автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Культ гор в средневековом мировоззрении Японии
Текст диссертации на тему "Культ гор в средневековом мировоззрении Японии"
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Институт стран Азии и Африки
Горбылёв Алексей Михайлович
КУЛЬТ ГОР
В СРЕДНЕВЕКОВОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ ЯПОНИИ НА МАТЕРИАЛЕ ПАМЯТНИКА КОНЦА XII В. «СЁДЗАН ЭНГИ» («СКАЗАНИЯ О ГОРАХ»)
Диссертация на соискание ученой степени
кандидата исторических наук Специальность 07.00.03 - Всеобщая история
Москва, 1998 г.
Содержание
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Источниковедение и историография 11
§ 1. «Сёдзан энги» - главный источник исследования 11
§ 2. Дополнительные источники 20
§ 3. Историография и степень изученности проблемы 21
Комментарии 41
Глава 2. Сакральная география сюгэндо 45
§ 1. Древний анимистический культ гор 45
§ 2. Сакральное пространство и сакральная география сюгэндо 65 § 3. Символы сакральноста Сакральные предметы и сакральные объекты 88
Выводы 97
Комментарии 100 Глава 3. Организация культа и религиозная тренировка сюгэндо 114
§ 1. Структура и характер пантеона сюгэндо 114
§ 2. Священные тексты . 129
§ 3. Религиозная тренировка ямабуси 135
§ 4. Магия сюгэндо 143
§ 5. Паломничества на священные горы 146
Выводы 151
Комментарии 155 Глава 4. Зарождение и развитие религиозной традиции сюгэндо и «житие»
Эн-но Гёдзя 169
§ 1. Эн-но Гёдзя в «Сёдзан энги» 169
§ 2. Эн-но Одзуну в «Сёку Нихонги» 171
§ 3. Эн-но Гёдзя в «Кимбу-сэн хонъэнги» 183
§ 4. Метаморфозы образа Эн-но Одзуну и становление сюгэндо 188
§ 5. Отшельничество в эпоху Нара 190
§ 6. Государственная политика в отношении отшельников 199 § 7. Отшельническое движение и Эн-но Гёдзя «Кимбу-сэн хонъэнги» 204
§ 8. Возникновение объединений ямабуси (IX - XII вв.) 205
§ 9. Объединение ямабуси Кумано 210
§ 10. Эволюция представлений об Эн-но Гёдзя 218
Выводы 223
Примечания 226
Заключение 240
Библиография 245
Приложения 251
Схема 1. Порядок посещения божеств мандалы Тайдзокай 252
Схема 2. Порядок посещения божеств мандалы Конгокай 253 Таблица 1. Сводная таблица предметов и объектов, упоминаемых в
описаниях сакральных географий 254 Таблица 2. Императоры, упоминаемые в описаниях сакральных
географий 260
Сёдзан энги (перевод) 261
Введение
Тема работы и ее актуальность
Темой работы избран японский культ гор и его место в средневековом мировоззрении Японии. В японской историографии культ гор обозначается термином сайгаку синко - «культ гор», «горные верования» или «горная религия». Хотя религиозные представления о горах никогда не были систематизированы, сам этот термин свидетельствует об их всеобъемлющем характере, сложности и широте распространения.
Феномен сангаку синко гораздо шире, чем обожествление горы или поклонение ей. Здесь гора выступает как интегральный фактор в религиозной жизни народа. С горой связаны различные верования, культ местного божества, разнообразные ритуалы и обряды, практика строительства монастырей, различные методы религиозной тренировки [Kishimoto Hideo. "The role of mountains in the religious life of the Japanese people" - Proceedings of the Ninth international congress for the histoiy of religion. 1958, pp. 545-546].
Специфической разновидностью сангаку синко является синкретическое религиозное течение сюгэндо - «путь обретения сверхъестественных чудотворных возможностей», сложившееся в Японии период с VII по Х1Г в. в результате взаимодействия древнего анимистического культа гор с религиозным даосизмом и эзотерическим буддизмом и сохранившееся до наших дней. Особенностью сюгэндо является акцент на религиозной тренировке и отшельничестве на священных горах и специфических приемах обретения магических сил. Именно сюгэндо и является главным объектом исследования данной работы.
