автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Культ камня в Азербайджане (Археолого-этнографическое исследование)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Кулиева, Рафига Гульгусейн кызы
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Культ камня в Азербайджане (Археолого-этнографическое исследование)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культ камня в Азербайджане (Археолого-этнографическое исследование)"

р ¡- г, л л АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА ИНСТИТУТ ИСТОРИИ

1 ПНР и

" На правах рукописи

КУЛИЕВА РАФ И ГА ГЮЛЬГУСЕЙН кызы

КУЛЬТ КАМНЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

(Археолого-этнографическое исследование) Специальность: 07.00.07 — Этнография

АВТОРЕФЕР А Т

диссертации па соискание ученой степени кандидата исторических наук '

I

БАКУ - 1993

Работа выполнена в Институте археологии и этнографии Академии наук Азербайджана,

Научный руководитель: —доктор исторических наук, профессор Р. Б. Геюшев.

Официальные оппоненты:

—член-корреспондент АН Азербайджана, доктор исторических наук, профессор Т. А. Бунятов, —кандидат исторических наук, доцент А. Ш. Оруджев.

Ведущая организация — Азербайджанский государственный педагогический университет им. Н. Туси.

Зашита состоится . " ¿¿¿¿Цм_199 У г.

в 40 " часов на заседании Специализированного совета Д 0040201 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Институте истории АН Азербайджана (370143, г. Баку, пр. Г. Джавида, 3).

С диссертацией можно ознакомиться в архиве Института истории Азербайджана.

Автореферат разослан . * _199 3 г.

Ученый секретарь Специализированного совета, докт исторических наук, профессор

С

Р. Б. ГЕЮШЕВ.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В настоящее время большое внимание удаляется глубокому изучению народных обрядов и традиций, все еще содержащая, элементы архаического культа. Религиозные перекитки, со сложными напластованиями, сохр^лишшися в наши дни еддотмененными и модзрнизироьаанчмй, продолжают оставаться предметом исследования этнографов.

Архаическая обрядность ныке переплелаоь с исламскими традициями. Однако, в представлениях людей религиозные перехитки, н меньшей степени в теоретическая постулатах и б большей в религиозных действиях» не отделяется от духовного национального опыта, накопленного прошлым: поколениями. Всякая религиозная традиция приобретает статус национальной.

Собранный долевой этнографический материал я далныз других групп источников показывают, что в сяоаной структуре религиозной обрядности наиболее полный комплекс архаических черт связан с культом кашя, многие элементы которого, Еосходадяе к глубокой древности, существует и поныне в народном сознаний.

Культ камня» явля^ийся объектом исследования настоящей, работы, слупит источником для изучения раинах этапов этнической истории азербайджанского народа, его древнего мировоззрения и бытовой.культуры.

С практической точки зрения сведения о народных верованиях такке представляется необходимыми, поскольку даат нам возможность вскрыть их ироисхоадение и способность к-успешному устранения вредных пережитков в биту.

Известно, что быт - это та сфера казни, которая остается'в стороне от воздействия производственной и общественной деятельности.

Быт, без сомнения, определяется условиями общественного бытия, на него воздействуют идеологическая надстройка, взгляды, традиции, оформившиеся в прошлом. Наибольаее влияние на бы? оказывает религиозные перекатки и связанные с ¿ими обряды.

Актуальность исследования в области .пережитков религиозных верований определяется необходимостью не только их фаясярова-' ния, но и установления причин сохранения этих перекатков.в быту и сознании людей.

С демократизацией нашего общества изменилось отношение к религии,а связи с чем все более возрастает интерес к истокам духовной культуои народа.

Изучение перёкитков, связанных с культом камня показало, что мы шеем дело со своеобразной синкретической религией,которая возникла в результате переплетения ислама с целым комплексом языческих веровании-анимистических .магических,тотени-ческих и другими,которые определяют своеобразие азербайджанского ислама.

В Азербайджане на протяжении многих десятилетий наблвда-атся. смешение исламских религиозных обрядов с народно-национальными обрядами и традициями.Одновременно сохраняются обряды и ритуалы доисламского происхождения,некоторые из которых народом воспринимаются как исламские.

Исламские элементы в смешанных обрядах,в сочетании с дс-ламизированными реликтами доисламских верований и культов, -проложат оказывать влияние на значительную часть лвдей.рег» лшенмруя их поведение в бнту,семье,обычаях и традициях.

Ислам,как известно,возник в Араваи и арабский язык бил объявлен языком Корана,языком Аллаха.Мусульманская традиция • требуег,чтобы проповедь читалась на арабском языке.На протяжении веков слулитеяи культа продолжают читать проповеди на арабском языке в то время,как подавляющее большинство слушателей совершенно не понимает этого языка.До недавнего времени чтение Корана также было не доступно правоверному мусульманину,а это создавало трудности для познания догм ислама.

В первоначальном арабском исламе большое значение имел культ Каабы,который был предметом поклонения.и до ислама.В средние века получил широкое распространение культ мусульманских пророков,сеягшс,а такке связанных о их иметм Назаров, гробниц,мавзолеев и т.д.То же происходило в Азербайджане с распространением ислама,одновременно мусульманская вера в процессе своего развитая перерабатывала народные прецашя, дифференцируя их.

Изучая обряды и ритуалы,связанные с такими важными событиями "в жизни лодей, как рождение,бракосочетание,семейная >::езнь и смерть,исследователю приходилось сталкиваться с

сохранение;! ъ них различных реллглознга яакчвсклх псрегштков в го,: числа, сьчзаннп: с куикдо« каг.ня. .''слан выступал о намеренней уш-мтолить cative незначительнее языческие обычаи, однако нрродпкв обнчэл оказались сильное, о vet; будет лдтя речь далее в is кете.

«№еазлог.енше дало осковокиб считать, что п Азербайджане •'

«ела.'.,, как л др\гло миротрте коя'есслл, твою переплетен с пе-pesniwai до..:усуль;.;ачсык ве;.огач'.Л.

Собропний пояеьо/; отмограрячесгл", богатый археологичет с 121" г.атараа.ч л дашше другзх источников, показали» что наиболее полней комплекс перегштков, сохрандвшхся в б чту а в созкакгн, лредстаышмт ообо". обряды, сшсаннио с культ; кання. Ночататае кэ*:вс у озорбаГдЕагадаз содержи з себе разнообраз-hvc f;pxasi4eci-jie черти, восходнше к глубоко;-, древности. Иэло-жензнГ. в дассертьда^ ; ргерлал г -зеоллл глуйяе изучай, истоки духовно" £Зврбг:Гд7.энсЕого народа. Кроме того, архе-

опого-этногр&"пч(2ское аэу&нпе ¡п'льта капня дает гозгтеностх' раскрыть проблему пролошздевдя, развития я дальне?ией тран-cjop; едав его з овсуе ковкх обуядоЕ, поонлшлх в быт азербЭ!"-

Г>:,есто с тег,, лзучоше ерхалчоешх ~ор.', веровак'.А .и обрядов, сз.'язаннга с ночитшюи качая имеет ясторико-познаватель-коо окячеше, одноврачевио покезмая, какое сляятв оказывает религия, г, особеннос-И доиусульгапсгче' Езровакля, на бит ц • ЕС9 обхости Г.ПЗШ ЧОЛОЕСБ.З.

