автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Культурно-просветительская деятельность российской интеллигенции в Калмыкии

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Воробьева, Марианна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Культурно-просветительская деятельность российской интеллигенции в Калмыкии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурно-просветительская деятельность российской интеллигенции в Калмыкии"

: б од

на правах рукописи

ВОРОБЬЕВА Марианна Владимировна

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В КАЛМЫКИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)

07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Волгоград 1998

Работа выполнена на кафедре Отечественной истории историко-юридическог факультета Калмыцкого государственного университета

Научный руководитель:

- доктор исторических наук, профессор В.Б.Убушаев

Официальные оппоненты:

- доктор исторических наук, профессор К.П.Шовунов

- кандидат исторических наук, профессор А.Н.Буров

Ведущая организация:

Астраханский государственный педагогический университет

Защита состоится "¿¿У7 " 1998г. в ^часов на заседани

диссертационного совета К 064.59.02 по присуждению ученой степени кандидат исторических наук в Волгоградском государственном университете (40006^ г.Волгоград, ул. 2-я Продольная, д.30).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградског государственного университета.'

Автореферат разослан сЯг^Я/й? 1998г.

Ученый секретарь диссертационного

совета, кандидат исторических наук,

доцент -

Н.П.Страхов,

Содержание научной проблемы и ее актуальность 1

В современных условиях возрождения России остро встает вопрос о е и роли интеллигенции в истории Отечества. В этой связи большой рес представляет и проблема просветительской деятельности российской ллигенции во второй половине XIX - начале ХХвв. Тем более она является |й из слабоизученных проблем в российской историографии. Глубокое и всестороннее исследование проблемы роли России, русского да в истории малых народов, в частности и калмыцкого, было и остается альной задачей исторической науки, имеющей большое теоретическое и :тическое значение. Коренные изменения ц общественно-политической ни России середины XIX - начала ХХвв. поставили проблему соотношений русского народа с другими народами, в том числе и

[ЫЦКИМ.

Одно из отличительных свойств российского просветительства - особое ение борьбы за науку и распространение знаний. Можно сказать, что [ый тезис является основополагающим в понятии "просвещение". Этот знт особенно был важен в инородческих регионах России. Наука как ощение достижений человеческого разума представлялась наилучшим обом постижения истины. Образованность в понимании просветителей талась с идейностью, гражданственностью, высокой нравственностью. Большое внимание интеллигенции привлекли вопросы образования и итания, что вообще характерно для просветителей. Получила признание 1ь Н.И.Пирогова о необходимости воспитывать прежде всего человека, е потом специалиста'.

Просветительской ориентации придерживались люди разного [схождения, общественного положения, разных взглядов. Объединяло дно - неприятие существовавших порядков, недовольство отсталостью тнциальной России. Понятно, что причастными к просветительству ывались общественные силы, заинтересованные в выравнивании

колай Иванович Пирогов и его наследие. Пироговские съезды. СПб.,

социально-экономического развития всех областей России. Все более или менее прогрессивное было с ним связано. Таким образом, "просветительская деятельность" подразумевает в себе широкий комплекс житейских проблем, ставившихся интеллигенцией для решения социально-экономических и политических противоречий1.

В своем исследовании мы рассматриваем просвещение в культурно-историческом плане, делая акцент на развитие знаний, изучение краеведения на научной базе, которые с середины XIX в. и вплоть до Октябрьской революции несли в себе просветительские тенденции.

В последнее время интерес к российскому просветительству заметно возрос, потребность в его исследовании все более ощущается. Эту проблему чаще затрагивают в научных и научно-популярных изданиях: философских, литературоведческих и медицинских. По-видимому, необходимые условия для ее изучения уже сложились. Исследование этого важнейшего явления на конкретном историческом материале - одна из первоочередных задач науки. Попытаемся рассмотреть данную проблему в качестве исследовательского материала на примере развития Калмыкии (середины XIX - начала ХХвв.).

Состояние научной разработки темы

История культурно-просветительской деятельности интеллигенции в России изучена слабо. Проблема же изучения культурно-просветительской деятельности российской интеллигенции в Калмыкии во второй половине XIX - начале ХХвв. вообще не поднималась. Она является одной из самых малоизученных тем в российской историографии.

В публикациях дореволюционных исследователей в краткой форме приводились сведения о просвещении калмыцкого народа. Специальная литература о развитии просвещения среди калмыков середины XIX - начала XX вв. ограничивалась краткими очерками. Их можно классифицировать по содержанию на три вида. Первую группу составляют работы, принадлежавшие непрофессионалам, в основном православным миссионерам. Среди них выделяются сочинения членов Общества археологии, истории и этнографии при

' Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы. М., 1934. Т.8. С.43.

