автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Культурно-художественная жизнь российской провинции в конце XIX - начале XX вв.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Тарасова, Нина Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Культурно-художественная жизнь российской провинции в конце XIX - начале XX вв.'

Текст диссертации на тему "Культурно-художественная жизнь российской провинции в конце XIX - начале XX вв."

у""

/

V ,/ -з л* /

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ

На правах рукописи

Тарасова Нина Ивановна

Культурно-художественная жизнь российской провинции

в конце XIX - на чале XX вв.

(ПО МА ТЕРИАЛАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧА ТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ)

Специальность: 07.00.02. - отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель доктор исторических наук профессор Друговская А.Ю.

Санкт-Петербург 1998

\ \

Содержание

Введение.................................4

Глава I. Провинциальная печать как источник для изучения общественно-политической и культурной жизни дооктябрьской России

1.1. Опыт и перспективы исследования провинциальной периодики XIX - начала XX вв......... 17

1.2. Газеты Черноземного Центра России в 1896-1904 г.г. . 39

Глава II. Театральная жизнь Черноземья на рубеже XIX - XX в.в.

2.1. Освещение в печати общих театральных вопросов . 70

2.2. Профессиональный театр в провинции:

задачи и проблемы. . ..... . 87

2.3. Роль местной печати в становлении и развитии любительского театра . . . ......108

Глава III. Музыка и изобразительное искусство Черноземья в конце

XIX - начале XX вв.

3.1. Местная пресса о проблемах музыкальной жизни

в провинции......... 132

3.2. Некоторые вопросы изобразительного искусства

в газетах Черноземного края........161

Заключение.............191

Список сокращений...........194

Примечания ...........195

Источники и литература......... 255

Приложение ........... 273

Введение

Актуальность темы исследования. В переломные периоды жизни людям свойственно чаще и глубже задумываться над основами своего существования, и тогда"проклятые", по определению Ф.М. Достоевского, вопросы "Кто мы ?", "Куда идем ?", "На что можем надеяться ?" встают перед ними с особой остротой и силой.

А если в состоянии кризиса пребывают государства, то от правильности решения этих вопросов зависит будущее многих людей и даже, как в России, целых народов.

В наше время в повестке дня оказались вопросы, которые можно назвать основополагающими, определяющими жизнь большого государства, и одним из главных среди них является вопрос взаимоотношений центра и окраин, столицы и провинции, поскольку от верного разрешения противоречий между ними во многом зависит дальнейшая судьба России. .

Мировая история знает немало примеров, как могущественные некогда государства прекращали свое существование из-за отсутствия гармонии во взаимоотношениях между центром и периферией. Это происходило как в результате давления центра на провинцию, когда столицы, "эти болезненные гиганты", искусственно переотягощались"своим объемом и необозримостью своих функций"1, так и при слабости центральной власти, когда резко усиливались центробежные стремления на окраинах.

Задача, требующая сегодня в России своего разрешения, состоит в том, чтобы найти такую формулу взаимоотношений между центром и провинцией, которая позволила бы перевести антагонистические тенденции в противоположные, положительные; обратить взаимонеприятие во взаимопомощь и взаимодополняемость во всех сферах человеческой деятельности, включая культуру.

Те же самые вопросы волновали Россию и столетие назад, в переломные годы рубежа XIX - XX вв.

Отношение Петербурга и Москвы к периферии в середине и второй половине XIX в. отличалось завидным постоянством . "Провинция !.. Как странно, полупрезрительно, полунасмешливо звучит это слово в устах петербургского литератора, петербургского чиновника, петербургской дамы, даже петербургского топтателя мостовой ! Смеяться над провинцией и отрицать всякую возможность жизни в провинции-стало обычаем всякого фельетониста при всяком удобном случае..." , — писал "Воронежский телеграф" в 1869 г.

30 лет спустя "Тамбовские губернские ведомости" с горечью отмечали, что "слова"это пахнет провинцией" на петербургском диалекте означают отсталость, невежество и недостойную взрослого человека "наивность", а эпи-

•5

тет "провинциальный" прямо-таки равняется бранному слову" .

