автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Культура населения Центрального Алтая в первой половине I тыс. н.э.

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Мамадаков, Юрий Таласович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Культура населения Центрального Алтая в первой половине I тыс. н.э.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культура населения Центрального Алтая в первой половине I тыс. н.э."

? II1 9 О

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ордал ЛЕНИНА СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСШУТ ИСТОРИИ, ФИЛОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ

На правах рукописи УДК 902.62 (01.05) (571.35)

Мамадаков ЮряЙ Тапвсович

КУЛЬТУРА НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО АЛТАЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I ТЫС. Н.Э.

Специальво-ть 07.00.06 - археология

Автореферат диссертации аа соискание ученой степени кандидата исторвпескях паук

Новосибирск - 1990

Работа выполнена в Институте истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР,

Научный руководитель - член-коррвопондент All СССР Володин В.Я.

Официальна оппоненты: доктор исторических наук

Савинов Д.Г,

кандидат исторических наук, доцент Бобров В,В.

Ведущая организация - Омский государственный педагогический инотитут

Защита диссертации состоитоя n2l" /-CC>JdC/tJi' 1990 г. в часов на заседании специализированного совете Д 002.77.01 но защите дисоертаций не соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте иотория, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР. 630090, г.Новосибирск -90, проспект академика Лаврентьева 17.

С диссертацией моано ознакомиться в библиотеке Института истории, филологии и философия СО АН СССР.

Учэный секретарь специализированного совета доктор яоторнчаоких наук

; С1 Ъ'М ХАРАКТЕРИСТИКА РЛШН

1 1

\ Актуальность ту:«, Настоящос ксслодсвчнис лссбящшш ¡.стории пленен Центрального А тая в первой пшюшпш 1 та«.н.э. Этот псрп сд занимает в иетсркя региона сс&гГоо косто, объективно яачяяс, промежуточна звеком между двумя значительный: и насшдешш.ш собн тндаи эпохами - скитской и дрсвнетюркской. Еще недавне сргЕНитоль-но слабая изученность предгюрксг.сго времени но позволяла иудить оо уровне экономического и социального развития населения Горлого Алтая в рассматриваемый период. Лишь археологичоские работы последних лет позволяют в какой-то степени восполнить этот пробел.

Горный Алтай представляв* собой северную окраину обширной культурно-историческсй области, связанной со слс~ениом к развитием кочевого хозяйства. Не будучи центром миграционных процессов и основных политических событий, он все »е в значительной степени испытал влияние соседей. Это предопределяло не только исторические судьбы населения региона, но и сказалось на формировании всего облика его культуры.

Известно, что в к зце I в. до н.э. в степях Центральной Азии сложился племенной союз, возглавляемый хувну. Постоянная экспснсич на север привела к тому, что все историко-культурные процессы на территории Южной Сибири, в том числе я в Горком Алтае, били связаны с господством хукну. Совершенно очевидно, что этот период в жизни населения Горного Алтая был ознгманошн крупными экономическими, политическим и культурными изменениями. Ярдазрао к концу I тыс. до н.э. относится влияние, а может быть и прямое проникновение чаотя зуяясхих племен на территория Гордого Алтая, где проживало население культур ранних кочевников. Именно в результате кепосредстгеякого контакта шнплого и местного населения здесь складывается новая своеобразная археологичевкая культура, памятники которой исследованы в настоящей работе. Изменения, происшедае в Центральном Алтае в исследуемое время, привели к качественно новой ступени в развитии хозяйственных и общественных форы. В эти общеисторические процессы было втянуто я население Центрального Алтая. С этой точка зрения актуальность диссертационного исследования заключается в изучении конкретных проявлений указанных процессов, что способствует разработке тех разделов марксистско-ленинской исторической науки, которые нанимается иапожешзм и доследованием процессов разложаш'Л родоплеменпой организации, становлэ-

пин ранних г[орм государственности, установления их слшх призна-коь к отличительных чирт. Актуальность tuv.ii исследования определяется такжо необходимости) заполнения существовавшей до последнего времени лакуны в истории Горного Алтая. Слабая изученность палятников I гголоишш 1 тыс.и.о. отразились во многих работах чс-сладоватышК даш'огс региона, б тем число и в обобщащлх. Конкретизация общих паложеилй в изучения культурного развития населения, шясненив ого этнической спеад^ики необходима для правильного поникания сущности исторических, в том числе этнокультурных процессов в Горлом Алтае, а также на сопредельных территориях, они позволяют луч:ие пенять и правильное оценить последующие событии, связанные с господством дрочних тирок. Поэтому выяснение, даже в форме предположений, этнической принадлежности населения, ос-тавявй'о'.'о рассгатр.:ваошш памятники, актуально для воссоздания исторической до1: .¡твительности раннего сред.кшвковья, для решения вопросов этногенеза и этнической истории народов 1сжнок Сибири в по-следуюцео врэгдя. Актуальность теми выражается и в том, что рассматриваемые в диссертация волрсси не получили достаточного освещения в археологической науке. Вследствие сложившейся ситуации уже сейчас, на начальном этано осмысления материала, появились спорные •¿нения по основным проблемам его интерпретации. Б первую очередь это касается вопросов территория распространения паотгников, их хронология, характеристики признаков погребального обряда, культурной принадяежностч.

