автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Культура гендерных отношений в программах российского телевидения
Полный текст автореферата диссертации по теме "Культура гендерных отношений в программах российского телевидения"
На правах рукописи
Маевская Марина Игоревна
Культура тендерных отношений в программах российского телевидения (социально - филологический анализ)
10.01.10 - журналистика
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва - 2004
Работа выполнена в Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания на кафедре общественных наук и управления.
Научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Кащенко ЕА.
Официальные оппоненты - доктор филологических наук, профессор Цвик В.Л.
кандидат филологических наук, доцент Десяев С.Н.
Ведущая организация - Санкт-Петербургский государственный университет, факультет журналистики
Зашита состоится 25 ноября 2004 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д.206.002.01. в Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания по адресу: 127521, Москва, ул Октябрьская, 105, ксрп.2, аудитория 702.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания.
Автореферат
Ученый секретарь диссертационного совета
1п¥зо
Актуальность исследования. В сложном и многообразном
мире человеческих взаимоотношений интимная жизнь всегда была тем полем, на котором разыгрывались сражения. Победа подтверждалась институционально (неписаными нормами обыденной жизни и морали, законами государства, религиозными заповедями, уставами партий), закреплялась на уровнях стереотипов поведения и языка. Сегодня можно говорить о вторжении на это поле массовой культуры, использующей в качестве одного из инструментов телевидение. Ассимиляции, по сути, подвергается область не только интимных, но и тендерных (что гораздо шире) отношений.
знания, изучающая социально-культурные репрезентации пола, стала активно применяться не только в психологии, социологии, экономике, но и, что немаловажно, в лингвистике, а также в исследованиях средств массовой коммуникации и рекламы. На первый взгляд, электронные масс-медиа лишь отражают состояние культуры тендерных отношений современного «переходного» периода, который переживает наше общество.Но с другой стороны, как национальные, так и глобальные тендерные стереотипы (т.е. представления о том, как в действительности должны себя вести мужчины и женщины), проникая в массовое сознание при помощи СМК, изменяют, а подчас ломают систему традиционных духовно-нравственных ценностей. Тендерные исследования в этой сфере чрезвычайно важны для выработки этических норм представления образов женщины и мужчины (и их взаимоотношений) без дискриминации по признаку пола. Тендерные отношения в современном обществе нуждаются в гармонизации, и этот процесс является частью общедемократического процесса.
Теория тендера1 - сравнительно новая отрасль научного
РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА I
гендер - социокультурный конструкт пола (в отличие от
Тиражируя преимущественно негативные тендерные стереотипы, создавая ложные представления о человеческом теле (в особенности, женском), используя образ женщины в качестве товарного знака, сводя все богатство одухотворенных любовью человеческих отношений (исключение составляют немногие программы) к гедонистической стороне сексуальной жизни, а саму сексуальность - к обыденности, отечественное телевидение рубежа веков влияет на культуру тендерных отношений вообще и на конкретные тендерные практики молодежи в частности. Бесстрастная статистика фиксирует результаты этого процесса в цифрах падения рождаемости, роста абортов, разводов и числа больных СПИДом и 3111111. Психологи констатируют такое явление, как восприятие жизни в вульгарной форме - у молодежи, ощущение морального дискомфорта - у представителей старших поколений, исповедующих другие нравственные принципы.
Однако, помимо социально-культурного, у этой проблемы есть еще один очень важный - лингвистический - аспект. Использование в телепрограммах, так или иначе затрагивающих тему интимных отношений, стилистически сниженного, обыденного языка, создает семантическое пространство, из которого черпает лексику «поколение next». А ведь язык созидает действительность.
Таким образом, возникает явственная необходимость объективного филологического анализа языка, на котором говорит телевидение в рамках передач тендерной проблематики, и не меньшая необходимость разработки научной методологии и методик этого анализа, позволяющих изменить общую картину семантического модуса передач на означенную тему.
Степень научной разработанности проблемы. Оценивая общее состояние, степени разработанности выбранной темы, отметим, что одной из теоретических предпосылок решения поставленных задач стали
исследования, посвященные проблемам социокультурной сексологии таких отечественных и зарубежных ученых как И. Блох, В. Джонсон, К. Имелинский, А. Кинзи, 3. Лев-Старович, У. Мастере, А. Форель, Э. Фукс, Г. Васильченко, В. Каган, И. Кон и др.
Изучение филологических аспектов культуры тендерных отношений, репрезентируемых телевидением, носит комплексный характер, и решение проблемы автор находит на стыке лингвистики и социологии, культурологии и психологии, теорий коммуникации и тендера.
Именно здесь оказалось возможным найти концептуальные подходы к определению понятий сексуальной культуры и тендерной коммуникации.2
Важное теоретическое значение для понимания основ и содержания исследуемой проблемы предопределила литература о любви и эросе, включающая размышления мыслителей от античности до наших дней. Идеи этих ученых легли в основу гносеологического и аксеологического анализа исследуемых явлений и процессов.3
Проблемы массовой коммуникации, особенности межличностного общения, их связь с речевой деятельностью подробно освещали как отечественные (А.Леонтьев, Б.Библер, МБахтин, Ю.Лотман), так и зарубежные (Д.Гриндер, Р.Бендлер, Э.Берн) ученые. Для рассмотрения лингвистических аспектов исследуемого явления важную роль сыграли
1 Тендер и культура. Уч. пособие для студентов гуманитарных факультетов, http: www/tm 2001.by.ru; Тендерные истории Восточной Европы. Минск, 2002; Кащенко Е. А. Сексуальная кулыура
военнослужащих. М., 2003; Кон И.С. Вкус запретного плода. М., 1992; Краффт-Эбинг Р. Сексуальные катастрофы. Минск, 1994; Лев-Сгарович 3. Секс в культурах мира. М., 1991; Форель А. Половой вопрос:
в 2-х т. Спб., 1913; Фукс Э. История эротического искусства. М., 1914; Фукс Э. Иллюстрированная
история нравов: в 3-х т. М.,1993 и др.
5 Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. М., 1992; Платон. Избранные диалоги. М., 1965; Кант И. Собр.соч. в 6-ти т. М., 1966, т.2; Фихте И. Очерк семейного права// Философские науки, 1972, № %; Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959; Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. М., 1930. Бердяев Н. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939; Бердяев Н. Смысл творчества. М., 1989; Бердяев Н. Метафизика пола и любви. В кн. Русский Эрос или философия любви в России. М., 1991; Розанов В. Люди лунного света. М., 1992; Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1991; Ленин В.И. Инессе Арманд. Полн.собр.соч 5-е изд. т.49 Луначарский A.B. Мораль с марксистской точки зрения. Севастополь, 1926; Луначарский A.B. О быте. М., 1927; Коллонтай A.M. Дорогу крылатому Эросу!//Молодая гвардия, 1923,№ 3.
труды филологов А.А. Потебни, А.А. Реформатского, Б.Ю. Нормана, Р. Якобсона.4
Наконец, важную группу источников, используемых автором в данной работе, составляют исследования в области теории телевидения, специфики телевизионной коммуникации, истории становления и развития на отечественном экране традиций межличностного общения, философских проблем массовой информации и телерадиокоммуникации, культурологии телевидения. Это работы Р.А Борецкого, Ю.П.Буданцева,, В.М.Вильчека, В.В.Гаспаряна, В.В.Егорова, С.Н.Ильченко, Г.В.Кузнецова, Р.Д.Копыловой, В.И.Михалковича, САМуратова, В.С.Саппака, Б.М.Сапунова, В.Л.Цвика, А.Я.Юровского.5
В области анализа языковой практики телевидения автор опирался на работы Б.Д. Гаймаковой, С.К. Макаровой, М.П. Сенкевич, М.В. Горбаневского, М.В. Зарва, Ф.Л. Агеенко и др.
Что касается лингвистического анализа репрезентируемых телевидением тендерных проблем, обзор изученной литературы позволил сделать вывод: этим вопросам посвящено незначительное количество ра-
* Бахтин H.H. Эстетика словесного творчества. №, 1998; Библер Б.В. От науковедения к логике культуры. М., 1991; Берн Э. Введение в психологию и психоанализ для непосвященных. СПБ, 1994; Гриндер Д., Бендлер Р. Из лягушек - в принцы. Воронеж, 1995; Леонтьев A.A. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974; Лотман Ю.Н. Культура и взрыв. М., 1992; Мегковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1994; Норман Б.Ю. Теория языка. М., 1904; Штевня A.A. Эстетика и поэтика. М., 1976; Реформатский A.A. Введение в языкознание. М., 2004; Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. М., 1975.
5 Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999; Егоров В.В. Телевидение: теория и практика; Егоров В.В., Кисунько В. Развитие и стагнация советского телевидения 1970-1985 / Очерки по истории российского телевидения. М., 1999; Саппак B.C. Телевидение и мы. М, 1963; Кузнецов Г.В. Личность в кадре // Телевизионная мозаика. М., 1998; Михалкович В.И. О сущности телевидения. М, 1998; Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. М., 2001; Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации. М., 1998; Сапунов Б.М. Культурология телевидения. М., 2001; Сапунов Б.М. Образование и медиакулмура / Высшее образование в России, 2004, № 8; Гаспарян В.В. Тележурналистика: вчера, сегодня, завтра (1990-1995). М., 1995; Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский АЛ. Телевизионная журналистика. М., 1994; Цвик В.П. Государственное и коммерческое телевидение: границы континуума./ Журналистика в 2001 г.: СМИ и вызовы нового века. Тезисы научно практической конференции, ч.1 М., 2002. Буданцев Ю.П. Массовые коммуникации. Системные особенности. Ч. 1-2. М., 2000; Копылова Р.Д. Контакт. Заметки о феномене телевизионное™. М., 1974; Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения. М., 1983.
