автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Культурно-онтологические основания современного европейского этнонационализма

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Рогозина, Ольга Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Культурно-онтологические основания современного европейского этнонационализма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурно-онтологические основания современного европейского этнонационализма"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

005535742

На правах рукописи

РОГОЗИНА ОЛЬГА ЛЕОНИДОВНА

КУЛЬТУРНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМА

Специальность 09.00.13 — Философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

г 4 ОКТ 2013

Санкт-Петербург 2013

005535742

Работа выполнена на кафедре культурологии философского факультета ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Научный руководитель: Соколов Борис Георгиевич,

доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского госуниверситета

Официальные оппоненты: Садохин Александр Петрович,

доктор культурологии, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Жукова Галина Константиновна, кандидат философских наук, старший преподаватель Санкт-Петербургского госуниверситета

Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный

университет кино и телевидения

Защита состоится » 2013 года в ■/6, ОС часов на заседании

Совета Д 212.232.68 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, В.О., Менделеевская линия, д. 5, философский факультет, ауд. .

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени A.M. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.

Автореферат разослан «

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат философских наук, доцент Т.И. Лузина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Идеи национализма и сохранения национальной идентичности являются важнейшей доминантой развития национальных государств и цивилизации в целом, оказывают непосредственное влияние на экономические, политические, культурные и иные сферы жизнедеятельности современного общества. Для большинства европейских государств с полиэтническим составом населения на протяжении всего XX столетия характерны социальные конфликты с национальным/этнонациональным содержанием. Новый этап развития национального самосознания начинается после второй мировой войны в результате освобождения народов Европы от фашистской оккупации и их стремления восстановить свой национальный суверенитет. Одновременно, в этот же период (во второй половине XX века) начинается процесс глобализации, вызвавший усиление межкультурного общения и интеграции «чужого» в собственную систему ценностей и спровоцировавший, в свою очередь, активную защиту «своего» от поглощения «чужим». Поэтому исследование процессов зарождения национализма, национальной и этнической самоидентификации имеет не абстрактно-теоретическое, а существенное содержательное значение для понимания вектора развития современной цивилизации, включая особенности различных национально-культурных моделей собирания общества и его подсистем.

Европейский этнонационализм как социокультурный феномен возникает на определенном этапе развития цивилизации в результате действия комплекса экономических, социальных, политических, моральных, духовных и иных факторов, а в своем проявлении оказывает воздействие на развитие общества и всех его подсистем. Соответственно, системный анализ культурно-онтологических оснований европейского этнонационализма имеет важное методологическое значение для различных областей гуманитарного знания.

В расширении и углублении понимания проблематики современного европейского этнонационализма представляется плодотворным использование

з п г

ь О у и

теории сегментарности и исследование феномена этнонационализма как результата комбинаторики культурного, исторического, общественного и индивидуального аспектов сборки человека в современном мире.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование природы и содержания этнонационализма, условий его возникновения, векторов сборки и проявления с необходимостью опирается на теоретические предпосылки, в ряду которых следует, прежде всего, отметить проблемы происхождения наций и этносов как общностей. Эти проблемы нашли отражение в трудах таких ученых, как Л.Н.Гумилев, С.М.Широкогоров, Л.Гумплович, Ю.В.Бромлей, П. ван ден Берге, В.А.Шнирельман, Дж.Вико, Б.Андерсон, Г.Кон, Э.Геллнер, Э.Смит, Н.Г.Скворцов, У.Альтерматт, С.Е.Рыбаков, В.П.Торукало, Э.Ян,

B.А.Тишков, П.Н.Милюков, С.В.Чешко, Ю.И.Семенов, П.Е.Кандель и др.

Другим важным теоретическим основанием исследования проблемы

формирования этнонационализма являются основополагающие труды по философии культуры таких ученых, как Н.Я.Данилевский, Н.А.Бердяев, П.С.Гуревич, О.Шпенглер, А.Дж.Тойнби, С.П.Трубецкой, Э.В.Соколов, М.С.Каган, С.Н.Иконникова, М.Вебер, Ю.Н.Солонин, Е.Г.Соколов, Б.Г.Соколов, Ю.В.Перов, Н.В. Голик, В.М.Межуев, Э.С.Маркарян и др.

Проблемам формирования национального/этнического самосознания, национальной/этнической культуры, национальной/этнической идентичности, непосредственно связанным с феноменом этнонационализма, посвящены работы М.Вебера, М.С.Кагана, П.Сорокина, В.М.Пивоева, В.А.Ачкасова, А.И.Куропятника, Е.Э.Суровой, А.Е.Чучин-Русова, А.Н.Смирнова, И.В.Балицкой, Ш.Тейлор, В.М.Диановой, В.Малахова, Г.А.Аванесовой,

C.Н.Артановского, В.С.Ерасова, Л.Г.Ионина, А.Г.Кини, С.В.Лурье, Э.А.Орловой, А.Я.Флиера, А.Моля, П.Штомпка и др.

Проблемы межкультурного диалога в условиях глобализации, а также межкультурного взаимодействия между различными этносами, нациями и пр. исследованы в работах К.Леви-Стросса, М.С.Кагана, А.П.Садохина, Е.Э.Суровой, А.В.Костиной, Н.С.Константиновой, А.Г.Дугина,

4

М.О.Мнацаканяна, С.Н.Артановского, В.С.Библера, Б.С.Ерасова, Н.С.Злобина, Н.К.Иконниковой, А.Г.Кини, Р.Линтона, Б.Малиновского и др.

Проблемам этнонационализма отдельных европейских народов, их борьбы за сохранение национальной/этнической самобытности посвящены работы таких исследователей, как А.Н.Кожановский, И.В.Данилевич, В.Г.Крысько, И.Сагайдачный, Э.Хобсбаум, M.Castells, A.M.Garcia Rovira, J. Ruis Portella, J. Sole Tura, R.Gonzalez Zorilla, X.Garagorri Yarza, T.H.Eriksen и др.

Значимость проблемы национализма, особенностей его возникновения и развития, подтверждается тем, что различным ее аспектам посвящены ряд диссертационных исследований: «Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений» Д.В.Даен, «Культурный национализм в практиках этнического взаимодействия: региональный аспект» А.Л.Кац, «Национализм как социально-исторический феномен» К.В.Аршина, «Национализм в современной Европе: эволюция идей и политической практики» И.М.Мусаева, «Межнациональное общение в контексте этнокультурного анализа» М.Г.Мустафаевой, «Этнонационализм как культурная доминанта модернизации традиционного общества (На примере Республики Ингушетии)» А.Н.Дударова, «Свои и чужие в коллективной идентичности: социально-философский анализ» Н.А.Курнаевой, «Процессы глобализации и судьбы национального государства» С.Г.Еремеева, «Национализм как фактор социально-политических трансформаций: опыт России» Е.В.Извековой, «Глобализация и национализм: история и современность. Социально-философский анализ» Ю.Д.Гранина, «Национальная культура и межкультурное взаимодействие» С.Н.Гаврова, «Культурные репрезентации в структуре этнической идентификации» Ю.В.Олейниковой и др.

Целью диссертации являются реконструкция и теоретическое исследование культурно-онтологических оснований современного европейского этнонационализма и особенностей его конституирования у современных европейских народов.

