автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Культурно-цивилизационные и политические основы демократизации общества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурно-цивилизационные и политические основы демократизации общества"
На правах рукописи
РГВ од
Оюунчимэг Бэгзсурэнгийн (Монголия )
Культурно - цивилизационные и политические основы демократизации общества ( на примере Монголии )
(Специальность 09.00.11. -социальная философия)
Автореферат
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва - 2000 г.
Работа выполнена на кафедре политических наук факультета гуманитарных и социальных наук Российского Университета дружбы народов
Научный руководитель: доктор философских наук,
профессор В.Д.Зотов.
Официальные оппоненты: академик Академии гуманитарных наук,
доктор философских наук Нуруллаев А. А.
доктор философских наук Носков Ю.Г.
Ведущая организация: Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова, Центр социологических исследований
-// ¡Г
Защита диссертации состоится " ■ ; " декабря 2000 г. в о час, на заседании диссертационного совета К.053.22.27. в Российском Университете дружбы народов по адресу: 117198, Москва, ул. Миклухо - Маклая, дом 6. ауд. № Л & *
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского Университета дружбы народов.
Автореферат разослан ноября 2000 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук профессор
(^СГЛ, ч~и О
Актуальность темы. Крушение авторитарно-тоталитарного социализма в странах Восточной Европы, СССР, Монголии и переход этих стран на путь демократического развития является важнейшим событием конца XX столетия.
Демократия, будучи влиятельной политической идеей XIX века, стала к началу XX века политической реальностью в ряде западных стран, а к концу XX века превратилась в преобладающий в мире тип политического устройства общества. Важно подчеркнуть то, что процессы демократизации захватывают и незападный мир - в частности, Филиппины, Южную Корею, Тайвань, а также некоторые страны Африки к югу от Сахары.
Распространение демократии в обществах, корни которых питаются традициями конфуцианства, буддизма и других религий, поднимает, как подчеркивается в новейшей литературе, "вопрос о культурных основах демократии... Изучение культуры оказалось особенно важным для анализа процессов демократизации, так как речь шла о поисках необходимых культурных предпосылок демократии"1. В исследованиях, специально посвященных политической культуре стран Азии и Африки обращается внимание на такие особенности традиционной культуры, как ощущение иерархичности общества и извечности такого порядка; корпоративность, коллективистское сознание и негативное отношение к индивидуализму2
В современном мире по отношению к традиционной культуре действуют две противоположные тенденции. Одна выражается в её забвении, попытке сбросить с себя "груз веков", овладеть техническими и социальными достижегашми сегодняшнего дня. Другая тенденция, напротив, проявляется в поисках своих национальных корней, стремлении приобщиться к культуре предков — и не только для того, чтобы осознать себя, осмыслить сегодняшний день, но и для того, чтобы принять решение на завтрашний день. \
1 Политическая наука: Новые направления. Под редакцией Р.Гудина и X. - Д. Клингемана. Научный редактор русского издания профессор Е.Б.Шестопал. М.,1999. С. 330, 331-332.
2 .См.: Политическая культура стран Азии и Африки. М.,1997. С.32-33.
Благодаря традициям культура каждого народа является самобытной I уникальной. В то же время в современном мире, становящимся, пс определению А.А.Зиновьева, "сверхобществом"1, ни одна культура не може1 жить только традицией и быть изолированной от других культур. "Культура -это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других; в изоляции она увядает и погибает", - отмечалось в Декларации Всемирной конференции по политике в области культуры (Мехико, 1982 г.).
Исследование процессов демократизации стран, где еще недавно существовал авторитарно-тоталитарный социализм, (этот строй называют также "государственным социализмом") только начинается. Причем в каждой стране эти процессы имеют свои специфические черты. В Монголии этих специфических черт, может быть, больше, чем в других странах.
Монголия - страна древней кочевой культуры и цивилизации. Она первой из стран Востока вступила, как было принято считать, на путь социалистического строительства, перешла к социализму от феодализма, минуя капиталистическую стадию общественного развития. В 90-х годах XX века в Монголии наметился переход от тоталитарно-авторитарного строя к демократическому. Процессы обновления в Монголии сопровождаются ростом национального самосознания, повышением интереса к своей истории и культуре. Новая Конституция Монголии, принятая 12 февраля 1992 г., закрепила тенденцию к демократическому переустройству общества и государства.
Государственный флаг Монголии имеет красный, синий, красный цвета. Средняя часть флага размером в одну треть имеет синий цвет вечного неба, части, расположенные по бокам, - красного цвета - символ прогресса и процветания. В центре красного полотна на стороне древка флага расположено золотое соёмбо — идеограмма, которая с глубокой древности является национальной эмблемой свободы и независимости.
1 .Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М.,2000.
Данная диссертация направлена на исследование культурно-цивилизационных и политических основ демократизации монгольского общества. Об актуальности избранной диссертантом темы исследования говорит то, что её название соответствует формулировкам, которые содержатся в преамбуле новой Конституции Монголии - о необходимости свято оберегать и наследовать "традиции государственности, истории и культуры" в целях построения и развития в стране "гуманного, гражданского, демократического общества".
Но её актуальность возрастает еще более в связи с последними политическими процессами в стране. Речь идет о том, что в результате состоявшихся летом 2000 года демократических выборов в Великий Государственный Хурал (ВГХ) безусловную победу одержала Монгольская Народная революционная партия (МНРП). Она завоевала 72 места в парламенте страны 113 76. Состоявшиеся осенью этого же года выборы в местные органы власти также принесли победу МНРП - партии, которая в течение 70 лет находилась у власти и которая в начале 90-х годов эту власть потеряла. Это первый и единственный пока случай возвращения коммунистов к власти в бывшей социалистической стране, которая продолжает развитие в условиях демократии, определенных Конституцией 1992 года.
Состояние научной разработанности проблемы. Традиция изучения влияния культуры на общество существует давно. В древности об этом писали Конфуций, Платон, Аристотель, Цицерон и другие философы, в Средние века -Аквинский, Аль-Фараби, Ибн-Хальдун и другие; в новое время - И.Гердер, В.Гумбольт, И.Кант, В.И.Ленин, М.Макиавелли, К.Маркс, Ф.Ницше, Ортега - и - Гассет, Г.В.Плеханов, Ж.-Ж. Руссо, А.Токвиль, О.Шпенглер и другие мыслители.
В XX веке большой вклад в разработку проблем культуры и её влияния на политику, взаимосвязи политики и культуры внесли такие признанные ученые Запада, как М.Вебер, К.ГГоппер, Б.Рассел, Г.Риккерт, А.Тойнби,
Э.Фромм, К.Ясперс, основные произведения, которых сейчас изданы ш русском языке1.
С введением в научный оборот понятия "политическая культура", которое синтезирует два понятия - "культура", и "политика", исследования в этом направлении ещё более активизировались. Проблемы влияния культуры, в том числе традиций, на политику, политическое сознание и политическое поведение людей в различных странах рассматриваются в трудах таких западных политологов, как Г.Алмонд, Д.Аптер, Р.Арон, Ж.Блондель, А.Боднар, М.Бринт, П.Бурдье, Ф.Бро, С.Верба, Е.Вятр, Р.Гароди, А.Гидденс, Р.Даль, Л.Дитгмер, Р.Доуз, М.Дюверже, Д.Истон, С.Липсет, Г.Лассуэлл, Х.Макклоски, Д.Маккуэйл, А.Милбрет, Л.Пай, Р.Путнэм, В.Розенбаум, Р.Такер, С.Хантингтон, Д.Хелд, М.Херманн, ПШаран, Р. - Ж.Шварценберг2.
