автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Культурная парадигма современного российского образования
Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурная парадигма современного российского образования"
На правах рукописи
А"
ЭМИХ Наталья Александровна
КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 09,00.13 — религиоведение, философская антропология, философия культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Чита-2006
Работа выполнена на кафедре социальной антропологии, культурологии и философии ГОУ «Читинский государственный университет»
Научный руководитель доктор философских наук, профессор
Фомина Марина Николаевна
Официальные оппоненты; доктор педагогических наук, профессор
Швецов Михаил Юрьевич
кандидат философских наук Грешилова Ирина Александровна
Ведущая организация Забайкальский государственный
гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского
Защита состоится 28 декабря 2006 г. в 9 часов на заседании диссертационного совета К.212.299.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при Читинском государственном университете по адресу: 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, в зале заседаний ученого совета (ауд. 223).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Читинского государственного университета по адресу: г. Чита, ул. Кастринская, 1.
Автореферат разослан 28 ноября 2006 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор философских наук, профессор
К. К. Васильева
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества образование находится в состоянии глубокого системного кризиса. Основания этого кризиса лежат в сфере духовной культуры человечества, имеющей сегодня негативное очертание, связанное с разрушением целостности бытия современной личности. Являясь подсистемой духовной культуры, образование неизбежно испытывает на себе ее отрицательное воздействие. Это обусловлено тем, что в условиях наступившего XXI века российский человек преимущественно ориентирован на достижение материального благополучия {к чему он психологически не подготовлен), а высшие духовные ценности либо играют в его жизни незначительную роль, либо подменяются ценностями западной культуры, далекими, по своей сути от духовной сферы.
Главная опасность состоит в том, что кризис духовной культуры человечества привел к состоянию нестабильности и социальной напряженности как в мировом сообществе в целом, так и в пределах российского общества. Напряженность в российском обществе на уровне взаимодействия разных культур, связана с национальной составляющей, являющейся причиной ментальной несовместимости. Выход из сложившейся ситуации многие современные отечественные и зарубежные ученые видят в обращении к образованию.
Во все времена система образования в неразрывном единстве двух своих функций — сохранения и развития — была основным хранилищем и транслятором культурных традиций из поколения в поколение, участвуя в формировании менталитета личности. Образование несет ответственность за духовное возрождение современного общества, за восстановление утраченной связи поколений, за патриотическое воспитание человека, за формирование его толерантного сознания, а значит должно измениться с учетом требований самой жизни. Необходима выработка новой
культурной парадигмы образования, адекватной современным условиям общественного развития, для которой особую актуальность приобретает личность, ее духовное становление, а главное, адаптация личности к новым условиям своего бытия. Это обстоятельство объясняет, почему особую актуальность на современном этапе развития общества приобретает ф и лософс ко-антро п оло гический анализ культурной парадигмы ввиду того, что необходима не только констатация антропологичности образования, но и дальнейшее осмысление бытия личности в образовательном пространстве.
Трансформация культурной парадигмы образования актуализирована обеспечением социальных функций образовательных систем в России по воспроизводству качества человека, качества культуры и обеспечением «входа» России в эпоху интеллектуальной цивилизации XXI века. Поэтому, одним из приоритетных компонентов современного российского образования в интересах устойчивого развития общества выступает расширение международного сотрудничества, распространение передового опыта и знаний как целей формирующегося Болонского процесса, суть которого заключается в создании единого европейского, культурного образовательного пространства, которое было бы альтернативно американскому.
Таким образом, в современном обществе актуальным становится человек как ценный ресурс, необходимый для функционирования всех сфер общественной жизни. Поэтому основой культурной парадигмы современного образования выступает переход от социоцентризма к антропоцентриз му.
Вышеуказанные обстоятельства предопределили практическую целенаправленность диссертационного исследования современного этапа культурного развития российского образования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемам образования посвящено большое количество работ в рамках философии образования, социальной философии, философской антропологии и других. Однако пока еще нет единого концептуального подхода к проблемам современного образования, а также к определению его культурной парадигмы как основы развития бытия личности.
Проблеме образования, его фил ософско-антропо логическому аспекту посвящены работы ученых: H.A. Абрамовой, Б.С. Гершунского, Э.Н. Гусинского, И.А. Грешиловой, В.А. Кобылянского, Ю.И. Турчаниновой, К,Д. Ушинского, М.Н. Фоминой, Т.А. Шаренковой, П.Г. Щедровицкого1 и других.
Культурную миссию становления личности в обществе как предмета философских размышлений, несет в себе аксиологическая составляющая системы современного образования, которая представлена в трудах Е.В, Бондаревской, М.С. Кагана, B.C. Степинаг и других.
Особый интерес у диссертанта вызывают научные работы, где сделан акцент на культурную обусловленность образования. Эту проблематику затрагивают И.А. Грешилова, М.Н. Фомина3 и другие, опираясь в своих
' Гершунекий Б.С, Образование на пороге третьего тысячелетия: гармония знания и веры. / Б.С, ГершунскиЛ. - М , 2001. - С. 199-370; Грешилова И Л Антропологические основания феномена культуры. Этнокультурное образование, / H.A. Грешилова, // материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Улан-Удэ: Издательско-полнграфнческнй комплекс ВСГАКИ, 2003. - т.З. - С. 222-225; Кобылянскнй В.А. Философия образования: общая теория, методология, идеология. У В, А. Кобылянский, II Философия образования и образовательная политика в России к регионе: материалы международной научно-практической конференции «Трансграничье в неменяющемся мире: Россия -Китай - Монголия». IS- 20 октября 2006. - Чита: ЗабГГПУ, 2006. - С. 4 -13; Фомина М.Н. Динамика формирования философской культуры личности в процессе философского образования. / М.Н. Фомина, II Наука н образование на рубеже тысячелетий: юбилейная международная конференция. Тезисы докладов. - Чита: ЧитГУ, 1999; Шаренкова Т.А. Абрамова H.A. Философское осмысление парадигм образования. / Т.А. Шаренкова, H.A. Абрамова. И Вестник Читинского государственного университета. -Чита: ЧитГУ, 2004, - № 33. - С, 63.
1 Каган М.С. Философская теория ценности. / М.С. Каган. - М.. 2000. - С. 46-49; Степин ВС,
Философская антропология и фклософня науки. / B.C. Степин. - М.: Высш. школа. 1992. - С. 89-95.
' Грешилова И.А, Реализация культурного тлекииала общества в образовательном процессе И Художественное образование и эстетическое воспитание: состояние, проблемы, тенденции. / H.A. Грешилова. tt материалы научно-практической конференции. - Чита: нзд-во. ЗИП СнбУПК. 200(2. - С, 113-115; Фомина М.Н. Элементы философской культуры в системе гуманитарного образования. У М.Н. Фомина. II Межличностные подходы в образовании: материалы областной научно-практической конференции. 21-23 августа 1997. - Сретенск, 1997.
трудах на идею динамической концепции культурной обусловленности образования.
Одной из приоритетных составляющих в определении культурной парадигмы современного российского образования является его ментальная обусловленность. Менталитету как одному из определяющих факторов личности в обществе посвящены работы ученых B.C. Барулина, К.К. Васильевой, С.А, Мельницкой, А.Г. Новикова, К.Г. Эрдынеевой и других1.
Важным фактором становления личности в современном образовании является формирование ее толерантного сознания. Толерантность, как способ уважения, принятия и высокой оценки богатого разнообразия мировых культур, форма выражения человеческого бытия, представлена в трудах А.Г. Асмолова, В.В. Ванчугова, В. Лекторского, A.B. Перцева, М.Б. Хомякова, а также зарубежных авторов Д. Барнума, Дж. Локка и других3,
В современную эпоху актуализируется и приобретает широкое социальное, нравственное значение проблема формирования ценностей личности в современном образовании. Образовательный процесс необходимо формировать как систему, в которой осуществляется сложное взаимодействие социального и индивидуального (рефлексивного) развития каждой личности. Выделение проблемы ценностей и формирования
1 Васильева К К. Менталитет: онто-этнологическое (на примере бурятского этноса). / К.К. Васильева, -М.: информационно-издательское агентство «Русский мир», 2002. - 200 е.; Калашников М.Ф. Особенности формировании русского менталитета. Новью идеи в философии. / М.Ф. Калашников. • Пермь. 1999. - С. 54; Мельницкая С.А. Человек в культурной динамике: процессы трансформации ментальности. / С.А. Мельницкая, // Аспирант {труды молодых ученых, аспирантов и студента в). - Чита: ЧитГУ, 2006, -С. 64 -67; Новиков А.Г. Менталитет - культура. / А. Г. Новиков, - Якутск. 1996. - С, 53; Эрдынеева К.Г. Менталитет как социокультурный и психологический феномен. / К.Г. Эрдынеева, В.Б. Ватоиыреновв. // Третьи Забайкальские .социологические чтения: материалы конференции. - Чита: ЧитГУ, 2006.-С.9-16.