Для реализации указанной цели в диссертационном исследования были поставлены следующие задачи:

• провести системный, взаимосвязанный анализ понятий «нация», «этнос», «национальное/этническое самосознание», «национальная идентификация/самоидентификация», «национальная/этническая культура»;

• выявить онтологические, культурные, социоисторические основания возникновения, формирования, развития европейского этнонационализма;

• определить социокультурные факторы, дающие основания феномену современного европейского этнонационализма;

• выделить сегменты, на основе которых формируются этническое/национальное самосознание и самоидентификация человека;

• проанализировать различные подходы к пониманию феномена национализма/этнонационализма (примордиализм, модернизм, символизм);

• исследовать влияние особенностей европейской цивилизации на возникновение и формы проявления европейского этнонационализма как социокультурного феномена.

Объектом исследования является современный европейский этнонационализм как феномен культурно-исторической, экономической, политической жизнедеятельности современных европейских народов.

Предметом исследования являются роль и основания этнонационализма в современной европейской цивилизации как результат сегментирования сознания и самоидентификации человека.

Теоретико-методологические основы исследования. Сложность и многофакторность формирования феномена этнонационализма требует комплексного рассмотрения. Метод сравнительного анализа позволяет выявить особенности сборки национально-культурных моделей этнонационализма различных европейских народов. Исторический анализ дает возможность проследить процесс собирания и развития различных сегментов в

определенный конструкт (обшество, нация, этническая идентификация). Инструментарий научной классификации и системного анализа позволяет показать многообразие взаимосвязей различных сегментов, их взаимопроникновение и вхождение друг в друга, а также развитие в рамках общего конструкта. Благодаря использованию функционального и проблемного методов, становится возможным выявить роль и характер воздействия различных сегментов на развитие конструкта европейского этнонационализма. Аксиологический подход позволяет выявить характер и содержание тех ценностей культуры, которые задают вектор развития той или иной формы этнонационализма. Междисциплинарный характер проблематики этнонационализма требует комплексного подхода к ее исследованию, опираясь на подходы и теоретико-методологические основания различных отраслей гуманитарного научного знания.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертации состоит в том, что:

• проведено комплексное философское исследование культурно-онтологических оснований современного европейского этнонационализма как социокультурного феномена;

• впервые в качестве методологической основы исследования феномена этнонационализма и особенностей его национально-культурных моделей, а также формирования национальных/этнических общностей, национальной/этнической идентичности применена теория сегментарности общества и индивида. Применение в целях нашего исследования теории сегментарности позволило, на наш взгляд, адекватно выразить и показать сложность внутренней структуры и многофакторность формирования наций и этносов, национальной и этнической идентичности, национализма как социокультурных феноменов;

• впервые феномен этнонационализма исследован в контексте

цивилизационного подхода, включая особенности типа пространства, в котором

развивается европейская цивилизация, в отличие от восточной и иных

7

цивилизаций. Подобный подход позволил по-новому обосновать и раскрыть европейский этнонационализм как отражение особенностей собирания (сборки) европейских наций и этносов, их национальной и культурной идентичности;

• впервые в философии культуры выполнен сравнительный анализ национально-культурных моделей феномена этнонационализма. В основе такого сравнительного анализа лежит понимание европейского этнонационализма как социокультурного феномена, имеющего общую для всех европейских этносов и наций основу и содержание, но различные (национально-особенные) формы сборки. В диссертации обосновано положение о том, что именно национально-культурные особенности собирания европейских наций и этносов, их национальной и культурной идентичности предопределили сохранение в современном мире множественности этнической самобытности и потенциальных условий для столкновения разных моделей поведения представителей различных этнических групп, проявления националистического сознания.

Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие положения и выводы, отражающие новизну проведенного исследования:

1. Исследование наций, этносов, национальной/этнической идентичности в свете теории сегментарности позволяет по-новому подойти к пониманию природы и содержания этнонационализма как социокультурного феномена.

Представление об обществе и его подсистемах (нациях, национальных государствах, культуре, языке, религии и т др.) как результатах собирания и развития различных сегментов в определенный конструкт позволяет, на наш взгляд, глубже понять и оценить особенности национально-культурных моделей развития разных наций, включая возникновение определенных националистических настроений и движений, национализма как социокультурного феномена (конструкта).

2. В современном мире нации и этносы представляют собой

определенные социальные конструкты, выстроенные посредством

самоконфигурирования, которое, в свою очередь, происходит под влиянием

8

различных факторов: традиционно-культурных, культурно-исторических, территориальных, экономических, языковых. При этом процессы самоконфигурирования наций и этносов включают в себя общую константу: культурную самоидентификацию, то есть, сборку себя по определенным, присущим только этой нации или этносу, традиционным культурно-историческим признакам.

3. Содержание и проявление этнонационализма детерминированы стремлением этнических групп внутри одного национального государства обособить и выделить себя из единой нации, защитить свое право на обладание природными ресурсами, территорией проживания, добиться для себя комфортных условий жизни, в первую очередь, экономических. При этом этнический национализм делает доминантой своего существования стремление защитить, отстоять собственную идентичность, самобытность.

Основные формы национализма различаются между собой в зависимости от того или иного понимания нации. Если для этнического (генетического) национализма приоритетными являются этнокультурные составляющие нации как общности, обладающей глубокими историческими корнями, социально-психологической и генетической природой, основанной на кровном родстве, то гражданский (государственный) национализм основан на признании нации как политической и территориальной общности.

Разделение национализма гражданского и национализма этнического (этнонационализма) есть отражение особенностей сборки и соотношения политических и этнокультурных компонентов (сегментов), включая доминирование определенных сегментов в конкретно-исторических условиях той или иной страны. При этом существует взаимосвязь и взаимозависимость этнического национализма и государственной машины: с одной стороны, этнические группы апеллируют к государственным институтам в целях защиты своих интересов, а, с другой стороны, само государство нуждается в лояльности и поддержке этнических групп, составляющих население государства.

4. Культурно-онтологические основания возникновения национализма формируются в период распада феодального общества и зарождения буржуазного общества, перехода от средневековых городов-государств к национальным государствам. Особую роль в возникновении национализма сыграла религия в результате своей трансформации - от единого для Европы католицизма к возникновению протестантизма как религии национальной.

Различные культурные модели (формы) европейского этнонационализма отражают цивилизационные особенности развития европейских этносов, такие, как:

• тенденция к социокультурной экспансии при столкновении с иными цивилизациями, порой переходящая в нетерпимость к иным культурам как низшим и неразвитым;

• в политической сфере - гарантии частной собственности и гражданских прав личности, стремление к установлению гармонии общества и государства, к формированию институтов гражданского общества и демократическому устройству общества, подразумевающему особый тип взаимоотношений различных социальных групп и общностей, сосуществующих в рамках одного общества, одного государства;

• влияние религии (христианства, в особенности - протестантизма);

• национально-территориальное многообразие в отличие от арабского этнонационализма;

• влияние идей Просвещения;

• соединение этнического этнонационализма и гражданского (государственного) этнонационализма. Если для арабского этнонационализма, например, свойственно доминирующее влияние ценностей ислама, которые выходят, к тому же, за пределы национальных границ (идеи Великого халифата), то в европейском этнонационализме защита ценностей

национальной культуры, национальной самобытности опирается, как правило, на силу государственной машины.