Отелель изучеиностл Почйгайзе камня у азербай-

джанцев ко бьчо объекта, специального исслэдовапя. Лишь от-дельж гогроо« почят&нля ка'»ня, глашши 'обриаоч каевтсиеся религиозя-'х нерегт.тюь л борьбы с нмии, поепдаленк п чгюягено освепены е кеюторнх публикациях.

Следует отлгатлгь, что исследуемая проблема сохранности пвреквтков луввшг зселчтяоэнкх Bepovamn в бету у азербайджанцев до 4С-х годое ншогшего сто '¡стля 'в научной литературе и? била достаточно изучена, 'i первых исследованиях давалась лжь обсел этнографическая хераотеристик? народам Кавказе, они носила описателькч" характер л трудно выделить отладьте ! .спектя", посвяаеиине конкретно лзучаеио'! ra:*:i теме,

В статьях ряда об - <? .иехааядарове,П.Э^окдарвя,В%.г'ил-

лера и другие* сообщаются интересные степени я о религиозных верованиях я обрядах. Обнаруженный материал носит отрывочный характер. В статьях Г.Г.Чурсина^ можно ознакомиться с достаточно исчерпывающими' сведениями о пережитках религиозных верований у некоторых кавказских народов.

После сороковых годов XI в. в Азербайджане началось по существу системное изучение сеыеЕно-бытовой обрядности, при этом круг исследуемых вопросов б те годы был сосредоточен на изучении семейно-брачных отношений в связи с преодолением религиозных пережитков в Сыту. Отдельные вопросы религиозных верований были изучены А.''.Алекперовым, ь.й .Мещаниновым, К.Каракаш-лк, Й.Дкафарзаде, А.Алескерзаде, о..ймпольскиы, Г.А.Гулиевим^ Р.Б.Г еюшевым, Ы.^адашзаде, А.ЛзыаклоЕОй, А.Карахмедовой и др.°

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является • изучение истоков религиозных верование связанных с культом камня и выявление степени сохранное*.; этих пережитков в быту.

Данная тема (фактически нг была предметом специального исследования в этнографии Азербайджана, л сходя из

• I. Вениаминов Б. Селение Салахлу и татарская сказка, записанная в нем. CiViOiVulK, вып.lü, ч.2,Тифлис, 1683,с.IU5; Эфендаев «i. Из доверий татар Шемгиинского уезда. СшОшШ, Тифгшс, 1ЬхЗ,вып. ЯУП, с .'¿üb; Ьезиров М.Г. Несколько сведения о татарских поверьях. СМОМЖ, вып.1л, ч.2, Тифяйс, IosJü, C.IJ3.

2. Чурсин Г.Г. Дочиуание гор, скал, камней. Бюллетень Кавказского института археологии, 4, Тйфляо, его ¡¡ее. Амулеты и талисманы кавказских народов. СчШаШ, вш.46, г.;алачкала, ЫЙ; его ке. фльт железа на ¿йвказе."лавказ",Л73,Тв$ййо,Х»03

3. Алекперов А.К. Исследования по археологии и этнографии Азербайджана.ß..Isbü.c.&LÜ;,]йкафарзаде п.т. Древнейший период истории Азербайджана: по арлеодогичеекки данным. Ь кн.: Очерки по древней истории Азербайджана.-Ь.,idö6,с.7-bö; ¡«вданинов й.й. llapa Азербайджана. известия üüyiA, г .а, выд.4. -Б., ßro же. Кромлехи.ИГА/л'аК.Т.6,& 3,Wi.,Is3ü; Гулиев Г.А. древние религиозные культы в Азербайджане а их перекатки в бы-гу.-Б.,It>bä (на азерб.языке); Обычай и традиции в кашей быту.-Б. ,1з/ь (на азерб.языке); Лмпольски?: ü./i. древняя Албания ш-П вв.до н.э. Б., Idb3; его ке. Шры Азербайджана. ¿опросы истории и атеизма. it.,Iü6ü; Измайлова A.A. Социальные преобразования хозяйства, культуры и быта талысей.АЕГоре$.дис.на соиск.Ученой степени канд.исг.наук.(Институт истории АН АзССР) JA. ,1а64; Карахмедова А. ¿усы как источник изучения истории Кавказской Албании. Авто-реф.дис. на соиск. ученой степени канд.ист.наук (йн-т археологии и этнографии АН Арм.GGP) ,-Е., IaVb.

вышесказанного настоящей работой предпринята попытка восполнить этот пробел.

В связи о этим исследователь ставал перед собой следующие задачи:

- показать распространение каменнас святилищ, появление которых объясняется географическими природными условиями с одной стороны и зарождение« древних религиозных представлений, с дру-. год;

- проследить развитие наиболее ранних форы анимизма на примере культа камня!

- проследить превращение архаических каменных святилищ в мусульманские объекты поклонения;

- выявить роль основ/ни первобытные религиозных верований и , представлений связанных с культом камня, показать причины сохранения ал обрядности в быту азербайджанцев;

- выявить путем анализа причины смешения языческой и исламской обрядность,.совершаемых на каменных пирах;

- определить роль верований, связанных с культом камня в духовной аизни современных азербайджанцев.

методологическая огнова и^аточникодедческа^ база исследования

Тйетодоиюгачеояой основой диссертации является исторический метод.'В исследовании использовано теоретическое наследие А.С.Токарева, Р.Ф.Мтса, Д.фрезера, Э.Тейлора, посвядеьниа вопросам этнической истории и культуры народов мира.

Ценным источником для осЕещэяия ряда аспектов исследуемой ~ темы послужило многосерийлое издание "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа" и матера алы периодической печати.

Важное значение для работы имели исследования А.Алекперова, ■•/ й.Мещанинова, 3.Никольского, Г.Гуляева, ¿Л.Ладашзаде, Р.Г'вдЗше^а, А.Измайловой, А.Карахмедовой и др.

В работе для сравнения был примечен этнографическая мате--риал по народам соседних стран и предпринята'попытка выявления ' путем научного анализа причин смешения языческих в исламских • обрядов, совершаемых на пирах.

Посредством анализа и синтеза исторических источников, научных публикаций, результатов арлеологических и этнографических экспедиций» отракамдих историю и теорию вопроса было выявлено состояние разработанности проблемы.

Для уопошного решения проблемы совершены индивидуальные командировки, а также принято участие в археологических экспедициях для использования прямого а опосредованного наблюдения путем социологического опроса, личные наблюдения и беседы с информаторами. Полевой материал был собран с по г. в разных районах Азербайджана и дает основание для отражения состояния проблемы почитания камня в ел окном переплетении с исламскими обрядами. ■

Ь работе широко использован сравнительный материал.по народам Закавказья и других стран, что, способствовало более точной прострайстаенао-ьрекеаной'йнтерпретации многих черт архаических пережитков культа камня У азербайджанцев.

