворения, посвященные генералу С.А. Хрулёву: «Песня (К годовщине отбития штурма Севастополя б июня 1854 г.)» Степанова (имя неизвестно) с лейтмотивом «Вся Хрулёву прямо честь!» и «Хрул^у» Алск.а„Д1И Бешенцева. стихотворение Майкова «Генерал-лейтенанту Хрулёву» представляет образ «любимых начальников» через восприятие солдат. Особое место занимают произведения, посвящённые героизму и жертвенности защитников Севастополя и Одессы. Многие из них опубликованные в газетах, не перепечатывались до настоящего времени В стихотворениях Вяземского («Одесса»), Глинки («Христос воскрес»») посвященных Одессе, подвергшейся бомбардировке в Святую субботу когда в церквах шла пасхальная служба, образы мифологизированы, что подчёркивает святотатство врага, с которым пришлось «христосоваться» «калёными дарами». У неизвестного автора символизируется подвиг малочисленного гарнизона и последнего защитника Одессы - артиллериста-«юноши смиренного» («Нападение»). В стихотворениях Ф.Н. Глинки («Туман и Заря») и Н.В. Берга («О чем ты стонешь, сине море...») сочувствие Тумана и Зари, скорбь Синя моря усиливают экспрессию, придают стихотворениям элегичность. Величие погибших при обороне Севастополя адмиралов Корнилова и Нахимова выражено через обращение к античным мотивам прощания с героем у Апухтина («Эпаминонд»)- «И первый сын России пал»; фольклорные мотивы свойственны стихотворению Ивана Ва-
ненко («Осада Севастополя...»), а христианские - И. Сосницкого («На смерть Нахимова»).
Как стихотворение в прозе воспринимается «Слово» Высокопреосвященного Иннокентия, Архиепископа Херсонского и Таврического, обращенное к защитникам Севастополя 20 июня 1855 г. на Северном укреплении. Его лейтмотив - «А вы одне и те же, тверды и неизменны!». Патетика проповеди сочетается с фольклорными мотивами. Привлекая поэтические образы «лицо гор и холмов окрестных», «чёрный покров печали» и т.п., Высокопреосвященный Иннокентий выражает величие защитников города. Рефрен его «Слова» - «А вы одне и те же - тверды и неизменны» -становится лейтмотивом проповеди.
В стихотворении Дмитриева (имя неизвестно), посвященном последнему сражению за Севастополь 27 августа 1855 г., воспевается жертвенность героев, мифологизируется образ города - «жертвенника всесожжения». Мотив искупительной жертвы соединяется с мотивом избранничества России. Близко к ним по мотивам и стихотворение Л. Бранта «Севастополь». Своеобразный поворот темы в стихотворении Докучаева (имя неизвестно) «Есть рубцы, а боли нет»: образ России, «смиренно» отвечающей врагу, - «ответ» вынесен в заглавие - рождает чувство оптимизма.
Стихотворение Е.П. Ростопчиной «Сестрам Крестовоздвиженской общины (по прочтении писем их начальницы, напечатанных в «Северной пчеле»)» посвящено сподвижницам Н.И. Пирогова. Образ Сестёр здесь неоднозначен. С одной стороны, это сестры во Христе, представляющие Санкт-Петербургскую Крестовоздвиженскую общину, подготовленную Великой княгиней Еленой Павловной для помощи раненным. С другой стороны, самоотверженность и жертвенность делает их сестрами сражающихся воинов.
Параграф 3 «Сатирические образы врагов России» посвящен анализу басен, пародий, памфлетов, высмеивающих хвастовство и военные просчёты противника. Ряд сатирических стихотворений создан в лёгкой, шутливой манере. Многие из них публиковались без указания авторства. В стихотворении-памфлете «Кто кому нужнее» неизвестный автор вводит про-заизмы: «сукна», «байка», «вата» для того, чтобы подчеркнуть независимость России от Запада. Особенности народной речи, афористичность, просторечные слова и обороты свойственны и стихотворению неизвестного автора «Милости просим хлеба-соли откушать», где шутливая ирония переходит в сапфические образы.
Чаще всего объектом насмешек был адмирал Чарльз Непир. Стихотворение К. Зубова «Непир ошибся в расчёте» саркастически представляет военно-политический альянс Непира и Пальмерстона. Политической карикатурой является и стихотворение П. Зубова «Ай, ай, ай! Вот попался невзначай! Песенка Пальмерстона в сентябре 1854 г.». Иронию автора подчёркивает контраст: включение в текст репрезентативного портрета Паль-
мерстона . Интерес представляет «Матросская песня» Вяземского, построенная на каламбурных рифмах, написанная в народной частушечной манере. Поэтическим комментарием к «Матросской песне» является стихотворение Вяземского «Англичанке», где варварству «Джон-Буля» противостоит и великодушие Англичанки, и изысканность «русских муз».
Сатирический эффект стихотворения В.Г. Бенедиктова «И туда» достигается сопоставлением «пришлецов из-за морей» и Камчадала «в звериной коже», стоящего нравственно выше их: «человека я не бью». В басне Ф.О. Миллера «Орёл и акула» Орел, символизирующий Россию, противопоставлен Акуле, олицетворяющей Англию.
Рассмотренные в данной главе произведения различны по своим художественным достоинствам. Расширение литературного ареала способствовало демократизации поэзии. Такие особенности поэтики, как фольклорность, символичность, связь с природой, будут характерны и для дальнейшего развития литературы.
В главе 3 «Трагизм войны и мотивы гуманизма в поэзии» рассматриваются стихотворения, для которых более свойственны трагизм и драматизм мировосприятия, нежели прославления и торжества.
В параграфе 1 «Поэтическое восприятие войны как трагического явления» рассматриваются произведения, выразившие различные стороны образа России военного времени.
Центральный образ стихотворения А.Н. Майкова «Молитва» - Пастырь душ, обращающийся в грозу к Тому, кто властвует вселенной. Картина грозы - «Шла туча с Запада, другая от Востока» - многозначна: это и явление природы, и метафорический образ войны, и апокалиптическая .картина бытия. Сшлиширение воспринимается как выражение духовного созвучия Пастыря душ и лирического героя, верящего в обновление мира -«И новый человек из старого восстанет».
При анализе стихотворений Тютчева «Теперь тебе не до стихов...», «Вот от моря и до моря...» учитываются мемуарные и эпистолярные источники. В стихотворениях Некрасова «В деревне», «Несжатая полоса», «Внимая ужасам войны...» отмечается усиление символизации образов природы.