1 Асмолов А.Г, Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию, / А.Г. Асмолов. • М.: Смысл. 2000. - С. ¡4; Вакчуго» В.В. Толерантность и коммуникация, / В.В, Ванчуго». -Томск: изд-во, ^Дельтаплан», 2002. - С, 10; Скрнпкина Т.П. Дояерие и толерантность: существуют ли
граи ища? / Т.П. Скрнлкнна. // Бек толерантности, 2001. - № 3. • С.42 - 52: Шалин В.В. Толерантность./
(3.1}, Шалнн. - Ростоа-на-Дону, 2000, -С. 56-79.
ценностных ориентаций личности в качестве философских исследований представлено в работах ученых: З.И. Равкина, А.Г. Здравомыслова, Н.Д. Никандрова, A.B. Роговой, М.Ю. Швецова, Н.П. Эповой, К.Г. Эрдынеевой1 и других.
При анализе целей и методов Болонского процесса диссертант использовал материалы семинара, проходившего в 2004 году в Иркутском государственном техническом университете, под руководством заведующего кафедрой «Управления международным образованием» Института международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Е.В, Шевченко, а также материалы учебного центра Федерального института развития образования под руководством ректора УЦ ФИРО М.В. Никитина.
Диссертантом проанализированы материалы международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия - Китай - Монголия», отражающие приоритетные направления развития российской образовательной системы на период до 2010 года, значимость и основные мотивы участия России в Болонском процессе, представленные в статьях Т.К Клименко, MJB. Цурмаст2.
' Рогова A.B. Ценностно-смысловая составляющая культурологического подхода к воспитанию. / A.B. Рогова. // Философия образования и образовательная политика в России и регионе: материалы международной научно-практической конференции «Трансграннчье в изменяющемся мире: Россия -Китай - Монголия». 18-20 октября 2006. - Чита: ЗабГГПУ, 2006. - С. 36-41; Швецов М.Ю. Человек и его ценности в современной кулыуре. / М.Ю. ШвеиовУ/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 4 -5 марта 2005. - Чита: изд-во. ЧитГУ, 2003; Эрдынеееа К.Г. Человек и его ценности в современной культуре. / К.Г. ЭрдынееваУ/ Материалы Всероссийской неучно-лрактической конференции. 4 -5 марта 2005. - Чета: изд-во, ЧитГУ, 2005; Эпова Н.П. Рефлексивное самосознание как ценность современной философии образования. / Н.П. ' Эпова. // Философия образования и образовательная политика в России н регионе: материалы международной научно-практической конференции «Транс гран ичье в изменяющемся мире; Россия - Китай - Монголия». tS - 20 октября 2006. - Чита: ЗабГГПУ. 2006. -С.52 -55.
3 Клименко Т.К. Переход на европейскую систему образования в условиях Читинской области. / Т.К. Клименко. // Философия образования н образовательная политика в России и регионе: материалы мегкдушродной научно-практической конференции зТрансграничье в изменяющемся мире: Россия -Китая - Монголия». 1S - 20 октября 2006, - Чита: ЗабГГПУ, 2006. - С. 150 - 152; Цурмаст М.В. Перспективы воплощения идеалов Болонской декларации в реальных российских условиях. / М.В. Цурмаст. И Философия образования и образовательна* политика в России и регионе: материалы международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия -Китай - Монголия». 18 -20 октября 2006,-Чита: ЗабГГПУ, 2006. - С. 152- 154.
Таким образом, характеристика источников, послуживших основой для рассмотрения темы диссертационного исследования, позволяет прийти к выводу, что определение философско-антропологического аспекта современного российского образования, глубокий анализ осмысления бытия личности в образовательном пространстве требуют всесторонней разработки культурной парадигмы с целью ее внедрения в современную образовательную практику.
Актуальность темы, ее общественная и индивидуальная значимость, недостаточная разработанность данного аспекта определили объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.
Объе1ст исследования. Образование как подсистема культуры современного общества.
Предмет исследования. Культурная парадигма современного российского образования как ценностная модель развития общества.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью данного исследования является философско-антропологический анализ культурной парадигмы российского образования на современном этапе общественного развития.
Поставленная цель диссертационного исследования определяет следующие задачи:
- раскрыть философско - антропологическую интерпретацию аксиологических идей современного российского образования;
- определить культурную и ментальную обусловленность современного российского образования с позиций их ценностного содержания;
- дать развернутую характеристику толерантности как социокультурной категории в системе ценностных приоритетов современного российского образования;
- выявить проблемы формирования системы ценностей
в образовательном процессе и охарактеризовать ценностные ориентации личности как результат культурной рефлексии;
- обосновать приоритетную значимость культурной парадигмы современного российского образования в условиях формирования Болонского процесса.
Гипотеза исследования. Образование как культурная подсистема общества направлено на развитие целостного бытия современной личности. Установка на личность, как приоритетную ценность общества, является целью трансформации культурной парадигмы в современном российском образовании. Данная трансформация является реальным воплощением некогда утраченной духовной целостности Российского образования, которое должно быть направлено на культурное развитие современного общества.
Методологическая и теоретическая база исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют положения, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных философов, антропологов, культурологов, педагогов, социологов, психологов по проблемам культурного становления личности в условиях реформирования системы современного образования.
В диссертационном исследовании использован комплексный философско-антропологический подход, сочетающий философ ско-педагогические и социокультурные методы исследования. В настоящем исследовании использован метод системного и сравнительного анализа инновационных процессов, аналитико-обобщающий метод, эмпирический метод социологического тестирования и аргументация, направленные на отработку конкретных механизмов придания современному образованию культу рос ообразного характера.
Научная новизна исследования определена тем, что в ней:
- раскрыта философско - антропологическая интерпретация
аксиологических идей современного российского образования;
- определена культурная и ментальная обусловленность современного российского образования с позиций их ценностного содержания;
- дана развернутая характеристика толерантности как социокультурной категории в системе ценностных приоритетов современного российского образования;
- выявлены проблемы формирования системы ценностей в образовательном процессе, ценностные ориентации личности охарактеризованы как результат культурной рефлексии;
- обоснована приоритетная значимость культурной парадигмы современного российского образования как философской модели в условиях формирования Болонского процесса.
В диссертации проведено философско-антропологическое обоснование культурной парадигмы как приоритетной составляющей современного российского образования.
Основные положении, выносимые на защиту.
I. Образование является культурным процессом, направленным на духовное становление личности в обществе. Образование участвует в процессе формирования ценностных приоритетов личности, что составляет аксиологичность образования. Одним из доминирующих направлений в современном российском образовании является культурная составляющая человеческого бытия, которая выражается в выдвижении на первый план философско-антропологичесхого принципа, то есть в основу образования заложен антропоцентризм. Философсхо-антропологический анализ культурной парадигмы образования позволяет определить ее роль в формировании системы культурных ценностей личности, наращивании духовного потенциала современного общества.
2. Культура представляет собой национальную ценность общества. Являясь подсистемой культуры, образование выполняет в обществе функцию сохранения и передачи национальных традиций как ценностей, заложенных в менталитете. Национальные ценности служат защитным механизмом взаимодействия культуры личности с культурой общества, и обеспечивать данное взаимодействие - задача образования. В этой связи современное образование обусловлено сохранением и развитием национальных ценностей общества, как основы культурного становления современной личности.
3. Образование формирует в сознании личности такие ценностные приоритеты, как увлеченность, личное достоинство, свобода выбора, самоопределение, саморазвитие, ответственность, отзывчивость.
• Толерантность как приоритетная ценность современного образования, как доминирующий способ снятия напряженности в человеческих отношениях, должна определять стабильность и благополучие в современном российском обществе, имеющем поликультурный характер.
4. Ценности личности представляют собой систему, влияющую на динамику культурного развития общества. Проблемы формирования системы ценностей в образовании связаны с внедрением в современное общество новых культурных ценностей и жестким подавлением традиционной культуры, что негативно сказывается на сознании личности. Решение данных проблем заключается в изменении сознания современной личности путем формирования высоких моральных и культурных ценностных ориентаций, то есть в их целенаправленном развитии в образовательном процессе. Образовательный процесс должен быть направлен на развитие личностно-ориентиро ванной культурной деятельности, определяющей уровень нравственного сознания личности.