Со второй половины 80-х годов в СССР (России) стали издаваться произведения русских мыслителей - А.Белого, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, П.А.Сорокина, Е.Н.Трубецкого, С.Л.Франка и других, которые (произведения) в силу определенной идеологической направленности были ранее малодоступны исследователям и совершенно недоступны массовому читателю и в которых рассматриваются проблемы развития человеческой культуры, цивилизации, взаимодействия человека —общества - власти, политической культуры3.
1 .Поппер К. Открытое общество и его враги. В двух томах:-М., 1992; Рассел Б. Мудрость Запада:-М.,1998; РиккертГ. Науки о природе и науки о культуре.-М.,1998; Тойнби А. Постижение истории.-М.,1991; ФроммЭ. Душа человека.-М.,1992; Ясперс К. Смысл и назначение истории.-М.,1991 и др.
2 .The Civic Culture Revisited / Almond G., Verba S. - Boston, 1980; Divided Knowledge: Across Cultures, Across Disciplines / Easton D. - Newbury Park, Sage, 1991; Political Culture, Public Policy and the American States / Kingsaid J. - Philadelphia, 1982, Political Culture and Political Development / Pye.L. - Princeton, 1965; Political Psychology / Hermann M.G/ - San Francisco, 1986; Almond G. Verba S. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. -Princeton. N.Y., 1963; Aran R. Democratie et totalitarisme. - P., 1965; Brint M A. Genealogy of Political Culture. - Boulder, Colorado, USA, 1991; Dowse RE. Hughes J.A. Political Sociology. -L., \9i(s\MilbrathL., СоеШ. Political Participation. Chicago - l911,Haran P. Theory omparative Politics. - New Delhi, 1984; Schwartzenberg R.-J. Sociologie Politique, 4. Eme ed. - P., 1988.
3 . Белый А. Символизм как миропонимание.-M.,1994; Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М.,1995; Его же: Философия творчества, культуры и искусства. В двух томах. М.,1994; Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. - М., 1994; Ильин И.А.
В последние полтора-два десятилетия резко усилился интерес российских /ченых к теоретическим и методологическим проблемам цивилизации, культуры, политики. Об этом свидетельствуют работы Т.А.Алексиной, Э.А.Баллера, П.К.Гречко, В.С.Грехнёва, Н.С.Злобина, Е.В.Золотаревой, В.Д.Зотова, Э.В.Ильенкова, Ю.В.Ирхина, Н.И.Квасовой, Н.С.Кирабаева, Н.Д.Косухина, А.Ф.Лосева, Э.С.Маркаряна, А.А.Нуруллаева, А.С.Панарина, Ю.М.Почты, А.М.Ушкова, и др
Опираясь на эти работы в теоретико-методологическом плане, диссертант, естественно, большое внимание уделил изучению трудов российских ученых XIX - XX веков, посвященных Монголии, особенно по проблемам культуры, быта, религии, политической истории монгольского народа. Следует подчеркнуть, что российская школа монголоведения - одна из самых авторитетных в мировом монголоведении. Это и понятно: история России и Монголии, начиная с XIII века, тесно переплетается между собой. Известно, что монгольский язык начали изучать в России по указу Петра I, живейший интерес к изучению Монголии проявляли декабристы, особенно братья Бестужевы. Российские монголоведы - Н.Я.Бичурин, Л .Л.Викторова, Б.Я.Владимирцов, И.М.Гольман, Г.Е.Грумм-Гржимайло, Л.Н.Гумилев, Н.Л.Жуковская, И.Я.Златкин, О.М.Ковалевский, С.А.Козин, И.И.Ломакина,
Путь к очевидности. М., 1993; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1991; Трубецкой E.H. Смысл жизни.-М.. 1994; Франк С.Л. Духовные основы общества".-М., 1992 и
др.
.Алексина Т.А. Философские проблемы культуры. М.,1991; Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.,1987; Гречко П.К. Введение в обществознание. Учебное пособие. М.,1999; Духовная культура и этническое самосознание. Вып. 1-П.М., 1991; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.,1980; Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. Учебник. М.,1999, 2000.; Ильенков Э.В. Философия и культура. М.,1991; Н.С.Кирабаев. Социальная философия мусульманского Востока (Эпоха средневековья). М.,1987; Культура как целостное явление: проблемы методологии изучения. Л.,1983; Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М.,1991; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.,1983; Методологические проблемы исследования культуры. М.,1987; Общество и культура: философские осмысление культуры. М.,1988; Освобождение духа. М.,1991; Проблемы философии культуры. М.,1984; Почта Ю.М. Возникновение ислама и мусульманского общества. М.,1993; Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.,1991.
А.П.Окладников, А.М.Позднеев, Н.М.Пржевальский, Ю.Н.Рерих. Т.Д.Скрынникова и многие другие создали десятки трудов по Монголии1.
Особенно выделим труды выдающегося российского ученого - историка и географа Л.Н.Гумилева, в которых одной из основных тем является тема с монголах и Монголии: "Хунну. Средняя Азия в древние времена" (М.,1960), "Древние тюрки" (М.,1967), "Хунну в Китае. Три века войны Китая со степными народами. Ш - 1У вв" (М.,1974); "От Руси к России" (М.,1992); "Древняя Русь и Великая степь" (М.,1993) и другие.
В своей работе диссертант использовал также ряд исследований монгольских авторов как на русском, так и на монгольском языках.
Несмотря на обилие научной литературы - особенно по общим вопросам культуры и политики, а также по истории Монголии, - проблема, заявленная в теме диссертации, является новой, ибо демократический процесс в Монголии обозначатся только в последние десять лет.
Щелью исследования является изучение культурно - цивилизационных и политических основ процесса демократизации монгольского общества. Для достижения этой цели были определены следующие задачи: -дать обзор проблемы "культура и политика" в истории и современности; -выяснить возможности воздействия традиционной культуры на современные политические процессы;
1 . Бичурин Н.Я. Записки о Монголии, сочиненные монахом Иакинфом. T.l-П. СПБ.,1828; Его же: Описание Джунгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии. СПБ.,1829; Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. М.,1981; Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский феодализм. М.,1934; Его же: Чннгиз-хан. М.,1922; Гольман М.И. Монголоведение на Западе. М.,1997; Грум-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край ( Исторический очерк этих стран в связи с историей Средней Азии) Л., 1926; Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М.,1977; Златкин И.Я. Очерки новой и новейшей истории Монголии. М.,1967; Ковалевский О.М. История монголов. Т. 1-2. Казань, 1843-1856; Козин С.А.Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М-Л.,1941; Ломакина И.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. М.,1973; Окладников А.П. Первобытная Монголия. К вопросу древнейшей истории Монголии. У-Б.,1964; Позднеев A.M. Монголия и монголы. Т.1-2, СПБ.,1896-1898; Пржевальский Н.М. Монголия и страна тангутов. Т.1-2. СПБ.,1875-1876; Рерих Ю.Н. Монголо-тибетские отношения в XYI и начале ХУЛ в. Монгольский сборник. М.,1959, Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингисхана. М.,1997.
пункт 10 за гражданами признаётся "право создавать партии, другие общественные организации, объединяться в них на добровольной основе, исходя из общественных и собственных интересов и взглядов". При этом подчеркивается, что: "Запрещаются дискриминация и репрессирование кого-либо за вступление в ту или иную партию, другие общественные организации, за членство в них". При этом не допускается дискриминация человека по причине его убеждений.