Вместе с тем лучшие провинциальные газеты в конце XIX - начале XX в. поднимали голос в защиту российской периферии, подчеркивая, что провинция, великое значение которой чувствуется особенно после реформ 60-х гг., является настоящим местом и делом для образованных людей.

Провинция на деле доказывала, что в ней повсюду кипит жизнь, насыщенная и интересная. Как отмечал В.Г. Короленко, "то, что в столице является по большей части идеей, формулой...- здесь мы видим в лицах, чувствуем, воспринимаем на себе ... То, что в столице является борьбой идей, - здесь принимает форму реальной борьбы живых лиц и явлений... Это ... особенно живо именно в последние годы .

К сожалению, XX век закрепил представление о провинции как понятии не только географическом или социально - экономическом, сколько духовном, причем, сугубо негативном5.

Между тем, на исходе столетия становится совершенно очевидным то, что"именно провинция сохранила и продолжает сохранять национальный характер России"6, несмотря ни на какие исторические катаклизмы.

Культурная жизнь российской провинции, как и ее история, до настоящего времени исследованы недостаточно. "Тема культурного потенциала российской провинции, отдельных ее регионов и городов, культурной среды провинциального пространства только начинает комплексно разраба^ тываться в историографии, что обуславливается высоким научным и общественным интересом к проблемам культурной жизни провинции, задачам ее

п

возрождения" . <

Научно - теоретические конференции, посвященные проблемам провинции и состоявшиеся в последние годы в Москве, Петербурге, Иванове, Ельце, Тамбове, Краснодаре, Омске, Ярославле, Тамбове, Самаре, Курске, Нижнем Новгороде, Рязани и других городах, еще раз подчеркивают внимание, уделяемое ей политиками, учеными и общественными деятелями.

"Расширение круга исследовательской проблематики и углубленное изучение культурного потенциала провинциальной России ... позволит глубже осмыслить те социокультурные процессы и явления ... которые имели место в определенный исторический период, понять закономерности локальных и масштабных социокультурных явлений, показать роль субъективного

о

начала в культуре провинции..." - отмечалось на конференции "Русская провинция и мировая культура", проходившей в Ярославле в 1993 г.

А изучение культурной жизни провинции через местную газетную периодику позволяет увидеть ее глазами современников, почувствовать "биение пульса" ее насыщенной и самобытной жизни, дает возможность точнее определить и показать ее роль в развитии культуры России, ведь "газета - не книга, сочиняемая годами, а живой, быстрый, жизненный дневник - запись того, что ежедневно делается, чувствуется, думается и мыслится

людьми. Идти вместе с жизнью, не упускать без внимания ни одного жизненного явления, поддерживать, ободрять ... вот наши желания, стремления и мечты"9, - как писали в 1894 г. «Курские губернские ведомости».

Предметом исследования является история театрально-музыкальной и художественной жизни Черноземного Центра - крупного региона Российской империи.

Хронологические рамки исследования включают период с 1896 по 1904 гг., который был переломным моментом в социально-экономической и общественно-политической жизни Российской империи, поскольку именно тогда сформировались узлы противоречий, приведшие к революционным катаклизмам начала XX в. В культурной жизни это было время необычайного подъема науки, расцвета литературы и искусства, по праву именуемого "серебряным веком".

Географические границы исследования охватывают территорию Воронежской, Курской и Тамбовской губерний, представлявшую важный в экономическом и политическом отношении аграрный регион провинциальной России. Особенностью Центрального Черноземья является его промежуточное положение между промышленными губерниями Центра и Юга России и Поволжьем. Близость изучаемого региона к культурным центрам Российской империи позволяет выявить степень их влияния на культурную жизнь Черноземного края, определить его региональную специфику и сопоставить выявленные культурно-художественные тенденции с общероссийскими.

