автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Культурный облик губернского провинциального города Центрального Черноземья в конце XIX - начале XX вв.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Ястребов, Алексей Егорович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Орел
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Культурный облик губернского провинциального города Центрального Черноземья в конце XIX - начале XX вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Ястребов, Алексей Егорович

Введение.

Глава 1. Социальный облик губернского провинциального города

Центрального Черноземья.

1.1. Социальная структура.

1.2. Внешний облик.

1.3. Культурные традиции и досуг горожан.

Глава 2. Культурно-просветительная жизнь губернского провинциального города Центрального Черноземья.

2.1. Просвещение.

2.2. Воскресные школы и народные чтения.,.

2.3. Библиотеки.

2.4. Историко-краеведческие общества и учреждения.

Глава 3. Музыкальная, театральная и литературно-художественная жизнь губернского провинциального города Центрального Черноземья.

3.1. Музыкальная жизнь.

3.2. Театральная жизнь.

3.3. Литературно-художественная жизнь.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по истории, Ястребов, Алексей Егорович

В последние годы происходят серьёзные изменения в развитии отечественного исторического знания. Идеи "Новой исторической науки" или школы "Анналов" получили распространение и в российской научной среде. Наряду с изучением истории партий, государств, политических и социально-экономических отношений всё большее место в работах учёных занимают различные стороны человеческой жизнедеятельности: материальная и духовная среда, быт, нравы и т.д. - те стороны культуры, которые ранее находились на периферии интересов исследователей. Поэтому их изучение приобретает большой научный интерес и актуальность.

В основе традиционного изучения отечественной культуры доминировал конкретно-отраслевой подход, рассматривающий её каждую область в отдельности, вне связи с другими процессами. Такой подход, позволяя осуществить детальный анализ той или иной сферы культурной жизни, не давал представления о культуре как определённой сфере общественной жизни, о факторах и закономерностях, влиявших на её развитие. Сравнительно новым в исследовании культуры является системный подход, рассматривающий культуру как один из показателей общественного развития. Особое внимание при этом уделяется изучению общественно-культурной среды, основных региональных и социокультурных элементов её составляющих, механизмов распространения культурных и духовных ценностей, к которым относятся система образования и культурно-просветительных учреждений, книги, периодическая печать и т.д.

Одним из важных элементов общественно-культурной среды является город. "Город даёт нам наиболее выразительный образ культуры своего времени. Он впитал в себя всю историю связанной с ним страны. Всё накопленное веками слито здесь в едином, целостном облике", - писал в начале XX в. известный русский историк и литературовед Н.П.Анциферов. По мнению одного из крупнейших историков современности Ф.Броделя, со становлением и развитием городов связаны все поворотные моменты исторического процесса. "Города - это как бы электрические трансформаторы, они повышают напряжение, ускоряют 2 обмен, они беспрестанно вершат жизнь людей", - считал ученый.

Одно из центральных мест в развитии мировой исторической науки занимают проблемы истории средневекового города в силу его особой роли в формировании хозяйственных, политических, экономических основ западной цивилизации. В трудах многих западноевропейских историков изучались такие проблемы, как происхождение городов, структура их хозяйства, социальный состав и менталитет городского населения и др. Главный итог всех этих исследований состоял в осмыслении города как сложного исторического феномена, понять и изучить который можно только путём комплексного исследования всех сторон городской жизни, объединения усилий многих учёных. Сказанное в равной степени относится к городам любого исторического периода.

Понятие "облик города" - сложное и объёмное. Оно включает в себя множество социокультурных пластов, касающихся различных сфер городской жизнедеятельности. Сюда относится вся совокупность материальных, социальных, культурных факторов, влияющих на развитие городов. Можно сказать, что облик города - это его цивилизационное лицо на каждом конкретном этапе его исторического развития.

В настоящей диссертации мы сделали объектом исследования одну из составляющих облика рассматриваемых городов - их культурную жизнь. Однако, осознавая более широкое содержание понятия "культурный облик" по сравнению с понятием "культурная жизнь", так как познание его требует анализа социального состава и образовательного уровня населения, профессиональных занятий, динамики благоустой-ства и т.д., мы избрали первый вариант названия диссертации.

Рассмотрению этих элементов городской жизни и посвящена первая глава нашей работы.

В XX в. город как объект исследования оказался в центре внимания различных исторических дисциплин, направлений научного знания: исторической антропологии, культурологии, урбанистики и|цр., каждая из которых рассматривает отдельные аспекты истории городов. Проблематика настоящей диссертации пересекается со многими из вышеуказанных направлений, находясь на стыке смежных исторических дисциплин. Не претендуя ни на философский, ни на культуро-логичекий анализ городской культуры, она представляет собой конкретное историческое исследование, позволяющее выявить общие типологические черты, присущие культурному облику трёх русских губернских городов на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Города в развитии и становлении культуры играли особую роль. Здесь были сосредоточены основные культурно-просветительные учреждения: учебные заведения, театры, музеи, библиотеки. Именно в городах значительная часть населения приобщалась к образованию, усваивала многие культурные ценности.

Столичные и провинциальные города России представляли собой два разных мира. Политические, экономические, культурные различия между ними были значительными. Санкт-Петербург и Москва всегда являлись центрами притяжения лучших духовных сил страны. Все научные, культурные достижения получали здесь распространение в первую очередь. Наличие большого числа учебных заведений, театров, музеев, библиотек и других просветительных учреждений обусловили высокий образовательный и культурный уровень населения. Особенности развития столиц создавали иной, чем во всей стране ритм жизни, способствовали более динамичному протеканию культурных процессов.

