автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Культура Азербайджана в XVI — XVII вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Культура Азербайджана в XVI — XVII вв."
АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА ИНСТИТУТ ИСТОРИИ
На правах рукописи
ГАСЫМОВ ХЕЙИРБЕК САБИР оглы
КУЛЬТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА В XVI — XVII вв. Специальность 07.00.02 — Отечественная история.
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Баку — 1992
Работа выполнена в отделе средневековой истории Азербайджана Института истории Академии наук Азербайджана.
Научный руководитель:
доктор исторических наук О. А. Эфендиев Официальные оппоненты:
доктор исторических наук, профессор Я. М. Махмудов кандидат исторических наук Г. Н. Мамедова
Ведущее учреждение: Азербайджанский Государственный Педагогический Университет им. Н. Туси.
Защита диссертации состоится « 0 » (М&Д_1992 г.
в ^^ час на заседании Специализированного Совета
Д. 004.02.01 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте Истории АН Азербайджанской Республики.
Адрес: 370143, г. Баку-143, проспект М. Азизбекова, 31.
С диссертацией можно ознакомиться в научном кабинете Института Истории Академии наук Азербайджана.
Автореферат разослан « » ¿ЮЬбЛЯ 1992 г.
у* I /\|| I ¥ II АЛ I' 1Л ЛТ О П 1
специал Доктор
ПИРИЕВ В. 3.
3.
1 • 05Ш.АЛ хлрдкг;;?1'сг.;'КА рабогц.
Л£Г£альмсг^П£сблемы. Разработка единой концепции истории Азербайджана - объективная,жизненная необходимость .Разработка этой концепции во многом зависит от фундаментальных,объективных исстедований конкретных процессов (социально-экономических, политических,культурных) историчзского прошлого Аззрбайджана. За послздниз 30 лзт была продзлона большая работа азербайджанскими^ историками в этой обласги.Главными объектами исследования в этих монографиях были в основном политическая и социально-экономическая история Азербайджана с древних времен до позднего срзднзвзксвья.Проблзма развития" азербайджанской культуры за этот период не била гдавным объектом,специальным прзамзтом исследования историков.
Многиз элементы азербайджанской культуры /философия, наука,литзратура,проевзщзнке,архитектура,дзкоративное и приклад-.
I. См.: Алигз И.Г.История Мидии .Баку, 1960; Его'же.Очзрк истории Атропатены,Баку,1909; Буниатов З.М.Азербайджан в УП-1Х вв, Баку, 1965; Его жэ .Государство атабзков Азербайджана,Баку, 1985 (на азерб.яз.); •
АиурбеРли С.Ь.Госудзпство 11|ир~аншахов вв.),Баку,
1983; Её жз.Экономические и культурные связи Азербайджана с Индией в средние века,Баку, 1990;
Эфзндиев С.А.Аззрбайджанскоз государство Сефевидов в ХУ1 взкз,Баку,1981;
Рахмани А.А.Азербайджан в конце Шив ХУП веке, Баку. 1981; Гейдагов М.Х.Города и городское ремесло Азербайджана Й1-ХУП ВВ..Баху.1982: " ■
Ализв Ф.М.АзербаРджано-русскиг отношения (ХУ-Х1Х вв.),Часть I, Баку,1983; Гзвхгв Р.Б. Христианство в Кавказской Албании, балу, 1984;
Макздова Ф.Пмьтическад история и историческая гзография . Кавказской Албании,Баку,1985;
Не'.'матова М.Х.К изучение истории Нирвана Х1У-ХУ1 вв., Баку, 1959 (на зззрб.яз.); Ее же.Епиграукческиз памятники Азербайджана чХУП-ХУШ вв.),Ба<у Д96Э ^на азерб.яз.); . СумЗатзадз А.^.Азербайджанцы - зтногеназ и формирование народа, Баку, 1990;
Гейоуллазв 1 .А.К зтногзнззу азербайджанцев (историко-этно-гра^ичзское исслздованиз),Гом I,Баку,1991; Фарзализв Ш.Ф.Азербайджан з ХУ-ХУ1 вв. (по прокзвздейию "Ахсанут-таварих" Хасанбзка Румлу),$аку, 19ВЗ (на,аззрб.яэ.); Гусзйнов М.М.далекие каменньз времена,Баку, 1983 vнa азерб. яз.у;Махмудов Й.Й.Взаимоотноигния государств Акковнлу и Сефевидов о западноевропейскими странами Ш половина ХУ - начало КУП взка),Баку,1991 и др.
' ноз искусство,музыка,миниаторкая живопись к др./ Зыяи предметами исследования. Но эти труди является продуктами искусствовздчзс-кого,филологического и фияосо{>с:<ого исследования.Очзвидна необходимость комплексного исторического осмыстзния.'/.сслздо-вания культуры Азербайджана ХУ1-ХУП вв./а также всех этапов развития азербайджанской культуры в хронологической последовательности/.
Каж?ый народ отличазтся своей культу рой, спзци'фичзской системой культурных ценностей,культурным потзнииалом.Бзз исследования проблем иотории культуры невозможна разработка единой, оЗъзктивной концепции истории Азербайджана.
Состояние научной разработки темы. История культуру как относительно самостсятзлькая область исторической науки ещз молода., А в азербайджанской исторической науке она находится на стадии зарождения.
История культур тесно связзна с теорией ку льту ры.Бзз теории культуры невозможно было бы становление,формировании и .развитие истории культуры,3 отличие от теории культуры,которая исследует культуру конкретного народа на уровне абстракций, история культуры изучает atoT процесс на конкретно-историческом уровне с учетом конкретного периода, особенностей региона,страны В этот состоит главное отличие истории культуры от теории культуры.Историк культуры не может и не должен быть специалистом во- всех областях духовного производства обвзства.Он.по словам •американского историка Д.Реджина, постоянно занимаетоя включением ситуаций в спец^фичгских облаотях культуры в исторические ситуации ,он прежде всего синтезатор,кащупываеашй путь к объединявшим обобщениям .' ■
I., См.:Кулизаде 3.А.Закономерности развития восточной филосо фии ХВ-ХУ1 ив» и проблема Запа&-Восток, Балу, 1983; Ее же. ■ теоретические проблемы истории культуры Зостока и нкзамив . • . дение»Баку,1987; Методологические вопросы историк развити среднзвековой философии народов Закавказья, Сборни к статей ■ Баку, 1982; Счзрки по истории азербайджанской философии,
^аку,1966:
миизалз A.A.Из истории_фи*0с0ф01с0й и социаяьно-полвтичео -.-имели в Азербайджане в Ш-ХУШ вв,Баку, 1972} *
• Демирчкза^а А«М Дсторкя азербайджанского литературного яг ; часть I, Баку, 1979 < • " •: .
