автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Культурные контакты Руси и Волжской Булгарии

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Сафиуллина, Марина Илдусовна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Культурные контакты Руси и Волжской Булгарии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Сафиуллина, Марина Илдусовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ АНАЛИЗА КУЛЬТУРНЫХ КОНТАКТОВ ЭТНОСОВ.

1. Философские основания понятия «культурный контакт».

2. Культурологический подход к анализу культурных контактов этносов.

ГЛАВА II. КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДРЕВНЕЙ

РУСИ И ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ.

1. Культура Руси и Булгарии.

2. Основные особенности и пути взаимодействия культуры

Руси и Булгарии.

ГЛАВА III. КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

МОСКОВСКОЙ РУСИ И КАЗАНСКОЙ БУЛГАРИИ.

1. Русско-булгарские отношения в послеордынский период.

2. Москва и Казань: культурные контакты.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Сафиуллина, Марина Илдусовна

Актуальность темы исследования. В современном мире межнациональные отношения приобрели особую остроту и огромное значение в связи с ускорением общественно-экономического развития человечества, когда производство перешагнуло национальные границы и охватило все страны земного шара. Национальные цели и задачи народов настолько переплелись, что создалась сложная система политических отношений, в которых проблемы одних стран непосредственно затрагивают интересы других. В этих условиях явно просматривается диалектическое противоречие: с одной стороны, мир объединяется экономически, политически и информационно, а с другой, региональные интересы народов диктуют необходимость их обособления и противостояния глобализации. Таким образом, существующие ныне взаимодействия цивилизаций и народов создают ту обстановку, на основе которой происходит их культурные контакты.

Современное состояние межнациональных отношений уходит своими корнями в прошлое. Многие народы живут в одном регионе по соседству сотни, а иногда и тысячи лет. В этом отношении уникальна судьба народов Европейской части России: славян (русских), татар (булгар), башкир, чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов, коми и др. Предками этих народов являются три суперэтноса, существовавших в Восточной Европе с незапамятных времен: славян, тюрков и финно-угров. Они создали в средние века после падения Хазарского каганата два мощных для своего времени государства — Древнюю Русь и Волжскую Булгарию. В силу исторических причин Киевская Русь трансформировалась во Владимиро-Суздальскую Русь, а Волжская Булгария - в Казанское царство, взаимоотношения, между которыми составили целую эпоху и тесные культурные контакты между народами этих стран взаимно обогатили их в культурном отношении.

Культурное развитие русских и татар (булгар) рассмотрено довольно подробно в трудах отечественных историков, но их культурные контакты не раскрыты с достаточной полнотой. Тем более нет культурологических исследований данной проблемы. Необходимость философско-культурологичес-кого исследования понятия «культурный контакт» и применение установленного метода к анализу культурных контактов Руси и Волжской Булгарии очевидна. Исследование данной проблемы может внести определенный вклад в понимание единства народов России, связанных общей исторической судьбой, и служить делу единения наших народов в решении тех сложных задач, которые стоят перед Россией в настоящее время.

Степень разработанности проблемы. Общие вопросы взаимоотношений между Древней Русью и Волжской Булгарией в дореволюционной России фрагментарно рассмотрены в трудах классиков отечественной исторической науки В.Н.Татищева, Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского4 и др. История культуры русского народа Х-ХУ вв. исследована в фундаментальной работе П.Н.Милюкова5. Многое в этом отношении сделали евразийцы (П.Н.Савицкий, Н.С.Трубецкой, Г.В.Флоровский, П.П.Сувчин-ский и др), которые не только описали историю русской материальной и духовной культуры, но и рассмотрели культурные контакты между славянскими и монголо-тюркскими народами6. Глубоко исследованы история и культура славяно-русских и тюрко-булгар историками-евразийцами Г.В.Вернадским и Л.Н.Гумилевым7.

В советский период исследованию истории русской культуры и культуры других народов России ученые уделяли большое внимание. В исследование русской культуры по теме диссертации внесли свой вклад Д.С.Ли

1 Татищев В.Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т.1. История Российская. Часть 1.-М., 1994.

2 Карамзин Н.М. История государства Российского в 12-ти томах. Т.П-Ш,- М., 1991.

3 Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. I. Т.1-2,- М.: Мысль, 1988.

4 Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн.1.- М., 1993.

5 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. Т. 1,- М., 1993.

6 См.: Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. - М., 1992; Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993; Мир России - Евразия: Антология. М., 1995; Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997; Трубецкой Н С. Наследие Чингисхана. М., 2000. у

Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь, 1996 и др.; Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М, 1992 и др. хачев, Л.Д.Любимов, А.В.Муравьев, Е.Осетров, П.Рапопорт, А.М.Сахаров, В.С.Шульгин и др8. История булгаро-татарской культуры нашла отражение в трудах Р.Х.Бариева., Ф.Х.Валеева, Г.Ф.Валеевой-Сулеймановой, И.А.Гагина, Г.М.Давлетшина, Н.А.Розенберг, А.С.Скобельцыной, Р.Х.Теляшова, Г.В.Федорова-Давыдова, С.М.Червонной9. В них также речь идет об отдельных сторонах культурных контактов Руси и Волжской Булгарии.

Отдельные стороны культурных контактов русских и булгар освещены в исторических трудах ученных, исследования которых посвящены в основном истории Волжской Булгарии и Казанского ханства, а также истории рус

10 п ского народа и его культурным взаимодеиствиям с соседними народами . В о

Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XVII вв. М., 1961; Его же. Земля родная. М., 1983; Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1996; Муравьев A.B., Сахаров A.M. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. М., 1984; Осетров Е. Живая Древняя Русь. М., 1985; Рапопорт П. Древнерусская архитектура. М., 1970; Шульгин B.C., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России: IX-XX вв., М., 1996.

9 Бариев Р.Х. Философские аспекты этногенеза волжских булгар. СПб., 1995; Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии. Казань, 1987; Гагин И.А. Дипломатия Волжской Булгарии в X — первой трети XIII веков, Автореф. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. Спб, 1997; Город Болгар: Очерки истории и культуры / Отв. ред. Г.АФедоров-Давыдов, М., 1987; Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура (Домонгольский период, X - нач. XIII вв.). Казань, 1990; Розенберг RA. Встреча всадника и землепашца. Ижевск, 1998; Ее же. Прорубить окно в Азию. Ижевск / СПб., 2001; Скобельцына A.C. Внешние влияния в древнерусской культуре (X - нач. XIII вв.). Автореф. на соиск. уч. ст. канд. культуролог, наук. СПб., 1998; Теляшов Р.Х. От индейцев и гуннов до Золотой Орды. СПб., 2001; Червонная С.М. Искусство Татарии. М., 1987.

10 Алишев Салям. Образование татарского народа // Мирас, 1991, N 1 (на тат. яз.); Генинг В.Ф. Некоторые вопросы периодизации этнической истории древних болгар // Ранние болгары в Восточной Европе. Казань, 1989; Гимади Х.Г. Народы Среднего Поволжья в период господства Золотой Орды // Материалы по истории Татарии. Казань, 1948; Греков Б.Д. Волжские булгары в IX-X вв. // Исторические записки. Т. 14. М., 1945; Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992; Его же. Тысячелетие вокруг Каспия. Баку, 1990; Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985; Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: популярный очерк. IX- середина XVIII в. М., 1992; Закиев М.З., Кузьмин-Юманади Я.Ф. Волжские булгары и их потомки. М., 1993; Зимин A.A. Витязь на распутье. М., 1991; Измайлов И.Л. Военно-дружинные связи Волжской Булгарии с Южной Русью в X-XI вв. // Путь из Булгара в Киев. Казань, 1992; Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Болгарии. М., 1992; Каримуллин А.Г. Татары: этнос и этноним. Казань, 1989; Кизилов Ю.А. Земли и народы России в XIII-XV вв. М., 1984; Козлов Ю.Ф. От князя Рюрика до императора Николая II: (Страницы правления гос-вом Российским). Саранск, 1992; Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977; Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978; Мерперт Н.Я. К вопросу о древнейших болгарских племенах. Казань, этих работах содержится широкий спектр взглядов на историю народов Восточной Европы, а также на проблемы их культурных контактов и взаимовлияний. Они содержат всесторонний материал о культуре российских народов, их исторических судьбах и событиях, оказавших определенное воздействие на их развитие. Кроме того, эти материалы дают пишу для самых глубоких размышлений об этногенезе народов Восточной Европы, прежде всего русских и булгар. Крупный вклад в решение проблем взаимоотношений между Русью и Волжской Булгарией внесли научные конференции, проведенные в Казани учеными России и Украины, «Волжская Булгария и Русь» (Казань, 1986) и «Путь из Булгар в Киев» (Казань, 1992).