Основателем сюгэндо традиция называет легендарного подвижника VII в. Эн-но Гёдзя. Однако современные исследования показывают, что сюгэндо развилось естественным образом, и в действительности у него не было одного создателя. И в этом состоит специфика сюгэндо, которое явилось не порождением ума религиозного гения, а детищем живой народной традиции
Последователей сюгэндо можно разделить на 2 категории: практиков и верующих. Практиков чаше всего называют ямабуси - «лежащие (или спящие) в горах», реже гёдзя - «совершающие деяния», «подвижники» - или сюгэндзя (гэндзя) - «овладевающие чудотворными силами». Верующие - это те семьи, чьи религиозные потребности обслуживаются определенными группами ямабуси. Цели практиков и верующих в обращении к сюгэндо различны. Если для ямабуси.
никогда не покидавших горы, целью является сюгэн - «обретение чудотворных сил» - и, в конечном счете, превращение в будду «в этом те|ле», то рядовые верующие обращаются к сюгэндо для того, чтобы использовать его магические возможности в повседневной жизни, что чрезвычайно характерно для японской религиозной традиции в целом. По справедливому утверждению Г. Эрхарта, религиозная цель сюгэндо, «простиралась до использования религиозных сил для удовлетворения любой вообразимой потребности человека» [Earhart, Н.В. А Religious Study of Mount Haguro Sect of Shugendo, an Example of Japanese Moutain Religion. Chicago, 1965, p. 3]. Эти потребности обслуживались ямабуси, которые в традиционном обществе выполняли функции шаманов, гадателей, лекарей, духовных наставников, совершали похоронные, поминальные и очистительные обряды, благословляли посадку риса и т.д.
На протяжении 13 веков своего существования сюгэндо оказывало и продолжает оказывать сегодня огромное влияние на религиозные представления японцев, их мировоззрение и психологию, причем, как справедливо пишет Г. Эрхарт, «возможно, ни одно другое японское религиозное движение не было столь же глубоко связано с повседневной жизнью, как сюгэндо» [Earhart, Н.В. А Religious Study of Mount Haguro Sect of Shugendo, an Example of Japanese Moutain Religion. Chicago, 1965, p. 4].
Охватив практически всю территорию Японии, сюгэндо оставило заметный след в культуре Японии. С сюгэндо так или иначе связаны сотни буддийских и синтоистских храмов и монастырей, многочисленные произведения искусства, запечатлевшие священные горы, божества, мандалы и т.д., изделия ремесла, сотни письменных источников, как созданных в рамках самой традиции сюгэндо и излагающих мифы о божествах гор, предания о выдающихся горных отшельниках, правила религиозной тренировки, исполнения обрядов и поклонения, так и созданных вне ее, содержащих богатейший материал о религиозных представлениях о горах, чудотворных способностях ямабуси и т.д. Непосредственным образом с сюгэндо связаны многочисленные фестивали (мацури), различные виды традиционного танца, театра, музыкального искусства. Большое влияние оказало сюгэндо и на так называемые воинские искусства (бу-дзюцу) Японии, традиционную медицину. Многие выдающиеся подвижники, и в первую очередь, Эн-но Гёдзя, стали популярнейшими героями японского фольклора, персонажами десятком произведений.
Отличительной чертой сюгэндо было существование многочисленных локальных традиций, связанных с конкретной священной горы, что не позволяет безоговорочно говорить о сюгэндо в делом и заставляет в каждом случае обращать внимание на местную специфику, проявляющуюся в уникальных способах религиозной тренировки, обрядах, выборе объектов поклонения. Эти локальные традиции, вобравшие в себя традиций местных племен и родов и сохранившиеся до настоящего времени, являются настоящими сокровищницами для этнографов, которые позволяют исследовать религиозные представления и культуру жителей конкретных районов, связанных с конкретными племенами ш родами, что представляется чрезвычайно важным для изучения процесса формирования японского этноса, государственности, механизмов взаимодействия центра и периферии.
Местные традиции сюгэндо опирались на могущественные объединения сюгэндзя, которые к ХП в. превратились в могущественные в экономическом и военном отношениях организации, игравшие большую роль в политической и экономической жизни страны.