5. В основу культурной парадигмы современного российского образования как философской модели заложен принцип модернизации,
которая является одним из основных адаптивных механизмов, готовящих личность к жизни в меняющемся мире. Модернизация российского образования рассматривается в условиях формирования Бодонского процесса, направленного на качественные перемены в сознании личности как активного субъекта экономической, политической и культурной жизни современного общества, его социальной организации.
Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при анализе ф и лософско-антропологи ч ее кого и культурологического аспектов современного российского образования, при конкретизации его приоритетного места в общественном устройстве и жизнедеятельности личности; в качестве дополнительных курсов по развитию культурной парадигмы как новой, образовательной модели, в курсах философии образования, педагогической антропологии, социокультурной антропологии.
Материалы диссертации могут быть использованы при совершенствовании образовательного процесса, в учебных курсах по изучению Болонского процесса, представляющего интерес для широких кругов научно-педагогических работников, студентов вузов, сотрудников, занятых в сфере трудовых ресурсов и технологий.
Апробация результатов работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в тезисах, статьях, опубликованных в городах Белгород, Чита; в выступлении на Х1Л1 Международной научной конференции «Студент и научно-технический прогресс» Глобальные проблемы и устойчивое развитие (Новосибирск, 2004), проходящей при поддержке Федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования в России на 2002-2006 годы».
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения и библиографии.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖДАНИЕ РАБОТЫ
Во «Введении» обосновывается актуальность рассматриваемых проблем, характеризуется степень и состояние разработанности темы, формулируется объект и предмет исследования, определена его цель и задачи, выдвигается рабочая гипотеза исследования, излагается методологическая и теоретическая основа исследования, определяется его научная новизна, практическая и научно-теоретическая значимость, представляются положения, выносимые на защиту, сообщается об апробации результатов работы и ее структуре.
Первая глава «Образование как подсистема культуры» посвящена анализу культурных оснований современного российского образования, определяющих национальную структуру общества.
В параграфе 1.1. «Философско-антропологическая интерпретация аксиологических идей Российского образования» выделяются основные аксиологические идеи, отражающие принципиальный характер развитая современной системы российского образования. В параграфе изложены философские суждения Платона и современных исследователей: М.С. Кагана, П.Г, Щедровицкого, направленные на возможные пути развития аксиосферы личности.
Одной из наиболее актуальных идей в современном российском образовании является идея, направленная на культурное развитие бытия личности. Она определена выдвижением на первый план антропологического принципа, то есть в основу современного образования заложен человекоцентризм. Аксиологический аспект современного образования в ф ил ософско-антропологи чес ком измерении выражает потребность личности в определении для себя ценностных приоритетов познания. Поэтому идея ценности бытия личности как философско-антропологическая категория, развиваемая современным образованием, является значимой для общества.
Осмысление идеи саморазвития личности и создания, ею нового образовательного пространства связано со сменой антропологических оснований, которые в противовес традиционным представлениям об образовании как системе знаний, исследуют этот феномен в виде процесса становления личности и ее подготовке к жизни в современном обществе.
На основе анализа аксиолотческих идей в параграфе делается вывод, что проблема современного российского образования состоит не только в том, что не уделяется должного внимания ценностным идеям, направленным во благо личности, но и сама система образования,также еще не достаточно эффективна.
Таким образом, современное российское образование должно антропологизироваться, то есть поставить в центр внимания проблемы бытия личности и общества в их ценностном измерении, сделать установку на знание как средство сохранения, воспроизводства и развития национальной культуры.
В параграфе 1.2. «Культурная и ментальная обусловленность Российского образования» определяется приоритетная значимость современного образования как механизма, осуществляющего процесс сохранения и трансляции культурных ценностей и национальных традиций в обществе.
Культура обуславливает гуманистическое и целостное становление личности в обществе. Образование, будучи подсистемой культуры, реализует ее сущностные характеристики, оно выступает посредником между личностью и культурой. Культурная обусловленность современного российского образования заключается в переходе от знаниецентрического к культуросообразному процессу развития личности. На этой основе личность способна удовлетворять свои разумные потребности и стремиться к собственному .духовному обогащению. Целью образования должно стать культурное самоопределение и саморазвитие личности в
условиях современного общества.
Образование не только выполняет функцшо передачи культурных традиций в обществе, но и обеспечивает сохранение культуры как национальной ценности. В параграфе анализируются особенности национального характера нашего общества, выраженного в менталитете как духовной основе личности. Менталитет формируется в ходе длительного исторического развития общества и определяет национальный стержень развития его культуры, оказывая глубокое воздействие на сознание личности. Российскому менталитету присущи духовность и обшинность, отличающая наше общество от западного индивидуализма, народность как патриотизм, любовь к Родине. Познание окружающего мира личностью существует в виде целостного духовного эквивалента жизненных ценностей, поэтому образование, обусловленное сохранением и культурных традиций, является одной из высших целей общества.
Таким образом, актуальность культурной и ментальной обусловленности современного российского образования объясняется тем, что общество переживает сегодня период критического развития, связанного с интенсивной перестройкой сознания личности.
В параграфе 1.3. «Толерантность « системе ценностных приоритетов образования» рассматривается философское осмысление толерантности как социокультурной категории в системе ценностных приоритетов современного образования, способствующей позитивному развитию личности в обществе.
Сегодня в российском обществе имеют место разрозненные мировоззренческие позиции, приводящие к расколу в сознании личности и резкому возрастанию напряженности в человеческих отношениях. Напряженность в обществе связана и с национальной составляющей, отражающей взаимодействие в нем различных культур.
Система ценностных приоритетов современного российского образования формирует в сознании личности такие ценности как личное достоинство, свобода выбора,. самоопределение, увлеченность, саморазвитие, ответственность, трудолюбие, отзывчивость. Толерантность характеризуется диссертантом как необходимая ценностная установка личности и феномен общественного развития, как одна из приоритетных составляющих культуры личности, формирующихся в процессе образования.
Для нашего общества понятие толерантности является относительно новым, пришедшим на смену терпимости, укоренившейся в нашей речи. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория терпимости претерпевала значительные изменения в связи с развитием идей и формированием новых понятий. В результате понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством научных источников с понятием терпимости, но имеет наиболее яркую активную направленность.
В современном обществе толерантность является одной из основных универсальных ценностей. Эта универсальность связана с двусторонним процессом в современном обществе, то есть с усилением глобализационных тенденций с одной стороны и стремлением к сохранению национальной идентичности, с другой. Сегодня проблема толерантности приобретает статус социокультурной проблемы, проявляющейся во всех сферах общества, а потому воспитание толерантности в человеческих отношениях является важной задачей современного российского образования.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что воспитание толерантной личности — необходимый образовательный процесс, учитывающий отношение общества к ценностным установкам современной личности.
Вторая глава «Формирование системы ценностей в образовательном процессе» посвящена анализу системы ценностей и формирования культурных ценностных ориентации личности в аксиологическом аспекте, характеристике проявления рефлексии личности как способа ее самоутверждения на современном этапе развития общества,
В параграфе 2.1, «Этапы формирования и динамика аксиологических ценностей в образовательном процессе» диссертант определяет поэтапное формирование и динамическую направленность аксиологических ценностей личности в образовательном процессе. .
Формирование аксиологических ценностей в образовательном процессе имеет тенденцию к проявлению в результате осознания личностью своих потребностей в соотношении с возможностями их удовлетворения. Этапы формирования аксиологических ценностей определяются двумя подходами. Во-первых, они выражаются в актуализации мировоззренческих основ современного российского образования. Наиболее ярким примером в данном отношении выступает диалог культур в силу того, что образование сегодня не может быть монокультурным. Во-вторых, ахсиологизация образовательного процесса выражена в повышении значимости субъективных позиций личностей обучающих и обучающихся. При этом показателем акс иол отческой ценности современного образования выступает свобода личности, ее познавательная самостоятельность и самоактуализация.
Аксиологическая природа образовательного процесса проявляется в культурном понимании современного образования, поскольку объектом в культуре являются ценность самой личности, утверждаемая как высшая, по сравнению со всеми другими ценностями. При анализе динамики аксиологических ценностей личности в образовательном процессе мы учитываем действие двух механизмов — преемственности и изменчивости. В параграфе схематически представлена корреляция графиков динамики
ценностей личности в процессе образования, выстроенных на основе тестирования, проведенного диссертантом. В качестве сравнения в параграфе проанализированы процессы развития ценностей личности, исследованные A.B. Кирьяковой и представленные в ее работах.