5. Существенные особенности европейского этнонационализма обусловлены тем, что европейские этносы развиваются в определенном «типе пространства» (Ж.Делез), отличном от типа пространства, в котором развиваются африканские, азиатские и другие этносы.

Европейский этнонационализм — это социокультурный феномен, имеющий общую для всех европейских этносов и наций основу и содержание, но различные (национально-особенные) формы сборки. Из этого следует, что понимание и адекватная оценка европейского этнонационализма во всех его имеющихся разновидностях и формах невозможны без осмысления его исторических, культурных, психологических корней и традиций. Необходимо также видеть, что если одни народы имели общую историю (Шотландия и Англия) и потому сегодня их борьба за независимое развитие выглядит во многом искусственно подогреваемым процессом, для других народов сепаратизм и борьба за независимость - продолжение многовековой борьбы (Корсика, баски).

Различие конкретных форм проявления этнонационализма у различных европейских народов определяется тем, какие факторы являются доминирующими в собирании (сборке) этнонационализма конкретного народа: неудовлетворенность неравными экономическими условиями жизни (Бельгия, Италия), межконфессиональные конфликты (Шотландия), стремление сохранить самобытный язык и культуру в целом (Каталония, Галисия), желание политической элиты добиться (прежде всего, для себя) политической самостоятельности и права распоряжаться экономическими, природными и иными ресурсами (Северная Ирландия), и т.д.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования позволяют сформировать новое понимание культурно-онтологических оснований современного европейского этнонационализма, опираясь, прежде всего, на применение теории

11

сегментарности для понимания феномена этнонационализма как социокультурного конструкта.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов как в формировании государственной политики в области межнациональных отношений, так и в решении практических вопросов развития межнационального и межкультурного диалога, разрешения межэтнических конфликтов.

Материалы исследования могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов по социальной философии, философии культуры, теории и истории культуры, культурологии, а также при-составлении и написании учебных программ и пособий.

Апробация работы. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, были использованы в учебном процессе при чтении лекций по курсу «Философия» в Северо-Западном государственном заочном техническом университете и Санкт-Петербургском национальном минерально-сырьевом университете «Горный», при чтении лекций по курсам «Социология» и «Политология», представлялись в виде докладов на научно-практических конференциях:

1. «Ценности и коммуникация в современном обществе», в рамках форума «Дни Петербургской философии - 2011: Ценностные миры человечества» ( Санкт-Петербург, 18.11.2011).

2. «Поиск гармонии бытия в современном мире»: V Всероссийская научно-практическая конференция (Нижний Тагил , 25.11.2011).

3. «Коммуникационные стратегии информационного общества»: V международная научно-теоретическая конференция (Санкт-Петербург, 1416.11.2012).

Диссертация обсуждена на кафедре культурологии философского факультета СПбГУ 05.03.2013 г. и рекомендована к защите.

Структура работы обусловлена целью и задачами данного исследования и включает в себя введение, три главы по два параграфа в

12

каждой, заключение, список литературы, насчитывающий 129 источников, в том числе 16 - на иностранных языках. Общий объем диссертации - 170 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении дается общая характеристика проблематики диссертационного исследования, обосновывается актуальность темы, характеризуется степень разработанности проблемы, формулируются основные цели, задачи, теоретико-методологические основы работы, основные положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна результатов исследования, их теоретическая и практическая значимость.

Первая глава диссертации «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОГО ЕВРОПЕЙСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА» содержит анализ основных понятий, понимание которых необходимо для исследования современного европейского этнонационализма как сложносоставного социокультурного феномена, неразрывно связанного с процессом формирования и развития наций и национальных государств в условиях современной цивилизации. Вводится понятие сегментарности, раскрывается содержание и проявление сегментов, участвующих в собирании (сборке) феномена современного европейского национализма. При этом показано, что историко-культурные особенности формирования и развития европейских наций, проявляющиеся под влиянием таких сегментов, как формы государственного управления, язык, традиции, религия и т.д., являются базой (матрицей) для «самоконфигурации» «тела» нации и этнической идентичности.

В первом параграфе первой главы - «Национально-культурные особенности формирования наций и их влияние на процесс этнической идентификации» - критически проанализированы различные подходы, сложившиеся в современной науке в понимании таких феноменов, как нация и этнос, национальность и национализм, национально-культурные традиции и этническая идентификация и др. На основе проделанного анализа и в его

13

развитие в диссертационном исследовании обоснован собственный подход, заключающийся в применении в теоретическом анализе названных социокультурных феноменов теории сегментарности и характеристики наций и этносов как результатов процесса собирания (сборки) определенных сегментов.

На наш взгляд, идеи, которые развивал в своих работах Ж.Делез, являются плодотворным теоретическим основанием для исследования природы и содержания наций и этносов, их возникновения и развития, а также условий, порождающих национализм и этнонационализм как социокультурные феномены. Прежде всего, это связано с пониманием общества и его подсистем как результата длительного процесса возникновения и последующего собирания (сборки) из различных сегментов, определенной их комбинаторики. При этом, как это раскрыто в диссертационном исследовании, комбинаторика сегментов, равно как и процесс их формирования (зарождения) может быть разной для разных обществ, государств, наций, этносов, индивидов, что, в свою очередь, определяет содержательную характеристику и особенности конкретного общества или подсистемы. Подобная «разность» собирания предопределяет, в свою очередь, соответствующие различия между нациями с точки зрения их интересов, вектора развития, ценностных ориентации и т.д.

Исходя из определенных таким образом теоретико-методологических предпосылок, далее в параграфе осуществлен детальный анализ основных сегментов собирания (сборки) национальных и этнических общностей, какими выступают общественное устройство (государственный строй и форма отношений), нации (этносы), территория, культура (ценности, традиции, обычаи), религия, язык и другие, и их влияния на процесс национальной и этнической идентификации. Проделанный анализ позволил детально исследовать и раскрыть, как каждый конкретный сегмент собирания (сборки) национальных и этнических общностей (общественное. устройство, язык, культура, религия и т.д.), национально-культурные особенности их сборки проявляют себя в процессе формирования национальной и этнической идентификации.

Особое внимание в диссертации уделено обоснованию того, что представление об обществе и его подсистемах как результатах длительного процесса возникновения и последующего вариативного собирания и самоконфигурирования позволяет более адекватно понять культурно-исторические основания возникновения как национализма в целом, так и этнонационализма, в том числе. Именно национально-культурные особенности собирания европейских народов в нации, национальные государства предопределили, на наш взгляд, то, что сохраняющаяся в современном мире множественность этнической самобытности содержит потенциальные условия для столкновения разных моделей поведения представителей различных этнических групп, вектора их развития, ценностных ориентации и формирования националистического и этнонационалистического мировоззрения.

Во втором параграфе первой главы - «Европейский национализм: теоретико-методологический дискурс»

предметом исследования стали историко-культурные особенности возникновения (собирания) и трансформации европейского национализма.

В первую очередь, в диссертации анализируются культурно-онтологические основания возникновения национализма, связанные с распадом феодального общества и зарождением буржуазного общества, переходом от средневековых городов-государств к национальным государствам. Особую роль в возникновении национализма сыграла религия в результате своей трансформации - от единого для Европы католицизма к возникновению протестантизма как религии национальной.

