автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Культурно-просветительная работа в Дагестане накануне и в условиях радикальной социально-экономической реформы 80-90 гг.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Магомедтагиров, Адильгерей Магомедович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Культурно-просветительная работа в Дагестане накануне и в условиях радикальной социально-экономической реформы 80-90 гг.'

Текст диссертации на тему "Культурно-просветительная работа в Дагестане накануне и в условиях радикальной социально-экономической реформы 80-90 гг."

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МАГОМЕДТАГИРОВ АДИЛЬГЕРЕЙ МАГОМЕДОВИЧ

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДАГЕСТАНЕ НАКАНУНЕ И В УСЛОВИЯХ РАДИКАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ (80-90-е гг.)

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РД Ш.Г. МАГИДОВ

Махачкала -1999.

ПЛАН

Стр.

Введение............................................................................... 3

ГЛАВА 1. Материально-техническая база культурно-просветительной

работы в Дагестане................................................................... 15

ГЛАВА 2. Состояние и динамика образования в Республике Дагестан.. 28

ГЛАВА 3. Культурно - просветительная работа в Дагестане на

современном этапе................................................................... 65

Заключение............................................................................ 125

Источники и литература......................... ................................... 138

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Культурно-просветительная работа -важнейшая составная часть развития культуры общества, повышения образования и культурно-технического уровня населения, эффективное орудие формирования экономически и социально активной и законопослушной личности. Она охватывает — в узком смысле - деятельность культурно-просветительных учреждений (клубов, библиотек, музеев, театров и кинотеатров, ансамблей, коллективов художественной самодеятельности и др.) и в широком - все аспекты духовного развития личности, включая образование, деятельность средств массовой информации, правовое воспитание и т.д. Культурно-просветительная работа оказывает существенное влияние на образ жизни человека, его мировоззрение, формирование национального самосознания, духовное потребление.

В национальных регионах нашей страны наряду с общими закономерностями организации и развития культурно-просветительной работы имеются и местные особенности, обусловленные спецификой исторического и социального развития этих регионов, традициями и обычаями коренного местного населения.

Без широкого развертывания культурно-просветительной работы, анализа и обобщения опыта ее развития с учетом местной специфики невозможно осуществление мероприятий по подъему экономики и социальной стабилизации общества, нравственному воспитанию граждан. Будучи недостаточно развитой в условиях социализма, культурно-просветительная работа в Дагестане в условиях перехода к рынку была еще более оттеснена смещением акцентов в торгово-распределительную сферу.

Проблема осложняется тем, что в условиях социализма и в условиях перехода общества к рыночной экономике цели и задачи культурно-просветительной работы значительно различаются. При социализме, господстве общественной собственности на средства производства целью этой работы было

воспитание коллективизма, индивидуальность была подчинена коллективу, что в определенной мере сдерживало ее развитие. В условиях перехода общества к рынку формируется новый тип личности, свободно распоряжающегося своей физической, интеллектуальной и нравственной потенцией, предприимчивой и продуктивной, ориентирующейся на общечеловеческие этические ценности.

В то же время демократизация жизни в условиях недостаточной культурно-просветительной работы имеет и негативную сторону: не связанные жесткими нормами поведения, цензурой в средствах массовой информации недостаточно устойчивые в моральном отношении, особенно молодые, люди нередко встают на путь нарушения законности, правопорядка. В национальных регионах страны это подпитывается и проявлением националистических настроений.

Совершенствование культурно-просветительной работы, обобщение опыта этой работы является одним из важнейших условий обеспечения законности и правопорядка в обществе.

Наконец, история культурно-просветительной работы в Дагестане в рассматриваемый период имеет и большое познавательное значение.