Казанском университете: архимандрита Гурия (Степанова)1, Я.П.Дубравы2, Мефодия (Н.Львовского)3. Я.П. Дуброва, как и иеромонах Мефодий, был вторым помощником улусного попечителя и одновременно заведовал делами новокрещенных калмыков Большедербетовского улуса. Труды же архимандрита Гурия отличались узкой тематикой исследования и строгой направленностью. Специфика их деятельности придавала своеобразную окраску культурно-просветительской работе среди калмыцкого населения. По роду своей деятельности архимандрит Гурий (Степанов), Мефодий (Н.Львовский) и Я.П.Дуброва обязаны были объяснять необразованным жителям Калмыкии преимущества и необходимость распространения христианства во всех уголках России. Их работа изначально несла в себе зерно просветительства, поэтому правительственную программу по христианизации малочисленных народов России можно считать частично просветительской, однако здесь нельзя не учитывать политику навязывания вероисповедания. Таким образом, историческое описание жизни и быта калмыцкого народа интересовало данных авторов как необходимость летописания новокрещенных народов.

Вторую группу исследований современников составляют труды, связанные с первыми переводами и публикациями на русском языке памятников национальной литературы и фольклора. В их число входят работы А.А.Бобровникова4, профессора-монголоведа А.М.Позднеева5,

1 Гурий. Неотложное дело (К вопросу об открытии миссионерского монастыря в Калмыцкой степи). М., 1914; Он же. Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен. Т.1. 4.1-2. Казань, 1915.

2 Дуброва Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии до издания закона 15 марта 1892 г. Казань, 1898.

3 Львовский Н. Происхождение и история калмыков Большедербетовского улуса // Ученые записки Казанского университета. Казань, 1893. Кн.2-6.

4 Бобровников A.A. Рассказ о подвигах Богдо-хана Джангара // Вестник русского географического общества. 4.12. СПб., 1854.

5 Позднеев A.M. Астраханские калмыки и их отношение к России до начала нынешнего столетия // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. CCXIV. СПб., 1886. С. 140.

ВЛ.Котвича1, И.И.Попова2 и других. Характеризуя данную группу исследований необходимо отметить их культурно-просветительский вклад в будущее калмыцкого народа. Во второй половине Х1Хв. практически полностью быш утеряны памятники устного народного творчества. После откочевки больше] части калмыцких улусов в Джунгарию не было никаких письменных источников фиксирующих фольклор. В XIX - начале ХХв.в. российские фольклористы впервые записавшие калмыцкие сказания, отдельные песни Джангара, сохранил! памятники устного народно-поэтического творчества калмыцкого народа. Бе данных трудов могло быть утеряно для будущих потомков культурное наследи народа. Только несколько десятилетий спустя работа российских фольклористо] была оценена по достоинству. Сбор памятников национально-историческо! литературы и калмыцкого фольклора необходимо рассматривать как культурно просветительский вклад в историю культуры калмыцкого народа, так как ] середине Х1Хв. основная масса калмыцкого народа была необразованной ] фольклорные памятники могли быть окончательно утеряны для истории.

К третьей группе мы можем отнести работы А.Д.Сильницкого3 Фарфоровского4, Н.М.Аммосова5, А.П.Спасского6, Г.И.Лакина7 исследовавших Калмыкию в составе различных экспедицю правительственных учреждений и ведомств, в которых объективн< описывалось состояние школьного дела в отдельных районах Калмыкии бе

1 Котвич B.JI. Калмыцкие загадки и пословицы. СПб., 1905.

2 Попов И.И. Об Улан-Хонгоре. СПб., 1899.

3 Сильницкий А.Д. Краткий очерк состояния образования в Калмыцкой степи СПб., 1907.

4 Фарфаровский. Народное образование у калмыков Ставропольской губернии Ставрополь, 1908.

5 Аммосов Н.М. Калмыцкие улусные училища в учебно-воспитательног отношении. Астрахань, 1893.

6 Спасский А.П. Образование у калмыков Астраханской губернии и меры : его улучшению. Астрахань, 1894.

7 Лакин Г.И. Хозяйственно-экономические очерки и наблюдения. Вып.1 Астрахань, 1904. С.62-63.

юпытки проанализировать причины, тормозившие рост просвещения :алмыцкого народа. Их чиновнические обязанности также могут ^оцениваться как элементы культурно-просветительской деятельности. 1сполняя свои государственные обязанности, данные авторы оставили (ервое описание отдельных районов Калмыкии. Практическое отсутствие :аких-либо источников и описаний Калмыцкой степи до середины Х1Хв. юзволяет считать первых ученых, посетивших Калмыкию, просветителями I определенном смысле этого слова. К этой же группе относятся работы тнографаИ.А.Житецкого1, в которых более чем кому-либо из современников 'далось перейти от простого описания-воспроизведения к описанию-1сследованию. Однако критического подхода ^рассмотрения интересующей iac проблемы в них мы не находим.

Таким образом, обзор работ дореволюционного периода показывает >тсутствие аналитического подхода авторов, что позволяет нам отнести их к »азряду опубликованных источников, не имеющих достаточно научной 1етодологии.