Таким образом, в современных условиях формирования аксиологических ценностей личности, как проблема современного российского образования, представляет собой обширные культурные системы, основываются на причинно-смысловом единстве и на трех культурных уровнях - идеологическом, поведенческом и материально-практическом, они являются важнейшим компонентом противоречий, влияющих в исторической перспективе на динамику культурного развития современного общества.
В параграфе 2.2, «Проблемы формирования культурных ценностных ориентации личности в системе высшего образования» речь идет о культурных ценностных ориентациях личности и о проблемах их формирования в современном образовании. Основная проблема заключается в социокультурных процессах, происходящих в современном обществе, которые представлены в виде переоценки и осмысления ценностей.
За последнее десятилетие в системе российского образования накоплен определенный опыт введения в его содержание ценностной компоненты, но при этом оно остается системой передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира и далеко не в полной мере ориентировано на развитие культуры личности и становление ее ценностных ориентаций. Проблемы формирования культурных ценностных ориентаций личности заключаются в том, что современная личность, получающая образование, преследует свои индивидуальные потребности и интересы, необходимые ей в будущем. В процессе формирования культурных ценностных ориентаций личности современное
образование должно учитывать такие закономерности как: осмысление личностью культуры как способа развития ее духовного роста, а именно, желание личности включаться в исследовательскую деятельность, стремление к пониманию и принятию общечеловеческих ценностей как ориентиров в выборе собственного «Я». Поэтому проблему формирования культурных ценностных ориентации личности в современном образовании решает способность преподавателя и студента к собственной и совместной творческой деятельности.
Идею ценностно-ориентированного образования ученые связывают с гуманистической парадигмой, для которой характерны принципы равенства, дналогизма, сосуществования, свободы, единства. На этой основе реализация гуманистической парадигмы в современном образовании предполагает обращение к культурным ценностным ориентациям и их воспроизводства в новых поколениях.
Культурные ценностные ориентации в системе высшего образования позволяют субординировать культурные ценности, осмыслить их сущность и значимость, выступая как результат творческой деятельности личности. В этой связи современная образовательная система должна определить одной из собственных профессиональных задач потребность превратить процесс образования в актуальную реальную ценность для личности.
Параграф 2.3. «Ценностные ориентации личности как результат культурной рефлексии» посвящен характеристике проявленности культурной рефлексии личности в образовательном процессе.
В параграфе отражено определение культурной рефлексии как ценностной ориентации, как уровня развития самосознания личности, что предполагает умение понимать собственное состояние, воздействуя на себя как на другого, позволяет расширить возможности познания себя в обществе. Посредством культурной рефлексии личность включается в
процесс выбора своих ценностных ориентации, их осмысления, оценки своих действий, вовлечения в культурное творчество.
Понятие культурной рефлексии появилось в философии образования благодаря полемике Локка и Лейбница, и первоначально означало процесс размышления личности о действиях, происходящих в ее сознании, В современной философии культуры и философии образования культурная рефлексия определяется как форма теоретической деятельности личности, направленная на осмысление, ею своих собственных действий (деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного бытия личности). Это свидетельствует о том, что рефлексия приобщает индивидуальное мышление личности к собственному культурному определению, вследствие чего любая деятельность личности не существует вне рефлексии.
Таким образом, смысл культурно-ценностного самоопределения личности в образовательном процессе заключается в том, чтобы постоянно развивать мыслительные средства реализации собственного идеального плана (ценностные ориентации). Для этого необходимо постоянно перестраивать, уточнять собственные нормы мышления и деятельности, непрерывно развивать свою профессиональную и жизненную позицию, что, в конечном итоге, определяет саму личность.
Третья глава «Культурный потенциал и ориентации Болонского процесса в системе Российского образования» посвящена анализу влияния Болонского процесса на развитие системы современного образования, целенаправленному осмыслению его культурного потенциала и ориентаций. В российском обществе сегодня наблюдается повышенный интерес к реформированию образовательной системы в условиях Болонского процесса. Оно выступает, с одной стороны, как европейский ответ на явление глобализации, с другой - как способ придания высшему образованию европейского измерения, в том числе и в сфере культуры.
В параграфе 3.1. «Участие России е Полонском процессе в контексте европейской и мировой культур» раскрываются цели, причины и структурные механизмы Болонского процесса с учетом влияния европейской и мировой культур. Современные образовательные системы входят в свои кризисные этапы и выходят из них только через утрату или обретение своего соответствия в связи с запросами временя, динамикой и направленностью экономических, социальных, культурных и политических измерений. Цель Болонского процесса заключается в создании культурного образовательного пространства, направленного на становление личности, отвечающей всем требованиям современного общества. В своем развитии Болонский процесс преследует следующие принципы; введение двухуровневой системы образования, системы кредитов (зачетных единиц), обеспечение качества образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, содействие трудоустройству студентов и увеличение конкурентоспособности европейского образования (выдача единых приложений к диплому).
В настоящее время как российские, так и европейские университеты переживают период смятения, вызванный необходимостью увязать свойства традиционного образования с новыми образовательными потребностями общества. Болонский процесс актуализирован причинами поиска общности действий, которые в последующем могут привести к единству культурного развития современной образовательной системы.
Структурные реформы, осуществляемые в условиях Болонского процесса, выступают как механизм построения европейского пространства образования, в котором было бы сохранено богатство культуры, многообразие ее национальных типов при одновременном достижений их сопоставимости, а в будущем и совместимости.
Таким образом, воздействие феномена Болонского процесса на развитие системы современного российского образования в среднесрочной
и долгосрочной перспективе следует оценивать как наиболее мощное по своему влиянию. Участие России в Боло иском процессе не предполагает отказа от национальных идей, преследуемых современным образованием, более того оно расширяет возможности России эффективнее отстаивать свои интересы в зоне европейского пространства.
В параграфе 3.2. «Формирование культурной парадигмы *
образования в ходе Болонского процесса» культурная парадигма рассматривается диссертантом как необходимая философская модель современного российского образования, задающая цели и принципы методов проектирования и управления Болонским процессом,
. Формирование культурной парадигмы в условиях Болонского процесса, предполагает развитие личности как специалиста, что предопределяет новый подход к логике содержания современного российского образования. В условиях Болонского процесса формируется культурная парадигма, характеризующаяся следующими методами: образование как общественное благо, образованность как культурность личности, образование как процесс исследования. Поэтому приоритетное влияние культурной парадигмы на современное образование как творческий исследовательский процесс должно способствовать, в первую очередь, наращиванию культурного потенциала общества. Овладение современной личностью методологией и практикой исследовательской работы в процессе образования обеспечит в последующем возможность успешно ориентироваться в потоках информации.
Таким образом, формирование и принятие современным российским образованием культурной парадигмы в ходе Болонского процесса как адекватной парадигме образования современной личности, находит свое выражение в том, что личность становится субъектом познавательной деятельности, проектируемой и осуществляемой как самостоятельное научное исследование.
В «За ключе Hit им подводится итог диссертационного исследования, формулируются теоретические выводы, определяются положения, требующие дальнейшей разработки и изучения.
Автор делает вывод о том, что полноценное функционирование и стабильное развитие современного российского общества во многом зависят от того, из каких людей состоит это общество.
Образование оказывает влияние на все системы общественной жизни, так как в центре всех общественных образований находится личность. Являясь подсистемой культуры, современное образование главным образом направлено на личность, развитие ее целостного бытия в обществе. Поэтому культурная парадигма, определяющая личность как приоритетную ценность общества, является главной моделью, способной вывести современное российское образование из состояния кризиса.
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ
1. Эмих, H.A. Кризис современного Российского образования. / H.A. Эмих. // Материалы XLII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Глобальные проблемы и принципы устойчивого развития. 8 апреля 2004. -Новосибирск: изд-во. НГУ, 2004. - С. 123 - 124. (0,1 пл.).
2. Эмих, H.A. Толерантность как ценностная компонента современного Российского образования, / H.A. Эмих. // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - Белгород: Б УПК, 2006. - № 4 (19). - С. 115 - 121. (0,25 п. я.).
3. Эмих, H.A. Формирование культуры толерантности в современном Российском образовании. / H.A. Эмих. // Наука и современное общество: человек, социум, творчество. - Чита: МАН педагогического образования: ЧитГУ, 2004. - № 2 (#2). - С. 49-51,(0,13 п.л.).
