автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Культурно-этнические модели формирования сознания молодежи: история и современность

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Мусаев, Ражап Алиевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Культурно-этнические модели формирования сознания молодежи: история и современность'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурно-этнические модели формирования сознания молодежи: история и современность"

1

На правах рукописи

Мусаев Ражап Алиевич

Культурно-этнические модели формирования сознания молодежи: история и современность

Специальность: 24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

7 НОЯ 2013

Ростов-на-Дону - 2013

005537011

Работа выполнена в лаборатории языкознания, литературы и культурологии отдела гуманитарных исследований Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Акаев Вахит Хумидович

Официальные оппоненты: Золотухина Елена Всеволодовна

доктор философских наук, профессор, Южный федеральный университет, профессор кафедры истории философии;

Ляушева Светлана Аслановна

доктор философских наук, профессор, Адыгейский государственный университет, начальник управления аспирантуры и диссертационных советов;

Ведущая организация: ВГБОУ ВПО «Грозненский государственный нефтяной технический университет» им. академика М.Д. Миллионщикова

Защита состоится «5» декабря 2013 г., в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.2008.11 по философским наукам Южного федерального университета по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 13, ауд. 434.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148).

Автореферат разослан «30» октября 2013 года

Ученый секретарь диссертационного совета

О Ф. Иващук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования Тема духовно-культурного формирования подрастающего поколения во все времена являлась предметом пристального осмысления философов, религиоведов, педагогов, многих представителей этносов, ее исследующих. Каждый этнос вырабатывал определенные способы образования (обучения и воспитания) молодежи, формирования ее духовного и культурного облика. В различных культурах: восточных и западных сложились свои модели, стандарты образования, духовно-культурного развития и воспитания, в которых присутствуют как общечеловеческие, так и специфические этнонациональные аспекты.

Различные аспекты культурного формирования человека, личности, нравственного воспитания молодежи становились предметом осмысления в древней философии, что выпукло отражено в творческом наследии мыслителей древности: Конфуция, Гаутамы Сиддхартха, Сократа, Платона, Аристотеля и др. Философские и культурные ценности, концепции, выработанные разными этносами в древности на Востоке и на Западе, удивительным образом сошлись в различных монотеистических религиях (иудаизме, христианстве, исламе) и составили основу духовного формирования человека, личности. Их востребованность в духовно-культурном развитии, педагогических, мировоззренческих целях сегодня как никогда актуальна и общественно значима для любого современного государства, отдельного этноса.

В связи с этим в диссертации значительное внимание уделено моделям духовно-культурного формирования человека в древневосточной культуре, нравственного развития молодежи в Древней Греции, системе духовно-культурного формирования человека в иудаизме, христианстве и в исламе. Мировоззренческие ценности монотеистических религий, разительно отличаясь от мировоззренческих ценностей язычества, ориентирует личность на познание единого и единственного Бога, освоение божественных атрибутов как духовно-нравственного идеала для совершенствования индивида, ответственного за свои поступки и судьбу.

Многие культурные, нравственные, гуманистические ценности, принадлежащие указанным моделям, сохранены человечеством и используются в качестве образцов и стандартов в процессе жизнедеятельности, образования, культуротворчества, воспитания подрастающих поколений. Конечно же, духовно-культурные ценности, выработанные человечеством в прошлом, часто составляют духовную, нравственную основу общества, но при этом они адаптируются к социокультурным трансформациям жизни, современности. Духовно-культурное формирование людей, подрастающего поколения, исторически сложившиеся в древности, средние века, России, новое время, воспринятые

3

культурами малочисленных этносов, не потеряли своей значимости и в современных условиях, они присутствуют в духовно-культурном формировании молодежи.

В условиях российской социокультурной модернизации они реанимируются, осмысливаются и включаются в современную парадигму духовно-культурного развития молодежи, в том числе и молодежи Чеченской Республики. Процесс формирования духовно-культурного облика молодых поколений в современной Чеченской Республике основан не только на обрядах, обычаях, традициях, ментальных особенностях чеченского этноса, но и на общечеловеческих культурных ценностях.

Культурное прошлое не исчезает, оно сохраняется в поколениях, работает на настоящее, закладывая фундамент для будущего. Культура прошлого всегда необходима для современности, испытывающей кризис духовности, нравственности. Настоящее нужно сопоставлять с прошлым для выбора новой тенденции культурного развития. Обращение к прошлым культурным, интеллектуальным, ценностям позволяет понять современность, найти пути преодоления кризисного состояния в культуре, сопряженного не только с падением качества обучения, но и духовно-культурного воспитания молодежи, а также для преодоления разрыва между сторонами единого культурно-интеллектуального процесса.

Анализ исторических моделей духовно-культурного формирования, воспитания молодежи прошлого в контексте современности, выявление особенностей духовно-нравственного воспитания молодежи в Российской Федерации, а также в ее субъекте -Чеченской Республике - важнейшая актуальная исследовательская задача, решаемая в настоящем диссертационном исследовании, осмысливая при этом модели духовно-культурного развития человека, общества в известных цивилизациях прошлого.

Значительный разрыв, образовавшийся между процессом обучения и воспитания детей, молодых людей в современной России, негативно отражается на духовно-культурные, нравственные, патриотические, гражданские установки подрастающих поколений. Теоретический анализ позволяет глубже видеть эту ситуацию и определить вектор духовно-культурного, патриотического и интеллектуального развития российской молодежи, в том числе и молодежи Чеченской Республики.

Степень научной разработанности. Духовно-культурное, интеллектуальное развитие и образование человека, подрастающего поколения представляет собой составную часть социализации молодого поколения. Изучению этих процессов посвящено немало исследований отечественных исследователей, многие из которых имеют теоретико-методологические значение, позволяя выявить общие и особенные аспекты нравственного, интеллектуального, культурного развития человека, подрастающего

поколения. К проблеме анализа духовной, интеллектуальной культуры человека обращались такие отечественные и зарубежные философы и культурологи: С.Н. Артановский, В.Ф. Асмус, П.С. Гуревич, A.C. Богомолов, В.Е. Давидович, Г.В. Драч, Ю.А. Жданов, А.Ф. Лосев, Г. Маркузе, А.-И. Марру, B.C. Нерсесянц, Б. Рассел, В. С. Степин, A.A. Тахо-Годи, М. Хайдеггер и др.

Теоретико-методологические идеи, высказанные отмеченными авторами, нашли конкретизацию в отечественной философии при анализе молодежи как социально-демографической группы и ее духовно-культурных, мировоззренческих оснований в коллективном труде.