Конституция МНР 1960 года (статья восемьдесят вторая), признавая за гражданами МНР "право объединяется в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, молодежные, спортивные и другие организации, культурные и научные общества, а также общества по укреплению мира и дружбы между народами и т.п.", - вместе с тем исходит из того, что: "Наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочих, кооперированных трудящихся и трудовой интеллигенции объединяются в Монгольскую народно-революционную партию, являющуюся передовым отрядом и руководителем всех государственных и других массовых организаций трудящихся"1.
Подчерюгутая формулировка Конституции о МНРП как передовом отряде и руководителе всех государственных и других массовых организаций трудящихся не только лишает их какой либо политической самостоятельности, но и превращает их в орудие единственной партии - руководителя.
Диссертант отмечает, что критерий демократичности, заключается не просто в многопартийности а в том, может ли оппозиционная партия, исповедующая другую идеологию, стать на законном основании, в результате парламентских выборов, правящей партией, получив большинство голосов избирателей. Важнейшим критерием демократичности Конституции Монголии 1992 г., основой политических прав и свобод граждан диссертант считает признание ею многоукладной экономики, включая частную собственность. Ничего подобного не было и не могло быть в Конституции МНР.
1 Конституция Монгольской Народной Республики ... С.45.
Принципиальное отличие демократической политической культуры от авторитарно-тоталитарной проявляется и в таком важном вопросе как отношения государства (власти) и церкви (религии). Диссертант подробно анализирует статьи Конституции Монголии и Закона Монголии об отношениях государства и церкви, принятого в 1995 году, где устанавливаются гарантии обеспечения свободы вероисповедания граждан и регулируются отношения между государством и церковью.
Отмечая наличие похожих формулировок в конституции МНР, диссертант, ссылаясь на документы, показывает репрессированы характер политики монгольских руководителей 30-х годов к религии и ламам -священнослужителям.
В заключительном третьем параграфе анализируется противоречивые результаты парламентских выборов 90-х годов в Монголии - выборов 1992, 1996 и 2000 годов. Подчеркивается, что о необходимости демократизации общества, отказа от авторитарно-тоталитарного строя в Монголии заговорили во второй половине 80-х годов, вслед за объявленной М.С.Горбачевым "перестройкой" в СССР. Его известный лозунг - "больше демократии - больше социализма" - был принят к сведению руководством МНРП. Однако в конце 1989 - начале 1990 г. внутриполитическая ситуация в Монголии резко обострилась. Произошел мощный всплеск общественной активности населения, прежде всего молодежи, возникли оппозиционные силы , что для тогдашнего политического и государственного руководства явилось полной неожиданностью.
Пленум ЦК МНРП 1 марта 1990 г. объявил об отказе МНРП от своей руководящей роли в обществе. На сессии Великого Народного Хурала Монголии в мае 1990 г. был принят Закон о политических партиях и Закон о дополнениях к Конституции МНР. К тому времени по инициативе молодой интелегенции в Монголии уже появились такие политические силы, как Монгольский демократический союз, Социал-демократическое движение,
новый прогрессивный союз, целью которых было ускорить обновление и демократизацию общества.
Однако демократические выборы в парламент, проведенные на основе новой Конституции летом 1992 года по требованию демократических сил, ознаменовались безоговорочной победой МНРП. Она получила в парламенте 70 мест из 76. На долю оппозиционных ей партий осталось всего 6 мест. Тогда это эбъясняли тем, что большинство избирателей разделяет и поддерживает её стремление к обеспечению политической стабильности в стране.
Но дальнейшие события показали, что МНРП не смогла остановить (озяйственный спад в стране, улучшить социально-экономическую обстановку. Настроения монгольского электората резко изменились, что освидетельствовали парламентские выборы 1996 года. Созданный блок демократических партий завоевал в парламенте (Великом Государственном Курале) 50 мест из 76, тогда как МНРП - всего 26 мест. Тогда казалось, что *ЛНРП больше не подняться.
Однако последние выборы, состоявшиеся летом 2000 г., вопреки многим фогнозом и ожиданиям, вновь вернули МНРП к власти. На этот раз она авоевала 72 места в ВГХ. Безоговорочную победу МНРП засвидетельствовали акже выборы в местные органы власти, состоявшиеся осенью 2000 г.
Ученые и аналитики пытаются сейчас разобраться в этом феномене приводятся некоторые мнения). Сам же диссертант видит три основных [ричины возвращения МНРП к власти:
1.Полный провал демократов на поприще социально-экономической аботы. Дальнейшее углубление кризисных явлений, снижение жизненного ровня народа. Демократы обманули надежды монгольского общества и оно не ростило им этого.
2.МНРП как партия существенно изменилась. Она отреклась от огматического марксизма-ленинизма, выступает сегодня за демократию, ыночную экономику, осудила свое авторитарно-тоталитарное прошлое.
3.Немаловажное значение имеет и внешнеполитический фактор: не только то, что рядом в Китайской Народной Республике и Социалистической Республике Вьетнам, у власти по-прежнему находятся коммунистические партии, но и то, что под их руководством эти страны добились впечатляющих успехов в экономическом развитии при полной стабильности общества.
Прогноз диссертанта, данный в заключении работы, естественно, носит самый общий характер: если в течение ближайших четырех лет, 2000-2004 годы, монгольский народ реально почувствует улучшение условий своей жизни, мандат доверия к МНРП будет продлен. Если этого не удается сделать, МНРП потеряет власть и на этот раз вновь вернуть доверие народа будет весьма трудно, если не невозможно.
Основные положения диссертационной работы отражены в следующих публикациях:
1.Проблемы становления новой политической культуры в Монголии. //Философия, ценности, культура.-М.,Изд-во РУДН, 1998, С. 104-108.
2.Политическая культура и становление многопартийной системы в Монголии. //Научный журнал, Вестник Российского университета дружбы народов, Серия Политология, 2000, № 2, С. 129-131.
3.Новая Конституция Монголии - как фактор диалога. // "Восток - Запад. Диалог культур и цивилизаций", Материалы Второй межвузовской научной конференции молодых ученых, посвященной 40-летию Российского университета дружбы народов и Международному году Культуры Мира - М., Издат-во РУДН, 2000,. С. 157-159.
Оюунчимэг Бэгзсурэнгийн ( Монголия )
"Культурно - цивнлизацнонные и политические основы
демократизации общества ( на примере Монголии )"
В настоящей диссертационной работе предпринята попытка исследовать сультурно-цивилизационные и политические основы демократизации монгольского общества в последнем десятилетии XX века. Руководствуясь формулировками новой Конституцией Монголии о необходимости "свято >берегатъ и наследовать традиции государственности, истории и культуры" в 1елях построения и развития в стране "гуманного, гражданского и ю м о крахи ч е с ко го общества", диссертант анализирует начавшийся процесс демократизации, его трудности, противоречивые результаты парламентских ¡ыборов в Монголии 1992, 1996 и 2000 годов.
Oyunchimeg Begzsurengiin ( Mongolia ) "The cultural-civilized and political bases of democratization of the Mongolian society"
In this dissertation work, the author has made an attempt to study the cultural-ivilized and political bases of democratization of the Mongolian society in the recent ecade of the 20th century .Using the formulation of the new Constitution of the 1992 bout the necessity of "inheriting the traditionsof natural statehood, history and ulture", aiming of building and developing "a humane and democratic civil society l the country", the candidate analized the started process of democratization, its bstacles,contradictions, results of the parliamentary elections of 1992, 1996 and 000.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Оюунчимэг Бэгзсурэнгийн
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРЫ.