4. Эмих, H.A. На пути к новой образовательной парадигме. / H.A. Эмих. // Вестник Читинского государственного университета. - Чита: ЧитГУ, 2005. - № 34. - С. 174 - 175. (0,1 пл.).
5. Эмих, H.A. Образование - всеобщая форма развития культуры личности и общества. / H.A. Эмих. // Вестник Читинского государственного университета. - Чита: ЧитГУ, 2005. - № 38. - С. 114 -117. (0,17 п.л.).
6. Эмих, H.A. Философско-антропологический подход к проблеме современного Российского образования. / H.A. Эмих. // Вестник Читинского государственного университета, - Чита: ЧитГУ, 2005. - № 2 (39). -С. 63 -65. (0,13 пл.).
7. Эмих, H.A. Культурное становление личности в условиях формирования новой мировоззренческой парадигмы современного образования. / H.A. Эмих. // Кулагинские чтения: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. 30 ноября - 1 декабря 2006. - Чита: ЧитГУ, 2006. - т. 4. - С. 142 :144. (0,13 П.л.).
Лицензия ЛР № 020525 от 02.06.97г. Усл. печ. л. 1,1
Сдано в производство 24.11.2006г. Заказ № 151
Уч. -изд. л. 1,1 Тираж 100 экз.
Читинский государственный университет 672039, Чита, ул. Александро-Заводская, 30
Издательство ЧитГУ
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Эмих, Наталья Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПОДСИСТЕМА КУЛЬТУРЫ.
1.1. Философско-антропологическая интерпретация аксиологических идей Российского образования.
1.2. Культурная и ментальная обусловленность
Российского образования.
1.3. Толерантность в системе ценностных приоритетов образования.
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
2.1. Этапы формирования и динамика аксиологических ценностей в образовательном процессе.
2.2. Проблемы формирования культурных ценностных ориентаций личности в системе высшего образования.
2.3. Ценностные ориентации личности как результат культурной рефлексии.
ГЛАВА III. КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ОРИЕНТАЦИИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
3.1. Участие России в Болонском процессе в контексте европейской и мировой культур.
3.2. Формирование культурной парадигмы образования в ходе Болонского процесса.
Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Эмих, Наталья Александровна
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества образование находится в состоянии глубокого системного кризиса. Основания этого кризиса лежат в сфере духовной культуры человечества, имеющей сегодня негативное очертание, связанное с разрушением целостности бытия современной личности. Являясь подсистемой духовной культуры, образование неизбежно испытывает на себе ее отрицательное воздействие. Это обусловлено тем, что в условиях наступившего XXI века российский человек преимущественно ориентирован на достижение материального благополучия (к чему он психологически не подготовлен), а высшие духовные ценности либо играют в его жизни незначительную роль, либо подменяются ценностями западной культуры, далекими, по своей сути от духовной сферы.
Главная опасность состоит в том, что кризис духовной культуры человечества привел к состоянию нестабильности и социальной напряженности как в мировом сообществе в целом, так и в пределах российского общества. Напряженность в российском обществе на уровне взаимодействия разных культур, связана с национальной составляющей, являющейся причиной ментальной несовместимости. Выход из сложившейся ситуации многие современные отечественные и зарубежные ученые видят в обращении к образованию.
Во все времена система образования в неразрывном единстве двух своих функций - сохранения и развития - была основным хранилищем и транслятором культурных традиций из поколения в поколение, участвуя в формировании менталитета личности. Образование несет ответственность за духовное возрождение современного общества, за восстановление утраченной связи поколений, за патриотическое воспитание человека, за формирование его толерантного сознания, а значит должно измениться с учетом требований самой жизни. Необходима выработка новой культурной парадигмы образования, адекватной современным условиям общественного развития, для которой особую актуальность приобретает личность, ее духовное становление, а главное, адаптация личности к новым условиям своего бытия. Это обстоятельство объясняет, почему особую актуальность на современном этапе развития общества приобретает философско-антропологический анализ культурной парадигмы ввиду того, что необходима не только констатация антропологичности образования, но и дальнейшее осмысление бытия личности в образовательном пространстве.
Трансформация культурной парадигмы образования актуализирована обеспечением социальных функций образовательных систем в России по воспроизводству качества человека, качества культуры и обеспечением «входа» России в эпоху интеллектуальной цивилизации XXI века. Поэтому, одним из приоритетных компонентов современного российского образования в интересах устойчивого развития общества выступает расширение международного сотрудничества, распространение передового опыта и знаний как целей формирующегося Болонского процесса, суть которого заключается в создании единого европейского, культурного образовательного пространства, которое было бы альтернативно американскому.
Таким образом, в современном обществе актуальным становится человек как ценный ресурс, необходимый для функционирования всех сфер общественной жизни. Поэтому основой культурной парадигмы современного образования выступает переход от социоцентризма к антропоцентризму.
Вышеуказанные обстоятельства предопределили практическую целенаправленность диссертационного исследования современного этапа культурного развития российского образования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемам образования посвящено большое количество работ в рамках философии образования, социальной философии, философской антропологии и других. Однако пока еще нет единого концептуального подхода к проблемам современного образования, а также к определению его культурной парадигмы как основы развития бытия личности.
Проблеме образования, его философско-антропологическому аспекту посвящены работы ученых: H.A. Абрамовой, Б.С. Гершунского, Э.Н. Гусинского, И.А. Грешиловой, В.А. Кобылянского, Ю.И. Турчаниновой, К.Д. Ушинского, М.Н. Фоминой, Т.А. Шаренковой, П.Г. Щедровицкого и других.
Культурную миссию становления личности в обществе как предмета философских размышлений, несет в себе аксиологическая составляющая системы современного образования, которая представлена в трудах Е.В. Бондаревской, М.С. Кагана, B.C. Степина и других.
Особый интерес у диссертанта вызывают научные работы, где сделан акцент на культурную обусловленность образования. Эту проблематику затрагивают И.А. Грешилова, М.Н. Фомина и другие, опираясь в своих трудах на идею динамической концепции культурной обусловленности образования.
Одной из приоритетных составляющих в определении культурной парадигмы современного российского образования является его ментальная обусловленность. Менталитету как одному из определяющих факторов личности в обществе посвящены работы ученых B.C. Барулина, К.К. Васильевой, С.А. Мельницкой, А.Г. Новикова, К.Г. Эрдынеевой и других.
Важным фактором становления личности в современном образовании является формирование ее толерантного сознания. Толерантность, как способ уважения, принятия и высокой оценки богатого разнообразия мировых культур, форма выражения человеческого бытия, представлена в трудах А.Г. Асмолова, В.В. Ванчугова, В. Лекторского, A.B. Перцева, М.Б.
Хомякова, а также зарубежных авторов Д. Барнума, Дж. Локка и других.
В современную эпоху актуализируется и приобретает широкое социальное, нравственное значение проблема формирования ценностей личности в современном образовании. Образовательный процесс необходимо формировать как систему, в которой осуществляется сложное взаимодействие социального и индивидуального (рефлексивного) развития каждой личности. Выделение проблемы ценностей и формирования ценностных ориентации личности в качестве философских исследований представлено в работах ученых: З.И. Равкина, А.Г. Здравомыслова, Н.Д. Никандрова, A.B. Роговой, М.Ю. Швецова, Ы.П. Эповой, К.Г. Эрдынеевой и других.
При анализе целей и методов Болонского процесса диссертант использовал материалы семинара, проходившего в 2004 году в Иркутском государственном техническом университете, под руководством заведующего кафедрой «Управления международным образованием» Института международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Е.В. Шевченко, а также материалы учебного центра Федерального института развития образования под руководством ректора УЦ ФИРО М.В. Никитина.
Диссертантом проанализированы материалы международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия -Китай - Монголия», отражающие приоритетные направления развития российской образовательной системы на период до 2010 года, значимость и основные мотивы участия России в Болонском процессе, представленные в статьях Т.К. Клименко, М.В. Цурмаст.
Таким образом, характеристика источников, послуживших основой для рассмотрения темы диссертационного исследования, позволяет прийти к выводу, что определение философско-антропологического аспекта современного российского образования, глубокий анализ осмысления бытия личности в образовательном пространстве требуют всесторонней разработки культурной парадигмы с целью ее внедрения в современную образовательную практику.
Актуальность темы, ее общественная и индивидуальная значимость, недостаточная разработанность данного аспекта определили объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.
Объект исследования. Образование как подсистема культуры современного общества.
Предмет исследования. Культурная парадигма современного российского образования как ценностная модель развития общества.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью данного исследования является философско-антропологический анализ культурной парадигмы российского образования на современном этапе общественного развития.