Историография проблемы исследования. История изучения художественной жизни (и театральной в первую очередь) российской провинции рубежа XIX - начала XX вв. восходит к середине и второй половине 90-х годов XIX века, когда работами Д. Коровякова, материалами I съезда сценических деятелей в Москве в 1897 г. и публикациями, посвященными этому событию, был очерчен круг проблем, стоявших перед провинциальным теат-

ром данного периода,а именно: художественные и воспитательные задачи театра; репертуарная политика, организация общедоступных театров и спектаклей,положение провинциального актера и его взаимоотношения с антре-

10 г>

пренерами,состояние театральной критики . В основном по этим направлениям и шло изучение и осмысление опыта театральной провинции. Большинство работ отдельных авторов и редакционные статьи в специализированных изданиях носили публицистический характер.

Подъем театрального движения в провинции, появление многочисленных "театральных дел", расцвет любительства на рубеже столетий вызвали большой интерес у исследователей, и в последующие годы вышли в свет обобщающие труды по истории русского театра11, в которых уделялось внимание и периферийному театру. Появились работы, посвященные народному театру в начале XX в.12, статьи о правовом положении русского актера, о национальных театрах в России13, а также исторические очерки о провинциальных театрах отдельных городов14.

Работы русского дооктябрьского театроведения содержат богатейший фактический материал, однако не дают глубокого анализа проблематики драматургии, актерского мастерства, основных этапов развития провинциального театра конца XIX - начала XX вв.

Советскими историками музыки и театроведами внесен огромный вклад в изучение истории театрально-музыкального искусства рубежа XIX -XX вв., несмотря на ярко выраженную идеологическую направленность их трудов, выходивших с 1918 по конец 1980 - х годов.

История драматического и музыкального театра в России (рубеж XIX-XX вв.) освещается в работах A.A. Аникста, Б.В. Асафьева, Ю.А. Бахрушина, В.Н. Всеволодского - Гернгросса, A.A. Гозенпуда, С.С. Данилова и М.Г. Португаловой, В.М. Красовской, K.JI. Рудницкого, Г.А. Хайченко, М.О. Янковского15 и других авторов, которые в хронологической последовательно-

сти прослеживают развитие театрально-музыкального искусства с выделением наиболее значительных явлений и имен.Однако,процесс становления и особенности провинциальной сцены затрагивается в них лишь частично.

Особо отметим труды И.Ф. Петровской по проблемам источниковедения истории русской музыки и театра, а также ее монографии, в которых исследуются театры Петербурга, Москвы, ряда провинциальных городов и их взаимоотношения со зрителями16. И.Ф. Петровская определяет русский провинциальный театр второй половины XIX - начала XX вв. "как самостоятельное культурное явление в русле общественной жизни страны"17. Этот театр не только заимствовал достижения столичной сцены, но и обогащал их, в первую очередь, великолепными актерами, прошедшими школу театральной периферии.

Кроме того, выделим вышеупомянутую монографию Г.А.Хайченко, в которой народный театр в России в конце XIX- начале XX вв. как явление впервые впервые освещается в историческом аспекте на базе широкого круга источников,а анализ деятельности народных коллективов в Орловской, Воронежской, Пензенской и других губерниях дает возможность проследить историю становления народного театра как составной части специфического в России общественного движения - театрального.

Значительным событием в советском искусствоведении стал выход в свет коллективного труда "Русская художественная культура конца XIX-начала XX в.в."18, первое в отечественной науке комплексное исследование всех наиболее важных явлений театра, музыки, кино, живописи, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства, характерных для столиц и окраин России рубежа столетий.

Завершено издание обобщающих коллективных трудов по истории художественной жизни России. Это многотомные "История русского искусства", История русского драматического театра", "История русской му-

зыки", в которых провинциальный театр впервые столь широко введен в общий процесс развития русского драматического и музыкального театра, хотя Центральное Черноземье в целом выпало из поля зрения авторов вышеуказанных трудов, а некоторые их выводы о культурной жизни периферии, основанные на взгляде «извне» — на материалах столичной прессы на рубеже Х1Х-ХХ вв., нельзя считать бесспорными19.

