автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.04
диссертация на тему:
Культурологическая роль и значение нефита - философского камня

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Бондаренко, Валерий Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.04
Автореферат по культурологии на тему 'Культурологическая роль и значение нефита - философского камня'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурологическая роль и значение нефита - философского камня"

3 д ^ ^

На правах рукописи

БОНДАРЕНКО ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ VI ЗНАЧЕНИЕ НЕФРИТА -ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ

24.00.04 - "Прикладная культурология"

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологических наук

Москва 1998

Диссертация выполнена на кафедре прикладной культурологии Московского института рекламы, туризма и шоу-бизнеса.

Научный руководитель: Официальные оппоненты:

Ведущая организация -

доктор культурологических наук, профессор Щеглов М.М.

доктор исторических наук, профессор Лебедев Г.С. доктор искусствоведения, профессор Мациевский И.В.

Российский

научно-исследовательский институт культурного и природного наследия, Санкт-Петербургский филиал Министерства культуры РФ и Российской Академии Наук

Защита состоится "5 сентября" 1998 г. в "12" часов на заседании Диссертационного Совета Д-097.03.МАИ.03 по присуждению ученой степени доктора наук при Московском институте рекламы, туризма и шоу-бизнеса, по адресу:

125124, улица Марины Расковой, д.4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института. Автореферат разослан "5" августа 1998 года.

Ученый секретарь Диссертационного Совета

Л.

Н. Воскобойников

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. В мире, в котором мы живем, существуют мудрые законы, исключающие любые случайные явления, события, катаклизмы, любая идея, либо возникший к ней интерес обусловлены временем, эпохой. И не случайно, что по всему миру первым объектом поклонения был простой необработанный камень. Люди поклонялись перед его монолитностью, фундаментальностью, вечностью. Человека всегда влечет к камню. В каменных изделиях и сооружениях, которые применялись на всех этапах цивилизации и сохранились для современности отражаются движения человеческой культуры. В каменных зданиях, мраморных статуях и халцедоновых геммах нашли полное отражение высокие материальные и духовные интересы людей античного мира. Средневековая мистика определила стиль готических каменных соборов, принесенное в Европу крестоносцами увлечение талисманами открыло драгоценному камню широкое применение в церковных одеждах и утвари. Изделия ювелирного искусства как прикладного творчества свидетельствуют о вкусах и людях того времени.

Что заставило человека предпринимать походы для добычи драгоценного камня, привоза обломков яркого лазурита или таинственного янтаря? Это удивительная история борьбы за камень, история развития личности, желающей выделить себя среди других, покорить женщину, устрашить врага на поле брани и заставить признать божественное происхождение царской власти.

Вся история сверкающих самоцветами дворцов и пышных нарядов властелинов мира, начиная с древних индийских раджей, страны Великих Моголов, эмиров и султанов Ирана, Месопотамии и императоров Римской империи, указывает на попытки использования камня щя возвеличивания человека.

Редкость ценного камня, трудность его добычи, цвет, игра и блеск фивлекали к себе человека, настраивая его на мистический лад. Ка-лень стал материалом для воплощения религиозных идей и суеверий амулеты, талисманы, священные скарабеи или жертвенные пласти-¡ы).

В области мистики камень приобрел особое значение во все века и г всех народов. При религиозных обрядах камень применялся в одних [ тех же формах в украшениях христианских церквей и арабских !ечетей: самоцветы приносились к ногам идолов в мексиканских апищах. И из этого мистического поклонения камню родилась вера в

его целебные свойства. Отсюда родилась мысль о лечении путем ношения камня (амулет, талисман) соприкосновения с ним или приема внутрь в истолченном виде. Впервые изучать внутренние свойства камня стали арабы, и возникшая позднее отрасль знания - ятрохимия положила начало современной химии.

По мере развития капиталистического мира, камень наравне с золотом и платиной стал валютной ценностью.

Все пути использования камня тесно переплетаются между собой. Условно можно наметить следующие виды применения камня:

1) орудия домашнего быта, ремесел, промыслов и оружие;

2) печати, цилиндры и глиптика;

3) украшение одежды и ювелирное искусство;

4) предметы культа, священные сосуды, талисманы;

5) скульптура, декоративное искусство, архитектура;

6) драгоценные предметы;

7) музыкальные пластинки (нефрит).

Каждая область использования предъявляла к камню особые требования, но и камень, со своей стороны налагал отпечаток на те отрасли, в которых они применялся. Вот почему возник особый интерес по установлению связей, которые существуют между материалом, обычаями и культурой стран; развитие техники обработки камня, его использования; которая была различной у индийских мастеров, китайцев и средневековых мастеров Италии и Франции.

