автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Культурное строительство дунган Кыргызстана

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Маджун, Джамиля Сулеймановна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Бишкек
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Культурное строительство дунган Кыргызстана'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурное строительство дунган Кыргызстана"

Министерство народного образования Республики Кыргызстан КЫРГЫЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ЖУСУПА БАЛАСАГЫНА

Н\ ПРАВАХ РУКОПИСИ УДК 947.084.6 (575.3)

МАДЖУН ДЖАМИЛЯ СУЛЕЙМАНОВНА

КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ДУНГАН КЫРГЫЗСТАНА

Специальность — 07.00.02 — ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

ИСТОРИЯ

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученей степени кандидата исторических наук

БИШКЕК — 1992

Работа выполнена в Отделе дунгановеденпя Института политического, социально-экономического зарубежного опыта Академии наук Республики Кыргызстан.

Научный руководитель - член-корреспондент АН Республики Кыргызстан, доктор исторических наук, профессор М. Я. Сушанло.

Официальные оппоненты — доктор исторических паук, А. К. Каниметов,

— кандидат историч. наук, М. Мытыев.

Ведущая организация — Кафедра Отечественной истории Казахского Государственного педагогического университета имени Абая.

Защита состоится „ " -иур/б^-____1992 г.

_час. на заседании специализированного Совета

К.059.01.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности— 07.00.02 — Отечественная история в Кыргызском Государственном университете имени Жусупа Баласагына.

Адрес: 720024, г. Бишкек, ул. Белинского, 101.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Кыргызунпверситета.

ОБЩАЯ ХАРАКГЕРИСПША' РДЖШ

Актуальность темы. В настоящее время исследование, обобщение и критический анализ- истории культурного строительства национальных меньшинств, проживающих в/республиках Средней Азии и Казахстане, приобретает особую актуальность, ибо дает возможность определить и выработать ясные ориентиры в области национальной и культурной политики на будущее. Данная работа посвящена изменениям, происшедшим за более чем столетнее проживание дунган на новой родг-е в области их наци.онально-куйьтурйого развития. Разработка ?той проблемы предполагает не только -трезвую оценку успехов и- достижений в этой облагай, но и не менее реалистичное оедаслвнйе негативных.аспектов и последствий,■неизбежно сопровождающих каждый процесс развития. Сегодня, когда ©Сохраняется, опасность мезпвдисиальнкх -конфликтов и совершаются вовруженные нападения саних народов -на другие, происходит разрушение века::::! сяойивщнхся традиций энаноюгаеского, культурного обмена и взаимного-обогащений различных-народов. Поэтому необходимо проявлять постоянную заботу и внимания достижению и "укреплению межнационального согласия и братских отношений, а также интенсивного экономического и культурного сотрудничества между народами. С учетом этого, исследование и ежлйз прошлого опыта национально-культурных преобразований в сегодняшних условиях приобретает вазкное научно-практическое 'значение й интерес как для понимания происходящих этнонац-иональных.процессов, так и для прогнозирования дальнейшего развития культур различных народов. ' -

Современные достижения в области дунганской культуры -несомненны. За советский 'период была создана письменность для дунган и полностью ликвидирована массовая неграмотность населения. Выросла дунганская- национальная интеллигенция, имена представителе й которых известны не только в Кыргызстане и Казахстане,'но и за их пределами. Дунганс"ий' народ• воспитал многих замечательных'учителей, ученых, писателей, поэтов, художников,' артистов, врачей и др. Таким образом, за короткий исторический' период была ликвидирована былая отстраненность широких народных масс.от лучших достижений профессионального искусства, литературы и науки. Резко повысился и общий культурно-к>бразовательный уровень дунганского народа. С другой стороны, прозод'изнаяея долгие года политика административно-тоталитарной, системы, направленная на упразднение- этко-нацкональкой струя-

туры советского общества, привела к нивелировке многих национальных черт культуры, и даже частичной утере национального языка и культурных традиций. Оценка глубины происшедших изменений в области культурного и образовательного уровня дунган за вековой отрезок истории имеет как теоретическое значение, так и практический интерес для понимания этнокультурных и социальных процессов, происходящих з современных условиях.

Научная новизна работы заключена прежде всего в самой постановке проблемы, тем более, что в истории национально-культурного развития народов Средней Азии и Казахстана специально посвященных дунганам исследования не проводилось. Систематическое научное изучение истории и культуры дунганского народа началось в советский период, но все же специального исследования цо названной проблеме в дунга-новедческой литературе нет. Настоящая диссертация является первой попыткой рассмотрения данного вопроса за более чем столетнее существование дунган в этом регионе.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования явился анализ процесса культурных преобразований дунганского населения в свете новых задач исторической науки. Осуществление поставленной цели исследования нам видится через решение следующих задач:

- освещение традиционных методов обучения и анализ проводимой царскими властями политики по культурному просвещению народов Туркестана, в том числе, дунганского населения;

- анализ форм и методов советской власти в обтсти культурных преобразований среди национальных меньшинств на примере дунган и особенностей национальной политики государства в 1917-1939 гг.;

- освещение негативных процессов и тенденций в области национальной политики в период культа личности и их отражении на национально-культурном развитии дунган,*

- освещение роли государственных органов и деятелей Кыргызстана, а также взаимной помощи различных народов в развитии национальной культуры дунган;

- освещение изменений, происходящих в культурной жизни дунган в последние десятилетия (1954-1992 гг.).