к задачи исследования. Основная цель работы - ва основе всестороннего анализа имеюцихся иатариалов представить пелное описание культурных признаков захоронений региона, выявить общие и локальные черта в их развитая и в итога определять культурную принадлежность памятников Центрального Алтая первой половины I тыо. в.в. £ соответствия о основной келью работы ставятся сладудцие исследовательские задачи: осуществить классификация я типологию основных категорий инвентаря; ооотнэсти ранее изученные археологические памятники Горного Алтая указанного времени о памятниками, исследованными наш в последние годи на территории его центральное поста; установить хронологии памятников к периодизацию культуры в целом; выявить соотношение культурных признаков исследованных захоронений о предавотвовавшши на данной территории культурами, установить пришлые алэмеяты г рассмотреть вопрос о прэемственнооти о поелвдушцей, курайокой культурой дравнетпркского времени, а так-

же определить их место в ряду известных культур иорвой половины I тыс,н.э. КкноЯ Ск-5ирл; на оонош ког.шексного подхода попытаться решить проблему этнической принадлежности нэселонил, осташтаего изученные памятники.

Мотодика доследования. ¡.¡етодологичоско'»; основой диссертации являются положения исторического ¡.'лториа'ш.'.'л о роли поросоле-мй в исторических процессах, о соотно.;:енл/ нолхтлчосгсий к этнокультурной истории. В работе применялись конкретные мотоды археологического исследования: сравнитольно-тмлояогяческиЯ, поэвелягций проследить эволяционно-хронологические изменения форм и типон основных категорий инвентаря; метоа аналогий; элементарный статистические методы.

Источник}!. Диссертация основана на материалах полевых иссле-дованиП автора, проведивашея в течение 8 лет в Центрально;; Алтае (170 погребений и 6 ритуальных сооружений иа 4 моглльииков). Использованы также архивные материалы и музейныо коллекции, храняши-вся в Института археологии АН СССР, Государственном Эрмитаже*, отдела археологии Института истории, археологии и этногр'^ии ни. Ч.Вл-лиханова АН КазССР, Горчо-Алтайскогд НИИ истории, языка и литературы, лаборатории и музее археологии Алтайского университета, Барнаульском пединституте. Определенную группу источников составляют отчеты о полевых археологических работах э Центрально!/. Алтае, а также опубликованные материалы.

Тдррктрриатьныв и хронологические раута, Диссертация построена на материалах памятников, географически расположенных в пределах Центрального Алтая. Хронологические рамки исследования ограничиваются I в. до н.э. - Ш-1У ев.н.э.

Научная ровизи^ диссертации заключается в том, что это первая обобщающая работа по история населения Центрального Алтая первой половика I тне.н.з., в которой рассматривается формирование и развитие новой археологической культуры, названной ит? булан-коСинокой по наиболее характерному памятнику, каким является могильник Ьулан-Койи 1У. В диссертация определен:! хронология и периодизация булан-кобинской культура в целом, установлены особенности погребального обряда и - в форме предположения - ее этническая принадлежность. Выявлены истоки сложения культури, намечены пути рассоления ео носителей. Впервые осуществлен» детальная классификация и типология основных категорий инвентаря из памятников Центрального Алтая первой половины I тыс.н.э. В научный оборот вводится з:;.*)-

чателышй по of/ьему и принципиально новый маториал из архоологичо-l них раскопок Денгральнм'о Алтая. Таким образа.} заполняется б алоэ пятно ь изучении историк Горного Алтая пзрвсй половины I тыс. н.э.

Практическая значимость. Матириадц диссертации могут быть использованы при разработка лекц.юшшх курсов но истории населения Горного Алтая и КшюИ Сибири, при создании обобщающих моногра1нчо-сних работ по археологии Utuoii Сибири и сопредельных территорий. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработка ареолам классификации и типологии инвентаря ранносредново-ковых памятников Ьшо'л Сибири и Центральной Азии, они исиользоьана в экспозиции музея археологии Алтайского университета, а также дял паспортизации и составления Свода археологических памятников Алтайского края.

Апробация мботн. Ociioehuo результаты исследование изложены и 7 паучьих статьас. Отдельные асиоктн рассматриваемая нробяеыы докладывались иа всесоюзных и региональных конференциях в Новосибирске (1985 г.) и Алма-пта (Т'ЛВ г.) .Диссертация обсуждалась на заседании сектора 6p¿nan и «елеза отдела археологии и этнографии Института истории, филологии л чилосо^ик СО AI! СССР.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трах глав, разделенных на пять параграфов, заключения, списка источии-ков и литературы и прилоконий (приложонио 1 - археологические памятники первой полошнш I тыс.н.э. Центрального Алтая; ирилиш-ние 0 - рисунки ц таблицы).

содкр-ШМ*; РАГОШ

lio т.ьейвнии обосновано актуальность темы, определены цели и аддччн пссладошния, кратко охарактеризованы использованные источники, показаны научная новиына и практическая значимость работы,

■Глава 1. История изучения илемаи Гоакего Алтая первой половина i тис..".э. В первом параграфе рассматривается история изучения памятников Горного Алтая первой половины 1 тне.н.э., а тякже различные :очки зрения на их датировку и культурную принадлежность. licpUHt открытия памятников исследуемого времени относятся к 1865 г. Одновременно с раскопками Большого Кпгандииского кургана с каменной наброской В.и.Радлоь искрил здесь 6 погребений и още 2 на могильнике D-рель (Восточный Казахстан). К сожалению материалы рас-кочвтшх uruiHx гурганор п свое время полностью не были онубликова-

ин, и часть их была утеряна. Колее чем через полстолетия после раскопок к ним обратился А.А,Захаров> системаг...шровавиий оппсанич раскоканных В.И.Радловнм могил "Первого второго Катандинского' кладбищ". Вопрос об г.х датировке автор оставил открытым. '¡врез 00 лет после первых раскопок В.В.Радлова, в 1925 г., в верховьях ре~ ки Катунь археологическая экспедиция АЛ СССР под руководство!/. С.И.Руденко при раскопках курганов раннего железного ьока обнаружила впускное погребение на могильнике Кокса. Другое впускное погребение было обследовано в 1939 г. Ы.П.Гряэновш.: у с.Яконур. В 1949 г. еще одна впускная могила была обнаружена в каменной насыпи малого кургана Лазырык 6.