Провинциальные города развивались в других условиях. Для них был характерен размеренный и неторопливый уклад жизни, редко прерываемый какими-либо важными событиями. Развитие культуры здесь отличалось своей спецификой, связанной с устойчивыми патриархальными традициями, более низким уровнем образованности жителей. Но в провинциальной культуре происходили свои изменения, своя эволюция. На протяжении XIX в., особенно в пореформенное время, развивался процесс самосознания российской провинции, формировались условия для реализации её культурного потенциала. Провинциальная культура, являясь важной составной частью культуры России, подпитывала и обогащала культуру столиц, одновременно испытывая на себе её сильное воздействие. Как писал академик Д.С.Лихачёв, "именно провинция держала уровень не только по численности населения (в Петербурге и Москве смертность всегда превышала рождаемость), но и уровень культуры. А столичные города только собирали всё о лучшее, способствовали процветанию культуры".

Исследование провинциальной культуры своевременно и научно обоснованно во многих отношениях. Оно позволяет более полно представить состояние культуры общества в целом. Уровень развития общества, его интеллектуальный и духовный потенциал во многом определяются характером развития провинции, в том числе её культурными особенностями.

В советской исторической науке истории и культуре российской провинции уделялось мало внимания. Прежние методологические подходы отдавали приоритет изучению социально-экономических отношений. Культура провинции как самостоятельная проблема не получила отражения в работах учёных. Вопрос о необходимости её изучения был поставлен совсем недавно.

Актуальность данной темы связана с современной ситуацией в России. События последнего времени показывают влияние процессов, происходящих в провинции, на социально-экономическую и политическую обстановку в стране. Они выявили возрастающую роль регионов в жизни России. В этой связи становится очевидным усиление интереса к провинции, в том числе к её истории и культуре. Ведь в периоды экономической и политической нестабильности, крушения многих устоявшихся норм и ценностей обращение к региональной истории, к прошлому отдельных городов и местностей может служить одним из духовных ориентиров, позволяющих найти в прошлом ответы на многие вопросы современности.

В настоящее время в связи с начавшимся переосмыслением роли провинции в истории и культуре России появляются новые подходы к её изучению. В частности, брянский историк В.В.Крашенинников отождествляет провинцию в основном с уездной жизнью и лишь с некоторыми оговорками включает в это понятие ряд губернских центров. Он считает, что наиболее типичную картину провинциальной жизни могут дать только уезды.4 На наш взгляд, не меньшее значение при определении типологии провинции имеют губернские города, которые, являясь центрами интеллектуальной и духовной жизни своих регионов, во многом определяли их духовный облик. Провинциальные губернские центры дали России множество ярких, одарённых личностей, прославивших нашу страну на научном, литературном поприще или в сфере искусства.

Конечно, российская провинция многообразна. Она включает в себя множество регионов с различными особенн/остями социально-экономического уклада, традициями культурной жизни. При изучении провинциальной истории и культуры следует принимать во внимание региональный аспект. В отечественной исторической науке отсутствуют комплексные исследования культурной жизни провинциальных городов отдельных регионов. Поэтому вполне очевидна научная и практическая значимость настоящей диссертации, в которой рассматривается культурный облик городов Центрального Черноземья в конце XIX - начале

XX вв. на примере губернских городов, типичных для данного региона: Орла, Курска, Воронежа. Выбор этих городов не случаен, он определяется их географическим положением, историческим прошлым, социально-экономическими условиями развития, имеющими немало общих черт. Правда, к этой группе губернских центров относится и Тамбов, имеющий сходство с ними по многим параметрам своего развития. Но, учитывая обилие материала, мы сочли возможным определить типологию губернского города Центрального Черноземья на примере Орла, Курска, Воронежа.

Сложное переплетение исторических судеб и особенностей пореформенного развития России во многом определили облик этих городов. В ХУ1-ХУП вв. они, будучи городами - крепостями на южных рубежах русского государства, выполняли важную стратегическую функцию по защите Отечества от татарских набегов. Центрально-Чернозёмный регион, где расположены Орёл, Курск, Воронеж, издавно являлся зоной аграрной специализации. Это обстоятельство обусловило характер промышленного развития указанных городов, большинство предприятий которых занималось переработкой сырья или выпускало машины и инвентарь, предназначенные для обслуживания сельского хозяйства. Большое значение для развития экономики региона имело железнодорожное строительство, активно развернувшееся в пореформенный период. Расположенные в местах пересечения крупных железнодорожных магистралей, соединивших эти города, Орёл, Курск, Воронеж становятся важными узловыми станциями. Всё это наложило отпечаток на различные стороны жизни губернских центров, в том числе на их социальный и культурный облик.

С 60-х гг. в советской исторической науке в работах, посвящён-ных социально-экономической жизни России в рассматриваемый период, уделялось внимание положению провинциальных городов, отмечались некоторые особенности их социального развития. В монографии П.Г.Рынцзюнского "Крестьяне и город в капиталистической России второй половины XIX в. рассматривались различия в социально-экономической структуре городов в отдельных региоХнах страны, была показана тесная взаимосвязь процессов, протекавших в сельской местности и в губернских центрах. Особый интерес для нашего исследования представляет работа Л.М.Иванова "О сословно-классовой структуре А городов". Автор комплексно изучил ряд статистических материалов: всеобщую перепись населения 1897 г., некоторые городские переписи. Л.М.Иванов сформулировал проблему соотношения сословного и классового деления в среде горожан. На основе анализа источников в статье убедительно показано, как быстрые темпы экономического и социального развития городов разрушали традиционные сословные рамки, способствовали дифференциации городского населения по имущественному положению.