Изначально возникновение национализма самым непосредственным образом связано с возникновением наций и национальных государств, формированием нового типа взаимоотношений, а именно - национально-государственных форм общности людей. В свою очередь, формирование национального государства, как это раскрыто в содержании данного параграфа, происходит в разных плоскостях: в экономическом - в ходе перехода на новые

15

товарно-денежные отношения и формы производства становится необходимым выработка единых норм ведения производства и торговли, а также единого эквивалента денежной единицы; в политическом - формирование общих взаимоотношений внутри определенного сообщества, в данном случае -национального государства, на основании «общественного договора», осознания и определения суверенитета своего сообщества; в культурном -формирование единой нации на базе общих обычаев, традиций, языка.

В диссертации дается обоснование тому, что именно в процессе формирования и развития всех приведенных выше факторов, собственно, и возникает национализм, как форма борьбы за «интересы» новых для современной цивилизации общностей - национальных государств.

Проведенный в ходе диссертационного исследования анализ позволил сформулировать и обосновать вывод о том, что европейский национализм на разных этапах своего развития испытывает серьезную трансформацию как по своему содержанию, так и роли в жизни общества и государства. Если на первоначальном этапе своего возникновения (ХУШ-Х1Х вв.) национализм стимулировал консолидацию общества на основе националистических настроений и, тем самым, способствовал возникновению в Европе национальных государств (Франция, Италия, Германия и др.), то во второй половине XIX - первой трети XX вв. национально-государственное самосознание становится все более этноцентричным, ориентированным на «внутренний мир» собственного этноса с акцентом на его самобытность, что зачастую перерастает в идею превосходства собственной нации над другими.

В диссертационной работе раскрывается многогранность и неоднозначность национализма как одной из наиболее фундаментальных характеристик современного мира. В этом контексте представляется важным понимание того, что национализм, который в своей основе базируется на верности и преданности своей нации, политической независимости и работе на благо собственного народа, в современном мире порой граничит с этнической,

культурной и религиозной нетерпимостью, что создает риски возникновения межэтнических противоречий и столкновений.

Нельзя понять истинную природу, содержание и цели национализма, в том числе, европейского, на примере отдельной нации или национального государства. Национализм - это всегда реакция на другую группу, на внешнюю среду. Поэтому исследование национализма должно принимать во внимание характер и формы взаимоотношений между проживающими рядом национальными общностями. Нельзя понять развитие немецкого национализма без достаточно глубокого анализа взаимоотношений немецкого народа с другими народами - соседями. Эти отношения, мы считаем, имеют в данном контексте более принципиальное значение, чем внутренние процессы, протекавшие в германских государствах с XIX в.1.

Вторая глава диссертационной работы «ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ: ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ» посвящена исследованию различных аспектов влияния этнокультурного пространства на формирование и проявление этнонационализма в его основных разновидностях.

В первом параграфе второй главы - «Социокультурные особенности сборки этнонационализма» - представлен анализ европейского этнонационализма как социокультурного феномена, возникающего и развивающегося под влиянием изменений парадигмы процесса собирания общества, наций и этносов, национальной и этнической идентификации, самоидентификации человека, который происходит в результате зарождения национального государства и нового общественного устройства в период индустриального развития человеческой истории.

В связи с этим представляется важным рассмотрение в диссертационной работе философско-культурологических предпосылок понимания и обоснования возникновения наций, национальных государств и, следовательно, национализма и этнонационализма. Прежде всего речь идет о взглядах

1 См. Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме./Пути Евразии. - М., 1992. 430 С.

17

Дж.Локка и Ж.-Ж. Руссо на государство, Гегеля - на гражданское общество, Маркса и Энгельса - на экономические формации, формирующие общественное устройство, Вико — на возникновение наций и национальных государств.

Исследование современного этнонационализма с необходимостью побуждает нас обратиться к таким известным в современной науке научным направлениям, как примордиализм, модернизм и этносимволизм, без осмысления подходов которых к проблемам этносов и этничности невозможно понять, в свою очередь, содержание и природу этнонационализма.

Примордиализм (от англ.рптогсНа1 — первозданный, изначальный, исконный), представляет собой теорию, сторонники которой полагают, что этничность запрограммирована генетически, и что в основе ее лежат кровное родство, общее происхождение и исконная территория2. В рамках примордиализма развивались эволюционистские представления об этносе, учение об этносе С.М.Широкогорова, дуалистическая концепция Ю. В.Бромлея, пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилева и др.

С точки зрения модернизма этническая принадлежность играет роль в происхождении национализма, но подлинные корни этого явления лежат в экономической сфере жизни общества. Модернизм утверждает, что нации и национализм есть исторические явления, появившиеся в период перехода к индустриальной стадии развития общества, формирования и укрепления национальных государств. Данный подход представлен в работах Э.Геллнера, Дж.Бройи, Б.Андерсона и др.

Сторонники этносимволизма считают, что в основе национализма, наряду с экономикой, лежит этническая принадлежность и национальное самосознание. Данный подход представлен в работах Э.Смита. Он считает, что национализм является неотъемлемой характеристикой этноса, такой же, как и

2 См.: Мартьянов В. Строительство политической нации и этнонационализм. Логос. 2006. №2// http://magazines.russ.rU/logos/2006/2/ma7.html

культура: «национализм, и его история является той тонкой нитью, которая связывает и одновременно разделяет народы в современном мире»3.

Если примордиализм делает акцент на «кровнородственной» природе происхождения этносов, то модернизм в развитии этносов и появлении этнонационализма выдвигает на первый план их экономическую детерминированность, а этносимволизм, в свою очередь, подчеркивает роль национального самосознания в развитии этносов.

В диссертационной работе обосновано, что каждое из данных научных направлений страдает определенной односторонностью и сформулирован вывод о том, что этнический национализм (этнонационализм) как социокультурный феномен возникает в результате соединения в условиях полиэтничных государств идей примордиализма, модернизма и символизма с борьбой различных этнических групп за доминирование в экономической, политической, духовной жизни общества. Это позволило детально раскрыть понимание этнонационализма, как естественного продукта взаимосвязей традиций и ценностей своего этноса, в котором отражены история и опыт поколений своих соплеменников. При этом в диссертации показано, что подобная приверженность традициям и т.д. может дать как лояльный, толерантный по отношению к «другим» вариант этнонационализма, так и перерасти в абсолютизацию приоритета и превосходства «своего» по отношению к «чужому». В этом случае этнонационализм совершенно определенно все больше приобретает вектор (направленность) этноцентризма.

Для понимания этнонационализма как социокультурного феномена представляются важными сформулированные в данном параграфе диссертационной работы выводы о том, что до момента возникновения национального государства (системы национального государства и гражданского общества) в так называемом традиционном, феодальном обществе сборка общества и человека происходила по модели, при которой не существовало необходимых условий для возникновения национализма. Человек

3 Смит Э. Национализм и модернизм, http://www.politizdatrll/fragment/8/

19

(индивид) в традиционно-феодальном обществе «собирал» себя по принадлежности не к нации, государству, этносу, а осознавал свою идентичность по социальному статусу в общественной иерархии и религиозным убеждениям. А поскольку религия и понимание статусно-иерархичных взаимоотношений для традиционного общества в Европе были едиными, то не было, в свою очередь, предпосылок для выделения или сборки себя по национально-культурному принципу.

Появление в конце XVIII века идеологии национализма радикально изменило содержание и форму национальных сообществ, позволив этническим сообществам чувствовать себя более защищенными.