Теоретической и методологической основой диссертации послужили ссноиные принципы научно-исследовательской методологии.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы и результаты данного.иссдедогщия могут быть использованы при работе

над "Историей среднеазиатских дунган", при чтении лекций по истории каролоЕ Средней Азии и Казахстана, а также при создании учебных пособий пс истст.ки дунган для дунганских школ.

Степени Разработанности темы. Анализ историографии вопроса показывает, что проблема национально-культурных преобразований у среднеазиатских дунган занимает значительное место в ряду вопросов, исследуемых дунгановедами. В русской дореволюционной литературе имеется целый пласт, 'связанный с дунгановедческой тематикой. В основное, эта литература ставила целью ознакомить русское население и правительство с историей восстания и переселения дунган, дать общие о них сведения. Среди всех дореволюционных исследователей, прямо или косвенно соприкасавшихся с дунганами, необходимо ввделить нескольких энтузиастов - краеведов, благодаря кропотливому труду которых • были заложены научные основы для изучения истории, этнографии и языка дунган. В работе использованы труды этнографа Ф.В.Пояркова и учителей русско-дунганской школы с.Каракунуз В.Цибузгина и А.Емакова. Ценным источником по истории развития народного просвещения в Туркестанском крае, освещающим систему мусульманского обучения, деятельность правительства в области народного образования являются работы инспектора народных училищ края С.Граменицкого. Ему принадлежит огромная заслуга в деле просвещения нерусских народов края. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли исследования советских дунгановедсв- Стратановича Г.Г., Васильева Б.А., £есенко П.И., Сушанло к.Я., Юсупова И.И. и других.

Источниковую базу исследования составили документы и материалы, сосредоточенные в '.государственных архивах - ЦГА РСФСР, Алма-Атинском государственном, областном и городском архивах", ЦГА Узбекистана, ЦГА Республики Кыргызстан, а также статистические материалы, собранные в материалах переписи населения и других работах подобного рода.

Апробация темы. Диссертация обсуждалась на заседаниях Отдела дунгановедения АН Республики Кыргызстан.

Основные положения диссертации отражены в статьях, опубликованных в научных сборниках и республиканской печати, сделан доклад на научной конференции.

Структура диссертации.Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Основное содержание работы.

Введение содержит в себе сведения об актуальности работы, сп-

_ б -

ределяет цели и задачи- исследования, степэнь изученности темы, тео-' ретическую и практическую значимость работы и метод исследования.

Глава первая "Система и методы обучения у дунган в дореволюционной России" посвящена рассмотрению первого из выделенных нами этапов истории национально-культурного развития дунганского населения. Здесь рассматриваются традиционные формы и методы обучения, а также просветительская деятельность русских властей в отношении среднеазиатских дунган.

Во второй половине XIX в. Туркестан представлял из себя отсталую в экономическом и культурном отношении окраинную колонию России с безраздельным господством исламской религии. Переселившись в ¿Семиречье, дунгане довольно быстро освоились среди мусульман-единоверцев, научившись понимать язык,традиции местных народов.

Неотъемлемой частью существования дунганской общины являлось религиозно-нравственное воспитание. В России, так же как и .в Китае, дунгане продолжали обучать своих детей в' начальных религиозных школах (мектебах), действовавших при мечетях, где давались азы религиозных знаний. Мулла обучал детей основам религиозной грамоты, арабскому письму, правилам соблюдения" обязанностей мусульманина.Выйдя из мектеба, ребенок имел довольно.отрывочные религиозные знания и некоторые навыки письма и счета, оставаясь практически неграмотным и' необразованным. -Значительно большее воздействие'мечеть оказывала в морально-нравственном отношении, воспитывая своих прихожан в духе смирения и почтительности. ■ .

г Те. из немногочисленных- учеников, которые успешно.' освоили курс мектеба-, могли продолжить религиозное- образование - в медресе (да сен) - высших-мусульманских школах. Здесь учащиеся муллы изучали арабский язык, Коран й Шариат,'включающий в себя религиозное (каноническое) право,' постановления, касающиеся разного рода юридических действий, личное и семейное право, уголовное и государственное право. Также изучались основы логики, догматики и диалектики. Высшее теологическое образование после окончания-медресе дунгане могли получить в Пекинской духовной академии вплоть до 30-х годов нашего -века.