Среди интересующей нас литературы особняком стоит работа Л.А.Анохиной и М.Н.Шмелёвой "Быт городского населения средней полосы 7

РСфСР в прошлом и настоящем". Это первое и, судя по всему, единственное в советской науке исследование, посвященное облику ряда провинциальных русских городов. В качестве объекта исследования авторами были выбраны Калуга, Елец, Ефремов. Для настоящей диссертации большое значение имеют приводимые в работе материалы по губернскому центру - Калуге. Л.А.Анохина и М.Н.Шмелёва дают классификацию городского населения по отдельным социально-профессиональным группам. В монографии подробно описываются образ жизни, быт, культурные традиции, формы проведения досуга, характерные для каждой из этих групп. Отдельная глава посвящена внешнему облику городов, их формированию и застройке. По существу, содержание работы выходит за рамки названия, представляя собой широкий срез материальной культуры провинциальных городов.

В последнее десятилетие одним из новых направлений в развитии исторической науки становится изучение городских средних слоев отдельных регионов России. В работах В.В.Канищева нашли отражение различные аспекты истории городских средних слоев Центрального Черноземья в первые десятилетия XX в.: их численность, структура, о социально-экономический уклад и др. Эти исследования имеют большое значение для понимания многих социальных процессов, происходивших в начале XX в. в губернских центрах.

В 60-80-е гг. в отечественной историографии появляются комплексные исследования по истории культуры на рубеже Х1Х-ХХ вв. В работе "Русская художественная культура конца XIX - начала XX вв.", вышедшей в свет в 1968 г.,9 даётся общая картина развития театральной, музыкальной, художественной жизни в эпоху "серебряного века", рассматриваются некоторые, наиболее значительные явления культуры. Характеристика культурного развития России в данный период содержится и в монографии С.С.Дмитриева.^ Начиная с 70-х гг. были изданы так же обобщающие работы по истории просвещения в России во второй половине XIX - начале XX вв. - "Очерки истории школы и педагогичес

11 кой мысли народов СССР". Они представляют собой первый опыт воссоздания картины развития народного образования, которая включает и состояние его в городах России.

Предметом пристального внимания исследователей становится развитие отдельных областей культуры, в первую очередь театра. Попытка проследить некоторые тенденции в развитии театрального искусства в начале XX в. предпринята в работе "Йервая русская рево

12 люция и театр". В ней наглядно показана взаимосвязь социально-политической обстановки в стране и положения провинциального театра, подробно рассматривается, какое влияние оказывали революционные события на репертуар провинциальных антреприз, на постановки отдельных спектаклей.

Из числа значительных работ по истории театральной жизни следует отметить также монографию И.Ф.Петровской "Театр и зритель провинциальной России второй половины XIX в.'^Это первое крупное исследование, посвященное развитию провинциальной сцены. Работа основана на большом фактическом материале. В научный обиход впервые вводятся многие, не использующиеся ранее источники - материалы прессы, мемуары, письма, Автор показала общественные условия существования театра в провинции, исследовала изменения социального состава зрителей и их духовных запросов, их влияние на репертуар антреприз.

Широкая картина развития провинциального театра в 80-90-годы XIX в. представлена и в шестом томе коллективной монографии "История русского драматического театра".*4 Это обобщающая работа, в которой на основе большого количества источников прослеживается сложный и противоречивый путь развития сценического искусства в провинции, даётся обстоятельный анализ многих явлений театральной жизни. В ней приводятся сведения из истории театра в различных губернских центрах, в том числе в Орле и Курске. К сожалению, в седьмом томе данного издания, в котором исследуется состояние русского театра в начале XX в., глава, посвященная провинциальному театру, отсутствует.

Кроме того, в работах советских учёных нашли отражение некоторые аспекты развития архивного и музейного дела в дореволюционной России. В учебном пособии В.Н.Самошенко, в котором рассматривается история отечественного архивного дела, уделяется также внимание деятельности губернских архивных комиссий, содержатся сведения тс; об их организационной структуре и материальном положении. Роль музеев в культурно-просветительной деятельности, их вклад в становление и развитие внешкольного образования характеризуются в статье Т.Н.Пархоменко "Музеи дореволюционной России во внешкольном обра- к зовании. ^

В 90-е гг. возрастает интерес учёных к проблемам провинциальной культуры. В апреле 1991 г. в Москве состоялась первая республиканская научная конференция по изучению культуры провинции, на которой впервые широко обсуждались вопросы о механизме формирования и функционирования провинциальной культуры и|её местных особенностях, о влиянии культуры провинции на общую социокультурную ситуацию в России. По материалам этой конференции был издан сборник

1?

Русская провинция: культура ХУШ-ХХ вв.", который включил в себя наиболее интересные доклады её участников. Последующие конференции, посвященные провинциальной культуре, проходили в Ельце и

Пензе, по итогам пензенской конференции в 1995-1996 гг. также

18 были изданы тезисы и материалы.

