автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Культурные универсалии в творчестве А.А. Блока
Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурные универсалии в творчестве А.А. Блока"
На правах рукописи
Марцннкевич Наталья Эдуардовна
КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. А. БЛОКА: СЕМАНТИКА, ФУНКЦИИ, СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Специальность 10.01.01 — Русская литература
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических паук
2 О НОЯ 2014
Москва-2014
005555638
005555638
Работа выполнена на кафедре русской и мировой литературы учреждения образования «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», обсуждена в Отделе русской литературы конца XIX - начала XX века Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской Академии наук»
Научный руководитель: Скоропанова Ирина Степановна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы УО «Белорусский государственный университет»
Официальные оппоненты: Доманскш! Юрий Викторович, доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и исторической поэтики ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»
Соколов Кирилл Сергеевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых»
Ведущая организация: Государственное автономное образовательное учре-
ждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»
Защита состоится «27» ноября 2014 г. в 17.00 часов на заседании Диссертационного совета Д.002.209.02 при Институте мировой литературы им. А. М. Горького РАН по адресу: 121069, Москва, ул. Поварская, 25а, ИМЛИ РАН, актовый зал.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН.
Автореферат разослан » октября 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат филологических наук ^ у/ О. В. Быстрова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В последние десятилетия ведутся споры о смысловой наполненности понятия «Серебряный век», и имя А. А. Блока с необходимостью упоминается в контексте споров и рассуждений об этом культурном феномене. Это значит, что Блок воспринимается как представитель целой эпохи, соотносится с определенной культурной парадигмой и культурно-исторической ситуацией. Личность Блока и его творчество, так же как и сам феномен Серебряного века, в современной художественной литературе подвергаются деканонизации и демифологизации, но не уходят из русской культуры и, осмысленные заново, продолжают оказывать на нее существенное влияние. Современные писатели обращаются к Блоку по преимуществу в связи с культурно- и историко-философскими проблемами его творчества: это Россия, ее культурно-историческая миссия, роль и место в диалоге Запада и Востока; проблема «крушения гуманизма»; феномен революции и отношения к ней художника; проблема ответственности художника перед обществом, интеллигенции - перед народом. Через призму личности Блока, его судьбы и творчества рассматривается ситуация в современной русской культуре, осмысляются перспективы развития человеческой цивилизации.
Актуальность темы исследования обусловлена совокупностью факторов. Во-первых, творческое наследие Блока имеет общекультурное значение. Блок - ключевая фигура рубежа Х1Х-ХХ вв., его творчество затронуло узловые проблемы эпохи и, более того, отразило саму ее суть. Во-вторых, в настоящее время творчество Блока актуально в его различных аспектах, что побуждает по-новому взглянуть на наследие поэта. Главной эстетико-философской идеей поэзии и прозы Блока стало всеединство - важнейшая для русской культуры универсалия, положенная в основу метафизики В. С. Соловьева. Именно на этой идее был основан софийный проект «новой жизни», который младосимволисты стремились воплотить посредством, искусства в действительности. В русском символизме проективный характер в наибольшей степени был присущ творчеству Блока. В современном мире совершается перелом эпох и соответствующая ему смена культурных парадигм, переживается кризис гуманизма и культуры в целом, разрабатываются проективные стратегии будущего, как когда-то на рубеже Х1Х-ХХ вв., и идея всеединства вновь - и даже в большей степени, чем прежде, - актуальна.
Влияние личности и творчества Блока на русскую культуру ощущалось на протяжении всего XX в., иногда оно было более явным, иногда - подспудным. Особая сила воздействия идей Блока обусловлена тем, что они были выражены посредством художественного творчества, в ярких символических образах. Исследователи подчеркивают, что Блок осмыслял действительность символическии говорят о его «лирической философии», «поэтическом характере мышления», «поэтической мысли», «поэтической философии культуры»2, «художественном мышлении»3, «творческой философии»4. Согласно наблюдениям Д. Е. Максимова, темы прозы Блока являются проекцией его поэтического мировоззрения. Из своей поэзии Блок перенес в прозу ряд символов-образов и присоединил к ним «символы-мысли, символы-идеи и шире - символы-категории»5. Д. М. Поцепня оперирует термином «художественная идея», потому что основные мысли прозы Блока развиваются и оформляются как художественные6. В отличие от А. Белого или Вяч. Иванова Блок не был поэтом-теоретиком, ученым или систематическим мыслителем, и его отношение к миру всегда было лирическим. Доклад «О современном состоянии русского символизма» Блок начинает с утверждения: «Прямая обязанность художника -показывать, а не доказывать»7. Первоначально софийный идеал открылся Блоку в поэзии и через поэзию, и идеи Вл. Соловьева Блок также изначально воспринял через его метафизическую поэзию. Творчество самого Блока неразрывно связано с метафизикой, имешго поэтому А. Белый назвал Блока «поэтом-философом», «конкретным философом», «действительным философом»8. Исходным универсальным символом в мировоззрении Блока является Душа мира9. Как гипостазированное всеединство Душа мира определяет характерные черты мировоззрения поэта; как метафизический смыслообраз, универсалия, имеющая метафорическую природу. Душа мира наиболее точно соответствует образному характеру его мышления.
1 Максимов Д. Е. О мифопоэтическом начале в лирике Блока (Предварительные замечания) // Творчество А. А. Блока и русская культура XX века. Тарту, 1979, С. 16.
2 Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1975. С. 292, 308,327, 330, 356.
3 Поцепня Д. М. Проза А. Блока: стилистические проблемы Л., 1976. С. 11.
4 Дьякова Е. А. Александр Блок и литературно-эстетическая мысль первых послеоктябрьских лет: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Акад. наук СССР. Ин-т мировой лит. М., 1991. С. 1.
3 Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. С. 270, 330.
6 Поцепня Д. М. Проза А. Блока: стилистические проблемы. С. 15-16.
7 Блок А. А. Собр. соч.: в 8 т. М.; Л., 1960-1963. Т. 5. С. 425.
8 Белый А. Выступления на ЬХХХШ открытом заседании Вольной философской ассоциации // Белый А. Собр. соч.: Воспоминания о Блоке. С. С. 476, 481.
9 Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. С. 373-374.
Постановка проблемы. В диссертации творчество Блока анализируется как единое целое и рассматривается через призму культурных универсалий. Смысловое наполнение универсалии раскрывается на уровне самосознания отдельной личности, в системе творчества писателя и - более широко - в контексте национальной и мировой культуры па синхронном и диахронном уровнях, вплоть до фольклорно-мифологического. Как следствие, в данном исследовании художественный, философский, социокультурный, бытовой аспекты творчества Блока рассматриваются в их взаимодействии, образные универсалии прочитываются на разных уровнях текста, в индивидуальном и концептуальном смысловых пластах, что значительно расширяет возможности исследования блоковской поэтики.
Подход к толкованию символистского текста с точки зрения универсалий представляется правомерным и адекватным объекту исследования. Прежде всего, символ - центральный компонент символистского миросозерцапия - имеет множество художественных, философских, религиозных, мистических и других коннотаций и реализуется в культуре как системном единстве. Культурная функция символа - хранить в себе память культуры, быть посредником между разными уровнями, сферами, хронологическими и национальными пластами культуры, обеспечивать ее единство и целостность, а также целостность бытия и культуры, феноменального и ноуменального, сознания и бессознательного, индивидуальною и универсального (в терминологии символистов - индивидуальной и Мировой души). Если рассматривать символизм с точки зрения парадигмальной культурной дихотомии «универсальное - уникальное», то символисты были настроены на порождение новых смыслов, вместе с тем они реконструировали мифологическое сознание, «новое» здесь создавалось через обращение к «старому», в результате активизации архаических пластов мировой культуры и универсальных фундаментальных образов. Применение универсалистского подхода к творчеству Блока обусловлено также спецификой творческого метода поэта-символиста, сознательно ориентированного на культурный синтез; исходной приверженностью Блока к идее всеединства и Душе мира, понимаемой как целокупное единство; «культовостью» и «эпохальностью» Блока-поэта.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются стихотворения, поэмы, драматические произведения, художественно-критическая, философско-публицистическая, биографическая, дневниковая и эпистолярная проза Блока. Предмет
изучения - культурные универсалии в творчестве Блока, средства и способы их выражения и взаимодействия с другими блоковскими образами, русской и мировой культурной традицией. В диссертации творчество Блока рассматривается с точки зрения функционирования универсалий объектного, субъектного и субъект-объектного ряда, таких как «жизнь - смерть / бессмертие», «реальное - идеальное» («мир — Душа мира -София»), «божественное - демоническое», «гармония - дисгармония (хаос)», «человек», «мужское - женское / женственное», «природа - культура - цивилизация», «пространство» («город», «Запад - Восток», «Русь / Россия»), «время» («история -вечность»), «единство» («всеединство»), «совершенство», «судьба», «любовь», «страх», и их образных варишггов. В качестве центральной для Блока мировоззренческой универсааии выступает категория софийного всеединства, которой принадлежит основополагающая роль в русском младосимволизме. Эта категория координируется с другими важнейшими универсалиями и порождает множество символических образов.
Степень научной разработанности проблемы. В целом основные положения о специфике творчества Блока можно считать сформированными: определены основные аспекты мировосприятия, выявлены важнейшие доминанты поэтики, исследована эстетическая концепция, описана образная структура «лирической трилогии». В связи с этим актуальность приобретают исследования, ставящие своей целью уточнение и углубление концептуальных построений блоковедения и рассматривающие творчество Блока в новом ракурсе. На паш взгляд, особенно интересными представляются проблемы преломления в тексте Блока универсальных культурных образов, анализу которых посвящено данное исследование.