бот, что не соответствует сегодняшнему уровню требований к телевидению.
Преодоление сложившегося несоответствия представляет собой самостоятельную научную проблему, имеющую как теоретическое, так и практическое значение. В таком случае гипотеза исследования может быть сформулиована следующим образом: изменение содержания и форм подачи материалов на тему взаимоотношений полов в телевизионных программах обеспечит условия для гармонизации гендерных отношений в обществе.
Объект диссертационного исследования - карта тендерной реальности, создаваемая современным телевидением
Предмет исследования - тексты телевидения, репрезентирующие тендерные отношения.
Основной целью работы является теоретическое решение проблемы гармонизации гендерных отношений в обществе с привлечением средств телевидения.
Выдвинутая цель предполагает наличие последовательных шагов по её реализации, которые представляют собой решение следующих блоков задач, раскрываемых по главам и вопросам в исследовании:
- анализ проблемы отношений полов в истории социально-философской мысли;
- исследование понятий «тендер» и «сексуальная культура» как предмета междисциплинарного анализа.;
- выявление используемых телевизионной рекламой стереотипов, отражающих и формирующих современный тендерный порядок;
- лингвистический анализ эффективности межличностной коммуникации в рамках телевизионных программ по означенной проблеме при помощи методики нейролингвистического программирования (НЛП);
- исследование текстов телевидения как средства отражения культуры тендерных отношений;
- определение подходов к понятиям «эротика» и «порнография» в их вербальном и визуальном воплощении.
В диссертации обоснован новый теоретический взгляд на формирование культуры тендерных отношений средствами массовой коммуникации как на социокультурный процесс, даны теоретические и методические рекомендации.
Новизна исследования. Впервые осуществлен анализ всего комплекса проблем, связанных с отражением и формированием тендерных • отношений в обществе средствами телевидения, предложена авторская концепция их гармонизации. И в этом видится поиск самостоятельного научного направления в развитии теории тендера, открываются новые аспекты научных знаний в области филологии, теории тендерных отношений и стереотипов. Проведен социолингвистический анализ понятия «сексуальная культура» применительно к средствам массовой коммуникации, исследован ряд научных текстов по проблемам отношения полов в истории социально-философской мысли. Автором введен в научный оборот ряд дефиниций (сексуальная лексика, язык эротической коммуникации).
Исходя из вышеизложенного, на защиту выносятся следующие положения:
- авторская концепция определения тендерной коммуникации в телевизионных передачах как конструкции тендерных отношений, которая меняется в зависимости от задач создателей программ;
- определение понятия «язык эротической коммуникации» как совокупности слов, употребляемых в процессе интимного общения или повествования о нем, которая испытывает влияние социокультурных факторов и тендерной ситуации и сама влияет на них. Определены
несколько лексических уровней языка эротической коммуникации на телевидении, на низшем из которых находится порнографическая лексика. Повышение лексического уровня является необходимым условием гармонизации тендерных отношений;
- реальным противовесом негативным тендерным стереотипам современной телерекламы может выступать социальная реклама;
- противоречие между приватным характером информации и публичным способом ее распространения и восприятия является деструктивным для формирования личности молодого человека и должно быть устранено;
- в отражаемом и конструируемом отечественным телевидением мире тендерных отношений царит дисгармония. В нем неуютно жить как мужчинам, над которыми давлеют стеретипы социальной успешности, так и женщинам, распятым биологическим предназначением. На языковом уровне подтверждением достижения гармонии тендерных отношений станет сближение значений символического смыслообраза «женщина-мать»и словосочетания «мужчина-отец» как признание равноценным для мужчины его выбора самореализации в приватной жизни. На уровне программной политики государственных телеканалов это означает увеличение количества передач и фильмов семейной тематики позитивной направленности.
Теоретико-методологическая база исследования. В диссертации активно использованы методологические подходы различных гуманитарных (филологии, философии, культурологии, истории) и социальных (теории коммуникации, тендерной теории) наук.
Для достижения поставленной автором цели были применены функциональный подход, а также - общетеоретические методы исследования: анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, прогнозирование и др.; сравнительно- и описательно-исторический (изучение литературных источников и документов, беседы и наблюдения) подход.
К эмпирической базе исследования привлекаются материалы опросов и статистические данные, приведенные в некоторых зарубежных источниках. Помимо этого, за период 2000-2004гг. проведен мониторинг программ на федеральных, региональных и городских (г.Вологда) телеканалах, содержащих тендерную тематику, и опрос различных категорий сотрудников ТВ (режиссеров, звукорежиссеров, ведущих программ), а также студентов отделения журналистики ВШУ.
Практическая значимость и апробация исследования.
Сформулированные в диссертации выводы и рекомендации институционального характера направлены на совершенствование организационно-практической деятельности СМИ. Предлагаемые методики могут способствовать снижению количества негативных проявлений сексизма, вульгарности и цинизма у молодёжи; созданию адекватного образа гармоничных тендерных отношений на телеэкране; исследованию филологических, социологических, культурологических, исторических аспектов социально приемлемых форм и способов передачи сексуальной культуры и их. отражения средствами массовой коммуникации.
Основные теоретические положения и выводы диссертации были изложены автором в докладах и опубликованы в виде тезисов на конференциях: «Свобода информации и духовный климат общества» (Вологда, ВГТРК, 04.02.2000), «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт-Петербург, СпбГУ, 26.04.2001), «Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века» (Москва, МГУ, 05.02.2002.), «Социальные и клинические проблемы сексологии и сексопатологии» (Москва, Минздрав РФ, 30.05.2003), а также на первых Северо-Западных чтениях «Региональная журналистика и актуальные проблемы современности» (Вологда, ВШУ, 03.10.2003).
Материалы исследования легли в основу авторских курсов лекций «Генндерная журналистика», «Экология общества», прочитанных на
отделении журналистики Вологодского государственного университета и использовались при преподавании курсов «Основы журналистики», «Изобразительные средства ТВ и РВ».
На данные материалы автор опирался при подготовке ряда телепередач на Вологодском областном, городском телевидении, областном радио в авторских телепрограммах «Дамское счастье», «Житейские мелочи», радиожурнале «Марина», которые выходили в эфир в 1998-2002 гг.
Структура диссертации
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Во введении дается обоснование постановки проблемы, актуальности, новизны, цели и задач настоящего исследования, определяются его объект и предмет, раскрываются теоретико-методологическая и практическая значимость диссертации.
В первой главе диссертации «Исторические и теоретические аспекты анализа тендерных отношений» исследуются философские и социолингвистические аспекты проблемы любви и пола в научной мысли, рассматривается содержание понятий «сексуальная культура» и «гендер». В первом параграфе «Проблемы пола, любви и эроса в истории философской, социолингвистической мысли и художественной литературы» автор обращается к социально-нравственным истокам, менталитету эротической культуры в истории человеческой мысли.
Вплоть до XVII века в дискурсах западной философии доминировала аристотелевская антропологическая концепция: мужчина есть мера человека. Концепт полов, основанный на этой гипотезе, получил название модели одного пола и лег в основу средневековой литературы и сатиры на женщин, полной презрения к женскому телу и женщине вообще. Своего
апогея это отношение достигло в книге Инститориса и Шпренгера «Молот ведьм», вышедшей в 1487 году.
В конце ХУШ-Х1Х в в. в дискурсе западной философии «слабый пол» превращается в «противоположный», для создания новых конструкций используется антропологическая константа: «мужчина и женщина - изначальный дуализм во Вселенной». Культура модернизма ориентируется на идеал андрогинного как возможности творческой открытости опыту противоположного пола, который невозможно полностью ассимилировать. Постмодернизм XX в. углубляет деконструктивистское отрицание общезначимости и вневременности дуализма мужского и женского, что особенно касается работ по истории медицины и сексуальности (см. РоиеаШ;, 1979, .Гогёапоуа), выдвигающих гипотезу первичности социокультурного конструкта пола, который всегда политичен и не существует вне контекста культуры. На сцену выступает тендер как категория анализа, исследующая отношения полов.
Эротической культуре России свойственно, по мнению И Кона, в отличие от одной из важнейших дихотомий западной цивилизации -разграничения публичной и частной жизни - влияние особого типа коллективного сознания, получившего название «соборности». В ней резче выражена свойственная христианству вообще дихотомия духовного и телесного. Противоречие между официальной «антисексуальной» культурой и бытовой культурой народа породило, в свою очередь, идеализацию чувства любви в официальной литературе и появление «подпольной» эротической литературы ввиде похабных текстов (к примеру, И.Баркова)6. В рамках единой православной культуры в соответствии с евангельской традицией тело признавалось обителью
4 Кон И С Сексуальная культура в России М, 1997
святого духа, а целомудрие до брака и в браке считалось высшей нравственной добродетелью.7
По мнению В.Колосова, в средневековом русском обществе высоко
8
ценилась роль женщины в жизни и семье .