1.1.Соотношение понятий культуры и цивилизации. Культурно-цивилизационная дихотомия Запада и Востока.
1.2.Политическая культура и её цивилизационные и национальные модели. 35
ГЛАВА 2. СИНТЕЗ ТРАДИЦИОННОГО И СОВРЕМЕННОГО -ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗАЦИИ МОНГОЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА.
2.1 .Традиционные черты политической и духовной культуры монголов. 57
2.2. Принципиальные отличия демократической политической культуры от авторитарно-тоталитарной. Сравнительный анализ основных положений Конституции Монголии 1992 года и Конституции Монгольской Народной Республики 1960 года
2.3.Противоречивые результаты парламентских выборов 90-х годов как показатель трудностей становления новой политической культуры в Монголии. 105
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Оюунчимэг Бэгзсурэнгийн
Актуальность темы. Крушение авторитарно-тоталитарного социализма в странах Восточной Европы, СССР, Монголии и переход этих стран на путь демократического развития является важнейшим событием конца XX столетия.
Демократия, будучи влиятельной политической идеей XIX века, стала к началу XX века политической реальностью в ряде западных стран, а к концу XX века превратилась в преобладающий в мире тип политического устройства общества. Важно подчеркнуть то, что процессы демократизации захватывают и незападный мир - в частности, Филиппины, Южную Корею, Тайвань, а также некоторые страны Африки к югу от Сахары.
Распространение демократии в обществах, корни которых питаются традициями конфуцианства, буддизма и других религий, поднимает, как подчеркивается в новейшей литературе, "вопрос о культурных основах демократии. Изучение культуры оказалось особенно важным для анализа процессов демократизации, так как речь шла о поисках необходимых культурных предпосылок демократии"1. В исследованиях, специально посвященных политической культуре стран Азии и Африки обращается внимание на такие особенности традиционной культуры, как ощущение иерархичности общества и извечности такого порядка; корпоративность, коллективистское сознание и негативное отношение к индивидуализму2
1 Политическая наука: Новые направления. Под редакцией Р.Гудина и X. -Д. Клингемана. Научный редактор русского издания профессор Е.Б.Шестопал. М.,1999. С. 330, 331-332.
2 .См.: Политическая культура стран Азии и Африки. М.,1997. С.32-33.
В современном мире по отношению к традиционной культуре действуют две противоположные тенденции. Одна выражается в её забвении, попытке сбросить с себя "груз веков", овладеть техническими и социальными достижениями сегодняшнего дня. Другая тенденция, напротив, проявляется в поисках своих национальных корней, стремлении приобщиться к культуре предков - и не только для того, чтобы осознать себя, осмыслить сегодняшний день, но и для того, чтобы принять решение на завтрашний день.
Благодаря традициям культура каждого народа является самобытной и уникальной. В то же время в современном мире, становящимся, по определению А.А.Зиновьева, "сверхобществом"1, ни одна культура не может жить только традицией и быть изолированной от других культур. "Культура - это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других; в изоляции она увядает и погибает", - отмечалось в Декларации Всемирной конференции по политике в области культуры (Мехико, 1982 г.).
Исследование процессов демократизации стран, где еще недавно существовал авторитарно-тоталитарный социализм, (этот строй называют также "государственным социализмом") только начинается. Причем в каждой стране эти процессы имеют свои специфические черты. В Монголии этих специфических черт, может быть, больше, чем в других странах.
Монголия - страна древней кочевой культуры и цивилизации. Она первой из стран Востока вступила, как было принято считать, на путь социалистического строительства, перешла к социализму от феодализма, минуя капиталистическую стадию общественного развития. В 90-х годах XX века в Монголии наметился переход от тоталитарно-авторитарногб
1 .Зиновьев A.A. На пути к сверхобществу. М.,2000. строя к демократическому. Процессы обновления в Монголии сопровождаются ростом национального самосознания, повышением интереса к своей истории и культуре. Новая Конституция Монголии, принятая 12 февраля 1992 г., закрепила тенденцию к демократическому переустройству общества й государства.
Государственный флаг Монголии имеет красный, синий, красный цвета. Средняя часть флага размером в одну треть имеет синий цвет вечного неба, части, расположенные по бокам, - красного цвета - символ прогресса и процветания. В центре красного полотна на стороне древка флага расположено золотое соёмбо - идеограмма, которая с глубокой древности является национальной эмблемой свободы и независимости.
Данная диссертация направлена на исследование культурно-цивилизационных и политических основ демократизации монгольского общества. Об актуальности избранной диссертантом темы исследования говорит то, что её название соответствует формулировкам, которые содержаться в преамбуле новой Конституции Монголии - о необходимости свято оберегать и наследовать "традиции государственности, истории и культуры" в целях построения и развития в стране "гуманного, гражданского, демократического общества".
Но её актуальность возрастает еще более в связи с последними политическими процессами в стране. Речь идет о том, что в результате состоявшихся летом 2000 года демократических выборов в Великий Государственный Хурал (ВГХ) безусловную победу одержала Монгольская Народная революционная партия (МНРП). Она завоевала 72 места в парламенте страны из 76. Состоявшиеся осенью этого же года выборы в местные органы власти также принесли победу МНРП - партии, которая в течение 70 лет находилась у власти и которая в начале 90-х годов эту власть потеряла. Это первый и единственный пока случай возвращения коммунистов к власти в бывшей социалистической стране, которая продолжает развитие в условиях демократии, определенных Конституцией 1992 года.
Состояние научной разработанности проблемы. Традиция изучения влияния культуры на политику существует давно. В древности об этом писали Конфуций, Платон, Аристотель, Цицерон и другие философы, в Средние века - Аквинский, Аль-Фараби, Ибн-Хальдун и другие; в новое время - И.Гердер, В.Гумбольт, И.Кант, В.И.Ленин, М.Макиавелли, К.Маркс, Ф.Ницше, Ортега - и - Гассет, Г.В.Плеханов, Ж.-Ж. Руссо, А.Токвиль, О.Шпенглер и другие мыслители.
В XX веке большой вклад в разработку проблем культуры и её влияния на политику, взаимосвязи политики и культуры внесли такие признанные ученые Запада, как М.Вебер, К.Поппер, Б.Рассел, Г.Риккерт, А.Тойнби, Э.Фромм, К.Ясперс, основные произведения, которых сейчас изданы на русском языке1.
С введением в научный оборот понятия "политическая культура", которое синтезирует два понятия - "культура", и "политика", исследования в этом направлении ещё более активизировались. Проблемы влияния культуры, в том числе традиций, на политику, политическое сознание и политическое поведение людей в различных странах рассматриваются в трудах таких западных политологов, как Г.Алмонд, Д.Аптер, Р.Арон, Ж.Блондель, А.Боднар, М.Бринт, П.Бурдье, Ф.Бро, С.Верба, Е.Вятр, Р.Гароди, А.Гидденс, Р.Даль, Л.Дитгмер, Р.Доуз, М.Дюверже, Д.Истон, С.Липсет, Г.Лассуэлл, Х.Макклоски, Д.Маккуэйл, А.Милбрет, Л.Пай,
1 .Поппер К. Открытое общество и его враги. В двух томах:-М.,1992; Рассел Б. Мудрость Запада:-М.,1998; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.-М.,1998; Тойнби А. Постижение истории.-М.,1991; Фромм Э. Душа человека.-М.,1992; Ясперс К. Смысл и назначение истории.-М.,1991 и др.