Ваашое значение в написании диссертации имели теоретические и методологические разработки проблемы традиционно-бытовой культуры в исследованиях ведущих советских этнографов Я.Штернберга, А.С.Токарева, Ь.Л.Басилова, ¿.И.Лаврова, А.К,Алексеева, Р.Ф.Кгса, Г.Д.Онесарева и. др.

Практическое "значение данного исследования определяется необходимостью изучения проблемы этнокультурной истории азербайджанского народа, что выражено в имеющихся в диссертации рекомендациях по раскрытию проасхокдения доисламских религиозных представлений, играющие заметную роль в семейно-бытовои обрядности азербайджанцев и способности к успешному устранений вредных пережитков в быту. Материалы и выводы работы могут быть использована в работе над многотомной монографией "Этнография Азербайджана", а такао учебника по этнографии Азербайджана.

Видводтые в диссертации предложения и рекомендации помогут изучению истоков духовной культуры азербайджанского народа. Со-> дераащиесл в работе научно-теоретические предложения и собранный ыатерпач уоедительно доказывает, что архаические религиозные верования играют весьма существенную роль в быту.

Апробация. Основные положения диссертации освещались в виде 'докладов на республиканских научных конференциях, посвященных

проблемам истории Азербайджана в Академии наук Азербайджана, на сессиях, посвященных дослгановлениа азербайджанской государственности, на Всесоюзной конференции молодых ученых, посвященной 40-детию победы.

Основные положения диссертации нашли свое отражение в семи ■ работах, опубликованных в научных изданиях. Диссертация обсук-дена в отделе Этнографии современного периода АН Азербайджана.

Структура и объем диссертации, диссертация состоит из введения, грел глав и заключения, к ней приложены библиография и список сокращений.

Основное содержание и выводы исследования

¿о введении обосновывается актуальность и значение тэмы, анализируется степень разработанности, ставится исследовательская задача, раскрывается теоретическая и методологическая база работы, характеризуется научная новизна исследования.

£ первой гласе - "Ареал распространения и мае сир лада я каменных святилищ" - рассматриваются народные представления» связанные с почитанием камня, распространение и специфика каменнах святилищ.

многообразная природа Азербайджана способствовала возникновений фантастических представлений об окрукаюлей среде у древних людей, ¿ароаденйл религиозных представлений способствовали географические, природные условия Азербайджана, они создавали почву для формирования верований, овязанных с камнем. Древние лоди воздвигали гигантские тмятники для умерших. Подобные сооружения называют мегалитами. Некоторые мегалиты образуют гигантские ограды, поверх которых лежат огромные шиты (кромлехи).-Другая группа йегалагов - погребальные дома из каменных плит с плоской крышей (дольмены), с ними определенное сходство составляют каменные ящики, аодобные и близкие к ним сооружения широко распространены как на Кавказе, так и по .евроазиатскому материку1.

Мегалитические сооружения состоят из огромных необтесанши каменных глыб, которые кажутся делом нечеловеческих рук. Следует отметить, что они представляют собой наиболее древние из почитаемых, рукотворных памятников Азербайджана. .Характерные в основ-

I. фелицин jJ.il. Ьападно-кавказские дольмены. Материалы по археологии Лавкаэа. пт.Ы. нл., 1^04, с.37.

- ь

ном.для горных и предгорных районов (нагорная часть Карабаха, Нахичевань) по утверждению археологов, мегалитические сооружения относятся к бронзовому веку и позднее утрачивают свое пред-назначение-1. В на<ла дни. эти сооружения почитаются, как святые-места.

Согласно археологическим материалам одним из интересных видов мегалитических памятников в ьакавказье являются, так называемые, циклопические сооружения. Они сложены из крупных казней без саязуадего раствора.

довольно распространенным в Азербайджане является поклонение стоячим камням (менгирам), называемым в народе "чобан даты" (пастуший камень) и аапошващиы человеческую фигуру. У местного населения стоячие камни также называют "огланкыз-дашыи, т.е. "камни девицы а юноши", по другому их называют "харби-даши", т.е. "камки боя".

В аде,кромлехов устраивалась обширные постройка, обнаруженные у поселков Ыардакянн и Шувеляны, близ города Ходкалы, в окрестностях Гянджи и т.д.

В народе сохранилось множество легенд и сказаний о таинственных горах, скалах и камнях. Б древности на Востоке горы считались обиталищем духов, богов и глубоко почитались'людьми. Согласно архаическим представлениям древних азербайджанцев, вершины высоких гор Килиг-дага, Бабадага, Беш-Барыака и многих других, являются свяченными.

Значительный интерес представляет гора Беш-Бармак (пять пальцев), расположенная на территории нынешнего Дишчанскога paiioaa Азербайджана. Гора Беи-Бармак на фоне невысоких холмистых гор выделяется своей причудливой вершиной. В представлении древнего человека вершина горы, скала, камень являются местом пребывания духов. ДричудаИЕОсть форм усиливала представление о том, что камень, гора-существа особого порядка.

Вершины высоких гор почитались в прошлом, как священные и до сих пор называются е народе "одхог дат" ила "зиарят дат" (т.е. аир гора иди паломническая гора).

I. Геиаев Р.Б. Археология и религия. Баку, Id65, с.51 (на азерб.яз.).

- ■à' -

Как показали этнографические материалы, что, хотя, почитание горных вершин имеет мусульманскую оболочку, но в основе представляет собой архаические воззрения народа, связанные с целительной силой "святых" объектов природы, наделенных, якобы, чудодейственным воздействием.

пещеры на территории Азербайджана, зафиксированные этнографическими исследованиями, а такке обнаруженное археологическими раскопками, являются древнейшими формами жилья. Азербайджанцы их называли "сыхнаг" или "панах" т.е. убежище, а такие "зага", "ыагара" или "ккииол" и т.д.

Пещеры, расгюло&знные в доступных и удобных местах, впоследствии слумли шлицами для более поздних поколений, а со временем превращались в святым, чтпдще народом. Со многими пещерами Азербайджана связаны предания и легенды.

Анимистические воззрения играли большую роль в архаических верованиях, связанных с камнем. Существует такое поЕерьо, что человек получас! сеой камень при жизни я он властен над сеоим камнем, йо существующему, еще и ныне, обычаю, чтобы освободиться от грелов, болезни, тякести совершенного неблаговидного поступка, придя к пиру или на кладбище, следует бросить камень назад за спину.

В Азербайджане, как во всем Закавказье, известны камни "помогающие" бесплодный женщинам'. Почитание подобных казней Тесно связано с культом плодородия, поскольку в древности камни фаллической йормы дочитались как самостоятельное божество, позднее стали символизировать плодородие. Интересно, что на Кавказе к "Кёбек-дашы", который, по древним религиозным представлениям азербайджанцев, связан с плодородием, на поклонение отправлялись не только мусульманки, но и христианки. Это доказывает, что культ камня явление древнее, существовавшее до формирования мировых конфессий.

Почитаемые камни, по архаическим представлениям азербайд-канцев, определяют судьбу, исцеляют от различных болезней, исполняют все покелания паломников.