Теоретические источники и методологические основы исследования. Автор, исходя из своей концепции о культурном контакте как разновидности взаимодействия, предположила, что в теоретическом плане необходимо исследовать развитие категории «взаимодействие» и показать ее как методологическую основу понятия «культурный контакт». Для этой цели диссертант многое почерпнула из трудов классиков философии Б.Спинозы, И.Канта, Г.Гегеля, П.А.Сорокина, Ф.Шеллинга, Ф.Энгельса, Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Дж.Тойнби, К.Ясперса, М.Бубера11.

1957; Мухаметшин Д.Г., Хакимзянов Ф.С. Эпиграфическеие памятники Булгара. Казань, 1987; Плетнева С.А. Хазары. М., 1976; Ее же. Половцы. М., 1990; Полубоя-ринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978; Ее же. Русь и Волжская Болгария в X-XV вв. М., 1993; Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960; Смирнов А.П. Волжские булгары. М., 1951; Смирнов А.П., Мерперт Н.Я. Из далекого прошлого народов Среднего Поволжья // По следам древних культур: От Волги до Тихого океана. М., 1954; Смолин В.Ф. К вопросу о происхождении народности камско-волжских болгар: Разбор главнейших теорий. Казань, 1921; Творогов О.В. Древняя Русь: События и люди. СПб., 1994; Тихомиров М.Н. Русское летописание. М., 1979; Токарев A.C. Этнография народов СССР. М., 1958; Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. М., 1984; Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1978; Его же. Татарский народ и его предки. Казань, 1989; Хлебникова Г.А. Керамика памятников Волжской Болгарии. К вопросу об этнокультурном составе населения. М., 1984; Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. М., 1991; Хузин Ф.Ш. Волжская Булгария в домонгольское время (X - начало XIII вв.). Казань, 1997; и др.

11 Спиноза Б. Избранные произведения. В двух томах. Том первый. М., 1957; Кант И. Сочинения в шести томах. T.l. М., 1963; Т.2. М., 1964; Т.4, 4.1. М., 1965; Гегель Г. Наука логики. T.l. М, 1970; Т.2. М, 1971; Т.З. М., 1972; Его же. Энциклопедия философских наук, Т.1. Наука логики. М., 1974; Сорокин IIA. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992;

Проблемы «взаимодействия» основательно рассмотрены в трудах отечественных философов А.Н.Аверьянова, С.Н.Смирнова, Е.Ф.Солопова, А.П.Шептулина и др.12 Они также нашли отражение в коллективных трудах «Материалистическая диалектика в пяти томах» (М.: Мысль, 1981-1985), «Материалистическая диалектика как общая теория развития. В 4-х томах» (М.: Наука, 1982-1987),, «Материалистическая диалектика как общая теория развития. В 4-х томах» (М.: Наука, 1982-1987), «Марксистско-ленинская диалектика в восьми книгах» (М.: МГУ, 1983-1988; вышло 5 книг) и др. Ценные мысли по теме диссертации содержатся в работах С.Н.Артановского, С.А.Арутюнова, М.М.Бахтина, В.С.Библера, Ю.Ю.Булычева, Г.П.Выжле-цова, Т.Г.Грушевицкой, П.С.Гуревича, Б.С.Ерасова, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, Л.К.Кругловой, С.В.Лурье, С.Н.Пушкина, В.Н.Сагатовского, А.П.Садохина. Т.Г.Стефаненко, В.В.Шаронова, В.А.Щученко и др.13

Методологической основой диссертационного исследования являются диалектический метод, системный и синергетический подходы, основные положения которых изложены в работах В.П.Бранского, В.В.Васильковой, М.С.Кагана, С.П.Капицы, Е.Н.Князевой, Е.Н.Курдюмова, Г.Г.Малинецкого,

Шеллинг Ф. Сочинения в двух томах. Т.1. М., 1987; Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти томах. Т.5. М., 1986; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991; Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993; Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991; Бубер М. Два образа веры. М., 1995; и др.

1 ")

Аверьянов А.Н. О природе взаимодействия. М., 1984; Смирнов С.Н. Диалектика отражения и взаимодействия в эволюции материи. М., 1974; Солопов Е.Ф. Введение в диалектическую логику: Философия в системе науки и мировоззрения. Л., 1979; Шептулин А,П. Система категорий диалектики. М, 1967; и др.

13 Артановский С,Н.На перекрестке ижей и цивилизаций. СПб., 1994; Арутюнов С.А. Народы и культура: Развитие и взаимодействие. М., 1985; Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986; Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М., 1990; Булычев Ю.Ю. Россия, русский народ и евразийство // Русская культура и культура России. СПб., 2001; Выжлецов Г.П Аксиология культуры. СПб., 1996; ГуревичП-С. Философия культуры. М, 1995; Ерасов Б.С. Россия и Восток: проблемы взаимодействия. М., 1992; Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы. СПб., 1996; Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996; Лурье C.B. Историческая этнология. М., 1997; Пушкин С.Н. Историософия евразийства. СПб., 1999; Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994; Садо-хин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., 2000; Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999; Шаронов В.В. Основы социальной антропологии, Спб., 1997; Щученко В.А. Русская культура и культура России: неслиянность и нераздельность их исторического бытия // Русская культура и культура России. СПб., 2001; и др.

С.Д.Пожарского,14 Ими синергетика применена к гуманитарным наукам. В рамках указанного используются:

- диалектический метод, позволяющий раскрыть культурные контакты этносов в развитии;

- системный подход, рассматривающий этносы в качестве открытых систем;

- синергетический подход, выявляющий значение случайностей в самоорганизации этносов.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является культурные контакты этносов как вид взаимодействия. Предмет диссертации - культурные контакты Руси и Волжской Булгарии в период их возникновения, развития и соперничества за обладание Волжским путем и господства в Восточной Европе вплоть до разрешения этой проблемы в пользу Руси.

Цель и основные задачи исследования. Целью диссертации является изучение философско-культурологического «среза» культурных контактов Руси и Волжской Булгарии, исследование культурных контактов Руси и Волжской Булгарии на основе выяснения природы культурных контактов как вида взаимодействия.

Постановка цели диктует решение в исследовании следующих основных задач:

Во-первых, рассмотрение развития в истории философии категории «взаимодействие» как теоретико-методологической базы понятия «культур

Кг ныи контакт».

Во-вторых, выяснение природы культурных контактов как культурологического явления в творчестве наиболее известных зарубежных и отечественных мыслителей и обоснование диссертантом собственных подходов к

14 Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций. СПб., 2000; Бранский В.П., С.Д.Пожарский. Социальная синергетика и акмеология. СПб., 2001; Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб., 1999; Каган М.С. Философия культуры- СПб., 1996; Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997; Князева E.H., Курдюмов С.П. Законы эволюции сложных систем. М., 1994; и др. решению данной проблемы на основе системного и культурологического подходов.

В-третьих, применение теоретико-методологических подходов, обоснованных в первой главе, к конкретному анализу культурных контактов Руси и Волжской Булгарии.

Научная новизна данной работы состоит:

1. В рассмотрении культурных контактов как вида взаимодействия, которое является конечной причиной развития.

2. В выяснении культурных контактов не только как торгово-экономических, политико-дипломатических взаимодействий, родственных связей между булгаро-татарами и славяно-русскими, но и как результата военных отношений.

3. В утверждении положения о том, что культурные контакты выступают закономерностью этногенеза.

4. В показе культурных контактов Руси и Волжской Булгарии как необходимого условия их развития.

5. Анализ культурных контактов Руси и Казанской Булгарии с точки зрения их противостояния за первенство в Восточной Европе.