Р.Путнэм, В.Розенбаум, Р.Такер, С.Хантингтон, Д.Хелд, М.Херманн, П.Шаран, Р. -Ж.Шварценберг1.
Со второй половины 80-х годов в СССР (России) стали издаваться произведения русских мыслителей - А.Белого, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, П.А.Сорокина, Е.Н.Трубецкого, С.Л.Франка и других, которые (произведения) в силу определенной идеологической направленности были ранее малодоступны исследователям и совершенно недоступны массовому читателю и в которых рассматриваются проблемы развития человеческой культуры, цивилизации, взаимодействия человека --общества - власти, политической культуры2.
В последние полтора-два десятилетия резко усилился интерес российских ученых к теоретическим и методологическим проблемам цивилизации, культуры, политики. Об этом свидетельствуют работы Т.А.Алексиной, Э.А.Баллера, П.К.Гречко, В.С.Грехнёва, Н.С.Злобина, Е.В.Золотаревой, В.Д.Зотова, Э.В.Ильенкова, Ю.В.Ирхина, Н.И.Квасовой,
1 .The Civic Culture Revisited / Almond G., Verba S. - Boston, 1980; Divided Knowledge: Across Cultures, Across Disciplines / Easton D. - Newbury Park, Sage, 1991; Political Culture, Public Policy and the American States / Kingsaid J. - Philadelphia, 1982, Political Culture and Political Development / Pye.L. -Princeton, 1965; Political Psychology / Hermann M.G/ - San Francisco, 1986; Almond G. Verba S. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. - Princeton. N.Y., 1963; Avon R. Democratic et totalitarisme. - P., 1965; Brint M. A. Genealogy of Political Culture. - Boulder, Colorado, USA, 1991; Dowse R.E. Hughes J.A. Political Sociology. - L., 1986; Milbrath L, Coel M. Political Participation. Chicago - 1977; Haran P. Theory omparative Politics. - New Delhi, 1984; Schwartzenberg R.-J. Sociologie Politique, 4. Eme ed.-P., 1988.
2 . Белый А. Символизм как миропонимание.-М.,1994; Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М.,1995; Его же: Философия творчества, культуры и искусства. В двух томах. М.,1994; Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. — М., 1994; Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1991; Трубецкой Е.Н. Смысл жизни.-М.1994; Франк СЛ. Духовные основы общества".-М., 1992 и др.
Н.С.Кирабаева, Н.Д.Косухина, А.Ф.Лосева, Э.С.Маркаряна, А.А.Нуруллаева, А.С.Панарина, Ю.М.Почты, А.М.Ушкова, и др \
Опираясь на эти работы в теоретико-методологическом плане, диссертант, естественно, большое внимание уделил изучению трудов российских ученых XIX - XX веков, посвященных Монголии, особенно по проблемам культуры, быта, религии, политической истории монгольского народа. Следует подчеркнуть, что российская школа монголоведения -одна из самых авторитетных в мировом монголоведении. Это и понятно: история России и Монголии, начиная с XIII века, тесно переплетается между собой. Известно, что монгольский язык начали изучать в России по указу Петра I, живейший интерес к изучению Монголии проявляли декабристы, особенно братья Бестужевы. Российские монголоведы -Н.Я.Бичурин, Л.Л.Викторова, Б.Я.Владимирцов, И.М.Гольман, Г.Е.Грумм-Гржимайло, Л.Н.Гумилев, Н.Л.Жуковская, И.Я.Златкин, О.М.Ковалевский, С.А.Козин, И.И.Ломакина, А.П.Окладников, А.М.Позднеев,
1 .Алексина Т.А. Философские проблемы культуры. М.,1991; Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.,1987; Гречко П.К. Введение в обществознание. Учебное пособие. М.,1999; Духовная культура и этническое самосознание. Вып. 1-П.М., 1991; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.,1980; Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. Учебник. М.,1999, 2000.; Ильенков Э.В. Философия и культура. М.,1991; Н.С.Кирабаев. Социальная философия мусульманского Востока (Эпоха средневековья). М.,1987; Культура как целостное явление: проблемы методологии изучения. Л., 1983; Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М.,1991; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.,1983; Методологические проблемы исследования культуры. М.,1987; Общество и культура: философские осмысление культуры. М.,1988; Освобождение духа. М.,1991; Проблемы философии культуры. М.,1984; Почта Ю.М. Возникновение ислама и мусульманского общества. М.,1993; Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.,1991.
Н.М.Пржевальский, Ю.Н.Рерих, Т.Д.Скрынникова и многие другие создали десятки трудов по Монголии1.
Особенно выделим труды выдающегося российского ученого -историка и географа Л.Н.Гумилева, в которых одной из основных тем является тема о монголах и Монголии: "Хунну. Средняя Азия в древние времена" (М.,1960), "Древние тюрки" (М.,1967), "Хунну в Китае. Три века войны Китая со степными народами. III - 1У вв" (М.,1974); "От Руси к России" (М.,1992); "Древняя Русь и Великая степь" (М.,1993) и другие.
В своей работе диссертант использовал также ряд исследований монгольских авторов как на русском, так и на монгольском языках.
Несмотря на обилие научной литературы - особенно по общим вопросам культуры и политики, а также по истории Монголии, - проблема, заявленная в теме диссертации, является новой, ибо демократический процесс в Монголии обозначился только в последние десять лет.
1 . Бичурин Н.Я. Записки о Монголии, сочиненные монахом Иакинфом. T.1-II. СПБ.,1828; Его же: Описание Джунгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии. СПБ., 1829; Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. М.,1981; Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский феодализм. М.,1934; Его же: Чингиз-хан. М.,1922; Гольман М.И. Монголоведение на Западе. М.,1997; Грум-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край ( Исторический очерк этих стран в связи с историей Средней Азии) Л.,1926; Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М.,1977; Златкин И.Я. Очерки новой и новейшей истории Монголии. М.,1967; Ковалевский О.М. История монголов. Т. 1-2. Казань, 1843-1856; Козин С.А.Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М-Л.,1941; Ломакина И.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. М.,1973; Окладников А.П. Первобытная Монголия. К вопросу древнейшей истории Монголии. У-Б.,1964; Позднеев A.M. Монголия и монголы. Т. 1-2, СПБ.,1896-1898; Пржевальский Н.М. Монголия и страна тангутов. T.1-2. СПБ.,1875-1876; Рерих Ю.Н. Монголо-тибетские отношения в XYI и начале XYII в. Монгольский сборник. М.,1959; Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингисхана. М.,1997.
Целью исследования является изучение культурно цивилизационных и политических основ процесса демократизации монгольского общества.
Для достижения этой цели были определены следующие задачи: -дать обзор проблемы "культура и политика" в истории и современности;
-выяснить возможности воздействия традиционной культуры на современные политические процессы;
-определить политические основы демократизации в Монголии, закрепленные в Конституции 1992 г; сравнить текст последней с текстом Конституции Монгольской Народной Республики 1960 года, принятой в условиях авторитарно-тоталитарного политического строя.
-выяснить причины поражения партий демократического блока на выборах в Великий Государственный Хурал (парламент) и местные органы власти Монголии соответственно летом и осенью 2000 г.;
-сделать возможные прогнозы относительно дальнейшего хода событий в Монголии.
Объектом исследования является характер и состояние политической культуры монгольского общества.
Предмет исследования составляет система отношений власти и народа в условиях определенной культуры.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные принципы системного, комплексного и конкретно-исторического анализа, а также два подхода, принятые в политической философии и политологии - институциональный анализ, который ставит во главу угла рассмотрение статичных структур и институтов власти; и процессуальный анализ, который делает упор на динамике политических процессов, определяемых активностью широких масс, возможностью быстрой смены их политических настроений.