Что касается философского осмысления проблем любви и пола, наиболее глубокие исследования появляются в отечественной философии конца XIX в. В них наметились две линии. Первая, ортодоксально-богословская, связана с именами П. Флоренского, С.Булгакова, И. Ильина, которые ориентировались на комплекс идей христианской этики. Вторая -светская: Н. Бердяев подразделяет любовь на личностную и родовую, где «пол безлик», а любовь «лична, индивидуальна».9 В.Розанов, напротив, видит в поле «благословление жизни», прославляя «религию рождения» и противопоставляя ее «религии смерти» .Неоплатоническую линию русской философии любви связывают с именами Б. Вышеславцева, Л. Карсавина, В. Соловьева и др.
Свою лепту в теоретическое осмысление жизни пола вносят большевики- В.Ленин, А.Луначарский, А.Коллонтай. В советское время возобладало материалистическое и атеистическое понимание любви, брака, отношений между мужчиной и женщиной. Языку средств массовой информации того времени свойственен пуризм: вплоть до начала 90-х в эфирном пространстве Советского Союза «секса нет».
Во втором параграфе «Категория тендера и сексуальной культуры как предмет междисциплинарного анализа» автор впервые рассматривает взаимодействие, взаимопроникновение и взаимодополнение этих понятий в их социолингвистическом воплощении. Ретроспективный анализ показывает, что доминирующий в советский период медикобиологический подход к проблеме отношений полов дополняется
7 Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. М., 1997.
' Колосов В.В. Домострой без домостроевщины. Предисловие к изданию книги «Домострой».М.,1990
' Русский эрос или философия любви в России. М., 1991
со временем сторонниками социокультурного подхода (И. Кон, А. Сосновский, Е. Кащенко и др.) Параллельно с этим, с 60-х годов прошлого столетия феминистской критикой, а затем американскими и западноевропейскими культурологами, стало активно использоваться расширительное понятие «гендер», служившее прежде для описания грамматической категории рода. Биологическому (sex) полу был противопоставлен пол в значении вида (гендер). Это противопоставление должно было обратить внимание на социально-культурное конструирование сексуальности.
Сосредоточив свое внимание на определении такого многозначного понятия как сексуальная культура и его методологических аспектов, Е. Кащенко предложил свое понимание этого явления как части общей культуры и способа утверждения в социокультурном окружении посредством полового поведения, направленного на продолжение рода, удовлетворение биосоциальных потребностей; гедонистических, коммуникативных, созидательных запросов.10
Однако, при очевидном сходстве определений, по мнению диссертанта, понятие «сексуальная культура» уже понятия «гендерные отношения». Концептуальной основой тендерной теории стали исследования социальных и культурных реализаций пола, половой идентичности, репрезентация которой осуществляется в рамках в том числе и массовой коммуникации. С другой стороны, объединение терминов «пол» и «гендер» в повседневном использовании может считаться исправлением ошибки, когда пол рассматривался вне контекста языка. Гендер - элемент современной научной модели человека: исследуя структуры языка, связанные с полом, лингвисты исходят из его социальной и культурной, а не только природной обусловленности. Зародившаяся в недрах феминизма тендерная теория активно используется учеными,
10 Е. А. Кащенко. Основы социокультурной сексологии. М. ЮНИТИ, 2003, с.24.
исследующими роль мужчины в современном мире, понятия "маскулинность", стереотипы мужского поведения, мужские тендерные практики. И в этом существенное отличие тендерной теории от феминистической, бесспорно, много сделавшей для улучшения положения женщин, но воспринимаемой большей частью общества агрессивно из-за присутствия дискриминационных элементов в его современной концепции. Целостность тендерного подхода - одна из главных черт, которая отличает его от «феминистского», или «женского», ведь беспроблемность положения мужчин в обществе - тоже один из стереотипов общественного сознания.
На существующих методиках изучения репрезентации тендерных отношений в рамках телевизионного эфира автор останавливается в следующем, третьем параграфе первой главы - «Теория и метод исследования тендерных отношений в системе массовых коммуникаций». Философским обоснованием тендерной теории являются теория поведения, коммуникации и ролевая теория Франкфуртской школы, в частности, концепция Юргена Хабермаса, доказывающего существование особого типа рациональности, связанного с человеком и межличностном общением, сущность которого состоит не в управлении, а во взаимном понимании. Мы нуждаемся друг в друге, считает Хабермас, для того чтобы понять, что наша точка зрения лишь одна среди многих.
Сила многих текстов тендерных исследований заключается в их способности комбинировать и смешивать жанры, в некой трансдисциплинарности. Это справедливо и по отношению к
методологии исследования репрезентации тендерных отношений средствами массовой коммуникации вообще, и аудиовизуальными, в частности. В отсутствие жестких наработанных схем методы анализа и
" Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность: Московские лекции и интервью. / под ред. Н. В. Метрошиловой. М, 1995.
концептуальные парадигмы отечественного и зарубежного происхождения могут привлекаться к работе в любых сочетаниях. Множественность как технологических, так и семиотических ходов, задействованных в аудиовизуальных формах репрезентации, диктуют необходимость поиска новых способов постановки вопросов, с возможным использованием апробированных моделей - от фрейдистских до вульгарно-марксистских, от контент-анализа до исследования отношений приватного и публичного, т.е. каким образом зрительская субъективность и социополовая идентичность определяется телевизионными образами. Ведь телевидение продолжает не зрение, не слух, а всю центральную нервную систему.12
Из всего многообразия подходов интересными представляются методика нейро-пингвистического программирования, так называемая НЛП, в сочетании с приемами транзактного анализа Э. Берна: оба эти направления являюся новейшими в науке и практике человеческого общения. НЛП предлагает людям разнообразные модели общения для реализации их целей.13 Автор, используя эту методику для анализа ТВ-эфира, идет от обратного, выясняя, каковы цели коллективного коммуникатора, в качестве которого выступают создатели передачи, персонифицированные в конкретном ведущем, и реальные пути их достижения; является ли эффективным на уровне массовой коммуникации межличностное общение, касающееся области приватных отношений, если под эффективностью, согласно Хабермасу (и тендерной теории) подразумевать достижение понимания в ходе аргументированной дискуссии.
В качестве инструмента, обеспечивающего правильное понимание смысла, который люди вкладывают в слова, выступает в НЛП так называемая мета-модель, включающая двенадцать схем, каждую из
12 Михалкович В. И. О сущности телевидения. М., ИПК ТВ и РВ, 1998, с 44.
13 См. Д Гриндер, Р Бэндлер. «Из лягушек-в принцы».-Воронеж, 1995.
которых можно отнести к одной из трех языковых категорий: генерализации (обобщению), опусканию и искажению. Модель НЛП отражает все пять типов восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Что касается массовой коммуникации, наиболее объемным средством выступает телевидение, причем восприятие происходит на нескольких уровнях: непосредственное, где включены все пять типов, для участников программы и ведущего-коммуникатора, и опосредованное, для потребителя информации, в качестве которого выступает зритель - и здесь задействованы два сенсорных (чувственных) канала восприятия, визуальный и звуковой.
Автор предлагает собственную схему, включающую оба эти уровня общения в ситуации массовой коммуникации. На уровне опосредованного общения аудитория «снаружи» испытывает воздействие коллективного коммуникатора (творческого коллектива программы, действующего в рамках концепции канала и персонифицированного в ведущем), участников программы - аудитории «внутри», героев и экспертов; наконец, самого средства передачи информации, которое значительно влияет на её восприятие, подключая С (кинестетическую) модальность, правда, в основном на уровне подсознания. Информация массовой коммуникации апеллирует к существующим у публики стереотипам и архетипам, чем добивается большего суггестивного эффекта, нежели коммуникатор в ходе непосредственной коммуникации.
Вторая глава работы «Роль и место телевидения в отражении и формировании культуры тендерных отношений современного общества» анализирует карту тендерной реальности, репрезентируемую и конструируемую отечественным телевидением на различных уровнях, которые определяются как на основании зрительских предпочтений, так и массированности воздействия (частота выхода в эфир, продолжительность программ и пр.), на регионального телезрителя.
Первый параграф второй главы - «Язык эротической коммуникации на разных уровнях телевизионной карты тендерной реальности». Предметом изучения автора является язык эротической коммуникации (сексуальная лексика) в системе телевизионного текста, под которым следует понимать совокупность слов, употребляемых в процессе интимного общения или повествования об этом процессе, испытывающая влияние социокультурных факторов и тендерной ситуации в современном обществе и сама влияющая на эти факторы и эту ситуацию. Эта область предметно пока не рассматривалась специалистами различных направлений филологии. Анализируя языковые уровни эротической коммуникации, диссертант выделяет вульгарную, в том числе инвективную, лексику; стилистически сниженную лексику; уровень обыденного языка; научный; литературный язык. Все вышеперечисленные языковые уровни в системе телевизионного текста (кроме четвертого уровня) могут принадлежать к двум группам: эротическая лексика (третий и пятый уровни) и порнографическая (первый, второй, частично третий уровни). При этом эротическая лексика - это образная система иносказаний, символов и тропов; порнографической свойственна грубость, прямолинейность, цинизм, ярко выражаемая тендерная асимметрия, т.е. языковой сексизм. Используя системный подход, автор предлагает построение многоуровневой схемы телевизионной тендерной реальности, располагая ее элементы по степени воздействия на регионального телезрителя. При этом на первый уровень попадает ТВ - реклама, на второй - тематические программы центральных каналов, третий -тематические программы федеральных телесетей, четвертый -художественные сериалы на всех каналах, пятый - сюжетные включения, шестой - специализированные эротические программы кабельного телевидения. Реклама располагается на первом уровне воздействия, так как пронизывает весь эфир; на последнем, в силу своей сравнительно
небольшой распространенности в регионе, находятся специализированные каналы и программы кабельного и спутникового телевидения.