Именно по этой причине стремление к этнонационализму более присуще этническим группам, находящимся в положении, подчиненном по отношению к доминирующим в том или ином обществе (государстве) этническим группам, утрачивающим при этом чувство собственной защищенности как этноса, сохранения этнической самобытности.

Более того, на наш взгляд, не случайно, что именно в Европе и именно в XX веке стали зарождаться этнонационалистические движения. Создание Европейского экономического сообщества с его наднациональными органами управления (Европарламент, Еврокомиссия), утрата в известном смысле национальных границ не могли не привести к возникновению этнонационалистических настроений, особенно, в полиэтничных государствах (Испания, Франция, Нидерланды и др.).

Как следствие, национальное самосознание, которое в XIX веке служило идее объединения людей через образование национального государства, в конце XX - начале XXI веков все больше стимулирует стремление к сохранению национальной самобытности и независимости в экономической, политической, культурной сферах, ведет к разделению государств, что нельзя, на наш взгляд, рассматривать иначе, как реакцию на создание Европейского Союза, в частности, и современные процессы, связанные с глобализацией, в целом. Именно в последние десятилетия, когда движение глобализации, с ее

20

тенденцией к устранению различий, в том числе и культурных, начинает набирать обороты, вместе с ней начинает становиться все более и более острой проблема проявлений национализма, основанных на этнических и культурных особенностях и традициях, исторически сложившихся на той или иной территории.

Во втором параграфе второй главы - «Этнический и гражданский национализм: соотношение и взаимосвязи» - основное внимание сосредоточено на исследовании соотношения и взаимосвязей основных форм национализма - этнического (генетического) и гражданского (государственного). Исходной теоретической предпосылкой такого исследования является, на наш взгляд, то, что этнический и гражданский национализм различаются между собой в зависимости от того или иного понимания нации: этнический (генетический) национализм отдает приоритет этническим и культурным процессам, рассматривая нацию как этнокультурную категорию - общность, имеющую глубокие исторические корни, социально-психологическую и генетическую природу, основанную на кровном родстве. В то время, как гражданский (государственный) национализм основан на признании нации как политической и территориальной общности.

Другой важной теоретической предпосылкой разграничения этнического и гражданского национализма является понимание того, что содержание, цели и формы проявления процессов национального самоопределения и самовыражения определяются воздействием различных факторов, основными среди которых являются факторы этнические (соединенные в ряде случаев с культурными) и политические (как правило, в сочетании с экономическими). В зависимости от того, какие факторы (этнические или политические) доминируют в том или ином случае, возникают основания для разграничения двух основных форм национализма - этнического (генетического) и гражданского (государственного).

При этом в диссертационном исследовании представляется важным

обоснование, почему нельзя разделять, а тем более - противопоставлять

21

политические и этнокультурные факторы развития национальных государств. Напротив, сложившееся между ними взаимосвязи и определенный баланс (соотношение), включая доминирование в конкретно-исторических условиях той или иной страны либо этно-культурных, либо политических факторов, есть важная и необходимая составляющая структурирования национального государства и целеполагания его развития. Сложившееся соотношение между политическими и этнокультурными факторами развития национальных государств определяет содержание этнонационализма, придавая ему более политическую (гражданскую) или более этнокультурную направленность.

В диссертации представлено понимание того, что этническая идентичность и самовыражение предполагают свои формы и условия лояльности, свое понимание интересов, свои мотивации к действию. Если эти мотивации и интересы игнорируются, общество и государство не только теряют свою этническую составляющую, но и начинают все больше приобретать тоталитарные, диктаторские формы своего функционирования. Напротив, если общество и государство добиваются лояльности своих членов, необходима власть, которая опирается на эффективные политические механизмы выявления и защиты интересов и проблем различных этнических групп.

В результате сравнительного анализа этнического и гражданского национализма в диссертации сформулирована позиция:, что нация, а вслед за ней и национальное самосознание и самоопределение (национализм), не могут быть категориями исключительно политическими или исключительно культурологическими. Только взаимосвязь и определенный баланс между гражданским и этническим национализмом может быть необходимой составляющей структурирования национального государства и целеполагания его развития в современной ситуации. Как государству (выражающему гражданский национализм) необходима поддержка и лояльность этнических сообщностей, так и этническому национализму необходима поддержка и признание государства для собственной легитимизации.

22

Этнический национализм и гражданский национализм представляют собой как две стороны одного, единого исторического феномена. В исходном методологическом плане их разграничение как основных форм национализма есть отражение особенностей сборки национальных и этнических общностей, включая иерархию политических и этнокультурных компонентов (сегментов) и доминирование тех или иных сегментов в конкретно-исторических условиях той или иной страны: если этнический (генетический) национализм отдает приоритет этническим и культурным процессам, то для гражданского (государственного) национализма приоритетными являются условия и возможности развития как политической и территориальной общности, как суверенного национального государства.

Более того, совершенно очевидно, на наш взгляд, то, что в современных условиях, когда этнические общности существуют в рамках государственного устройства пространства, этнический национализм в своем проявлении неизбежно перерастает в национализм гражданский. Вопрос только в том, что одни этносы требуют комфортных для себя условий жизни в рамках единого с другими этносами пространства, другие - не видят для себя иного, кроме как выделения (отграничения) для себя отдельного пространства, который они не намерены делить с другими этносами. Обусловлено это тем, что и этнонационалисты, и сторонники гражданского национализма одинаково видят в иных национальных культурах, в иных национальных общностях основное препятствие для полноценного и достойного развития их собственной культуры, собственного этноса (нации).

Это только подтверждает, на наш взгляд, то, что гражданский национализм по своей сути направлен на обеспечение интересов и целей развития своей нации, включая вопросы сохранения и защиты ценностей этнической культуры, с использованием политических форм борьбы, включая стремление к доминированию в системе государственной власти, государственной идеологии и политики. В этом смысле гражданский национализм, который в определенной мере может быть обозначен как

23

национализм государственный, «работает» на национализм этнический и ориентирует использование государственных институтов и идеологии на отстаивание интересов государствообразующей или т.н. титульной нации.

Причем, чем острее, радикальнее проявление этнического этнонационализма, тем в большей степени подобное этнонационалистическое движение нуждается в политических, государственных механизмах достижения своих целей, переходя, тем самым, в этнонационализм государственный, гражданский.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что ни этнические процессы, ни культурная адаптация, ни развитие государства и политики невозможны в чистом виде, не могут быть разделены в общественном развитии. Потому, завершая анализ различных форм национализма (прежде всего, гражданского и этнического), отметим, что различаются они исключительно по форме своего проявления и инструментам достижения одной общей цели - сохранения и защиты собственной этнической идентичности.

В третьей главе «СОВРЕМЕННЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ: НАЦИОНАЛЬНО-ОСОБЕННЫЕ МОДЕЛИ СБОРКИ» предметом исследования являются общие и особенные характеристики национальных моделей современного европейского этнонационализма. Проведенный анализ дает основание сформулировать вывод о том, что для различных европейских народов существуют общие исторические корни в формировании этнонационалистских идей. Различия определяются тем, какие факторы являются доминирующими в собирании (сборке) этнонационализма конкретного народа: неудовлетворенность неравными экономическими условиями жизни (Бельгия, Италия), межконфессиональные конфликты (Шотландия), стремление сохранить самобытный язык и культуру в целом (Каталония, Галисия), желание политической элиты добиться (прежде всего, для себя) политической самостоятельности и права распоряжаться экономическими, природными и

иными ресурсами (Северная Ирландия), и т.д.