На защиту автор выносит следующие положения:

1. Категория «взаимодействие» в науке и философии нашло свое понимание и рассмотрение только в новое время и с тех пор явилось предметом рассмотрения многих философов, которые постепенно осознавали ее значимость в познании мира, общества и человека.

2. Культурный контакт является видом взаимодействия и проявляется в таких своих формах как торгово-экономические, дипломатические и военные отношения. По крайней мере, в средние века культурные контакты в «чистом» виде не осуществлялись.

3. Культурный контакт есть феномен, который проявляется в взаимодействии этносов, выступая закономерностью их развития. Взаимодействие этносов через культурный контакт есть мощный движущий импульс их культурного развития - в этом специфика проявления культурного контакта как вида взаимодействия.

4. Культурные контакты Руси и Волжской Булгарии, зародившись в глубокой древности, достигли своего значительного развития в период Киевской Руси, а затем во времена возвышения Владимиро-Суздальской Руси.

5. Наиболее драматического развития культурные контакты русских и булгар достигли в период противостояния Московского царства и Казанского ханства за обладание Волжским торговым путем и за первенство в Восточной Европе, которое закончилось победой Руси.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что теоретико-методологические подходы, использованные в исследовании культурных контактов Руси и Волжской Булгарии, могут быть использованы при рассмотрении культурных контактов других народов, входящих в состав России. Результаты исследования можно использовать для дальнейшей работы над проблемой взаимоотношения русских и волжских булгар, что дает богатый материал для обоснования их единых истоков как народов, живущих более тысячи лет по соседству и, естественно, оказавших друг на друга огромное влияние. Данная работа может внести свою скромную лепту в теоретическое обоснование единства народов Российской Федерации. Она может быть использована для написания диссертаций на историко-культуроло-гические темы, научных статей. Ее отдельные результаты могут оказать помощь при написании учебных пособий по философии, культурологии и истории для высших и средних учебных заведений, для чтения лекций по курсам истории культуры и этнологии.

Апробация. Теоретические положения, обобщающие выводы и практические рекомендации диссертации были апробированы на международных, всероссийских научно-теоретических конференциях. Основополагающие идеи и положения работы нашли отражение в выступлениях: на всероссийской научной конференции «Философия идеологии постнеклассической науки» (С.-Петербург, 30-31 января 2001 г.), на научно-методической конференции «Русская философия. Концепции. Персоналии. Методика преподавания» (Санкт-Петербургское философское общество. СПб., 2001 г.), на международной научной конференции «Методология гуманитарного знания в перспективе XX века» (Санкт-Петербург, 18 мая 2001 г.), на всероссийской научной конференции «Науковедение на рубеже столетий (ХХ-ХХ1 века): традиции и новации» (Санкт-Петербург. 29-30 января 2002 г.). Основные положения диссертации изложены в 5-ти публикациях общим объемом 1,6 п.л.

Основополагающие положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:

1. Культурные контакты Руси и Волжской Булгарии. - СПб., 2002. -1,0 п.л.

2. Становление исторической культурологии как постнеклассической науки // Философия идеологии постнеклассической науки. Доклады и тезисы научной конференции. Санкт-Петербург. 30-31 января 2001 г. - СПб., 2001. -0,1 п. л.

3. Проблема культурных контактов в философии Н.Я.Данилевского // Русская философия. Концепции. Персоналии. Методика преподавания. -Санкт-Петербургское философское общество. СПб., 2001. - 0,2 п.л.

4. Синергетический подход к изучению культурных контактов в этногенезе // Методология гуманитарного знания в перспективе XX века. Материалы международной научной конференции 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. - СПб. Санкт-Петербургское философское общество. 2001. - 0,2 п.л.

5. Взаимодействие как общий принцип науки и его проявление в этногенезе // Науковедение на рубеже столетий (ХХ-ХХ1 века): традиции и новации. Доклады и тезисы научной конференции. Санкт-Петербург. 29-30 января 2002 г. - СПб., 2002. - ОД п.л.

Структура диссертации. Она обусловлена целью и задачами диссертации и состоит из введения, трех глав (в каждой главе по два параграфа) и заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Культурные контакты Руси и Волжской Булгарии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философское обоснование понятия «культурный контакт» требует обращения к категории «взаимодействие», которая как последняя инстанция в объяснении развития всего сущего пронизывает все другие категории диалектики. По сути дела отраженные в голове человека законы диалектики, основанные на взаимосвязи и противостоянии соответствующих понятий и так называемые парные категории диалектики не могут быть раскрыты без применения такой всеобщей категории, как взаимодействие, а понятие «культурный контакт» является одним из ее видов.

Закон единства и «борьбы» противоположностей раскрывает взаимодействие единства и «борьбы» двух противоборствующих сторон. Закон перехода количества и качества показывает взаимосвязь количества и количества. Закон отрицания отрицания проявляется во взаимодействии старого и нового. Общее и единичное, явление и сущность, форма и содержание, возможность и действительность, необходимость и случайность, причина и следствие не могут проявить себя без взаимодействия. В то же время законы и категории диалектики развертывают перед нами взаимодействие как явление сложное и многостороннее и соответственно способствуют более глубокому пониманию сущности понятия «культурный контакт».

Взаимодействие - это процесс взаимного влияния систем друг на друга, наиболее фундаментальная основа и универсальная форма изменения их состояний. Именно взаимодействие определяет организацию, существование и функционирование всякой материальной системы. Исходя их этого обстоятельства, можно сказать, что культурный контакт как вид взаимодействия является одной из коренных причин формирования и развития этноса. Внутренние взаимодействия дают этносу возможность существовать устойчиво, а внешние приводят к его развитию по восходящей линии. Из истории известно, что замкнутые в себе этносы устойчиво без заметных изменений существуют тысячелетия и только внешнее культурное влияние других этносов выводит их из равновесного с природой состояния и одной из причин их развития.

Взаимодействие - конечная причина существования предметов и явлений окружающего мира, причина их любых изменений. Выясняя внутренние и внешние взаимодействия системы, мы тем самым познаем ее сущность. Так как культурный контакт - вид взаимодействия, то он служит философско-методологической базой выяснения отношений между этносами в торговои о о о экономической, политико-дипломатическои, военной и духовной областях. Этносы, входя друг с другом в культурный контакт, в то же время формируют друг друга в культурном отношении, возвышая себя и взаимодействующие с ними народы материально и духовно. Взаимодействие, таким образом, является конечной причиной развития этноса, который органично вплетен в сеть бесконечных мировых культурных контактов. Если этнос - это система, то человечество - суперсистема взаимодействующих через культурные контакты этносов. Культурный контакт между этносами - закономерность развития культуры человечества.

Взаимодействие проявляется в противоречиях - оно есть действие и противодействие. В культурных контактах этносов не все новое для них воспринимается без сопротивления. Но в этносе всегда находятся силы, которые это влияние воспринимают и постепенно распространяют его среди членов этноса. Оно, в конце концов, начинает восприниматься как свой культурный элемент и органически вплетается в культурную целостность этноса, выступая связующим звеном двух взаимодействующих этносов. Таким образом, культурный контакт является детерминирующей доминантой развития этноса.

Большую роль культурные контакты играют в этногенезе. В процессе прохождения этносом фаз своего этногенеза - от начала и до конца, от молодости до зрелости - культурные контакты данного этноса с другими этносами претерпевают различные изменения. В начальный период развития этноса, когда в него вливается масса иноплеменников, культурные контакты получают очень высокую интенсивность, а зрелый же этнос, имея уже богатые культурные традиции, не так бездумно воспринимает чужие влияния. Взаи-модеиствие между этносами, таким образом, явление различной интенсивности. Оно, протекая в начальной фазе весьма интенсивно, к концу этногенеза ослабевает. И это происходит по причине прочных сложившихся культурных достижений этноса, который в фазе зрелости имеет самодостаточную национальную культуру. Однако это обстоятельство не говорит, что этнос уже не воспринимает культурные влияния других народов ни в каких видах -воспринимает, но оно не может поколебать его устоявшуюся культуру.