Особое место занимают песни Л.Н. Толстого «Как четвёртого числа...» и П.К. Менькова «Как восьмого сентября...», посвящённые проигранным сражениям на реке Альме (1854) и на Чёрной речке (1855), за которыми последовало падение Севастополя. Их поэтика основана на обращении к народным традициям, фольклорным образам и характерным особенностям разговорной речи, имитирует простонародные «рассказы» в стихах. Также рассматривается ныне забытое стихотворение В. «Севастополь». В нём мотив «безжалостной войны» связан, с одной стороны, с мотивом инфернальности, с другой, - с христианским мотивом скорби.
В стихотворениях «На сожжение Колы» (автор - К.Щ...ъ) и «Обитель мирная в объятьях хладных моря...», С.П. Шевырёва, посвящённом нападению англичан на Соловецкий монастырь, показано варварство врагов, обрушивших всю мощь своего флота на маленькие города и селения, на беззащитное мирное население. Мотив Чуда - спасение монастыря - подчёркивает святотатство англичан.
В параграфе 2 «Антивоенные мотивы» на примере стихотворения «Поле битвы, поле незабудок» (подпись автора - «Ст...»), отмечается сходство мотивов с концовкой рассказа Л. Толстого «Севастополь в мае». В балладе А.К.Толстого «Курган» (1840-е гг.), не случайно опубликованной в 1856 г, сопоставляются различные временные пласты: текущий момент, с присущими ему событиями, военной трагедией и славой, и вечность, показывающая бессмысленность для истории и войн, и военной славы.
Анализируются и стихотворения, посвященные трагическим судьбам военных противников России. Отмечается, что связующим мотивом для эпиграммы С.П. Шевырёва «К портрету Л.Н.» («Ковач злокозненных союзов...»), Д.П. Ознобишина «Что потом?», Я.П. Полонского «На Чёрном море» является мотив трагедии войны, разрушающей судьбы человека и являющейся следствием антигуманной политики европейских правительств.
Антивоенные мотивы сближаются с мотивами мира как единой семьи народов. В стихотворении А.Н. Плещеева «После чтения газет» («Мне тяжело читать кровавые страницы...») лирический герой видит будущий мир объединённым верностью христианским заповедям. В стихотворении С.П. Шевырёва «Благословим премудрость Бога...» единство мира символизируется образом Океана, соединяющего народы и созданного «премудростью Бога». Лирический герой стихотворения A.C. Хомяков а «Не гордись перед Белградом...» проповедует равенство между собой славянских народов.
В параграфе 3 «Поэтическое осмысление личности Николая 1 и Александра 11» отразились и надежды, и разочарования русского общества. В «Послании в лагерь» А.Н. Майкова Николай 1 характеризуется как преемник Петра 1, так как «идеал России молодой ... тридцать лет... осуществляется под скиптром Николая». В то же время символизируется образ Меча, вводится подтекст пушкинского «Во глубине сибирских руд...». Неоднозначность отношения общества к императору Майков выразил в стихотворении «Когда по улице в откинутой коляске...». Точка зрения поэта меняется после поражения России: «Окончена война. Подписан подлый мир...». В эпиграмме «Я вижу трудовых сподвижников Петра...» Сподвижники Петра, Орлы Екатерины, Александровские генералы противопоставлены Капралам николаевских времён. К поэтической мысли Майкова близка эпиграмма Тютчева «Не Богу ты служил, и не России...» с выводом-концовкой: «Ты был не царь, а лицедей». Наиболее критичной по от-
ношению к личности Николая 1 была позиция П.Л. Лаврова в стихотворении «Русскому народу».
Из ряда стихотворений, рассмотренных в параграфе 4, где доминируют «Мотивы надежды на обновление общественной жизни», выделяются произведения, В.Г. Бенедиктова, Я.П. Полонского, П.А. Вяземского. Лирический сюжет «Стансов...» Бенедиктова интерпретирует евангельскую притчу о Девах разумных и неразумных, как противопоставление всеобщей «работы» «сну и лени». В стихотворении Полонского «На корабле» заглавный образ символизирует Росси. В переломный момент её истории - от войны к миру. Надежда, сдерживаемая сомнением, - так можно, с нашей точки зрения, охарактеризовать позицию Вяземского в стихотворении «Царь Горох». Дар памфлетиста проявился в сопоставлении гипотетического прошлого, настоящего и не менее гипотетического, чем во дни царя Гороха будущего России. Уже само заглавие стихотворения Полонского «Сумасшедший» выражает сомнение в возможности совершенного общественного устройства, без войн, без разделения на государства. Таким образом, мотивы трагизма войны и гуманизма связывают стихотворения разных поэтов и становятся национальными.
В Заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы и намечаются перспективы дальнейших разработок в сфере изучения рассмотренной проблемы.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Федянова Г.В. Эволюция мотивов MOHflpvt"Ma " ругги-пй-иоэдии— периода Крымской войны (1853-1856). // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Кострома: Изд-во КГУ, 2008. Т. 14. Основной выпуск. Специальный выпуск. С. 151-155.Издание рекомендовано ВАК для публикации диссертационных исследований.
2. Федянова Г.В. Неизвестное письмо А.Н. Майкова. Опыт реконструкции. // Вестник Ленинградского государственного областного университета им. A.C. Пушкина. СПб.: Изд-во ЛГОУ, 2008. № 4. С. 31-37. Издание рекомендовано ВАК для публикации результатов диссертационных исследований.
3. Федянова Г.В. Жанровое своеобразие лирики Я.П. Полонского (1850-е гг.).// Вестник Томского государственного университета Томск: Изд-во ТГУ, 2008.№ 4 С. Издание рекомендовано ВАК для публикации результатов диссертационных исследований.
4. Федянова Г.В. О зеркальном принципе композиции в поэме H.A. Некрасова «Мороз, Красный нос» // H.A. Некрасов в контексте русской культуры. Тезисы докладов. Ярославль, 1999. С. 53-55. Написано совместно с Т.П. Баталовой.
5. Федянова Г.В. Военная лирика H.A. Некрасова 1854-1856 годов в контексте русской журнальной поэзии. // Литературные мелочи прошлого тысячелетия. К 80-летию Георгия Васильевича Краснова. Сборник научных статей. Коломна, 2002. С. 115-125. Написано совместно с Т.П. Баталовой.