Первой серьезной научной работой по интересующей нас томе .¡тала монография А.А.Гавриловой "Могильник Кудыргэ как источник по истории ачтайских племен", изданная в 1Э65 г, В 1969 г, С.С.Сорокин переиздал берельские находки. Им же в 1967 г. било раскопано 4 кургана в районе Пазырыка.

В точение длительного времени археологические пачятники первой половины I тыс.н.э. на территории Горнего Алтая были представлены отдельными самостоятельными кургалами туемчги; погребения!.«!, причем исследование последних носило попутный характер. В 70-е гг. качалось изучение керамических печей. Правда, отдельные Фрагменты керамики гуяно-сарматского времени были найдены несколько ранее на могильнике Узунтал I во врет'работ Д.Г.Савинова. В 1978-1979 годах В.Д.Кубаревым открыты остатки керамических печей. Результаты работ были обобщены в 1983 г. в статье В.Д.Кубарева и А.Д.Куравлевой, где авторы обосновывают датировку юстодскях гончарных печей (П в. до н.э. - I в.и.в.), рассматривают вопрос об их культурной принадлежности, о степени распространения собственно хунту в Горном Алтае. В 70-е гг. исследование памятников означенного времени было связано с открытием и последухгда изучением к ом; кекса керамических печей.

60-е гг. становятся важным этаном в исследовании памятников указанного периода. Так, в 1880 г. открыт и частично раскопай (13 погребений) курганный могильник Белый Бсм И. Материалы захорони-ний частично опубликованы в 1983 г. Г.Д.Глоба. В 80-е гг. автором диссертации открыты памятники Булая-Кобы 1У, Бошту I, Улита. В 1981 г. В, А.Могильников обнаружил два впусиннх захоронения гунн-го времени на могильнике Кара-Коба П. С 1982 г. ведутся исслсде ния на памятниках Кок-Паи, Коо I на территории Восточного Алт;.

v(,aoKGLiäuc 4ß курганов). Результаты работ отражены в научных ста-гьчх. Во второй половина üO-x гг. начаты исследования курганных могильников АИрыдаш I, Карбан, Ьике I. В могильнике АЯры.даш I

A.С.Сураэаковци раскопано окало iGU погребений, В настоящее время продолжаются раскопки на памятниках Кароан, 1ика I, относимых

B.Б.Ьородаошм, ¡Л.А.Деминым, й.Д.Кубаровым к парной половине I тыс, и.о.

Во вторш Haparpas^e рассматриваются точки зрения различных исследователей по основным аспектам изучения памятников Горного Алтая первой половины I тыс.н.э. Так, Ь.Ь.Радлов отаосил материалы погребений могильников Катанда I и Ьероль к тюркам, пришедшим на Алтай в У ь.и.э. А.А.Захароэ отнес их к У11-УШ вв.н.э. А.А.Гаврило-ва определила относитальнуо хронологию памятников Горного Алтая, ьыдалив асгшш одинцовского и бервльского типов, относящихся к предторксксму времени (1У-У вв.н.э.). Следует особо подчеркнуть, чти А.А.Гаврилоьа признала лишь культурное сходство спускного погребения из Пазирыка 6 с лессотепныки памятниками, а не их единую культурную принадлежность. Мсгялы бервльского Tima она связывала с "культурой алтайских племен тйолз до прихода на Алтай тврок-ту-гю в конце Я в." (Гаврилова A.A., 1965). Б погрэбачьнам обряде могил борельского типа А.А.Гаврилова указала на традиции ранних кочевников Горного Алтая (широтное расположение могил и сопровождение конем), а также на хуянскяе и позднесарматсниа традиции в изделиях. О то ы время материалы памятников Катанда 1,Ц из раскопок В.В.Радлова Ю.С.Худяков относит ко второй половине I тыс, н.а. В целом точка зрения А.А.Гавриловой поддержана Д.Г.Савиновым, который в этногенезе тйелв допуская учаотие населения, оставившего бийскую группу памятников. Кроме того он выделяет булан-кобинскяй тип памятников, который рассматривает как продолжение кара-кобинской культуры (Савинов Д.Г., 1Ö8?). Фактически он выделил три грушш памятников означенного времени, особняком поставив погробоная могильника Балыктушь. О.С.Сорокин, иссладоваипий батыктушьсхие погребения и погребения Паэырыка, датирует их второй четверть» I тыс,н.а. Вопрос об их культурной принадлежности он оставил открытым, не связывая их ни о одинцовокими, ни с río-ральскши памятниками Горного Алтая. Такую кв поаицию ааняла и Г.Д.Глоба, последовавшая 13 погребений могильника Белый Б ом П, датируемых ею со П в. до и.в. йо Ш-2У вв.н.э.

