автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Всеединство В. С. Соловьева в контексте культурологической теории символа

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Дядькина, Людмила Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Киров
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Всеединство В. С. Соловьева в контексте культурологической теории символа'

Текст диссертации на тему "Всеединство В. С. Соловьева в контексте культурологической теории символа"

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

на правах рукописи

Дядькина Людмила Николаевна

ВСЕЕДИНСТВО В. С. С О Л ОВЬЕ В А В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СИМВОЛА

Специальность 24.00.02 — историческая культурология

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук

Научный руководитель — доктор филологических наук, профессор С.А.Липин

Киров —1997 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ, Всеединство - общекультурологическая ориентации

гуманисгаческой мысли.........................-.....,.....................3 - 20

ГЛАВА 1. Методологические основы определения общекультуро-

логичекой категории "символ".................................,..,„,21 -82

1.1. Ангиномико-синтетический метод определения символа. Многозначность символа в творчестве В. Соловьева.,.....,..21

1.2. Всеединство В. Соловьева как символ....................................37

1.2.1. Истоки соловьевского всеединства.........................................37

1.2.2. Символическая структура всеединства...................................55

1.2.3. Органический синтез Истины - Добра - Красоты - суть соловьевского всеединства.......................................................60

1.2.4. Эстетический аспект всеединства.............................................62

1.2.5. София - личностное выражение всеединства........................66

1.2.6. Филоеофско-поэтический символ всеединства....................,.72

ГЛАВА 2. Символ как культурологический метод постижения

соловьевского всеединства...............................................83 -117

2.1. Творение вселенной в красоте. Богоматерия как философско-поэтичеекий символ..................,.,..„....................84

2.2. Концепция "истинной христианской культуры". Фнлософско-поэтические символы: Богочеловек и

Б огочеловечество....................................................................—92

2.3. Теократическая и теургическая концепции В. Соловьева. Философско-поэтичеекий символ Царства Божия............... 103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................118

ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................................................... .125

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................126-143

ВВЕДЕНИЕ. ВСЕЕДИНСТВО - ОБЩЕКУЛЬТУ РОЛ ОГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

На пороге третьего тысячелетия человеческое сознание испытывает глубокую потребность мировоззренческого, духовного всеединства. Преодоление раздробленности и фрагмен-таризации человеческой культуры, как одной из основных причин "болезни" земного сообщества, является актуальной задачей современности.

Культура движется к единому пошоеу при все большем "срастании" в этой точке ранее разрозненных культурных "ветвей". Общекультурная ориентация к духовному единению является характерной особенностью гуманистической мысли.

В программе всеединсния человеческой культуры велика значимость идеи всеединства русского религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). Его ориентация иа духовное и целостное восприятие позволяет увидеть мир как органическое целое, что способствует формированию новой постиндустриальной парадигмы.

В символике всеединства, ориентированной на Истину-Добро-Красоту, содержится мощный духовный потенциал, без которого невозможно формирование глобальной культуры будущего.

Изучение творческого наследия Владимира Соловьева открывает новые подходы к оценке прошлого всей отечественной культуры. Взгляды философа нашли отражение и в искусстве, и в философско-религиозных системах на рубеже веков. Соловьев был провозглашен "предтечей" русского символизма. А. Блок и А. Белый считали философа-поэта своим "духовным отцом".

Эстетические идеи В. Соловьева послужили исходным пунктом формирования эстетики веховцев и теоретиков искусства модернизма. Эстетическая концепция всеединства была рассмотрена и /дополнена последователями философа такими, как С.II. Трубецкой, E.H. Трубецкой, ПА. Флоренский, СЛ. Булгаков, Л.Н. Карсавин, В.Ф. Эрн.

Методологическим ключом в понимании культурного процесса становящегося всеединства является символ. Он играет огромную роль в духовной культуре, ибо ценностные ориентации приобретают зримые формы чувственных образов прежде, чем в понятиях. Так, ценности различных исторических эпох могут быть выражены в "коренных образах личности" - в Прометее и Эдипе, Христе, Гамлете, Дон Кихоте, Фаусте (Виблер B.C.) [167, с. 16-33].