6. Федянова Г.В. Цикл H.A. Некрасова «Тишина» в контексте русской журнальной поэзии. // Забытые и второстепенные писатели XIII-X1X веков как европейской культурной жизни. Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию Е.В. Маймина. Т. 1. Псков, 2002. С. 196-303. Написано совместно с Т.П. Баталовой.
7. Федянова Г.В. Мотив русского пути в поэме H.A. Некрасова «Тишина» // Некрасов и поиски национального самосознания. Некрасов в контексте русской культуры. Материалы конференции. Ярославль, 2003. С. 24-26. Написано совместно с Т.П. Баталовой.
8. Федянова Г.В. Нравственный подтекст «Тишины» H.A. Некрасова. II Педагогические идеи русской литературы. Материалы конференции 2022 августа 2003 г. Коломна, 2003. С. 72-74. Написано совместно с Т.П. Баталовой.
9. Федянова Г.В. Крымская война, оборона Севастополя в русской журнальной поэзии 1853-1855 гг. // H.A. Некрасов в контексте русской культуры. Материалы конференции. Ярославль, 2006. С. 58-62.
10. Федянова Г.В. Стихотворение А.Н. Плещеева «После чтения газет» в контексте русской военной лирики 1854-186 гг. // А.Н. Плещеев и русская литература. Кострома, 2006. С. 96-106. Написано совместно с Т.П. Баталовой.
11. Федянова Г.В. Стихотворение Ф.М. Достоевского «На европейские события в 1854 году»: мотив помощи угнетённым единоверцам.// Славянский мир. Общность и многообразие. Материалы научно-практической конференции (Коломна, 22-24 мая 2007 г.). Т. 1. Литературоведение. Коломна, 2007. С. 159-161.
12. Федянова Г.В. Патриотические мотивы в поэзии Ф.Н. Глинки конца 1853 - начала 1854 гг. Стихотворение «Ура!» // Духовная основа русской и славянской литератур. Сборник научных статей. Материалы научно-методологического семинара, посвящённого 60-летию профессора Николая Георгиевича Морозова. Кострома, 2007. С. 36-44.
13. Федянова Г.В. Национальные мотивы в поэзии А.Н. Майкова периода Крымской войны (1853-1856). // Духовно-нравственные основы русской литературы. Часть 1. Кострома, 2007. С. 100-108.
14. Федянова Г.В. Заглавие стихотворения А.Н. Майкова «Пастух» как выражения лейтмотива произведения // Поэтика заглавия. РГГУ. М., 2007.
15. Федянова Г.В. Первая строка стихотворения А.Н. Майкова «Когда по улице в откинутой коляске...» // Поэтика заглавия. РГГУ. М., 2007.
16. Федянова Г.В. Библейские истоки некрасовского образа Солнце правды. И Карабиха. Историко-литературный сборник. Вып. 5. Ярославль, 2007. С. 130-136. Написано совместно с Т.П. Баталовой.
17. Федянова Г.В. В.Е. Евгеньев-Максимов: Противоречивость исследовательского метода. // Журнальная деятельность писателей в литературном процессе ХШ-ХХ веков: забытые и второстепенные писатели. 6 Май-минские чтения. 20-22 апреля 2006 г. Псков, 2007. С. 242-252. Написано совместно с Т.П.Баталовой.
18. Федянова Г.В. Реакция русского общества на войну с Турцией 1853-1856 гг. (по материалам журнальной поэзии). // Россия и славянский мир: история, язык, культура. Сборник научных трудов. М.? 2008. С. 168— 175.
19. Федянова Г.В. Национальные мотивы в творчестве П.А. Вяземского. // Русская словесность: проблемы эволюции и поэтики. Сборник научных статей. СПб.: Изд-во «Наука» («Сага»). 2008.С. 75-79.
20. Федянова Г.В. Роль заголовочного комплекса в выражении лейтмотива стихотворения П..Л. Лаврова «Русскому народу» // Поэтика заглавия. РГГУ. М„ 2008.
Технический редактор А.В. Жильцов Подписано в печать 24.11.2008. Формат 60 х 84 х1\6. Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ № 404. Тверской государственный университет Редакционно-издательское управление Адрес: Россия, 170100, г. Тверь, ул. Желябова, 33. Тел. РИУ: (4822) 35-60-63.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Федянова, Галина Всеволодовна
Введение
Глава 1. Поэтическое осмысление характера
Крымской войны. / '»
§ 1. Патриотически подъем русского общества как основа возникновения поэтических мотивов.
§ 2. Патриотические традиции в поэзии.
§ 3. Мотивы духовного превосходства России над военными противниками
§ 4. Мессианские мотивы
Глава 2. Мотивы героизма и жертвенности
§ 1. Отражение всенародного героизма.
§ 2. Мотивы стойкости и жертвенности воинов.
§ 3. Сатирические образы врагов России.
Глава 3. Трагизм войны и мотивы гуманизма в поэзии
§ 1. Поэтическое восприятие войны как трагического явления
§ 2. Антивоенные мотивы
§ 3. Поэтическое осмысление личности Николая I и Александра
§ 4. Мотивы надежды на обновление общественной жизни
Введение диссертации2008 год, автореферат по филологии, Федянова, Галина Всеволодовна
Общественный подъём, вызванный Крымской войной (1853 — 1856),повлиял на русскую поэзию той поры, обусловил её своеобразие. Многие произведения не могли не быть публицистичными. С одной стороны, это придавало поэтическим мотивам конкретность, с другой стороны, стремление поэзии к художественному обобщению приводило к обновлению всей образной системы, её символичности. Война заставила осмыслить национальное самостояние. Об этом говорят возникающие во многих стихотворениях национальные мотивы.
Далеко не все из этих произведений становились классикой. Авторы впоследствии не всегда включали их в свои собрания сочинений. Зачастую в настоящее время их трудно разыскать. В настоящей работе рассматриваются именно такие поэтические произведения. В то же время, стихотворения, не опубликованные по разным причинам во время Крымской войны, но связанные с нею по своим мотивам, приходили к читателю в списках.
Глубина переживаний драматичных и трагичных событий, таких, например, как оборона Севастополя, ориентировала поэтов на осмысление нравственно-философского понимания природы, взаимосвязи жизни народа с Высшими силами. Участие в военных событиях народных масс, отражение этого явления в поэзии, обусловило её демократизацию. Нередко авторами становились представители всех, в том числе, низших слоев общества.
Эти процессы во многом нашли свое дальнейшее развитее в последующих изменениях в литературе, что можно заметить и в творчестве отдельных поэтов, и в литературных процессах второй половины XIX века и позднее, на рубеже Х1Х-ХХ веков.