О культурно-просветительской деятельнцсти российских ученых на ерритории Калмыкии свидетельствуют исследовательские работы [редставителей науки: И.А.Житецкого, К.И.Костенкова2,П.И.Леонтовича3,

Житецкий И.А. Астраханские калмыки. (Наблюдения и заметки). Астрахань, 892; Он же. Очерки быта калмыков Астраханской губернии. Астрахань, 893; Он же. "Арька" или "тепленькая" у астраханских калмыков // Протоколы 1етровского общества исследователей Астраханского края. Астрахань, 1988. Костенков К.И. Отчет высочайше учрежденной экспедиции для исследования Сумо-Манычской низменнослги Калмыцкой степи между реками Волгой и {оном за 1860 год // Журнал Министерства государственных имуществ. Ч. '6. Кн. 2. СПб., 1861; Он же. Окончание действий экспедиции для [сследования Кумо-Манычской низменности и Калмыцкой степи между !олгою и Доном // Журнал Министерства государственных имуществ. Ч. 81. Сн. 9. СПб., 1862.

Леонтович Ф.И. К истории права русских инородцев. Древний монголо-:алмыцкий устав взыскания. Одесса, 1879.

И.И.Мечникова1 и других. Неоценимый вклад в развитие просветительского уровня калмыцкого народа внес Алексей Матвеевич Позднеев, многогранная научная деятельность которого не ограничивалась монголоведением. Ему принадлежит особая роль в развитии просвещения калмыцкого народа. А.М.Позднеев призывал ускорить процесс ассимиляции и развития просвещения в Калмыкии. Он впервые научно разработал учебную программу, учитывающую особенности преподавания в калмыцких школах. А.М.Позднеев является автором первых учебных пособий, предназначенных специально для калмыцких детей2.

В советский период был издан ряд статей (в основном небольшие публикации в различных сборниках), в которых также дореволюционный период просвещения калмыков, к сожалению, не нашел своего достойного отражения. Существующие работы этого периода, затрагивающие данную тему, носят общий характер. Эти работы посвящены обобщению истории Калмыкии дореволюционного и советского периодов, поэтому не представляют особого интереса в изучении данной темы. Что касается культурно-просветительской

1 Мечников И.И. Заметка о населении Калмыцкой степи Астраханской губернии // Известия русского географического общества. Т.9. № 10. СПб., 1873; Он же. Антропологический очерк калмыков как представителей монгольской расы // Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. T. XX, труды антропологического отдела, кн, 2, вып. 1, прил. 2. СПб., 1876.

2 Позднеев A.M. Докладная записка Министерству внутренних дел Столыпину о командировке в калмыцкие улусы Астраханской и Ставропольской губерний и области Войска Донсютгот СПб., 1887; Он же. Беседа профессора А.М.Позднеева в хуруле Калмыцкого Базара при собрании членов Миссионерского общества // Астраханские епархиальные ведомости. № 18. 1887; Он же. Преобразование учебной работы у калмыков Астраханской губернии. СПб., 1888. С.176; Он же. Калмыцкая хрестоматия для чтения в старших классах калмыцких народных школ. СПб., 1892; Он же. Калмыцко-русский словарь в пособие к изучению русского языка в калмыцких начальных школах. СПб., 1911.

деятельности русской интеллигенции, то эта проблема в достаточной степе!ш не изучена. Лишь в нескольких научных статьях упоминается деятельность некоторых из тех, кто в XIX - начале ХХв.в. прибыл в Калмыцкую степь для подъема уровня образования. Более значительного внимания со стороны исследователей удостоилась первая половина XX в., в особенности после революции 1905-1907гг.

Н.Ш.Ташнинов провел большую работу по исследованию развития народного просвещения, однако наибольший акцент делался им на послеоктябрьский период, деятельность педагогов в советское время'. В своей исследовательской работе Н.Ш.Ташнинов делает акцент на становление национальной калмыцкой интеллигенции, практически не рассматривая культурно-просветительскую деятельности представителей российской интеллигенции в Калмыкии середины XIX - начала ХХвв. В его работах наибольшее внимание уделяется развитию просвещения в советский период. Тем не менее работа Н.Ш.Ташнинова "Очерки истории просвещения КАССР" (Элиста, 1969) является, пожалуй, самой крупной монографией, в которой впервые исследовалось дело просвещения в Калмыкии.

В 70-е годы проблема просвещения в Калмыцкой степи заинтересовала молодую исследовательницу В.Ф.Ефремову2, которая большое внимание в своей научной работе уделила организации курсов для учителей калмыцких школ русским ученым-монголоведом А.М.Позднеевым, посвятившим большую часть жизни изучению истории и особенностей культурно-традиционного образа жизни калмыков.

