автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Культурологические идеи Владимира Соловьева

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Киейзик, Лилианна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Культурологические идеи Владимира Соловьева'

Текст диссертации на тему "Культурологические идеи Владимира Соловьева"

/У- я/ /л/

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

. На правах рукописи

К И Е Й 3 И К Лилианна

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ

ИДЕИ

ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЁВА

24. 00. 01 - Теория культуры

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание учёной степени доктора философских наук

С4

ш консультант

Заслужённый деятель науки РФ, Академик Академии Гуманитарных Паук, доктор философских наук, . Профессор Давидович В.Е.

Ростов-на-Дону -1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................................................................................................................................................4

Глава I. Вл. Соловьёв - уникальное явление в русской культуре............................................................................................................................................................................19

1.1. Духовная атмосфера России второй половины XIX века................................................................................................................................................................19

1.2. Поиски собственного пути в философии и культуре ... 24

1.3. Университетская деятельность..........................................................................35

1.4. Теологические устремления..................................................................................44

1.5. Эсхатологические настроения..........................................................................53

Глава II. Потенциал русской культуры второй половины XIX

века (концептуальное поле и его культурогемы)....................................................64

2.1. Доминанты философско-культурологической теории 64

2.2. Размышления Вл. Соловьёва в рамках нового осмысления философско-культурологических идей..............................................................68

2.3. Аксиологическое уединение. Символ и смысл в культуре ............................................................................................................................................................72

Глава III. Вл. Соловьёв - создатель целостной философско-

культурологической системы..................................................................................................................76

3.1. Вл. Соловьёв в русской философской культуре......................76

3.2. Культурогема "Всеединства" в творчестве Вл. Соловьёва ......................................................................................................................................................93

3.3. Опытный и умозрительный аспекты "Всеединства"... 100

3.4. "София" - как культурогема: истоки, становление, развитие........................................................................................... 113

3.5. Соотношение художественного и концептуального моментов как культурологический аспект философствования

Вл. Соловьёва.................................................................................. 140

3.6. Этнокультурный аспект идей Вл. Соловьёва................ 158

Глава IV. Соотношение светского и религиозного моментов в культуре........................................................................................... 182

4.1. Подчинение религиозного момента светскому............ 184

4.2. Конфессиональные моменты в культуре. Католичество и православие.............................................................................. 193

Заключение...................................................................................... 202

Библиография.................................................................................. 205

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Современному читателю личность и творчество Владимира Соловьёва достаточно известны. Прежде всего (не считая ряда статей) необходимо назвать следующие работы лишь последних лет: Лосев А.Ф. Владимир Соловьёв и его время. Москва: 1990 [63]; Акулинин В Н. Философия всеединства. От B.C. Соловьёва до П.А. Флоренского. Новосибирск: 1990 [2]; Лукьянов С.М. О Владимире Соловьёве в его молодые годы. Материалы к биографии, т. 1 - 3. Москва: 1990 [68]; Кохановский В.П. Диалектика Владимира Соловьёва. Рациональное содержание и актуальный смысл. Ростов-на-Дону: 1996 [50]; Соловьёв С.М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьёва. Брюссель: 1977 [109], Познань: 1986 [110]. Из работ, которые были опубликованы за пределами России, заслуживают внимания следующие: Przebinda G. Wlodzimiers Solowjow. Wobec historii. Krakow: 1992 [216]; Tenace M. La beaute unite spirituelle dans les écrits esthetiques de Vladimir Soloviev. Troyes: 1993 [246]; Kiejzik L. Wlodzimierz Solowjow. ZielonaGora: 1997 [170].

Вл. Соловьёв предстаёт как классик в различного рода учебниках, исследованиях, статьях по истории русской культуры второй половины XIX века. Его справедливо полагают оригинальным творцом могучей ветви русской философии, долгое время несправедливо забытой. Для этого есть ряд причин. Он был далёк от марксизма (который в его время завоевал в Европе прочные позиции), выражал мнения, которые были чужды последующим историкам философии марксистского толка, обращающим внимание, в основном, на те на-

правления философии XX века, которые подготавливали победу марксизма в России.