Курганные могяяшис* Кок-Паш, Ксо I Восточного Алтая объеди-

нейн в группу памятников кок-панекого типа (для погребального обряда характерны трулоположения на спине с ар муиественно весной ориентировкой, захоронения совершены в каменных ящиках, деревянных колодах, рамах и окрухены по периметру сна ягл.ч камоиннми шкладкауи), испытавшего влиянии гуннской культуры. ¡С числу таких признаков А.С.Васпткн и ii.fi.мин относят и отсутствие в ке^-лаш-ских могилах совместных захоронении чплсвока с конем. ¿1 э-н особенность приводится в качество одного па главных зргументив в пользу выделения группы памятников кок-палского тина, в круг котг рих включаются еда Паэнрнк и Баликтуюль. Насоление, оставившее эти памятники, сложилось вне пределов Горного Алтая. Выделением нового типа памятников А.С.Васктин и В.Н.Елин фактически призн- п сосуществование двух культурных традиций.

Классификация наземных сооружений по их '1 ормо в сочетании со степенью зацорнсванностл кургана, как предлагает В.Н.Елин, нам представляется неправомерной. Термины "форма кургана" и "степень задернованности".зачастую имеют условное значение, в большой степени зависящее от субъективного восприятия исследователей. Поэтому выделенные И.Н.Елмн 1 4 группы сооружений, видимо, не совсем соответствуют действительному положению дел. Характеризуя конструктивные особенности сооружений, автор выделяет 4 группы, зафиксированные уже в ходо раскопок объектов. На паи го взгляд, выделяется только две группы объектов: прямоугольные или подпрямо-угольные ограды-крепиды и овальные однорядные кольцевые ограды-крепвды, различающиеся только по форме при совершенно одинаковой технике возведения. Исходные форин предложенных групп надо искать в булан-кобинских памятниках. Далее В.Н.Елин предложил в типов "внутркмогильных сооружений", два из которых он связывает с прямым влиянием хунну, а остальн;.-',- четыре, на наш взгляд, корнями восходят к булан-кобинской культурной традиции. Там же, вероятно, коронится и "традиция погребения детей в каменных ящиках без инвентаря или с конем и костями барана" (Елин В.Н., 1987). Ко В.Н.Елин отрицает связь погребального обряда булан-кобинских я кок-пашских могил. Население, оставив™о данные памятники, по мнению В.Н.Длина, сложилось за пределами Горного Алтая под непосредственным влиянием хунну и находилось в контакте с носителями кокальской культуры Тувы. Территориальное распространение зтого нэселения - только Восточный Алтай. Рассмотрев сопроводительный инвентарь, А.С.Васптлн я В.И.Клин и другие памятники

>-идолони01>о типа датируют Ы-У ьв.н.з.

Приход новой грушш население е Гсрный Алтай Л.И.И'шиин свя-зл'аот с хуннской экспансией, проходивший в два этапа по двум начислениям (I отан - У-Ш ьв. «о ¡¡.э., Ш-1 ш, до н.э.; 2 этзп -

!!!-У ub.li.-3.)

кстицскис гончарный печи, исследованные о.Д.Кубаревим и л.Д.^уравлввсЙ, свидетельствуют о пробивании собственно хунну в ч'ориом Алтае (кго-Восточном) во II в. до н.э. - 1 п.н.э.

Предметы сооружения из памятников Горнего Алтая первой поло-вини I тис.н.э. рассмотрены в специальных работах (.'>,С.Худякова. Он питался проследить состав инвентаря но погребениям (захоронения с конем и боз копя) и пришел к шведу, что он в целом однороден и иртшциаишт легкой конница. Затрагивая вопрос об этнокультурной прина.цлеккости памятников, Ь.С„Худяков связывает ¡:сгребения с коном и ритуальные оградки с древним! тюрками времени до образования I Тюркского каганата,

В порвой главе также кратко рассматривается состояние изученности па№ши::ов собственно хунну, верхнеооской, кокальской и ку-лажургинекой куль аур. Они в сьой время в той или иной степени испытали влияние культурных традиций хунну.

Глава П. Типология и хронология роновиих катагошй инвентаря из памятников рврцок гсмгдвлмД уыо.н. э, Центрального Алтая, Памятники первой половины I тис.н.э. Горного Алтая исследованы крайне слабо, основные их признаки но определены до сих пор, а в Центральном Алтае ьти памятники вообще ио били известны до последнего ьрьм.ни. Поэтому необходимо всесторонне проанализировать раскопанные погребения с сопроводительным инвентарем. С этой целью прежде всего проводится классификация и типология основных категорий вещевого комплекса курганных могильников Центрального Алтая. Подобная комплексная систематизация предметов из археологических памятников первой половины I тыс.н.э. Центрального Алтая предпринимается впервые-.

В диссертации в основу систематизации полонены основные принципы дробной классификации предметов аскиаской культуры срад-новековых хакасов, в свое время предложенные И.Л.Кыэласовш. Применение данной схема объясняется '¿ем, что при достаточно большом числе раскопанных могил мы имеем сравнительно малую серию категорий предметов. В этой ситуации использование предложенной схемы, на наш взгляд, позволяет более конкретно проследить первоначаль-

ноэ появление и изменение $орм, установить узкие хронологические рамки существования предметов, взаимосвязь различных их признаков.