В начале войны на первый план выдвигаются мессианские мотивы: Россия как защитница православия, ее избранничество Богом для спасения единоверных народов. Проявление стойкости русских войск находило свое выражение в поэтических мотивах героизма и жертвенности как общенациональных черт русского характера. Переживание Севастопольской катастрофы выразилось в мотивах трагизма войны и гуманизма, восприятия мира как единой семьи народов в поэзии, преимущественно относящихся к последнему периоду войны.
Кроме того, синхронное рассмотрение творчества различных поэтов, объединяемых драматизмом военной истории России, дает возможность глубже и острее, полнее увидеть своеобразие каждого литератора в отдельности и в то же время понять общелитературные процессы середины XIX века.
Таким образом, анализ русской поэзии, посвященной Крымской войне, поможет понять, как происходит обновление поэтических мотивов и образной системы русской литературы.
Думается, что данная проблема, отображающая эволюцию национальных мотивов в русской поэзии периода Крымской войны, должна быть специально изучена, что и предлагается в данной работе.
Актуальность работы. В гуманитарных науках в советский период преобладал социологический подход в оценке явлений культуры; так, в тенденциозном литературоведении национальные мотивы, как правило, не рассматривались. Только в последние десятилетия стал складываться новый взгляд на национальный вопрос. Изучение национальных мотивов занимает значительное место в современных литературоведческих исследованиях. В этом свете можно выделить ряд работ, посвященных изучению русской поэзии именно 50-х годов XIX века. Эти мотивы выразили новое художественное видение различных сторон русской жизни. Исследования современных литературоведов стали осмыслением эволюционных процессов в искусстве в целом и в творчестве отдельных писателей рассматриваемого периода.
Так, Г. В. Краснов в статье «В поисках национальной идеи. Н. А. Некрасов на рубеже 1850 - 60 годов» пишет: «"Шестидесятые" годы в творческом пути Некрасова во многом переходные. Сборник 1856 г. завершал важный этап его творческой биографии и открывал новые творческие возможности.». Анализируя некрасовские произведения, ученый отмечает: «Национальное у Некрасова прежде всего или чаще всего выражается в творческом переживании исторического момента, в художественном осознании русской истории. <.> Национальная идея у Некрасова в складе национальной жизни в ее земных и духовных проявлениях, в здравом смысле разных сословий, в их возможном сближении, равноправии» (1).
О творчестве Некрасова 1850-х годов размышляет и Н. Н. Скатов: «В пятидесятые годы у Некрасова меняется лирический строй». Это проявляется, по наблюдениям ученого, не только в усилении обобщенности образов, в новом осмыслении мотивов природы, но и проявлением религиозности: «Становление Некрасова - "религиозного поэта" - прямо связано с его становлением как поэта народного и национального. У Некрасова нет "чистой" религии. У него она скорее обозначение народных представлений или даже национальных черт: подвижничества, самоотвержения, способности к высокому страданию» (2).
О непреходящем значении для семьи Аксаковых жизненных перемен, связанных с Крымской войной, пишет Е. И. Анненкова в монографии «Аксаковы» (1998): «1854 - 1855 г.г. по-своему кульминационные в жизни аксаковской семьи. Это время максимальной общественной активности, <.> воплощение во всем строе жизни тех принципов и идей, которые зарождались, вынашивались в предыдущие годы, но прежде не получили возможности столь полного осуществления». В этом свете рассматриваются взаимосвязь между «общественным» и национальным: «Для Аксаковых <.> без понимания общественной природы невозможно постигнуть и тайну русской жизни» (3).
В своей монографии «Майковы» Н. В. Володина, в частности, показывает неоднозначность мнений о Крымской войне, сложившейся в русской истории. «Крымская война вошла в историю под знаком позорного поражения в ней России. Однако современники восприняли эту военную компанию не столь однозначно» (4). Этот вывод исследовательница подкрепляет документальными и эпистолярными материалами. Думается, здесь можно уточнить различие между осмыслением в русском обществе характера этой войны (которое было неоднозначным, если иметь в виду пораженческую позицию некоторых кругов) и условий Парижского мирного договора, венчавшего эту войну. И отношение к нему, например, у А. Н. Майкова, стихотворение которого «Окончена война, подписан подлый мир.» анализируется в этой монографии, противоречиво. В книге Володиной приведен интересный материал об истории написания ряда стихотворений Майкова этого периода, о взаимоотношениях поэта с литераторами по поводу таких его произведений, как «Арлекин», «Когда по улице в откинутой коляске.» и других.
Вопросы национальных мотивов в поэзии периода Крымской войны поднимались на конференциях, проходивших в последние годы, посвященных А. С. Хомякову (Москва, 2004), Некрасову (Санкт-Петербург, 2004, 2006, Ярославль, 2006), Плещееву (Кострома, 2006). Эти же проблемы обсуждались на таких конференциях, как «Духовные основы русской литературы» (Кострома, 2006, 2007), «Славянский мир: общность и многообразие» (Коломна, 2007), «Герценовские чтения» (Санкт-Петербург, 2007), «Поэтика заглавия» (Москва, 2006, 2007, 2008).
Интерес к проблеме Крымской войны подтверждается и возрождением общественного интереса к ее итогам. В частности, на 150-летие Парижского мира откликнулась современная журналистика (например, «Литературная газета», 2006, № 34).
Итак, интерес литературоведов к национальным мотивам в поэзии 1850-х годов очевиден; но в то же время отсутствуют работы обобщающего характера, посвященные особенностям проявления национальных мотивов периода Крымской войны в целом. В данной работе на основе изучения вышеназванных исследований сделана попытка проанализировать и обобщить национальные мотивы русской журнальной поэзии периода Крымской войны и сделать обобщающие выводы об их влиянии на общественное сознание и последующую литературу.
Научная новизна. Рассмотрена журнальная поэзия периода войны (1853 - 1856), а также поэтические отклики на Крымскую войну послевоенного периода (вторая половина 1850-х годов). Изучен ареал авторов; привлечены произведения как известных поэтов, так и малоизвестных и неизвестных. Своеобразие каждого из поэтов рассматривается и в контексте всего их творчества, и синхронно, в соответствии с проблемами работы. Исследовано своеобразие отдельных произведений и связующие их мотивы, а также место национальных мотивов в поэзии того времени. Отмечено влияние этих поэтических произведений на дальнейшее развитие всей русской поэзии.