В последние годы появились монографии, докторские и кандидатские диссертации, статьи, посвященные общим и частным вопросам театрально-музыкальной жизни России в конце XIX - начале XX вв.20, в которых затрагиваются некоторые проблемы культурно-художественной жизни провинции (народное песенное творчество, деятельность любительских музыкальных коллективов, музыкальное образование в провинции).

Попытку преодоления главного недостатка прежних концепций у исследователей истории русской культуры - отсутствие целостной модели духовного бытия эпохи - предприняли авторы трехтомного труда "Русская художественная культура второй половины XIX в.", и культурная жизнь провинциальной России оказалась включенной в сферу их научных интересов21, хотя театр, музыка, изобразительное искусство Черноземного Центра не нашли отражения в этом исследовании.

В последнее время появляется все больше работ, посвященных истории художественной жизни отдельных регионов страны в конце XIX - начале XX вв.22. В целом же этот пласт истории Отечества остается малоизученным. Как справедливо отметил О. Фельдман, "последнее десятилетие XIX в. - время стремительного накопления ... внутренних ресурсов русского провинциального театра, определивших его дальнейшее развитие, - остается одним из наименее известных периодов его жизни. Предшествующие и последующие годы заслонили своеобразие театральной провинции 90 - х гг. ... Мемуарных свидетельств о театре немного"23.

Число публикаций по истории театра и музыки Центрального Черноземья в конце XIX - начале XX вв. невелико. Историко-краеведческие этюды, литературные очерки, статьи, брошюры Н. Данилова, П.И. Карманова, А.Н. Акинынина и О.Г. Ласунского, Ю.А. Бугрова, В.П. Загоровского, И.Ю. Татарской, Н.В. Беляковой, В.В. Козлякова и И.П. Скворцова, а также тезисы докладов ряда научных конференций посвящены отдельным явлениям и именам, оставившим свой яркий след в культурно-художественной жизни региона 24. Полнее изучена лишь история театра в Воронеже благодаря трудам З.Я. Анчиполовского25.

Однако обобщающих работ, в которых бы нашли отражение разные | стороны художественной жизни Черноземья (театр, музыка, изобразительное / искусство, цирк, кинематограф, музейное дело и т.д.) нет. В известной степени этот пробел восполняется изданием в Тамбове коллективного сборника "Очерки истории культуры Тамбовского края"26. Но именно история культурно-художественной жизни края на рубеже XIX - XX вв. отражена в нем недостаточно.

Малоизученными оказываются вопросы изобразительного искусства, художественного образования и выставочной деятельности в провинции в конце XIX - начале XX вв. (К примеру, в работе И.А. Круглого художникам Воронежа и Курска этого периода отведено самое незначительное место), хотя в последние годы интерес к ним заметно вырос.

Начало исследованию этих вопросов было положено изданием справочника "Золотой век художественных объединений в России и СССР"28, представляющего собой первую попытку систематизации сведений о художественных объединениях XIX - первой трети XX в. и помогающего уяснить основные тенденции в развитии общественных структур, способствовавших распространению изобразительного искусства на территории России.

Среди работ о художниках Черноземного края на рубеже XIX - XX вв., выделим исследования, очерки, брошюры и статьи М.С. Тарасовой, А.П. Акиныпина и О.Г. Ласунского, Ю.А.Бугрова, В.В. Канищева, К.А. Рын-диной и др.29, которые посвящены отдельным мастерам изобразительного искусства Воронежской, Курской и Тамбовской губерний.

Таким образом, имеющаяся литература не дает целостного представления о художественной жизни губерний Центрального Черноземья в конце XIX - начале XX вв. и не исчерпывает всех ее проблем.

Целью данного исследования является комплексное изучение культурно-художественной жизни губерний Центрального Черноземья в конце XIX -начале XX вв. по материалам местных газет.

Задачи исследования :

• осветить историю театра, музыки и изобразительного искусства Цен- {/ трально -Черноземного края на рубеже XIX - XX вв.;

• определить круг проблем художественной жизни губерний Черноземья в конце XIX