В работах Д. Е. Максимова и 3. Г. Минц, определивших основные положения поэтики Блока и предложивших целостный анализ «лирической трилогии», универсалистский аспект творчества Блока был заявлен, но не стал предметом специального анализа. Д. Е. Максимов выделяет в качестве основных символических категорий в поэтическом мировоззрении Блока параллельные друг другу понятия «мировая душа - стихия - музыка». По мнению ученого, эти категории организуют поэтическую философию Блока, выступают в качестве основных «поэтических интеграторов», их изменчивая повторяемость образует
спиралеобразную траекторию его поэтической эволюции1. Д. М. Поцепня из основных идей критической прозы Блока для анализа избирает три: «музыку», «культуру» и «цивилизацию»2. В 1970-е гг. выходит ряд работ Д. М. Магомедовой, посвященных понятию «музыки» и роли музыки в мировоззрении Блока3. В то же десятилетие Н. Н. Примочкина исследует проблемы «культуры» и «цивилизации» в мировосприятии Блока пореволюционного периода4. С 1980-х гг. изучением проблем мировоззрения позднего Блока занимается Е. В. Иванова5. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. к специфике философско-эстетических взглядов Блока периода 1917-1921 гг. обратилась Е. А. Дьякова6. Исследовательница утверждает, что в позднем блоковском творчестве литературно-эстетическая и культурфилософская проблематика настолько тесно переплетены, что разделять их и рассматривать по отдельности не представляется возможным: это противоречило бы творческим принципам Блока, его стремлению к культурному синтезу. Работы названных ученых положили начало изучению творчества Блока с позиций проблематики культуры и культурных универсалий.
Цель и задачи нсследоваиня. Целью работы является выявление и определение семантики, функций и специфики реализации культурных универсалий в творчестве Блока, что позволяет раскрыть внутрешше законы художественного мира Блока, взглянуть на «блоковский текст» как на единое целое, прояснить его связь с национальной и общекультурной традицией, современной поэту эпохой и настоящим временем. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1 Максимов Д. Е. О спиралеобразных формах развития .титерцтуры (К вопросу об эволюции А. Блока) // Культур-
ное наследие Древней Руся: Истоки, становление, традиции. М, 1976. С. 327 и сл.; Его же. О мифопоэтическом начале в лирике Блока (Предварительные замечания). С. 17. - Поцепня Д. М. Проза А. Блока: стилистические проблемы. С. 16 и сл.
Магомедова Д. М. Блок и Вагнер // Тезисы 1 Всесоюзной конф. (III) «Творчество Блока и русская культура XX века». Тарту, 1975; Ее же. Концепция «музыки» в мировоззрении и творчестве А. Блока; автореф. дис. ... канд. филол. наук / Моск. гос. ун-т. им. М. В. Ломоносова. М., 1975; Ее же. О генезисе и значении символа «мирового оркестра» в творчестве А. Блока // Вестн. Моск. ун-та. Сер. X, Филология. 1974. № 5 и др. работы.
Примочкина Н. Н. Блок и проблема «механизации» культуры (1918-1919) // Известия Акад. наук СССР. Сер. лит. и яз. 1978. Т. 37, № 2; Ее же. Проблема гуманизма в эстетических воззрениях Блока (1917-1921) /7 Науч. докл. высш. шк. Филол. науки. 1978. 2; Ее же. Эстетические воззрения А. Блока и вопросы развития культуры (19171921): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.08 / Акад. наук СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М, Горького. М , 1978.
5 Иванова Е. В. Александр Блок: последние годы жизни. СПб.; М., 2012; Ее же. Александр Блок после Октября: идейное самоопределение и особенности творческого развития: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.0] 02/Ин-т мир. лит. им. А. М. Горького Рос. акад. наук. \1., 1993; Ее же. Блокозские «Скифы»: политические и идеологические источники И Изв. Акад. наук СССР. Сер. лит. и яз. 1988. Т. 47, № 5; Ее же. «Крушение гуманизма» А. Блока и «Закат Европы» О. Шпенглера//Славянские чтения. Даугавгщлс; Резекне, 2000. Вып. 1. идр.
Дьякова Е. А. Александр Блок и литературно-эстетическая мысль первых послеоктябрьских лет; Ее же. Христианство и революция в миросозерцании «Скифов» // Изв. Акад. наук СССР. Сер. лит. и яз. 1991. Т. 50, № 5.
- выделить наиболее значимые культурные универсалии в творчестве Блока, выявить их индивидуальное наполнение и структурообразующую функцию;
- изучить способы и средства конкретизации концептуальных представлений автора в образной системе его творчества;
- раскрыть пространственно-временные аспекты реализации культурных универсалий в творчестве Блока;
- дать представление об историософии Блока в рассматриваемой системе координат и выявить особенности воплощения «русской идеи» в его творчестве;
- определить связь художественного творчества Блока и его историософской составляющей с родственными явлениями мировой культуры, порубежной и современной эпохой.
Теоретическая и методологическая база диссертационного исследования - работы по творчеству Блока и русскому символизму (М. В. Безродный, В. Н. Быстров, Н. Ю. Грякалова, Е. А. Дьякова, Е. В. Иванова, Т. В. Игошева, А. В. Лавров, Д. М. Маго-медова, Д. Е. Максимов, 3. Г. Минц, А. Пайман, Д. М. ГГоцепня, Н. Н. Примочкина, И. С. Приходько, Н. Г. Пустыгина, Л. Силард, Ore А. Ханзен-Лёве и др.), философии и истории культуры (С. С. Аверинцев, А. Белый, Н. А. Бердяев, Г. Вёльфлин, К. Г. Исупов, И.В.Кондаков, Л.Ф.Лосев, Ю. М. Лотмап, П.А.Флоренский, О.Шпенглер и др.), мифокритике (И. Г. Франк-Каменецкий, О. М. Фрейденберг, М. Элиаде, К. Г. Юнг и др.) и теории художественного текста (прежде всего труды представителей тартуско-московской структурно-семиотической школы: Ю. И. Левина, Ю. М. Лотмана, В. Н. Топорова, -а также элементы постструкгуралистского «мотивного анализа» Б. М. Гаспарова).
Данное диссертационное исследование базируется на системной методологии, включающей в себя культурно-исторический, сравнительно-исторический, структурно-семиотический методы, «архетипный анализ» К. Г. Юнга, элементы мотивного, интертекстуального и интермедиального анализа. Синтез различных методологических стратегий необходим для многопланового и всестороннего изучения заявленной проблемы.
Научная новизна полученных результатов определяется предметом исследования -системным анализом культурных универсалий, реализовавшихся в творчестве Блока, и полученными результатами:
- культурная символика представлена в диссертации как единая парадигма, составляющая «каркас» философско-поэпиеской модели мира Блока и позволяющая лучше понять значение каждого элемента в отдельности;
- охарактеризованы пространственно-временные аспекты воплощения культурных универсалий в творчестве Блока;
- выявлены архетипические доминанты рассматриваемых образов, раскрывающие связь индивидуального и универсального в творчестве Блока;
- историософия Блока рассмотрена в аспекте проективности и вписана в контекст культурно-философских исканий рубежа Х1Х-ХХ и ХХ-ХХ1 вв.
Принципиальная новизна диссертации заключается в том, что культурная символика рассматривается как структурообразующий фактор блоковского творчества.
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается:
- в осмыслении творчества Блока с точки зрения функционирования культурных универсалий;
- в выявлении амбивалентности блоковской метасимволики, особенностей ее трансформации и развертывания в творчестве поэта;
- в разработке топологических характеристик, выявляющих специфику организации художественной модели мира Блока, и в углублении представлений о структурообразующих механизмах его поэтики;
- в доказательстве актуальности творчества и эстетико-философских идей Блока для современной культуры.
Результаты и материалы диссертации могут быть применены в исследованиях культурной составляющей творчества Блока, использованы при разработке учебных пособий по курсу истории русской литературы рубежа Х1Х-ХХ вв. и XX в., в качестве материала лекций, спецкурсов и семинаров, посвященных творчеству Блока и поэтике символизма, а также проблемам художественного пространства и времени, философии культуры и искусства рубежа Х1Х-ХХ вв., XX в. и рубежа ХХ-ХХ1 вв.
Положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Творчество Блока - единый текст, представляющий собой художественный синтез литературы и метафизики и обладающий свойствами проективности. Как следствие, художественное творчество Блока, его поэтическая философия и историософия неотделимы
друг от друга. Культурные универсалии являются фактором, преломляющим основополагающие мировоззренческие установки поэта и структурирующим его творчество. Важнейшей из них является универсалия «всеединство». Она легла в основу софийного проекта Богочеловечества - основного мистико-утопического проекта «новой жизни» у русских младосимволистов, с наибольшей последовательностью реализованного в творчестве Блока В раннем творчестве Блок ожидал прихода в мир Софии, в 1910-е гг. стремился к универсальному синтезу, в поэме «Двенадцать» отразил свое видение революции как начата софийного преображения бытия, веру в наступление «новой эпохи» и мессианство России.