После совмещения предлагаемой схемы с лексической выборкой, автор приходит к заключению, что на всех уровнях эротическое воображение (посредством которого сексуальное чувство осваивается культурой), слабеет под натиском тотальной порнографической дескрипции. Языковые запреты и табуированные темы исчезают, поэтизация любви сменяется ее банализацией - современные телевизионные влюбленные употребляют, как правило, сниженную лексику. Порой автор текста телевизионного сценария, как будто спохватившись, резко снижает лексический уровень в ходе реплики героя, и она распадается на две части: «Я не могу без тебя. Ты мне снишься. // Пойдем где-нибудь трахнемся прямо сейчас» (телесериал «Подари мне жизнь»). Сниженная и вульгарная лексика звучит в дневное и вечернее время. Причем если на центральных каналах, в основном, в рамках телесериалов, то в эфире телесетей ТНТ, СТС, МузТВ - и в рамках передач различных жанров(«Окна», «Деньги не пахнут», «Осторожно, Модерн!», «Дом» и др.)
Язык же эроса становится достоянием рекламных текстов, которые в лучших в своих проявлениях символичны и апеллируют к подсознательному; однако тем самым символика эротических образов как визуальных, так и вербальных, используется для продажи товаров.
На основании методологии НЛП диссертант доказывает, что межличностная коммуникация в рамках ток-шоу тендерной проблематики неэффективна из-за несовпадения доминирующих репрезентативных систем коллективного автора программы, героев и экспертов (ток-шоу «Частная жизнь», «Большая стирка», «Что хочет женщина», «Город женщин»), в случае столкновения авторского построения, конструкции с реальной ситуацией и установками реальных участников - иными
словами, столкновения имиджа, образа с действительностью. В меньшей степени это касается молодежной аудитории, «идущей за ведущим». На уровне, межличностной коммуникации в программах присутствует обобщение, искажение, опускание информации; на языковом уровне репрезентируется внутренняя позиция участников по отношению к интимной жизни, их собственной барьер душевного эксгибиционизма; в случае искажения коммуникации лексические уровни не совпадают (как правило, вульгарная лексика употребляется ведущим-модератором, остальные участники используют лексику более высоких уровней либо даже возвышенную).
Региональные вологодские телеканалы обращаются к теме интимной жизни достаточно редко, как правило, в форме отвлеченных рассуждений и советов специалистов она присутствует в эфире местных радиостанций. Гей-лесбийская тематика, перенесенная на провинциальную почву, может иметь негативные социальные последствия, как например, в случае с репортажем местного телеканала «Ren-TV» - Вологда о лесбийской свадьбе, которая, по сути, являлась эпатажной рекламой молодежного клуба. Чем ближе средство массовой коммуникации к своей аудитории, тем сложнее становится, абстрагируясь от доминирующих стереотипов, конструировать тендерную реальность.
Исследованию смысла понятий эротики и порнографии и их репрезентации средствами телевидения посвящен второй параграф главы, «Эротика и порнография в их вербальном и визуальном воплощении». Автор обращает внимание на неоднозначность трактовок порнографии и непристойности как в историческом контексте, так и в законодательных актах различных стран. Так, Верховный суд США определяет непристойность как триединое понятие: а) действия, ведущие к развращению несовершеннолетних; б) слова, выходящие за пределы литературного языка и служащие для определения половых органов,
полового акта и т.д.; в) публичная демонстрация полового акта или аналогичных фотографий и видеофильмов. В российском законодательстве в основе привлечения к ответственности по ст. 228 УК РФ лежит цель, которая преследуется при изготовлении и сбыте грубо натуралистического изображения половой жизни людей, всего, что обнаруживает специальное стремление вызвать низменные, развратные мысли. При всем обилии подходов к порнографии (Л. Кларк, Г. Статнер, В. Берне, Э Хааг) большинство ученых сходятся в трактовке этого явления как низменного, в отличие от эротики, одухотворенной человеческой сексуальности (И.Кон), посредством которой сексуальность включается в систему культуры. В качестве знаковой формы эротика характеризуется повышенной семиотичностью, где каждый знак - это стилизованный сигнал любовного чувства, сублимированный в эстетически обработанную форму, знание которой составляет непременное условие успешной коммуникации. (Автор предлагает употреблять словосочетание «эротической коммуникации»). Расположенная на границе между природой и культурой, принадлежа в равной мере обеим сферам, эротика является полигоном всех тех конфликтов, которые характеризуют отношения биологического и духовного в человеке, его извечной дихотомии. С точки зрения половой ментальности, субъектом эротического переживания традиционно выступал мужчина, объектом, (если это не гомоэротическое переживание) - женщина, Другое, описываемое в терминах мужской сексуальности. Со стороны традиционной дихотомии эротика - моральна, порнография - аморальна, но грань между ними можно сравнить с истончающейся со временем нитью: понятие непристойного невозможно определить вне социокультурного контекста, Эрос рубежа тысячелетий переживает кризис идентификации, ибо исчезает система запретов, благодаря которой и развивалась эротическое искусство. Исчезновение табу происходит
стремительнее у сотрудников телевидения, нежели чем у зрителей: согласно авторским опросам, участниками которых были журналисты, режиссеры телестудий и студенты, первая группа гораздо реже отличала эротику от порнографии.
С точки зрения индивидуального подхода, зрелая личность должна руководствоваться не внешней, а внутренней системой запретов. Однако в процессе формирования внутренних установок есть немало внешних факторов. Личностный подход требует коррекции и в том случае, когда речь идет о социальной группе и обществе в целом. Государство в этой ситуации должно регулировать все то, что активно влияет на общественное сознание и формирует нравственные устои.
По данным «ROMIR Monitoring», в январе 2004 года 76% россиян в той или иной форме поддерживали введение цензуры в СМ К.14 Причем в наибольшей степени испытывают потребность в цензуре респонденты, проживающие в регионах. Основная причина легитимизации цензуры -избыток порнографии в газетах, журналах и телевидении, и речь здесь идет о создании общественных комитетов контроля - в виде советов по этике, аналогичных действующим в Великобритании, Израиле, Египте и др. странах.
Определяя критерии эротики (возвышенная, обыденная, грубая) автор предлагает и дифференциацию телевизионных программ по этой схеме: возвышенная эротика на федеральных и региональных каналах определяется национальными, территориальными, социокультурными факторами; кабельное телевидение может предложить потребителю откровенную эротику с обязательным подключением кодирующего устройства, в определенные ночные часы и за определенную плату. Что касается самоконтроля СМК, нравственные позиции, моральные принципы
"■www.rbcdaily.rn 13.01.2004.
их сотрудников и руководителей становятся ключевым условием для сохранения положительных ценностей сексуальной культуры.
В третьем параграфе главы «Гендерные стереотипы современной телевизионной рекламы» автор исследует репрезентируемые рекламой образы мужчин и женщин и гендерные стратегии, процесс формирования тендерных стереотипов, т.е. обобщенного представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Масс-медиа - это не только окно в мир, но и «дверь», через которую в наше сознание проникают образы персонажи, стереотипы, по моделям которых большая часть цивилизованного человечества строит свое поведение.15 В связи с рекламным бизнесом это означает, что рекламу воспринимают не люди вообще, а мужчины и женщины, разрабатывают мужчины и женщины, принимают то или иное решение рекламодатели мужского и женского пола. На экране возникают стереотипные образы пассивных, излишне эмоциональных, всегда молодых женщин, и компетентных, рациональных мужчин среднего возраста. Мужчина практически всегда одет. Обнаженное мужское тело, как правило, не фигурирует в рекламе и никогда не выступает в качестве приманки различных товаров. Напротив, женское тело выступает сексуальной приманкой в 90% случаев, рекламируя зажигалки, автомобили, пиво, кофе; женское тело обнажено либо полностью, либо частями (ноги, грудь, ягодицы). В целом мужской образ эксплуатируется рекламой реже, чем женский, значение которого утратило символику красоты и приобрело символику престижного товара. К примеру, в рекламном ролике конфет чередуются крупные планы конфет и полуобнаженной девушки. Закадровый текст: «Они желанные, как праздник. Они загадочны и дарят волшебство». Подобный прием: подмена одной витальной ценности - пищевой, другой - сексуальной -
11 Шатин Ю. В. Построение рекламного текста. М., 2003, с 9.
применяется в роликах довольно часто, причем это касается и региональной рекламы.