Таджиов Т.Й.Взяизв К.Й. История азербайджанского я?£л4./С<< ,ки н.катериаяи/,Бак/, 1983 /на aaepö.ws.J: Цоторий аззрба5 джанскоЦ. литературы вЗгХ тонах,Баку, 1987 к.на азэрЗ.яз.;; Casaw3aW А «А 1'Хит-Зктууа Азербайджана ХУГ-Х1Х вв*Щ£Л9б<
В области тзории культуры можно отметить труды Г.Гусейнова* и З.Хулизадз.^ Зти монографии являотся методочогичзской основой для осмысления и исслздования аззрбайджанской культуры ХУ1-ХУЦ веков. Отдельные фрагменты развития культуры Азербай'джина исследуемого периода не остались бзз внимания К.П.Петрушзвского.'
Всестороннему исследований проблемы способствуют монографии
0.А.Эфендиева'*.В этих монографиях основательно исслздуотся поли-тичэскне.аоирачьно-эхономичеохиг процессы ХУ1 взка.Слзцифичэской-особенностью монографий является богатство источникозой базы.
На основз первоисточников автор окончательно доказал азербайджанское /твркское/ происхож4ениз Сефзвидского гссуаарства.О.А.Эфэн-диев особо отметил огромную роль этого государства в процессе этнической консолидации азербайджанцев,в развитии азербайджанской культуры.Естзствзнно,что автор,концентрировавший основноз внимание на рзшзнии целого комплекса проблем /социально-экономические, политические процессы, межгосударственны а отношения,идеологические и религиозные процессы исследуемого периода/,нз уделял особого вникания вопросам разития азербайджанской культуры.
Проблемы культуры,экономических и культурных связей Азербайджана с Индией в средние века были »атронуты в монографиях С.Б.Ашурбзйли*. Если в монографии "Государство Ширваншахов* хронологическая аирота исследуемого периода не дала автору возможность уделить должное внимание культурным процессам,то в последней книге Зти основательно исследованы индийско-азербайджанские культурные связи.Автор подчеркивает интенсивность
1. См..-Гусейнов Г.Н.Статьи по истории развития философской и общественной мысли в Азербайджане,Баку, 19А8; Его же,И» истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века,
П издание,баку, 1958.
2. См.:Кулизаде 3.А.Закономерности развития восточной философии ХШ-ХУ1 вв. и проблема Запад-Восток,Баку,1953; Её жз.Теорети-ческие^п^облзмы истории культуры Востока и нкзамиведение,
3. См.: Йзтрушзвский И.П.Азербайджан в ХУТ-ХУП вв./Сборник статей . пс истории Амрбай?жана/,Выпуск I, Баку, 19*9: Его жаЯчзрки по истории феодальных отношений в ХУ1-начале XIX века,Л.,1919; Его же.Ислам в Иране в УП-ХУ вв,Л.,1966.
А. ЗДендиев 0.А.Образование азербайджанского государства Сефевидоз в начале ХУ1 в,Баку,1961: Его *е.Азербайджанское государство Сафзвидов в ХУ1 в,Баку,19£Я.
5. Ашурбейли С.Б.Очерк истории средневвксго Баку,Баку,1961; Ев жз. Государство Шкрвашахов /У1-ХУ1 вв,/.Баку,1983; Ее же.Экономические и культурные свяаи Азербайджана .с Индией в средние века,Баку, 1990.
взаимных,могольско-сефзвшс^их культурник сзязей в ХУ1 взкз.
Монография А.А.Рахмани^ - это продукт неелздования социаль-но-пояитичзс:< ого и экономичзского развития Азербайджана в ХУП векзЛпгциальнач глава монографии ¡юсвяцзна чроЗлзмам культурного р азвития в ХУП вз кз.
Города на прспжгнии везК истории лвчялись павными очагами
куяьтуры.Лро1лзмам развития азербайджанских городов в ХШ-ХУП вв. посэящзин труш М .Х.Гзйаарова . Города Азербайджана, как социаль-
но—экономичзские,по литичгскиз и культурныз игнтры нашпу. свое полное нау»«оа отражзниз в этих монографиях.
Исследование культурных процессов ХУ1-ХУП вв. способствует монографии Г.Ахмедова^.С.М.Онуллахи*,Г.Джидди5 и Ш.Фарзалиева.6
Стдзльниз отрасли культуры рассма:ричаемого периода были обьектами исследования советских и азэрбайджанских искусствоведов, филологов,языковздез и философов.'' Но в этих исследованиях очзнь
1. Рахманк А.А.Азербайджан в хонцэ ХУ1 и в ХУП вв./1590-7700 гг Баку,1981.
2. Гейдаров М.Х.Гогсда и городское ремесло Азербайджана ХШ-ХУП вв,Баку,19вг; Его жз.СоЦиаяьно-эконоикчзские огнелзния и ремесленные организации в продаж Азербайджана в ХШ-ХУП вв, Баку,1987.
3. Ахмедов Г .М.Средневековый город БаЯяакан.Бакг Д979.
к. Онуллахи С.М.Город Тзбркз в ХШ-ХУП вв,Ба*уЛ982 /на аззрб.яз
5. Джи&ди Г.А.Средневековый герод Шзмаха ДХ-дУП ьъ./,Баку, 1961
6. фа^заяиев Ш.Ф, Азербайджан в ХУ-ХУ1 вв. /по п по изведена в "Ахсанут-тавчрих" Хасанбека Румяу/,Баку,1982 /на азерб.яз./.
7. См.: История эзерба?джанско2 литературы в 3-х т,Баку, 19571960; Сафзряи А.,Юзк]юв X. Древняя к- срздневзковая азербайджанская литература,Баку, 1982 /на азерб.яз./; Арасчы Г. История азербайджанской литературы ХУП-ХУШ вз»Баку,195о
. /на аззрб.яз.Д;Дадашзаде М. АэзрбаРджакская питература.М., • 1979; Деиирчизадз А.История аззрбаЯдканского литературного ягыка, часть 1,Баку,1979 /на аэгрб.яз./; Антология педагсги-чэскоР мысли Азербайджанской ССР.М., 1989*. • Бретаницкий Л.С.,Саламзаде А;В.,*озйнов Я,История арчктеету; Азербайджана,!-!. ,1963; Сазам зала А.б.Архктгкгура АзэрЗагддзп ХУ1-Х1Х вэ.6аху,Ш%; Д.Й.,Веяна® К.Н. У.отория азз!>
ба{;джакайого гт;ка»6аку,1983 /на азерб.кэ/} Ку«и»аде З.А. Теоретически? проЗлакы истории кульгуоы Востока и нхзамиве-ьа»»а.Б&ку,1987; веймарй Б,В.Искусство арабских стран и Ира ■ УП-Ш ВВ,М.,197«1? Акимусккк О.Ф.,Иванов А.А.Пероидскио мин ♦ тепы Ш-ХУП вв,И.,1968;><гскксв К. АззсЗаР&ганскиэ метка тер 1 Баку,1960; Э-язидаез Р.Народноз искусство дагобайиана,Баку, 19&ц;Ззи-.гЕ 2.ДзербайадбИсадй фольклор,баку,1985 /на аззро. .яз./; Гадашбзков У.ОсНОЭы азербайджанской народно?! музыки, И 'издание, 6а«У, 1985 /на аэгрэ.яэ,/ и др.