2. Душа мира представляет собой гипостазированный принцип всеединства и является прасимволом, центральной метафорической универсалией (смыслообразом) русского младосимволизма. Для Блока категория Души мира - доминирующий первопринцип его философско-поэтической модели мира, формообразующая и формоупорядочивающая структура, одновременно глубинный строительный принцип и содержание. Она соединяет воедино «блоковский текст», устанавливая внутри принцип органической связи «всего со всем», подобия части и целого, свободного синтеза, связывает творчество Блока с культурными эпохами «романтического» типа и оказывает влияние на формирование его историософии. В творчестве Блока Душа мира проявляет себя непосредственно (местоименные «Ты» / «ты», «Она»; Богородица, Дева, «Жена, облеченная в солнце», Царица, царевна, Прекрасная Дама, Офелия, Коломбина, Кармен, Елена, Незнакомка, Фаина, Снежная Дева, Катька, Изора, Валькирия, цыганка, возлюбленная, жена, невеста, мать и др.) и через другие универсалии и их образные варианты. Идеальный (образы Прекрасной Дамы, Богородицы, невесты, жены, астральная символика и др.), природко-органический (природные стихии, растения и цветы, животные, птицы, драгоценные камни и др.), предметно-материальный и культурно-социальный мир (город, бытовая повседневность, род занятий и атрибуты героини и др.), образы Руси / России (сфинкс, степная кобылица, птица-тройка, невеста, светлая / темная жена, позитивная / страшная мать, святая / блудница и др.), судьбы (цирковая наездница, цыганка, девы-Судьбы, вещая птица Гамаюн, Дева-Беда (Обида) с лебедиными крылами, Ночная Фиалка и др.), страха (Муза с пурпурово-серым нимбом, змея, «паучиха», «мертвая кукла» и др.), любви, гармонии, единства и совершенства (музыка, андрогин, сфера и спираль, венок / венец /
нимб и др.) реализуют различные аспекты Души мира и образуют целостную философско-поэтическую картину мира.
3. Особенностью пространственно-временной организации художественной модели мира Блока является топологический принцип изо(гомео)морфизма, которому в философском, мифологическом и эстетическом планах соответствуют софийное всеединство, символистская идея соответствий, музыкальность. Исследование поэтики Блока в топологическом коде позволяет, исходя из понимания природы изначального центра, прояснить логику всего пути как на уровне концепции («софийный пафос»), так и на уровне мотивов. Спиралеобразная форма «лирической трилогии», подобной «книге-свитку», возникает из-за юношеского визионерства Блока и «(Вечно)женственного» как специфического объекта его внимания, а также вследствие сознательной ориентации поэта на музыкальный лейтмотивный возврат, реализованный в музыкальных драмах Вагнера и являющийся музыкальным аналогом «вечного возвращения» Ницше. Развитие личности, мира и культуры также представлено у Блока как динамичный спиралеобразный процесс, совмещающий траектории линии (направленное движение вследствие стремления к Абсолюту) и круга (возвраты и падения), в результате циклизм и историзм в блоковской историософии сочетаются.
4. Историософия Блока исходит из метафизических посылок: категорий всеединства, Души мира, музыки («духа музыки») - и предполагает метаисторический подход к осмыслению событий прошлого, настоящего и будущего: проективные стратегии, идеи «нового человека», мессианизма России. Совершенный человек представлен у Блока как «человек-артист», «гражданин-инженер» (человек «стриндбергианской породы»), «скиф» и может быть соотнесен как со сверхчеловеком, так и с софийным Богочеловеком. Во всех названных вариантах цельность мышлешм «нового человека» позволяет рассмотреть его с позиции софийного идеала. Образ России трактуется Блоком по преимуществу в метафизическом и метаисторическом ключе: за обликом реальной России поэт прозревает ее идеальную сущность, которая соотносится с Душой мира («невестой», «женой»). Как и в Душе мира, в России соединяются черты реального и идеального миров (по вертикали), Запада и Востока (по горизонтали). Синтетическое соединение восточных и западных черт; сближение с Востоком («скифство»); Русь как «Новая Америка» - эти разные варианты восприятия России проявились в творчестве Блока. «Русская идея»
Блока основала на взаимозависимых понятиях софийности, всеединства, синтетизма, универсализма, Богочеловечества. В своем идеальном качестве Россия у Блока наделяется чертами всечеловечности и братства (стихотворение «Скифы»), предстает духовным вождем стремящегося к преображению человечества и предопределяет выход к Богочело-вечеству. В поэме «Двенадцать» показано движение человечества сквозь стихию революции к Богочеловеческому состоянию - истинной цели мировой истории, однако, по Блоку, история еще не завершена, и наступление софийной «новой эры» отнесено в будущее.
5. Эстетико-философские идеи Блока значимы для современной эпохи. Цитатами из произведений Блока, соотнесением с его образами в настоящее время оцениваются самые актуальные явления современности. Пристальное внимание к личности и творчеству Блока обусловлено тем, что поставленные им проблемы имеют универсальный характер и крайне важны для современного общества. В своем творчестве Блок выразил идею культурного синтеза, основашгого на эзотерической общности всех культур, обозначил идеальные устремления нации, выступил как теург, призывающий к духовному преображению реального мира и воплощению идеи Богочеловечества В целом, в настоящее время идеи Блока о «новом мире» и «новом человеке», о месте и роли России и русской революции в мировой истории переосмысляются. С одной стороны, в современной литературе блоковские идеи подвергаются деконструкции. Главным объектом критики становится утопическая составляющая историософии Блока С другой стороны, имя Блока связывается с идеями софийного всеединства, Богочеловечества, мессианизма России, помешается в контекст рассуждений о «русской идее» и воспринимается позитивно. В поэме «Двенадцать» Блок предвидел трагическую историю России в XX в., представил социальную революцию как религиозно-апокалиптическое событие, которое должно преобразить Россшо и вслед за ней весь мир. Духовное преображение человечества, ожидавшееся Блоком, еще не совершилось, его приближение и осуществление - основная задача современной культуры.
Апробация результатов диссертации. Основные положения и результаты исследования обсуждатись на международных научных конференциях: «Славянские литературы в контексте мировой» (Белорусский гос. ун-т, 1999, 2000, 2003, 2009), «Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе» (Гродненский гос. ун-т, 1998, 2000), «Русская литература XX века: итоги и перспективы» (МГУ, 2000),
«Языковые, литературные и культурологические контакты Европы и мира» (Прешовский ун-т, 2000), «Русистика и современность» (Высшая пед. шк. в Жешуве, 2000), «Взаимодействие литературы и искусства в культуре XX века» (РГГГУ, 2001), «Феномен заглавия» (РГГУ, 2001), «Глобализация современного культурного пространства и литературный процесс. Художественные модели мира» (РГПУ, 2002), «Wschód-Zachód. Slowiañsko-germanskie badania literaturoznawche, jçzykoznawcze i glottodydaktyczne na przelomie milenium» (Поморская Пед. Акад. в Слупске, 2002), «Художественный текст: Восприятие. Анализ. Интерпретация» (Вильнюсский пед. ун-т, 2002, 2004, 2006), «Сравнительное изучение литератур: теоретические аспекты» (МГУ, 2003), «Национальные исследования русского языка и литературы в контексте европейской русистики» (Ун-т им. Палацкого в Оломоуце, 2003), «Религиозно-духовное наследие в европейской культуре и литературе XIX-XX веков» (Акад. им. Яна Длугоша в Ченстохове, 2004), «Язык и культура» (Киевский нац. ун-т, 2005, 2007, 2013), «Пространство и время в художественной литературе» (МГУ, 2007), «Художественный текст: балто-славянские языковые и литературные связи» (Вильнюсский пед. ун-т, 2008), «Научные чтения» (Даугавпилсский ун-т, 2008, 2009, 2010, 2012, 2014), «Acta Albaruthenica, Rossica, Polomca» (Витебский гос. ун-т, 2009), «M*OST: Oesterreichische StudierendenTagung fur Slawistinnen» (Зальцбургский ун-т, 2010), «Христианский гуманизм и его традиции в славянской культуре» (Гомельский гос. ун-т, 2011, 2013), «"Роза и Крест". Международная науч. конф., посвящ. 100-летию драмы А. Блока» (ИМЛИ, 2012), «Славянские чтения» (Даугавпилсский ун-т, 2013, 2014) и др.
Результаты исследования изложены в 30 публикациях: в научных журналах -7 статей (общий объем - 3,5 п. л.), научных сборниках - 17 статей (общий объем -8,65 п. л.). Опубликованных материалов конференций — 5 (общий объем — 1,53 п. л.); тезисов докладов — 1 (общий объем - 0,14 п. л.). Общий объем опубликованных материалов составляет 13,8 п. л.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из перечня условных обозначений, введения, обзора литературы по теме исследования, трех глав, которые включают в себя десять разделов и четыре подраздела, заключештя, библиографического списка (349 наименований) и трех приложений. Объем работы - 326 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение, обзор литерату ры по теме исследования. Во вступительной части работы обосновывается выбор и актуальность темы диссертации; характеризуется степень изученности заявленной проблемы; определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, его теоретико-методологическая база; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования; перечисляются положения, выносимые на защиту. В этой части работы представлен обзорный анализ исследований творчества Блока, позволяющий проследить историю становления блоко-ведения, определить основные линии его развития и выявить еще не разрешенные вопросы.