Диссертант обращает внимание и на такой аспект проблемы как формирование у молодежи ложных стереотипов женской красоты. Современные коммерческие эталоны красоты (красивое - это худое) ориентируют юношей на астенический (слабый) тип женской конституции, однако для рождения здорового ребенка, и не одного, более приспособлен сильный, пикнический тип. В недалеком будущем ложные представления о красоте могут иметь отрицательные последствия для и без того сложной демографической ситуации в стране. Автор подробно рассматривает предлагаемые рекламой женские идентичности - сексуального объекта, домохозяйки, бизнес-вумен, и делает вывод о поддержании отечественными копирайтерами стереотипа экономической незанятости женщин. Среди тендерных маркировок мужского обращает на себя внимание используемая в рекламе пива конструкция, выстроенная как норма современной мужественности - «мужик». Конструкторы образа вполне талантливо соединили в рекламных роликах важнейшие ценности мужской коллективности: мужскую дружбу, свободу и беззаботность, которые достигаются посредством «пивного братства». При этом сам рекламируемый (через образ жизни) напиток приобретает поистине вселенский масштаб (в товарных мифах «Толстяка», «Золотой бочки», «Сибирской короны»), а такие традиционные ценности, как семья, любовь к матери, любовь к женщине нивелируются.
Эксплуатируя «народный» образ маскулинности, телевидение в то же самое время предлагает и новые мужские идентичности. В рекламных роликах фирмы «Арбат Престиж» (мужчины - Снегурочки), в гротескных женских фигурах, созданных А.Данилко (Сердючка), Д.Нагиевым («Осторожно, модерн!»), Ю. Стояновым («Городок») просматривается не возвращение к традициям архаичного театра, где мужчины исполняли
абсолютно все роли, а персонификация критики феминности и ревизия маскулинности. Традиционная женственность в этой ситуации -карикатурна; традиционная мужественность отсутствует: телевидение конструирует новые тендерные маркировки. Впрочем, пока, слава Богу, эти образы не определяют социополовую идентичность зрителя.
Реальным противовесом для возникшей диспропорции автору представляется социальная реклама, присутствие которой в телевизионном эфире пока незначительно. Находясь на первом уровне воздействия, она могла бы стать одним из эффективных инструментов проведения государственной политики в сфере тендерных отношений, ибо если раньше областью приватного занималась коммунистическая партия, сейчас ею занялась массовая культура.
В заключении диссертант делает выводы из проведенного исследования. Говоря о детерминации современной культуры тендерных отношений и ее главной составляющей - сексуальной культуры, безусловно, в числе основных факторов мы называем средства массовой коммуникации. В ироническом дискурсе постмодернизма рубежа тысячелетий самосознание пола переживает кризис идентификации. Постмодернистское сознание находится в ситуации выбора идентичности, будучи зрителем в театре теней, разыгрывающих сюжеты на тему крушения прежних идеалов мужественности и женственности. Телевидение создает собственную, достаточно агрессивную тендерную реальность, в которой происходит борьба образов: в результате над образом женщины - матери, женщины - личности одерживает победу образ женщины - товара; в эротической коммуникации стилистически сниженная лексика торжествует над литературной, а на языке эротики говорит реклама. Сама же грань между эротикой и порнографией истончается, Приап торжествует над Эросом; под натиском образа сексуальности сдается образ любви. По сути, в рамках медиакультуры
ревизии и пересмотру подвергаются традиционные гуманистические ценности. Одним из средств противостояния этому процессу может стать медиаобразование и производителей информации, и ее потребителей; обучение критическому отношению к информации и оценке ее качества.
Однако регулирование деятельности телевидения возможно как со стороны общества (в виде этических советов и организации подлинно общественного телевидения, существующего за счет абонентской платы), так и со стороны государства. «За рубежом тоже есть передачи с участием представителей и сексуальных меньшинств, и сексуально озабоченных, но из них исключается лексика, словосочетания и описание деталей, непристойных с точки зрения общества. Все это - чисто российского производства. Через Закон о телевидении и радиовещании общество, опираясь на моральные устои профессионалов - журналистов, должно получить реальные и долговременные гарантии от насилия, манипуляции и произвола со стороны журналистов, не способных определить границы дозволенного».16 Но без внутреннего самоконтроля СМК и государственная, и общественная системы охраны нравственности будут малоэффективны. Очень важно, чтобы в каждом отдельном человеке, журналисте, ведущем, продюсере был внутренний ограничитель, собственный крепкий нравственный стержень. И внедрение в систему подготовки и переподготовки журналистских кадров образовательных программ, способствующих выработке такого нравственного стержня, представляется на данном этапе остро необходимым.
Основные теоретические положения и выводы диссертации были изложены автором в следующих работах:
1. Маевская М.И. Женское чтение эпохи Водолея//Средства массовой информации в современном мире. Тезисы научно-практической конференции. Спб., 2001. 0,4 п.л.
" В. Егоров. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999, с 209.
2. Маевская М.И. Современное художественное вещание на региональном радио// Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века. Тезисы научно-практической конференции. М., 2002. 0,2 п.л.
3. Маевская М.И. Репрезентация полоролевых стереотипов на телевидении // Социальные и клинические проблемы сексологии и сексопатологии. Тезисы научно-практической конференции. М., 2003. 0,3 п.л.
4. Маевская М.И.Некоторые характеристики вологодского рынка рекламы// Региональная журналистика и актуальные проблемы современност. Материалы первых Северо-Западных чтений. Спб., 2003.0,4 п.л.
5. Денисова Т. Н., Лавров П. Г., Маевская М. И., Фалалеева О. И. Методические рекомендации к учебному курсу «Экология общества». Вологда, ВГПУ, 2004.1,4 п.л. (Из них диссертанту принадлежит 0,4 п.л.)
6. Маевская М.И. НЛП как метод анализа эффективности тендерной коммуникации в рамках телевизионного ток-шоу. Вологда, ВГПУ. 2004. 1,3 п.л.
7. Маевская М.И. Самосознание пола. К истории половой ментальности. Вологда, ВГПУ, 2004.1,5 п.л.
8. Маевская М.И. Творческий конкурс. Методическое пособие.Вологда, ВГПУ, 2002.1,2 п.л.
Подписано к печати 18 октября 2004 г. Формат 60x84 1/16. Объем 1,1 пл. Тираж 60 экз. Заказ № 9 РИО ИПК
г
»205 99
РНБ Русский фонд
2005-4 22780
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Маевская, Марина Игоревна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Исторические и теоретические аспекты анализа тендерных отношений.
§ 1. Проблемы пола, любви и эроса в истории философской, социологинвистической мысли и художественной литературы.
§ 2. Категория тендера и сексуальной кулыуры как предмет междисциплинарного анализа.
§ 3. Теория и метод исследования тендерных отношений в системе массовых коммуникаций.
ГЛАВА 2. Роль и место телевидения в отражении и формировании культуры тендерных отношений современного общества.
§ 1. Язык эротической коммуникации на разных уровнях телевизионной карты тендерной реальности.
§ 2. Эротика и порнография в их вербальном и визуальном воплощении.
§ 3. Тендерные стереотипы современной телевизионной рекламы.
Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Маевская, Марина Игоревна
В сложном и многообразном мире человеческих взаимоотношений интимная жизнь всегда была тем полем, на котором разыгрывались сражения. Победа подтверждалась институционально (неписаными нормами обыденной жизни и морали, законами государства, религиозными заповедями, уставами партий), закреплялась на уровнях стереотипов поведения и языка. Сегодня можно говорить о вторжении на это поле массовой культуры, использующей в качестве одного из инструментов телевидение. Ассимиляции, по сути, подвергается область не только интимных, но и тендерных (что гораздо шире) отношений.
Теория тендера - сравнительно новая отрасль научного знания, изучающая социально-культурные репрезентации пола, стала активно применяться не только в психологии, социологии, экономике, но и, что немаловажно, в лингвистике, а также в исследованиях средств массовой коммуникации и рекламы. На первый взгляд, электронные масс-медиа лишь отражают состояние культуры тендерных отношений современного «переходного» периода, который переживает наше общество. Но с другой стороны, как национальные, так и глобальные тендерные стереотипы (т.е. представления о том, как в действительности должны себя вести мужчины и женщины), проникая в массовой сознание при помощи СМК, изменяют, а подчас ломают систему традиционных духовно-нравственных ценностей. Гендерные исследования в этой сфере чрезвычайно важны для выработки этических норм представления образов женщины и мужчины (и их взаимоотношений) без дискриминации по признаку пола. Гендерные отношения в современном обществе нуждаются в гармонизации, и этот процесс является частью общедемократического процесса.
Актуальность исследования обусловлена как вышеизложенными, так и следующими причинами.
Тиражируя преимущественно негативные тендерные стереотипы, создавая ложные представления о человеческом теле (в особенности, женском), используя образ женщины в качестве товарного знака, сводя все богатство одухотворенных любовью человеческих отношений (исключение составляют немногие программы) к гедонистической стороне сексуальной жизни, а саму сексуальность - к обыденности, отечественное телевидение рубежа веков влияет на культуру тендерных отношений вообще и на конкретные тендерные практики молодежи в частности. Бесстрастная статистика фиксирует результаты этого процесса в цифрах падения рождаемости, роста абортов, разводов и числа больных СПИДом и ЗППП. Психологи констатируют такое явление как восприятие жизни в вульгарной форме - у молодежи, ощущение морального дискомфорта - у представителей старших поколений, исповедующих другие нравственные принципы.
Однако, помимо социально-культурного, у этой проблемы есть еще один очень важный - лингвистический аспект. Использование в телепрограммах, так или иначе затрагивающих тему интимных отношений, стилистически сниженного, обыденного языка, создает семантическое пространство, из которого черпает лексику «поколение next». А ведь язык созидает действительность.