Пожалуй, самое большое влияние сюгэндо оказало на мировоззрение японцев, определив характер восприятия окружающего пространства, представлений о божествах, иных мирах, Вселенной, месте человека в ней и его назначении в жизни. Сюгэндо определяют как течение в рамках буддизма, однако это не книжный буддизм, а буддизм, увиденный через призму собственных религиозных представлений религиозным деятелем, вышедшим из народа, не прошедшим монашеского посвящения, не умеющим читать сутры и к тому же воспринимающего буддизм вкупе с даосизмом, континентальным шаманизмом1. Это народное религиозное течение представляет собой единый, нерасчленимый синто-буддийский комплекс. Именно такой комплекс религиозных представлений стал характерен для подавляющего большинства японцев, начиная, по крайней мере, с X в2. Таким образом, можно говорить, что сюгэндо оказало огромное влияние на формирование религиозных представлений японского народа.
Сюгэндо, в полной мере отразив сложный процесс взаимодействия автохтонных и заимствованных религиозных элементов, также является важным ключом к пониманию различных периодов японской религиозной истории.
Все это и определяет актуальность настоящего исследования.
Хронологические рамки
Хронологические рамки данного исследования - VII - ХП вв. -продиктованы, с одной стороны, текстом, исследование которого положено в основу работы, - «Сёдзан энги», а с другой, важностью этого периода в истории сюгэндо и японской культуры в целом.
VII - ХП вв. составляют целую эпоху в истории Японии. С конца VI в. ускоряется процесс институциализации японского государства. Многочисленная иммиграция с материка и активизация контактов с ним способствовали проникновению континентальной культуры на острова: государственных институтов, форм хозяйствования, религиозных представлений и т.д. Результатом этих процессов стали великие реформы VII в., которые имели далеко идущие последствия в политической, экономической, социальной и культурной сферах. В религиозной сфере этот период характеризовался активным взаимодействием автохтонных японских религиозных верований и пришедших с континента буддизма и даосизма. Усвоение континентальной культуры в VI - VHI вв., становление национального самосознания и многие другие факторы обусловили появление в эпоху Хэйан развитой национальной культуры, которая по праву считается классической, а наивысшие ее проявления входят в «золотой» фонд мировой культуры. Именно в это время складывались основные параметры японско й культур но й тр а диции
Период VH - XII вв. можно назвать важнейшим периодом истории сюгэндо, так как именно в это время происходило становление этого религиозного движения, формировались его основные черты.
Задачи исследования
Диссертант поставил своей задачей всестороннее исследование религиозной традиции гор Омию, включая Ёсино и Кумано, Кацураги и Касаги, занимавшей центральное место в сюгэндо, с точки зрения ее характера, организации, культа, религиозной тренировки и истории формирования на основе памятника XII в. «Сёдзан энги».
Общая задача исследования может бьггь конкретизирована в виде 3 пунктов:
1. Исследование концепции сакрального пространства и сакральной географии сюгэндо:
- представления о характере сакрального пространства в сюгэндо;
- соотношение сакральной географии сюгэндо и реальной географии;
- взаимосвязь сакральной географии сюгэндо с сакральной географией древнего анимистического культа гор;
- взаимосвязь сакральных географий отдельных горных массивов (Оминэ. Кацураги и Касаги);
- границы сакральной географии сюгэндо:
- символы сакральности гор сюгэндо (сакральные предметы, помещаемые на вершины, сообщения о пребывании на них «святых подвижников» и др.).
2. Исследование зарождения и формирования сюгэндо:
- истоки сюгэндо и тенденции его развития:
- роль Эн-но Гёдзя в формировании сюгэндо:
- возникновение и оформление объединений ямабуси в горах Кумано.
3. Исследование организации культа и аскетической практики сюгэндо:
- структура и характер пантеона сюгэндо;
- священные тексты;
- магия сюгэндо;
- паломничеств на священные горы;
- религиозная тренировка.
Автор стремился также исследовать механизм взаимодействия автохтонных локальных японских культов и привнесенных религий (буддизм, даосизм) в синкретическом религиозном течении сюгэндо.