Изучением проблемы государственной молодежной политики на

профессиональном уровне занимаются отечественные философы, социологи, политологи: C.B. Алещенок, П.И. Бабочкин, И.Г. Васильева, М. К. Горшкова, И.М. Ильинского, Д.Л. Констатиновского, С.И. Левикова, В.А. Лукова, Ф. Э. Шереги.

Выявлению образа российской молодежи в современном мире, его самосознанию и социокультурных ориентиров была посвящена Всероссийская научная конференция, в Московском гуманитарном университете 6-7 декабря 2007 года.

Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи как основа социокультурного развития гражданина России сформулированы в стандарте второго поколения под названием «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», составленная А.Я. Данилюк A.M. Кондаковым и В.А. Тишковым. В ней определяется национальный воспитательный потенциал, сформулированы цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения в России, предпринята попытка рассмотреть его как целостную систему, названы базовые национальные ценности, определены основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.

Формирование духовной культуры молодежи, ее адаптация к современной социокультурной ситуации в России и в отдельных ее регионах отражены в исследованиях: Ю.В. Лясникова, B.C. Комаровский, Н.В. Осмачко, Х.С. Халадова, М.Х. Халимбекова, O.A. Хутиева, А.Н. Цепляева.

Особенности духовно-культурного развития и нравственного воспитания молодежи в современной Чеченской Республике на основе традиционной культуры, религиозных ценностей уделено значительное внимание в исследованиях В.Х. Акаева, М.М. Ахмадова В.Ю. Гадаева, Б.Б. Нанаевой, З.И. Хазбулатовой и др.

Анализ духовно-культурного развития молодежи, различных концепций её воспитания важен в теоретическом и практическом отношении в России, находящейся в

транзитном состоянии, испытывающей духовно- культурный кризис. Его преодолению способствует философский, культурологический анализ различных систем духовно-культурного развития молодежи в прошлом и осмысление современных концепций ее духовно-культурного развития.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных исследователей, обращенных к тематике культуры, воспитания, формирования молодежного сознания.

В диссертации широко использован историко-философский, диалектический, философско-культурологический методы и процедуры, что позволяет рассматривать духовно-культурное развитие человека в его становлении и развитии, как систему взаимосвязанных духовно-культурных ценностей, мировоззренческих идей, имеющих большое значение для идеологического, нравственного, интеллектуальное, патриотического развития и воспитания подрастающего поколения.

Духовно-культурное развитие молодежи рассматривается как открытая система, которая совершенствуется, развивается на основе социокультурных трансформаций общества, смены социокультурных ценностей, формирующих тот или иной тип личности молодого человека. Методологически ценным является видение России как особого культурно-исторического типа, предполагающего восприятия евразийской парадигмы духовно-культурного формирования молодого поколения.

Термин «культура» в нашем исследовании понимается в рамках деятельностной концепции культуры как способ деятельности в любой сфере жизни, в том числе в процессах воспитания новых поколений.

Используемое нами понятие культурно-этнической модели означает, что во всякой относительно устойчивой культуре исторически наработаны некие матрицы воздействия старших поколений на подрастающее поколение с целью формирования «идеального члена общества» ( хотя реальное всегда отдалено от идеального). Модели выступают не просто культурными, но этническими, то есть, основаны на единстве языка, самосознания и традиций народа, как правило, длительно проживающего на одной территории.

Важным методологическим приемом, на котором построен текст диссертации, является компаративность - сравнение культурных приемов формирования сознания в древних и современных обществах. И хотя античность, древний Восток и сегодняшний день разделяют тысячелетия, время не является препятствием для сопоставления способов воздействия на молодежь в разных историко-культурных контекстах.

Объектом диссертационного исследования являются культурно-этнические особенности формирования мировоззренческих ориентиров человека. Предмет

исследования - изменения, произошедшие в современной культуре по сравнению с моделями воспитания людей в традиционных культурах.

Цель исследования состоит в том, чтобы показать существенные отличия воспитательной ситуации сегодняшнего дня от воспитательной ситуации древности и описать современные культурно-этнические модели воспитания на материале Европы, России и Чеченской республики.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

• раскрыть особенности основных идей древневосточной модели культурного формирования молодежи;

• выявить особенности культурного становления, духовно-нравственного воспитания молодежи в Древней Греции;

• рассмотреть универсальное значение монотеистических религий в духовно-культурном воспитании молодежи;

проанализировать духовно-культурное состояние российской молодежи в постсоветский период;

• раскрыть особенности культурной терапия религиозного радикализма и экстремизма среди чеченской молодежи;

• выявить современные особенности духовно-культурного формирования молодежи в Чеченской Республике.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• осуществлен анализ развития основных идей древневосточной модели нравственного формирования молодежи как важнейшей части духовной культуры общества;

• раскрыты основные аспекты культурного становления, духовно-нравственного воспитания молодежи в Древней Греции, составляющие основу формирования гармонично развитой личности;

• выявлены универсальные идеи монотеистических религий, составляющих основу духовно-культурного воспитания молодежи в различных регионах мира;

• установлены особенности современных концепций формирования духовной культуры подрастающего поколения;

• определены особенности нравственного и патриотического воспитания молодежи в современной России;

• обобщен опыт духовно-нравственного воспитания молодежи в Чеченской Республике, сложившийся в постконфликтных социокультурных условиях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культурное становление и развитие в условиях Древнего Востока сопряжено с системой восточной деспотии, мощной государственности, которая активно влияла на формирование сознания людей и требовала воспитательного воздействия от семьи. Первобытные верования, мифы, магия составляли основу духовности древневосточного человека, образ жизни и воля его были подчинены власти деспота, уподобляемого Богу. Духовные учителя Древнего Востока в своих высказываниях осуждали человеческие распри, насилие, утверждали человеколюбие, гуманизм, сдержанность, призывали к преодолению безнравственного, антигуманного в человеке, ориентировали на формирование справедливого общества. Таковы нравственные максимы Будды, Конфуция.

2. В рамках культурно-этнической модели, сложившейся в Древней Греции, возник идеал гармонично развитой личности, на которую опиралось древнее общество. Личность могла достигнуть гармоничного развитая, только освоив грамотность, знания, музыку, достигая физического совершенства, стремясь к Благу с большой буквы, означавшему и благо города-государства, и моральную добродетель. Синтетический идеал совершенного человека, получил у греков название «калокагатии». Суть его состоял в том, чтобы достигнуть сочетание физического совершенства, силу тела и таких духовно-культурных качеств, как справедливость, нравственность, мужество, добродетель. В свою очередь, идеи, высказанные влиятельным философом Сократом, заключались в том, что именно через образование, освоение истинных знаний, человек становится мудрым, а стало быть, добродетельным, а само общество, в котором он живет, совершенным. У Аристотеля ярко звучит тема государственного воспитания будущих поколений.