Таким образом, возникает явственная необходимость объективного филологического анализа языка, на котором говорит телевидение в рамках передач тендерной проблематики и не меньшая необходимость разработки научной методологии и методик этого анализа, позволяющих изменить общую картину семантического модуса передач на означенную тему.
Степень научной разработанности проблемы
Проблема отношения полов, любви, эротики на протяжении многих столетий находилась в центре внимания искусства, как магнит, притягивала западных и восточных философов, авторов религиозных трактатов и художественных произведений. Их число необозримо. В нашем исследовании из основных зарубежных источников были использованы труды философов Платона, Канта, Фихте, Бебеля, Фрейда и других.1 Вторую группу составляют отечественные источники. В России до рубежа XIX-XX веков вопросы отношения полов рассматривались только литературой (исключение составляет кодекс семейной жизни, «Домострой»), от «Бедной Лизы» Карамзина до пушкинских «чистейшей прелести чистейший образец», от образов тургеневских девушек до инфернальных героинь Достоевского и осуждения «плотского греха» в «Крейцеровой сонате» Толстого. На заре прошлого века к обсуждению «полового вопроса» подключилась русская философия. в лице таких мыслителей как Н.Бердяев, В.Розанов, П.Флоренский. Свою лепту в теоретическое осмысление жизни пола вносят большевики - В.Ленин, А.Луначарский, А.Коллонтай2.
За последнее столетие появилось немалое количество произведений, посвященных исследованию проблем сексуальности. Подавляющее их большинство было ориентировано на рассмотрение и постижение медицинских, психологических, биологических и исторических аспектов интимной жизни человека. Среди всего обилия литературных источников менее всего представлены работы филологов, касающиеся проблем, связанных с отражением средствами МК тендерной проблематики.
Оценивая общее состояние степени разработанности выбранной темы,
1 Платон. Изрбранные диалоги. М., 1965; Кант И. Собр.соч. в 6-ти т. М., 1966, т.2; Фихте И. Очерк семейного права//Философские науки. - 1972. - №5; Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959; Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. М., 1930.
2 Бердяев Н. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939; Бердяев Н. Смысл творчества. М., 1989; Бердяев Н. Метафизика пола и любви. В кн. Русский Эрос или философия любви в России. М., 1991; Розанов В. Люди лунного света., 1992; Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1991; Ленин В.И. Инессе Арманд. Полн.собр.соч. 5-е изд. Т.49; Луначарский А.В. Мораль с марксистской точки зрения. Севастополь, 1926; Луначарский А.В. О быте. М., 1927; Коллонтай A.M. Дорогу крылатому Эросу! // Молодая гвардия. - 1923.- №3. необходимо отметить, что важной теоретической предпосылкой решения поставленных перед автором задач стали работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные некоторым филологическим проблемам социокультурной сексологии. Теоретическую основу исследования составляют ключевые положения научных работ как отечественных, так и зарубежных ученых И. Блоха, В. Джонсона, К. Имелинского, А. Кинзи, 3. Лев-Старовича, У. Мастерса, А. Фореля, Э. Фукса, Г. Васильченко, В. Кагана, И. Кона и др. в области сексологических знаний, новые реальности современной социальной жизни и собственные научные изыскания автора.
Исследование филологических аспектов сексуальной культуры носят комплексный характер, и их решение автор находит на стыке теории коммуникации и лингвистики, философии и теории тендера, культурологии и психологии. При этом поиск новых идей и обоснование положений, выносимых на защиту, наиболее рельефно стали вырисовываться в ряде общих работ по проблемам культуры, рассматриваемых как в общефилософском, методологическом плане, так и в их отдельных аспектах3. Именно здесь оказалось возможным найти концептуальные подходы к определению понятий сексуальной культуры и тендерной коммуникации.
Важное теоретическое значение для понимания основ и содержания исследуемой проблемы предопределила литература о любви и эросе, включающая размышления мыслителей от античности до сего дня. Идеи ученых по данным проблемам легли в основу гносеологического и аксеологического анализа исследуемых явлений и процессов.
Анализ литературы по сексологии и тендерной теории, конкретные иссле
3 Тендер и культура. Уч.пособие для студентов гуманитарных факультетов, http: www.tm2001 .bv.ru: Тендерные истории Восточной Европы, Минск, 2002; Кащенко Е.А. Сексуальная культура военнослужащих. М., 20036; Кон И .С. Вкус запретного плода. М., 1992; Краффт-Эбинг Р. Сексуальные катастрофы. Минск, 1994; Лев-Старович
3. Секс в культурах мира. М., 1991; Форель А. Половой вопрос: в 2-х т. Спб., 1913; Фукс Э. История эротического искусства. M., 1914; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: в 3-х т. М, 1993; Энгельштейн Л. Ключи счастья: секс и поиски путей обновления России на рубеже XIX и XX веков. М., 1996 и др. дования практики отеческого телевизионного эфира и работ ведущих исследователей в этой области подтвердили обоснованность авторского взгляда на проблему отражения и формирования сексуальной культуры средствами телевидения4.
Проблемы массовой коммуникации, особенностей межличностного общения, их связи с речевой деятельностью подробно освещали как отечественные (А.Леонтьев, Б.Библер, М.Бахтин, Ю.Лотман), так и зарубежные (Д.Гриндер, Р.Бендлер, Э.Берн) ученые5. Для рассмотрения лингвистических аспектов исследуемого явления важную роль сыграли труды филологов А.А. Потебни, А.А. Реформатского, Б.Ю.Нормана, Р. Якобсона, Н.Б. Мегковской6.
Наконец, важную группу источников, используемых автором в данной работе, составляют исследования в области теории телевидения, специфики телевизионной коммуникации, истории становления и развития на отечественном экране традиций межличностного общения, философских проблем массовой информации и телерадиокоммуникации, культурологии телевидения. Это работы В.В.Егорова, В.С.Саппака, С.А.Муратова, В.ИМихалковича, С.Н. Ильченко, Г.В.Кузнецова, Б.М.Сапунова,
4 Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 1991; Имелинский К. Психология половой жизни. М., 1973; Мастере У., Джонсон В., Колодны Р. Мастере и Джонсон о любви и сексе в 2 т. Спб., 1991, т.1-2; Фромм Э. Искусство любви. Минкс, 1991; Шахиджанян В. 1001 вопрос про «это». М., 1991.
5 Леонтьев А.А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974; Леонтьев А.А. Психология общения Тарту, 1974; Библер Б.В. От науковедения к логике культуры. М., 1991; Бахтин Н.Н. Эстетика словесного творчества. M., 1998; Лотман Ю.Н. Культура и взрыв. М., 1992; Гриндер Д., Бендлер Р. Из лягушек - в принцы. Воронеж, 1995; Берн Э. Введение в психологию и психоанализ для непосвященных. Спб., 1994.
Мегковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1994; Норманн Б.Ю. Теория языка. М., 1904; Потебня А.А. Эстетика и поэтика; Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 2004; Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. М„ 1975.
В.В.Гаспаряна, В.ЛЦвика, Ю.П.Буданцева, Р.Д.Копыловой, АЛ.Юровского7.
Что касается лингвистического анализа репрезентируемых телевидением тендерных проблем, обзор изученной литературы позволил сделать вывод: этим вопросам посвящено незначительное количество работ, как и вопросам формирования сексуальной культуры средствами МК. Сексуальная культура и половая социализация такой обширной социально-профессиональной общности как работники ТВ остались вне поля внимания ученых, этой проблеме не уделено должного количества научных изысканий, что не соответствует уровню современных требований к телевидению.
Преодоление сложившегося несоответствия представляет собой самостоятельную научную проблему, имеющее как теоретическое, так и практическое значение. Соответственно гипотеза исследования формулируется следующим образом: изменение содержания и форм подачи материалов на тему взаимоотношений полов в телевизионных программах обеспечит условия для гармонизации гендерных отношений в обществе.
Объект диссертационного исследования - карта тендерной реальности, создаваемая современным телевидением.
Предмет исследования - тексты телевидения репрезентирующие тендерные отношения.
Основной целью работы является теоретическое решение проблемы гармонизации гендерных отношений в обществе средствами телевидения.
Выдвинутая цель предполагают наличие последовательных шагов по её
7 Егоров B.B. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999; Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. М., 1998; Егоров B.B., Кисунько В. Развитие и стагнация советского телевидения 1970-1985 / Очерки по истории российского телевидения. М.- 1999; Ильченко С.Н. Мужские истории. Спб., 2001; Саппак B.C. Телевидение и мы. М., 1963; Кузнецов Г.В. Личность в кадре // Телевизионная мозаика. М. -1998; Михалкович В.И. О сущности телевидения. М., 1998; Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. М., 2001; Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации. М., 1998; Сапунов Б.М. Культурология телевидения. М., 2001; Сапунов Б.М. Образование и медиакультура / Высшее образование в России. - 2004. - №8; Гаспарян В.В. Тележурналистика: вчера, сегодня, завтра (1990-1995). М., 1995; Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. М., 1994; Буданцев Ю.П. Массовые коммуникации. Системные особенности. 4.1-2. М., 2000; Копылова Р.Д. Контакт. Заметки о феномене телевизионное™. М., 1974; Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения. М., 1983. реализации, которые представляют собой решение следующих блоков задач, последовательно раскрываемых по главам и вопросам в исследовании:
1. Анализ проблемы отношения полов в истории социально-философской мысли.