Эмпирическую базу исследования составили: Конституции Монгольской Народной Республики 1940 и 1960 годов, Конституция Монголии 1992 г., законы и правовые акты (закон о приватизации собственности, закон об отношении государства и церкви и некоторые другие), официальные данные о результатах парламентских выборов в 1992, 1996 и 2000 годах, некоторые другие данные социологических исследований, проведенные в Монголии, программы и документы разных политических партий Монголии, материалы периодической печати и другие.
Научная новизна диссертации определяется прежде всего тем, что комплексное исследование культурно - цивилизационных и политических основ начавшейся в 90-е годы XX века демократизации монгольского общества осуществляется фактически впервые.
Конкретные моменты научной новизны состоят в следующем: -в противоположность распространенному мнению о кочевой монгольской цивилизации как "отсталой", "задержанной" форме существования народа, диссертант считает, что в ней есть немало того, что позволяет человеку жить в большей гармонии с природой, чем это позволяет делать индустриальная или постиндустриальная цивилизация. Как пишет известный российский ученый академик Н.Н.Моисеев: "Если человек не найдет нужного ключа в своих взаимоотношениях с природой, то он обречен. Каковы бы ни были политика, демократия, государственное устройство, желания и стремления сильных мира сего"1;
-диссертант не склонен рассматривать имперское государство Чингисхана как одну из форм "восточной деспотии" или даже как
1 .Моисеев H.H. Расставание с простотой. М.,1998. С. 10. г монархию, ибо согласно законам "Великой Ясы", принятым Чингисханом, правитель был обязан подчиняться им так же, как и простой смертный;
-безусловно осуждая репрессивный авторитарно-тоталитарный строй в Монголии периода 1921-1991 годов, диссертант обращает внимание на факты развития экономики, культуры, образования, на значение поддержки Советским Союзом независимости Монгольской Народной Республики;
-в сравнении текстов, формулировок двух Конституций -Конституции Монголии 1992 г. и Конституции МНР 1960 г., отражающие разные социально-политические условия и культуры;
-являясь сторонникам демократизации монгольского общества, диссертант подчеркивает, что сами по себе демократические формы и процедуры не решают жизненно важных проблем монгольского народа. "Практической отдачи" демократии в Монголии пока не наблюдается, и это вызывают глубокое разочарование народа;
-диссертант использует эмпирические данные самого последнего времени-лета и осени 2000 года, связанные с выборами в Великий Государственный Хурал и местные органы власти. Естественно, что эти данные не могли быть использованы в прежних исследованиях. На защиту выносятся следующие положения и выводы: 1 .Монголия, являясь страной древней кочевой цивилизации и сохраняющая до сих пор некоторые её черты, может и должна воспринять демократические ценности других цивилизаций и культур, но не слепо копировать их, а использовать в процессе демократизации свои исторические и культурно - цивилизационные традиции (например, религии буддизма и её монгольской ветви - ламаизма).
2.Новейший период истории Монголии - 1921-1991 годы, известный как период перехода от феодализма к социализму, минуя капиталистическую стадию общественного развития, - сложен и противоречив. Здесь неуместны однозначные оценки типа: "тогда все было плохо" или "тогда все было хорошо". Было и то, и другое. Авторитарно -тоталитарный политический режим, являвшийся слепком с аналогичного режима в СССР, позволявший в течение определенного времени решать социально-экономические проблемы, к началу 90-х годов XX века изжил себя.
3.Альтернативы демократии в Монголии нет. Но это должна быть демократия не привнесенная целиком извне, а демократия, учитывающая национальные особенности Монголии.
4.Диссертант приходит к выводу, что дальнейшее укрепление демократии, неуклонное следование вновь пришедшей к власти МНРП демократическим принципам управления, укрепление её связей с другими демократическими партиями и движениями, является важнейшим условием продвижения Монголии по пути обновления, социально-экономического прогресса и процветания.
Научно - практическая значимость диссертации состоит в том, что рассмотрение общетеоретических проблем взаимосвязи культуры и политики помогает определить или лучше обозначить подход к решению насущных проблем демократизации современного монгольского общества. Работа помогает лучше понять сегодняшнюю ситуацию, сложившуюся в Монголии. Она инициирует поиски ответа на вопрос, что делать дальше.
Результаты работы могут быть полезны для политических партий Монголии, а также для научной работы в этом направлении.
Материалы исследования могут быть использованы в учебной работе в высших учебных заведениях - в лекциях и семинарах по социальной философии, политологии, культурологии и других учебных дисциплинах.
Апробация работы. Ее основные положения докладывались в виде научных сообщений на заседаниях кафедры политических наук Российского университета дружбы народов, "круглых столах" студентов и аспирантов - политологов РУДН, на Второй межвузовской научной конференции молодых ученых "Восток - Запад. Диалог культур и цивилизаций" в 2000 г.
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры политических наук в июне и заседании кафедры социальной философии РУДН в ноябре 2000г.
Основные положения и выводы диссертации отражены в четырех научных публикациях.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Культурно-цивилизационные и политические основы демократизации общества"
Заключение
Проведенное диссертантом исследование позволяет сделать следующие выводы.
1 .Монголия - страна древней и самобытной культуры. В последние годы слышен призыв, имеющий большой общественный резонанс: оглянуться, посмотреть, от чего мы отказываемся и что теряем, кем становимся, утратив свои корни, оборвав связь с традиционной культурой наших предков. И выясняется, что, даже овладев передовыми идеями науки и техники, но порвав с традициями предков, мы, люди сегодняшнего дня, больше теряем, чем приобретаем.
2.XX век был одним из самых сложных и трудных в истории монгольского народа. В начале этого века Монголия представляла собой теократическое государство во главе с Богдо-гэгэном. Под воздействием революционных событий в России и в Монголии в начале 20-х годов произошла антифеодальная народная революция, была установлена Монгольская Народная Республика. Её возглавили монгольские революционеры, создавшие Монгольскую народно-революционную партию (МНРП).
Пришедшие в Монголию из Светской России идеи марксизма (куда они, в свою очередь, пришли из Западной Европы) были мало известны даже представителям немногочисленной монгольской интеллигенции и совершенно неизвестны монгольским аратам - скотоводам. Тем не менее МНРП объявила марксизм - ленинизм своей идейной основной и в соответствии с этим учением взяла курс на "некапиталистическое развитие к социализму от феодализма, минуя капиталистическую стадию общественного развития.
3.Социалистический период в истории Монголии был весьма противоречивым. С одной стороны, он был отмечен достижениями в социально-экономической сфере ( в развитии промышленности, сельскохозяйственного производства, образования), с другой установлением авторитарно-тоталитарной власти, осуществляемой даже не всей Монгольской народно-революционной партией как таковой, а её верхушкой.
Авторитарно-тоталитарная политическая система в Монголии, являвшаяся система с такой же системы, установленной в СССР, не была волеизъявлением народа. Больше того, в ряде своих проявлений (прежде всего репрессии) она действовала против народа.
4."Перестройка" и демократизация общественной жизни в СССР во второй половине 80-х - начале 90-х годов послужили импульсом соответствующих изменений в Монголии, которые многие ученые и журналисты образно назвали "весной обновления". Знаковыми событиями процесса демократизации монгольского общества явились: а) отказ МНРП от роли "руководящей и направляющей силы", б) установление многопартийной системы в стране; в) приятие в 1992 г. новой демократической Конституции Монголии, обеспечивающей права и свободы человека, в том числе права на демократической Конституции Монголии, обеспечивающей права и свободы человека, в том числе права на демократические выборы органов государственной власти.