В главе 1 «Культурно-философское наполнение художественной модели мира у А. А. Блока», состоящей из двух разделов, обосновывается идея, что первопринципом мировосприятия Блока являются взаимосвязанные категории всеединства и Души мира Художественная модель мира Блока рассмотрена через призму основных концепций движения мира и времени - циклической, линейной и спиралеобразной. Обращение к музыке и живописи в этой части работы позволило выявить специфику пространственно-временного моделирования в творчестве Блока, рассмотреть конкретные случаи реализации пространственно-временных универсалий и определить отношение художественной модели мира Блока к родственным культурным моделям.
В разделе 1.1 «Особенности пространственно-временного моделирования в творчестве А. А. Блока» акцент сделан на принципе изо(гомео)морфизма, параметрах «прямизна — кривизна», траектории «сплетение / свивание / свертывание» и двух взаимосвязанных криволинейных формах - сфере и спирали, пространственно-временных универсалиях, визуатьных аналогах идей цикличности и синтеза. В первом разделе рассмотрены некоторые случаи реашзации параметров «прямизна - кривизна» в лирике Блока образ мира-свитка, мотивы сплетения / свивания / обвивания и линия «удара бича», семантический комплекс «сплетение / свивание / складчатость — женственное — ноумен».
Символизм может быть отнесен к культурам с преобладанием извилистых линий и помещен в один ряд с родственными ему культурными эпохами позднего Средневековья, барокко и романтизма. В универсальной дихотомии «линейность - цикличность, спиратьность» символисты отдавали предпочтение правому ряду. Если прямолинейность
является следствием идеализации культурно-исторического процесса, то криволинейность - результат его биологизации (уподобления фазисам цикличного развития живого организма) и одновременно мифологизации (актуализация мифологической концепции «вечного возвращения», которая в свою очередь воспроизводит закон цикличного развития природы и космоса). Символисты, сознательно ориентируясь, с одной стороны, на древние мифологические структуры мышления и, с другой стороны, на традиции европейской философии, воспроизводили как основной принцип движения времени в мифе - цикличность, концепцию «вечного возвращения», так и канто-гегелевскую триаду, воспринятую из первоисточников и через «миф о синтезе» из философской системы Вл. Соловьева. Творчество Блока и его историософия предполагают совмещение обеих универсальных форм, представляют собой «триаду-синтез» и являются частными вариантами реализации этой сложной просгранствепно-временной конструкции в культуре символизма
По отношению к творчеству Блока образ спирали служит схемой его философско-поэтической модели мира, метасимволом в значении знака других символов, так как связан с идеями всеединства, «нераздельности и песлиянности», положенными в основу поэтики Блока; с центральными категориями его поэтики: «женствешшм», «стихийным» и «музыкатьным», - и определенным комплексом проблем: гармонизации, синтетичности, органичности мира и искусства Спиралеобразная форма «лирической трилогии», понимаемой, в том числе, как «книга-свиток», возникает вследствие юношеского визионерства Блока и «(Вечно)женственного» как специфического объекта его внимашм, а также - сознательной ориентации Блока на лейтмотивный возврат, методически реализованный в музыкальных драмах Вагнера и являющийся музыкальным анатогом «вечного возвращения» в понимании Ницше. Образ спирали может логически объединить на мотивно-тематическом уровне 1) мотив вихря (ветра), где важна траектория движения-«завивапия», и ряд мотивов с общей этимологией: 2) мотив сплетения, который обладает широкой семантической сферой, связан с женственностью / женскостью «Ты» / «ты» и понятием либидо как страстью, желанием; 3) мотив венчания, дающий возможность выхода к комплексу тем судьбы, пути, цели, служения, вины, измены и возмездия.
Важной особенностью пространственно-временной организации модели мира Блока является топологический принцип изо(гомео)морфизма, который заключается в том,
что любое пространственное построение без разрушения его структуры в результате непрерывных изменений может быть стянуто в «точку-исток», в контексте авторской художественной системы - к исходному центру (идеалу, Абсолюту). В отношении творчества Блока такой подход представляется особенно конструктивным, так как лежащие в основе его поэтики идеи всеединства, соответствий и музыкальности напрямую связаны с изоморфностью художественного пространства, что только усиливает его топологические свойства. Отсылка к законам организации топологического пространства позволяет 1) объединить разные уровни текста: общее, универсальное и частное, конкретное; 2) актуализировать представление о том, что, исходя из понимания природы изначального центра, можно прояснить логику всего авторского пути как на уровне концептуальном, так и на уровне отдельных образов. Как следствие, в работе осуществляется переход от мотива (точки, которая содержит в себе всю фигуру) к универсалии и далее к культуре-как-тексту и универсалии исследуются на мотивно-символическом уровне текста.
В разделе 1.2 «Музыка как философско-поэтическая категория в модели мира А. А. Блока» определяется место и роль музыки в мировосприятии и творчестве Блока, исследуются метафизические аспекты философии музыки, вихревая природа музыкального времени-пространства, выявляется связь музыки с идеями синтеза, гармонии и целостности.
Музыка в творчестве Блока является философским и эстетическим идеалом гармонии, наполняется метафизическим содержанием и осмысляется как универсальная духовная сущность, мистическая первооснова мира. Феномен музыки родствен блоковскому мировосприятию, суть которого - тоска по Идеалу, становление, стремление в бесконечность, гармония, ритм. Художественное творчество Блока выстроено по образцу музыкального произведения с повтором и свободным варьированием центральной идеи всеединства на разных уровнях текста в сочетании с поступательным продвижением вперед, к новому. В понимании Блока подобная ритмическая организация свойственна и культуристорическому процессу. Категория музыки положена Блоком в основу его размышлений о развитии культуры и мира Основным критерием проверки на истинность явления для Блока становится метафизическое понятие «духа музыки», ближайшим аналогом которому в теории музыки может быть ритм. Музыке отдается ведущая роль
в преобразовании «старого мира», потому что, по Блоку, именно музыка лежит в основании культуры, возвращает культуру к ее истокам, реализуется в природе «нового человека» и в целом дает само основание для выдвижения философского и эстетического идеала гармоничного человека: цельной, совершенной, преобразующей реальный мир творческой личности.
В главе 2 «Универсалия Души мира в творчестве Л. А. Блока», включающей шесть разделов и два подраздела, анализируется категория Души мира и подробно рассматриваются конкретные случаи реализации этой мировоззрешгеской универсалии в творчестве Блока: категории судьбы, любви и страха, единства и совершенства, дихотомии «реальное - идеальное», «божественное - демоническое», «мужское - женское / женсгвешюе», «жизнь - смерть / бессмертие», «природно-органический - техногенный, искусственный мир» и др. Исследование базируется на принципе изоморфизма образов и понятий, что соответствует законам организации символистского текста В основании символистского творчества лежит представление об исходном единстве всех явлений, восходящее к мифологическому изоморфизму и далее к платоникам и неоплатоникам, гностикам, натурфилософии Шеллинга, теософии Вл. Соловьева и другим философским системам. Душа мира—основа этого единства.
Душа мира - мифологический и метафизический смыслообраз, центральная метакатегория творчества символистов-«соловьевцев», их миромоделирующая универсалия. В блоковской философско-поэтической модели мира Душа мира является сакрально-мистическим центром, первоначалом, которое содержит противоположности в самом себе. Категория Души мира имеет древнюю историю и вместе с тем до сих пор остается одним из самых темных и противоречивых понятий. Существует несколько подходов к его толкованию: 1) Душа мира представляет собой целостное неделимое вечное божественное начало; 2) Душе мира присуща раздвоенность - это не только божественное, но и тварное начало; 3) Душа мира - первоматерия, синонимичная хаосу; 4) Душа мира есть природа: 5) Душа мира — ипостась Софии, оборотная сторона Софии, инобытие Софии в реальном мире. В полигенетичпых символистских образах, представляющих женственный мистический адресат, соединились различные источники и, как следствие, разные концепции - мифологическая, библейская, гностическая, романтическая, соловьевская и др. Однако, несмотря на то, что категория Души мира
у символистов восходит к разным традициям, она всегда связана с представлением о космическом всеединстве.
Влияние софиолопш и поэтического творчества Соловьева на символистов второго поколения в вопросе понимания Души мира было определяющим. Символисты использовали символы и метафоры из поэзии Соловьева и продолжили его образный ряд, включив в него мифологическую, религиозную и литературную метафористику и создав на этой основе свои собственные образы. Для символистов такой способ познания трансцендентных явлений был органичным, однако в умножении образов скрывалась опасность размывания понятия, смешивания и подмены одного явления другим. Возможно, поэтому А. Белый предлагает Блоку говорить о женственном мистическом адресате на языке теории - дать не мистическое, а теоретическое определение «Ты». Блок, в отличие от А. Белого, отказывается от рассуждений о «Ней». Для Блока «Она» -«несказанное». В результате вопрос природы «Ты» так и остался логически непроясненным, метафорические описания также не помогли окончательно разъяснить суть явления.