3. В системной форме воспитательное воздействие через приобщение к высшему представлено в монотеистических религиозных культурах (иудаизме, христианстве и исламе). В рамках всех этих систем личность формируется посредством веры в единого могущественного и всепрощающего Бога, познание которого есть универсальная вера и отречение от мира. Для этих духовных культур, происходящих из единого исторического корня, характерна общность позиций и духовно-культурных ценностей, единство нравственно-мировоззренческих идей (Декалог Моисея, Нагорная проповедь Иисуса Христа, этические учение Мухаммада). В культурах, разделяющих установки мировых религий, формирование сознания молодежи ведется совместно семьей, религиозной общиной и государством.

4. В условиях современной Европы, ее постиндустриальной культуры и рыночного общества произошел отход от традиционных религиозных позиций в воспитании нового поколения, но он был заменен целенаправленными усилиями не просто государства, но

европейского союза государств по формированию гуманистических ценностей в сознании молодежи. Цель молодежной политики разных европейских стран она заключается на сегодня в содействии бесконфликтной интеграции молодых европейцев в европейское общество. Прежде чем молодой человек перешагнет порог молодости, ему нужно получить образование и профессиональные навыки, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и этического воспитания, получить реальный опыт толерантности и заботы о ближнем, и только после этого он может вступить в самостоятельную жизнь как полноценное сознательное лицо.

5. В таких современных странах как Турция, Япония, Казахстан можно сегодня наблюдать интересный культурный синтез общеевропейских установок в воспитании молодежи и традиционных установок, связанных с принятой в этих странах религией и историческими ценностями. Опыт этих стран показывает, что возможна продуктивная культурная интеграция моральных установок, построены ли они на религиозном или светском гуманизме.

6. Чеченская республика как часть современной России испытала в 90-х годах XX века - нулевых годах XXI века серьезный мировоззренческий кризис, сказавшийся на сознании молодежи. Отход от советских ориентиров, тяжелая травма, нанесенная целым поколениям войной, потребительские ориентации, идущие с Запада - все это серьезно подрывает позитивный настрой молодежного сознания, которое начинает склоняться к религиозному и политическому экстремизму, впитывает тенденции ваххабизма. Опыт показывает, что сейчас как никогда востребовано единство культурной политики Российского государства, чеченской национальной государственности и чеченских национальных традиций, а также синтез европейского гуманизма и подлинной мусульманской духовности.

7. Приоритетными направлениями молодежной культурной политики Чеченской республики являются сегодня вопросы гражданской идентичности, формирования ценностей духовно-нравственного и патриотического плана, методы влияния и воздействия на процесс формирования молодого поколения, на состояние его правосознания и проблемы профессиональной самореализации молодежи. Нельзя также обойти вниманием создание достойных условий для предпринимательской деятельности молодых людей, для развития у них инновационного поведения. Но все это должно гибко сочетаться с национальной традицией, в которой сохраняются огромные ресурсы для формирования, если и не «идеального гражданина», то во всяком случае благонадежного и позитивно настроенного члена общества.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты и выводы исследования расширяют представления о путях духовно-культурного развития молодежи, что способствует расширению культурного пространства индивида, молодежи как специфической социальной группы. Выводы и результаты исследования вполне могут быть использованы для создания общих и специальных курсов по истории философии, культурологии, философии, политологии. Они могут иметь практическое и теоретическое значение для культурологов, педагогов, работников государственной службы, осуществляющих молодежную политику в различных регионах страны.

Апробация диссертационного исследования. Диссертация обсуждена в секторе языкознания, литературы и культурологии отдела гуманитарных исследований Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН".

Основные положения диссертации отражены в семи публикациях, две из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки Российской Федерации. Основные выводы и положения получили отражение в региональных и общероссийских научных и научно-практических конференциях, состоявшихся в Грозном, Петрозаводске, Москве.

Структура работы. Диссертация состоит из двух глав шести параграфов, заключения и библиографического списка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первой главе «Исторические модели духовно-культурного формирования новых поколений: теоретические и практические аспекты» раскрываются социальные условия, специфика формирования древневосточной модели культурного развития человека, подрастающего поколения, анализируется система нравственного воспитания человека, молодежи в Древней Греции и роль в духовном развитии человека, выявляется особенности духовно-культурного развития молодого человека на основе принципов монотеистических религий.

В первом параграфе «Специфика древневосточной модели духовно-культурного развития человека» отражается духовно-культурное и развитие в условиях Древнего Востока, сопряженного с системой восточной деспотии, без функционирования которой не мог существовать отдельный человек, социальная группа, государство. Первобытные верования, мифы, магия составляли основу духовности древневосточного человека, образ жизни и воля его были подчинены власти деспота, уподобляемого с

богом. Цари Индии и Шумер, императоры Китая, фараоны Египта признавались богами, их деятельность сакрализовывалась, а их управлению придавали магический характер, и оно должно было обеспечивать государственный порядок и способствовать развитию образования, культуры.

Во многих духовных культурах различных этносов древности фиксируется социальная несправедливость, борьба между социальными слоями, добром и злом. Возносится сострадание как единственная форма любви к человеку. Так, в буддийском идеале индусов оно доводится до «самопожертвования во имя облегчения страданий другого, неспособного что-либо изменить в мире»1.

В древнем мире, где социально-экономической основой общества являлось рабство с его тяжелыми физическими и моральными последствиями для человека. Осмысление этих явлений, нацеленность на изменение социального устройства своих народов, а в целом всего человечества детерминировали появление духовных учителей. Они выделились среди таких древних этносов, как индусы, персы, китайцы, евреи, арабы и др.

Духовные учителя Древнего Востока в своих высказываниях утверждали человеколюбие, гуманизм, сдержанность, призывали к преодолению безнравственного, антигуманного в человеке, ориентировали на формирование справедливого общества. Их философские и нравственно-этические максимы были направлены на формирование образованной, нравственной личности.

Так, основатель буддийской традиции духовно-культурного развития и воспитания Будда - Шакья-Муни (623-544 до н. э.) противодействовал монополии брахманов в религии, отстаивал равноправие каст в духовном становлении человека, проповедовал непротивление злу, отказ от грубых человеческих страстей. Буддизм провозгласил социальное равенство всех людей по рождению, впервые в древнеиндийской цивилизации значительное внимание уделял культурному развитию отдельной личности.