Следовательно, изучение состояния, путей и перспектив развития культурно-просветительной работы в нашей стране и её национальных регионах, в том числе в Дагестане, является важной составной частью подъёма культуры, экономики общества и морального совершенствования личности в новых социально-экономических условиях перехода к рыночным отношениям.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на актуальность изучения истории культурно-просветительной работы в стране и в Республике Дагестан, этой проблеме не уделялось должного внимания. Отдельные отрывочные сведения проводились во многих работах дореформенного периода (до 90-х гг.), но обобщенного исследования до сих пор нет. Нет и специальных исследований по периоду реформы.

Имеющуюся литературу по проблеме можно подразделить на две группы: работы общероссийских и работы местных исследователей. Из общероссийских

следует упомянуть ряд публикаций, в которых содержаться материалы по проблеме.1

Представляет для нас интерес сборник статей «Культурные традиции и

современность», подготовленный историками и философами (Гордон A.B.,

Кузнецова С.И., Солония H.A., Сагдеев A.B., Мирский Г.И. М. 1980.), в котором

обобщены сведения о культурных традициях в мусульманской культуре, в Китае

и странах Африки. Особенно ценно теоретическое Введение сборника,

написанное кандидатом филологических наук В. А. Бейлис, в котором

отмечаются различные толкования понятия «культура», важность народных

2

традиции в развитии современной культуры и др.

Ценным пособием для анализа культурно-просветительной работы, в том числе и в Дагестане, является справочник «Культурно-просветительные учреждения профсоюзов». Во введении книги рассказывается о нормативах работы профсоюзных органов в культурно-просветительных учреждениях, различных ее формах; а в самом сборнике приведены многочисленные нормативные документы: постановления Президиума и Секретариата ВЦСПС, Правительства страны по совершенствованию работы в культурно-просветительных учреждениях, общих, специальных и профессиональных учебных заведениях, на предприятиях, о подготовке и деятельности соответствующих кадров работников, о материально-техническом обеспечении культпросветработы, - такие, как Письмо ВЦСПС от 14 марта 1987 года «О нормах срока эксплуатации культинвентаря и технических средств, используемых комитетами профсоюзов и подведомственными им учреждениями

в культурно-просветительной работе», «Положение о библиотечном деле», (Указ

_ 1

Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1984 года) и др.

1 См.: Например, Алексеева В.Г. Молодой рабочий: формирование ценностных ориентации. - М. 1980. Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. - М. 1982. Владиславлев Л.П. Проблемы непрерывного образования в условиях социального прогресса и HTP (материалы научной конференции). - М. 1980. Всесоюзная перепись населения. (Уровень образования). - М. 1989. Кудрина Г.А. Культура современной деревни. - М. 1980. Культурная деятельность. Опыт социологического исследования. - М. 1981. Культурно-просветительные учреждения профсоюзов. Справочник. - М. 1989. Культурные традиции и современность. - Сб.ст. - М. 1989. Философская энциклопедия, т.З. -М. 1964.

2 См.: Гордон A.B. и др. Культурные традиции и современность. - М. 1980. - С. 7.

3 См.: Культурно-просветительные учреждения профсоюзов. Справочное пособие. - М. 1989. - С. 5-17; 347-350.

В книге отмечается, что в начале 80-х годов клубная деятельность заметно изменилась. Усилилось внимание профсоюзов к ним. Во всех регионах страны были разработаны и реализовывались планы строительства, ремонта и реконструкции клубов и спортивных сооружений. За 1986 и 1987 годы были отремонтированы более 65% профсоюзных клубов. Развернулась досуговая работа в актовых и спортивных залах учебных заведений, предприятий и учреждений. Была представлена возможность широкого использования в клубах видеотехники, в том числе - принадлежавшей гражданам. Широко стала развиваться концертная деятельность. Реализовывалась программа создания в школах и профтехучилищах подростковых клубов. Развернулась подготовка и повышение квалификации культпросветработников. По данным за 1987 год, в клубах и дворцах культуры было создано 25 тысяч любительских объединений и

'4

клубов по интересам, охвативших по стране более 4 млн. человек.