Цель и задачи исследования: 1.Осмысление мирового опыта в области использования нефрита в предметно-художественной среде декоративно-прикладном искусстве.

2.0пределение факторов, влиявших на сложение форм и характер взаимосвязи формы и цвета, влияние на культуру в истории народов.

З.рбоснование роли, значения и места использования прекраснейшего из камней - нефрита, как материала не имеющего равного, по обладанию техническими и энергетическими свойствами.

Предмет исследования. Нефрит. Священный камень - человек и их внутреннее взаимодействие.

Объект исследования. Нефрит и китайское искусство в декоративно-прикладном творчестве.

Метод работы

Комплексные исследования, основанные на общенаучном подходе к изучению литературы, натурного материала, творческих разработок,

4

содержащихся в отечественных и зарубежных коллекциях, обобщенного опыта современной практики; анализе, предполагающем изучение воздействия энергетики нефрита на человека, как индикатора духовного роста.

Изученность проблемы. Основополагающими отправными моментами в диссертации стали исследования академиков В.И.Вернадского и А.Е.Ферсмана. В разработке историко-философских и культурологических проблем сыграли роль работы Л.С.Путолова, академика Э.И.Гоникман и академика Д.Т.Судзуки. А также были изучены работы М.Д.Рыбас «Магия камня» (1997 г.), Г.Смит «Драгоценные камни» (1980 г.). В.Соболевского «Замечательные минералы» (1983), послужившие основой для некоторых общих построений исследования.

Апробация результатов работы осуществлялась в практическом применении, при разработке и создании дизайна с учетом современных технологий.

Структура диссертации обусловлена ее задачами. Диссертация представлена в двух частях — введение, три раздела, заключение, список использованной литературы. Вторая часть — иллюстрации.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обоснована актуальность темы, определен предмет ис-:ледования, сформулированы его цели и задачи, представлена методика работы, изложена изученность проблемы, освещена и практическая значимость.

В I разделе «Проблема и история нефрита» отмечается своеобразия история плотного зеленого камня. В самых разнообразных центрах человеческой культуры у разных народов, нефрит вместе с кремам являлся первым материалом для орудий борьбы за жизнь.

Его исключительная прочность и вязкость, сочетающиеся с незна-штельной твердостью (5,5-6), сделали его неоценимым материалом уш человека. В прибрежных становищах Байкала, в древних построй-сах Микен, на затерянных островах Карибского моря, у маори Новой Зеландии - всюду из темно-зеленого нефрита выделывались ножи, наконечники для стрел, молотки, топоры — орудия борьбы и защиты. 1ередаваясь из поколения в поколение они не снашивались целые >ека. Постепенно из материала для грубых орудий доисторического [еловека нефрит сделался материалом для художественных изделий.

5

Искусство его обработки достигло своего апогея в индийских и китайских изделиях, высшие формы восточного творческого замысла запечатлелись в это диковинном материале, перенося на него приемы обработки мягкого камня. Постепенно нефрит сделался излюбленным материалом и европейского искусства, создававшегося под влиянием Востока, художественные изделия из нефрита, которые были предметом всеобщего восхищения на всемирных выставках последних двух веков.

В области точного научного и культурологического знания нефрит также сыграл огромную роль. Этот минерал впервые послужил к сближению вопросов естествознания с проблемами культурологии, и в ряде интересных работ и глубокого изучения, начиная с точных исследований и кончая популярными сводками целой плеяды ученых, этот камень сделался объектом историко-культурных и этнографических открытий. С ним оказались связанными исследования в самых разнообразных областях науки.

Особенно много специальных работ по нефриту написано в Китае, где наиболее обширным трудом является «Ку-ю-ту-пу», иллюстрированное описание древнего нефрита. Оно состоит из 100 книг, с более чем 700 изображений коллекций первого императора Южной Сунгус-ской династии. Труд был составлен в 1176 г. императорской комиссией, возглавляемой ЛунгТа-Юаном, президентом «Совета обрядов». Один экземпляр этого каталога был открыт в 1773 г. и издан шесть лет спустя с предисловием, посвященным императору Чиен-Лунгу.

Огромную роль сыграл нефрит в искусстве восточных народов. Можно было бы привести целые страницы замечательных описаний как действительно существующих изделий из камня, так и вымышленных, фантастических картин, в которых нефрит всегда играл особую роль.