Рассмотрению дела просвещения были посвящены работы современных авторов - В.У.Килганова, И.С.Коновалова, Ц.Д.Номинханова, которые также косвенно затрагивают проблемы просветительской деятельности середины XIX- начала ХХвв., акцентируя внимание на истории просвещения ХХв. Данное обстоятельство является следствием отсутствия широкой источниковедческой базы для

1 Ташнинов Н.Ш. Очерки истории просвещения КАССР. Элиста, 1969; Он же. Из истории культуры дореволюционной Калмыкии. Волгоград, 1967.

2 Ефремова В.Ф. Из истории просвещения дореволюционной Калмыкии// Вестник КНИИЯЛи. № 3. Элиста, 1968.

исследования культурно-просветительской деятельности интеллигенции второй половины XIX - начала ХХвв.

Заслуживает особого внимания биографический очерк И.С.Немичева1, посвященный первой народной учительнице Калмыкии Т.Д.Юрковой. Автор впервые изучил деятельность одной из ярких представительниц русской просветительской интеллигенции, хотя данный очерк акцентировал главное внимание на морально-человеческих сторонах души Т.Д.Юрковой и недостаточно раскрывал ее культурно-просветительскую роль в становлении просвещения Калмыкии и формировании калмыцкой национальной интеллигенции. Биографический очерк И.С.Немичева можно отнести к научно-популярным изданиям. Однако эта работа не охватывает в полном объеме имеющейся источниковедческой базы.

Более подробно деятельность русских просветителей в Калмыкии освещает П.О.Годаев2, который, будучи непрофессиональным историком, сумел в своих статьях на страницах периодической печати проанализировать и отметить особенности деятельности некоторых представителей российской интеллигенции в Калмыкии до начала ХХв. Но, несмотря на использование новых архивных материалов, его работы нуждаются в более глубокой историческом анализе.

Абсолютно неизученными являются вопросы развитш здравоохранения в Калмыкии3. Существуют лишь краткие очерки i обобщающих монографиях советского периода4, которые фактически ш

1 Немичев И.С, Народная учительница. Элиста, 1978.

2 Годаев П.О. Негасимый свет // Советская Калмыкия. 23 октября 1982; Oi же. Свет народной памяти // Советская Калмыкия. 5 апреля 1987. и др.

3 Единственной работой, посвященной первому представителю медицинско! интеллигенции в Калмыкии, является биографический очерк о С.Р.Залкинде П.Н.Сусеев. Наш эмчи. Элиста, 1978.

4 Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. М., 1967. С.112 Пальмов H.H. Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания i пределах России. Астрахань, 1922. С.44.

эассматривагот историю становления здравоохранения второй половины XIX начала XX вв. Имеющиеся публикации статей об истории здравоохранения Калмыкии представляют собой краткие очерки становления медицины в |

юслеоктябрьский период и не могут быть причислены к научным «следованиям данного периода. |

Таким образом, подводя итоги обзора литературы по истории культурно-тросветительской деятельности российской интеллигенции в Калмыкии во ?

второй половине XIX - начале ХХвв., можно твердо констатировать ее слабую ■

изученность. Специальных работ, посвященных данной теме, практически те существует. |

Целью данной работы является исследование культурно-тросветительской деятельности российской интеллигенции в Калмыкии во зторой половине XIX - начале XX вв., выявление ее основных направлений, этапов и особенностей. В соответствии с этим в диссертации поставлены и решались следующие задачи:

- показать культурно-просветительскую деятельность российской штеллигенции в Калмыкии (второй половины XIX - начала ХХвв.) в ее многообразии и динамике;

- ознакомить с основными направлениями культурно-просветительской деятельности российской интеллигенции в Калмыкии во второй половине XIX - начале ХХв.в.;

- исследовать деятельность представителей российской интеллигенции ! з области просвещения, определить ее основные этапы; ;

- изучить вклад российской интеллигенции в становление и развитие ¡дравоохранения Калмыкии;

- выявить наиболее ярких представителей научной российской интеллигенции и раскрыть их культурно-просветительскую роль;

- раскрыть значение культурно-просветительской деятельности российской интеллигенции и дать ей объективную оценку.

Основными методологическими принципами исследования являются общенаучные принципы. Первостепенное значение имеет принцип

г

эбъективности, требующий всестороннего отражения данного явления, '

заходящегося в тесной связи с другими явлениями исторической

действительности. Субъективное исследование основано на нейтральной идеологической позиции к историческому материалу и согласовано с существующими объективными методологическими принципами.

В основе принципа историзма лежит изучение реальной истории в ее конкретном многообразии. Выявление исторических фактов в совокупности с культурно-историческим фоном воссоздает исторический процесс, закономерность его развития. Методологические принципы подразделяются на общенаучные (исторический, логический, классификационный), специально-исторические (синхронный, хронологический, сравнительно-исторический, метод периодизации, ретроспективный, метод актуализации, структурно-системный) и методы смежных наук (статистический).

В условиях конкретной исторической обстановки второй половины XIX-начала ХХвв. формируется реальность единичного и общего. Исследование рассматривает предпосылки для культурно-просветительской деятельности российской интеллигенции в Калмыкии с учетом конкретного исторического материала и особенностей развития Калмыкии данного периода. Принцип системности, основанный на Общеисторическом развитии индивидуальных особенностей и общего развития, позволяет максимально отразить историческую реальность.