До организации и. строительства русско-туземных школ, дунган-., сниз меягебы и медресе являлись-единственными очагами просвещения з дунганской общине. Отсутствие .светского образования было обусловлено низким социально^кономическим уровнем развития Туркестан-

ского края и тем, что сама научная мысль здесь находилась еще в зачаточном состоянии. Но старометодный мектеб не ломал сложившихся веками отношений, не отрывал население от своих национальных корней, языка и культуры.

До недавнего времени считалось, что единственной причиной сохранения мусульманских сгарометодных мектебов и медресе при царизме являлось то,, нго они воспитывали народные'массы в духе смирения и покорности властям. Сегодня существуют различные политические, юридические, идеологические и другие средства поддержания правопорядка в государстве. До революции же он обеспечивался в большей степени религиозными институтами.

Старометодные мектебы и медресе сыграли большую роль в распространении мусульманской грамоты среди дунган. Будучи в Китае, дун. гане использовали китайское иероглифическое письмо, в том числе и ' для написания религиозных и научно-философских трудов. Наряду с этим, использовалась и арабская графика, но значительно реже. Б Семиречье, где местные народы пользовались арабским письмом, у дунган,письменность Щё жин, основанная на арабской графике, получила широкое распространение. Как отвечает М.Я.Сушанло, первоначально эта письменность использовалась духовенством для толкования мусульманского вероучения, но со временем стала выполнять функции делового письма: на ней велась переписка^ оформлялись завещания, долговые записки, выпускались прокламации. В дореволюционном Семиречье дунганами были изданы две книги, написанные на основе арабской графики - "Гарих тургани" (История дунган) на тюркском языке и толкователь Корана - "Щё жин", названием которой стали называть дунганскую письменность. Эта письменность использовалась дунганами вплоть до середины наеего столетия.

Присоединение отсталого региона Средней Азии и Казахстана к Росии способствовало постепенному проникновению капиталистических отношений е-край. Увеличение товарного производства и расширение торговли, создание новых управленческих и идеологических институтов - эти к другие изменения в общественно-политической жизни Туркестанского края ставили вопрос о необходимости усовершенствования или создания новой, более передовой системы образования. Особенно остро потребность в получении светского образования ощущалась в городах - торгово-экономических центрах, населенных земледельческими народами, главным занятием которых было земледелие, реме-

саго я торговля.

Процесс поиска новых путей и методов обучения, активно происходивший в конце XIX - начале XX века шел параллельно .как со стороны русского правительства, так и со стороны нарождающейся татарской буржуазии, представители" которой открывали новсметод-ные мектебы в Туркестане. Здесь преподавание было приближено к новейшим методам, благодаря чему были достигнуты внушительные успехи в обучении, как по его продолжительности, так и в смысле обогащения учащихся элементарными научными знаниями. Буквосослагательный способ обучения грамоте был заменен удобным для понимания и запоминания звуковым, большим шагом вперед было введение объяснительного чтения. Помимо религиозного образования, ученики получали общие сведения из области географии, истории, логики,стилистики, гигиены. Изучались арифметика, геометрия, татарский язык, чистописание.

Новометодные мектебы явилиоь удачной попыткой совершенствования староыетодных религиозных школ путем введения светского образования и новейших методов преподавания. Они сыграли важную роль з просвещении дунганского населения, главным образом, состоятельных городских жителей, открыв, путь к получению более глубокого образования, изучению светских наук и общеобразовательных предметов 'в русских школах и гимназиях. Однако эти знания давались не на родном, а на татарском языке.

Хотя новометодные мектебы пользовались большой популярностью среди местных народов и представляли серьезного соперника в борьбе за влияние в Туркестанском крае, царская администрация не пош-^ ла на их закрытие и запрет. Несмотря на го, что ряд официальных представителей дела просвещения в крае, подвергли острой критике этот метод, опасаясь, что татарская интеллигенция через подобные мектебы стремится распространить свое влияние на туркестанские народы, новометодные мектебы. просуществовали до Октябрьской революции, успешно конкурируя со старометодными мвктебами и русско-туземными аколами. От этого соперничества в конечном счете выигрывали местные народы, получая возможность учить своих детей в новых школах с передовой методикой обучения.

Одновременно с обустройством .на новых- местах сбитания дунгане за свой счет начинают строительство русских шксл для своих детей, что являлось сцнил из условий царского правительства при переееле-

_ с _

кии дунган. Уже к началу нашего века русско-туземные школы функционировали во всех дунганских, селениях. В отличие от старометод-ных мектебов, все русско-туземные школы работали по единой программе, разработанной в 1637 г. и усовершенствованной в 1310 г. Трудности материального характера, сопровождавшие открытие новых школ, усугублялись откровенным нежеланием дунган учить детей в них. Даже под сильным 'нажимом властей в школы удавалось привлекать только очень небольшую часть дунганских детей. Так, в 1913 г. в . сел. Алексацдровскам 5кгэ 276 детей-дунган школьного возраста, из них в русско-дукганской школе училось 19 мальчиков и 3 девочки (т.е. около 8,1%), в с.Каракунуз - 417 детей, из них училось 25 мальчиков ( или 6,1%), в с.Маричнеком из 212 детей школу посещало только 19 ( или 8,9%) Таким образом, в 1913 г. системой русско-туземных школ было схвачено в среднем 7,6% сельских дунганских детей.