Как показывает полевой материал сохранилась, так называемая, специфика пиров. Некоторые пиры имеют свею определенную сферу деятельности, в которой они могут проявить свою чудодейст-

- IU -

венную силу. В одн-ом ив ere они помогают ог зубной боли, а в д^гоы от бездетности, в третьем, - от глазных болезней,' ревматизма, болезней ¡¿елудка и т.д.

До всей территории Азербайджана мокно встретить "святые • места" - циклопические сооружения, сеятыс горные вершины, свя- ' тые горше пещера, одиноко стоящие менгиры и просто каменные скопления, ¡лестное население чтит их и именует- очагами, пирами.

lío принципу происхождения "святые места" возможно струп- -пирогать следующим образо..!:

Í. каменные святилища, обусловленные естественными географическими условиями - горы, пещеры, скалы, холмы, камни.

Z. каменные святилища, обработанные, созданные человеком, искусственные - каменные насыпи, надгробные'плиты, мегалиты, цщуюдические сооружения.

Наиболее древними среди них являются природные каменные святилища, образование к:горых шло наряду с зарождением первичных религиозных представлений. Искусственные святилища создавались человекам в подражании природе, когда в той или иной местности не было гор, пещер, скал и пр.

.Сохранившиеся до наших дней многие каменные святилища можно разделить на два типа: на так называемые универсальные, которые исполняют любые пожелания паломников, избавляют ог всяких болезней,-утешают в любом затруднении, и на те, которые исцеляют какие-то определенные болезни, исполняют конкретные аелания.

Во второй главе - "Истоки культа камня и их реальное значение" - рассмотрены основные формы древних религиозных верований а их значение в биту азербайджанцев.

Поклонение камню, в древнем религиозном представлении, со деркит много элементов, уходдаил. корнями в глубокую древность.

Истоками религиозных верований являются элементы ашшизыа, фетишизма, тотемизма, общественная и индивидуальная магия и т.д. Анимистические представления у азербайджанцев связаны в основном с человеком, природой, но более всего с человеческой душой.

Камень, в архаических представлениях азербайджанцев, как впрочем у большинства народов мира, является обиталищем дуии. В верованиях азербайджанцев большое место занимали представления о душе (рух).

Как, доказали этнографические материалы у азербайджанцев

существует такое древнее поверье, согласно которому душа после смерти вселяется в какень. В народе говаривали, что умер т.е. превратился ъ какень (даша дёндю),

G выносом покойника из дома связан еще один интересный обряд, который, увязывается с языческим верованием. Когда выносили покойника со двора, за ним бросали черный камень, при этом добавляя: "ардынджа rapa даш". Этот ооряд, носат магический характер, ибо, по поверью, если бросить камень вслед за покойником, то смерть больше не придет з этот дом.

;3десь имеют место анимистические представления, ьера в то, что душа умершего может перейти в камень и остаться в нем. Таким образом, бросив камень, избавляясь от дум покойного, заключенной а нем, которая в этом случае покидает дом навсегда в не монет возвратиться вновь.

Сбряпы в погребальном ритуале современных азербайджанцев, связанные с камнем, по существу отголоски древних представлений, которые переплелись с мусульманской ойрядпоспю и воспринимаются, как неотъемлемая часть национальной культуры.

По древнему обычаю в могилу шили три какхшка: один на голову, второй на susot, третий к ногам покойника. Согласно этнографическим данным, в рот покойника клали бусину сердолика, по архаическим представлениям, это залог ¡казна в потустороннем мире, сердолик, якобы, будет служить оберегом в той жизни. ¿1зуче-вие археологического материала дает возмонность определить, что ь дрьаних захоронениях под голову умершего клала камень. Обычай этот восходит к эпохе сронзы. Анализ подобного материала выявляет анатогии религиозных обрядов в глубокой древности.

После смести кого-либо, как известно, вырывается могила и ьслед за захоронением трупа ставится надгробие. Это связано с совершенно забытыми в наши дни древнейшими воззрениями,, ныне воспринятые исламом.

Наиболее распросттяенным намогильным сооруаением являете -"башдаши" (головной камень). В некоторых оайонах Азербайджана клали камень в горизонтальном положении - "синэ дамы" - плоская каменная плита.

Стелы представляют собой перекиточную форму врытых в землю камней. >и называли "бабами", "идолами", им поклонялись, перед

- и -

ними совершались аергвоприношения.

Норов контуры сгел были похожи на каменные изваяния, которые Ошн найдены в поваленном состоянии, а также вертикально вкопанными в землю в Караоахской степа и в предгорьях Малого Кавказа.

Археологическими расколкам выявлены стелы, датируемые Ш тыс. до н.э. Б Прикаспийской зоне стела обнаруживаются, как в поселениях, так и в связи о погребальными обрядами.

Б некоторых случаях стелы представляли собой столбы без признаков обработки. Местное население связывало стелы с куль-• том £алла и, согласно народным преданиям, он способствовал увеличению молока у кссмя£чх кенщин.

Нагробные памятники, по данным археологии, представляют собог один аз видов пластического искусства, древнего Азербайджана, являются''.традиционными, имеют свов прототипы в древности.

На стелал. встречаются изображения быков, баранов, коз, ло-иадей i т.д. Очевидно, люди сооружавшие их, поклонялись ям, что позволяет нагл проследить развит s религиозных. представлений -разветвленных в тотемизм.

Пластическое изображение барана в различных формах как олнцешзреаае древнего тотема, а такке символа плодородия, считались оберегами от злых духов как в казни, так и в загробном мире.

Оригинальную разновидность стел составляют вишапы, которые по народным представлениям,символизируют плодородие, а тайке являются охранителями воды -источника аизни.

Археологическими ксследовашя?« а кшодтла установлено, что изображения животных, людей и птиц j;aK в виде рисунков, тан и в виде скульптур имели варокое распространение во многих странах древнего мира, и то» числе я в домусуладаяском Азербайджане*. Их ыокао .считать пережитком тогемвчесдах воззрений, связанных с погребальным обрядом азербайджанцев.

Художественно оформленные йаногилыщс кашш с высеченными надписями, орнаментом, с изваяниями явля&Гся одним из распросг-раненних вадов памятников материальное культуры азербайдкаиско-

I. Дкафарзаде A.U., двд^арэаде С.К. Азербайджанские„ намогильные камни. Советская этцогра<|ля. й 3, 1^56, c.JUb.

'го народа.

По нормам ислама на могиле не должно оставаться никаких знаков, т.е. ни гробницы, ни надгробья. Однако никакие запреты не иогли ликвидировать в сознании людей древши традиций предков.

Реальная жизнь древних азербайджанцев с ее трудностями, создала не только иеру в чудесное, но и магические пр,.змы воздействия на природу.

Религиозные воззрения отражали не только силы природы и общества, но и бытовые условия древних людей.

Камни играют определенную роль в магии производителя дождя, а множество различных амулетов и талисманов влияют на природу человека. Задача амулета отвращать зло, магически оберегать человека от бед.