В первом параграфе рассматривается типология и датировка сооружения племен Центрального Алтая. На;.'И учтено 75 железных и 70 костяных наконечников стрел. Трехлопастные железине наконечники стрел представлены типами 1-19. Наиболее ранними среди них по времени формирования основных признаков принято считать ярус -ные черешковые наконечники стрел (тшш 1-П), которые датируются по разному, но, по мнению большинства исследователей, не позднее УП - начала УШ вв. Анализ ярусных наконечников стрел Монголии, Забайкалья, Южной "и Западной Сибири свидетельствует о существовании двух близких, но но однотипных групп: ^монгольско-забайкальской (хуннсксН), 2)шносибирской, представляющих различные культурные .традиции. Типы 1,2,4,5 обнаруживают тесную связь с наконечниками стрел хунну, вместе с тем сохраняя определенные различия (отсутствуют трехлопастная шейка при переходе второго яруса в черешок, уменьшается ширина сгупвнвх-плвчиков, намечается вы --прямленяе боковых сторон лопастей второго яруса) и датируются 1ц. до н.э. - II в.н.э. Предложенной датировке не противоречат предметы (жолеэный нож, кольчатый нож и т.д.), обнаруженные в закрытом комплексе с рассматриваемыми наконечниками стрел.

Дальнейшее развитие ярусных наконечников стрел (хуннская группа) шло по пути уменьшения их общих размеров, придания им более высоких проникающих свойств, геометризации I и 2 ярусов, что повлияло на появление ромбических, аосиметричноромбипескнх типов (типы 6-10), Иэ них типы 9,10 могут быть признаны более ранними. В целом типы 6-10 могут бить датированы саг,(им концом I тис. до н.э. - И в.й.е., возможно началом 11! в.н.э.

В материалах Центрального Алтая шносибирскяя группа представлена типом II (Белый Бом П,курган 26), датируемым 1-Ш вв.н.в„ Эволвция ярусных наконечников стрел южносибирской группы шла по пути увеличения длины первого яруса и уменьшения, по сравнению о ним, второго, сохранения овальных или килеввдных форм первого яруса и'перехода от ассиметричноромбического к параболовидному второму, увеличения общих размеров. К ганосибирской группе, к ее более поздним типам (тип II по общей схеме) ми относим нако -нечники стрел иэ могильников Кок-Паш, Айрыдаш I. Этот тип ионе г быть датирогая П - 1У-У вв.н.э. Границу бытования баяыктушьскик я паанрыкокого '{впускноэ погребение) ярусных наконечников можно

определить самым началом I тыс.н.э. Тип 12 - треугольные трехлопастные наконечники стрел, по основным типологическим признакам выходит к скифскому времени и датируется I в.до н.э. - I в.н.э.

Трехлопастные наконечники стрел с ромбическим контуром головки представлены типами 13-17. Тип 13 (трехлопастные ассимет-ричноромбические наконечники стрел) датируется I в.до н.э. - П-Ш вв. н.э., а время существований вытянутосимметричнороибических (тип 14) определяется П-1У вв.н.э. Тип 15 (ассяштричноромбячео-кие) - I в.до н.э. - П-1П вв.н.э., тип 16 - вытянуторомбическив -I в.до н.э. - первые века н.э. Ассиметричноромблческие наконечники огрел (тип 17).встреченные в составе булан-кобинского инвентаря, в изучаемое время только начинают использоваться населением Центрального Алтая. Достаточное распространение наконечников стрел со слегка вогнутыми лопастями во второй половине I тыс.н.э. косвенно подтверждает, на наш взгляд, высказанную мысль. Килевид-ныэ (или их еще называют лавролистноперымя) наконечники представлены типом 18. Они появляются иа рубежа ар. Этим жб временем определяются втульчатые с выступающими перьями (тип 19) и киле -видные (тип 20) наконечники стрел.

Весь процесс развития наконечников стрел шел по пути достижения ими более высоких проникающих свойотв. Усовершенствование происходило по пути уменьшения величины угла острия, следовательно к определенному удлинению лопастей, сокращений дайны плечиков и площади поражения.

Костяные наконечники стрел глубоко традиционны, их широкое распространение во времени и пространстве, устойчивость форм в значительной степени осложняют определение культурной и хронологической принадлежности, установление типологической последовательности. Они составляют 13 отделов (треугольные, четырехуголь -ные, ромбические, многоугольные, плоские, круглые), 3 разряда (черешковые, гахимные, втульчатые) и 29 типов. Отметил особен -ность производства: искуснее изготовление и тщательная выделка с двумя вариантами оформления насада (подрезка и предварительная засверловка упора яасада с дальнейшей подрезкой). Принципы их расщепления - на 4 части, т.е. по принципу чурбана.сД'тг'1а датируется I в.до н.э.-возможно П в.н.э. В горноалтайских памятниках кара-кобинской и пазыршсской культур не встречено наконечников типов 2-13, т.е. черешковых четырехугольных, ромбических, многоу-

12

голышх, li памятниках не to.hj-.ko Центрального, по п ьсого Горного Алтая они появляются ь последние века 1 тис.до н.э. ii зто время распространяются я зажголшм чотирохугюлишо ромбические наконечники стрел (тапи H-I'J). также стоутстьушцю в материалах раннего жолознсго г ока J'оря ого Алтая, арсмя их существовании в Центральном Алтаэ л комплекса со нес». инвентаре« погребений ш определяем I в.пи н.а. - ¡1 ь.н.э.