Научная новизна
Впервые в западной историографии работа опирается на исследование доктриналъного текста, что до некоторой степени позволяет рассмотреть сюгэндо изнутри В отечественном ялоноведении исследование сюгэндо проведено впервые.
Практическая ценность
Практическая ценность работы состоит, во-первых, в том что ее материалы и выводы могут быть использованы в преподавании курсов истории религии Японии и истории общественной мысли Японии Во-вторых, в научный оборот вводится ценный источник по религиозным представлениям средневековых японцев, который может быть использован для изучения взаимодействия автохтонных и иноземных зарубежных традиций, народной религии Японии, культа гор в целом и собственно сюгэндо.
Методологическая основа
Методологической основой диссертации послужили современные комплексные историко-тестологические подходы и достижения мировой историографии - японской, западной и отечественной. В основе исследования - принцип историзма, обуславливающий комплексное использование широкого круга различных по жанру источников, позволяющее составить реалистическое представление об исследуемой эпохе, что делает возможным критический подход в: изучению данных исследуемого источника - «Сёдзан энги».
Апробация работы
Основные положения диссертации были изложены и одобрены на заседании Кафедры истории стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии 28 октября 1998 г.
Структура и содержание диссертации
Поставленные задачи диктуют структуру работы.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, ставятся задачи исследования, подробно характеризуются главный источник, использованный при написании диссертации - текст XII в. «Сёдзан энги», дополнительные источники, степень изученности проблемы и ее историография.
Глава 1 «Источниковедение и историография» посвящена характеристике имеющихся источников и анализу разработанности темы в зарубежной и отечественной историографии. Главное внимание уделено тексту «Сёдзан энги», послужившему основным источником в исследовании избранной темы.
Глава 2 «Сакральная география и природа сакрального пространства сюгэндо» посвящена анализу природы сакрального пространства сюгэндо, соотношения сакральной географии сюгэндо и реальной географии, изучению границ сакральной географии, взаимосвязи с сакральной географией древнего анимистического культа гор, взаимосвязи сакральных географий горных массивов Оминэ, Кацураги и Касаги.
Глава 3 «Организация культа и религиозная тренировка сюгэндо» посвящена анализу данных о божествах сюгэндо, сакральных текстах, приемах магии, обрядах и организации паломничеств в священные горы, религиозной тренировке ямабуси.
В главе 4 «Зарождение и развитие религиозной традиции сюгэндо и «житие» Эн-но Гёдзя» исследуются основные этапы формирования сюгэндо, его источники, эволюция образа Эн-но Гёдзя в представлениях ямабуси.
В заключении на базе рассмотренного материала сделаны выводы, касающиеся особенностей возникновения и формирования сюгэндо, взаимодействия в этом процессе автохтонных и иноземных религий, характера представлений ямабуси о сакральном пространстве, организации культа и религиозной тренировки.
В приложениях дан полный комментированный перевод текста «Сёдзан энги», необходимая статистическая таблицы, в которой представлены данные о сакральных объектах (искусственных и естественных), находящихся, согласно «Сёдзан энги», на священных горах сюгэндо, две схемы, описывающие порядок пр охождения в ершин горных мандал.
Опубликованные и принятые к публикации статьи по теме диссертации
1. "Сёдзан энги" - важнейший памятник традиции сюгэндо периода Хэйан (7941192) - Научная конференция "Ломоносовские чтения". Апрель, 1997 г., Религии стран Азии и Африки: история и современность. Тезисы докладов. Около 0,2 а. л.
2. Становление религиозной традиции сюгэндо и предание об Эн-но Одзуну -Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение, 1999 г., № 1. Около 1 а. л.
3. Эволюция представлений о сакральном пространстве в 7 - 15 вв. - Материалы научной конференции «История и культура Японии» (Институт востоковедения РАН, 12-13 мая 1999 г.). Около 1,5 а.л. (в печати).
Комментарии
1 Знакомясь с произведениями бродячего монаха и скульптора Энку (16321695), Г.Е. Комаровский отметил, что его буддизм - «это не буддизм ученых монахов, уединившихся в своих кельях, где они корпели над изучением сутр и комментариев к ним. Это буддизм, исповедовавшийся простыми крестьянами и рыбаками, в представлени