Б делом, дореволюционный период можно охарактеризовать как время бескровных осторожных поисков компромисса русскими властями с местными туземными народами в области просвещения.

Стремление некоторых представителей власти к полной русификации инородческого населения встречало противодействие со стороны демократически настроенной части учительства, которая понимала всю несостоятельность насильственного подхода к делу просвещения туземцев. К тому же имеющиеся экономические, политические и культурные условия края требовали учета и бережного отношения к национальны« и религиозным чувствам местного неселения. Таким образом, существовало два пути культурного преобразования: первый - самый короткий и решительный, но чреватый серьезными последствиями в будущем - через насилие. А именно: ликвидировать имеющиеся институты просвещения мусульман и создать новую систему образования, соответствующую русификаторской политике царизма. Администрация края юяша по другому пути, наиболее, на наш взглдц, оптимальному в тех условиях - сохранению старометодных мектебов и медресе, разрешение) деятельности новометодных шко«. а также открытию русскс-тузем-1ых училищ с введением в них преподавания мусульманского вероуче-!ия. Такой подход к просвещению туземного населения края - усове-тиенствование старых институтов народного образования, а не ломка х - способствовал распространению грамотности и сохранению нацио-альных и религиозных особенностей, языков местных народов, посте-

пенно создавая условия для устранения недоверия к русской власти. Хотя здесь не следует преувеличивать деятельность царского правительства в области народного образования в Туркестане. Необходимость в грамотных работниках, владеющих русским языком,диктовалась прежде всего требованиями экономического развития края.

В дореволюционный период число грамотных дунган медленно, но неуклонно возрастало, хотя основная масса населения оставалась по-прежнему неграмотной. Так, в 1897 г. в Сыр-Дарьинской области из 279 мужчин грамотных было II человек, или 3,5%. Так как грамотных женщин-дунганок не было, общий процент грамотности сос-.тавлял 2,2%. 3 той же области по переписи 1320 г. грамотность среди дунган-мужчин возросла до 11,5%, а общая грамотность дунганского населения равнялась 5,6%. Таким образом, несмотря на непоследовательность деятельности старого режима в области народного образования в Туркестане, к 1917 г. здесь была создана определенная база для дальнейшего распространения образования среди местных народов и народностей края.

Глава вторая "Преобразования в области просвещения и культуры дунган Средней Азии и Казахстана в 1917-1939 гг." посвящена национально-культурной политике Советской власти за указанный период и ее значению для развития духовной культуры дунган. Поворотным пунктом в национально-культурном, развитии дунганского .народа явилась Октябрьская революция. Национально-культурная политика в эти годы диктовалась внешним и внутренним положением молодой республики, раздираемой внутренней борьбой и находившейся во враждебном кольце иностранных государств. Советское правительство должно было пойти на ряд кардинальных шагов, предоставив возможный максимум прав и свобод-всем народам России, заручившись таким образом их поддержкой. &то выразилось в принятии "Декларации прав народов России". Осуществление закрепленных в ней прогрессивных положений продолжалось около двух десятилетий и сопровождалось рядом успехов к сшибок.

При проведении культурной политики среди дунган пришлось столкнуться с ряцом трудностей материального характера, а также обусловленных экономической отсталостью региона и общей культурной отсталостью дунганского населения. В связи с этим, первый учебный год з дунганских селениях начался только , в 20-х годах. В эти же годы из-за отсутствия учителей со знанием дунганского языка, неразрабо-

танности национальной письменности, дунганские дети были вынуждены обучаться на непонятном для них русском, татарском или других •тюркских языках- Так как контроль за посещаемостью в школах практически не велся", ляолу посещала лишь небольшая часть из учеников, числящихся з списках, многие из них, проучившись некоторое время, бросали учебу. Поэтому на протяжении ряда лет дунгане занимали одно из последних мест а Туркестанской республике по охвату детей школьным обучением. В документах отмечалось, что дунгане не пускали своих детей в школы, а меры разъяснения на них почти не действовали.

Шце с дореволюционного периода сохранялось недоверие местного населения к государственным школам. Причины, в основном, крылись в сознании людей, зараженном религиозньм консерватизмом, культурной отсталости, бедности населения, плохой организации и скудней материальной базы и обеспеченности школы. Ряд ошибочных мер правительства в экономической и культурной областях также не способствовал улучшению школьного дела.