Разработка проблемы символа в системе всеединства имеет методологическое значение для культурологии, ибо культурология XX века характеризуется сосредоточенностью на символе.

Обращение к символу как культурологической категории предполагает семантическую "проекцию" на контекстуально-кодовые параметры, заложенные в соцкулыурном основании. Расшифровка специфических соловьевских символов требует культурологического подхода. Только в культуре и 4q>e3 культуру обнаруживаются многозначность, полисемантизм символики всеединства.

Символ в традиционном толковании есть неразрывное единство духовного и чувственного, содержания и формы. Символ всегда есть целостное образование, сущность которого заключена в синтезе двух противоположных начал.

Понимание символа, определение его значения Соловьевым обусловлено рядом общеисторических причин. Во второй половине XIX века в России, как и в Западной Европе, все более выделяется и самоутверждается новый характер экономических отношений. Общество все более базируется на чисто практических взаимоотношениях. В связи с этим назревает кризис общественного сознания, который обостряется к концу XIX века. Традиционные отношения, основанные на национально-религиозной почве, рушатся.

Потребность утвердить собственную индивидуальность в противовес начавшемуся процессу обезличивания сопровождается нарастающим чувством внутренней дисгармонии и утраты привычных связей "я" с миром.

Типичным становится ощущение социальной и политической неустойчивости, а вслед за этим - изменчивости, текучести бытия. Мир иногда словно распадается и восприятии на ряд составных частей, которые трудно уловить и остановить. В то же время разные явления обнаруживают свое родство, определяются одно через другое. В конце века мир обнаруживает множество аспектов для своего восприятия. Действительность оглушает "фантастической симфонией явлении, свойств, событий, впечатлений словно накануне мифического "страшного суда" [190, C.15J. Оказавшись перед лицом кричащих противоречий бытия, человек той поры не доверяет идее материального прогресса, ощущает катастрофичность жизни, но верит, что обновление ее осуществится через воскресение человечества, и уповает на нравственно-эстетическую силу жизни. Он стремится преодолеть все противоречия и обязательно обрести истину, причем обрести ее на земле. Это время самого трезвого реализма и страстного порыва к идеализму.

Настроение эпохи, поиски ответов на духовные вопросы отражаются по-разному в творчестве Льва Толстого, Федора Достоевского, Владимира Соловьева. Соловьевская концепция "положительного всеединства" является философским выражением широко распространенных тогда идей - синтеза материального и духовного, эмпирического и идеального.

Философия и до Соловьева пользовалась термином "всеединство". Он встречался у немецких философов-мистиков Я. Беме (XVII в.), Фр. Баадера и Фр. Шеллинга (XIX в.) и др. Словарь Брокгауза и Ефрона расшифровывал содержание термина как "единство всего, заключающееся в том, что обще всему существующему" [16, C.388J. Для материализма этим общим являлась материя, для последовательного идеализма самораскрывающаяся идея. "Безусловным единством", "абсолютным всеединством" для Соловьева выступает сущая истина или Бог. Высшая форма "божественного откровения" в мире, по философу, есть "положительная всеобщность", "положительное всеединство". Это всеединство мыслитель характеризует как живой целостный организм с личностным выражением - Софией,

Всеединство Соловьева есть такое отношение единого начала (Бога) ко всем}/ (вселенной, миру), как отношение всеобъемлющею духовно-органического целого к живым членам и элементам в нем находящимся. Отношение построено на принципах всепроницаемос-ти и взанмосвязанности.

Всеединство полнее раскрывается в становлении. В окружающей человека действительности нет никаких чисто эмпирических явлений, ибо всякое явление есть выявление духовной сущности, чувственный облик определенного ноумена. Основанное на совмещении духовного и природного, всеединство отбрасывает членение царства духа и царства чувственных вещей. Духовный мир и материальный в концепции Соловьева представляют собой одно неразрывное, органичное целое. Реальность становится единой, она повсюду, в любом своем элементе и чувственна, и духовна. Она - символична.