мало внимания уделялось социально-экономическим,политическш, идеологически*,религиозным и иным факторам.активно влияющим на ражитие азербайджанское, культура ХУ1-ХУП вв.В большинстве монографий проявляется узкопрофессиональный,философский,филологический и искусствоведчеокий подход к явлениям куяьтурной жизни исследуемого исторического периода.Некоторые советские исследователи /Б.В.Веймарн.О.Ф.Акимушкин, А.А.Иванов/ склонны к "растворение" фактов азербайджанской культуры в системе культуры Ирана, в структура "мусульманской культуры".Такие попытки делавтоя и в современной иранской историографии.Несмотря на.тот факт.тго в -течение длительного исторического периода Азербайджан и Иран находились в рамках единого государства /например,в Ш-ХУЦвв./ в ооставе Сефевидокой державы/, но тем не менее нельзя см впивать культурные ценности каждого и» этих народов.Основательной критике подверглись й'вликодеркавныз,антинаучные концепции ираноких историков - Ахмеда Таджбехша.Рагимзада Сэфеви.Фируза Нансури, Ни заме длина Муджири Шей бани,фахраддина Куоеви в трудах О.А.Эфзндиева .Попытки принизить роль истории, культуры Азербайджан заметны и в современной турецкой историографии.Некоторые турецкие моторики /Узунчаршыли.Исмаил Хаккы,Б«кир Квтвкоглу, О.Йылиаз.Фарук Свмер/ склонны изображать истории и культуру А»ербайджана ХН-ХУП вв. как составну» часть турецкой истории и культура.' Но исторические факти доказывает,что Азербайджан бая шнтрои,родиной многих твркоких государств,значительные процессы обяетвркокой истории гфоисходили именно в Азербайджане.; Не отрицая объективный процеос взаимовлияния культур народов, необходимо выделать'не этого комплекса культурю-иоторичзоких процесоов специфическу» систему культурны* ценностей Азербайджана,-
1. См.:Эфзнднев О.А.К освещения некоторых вопросов истории .Сефзвидов в современной иранской историографии,В кн.гПротив буржуазной фальсификации истории и культуры Азербайджана", Баку, 1978, с. I25-U0.
2. Си.: O»onc»7i,i, JiPii.i Hdlfkr.Oimmli iaiffii, «jolt.Йпкам.тэ;6шт KiiftikogJo. 04тЫ|-и»п чу«! mdn«.e«tl6t'i Cis«-is«o), KUne^l, OxloniV.lmai. KatU^dan simarntT^a Шц Tyjki« taiihi.UUueul,««- fat ok SO mo. G^vl df-rUttn.i» kotuly^t) V» <f<ifn.m«vndt flnadoto turkUi'.nirt ■zot a,Ankara,W6.
3. См.:'3$андизв О.А.Йовый труд по истории Сефевидского государства,Известия АН Азербайджанской ССР,Сер.ист.,фияоо. и права,1979,Й с.133-136. '
Цепь и научная новизна исследования. Автор диссертации поставил перед собой цзль:На основании источников и достижений истори-чзской науки исследовать иоторио культуры /литература,Другие виды искусства,просвещенна и т.д./ Азербайджана ХУ1-ХУП вв. с учетом социально-политических,экономических,идеологических,факторов соответствуете™ пзриода.В результате проделанной работы ревены нижеслздулииг задачи:
1. Изучены методологические вопросы теории и истории культуры,выявлены составныз элемзнты культуры,прослежены основные этапы развития азербайджанской культуры до КУ1 Еека.
2. Иооледованы социально-экономические,военно-политические, идгологичзские факторы, значительно влиявшие на культурныз процессы Ш и ХУП веков.
3. Выявлены особенности развития азербайджанской литература и языка,архитектуры,просвещения,миниатирной живописи и коллиграфии флооофии и научных знаний,фольклора и музыки,дакоративно-приклая-пого иокусства коследуемого периода.
Научная новизна исследования определяется несколькими моментами. В аз ербаРджанской историографии впалые предпринята попытка:
- критического анали»а вопросов Возрождения /Ренессанса/, проблем вос точного и азербайджанского Ренеосанса,критики евроцзн-. тризма и воотокоцантризма;
доказать наличие возрождения в Азербайджане в ХУ1-ХУП вв. как составной части «биеторкского Во»рожденкя;
«т Обосновать тезис о том,что исследуемый диссертантом пзрио! является этапом обновления в этногенетичэском развитии азербайджанского народа.
Методологической и теоретической основой исследования является к.сторико-типо логический подход .Нам и использованы достижения в области теории и истории культуры,В своих научных положениях и выводах диссертант опирается также на достижения аэзрбай-джанской' исторической науки*■••' ■ ;
Иоточниковая база исследования. Основная часть источников по истории Азерб&йдха!!».®!*^ :»».. п9р1зоязычная.Многие, пзрсо-
язычные источники переведены на русский и азербайджанский языки.* В диссертации использованы сведения авторов ХУ1-ХУП веков -Адама Олеария^, Яна Стрзйса',- Мрахима Эфенди Печеви\ Эвяия Чзлеби^.Орудж-бека Баята.^
В работе использованы также сведения английских путешественников 01-0(1 веков.^
Практическая ценность работы заклочается в следующем:
- Система культуры Азербайджана исследуемого периода детерминирована всем ходом, ее развития до ХУ1 века.Она является качественным этапом в истории азербайджанскоп, народа и основой для пос тзду ящего развития культуры Азербай джана .8 диссертации
по мере необходимости изучается теоретический аспект вопроса, анализируется существующие в этой области культурологические и. исторические, исследования,исследуется культурно-исторические процессы Серевидскогс периода.Все это,по сути,представляет собой отделенное дополнение к исследованиям по истории азербайджанской культуры.
- Объектом исследования диссертации стала культура 200-лзтнего периода,что определяет значимость работы в изучении истории Азербайджана,
1. Сн.:Фазяаллах рааид ад-Дин.Сборник летописей в 3-х томах, т.1У,М.-Л.,Шб; Казн Ахмед.Тсактат о коллигра|1ах и художниках 1596-1597 гг. /1005 г.х./,.»ведение,перевод и комментарии Б.Н.Заходера,Л.,19Ч7; Источники по истории Азербайджана,Баку, 1989 /на аэзрб.яз./; Фазлаплах Раиид ад-Дин.Огузнаме,пзревод, предисловие и комментарии и примечания Р.М.Шукоровой.Баку, 1987; Хамдаллах Мустофи Газвини.3ейле-тарих~е гозиде /"Дополнение к избганной истории"/,введение,предисловие, коммента?ии и примечания О.Казымова и В.Пириева,Бак/.1986; Бидлиси Шарас-хан 1.бн Шамсаддин.Шарафнаме,Перевод Е.И.Васильевой, т.1,М.,1967,т.Й,М.Д976;Фазлуллах ибн Рузбихан Хунджи. Тарих-и аяам арай-и Аминй,Перевод с английского Т.А.Минорслой, Баку,1987.
2. 'Олеарий Адам.Описание путешествия в Московию и чзрзв Московию в Перзм и о5ратно,(1ерзвод Д.М.Ловягина,Спб.,1906.
3. Стрейо Я.А.Три "лутешэсгвия,Перевод Э.Бородиной,й.,1935.