Но все же, благодаря, деятельности Наркомпроса и местных властей, со зреме^ем, число учащихся-Дунган медленно, но неуклонно возрастало. Основную массу учащихся составляли мальчики. Остро стояла проблема вовлепения женщин на линпункты, а девочек - з школы. Ьа протяжении долгих лет сохранялась проблема кадров учителей для дунганских школ.

При ликвидации неграмотности среди взрослого населения Нарком-просу пришлось столкнуться с .теми же трудностями, с которыми осуществлялось школьное строительство, поэтому приступить к ней в дунганских селениях-удалось лишь с конца 20-х годов. В организации ее _ также не было продуманного плана, системы учета и контроля. Посещаемость в них была крайне низкой. Из-за малограмотности самих учителей, ограниченного времени обучения, плохой материальной обеспеченности, курсы линбеза давали лишь самые элементарные знания в области письма и счета. Часто ликвидировавшие неграмотность с большим трудом могли только расписываться, а значительная часть из них снова поступала в школы ликбеза.. Работа па ликбезу в дунганских селениях была.крайне затруднена в силу известной замкнутости, а также религиозного консерватизма дунганских общин, индифферентно относящихся к происходившим политическим событиям. В газетной статье

от 1931 т. отмечалась слабость партийно-комсомольского влияния е дунганском селении Алексаццровском, с чем отчасти бьша связана огромная неграмотность - из 3 тысяч дехкан села было только 8 грамотных. Лйкбез, как и другие формы политического просвещения, имел самое непосредственное отношение к политике. Через него предполагалось популяризировать идеологию и мероприятия коммунистической партии. Вопросы духовности, общечеловеческих ценностей были отброшены вместе с религией. По официальной точке зрения, грамотность крестьянину нужна была лишь для поднятия политической активности, сближения его с рабочим классом.

Задача культурно-политического просвещения широких трудящихся масс упиралась в необходимость систематической крупномасштабной работы по созданию определенной прослойки из представителей различных наций и народностей страны для проведения просветительской и культурно-политической работы партии среди этих народов. В 20-30-е годы правительством и Наркомпросом проводится большая работа по обеспечению каждой нации, народности правом на развитие национального языка, самобытной культуры, открытие школ на родном языке, созданию письменности для бесписьменных народов, подготовки кадров национальной интеллигенции.

Для дунган открывается рад учебных заведений в Киргизии и Казахстане, а также создаются отделения при ряде вузов в Ташкенте и Ленинграде. Так, в 1933 г. в Алма-Ате по инициативе М.Ма-санчи было открыло дунганское педучилище им.Быйяньху. В 1932 г. во Фрунзе при Киргпедтехникуме им. Покровского было создано дунганское отделение. Дунганские отделения были открыты в 1931 г. при Ташкентском САКУ и САГУ на 30 человек к при Ленинградском институте народов Севера им. Крупской. Группы дунганских студентов обучались и в других средних и высших учебных заведениях непедагогического профиля.

Первая группа дунганских студентов стала зачинателем в деле создания национальной письменности и издания учебной и художественной литературы на родном языке, выпуска первой национальной газеты. ¿.Именно первой волной дунганской интеллигенции был заложен фундамент для дальнейшего развития национальной культуры и просвещения. Из числа этих людей вышли первые учителя и директора дунганских педтехникумов и школ, они сформировали костяк научной интеллигенции, стали первыми журналистами, писателями, учены-

ыи.

Выполнение указаний партии и правительства по культурному просвещению масс, ¿ыло невозможно без создания для бесписьменных, народов собственной письменности. В 20-30-е годы проводится кампания по переводу на латинскую графику с арабской у мусульманских народов края. Впервые на высоком уровне вопрос о необходимости разработки дунганской письменности был поднят профессором Е.Д.Поливановым и акдемиком Л.В.Щерба в 1927 г. на I тюркологическом съезде в Баку. После съезда этим вопросам вплотную занялось правительство Киргизской АССР - была создана специальная комиссия по разработке дунганского алфавита. Результатом работы было принятие на П Пленуме Всесоюзного комитета нового алфавита в Ташкенте в 192& г. нового алфавита. Хотя он страдал многими погрешностями и тебовал более основательной научной проработки, из-за острой потребности в письме, сразу же начинается работа по созданию перзых учебников на-дунганском я?ыне,-выпускается художественная национальная и переводная литература. Только за три года, между 1928 и 1932 гг.,было издано 29 названий учебной литературы общим тиражом 62 тыс. экземпляров.

Однако неразработанность алфавита и орфографии дунганского языка приводила к довольно вольной ее трактовке в литературных изданиях того периода. В 1932 г. во Фрунзе состоялась конференция, посвященная вопросам дунганского языка и письменности, на которой был принят усовершенствованный алфавит и таблица слоговой орфографии. Разработке и принятию нового алфавита способствовала помощь со стороны правительства КирА.0, ведных советских синологов Москвы и "Ленинграда андемика В.М.Васильева, проф. Е.Д.По-.Ливанова, А.А.Драгунсва, а также участие ученых и писателей из дунган Дж.Абдулина, Я.Шиваза, Ю.Яншансина, К.Маев'а, Р.Магиева и других.