«...громадная статуя Будды. Она выполнена из белого нефрита. Высота... 6 метров! Сколько чистоты, спокойствия, какая идея вечности вложены в это изваяние китайским мастером древности! Вот маленькая ваза из белого нефрита с драконами и цветами не подставке из зеленого нефрита. Трудно сказать, где кончаются листья цветов и начинаются страшные фигуры драконов, напоминающих то человеческие существа, то морских чудищ. Вот коробка из нефрита; на ней замечательным мастером изображено возвращение императора Му из экспедиции на Дальний Восток. На заднем плане видны его лошади, возвращающиеся на сочные пастбища, на переднем - вьючные волы

отводятся в стойла; вокруг - пышные хризантемы, растущие на скале, имеющей форму дракона о трех когтях». Восторг, выраженный в этих словах академиком А.Е.Ферсманом, очарованного нефритом, говорит о том, какое место занимал нефрит и в поэзии народов; замечательные образы нефрита рисует нам Восток. Вот что читаем мы в Апокалипсисе, полном мистических фантазий о «небесном городе»:

«Яркое солнце освещало его и сравнимо оно было только с прекрасным драгоценным камнем лучшей и прозрачной «пэшме» (нефрит). Стены этого удивительного города были сложены из сплошного нефрита, а сам он был из чистого золота и сверкал и сиял, как если бы был прозрачным кристаллом».

Наконец, с технической точки зрения в некоторых отношениях нет материала, равного нефриту, не только среди природных, но и искусственных соединений.

В Германии в цехах заводов Круппа первая попытка разбить на наковальне глыбу нефрита кончилась тем, что наковальня развалилась на куски. Для дробления нефрита нужны удары, в три раза более сильнее, чем для базальта и порфира. Для раздавливания гранита необходимо давление от 1 до 2,5 т на см2, чтобы раздавить лучшие куски нефрита Саянских гор. Хотя нефрит много мягче, чем кварц, но его вязкость и сопротивляемость механическим воздействиям превосхо-цит все другие каменные породы. Эти свойства нефрита объясняются гго особым волокнистым строением, при котором волокна минерала актинолита образуют своеобразный войлок.

В Китае в отдаленные времена нефрит обозначался тремя горизонтальными линиями, пересеченными одной вертикальной, нетрудно зидеть в этом обозначении изображение трех драгоценностей или 5ус, нанизанных на нитку. Ию(уй), или ию-ши, или ию-тии («тни» — самень) называют его китайские писатели, тама — называют японцы, чу ми чичуку — манчжуры, каш - монголы, иешм - персы, пунаму — лаори Новой Зеландии, яспис - греки.

Монгольское название «каш», связанное с «чолонг» (камень), пре->бразовалось в кахолонг и объединило с настоящим нефритом мо-ючно-серые тона гобийских халцедонов. Название же, широко распро-:транилось на Восток, начиная с древней Халдеи и Иудеи и кончая "рецией и Римом, где нефрит назывался Яшма-Яспис. До конца XVII в. 1НО сохранялось в этих странах; даже такой крупные знаток камней, :ак Боэций-де-Боот, не мог в начале XVII в. понять, что под яшмой подразумеваются две разнородные группы камней, восточный нефрит

и то, что мы сейчас называем яшмой.

Сходство нефрита с некоторыми сортами змеевика (жада) так велико, что на Востоке издавна выработаны особые методы для отличия истинного ию от многочисленных подделок. Так, в одном из лапидари-ев средневековья, относящихся примерно к 1596 г., мы читаем: «чтобы узнать есть ли в камне настоящий нефрит, смотри на него при свете лампы; если внутри ты заметишь свет как бы восходящего солнца, значит в этом камне есть настоящий нефрит».

С минералогической точки зрения настоящий нефрит и сходный с ним жадеит, являются соединениями кремнезема и магния в первом случае, и натрия во втором; оба камня обладают жирным блеском и разнообразием окраски, от цвета молока до серо-зеленых, зеленых, темно-зеленых или же ярко-зеленых тонов весенней зелени. В сущности все эти оттенки листвы передаются окраской этого камня, вызванной различным содержанием окислов железа и хрома.

Красочно говори о его цветах китайский историк: «Пять цветов у него - белый, как баранье сало или сливки, желтый, как каштаны, сваренные в кипящей воде, черный, как вакса или лак, красный, как гребень петуха; но самым разнообразным является ию — зеленый, а самым дорогим - серый».