Анализ взаимодействия таких факторов, как специфика социально-экономического развития, низкий уровень жизни основной массы калмыцкого народа позволил обобщить фактический материал и дать необходимую оценку данной проблеме.

Комплексный методологический подход позволил осуществить поставленные цели и задачи.

Источниковая база работы

Работа написана на широком круге опубликованных и архивных источников, большинство из которых впервые вводится в научный оборот.

Особенность исследования архивных материалов по данной проблематике заключается в различном местонахождении отдельных фондов (Республика Калмыкия, Ставропольский край, Астраханская и Ростовская области). До начала ХХв. Калмыкия была подчинена различным ведомствам

Астраханской, Ставропольской губерний и Области Войска Донского, а после провозглашения Автономной области калмыцкого народа в 1920г. все фонды по делам Управления калмыцким народом были переданы в централизованную архивную единицу. В фондировании документов Национального архива Республики Калмыкия важно выяснить историю учреждений-фондообразователей. Первым шагом к ней стала справка профессора H.H. Пальмова о проведении работы по выявлению систематизации и введению в научный оборот архивных документов в 1920-е годы. К разработке материалов, относящихся ко второй половине XIX в. Н.Н.Пальмов успел лишь приступить. В частности, он попытался разобраться в архивных источниках по Управлению калмыцким народом Х1Х-ХХвв. Следующим шагом к изучению фондообразования стала работа сотрудницы архива А.Н.Нагурской "Схема Управления калмыцким народом с момента обоснования калмыков на Волге с середины XVII в. до 1917 г.", написанная в 1934 г. На этом работа остановилась и в последующие годы вплоть до настоящего времени не продолжалась. После депортации калмыцкого народа в декабре 1943г. и ликвидации Калмыцкой АССР территория Калмыцкой степи вновь была поделена между вышеуказанными регионами, и соответственно архивные материалы были переведены в ведомства различных управлений. Только после восстановления Калмыцкой АССР фонды были возвращены в Национальный архив республики. Почти все имеющиеся фонды из других Центральных архивов были переданы в Калмыкию. В результате этого часть архивных документов была безвозвратно утеряна для калмыцкого народа.

Остается неизвестным объем документального материала, утраченного в период реэвакуации. Данные о потере документальных материалов не могут претендовать на объективность, так как, возможно, не были полностью учтены. Наибольшая масса списанных документов пришлась на Фонд Управления калмыцким народом, который располагал архивными материалами по изучаемой теме. Состав фонда, начиная'с конца 1930-х годов и до настоящего времени, сократился в четыре раза. За этот же период объем двух других фондов уменьшился на одну треть. Утраченный документальный материал исследуемых нами фондов частично компенсируется за счет

сохранившихся в архиве документов.

История Калмыкии второй половины XIX - начала XX вв. отражена в ряде источников архивных и опубликованных, в документации местных учреждений. В частности, были использованы материалы Управления калмыцким народом (Ф.9), Отдела Ордынских народов Астраханской палаты государственных имуществ (Ф.6), архивы канцелярии Главного попечителя калмыцкого народа (Ф.4; 7), отчеты улусных попечительств Главного управления калмыцким народом, докладные записки, рапорты чиновников, справки и переписка Главных попечителей Калмыцкого управления с Министерствами царского правительства (Ф. 1 - Главного пристава при калмыцком народе, Ф.42; 29 - Ламаистского духовного управления). Были использованы архивные источники (Ф.249 Большедербетовского улусного управления) Государственного архива Ставропольского края.

Ряд архивных документов по истории Калмыкии хранится в Государственном архиве Астраханской области. В основном это документы жандармского отделения (Ф.48) и материалы, принадлежавшие отдельным персоналиям, работавшим в Калмыкии в различное время (Ф.794).

Анализируемые архивные материалы второй половины XIX в. вплоть до 1960-х годов практически не привлекали внимания исследователей. В настоящее время положение изменилось. Однако по тематике данной диссертации проводимые исследования остаются специальными.

Все опубликованные материалы калмыковедческой литературы можно поделить на следующие группы: первую группу исследований современников составляют переводы имеющихся источников с калмыцкого на русский язык и публикации на русском языке памятников национально-исторической литературы; вторую группу составляют работы, посвященные антропологическому и этнографическому изучению калмыцкого народа; отдельную группу составляют обследования различных правительственных учреждений и ведомств; самостоятельную группу исследований представляют труды православных миссионеров; отчеты улусных попечителей; документально-статистические журналы.

Обращение к анализируемому документальному комплексу не позволяет представить полноту и степень ценности его как исторического источника.