Культурно-просветительной работой занимались также более 7,5 тыс.

филиалов, кружков и секций - на базе школ, ПТУ, молодежных общежитий,

j

кинотеатров, кафе и безалкогольных ресторанов.

В 1986 году вышла в свет монография «Культурная деятельность. Опыт социологического исследования», подготовленная коллективом социологов Уральского научного центра АН СССР, под ред. известного ученого доктора философских наук JI.H. Когана. В ней уделяется внимание теоретическим аспектам проблемы. Так, во введении отмечается, что даже категория «культурная деятельность» еще не стала специальным предметом философского и социологического анализа.

В книге сделана попытка выяснить сущность культурной деятельности, ее органическую связь с общественными отношениями, определить культурные потребности как движущую силу культурной деятельности.

Широко использованы в книге результаты социологических опросов, проведенных накануне среди населения (главным образом - городского) Урала.

1 См.: Там же, с.347-352.

2 См.: Культурная деятельность. Опыт социологического исследования. - Свердловск. 1986. - С. 5-115.

Следует отметить в целом, что во всех исследованиях советского и постсоветского периодов теории культуры, культурно-просветительной работе уделяется лишь отрывочное внимание, что, безусловно, отрицательно отражается на раскрытии проблемы. Это присуще даже справочным публикациям.

В «Философской энциклопедии» (т.З, статья «Культура»)1 даются общие понятия о культуре в различных ее аспектах, но нет даже определения понятия «культурно-просветительная работа». К тому же весь материал о культуре подается с позиции классовой оценки, что обусловлено временем ее издания -советским периодом (1964 г.), хотя и провозглашается при этом необходимость использования культурных общечеловеческих ценностей.

В Дагестане в последние годы уделено большое внимание состоянию культуры населения дореформенного времени. Над этой проблемой работали доктора исторических наук Г.А.Искендеров, Г.Ш. Каймаразов, А.И. Османов,

кандидат исторических наук Мирзабеков М.Я.

В работах Г.Ш. Каймаразова по истории культуры в Дагестане рассматриваются и вопросы культурно-просветительной деятельности: ее материально-техническая база, кадры и др.

В монографии А.И.Османова и Г.А. Искендерова «Дагестанское село: экономика, культура, социальная инфраструктура (70-80-е годы XX века)» в одной из глав («Общественно-политическая и культурная жизнь села») рассказывается, в частности, о роли многотиражной и стенной печати, а также сети экономического и политического просвещения среди сельских тружеников, культурно-просветительной работы.

Большое внимание было уделено развитию образования в сельской местности республики, что имело важное значение для культурно-

1 См.: Философская энциклопедия, т.З. - М, 1964.

2 См.: Искендеров Г.А. Некоторые вопросы повышения культурно-технического уровня рабочих совхозов Дагестана (1959-1975 гг.) - в кн.: Рост культурно-технического уровня рабочего класса и крестьянства Дагестана (1920-1975 гг.). - М. 1988. Каймаразов Г.Ш. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе.- М.1998. Мирзабеков М.Я. Культура дагестанского села XX века: история, проблемы,- Махачкала. 1988. Османов А.И. Искендеров Г.А. Дагестанское село: экономика, культура, социальная инфраструктура (70-80 гг. XX века). - Махачкала. 1997. И др.

просветительной работы в массах, о высоких темпах школьного строительства. Приводятся сведения об уровне образования городского и сельского населения, о движении учительского состава.

В книге показано влияние Проекта реформы общеобразовательной и профессиональной школы, на развитие образования и культуры в республике, который был рассмотрен и принят Верховным Советом СССР в 1984 году.

Основное внимание при этом уделялось улучшению общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся, укреплению материальной базы школ, компьютеризации обучения, повышению престижа учителя.

Была еще раз подчеркнута огромная роль школы в культурно-просветительной подготовке подрастающего поколения, освоении духовных ценностей, формировании продуктивной личности.