1. Ибрахим Эфенди Пачэви.История /Извлечения по истории Азербайджана и сопредельных стран и областей периода ШО-ШОгг./^ Перевод с турецкого и примечания .З.М.БУниатова,Баку, 19В6. .
5. Эали'я Челзби.Кнш'а путзыгстэия,Выпуск Щ.У.ЛЭВЗ.
6. Книга Орудж-бека Баята-Дбн йуана (Те реи дек ого,Пере под о англий-ского.ввздзниз и комментарии Октач ЭДзндиеаа и Аки^* Фараали-зва,Баку,1988.
7. Английские путепиствекгп-ки в Московском государстве в ХУI веке,Перевод с английского Ю.В.Гогь9,Д.,1937; Полигвктов М.А. Европейские путешественники ХШ-ХУШ вв. по Кавказу,Ги[лис,
' - Выводы диссертации могут быть использованы для проведения спецкурсов по намеченным в работе направлениям /теория и история! культуры,социально-экономические и политические предпосылки развитии кулму ун, культура Азербайджана Ш и ХУП веков/.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендо- ( вана к запита на заседании отдела средневековой истории Азербай-! джана Института Истории АН Азербайджана.Она апробирована в выступлениях л отделе,а также на научных конференциях.
Основные тезиоы и положения диссертации отражены л 6-ти научных публикадаях автора.
Структура работы. Диссертация состоит и» введения,трах глав,заклочения,описка использованной литературы и источников.
П. . ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.
Во введении Обосновываете* важность к актуальность тены диссертации,дан историографический оЗ»ор,позволивший выявить степень разработанности и изученности теми,охарактеризованы ' основная цель,задачи и научная новизна' исследования,раскрывается теоретическая,методологическая и источниковая бага работы,
-< В первой глада - "Иотория культуры и культура Азербайджана" разрабатывается методология исслэ дования.Рассматриваится и кри-тичзоки анализируется культурологические концепции,сувество-ваввие в мировой науке.Кратко прослеживается весь путь развития культуры Азербайджана с древнейаих времен до ХУ1 века.Ставится проблема азербайджен окого Возрождения /как составная часть обвдтйрк-окого Возрождения/ и делается попытка к ее ресенм.
. бе» анализа и решения вопроса т4ории/и истории кулыуры нвво!можко объективное исследование мноср'вековсго процесса развития азербайджанской куньтурыь '/'■' , ^
Культура - это процесс преобразовательной деятельности человека и обвзс^ва, диалзктнчг'ская совокупность материальных и духовных ценностей,создаваемая деятельность» человека и обавствз; Иурьтура г.. это ду ховнан жи^н.ь рбцзства^ дзгЕрминированиая в своих' основных, харякте.рйатнках условиями й?.твриапьнсй жизни в оьикальнмх огнов8ний,,а также оказываадая'них Ьбр&тиое, влияние.". . . ,'..":" Благодаря досгижзнияи теории культуры,во.многих странах f' Западной Европ» /Г ерйашй.ФранШ я, Ан Г ли я/ и в России история
гг.
культуры сформировалась как относительно самостоятельная облаоть исторической науки и успешно развивается.В зтой связи возникает необходимость в становлении й формировании в( азербайджанской исторической науке истории культуры как отдельной дисциплины. Первая серьезная попытка в области исследования проблем культуры в Азербайджане принадлежит философу Г.Н.Гусейнову . Но по ряду объективных причин он не смог продолжить свой раОоту в этом направлении.Наступил долгий перерыва В В0~в гг. появились монографии З.А.Иулиэад е^,в которых затрагивались теоретические проблемы истории культуры.Возобновились исследования в области теории культуры.Наличие материала по теории культуры дает импульс для становчзния и формирования истории культуры в азербайджанской историографии .При этом необходимо избавит/ся от евроцзнтристского способа мывления и не абсолютизировать значение восточного региона в исследованиях.
3 процессе исследования проблем культуры Азербайджена Ш-ХУП вв,необходимо учзоть нижеслейувцие историко-культурные рзаяии:
I) В географическом и в культурно-историческом плане Азербайджан является восточной страной'и азербайджанцы валами • были в процеоса культурно-историчзокого взаимовлияния с наро-» дани.жиипими в этой рагионз;
I) примерно с УП-УИ вв. Азербайджан интегрирован к системе "мусульманской культуры",к исл анскому региону и в исследуемый период ро»ь исламской религии в азербайджанском общготае была вэдучей; *
"3) являясь твркоязычным народом, азорбайианцы была в центре культурно-исторических процессов универсального значения, происходивши в )£У1-ХУП вв.На это обращал шимание в свое время и М.Э.Расулэале.
1. См.:Гусейнсз Г.Н.Статьи по истории развития философской г об-взственной мысЛ! в Азербайджан,баху,1<?4|8;. Его «з.Йз истории о бае о» гн ной и философской мысли.в Азербайджане XIX азка,
П издание,Балу, 1958.
2. См.:Куяизаде З.А.Закононзрности развития восточной философии ХЙ-ХУ1 ьв. и пробагма Зац,ад-Восток, Баку, 1983; Её же .Теоретические проблпми истопик культуры Зостока и низамизелзниг, Б.ч:<у ,1937.
3. (^м.:Расу л ¡лз М.Э.Азербайджанекая Рзссублика.Баку, 15^0.с.12 г «я а%го1.лз,/; Его *з.Азербайджанский почт Низами,Баку,
1991,/на аззрб.чз./.
12.
Процзоо этногенезиса азербай джж ского народа и проблемы истории его культуры тесно взаимосвязаны между собой.Главной причиной отсутствия единой концепции в вопросе об зтногзнеэисз азербайджанцев состоит в тем, что до сих пор нет концепции историк кутътуры АэербаРджана.Многие специалисты нз подходят к проблеме згногзнззиса комплексно.Мы солидарны с Н.Бердяевым,считаю-аим,что "Все попытки рационального определения национальности ведут к нзудамам.Природа национальности неопределима ни по каким рационально-уловимым признакам.Ни раса,ни территориями язык,ни религия нз является признаками,определявшими национальность, хотя все они играет ту или пнув роль в еэ определении.Национальность - сложное историческое образованна,она формируется в резуяь тате кровного емзтзния рас и плзмен,многих перзраспреаелений земель,с которыми она связывает свою судьбу,и духовно-культурногс; процесса,оолидаоиего ее неповторимый уховный лик." * Таким образом,абсолютизация роли одной из признаков этноса /например, языка/ препятствует решение проблемы этногенезиса.Нообходим комплзкеный подход к этому вопросу.
Азербайджан является одним из очагов антропогенеза,древних классовых обществ.Культура'- это процзсс, который возникает одновременно о появлением чвювека и "сопровождает" человечество, общество на всех этапах их развития.Объективной истиной является тезис, о той,что Азербайджан - это один из древних очагов куль-ту.ры.Манна /IX век'до н.Э./,Кидия,Атропат-енагА«5ания являлись сильными политическими образованиями дрзвности и обеспечивали уопеаное развитие дргвнеаззрбайджанакой культури.Сасанидскоэ и арабское господство оставили свои сязды в систеыв культура АзврбаР джана.В доисламский период /примерно УП-УШ вв./ явлениями культуры Азербайджана /Атролатены -Ч Албании/ были зороаогри« и христианство .С УП-У1Й вв. ислам стал одним ив главных консолиаи-руяяих факторов азербайджанского народа.Единство не только адарбайджанокого зтнооа.но и вооточного мира /Ближний и Срздний Восток/ было осуиеотвлено нолаиом.Кзобходимо отмзтить,что синкретизм является одни»< ив наиболее характерных особенностей азербайджанской хультург;<у. : л . .' ''.