Этнографический материал свидетельствует о поверьях, связанных с ролью речных камней в качестве оберегов, сохранившихся в быту азербайджанцев, которые вывешиваются на фасадах домов, на глиняном кувыияе для сбивания аасла, на ковровом станке и т.д.

Археологические и этнограф:ческие данные показывают, что сердоликовые бусы служили амулетом у древнего населения Азербайджана.

Сердолик называют в народе "баба дашы". До древним религиозным представлениям, у азербайджанцев "баба даащ" - посредник меаду людьми & богоы.

Ь погребальных памятника*. эпохи бронзы и начала эпоха неле-за, обнаруженных на территории Азербайджана, Еыявленн бусы кз различных камней и минералов.

Одной из причин обоготворения камней являются их целебные свойства. Драгоценные и полудсагоцеинце камни, являясь элементами украшений, одновременно, в древних представлениях азербайджанцев, имели магические и целебные свойства.

Несомненно, что использование амулетов в быту не связано с установками исламской религии,, а восходит к архаическим религиозным верованиям.

Борьба с природой, , с ее сверхъестественными п^ояменияьш, вызвала к низки сложное многообразие религиозных верований* Древние религиозные верования сплетались тысячелетиями, слива-

ясь - культ камня, культ дерева, чульт предка, лулы огня и друх'ле, они составляют замысловатей комплекс - культ природы.

х!ульт воды представляет собой один из основных форм арха-м-.ескйх религиозна*. представлений азербайджанцев. Культ камня тесно переплетается с почитанием воды.

Согласно древним воззрениям камень отождествляется с при- . родой, а представление о Еоде связывается с понятием путь. До • древнему поаерыо, за недобр человеком бросали камень, за близким человеком, отправляющимся в дальний дуть, как правило, девушка лила веду. Ко^да человеку приснятся дурной сон, следует. рассказать его льющейся воде, чтобы вода, по доверью, унесла все недоброе.

Согласно древним представлениям азербайдканцев, значительное ыесто в жизни занимала вода, безусловно основанное на её реальных свойствах, как носителе ¡казненного начала.

Другая форма первобытных религиозных воззрений представляет ^ об ой-.культ дерева, который издревле распространен в Азербайджане. Согласно оытующи... поверьям, деревья твердых пород наделялись священными свойствами, вероятно, что когда-то подобные породы употреблялись для изготовления орудий, сталь необходимых для жизни, что усиливало их. значение в казни человека.

дерево, по-архаическим представленьем-древнего человека, такое ке живое существо, как од сан. Самое главное свойство, вызывающее к нему поклонение, это сила плодовитости. Вбивание гвоздей в ствол есть средство общения с духом дерева.

На пирах подвязывались лоскутки к веткам деревьев с целью отвести болезнь от того, кто навешивает Ил. Б некоторых случаях гтот ке ооряд проделаваеася с целью передачи через них по-аелашй просителей. А для обретения здоровья на определенных пирах больного протаскивали через дыру в дереве.

Почитание огня следующая форма древних религиозных верований. Приобретение навыков добывания огня было важнейшим завоеванием первобытных людей. Огню поклонялись, приписав ему сверхъестественные свойства, вместе с тем огонь символизирует, в представлениях азербайджанцев, счастье, удачу. Порой, в наши

дни можно услышать в адрес недоброжелателя: "оджагын сёнсш" (чтоб потух твои очаг). Когда пламя от костра тянется ввесх, значит в доме будет гость, это доброе предзнаменование.

Известна ритуальная роль огня в погребальном обряде эпохи бронзы. Согласно археологическим данным, угольки найдены почти в каждой древней могиле, что подтверждает, сколь широко распространен культ огня, очага а Азербайджане.

Огонь считается наиболее чистым и священным элементом природы. Почти все виды культовых мест, включая и священные деревья, азербайджанца называют "аир" или "оджаг" (одааг-очаг-огонь). Слово "очаг" на азербайджанском языке охватывает широкий круг понятий, в которые также включаются понятия "род", "семья".

В архаических представлениях азербайдканцев в значительной степени почитались металлы, чему способствует ил блеск, твердость, плавкость, пригодность для выделки орудий, украшений, их акустические свойства.

Археологическими исследованиями в этнографическими наблюдениями, проведенными в разных частях Азербайджана, установлено, что первым металлом, который стал' таинственной силой, одолеваю- > щей бедствия и изгоняющей злых духов, была медь.

Большинство кавказских народов считает железо наиболее действенным средством в борьбе с силами зла. Всем известна распространенная повсюду вера в счастье, которое приносит подкова, прибитая у порога или просто найденная.

Религиозные представления древних азербайдканцев распространяются на небесные светила. Круглой формы печатаемые камни представляют собой отракение поклонения солнцу, символом которого является круг.

В каждом из рассмотренных комплексов прослеживается местные причины их живучести. Религиозно-бытовые перекитки приобрели упрощенный хагактер, а некоторые потеряли первоначальный смысл, не являясь проявлением системы религиозных взглядов.

Именем "пир" или "оджаг" азербайднанцы называют "священные" места (святилища) - небольшие строения, могилы, деревья, родники, отдельные скалы, ¡камни и прочие места культа и находящиеся

там предалеть культа. Как сами пира, так и обряды, совершаемые при них, не укладываются ни в нормы древних представлена;;, ни в нормы мировых конфессий, последовательно распространившихся в Азербайджане, ото свидетельствует о древности святилищ, сохранившихся до нашего времени, как пережитков глубокой старины.

Почти на каждом из этих святилищ мокно наблюдать переплетение различных видов почитания: культа камня, культа дерева, культа предков, культа огня и т.д.

Народ продолжает свою древнюю религиозную практику, сохранившуюся с периода анлиизма. Ьерующке целуют священные камни, скалы, привязывают к веткам "священных" дреЕЬев лоскутки своей идеиды, чтобы болезнь их была привязана к эг/ы деревьям. Обряд кертводриаошения совершается определенным образом, у святилища, произносится: "габул олсун", т.е. да будет лертЕа принята богш.

iiepeiií;точная психология первобытного человека с ее одухотворением неодушевленной upa роды привела его не только к культу камня, как аглищу духов, но к культу строго определенных камней. С течением времени, постепенно изменяется первоначальный смысл многих народных обычаев седой древности, но тем не менее, народ . упорно их придерживается, чтит их как заьет мудро;; старины, проявление нап/'°нально£ самобытности.

Третья глава посвящена отношению ислама к святилищам, связанным с почитанием ка;.шя, современному состоянию веры ь камень, роли культа камня в духовно!1, жизни азербаСдканцев.

Поклонение камню весьма консервативно в силу того, какое особое место занижают пережитки в сознание челоьека. На ритуалы, со: ^рлаемые у святилищ, наслаивались представления и обычаи уже . имеющиеся, соответствующие данному состоянию развития общества и уходящие корнями в глубокую древность. Святилища приспосабливались к современным условиям казни, исламизировал.:сь одновременно с населением Азербайджана.

С другой стороны, исламская религия способствовала сохране-йию лишь тел элементов домусульманских верований, которые не мешали ее догмам.