Цель диссертационной работы: определить ареал поэтических произведений в России, выражающих мотивы, связанные с Крымской войной; изучить своеобразие этой поэзии в контексте и исторический событий, и эволюции творчества отдельных авторов; выявить имманентные процессы русской литературы того периода, в том числе творческое взаимовлияние ряда поэтов.
Задачи работы были связаны 1) с изучением периодических изданий 1853 - 1856 г.г.: журналов «Современник», «Отечественные записки», «Москвитянин», «Библиотека для чтения», «Русский вестник», «Русская беседа», газет «Санкт-Петербургские ведомости», «Ведомости московской городской полиции», «Московские ведомости», «Русский инвалид», «Северная пчела», «Одесский вестник», «Кавказ»; изучением поэтических сборников и собраний сочинений той поры, мемуарных и эпистолярных материалов, 2) анализом общественно-исторической ситуации того времени, 3) выделением соответствующих теме произведений.
Объект изучения. Изучено более трехсот стихотворений различных авторов, опубликованных в вышеназванных периодических изданиях, сборниках: «1854 год. Стихотворения А.Н.Майкова» (СПб, 1855), П. А. Вяземский «К ружью» (СПб, 1854), «Заморские гости. Собрание песен, военных куплетов, сказок, басен и стихов про турок, англичан и французов, выражающие чувство русских за Веру, Царя и Отечество в войну настоящего времени» (М., 1854); исследована творческая история значительного числа стихотворений с привлечением дневников, переписки и позднее создаваемых мемуаров, прежде всего, участников военных действий.
Теоретическая значимость. Результаты исследования позволяют уточнить представления об особенностях русской поэзии периода Крымской войны.
Практическая ценность. Основные положения работы и результаты исследования могут быть использованы в изучении русской поэзии середины 1850-х годов, при чтении лекционных курсов и при разработке спецкурсов.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Крымская война в русской поэзии 1850-х годов"
Заключение
Из предложенного анализа можно сделать некоторые выводы.
Крымская война вызвала волну патриотических стихотворений -откликов на современные события, что обусловило их публицистичность. Русская поэзия служила широкому кругу читателей, что способствовало демократизации литературы. Расширился круг авторов, представлявших все слои общества. Наряду с известными поэтами (такими как Вяземский, Майков, Некрасов, Бенедиктов, Тютчев, Хомяков, Аксаковы) появилось много новых имён - Апухтин, Месковский, Ступина, Трушин и др., без которых картина русской поэзии той поры была бы не полна.
Изменения в поэтике проявлялась нередко в усилении фольклорных мотивов, элементов прозаизации. В то же время в ряде произведений можно наблюдать взаимопроникновение черт классицизма, романтизма, реализма. Границы жанров "размываются", традиционные элементы формы, переносятся в поэтический строй другого жанра, что особенно свойственно балладным стихотворениям.
Восприятие военных события отразились и на эволюции поэтических мотивов.
С конца 1853 по весну 1854 гг. преобладали мотивы всенародной готовности к борьбе за Веру, Царя и Отечество. Во время наивысшего драматизма событий - весна 1854 - осень 1855гг. - преобладали мотивы героизма, стойкости и жертвенности воинов. В период смены императорской власти в России, подготовки и заключении Парижского мира (конец 1855- начала1856 гг.) появляются антивоенные мотивы. К стихотворениям этого периода примыкает ряд послевоенных произведений, близких им по мотивам.
В образной системе и поэтических мотивах выражалось самоосмысление нации, ее самоутверждение. В этом плане вспоминались былые русские победы, национальные герои - полководцы. Особенно часто поэты обращались к истории 1812 года, а также к заветам полководцев восемнадцатого столетия, образы которых получали и традиционную характеристику -"герой", и неприемлемую ранее, основанную на просторечиях, например, Суворов - "славный банщик" у Вяземского.
Лейтмотивом многих стихотворений стало обращение к незыблемости православных традиций в России. Подчеркивалось отступничество от христианства, бездуховность военных противников России. В этих условиях получил поддержку мотив освобождения православной Греции, который ранее подвергался цензурным ограничениям. Особое место в этом отношении занимали произведения славянофилов. Мессианские мотивы избранничества России как защитницы славянских и единоверных народов усложняются, вводятся мотивы жертвенности и покаяния России, равенства славянских стран как основы их братства.
Лирический сюжет приобретает публицистическую окраску, обращаясь к событиям, ставшим главными в русской истории того времени, - это и военные действия в Крыму с эпицентром событий -Севастополем, и пиратские вылазки англичан на Балтике, жертвами которых стали мирные жители, и тяготы войны русской деревни. Отсюда и общее, делающее мотив трагизма национальным, - всенародность страдания. В трагическом контексте символизируются образы духовные, природные, женские. Характерной чертой стала героизация военачальников: адмиралов Корнилова и Нахимова, генералов Бебутова и Хрулева.
Поэзия не избежала и сатирических оценок противника. Чаще всего высмеивалось хвастовство адмирала Непира и лорда Пальмерстона. В пародиях, баснях, памфлетах обыгрывались иронически их образы. Появляются и всемирно известные комические образы, например, образ
Джон-Буля (у Вяземского), "Арлекина" (у Майкова), и функционирующие в литературном ареале русского языка: образная перекличка может быть отмечена в образе "француза из Бордо" (у Вяземского), перекликающегося с "праобразом", восходящим к Грибоедову.
Антивоенные мотивы, сопутствовавшие оценке трагических событий, приобретают историософскую окраску. Это и тщета военной славы, и необходимость всеобщего труда как условия общественной жизни. Происходит обновление звучания ранее созданных произведений (например, "Курган" А.Толстого).
В произведениях многих поэтов мотив трагизма войны сочетается с идеями духовного обновления жизни.
Нередко поэтические мотивы выражают осмысление исторической личности, в частности, личности Николая I; верноподданнические мотивы сменялись мотивом противоречия самодержца и общества. Это же отмечается и в стихотворениях, посвященных восшествию на престол Александра II и надеждам, связанным с этим событием.
Мотив надежды оказался связующим для ряда стихотворений, обнаруживающих разнообразие позиций, отразивших диапазон общественных мнений - от безоговорочной убежденности в обновлении России с приходом нового царя - до скепсиса, недоверия к возможности что - либо изменить при существующих условиях. Сам принцип монархического правления не отрицается, даже, например, столь радикально настроенной личностью, как Лавров. Но надежда, сведенная, по сути, к безнадежности, повлияла на поэтическое мировосприятие.