Сейчас русская философская культура дореволюционной России, а так же её зарубежная послеоктябрьская ветвь привлекают широкое внимание европейской философской мысли. В первом ряду её творцов необходимо назвать, наряду с Вл. Соловьёвым, Льва Шестова и Николая Бердяева. Разумеется, то направление российской философской культуры, которое получило наименование "серебряный век", включает в себя и такие мощные имена, как С.Л. Фланк, С.Н. Булгаков, Г.П. Федотов, Н О. Лосский, Н.Ф. Фёдоров, Н.С. Трубецкой, П.П. Карсавин, А.Ф. Лосев и др. Но открыто это направление мыслей именно Вл. Соловьёвым. И именно его идеи получили более развёрнутое отражение и развитие во взглядах П. Шестова и Н. Бердяева.

Под влиянием его идей сформировались разные направления: прежде всего - философия всеединства, которая могла бы стать интегральной философией, русский экзистенциализм, символическая поэзия, а так же, в определённой степени, христианский персонализм на Западе Европы. Несомненным так же является влияние Вл. Соловьёва на усиление интереса к православной религии. Его концепция сближения Церквей положила начало сильному экуменическому движению, получившему и по сегодня мировое развитие.

Как и каждый мыслитель, Вл. Соловьёв был сыном своей эпохи, следовательно, на его жизнь и творчество необходимо смотреть через призму самых важных событий и интеллектуальных достижений. Такова была и его философия, связанная со второй половиной XIX столетия. Его труды вызывали разные реакции среди читателей. Многие находили в них важный материал для собственных размыш-

лений, но было и немало острой критики. Это многообразие противоположных суждений и интерпретаций не облегчает работы исследователям его философии. Отвечая на вопрос о том, какие были причины такого отношения к идеям философа, необходимо указать на несколько обстоятельств:

Во-первых, его работы относились к широко понимаемой культурологии. В них разрабатывались теоретические положения, которые могут служить предпосылками построения всеединого знания, основой которого, в его видении, должно было бы стать учение о Софии. Как известно, оно не имело и пока не имеет однозначных интерпретаций.

Во-вторых, Вл. Соловьёв, предназначая России и русскому народу особую роль в мировой истории, несомненно, получал поддержку сторонников монархических и консервативных кругов, и в связи с этим его не всегда понимали представители других наций, угнетаемых Россией. Его утопическая по существу картина будущего или резко критиковалась, или абсолютизировалась, что в результате приводило к её отвержению.

В-третьих, исследовательский интерес вызывают, прежде всего, нравственные рассуждения Вл. Соловьёва, его "апология добра", к которым сегодня обращаются представители интеллектуальных кругов, как в России, так и в других странах Европы. С этим связана та же проблема, перед которой стоял и Фёдор Достоевский. Её можно представить следующим образом: возможно ли соединить антропоцентрическое видение мира с христианским и одновременно теоцен-трическим видением человеческой экзистенции? [См. 186]. Этот во-

прос существенен, имеет не только историческую ценность. Он актуален даже сегодня.

Вл. Соловьёв творил в атмосфере "конца века", когда производились расчёты с прошлым и с опасением ожидали будущего. И сегодня мы тоже приближаемся к концу века. Несомненным является тот факт, что мы с современных позиций оцениваем его достижения. На наших глазах рассыпаются те ценности, которые не так давно объединяли многих. Наши нынешние оценки мы формулируем через призму факторов, вызвавших кризисы конца XX века. Распространено мнение, что вся современная цивилизация переживает глубокий кризис, который, без сомнения, охватывает все страны и коснулся каждого человека, влияет на его чувство безопасности и уверенности. Таким образом, ситуация и даже субъективные чувства многих людей конца XIX века во многом сходны с реакциями наших современников.