Избавление от мирских страстей через воспитания личности, освоение знаний санскрита, самопознания - важнейшая составляющая буддийской культуры.

Нравственная философия Конфуция сыграла решающую роль в формировании этических норм и ритуалов многих китайских поколений. Этот древний мыслитель отстаивал принцип равных возможностей посредством образования, освоения знаний, духовного самосовершенствования. Конфуцианство ориентировало китайцев на освоение знаний, ставшей составной частью менталитета китайца.

1 Иванов В.Г. История этики Древнего мира. - СПб: Изд-во Лань, 1997. - С. 83.

11

Их философские и нравственно-этические максимы были направлены на формирование образованной, нравственной, культурной личности. Будучи иерархически, концептуально оформленными, идеи, концепции духовности становились общекультурным достоянием человечества. Такова древневосточная модель культурного развития человека, общества, сопряженная с мифическими, религиозными, этическими ценностями Месопотамии, Индии, Китая, составившими важнейшая часть духовной культуры древнего общества.

Как специфическая духовная часть человеческой культуры она имеет свою статику и динамику, свои аспекты уникальности и универсализма, что раскрывает особенности культурной эволюции народов Востока их воздействие на западные ценности, устанавливая историко-культурную преемственность и единство. Будучи иерархически, концептуально оформленными, они становились культурным достоянием человечества. Такова древневосточная модель культурного развития человека, общества, сопряженная культурными достижениями в Месопотамии, Китая, Индии, как важнейшая часть духовной культуры древнего общества. Как специфическая духовная часть человеческой культуры она имеет свою статику и динамику, аспекты уникальности и универсализма, что раскрывает особенности культурной эволюции народов востока их воздействие на западные ценности, устанавливая историко-культурную преемственность и единство.

Во втором параграфе «Нравственное воспитание молодежи как основа культурного становления Древней Греции» анализируется особенности нравственного, культурного воспитания древнегреческой молодежи. Сама эта система рассматривается как аккумуляция и преемственность многих древневосточных духовно-культурных ценностей, на базе которой сложилась особая система воспитания людей, особенно молодежи в Древней Греции. Древнегреческая цивилизация дала миру огромное количество философов, в концепциях которых вплетены бесценные мысли о нравственном воспитании личности и гражданина.

Первый этап в развитии духовной культуры греков, предфилософской мысли

сопряжен с распадом родоплеменного строя и началом осмысления человеком себя как

личности. Представления о неразделимости общего («Мы») и частного («Я»)лучше всего

описаны в произведениях Гомера. В своих поэмах «Илиада» и «Одиссея» Гомер дает

яркие образы культурного развития, идеального воспитания и обучения своей эпохи.

Герои произведений Гомера в процесс духовно-культурного развития втягивались

посредством влияния или воспитания от наставников-старцев. Они хорошо знакомы с

культурными традициями, деяниями своих предков и богов, мифологией, отличаются

красноречием, владеют разными музыкальными инструментами и письмом, физически

12

крепко сложены, искусные воины. Именно Гомера великий древнегреческий философ Платон назовет «воспитателем Греции».

В дальнейшем воспитание в связи развитием культуры городов-полисов (УНУ вв. до н. э.) начало занимать главенствующее место в древнегреческом обществе. Этому способствовали и развитая система мифологии, и господствовавшие в обществе религиозные взгляды на место человека в мире и его взаимоотношения с другими индивидами. Умственная деятельность началась выделяться в самостоятельное знание, что послужило возникновению новейших форм и способов воспитания. На данном этапе высказывание идей воспитания выражалось в чувственно-образной форме, большое внимание уделяется описанию и осмыслению сложившегося практического поведения. В трудах мыслителей Древней Греции отчетливо прослеживается взаимосвязь между обществом и воспитанием.

Греки как этнос уделяли особое внимание воспитанию, что позволило им создать культуру, установившую эталон прекрасного в архитектуре, скульптуре, музыке, литературе, полностью сохраняющийся и в наше время. Огромным влиянием в Греции пользовались философы Сократ, Платон, Аристотель. В греческой системе воспитания искусство, наука и спорт были неразрывно связаны: хилое тело, отсутствие музыкального слуха и неграмотность осуждались. Концепция гармонически развитой личности была идеалом развития человека как разумного и культурного существа.

Все вышесказанное актуализирует обращение к теме духовно-нравственного воспитания в Древней Греции, так как через определение истоков воспитании молодежи в древности можно правильно расставить акценты в проблеме воспитания современного молодого поколения.

Важное место в духовное культуре греков занимала идея эволюции гармонично развитой нравственной личности, составлявшего основу древнего общество. Сама концепция гармоничной в физическом, нравственном и интеллектуальном отношении личности составляло основу культуры греческого полиса. Концепция гармонично развитой личности, сформировавшейся в Древней Греции, пройдя тысячелетие, было признана как европейской философско-культурологической и педагогической мысли, так и в советской.

В третьем параграфе «Система духовно-культурного формирования молодежи на основе принципов монотеистических религий» главы первой анализируются особенные и общие аспекты трех монотеистических религий (иудаизме, христианстве и исламе), составляющих фундамент духовно-культурного развития и воспитания молодежи в различных регионах мира. Все эти религиозные системы возникли на Ближнем Востоке,

13

народы которого через путешествие, торговлю были исторически связаны с Индией, Персией, Китаем. Экономические контакты народов всегда приводило к развитию культуры, приобретению знаний, расширению интеллектуального и мировоззренческого кругозора, совершенствованию парадигм обучения и воспитания.

Иудаизм как первая монотеистическая религиозная система представляет собой более высокий уровень духовно-культурного развития древнего человека, находившегося в состоянии политеизма, мировоззрение которого формировалось мифами, языческими богами и культами. Иудаизм как религия, возникшая в эпоху осевого времени, была концептуально связана с двумя другими религиями единобожия - христианством и исламом.

Древние евреи, как и некоторые другие семитские племена были политеистами. Высказывается точка зрения о том, что Яхве, Бог евреев, изначально существовал в качестве «обожествленного предка одного из колен (родственных групп) иудейского народа»2. Яхве в Пятикнижии характеризуется как карающий грозный бог, при этом он и милостив, особенно к вдовам и сиротам. Иудейская религия призывает жить человека по божественным законам, по законам справедливости. Эти идеи являются общими и для христианства и для ислама.

Эти духовно-культурные ценности приемлемы и для современного полиэтнического и поликонфессионального мира. К ним все чаще обращаются молодые поколения в разных странах Востока и Запада.