Понятие Души мира находится в одной смысловой связке с понятием Софии, часто они не разграничиваются или смешиваются и наделяются схожими характеристиками. В философской системе Соловьева София и Душа мира сложно соотносятся между собой, то почти сливаясь в единое целое (у раннего Соловьева), то кардинально различаясь. В «Чтениях о Богочеловечестве» Душа мира рассматривается как тварный, космологический аспект Софии; является посредницей между материальным множеством и абсолютным единством Бога; содержит в единстве все элементы мира, совмещает многое и единое, частное и все и олицетворяет становящееся всеединое. Согласно окончательной форме учения Соловьева о Софии, изложенной в трактате «Россия и Вселенская церковь», София - это идеачьная модель, образец всеединства, а Душа мира - среда реализации Софии, тварный мир, или природа. Если София является неизменным божественным началом, абсолютной универсальной субстанцией, абсолютным единством в Боге, то Душа мира двойственна - это светлое божественное и вместе с тем темное тварное начато, подверженное изменениям. Блок внимательно читал «Чтения о Богочеловечестве», где София и Душа мира почти сливаются. Возможно, поэтому у Блока эти понятия также сближаются. На наш взгляд, в определении женственного мистического адресата Блока целесообразно сохранить понятие «Душа мира». С учетом
платоновских, гностических, соловьевских, романтических и других коннотаций данного понятия это будет «София-Душа мира» - диалектическое единство, склонное как к слиянию, так и к противоположению.
Согласно софиологии Соловьева, двойственная Душа мира, будучи свободной и имея собственную волю, может выбирать между двумя тенденциями: к Богу или к хаосу. В творчестве Блока отразились обе: в период «тезы» Душа мира отождествляется с божественной Софией, в период «антитезы» - с хаосом и анархией. В результате у Блока «теза» связана с позитивной теофанией: явлением «лика» и божественным светом Софии («Лучезарной Подруги»); «антитеза» - с обостренным вниманием к действительности, множественностью, призрачностью, превращениями и деформациями, сокрытием светлого «лика», негативной теофанией и диаволической тьмой. Падение и ужас нисхождения в «страшный мир», самосгорание и самоуничтожение воспринимаются Блоком как трагический, но необходимый этап пути, в позитивном аспекте - как залог последующего преображения, рождения света из тьмы, космоса из хаоса Блок периода «синтеза» стремится к цельности и гармонии, разрабатывает проекты «нового мира» и «нового человека»' - все это желаемый, но не осуществленный в реальности синтетический, софийный идеал Богочеловечества.
В разделе 2.1 «Универсалия судьбы в творчестве А. А. Блока» выявляется связь категории Души мира с универсалией судьбы. Душа мира имеет к судьбе непосредственное отношение: 1) Душа мира как Богиня-прародительница, Великая Мать обладает материнскими чертами и на этом основании определяет судьбу любого человека; 2) Душа мира как Анима представляет женственное мистико-эротическое начало, стремление к ее постижению и соединению с ней определяет перипетии судьбы человека; 3) Душа мира - ведущий персонаж гностического и соловьевского «мифа о мире», отразившего драматические коллизии се собственной судьбы, которые в свою очередь обусловливают судьбу всего мира и каждой индивидуальной души. Судьба предполагает становление и реализуется во времени и пространстве - историческом, культурном, художественном, мифологическом, личном. В понимании Блока логика развития частной судьбы, мира и культуры нодобны.
Универсалия судьбы связана у Блока с комплексом идей пути-становления, цели, избрания, призвания, служения, долга, верности и измены, вины и возмездия.
Из различных версии интерпретации судьбы Блоку ближе всего понятие рока, в котором с особенной силой проявляются характерные свойства судьбы: неотвратимость, необходимость, необъяснимая сила, связь 1) со временем и его ритмом; 2) речью: предсказание, пророчество, «зов», «песня судьбы» и далее - музыкальные образы: «песня судьбы», «арфы» / «скрипки», «мазурка» / «пехота». При таком понимании судьбы «автором судьбы» оказывается не сам человек, а некая трансцендентная непознаваемая сила. В творчестве Блока такой детерминантой, формирующей мир, выступающей как сила притяжения и деформации, является женственный божественный / демонический субъект, корни которого находятся в подсознании героя. В культуре ему соответствуют античные мойры, парки, скандинавские норны и валькирии, славянские девы-Судьбы. Блоковский герой не борется с судьбой, а сознательно исполняет ее волю, принимает ее. Он тот, кто призван к теургическому служению софийному идеалу.
В разделе 2.2 «Растительные мотивы в творчестве А. А. Блока» исследуются образы растений и цветов. Присутствие в дискурсе символистов второго поколения природной органичности обусловлено их ориентацией на мифологические структуры мышления и вниманием к Душе мира. Символистское мировосприятие построено на идее связи всего со всем, соответствия феноменального и ноуменального миров, в результате происходит эстетизация природы и биологизация культуры, идеализм и эстетизм сочетаются с природной органичностью. Среди множества значений растительно-цветочной образности для символистов были особенно важны идеи посредничества между идеальным и реальным мирами, органического синтеза и преображения материи. У поэта в начале пути идеальная Вечно-женственная сущность зачастую воплощается в цветке. В диссертации рассмотрены такие растительные репрезентанты «Ты», как роза, лилия, ирис, азалия, миндальный цвет. Впоследствии у Блока цветы становятся воплощением идеала юности культуры и самого поэта. Язык растений и цветов для Блока был также языком для размышлений о судьбах европейской культуры и средством метафорического представления художника (писатель как растение). По традиции, подкрепленной символистским мироощущением, Блок переносит биологические понятия «расцвет - увядание», «цветение - гниение» на универсалии «культура - цивилизация», а модели искусства проецирует на природу (сад как текст). Блок всегда стремился к объективации субъективного, и растительные образы предоставляли ему такую
возможность. Кроме растительной символики и метафорики в представлении «Ты» большую роль играют предметные образы. Влияние материального мира в «лирической трилогии» постепенно нарастает, в связи с этим усиливается внимание к бытовым вещам в окружении героини.
В разделе 2.3 «Женский вещный мир в художественном мире А. А. Блока»
рассматриваются вещи, которые определяют материально-предметный мир героини. Женский вещный мир «Ты» в творчестве Блока представлен достаточно полно: это предметы и вещи, связанные с местом обитания, родом занятий, внешним обликом героини. Блок внимателен к женскому костюму, но обычно не описывает его подробно, а указывает на какие-либо детали, силуэт, фактуру или цвет наряда При этом костюмным образам свойственны символичность, метафоричность и метонимичность. В раннем творчестве Блока в описании героини преобладает одухотворенная природность, которая затем сменяется театральностью и городской повседневностью. У Блока переход от природы к культуре и далее к цивилизации связан с трансформацией женского образа от природного, рождающего, материнского к материальному, утилитарному; от женщины-цветка или женщины-змеи к женщине-игрушке. В «страшном мире» города женщина овеществляется, становится объектом и превращается в куклу, ее лицо скрывается маской. Костюмной дихотомии «старинное - модное» у Блока соответствуют образы девы и блудницы, которые могут антиномически сочетаться в одной героине. У зрелого Блока женские образы разнообразны, и все же идеальный образ соотнесен с русской народной традицией.
В разделе 2.4 «Образ города в творчестве А. А. Блока» рассмотрен образ города и выявлены особенности организации городского пространства Универсалии культуры и цивилизации связывает между собой образ города, которому как в контексте культуры, так и в контексте поэтики Блока присуща амбивалентность: это воплощение ада «страшного мира» и идеальный мир, упорядоченный хаос. Городское пространство в творчестве Блока соотносится и с прямо-, и с криволинейностью. Благодаря своему геометризму, техницизму и автоматизму город является центральной идеологемой урбанистической цивилизации. В творчестве Блока город как символ цивилизации воплощает искусственность и геометрическую упорядоченность. Вместе с тем, город как один из заместителей-репрезентантов Души мира феминизируется, и городское
пространство становится криволинейным, подобным свитку или лабиринту. В творчестве Блока нашли воплощение такие варианты образа города, как город-женщина (дева / блудница), город-растение (сад, лес), город-книга (свиток), город-море (озеро), подводный город, город-монстр (зверь, паук), город-завод. Традиционно начало мира описывается как земной "рай, растительная и органическая сфера, а конец мира - как Новый Иерусалим, кубический, минеральный и кристаллический мир. В творчестве Блока реализованы оба концепта: от описаний природы и чудесного видения средневекового - «города-растения» он переходит к эсхатологическим видениям геометрического города, который оценивается как негативно, так и позитивно. Позитивный образ индустриального города будущего представлен у Блока в стихотворении «Новая Америка». Это город-завод, в котором осваивается и выводится на поверхность потаенный минеральный подземный мир, и тем самым миру является истина. С образом города у Блока также связан социокультурный страх, который является отражением боязни разрушительного воздействия цивилизации на человека Еще одна сторона социокультурного страха, затронутая в творчестве Блока, — это противостояние Востока и Запада, со стороны Востока— «желтая опасность», со стороны Запада-угроза техногенной цивилизации.