Огромную помощь и поддержку в деле становления и развития дунганской литературы и языкознания оказывали водные ученые и поэты Кыргызстана. Профессор Касым Тыныстанов, являясь руководители Киргизского института языка и письменности, оказывал большую поддержку в деле разработки дунганской письменности и закладывании основ научного изучения дунгансксго языка. Поддержку в становлении дунганской поэзии оказывал народный поэт Кыргызстана Аалы Токомбаез,близко . знакомый и высоко ценивший творчество дунганского поэта Яснра Шиваза.

Большую роль в ликввдадии неграмотности на родном языке,вовлечении дунганского народа в жизнь республик и страны оказала газета. С июня 1931 года в киргизской газете для малограмотных " Сабатуу бол" /"Будь -грамотным" / была отведена четвертая страница под названием "Куэ шызы" /"Будьте грамотны"/,которая печаталась на дунганской азане и явилась базой для открытия первой дунганской газеты. Именно работа "Сабатуу бол" помогла первым дунганским публицистам познакомиться ближе и наработать определенный опыт издательской и курналистской деятельности и создала основу для самостоятельного функционирования газеты на дунганской языке. Такая газета "Дун Хуэщир" /"Искра Востока"/ начала издаваться в 1932 г. Первым её редактором стал один из бвдных представителей первой волны дунганской интеллигенции много сделавший для становления и развития национальной литературы и не успевший до конца реализовать свой талант Джума Абдулин. Во Фрунзе в те годы существовала творческая группа дунган, работавшая в газете и Киргосиздате. Туда входили, Ясир Шиваза.Абдуда Мацунов.Салир Мамезов,который стал редактором газеты после того, как был репресирован Д.Абдулин. '

Работа по созданию и распространению дунганской письменности явилась толчком для становления и развития дунганской художественной литературы, научно-исследовательских работ в области языка,истории и культуры, способствовала росту народного поэтического творчества и-- развитию духовкой культуры дунган.

Глава третья. "Процесс национально-культурного разбития среднеазиатских дунган'/конец 30-х - 90-е годы/"посвящена рассмотрению национальной политики в отношении дунган периода культа личности и изменений в культурной области,происходящих на современном эта-пе.С конца 30-х гг. наступает один из мрачных периодов в истории среднеазиатских дунган.Он связан с установлением неограниченного господства партийно-государственных структур и усилением административно-карательных методов .управления страной.

Во второй половине 30-х годов был ликвидирован Наркомнац.а также организации,занимающиеся просвещением национальностей и развитием их культур,упразднены национальные районы и национальные сельсоветы.

Официальным толчком к прекращению процесса национализации школ »техникумов и переводу их на русский язык, явилось Постановление ЦК БКП/б/ от 24 января 1938 г.'"О реорганизации национальных школ",где в частности .отмечалось,что "практика насаждения особых национальных школ наносила огромный вред делу правильного обуче-

. ния и; воспитания,огораживала детей от советской жизни, мешая их возможности приобщения к советской культуре и науке". Согласно этому постановлений, обучение в дунганских школах на родном языке и даже преподавание родной грамоты прекращалось.

По. этому же постановлению были закрыты дунганский техникум. во Фрунзе и педучилище в Алма-Ате /Приказ Каркомпроса Казахстана от 10 июля 1938 г. за № 916./.

Кампания по ликвидации национальных просветительских центров и учреждений не могла не коснуться и научных структур.Постановле-нием Бюро ЦК КП/б/ Киргизии от ¿7 октября 1939 г. сектор дунган- • ского языка и литературы при научно-исследовательском институте' г.Фрунзе был ликвадирован.

Опасность для усиливавшегося диктата Сталина,опиравшегося на мощную разветвленную партийно-бюрократическую систему государственного управления,представляло всякое сводомыслие,несогласие или критика генеральной:-линии партии. В' большой степени эта опасность исходила от демократически настроенных представителей первой волны национальной интеллигенции»созданной в начале революции. В эти годы физическому истреблению был подвергнут цвет дунганской интеллигенции .- первые учителя и писатели,журналисты,начинающие ученые. Среди них - выпускники дунганского алма-атинского педучилища братья'АбдулиныСалир и ДжумаДамалов Азис,Абдуляаев Юсуп,Маев Карим. В скорбный список жертв репрессий вошли имена Магаза Масанчи- ко-мавдира дунганского кавполка,члена Туркестанского ЦИКа,всю жизнь посвятившего поиску лучшей доли для своего .народа; Харки Сулейма-нова,Сулеймана Маахунова,Зрзый Магэзы.Бимусара Юнусова,Вангара Чаянова,Мухарме А-бамова -директора Ирдыкской'шкодн; и многих других.