Создание иудаизма как целостного религиозно-мировоззренческого учения, основанного на идеи единого Бога, связано с Моисеем, перед которым Яхве поставил задачу - вывести из египетского плена и спасти, страдающий еврейский народ. Пройдя через тяжелые испытания, с помощью Бога-Яхве Моисей с этой задачей справляется и приводит свой народа в Ханаан (Палестину), где в жестокой схватке с местными племенами еврее побеждают и создают собственное государство, формулирует законы, развивают культуру.

Моисей как пророк евреев сформулировал две взаимосвязанные истины, раскрывающие человеческие бытие как бытия нравственного3. Он приходит к мысли, что над человеком есть бог, воля которого он всегда исполняет. Он не может существовать сам по себе, так как является частью более широкой исторической и этнокультурной общности - народа.

2 Васильев Л.С. История религий. - М., 2008. - С. 259.

3 Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М.: Республика, 1995. - С. 66.

И в последующем Бог подвергает евреев к тяжелым испытаниям, они теряют свое государство, рассеиваются по всему миру и находятся в таком состоянии много веков. Но при этом еврейские мудрецы, духовенство сохраняют историческую память, Декалог Моисея, развивают собственную духовно-этническую культуру. Духовная культура евреев без сомнения оказала влияние на культуры многих народов, с которыми им приходилась сосуществовать и даже взаимодействовать.

Христианство сложилось в рамках определенных культурных традиций и вся его история неразрывно связана с творчеством, с искусством. Оно формировало определенный тип мировоззрения и способствовало формированию специфических культурных ценностей. В христианских странах духовность верующих, в том числе молодежи, также ориентирована на признание и следование принципу единобожия. Особенность созданной Иисусом Христом религии в том, что им соединил религию и мораль в единое целое4. Поэтому можно утверждать, что христианство имеет моральное содержание, а мораль религиозные истоки. Но вершиной духовной культуры христианства является Нагорная проповедь Иисуса Христа с ее ядровым компонентом -идей ненасилия, призывающая к терпению, смирению, не противиться злу, дабы сопротивлением не приумножать человеческое зло.

Аналогично, Бог мусульман - Аллах, по мнению отдельных религиоведов также имел статус племенного божества. Но в проповедях мусульманского пророка Мухаммада до верующих доносятся такие его атрибуты, как «единый», «единственный», «милосердный», «справедливый», «дарующий», «карающий» и др. Всего таких качеств, зафиксированных в мусульманской религиозной литературе, девяносто девять. Приобретению таких качеств стремиться мусульманин, они объясняются детям, следовать им призывают мусульманскую молодежь.

В рамках монотеистических систем личность формируется посредством веры в единого могущественного и всепрощающего Бога, познание которого есть универсальная вера и отречение от мира. Общность духовно-культурных ценностей отражена в этих религиозных культурах, в таких их составляющих как Декалог Моисея, Нагорная проповедь Иисуса Христа, этическое учение Мухаммада.

Во второй главе «Модели формирования мировоззрения молодежи в современном мире и в России (на примере Чеченской республики)» раскрыто духовно-культурное состояние современной молодежи, интеллектуально, нравственно, социально, физически формирующейся в условиях рыночных отношений, так

4 Там же. - С. 86.

называемого «дикого капитализма», призывающего общество, особенно молодых людей к обогащению, отказу от идейных, социокультурных ценностей социализма, освобождаясь от духовно-культурных оков «тоталитарного» режима. В условиях кризиса культуры, деидеологизации общества в Россию проникали различные идеи, не имеющие здесь ни социальной, ни культурной почвы. В главе раскрыты причины появления экстремизма среди чеченской молодежи и пути его терапии, рассматриваются современные особенности духовно-культурного формирования молодежи в Чеченской Республики.

В первом параграфе «Модели формирования сознания молодежи в современном мире» раскрываются основные факторы, определяющие духовное и культурное состояние современной молодежи в разных странах, в том числе и российской молодежи (на примере Чеченской республики).

В условиях доминирования в Европе постиндустриального общества, в котором материальные ценности преобладают над духовными, явно обозначился отход от традиционных религиозных ценностей в деле формирования сознания подрастающего поколения. Целенаправленными усилиями отдельных государств, а также Европейского союза государств, исторически сложившиеся духовно-культурные традиции, подверглись замене гражданско-гуманистическими ценностями, осваиваемыми людьми, а также молодежью.

В европейских странах реализовывается молодежная политика, ориентированная на бесконфликтную интеграцию молодежи в единое европейское общество. Сознание молодежи формируется посредством образования, приобретения профессиональных навыков, усвоения своих прав и обязанностей, прохождения курса гражданского и этического воспитания, посредством приобретения реального опыта толерантности. Такая культура является основой формирования гражданственности, полноценного сознательного лица, вступающего в самостоятельную жизнь.

В таких современных странах как Турция, Япония, Казахстан можно сегодня наблюдать специфический культурный синтез общеевропейских ценностей в воспитании молодежи и традиционных установок, сопряженных с существованием в этих странах собственных религий и историко-культурных достижений. Складывающийся сегодня в этих странах опыт, показывает, что возможно продуктивная духовно-культурная интеграция разновекторных ценностей, независимо от религиозного и светского аспектов гуманизма.

Духовный, нравственный кризис не избежал и российское общество, которое

нуждается в выработке новой модели, учитывающей базовые ценности культуры

человечества, достижения современной науки, позволяющей преодолевать

16

экономическую отсталость, проблему голода, болезней, страхов. Эти проблемы коснулись многих народов России, в том числе и чеченского народа. Сегодня поиск адекватной стратегии духовно-культурного развития, нравственного воспитания подрастающего поколения, соответствующей современным процессам модернизации и глобализации -важнейшая задача существования многонациональной России.

Осознавая необходимость в новой модели социокультурного развития России и ее субъектов, учеными и духовенством современной Чеченской Республики разработана концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики5, основанная на общечеловеческих духовно-культурных, этнокультурных и исламских традициях чеченского народа.

Многие ее положения, касающиеся с патриотическим, интернациональным, духовно-нравственным воспитанием молодежи, формирования духовной культуры у подрастающего поколения применяются в практической деятельности органов власти, общественности в ходе работы со школьниками, студентами, молодежью.

Второй параграф «Религиозный радикализм и экстремизм среди чеченской молодежи и его культурная терапия» раскрывает опыт противодействия в Чеченской Республике проявлениям религиозного радикализма и экстремизма как крайних форм социокультурных проявлений, нацеленных на дезинтеграцию общества и государства. Предпосылки возникновения религиозного радикализма и экстремизма в Чечне сопряжены с социально-экономическими, политическими и идеологическими переменами, происшедшими накануне и после распада СССР.