В 1998 г. вышел в свет первый том "Очерков русской культуры XIX в.", подготовленный лабораторией русской культуры исторического факультета Московского университета совместно с учёными Москвы и других городов России.^ Он стал продолжением многолетней работы, начатой на историческом факультете МГУ ешё в 60-е гг., результатом которой явилось 10-томное издание "Очерков русской культуры XIII-XVIII вв." В данном томе, пожалуй, впервые в отечественной науке предпринята попытка дать широкую картину социокультурного развития столичных и провинциальных городов на протяжении всего XIX столетия, показать состояние их культурной среды.

В советское время был сделан значительный шаг вперёд в развитии краеведения. Начало этому было положено ещё в 20-е гг. бывшими членами местных научно-краеведческих обществ. Свои работы по истории Воронежского, Курского края опубликовали С.Н.Введенский,

20

Г.И.Булгаков, по истории Орла - П.С.Ткачевский и И.И.Лебедев. Все краеведческие работы по Орлу, Курску, Воронежу можно разделить на две большие группы: работы обобщающего характера и исследования по истории отдельных областей культуры. Сначала остановимся на первой группе работ.^

В этих работах с определённой степенью полноты характеризуется социально-экономическое развитие Орла, Курска, Воронежа, даётся общая характеристика их культурной жизни, приводятся сведения о положении просвещения, здравоохранения, содержится краткий обзор некоторых явлений культуры. Однако во многих работах основной акцент делался на социально-экономическое развитие городов, большое внимание уделялось показу классовых противоречий буржуазного общества. Культурной жизни Орла, Курска, Воронежа на страницах этих книг отводилось скромное место, а в некоторых изданиях соответствующие главы вообще отсутствовали. Поэтому одни явления культурной жизни в данных работах оставались нераскрытыми, а другие преподносились поверхностно. Особую группу работ составляют исследования, посвященные архитектурному развитию Орла, Курска, Воронежа. Тем не менее, все перечисленные издания, в большинстве своём носящие справочный характер, содержат фактический материал, позволяющий получить определённое представление о социальном и культурном облике губернских городов в конце XIX - начале XX вв.

В последние годы вышел в свет ряд краеведческих работ, свободных от идеологических стереотипов, раскрывающих новые, неизвестные или замалчивающиеся ранее страницы истории и культуры Орла, Курска, Воронежа. Справочник "Церкви и монастыри г. Орла", составленный О.Н.Поповым, Р.И.Реуцкой, В.Г.Сидоровым, представляет собой первую попытку собрать и обобщить материалы о приходских, кладбищенских,

V/ монастырских храмах Орла, а также церквах других конфессий. В него включены краткие сведения по истории церквей: их фотоснимки и рисунки начала XX в., а также современные виды тех мест, где

22 находились разрушенные церкви. Книга А.Н.Акиньшина "Храмы Воро

24 нежа' даёт исчерпывающее представление о памятниках церковной архитектуры города, как уничтоженных в недавнем прошлом, так и сохранившихся до наших дней, исследуется история каждого из них.

Особо следует отметить "Воронежскую историческую энциклопедию"

В.П.Загоровского, краеведческий словарь-справочник "Курск", издан-24 ный в 1997 г. В этих изданиях впервые предпринята попытка обобщить и систематизировать весь имеющийся материал по истории и культуре Воронежа и Курска. Многие разделы достаточно подробно освещают различные вопросы культурного прошлого этих городов.

Другую работу краеведческих исследований составляют работы, у посвященные развитию театра, музыки, литературной жизни, историко-краеведческих обществ Орла, Курска, Воронежа. История драматического театра в губернских центрах подробно рассматривается в работах

25

Л.Н.Афонина и З.Я.Анчиполовского. Главным достоинством этих книг является использование большого фактического материала о театральной жизни Орла и Воронежа. На страницах работ Л.Н.Афонина и З.Я.Анчиполовского рассказывается о видных антрепренёрах, актёрах провинциальной сцены, содержится немало интересных, ярких сведений о театральной жизни. В книге З.Я.Анчиполовского показаны роль и место театрального искусства в культурной жизни Воронежа.

Развитию музыкальной культуры в Орле и Воронеже посвящены

26 работы П.В.Сизова и Ю.В.Воронцова. ы Авторы этих работ знакомят со многими примечательными фактами и явлениями музыкальной жизни губернских центров, возвращая широкому кругу горожан забытые имена известных в то. время музыкантов, деятелей культуры. Однако крупные события музыкальной жизни, связанные с многочисленными гастрольными концертами знаменитых исполнителей, не нашли здесь отражения. гУ

Практически неосвящённым оказался вопрос о реакции горожан на про-*" ходившие в конце XIX - начале XX вв. концерты, музыкальные вечера, о состоянии музыкальной культуры жителей Орлал Воронежа. Единственная работа, в которой содержатся некоторые сведения по этому вопросу, - небольшая брошюра М.Литвинова "Воронежское музыкальное учи-27 лище . В ней помимо краткой истории создания училища в Воронеже приводятся свидетельства прессы и фрагменты воспоминаний современников, касающиеся музыкальной жизни губернского центра в начале XX в.

Большой вклад краеведы Орла, Курска, Воронежа внесли в изучение литературной жизни Центрального Черноземья. В работе "Очерки литературной жизни Воронежского края", библиографическом справочнике "Писатели Орловского края", книге И.З.Баскевича "Курские вечера" рассматриваются основные этапы литературного процесса в регионе, ро творчество наиболее известных местных литераторов. Неизвестные ранее события, факты, имена, связанные с литературной историей Воронежа освещаются на страницах работ О.Г.Ласунского, много лет занимающегося кропотливой исследовательской деятельностью по изуче

90 нию литературного наследия края.