Бтульчатиа наконочншш стрел (с г-гп-уншлы: и со скрытой втулками) представлены тинами '¿0-28. Они отоут -тьуют б памятниках скитского Dp.iV.oiui но только Центрального, но и всиго Горнсгс Алтая. U булан-KofjmiCKoii серии они появились г> последних веках I тис.до н.э. Тин '¿А по/паяется в «сслопуоыоо нрегля, а прототипами ему, как мы предполагаем, служили бронзовые п костянио черешковый с кровотоками наконечники страд, существовавшие п период бытовании культур uKi'.'Jcuoro мира. Типы —Uii,25-26 являются также новыми формат* костяных наконечников с внетуп.ншдзЙ втулкой. Их характерной особенностью является наличио цельных бочонкоиицных втулок. Они, по сути, япшется свистунками с круглыми отверстиями, сделанными и качество усовершенствования боового качества, что привело к совмещению функционального сошощенш наконечников и свистунок. Оти типы местного производства не могут быть датированы ранее ii в. до н.э. Типн ¿V-iiJ - со скрыто!! втулкой - датируются Г1 в.до н.э,-

1ЮЗМОЖНО lIOpjiUV.il 1)0КШШ Н.Э.

Луки представлены <11 комплектами наборов роговых накладок, е которые входят концевые боковые, срединные боковые и фронтальные накладки. 11ласси$икация и типология луков проводе ни поэтапно. Вначале рассматривались £ормн и размера накладок вне зависимости от наборов, а затем их взаимопстречаемость к комплектах. Это позволило определить их хронологические рамки и выделять присущие игл этнокультурные признаки. К хуннским относятся луки с 7 накладками (2 пары концевых, I пара срединных боковых и I фронтальная накладка) (типы 1,2,3), они типологически наиболее ранние. Впервые в памятниках Центрального Алтая зафиксирована луки типа 4 (с 5 накладками - 1 пара концевых, I пара срединных боковых и I фронтальная),

Колчанные крюки представлены 3 типами (7 экз.). Типологически наиболее ранним считаем тип 3 (крюковые), который сочетает в себе традиции оформления подобных вещей скифского времени (аагну-тооть концов) и пришлого населения (поперечная пэрекладгша). Тв-

13

пн 1,2,3 датируются первыми вэкаш нашей эры.

Двухъярусный наконечник копья (I экз.) по гаоей характеристике восходит к ранним типам и может бить датирован 2 в. до н.э. -первыми веками нашей ары.

Еелезпый кинжал (1 экз) по своей характеристике может датироваться I в. до н.э. - П в.н.э. Этим же временем определяется срок бытования булан-кобинского типа ножен (I акз.) из двух плоских дощечек с неглубокими врезными пазами по форме клинка кинжала и острым нижним концом.

§2. Гнтовне предметы. Ножи представлены II типами (46 экз.), один из которых - железный трехгранный кольчатый нож. Оставшиеся ножи подразделяются на даиннолезвийные с вогнутой спинкой (12 екз.) (типы 1-3),с прямой спинкой (4 экз.) ( типы 4-5); коротколез-вкйные с вогнутой спинкой (19 зкз.)Í типы 6-8)и с прямой спинкой (10 эка.)[ типы 9-И). Преобладают ножи с вогнутой спинкой (31 экз.){ 69$). Типы 1-3, е-в датируются I в. до н.э. - П-Ш вэ.н.э» Типы 4,5, 9-II в комплексе с другим инвентарем tarase могут быть датированы I в. до н.э. - П-Ш вв.н^э.

Предложенной ;зтяровке булан-кобинских ножей не противоречат найденные вместе с ними железные вооьмеркообразные звенья типов 1-2 - I в. до и,в. - П в.н.э.

Керамические сосуды встречаются грзх типов. Тип I - сосуд о вырачшнным плечиком и отогнутым венчиком, тип 2 - горшковядный сосуд с пришш венчиком, тип 3 -горшховидный плоскодонный сосуд,

Деревянная утварь представлена нодовальным блюдом яа четырех коротких нокнах, овальным блюдом на четырех коротких ножках, миской и бокалом.

Пряжки представлены 12 типами, из которых 9 включают железные и 3 - бронзоЬые. Наиболее ранними являются типы 7а, Ва (8 екз.), сформировавшиеся на основе скифских пряжек с неподвижным шпеньком, датируются они I в. до н.э. - 1-П вв.н.э. Типы 1-6, видимо, сформировались на основе рамчатых бесщитковых скифских пряжок с неподвижным шпеньком на дужка.в последние века до нашей эры - порвые века нашей эры. Тип G датируется от рубежа эр до П-Ш вв.н.э., этим яв временем датируются пряжки типов 10-12.

§3. Снаряжение ворхового коня. Удила представлены тремя целыми парами, фактически их было больше, но остальные представлены лишь фрагментами. Тип I - однокояьчагыв, тип 2 - равнокрвчные. .ержневые двудырчатые псалии (2 экз.) датируются рубежом эр -

Н-Щ вв.н.э. Костяные пряжки, относимые исследователями к разряду подаружных, представлены типатш 1,2 (3 экз.). Тип I (I экз.), наиболее ранний, может быть датирован концом I гас. до н.э. - П-Ш вв.н.э. Тип 2 (2 экз.), более поздний, время его бытования мы определяем первыми веками наш&й зри.

Детальная классификация и построение на ее основе типологических рядов основных категорий инвентаря из археологических памятников Центрального Алтая позволили выделить типн предметов, бытовавших преимущественно в I я. до н.э. - П-111 вв.н.э. (вещевой комплекс могильников Булан-Кобы 1У, Белый.Бом П) и в 111-1У вв.н.э. (предметы из могильников Бошту I, Улита), Таким образом весь набор инвентаря может бить датирован I в. до н.э. - Ш-1У вв.н.э.