I. Блрдяев Н. Судьба Росойи-Опыты по Поихологии иойны и национальности,И»д~»о МГУД990,с.97-9в.
Бурные этнические процессы,происходиваие в Азербайджане в раннее средневековье,формирование азербайджанцев как твркоязыч-ного народа были событиями огромного культурно-исторического значения.ХП-ХУ вв. характерны для Аззрбайдкдаа динамичным* социально-экономическими и военно-политическими процессами,-Наличие государств Ишрванвахов /У1-ХУ1 вв./,Ильдегззидов /1136-1225/ оказали благоприятное влияние на развитие культуры. Афааладдин Хагаки,Низами Гянджеви, Аджеми Нахичевани,Муджирзднин Бейлагани Сыли яркими явлениями культурной жизни этого периода. Период монгольских завоеваний и правления Хулагуидов /12561357/* характерен застс ем в развитии культуры.Но Авхеди Марагаи.Иззеддин Гасаноглу.Насираддин Туси.Махмуд Шабустари, фазлу ллах Рааид ад-Дии,Мухаммед Нахичевани - значительные факты культуры Азербайджана этого периода .Основными центрами развития кулыуры Азербайджана были Тебри з.Шемаха, Нахичевань, Баку и другие полифункциона/ьные города.
ХУ век характерен для развития Азербайджана неустойчивость«) политических образование.^ Росу дарсгва'Ширваншах'ов,Кара- Коюнну и Ак-Ковнлу были в орбите феодальных междоусобиц.Эти междоусобицы неблагоприятно влияли на кулвтурныв процессы.Но потенция' азер-байд»анской культуры реализовывалась; фазлуллах Наими, •
Имадвддин Насини, Ари.р Ардебили,Эсоар Гебриз'и.Килвври Тебризи, Сеид Ахья бакуви, Абдулгадир Марагаи были яркими представителями философской мысли,литературы,разных областей науки,музыковедения. Архитектура, каллиграфия,миниат*рная живопись и другие виды искусства пользовались покровительством государств,у спешно развивалиоь.
К началу ХУ1 века сортировалась прочная основа азербайджанской культуры и на этой основе начался процесс Возрождения.
Проблема Возрождения /Ренессанса/ не нова.К этому вопросу' серьззно обратили внимание еще в 60-е годы XIX века западноевро-
1. См.:Ализадз А.А.Соииально-эксномичеокая и политическая история ДзербаЕ- джз1а ХШ-Х1У вв.БакуД956; Пириев В. 3. Азербайджан в яггиод упадка Хутагидской державы /1316-1360 гг./.Баку, 1978 7н,1 азерб.яз,/. 7
2. См.: Ибрагимов Аж.М.Феодальные псудасства на территории А'зц:5аР Джона ХУ 4,БалуД962.
пзйские исследователи./¡¡¡взйцарский историк Я.Буркхардт опубликовал в 1860 году книгу под названием "История Ренессанса в Италии"/- Понятие "ренессанс" в смысле определенного культурно-исторического этапа было введено в научный оборот Я.Буркхардтом.' Псдхоля к проблгме Возрождения с разных позиций .разными крите-риями.исстедователи выработали понятия - "Итальянское Возрождение" ."Западный Ренессанс","Воеточное Возоождзну.е","АзерОайджан-р
окий Речассанс". Возрождение - это закономерный,неизбежный этап в процессе развития народов и имеет универсальный характер. "Ренессанс был.¿.решительно везде,в разные эпохи,с разным содержал йен, хотя далеко не всегда превосходил своей культурой культуры средневяковья и возрожденческой Италии".'
Болъиинство исследователей проблемы считает,что Возрождение-это культурно-исторический этап, иск точите л ьно связанный с появлением капиталистических отнопзниЯ в западио-звропзйс^их странах.Такой подход к вопросу - проявление зЕроизнтристского образа мышления.Безуспешны и попытки реяить проблему Ренессанса на Востоке с критериями,присущими для западноевропзРоких стран. По нашему мнению,Возрождение - это этап "обрадения" народа к своей античности.Это этап обновления,"возрождения" народа /имеющего многовековув,беспрерывную историв и богатув культуру/ в новых исторических условиях."Обращение" к своему прошлому в культурно-историческом процессе является главным признаком Возрождения /Ренессанса/.Яркое проявление гуманизма,светский Характер культур« - существенные признаки этапа Возрождения. Этот этап относится к феодальной эре.
' Вопрос об азербайджанском Ренессансе был поставлен ещз в 40-х годах.Н.Рафили11 и М.Ибрагимов^ старались доказать,что до
1. Гутнова £.В.Историография истории средних веков,Издание Ц, И.,1985,с.125.
2. Си.:Итальянское Возрождение,Сборник статей,Д., 1966; Эуджгнио Гарэн.Лроблемы итальянского Возрождения,Избранные рабсты.пяр. с италакнского)м.,1906; Культура эпохи Возрождения и Рзгорма-
. цйя,СборниА статей,Л.,¿981; Бахтин М.М.Гворчзство Франсуа '. Рабяз и народная!культура средневековья и Ренессанса,М., 1965; Проблемы культуры итальянского Возрождения,Сборник статей, Л.,1979; Горфункель АД.Философия эпохи Возрождения,М., 1960; Типология и язокодйзация культуры Возпождзния,И.,1978;М5а А. Мусульманский Рензсеанв,Иад.П,м.,Т973; Гаджизв А.А.Реаессано к поэзия Низами.Гяндже<и;Баку,19В£>; Проблема аз^рОаяд»аао«ого Ренесеанса.Ккига 1,6аку,1984 и ¿¡V ' ■■■'<.■'•
3* Лосев А,Ф.Эстет11»а;Во«рокХекяя,Мк,1973,с.16. ' ■
См.»Рафид* М.Райй».Й азербайджански^Риеосанс.в ккимшробдчж • азербайджанского Рензссаноа*;ч»1,Ба1су>1984,с.107-103. ■3* -,СЫ*;И|}рагииов Я*А»?рбаЙДяанскиЯ Рензсоано и его реализм. ' 4 ' В •*н»*Ирйб*8м,н азербайджанского Ренеосанса",ч Л, Баку,19дч, с>75
монгольских »авоеваний /к началу Щвзка/ Азербайджан пережил эпоху Возрождения. А.Агазв.Р.Алиев,А.Гаджиев.Я.Гараев,А.Руста-мова, Д.Алиева,З.Кулизадз являются сторонниками этой идеи. Но у этих исследователей нет определенного,конкретного критерия и подходе к это'? слоякой проблема.Бвроцзнтризм научного ныэления и абсо;.отизация роли восточного региона в культурно-исторических процессах человечества препятствует азербайджанским исследователям в ревении сложного вопроса.Например,Р.Алиев,стараяоь доказать наличие Ренессанса в Азербайджане ХШ века,утверждает, что "в период домонгольского нзвзогвня раззитие феодальных отношений достигло весьма высокого уровнп.и была создана почва для появления основ последувизй,бонзе высокой социально-экономической формации" .^Здесь очевиден авроцонтризтскиД подход к проблеме.