Кроме того, местных исследователей интересовали вопросы, свят-;^ занные со становлением краеведения в Орле, Курске, Воронеже,с деятельностью первых историко-краеведческих обществ. Особенно большую работу в этом отношении проделали воронежские учёные. Деятельность Воронежской учёной архивной комиссии освещается сразу в двух публикациях - в статьях А.М.Аббасова и В.И.Чеенокова, напеяо чатанных в краеведческих сборниках. Одному из наиболее видных воронежских краеведов - С.Е.Звереву - посвящены очерки М.С.Зверева и А.А.Алленовой. Ряд сведении о Воронежском церковном историко

ЧР археологическом комитете содержатся в статье О.В.Скобелкина. В 1997 г. в Курске вышло в свет исследование С.П.Щавелева, в котором собран фактический материал, касающейся развития историко-краевед-ческой деятельности в губернии, функционирования курских краеведческих обществ, даются биографические характеристики некоторых известных курских краеведов.^ Большой интерес представляет библиографический справочник "Орловские краеведы".34 В нём приводятся данные о краеведах, учёных, разрабатывающих проблемы историй, этнографии, природы Орловского края с начала XIX в. до 30-х гг. XX столетия. Следует отметить, что в отличие от Орла и Воронежа краеведческие исследования по отдельным областям культурной жизни Курска практически отсутствуют. Единственным исключением является книга

Ю.А.Бугрова "Курские встречи", в которой содержатся очерки о видОК ных деятелях культуры Курска конца XIX - начала XX вв.

90-е гг. отмечены появлением первых кандидатских диссертаций, посвященных общественной и культурной жизни Центрального Черноземья. В диссертации И.Д.Чепелевой "Участие научно-краеведческих обществ в общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв.", написанной на материалах Воронежской, Курской и Тамбовской губерний, рассматривается деятельность учёных архивных комиссий и Церковных историко-археологических комитетов, содержатся сведения об их численности, социальном составе, характеризуются основные направ

36 ления работы этих организаций. В 1997 г. в Орле состоялась защита кандидатской диссертации Е.П.Слепцовой "Культурная жизнь русской провинции конца XIX - начала XX вв. (на примере Орловской

ЦП губернии)". / В ней уделяется внимание культурным процессам, происходившим в это время в губернском центре. В работе подробно показано развитие библиотечного дела, книгоиздательской деятельности, театрального и музыкального искусства в Орле. Однако некоторые области культурной жизни, такие, как деятельность культурно-просветительных обществ, развитие изобразительного искусства, литературной- жизни в диссертации не освещаются. Вызывает сомнение правомерность выбранных Е.П.Слепцовой хронологических рамок диссертации. Начало XX в. в работе представлено временным отрезком, включающим лишь первые пять лет нового столетия. Хотя особенностям рассматриваемого периода российской истории в большей степени соответствовала бы другая нижняя граница хронологических рамок - 1910-1913 гг. -последние годы достаточно стабильного развития страны, прерванного первой мировой войной. Вне поля зрения автора осталась большая часть явлений культурной жизни начала XX в.

В марте 1999 г. в Курске была защищена диссертация Т.Д.Прониной "История развития провинциальной культуры Центрального Чернооо земья в конце XIX - начале XX вв. Её проблематика частично пересекается с проблематикой нашей работы. Автор поставила перед собой задачу выявить характер и особенности развития провинциальной культуры региона в целом, рассматривая развитие отдельных её сфер. Особое внимание в работе уделяется деятельности научно-краеведческих обществ, местных художественных объединений, развитию усадебной культуры и народным промыслам. В отличии^от работы Т.Д.Прониной объектом исследования настоящей диссертации является кульр турный облик губернских гоодов Центрального Черноземья - Орла, Курска, Воронежа; в .ней подробно исследуется социальный состав, образовательный и культурный уровень городского населения, становление и функционирование системы культурно-просветительных обществ и учреждений, развитие просвещения в губернских центрах и т.д. Хронологические и территориальные рамки обеих диссертаций также имеют существенные отличия.

Таким образом, обзор имеющейся в нашем распоряжении литературы по избранной теме позволяет сделать следующие выводы:

- историки и краеведы внесли значительный вклад в изучение социальной и культурной жизни провинции Центрального Черноземья в конце XIX - начале XX вв., собрав и обобщив большой фактический материал по сословной структуре и социальным отношениям в губернских центрах, по отдельным областям культурной жизни русской провинции. Появились интересные исследования по театральной и музыкальной жизни, деятельности историко-краеведческих обществ в Орле, Курске, Воронеже. Однако отдельные сферы культуры рассматриваемых городов не получили отражения в краеведческой литературе. Это касается культурно-просветительной деятельности местных обществ, библиотечного и музейного дела и пр.;

- в подавляющем большинстве работ явления культуры рассматриваются односторонне, в отрыве от их социальных корней, не прослеживается взаимосвязь с другими процессами в губернских центрах;

- знакомство с краеведческой литературой по всем трём городам выявило отсутствие целостных исследований по культурному облику Орла, Курска, Воронежа.

Поэтому вполне правомерно комплексное исследование культурного облика указанных городов, которое может стать отправным моментом к изучению этой проблемы в общероссийском масштабе.

Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить культурный облик Орла, Курска, Воронежа на рубеже Х1Х-ХХ вв., рассмотреть важнейшие культурные процессы, происходившие в губернских центрах в это время. Автор стремился выявить общие типологические черты, присущие культурному облику городов, не претендуя ца детальное рассмотрение их краеведческой истории. Достижение выдвинутой цели предполагает решение следующих задач:

- показать внешний облик Орла, Курска, Воронежа;

- рассмотреть развитие просвещения, здравоохранения и других сфер городской жизни;

- исследовать социальную структуру и образовательный уровень населения Орла, Курска, Воронежа для выявления культурных запросов горожан;

- определить виды, характер, основные направления деятельности культурно-просветительных обществ Орла, Курска, Воронежа, выявить их место в общественной и культурной жизни городов;

- показать становление и развитие библиотечного и музейного дела в губернских центрах;

- проанализировать основные тенденции развития театрального, музыкального, изобразительного искусства, литературной жизни в Орле, Курске, Воронеже, охарактеризовать ведущих деятелей культуры губернских центров.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с середины 90-х гг. XIX в. по 1913 г. 90-е гг. XIX в. - это начало нового периода в истории России, который отличался бурным социально-экономическим развитием и подъёмом освободительного движения, серьёзны- V ми социальными потрясениями и появлением значительных достижений во всех областях русской культуры. В это время облик многих русских городов существенно изменяется, происходят серьёзные перемены во всех сферах их жизни - в экономике, в социальных отношениях, в области образования и культуры. 1913 г. - последний год стабильного развития России, прерванного первой мировой войной. И хотя Орёл, Курск, Воронеж не находились в зоне военных действий, война оказала существенное влияние на их социальный и культурный облик. В это время данные губернские города становятся мобилизационными центрами: здесь размещаются запасные полки, батальоны, создаются продовольственные запасы для снабжения армии. Значительная часть мужского населения, включая интеллигенцию, была призвана в армию. С 1915 г. в указанных городах начался приток беженцев, существенно изменивший и состав населения, и содержание культурной жизни. Поэтому нам представляется, что исследование культурного облика губернских городов в годы первой мировой войны составляет самостоятельную научную проблему, нуждающуюся в отдельном изучении.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые на материале истории трёх городов - Орла, Курска, Воронежа-предпринята попытка воссоздать комплексную картину культурного развития губернских центров, расположенных в одном регионе - Центрально- Чернозёмной полосе России. Тем самым определена возможность появления других подобных работ, рассматривающих культурную жизнь провинциальной России на региональном уровне. В диссертации впервые подробно изучаются различные аспекты культурного облика Орла, Курска, Воронежа в конце XIX - начале XX вв. Обстоятельному анализу подвергнуты сословная структура населения городов, его образовательный уровень, профессиональная принадлежность. Развитие просвещения, театрального и музыкального искусства, других культурных процессов прослеживается в динамике на протяжении всего рассматриваемого периода.

Новизна исследования определяется также введением в научный оборот значительного количества ранее не использовавшихся или малоизученных источников. В работе приведён и обобщён большой фактический материал по всем сторонам культурной жизни Орла, Курска, Воронежа. Сохранившиеся архивные источники, материалы периодической печати и свидетельства современников дают возможность исследовать культурный облик губернского города Центрального Черноземья, выявить его характерные особенности.

Методологической основой исследования являются принципы объек- ^ тивности и историзма. Автор стремился рассматривать явления культуры в динамике, в контексте исторической и социально-политической обстановки России конца XIX - начала XX вв. При анализе культурных процессов исследовалась прежде всего их социальная основа, ведущие тенденций и закономерности в их развитии.

Источниковую базу исследования составляют общероссийские статистические сборники, архивные документы, материалы периодической печати, документы о деятельности культурно-просветительных обществ и учреждений.

Основным источником для изучения темы в целом служат материалы всеобщей переписи населения 1897 г., статистические обзоры "Города России в 1904, 1910 гг." Они содержат огромный свод статистических данных, касающихся экономического, социального, культурного развития

Орла, Курска, Воронежа в конце XIX - начале XX вв. Всеобщая перепись позволяет нам проанализировать сословную структуру, образовательный уровень населения по различным параметрам. Правда, сословная система, положенная в основу переписи, в значительной мере не отражала реальный социальный состав населения губернских центров. Объединение жителей Орла, Курска, Воронежа в достаточно большие сословные группы не даёт возможности изучить различия внутри этих групп, связанные с имущественным и социальным расслоением. Тем не менее, перепись 189? г. остаётся самым ценным и единственным в своём роде статистическим источником, дающим сведения о населении городов, которые являются наиболее полными.

Сборники "Города России" представляют собой социологические ? исследования, посвященные различным сторонам жизни губернских центров. Статистические данные, содержащиеся здесь, показывают численность жителей, количество домов, больниц, учебных заведений и других учреждений, наглядно иллюстрируя состояние просвещения, здравоохранения, благоустройства Орла, Курска, Воронежа. Сопоставление данных 1904 и 1910 гг. позволяет проследить изменение внешнего облика, развитие некоторых социальных и культурных процессов в динамике. Существенным пробелом этого источника является отсутствие сведений о социальном составе, образовательном уровне населения, что не даёт возможности выявить изменения, происшедшие в этих сферах с 189? по 1910 гг. Кроме того, отдельные сведения, приведённые в сборниках, расходятся с соответствующими данными, содержащимися в "Обзорах губерний". Это касается численности населения, количества начальных и средних учебных заведений в Орле, Курске, Воронеже. В данном случае предпочтение отдавалось сведениям из "Обзоров губерний", которые, на наш взгляд, более достоверны.