24

В первом параграфе третьей главы - «Основные типологические черты европейского этнонационализма» - представлено исследование европейского этнонационализма, направленное на выделение его основных типологических черт, характеристик, присущих европейскому национализму независимо от форм его проявления.

В качестве теоретического основания проведенного исследования нами была применена типология различных видов пространств культур, используемая в работе Ж. Делеза и Ф.Гваттари «Капитализм и шизофрения. Тысяча плато».

В известном смысле, европейские этносы развиваются в определенном типе пространства (по Ж.Делезу), отличном от типа пространства, в котором развиваются африканские, азиатские и другие этносы. В результате сравнительного анализа типов пространств (например, западной и восточной) в диссертационной работе были выделены особенности того типа пространства, в котором живут и развиваются европейские этносы, под воздействием которых для европейского этнонационализма присуще национально-территориальное многообразие (этнонационализм басков, например, отличается от этнонационализма шотландцев, а этнонационационализм немецкого народа — нечто иное по сравнению с этнонационализмом фламандцев, и т.д.), в то время, как арабский этнонационализм - это более однородный, единый по своему содержанию феномен.

Среди особенностей европейской цивилизации, под воздействием которых формируется европейский этонационализм, в диссертации выделяются такие, как тенденция к социокультурной экспансии, порой переходящая в нетерпимость к иным культурам как низшим и неразвитым, отстаивание гарантий частной собственности и гражданских прав личности, стремление к установлению гармонии общества и государства, к формированию институтов гражданского общества, роль христианства, особенно протестантизма, базовые ценности Просвещения. Серьезной предпосылкой для европейского этнонационализма является то, что европейские нации-

25

государства образовались на базе исторической традиции, общности происхождения и территории, в отличие от США, для которых мультикультурализм — явление исторически естественное: они сформировались как союз разных народов, объединенных определенной целью. Таким образом, американская культура открыта интеграции в нее новых элементов, европейцы же, напротив, дорожат каждым элементом своей культуры и стремятся к сохранению ее оригинальности.

Разумеется, монокультурность развития, присущая европейским народам, присутствует и у арабских народов. Но, с другой стороны, в отличие от европейских народов, для которых монокультурность имеет национально-территориальные границы, для арабских народов монокультурность несет в себе экстерриториальность и выходит за пределы национально-культурных границ.

В диссертации в контексте влияния исторических традиций выделена такая особенность европейского этнонационализма, как соединение этнического этнонационализма и гражданского, государственного этнонационализма. Если для арабского этнонационализма, например, свойственно доминирующее влияние ценностей ислама, которые выходят, к тому же, за пределы национальных границ (идеи Великого халифата), то в европейском этнонационализме защита ценностей национальной культуры, национальной самобытности опирается, как правило, на силу государственной машины. И, напротив, укрепление национального государства во многом опирается на лозунги сохранения национальной самобытности и национальной самоидентификации.

Во втором параграфе третьей главы - «Особенности современного этнического национализма и факторы его формирования» - изложены результаты сравнительного анализа особенностей развития этнонационалистических движений в различных европейских странах, обладающих длительной культурной традицией сосуществования различных

этносов, но разными формами их взаимоотношений. Тем более, что со времен средневековья отличительной чертой большинства европейских стран(например, Испании или Италии) был партикуляризм, этническое, языковое и культурное многообразие областей и провинций. На основе этого исследования сделан вывод, что особенности этнонационализма в различных европейских странах в силу исторических, культурных, территориально-пространственных и иных традиций и корней у разных европейских этносов проявляются по-разному и обладают совершенно определенным образом выраженными национально-культурно-территориальными формами и содержанием.

В диссертации детально рассмотрены национально-культурные особенности этнонационализма различных европейских народов и этносов, проанализированы условия и факторы, под воздействием которых этнонационализм в Великобритании сложился и проявляет себя иначе, чем этнонационализм в Испании, в Бельгии иначе, чем в Швеции, и т.д. Также в диссертационной работе представлен анализ особенностей содержания и факторов формирования различных этнонационалистических движений, действующих в современной Европе (ольстерский сепаратизм и шотландский партикуляризм в Великобритании, баски и каталонцы в Испании, Корсика и Бретань во Франции, фламандцы в Бельгии, Северная лига и Южный Тироль в Италии и др.).

В целом, на основе проделанного анализа в диссертации отмечается, что национально-культурные модели европейского этнонационализма, как правило, отражают культурно-исторические особенности собирания конкретной европейской нации (нации). Вместе с тем, показано (на примере шотландского килта), что в отдельных случаях национально-культурная модель этнонационализма может быть результатом сборки искусственно созданных под идею национальной самобытности элементов. Однако, общий вывод, который следует из проделанного анализа особенностей национально-культурных моделей европейского этнонационализма, заключается в том, что

27

современный европейский этнонационализм - это социокультурный феномен, имеющий общую основу и содержание, но различные (национально-особенные) формы сборки, обусловленные историческими, культурными, психологическими корнями и традициями.

В Заключении сформулированы основные выводы и итоги проведенного научного исследования работы, намечены перспективы дальнейшего развития основных идей диссертации.

По теме диссертации опубликованы статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных результатов диссертационных исследований:

1. Рогозина О.Л. «Формирование современного национализма в свете теории сегментарности» // Государственная служба. № 5 (79). 2012. С. 96-97. -0,4 п.л.

2. Рогозина О.Л. «Этнический и гражданский национализм: соотношение и взаимосвязи» // Вестник российской нации. 4-5 (24-25). 2012. С. 177-184. -0,3 п.л.

3. Рогозина О Л. «Некоторые вопросы генезиса национализма» // Обсерватория культуры. Вып. 5. 2012. С.93-99. - 0,4 п.л.

в других изданиях:

4. Рогозина О.Л. «Проблемы сохранения национально-культурной идентичности и развития межкультурного диалога в современных условиях глобализации» // Поиск гармонии бытия в современном мире: материалы V Всероссийской научно-практической конференции; Нижний Тагил, 25 ноября 2011г // Нижний Тагил, Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. 2012. С. 81-86. - 0,3 п.л.

5. Рогозина О.Л. «Национально-культурная идентичность и межкультурный диалог в современных условиях глобализации» // Ценности и коммуникации в современном обществе. СПб., Изд-во Политехн.ун-та, 2012. С. 122-127.-0,3 п.л.

6. Рогозина О.Л. «Пространство и субъекты современного межкультурного коммуникативного процесса» // Коммуникативные стратегии информационного общества: Труды V междунар.науч.-теор.конф. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2012. С. 158-162. - 0,3 п.л.

7. Рогозина О.Л. «Национально-культурные традиции как форма сохранения ценностей национальных культур» // Бикйа сикигае. Вып. 15. Научный альманах кафедр культурологии, эстетики и философии культуры и Центра изучения культуры Санкт-Петербургского государственного

29

университета. Учредитель Санкт-Петербургское философское общество. СПб.: Издательство СПбГУ, 2013. С. 126-128. - 0,1 п.л.

Подписано в печать 08.10.2013г.