В разделе 2.5 «Универсалия страха в творчестве А. А. Блока» отмечается, что страх в его различных модальностях проявляется в произведениях всех периодов творчества Блока и координируется с проблемами как личного, так и социокультурного характера. Основным источником страха и одновременно спасением от него для Блока является трансцендентная «Она», которая соотносится с различными страхами: 1) «священный ужас» из-за ее божественного происхождения и 2) боязнь «Ее» изменения; 3) «Она» и смерть; 4) «Она» и эротика; 5) «Она» и стихия - дионисизм, демонизм, «страх-страсть»; 6) «Она» и отвратительное, женское, материнское. Присущее Блоку стремление к идеалу породило в равной степени страх достижения и потери цели, а также возвращения одного и того же. Образы страха в творчестве Блока разделяются на несколько пересекающихся групп, связанных 1) с «Ней»: Музой с пурпурово-серым нимбом, змеей, «паучихой», «мертвой куклой», сфинксом и др.; 2) со страхом потери индивидуальности (двойники, призраки, вампиры, неопределенный «кто-то»); 3) со страстью; 4) со светом и цветом -потемнением и помутнением (мрак, иссиня-пурпурные, серо-лилово-зеленые оттенки); 5) с пространством, в том числе формой и движением (пустота, болото, «пузыри земли»,
кривизна, «черный вихрь», «тройка»); 6) с «ужасами цивилизации» («чернь», толпа, город, аэроплан и др.) и 7) апокалиптическими предзнаменовшшями. Основная альтернатива страху - любовь, которая понимается как духовная преданность идеальному, софийному образу «Ты», и рождение универсальной личности, совершешюго «нового человека», способного преодолеть страх и победить смерть. Мысль о рождении «нового человека» — одна из самых важных для Блока в революционное и постреволюционное время.
Раздел 2.6 «Универсалии единства и совершенства в контексте творчества А. А. Блока» состоит из подразделов 2.6.1 «Идея андрогинностн в творчестве А. А. Блока» и 2.6.2 «Мотив венчания в творчестве А. А. Блока», в которых образы единства и совершенства осмыслены как знаки, указывающие на начало / конец пути и свидетельствующие о близости к цели. К таким образам относятся апдрогин и венец (венок, корона, нимб), объединяет их общий принцип сотаскпНа оррозйогит. Этот же принцип лежит в основе музыки как воплощения гармонии, единства и совершенства. Единство целого у Блока также представляет «человек-артист» - гармоничный человек будущего, обладающий устроенным «музыкальным» телом и духом, телесным и духовным равновесием. Музыкальные коннотации «человека-артиста» подтверждают, что в этом образе достигается истинная целостность. Размышления позднего Блока о природе гармоничного «нового человека» также связаны с понятием андрогинности. Образ андрогина и мотив венчания соотносятся у Блока с проблемой любви и - более широко - со стремлением к окончательному единству, идеалу Богочеловека и, тем самым, к преодолению разорванности, победе над страхом и смертью и новому, преображенному бытию. Андрогин знаменует переход от страха к любви, от вины к невинности (изначальной / обретенной целостности). В свою очередь мотив венчания генетически связан с органической формой (цветами и растениями, сплетением, свиванием), судьбой (гаданием, обручением), призванием, служением, Абсолютом. Совершенная фигура андрогина и образы венка / венца / нимба как знаки совершенства и святости координируются с фигурами сферы и спирали, воплощающими совершенство. Если форма блоковского пути спиралеобразная, то начато и конец его пути соотносятся со сферой, на образном уровне - с мотивами сплетения, свивания, музыкой, образами андрогина и «нового человека», свитыми растительными и сферическими световыми образами как знаками начата / завершения определенного этапа или всего пути.
В главе 3 «Культуристорический процесс в понимании А. А. Блока», состоящей из двух разделов и двух подразделов, исследуется историософия Блока с учетом его эстетико-философских представлений; выявляется специфика воплощения образа России и символическая образность, созданная поэтом для выражения культурных универсалий «Запад — Восток», «природа - культура — цивилизация», «история - вечность», «народ -интеллигенция», «революция»; рассматриваются проекты «нового мира» и «нового человека», идея мессианизма России и раскрывается значение философско-эстетических идей и смыслообразов Блока для современной эпохи.
В разделе 3.1 «Историософия А. А. Блока» раскрываются метаисторическая и метафизическая природа блоковской историософии, базирующейся на мировоззренческих универсалиях софийного всеединства, Души мира, философско-эстетической категории «духа музыки». Культуристорический процесс у Блока соотносится со спиралеобразной концепцией движения времени и представлен в виде цикла «природа (стихия) —> культура —» цивилизация», возвращения к исходному и стремления на новом этапе к «новой эре» -полному софийному преображению бытия и слиянию с Абсолютом. Преображенное бытие характеризуется понятиями единства и гармонии, такое идеальное состояние свойственно началу и концу мира В соответствии с архетипической триадической культурной моделью и с учетом изоморфности основных символических категорий поэтики Блока его историософия может быть представлена в виде следующего ряда: «природа / стихия / Душа мира / музыка —> культура, сохраняющая «дух музыки» —> «безмузыкатьная» механистичная цивилизация -> революция / разрушающая и очищающая стихия (варварские массы) как «закон возмездия» культуре за измену «духу музыки», где «дух музыки» одновременно является орудием возмездия и средством самозащиты от разрушающего воздействия стихии —» духовное преображение мира и рождение «нового человека», создателя новой синтетической культуры. Историософии Блока свойствен проекционный метаисторизм. В творчестве Блока представлены различные проекты «нового мира» («Новая Америка», скифство, «артистическое человечество», Богочеловечество) и «нового человека» («человек-артист», «гражданин-инженер», «скиф», сверхчеловек, Богочеловек). Историософию Блока, как она выражена в поэме «Двенадцать», можно соотнести с символистской мистико-утопической идеей Богочеловечества как воплощенного софийного всеединства У «младших» символистов
религиозная по своей сути, изначально основанная на христианских ценностях идея Богочеловечества формируется под определяющим влиянием теософии Вл. Соловьева и рассматривается через призму Апокалипсиса. Блок верил в то, что реальный мир можно преобразить путем революции, которую понимал метафизически и метаисторически. В поэме «Двенадцать» явление Христа среди хаоса выражает надежду на претворение хаоса в гармонию и веру в будущее софийное преображение человечества
Раздел 3.2 «Образ России и универсальная культурная дихотомия «Запад -Восток» в творчестве А. А. Блока» включает подразделы 3.2.1 «Образ России в цикле стихотворений А. А. Блока "На поле Куликовом"» и 3.2.2 «Дихотомия «Запад -Восток» в стихотворении "Скифы"», где в качестве основных примеров реализации образа России рассмотрены стихотворения цикла «Родина» («На поле Куликовом», «Новая Америка») и стихотворение «Скифы».
В творчестве Блока Россия соотносится с Душой мира, на архетипическом уровне наделяется позитивно-негативными свойствами Великой Матери (таковы образы «прекрасных чудовищ»: Россия-сфинкс, «степная кобылица», «птица-тройка») и проявляется в различных феминных ипостасях: возлюбленная, невеста, светлая / темная жена, Богородица, позитивная / страшная мать, святая / блудница Так же, как и в Душе мира, в России соединяются черты реального и идеачьного мира, Запада и Востока. Серединное положение в триаде «Восток — Россия — Запад» позволяло символистам воспринимать Россию как живой символ - то «Третье», в котором «нераздельно и неслиянно» соединяются культурные системы Запада и Востока
Блок предлагает разные интерпретации образа и роли России в ее отношении к Западу и Востоку. В цикле «На поле Куликовом» поэт обращается к средневековой Руси времен татаро-монгольского нашествия и видит в мусульманском Востоке угрозу «Святой Руси». В «Скифах» азиатский Восток избран в качестве орудия возмездия европейской культуре за ее измену «духу музыки» и попрание гуманизма «Исход к Востоку» в «Скифах» -крайняя и временная мера. Несмотря на критику «старого мира», у Блока нет отрицания западной культуры как таковой. В целом взгляд Блока на место России в мире был европо-, а не азиоцентристским. Запад и Восток у него амбиватентны в равной степени, а Россия самобытна столкновением в ней двойственных европейских и азиатских черт. В стихотворении «Новая Америка» предложен путь веетернизации России, ее
промышленного развития, при этом техника рассматривается в онтологическом смысле как средство раскрытия и осуществления потаенной истины. Россия видится поэту нищей, жалкой и убогой только в ее настоящем и на ее поверхности, в глубине же страны, по Блоку, до времени скрывается новая порода в геологическом (образы руды, алмаза), социальном и духовном смыслах («новый человек»). Сравнение новой человеческой породы с алмазом и особенно черным бриллиантом, подобно сравнению с философским камнем, указывает на идеал - духовное, душевное и физическое совершенство сверх(все)человека, владеющего истиной, способного стать над судьбой и творить возмездие. Эта добытая «новая порода» и является залогом будущего преображения России и всего мира. Блок верит в особое предназначение России. Россия в ее идеальном качестве («Святая Русь», «Россия "в мечтах"»1) воспринимается Блоком как духовная спасительница мира. Именно Россия, по Блоку, способна сказать новое слово о братстве народов и стать единящим центром для всего мира. Мир, единство и братство, к которым призывает Блок в «Скифах», - это этап движения к идеалу софийного всеединства. Начало этого движения показано в поэме «Двенадцать», где наиболее полно выражена «русская идея» Блока. Шествие отряда красногвардейцев сквозь тьму может быть истолковано как движение мира через Апокалипсис к новой софийной эре, Царству Божиему на земле - истинной цели мировой истории. Окончательная реализация принципа всеединства приведет мир к духовному преображению и явлению Богочеловечества. Блок, как и Вл. Соловьев, отдает России ведущую роль в осуществлении софийного проекта Богочеловечества. Основанием для мессианской роли России, по Блоку, являются всечеловечность русского народа, синтетизм и универсализм «юной» русской культуры.