Поставленная цель диссертационного исследования определяет следующие задачи:
-раскрыть философско - антропологическую интерпретацию аксиологических идей современного российского образования;
- определить культурную и ментальную обусловленность современного российского образования с позиций их ценностного содержания;
- дать развернутую характеристику толерантности как социокультурной категории в системе ценностных приоритетов современного российского образования;
- выявить проблемы формирования системы ценностей в образовательном процессе и охарактеризовать ценностные ориентации личности как результат культурной рефлексии;
- обосновать приоритетную значимость культурной парадигмы современного российского образования в условиях формирования
Болонского процесса.
Гипотеза исследования. Образование как культурная подсистема общества направлено на развитие целостного бытия современной личности. Установка на личность, как приоритетную ценность общества, является целью трансформации культурной парадигмы в современном российском образовании. Данная трансформация является реальным воплощением некогда утраченной духовной целостности российского образования, которое должно быть направлено на культурное развитие современного общества.
Методологическая и теоретическая база исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют положения, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных философов, антропологов, культурологов, педагогов, социологов, психологов по проблемам культурного становления личности в условиях реформирования системы современного образования.
В диссертационном исследовании использован комплексный философско-антропологический подход, сочетающий философско-педагогические и социокультурные методы исследования. В настоящем исследовании использован метод системного и сравнительного анализа инновационных процессов, аналитико-обобщающий метод, эмпирический метод социологического тестирования и аргументации, направленные на отработку конкретных механизмов придания современному образованию культуросообразного характера.
Научная новизна исследования определена тем, что в ней:
- раскрыта философско - антропологическая интерпретация аксиологических идей современного российского образования;
- определена культурная и ментальная обусловленность современного российского образования с позиций их ценностного содержания;
- дана развернутая характеристика толерантности как социокультурной категории в системе . ценностных приоритетов современного российского образования;
- выявлены проблемы формирования системы ценностей в образовательном процессе, ценностные ориентации личности охарактеризованы как результат культурной рефлексии;
- обоснована приоритетная значимость культурной парадигмы современного российского образования как философской модели в условиях формирования Болонского процесса.
В диссертации проведено философско-антропологическое обоснование культурной парадигмы как приоритетной составляющей современного российского образования.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Образование является культурным процессом, направленным на духовное становление личности в обществе. Образование участвует в процессе формирования ценностных приоритетов личности, что составляет аксиологичность образования. Одним из доминирующих направлений в современном российском образовании является культурная составляющая человеческого бытия, которая выражается в выдвижении на первый план философско-антропологического принципа, то есть в основу образования заложен антропоцентризм.
2. Культура представляет собой национальную ценность общества. Являясь подсистемой культуры, образование выполняет в обществе функцию сохранения и передачи национальных традиций как ценностей, заложенных в менталитете. Национальные ценности служат защитным механизмом взаимодействия культуры личности с культурой общества, и обеспечивать данное взаимодействие - задача образования. В этой связи современное образование обусловлено сохранением и развитием национальных ценностей общества, как основы культурного становления современной личности.
3. Образование формирует в сознании .личности такие ценностные приоритеты, как увлеченность, личное достоинство, свобода выбора, самоопределение, саморазвитие, ответственность, отзывчивость. Толерантность как приоритетная ценность современного образования, как доминирующий способ снятия напряженности в человеческих отношениях, должна определять стабильность и благополучие в современном российском обществе, имеющем поликультурный характер.
4. Ценности личности представляют собой систему, влияющую на динамику культурного развития общества. Проблемы формирования системы ценностей в образовании связаны с внедрением в современное общество новых культурных ценностей и жестким подавлением традиционной культуры, что негативно сказывается на сознании личности. Решение данных проблем заключается в изменении сознания современной личности путем формирования высоких моральных и культурных ценностных ориентаций, то есть в их целенаправленном развитии в образовательном процессе. Образовательный процесс должен быть направлен на развитие личностно-ориентированной культурной деятельности, определяющей уровень нравственного сознания личности.
5. В основу культурной парадигмы современного российского образования как философской модели заложен принцип модернизации, которая является одним из основных адаптивных механизмов, готовящих личность к жизни в меняющемся мире. Модернизация российского образования рассматривается в условиях формирования Болонского процесса, направленного на качественные перемены в сознании личности как активного субъекта экономической, политической и культурной жизни современного общества, его социальной организации.
Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при анализе философско-антропологического и культурологического аспектов современного российского образования, . при конкретизации его приоритетного места в общественном устройстве и жизнедеятельности личности; в качестве дополнительных курсов по развитию культурной парадигмы как новой образовательной модели, в курсах философии образования, педагогической антропологии, социокультурной антропологии.
Материалы диссертации могут быть использованы при совершенствовании образовательного процесса, в учебных курсах по изучению Болонского процесса, представляющего интерес для широких кругов научно-педагогических работников, студентов вузов, сотрудников, занятых в сфере трудовых ресурсов и технологий.
Апробация результатов работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в тезисах, статьях, опубликованных в городах Белгород, Чита; в выступлении на ХЫ1 Международной научной конференции «Студент и научно-технический прогресс» Глобальные проблемы и устойчивое развитие (Новосибирск, 2004), проходящей при поддержке Федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования в России на 2002-2006 годы».
Заключение научной работыдиссертация на тему "Культурная парадигма современного российского образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образовательная система современного общества находится в состоянии кризиса. Одной из причин является то, что оно утрачивает свой антропологичный смысл, то есть ориентацию на культурное развитие бытия личности, что в конечном итоге может привести к дегуманизации всех сфер общественного развития. Поэтому, самым важным способом выхода современного общества из кризисного состояния является сегодня создание принципиально новой культурной модели - парадигмы образования.
Как подсистема культуры, современное образование играет большую роль в обеспечении преемственности (трансляции культурных норм, ценностных идей), развитии индивидуальности и обогащения внутреннего мира личности высшими духовными ценностями, а значит, способствует ее адаптации в современных общественных отношениях. Это обусловлено тем, что, во-первых, образование по своей природе аксиологично, то есть самоценностно и потому выражает потребность личности в определении для себя ценностных приоритетов познания. Во-вторых, образование, выполняя транслирующую функцию, несет в себе культурные и ментальные конструкты формирования общества.
Каждая личность в обществе является историческим звеном, соединяющим цепь поколений, живущих в культурных традициях. В этой связи одна из приоритетных задач культурной парадигмы - направить современное образование на усиление менталеформирующих функций культуры, определяющих роль последней в утверждении высших духовных ценностей личности. Если в современном образовании эта задача будет выполнена, то общество обретет личность с новым типом мышления, способным реализовывать культурные программы будущего, также формируемые в рамках образовательного пространства.
Общественная значимость современного образования в профессионально-деятельностных, политических, социально-экономических, идеологических и духовных преобразованиях определяется системой ценностей и формированием ценностных ориентаций, направленных на становление культурной личности. Сфера образования как технологически наиболее действенный компонент культуры служит работоспособным механизмом реализации духовной интеграции общества. В этой связи культурная парадигма современного образования в своей системе ориентируется на личность, как приоритетную ценность общества, участвуя в процессе позитивного преобразования личностных качеств, направленных к толерантному сознанию. Это обусловлено, прежде всего, тем, что толерантность личности, являясь ее ценностной ориентацией, выступает уровнем развития самосознания личности, что в конечном итоге способствует снятию напряженности в человеческих отношениях.
Культурная парадигма образования как ценностная категория, ориентируясь на будущее, выступает связующим звеном расширения международного сотрудничества в интересах устойчивого развития образовательной сферы российского общества. Посредством культурного развития общества мы обретаем возможность на высвобождение потенциала самоопределения личности, превращение ее в самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, субъекта деятельности, в чем и заключается главная суть культурной эволюции в обществе и цель современного образования. Тогда мы будем готовы к тому, чтобы уже в самом ближайшем будущем следовать новым императивам и удовлетворять принципиально новые общественные потребности, существо которых сегодня можно только предвидеть на основе анализа складывающихся тенденций.
Список научной литературыЭмих, Наталья Александровна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Аза, Л.А. Ценностные ориентации работающей молодежи./ Л.А. Аза,
2. B.А. Поддубный, А.А. Ручка. Киев, 1998. - С. 34.
3. Айер, А.Д. Человек как предмет научного исследования. / А.Д. Айер. М., 1988. -С. 55.
4. Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию./ А.Г.Асмолов. М.,2000.
5. Асмолов, А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию. / А.Г.Асмолов.- М.: «Смысл», 2000 . С. 54.