Если философское рассмотрение культурных контактов через понятие «взаимодействие» раскрывает их глубинную суть, то культурологический подход позволяет произвести анализ культурных контактов непосредственно как явления этногенеза. Многие ученые как отечественные, так и зарубежные (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, К.Ясперс, Л.Н.Гумилев и др.), исследуя ход развития человечества через его этнико-цивилизационные основы, в той или иной степени рассматривали и мировые культурные контакты. Необходимо особо отметить из современных ученых специальную работу С.Н.Арта-новского «На перекрестке идей и цивилизаций», посвященную анализу культурных контактов, на основании которых он делает важные выводы теоретического характера. Есть и другие работы в той или иной степени затрагивающие эту сторону этногенеза. Однако проблема требует дальнейшей специальной разработки.

Географическое положение России на стыке Востока и Запада как страны наиболее подверженной культурным контактам привлекало ученых как фактор, объясняющий многое в историческом развитии русского народа и России. Проблема, связанная с идеями, выдвинутыми П.Я.Чаадаевым в отношении пути развития России: какой путь предпочтительнее для России -западный или восточный - привела к возникновению в российской идеологической жизни двух направлений - славянофильства и западничества. В 20-е годы XX в. в этот спор со всей своей интеллектуальной мощью вмешались наиболее известные русские зарубежные мыслители со своей идеей евразийства. Евразийцы, исходя из некоторых идей славянофильства (например, православия), обосновали оригинальную концепцию исторического развития России. Они отрицательно относились к западному пути развития и считали, что русская культура по своей сути культура евразийская, в создании которой приняли участие все народы, населяющие Россию. Историческое же раззитие государственности России, утверждали евразийцы, является продолжением империи Чингисхана, Золотая Орда со временем уступила свое место Москве.

Естественно, культурологический подход в познании культурных контактов является научным методом, который в сочетании с другими методами позволяет проникнуть в сущность этногенеза. Этнос как система функционирует и развивается в силу действия синергетических законов. Если системный подход способствует познанию, прежде всего, структурно-функциональной стороны жизни этноса, то синергетический подход делает акцент на его развитие. Современные научные методы исключают разброс в изучении этногенеза и направляют его к единственно верной цели - наиболее адекватно отразить научную этнологическую картину, в которой культурные контакты занимают ведущее место. У этноса есть свой путь, который определяется множеством факторов, но культурные контакты ускоряют (или замедляют) его развитие, а иногда и меняют направление траектории.

Конкретно в диссертации рассматриваются культурные контакты между Русью и Волжской Булгарией. Философские основания и культурологические подходы дают возможность глубже проникнуть в эти контакты, которые лежат в исторической плоскости и занимают по времени более тысячи лет. Восточная Европа - это родина трех великих суперэтносов - славянорусских, тюрко-татар и финно-угров. Все, что имеют современные народы этого региона в культурном отношении, прежде всего, славяно-русские и булгаро-татары, они обязаны культурным контактам между собой. Каналами культурных контактов между славяно-русскими и булгаро-татарами были торгово-экономические, политико-дипломатические, военные и духовные отношения. В период язычества эти два народа еще в начале 1-го тысячелетия н.э. жили по соседству в Северном Причерноморье. Одна из ветвей, называемой в исторической науке черными клобуками и берендеями, входила в состав Киевской Руси.

Из исторических источников можно сделать вывод, что впервые киевляне познакомились с булгарами только в 985 г. во время похода князя Владимира на Волжскую Булгарию. Однако киевляне не могли не знать волжских булгар, которые до переселения на Среднюю Волгу жили в низовьях Дона по соседству с Киевской Русью. Уже в то время между ними были интенсивные культурные контакты. Когда возникли государства Киевской Руси и Волжской Булгарии, между ними был установлен сухопутный караванный путь Киев-Булгар. Этот путь функционировал несколько столетий. Сблизила русских и булгар борьба против общего врага, которым был Хазарский каганат. Победа князя Святослава над хазарами в 965 г. помогла освободиться от хазарской зависимости не только киевлянам, но и волжским булгарам. В дальнейшем два самых мощных государства Восточной Европы - Киевскую Русь и Волжскую Булгарию - отдалило друг от друга принятие первой православия, а второй - ислама. Но в первые годы, когда эти конфессии еще только укрепляли свои позиции в Киеве и Булгаре отдаленность мировоззренческих подходов двух народов чувствовалась слабо. Можно предположить, что первоначально русские и булгары даже представляли себе эти две конфессии как две ветви одной и той же религии. Поэтому в начальный период существования двух государств религиозного противостояния между ними не было.

Особенно сложные отношения Руси и Булгарии сложились тогда, когда центр русского государства переместился во Владимиро-Суздальское княжество. Русские и булгары пришли в непосредственное соприкосновение из-за близости расположения. С одной стороны, близость проживания привело к укреплению между ними культурных контактов, с другой стороны, возникло соперничество за обладание волжским путем и землями, расположенными вдоль Волги. И русских, и булгар окружали финно-угорские народы, которые не создали своей прочной государственности, и оказались в зоне влияния двух сильных государственных образований - Северо-Восточной Руси и Волжской Булгарии. Их соперничество длилось несколько столетий и было приостановлено монгольским завоеванием Восточной Европы. Кроме того, в них укрепляли свои позиции основа национального самосознания русских и булгар - православие и ислам.

В период монгольского владычества культурные контакты между Русью и Булгарией несколько ослабли, но не прекратились. Взаимная диффузия двух народов продолжалась: русские селились в Волжской Булгарии, а булгары приходили в Русь и заселяли земли, указанные им великим князем Владимирским. Не удивительно, что в жизни и в быту русских и поволжских татар (булгар) до сего времени много общего. Вполне естественно, что их духовная культура, имея разные основания - православие и ислам - не могла взаимодействовать. Наоборот, с укреплением своих позиций на Руси и в Булгарии они пришли к конфронтации. Эти две конфессии в дальнейшем явились идеологическим обрамлением торгово-экономических притязаний Москвы и Булгара. Именно столкновение материальных интересов русских и булгар выглядело на поверхности как борьба религиозных конфессий: каждая сторона считала свою религию единственно верной и безупречной.

Как Московское царство было дальнейшим развитием Владимиро-Суздальской Руси, так и Казанское ханство возникло как следующий этап эволюции Волжской Булгарии в новых исторических условиях, которые сложились в связи с ослаблением Золотой Орды. Об этом говорит хотя бы то обстоятельство, что когда Иван III в 1487 г. взял Казань и установил над ней протекторат, он взял себе титул князя Болгарского (не татарского и не казанского). Разница между Москвой и Казанью, несмотря на общие исторические условия, которые привели к их возрождению, состояла в том, что в Москве правила та же домонгольская династия Рюриковичей, а в Казани старая бул-гарская династия была свергнута и власть оказалась в руках монгольской династии чингизидов, правда, сильно отюреченных. Данное обстоятельство внесло во внутреннее развитие Казанского ханства дополнительные противоречия, связанные с тем, что новая династия имела близкие родственные отношения с теми чингизидами, которые находились на службе у московских великих князей.

Кровное родство между представителями тех или иных народов также является тем каналом, по которому устанавливаются культурные контакты между ними. То обстоятельство, что казанские феодалы имели прочные родственные отношения с московскими феодалами татарского и русского происхождения, с одной стороны, способствовало тесным культурным контактам между русскими и булгарами (в казанский период называемыми или казанцами, или татарами), а с другой стороны, привело к возникновению конфрон-тирующих групп в самой правящей верхушке Казани. В конце концов, борьба между ними настолько ослабила Казанское ханство, что оно пало под растущим напором объединенных сил русских и татар, отстаивающих интересы Москвы. Конечно, причиной падения Казани были не только противоречия в ней самой, но и тот факт, что булгары, как писал еще М.Г.Худяков, составляли уже к этому времени старый этнос, который исчерпал свои силы, а русские как молодой этнос только еще начинали свое восхождение по лестнице этногенеза и вполне естественно, что старый этнос не устоял перед молодым, полным сил и устремлений. По своему возрасту булгарский этнос соответствовал древнерусскому этносу Киевской Руси, который еще раньше уступил звое место ведущего этноса в восточнославянском мире великороссам.