Но не только эти обстоятельства объясняют нынешнюю популярность философии Вл. Соловьёва. Привлекает внимание думающих людей его концепция ценностей, поиски интегрального знания, соединяющего все начала и элементы, а так же стремление найти "Софию", понимаемую им как целостное знание. Целью его поиска была попытка "открытия" России Европе, открытия нового религиозного видения, которое должно было бы оживить и осовременить "старую Русь".

Некоторые исследователи считают, что Вл. Соловьёв, не смотря на круг близких друзей, всю жизнь был духовно одинок. Однако вряд ли можно утверждать, что он вёл существование изолированного мыслителя. Как его труды, так и переписка свидетельствуют о том,

что философ был многосторонне связан с тем, что называем Родиной, культурным контекстом, великими вопросами эпохи.

Гуманистические концепции, возникшие и развивающиеся в рамках определённых исторически - мировоззренческих конструкций, отображают конкретные этапы человеческого развития, необходимость такой культуры, где субъектом выступает отдельный человек. Этот постулат, столь важный для представителей рациональной философии, остаётся актуальным и для Вл. Соловьёва. Его философия является антропоцентрической, имеет глубокий нравственный смысл. Свобода и моральная ответственность остаются в ней самыми высокими ценностями. Их реализация определяет пути человеческого совершенствования.

Вл. Соловьёв - мыслитель широкого диапазона. Он один из тех деятелей, к которым приложимо имя "энциклопедиста". О нём уже написано многими и многое. И рассмотрение его творчества должно осуществляться под разными углами зрения, в системе тех или иных системных построений.

Одни исследователи рассматривают его в общефилософском плане, в ракурсе историко-философского видения. В этом случае он вписывается в национальный и мировой историко-философский процесс. Выясняются его предшественники и последователи. Сам он характеризуется как зачинатель "нового религиозного сознания" в России, критик позитивной философии и исходная фигура в последующем российском "богоискательстве". Такой подход требует воссоздания основных несущих конструкций его собственно философской мысли.

Другие видят в нём моралиста, автора непреходящих идей, идущих вразрез с традиционными нравственными сюжетами.

Третьи видят в нём религиозно-политического писателя, с пророческими апокалиптическими мотивами, сторонника экуменических течений, иные рассматривают его то как методолога - диалектика, то как созидателя идеальных метафизических, онтологических конструкций.

Вл. Соловьёв действительно многозначен. Александр Блок в 20-ю годовщину со дня его кончины резонно вопрошал: "Куда же поместить нам сегодня разные знакомые лики Соловьёва, где найти для них киот. Нет такого киота, и не надо его, ибо все знакомые лики Соловьёва - личины" [8 с. 396 - 397]. Так говорил великий русский поэт о мощном мыслителе Вл. Соловьёве.

А может быть это разные лики, грани, ипостаси универсального творчества философа?

В наши дни, когда культурология конституируется как самостоятельная отрасль теоретического поиска и академическая учебная дисциплина, пожалуй, следует посмотреть и на то, как представляется творчество Вл. Соловьёва в зеркале культурологии (теории культуры).

Такой взгляд на всё, что создано Вл. Соловьёвым, позволяет высветить новые моменты его творчества, более адекватно вписать их в контекст современности.

Такого рода работ нет ни в российской, ни в польской, ни в какой-либо другой зарубежной литературе. Подобная работа злободневна, теоретически и практически актуальна. Это и побудило автора предпринять настоящее исследование.

Степень разработанности проблемы

Литература, посвященная Вл. Соловьёву, практически необозрима. В списке литературы диссертационного исследования содержится 259 названия на русском, польском, французском, немецком языках, и это вовсе не исчерпывающий список. О Вл. Соловьёве писали при его жизни, и пишут всё XX столетие.

Видный французский философ русского происхождения А. Ко-жев в Гейдельбергском Университете под руководством Карла Яс-перса написал диссертацию о Вл. Соловьёве. Известен трехтомник С.М. Лукьянова о молодых годах философа, работы E.H. Трубецкого, Н. Бердяева, капитальное исследование А.Ф. Лосева. Диссертаций (в том числе защищенных в Ростове-на-Дону - А. Баранов) в России и в Европе большое количество. И всё же о нём писали, в основном, как о философе, религиозном мыслителе, публицисте.