' Поклонение святым в исламе получило большое распространение - со временем так разрослось, что не верить в святых считается

в исламе так же предосудительно, как не верить в существование Аллаха, и что, в свою очередь, противоречит сути ислама, ибо "нет бога, «роме. Аллаха".

Население продолжало почитание святилищ, нередко объединяя их с пирами более новых религий. В итоге обнаружилось, что у могилы шейха совершается обряд, не соответствующий мусульманской ¡зеро, обращение могилы в пир обычное явление для Закавказья*. У подобной могилы мулла выполняет обряд согласно шариату, а паломники совершают языческий ритуал: производят кертвоприно- . шениэ, подвязывают лоскутки к веткам деревьев и т.д. С помощью мусульманского духовенства происходило слияние домусульыанского культа обожествленных предков с исламом. Так продолжалось до начала XX века. В результате древние дохристианские, домусуль-манские "святилища" становились мусульманскими "святынями".

По мнений суеверных людей, после смерти "святые" становятся посредниками мекду богом и людьми, к тому же дух "святых" продоласает влиять на жизнь юавущих на земле, защищает их от несчастий, помогает им а аазнй. Кроме того, суеверные люди считают, что в так называемых "сеидах", "шейхах" кивет дух пророка Мухаммеда, поэтому поклоняются ив только могилам умерших "сеидов" и "шейхов", но я их тьшл кредагаытелям.

Почитание "святах"стало оболочкой, под которой внутри ислама могли сохраняться уцелеьсЯб следи дрзши религия.

Культ "святых" родственен культу яредкэи, У азербайджанцев могил й предков придавалось особое значение.

Согласно архаичес! :и воззрения^ предка ятшся ово$кт, которые влияют на всю «сизнь человека, и потоку на ояазвяяшл регулярное поклонение. У ряда народов, у кот о рыл сохранились пережитки патриархального уклада ж а ни-, Где глава соаьи еще прв жизни пользуется особи:,! авторитете;,! своих детей, чувство уьаас-ния к юшкг есш яоропосляоа на него и после с^зртй.

Почитание святого прздка вооходиг я пзклонеяиа обожествленным предкам. Культ предков аризаан есобой формой первобытаоа религии, в основе которой лекит вэра в загробную кизнь дуй

I. Мещанинов и .И. Шры Азербайджана. Известия, т.IX, вып.4Д^31-, с. 12. •

уыераях.

Каждое село в Азербайджане имеет свор пир - святилище. ^.дсм с местом погребения предков, где также совершаются религиозные обряды. Палевые материалы подтверядают, что часть пиров представляют собой место погребения глав больших семей или патронамий, аксакалов. Наличие в составе имен пиров слов "баба" (дедушка), "дэдэ" (-тец) - т.е. "глава рода", "предок" -свидетельствует об этом.

Судя по всему, к;льт конкретнкх пиров представляет собой культ предков, связанный в своей основе с культом огня: культ пиров в определенной степени бил культом того очага (семьи), прародителем которого в прошлсм являлся старец - глава большой семьи, родового коллектива.

Без сомнения, культ святых в Азербайджане слоаился а основном из синтеза элементов культа природы (культа камня) и культа предков. Ведь "каыенад1 пар", в религиозной представлении азербайджанцев, прекде всего, "баба" (дед), что в определенно*! смысле значит предок, т.е. предок, дух которого вселялся в камень.

Многочисленные этнографические материалы свидетельствуют, что предстааления о плодородии и благополучии у азербайджанцев связываются с культе;.! предков. Соверщш. ритуалы, ляда рассчитывают на чудодейственные силы и милость духов природы и предков.

Необходимым условием для изучения архаических представлений яеляются пс"ребальныз памятники и погребальные обряды.

¿зменення в цогребальаых обрядам связаны с различными по-литнческшн событиями в еизни населения, например, изменениями в идеологии. С распространением зороастризма, официальной религией Сасанидской державы с кЛУ века, началась борьба.с религиозными верованиями местного населения. Известно, что в зороастрасском культе ьааное место занимало поклонение огню, которое нашло СЕОе отравение в погребениях в, виде каменных яадков, сооружавшихся с 1У века. Каменные ящики изучены в поселения Хыныслы, близ кемахя, некоторые из них перекрывались каменными изваяниями.

1 До введения христианства в Албании били распространены языческие верования. Утверждение ноеых общественных отношений привело к ликвидации зороастризма. С jJ века государственной религией становится христианство.

христианство стремилось устранить языческие культы из религиозного обихода населения, но попытки его были тщетны: двоеверие продолкало существовать.

С распространением христианства обожествление кашей на прекратилось; широко разносились легенды о сверхъестественной происхождении менгиров, дольменов. Христианское духовенство наносило на них христианские символы и изображения.

По древним традициям мусульмане и христиане Азербайджана поклоняются одним и тем ке дарам.

После завоевания страны арабами в УП веке и распространения ислама началась ыусульыанизация древних сЬятилищ, которые стали осЕяиаться исламскими традициями и получать арабо-мусуль-манские имена. Ja месте древнейших культовых мест, кашиц а па-реев появились три, ханагя, мавзолеи и т.д.

Согласно данным этнографии и археологии мокно утверждать, что исламская религия,создавая свою обрядность, приют некоторые элементы обрядов языческих верований, т.е. древнюю' магин, древние народные праздника, ритуалы и прочее.

Согласно древнему обряду, производимому у святилища, наиболее важным является пролитие крова кертвен.чого ншвот.чого. Кровь, по древним религиозным представлениям, это источник жизни. У некоторых народов кровь олицетворяем душу. В соответствии с древней традицией принято выливать кровь аергвенннх животных на камень, который играет роль иертвенкака (алтаря), что символизирует священный характер камня.

£ наием обществе религиозные переь-ситка в большей степени солраняются в быту сельского населения, уровень религиозности на селе, как правило, вцше, чем в городе.

Следует отметить, что большинство веруш"х выполняют ре-чигиозиые обряды, отдавая дань прошлому, не стремясь в обязательном порядке прививать свои взгляды молодежи. Но все ко религиозные обрядовые дейстшя оставляют след в сознании под-

растаюцего поколения.

Наше общество, которое испытывает глубокие противоречия, актуализировало ныне влияние религии и было бы ошибочно игнорировать религиозное наследие отечественной и мировой культуры.

В подобных' условиях среди верующих в Азербайджане, .есть и такие; в казна которых важное место занимают скорее традиции, чем убекдения. они скорее суеверны, чем религиозны.

.Абсолютное большинство современных верующих не знакомо с содержанием священных книг, не знают культовой системы. Религиозность их имеет иные опоры, она СЕязана с поиском нравственных идеалов, с велением сохранить обычаи и традиции, основанные на твердом убеждении о тождестве религиозного и национального. В сознании современного заурядного мусульманина "чисто" исламские элементы неразделимо переплелись с верованиями и культами, которые имели место в этом регионе задолго до ислама. Именно они занимают а его духовной кизни большее место, чем исламские установки. Между им сама верующие искренне считают себя "истан-ндаи" мусульманами.