Отсюда вытекает в качестве первоочередной задача выяснения его состава и содержания.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые была предпринята попытка обобщить и проанализировать историю культурно-просветительской деятельности российской интеллигенции на территории Калмыкии (второй половины XIX - начала ХХвв.). Автор предлагает периодизацию культурно-просветительского движения в Калмыкии дооктябрьского периода и дает характеристику отдельных этапов.

Сделана первая попытка на региональном уровне провести систематическое исследование, сфокусированное на проблеме культурно-просветительской деятельности российской интеллигенции в Калмыкии во второй половине XIX - начале ХХвв. Диссертационное исследование дополняет новыми характеристиками традиционное для отечественной историографии представление о месте и роли российской интеллигенции в истории страны, обогащает понимание взаимосвязи судеб интеллигенции, способствует уяснению процесса эволюции интеллигенции.

Систематизирован обширный фактический материал, не исследованный до этого, который позволяет показать значение культурно-просветительской деятельности росийской интеллигенции в Калмыкии (второй половины XIX - начала ХХвв.) во всем многообразии и динамике.

В научный оборот вводятся неизвестные факты культурно-просветительской деятельности отдельных представителей российской интеллигенции.

На основании архивных материалов выявлены забытые имена, ранее неизвестные или малоизвестные страницы истории.

В результате анализа впервые приводятся в виде таблиц и диаграмм новые статистические данные о развитии просвещения, здравоохранения в .Калмыкии (вторая половина XIX - начало ХХвв.).

Практическая значимость исследования усматривается в том, что содержащиеся в нем данные и выводы могут быть использованы в разделах по истории и культуре Калмыкии, возможно, станут главами коллективной монографии по истории национальной интеллигенции. Они представляют интерес при составлении программ спецкурса для студентов, методических

рекомендаций для учителей. Материалы диссертации могут быть использованы в морально-воспитательных целях для преодоления бытующих у определенной части населения республики националистических взглядов.

Апробация исследования

Отдельные проблемы положений диссертации освещались в ходе Всероссийской научно-теоретической конференции "Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии" (Иваново, 1993г.), Российской научной конференции "Репрессированные народы: проблемы реабилитации" (Элиста, 1993г.). Некоторые аспекты диссертации были рассмотрены и опубликованы в межвузовском сборнике "Проблемы Всеобщей и Отечественной истории. Ч.И." (Элиста, 1997г.). Материалы кандидатской диссертации используются в лекционном курсе по истории Калмыкии.

Структура и содержание работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний, списка использованных источников и литературы и приложения.

Во введении обосновывается необходимость исследования избранной темы, ее новизна и актуальность, характеризуется методологическая основа, определяются цели и задачи диссертации, дается историографический обзор и характеристика привлекаемых источников, обосновываются хронологические рамки.

Первая глава "Культурно-просветительская деятельность российской интеллигенции в Калмыкии в области народного образования и здравоохранения во второй половине Х1Х-начале ХХвв." состоит из четырех разделов: "Социально-экономическое и политическое развитие Калмыкии во второй половине Х1Х-начале ХХвв."; "Положение народного образования в Калмыкии во второй половине Х1Х-начале ХХвв."; "Культурно-просветительская деятельность российских педагогов в Калмыкии во второй половине XIX - начале ХХвв." и "Вклад представителей российской интеллигенции в развитие здравоохранения Калмыкии".

В первом разделе рассматриваются социально-экономические и политические предпосылки, подготовившие изменения в культурной жизни Калмыкии середины Х1Х-начала ХХвв. и влияние отмены крепостного права

в Калмыкии на распространение культурно-просветительской деятельности российской интеллигенции.

Автор приходит к заключению, что во второй половине Х1Хв. феодальные отношения были господствующими в калмыцком обществе. Только с принятием закона 16 марта 1892 г. можно говорить об отмене феодальной зависимости. Реформа 1892 г. была подготовлена с учетом изменений социальных и экономических преобразований калмыцкого общества в условиях развития капитализма. Освобождение от феодальной зависимости облегчало включение широких калмыцких масс в общерусский экономический про'цесс. Оно отвечало интересам русской буржуазии, нуждавшейся в притоке дешевой рабочей силы. Закон об отмене крепостного права в Калмыкии завершил многолетнюю политику российского государства в плане косвенного подчинения национальных феодалов.

Для детального изучения внедрения культурно-просветительских взглядов необходимо четко представить уровень культуры и просвещения калмыцкого народа. Необходимо учитывать особенности и специфику социально-экономической жизни калмыцкого общества, которые отражались на их культуре и быте. По мере того, как тип полукочевого скотоводческого хозяйства утрачивал свое преобладание, особенно с середины XIX - начала XX вв., начинают меняться жилища, одежда, домашний инвентарь, быт и обычаи.

В нашем исследовании дается обоснованная критика ошибочных положений о том, что до Октябрьской революции 1917г. культурно-просветительский рост калмыцкого народа был остановлен вследствие политики, проводимой царским правительством.