Формат А5, цифровая печать Тираж 100 экз., объем —1,1 п.л. Отпечатано в ЦОП «Копировальный Центр Василеостровский» Россия, Санкт-Петербург, В.О., 6-линия, д.29. тел. 702-80-90, факс: 328-61-84 e-mail: vs@copy.spb.ru

 

Текст диссертации на тему "Культурно-онтологические основания современного европейского этнонационализма"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМА

Специальность 09.00.13 - философская антропология, философия культуры

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата философских наук

На правах рукописи

04201364437

РОГОЗИНА ОЛЬГА ЛЕОНИДОВНА

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Б.Г.Соколов

Санкт-Петербург - 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОГО ЕВРОПЕЙСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА 13

§1. Национально-культурные особенности формирования наций и их влияние на процесс этнической идентификации 13

§2. Европейский национализм: теоретико- 41 методологический дискурс Глава II. ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ: ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО 63 ФОРМИРОВАНИЯ

§1. Социокультурные особенности сборки

этнонационализма 63

§2. Этнический и гражданский национализм: соотношение и взаимосвязи 97

ГЛАВА III. СОВРЕМЕННЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ: НАЦИОНАЛЬНО-ОСОБЕННЫЕ МОДЕЛИ СБОРКИ 118

§1. Основные типологические черты европейского этнонационализма 118

§2. Особенности современного европейского этнического национализма и факторы его формирования 137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 162

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Идеи национализма и сохранения национальной идентичности являются важнейшей доминантой развития национальных государств и цивилизации в целом, оказывают непосредственное влияние на экономические, политические, культурные и иные сферы современного общества. Для большинства европейских государств с полиэтническим составом населения на протяжении всего XX столетия характерны социальные конфликты с национальным/этнонациональным содержанием. Новый этап развития национального самосознания начинается после второй мировой войны в результате освобождения народов Европы от фашистской оккупации и их стремления восстановить свой национальный суверенитет. Одновременно, в этот же период (во второй половине XX века) начинается процесс глобализации, вызвавший усиление межкультурного общения и интеграции «чужого» в собственную систему ценностей й спровоцировавший, в свою очередь, активную защиту «своего» от поглощения «чужим».

Поэтому исследование процессов зарождения национализма, национальной и этнической самоидентификации имеет не абстрактно-теоретическое, а существенное содержательное значение для понимания вектора развития современной цивилизации, включая особенности различных национально-культурных моделей собирания общества и его подсистем.

Европейский этнонационализм как социокультурный феномен возникает на определенном этапе развития европейской цивилизации в результате действия комплекса экономических, социальных, политических, моральных, духовных и иных факторов, а в своем проявлении оказывает воздействие на развитие общества и всех его подсистем. Соответственно, системный анализ культурно-онтологических оснований европейского

этнонационализма имеет важное методологическое значение для различных областей гуманитарного знания.

В расширении и углублении понимания проблематики современного европейского этнонационализма представляется плодотворным использование теории сегментарности и исследование феномена этнонационализма как результата комбинаторики культурного, исторического, общественного и индивидуального аспектов сборки человека в современном мире.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование природы и содержания этнонационализма, условий его возникновения, векторов сборки и проявления с необходимостью опирается на теоретические предпосылки, в ряду которых следует, прежде всего, отметить проблемы происхождения наций и этносов как общностей. Эти проблемы нашли отражение в трудах таких ученых, как Л.Н.Гумилев, С.М.Широкогоров, Л.Гумплович, Ю.В.Бромлей, П. ван ден Берге, В.А.Шнирельман, Дж.Вико, Б.Андерсон, Г.Кон, Э.Геллнер, Э.Смит, Н.Г.Скворцов, У.Альтерматт, С.Е.Рыбаков, В.П.Торукало, Э.Ян, В.А.Тишков, П.Н.Милюков, С.В.Чешко, Ю.И.Семенов, П.Е.Кандель и др.

Другим важным теоретическим основанием исследования проблемы формирования этнонационализма являются основополагающие труды по философии культуры таких ученых, как Н.Я.Данилевский, Н.А.Бердяев, П.С.Гуревич, О.Шпенглер, А.Дж.Тойнби, С.П.Трубецкой, Э.В.Соколов, М.С.Каган, С.Н.Иконникова, М.Вебер, Ю.Н.Солонин, Е.Г.Соколов, Б.Г.Соколов, Ю.В.Перов, Н.В. Голик, В.М.Межуев, Э.С.Маркарян и др.

Проблемам формирования национального/этнического самосознания, национальной/этнической культуры, национальной/этнической

идентичности, непосредственно связанным с феноменом этнонационализма, посвящены работы М.Вебера, М.С.Кагана, П.Сорокина, В.М.Пивоева, В.А.Ачкасова, А.И.Куропятника, Е.Э.Суровой, А.Е.Чучин-Русова,

A.Н.Смирнова, И.В.Балицкой, Ш.Тейлор, В.М.Диановой, В.Малахова, Г.А.Аванесовой, С.Н.Артановского, В.С.Ерасова, Л.Г.Ионина, А.Г.Кини, С.В.Лурье, Э.А.Орловой, А.Я.Флиера,, А.Моля, П.Штомпка и др.

Проблемы межкультурного диалога в условиях глобализации, а также межкультурного взаимодействия между различными этносами, нациями и пр. исследованы в работах К.Леви-Стросса, М.С.Кагана, А.П.Садохина, Е.Э.Суровой, А.В.Костиной, Н.С.Константиновой, А.Г.Дугина, М.О.Мнацаканяна, С.Н.Артановского, В.С.Библера, Б.С.Ерасова, Н.С.Злобина, Н.К.Иконниковой, А.Г.Кини, Р.Линтона, Б.Малиновского и др.

Проблемам этнонационализма отдельных европейских народов, их борьбы за сохранение национальной/этнической самобытности посвящены работы таких исследователей, как А.Н.Кожановский, И.В.Данилевич,

B.Г.Крысько, И.Сагайдачный, Э.Хобсбаум, M.Castells, A.M.Garcia Rovira, J. Ruis Portella, J. Sole Tura, R.Gonzalez Zorilla, X.Garagorri Yarza, T.H.Eriksen и

ДР- 1

Значимость проблемы национализма, особенностей его возникновения и развития, подтверждается тем, что различным ее аспектам посвящены ряд диссертационных исследований: «Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений» Д.В.Даен, «Культурный национализм в практиках этнического взаимодействия: региональный аспект» А.Л.Кац, «Национализм как социально-исторический феномен» К.В.Аршина, «Национализм в современной Европе: эволюция идей и политической практики» И.М.Мусаева, «Межнациональное общение в контексте этнокультурного анализа» М.Г.Мустафаевой, «Этнонационализм как культурная доминанта модернизации традиционного общества (На примере Республики Ингушетии)» А.Н.Дударова, «Свои и чужие в коллективной идентичности: социально-философский анализ» Н.А.Курнаевой, «Процессы глобализации и судьбы национального государства» С.Г.Еремеева, «Национализм как фактор социально-

политических трансформаций: опыт России» Е.В.Извековой, «Глобализация и национализм: история и современность. Социально-философский анализ» Ю.Д.Гранина, «Национальная культура и межкультурное взаимодействие» С.Н.Гаврова, «Культурные репрезентации в структуре этнической идентификации» Ю.В.Олейниковой и др.

Целью диссертации являются реконструкция и теоретический анализ культурно-онтологических оснований современного европейского этнонационализма и особенностей его конституирования у современных европейских народов.