Тот ракурс, с которым рассматривается творчество Вл. Соловьёва в настоящем исследовании, фактически, никем не освещался.

Цель и задачи работы

Основная цель настоящей работы состоит в том, чтобы показать Вл. Соловьёва как теоретика культуры, осуществить экспликацию тех его идей, которые вписываются в концептуальные построения культурологии, высвечивают свою теоретико-культурологическую окрашенность.

В связи с этим необходимо обозначить тот угол зрения, под которым автор настоящей работы определяет компетенцию культурологии (теории культуры).

Многими исследователями культуры уже давно зафиксировано многообразие и пестрота, как определений культуры, так и обосновывающих её бытие концептуальных построений.

Думается, что жесткое следование какой-либо из имеющихся концепций культуры сделало бы настоящее исследование ограниченным, обеднило бы эвристические возможности. Видимо, наиболее перспективным было бы использование принципа комплементарно-сти (дополнительности), разумеется, не допуская сползания в эклектику.

Поэтому автор в качестве исходной принимает деятельную концепцию. Она имеет давнюю "прописку" в рассмотрении культуры. От Гольбаха и Гёте до Лесли Уайта и сообщества советских культурологов (Э. Маркарян, В. Давидович, Ю. Жданов, М. Каган и др.).

При этом автор сознаёт, что деятельная концепция берёт культуру, в основном, сущностно, глубинно. А на феноменологическом уровне результативно "работают" такие подходы, как ценностный (аксиологический), семиотический, гуманистический, диалогический и др.

В последнее время появились утверждения, что всеобще-конкретной основой культуры выступает смысл. И культурология в соответствии с этим трактуется как теория (наука) о смыслах [См. 81]. Это, разумеется, ещё один из подходов к рассмотрению культуры. Он постулативен. Но, как нам представляется, его можно принять как своего рода рабочий инструмент исследования.

Вместе с тем давно всеми признано, что культура символична. Именно этот момент важен при анализе творчества Вл. Соловьёва. Напомним, что одна из центральных конструкций всех идей Вл. Со-

ловьёва - "София" трактовалась А.Ф. Лосевым как философско-поэтический символ [См. 65, с. 208 - 255]. Не как категория, и даже не как понятие, а именно как символ.

Поэтому автор и ставит своей основной целью рассмотреть весь понятийный аппарат философии Вл. Соловьёва, имея в виду его место в смыслообразовании и символическом выражении видения мира и человека. Культура - это, конечно, "умение делать" (и в этом отношении она вся - технология деятельности). Но она и совокупность ценностей, норм - символов.

В теоретической работе давно применяются лексемы типа: "мифологема", "идеологема", "философема". Обычно эти лексемы несут в себе то содержание, которое обозначает их фундаментальный характер в совокупности мифологических, идеологических, философских построений. Они выступают как своего рода смысловая основа всего массива лексики, образующей ту или иную форму духовного постижения действительности. Они отличны от того, что именуется как "понятия", "категории" тем, что помимо жёсткого, строгого логического содержания включают в себя образные, символические моменты.

И если истолковать стержневые лексемы творчества Вл. Соловьёва не только как понятия и категории, но именно как "культурогемы", они обретают свежее звучание, наполняются новым смысловым содержанием.

Конечно, можно говорить о том, что мы именуем "культурогемы", как о "концептах", о константах культуры, как это делает Ю.С. Степанов в своей капитальной монографии "Константы. Словарь русской культуры" [См. 108]. По сути дела, речь идёт о ба-

зовых логических, смысловых моментах, на которых и вокруг которых отстраивается культура, взятая как формирование духа. Это то, в чём и через что выражается ценностное представление о человеке, мире, деятельности человека в мире, его культуре.

Вл. Соловьёв, как это усматривает автор настоящей работы, в своих творениях применял опр