Действительно, наиболее ценились на Востоке молочный сорт из восточного Туркестана и жадеит с ярко-зелеными пятнами из Бирмы, который по рекам сплавлялся в китайскую провинцию Гань-су. Эти два месторождения Азии до настоящего времени являются самыми важными во всем мире по обилию и красоте материала: одно время ошибочно только в них и видели источник нефрита для доисторических изделий различных народов.

Позднее, главным центром добычи нефрита была Бирма, откуда ежегодно вывозилось в Китай свыше 250-300 тонн этого ценного камня. Самыми разнообразными приемами - первобытными способами раскаливания огнем и обливание холодной водой твердых скал и посредством хорошо оборудованных водолазных станций на бурных реках - извлекался здесь прекрасный камень с ровным матовым оттенком и ярко-зелеными пятнами.

К этим двум центрам Азии в середине XIX в. присоединились богатства Саян.

В 1910-1915 г. на Южном Урале были найдены отдельные скопления нефрита зеленовато-серого цвета. В Европе хорошо известны месторождения Силезии, о которых говорил еще в середине XVIII в. шведский натуралист Линней, и месторождения Лигурии на берегах

8

Средиземного моря, возможно снабжавшие своим камнем еще свайные постройки в Швейцарии.

В 1774 г. нефрит был открыт в Новой Зеландии, и тогда же выяснилось, что под именем «пунаму» маори уже давно использовали его для своего обихода и предметов культа.

Раздел II посвящен уникальнейшему явлению — искусству обработки нефрита - священному обрядовому камню Китая.

В незапамятные времена китайской истории нефрит обратил на :ебя внимание и сделался предметом культа. Когда знакомишься с историей нефрита, непонятным кажется увлечение целой страны этим матовым камнем в течении многих тысячелетий. Но если присмот-эеться к китайским безделушкам, привыкнуть к этим неярким крас-ом, то постепенно можно проникнуться обаянием нефрита, его глубиной и спокойствием, которые так ценит китаец. Однородность нефрита, ;го прочность, при не очень большой твердости, возможность выразить зезьбой самый тонкий рисунок - все это влекло к нефриту восточные народы, подчинившие этому камню и свой резец, и свои творческие (амыслы.

Прежде всего нефрит обратил на себя внимание человека своей фочностью; поэтому он был избран для изготовления предметов культа, сак материал практически вечный. В XII в. до н.э. в Китае было гринято изготовлять наиболее важные священные предметы исклю-[ительно из нефрита. В те отдаленные времена он играл роль золота и :еребра, которые не могли быть добыты в Китае в достаточном коли-[естве. В последствии китайцы, придававшие огромное значение рели-иозным обрядам, сохранили за нефритом священное значение, кото-юе ему было дано предками, утверждая, что небесный трон Будды делан из нефрита.

В «Книге стихов» говорится, что с незапамятных времен мудрецы подобляли нефриту разные доблести: блестящая, но мягкая поверх-ость его олицетворяет добродетель человечества; его нерушимость зображает знание и разум; углы, которые нельзя притупить - символ равосудия; чистый, прекрасный звук, который он издает, есть отголо-ок невыразимой божественной музыки, выражение счастья.

Китайский писатель Хиу-Чин говорит, что ию — прекраснейший из амней, и приписывает ему пять основных достоинств, отвечающих яти душевным качествам: своим блеском он говорит о мягкосерде-ии; сопротивлением, которое он оказывает внешнему воздействию, он апоминает об умеренности и справедливости; протяжный звук его

может быть сравним с широким значением науки; его негибкость, неизменяемость говорят о мужестве; его внутреннее строение, не поддающееся искусственной подделке - эмблема чистоты.

Таким образом, предметы культа были первыми произведениями камнерезного искусства из нефрита; к ним относятся ритуальные вазы разных форм, предназначенные для вина, жертвенной крови, зерна и воды, а также почетные вазы, увековечивающие заслуги и добродетели тех предков, которым они посвящались. Для всех этих сосудов были установлены определенные формы и окраски камня.

Большие нефритовые круги до 75 см в диаметре без украшений или резьбы, с отверстием в центре, употреблялись при богослужении, причем обычно для этой цели использовался светло-голубоватый нефрит. При произношении молитв о дожде во время засухи применялись нефритовые блюда другого вида с выгравированными на них двумя драконами.

При ритуале императорского поклонения небу, земле и четырем странам света всегда употреблялись предметы из нефрита, расположенные согласно выработанной символике цветов, напоминающей аналогичные символы в древнем Вавилоне. Просверленный круглый камень голубого цвета применялся при поклонении небу, восьмиугольный из желтоватого нефрита - земле; продолговатая, заостренная на концах пластинка из зеленого нефрита - востоку; пластинка (вдвое меньше) из красновато-буроватого нефрита - югу; предмет в форме тигра из белого нефрита - западу и полукруглый камень из черного нефрита - северу. Нефрит, как и шелка, в которые был одет император при исполнении обрядов, должен был соответствовать цвету жертвы, приносимой перед алтарем.