От начавшейся в эти годы под лозунгами, интернационализма борьбы со всем национальным,более всего пострадали малочисленные наро-ды.Чем-малочисленное. и распыленнее.располагался этнос,тем больше он подвергала ассимиляции.Этим отчасти объясняется сталинская политика распыления ряда народов,когда их разбрасывали по всему Советскому Союзу,отрывая от исторических мест проживания. В результате такой.политики- у многих малочисленных народов я народностей на сегодняшний день сохранено лишь национальное .само со знание, при. этом практически утерян язык и культурные традиции.

Обеспокоенные проблемами культурного•развития своего народа, уже в сороковых годах Я.П1иваза,Ю.Яншансин,В.Цунвазо-,А.Калимов,Х. Всуров и другие начинают ".многолетнее, упорное хождение, по-, высоким ' партийным и государственным- инстанциям республиканских-.и союзных

органов с просьбой о переводе дунганского языка на русскую графику и возобновлении исследовательских работ в области дунгаковедения.

Вместе с представителями дунганской интеллигенции с ходатайством о необходимости разработки новой письменности для дунган к центральны.; органам власти неоднократно обращался директор Института языка и литературы АН Кыргызстана А.Давлеткельдиеь.

lie последнюю роль в позитивном решении зтих вопросов сыграли дружеские отношения Советского Союза с Китаем в то время. Ьто един из тех редких случаев в истории нашей страны,когда идеология и политика сыграли благотворную роль в развитии национальной культуры народа.

В 1952. г. по распоряжению Презвдиуыа АН СССР была образована специальная комиссия по созданию нового дунганского алфавита на основе русской графики.Председателем комиссии был назначен проф.A.A.Драгунов. В её работе, также принимали участие советские ученые Москвы и Ленинграда й.М.Ошанин, Г .П.Серцюченко ,А.А.Реформатский ,С.Е.Яхонтов, А.Н.Баскаков, а также Г.Д.Санжеев,Г.Г.Стратанович, дунганские языковеды Ю.Яншансин »Ю.Цунвазо, А.Налимов. В IS53 г. во Фрунзе была созвана конференция,посвященная вопросам дунганского языкознания. Конференция приняла проект нового алфавита на осноье русской графики, подготовленный проф. А.А.Драгуновьм и научным сотрудником КИР. & АН СССР Ю.Яншансином.

Начало нового, четвертого этапа в историл культурно-национального развития дунганского населения связан с XX съездом КПСС У1554г./, осудившим культ 'личности и его последствия. Для этого этапа /19541992 гг./ характерна относительная либерализация национально-культурной политики государства. В эти годы восстановлены рад функций национальных языков,возобновлена национально-культурная просветительская деятельность в отношении национальных меньшинств. За эти годы произошел подъем общего культурного.и образовательного уровня дунганского населения,что в большой степени стало возможным благодаря позитивному отношению союзных и, главным образом, республиканских органов управления- культурно-просветительским нуждам дунган.

Вновь возобновлено издание газеты на дунганском языке,создан сектор,затем преобразованный б Отдел, дунгановедения АН республики Кыргызстан.,в качестве школьного предмета вводится дунганский язык и литература,издается учебная и художественная литература на родном языке.

Позитивную роль в решении многих проблем культурного развития дунганского населения сыграли ряд должностных лиц республиканских; органов управления.Кыргызстана. Так, один из выдающихся деятелей а области культурного строительства Киргизии Джапар Шукурович Шукуров» в свое время работавший главным редактором Киргссиздата,директором КИИ языка и письменности,народным комиссаром Просвещения,а затем первым заместителем председателя Президиума КИРФАН СССР на протяжении многих лет оказывал содействие в издании учебной и художественной литературы на дунганском языке,постановке обучения родному языку в дунганских школах. Академик С.Т.Табышалиев, занимая посты заведующего Отделом науки Ир КПК, а затем ректора КГУ, также оказывал содействие в развитии дунгановедения и подготовке кадров дунганской интеллигенции.Особо следует сказать о бывшем первом секретаре компартии Киргизии и руководителе республики Исхакэ Раззаковиче Разза-кове, уделявшего много внимания разработке и внедрению нового дунганского алфавита,развитию национальной у культуры и вопросам просвещения дунганского населения. Народный поэт' Киргизии Ясыр Шиваза с большим уважением вспоминал об этом человеке, с его именем связызая создание письменности и открытие редакции дунганской газеты,редактором которой сн был многие годы.

3 настоящее время созданы центры и межреспубликанская ассоциация дунган, на факультете русской филологии Кыргосуниверситета организовано обучение дунганских студентов с дополнительной специализацией по дунганскому языку и литературе.