2. Исследование понятий «тендер» и «сексуальная культура» как предмета междисциплинарного анализа.
3. Выявление используемых телевизионной рекламой стереотипов, отражающих и формирующих современный тендерный порядок.
4. Лингвистический анализ эффективности межличностной коммуникации в рамках телевизионных программ по означенной проблеме при помощи методики нейролингвистического программирования (НЛП).
5. Исследование текстов телевидения как средства отражения культуры тендерных отношений.
6. Определение подходов к понятиям «эротика» и «порнография» в их вербальном и визуальном воплощении.
В диссертации обоснован новый теоретический взгляд на формирование культуры тендерных отношений средствами массовой коммуникации как на социокультурный процесс, и на этой основе даны теоретические и методические рекомендации.
Новизна исследования Впервые осуществлен анализ всего комплекса проблем, связанных с отражением и формированием тендерных отношений в обществе средствами телевидения, предложена авторская концепция их гармонизации. И в этом видится поиск самостоятельного научного направления в развитии теории тендера, открываются новые аспекты научных знаний в области филологии, теории тендерных отношений и стереотипов. Проведен социолингвистический анализ понятия «сексуальная культура» применительно к средствам массовой коммуникации, исследован ряд научных текстов по проблемам отношения полов в истории социально-философской мысли. Автором введен в научный оборот ряд дефиниций (сексуальная лексика, язык эротической коммуникации).
Основные положения, выносимые на защиту
1. Авторская концепция определения тендерной коммуникации в телевизионных передачах как конструкции тендерных отношений, которая меняется в зависимости от задач создателей программ.
2. Определение понятия «язык эротической коммуникации» как совокупности слов, употребляемых в процессе интимного общения или повествования о нем, которая испытывает влияние социокультурных факторов и тендерной ситуации и сама влияет на них. Определены несколько лексических уровней языка эротической коммуникации на телевидении, на низшем из которых находится порнографическая лексика. Повышение лексического уровня является необходимым условием гармонизации тендерных отношений.
3. Реальным противовесом негативным тендерным стереотипам современной телерекламы может выступать социальная реклама.
4. Противоречие между приватным характером информации и публичным способом ее распространения и восприятия является деструктивным для формирования личности молодого человека и должно быть устранено.
5. В отражаемом и конструируемом отечественным телевидением мире тендерных отношений царит дисгармония. В нем неуютно жить как мужчинам, над которыми давлеют стереотипы социальной успешности. Так и женщинам, распятым биологическим предназначением. На языковом уровне подтверждение5м достижения гармонии тендерных отношений станет сближение значений символического смыслообраза «женщина-мать» и словосочетания «мужчина-отец» как признание равноценным для мужчины его выбора самореализации в приватной и жизни. На уровне программной политики государственных телеканалов это означает увеличение количества передач и фильмов семейной тематики позитивной направленности.
Теоретико-методологическая база исследования: В диссертации активно использованы методологические подходы различных гуманитарных (филологии, философии, культурологии, истории) социальных (теории коммуникации, тендерной теории) наук.
Для достижения поставленной в исследовании цели автором были применены функциональный подход, а также - общетеоретические методы исследования: анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, прогнозирование и др.; сравнительно- и описательно-исторический (изучение литературных источников и документов, беседы и наблюдения) подход.
Эмпирическая база исследования В исследовании привлекаются материалы опросов общественного мнения и статистические данные, приведенные в некоторых зарубежных источниках.
Помимо этого, за период 2000-2004 гг. проведен мониторинг программ на федеральных, региональных и городских (г.Вологда) телеканалах, содержащих гендерную тематику, и опрос различных категорий сотрудников ТВ (режиссеров, звукорежиссеров, ведущих программ), а также студентов отделения журналистики Bill У.
Практическая значимость Сформулированные в диссертации выводы и рекомендации институционального характера направлены на совершенствование организационно-практической деятельности телевидения. Предлагаемые методики могут способствовать снижению количества негативных проявлений сексизма - дискриминации по половому признаку, вульгарности и цинизма - у молодёжи; созданию адекватного образа гармоничных половых взаимоотношений на телеэкране; стимулированию филологических, социологических, культурологических, исторических исследований, посвященных выявлению социально приемлемых форм и способов передачи сексуальной культуры и их отражения средствами массовой коммуникации.
Апробация исследования Основные теоретические положения и выводы диссертации были изложены автором в следующих работах:
1. Женское чтение эпохи Водолея // Средства массовой информации в современном мире. Тезисы научно-практической конференции. Спб., 2001.
2. Современное художественное вещание на региональном радио // Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века. Тезисы научно-практической конференции, М., 2002.
3. Репрезентация полоролевых стереотипов на телевидении// Социальные и клинические проблемы сексологии и сексопатологии. Тезисы научно-практической конференции. М., 2003.
4. Некоторые характеристики вологодского рынка рекламы // Региональная журналистика и актуальные проблемы современности. Материалы первых Северо-Западных чтений. Спб., 2003.
5. Денисова Т. Н., Лавров П. Г., Маевская М. И., Фалалеева О. И. Методические рекомендации к учебному курсу «Экология общества. Особенности освещения проблем наркомании в СМИ». Вологда, ВГПУ, 2004.
6. НЛП как метод анализа эффективности тендерной коммуникации в рамках телевизионного ток-шоу. Вологда, ВГПУ. 2004.
7. Самосознание пола К истории половой ментальности. Вологда, ВГПУ. 2004.
Материалы настоящей диссертации легли в основу курсов лекций 'Тендерная журналистика", «Экология общества», прочитанных на отделении журналистики Вологодского Государственного Университета.
Материалы диссертации были использованы автором в ряде телепередач на Вологодском областном, городском телевидении, областном радио в авторских программах «Дамское счастье», «Житейские мелочи», радиожурнале "Марина", которые выходили в эфир в 1998-2002 гг.
Структура диссертации
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Во введении дается обоснование постановки проблемы, актуальности, новизны, цели и задач настоящего исследования, определяются его предмет, объект, раскрываются теоретико-методологическая и практическая значимость диссертации.
В первой главе "Исторические и теоретические аспекты анализа тендерных отношений" исследуются философские и социолингвистические аспекты проблемы любви и пола в научной мысли, рассматривается содержание понятий «сексуальная культура» и «тендер», теория и метод исследования тендерных отношений в системе массовых коммуникаций.
Во второй главе «Роль и место телевидения в отражении и формировании культуры тендерных отношений современного общества» представлен аксеологический анализ карты тендерной реальности, репрезентируемой и конструируемой отечественным телевидением, исследуется язык эротической коммуникации в системе телевизионного текста, телепрограммы тендерной проблематики, тендерные стереотипы телевизионной рекламы.
В заключении обобщаются результаты исследования формулируются теоретические и практические выводы. Даются рекомендации по совершенствованию деятельности телевидения в рамках означенной проблемы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Культура гендерных отношений в программах российского телевидения"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обращение автора к тендерной проблематике вообще и на телевидении, в частности, не является случайным. На протяжении почти десяти лет в эфире Вологодского областного радио звучала авторская программа для женщин «Марина», на городском телеканале «ТВ-7» и областном ТВ выходили ее телевизионные версии. Вопрос о том, что и как говорить об интимной жизни, семье, любви, взаимоотношениях мужчин и женщин, их роли и месте в современном мире, в эпоху ломки традиционных ценностей, стоял перед автором с первых выпусков передач, и отвечать на него удавалось без нарушений норм этики и излишней эпатажности, что не мешало стабильно высокому рейтингу программ как среди женщин, так и среди мужчин. Местная печать, радио и телевидение - близко к людям. Только абстрагируясь от конкретного человека, воспринимая его как безымянную часть некой безликой аудитории, можно выстраивать манипулятивные политические и коммерческие стратегии. Читатель, слушатель, зритель провинциальных СМИ имеет имя, фамилию и отчество, как, впрочем, и каждый журналист, ведущий или ди-джей, которым не скрыться за псевдонимами, ибо живут они на соседней улице, и адрес известен. Говоря о детерминации современной культуры тендерных отношений и ее важной составляющей - сексуальной культуры, безусловно, в числе основных факторов мы называем средства массой коммуникации. Всю их систему. Но при этом влияние на гендер такого ее компонента, как региональное телевидение - бледная тень мощных фигур федеральных телеканалов и телесетей, предельно коммерционализированных, независимо от формы собственности.
В ироническом дискурсе постмодернизма рубежа тысячелетий самосознание пола переживает кризис идентификации. Постмодернистское сознание находится в ситуации выбора идентичности, будучи зрителем в театре теней, разыгрывающих сюжеты на тему крушения прежних идеалов мужественности и женственности. Телевидение создает собственную, достаточно агрессивную тендерную реальность, в которой происходит борьба образов: в результате над образом женщины - матери, женщины - личности одерживает победу образ женщины - товара; в эротической коммуникации стилистически сниженная лексика торжествует над литературной, а на языке эротики говорит реклама. Сама же грань между эротикой и порнографией истончается, Приап торжествует над Эросом;5 под натиском образа сексуальности сдается образ любви. По сути, в рамках медиакультуры ревизии и пересмотру подвергаются традиционные гуманистические ценности. Одним из средств противостояния этому процессу может стать медиаобразование и производителей информации, и ее потребителей; обучение критическому отношению к информации и оценке ее качества.