6. Барулин, B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя. /B.C. Барулин.- СПб.: Алетейя, 2000. С. 87.
7. Бим-Бад, Б.М. Антропологическое основание теории и практики образования: очерк проблем и методов их решения. / Б.М. Бим-Бад. М.: изд-во. РОУ, 1994.-С. 15.
8. Бессонова, Л.А. Приоритеты и ценности современного образования. // Вестник ТИСБ.- 2002. № 2. - С. 2.
9. Бокачев, И.А. Духовность и общество. / И.А. Бокачев. — Ставрополь, 2001.- С.98.
10. Бондаренко, О.В. Ценностный мир россиян: аксиология общественного развития./ О.В. Бондаренко. Ростов н/Д, 1998. - С. 11.
11. Буева, Л.П. Человек, культура и образование в кризисном обществе. / Л.П. Буева. М.: Новое тысячелетие, 1996. - С. 79.
12. Булдаков, С.К. Социально-философские основания образования. /
13. C.К. Булдаков. Кострома, 2000.-С. 12.
14. Вайс, Г. Трансформация ценностей и интеграция. / Г. Вайс. М.: Новости, 1992. - С.133.
15. Ванчугов, В.В. Толерантность и коммуникация./В.В. Ванчугов-Томск: изд-во. «Дельтаплан», 2002 С. 10.
16. Васильева, Н.В. О месте гуманитарного знания на пороге третьего тысячелетия. / Н.В. Васильева. СПб., 2000.-С.81.
17. Васильева, К.К. Менталитет: онто-этнологическое (на примере бурятского этноса). / К.К. Васильева. М.: «Русский мир», 2002. - 200 с.
18. Видт, И.Е. Культурные традиции Российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия./ И.Е. Видт. -Тюмень: изд-во. ТюмГУ, 1997. С. 127.
19. Вишневский, М.И. Философский синтез как мировоззренческая основа образования. / М.И. Вишневский. // монография. Могилев: изд-во. МГУ им. А.А.Кулешова, 1999.-С. 120.
20. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры. / Г.П. Выжлецов. СПб.: изд-во. СПУ, 1996.-С. 27-34.
21. Геращенко, И. Принцип неопределенности в образовании. / И.Геращенко. 1999. - С. 32.
22. Гершунский, Б.С. Менталитет и образование. / Б.С. Гершунский. -М., 1996.-С. 6.
23. Гершунский, Б.С. Образование на пороге третьего тысячелетия. / Б.С. Гершунский. М, 2001. - С. 199.
24. Гершунский, Б.С. Философия образования. / Б.С. Гершунский. М., 1998.-С. 35.
25. Гершунский, Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. Опыт экспертного исследования российского и американского менталитетов. / Б.С. Гершунский. М.: «Флинта», 1999. - С. 6.
26. Гессен, С.И. Введение в прикладную философию. / С.И. Гессен. -М.: Школа-Пресс, 1995. С. 35-64.
27. Глазачев, С.Н. Культура и образование в стратегии развития России. / С.Н. Глазачев.- М.: Аванта+, 1999.
28. Голубева, О.Н. Проблемы целостности в современном образовании. / О.Н. Голубева, А.Д. Суханов. М.: Новое тысячелетие, 1996. - С. 58-62.
29. Горелова, Г.Г. Исследование некоторых аспектов ментальное™ российской и американской молодежи, инновационное обучение: стратегия и практика./ Г.Г. Горелова, O.E. Байтингер. М.: МГУ, 1994. - С. 194.
30. Горшков, М.К. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи./ М.К. Горшков, Н.Е Тихомирова, Ф.Э. Шереги. М., 1998. - С. 504-509.
31. Гранин, Д.А. Высшее образование сегодня. // М. - 2002. - № 2. -С.42-48.
32. Гребнев, J1. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения. //Высшее образование в России. -2004.-№1.
33. Грешилова, И.А. Антропологические основания феномена культуры. Этнокультурное образование. / И.А. Грешилова. // материалы межрегиональной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2003. -т.З. - С. 222-225.
34. Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования. / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. М.: изд-во. «Логос», 2000 .- С. 115.
35. Дашковский, П.К. Национальный характер как форма проявления менталитета в русской религиозной философии конца XIX начала XX вв. / П.К. Дашковский.- СПб., 2001.
36. Загвоздкин, В.К. Технологии в образовании.// Человек. 1997.-№ 3. - С. 48-56.
37. Залунин, В.И. О ментальных основаниях культурных разрывов в истории российской цивилизации. Новое видение культуры мира в XXI веке. / В.И. Залунин.- Владивосток, 2000. С. 18-20.
38. Запесоцкий, A.C. Образование: философия, культурология, политика./ A.C. Запесоцкий. М.: Наука, 2002. - С. 247.
39. Здравомыслов, А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности. / А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов. М.: Мысль, 1966. - т. 2. - С. 187207.
40. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. / И.А.Зимняя. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
41. Зубкова, Е.Ю. Ментальное измерение истории: поиски метода. // Вопросы истории. 1995. — № 7. - С. 153-160.
42. Иванов, Е. Россия вступит в Европейскую зону высшего образования./ Е.Иванов.- Новгород, 2003.
43. Каган, М.С. Философская теория ценности. / М.С. Каган. М., 2000. - С. 46-49.
44. Калашников, М.Ф. Особенности формирования русского менталитета. / М.Ф. Калашников. Пермь, 1999. - С. 54.
45. Касевич, В.Б. Участие России в Болонском процессе: состояние и планы взаимодействия. // Вестник Российского общественного совета по развитию образования. 2003. - № 8. - С. 30-32.
46. Касевич, В.Б. Болонский процесс в вопросах и ответах. / В.Б.Касевич. Изд.-во. СПбУ, 2004. - С. 55.
47. Кефели, И.Ф. Отечественная культура на рубеже веков. // Гуманитарные знания. 2002. - № 1. - С. 77.
48. Кирьякова, A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. / A.B. Кирьякова. Оренбург, Южный Урал, 1999. - С. 188.
49. Клакхон, К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. / К. Клакхон. СПб.: Евразия, 1998.
50. Россия Китай - Монголия». 18-20 октября 2006. - Чита: ЗабГГПУ, 2006. -С. 150- 152.
51. Колесников, А.С. Miscellanea humanitaria philosophiae. Очерки по философии и культуре. / А.С. Колесников. СПб.: Мыслители, 2001. - С. 95.
52. Корецкая, Е.В. Личностно-ориентированный подход в образовании. / Е.В. Корецкая. Курск, 1999. - С. 132-133.
53. Корецкая, Е.В. Культура рефлексии. / Е.В. Корецкая. Курск, 2001. - С. 92.
54. Краснова, Г.А. Открытое образование: цивилизационные подходы и перспективы. / Г.А. Краснова.- М.: Изд-во. РУДН, 2002. С. 152.
55. Крылова, О.Н. Правовые ценности как один из принципов формирования современного содержания образования./ О.Н. Крылова.- СПб, 2004.-С. 28.
56. Крылова, Н.Б. Культурология образования. / Н.Б. Крылова- М.: Народное образование, 2000. С. 144.
57. Кулюткин, Ю. Рефлексия в образовательной деятельности./ 10. Кулюткин, И. Мушталинская. М.: «Знание», 2001.
58. Кусжанова, А.Ж. Взаимодействие общества, личности и государства в сфере образования./ А.Ж.Кусжанова. М.: МГУ, 1996. - С. 13.
59. Кургузов, B.JI. Гуманитарная среда технического вуза. Методология. Опыт. Проблемы. /В.JI.Кургузов. Улан-Удэ: ВСГТУ, 1997. -С. 5-20.
60. Кутырев, В.А. Образование как образ жизни. // Aima mater. 1997-№ 10.-С. 14-18.
61. Лекторский, В. О толерантности, плюрализме и критицизме. / В. Лекторский. -М., 1999.
62. Леонтьев, Д.А. Методика ценностных ориентаций. / Д.А. Леонтьев. -М. 1990.
63. Лукичев, Г.А. Болонский процесс: история, развитие и перспективы. // Вестник Российского общественного совета по развитию образования. 2003. - № 8. - С. 20 - 22.
64. Марача, В.Г. Культурологический анализ политико-правового пространства. /В.Г.Марача, A.A. Матюхин. Алма-Ата: «Адилет», 1999.
65. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования./ Д.Ш.Матрос. -М. 2001.-С. 128.
