автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Культурные концепты 'island' и 'moor' эпохи Елизаветы и их отражение в произведениях У. Шекспира

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Иванов, Андрей Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Культурные концепты 'island' и 'moor' эпохи Елизаветы и их отражение в произведениях У. Шекспира'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Иванов, Андрей Михайлович

Введение.стр.

Раздел I. Методологические основы исследования.стр.

Новый историзм.стр.

Реконструкция культурных концептов.стр.

Анализ системы языковых образов произведения.стр.

Раздел II. Английский культурный концепт 'island' и его отражение в пьесе У. Шекспира "Буря". Введение.стр.

Раздел II.

Глава 1. Характеристики елизаветинского культурного концепта 'island'.стр.

Этимология слова 'island'.стр.

Концепт "остров" в мировой литературе.стр.

Острова в античной литературе.стр.

Острова умерших.стр.

Острова с идеальными условиями для жизни.стр.

Волшебные острова.стр.

Острова в античной литературе (обобщение).стр.

Острова в литературе древних кельтов.стр.

Острова в литературе Средневековья.стр.

Острова в литературе средневековой Италии.стр.

Острова в испанской литературе.стр.

Острова в английской литературе.стр.

Описания островов в английских публикациях о путешествиях к Новому Свету.стр.

Элементы концепта 'island' (итоги).стр.

Раздел II.

Глава 2. Отражение концепта 'island' в «Буре»

У.Шекспира. Остров в «Буре" как волшебное пространство.стр.

Остров в "Буре" как амбивалентное пространство.стр.

Раздел II.

Глава 3. Роль стилистического приема олицетворения в «Буре».стр.

Олицетворение элементов природы.стр.

Прочие случаи олицетворения в «Буре".стр.

Олицетворение в «Буре" (итоги).стр.

Раздел II. Заключение.стр.

Раздел III. Английский культурный концепт 'moor' эпохи Елизаветы и его отражение в пьесе Шекспира "Отелло".стр.

Раздел III. Введение.стр.

Раздел III.

Глава 1. Характеристики елизаветинского культурного концепта

Moor'.стр.

Этимология слова 'moor'.стр.

Свидетельства о маврах в эпоху Елизаветы.стр.

Мавры как диковинные существа.стр.

Ассоциация "мавры" - "зло".стр.

Представления о похотливости мавров.стр.

Историческое развитие представлений о маврах.стр.

Ассоциация "мавры" - "колдовство".стр.

Образ мавров в английских этнографических трудах.стр.

Представления елизаветинцев о маврах (итоги).стр.

Мавры - персонажи английских пьес.стр.

Образ Святого Маврикия в европейской культуре.стр.

Элементы елизаветинского культурного концепта 'moor' (итоги).стр. 215 Раздел III.

Глава 2. Отражение концепта 'moor' в «Отелло»

У.Шекспира.стр.

Раздел III.

Глава 3. Система языковых образов «Отелло" и концепт moor'.стр.

Раздел III. Заключение.стр.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Иванов, Андрей Михайлович

Настоящая диссертация посвящена изучению английских культурных концептов 'island' и 'moor' эпохи Елизаветы. В работе производится реконструкция этих концептов, то есть выявление и описание компонентов, из которых складывались данные концепты. Кроме того, в работе проводится сопоставление елизаветинских концептов 'island' и 'moor' с индивидуальными культурными концептами 'island' и 'moor' Шекспира, представленными в пьесах «Буря" и "Отелло". Изучение елизаветинских концептов 'island' и 'moor' может позволить людям XXI века получить представление о шекспировских произведениях, приближенное к их восприятию современниками Шекспира.

Методологической основой работы является синтез современных направлений в американской и европейской исследовательской мысли: нового историзма, чьи принципы изложены в работах американских литературоведов С. Гринблатта, К. Галлагер, J1. Монтроуза, анализа культурных концептов, разработанного российскими учеными Ю.С. Степановым, Д.С. Лихачевым, Н.Д. Арутюновой и др., и анализа системы языковых образов произведения, основоположниками которого являются К. Сперджен (Великобритания) и В. Клемен (Германия). Основные положения этих исследовательских направлений изложены в первом разделе диссертации.

Во втором разделе диссертации рассматривается английский культурный концепт 'island' елизаветинской эпохи и его отражение в пьесе У. Шекспира «Буря".

Используемый здесь и далее термин "система языковых образов" является эквивалентом английского imagery

Третий раздел работы посвящен английскому культурному концепту 'moor' эпохи Елизаветы и его отражению в пьесе У. Шекспира «Отелло".