5.В конце 80-х 90-х годов в Монголии по мере усиления критики в адрес "государственного социализма" и его идеологической основы -марксизма - ленинизма множатся голоса, призывающие к возрождению и обогащению национальной культуры, традиций и обычаев монгольского народа. Это находит свое выражение в ряде формулировок Конституции Монголии. Многие политические партии берут на вооружение лозунги национального возрождения.
6.В результате парламентских выборов 1996 года побеждает блок демократических партий Монголии. МНРП отстраняется от власти. Однако четырехлетнее правление демократов оканчивается полным провалом. Социально - экономические условия жизни монгольского народа в 90-е годы еще более ухудшились по сравнению с 80-ми годами. Демократы не выполнили своих обещаний и народ отвернулся от них.
7.Парламентские выборы 2000 года вновь поставили у власти МНРП, но это уже не старая марксистско-ленинская партия, а партия, признающая демократические принципы организации общества, необходимость рыночных отношений, расширения связей со всеми странами, а также необходимость использования традиционных культурно-цивилизационных и политических ценностей монгольского народа.
Тем не менее многие будет зависеть от того, удается ли МНРП найти оптимальный путь решения насушенных социально-экономических проблем.
Список научной литературыОюунчимэг Бэгзсурэнгийн, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Монографическая литература
2. Алексина Т.А. Философские проблемы культуры. М.,1991
3. Алексина Т.А. Власть хроноса. М., 1994
4. АнохинМ.Г.Политические системы (адаптация,динамика, устойчивость).- М-, 1996
5. Белый А. Символизм как миропонимание.-М.,1994
6. Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. М.,1995
7. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В двух томах. М.,1994
8. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. -М„ 1994
9. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.,1987
10. Бичурин Н.Я. Записки о Монголии, сочиненные монахом Иакинфом. Т. 1-Й. СПБ.,1828
11. Бичурин Н.Я. Описание Джунгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии. СПБ.,1829
12. Бурдуков A.B. В старой и новой Монголии воспоминания письма. М., Наука, 1960
13. Боголюбова Е.В. Культура и общество. М., 1978
14. Бжезинский 36. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М., 1999
15. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992
16. Викторова JI.JI. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. М.,1981
17. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский феодализм. М.,1934
18. Владимирцов Б.Я: Чингиз-хан. М.,1922
19. Волков Г.Н. Три лика культуры. М., 1986
20. Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур. М.,1998
21. Вернадский Г.В. О составе Великой Ясы Чингисхана. Брюссель, 1939.121. "Восток Запад . Диалог культур и цивилизации" ( материалы II межвузовской научной конференции молодых ученых) М-РУДН.,2000
22. Гречко П.К Диалог цивилизаций: поиск предельных оснований. //Диалог цивилизаций: Воеток-Запад.-М.,1994
23. Гречко П.К. Введение в обществознание,-М.,Уникум -ЦентрД996
24. Гречко П.К. Введение в обществознание. Учебное пособие. М.,1999
25. Гольман М.И. Монголоведение на Западе. М.,1997
26. Гольман М.И. Изучение истории Монголии на Западе XIII-середина XX в
27. Грум-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край (Исторический очерк этих стран в связи с историей Средней Азии) Л.,1926
28. Гуревич П.С. Культурологи я. Учебное пособие. М., 1996
29. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
30. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995
31. Гаджиев К.С. Введение в политологию. М., 1993
32. Гаджиев К.С. Политическая культура: Теория и национальные модели. М., 1994,
33. Гумилев JT.H. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990
34. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степень. М., Мысль, 1989
35. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М„ 1992
36. ГумилевЛ.Н.От Руси к России. Очерки этнической истории. М.,1992.
37. Грачев М.Н. Парламентские выборы в России: год 1999 (избирательные объединения и блоки, их лидеры и программные документы, результаты выборов) —М., НОУ МЭЛИ, 2000
38. Духовная культура и этническое самосознание. Вып.1-П.М.,1991
39. Данилевский H.H. Россия и Запад. М., 1991.
40. Доган М. ,Пеласси Д.Сравнительная политическая социология МД994,141. Ёлчев В. А. Аппарат Государственной Думы и законотворческий процесс,- М., 1999
41. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М.,1977 1.43 .Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.
42. Жуковская Н.Л. "Судьба кочевой культуры" М., 1990
43. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.,1980
44. Зиновьев A.A. На пути к сверхобществу. М.,2000
45. Златкин И.Я. Очерки новой и новейшей истории Монголии. М.,1967
46. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1998
47. Ирхин Ю.В., Зотов В. Д., Зотова Л.В. Политология. учебник.М.,1999,2000
48. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.,1991
49. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993
50. Инжинаш. Хех судар (Синяя книга), УБ, 1990
51. Ильин В.В. Политология ( учебное пособие) М., 1999
52. Квасова И.И. К вопросу о соотношении цивилизации и культуру //Диалог цивилизаций: Восток-Запад. -М., 1994
53. Каган М.С. К вопросу о понимании культуры Л., 1989
54. Ковалевский О.М. История монголов. Т.1-2. Казань, 1843-1856
55. Козин С.А.Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М-Л.Д941
56. Н.С.Кирабаев. Социальная философия мусульманского Востока (Эпоха средневековья). М.,1987
57. Культура как целостное явление: проблемы методологи и изучения.Л.,1983
58. Краткая философская энциклопедия. М., 1994
59. Кононенко Б.И., Болдырева М.Г. Культурология альбом схем и таблиц.-М., 1999
60. Кара Г. Книги монгольских кочевников. М.,1972
61. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М.,1991
62. Ломакина И.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. М.,1973
63. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994
64. Лувсанданзан . Алтан товч. УБ. 1990
65. Межуев В.М. Проблемы теории культуры. М., 1981
66. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969
67. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.,1983
68. Методологические проблемы исследования культуры. М.,1987
69. Моисеев H.H. Расставание с простотой. М.,1998
70. Мурадян A.A. Двуликий Янус. Введение в политологию. М., 1994
71. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., РОСПЭН, 1993
72. Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии. М.,1981.
73. Макаренков Е.В., Сушков В.И. Политология альбом схем-М.,1998
74. Назаров М.М. Политическая культура Российского общества (1991-1995) опыт социологического исследования. -М., 1998
75. Общество и культура: философские осмысление культуры. М.,1988
76. Освобождение духа. М.,1991
77. Окладников А.П. Первобытная Монголия. К вопросу древнейшей истории Монголии. У-Б.,1964
78. Очерки социальной философии. Учебное пособие для вузов / В.Д.Зотов, В.Н.Шевченко, К.Х.Делокаров и др. -М., 1994
79. Проблемы философии культуры. М.,1984
80. Почта Ю.М. Возникновение ислама и мусульманского общества. М.,1993
81. Политическая наука: Новые направления. Под редакцией Р.Гудина и X. Д. Клингемана. Научный редактор русского издания профессор Е.Б.Шестопал. М.,1999
82. Поппер К. Открытое общество и его враги. В двух томах:-М.,1992
83. Политическая культура стран Азии и Африки. М.,1997
84. Позднеев A.M. Монголия и монголы. Т.1-2, СПБ.,1896-1898
85. Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. СПБ., 1887
86. Пржевальский Н.М. Монголия и страна тангутов. Т. 1-2. СПБ.,1875-1876
87. Политическая теория и политическая практика / Под.ред. А.А.Миголатьева. М., 1994
88. Предисловие А.Л.Салмина к книге А.Лейпхарта "Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование". М., 1997
89. План мира Его Святейшества Дала-ламы XIY . M., 1995.