Сдержанное отношение к надеждам на осуществление общественных штанов характерно для стихотворений, например, «Царь Горох» Вяземского, «Сумасшедший» Полонского. Вероятно, это говорит не только об отношении поэтов к историческим событиям, но и о влиянии на их мироощущение переоценки личности монарха.
Разочарования, связанные с итогами войны, повлияли на творчество Тютчева, Майкова, Некрасова. Иногда в творчестве одного и того же поэта звучат контрастные поэтические мотивы. "На корабле" Полонского -стихотворение, проникнутое оптимизмом, его же "Сумасшедший" отражает крушение надежд.
Таким образом, восприятие Крымской войны как трагического события в истории России вызвало поэтические мотивы, выражающие наиболее сложные моменты жизни русского общества.
Поэзия периода Крымской войны имеет определенное историко-литературное значение. Прежде всего она оживила сам поэтический процесс, усилила демократизацию его. В этот период обновились фольклорные мотивы. Возникает новая образная система, ее поэтическая символичность (например, образы женщины-матери, матери-Родины).
Мотивы трагедии войны усиливают национальный пафос поэзии, неотделимый от религиозной идеи, объединяющий мотивы Веры, России, героизма и жертвенности, гуманизма. Это не могло не повлиять на процессы развития русской литературы в целом. Ряд произведений стали классикой русской поэзии.
Список научной литературыФедянова, Галина Всеволодовна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Отдельные издания патриотических стихотворений (1854-1857 гг.)14. «Англичане и с русским петухом не сладили» СПб., 1855.
2. Анненкова В Н. Стихотворения 1854, 1855, 1856 гг. В. А.Й. Посвящаются защитникам Севастополя. СПб., 1856.
3. Ваненко Иван (Башмаков И.И.) Осада Севастополя или Таковы русские. Доблестно-геройская кончина вице-адмирала Корнилова. М., 1854.
4. Вердеревский Е.А. Стихотворения. Песни. Думы послания. М., 1857.
5. Вяземский ПЛ. К ружью! СПб., 1854.
6. Глинка Ф.Н Ура! СПб., 1854.
7. Зубов П. Вот это чисто по-русски. Или Бебутов под Карсом 24 июля 1854 г. СПб., 1854.
8. Зубов П. Ай, ай, ай! Вот попался невзначай. Песенка Пальмерстона в сентябре 1854 г. СПб., 1854.
9. Зубова Елизавета. Вот три кумушки-кумы. Современная песня, сочиненная 10-летней девицей. СПб., 1854.
10. Кононов A.A. Современные стихотворения. СПб., 1854.
11. Кругликов Иван (крестьянин). Стихотворения по случаю объявления войны. СПб., 1854.
12. Лизандер Д.К. Нашим врагам. М., 1854.
13. Майков А.Н. «1854 год. Стихотворения А.Н. Майкова». СПб., 1855.
14. Месковский А. Гимн русского народа. М., 1854.
15. Некрасов H.A. Стихотворения. СПб., 1856.
16. Нестеров А.К. Бомбардирование Колы, или Еще новый подвиг Англии на Белом море. СПб., 1854.
17. Нестеров А.К. Морское сражение при Або русских кононирских лодок с английскими пароходами. СПб., 1854.36. «Один на троих». СПб., 1854.
18. Полонский Я.П. Стихотворения. СПб., 1855.
19. Семеринин Иван. Высадка неприятеля в Крыму и сражение при Альме. СПб., 1854.
20. Семеринин Иван. Союзники под Севастополем. Письмо француза приятелю на родину. СПб., 1854.40. «Синоп». СПб., 1854.
21. Скарретка В.П. Чувство и любовь слепца к престолу и отечеству. СПб., 1854.
22. Смирнов Н. Четыре соседа. СПб. 1854.
23. Соллогуб В.А. Россия перед врагами. Ода-симфония. Тифлис, 1854.
24. Татаринов П.П. Ай да англичане. или Соловецкий монастырь. СПб, 1854.
25. Татаринов П.П. Непир у Кронштадта, или Ехал, да не доехал. СПб., 1854.
26. Татаринов П.П. Русский патриот, или Война с Турками и Англо-французами. Спб., 1854.
27. Татаринов П.П. Бой-баба. Или не на ту напали. СПб., 1855.
28. Требуш. Патриотические стихотворения. М., 1854.
29. Федоров Григорий, крестьянин. Ополченный. СПб., 1854.1. Мемуары. Дневники.
30. Аксаков И.С. Автобиография / Иван Аксаков. Стихотворения и поэмы. Л., 1968. С. 30-33.
31. Акакова B.C. Дневник. 1854 1855 гг. М., 2004. 398 с.
32. Анненков П.В. Литературные воспоминания. М.Д989. 685 с.
33. Архив H.A. и Н.П. Огарёвых. М., 1930. 332 с.
34. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Кн. ХШ, XIV. СПб., 1899, 1900.
35. Григорович Д.В. Литературные воспоминания. М., 1987. 533 с.
36. Григорьев A.A. Воспоминания. М., 1988. 437 с.
37. Ковалевский П.М. Стихи и воспоминания. СПб., 1912. 314 с.
38. Милюков А.П. Литературные встречи и знакомства. СПб., 1890. 481 с.
39. Никитенко A.B. Дневник. Т. 1-3. М.; Л., 1955 56.
40. Панаев И.Н. Литературные воспоминания. М., 1988. 442 с.
41. Суворин A.C. Дневники. М. ; Л., 1923.
42. Тучкова-Огарева И.А. Воспоминания. М., 1959. С. 334.
43. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания и фрагменты дневников. М., 1990. 189 с.
44. Чернышевский Н.Г. / Н.Г. Чернышевский. ПСС в 15 т. Т. 1. М., 1939.
45. Штакеншнейдер Е.А. Дневник и записки (1854 1886). М. ; Л., 1934.1. Сочинения
46. Аксаков И.С. Стихотворения. СПб., 1868.
47. Аксаков И.С. Стихотворения и поэмы. Л., 1960. 238 с.
48. Аксаков И.С. Славянский вопрос // Аксаков И.С. ПСС. Т. 1-2. М. 1886 87. 791 с.
49. Бенедиктов В.Г. Стихотворения. Л., 1983. 815 с.
50. Вольная русская поэзия XVIII XIX веков. В двух томах. Т. 1,2. Л., 1986.
51. Вяземский П.А. Избранные стихотворения. М.; JL, 1935.
52. Вяземский П.А. Стихотворения. Л., 1958. 508 с.