Творчество Блока оказало и продолжает оказывать влияние на русскую культуру. Блок более других символистов стремился соединить реальный и идеальный миры. Сомнения, разочарования и падешгя па этом пути были неизбежны, и все же в личном плане Блок воспринимался современниками как профетическая личность. Своей жизнью и творчеством он задал традицию поэта-теурга, «человека-артиста», «культурного героя». Во многом через посредство творчества и самой личности Блока идея Богочеловечества повлияла на М. Волошина («Владимирская Богоматерь», 1929 и др.), В. Ходасевича («Музыка», 1920;
1 Блок А. А. Собр. соч.: в 8 т. Т. 8. С. 283.
«Гостю», 1921 и др.), М.Цветаеву («Поэма Воздуха», 1927 и др.), Д.Андреева («Роза Мира», 1958), из современных писателей - на В. Соснору (триптих «Книга Пустот», 1998; «Флейта и прозаизмы», 2000; «Двери закрываются», 2001), К. Кедрова («Инсайдаут. Новый Альмагест», 2001) и др. Линия «человека-артиста» получила развитие у Б. Пастернака, В. Высоцкого, Б. Ахмадулиной.
В настоящее время отношение к идеям Блока о «новом мире» и «новом человеке», месте и роли России и русской революции в мировой истории двойственное, что связано с всеобщей переоценкой ценностей и традиционных ориентиров, свойственной современной культуре. С одной стороны, блоковские идеи подвергаются деконструкции, объектом иронии становятся мистико-утопическая идея революции и в целом утопизм историософии Блока. Иногда в подобном критическом восприятии проявляется недостаточное понимание Блока, его восприятия России и отношения к революции, или же посредством обращения к Блоку пародируются клише идеологизированного советского литературоведения. С другой стороны, имя Блока связывается с идеями софийного всеединства, Богочеловечества, мессианизма России и помещается в контекст рассуждений о «русской идее» и воспринимается позитивно. Так, Ю. Мампеев в книге «Россия Вечная» (2002, 2011) в истории «русской идеи» XX в. особо выделяет Блока и Есенина, потому что они оказали значительное влияние на формирование ценностей у поколений XX в. По мнению Мамлеева, Блоку, как никому в поэзии XX в., удалось выразить чувство «тайны» России, которая и лежит в основе российской духовности.
В своем творчестве Блок поэтически воплотил идею всеединства, был верен софийному идеалу, призывал к восстановлению утраченной целостности бытия, культуры, личности и предложил свой ответ на центральный культурфилософский вопрос о «совершенном индивидууме» и его природе. В понимании Блока это творческая личность, универсальный человек, обладающий цельным сознанием, создатель синтетической культуры будущего. На современном этапе идеи единения возвращаются, пусть и в новой огласовке, и творчество Блока в его основном замысле оказывается созвучным духовным исканиям совремешюй культуры.
В Заключении сформулированы выводы диссертационного исследования.
1. Творчество Блока рассмотрено через призму универсальных культурных представлений, что привело к выстраиванию парадигмы универсалий в творчестве поэта,
позволило уточнить ряд концептуальных положений блоковедения и выделить особенности поэтики Блока, направленные на наиболее адекватное воплощение культурной тематики и проблематики. Творчество Блока представляет собой сложно организованный единый, целостный текст, художественный сшггез литературы и метафизики и содержит проективные стратегии, что полностью соответствует символистскому мироощущению. Миромоделирующими универсалиями в творчестве Блока являются взаимосвязанные мировоззренческие категории всеединства и Души мира, предопределившие установку поэта на универсализм, синтетизм и теургическое преображение действительности.
2. Категория Души мира рассмотрена как доминирующий первопринцип, центральная, наряду с софийным всеединством, универсалия-инвариант творчества Блока. Душа мира метафорически воплощает идею целостности; она едина и универсальна; обладает женственной позитивно-негативной дуальной природой; является божественным и вместе с тем природным порождающим началом. Душа мира находится в неразрывной связи с Софией, вместе взятые они представляют диалектическое единство. В творчестве Блока Душа мира в силу своей двойственности предстает то как София, то как стихия. В поэме «Двенадцать» эти ипостаси совмещаются, Душа мира воссоединяется с Божественным начатом и предстает в облике женственного Христа-Софии. Душа мира, будучи прасимволом и обладая архетипической природой, оказывает влияние на основные образы-символы Блока и проявляет себя в системе взаимосвязанных универсалий.
3. Углублены представления о специфике пространственно-временного моделирования в поэтическом тексте Блока и проанализированы пространственно-временные аспекты творчества Блока с точки зрения реализации в нем культурных универсалий. Специфика организации любой культурной системы зависит от природы идеата («нулевой точки», «точки-истока»), В поэтической философии Блока Душа мира играет роль такой «нулевой точки», в потенции, в свернутом виде содержащей всю его художественную систему, структурирующей авторскую модель мира, определяющей триадичную логику индивидуального и общемирового пути и формирующей криволинейную траекторию движения. Изо(гомео)морфизм и криволинейность являются важными особенностями пространственно-временной организации блоковской модели мира В философско-идеологическом плане изо(гомео)морфизму соответствуют софийпое всеединство, символистская идея соответствий и музыкальность; криволинейность теснейшим образом
связана с женственным началом, что важно для мировосприятия Блока.
4. Уточнена историософия Блока с учетом его эстетико-философских представлений. Историософия Блока исходит из метафизической концепции всеединства, категорий Души мира, музыки («духа музыки»), проективных стратегий, идеи «нового человека» и мессианизма России. В поисках новой модели мира и культуры Блок рассматривал такие варианты, как Богочеловечество, «артистическое человечество», скифство, «Новая Америка», которые связаны между собой, так как в их основе лежит принцип всеединства. В поэме «Двенадцать» образ Христа-Софии свидетельствует о начале движения человечества к Богочеловеческому состоянию. Таким образом, у Блока космический и культуристорический процессы уподобляются и представляются в виде открытой спирали - возвращения к софийному истоку и движения на новом этапе вперед, к полному духовному преображению бытия и слиянию с Абсолютом.
5. Показано значение эстетико-философских идей Блока для современной социокультурной ситуации. Смыслообразы Блока сформировались под влиянием широкой культурной традиции, отразились в культуре рубежа XIX-XX вв. и XX в. и продолжают оказывать влияние на русскую культуру. Воплощенные в творчестве Блока идеи единения и духовного преображения мира, мировой культуры как единой целостности, процессов творчества, культуры и истории как Бого(со)делания крайне важны для современного общества и как никогда актуальны.
Приложения. В работе есть три приложения, содержащие изображения, о которых идет речь в разделах 1.1 и 2.2: «Цикламен» («Удар бича») Германа Обриста, «Оплакивание Христа» Квентина Массейса, циклы атгарных фресок Фра Филиппо Липли в соборе Вознесения Девы Марии в Сполето.
Основные положения диссертации отражены в следу ющих публикациях:
1. Марщшкевич Н. Э. К уяснению понятия топос в современном литературоведении // Актуальные проблемы истории, теории и методики языка и литературы: межвуз. сб. науч. тр. / редкол.: А. В. Антюхов (отв. ред.) [и др.]. - Брянск: Изд-во БГГГУ, 1998. - Вып. 1. -С. 96-101 (0,4 п. л.). - ISBN: 5-88543-036-5.
2. Марцинкевич Н. Э. О некоторых аспектах «темы культуры» в творчестве А. А. Блока (К проблеме «Блок и романтизм») // Взаимодействие лтератур в мировом литературном
процессе (проблемы теорет. и ист. поэтики): материалы междунар. науч. конф.: в 2 ч. / под ред. Т. Е. Автухович. - Гродно: ГрГУ, 2000. - Ч. 1. - С. 194-201 (0,35 п. л.). - ISBN: 985-417-175-2.
3. Марцинкевич Н. Э. Поэтика А. А. Блока в топологическом измерении (К проблеме «Блок и пространственное мышление XX века») // Русская литература XX века: итоги и перспективы: материалы междунар. науч. конф., Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 24-25 нояб. 2000 / ред.-сост. С. И. Кормилов. - М.: МАКС Пресс, 2000. - С. 182-185 (0,15 п. л.). - ISBN: 5-317-00080-7.
4. Марцинкевич Н. Э. А. А. Блок. «На поле Куликовом» // Анализ лирического текста в школе: пособие для учителей общеобразовательных шк. - Гомель: Сож, 2001. - С. 68-82 (0,75 п. л.). - ISBN: 985-6551-11-0.
5. Марг/инкевич Н. Э. Культуристорическая парадигма символизма в интерпретации А. А. Блока // История и современность в русской литературе / pod red. К. Prusa. -Rzeszöw: Wyd. Wyzszej Szkoly Pedagogicznej, 2001. - Вып. 2. - С. 74-85 (0,6 п. л.). - ISBN: 83-7262-034-2.
6. Марцинкевич H. Э. Особешюсти пространственного моделирования в поэтическом тексте А. А. Блока и его визуачьном эквиватепте // Взаимодействие литературы и искусства в культуре XX века: методология междисциплинарных исследований: тезисы II Междунар. науч. конф., Россия, г. Санкт-Петербург, 29-31 марта / редкол.: М. С. Каган [и др.]. — СПб.: Петрополис, 2001. - С. 60-62 (0,14 п. л.). - ISBN: 5-86708-245-8.
7. Марцинкевич Н. Э. Особешюсти реатизации стереотипной парадигмы «венчания (коронования)» в творчестве А. А. Блока // Художественный текст: Восприятие. Аначиз. Интерпретация: сб. науч. ст. / red. kol.: Vida Gudoniené [et al.]. - Вильнюс: Vilniaus pedagoginis universitetas, 2002. - № 3. - С. 155-161 (0,4 п. л.). - ISSN: 1648-1089.