Глава Ц. Центральный Алтай в первой половине I тыс.н.э. (булан-кобинскац культура). В данной главе исследуются проблемы формирования и развития новой культуры, этнокультурные особенности населения центральной части Горного Алтая на основе изучения погребального обряда. Одним иэ ого составных элементов являются надмогальннв конструкции, объединенные нами в два группы: к первой относятся могильники ьулан-Кобн 1У и Белый Бом П, ей .соответствуют сооружения в виде стенки (кольца-стенки, полукольца-стенки) ; вторая включает могильники ^ошту I и Улита, для нее характерна кольца из крупных камней в один или два слоя в виде стонки. Ло способу строительства надмогильные конструкции характеризуются совершенно одинаковыми приемами (слегка углубленная площадка, основание из пногно подогнанных друг к другу камне 14 Ч т.д.). Различия яадоогилышх конструкций рассматриваемых памятников нооят хронологический характер. Наш выделены особенности погребального обряда ранней, первой группы памятников (Булан-Коба 1У, Белый Бом II), восходящие к традициям погребального обряда местных (кара-кобкнекей, иазырннской) культур Горного Алтая: наличие прямоугольной (подарямоугольной) могильной ямы, срионти-рованней преимущественно по линии вооток - запад с отклонениями к северу и югу, устройство прямоугольного ящика из 4-10 плоских плит, каменные попереч!ше, раке деревянные продольные перекрытия в один слоН, одиночное погребение, в котором покойник лекит вытянуто на опине, реже на боку, с прямыми или слегка согнутыми руками, головой на восток, сопроводительное захоронение коня, головой ориентированного в ту же сторону, что и умерший, наличио углей в погребении, костей барзна (крестец) о маленп'им железным

ноу. ом, реже посуда с мздой, у голош пег;,озонного, традиция, хотя п редкая, устройства "каменной нодугасг" покойноку п т.п. Но главное - ото погребения человека с кона.;, сшистельот^тщие о непрерывности этого обряда не только в Контрольном, но по »сом ¡'ер-ном Алтае с ;;еркоца ранних кочовшжоз. Правда, даншп: обряд встречается с одни;.! нсекм, существенным нрмшым моментом - расположением коня сразу на перс критик внутртаопиьной конструкции, роге -сразу над умерший. Устройство надмогильных сооружений в виде стенок разно!; форш на предварительно углубленной и расчищенной ;и;о-щадке по лержегру ям небольшого количества трапециевидных ящиков, наличие, хотя это и единичные случаи, деревянной катоды, двойной камеры, ориентации умерших головой преимущественно на юг (3&) являются такими признаками погребального обряда могильников I группы (Булан-Хобк 1У, Белый Бом II), которые свидетельствуют о влиянии пргазлогс населения. Сочетание прежних местных элементов погребального обряда скифских культур и новых особенностей указывают на истоки формирования новых памятников и новой культуры Центрального Алтая в указанное время.

Определены специфические черты погребального обряда захоронений П-й группы памятников (Бошгу I, Улита), при сохраненяи основных признаков булан-кобинских погребений (форма ямы в слегка углубленной площадке, ящики, трупоположение умершие вытянуто, яа спине с прямыми или слегка согнутыми руками, сопроводительное захоронение коня, его местоположение в яме и ориентация е ту же сторону, что и умершего, сопроводительный инвентарь и т.д.). Различия прежде всего сводятся к ориентировке умерших (преобладает западная ориентация). Представительнее выглядят деревянные конструкции (колода и рамы - 23%), Отличительной чертой П-й группы памятников является зависимость внутркмегильной конструкции и пола умерших. Так, в деревянных конструкциях похоронены только мужчины (24Й). Исчезает принцип прихороиэния поздних умерших к более рапчям, а как следствие этого - не сооружаются кургана 1-й группы, при этом сохраняется рядное расположение курганов на местности. Внутрнмо-гильная конструкция (ящик) подразумевается несколькими вертикально поставленными плитами (Улита). ........

В рамках 1-й и П-Й трупа памятников по-способу захоронений выделяется 2 типе погребений. Это одиночные захоронения человека, совершенные по способу трупополохения и такие *е захоронения в-сопровождении коня, 2 погребения о конем (Улнта, курганн 16,25),

где костяки коней лежат к северу слова ст умерших на невысоком выступе, частично перекрывая их, свидетельствуют о формировании дров-нетюркского обряда также я в Центральном Алтае.

На основе анализа особенностей погребального обряда, специфики вещевых комплексов, с учетом конкротно-историчес'.шх событий, происходивших в Центральном Алтае, Шной Сибири и Восточном Казахстане в конце I тыс. до н.э. - начале I тыс.н.э., наш установлено следующее. Рассмотренные памятники Центрального Алтая объединяются » один культурный к0!Ш!0кс по способу строительства надмогильных сооружении, которие в плане могяльнлкоз клали рядность в общем направлении по сторона!/, света; в могильниках зафиксированы погребения двух типов, ориентированные в широтном направлении (восточное -Ьулян-Кобы ГУ, Белый Ком II; западное - Улита, Ъо;иг/ I) с специфичным сопроводительным инвентарем, сопроводительным захоронением коня, который укладывался сразу поверх перекрытия внутримогильнсй конструкции (яцик, рама) или ке сразу над умершим, конь ориентирован головой в том же направлении, что к умерший (восток или запад с отклонением на север и иг), могильные ямы прямоугольные (подпря-моугольные) с прямыми отвесными стенками, в погребениях присутствуют угли и т.д.