Культурные контакты между Русью и Булгарией в казанский период большей частью происходили через военные столкновения и дипломатические переговоры, однако торгово-экономические отношения также играли не последнюю роль. У Казани на одном из волжских островов проходила ежегодная международная ярмарка, на которой по торговым делам встречались купцы различных стран, в основном восточных. На ней главенствующее положение занимали булгарские (татарские) и русские купцы. Именно торговля была основой экономической мощи государства наряду с национальным производством. С целью подорвать мощь Казанского ханства великий князь Московский Василий III запретил ездить русским купцам на Казанскую ярмарку. Русские купцы, да и экономика Руси от этого потерпели урон. Чтобы исправить положение великий князь повелел проводить ежегодную ярмарку у Макарьевского монастыря в Нижнем Новгороде. В дальнейшем она полностью заменила Казанскую ярмарку.

В культуре русских и булгаро-татар за столетия совместной жизни произошла некоторая нивелировка, особенно в материально-хозяйственной сфере и в быту. После вхождения в Россию булгаро-татары вместе с русскими и другими народами, вошедшими в русское государство, участвовали как в строительстве мирной жизни, так и в войнах по защите общего Отечества. В дальнейшем русская материальная и духовная культура оказала на булга-ро-татарскую культуру огромное влияние. Именно через русскую культуру булгаро-татары вот уже 450 лет приобщаются не только к многогранной русской культуре, но и через русский язык познают мировую культуру. «Объективный и взвешенный подход, - пишет В.А.Щученко, - может означать здесь только одно: русская культура неотделима от культуры других народов России, но в то же время культура русского народа сохраняет в полной мере самобытные этнокультурные черты и продолжает играть ведущую роль в культурной жизни России»1.

Щученко В.А. Русская культура и культура России: неслиянность и нераздельность их исторического бытия // Русская культура и культура России. Материалы пятых чтений факультета истории русской культуры, состоявшихся 24 декабря 1997 года в СПб. гос. ун-те культуры и искусств. - СПб., 2001. С. 17-18.

Исходя из вышеизложенного вполне естественно сделать следующие теоретические выводы:

1. Взаимодействие является той ключевой категорией, которая позволяет проникнуть в сущность понятия «культурный контакт». Более того, культурный контакт есть разновидность взаимодействия в историческом развитии народов, одно из условий их общественно-культурного прогресса.

2. Культурный контакт - необходимый элемент этногенеза. Без культурного контакта данного народа с другими народами не может быть его прогрессивного развития, при отсутствии этого условия народ, достигнув определенного уровня в своем культурном развитии, вступает в состояние застоя, который может продолжаться многие века.

3. Культурный контакт между этносами может быть установлен по следующим каналам взаимодействия: торгово-экономические связи, дипло-матическо-политические отношения, духовное влияние, военные столкновения. Культурные контакты между этносами выступают как системообразующие связи их этногенеза.

Из сделанных выше теоретических положений вытекают следующие практические рекомендации:

1. Необходимо более глубоко исследовать культурные контакты народов России, что позволит создать единую картину материальной и духовной культуры такого суперэтноса как российский народ. Для этого возможно создание исследовательских коллективов, заинтересованных в таких исследованиях ученых.

2. Проведение научно-теоретических конференций на тех или иных уровнях (всероссийском, городском, ряда вузов, вузовском и т.д.) по теме «Культурные контакты народов России: теория и практика» способствовало бы более глубокой разработке данной проблемы.

3. На основе теоретических разработок проблемы культурных контактов народов России выработать практические рекомендации для государственных и общественных организаций, занимающихся вопросами межнациональными отношений. Кроме того, использовать наработки в данной области при написании учебных пособий для студентов и учащихся.

Диссертант надеется, что ее скромный труд внесет определенный вклад в понимание межнациональных отношений в Российской Федерации и послужит делу укрепления дружбы и сотрудничества ее народов в решении ими збщих задач материального и духовного развития нашей общей Родины -России. В самые трудные годы для России ее народности всегда объединялись вокруг русского этноса и совместно с русским решали те трудные задачи, которые история по тем или иным причинам ставила перед ней. В истории России не было случая, чтобы ее народы не поддержали самоотверженную борьбу русского народа в годы иностранных интервенций за сохранение ее государственности и суверенитета.

 

Список научной литературыСафиуллина, Марина Илдусовна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. - М.: Политиздат, 1985. - 263 с.

2. Аверьянов А.Н. О природе взаимодействия. М., 1984. 64 с.

3. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси.- Новосибирск: Наука, 1991.240с.

4. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. Исторические формы общения народов: мировые культурные контакты, многонациональное государство. СПб.: СПбГАК, 1994. - 224 с.

5. Арутюнов С. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М., 1989.

6. Археология Волжской Булгарии: проблемы, поиски, решения. Казань, 1993.- 138 с.

7. Бариев Р.Х. Философские аспекты этногенеза волжских булгар. СПб.: Инсаф, 1995. - 306 с.

8. Баскаков H.A. Русские фамилии тюркского происхождения.-М.: Наука, 1979.-278 с.

9. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. - 332 с.

10. Бахтин М.М. Марксизм и философия языка // Вопросы философии. 1993. № 1.

11. Березин И.Н. Булгар на Волге.- Ученые записки Казанского унта, 1853, кн.111. Казань, 1854. С.74-160.

12. Беркович H.A. Племя, народность, нация: Социально-философское исследование. СПб.: Наука, 2001. - 170 с.

13. Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура (идея культуры в работах М.М.Бахтина)// Одиссей. Человек в истории. 1989. М., 1989. С.21-59.

14. Болгария Волжско-Камская // Советская историческая энциклопедия. Т.2. М., 1962. С.563-567.

15. Бранский В.П.Социальная синергетика и теория наций. СПб,: Изд-во СПб. Акмеологической Академии, 2000. - 108 с.

16. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и ак-меология. — СПб.: Политехника, 2001. — 159 с.

17. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.- М.: Наука, 1983.- 412 с.

18. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

19. Булычев Ю.Ю. Россия, русский народ и евразийство // Русская культура и культура России. Материалы пятых чтений факультета истории русской культуры, состоявшихся 24 декабря 1994 года в СПб гос. ун-те культуры и искусств. СПб., 2001. С. 29-65.

20. Валеев P.M. Торгово-экономические взаимосвязи Волжской Булгарии с Русью в IX — начале XIII вв. // Путь из Булгара в Киев. Казань, 1992. С. 87-93.

21. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии.- Казань: Тат. кн. изд-во, 1987.- 166 с.

22. Валишевский Казимир. Иван Грозный: Исторический очерк.-М.: СП "Квадрат", 1993.- 352 с.

23. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). — СПб.: Лань, 1999.-480 с.

24. Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь: ЛЕАН, М.: АГРАФ, 1996.-448 с.

25. Волжская Булгария и Русь: Сб. статей. Казань, 1986.- 151 с.

26. Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань, 1971.- 295 с.

27. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков / Составитель Н.Г.Федоровский. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1997.-752 с.

28. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры.- СПб: ТОО ТК "Петрополис", 1996.

29. Гагин И.А. Дипломатия Волжской Булгарии в X первой трети XIII веков. Автореферат на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. СПб., 1997. — 21с.

30. Гегель Г. Наука логики. Том 1. М.: Мысль, 1970. - 501 с.

31. Гегель Г. Наука логики. Том 2. М.: Мысль, 1971. - 248 с.

32. Гегель Г. Наука логики. Том 3. М.: Мысль, 1972. - 371 с.

33. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Том 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974. - 452 с.

34. Генинг В.Ф., Халиков А.Х. Ранние болгары на Волге. М., 1964.-201с.

35. Герасимова М.М., Рудь Н.М., Яблонский Л.Т. Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы.- М.: Наука, 1987.- 254 с.

36. Герберштейн С. Записки о Московии.- М.: Изд-во МГУ, 1988.430с.

37. Гордеев A.A. История казаков. Золотая Орда и зарождение казачества.- М.: Страстной бульвар, 1991.- 176 с.

38. Город Булгар: Очерки истории и культуры / Отв. ред. док. ист. наук Г.А.Федоров-Давыдов.- М.: Наука, 1987.- 232 с.

39. Горский A.A. Москва и Орда. М.: Наука, 2001.-214 с.

40. Греков Б.Д., Калинин Н.Ф. Болгарское государство до монгольского завоевания // Материалы по истории Татарии. Вып. 1. Казань, 1948.- 488с.

41. Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций.- М.: Наука, 1991.- 192 с.

42. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.- Л.: Гидрометеоиз-дат, 1990.- 528 с.

43. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период.- Л.: Наука, 1990.-280 с.

44. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства.- М.: Товарищество Клышников, Комаров и КО, 1992.- 320.

45. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь.- М.: Мысль, 1992.- 781с.

46. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия.- Баку: Азернешр, 1990.-312с.

47. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы.-М.: Экопрос, 1993.- 544 с.

48. Гумилев Л.Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи /Предисл. В.Ю.Ермолаева.- М.: Экопрос, 1994.- 624с.

49. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации / Предисл. С.Б.Лаврова.- М.: Экопрос, 1993.- 576 с.

50. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие.- М.: Знание, 1996.- 288с.

51. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманит. вузов. 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 288 с.

52. Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура (Домонгольский период, Х-нач.ХШ вв.).- Казань: Тат. кн. изд-во, 1990.192 с.

53. Давлетшин Г.М. О булгаро-киевских взаимоотношениях в области духовной культуры в X XIII вв. // Путь из Булгара в Киев, Казань, 1992. Казань, 1992. С. 31-40.

54. Давлетшин Т.Д. Советский Татарстан: теория и практика ленинской национальной политики. — Лондон, 1974. 392 с.

55. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (1Х-ХН вв.): Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 339 с.

56. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (ХИ-Х1У вв.): Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 2001. - 389 с.

57. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 574 с.

58. Диалектика как методология научного познания: Монография / Под ред. П.В.Попова. М.: Высш. школа, 1978. - 288

59. Доронченков А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной политики: Этнополитический очерк.- СПб., 1995.- 200 с.

60. Древняя Русь и славяне.- М.: Наука, 1978.- 447 с.

61. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в ХШ-Х1У вв. М.: Наука, 1985. 245 с.

62. Ерасов Б.С. Россия и Восток: проблемы взаимодействия. М.,1992.

63. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: популярный очерк. IX- середина XVIII в. М.: Мысль, 1992.- 797 с.

64. Закиев М.З. Татары: Проблемы истории и языка. Казань, 1995. -464 с.

65. Закиев М.З., Кузьмин-Юманади Я.Ф. Волжские булгары и их потомки.- М.: Инсан, 1993.- 160 с.

66. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI-XVI вв.). Л.: Наука, 1987. -248 с.

67. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии.- СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995.- 338 с.

68. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. T.I.- М.: Наука, 1962.- 279 с.

69. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т.П.- М.: Наука, 1967.- 212 с.

70. Знаменский П. Казанские татары. Казань, 1910.- 67 с. 71.3оценко В.Н. Волжская система путей сообщений в истории

71. Южной Руси // Путь из Булгара в Киев. Казань, 1992. С. 47-54.

72. Иевлев М.М., Моця А.П. «Русский» участок пути Булгар Киев (особенности поселений и маршрута) // Путь из Булгара в Киев. Казань, 1992. С. 23-30.

73. Из истории ранних булгар: Сборник.- Казань, 1981.- 112 с.

74. Измайлов И.Л. Военно-дружинные связи Волжской Булгарии с Южной Русью в X-XI вв. // Путь из Булгара в Киев. Казань, 1992. С. 102-113.

75. Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы. -СПб.: СПбГАК, 1996. 264 с.

76. Иловайский Д.И. Разыскания о начале Руси. М., 1882.- 557 с.

77. История о Казанском царстве (Казанский Летописец).- Полное собрание русских летописей. Т. 19. СПб., 1903.- 530.

78. История Татарской АССР. T.I.- Казань: Таткнигоиздат, 1955.550 с.

79. Каган М.С. Философия культуры,- СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1996.- 416 с.

80. Казаков Е.П. Булгарское село X-XIII веков низовий Камы.- Казань: Тат. кн. изд-во, 1991.- 176 с.

81. Казанская история.- М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954.- 194 с.

82. Кант И. Сочинения в шести томах. Том 1. М.: Мысль, 1963.543 с.

83. Кант И. Сочинения в шести томах. Том 2. М.: Мысль, 1964.511 с.

84. Кант И. Сочинения в шести томах. Том 4. Часть 1. М.: Мысль, 1965. - 544 с.

85. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.; Наука, 1997.-285 с.

86. Карамзин Н.М. История государства Российского в 12-ти томах. T.I.- М.: Наука, 1989.- 640 с.

87. Карамзин Н.М. История государства Российского в 12-ти томах. T.II-III-- М.: Мысль, 1991.- 832 с.

88. Карамзин Н.М. История государства Российского в 12-ти томах. Т.8.- СПб., 1830.- 166 с.

89. Каратеев М.Д. Русь и татары // Арабески истории. Кн. 1. Русский взгляд.- М.: Фонд "Мир Гумилева", 1994.- 281 с.

90. Каратеев Михаил. Русь и Орда: Историческая эпопея. Кн.2.-М.: Новая книга, 1993.- 543 с.

91. Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Русь и кочевники.- М.: Высш. школа, 1967.- 263 с.

92. Каримуллин А.Г. Татары: этнос и этноним.- Казань: Тат. кн. изд-во, 1989.- 128 с.

93. Карнович Е.П. Родовые прозвания. Титулы в России. Слияние иноземцев с Русскими.- СПб.: Изд-во МФИН, 1991.- 100 с.

94. Карсавин JI.П. Философия истории.- СПб.: АО "Комплект", 1993.- 352с.

95. Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии.- М.: "Прогресс-Академия", 1995.- 325 с.

96. Катанов Н.Ф., Покровский И.М. Отрывок из одной летописи о Казани и Казанском ханстве // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском университете. XXI том, 4-й выпуск.- Казань, 1905. С.304-348.

97. К вопросу этнической истории татарского народа: Сборник. Казань, 1985.- 133 с.

98. Кизилов Ю.А. Земли и народы России в XIII-XV вв.- М.: Высшая школа, 1984,- 160 с.

99. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн.1.- М.: Мысль, 1993.- 572 с.

100. Ключевский В.О. О русской истории: Сборник.- М.: Просвещение, 1993.- 576 с.

101. Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве.- М.: Прометей, 1991.- 334 с.

102. Князева E.H., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем.- М.: Наука, 1994,- 236 с.

103. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг.: Статьи, переводы и комментарии Харьков: Изд-во Харьковск. ун-та, 1956.- 347 с.

104. Коваленко В.П., Сытый Ю.Н. Торгово-экономические взаимосвязи Чернигово-Северской Земли с Волжской Булгарией в IX -XIII вв. // Путь из Булгара в Киев. Казань, 1992. С 54-68.

105. Козлов Ю.Ф. От князя Рюрика до императора Николая II: (Страницы правления гое-вом Российским).- 2-е изд., доп. и перераб.-Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992.- 352 с.

106. Козлова К.И. Этнография народов Поволжья.- М.: Изд-во МГУ, 1964.- 175 с.

107. Коковцев П.К. Еврейско-хазарская переписка в X веке.- Л.: Изд-во АН СССР, 1932.- 134 с.

108. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк): Учебник,- М.: Наука, 1994.- 378 с.

109. Крачковский И.Ю. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу.- М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1939.- 194 с.

110. К 350-летию покорения Казани. 1552-1902. Подлинная о Казанском походе запись Царственной книги и сказания князя Курбского о покорении Казани. М., 1902.- 168 с.

111. Куник А., Розен В. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. T.I. СПб., 1878.- 192 с.

112. Кунцевич Г.З. История о Казанском царстве. СПб., 1905.- 681с.

113. Курбский A.M. Царь Иоанн IV Васильевич Грозный. СПб., 1902.- 261с.

114. Курбский А.М. История о великом князе Московском. СПб., 1913.- 194 стб.

115. Ланда Р.Г. Ислам в истории России.- М.: Восточ. лит-ра,1995.-312с.

116. Леонтьев A.A. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Бальии: Учебно-справочное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 312 с.

117. Литвин Михалон. О нравах татар, литовцев и москвитян. -М.: Изд-во МГУ, 1994. 151 с.

118. Лурье C.B. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. - 448 с.