53. Глинка Ф.Н. Сочинения. М., 1986.
54. Достоевский Ф.М. Стихотворения 1855 1856 И Ф.М. Достоевский. ПСС в 30 т. Т. 2. Л., 1972. С. 403 - 410.
55. Майков А.Н. Сочинения в 2 т. М., 1984.
56. Некрасов Н.А. ПСС в 15 т. Т. 1. Л., 1981. С. 127 130, 135 - 137, Т. 4., 1982. С. 51-56.
57. Плещеев А.Н. Избранные произведения. М., 1978.
58. Поэты-петрашевцы. Л., 1957. 367 с.
59. Полонский Я.П. Стихотворения. Л., 1954. 547 с.
60. Ростопчина Е.П. Стихотворения. Л., 1957.
61. Тютчев Ф.И. Россия и Запад: книга пророчеств. Статьи, стихи. М., 1999. 205 с.
62. Тютчев Ф.И. Лирика. В 2 т. М., 1965.
63. Восемьдесят звезд из галактики Тютчева. М., 2003. 91 с.
64. Тютчев Ф.И. ПСС. Т. 2. СПб., 2003.
65. Щербина Н.Ф., Избранные произведения. Л., 1970.1. Литература
66. Аверинцев С.С. Символ / Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. С. 977 992.
67. Акульшин П.В. П.А. Вяземский. Власть и общество в дореформенной России. М., 2001. 236 с.
68. Анненкова Е.И. Аксаковы. СПб., 1998. 366 с.
69. Анненский И.Ф. Стихотворения Я.П. Полонского как педагогический материал / «Воспоминание и обучение», 1887. № 5 -6.
70. Ашимбаева Н.Т. Достоевский. Контекст творчества и времени. СПб., 2005. 279 с.
71. Ауэр А.П. Гротеск 11 Литературоведческие термины. Материалы к словарю. Коломна, 1987. С. 8 10.
72. Ауэр А.П. Поэтика литературного символа и проблемы анализа художественного текста // Научные традиции и новые направления преподавании русского языка и литературы. Сборник тезисов. Будапешт, 1986.
73. Бабаевский B.C. Майков Аполлон Николаевич // Русские писатели. 1800 1917. Библиографический словарь. Т. 3. М., 1992. С. 453 -458.
74. Мотив и канон. Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск,1998. С. 6-20.
75. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1978. 562 с.
76. Безносов Э.Л. Вердеревский Евграф Алексеевич У/ Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 421 - 422.
77. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX века. М., 1973. 615 с.
78. Битюгова И.А. К творческому портрету H.A. Некрасова и А.П. Чехова. Сталинир,1959.
79. Боткин В.П. Заметки о журналах за июль 1855 года // В.П. Боткин. Литературная критика. Публицистика. Письма. М., 1984. С. 172 -178.
80. Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. 296 с.
81. Бройтман С.Н. Параллелизм психологический П Литературоведческие термины. Материалы к словарю. Коломна,1999. С. 51-53.
82. Бройтман С.Н. Символ // Там же. С. 77 79.
83. Буровцева Л.П. Ф.И. Тютчев. Лирика: анализ текст. М., 2003.
84. Бухштаб Б.Я. Н.Ф. Щербина // Поэты 1840 1850 годов. М. ; Л., 1962. С. 470.
85. Бушканец Е.Г. H.A. Добролюбов и нелегальная поэзия периода Крымской войны. Казань, 1961. С. 21 -23.
86. Венгеров С.А. Передовой боец славянофильства // К.С. Аксаков. Собр. соч., Т. 3. СПб, 1912. С. 242 247.
87. Вейнберг П. Плещеев // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Лейпцит. 1890. Т. 46. Ст. 879.
88. Веселова Н.А, Орлицкий Ю.Б., Скороходов М.В. Поэтика заглавия. Материалы к библиографии // Литературный текст. Проблемы и методы исследования. Ш. Тверь, 1997.
89. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. 404 с.
90. Викторович В. А. H.A. Некрасов и Я. П. Полонский // Некрасовские чтения: Тезисы. Ярославль, 1986. С. 11.
91. Викторович В.А. Мотив покаяния у Некрасова и Достоевского // II Некрасовские чтения. Тезисы выступлений. Ярославль, 1988. С. 54.
92. Викторович В.А. Лажечников Иван Иванович // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 3. М., 1994. С. 273 - 277.
93. Волгин И.Л. «Стихи ли твоя специальность.» Достоевский как стихотворец // День поэзии. 1986. М., 1986. С. 216 — 219.
94. Виноградов В.В. Сюжет и стиль. Сравнительно-историческое исследование. М., 1963. 193 с.
95. Володин А.И. Герцен Александр Иванович // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 543 - 553.
96. Володина Н.В. Майковы. СПб., 2003. 344 с.
97. Гербель Н.В. Русские поэты в биографиях и образцах. СПб., 1888. 584 с.
98. Герцен А.И. Письма к М.К. Рейхель. ПСС в 30 т. М., 1954 -1968. Т. 10
99. Гиллельсон М.И. П.А. Вяземский. Жизнь и творчество. Л., 1969 с.
100. Гинзбург Л.Я. П.А. Вяземский // П.А. Вяземский. Стихотворения. Л., 1958. С. 5 45.
101. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1974. 407 с.
102. Гинзбург Л.Я. Бенедиктов Владимир Григорьевич // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 233 -237.
103. Громов М.Н. Миссия славянофильства и Хомяков // Хмелитский сборник 5. Смоленск, 2002. С. 12 — 13.
104. Гроссман Л. Жизнь и труды Достоевского (биография в датах и документах). М., 1935. 383 с.
105. Гусев H.H. Лев Николаевич Толстой. Материалы для биографии. Т. 1, 2. М., 1954.
106. Евгеньев-Максимов В.Е. «Современник» при Чернышевском и Добролюбове. Л., 1936. 622 с.
107. Евсеева М.К. Арсеньева Надежда Васильевна // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 109-110.
108. Егоров Б.Ф. Поэзия A.C. Хомякова // А. Хомяков. Стихотворения и драмы. Л., 1969. С. 3 48.
109. Есаулов H.A. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. 287 с.
110. Златковский М.Л. Аполлон Николаевич Майков. 1821 1897. Биографический очерк. СПб., 1897. 122 с.
111. Иванов В.Г. Мессианские взгляды A.C. Хомякова и B.C. Соловьева. Автореферат на соискание ученой степени канд. филолог, наук. СПб., 2000. 22 с.