Памятники Центрального Алтая (Булан-Кобы 1У, Белый Бом П, Кошту I, Улита) имеют специфические особенности погребального обряда и набора инвентаря, отличающие их от памятников пазырчкской к кара-кобинсксй культур Горного Алтая. Нами выделена самостоятельная булан-кобикская культура. Отличия обряда погребений Булан-Кобы 1У, Белый Бом П, с одной стороны, и захоронений Бошту I, Улита - с другой, свидетельствуют, видимо, о реальных этапах становления а развития булан-кобинской культуры. Поэтому есть необходимость выделения двух последовательных этапов: раннего и позднего. Местная основа формирования булан-кобинской культуры не вызывает сомнений. Это было возможно только при условии принадлежности населения новой культуры родственному этносу, который пмел господствующее положение в данном региона в предшествующее время. Сохранение прежних специфических черт погребального обряда населения не только Центрального, но и всего Горного Алтая, показывает, что процесс ассимиляция затронул прежде всего область материальной и духовной культуры, Непосредственное участив мастных компонентов в формировании и разлитии булян-кобинснсго населения подтверждает паяеоантропблогический материал. "Максимальную близость булян-

иобичская серия обнаруживает с черепами рядовых погребений скифского времени Горного Алтая..., а на соседней территории в состава населения Тувы в это время заметно уволичяваотся монголоидная примесь" (Ким А.Р., 1988),

Погребальный обряд (принцип прихоронешм могил друг к другу, устройство надмогильного сооружения в виде стены:, комбинированное двойное перекрытие, наличке двух поясов у погребенных) и инвентарь (костяные накладки лука, костяные наконечники стрел, железные ножи, пряжки и т.д.) позволяют говорить пока о сильных проявлениях хуннской традиции в памятниках Центрального Алтая. В формировании булан-кобанской культуры участвовало население, очень близко знакомое с культурой собственно хунну и племена кула-яургинской культуры Восточного Казахстана. Возможно, в носителях булан-кобинской культуры можно видеть этнических предков племен "теле".

Население булан-кобинской культуры приняло активное участие в формировании населения, оставившего памятники Восточного Алтая (Кок-Паш, Коо I, Пазырык) и Северного Алтая (Айрьдаа I).

В заключение диссертации содержатся основные выводы исследования. Хуннские завоевательные похода Прервали процесс исторического развития местных горно&лтайских племен и привела к сложному видоизменению этнического состава населения не только Центрального, но и всего Горного Алтая. Детальная классификация основных категорий инвентаря из памятников Центрального Алтая, выявление их развития к тщательный анализ погребального обряда позволили выделить булаа-кобднекук культуру данного региона и определить ее хронологические рамки (I в. до н.э. - Ш-1У вв.я.э.) с двумя этапами: ранним - I в. до н.э. - П-Ш вв.н.э. и поздним -Ш-1У вв.к.з. Булав-кобинская культура сложилась на основа культуры местных племен, пршшас г кулакургинцев и какой-то этнической группы населения, очень близко знак того с культурой собственно хунну. Отсутствие могильников собственно хунну но только в Центральном, но и во всем Горном Алтае пока не позволяет убедительно аргументировать их пребывание на данной территории. Отсутствие в исследованных памятниках характерных хуннеких поясных ажурных пластин с изображениями животных слуотг косвенным подтверждением высказанной мысли. Могилы булан-кобинской культуры (курганы 16,25 могильника Улита) впервые по погребальному обряду свидетельствуют о появлении в Центральном Алтае раннего

тюркского типа захоронений человека о коьем и,что очень важно, памятника, сочетающего с собо булан-кобинский тип обряда и ноьий, дровнетюркский в пределах одного комплекса. В ходе дальнейшего развития булая-кобинц» участвовали в 'Тсрмирсватш этнокультурного осЬчика всего населения Горного Алтая первой половины I тыс.н.э.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТШЕ ДИССЕРТАЦИИ:

1.Работы Онгудайского отряда//Дрхеологичоские открытия 1581. года, - - 0,212,

2.Работы в Горном Алтае // Археологически'» открытия ГЭВ2 года. -М,,<9Ь4. - 0,216-^17.

3.Раскопки в Горном Алтае //Археологичоокие открытия 1904 года. - 1.1.,19Б6. - С.189-1Э0. (В соавторство о В.Н.Тарасенко).

4.Исследования в Горном Алтае // Археологические открытия 1985 года. - М.,1987. - С,255.

[>.Работа Алтайского университета //Археологические открытия 12С6 года. - М..19ЕВ, - С,202-206, (В соавторстве с М.Т.Абдулга-неевым, Ю.П,Алехиным, Г.К,Ивановым и др.).

в.Новые материалы гунно-сарматского времени в Горном Алтае // Алтай в эпоху камня и раннего металла, - Барнаул,1985. - С. 173-191.

7.0 памятниках первой половины I тыс, н.э. в Горном Алтае // Археологические исследования на Алтае. - Барнаул,1967. - С. 107-203,

Подписано в печать Формат 60x90/16

Бумага пяочая. Печать, офсетная. Уол.печ.л.1,0.

Тирая ¿00 экз. Уч.-из.лЛ,О,

Заказ 570-90, Беоплатно.

Лаборатория множительной техники АГУ¡Барнаул.Димитрова,66.