Для реализации указанной цели в диссертационном исследования были поставлены следующие задачи:

• провести системный, взаимосвязанный анализ понятий «нация», «этнос», «национальное/этническое самосознание», «национальная идентификация/самоидентификация», «национальная/этническая культура»;

• выявить онтологические, культурные, социоисторические основания возникновения, формирования, развития европейского этнонационализма;

• определить социокультурные факторы, влияющие на формирование феномена современного европейского этнонационализма;

• выделить сегменты, на основе которых формируются этническое/национальное самосознание и самоидентификация человека;

• проанализировать различные подходы к пониманию феномена национализма/этнонационализма (примордиализм, модернизм, символизм);

• исследовать влияние особенностей европейской цивилизации на возникновение и формы проявления европейского этнонационализма как социокультурного феномена.

Объектом исследования является современный европейский этнонационализм как феномен культурно-исторической, экономической, политической жизнедеятельности современных европейских народов.

Предметом исследования являются роль и основания этнонационализма в современной европейской цивилизации как результата сегментирования сознания и самоидентификации человека.

Теоретико-методологические основы исследования. Сложность и многофакторность формирования феномена этнонационализма требует комплексного рассмотрения. Метод сравнительного анализа позволяет выявить особенности сборки национально-культурных моделей этнонационализма различных европейских народов. Исторический анализ дает возможность проследить процесс собирания и развития различных сегментов в определенный конструкт (общество, нация, этническая идентификация). Инструментарий научной классификации и системного анализа позволяет показать многообразие взаимосвязей различных сегментов, их взаимопроникновение и вхождение друг в друга, а также развитие в рамках общего конструкта. Благодаря использованию функционального и проблемного методов, становится возможным выявить роль и характер воздействия различных сегментов на развитие конструкта европейского этнонационализма. Аксиологический подход позволяет выявить характер и содержание тех ценностей культуры, которые задают вектор развития той или иной формы этнонационализма. Междисциплинарный характер проблематики этнонационализма требует комплексного подхода к ее исследованию, опираясь на подходы и теоретико-методологические основания различных отраслей гуманитарного научного знания.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертации состоит в том, что:

• проведено комплексное философское исследование культурно-онтологических оснований современного европейского этнонационализма как социокультурного феномена;

• впервые в качестве методологической основы исследования феномена этнонационализма и особенностей его национально-культурных моделей, а также формирования национальных/этнических общностей, национальной/этнической идентичности применена теория сегментарности общества и индивида. Применение в целях нашего исследования теории сегментарности позволяет адекватно раскрыть сложность внутренней структуры и многофакторность формирования наций и этносов, национальной и этнической идентичности, национализма как социокультурных феноменов;

• впервые феномен этнонационализма исследован в контексте цивилизационного подхода, включая особенности «типа пространства» (Ж.Делез), в котором развивается европейская цивилизация, в отличие от восточной и иных цивилизаций. Подобный подход позволил по-новому

обосновать и раскрыть европейский этнонационализм как отражение

\

особенностей собирания (сборки) европейских наций и этносов, их национальной и культурной идентичности;

• впервые в философии культуры выполнен сравнительный анализ национально-культурных моделей феномена этнонационализма. В основе такого сравнительного анализа лежит понимание европейского этнонационализма как социокультурного феномена, имеющего общую для всех европейских этносов и наций основу и содержание, но различные (национально-особенные) формы сборки. В диссертации обосновано положение о том, что именно национально-культурные особенности собирания европейских наций и этносов, их национальной и культурной идентичности предопределили сохранение в современном мире множественности этнической самобытности и потенциальных условий для столкновения разных моделей поведения представителей различных этнических групп, проявления националистического сознания.

Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся

следующие положения и выводы, отражающие новизну проведенного исследования:

1. Исследование наций, этносов, национальной/этнической идентичности в свете теории сегментарности позволяет по-новому подойти к пониманию природы и содержания этнонационализма как социокультурного феномена.

Представление об обществе и его подсистемах (нациях, национальных государствах, культуре, языке, религии и т др.) как результатах собирания и развития различных сегментов в определенный конструкт позволяет, на наш взгляд, глубже понять и оценить особенности национально-культурных моделей развития разных наций, включая возникновение определенных националистических настроений и движений, национализма как социокультурного феномена (конструкта).

2. В современном мире нации и этносы представляют собой определенные социальные конструкты, выстроенные посредством самоконфигурирования, которое, в свою очередь, происходит под влиянием различных факторов: традиционно-культурных, культурно-исторических, территориальных, экономических, языковых. При этом процессы самоконфигурирования наций и этносов включают в себя общую константу: культурную самоидентификацию, то есть, сборку себя по определенным, присущим только этой нации или этносу, традиционным культурно-историческим признакам.

3. Содержание и проявление этнонационализма детерминированы стремлением этнических групп внутри одного национального государства обособить и выделить себя из единой нации, защитить свое право на обладание природными ресурсами, территорией проживания, добиться для себя комфортных условий жизни, в первую очередь, экономических. При этом этнический национализм делает доминантой своего существования стремление защитить, отстоять собственную идентичность, самобытность.

Основные формы национализма различаются между собой в зависимости от того или иного понимания нации. Если для этнического (генетического) национализма приоритетными являются этнокультурные составляющие нации как общности, обладающей глубокими историческими корнями, социально-психологической и генетической природой, основанной на кровном родстве, то гражданский (государственный) национализм основан на признании нации как политической и территориальной общности.

Разделение национализма гражданского и национализма этнического (этнонационализма) есть отражение особенностей сборки и соотношения политических и этнокультурных компонентов (сегментов), включая доминирование определенных сегментов в конкретно-исторических условиях той или иной страны. При этом существует взаимосвязь и взаимозависимость этнического национализма и государственной машины: с одной стороны, этнические группы аппелируют к государственным институтам в целях защиты своих интересов, а, с другой стороны, само государство нуждается в лояльности и поддержке этнических групп, составляющих население государства.

4. Культурно-онтологические основания возникновения национализма формируются в период распада феодального общества и зарождения буржуазного общества, перехода от средневековых городов-государств к национальным государствам. Особую роль в возникновении национализма сыграла религия в результате своей трансформации - от единого для Европы католицизма к возникновению протестантизма как религии национальной.

Различные культурные модели (формы) европейского этнонационализма отражают цивилизационные особенности развития европейских этносов, такие, как:

• тенденция к социокультурной экспансии при столкновении с иными цивилизациями, порой переходящая в нетерпимость к иным культурам как низшим и неразвитым;

• в политической сфере - гарантии частной собственности и гражданских прав личности, стремление к установлению гармонии общества и государства, к формированию институтов гражданского общества и демократическому устройству общества, подразумевающему особый тип взаимоотношений различных социальных групп и общностей, сосуществующих в рамках одного общества, одного государства;

• влияние религии (христианства, в особенности - протестантизма);

• национально-территориальное многообразие в отличие от арабского этнонационализма;

• влияние идей Просвещения;

• соединение этнического этнонационализма и гражданского (государственного) этнонационализма. Если для арабского этнонационализма, например, свойственно доминирующее влияние ценностей ислама, которые выходят, к тому же, за пределы национальных границ (идеи Великого халифата), то в европейском этнонационализме защита ценностей национальной культуры, национальной самобытности опирается, как правило, на силу государственной машины.

5. Существенные особенности европейского этнона