Из истории культур; Возрождения известно,что письменные яитзгаг/рнна факты западноевропейских страи этого периода били созданы ье на латыни,а на национальных языках /на французском, итальянскш,немецком,англ^ском/.В письменной литератур» Азербайджана переход с персидского на азербайджанский /тиркский/ ряык интенсивно начался примерно о ХУ взка.Нои представляется, что реализация потенции национальных /наро*ных/ языков э литературе является одни« и» прианакоэ Возроадения.Мы считаем,что ХП-ХШ вв. «окно условно признать как. эпоху "Восточного Ренессанса". В этот период было иного "обрзаениЯ" к иоторичеочому провлоиу восточного рзгиона /например,в произведениях Низами Гянджеви/. В ХП—Х1Я вв. культурно-исторический-потенциал азербайджанского -народа реализовался не пояноатьа.Уязвимооть идеи "азербайджанского Рензссанса в ХЛ-Х12 вв." склоняет за сторонников к оегороа-ный суждения*.
Изучаемый период истории Азербайджана характерен как пзриод, интенсивной,массовой реализации .культурного потенциала народа, "обраоения" : древним этапам своей истории,возрождения доисламских и древнетвркских верований, расвирения социальной базы литературы и искусств а, со здания з обильнок количестзе фактов
I. Алиев Р. Низали.Краткий йиймограйлчзокий справочник,Баху,
1932,е.по. '
фольклора,максимального сближения официальной и народной литературы, доминирования по<ти во всех областях жизни /особенно в литературе/ азербайджанского /т»ркского/ языка.
Процесс азербайджанского Возрождения проявил себя в первув очередь в политической жизни.Среди твркских государств,сформировавшихся в ХУ-начцпа ХУ1 века особое место занимала Сефевид-ская держава, игравиач вздуцу» роль в развитии азербайджанской культуры.
Азербайджанский /тюркский/ язык стал средством общения в системе межгосударственных отнеазний.Литература раэвивалаоь в основном на азербайджанском языке.В этот период в образе мышления,в культур ной,матерпал»ной,политической жизни народа наотупает перелом,начинается новы* этапДах Искан л Хатак, фи*ули,Мухаммед Эиани,^здаи Тебризи, Хагири Тебризи были яркими представителями этой кульгурно-иоторич«ской среды'.
Процесс яркого расцвета искусств сопровождался военно-(поиитичеокими.социально-идзологическими противоречиями ХУ1-ХУПвв.В этой плане особенно примечательны культурные достижения ХУХ века.
Во второй глава - "Культура Азербайджана в ХУ1 веке" -рассмотрены условия развития культуры,выявлены место и роль литературы,архитектуры,других видов искусства,философских и научных знаний .религии,просвещения,фольклора в культурной жизни Азербайджана исследуемого периода.
На развитие культуры оказывало олрздэяенноа влияние со стояние экономики стран и.К началу ХУ1 веки Азербайджан находился в состоянии гдубокой эконом и фок ой дэпреосии.Экономическая политика первых с&февидокик правителей - Шаха Исмаияа I /1501-1524/ и Тахмасиба I /152^-1576/ улучшила состояниз крестьянства и благоприятно повлияла на развитие ремзелзнного производства в городах Авербайджана./Тебриз.Казвин.Ардебиль,Нахичевань,Баку .Гянджа, Шемаха и др./.Экономическая система Сефевидской державы успешно функционировала.в системе торгово-экономических отновеиий региона /Ближний и Средний Восток/.
Благоприятным фактором для развития культуры Аззрбайадана было наличие Сефешдокогс государства /1501-1736/.Несмотря на обширность территории, со циально-экономич*ским, по лирических, этническим источником этой сильной средневековой державы был Азэроэ? «ан.Стозйиий на твердой соииальногэкономиччск^й основа, гху царство Софе видов успзано ярстивосгочио ОаманокоР империи
' на протяжении ХУ1 века.
Религия была господствующей формой общественного сознания в средневековье.Религиозный фактор стал реиаввим для Сефевидов в борьбе за власть.Кышлбашское движзние имело иирокув социаль-нув базу.Этому способствовали идеи социальной справедливости шиизма,проповеиваемие кызылбазскими идзологами.Политичгокив, отновения Сефевидов и Османской империи имели религиогнув окраску /сунни.тско-лиитское противостояние/.Но за этим явлением стояли вполне светские устремления сильны* государств средне-вековья.Сефеиидсхке правители не были исламскими фанатиками. Деятельность сгфзвидоких правителей /Ц,аха Исмаила 1,Тахмасиба I и др./ одновременно в облэстм литературы,искусства,их покровительство многим видам искусства подтверждает эту истину.
Литература занимала ведущее мести в системе культур* ХУI вэка.Азербайджанокач литература отливалась своей полифунк-щ ональностьп.Гяавными,возрожденческими чертами аэербайджанской литературы ХУI века бы ли: широкая социальная база развития, ведущее место и роль аззрбаРджанск.ого /тюркского/ ягыка, оптимальное приближения официальной и народней литературы, яркое проявление гуманизма в литературных фактах.В 1512-ом году Хагири Тебризи создал впервые поэму "Лгйли.и Неджнун" на аззрбаРдяанскок языке.* Хатаи,Н.<?изули,Вахиди Тебризи,И.Эмани,. Федаи Тебризи были яркими представителями азербайджанской литературы Ш века.
■ Одним из факторов социальной интеграции народа является обинооть языка,Язык является тахяз явлением культур! народа. С возникновение« Сефгвидского госуларстэа вздущее мэсто во многих областях обдеотвенноЯ и культурной кнзнн занял азербайджанский /тирг.окий/ язык.
Покровительство развитие азербайджанского языка на официальном уровне содействовало процессу совершенствования литературного язы<а.Созданиа поэтических произведений на азербайджанском языке считаюсь огремдан каоторотвон.При сЗфевидоком двора «или и творили талантливые поэты /Сурури.Щахи.Матеми.ТвфзЯлн, Хабиби и др,/.С$$эвидские правители сами отдавали поэгичеокиэ произведении на ролчои языке,Типичным праьигелем эпохи asepJaí*
I, Араолы Г.ПерБог про^зкзаенйч "ЛеРйи и ¡Ьдги/н" ча а?ерб,чй-да&нском языка,Альманах "Ни тми", Балу, 19ч0 /на aaaprí.xa./.