Наконец, особую ценность представляют тонкие пластинки из нефрита благодаря замечательному звуку, издаваемому ими при ударе. Из них составлялись целые музыкальные ансамбли для религиозной музыки, состоявшие из флейт и наборов пластинок нефрита, подвешенных на золотых цепочках или на шелковых шнурках. По ним ударяли деревянными молоточками; из таких же пластинок делали и звонки в красивой оправе из черного дерева. Чистые и спокойные звуки нефрита должны были умерять страсти, успокаивать бурные движения, всегда напоминая великое правило Востока - «не спеши и не волнуйся». Нефриты разных месторождений, по данным китайских историков, обладали разными тонами звука.

Кроме предметов культа, из нефрита изготовлялись знаки отличия

для императора и придворной знати. При династии Чжо (XI в. до н.э.) князья четвертого и пятого рангов употребляли при сношении с иностранцами нефритовые диски (по-китайски «би») в пять китайских дюймов с отверстием посередине. «Би» четвертого класса имели в гравировке изображение зерна; гравировка «би» пятого класса напоминала циновки или камышовые шишечки.

С VI в. до н.э. император носил нечто вроде митры, украшенной пластинками из нефрита; такие же пластинки висели на кушаке. Пластинка императора носила название «тин» и была прямоугольная, олицетворяя «прямоту, с которой он управляет страной». В торжественных церемониях император и ближайшие сановники держали перед ртом пластинки из нефрита, чтобы «заградить свое дыхание». Пластинки сановников были заострены или закруглены сверху в знак подчиненности. Придворные дамы носили застежки и булавки из нефрита, точно обозначавшие придворный чин.

Помимо этой официальной роли нефрит имел широкое применение в частной и общественной жизни китайцев. До изобретения фарфора из него выполнялись предметы дизайна; из него делали чашечки для рисовой водки - сакэ, кубки, блюдечки для сладостей, курильницы, курительные трубки, коробочки для парфюмерии, табакерки и т.д.

Из нефрита вырезали множество различных предметов, которые преподносились в знак любви и дружбы, а также по случаю семейных торжеств. Нефрит являлся могучим талисманом, предохраняющим от болезней почек, кровеносной системы, желудка. Китайские посольства обычно, подносили в дар нефритовые изделия. Так, например, китайское посольство в 1895 г. приподнесло государю-императору Николаю II фельдмаршальский жезл из нефрита в золотой оправе.

Если в предметах культа камнерезы были связаны строгими традициями и канонами, то в прочих вещах они создавали все, что им подсказывала их изощренная фантазия. При этом применялись приемы обработки мягкого агальмотолита. Этот камень справедливо называется «образным камнем», или «пагозитом». Из этого материала китайские мастера легко могли благодаря его мягкости вырезать самые фантастические картины природы, ее ландшафты, пагоды, а также изображения различных живых существ. Переносить эти способы обработки и сюжеты на твердый камень было довольно трудно. Когда рассматриваешь замечательные резные изделия из нефрита, то как бы присутствуешь при борьбе художника с материалом, следишь за всеми стадиями неподатливого камня.

Чтобы внести разнообразие и краски в изделие из нефрита, китайцы применяли древнюю индийскую мозаику, инкрустировали иногда в него золотые узоры и самоцветы. В свою очередь нередко нефрит и жадеит применялись в инкрустациях в дереве, совместно с металлом и перламутром.

Трудно перечесть все разнообразные способы применения нефрита в этом особом полуювелирном искусстве Китая, сумевшем вплести в свою старую технику витиеватые линии индийского рисунка и индийской пестроты красок.

Но не только искусство и культ пользовались нефритом. Настолько велика была его ценность в Китае, что из него готовили монеты и эталонами из нефрита оценивали чистоту золотого песка, привозимого с горных речек Монголии.

Из нефрита готовились парные пластинки — дипломатические паспорта, причем один выдавался посланцу, а другой отсылался для сличения секретной почтой в ту местность, куда отправлялся знатный посланник.