Соловьевское всеединство включает духовное и чувственное, иоумеп и феномен, универсальность и личностное выражение (индивидуальность). Его внутренняя форма есть не что иное,как символ, который основан на единстве противоположностей: изменчивости и постоянства, формы и содержания, тождественного и различного, единичного и всеобщего, чувственного и духовного.

Бытие, по философу, представляет собой целостное образование, как целостное оно прекрасно.

В ладимира Сергеевича отличает эстетическое восприятие мира: образность мышления, особый лиризм, превалирование эмоционального и интуитивного. Под влиянием общего пафоса универсализма в философских произведениях он вырывается из строго логических рамок, подчас позволяет себе изъясняться на языке полуноэтическом-полунаучном. Это производит впечатление философского мифа. Своеобразная слитность философского и художественного осмысления фактов действительности наиболее ярко проявляется в поэтическом творчестве В. Соловьева.

Философская лирика поэта охватывает основные идеи концепции всеединства. Творчество Соловьева едино. Как справедливо заметил С.Н. Трубецкой, оно есть "живой органический синтез, изумительный по своей творческой оригинальности и стройности, парадоксальный по самой широте своего замысла и проникнутый глубокой, истинной поэзией" [цит. по:40, с.44].

Огромное значение в системе соловьевского всеединства имеет эстетический аспект. Б самой семантике термина "всеединство" содержится эстетическая программа. У Соловьева мы имеем дело с эстетической материей факта, события и процесса, с эстетической мотивацией поступков, "художественной" детерминацией мирового потока, с человечеством художников.

Соловьев, рыцарь Красоты как объективной мировой силы, рассматривает вопрос о развитии вселенной и судьбе человечества через решение эстетической задачи.

Ни теоретический разум с его высшим принципом истины, ни практический разум с его высшим принципом добра не способны придать феноменальному миру его внутреннее совершенство, так как "материальное бытие", для того чтобы приобщиться к высшему "нравственному порядку", нуждается в "просветлении", "одухотворении", то есть в обретении формы красоты.

В красоте идеальное содержание и художественная форма, духовное и чувственное, находятся в гармоничном синтезе. Художественная деятельность человека "по-своему, своими средствами", через красоту "служит общей жизненной цели человечества", заключающейся в осуществлении "положительного всеединства" [6, с.553].

Философ стремился создать всеобъемлющий труд по эстетике. "Только что отправил <.,.> вчерашнее длинное письмо, - писал он Стасюлевичу М.М. 27 октября 1893 г. из Динара, -как вдруг меня осенило вдохновение свыше <...> приготовил к печати книжку; "Основание эстетики". Одна из глав ее <...> кажется мне весьма способной к превращению в отдельную статью" [1,1, с.114]. К сожалению, начатая книга не была завершена.

Соловьевское всеединство понятое как символ ближе к эстетической проблематике, так как красота, по Соловьеву, есть вершина развития всеединства. Именно поэтому в диссертационной работе подробнее рассмотрен его эстетический аспект.

В красоте, по мнению философа, должны окончательно осуществиться истина и добро, сама идея.

СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМЫ

Общекультурологнческиеработы. Значение творческого наследия В. Соловьева для духовной культуры страны и мира в целом определяется представителями русской религиозной философии.

E.H. Трубецкой подчеркивает особое значение этого философа, ибо в его интеллектуальных исканиях можно найти прообраз всей умственной жизни последних лет, В монографической работе E.H. Трубецкого "Миросозерцание В л. Соловьева" отмечается преимущественно религиозный характер соловьевского всеединства, раскрывается взаимосвязь истины, добра и красоты, подчеркивается личностный аспект всеединства - София. Автор раскрывает важные теологемы Соловьева такие, как София и Царство Божие [75]. В монографии Трубецкой стремится охватить этическую, эстетическую, гносеологическую, куль г}ф о л о г и ч секу то стороны соловьевского всеединства.