джанокого Возрождения был Шах Иснаил I /Хатаи/.*
В системе просвещения Азербайджана ведуну» роль играли представители духовенства,религиозные учреждения.Эта система была соверигнна и нроцзоо обучения проходил в иколах /мектеби, медресе/, при мечетях.Почти все путешественники,побываваиа в Азербайджане,обращали внимание на количество мечетей в городах. Развивалась и индивидуальная система обучения.При Сефевидском дворе функционировала специальная система обучения.Медресе являлись в'основном высзкми духошыми учзбныни заведениями. Такие заведения были почти во всех крупных городах.В мектебах и медресе действовали библиотеки .Самая крупная библиотека была в Ардебиле,в комплекс8 Шейха Сафи-ад-Дина.В Тебризе.Ардебиле, Марате и Шемахе функционировали школы каллиграфии.Отсутствие книгопечатания и вследствие этого оурное развитие каллиграфии было значительным фактором культурной жизни.
В системе мусульманской культуры архитектура занимала особое место .Г давними особенностями развития азербайджанской архитектуры в ХУХ веке-были:более интенсивное строительство разных по функциональности архитектурных объектов в ваших областях,Азербайджана,резкое увеличение строительства объектов религиозного назначения.вначигельнсе расширение ареала архитектурной деятельности азербайджанских мастеров вследствие военно-политических aoóumí периода.Табриз,Нахичевань,Ардебиль, Казвин разаивались £ это; период особенно интенсивно в архитектурном плане. Некоторые искусствоведы считает (Дж.Гияси).что период С®фэвидсв явняегся началом этапа упадка в азербайджанской средневековой архитэкту рз.Но необходимо отметить,что вследствие оскано-сефзаидских войн,многих социально-политических причин азербайдкаясная вулаа архитектуры с начала Ш вена реализова-ваяа свой богатый потенциал во saetí регионе Ближнего и Среднего Востока./Иран,Афганистан,Средняя Азия,Ирак,Османская империя, Индия были объектами архитектурной деятельности азербайджанских мастеров/,
Вследствие изменения экономического и политического центра Азербайджана,бохьимнство севгроазербайджаисхих городов в архи-
I. См.; ЭДеиднзв 0.А.Лихость Хатам,"Адабият ве шджесеизт," 29 января 1969 г.,* 5.
тектурном плане было ориентировано на ог.Напри*»р,для архитектурного развития Баку этот период примечателен тем,что центр его административной и общзственной жизни вновь возвратился в приморску» часть Ророда.Дворцовый аноамбль постепенно потерял свое былое значение. Шамоадвин Гзбри1и,Али Тебризи.Шейх бе хае д-дин.Музаф^зрали 1'ебризи были известными азербайджанскими архитекторами исследуемого периода.
Минмат»рная' живопись в Азербайджана была ярким проявлением искусства ВозрожденияЛврвые центры миниатврной живописи на Среднем Востока появилиоь в Азербайджане /Гебри» и Марата/. Самым значительным центром миниатврного искусства бил Тебри». Основным источником тем для ииниатаристов была классическая восточная поэзия /оообенно произведения Низами/.Темы миниатжр охватывает многовековой период истории /от возникновения классовых обизств до периода Св^евидов/. Это - яркий пример "обращения" к древности и соединения ее о современность» /с ХУ1 веком/ азербайджанских миниатвристов.Человек,живые суиеотва были основ-; ными объектами живописи.К середине ХУ1 века возрожденческая, миниатюрная живопись достигла наивысваго расцвета в своем развитии. Миниаторная живопись оказывала сильное влияние на развитие почти веек остальных видов искуоетаа.В .процеоса становления, формирования и развития Иофаханокой,Казвинской,Ширазской,Мо-годьокой и Мешхедской око л миниатяры огромнуа роль сыграла вкола ииниш>«ри Тебриза.
Декоративно-прикшное искусство Азербайджана ХУ1 века имело более широкуе социальнуа базу развития.Вздута в место в системе декоративно-прикладных искусств занимало ковроткачество. Ковроткачество удовлетворяло утилитарные и эстетические потребности.Тахмааи<5 I проявлял больвое внимание ковроткачеству. 0 Тебризе была открыта мастерская по изготовление ковров. В процесса изгьтовленип ковров сотрудничали мгаиатвристы, каллиграфы и ткачи.Оснгануо маоо'у ковров составляли орнамен-.—-тальные.Сожегньв ковгы изготовлялись.в основном в Тебризе. ХУ1 век - это период расцвета для развития ковроткачества АзарбаР-двэиа.В исследуемый период бурное развитие получила каменная пластика.1'иеино в произведениях каменной пластики проявляется возрождение доиолаиокнх.дрезнзтиркских верования и Мотивов.
В раяигии фольгаора ХУ1 век считается плодотворным этапом. Во П половине ХУI пека сформировалась в основном народные эпосы "Гурбани" и "Шах Исмаиа".Чередование поэзии и прозы - главный принцип эпооа.Создателями,исполнителями и распространителями . эпооов были авуги.Музыка и народное творчество развивались в орга)ичэсксй овязи.Раэвитиз иугама как музыкального жанра было успевным.Известным теоретиком музыки ХУI века был Абдулали» Марагаи.Он создал Музыкальные произведения, совершенствовал некоторые музыкальные инструменты. >
В области философских и научных знаний были достигнуты определенные сдвиги.Суфизм был основным философским течением в Азербайджане .Проблемы саиов оспитания,совершенствования человека были главными для суфийских ученых и идеологов.Почти все поэты проповедовали идеи суфизма.Поэт М.физули создал философское произведение на арабски языке - "Матлаул-Этигад". Большинство его литературных произведений является средоточием философских размышлений .В области теологии,философии был известен Илахи Дрдебили.Ал&ддин Тебризи,Абдулла Шейх Шабустари, Бахихи Тебризи были учеными энциклопедического склада.В области историчгдкоя науки заметной фигурой был Хасан-бек Румлу,автор книги "Ахсанут-таварих" /Написанная на персидском языке, книга эта состоит из 10-ти томов/.*
Для развития азербайджанской культуры в ХУ1 веке характерна тенденция восхождения,
В третьей главе - "Культура Азербайджана в ХУЦ веке" -исслзауится культурные процессы указанного века с учетом состояния экономики,хода политических событий.
С конца ХУ1 взка основатечьно изменилось место Азербайджана в экономической и социально-политической системе Се$е-видского государства.Вследствие этого Се^евидское государство не смогло завершить две прогрессивные тенденции,наметившиеся в ХУ1 веке: ооциально-экономическуе и политически интзграци* северных и вжных частей Азербайджана,этническую консолидации аз ер бай диан с к иг о нар ода.
Под воздействием объективных причин /изменения направлений о Зиз мировых торговых пут ей, постоянная опасность османского военного нападзния и др./ сефевидскиз правители вынуждены били
I. Фарзаливв Ш.Ф^АзербцЕ дкан в ХУ-ХУI Ьь.,о Л Э-Ц.
опираться на ожнне территории государства.Они /особэнно Шах Аббао I/ начали организовать и проводить массовоз переселение населения из развитых областей Азербайджана во внутренние области Ирана./С цечьч подн/ггия уровня экономического развития областей Ирана/.