Отказ от социалистической собственности, общей идеологии и культурных ценностей, на основе которых формировалось жизнь, мировоззрение многих поколений советских людей в центре и на периферии единого государства, привело социально-политической, духовно-культурной дезинтеграции, нравственному кризису общества, молодежи. Возрождение этнических, религиозных ценностей не привели к преодолению духовного, нравственного кризиса, охватившего все народы России. Исламское возрождение в регионах Северного Кавказа, например и в Чечне, сопровождалось появлением ваххабизма среди молодежи, идеологические и культурные установки которых были направлены против традиционных этнокультурных ценностей, а также против государственного устройства в стране. Радикализм и экстремизм молодежного ваххабизма предполагали противодействие и соответствующей политической и культурной терапии. Важнейшим фактором успешности такого

5 Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики // wwwZdeprel.ru

противостояние в Чеченской Республике является возрождение и государственная поддержка ценностей традиционной этнической культуры, традиционного (суфийского) ислама чеченцев.

В третьем параграфе «Роль этнических и традиционных религиозных ценностей в духовно-культурном формирования молодежи в Чеченской республике» раскрываются теоретические и практические аспекты региональной специфики культурного, нравственного, религиозного развития молодежи.

Во многом эта специфика определяется социокультурными факторами бытования чеченского этноса, его культурных связей с соседними народами. В различных субъектах России с учетом общероссийского контекста и региональных особенностей разработаны концепции духовного, нравственного развития молодежи, ее культурной социализации. В них находят отражение общечеловеческие идеалы, нормы, парадигмы, учитываются этнокультурный потенциал, который можно успешно использовать в ходе культурной адаптации молодежи к современности, а также использовать в нравственном и патриотическом воспитании молодежи. Учет этих факторов позволит сформировать адекватную стратегию духовно-культурного развития и воспитания российской молодежи, позволяющей формировать общероссийскую культурную идентичность, базирующейся на локальных этнокультурных ценностях.

Опыт духовно-нравственного воспитания чеченской молодежи складывался в условиях жесткого противостояния ваххабизма и суфизма как формы традиционного для чеченцев ислама, военно-политического конфликта и постконфликтной реконструкции Чеченской Республики. Осмысление этого опыта и соответствующие выводы очень важны для адекватного духовного, нравственного и патриотического развития и воспитания молодежи. Кроме того, процесс социокультурной адаптации молодежи Чеченской Республики к современной реальности видится на основе успешного образования, освоения традиционных духовных ценностей, вовлечение в общественно полезный труд, на государственную службу, в культурные процессы, развитие спорта.

В заключении формулируются выводы, в которых обобщены этнические особенности духовной культуры молодежи, в том числе и чеченской молодежи, проявляющиеся в мировоззрении, поведении, поступках чеченской молодежи, но имеющие в своей основе общечеловеческий характер. Определяются перспективы дальнейшего исследования, сопряженные с необходимостью разработки концепции формирования этнической и общероссийской форм идентичностей как важнейшего фактора духовно-культурного развития российской молодежи.

Основные положения диссертации изложены в следующих работах

Публикации в изданиях, рецензируемых ВАК:

1. Мусаев P.A. О духовно-культурных основаниях формирования гражданственности в античной культуре // Теория и практика общественного развития. — 2013. - № 2. - С. 15-17. (0,4/0,2). В соавторстве с В.Х. Акаевым.

2. Мусаев P.A. К вопросу о духовно-культурном формировании молодежи в европейских странах // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 8. - С. 3537. (0,5 п.л.).

Публикации в иных изданиях:

3. Мусаев P.A. Создание негативного образа народа - один из видов войны? // Диалог цивилизаций: Восток-Запад. Проблема межкультурной коммуникации: Материалы Пятой межвузовской научной конференции молодых ученых, посвященной 45-летию РУДН, 21 февраля 2005 г., г. Москва / Под ред. Ю.М. Почты, K.M. Сатыбалдиновой. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - С. 29-33. (0,3 п.л.).

4. Мусаев P.A. К вопросу о национальном характере и отношении к чеченскому народу // Управление: история, наука, культура: Тезисы докладов 9-ой научной межвузовской студенческой конференции (26-27 апреля 2005 года) / СЗАГС, Карельский филиал в г. Петрозаводск. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004. - С. 221-224. ( 0,2/0,1 п.л.) В соавторстве с ОЛО. Хомутовой.

5. Мусаев P.A. Ислам - нравственное противоборство терроризму // Духовность, нравственность и культура в российской истории: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 10-летию факультета гуманитарных и социальных наук и 35-летию со дня образования кафедры истории России РУДН, Москва, 21 апреля 2006 г. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - С.

48-53. (0,3 п.л.).

6. Мусаев P.A. Национализация молодежи или тезисы новой молодежной политики / P.A. Мусаев - Грозный: ФГУП «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2010. - 128 с. (8,0 п.л.). 7. Мусаев P.A. Роль Ахмат-Хаджи Кадырова в духовно-нравственном возрождении чеченского общества // От беззакония и хаоса - к порядку и закон / Материалы региональной научно-практической конференции, издательство Академии наук Чеченской Республики. - Грозный, 2010. - С. 185-187. (0,3 п.л.).

Сдано в набор 28.10.2013. Подписано в печать 28.10.2013. Формат 60x84 1/16. Цифровая печать. Усл. печ. л. 1,2. Бумага офсетная. Тираж 100 экз. Заказ 2810/02

Отпечатано в ЗАО «Центр универсальной полиграфии» 340006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, телефон 8-918-570-30-30

www.copy61.ru e-mail: info@copy61.ru

 

Текст диссертации на тему "Культурно-этнические модели формирования сознания молодежи: история и современность"

Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова Российской академии наук

На правах рукописи

04201452578

Мусаев Ражап Алиевич

Культурно - этнические модели формирования сознания молодежи: история и современность

Специальность: 24.00.01. - теория и история культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Акаев Вахит Хумидович

Грозный - 2013

План

Введение....................................................................................3

Глава 1. Исторические модели духовно-культурного формирования

новых поколений: теоретические и практические аспекты.................14

1.1. Специфика древневосточной модели духовно-культурного развития человека..............................................................................14

1.2. Нравственное воспитание молодежи как основа культурного становления Древней Греции............................................................................30

1.3. Система духовно-культурного формирования молодежи на основе

принципов монотеистических религий.............................................................47

Глава 2. Модели формирования мировоззрения молодежи в современном

мире и в России (на примере Чеченской республики).......................66

2.1 Модели формирования сознания молодежи в современном мире.........66

2.2. Религиозный радикализм и экстремизм среди чеченской молодежи и его культурная терапия..................................................................90

2.3. Роль этнических и традиционных религиозных ценностей в духовно-

культурном формировании молодежи в Чеченской Республике..............106

Заключение...............................................................................136

Список литературы.....................................................................145

Введение

Актуальность темы исследования Тема духовно-культурного формирования подрастающего поколения во все времена являлась предметом пристального осмысления философов, религиоведов, педагогов, многих представителей этносов, ее исследующих. Каждый этнос вырабатывал определенные способы образования (обучения и воспитания) молодежи, формирования ее духовного и культурного облика. В различных культурах: восточных и западных сложились свои модели, стандарты образования, духовно-культурного развития и воспитания, в которых присутствуют как общечеловеческие, так и специфические этнонациональные аспекты.