Отмечается широкое развитие всех видов народного творчества, самодеятельного искусства среди населения республики в 70-80-е гг., и широкое развитие детского музыкального образования на селе.

Вместе с тем указывалось на недостатки в работе массовых библиотек, в книгообеспеченности сельского населения, пополнении рядов

культпросветработников и учителей. Слабая материальная база многих культурно-просветительных учреждений, их размещение в приспособленных помещениях, не отвечающих своему предназначению, нехватка квалифицированных работников, недостаток внимания со стороны органов власти.

В книге отмечалось, что активное участие в пропаганде научных достижений, проведении культурно-просветительной работы среди широких слоев населения, воспитании у них уважительного и бережного отношения к историческим памятникам, природе принимали общество «Знание», Комитет защиты мира, общества - хоровое, театральное, творческие союзы писателей, художников и др.

Большое внимание уделялось росту периодической печати, радио, телевидения, развитию физической культуры на селе. Но слабо отмечены особенности культпросветработы в республике.

Содержательна монография М.Я. Мирзабекова «Культура дагестанского села XX века: история, проблемы». Хронологически она охватывает почти весь XX век. Значение для нашего исследования имеет глава IV - «Социалистическая культура: достижения и просчеты (40-е - первая половина 80-х годов)», где, в частности, рассматриваются темы: «Место и роль русского языка в приобщении дагестанского села к современной культуре», «Учреждения культуры, средства массовой информации и сельская жизнь», «Художественное творчество, культура труда и быт сельских тружеников».

Большой вклад в развитие культурно-просветительной работы внесли партийные (80-е гг.) органы республики, а также научные учреждения. Проблема неоднократно рассматривалась на партийных конференциях, пленумах обкома КПСС, сессиях Верховного Совета ДАССР.

Деятельность партийной организации Дагестана по развертыванию культурно-просветительной работы, особенно в аспекте интернационального воспитания населения в 70-80-е гг., хорошо отражена в трудах доктора исторических наук, профессора Вагабова М.В.1

Для нас особо ценным является книга H.A. Абдулгамидовой, посвященная

проблемам культурного развития в Дагестане в рассматриваемый нами период

(состояние материально-технической базы культуры, воспроизводства кадров

2

культпросветработников, новые формы работы и др.).

Представляют несомненный интерес материалы республиканской научно-практической конференции «Дагестан на рубеже веков», состоявшейся в январе 1997 г. На конференции особо подчеркивалось, что ныне задачи возрождения и развития культуры в регионах республики в значительной мере переданы в

1 См.: Вагабов М.В. Интернациональные связи народов Дагестана. - Махачкала. 1968. Его же. Совершенствовать работу в массах. - Махачкала. 1972. Его же. Социалистический патриотизм в действии. - Махачкала. 1975. И др.

См.: Абдулгамидова H.A. Вопросы развития культуры в Дагестане в период 80-90 гг. (статьи, выступления, интервью). - Махачкала. 1998.

ведение местных властей, что с одной стороны - способствует целесообразнее определять перспективы культурной политики, исходя из местных этнокультурных традиций и условий, с другой, - после введения закона о самоуправлении вызвали сокращение финансового и материально-технического обеспечения, ухудшение сохранности памятников культуры. Так, произошла безвозвратная потеря ряда уникальных памятников. При этом, было отмечено, что вся эта работа невозможна без действенной правовой базы -законотворчества, учитывающего специфику республики, менталитет ее населения, без централизованной модели управления культурой, ограждения учреждений и памятников культуры от некомпетентных действий местных властей, а также от криминала. Но закон о культуре был принят Народным Собранием РД без учета этих предложений.1

Отсутствие специальных исследований по культурно-просветительной работе - не случайно. В результате безграмотно проведенной социально-экономической реформы в нашей стране разрушено народное хозяйство, �