В обоих разделах используется один и тот же исследовательский алгоритм, этим обусловлено и сходство их структуры. В первой главе каждого из этих разделов проводится реконструкция одного культурного концепта. Выбор концепта для анализа обусловлен его очевидной значимостью для рассматриваемой пьесы. Так, в первой главе второго раздела проанализирован елизаветинский концепт 'island' как важнейший для художественного мира этой пьесы. Действие "Бури" происходит на острове, и содержание этой шекспировской пьесы во многом обусловлено особенностями восприятия концепта 'island' в ту эпоху. Тому, как восприятие культурного концепта 'island' отражено в «Буре", посвящена вторая глава этого раздела. В его третьей главе показывается, как характеристики культурного концепта 'island' влияют на систему языковых образов "Бури".

Этой же схеме подчинена структура третьего раздела диссертации, посвященного пьесе Шекспира "Отелло". В первой главе этого раздела мы устанавливаем, какие характеристики имел елизаветинский концепт 'moor'. Выбор концепта для анализа также определен его очевидной значимостью для художественного мира пьесы. Главный герой пьесы -мавр. Собственно, современникам Шекспира эта трагедия была более известна как "Венецианский мавр" ('The Moor of Venice'). Озаглавив пьесу таким образом, драматург вызывал у спешившей в театр лондонской публики определенные предощущения того, что им предстояло увидеть в пьесе о мавре. Эти предощущения были обусловлены существованием у концепта 'moor' ряда постоянных стереотипных свойств. Эти свойства и описаны нами в первой главе данного раздела диссертации. Затем, во второй главе этого раздела, выделенные нами характеристики концепта 'moor' сопоставляются с чертами образа Отелло. В третьей главе мы прослеживаем, каким образом шекспировское восприятие концепта 'moor' отразилось на системе языковых образов пьесы.

Цели исследования. Общая цель исследования - предложить новый исследовательский алгоритм, который позволил бы взглянуть на художественное произведение с точки зрения представителя той культуры, к которой принадлежал его автор. Частная цель - применяя трехступенчатую схему исследования:

1) анализ культурного концепта,

2) сопоставление общих характеристик культурного концепта с тем, как они представлены в конкретном художественном произведении

3) исследование влияния авторского восприятия культурного концепта на систему языковых образов (imagery) произведения,проанализировать две шекспировские пьесы - "Бурю" и "Отелло".

Результаты нашего исследования можно соответственно свести к двум пунктам. Во-первых, предлагаемый в данной работе подход к изучению литературного произведения через реконструкцию его важнейших культурных концептов позволяет современному читателю воспринимать многие особенности произведения с точки зрения, приближенной к взгляду самого автора. Дважды использованная нами в диссертации схема исследования может быть применена для анализа других произведений Шекспира. По нашему мнению, метод реконструкции важнейших концептов произведения может позволить по-новому взглянуть и на работы других писателей.

Во-вторых, угол зрения, под которым мы рассматривали шекспировские пьесы, позволил нам обратить внимание на некоторые их особенности, ранее не замеченные или не в полной мере описанные.

Актуальность работы определяется необходимостью поиска путей синтеза современных направлений в отечественном и западном литературоведении. Настоящая работа - это первая попытка анализа творчества Шекспира через обращение к культурным концептам его эпохи.

Научная новизна работы. В настоящем исследовании впервые проводится попытка свести воедино представления об островах в литературах стран Европы с античных времен до эпохи Шекспира. В данной работе изображение места действия в «Буре" Шекспира впервые сопоставлено с европейской традицией в изображении островов. Новой в шекспироведении является гипотеза о важнейшей роли стилистического приема олицетворения в формировании системы языковых образов "Бури". Свойства елизаветинского культурного концепта 'moor' уже привлекали внимание ряда западных исследователей ( А.Дж. Бартелеми, И. Хабиба и др.), однако в данной работе они впервые сопоставлены с чертами образа Отелло.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что в нем предложен новый подход к изучению произведений У. Шекспира. Исследовательские принципы данной работы могут быть применены при изучении других произведений Шекспира, а также других произведений мировой литературы.

Практическая значимость работы. Собранный фактический материал и результаты исследования могут быть применены при чтении курсов по истории английской литературы, по лексикологии и стилистике английского языка. Выделенные нами свойства английского концепта 'island' могут быть в дальнейшем использованы в исследовании, посвященном формированию особого, «островного", мышления англичан. Исследование концепта 'moor' в елизаветинскую эпоху показывает, что предопределило положение людей с темным цветом кожи в сегодняшнем мире.

Объектом исследования в диссертации явились английские концепты 'island' и 'moor', поэтому материалом для нее послужил ряд художественных и этнографических текстов, научных трудов и прочих исторических документов европейской цивилизации от эпохи античности до рубежа XVI-XVII вв., в которых представлены компоненты культурных концептов 'island' и 'moor'.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка используемой научной литературы.