119. Любавский М.К. Лекции по древней русской истории до конца XVI века / Изд. четвертое, доп. СПб.: Лань, 2000. - 480 с.

120. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М.: Просвещение,1996.-320 с.

121. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.- 184 с.

122. Мавродина P.M. Киевская Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы): Историогр. очерк.-Л.: Наука, 1983.- 86 с.

123. Марджани Ш.Б. Источники по истории Казани и Булгара-Казань: Тат. кн. изд-во, 1989.- 415 с. (натат. языке).

124. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти томах. Т. 5. М.: Политиздат, 1986. - 779 с.

125. Марксистско-ленинская диалектика. В восьми книгах. Книга 1. Материалистическая диалектика как научная система. М.: Изд-во МГУ, 1983.-295.

126. Марксистско-ленинская диалектика. В восьми книгах. Книга 5. Диалектика живой природы. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 360 с.

127. Материалистическая диалектика как общая теория развития: Философские основы теории развития. — М.: Наука, 1982. — 478 с.

128. Материалистическая диалектика как общая теория развития: Проблема развития в современных науках. М.: Наука, 1983. - 374 с.

129. Материалистическая диалектика. В 5-ти томах. Т. 1. Объективная диалектика. М.: Мысль, 1981. - 496 с.

130. Материалы по изучению Татарстана: Сб. статей. Вып.2. Казань, 1925.- 274 с.

131. Мерперт Н.Я. К вопросу о древнейших болгарских племенах. Казань, 1957,-37 с.

132. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. Т.1.- М.: Прогресс, 1993.- 528.

133. Минаев И.П. "Книга" Марко Поло.- М.: Географгиз, 1956.376 с.

134. Мир России Евразия: Антология / Сост.: Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская.- М.: Высш. школа, 1995.- 399 с.

135. Моця А.П. Общие закономерности торгово-экономических взаимоотношений Киева и Булгара в IX — XIII вв. // Путь из Булгара в Киев. Казань, 1992. С. 6-12.

136. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX XVII вв.: Книга для учителя / 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1984.-336 с.

137. Мухамадиев А.Г. Древние монеты Поволжья.- Казань: Тат-книгоиздат, 1990.- 192 с.

138. Мухаметшин Д.Г., Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники Булгара.- Казань: Тат. кн. изд-во, 1987.- 128 с.

139. Нечволодов А. Сказания о Русской земле: Репринтное издание в четырех книгах. Книга первая.- Уральское отд-ние ВКЦ "Русская энциклопедия", 1991.- 315 с.

140. Нечволодов А. Сказания о Русской земле: Репринтное издание в четырех книгах. Книга вторая.- Уральское отд-ние ВКЦ "Русская энциклопедия", 1991. 487 с.

141. Николаева H.A., Сафронов В.А. Истоки славянской и евразийской мифологии. — М.: «Белый волк», KP АФТ, ГУП «Облиздат», 1999.-312 с.

142. Новое в археологии и этнографии Татарии: Сб. статей.- Казань, 1982.- 112 с.

143. Новосельский A.A. Исследования по истории эпохи феодализма.- М.: Наука, 1994.- 223 с.

144. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа.- М.: Наука, 1990.- 261 с.

145. Очерки истории СССР. Кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР. III-IX вв. / Отв. ред. Б.А.Рыбаков.- М.: Изд-во АН СССР, 1958.- 947 с.

146. Очерки истории СССР. Период феодализма. IX-XV вв. В двух частях. I. / Под ред. акад. Б.Д.Грекова (отв. ред.), д.и.н. Л.В.Черепнина, к.и.н. В.Т.Пашуто.- М.: Изд-во АН СССР, 1953.- 984 с.

147. Очерки социальной антропологии / Ред. коллегия: А.С.Мам-зин, Б.В.Марков, В.Т.Пуляев, Н.Г.Скворцов, В.В.Шаронов (отв. редактор).- СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.- 154 с.

148. Плетнева С. А. Хазары.- М.: Наука, 1976.- 93 с.

149. Плетнева С.А. От кочевий к городам.- М.: Наука, 1967.- 198с.

150. Плетнева С.А. Половцы.- М.: Наука, 1990.- 208 с.

151. Покровский М.Н. История России с древнейших времен // Избранные произведения. В 4-х томах. Кн.1. (Тт. 1,2).- М.: Мысль, 1966.-725с.

152. Полное собрание русских летописей. T.I. Лаврентьевская летопись.- М.: Изд. вост. лит., 1962.- 578 с.

153. Полное собрание русских летописей. Т.П. Ипатьевская летопись.- М.: Изд. вост. лит., 1962.- 938 с.

154. Полное собрание русских летописей. Т.VIII. Продолжение летописи по Воскресенскому списку.- СПб., 1859.- 303 с.

155. Полное собрание русских летописей. T.XIV. Повесть о честном житье царя и Великого князя Федора Ивановича всея Руси.- М.: Наука, 1965.-285с.

156. Полное собрание русских летописей. T.XV. Тверская летопись.- СПб., 1863.- 506 стб.

157. Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде.- М.: Наука, 1978.- 133 с.

158. Полубояринова М.Д. Русь и Волжская Болгария в X-XV вв.-М.: Наука, 1993.- 123 с.

159. Попов А.И. Кыпчаки и Русь // Учен. зап. ЛГУ. Серия исторических наук. Вып. 14. 1949. С.94-119.

160. Попов А.И. Названия народов СССР.- Л.: Наука, 1973.- 172с.

161. Похлёбкин В.В. Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в XIII XVI вв. 1238-1598 гт. (От битвы на р. Сить до покорения Сибири). Справочник. - М.: Международные отношения, 2000. - 192 с.

162. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913.- 414 с.

163. Происхождение казанских татар.- Казань: Таткнигоиздат, 1948.- 160 с.

164. Проблема связей и отношений в материалистической диалектике. М.: Наука, 1990. - 288 с.

165. Проблемы диалектики. Выпуск 1 / Под ред. проф. В.В.Ильина. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. 175 с.

166. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 гг.) / Публикация О.Г.Большакова, АЛМонгайта.- М.: Наука, 1971.- 136 с.

167. Путешествие Ахмеда Ибн-Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама / Древний текст пересказал Султан Шамси.- М.: МИФИ-СЕРВИС, 1992.- 93 с.

168. Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука.-М.: Географиздат, 1957.- 270 с.

169. Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России / Сост., вступ. ст., коммент. И.А.Исаева.- М.: Русская книга, 1992.- 432с.

170. Путь из Булгар в Киев: Сборник.- Казань: Казанский научный центр РАН, 1992.- 133 с.

171. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М.: Наука, 1991.390 с.

172. Пушкин С.Н. Историософия евразийства. СПб., 1999.118 с.

173. Ранние болгары в Восточной Европе: Сб. статей. Казань, 1989.- 133 с.

174. Розенберг H.A. Встреча всадника и землепашца. Очерк художественной культуры народов Волго-Камья в древности и средневековье. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1998. 136 с.

175. Розенберг H.A. Прорубить окно в Азию. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2001. -194 с.

176. Россия и Восток: Учеб. пособие / Под ред. С.М.Иванова, Б.Н.Мельниченко. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - 456 с.

177. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология.« М.: Наука, 1993.- 368 с.

178. Россия: Энциклопедический словарь (Брокгауза и Ефрона).-JL: Лениздат, 1991.- 922 с.

179. Руденко К.А. Булгарская бронзовая посуда и торговые пути средневековья // Путь из Булгара в Киев. Казань, 1992. С. 78-86.

180. Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997.464 с.

181. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь?- СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1994.-217 с.

182. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия»; Высшая школа, 2000.-304 с.

183. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды.- Саранск: Мордов. кн. изд., I960.- 276 с.

184. Сказание о царстве Казанском. М.: Гослитиздат, 1959.- 526с.

185. Сказания князя Курбского. СПб., 1868.- 460 с.

186. Скобельцына А.С. Внешние влияния в древнерусской культуре (X нач. XIII вв.). Автореферат на соиск. уч. степ. канд. культуроло-гич. наук. СПб., 1998. - 22 с.

187. Славяне и Русь: Сб. статей.- М.: Наука, 1968.- 471 с.