Характеризуя изменения и тенденции в развитии дунганской духовной культуры на протяжении последних четырех десятилетий, можно отметить, что по сравнению с предшествующими десятилетиями она подверглась более сильному внешнему воздействию.Проводившаяся'долгие годы * под разными лозунгами политика придания социалистического содержания различным национальны!.! культурам,привела в конечном счете к русификации многих их черт,. - Если до революции и первые годы после неё материальная и духовная культура дунган испытывала воздействие близких по религии культур среднеазиатских народов,то измзнения в быту нравах,культуре последних лет во многом противоречат традиционному укладу жизни дунган,основанном на канонах ислама.

С другой стороны, нельзя отрицать огромную рель, значение влияния русского языка и культуры на развитие культурного и интеллектуального потенциала дунганского народа,благодаря чему в настоящее время

можно говорить о. выравнивании культурно-образовательного уровня различных народов, еще недавно стоявших на разных ступенях социально-экономического и культурного развития. Сегодня дунгане наравне с другими народами- среднеазиатского региона трудятся в различных областях экономики, науки, культуры и образования, хотя и в недостаточном количестве, имеются представители дунган и в среде творческой интеллигенции, работников искусства.

В после ние годы, в связи с-происходящими-.в нашей стране преобразованиями, набирают силы процессы возрождения национального самосознания, языка, культурных традиций и обрядов, а также усиления роли религиозных институтов в жизни страны и отдельных ее народов. В настоящее время в. дунганских селениях вновь открываются ранее запрещенные, или строятся новые мечети, при которых'функционируют мусульманские. религиозные юколы - мектебы, 'Куда привлекаются мальчики и девочки школьного возраста, ведется обучение взрослых дунган основам мусульманского вероучения. Дунганская мечеть начинает иг-" рать решающую, если.не гдавенствук;пую,роль в жизни дунганской общины, определяя .ее . внутренний распорядок и оказывая влияние на все стороны жизни- сала и его жителей. Нарзду-с позитивной ролью, мечети в ыорально-нравстьенном воспитании молодежи, все же, на наш взгляд', необходимо не' допустить появления неограниченного влияния религиозных институтов не жизнь и бит населения. Заошше какой-либо идеологии, будь-то коммунизм или -исламский фундаментализм, одинаково опасно для жизни и-развотия современного общества-.' Выход .из потенциально - возможного «улика и недопущение подобной ситуации'ведигся в-проведении мудрой государственной-политики по отношению ко всем наци-• ям и народностям, с учетом их национальных, культурных ¿религиозных особенностей. Государство должно на деле обеспечить каждому гражданину свободу вероисповедания,- т£кже,как свободу не.исповедовать

никакой религии.Способствовать ликвидации корней,происходящих в настоящее время конфликтов на национальной псгаве.должно возрождение государ- ' ственного органа в правительственных струйтурах,занимающегося ирйбле-иаяи ■ национальных меньшинств.координирующего деятельность-различных национальных, культурны*: центров и • ассошагш'л, обеспечивая им государственный -контроль и подцёржку. Позктивную роль «бг'ло йиеть-создание, специальных мест в еысших и спепиальнвх учебных заведениях для представителей различных национальностей,открытие при педагогических учеб-

кых учреждениях факультативов по изучению родного языка, литературы, истории и культуры. Необходимо всячески поощрять родителей,общественность, самих учащихся, глубоко изучать и овладевать дунганским и китайским, кыргызским и русским языками. В связи с тек, с что из года в год увеличивается количество учащихся в школах, изучающих дунганский язык, улучшить качество учебников и учебных пособий по родному языку, особое внимание уделив увеличению их тиража. Целесообразным бы было постепенно приступить к выпуску литературы на дунганском языке для воспитанников детских садов и детей школьного возраста.

В целях дальнейшего упрочения содружества народов Кыргызстана с учетом потребностей развития народного хозяйства и культуры республики, необходимо дальше развивать подготовку кадров из числа лкц национальных меньшинств, в том числе дунган, в вузах и техникумах не только Кыргызстана, но и других государств СНГ. С учетом накопившегося опыта республик Кыргызстана и Казахстана не плохо было бы в отдельных среднеспециальных и высших заведениях этого профиля вести подготовку работников культпросветучреждений из числа дунганских юношей и девушек для работы среди дунганского населения в местах кскпакткого проживания.

В заключении подводятся итоги исследования, даются выводы относительно этапов исторического развитиия национальной культуры дунган с конца прошлого века до сегодняшних дней.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Сушанло М.Я., Маджун Д. Дунганская музыка в Киргизии // Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции "Проблема национального и интернационального в современном музыкальном искусстве и творчестве композиторов Киргизии". -'Фрунзе, 1990. - С. 140-143.

2. К вопросу о просвещении дунган в Семиречье // Известия АН республики Кыргызстан. Общественные науки. - 1991. - № 3. - С.34-40.

3. Начало преобразований школьного дела у среднеазиатских дунган // Там же (Сдана в печать в сентябре 1991 г.).