8. Марцинкевич H. Э. Специфика функционирования системы флореальных мотивов в лирике А. А. Блока и романтическом дискурсе // Wschöd - Zachôd: Slowiansko-germanskie badania literaturoznavvche, jçzykoznawcze i glottodydaktyczne na przeîomie mileniura / pod red. M. Rycielskej i G. Lisowskej. - Shipsk: Pomorska Akademia Pedagogiczna w Slupsku, 2002. -S. 83-88 (0,4 п. л.). - ISBN: 83-88731-51-3.
9. Марцинкевич H. Э. Тема Востока и Запада в стихотворениях «Скифы» А. Блока и «Фантастические видения в начале семидесятых» Б. Чичибабина // Славянски лтаратуры
у сусветным кантэксце: матэрыялы IV М1жнар. навук. канф. «Славян. лгг. у кантэксце сусвет.» (Mincit, 12-14 кастр. 1999 г.): у 2 ч. / рэдкал.: JI. К. Тарасюк (старш.) i ïhhi. -MiricK: БДУ, 2000. - Ч. 2. - С. 123-127 (0,35 п. л.). - ISBN: 985-445-248-4.
10. Марцинкевич Н.Э. Заглавие как предтекет в системе поэтик» А. А. Блока // Русский язык и литература. - Минск, 2003. - № 10 (49). - С. 111-117 (0,64 п. л.). -ISSN: 1993-209Х.
\\.Мар1\инкевич Н.Э. Идея андрогинности в контексте творчества А. Блока // Славянсгая л1таратуры у сусветным кантэксце: праблемы развщця беларускай i рускай лтаратур: матэрыялы VI Мйжнар. навук. канф. «Славян. лп\ у кантэксце сусвет. (Мшск, БДУ, 8-10 кастр. 2003 г.)»: у 2 ч. / пад агул. рэд. I. Чароты. - Мшск: Р1ВШ БДУ, 2003. -Ч. 1. - С. 89-93 (0,38 п. л.). - ISBN: 985-6684-57-9.
\2.Марцинкевич Н. Э. Понятие музыки в контексте культуристорической концепции А. А. Блока // История и совремешюсгь в русской литературе / pod red. К. Prusa - Rzeszöw: Wyd. Uniwersytetu Rzeszowskiego, 2003. - Вып. 3. - S. 65-74 (0,5 п. л.). - ISBN: 837338-082-5.
13.Марцинкевич Н.Э. Визуальный эквивалент поэтических текстов А.Блока // Весшк Бел. дзярж. ун-та. - Сер. 4, Фиталопя. Журналктыка. Педагопка. - 2004. -Л» 1. - С. 27-32 (0,4 п. л.). - ISSN: 238-9180.
14.Марцинкевич Н. Э. Своеобразие интерпретации образа города в творчестве А. Блока / Н. Э. Марцинкевич // Rossica Olomucensia - Olomouc, 2004. - № XLII (za rok 2003), cast 1. - С. 285-290 (0,3 п. л.). - ISSN: 0139-9268; ISBN: 80-244-0330-9.
\5. Марцинкевич H. Э. Понятие мотива в контексте концепции «герменевтического круга» (на примере творчества А. А. Блока) // Respectus Philologicus / red. kol.: E. Lassan [et al.]. - 2004. - № 6 (11). - С. 114-121 (0,57 п. л.). - ISSN: 1392-8295.
16. Марцинкевич Н.Э. Символика страха в творчестве А. Блока: культурно-религиозный аспект // Язык и культура / гл. ред. Дм. Бураго. - Киев: Изд. Дом Дм. Бураго, 2005. - Вып. 8; т. 6, ч. 1. - С. 90-101 (0,9 п. л.).
17. Марцинкевич Н. Э. Концепт судьбы в творчестве А. Блока // Художественный текст: Восприятие. Анатиз. Интерпретация: сб. науч. ст. / red. kol.: Vida Gudonienè [et al.]. -Вильнюс: Vilniaus pedagoginis universitetas, 2006. - № 5. - C. 228-234 (0,5 п. л.). - ISSN: 1648-1089.
18.Марцинкевич Н.Э. Мировая душа как культурно-религиозный концепт // J^zyk religii. Konstrukcje i deconstrukcje. Prace interdyscyplinarne / pod red. i ze wst^pem L. Rozek pizy wsp6fpracy A. Czajkowskiej. - Cz?stochowa: Akademia im. Jana Dlugosza, 2006. - T. 6. -S. 143-149 (0,43 п. л.). - ISBN: 83-7098-990-X.
19.Марцинкевич H. Э. Место и роль культурных универсалий в системе культуры и русском символизме // Язык и культура / гл. ред.: Дм. Бураго. - Киев: Изд. Дом Дм. Бураго, 2008. - Вып. 10; т. 6 (106). - С. 9-15 (0,6 п. л.).
20.Марцинкевич Н. Э. Образ России и дихотомия «Восток - Запад» в системе культурфилософских воззрений А. Блока // Literaffira un kulffira: process, mijiedarbiba, problemas: zinatnisko rakstu krajuras / red. kol.: R Apanavics [et al.]. - Daugavpils: Saule, 2008. - Вып. 11. -Lpp. 72-84 (0,5 п. л.). - ISBN: 978-9984-14-377-4.
21.Марцинкевич H. Э. Образ России как «новой Америки» в творчестве А. Блока // Известия Гом. гос. ун-та им. Ф. Скорины: Беларуская лгг. - № 6 (51). - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2008. - С. 126-132 (0,5 п. л.). - ISSN: 1609-9672.
22.Марцинкевич Н. Э. Интертекстуальный пласт мотива миндального цвета в лирике А. Блока // Acta Albaruthenica, Rossica, Polonica: VIII МЬкнар. навук. канф. «Беларуска-руска-польскае супастауляльнае мовазнауства i лггаратуразнауства»: у 2 ч. / рэдкал.: Г. М. Мезенка (адк. рэд.). - Вщебск: ВДУ ¡мя П. М. Машэрава, 2009. - Ч. 2. - С. 151-154 (0,3 п. л.). - ISBN: 978-985-517-121- 9 (ч. 2).
23.Марцинкевич Н. Э. Образы животных в творчестве А. Блока // Kultiiras studijas: zinatnisko rakstu krajums / galv. red. A. StaSulane. - Daugavpils: Saule, 2010. - Вып. 2. -Lpp. 189-200 (0,53 п. л.). - ISBN: 978-9984-14-470-2.
24.Марцинкевич H. Э. Феномен культуры в системе русского символизма // Христианский гуманизм и его традиции в славянской культуре: сб. науч. ст. / редкол.: Т.Н. Усольцева (гл. ред.). - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2010. - Вып. 2. - С. 65-69 (0,47 п. л.). - ISBN: 978-985-439-508-1.
25. Марцинкевич Н.Э. Женский вещный мир в творчестве А. Блока // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2011. - № 2. - Т. 1. Филология. - С. 23-30 (0,47 п. л.). -ISSN: 1818-6653.
26.Марцинкевич Н. Э. Роль теургии в формировании символистского мировидсния // Исторические, философские, политические и юридические науки,
культурология н искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. -Л» 3 (9): в 3 ч. - Ч. 2. - С. 128-130 (0,32 п. л.). - ISSN: 1997-292Х.
27.Марцинкевич Я Э. Сиптетизм как основной принцип символистской модели мира // Христианский гуманизм и его традиции в славянской культуре: сб. науч. ст. / редкол.: Т. Н. Усольцева (гл. ред.). - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2011. - Вып. 3. - С. 85-89 (0,5 п. л.). -ISSN: 2223-1579.
28.Марцинкевич Н. Э. Цветочные мотивы и опыты ботанизирования в творчестве А. Блока // Известия Гом, гос. ун-та им. Ф. Скорины: Гуманитарные науки. - № 2 (65). - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2011. - С. 171-175 (0,6 п. л.). -ISSN: 1609-9672.
29.Марцинкевич Н. Э. Понятие «Дева Радужных Ворот» в переписке А. Блока и А. Белого // Kulturas studijas: zinatnisko rakstu krajums / galv. red. A. StaSulane. -Daugavpils: Saule, 2013. - Вып. 5. - Lpp. 124-133 (0,43 п. л.). - ISSN: 1691-6026; ISBN: 978-9984-14-605-8.
30.Марцинкевич H. Э. Творчество А. Блока и современная социокультурная ситуация // Христианский гуманизм и его традиции в славянской культуре: сб. науч. ст. / редкол.: Т. Н. Усольцева (гл. ред.). - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. - Вып. 8. - С. 62-67 (0,44 п. л.). - ISSN: 2223-1579.
Научное издание
Марцннкевич Наталья Эдуардовна
КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. А. БЛОКА: СЕМАНТИКА, ФУНКЦИИ, СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Специальность 10.01.01 - Русская литература
Подписано в печать 20.10.2014. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Ризография. Усл. печ. л. 1,5. Уч.-изд. л. 2,03. Тираж 100 экз. Заказ № 514.
Издатель и полиграфическое исполнение:
учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины». Свидетельство о государственной регистрации издателя, изготовителя, распространителя печатных изданий № 1/87 от 18.11.2013. Специачьное разрешение (лицензия) № 02330/450 от 18.12.2013. Ул. Советская, 104,246019, Гомель.