112. Ильин-Томич A.A. Глинка Федор Николаевич // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1899. С. 578-581.
113. Карпец В.П. И мне равны и миг, и век // Федор Глинка. Сочинения. М., 1986. С. 309-319.
114. Ключевский В.О. Краткий курс по русской истории. М., 2000. 796 с.
115. Корман Б.А. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978. 299 с.
116. Кодгелев В.А. Алексей Степанович Хомяков, жизнеописание в документах, в рассуждениях и разысканиях. М., 2000. 504 с.
117. Краснов Г.В. В поисках национальной идеи. H.A. Некрасов на рубеже 1850 60-х годов // «Карабиха». Историко-литературный сборник. Вып. 2. Ярославль, 1993. С. 90 — 103.
118. Краснов Г.В. Некрасов и литературная братия («Современник» 1850-х годов) // «Карабиха». Историко-литературный сборник. Вып. 1. Ярославль, 1991. С. 53 67.
119. Краснов Г.В. Некрасов и Пушкин: поэтический диалог // «Карабиха». Историко-литературный сборник. Вып. 3. Ярославль, 1997. С 59-66.
120. Краснов Г.В. Сюжеты русской классической литературы. Коломна, 2001. 141 с.
121. Краснов Г.В. Некрасов в кругу современников. М., 2002. 216 с.
122. Краснов Г.В. Никитенко Александр Васильевич // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 4. М., 1999.
123. Лазарева Е.М. Башмаков Иван Иванович (Иван Ваненко) // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 189.
124. Лазурин B.C. Некрасов Николай Алексеевич // Русские писатели 1800 1917. Биографический словарь. Т. 4. М., 1999. С. 269 -280.
125. Лебедев Ю.В. Некрасов и русская поэма 1840 50-х гг. Ярославль, 1971. 135 с.
126. Лебедев Ю.В. Идеал христианской гражданственности в поэзии Некрасова //28 некрасовская конференция (к 175-летию со дня рождения поэта). Тезисы докладов. Ярославль, 1996. С. 3 6.
127. Лебедев Ю.В. О духовно-нравственных истоках поэзии H.A. Некрасова // Филология и школа. М., 2003. № 1. С. 311 326.
128. Маймин Е.А. К проблеме стиховой интонации у Некрасова // H.A. Некрасов и его время. Межвузовский сборник, 1. Калининград, 1895. С. 86-91.
129. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987. 317 с.
130. Масловский В.И. Апухтин Алексей Николаевич // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 98 - 100.
131. Мельгунов Б.В. Из поэтического наследия Бенедиктова // Русская литература. 1982. № 3.
132. Мережковский Д.С. Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев // Д.С. Мережковский. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М., 1991. С. 416 482.
133. Морозов Н.Г. Влияние личности А.Н. Плещеева на прозу А.П. Чехова 1890-х годов // А.Н. Плещеев и русская литература. Сб. научн. ст. Кострома, 2006. С. 138 148.
134. Морозов Н.Г. К 180-летию со дня рождения H.A. Некрасова // Русская литература. 2002. № 4. С. 222 224.
135. Мостовская H.H. Храм в творчестве Некрасова // Русская литература. 1995. № 1. С. 194 202.
136. Некрасов H.A. Русские второстепенные поэты // Современник. 1850. № 1. Отд. IV. С. 42 74.
137. Некрасов H.A. «Стихотворения» Я. Полонского // Современник. 1855. № 10. Отд. TV. С. 33
138. Орлидкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. М., 2002. 680 с.
139. Осповат А.Л. Аксаков Иван Сергеевич // Русские писатели. 1800- 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 29-32.
140. Осповат А.Л. Аксаков Константин Сергеевич // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 32 -34.
141. Осповат А.Л. Аксаков и «Русский архив»: к истории издания первой биографии Ф.И. Тютчева // Федоровские чтения. 1979. М., 1982.
142. Охотин Н.Г. Анненкова Варвара Николаевна // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 82-83.
143. Перлина Н.М., Соломина H.H. Приложения. Комментарии // Ф.М. Достоевский. ПСС в 30 т. Т. 2. Л., 1972. С. 321, 519, 520.
144. Песков A.M. Востоков Александр Христофорович // Русские писатели 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 492 -493.
145. Пиксанов Н.К. Христос в Сознании Достоевского (публикация и предисловие В.А. Викторовича) // Сюжет и время: сборник научных трудов К 70-летию Г.В. Краснова. Коломна, 1991. С. 183 -187.
146. Рейсер С.А. Комментарии / Вольная русская поэзия второй половины XVIII XIX веков в двух томах. М., 1988.
147. Рейфман П.С. К истории славянофильской журналистики 1840 50-х годов. Статья 2 // Типология русской литературы и проблемы русско-эстонский литературных связей. Труды по русской и славянской филологии XXI. Тарту, 1993. С. 35 - 58.
148. Сиротинский И.В. Историко-литературная концепция Вяземского // Вопросы русской литературы. Вып. 1. (16). Львов. 1971.
149. Скатов H.H. Некрасов. М., 1994. 411 с.
150. Соколянский М.Т. Ирония // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Коломна, 1999. С. 35 37.
151. Степанов Н.Л. А.Н. Майков. Избранные произведения. Л., 1957. С. 5-58.
152. Тарле Е.В. Крымская война. Т. 1 2. М., 1950.
153. Тюпа В.И. Аналитика художественного. М., 2001. 189 с.
154. Фридлянд В.Г. Поэт сердечной и гражданской тревоги // Я.П. Полонский. Стихотворения. Поэмы. М., 1986. С. 3 -26.
155. Цехновицер О.В. Литература и мировая война 1814 1818. М., 1938. С. 15-16.
156. Штакельберг Ю.В. Берг Николай Васильевич (1823 1884) // Русские писатели. 1800 - 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 243-244.
157. Шешунова С.В., Левина М.С. Алферов Валерий Петрович // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1., 1989. С. 51 -52.
158. Шустов А.Н. Арбузов Николай Алексеевич // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 101 - 102.
159. Шубин В.Ф. Федор Глинка и его петербургский салон в 50-е годы / Русская литература. 1980. № 2.
160. Эйхенбаум Б.М. Я.П. Полонский // Я.П. Полонский. Стихотворения. JL, 1954. С. 5 — 39.
161. Эпшейн М.Н. Природа. Мир. Тайник вселенной. Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1996. 304 с.
162. Эткинд Е.Г. Материя стиха. СПб., 1998. 506 с.