Различные аспекты культурного формирования человека, личности, нравственного воспитания молодежи становились предметом осмысления в древней философии, что выпукло отражено в творческом наследии мыслителей древности: Конфуция, Гаутамы Сиддхартха, Сократа, Платона, Аристотеля и др. Философские и культурные ценности, концепции, выработанные разными этносами в древности на Востоке и на Западе, удивительным образом сошлись в различных монотеистических религиях (иудаизме, христианстве, исламе) и составили основу духовного формирования человека, личности. Их востребованность в духовно-культурном развитии, педагогических, мировоззренческих целях сегодня как никогда актуальна и общественно значима для любого современного государства, отдельного этноса.

В связи с этим в диссертации значительное внимание уделено моделям духовно-культурного формирования человека в древневосточной культуре, нравственного развития молодежи в Древней Греции, системе духовно-культурного формирования человека в иудаизме, христианстве и в исламе. Мировоззренческие ценности монотеистических религий, разительно отличаясь от мировоззренческих ценностей язычества, ориентирует личность

на познание единого и единственного Бога, освоение божественных атрибутов как духовно-нравственного идеала для совершенствования индивида, ответственного за свои поступки и судьбу.

Многие культурные, нравственные, гуманистические ценности, принадлежащие указанным моделям, сохранены человечеством и используются в качестве образцов и стандартов в процессе жизнедеятельности, образования, культуротворчества, воспитания подрастающих поколений. Конечно же, духовно-культурные ценности, выработанные человечеством в прошлом, часто составляют духовную, нравственную основу общества, но при этом они адаптируются к социокультурным трансформациям жизни, современности. Духовно-культурное формирование людей, подрастающего поколения, исторически сложившиеся в древности, средние века, России, новое время, воспринятые культурами малочисленных этносов, не потеряли своей значимости и в современных условиях, они присутствуют в духовно-культурном формировании молодежи.

В условиях российской социокультурной модернизации они реанимируются, осмысливаются и включаются в современную парадигму духовно-культурного развития молодежи, в том числе и молодежи Чеченской Республики. Процесс формирования духовно-культурного облика молодых поколений в современной Чеченской Республике основан не только на обрядах, обычаях, традициях, ментальных особенностях чеченского этноса, но и на общечеловеческих культурных ценностях.

Культурное прошлое не исчезает, оно сохраняется в поколениях, работает на настоящее, закладывая фундамент для будущего. Культура прошлого всегда необходима для современности, испытывающей кризис духовности, нравственности. Настоящее нужно сопоставлять с прошлым для выбора новой тенденции культурного развития. Обращение к прошлым культурным, интеллектуальным, ценностям позволяет понять современность,

найти пути преодоления кризисного состояния в культуре, сопряженного не только с падением качества обучения, но и духовно-культурного воспитания молодежи, а также для преодоления разрыва между сторонами единого культурно-интеллектуального процесса.

Анализ исторических моделей духовно-культурного формирования, воспитания молодежи прошлого в контексте современности, выявление особенностей духовно-нравственного воспитания молодежи в Российской Федерации, а также в ее субъекте - Чеченской Республике - важнейшая актуальная исследовательская задача, решаемая в настоящем диссертационном исследовании, осмысливая при этом модели духовно-культурного развития человека, общества в известных цивилизациях прошлого.

Значительный разрыв, образовавшийся между процессом обучения и воспитания детей, молодых людей в современной России, негативно отражается на духовно-культурные, нравственные, патриотические, гражданские установки подрастающих поколений. Теоретический анализ позволяет глубже видеть эту ситуацию и определить вектор духовно-культурного, патриотического и интеллектуального развития российской молодежи, в том числе и молодежи Чеченской Республики.

Степень научной разработанности. Духовно-культурное, интеллектуальное развитие и образование человека, подрастающего поколения представляет собой составную часть социализации молодого поколения. Изучению этих процессов посвящено немало работ отечественных исследователей, многие из которых имеют теоретико-методологические значение, позволяя выявить общие и особенные аспекты нравственного, интеллектуального, культурного развития человека, подрастающего поколения. К проблеме анализа духовной, интеллектуальной культуры человека обращались такие отечественные и зарубежные философы и культурологи: С.Н. Артановский, В.Ф. А.смус, П.С. Гуревич,

A.C. Богомолов, B.E. Давидович, Г.В. Драч, Ю.А. Жданов, Е.В. Золотухина, А.Ф. Лосев, Г. Маркузе, А.-И. Марру, B.C. Нерсесянц, Б. Рассел, В. С. Степин, A.A. Тахо-Годи, М. Хайдеггер и др.

Теоретико-методологические идеи, высказанные данными авторами, нашли конкретизацию в отечественной философии при анализе духовно-культурных, мировоззренческих оснований деятельности молодежи как социально-демографической группы.

Изучением проблемы государственной молодежной политики на профессиональном уровне занимаются отечественные философы, социологи, политологи: C.B. Алещенок, П.И. Бабочкин, И.Г. Васильева, М. К. Горшкова, И.М. Ильинского, Д.Л. Констатиновского, С.И. Левикова, В.А. Лукова, Ф. Э. Шереги.

Выявлению образа российской молодежи в современном мире, его самосознанию и социокультурных ориентиров была посвящена Всероссийская научная конференция, в Московском гуманитарном университете 6-7 декабря 2007 года .

Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи как основа социокультурного развития гражданина России сформулированы в стандарте второго поколения под названием «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», составленная А.Я. Данилюк A.M. Кондаковым и В.А. Тишковым. В ней определяется национальный воспитательный потенциал, сформулированы цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения в России, предпринята попытка рассмотреть ее как целостную систему, названы базовые национальные ценности, определены основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.