Китайское камнерезное искусство столь же древнее, как индийское или египетское, судя по тем изменениям, которые претерпели нефритовые изделия, обнаруженные в древних китайских могилах, резьба по нефриту насчитывает не одно тысячелетие. За такой долгий период китайское искусство переживало несколько раз смены стилей и направлений, смотря по тому, какая культура преобладала в стране — северная, т.е. маньчжурская, или южная, т.е. собственно китайская; оказывали влияние и соседние художественные культуры Индии, Тибета и,наконец, Европы.

Само китайское искусство самобытно; произведения его, к какой бы отрасли они не относились, неизменно носят отпечаток высокой художественности. Свободная композиция, законченность, свежесть и смелость колорита - все эти качества встречаются в произведениях китайских камнерезов. В то время как мы, стараясь извлечь из ценного камня максимум блеска и игры, рассматриваем его лишь как часть ювелирного произведения, китаец, предпочитает создать из камня определенный художественный мотив. Для этого он часто пользуется неоднородностью, случайными пятнами, которые мы считаем недостатками камня. Такое отношение является художественным проникновением в камень. Вещи, изготовляемые китайцами из твердых пород, очень разнообразны; к ним принадлежат вазы, сосуды, флаконы, коробки, браслеты, цветы, светильники, амулеты, скульптура и пр. Для ваз употребля-

ют нефрит белый и зеленый разных оттенков. Эти породы встречаются в кусках значительных размеров, что вместе с их прочностью позволяет камнерезу показать свое искусство и чудесную технику. Вазы очень часто снабжены свободными кольцами в виде ручек и даже цепями из того же куска камня, что и ваза. Однако часто встречаются вазы, простые по форме, с линейной орнаментацией, где все просто и строго, но гармоническая связь орнамента с формой и законченность исполнения не поддаются описанию. Работа доведена до предельной тонкости, которая на первый взгляд ничем ни оправдана, но ударьте слегка по этой вазе и раздастся звук, гармония которого не имеет себе равной. Нет сомнения, что достижение гармонии этого звука и входило в задачу мастера.

Особой любовью в Китае пользуются флаконы, которые чаще всего изготовляются из жадеита и нефрита, а также из сердолика и горного хрусталя. Выбираются куски с цветными пятнами, форма и расположение которых служат канвой для орнаментации; характер пятен определяет изображение то животных, то фруктов и цветов; расположение пятен используется также для жанровой сцены или пейзажа.

Флаконы из нефрита снабжены пробкой и вделанной ложечкой для эссенции или мази; для пробки выбирают камень, ярко контрастирующий с окраской флаконов. Никаких металлических частей в своих каменных изделиях китайские мастера не допускают, в чем сказываются традиции и их тонкий вкус; оправы часто остаются чуждыми самому предмету и уничтожают художественную целостность.

В коробках встречаются ажурные крышки орнаментального характера; корпус и крышка соединяются вместо металлической оправы и шарнира шелковыми шнурками, продетыми сквозь специально сделанные отверстия. Китайские каменные цветы являются последним словом камнерезной техники; получаемые эффекты передачи тона и прозрачности цветка не могут быть достигнуты никаким другим материалом.

Фантазия китайского художника-камнереза неистощима: многие его композиции нам непонятны, не согласуются с нашим чувством меры и со здравым смыслом. Реальные формы для китайского художника -лишь точка отправления для неисчерпаемых фантазий; он ищет в самом камне исходную композицию, камень вдохновляет его формой, цветом, случайными пятнами. «Чем ты хочешь стать, что можешь сказать?» - художник только тогда приступит к работе, когда найдет ответ на этот вопрос.

Особенно интересны талисманы-плиточки камня, прикрепляемые шелковыми шнурочками к пуговице одежды. Форма пластинки обуславливается самим скульптурным мотивом или формой найденного куска камня; сюжетами являются боги, животные, плоды, растения и Т.д.

Для изготовления талисманов выбирают куски, дающие материал для художественной фантазии мастера. Особенно благодарен в этом отношении белый нефрит с наличием пятен. Резьба талисманов отличается сложностью и тщательностью исполнения; несмотря на то, что пластинки бывают незначительной толщины, они обработаны с обеих сторон, причем сюжеты различны. Обратная сторона украшается также хорошо, как и лицевая. Характерен и способ прикрепления этих пластинок, если нет удобного отверстия в ажурном рисунке, то просверливаются два тонких отверстия сходящихся под углом, через которые продеваются шелковые шнурки. Благодаря такому приему отверстие и шнурок остаются почти незаметными в прозрачных камнях.

Годами и даже десятилетиями совершалась художественная обработка камня в своеобразной обстановке Востока.