Определенная часть населения, совершая те или иные древние ь.- -ты, пол посещении святилищ, зачастую не могут объяснить их с: .■ . Следовательно, их оелигиозность носит повеохностный ха-[;...,тео, и совекдают они религиозные обряды от случая к случаю. Участие и пооведение обоядов связывают с оелигиозной поинадлех-ностью, считая это мусульманским долгом, а также связывая с национальной традицией.

Исламская религия придала религиозную окраску многочисленны». бытовым ритуалам, обычаям и это является еще одной поичиной бытования арахических верований. Многовековое взаимодействие этнических и религиозных компонентов в общественном историческом развитии Азербайджана привело к достаточному проникновении религии а традиции, обычаи, бытовые отношения.

Заключение содержит главные выводы исследования.

Изучение дсевннх оелигиозных представлений, в частности,--культа камня показало, что в Азербайджане сложилась своеобраз- ■ нал синкретическая оелагия, возникшая из переплетения исламской религия о целым рядом языческих верований. Значение камня в

кизни людей с доевнейших времен породило множество обычаев а обрядов, магических действий, связанных с поклонением кошо, эти обычаи пооявили удивительную стойкость в течение тысячелетий, и сохранились до наших пней. Культ камня может служить источником для изучения ранних этапов этнической'истории, древнего мировоззрения и истории духовной культуры азербайджанского народа.

всесторонний анализ итогов археолого-этнограсЕйческого исследования культа камня в Азербайджане дает основание показать степень сохранности и трансформации традиционных элементов в национальной культуре.

йсследуя местный полевой материал, автор пришел к выводу, что нельзя современные обычаи и обряды отрывать от корней. Они имеют аналогию в мифологических представлениях древних племен, населявших территорию Азербайджана в далеком прошлом. Кроме того, они часто перекликаются с религиозными воззрениями наро-' дов сопредельных стран древнего мира.

Болевые этнографические материалы показывают, что те обычаи и обряды, которые с древнейших времен занимают значительное место в духовной жизни населения Азербайджана, лают ;яркую картину преемственности традиций и определяют самобытность азербайджанского ислама, одновременно представляя отдельные звенья в общей цепи культуры человечества.

Основное содержание диссертации отоааено в следующих публикациях:

1. Некоторые.сведения ^ святилище Ееш-Бармак.-материалы всесоюзной конференции молодых ученых, посвященная 40-летию иобеды.-Ь.,1^В6, с.33^-336.

2. Об одном каменном святилище на Штероне.-Материалы конференции "Великий Октябрь и развитие археологической и этнографической науки".-ь., 1д8д, с.146-148.

3. Основные формы первобытных религиозных представлений в Азербайджане. - Труды научной конференции молодых исследователей проблем истории .Азербайджана, I часть.-Б., о.Ш-Ш.

4. Пережитки культа камня в быту азербайджанцев. Труды научной конференции, посвященной дню воссталовленяя азербайджанской государственности , -1^91, с.300-^)3.

5. Роль верований в камень в духовной кизни современных азербайджанцев. -Доклады П республиканской научной конференции молодых исследователей проблем истории Азербайджана. -Б., Ш2, с.74-76.

6. О некоторых аспектах отношения исламской религии к святилищам из камня. - Доклады конференции-, посвященной проблемам • истории Азербайджана. -Б., с.40-42.

7. О некоторых святилищах ¿(ахского района. - Материалы научной конференции, посвященной итогам археологических ч этнографических изысканий в Азербайджане. 1»Э2, 0.232-233.

-23-X Y Л А С о

Сон иллардэ чэиизЗатин демократиккашноси ила алагадар ола-раг мэдэии ирса,о чтилэдэн мэ'нэви мэлэНиззэт тарихино,дини етигадлара маряг артмагдаяыр.Халг тэдричэн аз мэ'нэви кэклэ-рииа гаделыр.Ьу чэйэтдэн шюан иэ'нэзи.Цаиаын вэ дтн^ало-ртегнгн цюрмалаишасында дини етигадлари'мгмэсня рол ojíiajup. Довлэмш динэ этнасибэти кежгняоя лэдишшя.дшп товкилатла-рын нее ичтимая фуяксидасы артмыидыр.Гэсадуфи дедил ки,сон иллэвяэ йоламдан эввэлки лини инамларын вз иолашн тэдгиг олунмасына елми шраг-артшвлыр..70 ил эрзиндэ агеистлэр динян халг Y4YH "зэрэлк"•зз"теЬлтаэли" олмасы Ьаггында кениш габ-лигаг апармышлар.Ьалбуки лия.хгсусилэ ислямдан эввэлки лини етигадлао йио га^да олараг ыаишэт оэви¿¿эсиндэ (рэали^'эг кес-гэрмиш вэ hajaiun Öytvh саЬэларинэ нгфуэ етмишдио.Еу дэ^эрлзр гэлии инсанларын мэЧшвидлагынын алрилмаз йисеесини тэикил етеишдир.ьутун бунлар гэдим лини етигадларын вэ о чгылэлэн даша сита^ишин елми «ahaплан ишлэнилмэсинин зарурилидини вэ онуи актуаллыгыны субут'едир.Лиссертасидадп зэнкин архзолоаи, чел етпографик вэ'э^эбиллат катериалпарц эсясында Азарба^чаи-ца кениш ¿азылан дал азининин тарихи кэклэри^нкмафы.соноаш деврлзрлэ иоэ онун трансфоомаолзаза уграмасы мепэлэлэри 'a-jaia-тшоылир.Тэлгигатда лага ста ¿нала багли зерлэрин-аисалы хэ он-лаоын тоснифаге верилир.иунунла олагэдор олараг мегалитлк абиаалэрцн (аолмек,оиклоп,кроь!лзх) гэдим инсанларын мэ'нэт Ьэдатында ролу диссеотасизала хониш шыглан/шрилмиудар. Пэлэ он гэдиа замаиларлан Азэрба.,чанкн бир сира дагларь!,лаг зирвэлэри~Еем-£армаг,ьабадаг, илликдаг вэ б ттэдэс hecaö олулур-.Магя^алар.двгла.и,гзладар йэишьэ -зададляра си^алилз баглы олаугуидан иугэадес сальмтц.тэиЬа даилар исо ноелнн арашрылиасы рэмзи ролуяу олнашшлар.Лиссертаси¿ада дама багли бугпэрэсгашг анимизм»тогеиизм го фетиииэлэ сых элаггдэ ъе-рилаишдир.¿урала гаая сита^ши вэ гэдим инчасэкэт дам аз'пш вэ десш иарасими вэ онларш; 6:;e-6;:p!¡¡;;; шзвглвнд-рмзек «зеэвалэ-ри ашшдыршшр.Гезл етмэк лэзышшр ни,тш ajiiни йаакао Сайга адинлэрлэ гарщылвдлы злагэдз олиуы во онлар бир-бкранэ та'-оир еттшлор.Эз мэниэлэринэ кара сачдэ олукан ¿ерлэри «ш група-тэбии "иггеддэс ¿ерлэрэ'Чдаглар,магарялар,га^лар} кэ инсанын даратдыгн дкни