Процесс перехода к оседлости, изменение политических и экономических условий объективно подготовили возможность реализации интереса калмыцкого народа к культурному просвещению, и она совпала с развернувшимся в 60-х годах XIX в. в России движением общественности за просвещение народных масс. Под влиянием этого процесса царское правительство вынуждено было в 1864 г. издать "Положение о начальных народных училищах Министерства народного просвещения", в котором указывалось, что "начальные народные училища имеют целью утверждать в

народе религиозные и нравственные понятия и распространять начальные полезные знания".

Во втором разделе главы автор приходит к мнению, что культурно-просветительская деятельность интеллигенции России во второй половине Х1Х-начале ХХвв. подготовила благодатную почву для генезиса новых общественных идей, ускорила процесс становления и развития национальной интеллигенции.

Просветительские идеи 60-х -70-х годов Х1Хв. оказывали свое влияние на общественную жизнь в Калмыцкой степи. Правительство обратило внимание на необходимость развития грамотности среди калмыков, преследуя практические цели подготовки аппарата бюрократического управления. Одновременно с изданием Положения 1847г. было утверждено и Положение об Астраханском училище для калмыков. В отчете Главного управления калмыцким народом за 1869 год отмечается, что "в народе заметно желание к распространению между молодым поколением грамотности, что и доказывается полным комплектом воспитанников, как в училище в Астрахани, так и в улусных школах. Кроме сего, значительное число мальчиков обучаются калмыцкой грамоте у своего духовенства и зайсангов".

Изучив развитие школьного образования Калмыкии, мы вправе выделить три основных периода развития просвещения:

1) конец XVII в. - 1861 г. - развитие хурульного образования в Калмыкии;

2) 1861 г. - 1892 г. - деятельность миссионерских школ в Калмыкии;

3) 1892 г. - 1917 г. - становление народного образования в Калмыкии.

На основании изученного материала можно сделать вывод, что до 1917г,

в Калмыкии наблюдается повсеместно низкая общеобразовательная и педагогическая подготовка, нехватка учебников и учебных пособий на родном языке, бессистемность обучения. Однако именно в период с 1892г. были сделаны попытки сдвинуть с нулевой отметки проблемы просвещения.

В калмыцких улусах Астраханской губернии насчитывалось 42 школы и в Ставропольской губернии - 13 школ, в которых обучалось около 1400 учащихся, что составляло 1% населения калмыцких улусов.

К 1917г. среднее образование в русских учебных заведениях получили только немногие калмыки, высшее образование получили лишь единицы.

Калмыцкая интеллигенция была немногочисленна. Ее составляли толмачи и переводчики Главного и улусных управлений, фельдшеры, помощники учителей народных школ, стремившиеся обучить детей грамоте.

Третий раздел посвящен первым представителям российской педагогической интеллигенции в Калмыкии. В научный оборот вводятся новые архивные материалы. В результате архивных исследований удалось найти имена и фамилии многих, кто самозабвенным трудом способствовал развитию национальных культурно-исторических традиций. Известно, что в их числе в разное время были Е.Ф.Дубянская, А.Бурлаков, А.Г.Орлова, Ш.Г.Гайфутдинов, Х.Ф.Пузанова, М.В.Парабычева, К.И.Кондакова, Е.А.Дергунова, С.Г.Мещерякова, П.Г.Коржева, З.И.Яхтина, К.Б.Филипчук, Е.А.Ливина и др. Также новыми архивными материалами значительно дополнена деятельность известного педагога, Героя труда Т.Д.Юрковой.

Таким образом, результаты архивных исследований позволяют нам сделать вывод, что, несмотря на отсутствие некоторых документов, в Калмыкии во второй половине XIX - начале XX вв. первыми учителями были представители российской просветительской интеллигенции, которые способствовали развитию грамотности и заложили основу формирования калмыцкой национальной интеллигенции. Новые прогрессивные взгляды способствовали развитию общественной мысли и носили характер относительной демократизации.

В четвертом разделе исследуется культурно-просветительская деятельность представителей медицинской российской интеллигенции в Калмыкии дооктябрьского периода.

В основном из-за слабого развития медицины в Калмыкии среди населения были распространены различные социальные болезни: туберкулез, трахома, сифилис и др. В результате частых эпидемий инфекционных болезней в калмыцких улусах до революции был очень высок смертный показатель, особенно среди детей. По. статистическим данным в дооктябрьский период 43% детей умирало в возрасте до 5 лет. Отрицательное воздействие на здоровье девушек оказало традиционное ношение камзола.

В конце XIX - начале XX вв. в калмыцкие улусы Астраханской губернии пришли энтузиасты здравоохранения молодые врачи Залкинд Семен

Рафаилович - в Элисту; Цветков Александр Павлович - в Долбан; Цапко Степан Иванович - в Эркетени, Солорев Вячеслав Демьянович - в Харахусы; Лукин Иван Иванович - в Багацохуры. Эти люди посвятили свою жизнь налаживанию медицинского обслуживания калмыцкого населения, организации врачебных и фельдшерских пунктов в улусах и т.п.