В идейном наследии Соловьева представители "нового религиозного сознания" отмечают особое внимание к человеческой личности, стремление "освободить человеческую активность". Оптимистическая оценка возможностей человека в осуществлении "нравственных задач общества" приводит философа на позиции гуманизма. Религиозно-христианское осмысление этого явления, - считает НА. Бердяев, - одна из главных заслуг Соловьева [96, е.!24].

Последователи Соловьева ( С.Н. Трубецкой, E.H. Трубецкой, С.Н. Булгаков) положительно оценивают его идеи богочеловечества, единство всемирной истории, диалогическую

связь отдельных звеньев общественного развития. Русские идеалисты считают, что "философия всеединства" претендует на возрождение духа вселенского христианства, преодолевшего конфессиональную замкнутость и обособленность. Несмотря на христианский }'пи-вереализм, Соловьев в то же время является подлинно национальным философом.

Отмечая заслуги Соловьева, различные школы богоискательтва критично восприняли многие стороны его идейного наследия. В частности, критиковалось соловьевское "преклонение перед разумом". Наиболее резко этот негатив выразился в работах религиозных экзистенциалистов, Л. Шестов саму попытку создания религиозной философии считал "западней", поскольку там, где есть философия, должно быть и оправдание религии перед разумом. Все же попытки примирить разум и религию несостоятельны и "приводят к одному результату: к самодержавию разума" [77, с.46].

В начале XX века исследователи творчества Соловьева особое место отводят его эстетическим взглядам. По теоретической эстетике заслуживает внимания статья ЭЛ. Радлова "Эстетика Вл. Соловьева", где подчеркивается нерасторжимая связь красоты с истиной и добром. Эта триада выступает сущностью соловьевского всеединства. Рядно в возводит эстетические воззрения Соловьева к платоновской традиции [139, с. 15].

Долгое время в ситу господства атеистического мировоззрения к наследию Соловьева в отечественной литературе не обращались.

В средине 70-х годов интерес к философско-эстетичееким, культурологическим взглядам В. Соловьева вновь возобновляется. В работах отмечается необходимость пересмотра отношения к творчеству Соловьева, отказа от односторонности и предвзятости их прежних оценок. При изучении творчества русского философа следует изучать противоречия его взглядов, истоки учения о всеединстве, влияние Соловьева на последующее развитие культуры, В работах, посвященных анализу культуры России первой четверти XX в., подчеркивается, что учение Соловьева было взято на вооружение прямо противоположными направлениями в эстетике и теории искусства (В.Ф. Асмус, В,Н. Дуденков, Т.М. Родина, Н.М. Ширинская, ЕА. Корот-

кина), О влиянии Соловьева на представителей русского искусства имеется материал в работах следующих авторов: В.Ф. Асмус [38], В.Н. Дуденков [112], Т.М, Родина [143],

Следует отметить диссертационные работы ЕА, Короткиной "Критический анализ эстетической концепции Вл.Соловьева" [122], Ж.И. Лахтиной "Композиция лирического стихотворении (на материале стихотворений B.C. Соловьева, С А. Андреевского и А А. Голенищева-Кутузова)" [125],

Необходимо выделить монографические работы последних лет, в которых освещается эстетическая проблематика В. Соловьева. Исследование А.И. Мазаева "Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма" интересно в методологическом плане. Мазаев, опираясь на наследие Соловьева в трактовке синтеза, формулирует свое определение данной категории. "Целостность синтеза совершенно особая. Она увенчивает взаимодействие не просто равноправных и разных, но прежде всего противоположных, даже противоречивых начал, которые вступают в настоящий конфликт между собой и, преодолев его (если это, разумеется, удается им сделать), сочетаются в новую худ ожсст в енн о - си н т ет и ч сскуго реальность" [63, с.7]. Автор монографии, используя свое определение синтеза, раскрывает двойственность эстетических воззрени