66. Мельницкая, С.А. Человек в культурной динамике: процессы трансформации ментальности. / С.А. Мельницкая. // Аспирант (труды молодых ученых, аспирантов и студентов). Чита: ЧитГУ, 2006. -С. 64 -67.
67. Миронов, A.B. Образование как сфера государственной политики России. // Социально-гуманитарные знания. 2002. - № 6. - С.32-33.
68. Михайлов, Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы. // Вопросы философии. 1999. - № 8. - С. 53 -118.
69. Миронов, С. От первого лица, издательство.//Мой профсоюз. -2006.-№ 10.
70. Морено, Я. Революция, новый тип развития. /Я.Морено. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 68 -73.
71. Морен, Э. Принципы познания сложного в науке XXI века. / Э. Морен. М.: Наука, 2004. - С. 8.
72. Мясищев, В.Н. Ценностные ориентации личности в современном обществе. / В.Н. Мясищев.- М.: Галерея, 1998. С. 45.
73. Наливайко, Н.В., Паршиков В.И. Философия образования какобъект комплексного исследования. / Н.В.Наливайко. Новосибирск, 2002. -С. 107.
74. Новиков, А.Г. Менталитет культура. / А.Г.Новиков. - Якутск, 1996.-С. 53. ,
75. Огурцов, А.П. Образы философии образования XX век. / А.П. Огурцов, В.Платонов. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 388.
76. Пахомов, H.H. Кризис образования в контексте глобальных проблем. / H.H. Пахомов. М., 1999. - С. 28.
77. Петухов, В.В. Россия, Белоруссия, Украина: что нас сближает и что разъединяет. / В.В. Петухов. 2004.
78. Платонов, В.В. Философия образования. / В.В. Платонов.- М.: изд-во. «Большая Российская энциклопедия», 1999. С. 513-514.
79. Плеханов, Е.А. Приоритеты и ценности современного образования. / Е.А.Плеханов. М., 1998.
80. Полежаев, Д.В. Ментальность личности. // Теоретический философский журнал. 2000. - № 2.
81. Равкин, З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования). // Педагогика. 1995. - № 5. - С. 87.
82. Равкин, З.И. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной аксиологии. / З.И. Равкин, В.Г. Пряникова. М.: ИТОПРАО, 1996.-С. 6-7.
83. Разбегаева, Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования. / Л.П. Разбегаева. Волгоград: Перемена, 2001. - С. 28.
84. Редель, А.И. Духовность — основа российского менталитета. / А.И. Редель.-М., 2000. С. 343.
85. Ротенфельд, Ю.А. Новый подход к философии образования и воспитания. // Философия образования. 2003. - № 8. - С. 32.
86. Русакова, Е. Нетерпимость и враждебность в Российском обществе./ Е.Русакова. М., 2000.
87. Сильвестров, В.В. Образовательный смысл современной культуры. Культура традиции - образование. / В.В. Сильвестров. - М.: НИИК, 1990-С. 64-81.
88. Скрипкина, Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? /Т.П. Скрипкина.- 2001. С.42 - 52.
89. Смирнов, С. Болонский процесс: перспективы развития в России. //Высшее образование в России. 2004. - №2.
90. Собкин, B.C. Образование и информационная культура./В.С. Собкин, М.В. Хлебникова, A.M. Грачева. М., 2000.
91. Степин, B.C. Поиск новых ценностей и стратегия развития России. // Вестник РФО. М.: РАН. - 2000.- № 1. - С.22.
92. Степин, B.C. Философская антропология и философия науки./В.С. Степин. М.: Высш. школа, 1992.
93. Стругов, В.Г. Открытое общество как модель общественного устройства. / В.Г. Стругов. Ростов-н/Д., 1999. - С. 3.
94. Сунягин, Г.Ф. О специфике культурного подхода к исследованию общества. Методологические проблемы науки и культуры. / Г.Ф. Сунягин. Куйбышев, 1999,- С. 40.
95. Сурин, И.А. Ценностные ориентации как предмет научного исследования. / И.А. Сурин. М., 1996.
96. Тхагапсоев, Х.Г. О новой парадигме образования.// Педагогика.-1999.-№ 1.-С. 105- 109.
97. Уолцер, М. О терпимости. / М. Уолцер. М., 2000. - С. 160.
98. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения. / К.Д.Ушинский. М., 1998.- С. 195.
99. Фомина, М.Н. Динамика формирования философской культуры личности в процессе философского образования. / М.Н. Фомина. // Наука и образование на рубеже тысячелетий: юбилейная международная конференция. Тезисы докладов. Чита: ЧитГУ, 1999.
100. Хайдеггер, М. Бытие и время. / М. Хайдеггер. М, 1997. - С. 77.
101. Шалин, В.В. Толерантность. / В.В. Шалин. Ростов н /Д, 2000. - С.56.79.
102. Шаренкова, Т.А. Философское осмысление парадигм образования. / Т.А. Шаренкова, H.A. Абрамова. // Вестник Читинского государственного университета. Чита: ЧитГУ, 2004. - № 33. - С. 63.
103. Швецов, М.Ю. Человек и его ценности в современной культуре. / М.Ю. Швецов.// Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 4 -5 марта 2005. Чита: изд-во. ЧитГУ, 2005.
104. Щедровицкий, П.Г. Институциональные изменения в сфере образования. / П.Г. Щедровицкий. М., 1998.
105. Эрдынеева, К.Г. Менталитет как социокультурный и психологический феномен. / К.Г. Эрдынеева, В.Б. Батоцыренова. // Третьи Забайкальские социологические чтения: материалы конференции. Чита: ЧитГУ, 2006.-С. 9-16.
106. Яковец, Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. / Ю.В. Яковец. М., 2001. - С. 345.
107. Аксиология: частное и общее. Наука и ценности.- Новосибирск, 1997.-С. 35.
108. Болонский процесс. // Телекоммуникации и информатизация образования. 2003. - № 6. - С. 7- 22.
109. Всероссийский семинар работников высших учебных заведений Российской Федерации. МИИТ, 2003.
110. Высшее образование сегодня. //Зарубежный опыт реформ в образовании. -2001, № 2. - С. 60-67.
111. Высшее образование сегодня. М. 2002. - № 2. - С.42-48.
112. Глобализация и образование. Болонский процесс,- МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004.
113. Государственная стратегия устойчивого развития образования. -М, 1998.-С. 149.
114. Духовное становление человека. М.: Знание, 1992. - С. 250.
115. История и образование / под ред. А.И. Пискунова. М., 2001.
116. Культурология XX век: аксиология или философское исследование природы ценностей.-М., РАН ИНИОН, 1996. С. 24-29.
117. Моральный выбор /под ред. А.И. Титаренко. М.: Изд-во. МГУ, 1990.-С. 344.
118. Образование в условиях формирования нового типа культуры./ Материалы круглого стола. 24 января, 17 февраля 2003. СПб.: СПб ГУП, 2003.-С. 51.
119. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. /И.А. Зимняя и др. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - С. 33.
120. Открытое образование объективная парадигма XXI века /под ред. В.П. Тихомирова, М.: МАОО, 2000, - С. 288.
121. Педагогическое наследие русского зарубежья.- М., 1993. С. 107.
122. Педагогический вестник. 2000. - № 3. - С.6.
123. Педагогический вестник. 2000. - № 6. - С. 10.
124. Проблемы развития человеческого потенциала (наука, образование, культура) /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2001.-№9.-С. 7-10.
125. Проблемы реформирования высшего образования./ Международная конференция. Улан-Батор: МГТУ, 2001.
126. Реализация ценностного подхода. в высшем образовании: Монография // под ред. A.B. Кирьяковой. М.: 2000. - С. 240.
127. Сборник научных трудов. // Гуманитарные науки. Ставрополь: СКГТУ, 2003. ;
128. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография / под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000.-С. 76-77.
129. Философский энциклопедический словарь. М., 1999.
130. Философия / под ред. Кохановского В.П.- Ростов-на-Дону, 1998.
131. Человек. / Философско-энциклопедический словарь. М.: Наука, 2000.-С.351.
132. Gibson, J. The Struggle Between, Order and Liberty in Contemporary Russian Political Culture. // Australian Journal of Political Science. 1997. - № 7. -P. 271-290.
133. Jennings, C. & Kennedy E. The Reflective Professional in Education: psychological perspective on changing contexts. //Cambridge Journal of Education. 1997. - № 27. - P. 132.
134. Liedtke, M. Der Begriff der Reflexion bei Kant. In: Archiv für Geschichte der Philosophie, 1966. -S.207-216.135. Fpk-irpo@ mail.ru.