Исследованные материалы отражают культурно-просветительское-влияние российской интеллигенции на развитие медицины в Калмыкии. Передовые представители русской медицины, преодолевая огромные трудности, приучали степняков к прививкам, современным лекарствам, стационарному лечению. Местная народная медицина обогащалась за счет русской медицины, а русская медицина - за счет калмыцкой народной медицины.

Вторая глава "Роль российских ученых в просвещении калмыцкого народа" состоит из двух разделов: "Изучение культурно-исторических традиций калмыцкого народа учеными России" и "Культурно-просветительская деятельность российских ученых в Калмыкии".

В первом разделе раскрывается характеристика краеведческой литературы второй половины XIX - начала ХХвв. Общим для нее является широкий диапазон исследований, характеризующийся зачастую в ущерб глубине обзорным изложениям материала.

Общую массу исследований о Калмыкии с середины Х1Хв. до начала XX в. можно поделить на те, которые непосредственно осуществлялись по инициативе правительства или предпринимались православными миссионерскими обществами и явились основой для развития местного краеведения.

Определенную группу исследований составляют труды российских ученых: профессора Казанского университета И.И.Попова, востоковеда А.М.Позднеева, историков-юристов К.Ф.Голстунского, Ф.И.Леонтовича, биолога И.И.Мечникова и других. Однако научный интерес этих ученых не затрагивал социально-экономические вопросы развития Калмыкии в данный период.

Научную деятельность первых калмыковедов И.А.Житецкого, Б.Бергмана, А.А.Бобровникова, К.Ф.Голстунского, В.Л.Котвича, А.М.Позднеева, Б.Я.Владимирцова можно считать основой культурно-исторических традиций,

заложенной для будущих поколений, так как результаты их работы были оценены несколькими десятилетиями позже.

Зарождение культурно-просветительского движения как части национально-культурного возрождения в Калмыкии привело к пересмотру общественной значимости фольклорного богатства, в том числе и национального эпоса. Молодая национальная интеллигенция проявила прямую заинтересованность в появлении его записи и публикации, то есть обнародовании. Немаловажную роль в этом сыграла российская научная интеллигенция.

Во втором разделе автор предпринял попытку проанализировать роль и значение становления и развития отечественного калмыковедения в дореволюционной России. Представители российской интеллигенции много сделали для изучения истории, экономики, культуры, быта и языка единственных представителей монголоязычных народов в Восточной Европе - калмыков.

Большая заслуга в культурно-просветительской деятельности российской интеллигенции в Калмыкии принадлежит Алексею Матвеевичу Позднееву -выдающемуся востоковеду последней четверти XIX - начала ХХвв. Он - автор около ста научных трудов. Многогранная деятельность А.М.Позднеева доказывает, что он был не только выдающимся востоковедом, калмыковедом, но и не менее выдающимся просветителем калмыцкого народа. При его непосредственном участии в различных улусах дореволюционной Калмыкии открывались первые школы, выпускались учебники, специально разработанные для калмыцких детей. Несмотря на правительственную политику ограничения просвещения инородцев, в частности калмыков, А.М.Позднеев и другие ученые-калмыковеды глубоко верили в будущность калмыцкого народа, в расцвет его культуры, просвещения. А.М.Позднеев -один из немногих просветителей конца Х1Х-начала XX вв., кто постоянно был с народом и стремился приобщить кадмыцкий народ к передовой человеческой культуре.

Автором подчеркивается культурно-просветительская деятельность некоторых представителей чиновничества Калмыкии дореволюционного периода. Представители российской интеллигенции второй половины Х1Хв.

и вплоть до Октябрьской революции играли заметную роль в развитии просветительских идей в Калмыцкой степи. Ими впервые были изучены особенности культурно-традиционного наследия калмыков, положено начало развития краеведения. Ими было много сделано для изучения истории, экономики, культуры, быта и языка калмыков.

Российские ученые сыграли большую роль в формировании калмыцкой национальной интеллигенции, особенно научных, преподавательских и культурных работников. Использованные материалы свидетельствуют о том, что калмыцкий народ приобщался к передовой культуре русского народа, а через нее - к достижениям мировой культуры и науки.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются выводы, основанные на анализе многочисленных источников, обозначаются проблемы, разработка которых будет способствовать созданию целостной, научной, объективной концепции истории просветительской деятельности российской интеллигенции в Калмыкии середины Х1Х-начала ХХвв. в отечественной исторической науке.

Публикации

1. Историографические проблемы просветительской деятельности российской интеллигенции в Калмыкии (середина XIX - начало ХХвв.) // Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции "Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии". Иваново, 1993.

2. Просветительская деятельность российской интеллигенции в истории Калмыкии // Материалы российской научной конференции "Репрессированные народы: проблема реабилитации". Элиста, 1993.

3. Вклад А.М.Позднеева в становление народного образования Калмыкии // Проблемы Всеобщей и Отечественной истории. Ч. II. Элиста, 1997.