Формирование духовной культуры молодежи, ее адаптация к современной социокультурной ситуации в России и в отдельных регионах

отражены в исследованиях: Ю.В. Лясникова, B.C. Комаровский, Н.В. Осмачко, Х.С. Халадова, М.Х. Халимбекова, O.A. Хутиева, А.Н. Цепляева .

Особенности духовно-культурного развития и нравственного воспитания молодежи в современной Чеченской Республике на основе традиционной культуры, религиозных ценностей уделено значительное внимание в исследованиях В.Х. Акаева, М.М. Ахмадова В.Ю. Гадаева, Б.Б. Нанаевой, З.И. Хазбулатовой и др.

Анализ духовно-культурного развития молодежи, различных концепций её воспитания важен в теоретическом и практическом отношении в России, находящейся в транзитном состоянии, испытывающей духовно-культурный кризис.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных исследователей, обращенных к тематике культуры, воспитания, формирования молодежного сознания.

В диссертации широко использован историко-философский, диалектический, философско-культурологический методы и процедуры, что позволяет рассматривать духовно-культурное развитие человека в его становлении и развитии, как систему взаимосвязанных ценностей, мировоззренческих идей, имеющих большое значение для идеологического, нравственного, интеллектуального, патриотического развития и воспитания подрастающего поколения.

Духовно-культурное развитие молодежи рассматривается как открытая система, которая совершенствуется, развивается на основе социокультурных трансформаций общества, смены социокультурных ценностей, формирующих тот или иной тип личности молодого человека. Методологически ценным является видение России как особого культурно-исторического типа, предполагающего восприятия евразийской парадигмы духовно-культурного формирования молодого поколения.

Термин «культура» в нашем исследовании понимается в рамках деятельностной концепции культуры как способ деятельности в любой сфере жизни, в том числе и в процессе воспитания нового поколения.

Используемое нами понятие «культурно-этническая модель» означает, что во всякой относительно устойчивой культуре исторически наработаны некие матрицы воздействия старших поколений на подрастающее поколение с целью формирования «идеального члена общества» (хотя реальное всегда отдалено от идеального). Модели выступают не просто культурными, но этническими, то есть, основаны на единстве языка, самосознания и традиций народа, как правило, длительно проживающего на одной территории.

Важным методологическим приемом, на котором построен текст диссертации, является компаративность - сравнение культурных приемов формирования сознания в древних и современных обществах. И хотя древний Восток, античность и сегодняшний день разделяют тысячелетия, время не является препятствием для сопоставления способов воздействия на молодежь в разных историко-культурных контекстах.

Объектом диссертационного исследования являются культурно-этнические особенности формирования сознания, мировоззренческих ориентиров человека.

Предмет исследования - анализ культурных, этнических факторов, наличествующих в обществе и способствующих формированию сознания молодежи в контексте традиционных культур.

Цель состоит в том, чтобы раскрыть культурно-этнические факторы, оказывающие влияние на воспитание молодежи, формирование ее сознания. Для ее реализации используется факты, события характерные древневосточной, античной культурам, духовно-культурные ценности монотеистических религий. Цель конкретизируется в следующих взаимосвязанных задачах:

• раскрыть особенности основных идей древневосточной модели культурного формирования молодежи;

• выявить особенности культурного становления, духовно-нравственного воспитания молодежи в Древней Греции;

• рассмотреть универсальное значение монотеистических религий в духовно-культурном воспитании молодежи;

• проанализировать духовно-культурное состояние российской молодежи в постсоветский период;

• раскрыть особенности культурной терапии религиозного радикализма и экстремизма среди чеченской молодежи;

• выявить современные особенности духовно-культурного формирования молодежи в Чеченской Республике.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• осуществлен анализ развития основных идей древневосточной модели нравственного формирования молодежи как важнейшей части духовной культуры общества;

• раскрыты основные аспекты культурного становления, духовно-нравственного воспитания молодежи в Древней Греции, составляющие основу формирования гармонично развитой личности;

• выявлены универсальные идеи монотеистических религий, составляющих основу духовно-культурного воспитания молодежи в различных регионах мира;

• установлены особенности современных концепций формирования духовной культуры подрастающего поколения;

• определены особенности нравственного и патриотического воспитания молодежи в современной России;

• обобщен опыт духовно-нравственного воспитания молодежи в Чеченской Республике, сложившийся в постконфликтных социокультурных условиях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культурное становление и развитие в условиях Древнего Востока сопряжено с системой восточной деспотии, мощной государственности, которая активно влияла на формирование сознания людей и требовала воспитательного воздействия от семьи. Первобытные верования, мифы, магия составляли основу духовности древневосточного человека, образ жизни и воля его были подчинены власти деспота, уподобляемого Богу. Духовные учителя Древнего Востока в своих высказываниях осуждали человеческие распри, насилие, утверждали человеколюбие, гуманизм, сдержанность, призывали к преодолению безнравственного, антигуманного в человеке, ориентировали на формирование справедливого общества. Таковы нравственные максимы Будды, Конфуция.

2. В рамках культурно-этнической модели, сложившейся в Древней Греции, возник идеал гармонично развитой личности, на которую опиралось древнее общество. Личность могла достигнуть гармоничного развитая, только освоив грамотность, знания, музыку, достигая физического совершенства, стремясь к Благу с большой буквы, означавшему и благо города-государства, и моральную добродетель. Синтетический идеал совершенного человека, получил у греков название «калокагатии». Суть его состоял в том, чтобы достигнуть сочетание физического совершенства, силу тела и таких духовно-культурных качеств, как справедливость, нравственность, мужество, добродетель. В свою очередь, идеи, высказанные влиятельным философом Сократом, заключались в том, что именно через

образование, освоение истинных знаний, человек становится мудрым, а стало быть, добродетельным, а само общество, в котором он живет, совершенным. У Аристотеля ярко звучит тема государственного воспитания будущих поколений.

3. В системной форме воспитательное воздействие через приобщение к высшему представлено в монотеистических религиозных культурах (иудаизме, христианстве и исламе). В рамках всех этих систем личность формируется посредством веры в единого могущественного и всепрощающего Бога, познание которого есть универсальная вера и отречение от мира. Для этих духовных культур, происходящих из единого исторического корня, характерна общность позиций и духовно-культурных ценностей, единство нравственно-мировоззренческих идей (Декалог Моисея, Нагорная проповедь Иисуса Христа, этическое учение Мухаммада). В культурах, разделяющих установки мировых религий, формирование сознания молодежи ведется совместно с семьей, религиозной общиной и государством.

4. В условиях современной Европы с ее постиндустриальной культурой и рыночного общества произошел отход от традиционных религио