Обзоры Орловской, Курской, Воронежской губерний", издававшиеся местными статистическими комитетами на протяжении всего рассматриваемого периода, являются важнейшими источниками исследования. Они освещают положение промышленности, сельского хозяйства, народного образования в губерниях. Особое значение имеют данные о количестве фабрик и заводов, о различных типах учебных заведений в губернских центрах, на основании которых выявляются характерные черты социального и культурного облика Орла, Курска, Воронежа.

При работе над диссертацией активно использовались материалы фондов Государственных архивов Орловской, Курской, Воронежской областей. Наибольший интерес представляют документы из фондов канцелярий местных губернаторов. В них содержатся сведения о количестве библиотек, театров, культурно-просветительных обществ Орла, Курска, Воронежа; находится информация о различных сферах городской жизни: о санитарном состоянии губернских центров, об их освещении, благоустройстве, положении образования и здравоохранения. Данные материалы дополняются сведениями из фондов городских управ, которые показывают деятельность органов местного самоуправления при решении различных проблем в развитии Орла, Курска, Воронежа. На основании документов вышеупомянутых фондов можно проследить изменение внешнего облика рассматриваемых городов, произошедшие в начале XX в., выявить отличительные черты их социального развития.

Из других архивных источников следует отметить фонды губернских архивных комиссий и церковных историко-археологических обществ, в которых имеется подробная информация об их деятельности. Сведения о некоторых явлениях культурной жизни Орла, Курска, Воронежа можно найти в фондах губернских по земским и городским делам присутствия.

Кроме того, в диссертации использовались отдельные материалы из фондов Министерства внутренних дел Государственного архива Российской Федерации и Русского театрального общества Российского государственного архива литературы и искусства.

Большой интерес представляют материалы периодической печати. Множество интересных и малоизвестных фактов по всем сторонам жизни губернских центров содержат местные газеты - в первую очередь, "Орловский вестник", "Курский листок", "Воронежский телеграф',' а также "Орловские губернские новости", "Орловские епархиальные ведомости", "Курские губернские новости", "Курский листок". Как г летописцы своего времени они отмечали все сколько-нибудь значительные " явления общественного и культурного развития городов. Вопросы благоустройства, деятельность культурно-просветительных обществ и учреждений, состояние учебных заведений, театральные премьеры, концерты и выставки находили своё отражение на страницах прессы в форме коротких заметок или обстоятельных репортажей. Из газет можно получить представление о важнейших проблемах городской жизни и путях их решения. Отдельные публикации свидетельствовали об общественной атмосфере в Орле, Курске, Воронеже, духовных запросах жителей этих губернских центров.

В качестве источников в диссертации использовались статьи по вопросам культуры и просвещения в дореволюционных журналах "Народное образование", "Русская школа", "Исторический вестник", а также отдельные воспоминания об Орле, Курске, Воронеже.

Особую группу источников составляют сохранившиеся документальные материалы. о деятельности библиотек, комитетов и комиссий народных чтений, музеев и других культурно-просветительных организаций. Многие из них издавали ежегодные отчёты, другие материалы, в которых помещалась информация о численности, характере и ведущих направлениях деятельности этих обществ и учреждений, содержались сведения об отношениях с местной администрацией.

Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы при дальнейшем изучении проблем провинциальной культуры как Центрального Черноземья, так и России в целом, при созда

24 нии пособий и чтении спецкурсов по истории Отечества, краеведению, культурологии.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Культурный облик губернского провинциального города Центрального Черноземья в конце XIX - начале XX вв."

204 Заключение

Процессы капиталистической модернизации, развернувшиеся в России в конце XIX - начале XX вв., оказали существенное влияние на облик губернских городов Центрального Черноземья - Орла, Курска, Воронежа. Проведённое исследование позволяет утверждать, что в их развитии было немало общего. В рассматриваемый период для этих городов характерно тесное переплетение элементов нового строя с традиционными патриархальными явлениями, издавно присущими данным губернским центрам. С одной стороны, облик Орла, Курска, Воронежа приобретает черты, свойственные капиталистическому городу. Это ярко проявлялось в благоустройстве их центральных кварталов, расширении инфраструктуры городского хозяйства, появлении предприятий нового капиталистического типа. Отличительной особенностью социальной структуры Орла, Курска, Воронежа было преобладание выходцев из крестьянского сословия, обусловленное аграрной специализацией региона, увеличением миграционных потоков.

С другой стороны, можно говорить о том, что модернизация I затронула лишь верхний пласт городской жизни. Несмотря на ряд нововведений, Орёл, Курск, Воронеж продолжали сохранять черты жизни старого, дореформенного города, выражавшиеся в сословном составе, существовании патриархальных традиций у отдельных слоёв населения, внешнем облике городской периферии.

Одним из основных факторов, оказавших воздействие на культурное развитие Орла, Курска, Воронежа, становится увеличение спроса населения на получение образования, являющегося закономерным следствием процесса модернизации. Сама специфика городской жизни, потребности социально-экономического развития губернских центров вызывали необходимость в приобретении горожанами новых образовательных сведений. Поэтому в рассматриваемый период происходят изменения в системе просвещения Орла, Курска, Воронежа: увеличивается количество начальных и средних училищ, появляются новые .типы учебных заведений.