абидэлэра (даш галагы,мегалиглэо,сиклоп тикилилари.гэбио даш-ьлры) а^ырмаг олар»

Дайа сонра диссертаси^вда даша сита^ишин тарихи кяклаои, сабеблэри вэ онларьш реал эЬашфетиндан баЬс олунур.Гадим азарба¿чанлыларыи тэсаввкрундэ дай инсан руйунун "¿ашалигы" ¿ео-дио.Хвлгын кнаыына кеш инсан еланлэн сонса онун руЬу даша денур-.Бунунлг. элагалар олараг диссертаси^яда гадки дэпк ;..<эраси-аи вэ бурадя данин рол- лениш тайлил слунур.Гу лроблевдн араш-дырьшиасыида археолога мгиеркаллардан да кениш истифала едил-иишдир.Азэоба^чанлыларын архаик тасааьгрлэринэ керэ даш инса-нын галезини Ьэлл едир,пнлары чгхтэлиф хасхэликлардэн сагаллыр. Эн гадим лини тэсеЕВурларлэ элагедар ¿аранмыш «эчдэ ¿ерларин-дэь бири пирлэрдир.Дяш тарих боду сейирли Ьесаб олунмуш,пвсун-чулугда ва Ьабелэ каамунчугу ними истифада олуныушдур.

Даша ситадиш итасир азэрбя¿чанлылар арасында букгяадак сах-Л9нмагдадыр.ьунун.пабэ01'нй долаидан этаэлки б'/тлэсин бэ исла-мын гаршлыглы иунасибатинда кериэк лпзымдыр.Ьундан башга онлар Ьаы да бир-бири1.и да гаошлыглы шэртлэндирирлэр.Лиспевтасиоада ■гедд олунуо ки.бир «ох гндим адинлар артыг чохван исяамлашшш вэ ¿ахуп этаси,. лини шэраита у,]гунлашмы1.1лыр.Диссертаси¿ада бела бир фккир ирали пгрулгр ки,бир сыра гадин лини «зинлар ис-ламын озу тэра^индан нэниисанилглшдир.Азарба^чанда мггэддасла-ра парэсиш даша ситадиаин ва ачдадлора пэрастишш синтези нэ-тичэсишо заранмышлыр.

Диссертаси^ада даш адини илэ баглы дини синкретизм ыасалэлэ ри да кениш тэйлил олунур.Бунунла алагэдар олараг исламын гадим дини етигадлара еэ о чгылэлэн сигадашэ ыгнасибзтн мэсала-лэ^и елии мараг догурур.

. Гедд стмак лазивдыр ки.аьвалки■етигадлард&н ислам jaлныз онун есас догналарына ыане олмадан чэПатлэри габул етшшдир. Вир чох гадим б'/тпэраст очаглары вэ "башга нггаддас" ззрлар артыг чохдан ыусэлман пйрлэри ними гэбул едилшшир.Ьунларын ытсэлманлашдирклмасы ПХ есрдэн баилазараг Азэрбадчанда ислаи дииин эаоыимасы илэ элагэдардыр.Муясир диндарларыь эксэри^эти иугзддэо китвбларын ¡йвЬиз^этйни бизшир.Б/тпарастлизин маЪизпэ-ти да онлара ыа'лум дедия.Онларда диндарлыг башга дадяглара-мэ'нэбл идеалларын ахтарыиыка иияли адат ва эн'енэлари спх-

ламаг нидоатинэ ,eiHHK ыансубидзэтла дини мэнсубиллатиа ejHHj-jai тэшкил етыэси Паггында идлиалара архаланыр.

Азэрба,-)чанын ичммаи си,1аси тарихинда егник вз дини компонентлэрин чохэсрлик гаршылиглы тз'сири дииин адат вэ ан'-зналэрэ,машет мунасибэтларина интенсив сурэтдэ дахил олмаснна •сэбаб олду.

Кэтичэда гедд етмак лазымдыр ки,Азерба¿чанда бутпэрэстлик вэ ислам динин бир барина чулгаланмасы Аэтичесинда синкретик дин дориалашшшдыр.Даиа сита^ишлэ баглы бир скра адэт вэ марасиы-лэр даранмышдыр.Онлар букунэдак сахланылмышдир.Чэл етнографик * материалларын тайлили.кестэрир ки,муасир адэт вэ эн'энэлэри оз . дэрин каклариндан ajupuar олмаз.Аэарбазчанлыларын иэ'нэвиЗзэти вэ о чумладан мифик карушлзри умумбэшар иэдэниэЗэтинин тэркиб Ьиссэсидир.Ьунунла ¿анашы Азарбалчанда бу ыэдэнидЗэт вэ о чуылэдэн ислам ыэдэшодэти еэунэмэхсус хусусвдэтлэра иалшсдир.

viiicceptack.ia кириш,уч фэсил вэ нетичадэн ибаратдир.'лириш--. да мэьзунун аетуаллнгы.ойэшмэти .тэлгигатын вэзифэси ха oi-JH ишлэнма дэрэчэси эсасландырылыр вэ елыи чэЬэтден ¿енили^и ха-рактеризэ олунур. ' •

Биринчи фвснл-'^аы пирларин ¿адылиасц хэ тэсш1фаты"-даша сит^дишлэ баглы хал тэсэввурлэри,онлэрын jajылмасы вэ спесифи-кесыла йэср олунмувдур. ' ■ ■

"Лаш ajiiHUH кэклэр'и вэ онларын реал эйамвдэти" аялы икинчи фасилдэ гадин лини етигадларъш эсас формаларн бэ онларын азэр-ба¿чанлыларын мэишатинда эйэмвдэти кастаоилмишдир.

14 гнет фасмл лаш а ¿мни илэ баглы ииамляоа ислашн м на-сибэти ,иуасир леврдэ даша сита^ишин везя^ети вэ азэрба¿чанлы-ларын мэ'нэвм ;.:элини^этиндэ яац ajiiHUH ролуна íiacp олунмущдур. Нэтичэдэ тэдгигатин есас декунлары экс олунур.

-26-

resume

Stone worship,being an object of research of the present . work serves as source for studying early stages of ethnic hitiory of Azerbaijani people, their ancient world outlook and everyday life culture.

The compiled ethnographic material showed that stone reverence took great place in religious rite structure of Azerbaijanis. .

Saints worship, grounded on stone reverence came into being on elements of archaic worship of ancestors.

The survivals of stone reverence have been keeping above all in morals and manners,mainly in wedding and funeral ceremonies and rites.

Stone worship is revealed nowadays as an intricate tangle of Islam with the survivals of pagan beliefs.

In the thesis there the following scientific results have been achieved:

- exposed dependence of stone reverence on natural and geographical conditions of environment

- retraced link of the spread of stone worship and development of earJy forms of animism

- shown the process of developrae.it of stone reverence into traditional - Moslem objects for worship

- came to light the role of primitive religious beliefs to stone in development of modern everyday life rite of Aerbaijanis

- shown the place and role <5f stone worship in spiritual life of modern Azerbaijanis

The research made by the author let extend scientific knowledge about ancient sources of spiritual culture of Azerbaijani people.