В конце ХУ 1 века А1ербайдкан был вовлечен в орбиту джела-лидского движения,истоки которого ведуи к началу ХУI века /1518-1519 гг./,на малоазиатскую почву /восточная часть Анатолии/.Одно из крупных восстания в этом движении произоялс в 1595-1609 гг.Оно распространилось и на тзрриторио Азербайджана. Это событие наяло свое литературное отражение и в эпоса "Кероглу".
Уменьшение роли Сефевидского государства в культурно-историческом процессе азербайджанского народа,противоречивый характер ражития экономики,социально-политические противоречия ХНП Река нало*или свой негативный отпечаток на культурные процессы.
Литература Азербайджана ХУП века развивалась в основном в 5-ти направлениях: литературная среза,развивавшийся при дзоре, лод покровительством господствующего класса; направление,развивавшееся под покровительством торговцев? литературный процесо в рамка* поэтических меджлисов; народное творчество,основанная на аирокуа со и^альну« базу; литераторы,действовавшие, индивидуально.
Демократизация нормы - главная тенденция развития литературы ХУП века.Разговорно-фольк юрный. стиль становится ведущим- в ее развитии.Классические жанры литературы все интенсивнее сливается с фольклором.0 городах Азербайджана организовывались и действовали поэтические меджлисы3 этих моджлисах главными объектами обсуждения были произведения Фирдоуси,Хафиза,Саади,И!ираЭи, Хагани Ширвани.Низами.Насими.Хатаи.Физули.Учаотники меджлисов^ должны были обязательно знать азербайджанский,персидский,арабский языки,разбираться в вопросах логики,философии,теологии, истории.геометрии,алгебры,астрономии,иметь сраднеа или высшее духовное образование.Упадок пярсоязычнсй литературы заставлял ее представителей эмигрировать в осчс«нсм в Индив.Могольскке правители покровитзльстаовкпн развитие пврсоязычксй литературы.. Саиб Тзбриэи /1601-1676/,Месихи /1580-1656/,Гозси Тебризм были самыми известными в азербайджанской поэзии исследуемого периода.Сеф;видокие правители Шах Абйао 1 /1571-1629/ и ¡Пах
Лббас П /1642-1666/ тоже создавали поэтические произведения.
Азербайджанский /тврхский/ язык имел широкое распространение Это был родной язык мя Сефевидских правителей и вплоть до конца ХУЛ века он был основным языком при дворе.Незнание этого языка ^ осталось в тот период позором.Этот факт особо отмечал побыаав-шля в 1665-1694 гг. в Азербайлиане и Кране немецкий путевествен-; ник Энгальберт Кемпфзр.* Источником совершенствования,упрощения . азербайджанского языка было народное творчество.Напримзр,90< слов словарного фонда основных произведения фадаи Тебризи и Йесихи /"бахтичрнаме" и "8ерга и Гвлиа"/ является функциональ- . ными, живыми и сей час.Процесс формирования азербайджанского литературного языка заЬероился в основном в концу ХУП века.
Ив Щ веке архитектура развивалась в основном в южных областях Азербайджана.было особенно заметно развитие Ардебиля в архитектурном отновении.Военно-политмсскив столкновения двух государотв /Са$евидской и. Османе кой/ не повредили этому городу /Ардебиль являлся одной и» святынь исламоко го региона/.Тебриз ло ¡своей значимости был вгррым городом Сефевидской державы /после .Иофагана/.В архитектурном развитии Исфахана и других городов Ирана вздуцуа родь играли представители азербайджанской вколы архитектуры.Архитектура Азербайджана исследуемого периода была на достаточно высоком уровне развития. i
S миниатюрной живописи этого периода наступила депрессия. Азербайджанские минйатвристы вынуждены du ли продолжить ово> творчеысуи деятельность в центрах ыиниатиры Ооманокой империи, -Индии,ИранаЛалример,в начале ХУП века в Индии,при дворе Моголов работали 145 миниатвристов из Азербайджан а, Ирана и Средней А>ии. Эмир Сзидааи Тебризи был самым известным живописцем среди нкх. Яркими представителями искубства письма /каллиграфии/ были Али Рза Тебризи /Аббаои/,Мир Имад Казвини.Нир Абдулбаги Даниш-менд,Мухаммед Монин Тебризи.
Успешно адо развитие декоративно-прикладных видов искусства. Особенно были развиты ковроткачество,овелирное дело,каменная плаотика.Здееь ярко проявлялось сикта» искусства и ремесла.
В исследуемый период появились дастаны "Аббао и Гол res", "Кероглу";иШах Исмаил".Увеличилось чиоло фольклорных фактов на
I. См.:Онуллахи С.М.,Гасцнов А.Г. 6*е о двух неизвестных пиоьмс Сефевидских правителей,Ученые записи« АГУ,Кстория и философк
гэ.
1 темы любви.ry нанизма.АбЗас Гу^аргарпы был известно аиугом своего времени.Развитие ч<чнки Зкло тесно связано с фольклором. Ведудим напразтгнигм азербайджанской народной му-шки было ашуг-скоэ творчзство.Му гам как жанр азер iaPджанской музыки развивался в рамках Сз^еЕидского двора,Этот жанр был одновременно средством распространения и пропаганды классической восточной позчии.
В области философских и научных знаний отличались Мирза Мухаммед Тзбризи, Алигу ли Аалхали.Неджебаддин Рза Тебризи, Мирза Абду лла Гебризи,Хусейн Б«рхан,Юсиф Карабаги.Заметным историком своего времени был Искендзр-бек Мвшди /Туркеман/. Он автор произведения "Гарихе-алемарае-Аббаси",написанным на персидском языке.Мухаммед Гахир Вахид,Мухаммед Осиф Казвини, Эарафвддин Хусейни Гебризи,Ззлигу лу-<1ек были придворными хронографами,
В системе культуры Аззрбайджана.ХУП века особенно заметна неравномерность развития его основных элзмрнтов.
В гаклдчании ^формулированы основные выводи и обобяения, аытекачщиэ из проведанного исследования.
Основные положения диссертации получили отражение в оледувяих опу5ли.<о ванных работах автора:
I¿i "Евроцентризм" и некоторые проблемы Háesit истории, Известия АН Азербайджана /Серия истории,философии, права/,1991,» 1-0,75 п.л. /на азерб.яэ./, •■
I. О культура Азербайджана ХП-ХУП вв. /тезисы доклада^ Материалы научной конфепенции аспирантов АН Азербайджана/23-25 октября 1990 г./,Баку,1991 - 0,1 п.л. /на азз^б.яэ./.
3. К вопросу об азер5а?джанском Возрождении /ХУ1-ХУЛ bb.^J Труды научной кон.'-ергниии.посэяязниой 2В мая - Дне восстанови ения аззрбайажанзкой государствзнности^Баку, 1491,- 0,2 пл. /на аззрб.яз./.
Экономическое развитие Азербайджана в ХУ1 веке, "Элм вз хаят",1991,# 3, - 0,3 п.л. I на азерб.яз./.
5, Соображения о культуре Азербайджана ХУ1-КУП вв, "Гагих",2$ октября 1991 г., - 0,3 п.л. /на аззрб.яз./.
6. Haisa истерия,ззЬроЗязмы и изучение, "Гарих",29 января 1992 г. - 0,2 п.л.,/на азерб.яз./.