Между 1260 и 1270 гг. во время династии Сун, первый министр поручил резчикам Ван-Жун-Хо и Ляо-Ши-Чун написать на нефритовой пластинке отрывок из посвящения книги поэм. Это сочинение относится к 353 г. н.э. Копирование потребовало более года, и за эту работу мастера были награждены высокими званиями. «...Изменяются времена и обычаи, и вслед за нами придут новые люди, и они так же будут, как и мы, возвышаться мыслью и чувством...»

Так, в мяком колорите прекрасной, но печальной китайской поэмы сливались мысли о прошлом с верой, надеждой и любовью к грядущим поколениям. И в этой замечательной поэзии китайского народа - история его борьбы, за трудовую жизнь, история тысячелетий, полных заботы о сегодняшнем дне, исканий и веры в лучшее будущее.

И нам понятно из этого отрывка, что именно только нефрит с его мягкими спокойными тонами, а не сверкающий, горящий огнями самоцвет мог выразить сокровенные мысли старого Китая.

III раздел. Сущность священного камня — источника энергии.

В течение многих веков сила минералов использовалась для самых разнообразных целей. Еще с древних времен с помощью различных минералов целители могли диагностировать болезни, выводить из организма негативную энергетику, аккумулировать энергию в кристалле, направлять ее в то или иное место, заряжать ею людей и предметы. Опытами науки Востока уже доказано, что в нервных каналах

14

человека отлагаются кристаллы психической энергии, доступные для химического исследования.

О камне жизни, принадлежащем мудрецам Тибета, слышал и монгольский правитель Чингизхан, который в старости, в зените своей славы, призывает к себе китайского святого, знаменитого наставника одной из даосских школ Чан Хуня, чтобы получить от него сведения о магических свойствах камней и эликсире бессмертия, основами учения Лао-цзы и «Великом пути Дао».

Европейские древние традиции связывают священный камень с Чашей Грааля. Чаша Грааля воспринимается не только как чаша жизни, но также как книга жизни, которая определяет жизнь героя и предсказывает будущее. Ведь чаша Грааля, рассматриваемая с точки зрения эзотерической науки, символизирует чашу сердца, которая в действительности есть истинная «книга жизней», души человека, священные письмена накоплений его духа и мудрости веков.

Так же, как камень Грааля приходит, или лучше сказать, присылается избранному накануне великого исторического поворота, так и пламенная чаша Будды, согласно легенде, посылается, как свидетельство Гималайского Братства, перед началом новой эпохи туда, где утверждаются основы учения Братства. По восточным традициям, перед нынешней эпохой, эрой света, эта чаша должна появиться вновь, и сплетение языков пламени над ней будет символизировать приближение эпохи синтеза духа.

Конфуций отмечал ценность нефрита как символа добродетели. Камень неба и земли, мудрости и вечности, сохраняет впечатления от связанных с ним событий лучше, чем другие типы минералов. Поэтому из него чаще, чем из других материалов изготавливались амулеты и талисманы. Разные минералы имеют энергию разной формы и разной интенсивности. Чем тверже минерал, тем плотнее его силовое поле. Чем плотнее минерал, тем большая способность у него удерживать энергию. Энергия исходит из точки внутри камня и возвращается к центру. При ударах по минералу энергия его становится интенсивнее и движется быстрее. Многие музыкальные звуки усиливают энергию минералов, она становится более яркой и долго сохраняется. Самая мощная энергия - у алмаза. Он имеет два уровня энергии. В синтетических камнях не так много энергии, они не очень активны, энергия рассеяна, движется медленнее. Любой искусственный минерал поглощает энергию, то есть является «минералом-вампиром», который может помочь человеку избавиться от лишней, негативной энер-

гии. Далее, чем выше плотность минерал, тем в большей степени его воздействие направлено на физическое тело человека; минералы со средней плотностью воздействуют на астральный план, а минералы с самой маленькой плотностью воздействуют на ментальный план человека, стимулируя развитие его умственных способностей; непрозрачные минералы поглощают энергию, успокаивают человека, прячут от суеты мира (китайская мудрость: «не спеши»), прозрачные минералы в большей степени очищают наше поле от негативных воздействий. У минералов, имеющих высокую твердость, более сильное поле, контакт с таким минералом ощутить легче; чем и объясняется распространенность нефрита в Китае; хотя он способен и подавить человека быстрее, чем менее твердый минерал. Эффект от воздействия минерала усиливается, в зависимости от того, в каком месте тела он расположен. Некоторые из минералов располагают непосредственно на больном органе или же на энергетическом центре (чакре) человека. Сколько и каких минералов, когда и как их употреблять — это область исследования литотерапии (лечение камнем), возрождающейся наконец-то в настоящее время.