90. Попова Л.П. Общественная мысль Монголии в эпоху "пробуждения Азии". М., 1987
91. Политология ( РАГС методические материалы) М., 2000
92. Рассел Б. Мудрость Запада:-М.,1998
93. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.-М.,1998
94. Рерих Ю.Н. Монголо-тибетские отношения в XYI и начале XYII в. Монгольский сборник. М.,1959
95. Рашид-ад Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 2. М. Л.
96. Смелзер Н. Культура. М., 1994
97. Алмонд Г., Верба С., Гражданская культура и стабильность демократии/ЯТолис, 1992, №4
98. Арих Л. Новорождения демократия.(о создании в МНР новой демократической партии МДП), // Комсомольская правда, 20 февраля 1990 г
99. Бира Ш. Сочетать традиции с современностью // Азия и Африка сегодня. М., 1992, № 8
100. Белокреницкий В.Я. Политическая культура Азии и Африки.//Восток, 1997, № 4
101. Вернадский Г.В. монгольское иго в русской истории // Евроазийский временник. 1927. Книга 5.
102. ГольманМ.И "Международный форум монголоведов//Восток,1998.Ш
103. Гольман М.И."Развитие монголоведение в Китае".// Восток,1999,№3
104. Гольман М.И. "Монголия на путях перемен". // Восток, 1996, № 6
105. Гаджиев К.П. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии 1991, № 2
106. Гаджиев К.П. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные веки форимрование // Вопросы филисофии, 1991,№2
107. Галсан Ч. Три портрета: Сухэ-Батор, Чойбалсан и Цеденбал. // Журналист 1990, № 4
108. Грайвронский В.В., Лузянин С.Г., Лхамсурен Б. "Внешняя среда и государственная независимость Монголии.//Восток, 1997,№2
109. Железняков A.C. Коминтерн и Монголия. //Восток, 1997, №1
110. Железняков A.C. Монголия социалистическая и пост социалистическая. //Восток, 1996, № 6
111. Зарубежная политическая наука и современность. Вып.1. Сер. Политология. М., 1990 - С. 192.
112. Ионин Л.Г. Культура на переломе //Социологические исследование 1995, № 2
113. Климанова О. Монголия. Путевые заметки //ГЕО -ежемесячный иллюстрированный журнал. М., 1999, №11
114. Ланда Р.Г. Диалог и цивилизации. Восток Запад //Восток,1974, № 4
115. Лузянин С.Г. Монголия между Россией и КНР исторические опыт и современный реалист. // Восток, 1996, № 6
116. Моисеев В.А. От ханов к президентам. //Восток, 1997, № 5
117. Набатчиков А. Ветер обновления: Пленум ЦК МНРП решительно негатив последствия и извращения периода культа личности. //Известия 26 декабря 1988 г
118. Председатель Президиума ВНХ МНР П.Очирбат и председатель ЦК МНРП Г.Очирбат: К визиту в Советский Союз. // Известия 13 мая 1990
119. Рощин С.К. Пэлжидийн Генден , монгольский премьер. // Восток, 1999,№5
120. Рощин С.К. "О некоторые особенностях современного развития Монголии. // Восток, 1996, № 6
121. Советы И.Сталина монгольскому премьеру // Азия и Африка сегодня, 1991, № 6
122. Сапов В. Решает Малый Хурал формируется многопартийные правительство Монголии.// Правда, 30 сентября 1990 г.
123. Угледов А.К. К определению специфики культуры как социального явления // Философские науки, 1974, № 2
124. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования, 1994, №1
125. Цит.по: Новости Монголии. 3 июня 2000 г
126. Цит. По Навааннамжил Г. Гадаад Монголын автомаит уеийн туух / История внешней Монголии автономного периода/ Б.М.1946.
127. Цэрэн Ч. " Форум монголоведов" // Азия и Африка сегодня, 1987,№ 8
128. Шмачкова Т.В. Из .основ политологии Запада (характер режимов, гражданское общество и партийные системы при демократии //Политические исследования. 1991., №2. С. 139.1. З.Документы и законы.
129. Законы и Постановления МНР М., Иност.лит, 1952
130. Законы и Трудовой Кодекс МНР М., Профиздат, 1975
131. Закон Монголии о приватизации собственности // Монголия. Энциклопедический словарь. УБ., 1998
132. Закон Монголии об иностранных инвестициях
133. Закон Монголии об отношениях государства и церкви // Монголия. Энциклопедический словарь. УБ., 1998.
134. Конституция общенародного государства. М.,1978
135. Конституция Монголии / Здесь и далее текст Конституции Монголии 1992 г. приводится по изданию: "Монголия. Энциклопедический словарь./ Ю.Н.Кручкин. Улан-Батор
136. Конституция и законодательные акты МНР М., Прогресса, 1981
137. Конституция Монгольской Народной Республики 1960
138. Конституция Российской Федерации. Официальное издание.М.Д997.
139. Жугдэр Ч. Монголд феодализм тогтох уеийн нийгэм -улс тор, гун ухааны сэтгэлгээ / Общественно-политическая и философская мысль в период становления феодализма в Монголии . УБ, 1987,
140. Нацагдорж Ш. Основной путь монгольского феодализма. Улан-батор,1978.
141. Материалы XIX съезда МНРП. УБ., 1986
142. Энхмандах Б. Сонгуулийн сургамж ба улс торийн намууд //Ардын эрх.-1993., 3 cap 10.
143. XXII съезд МНРП. УБ„ 1997. С.19-2056. "Ардын эрх"57. "Засгийн газрын мэдээ"58. "Илтовчоо"59. "Оноодор"510. "Унэн"511 ."Бодрол бясалгал"6. На английском языке.
144. Almond G. and Verba S. The Civic Culture: political attitudes and democracy in live countries. Princeton, 1963.
145. Almond G. Verba S. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton. N.Y., 1965
146. Aron R. Democratic et totalitarisme. P., 1965
147. Brint M. A. Genealogy of Political Culture. Boulder, Colorado, USA, 1991
148. Bodnar.A. Nauka о politike. Warszawa, 1998.
149. White L. Philosophy for the Future. N U., 1949
150. Divided Knowledge: Across Cultures, Across Disciplines / Easton D. Newbury Park, Sage, 1991
151. Dowse R.E. Hughes J.A. Political Sociology. L., 1986
152. Linton R. The cultural background of personality. N.U. 1945
153. Milbrath L., Coel M. Political Participation. Chicago 1977
154. Political Culture, Public Policy and the American States / Kingsaid J.-Philadelphia, 1982
155. Political Culture and Political Development / Pye.L.1. Princeton, 1965
156. Political Psychology / Hermann M.G/ San Francisco, 1986
157. Roheim G. The riddle of the sphinx. London, 1934
158. Rozenbaum W. Political Culture. -N. Y., 1975
159. Staat and Politik. Bonn, 1991
160. Schwartzenberg R.-J. Sociologie Politique, 4. Eme ed. P., 1988
161. Thomas W. Primitive behavior/N-U, 1937
162. The Civic Culture Revisited / Almond G., Verba S. Boston, 1980620. The monist, N-U, 1949
163. The Encyclopedia Americana/Danbury. Connecticut. 1987. Yol. 7. Haran P. Theory omparative Politics. New Delhi, 1984