188. Славяно-русская этнография: Сб. статей.- Л.: Наука, 1973.109 с.

189. Слово о полку Игореве и памятники Куликовского цикла. -М.; Л.: Наука, 1966.- 619 с.

190. Смирнов А.П. Волжские булгары // Труды гос. историч. музея. Выпуск XIX.- М., 1951.- 277 с.

191. Смирнов А.П. Очерки по истории древних булгар // Труды гос. историч. музея. Выпуск XI. М., 1940. С.55-136.

192. Смирнов А.П. Русский элемент в культуре волжских болгар // Историко-археологический сборник. М., 1948.- 220 с.

193. Смирнов А.П., Мерперт Н.Я. Вопросы этногенеза народов Поволжья // Вестник АН СССР. 1955. N 10. С.48-53.

194. Смирнов А.П., Мерперт Н.Я. Из далекого прошлого народов Среднего Поволжья // По следам древних культур: От Волги до Тихого океана.- М.: Изд-во культ.-просвет. лит-ры, 1954. С.9-64.

195. Смирнов И.И. Очерки социально-экономических отношений Руси ХП-ХШ вв.- М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963.- 364 с.

196. Смирнов С.Н. Диалектика отражения и взаимодействия в эволюции материи. М.: Наука, 1974. - 382 с.

197. Смолин В.Ф. К вопросу о происхождении народности камско-волжских болгар: Разбор главнейших теорий.- Казань: Госиздат, 1921,56 с.

198. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн.1. Т. 1-2.- М.: Мысль, 1988.- 797 с.

199. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн.П. Т.3-4. История России с древнейших времен.- М.: Мысль, 1988.- 765 с.

200. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн.Ш. Т.5-6. История России с древнейших времен.- М.: Мысль, 1989.- 783 с.

201. Солопов Е.Ф. Введение в диалектическую логику: Философия в системе науки и мировоззрения. Л.: Наука, 1979. - 212 с.

202. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

203. Спиноза Б. Избранные произведения. Том первый. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1957. - 632 с.

204. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология, М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320 с.

205. Татары // Советская историческая энциклопедия. Т. 14. М.: Сов. энциклопедия, 1973. С. 143-145.

206. Татары Среднего Поволжья и Приуралья.- М.: Наука, 1967.538 с.

207. Татищев В.Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т.1. История Российская. Часть 1.- М.: Ладомир, 1994.- 500 с.

208. Татищев В.Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т.2,3. История Российская. Часть 2.- М.: Ладомир, 1995.- 688 с.

209. Творогов О.В. Древняя Русь: События и люди.- СПб.: Наука, 1994.-219 с.

210. Теляшов Р.Х. От индейцев и гуннов до Золотой Орды. -СПб.: Изд-во «Санкт-Петербургская Панорама», 2001. 246 с.

211. Тихомиров М.Н. Русское летописание.- М.: Наука, 1979.384 с.

212. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.736 с.

213. Токарев С.А. Этнография народов СССР. Ист. основы быта и культуры.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958.- 615 с.

214. Толочко П.П. Введение: Киевская Русь и Волжская Булгария // Путь из Булгара в Киев. Казань, 1992. С. 3-6.

215. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М.: Аграф, 2000.560 с.

216. Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии.-М.: Наука, 1984.- 216 с.

217. Фахрутдинов Р.Г. Болгар в письменных источниках // Город Болгар: Очерки истории и культуры.- М.: Наука, 1987. С.8-31.

218. Фахрутдинов P.C. Булгарские и казанские тюрки.- Казань: Тат. кн. изд-во, 1993.- 287 с. (натат. языке).

219. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966.- 274с.

220. Федоров-Давыдов Г.А. Курганы, идолы, монеты.- М.: Наука, 1968.- 152 с.

221. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. М., 1976.- 227 с.

222. Филипповский Г.Ю. Столетие дерзаний (Владимирская Русь в литературе XII в.).- М.: Наука, 1991.- 160 с.

223. Философия культуры: Становление и развитие. Учебное пособие / Под ред. М.С.Кагана, Ю.В.Перова, В.В.Прозерского, Э.П.Юровской .- СПб.: Изд-во «Лань», 1998. 448 с.

224. Фирсов H.H. Чтения по истории Среднего и Нижнего Поволжья.- 2-е изд.- Казань, 1920.- 136 с.

225. Фукс Карл. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Краткая история города Казани.- Казань: Фонд ТЯК, 1991.-210 с.

226. Хабибуллин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытания национального самосознания.- СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1993.- 120 с.

227. Хакимзянов Ф.С. Язык эпитафий волжских болгар.- М.: Наука, 1978.-206 с.

228. Халиков А.Х. Древняя история Среднего Поволжья.- М.: Наука, 1969.- 395 с.

229. Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья.-Казань: Тат. кн. изд-во, 1978.- 160 с.

230. Халиков А.Х. Татарский народ и его предки.- Казань: Тат. кн. изд-во, 1989.- 222 с.

231. Халиков А.Х. Первое государство: Булгария.- Казань: Тат. кн. изд-во, 1991.- 216 с. (на тат. языке).

232. Халиков А.Х. 500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения.- Казань: Изд-во "Казань", 1992.- 192 с.

233. Халиков А.Х. Кто мы булгары или татары?- Казань: Изд-во "Казань", 1992.- 64 с.

234. Халиков А.Х. Торговые пути Булгарии в IX XIII веках и их археологическое изучение (на примере пути из Булгара в Киев) // Путь из Булгара в Киев. Казань. 1992. С. 12-20.

235. Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария.-Казань: Изд-во "Фэн", 1994.- 164 с.

236. Хвольсон Д.А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда бен-Омар Ибн-Даста. СПб., 1869.- 199с.

237. Хлебникова Г.А. Керамика памятников Волжской Болгарии. К вопросу об этнокультурном составе населения.- М.: Наука, 1984.241 с.

238. Хмыров М.Д. Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови.- СПб.: МП "Алга-Эко", 1993.- 166 с.

239. Хрестоматия по древнерусской литературе / Сост. М.Е.Федорова, Т.А.Сумникова. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1994. -256 с.

240. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства.- М.: Инсан, 1991.- 320 с.

241. Хузин Ф.Ш. Великий город и монгольское нашествие // Волжская Булгария и монгольское нашествие. Казань, 1988. С.43-58.

242. Хузин Ф.Ш. Волжская Булгария в домонгольское время (X -начало XIII веков). Казань: Фест, 1997. - 184 с.

243. Чебоксаров H.H., Чебоксарова Й.А. Народы. Расы. Культуры.- Изд. второе, испр., доп.- М.: Наука, 1985.- 271 с.

244. Червонная С.М. Искусство Татарии.- М.: Искусство, 1987.352 с.

245. Членов А.М. Из истории ранних русско-булгарских политических связей // Из истории ранних булгар: Сборник.- Казань, 1981. С.69-82.

246. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб.: Лань, 1997. - 192 с.

247. Шахматов A.A. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908.- 687 с.

248. Шахматов A.A. Древнейшие судьбы русского племени. Пг., 1919.- 64 с.

249. Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Культура, 1993.-761с.

250. Шеллинг Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1987. - 637 с.

251. Шептулин А.П. Система категорий диалектики. М.: Наука, 1967.-375 с.

252. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность.- М.: Мысль, 1993. 663 с.

253. Шпилевский С.М. Древние города и другие булгарско-татар-ские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877. — 586 с.

254. Шульгин B.C., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России: IX -XX вв.: Учеб. пособие. -М.: Простор, 1996.-390 с.

255. Этнография народов Восточной Европы: Сб. статей.- Л.: ГО СССР, 1977.-159 с.

256. Этнография народов СССР: Сб. статей.- Л.: ГО СССР, 1971.153 с.

257. Этносы и этнические процессы: Сб. ст. / Отв. ред. В.А.Попов.- М.: Наука, 1993. 344 с.

258. Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани как историк.- Казань: Тат. кн. изд-во, 1981. 232 с.

259. Якимов И.В. Изделия из розового шифера на территории Волжской Булгарии // Путь из Булгара в Киев. Казань, 1992. С. 94-102.

260. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.: Политиздат, 1991.-527с.fôôM-$-03