В зависимости от цвета и формы камня оказывается то или иное воздействие на человека, ухудшая или улучшая его состояние. Каждый человек уникален, необходимо знать, что энергетика минерала может не сочетаться с энергетикой индивидуума в тот или иной момент времени, что не относится к нефриту - священному камню, продлившего жизнь не одному китайцу. (Долголетие китайцев общеизвестно) минералы, впитывающие энергетику, зачастую, негативную, очищаются при помощи соленой воды. Астрологи считают, что очистка минералов должна происходить раз в месяц, в 29-й и 30-й лунные дни.

Каждый цикл существовавший во Вселенной вызывает к жизни определенные стихии и энергии, которые определяют его окраску, направление поисков, идеи, программы.

Новая эпоха призывает к активной деятельности. Первое царство природы и соответственно «освящает» его всем необходимым, что позволит ему продемонстрировать свои уникальные возможности.

В обиход широко вошло все то, что необъяснимо, выходит за рамки привычных представлений, связанных с миром физической материи, все, что сегодня еще незримо для наших органов чувств, называть словом «мистика» - оккультизм и сравнивать этот уровень знаний с достижениями «современной науки».

Сегодня мы наблюдаем поразительное и знаменательное явление:

Сатурн пришел в знак Овна, чтобы придать этому первому знаку 5одиака, несущему огненный импульс развития и обновления, свои ка-[ества и свою силу. Надо полагать, что человечество находится на юроге событий и перемен, и только от него самого зависит их харак-ер. Современная наука перечисляет четыре материальных царства [рироды доступных для изучения:

1) минеральное царство;

2) растительное царство;

3) животное царство;

4) царство человеческое.

Все четыре царства отражают проявления одной жизни, и каждое [з них имеет представительство в организме человека.

Для своего формирования царство минералов использует два энер-етических потока - волю и силу, а также церемонию ритуала, обус-:авливающего определенный ритм.

В нашем теле под воздействием информационного импульса же-:ания, исходящего из эфирного тела, притягиваются и выстраиваются необходимом сочетании из минерального материала те формы, кото-'ые присущи только ему. В геометрии минерального царства с изуми-ельной четкостью проявляется организующая энергия.

В наступившую эпоху минеральное царство благодаря его актив-юсти будет играть существенную роль. Возрастет уровень использо-ания минералов в промышленности и медицине, займет достойное [есто гомеопатическая отрасль и минералотерапия.

Надо отметить, что экскурсы в историю человечества и изучение [нформации о применении минералов весьма полезны. Но энергетика рошлого отличается от энергетики настоящего, воздействие того или :ного минерала на человека также может быть иным.

И только необыкновенные свойства, приписанные нефриту «прояв-яются» столь же блистательным образом по отношению к человеку а протяжении всего времени существования планеты.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИИ

1. Исследованы культурологические, декоративно-прикладные и ху дожественно-стилистические процессы использования священногс камня нефрита.

2. Проведен анализ использования нефрита в ритуальных и куль товых изделиях, выполненных в Китае.

3. Описаны исследования по воздействию минералов на человеческий организм, как источники энергоносителей.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

Царство минералов является тем «фундаментом» физической структуры, на котором находится наша планета. Оно обусловливает нашу к ней привязанность, ощущение надежности и прочности существования.

Камни представляют Центры жизни в рамках их конституций, которые действуют согласно эзотерическим указаниям и имеют способность поглощать и излучать свет Божества, забирая на себя физическую боль и душевный дискомфорт.

Культурологические, философско-религиозные воззрения в использовании нефрита, достигаются благодаря масштабности и глубине взглядов, осознанию единства всего сущего в мироздании.

Публикации автора по теме диссертации:

1. Научно-практическая конференция «Петербургский мебельный салон-1996»; «Опыт проектирования мебельного оборудования с использованием камня в общественных интерьерах, нестандартные решения». Тезисы докладов. - СПб., 1996. 1,0 п.л.

2. Научно-практическая конференция «Петербургский мебельный салон-1997»; «Интеграция дизайна в производство мебели, индивидуальные решения и роль СД СПб». Тез. докладов. - СПб., 1997. 1,3 п.л.

3. Российский национальный конгресс в области дизайна в сборнике трудов «Российская культура глазами молодых ученых». Выпуск 4, часть 2. - СПб.: Культ-Информ-Пресс, 1996. 0,8 п.л.

СПбГАК. Зак.£35СТир.100. 27.07.98 18