Указанная тенденция совпала с другой важной особенностью культурного облика Орла, Курска, Воронежа - увеличением просветительной активности местной интеллигенции. Многих её представителей объединяла общность идей и взглядов, стремление к общественной деятельности в сфере образования, науки, культуры. Будучи близкими в идейном отношении к мировоззренческим традициям интеллигенции 60-х гг. XIX в., врачи, земские деятели, учителя стремились сократить разрыв между образованной частью общества и простым народом.

Одной из составляющих культурного облика Орла, Курска, Воронежа в рассматриваемый период являлось создание целой сети культурно-просветительных обществ и учреждений. Их цели, задачи, основные направления деятельности во многом совпадали. Все эти организации являлись своего рода очагами культуры, через которые горожане, в основном представители малообеспеченных слоёв, получали необходимые знания, приобщались к культурным ценностям.

Изменения в системе просвещения, с одной стороны, и деятельность местных просветительных обществ - с другой, способствовали увеличению числа образованных жителей Орла, Курска, Воронежа, повышению их культурного уровня. У горожан появляются новые духовные запросы. В начале XX в. возрастает число посетителей спектаклей, концертов, выставок. В то же время часть горожан в силу низкого образовательного уровня, неразвитости своего духовного сознания по-прежнему была далека от многих культурных явлений, оставаясь вне сферы досягаемости профессиональной культуры.

Характерной чертой облика Орла, Курска, Воронежа в рассматриваемый период становится усиление культурных связей со столичными городами. На рубеже Х1Х-ХХ вв. отдельные явления театральной, музыкальной жизни Санкт-Петербурга и Москвы оказывали серьёзное воздействие на характер культурного развития рассматриваемых городов. Участившиеся поездки знаменитых музыкантов, драматических артистов, театральных коллективов вовлекали в орбиту их творчества местную интеллигенцию, других горожан, приобщая их к образцам классического искусства.

Помимо названных общих черт в культурном облике Орла, Курска, Воронежа можно проследить и некоторые различия. В конце XIX -начале XX вв. Воронеж по отдельным параметрам своего развития опережал Орёл и Курск, уже в это время претендуя на ключевую роль в регионе. Воронеж более интенсивно благоустраивался, ряд новых элементов городского хозяйства появился в нём раньше, чем в соседних губернских центрах. Значительное количество интеллигенции в Воронеже способствовало более высокому культурному потенциалу. Свидетельством служит возникновение и развитие новых форм культурно-просветительской деятельности (Общество народных университетов), создание журнала "Филологические записки", ставшего ярким явлением на общероссийском научном и культурном фоне. Заметная роль Воронежа в культурной жизни региона проявилась в обсуждении вопроса об учреждении в городе университета, в открытии первого в Центральном Черноземье высшего учебного заведения - Сельскохозяйственного института. Но несмотря на эти отличия Воронеж вписывается в типологический ряд губернских городов Центрального Черноземья.

Всё это позволяет утверждать об общем типе провинциального губернского города Центрального Черноземья конца XIX - начала XX вв. Вне всякого сомнения он имел много общего с губернскими городами других регионов России и в то же время свои отличительные черты, проявлявшиеся как в социально-экономическом развитии, так и в некоторых сферах культурной жизни.

Губернские города Центрального Черноземья отличались не только от столиц, но и от крупных промышленных центров: Одессы, Баку, Ростова, Риги и т.д. Для них была характерна более скромная застройка, отсутствовала развитая инфраХструктура городского хозяйства. Отличались они по своему культурному облику и от университетских центров: Харькова, Казани, Киева и т.д. В Орле, Курске, Воронеже не было большого количества научных кадров, не было проявлений вузовской науки, многочисленного студенчества. Их театальная и музыкальная жизнь была менее яркой и разнообразной. Но губернские города поддерживали контакты со столицами и крупными университетскими центрами, стремились наращивать собственный культурный потенциал, сохраняя при этом местные традиции и самобытность.

Учитывая, что Орёл, Курск, Воронеж по многим параметрам своего развития имеют немало общего с провинциальными городами других регионов России, изучение культурного облика губернских городов Центрального Черноземья может стать исходным моментом для исследования культурного облика русского города в целом, хотя бы в пределах Европейской части России, представляющегося нам важной темой современной научной жизни.

 

Список научной литературыЯстребов, Алексей Егорович, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Ф.102 фонд Министерства внутренних дел4 Делопроизводство

2. Российский государственный архив литературы и искусства

3. Ф.641 фонд Русского театрального общества

4. Государственный архив Воронежской области

5. Б. Ф.6 фонд канцелярии воронежского губернатора

6. Ф.19 фонд Воронежской городской управы

7. Ф.21 фонд Воронежского губернского по земскими городским делам присутствия

8. Государственный архив Курской области

9. Ф.1 фонд канцелярии курского губернатора

10. Ф.2 фонд Курской губернской учёной архивнойкомиссии

11. Ф.48 фонд Курской городской думы

12. Ф.54 фонд Курского губернского по земским игородским делам присутствия

13. Ф.148 фонд Курского губернского по деламоб обществах и союзах присутствия

14. Государственный архив Орловской области

15. Ф.7 Фонд Орловской губернской учёной архивнойкомиссии

16. Ф.580 фонд канцелярии орловского губернатора

17. Ф.593 фонд Орловской городской думы и управы14