Однако регулирование деятельности телевидения возможно как со стороны общества (в виде этических советов и организации подлинно общественного телевидения, существующего за счет абонентской платы), так и со стороны государства. «За рубежом тоже есть передачи с участием представителей и сексуальных меньшинств, и сексуально озабоченных, но из них исключается лексика, словосочетания и описание деталей, непристойных с точки зрения общества. Все это - чисто российского производства. Через Закон о телевидении и радиовещании общество, опираясь на моральные устои профессионалов - журналистов, должно получить реальные и долговременные гарантии от насилия, манипуляции и произвола со стороны журналистов, не способных определить границы дозволенного» . Но без внутреннего самоконтроля СМК и государственная, и общественная системы охраны нравственности будут малоэффективны. Очень важно, чтобы в каждом отдельном человеке, журналисте, ведущем, продюсере был внутренний
70 Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999, с.209. ограничитель, собственный крепкий нравственный стержень. И внедрение в систему подготовки и переподготовки журналистских кадров образовательных программ, способствующих выработке такого нравственного стержня, представляется на данном этапе остро необходимым.
128
Список научной литературыМаевская, Марина Игоревна, диссертация по теме "Журналистика"
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания Л.: ЛГУ, 1969.
2. Антология кинизма. М.: Политиздат, 1984.
3. Антоний Марк Аврелий. Размышления. М.: Политиздат, 1981.
4. Андреева И.С. Социально-философские проблемы пола, брака и семьи // Вопросы философии. 1980. - №2.
5. Али Заде А.А. Половой диморфизм и психологические проблемы формирования личностных взаимоотношений. Дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук. Баку, 1974.
6. Антонов Ю. М., Ткаченко А.А. Сексуальные преступления: научно-популярное исследование. М.: Амальтея, 1993.
7. Бадьони А. Любовь от продолжения до гармонии. М.: Прогресс, 1992.
8. Баллер Э., Злобин Н. Народ и культура Культура, творчество, человек. М.: Молодая гвардия, 1970.
9. Бебель А. Женщина и социализм. М.: 1959, с. 141.
10. Ю.Берджесс Э. Сумашедшее семя. М.: Центрполиграф, 2002.
11. П.Бердяев Н. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939.
12. Бердяев Н. Метафизика пола и любви. В кн.: Русский Эрос или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.
13. И.Бердяев Н. Размышление об Эросе. В кн.: Русский Эрос или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.
14. Бердяев Н. Смысл творчества. М., 1914.
15. Берн Э. Введение в психологию и психоанализ для непосвященных. СПб., 1994.
16. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Изд-во Московской патриархии, 1992.
17. П.Боголюбов Е. В. Культура и общество: опыт истории, и теории. М.: Издво МГУ, 1978.
18. Блох И. Половая жизнь нашего времени и ее отношение к современной культуре. М.,СПб, 1910.
19. Буданцев Ю.П. Массовые коммуникации. Системные особенности, ч. 1-2. М.: ИПК ТВ и РВ, 2000.
20. Булгаков С. Свет невечерний. М.: 1914.
21. Бычков В. Эстетическое сознание Древней Руси. М., 1988.
22. Васильев С. Психология любви. М.: Интеркринт, 1992.
23. Васильченко Г. Общая сексопатология. М.: Медицина, 1977.
24. Гегель Г. Эстетика. Берлин, 1837.
25. Гриндер Д., Бендлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж: НПЭ «Модэк», 1995.
26. Тендерные истории Восточной Европы. Минск: Европейский гуманитарный университет, 2002.
27. Тендер и культура. Уч. пособие для студентов гуманитарных факультетов, http: www.tm2001.by.ru
28. Дуглас Н., Слингер П. Тайны пола. Минск, 1993.
29. Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. М.: Рип Холдинг, 2002.
30. Дюринг Е. Любовь и половая жизнь. М.: 1898.
31. Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: Воскресенье, 1999.
32. ЖеребкинаН. Страсть. СПб., 2001.
33. Имелинский К. Психология половой жизни. М.: Медицина, 1986.
34. Имелинский К. Сексология и сексопатология. М.: Медицина, 1986.
35. Ильченко С.Н. Мужские истории. Спб., 2001.
36. Исаев Д. Каган В. Психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 1990.
37. Искрин В. Диалектика полов. СПб., 2000.
38. Кант И. Собр. соч. в 6-ти т. Т.2. М., 1966.
39. Кратохвил С. Психотерапия семейно сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991.
40. Кащенко Е. А. Основы сексуальной культуры военнослужащих. Уч. пособие для слушателей спецкурса «Основы сексологии». М., 1995.
41. Кащенко Е. А. Основы социокультурной сексологии. М.: ЮНИТИ, 2002.
42. Кащенко Е. А. Долгая жизнь в сексе. М.: Издательпресс, 1995.
43. Кащенко Е. А. Виртуальный мир интимных отношений и СМК. М.: ИПК ТВ и РВ, 2003.
44. Кирилина А. В. О применении понятия «гендер» в русскоязычном лингвистическом описании // Филологические науки. 2000. - №9.
45. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., Педагогика, 1991.
46. Коломейцев М. Г., Борисов И. Ю. Сексуальные и репродуктивные стереотипы женской физической привлекательности у юношей. Материалы конференции «Социальные и клинические проблемы сексологии и сексопатологии». М.: Минздрав РФ, 2003, с. 100-101.
47. Кон И. С. Вкус запретного плода. М.: Молодая гвардия, 1992.
48. Кон И. С. Сексуальная культура в России. М.: О.Г.И., 1997.
49. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1990.
50. Краффт Эбинг Р. Сексуальные катастрофы. Минск, 1994.
51. Лев Старович 3. Секс в культурах мира. М.: Мысль, 1991.
52. Laurentis Т. Technologies of gender. Essays on Theory. Film and Fiction, Bloomington, 1987.
53. Лозинский С. Г. Роковая книга средневековья. М., 1992.
54. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.
55. Лосев А. Ф. Эрос у Платона// Вопросы философии. 1998. - №12.
56. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев: ИСА, 1995.
57. Мастерс У., Джонсон В., Колодны Р. Мастерс и Джонсон о любви и сексе.
58. В 2 т. Т. 1,2. СПб., 1991. 5 8. Межу ев В.М. Актуальные проблемы теории культуры. М., 1983.
59. Михалкович В.И. О сущности телевидения. М.: ИПК ТВ и РВ, 1998.
60. Независимые медиаизмерения 2000. М., 2001.
61. Московиси С. Машина, творящая богов. М., 1998.
62. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПб., 1903.
63. Народные русские сказки не для печати, заветные пословицы и поговорки, собранные и обработанные А. И. Афанасьевым. М.: Ладомир, 1997.
64. Новополин Г. С. Порнографический элемент в русской литературе. СПб., 1908.
65. Общественная экспертиза. Анатомия свободы слова. М., 2000.660 мужественности. Сборник статей. Составитель С. Ушакин. М., 2002.
66. Платон. Избранные диалоги. М., 1965.68.Плутарх. Соч. М., 1982.
67. Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования. Под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. М.: РГТУ, 1999.
68. Розанов В. В. Люди лунного света. М., 1992.
69. Романов Б. Люди и нравы Древней Руси. Л., 1947.
70. Розин В. Двуногое детище секса // Независимая газета. 2003. - 9 апр.
71. Розин В., Шапинская Р. Природа любви. М., 1993.
72. Русский эрос, или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.
73. Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. Л.: Наука, 1978.
74. Рюриков Ю. Б. Три влечения. М., 1967.
75. Сапунов Б. М. Культурология телевидения. М.: ИПК ТВ и РВ, 2001.
76. Сапунов Б. М. Образование и медиакультура // Высшее образование в
77. России. 2004. - №8. 79. Scott J. Some Reflections on Gender and Politics, in m. m. Ferre, J. border, eds., Revisioning Gender. London, 1999. i 80.Сосновский А. В. Лики любви. M., 1992.
78. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
79. Спенсер Г. Прогресс, его закон и причина. Научные политические и философские опыты. СПб., 1866,т 1.
80. Тэннехилл Р. Секс в истории. М.: Крон-пресс, 1995.
81. Тарановский В. Ведьмы. М.: Слово, 1994.
82. Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955, т 1.
83. Фихте. Очерк семейного права // Философские науки. 1972. - №5.
84. Флоренский П Столп и Утверждение истины. М., 1991.
85. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. М., 1930.
86. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. В 2т. М.: Полит, литература, т 2.
87. Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1991.
88. Foucault М. Histoire de la sexualite. Paris, Gallimard, 1976.
89. Фукс Э. История эротического искусства. М., 1914.
90. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Эпоха Ренессанса. М.: Республика, 1993.
91. Хосе Ортега и - Гассет. Культура и нормы, идеи, разум. Восстание масс. Вопросы философии. - 1989. - №3.
92. Шаберт И. Гендер как категория новой истории литературы. В кн. Пол. Гендер. Культура. М., 1999.
93. Шатин Ю.В. Построение рекламного текста. М.: Бератор- Пресс, 2003.
94. Шахиджанян В. 1001 вопрос про «это». М.: Московский рабочий, 1991.
95. Шнабль 3. Мужчина и женщина: интимные отношения. Кишинев: Штиинца, 1990.
96. Эвола Ю. Метафизика пола. М.: Беловодье, 1996.