автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Культурфилософский анализ национальной идеи В.С. Соловьева

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Тонкова, Елена Германовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Культурфилософский анализ национальной идеи В.С. Соловьева'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Тонкова, Елена Германовна

Введение. j

Глава первая. Историко-философский и социокультурный контекст национальной идеи B.C. Соловьева.

§ 1. Обзор литературы по теме.jg

§ 2. Историко-культурный контекст социальной философии B.C. Соловьева.

Глава вторая. Учение о человечестве: общие замечания.

§ 1. Понятие человечества.

§ 2. Сущность исторического процесса. 7/

§ 3. Идея государства.Р

Глава третья. Эволюция национальной идеи в философии

B.C. Соловьева.

§ I. Христианское понимание нации./qj

§ 2. Истинный и ложный национальный патриотизм.ц^

§ 3. Формирование национальной идеи.

Глава четвертая. Национальный вопрос в России./

§ 1. Националистические взгляды на Россию.

§ 2. Преломление национальной идеи в прошлом России.jgg

§ 3. Русская идея или настоящие задачи России.jgp

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Тонкова, Елена Германовна

Соловьев Владимир Сергеевич \ 1853 - 1900) является одним из столпов русской духовной культуры. С его именем связано появление в России целостного самобытного философского мировоззрения. Философия всеединства B.C. Соловьева представляет собой яркий пример системы «метафизического синтеза» и подчинена требованию универсализма, который выступает новой насущной культурной задачей. К современному состоянию человечества применима совсем не лестная характеристика, данная целое столетие назад своему времени С.Н. Булгаковым. Слова его, на наш взгляд, очень точно выражают сущность настоящего кризиса: «Современное сознание, разорванное, превращенное в обрывок самого себя в системе разделения труда, не перестает болеть этой: своей разорванностью и ищет целостного мировоззрения, которое бы связывало глубины бытия с повседневной работой, осмысливало бы личную жизнь, ставило бы ее sub specie aeternitatis. Между тем, при всем богатстве знаний и развитии науки, современная мысль представляет картину внутреннего распада и бессилия. Те элементы, которые нормально должны находиться в гармонии, теперь враждуют между собою или находятся в состоянии взаимного отчуждения: положительная наука заподозривает метафизику в нарушении своих прав, метафизика вместе с наукой в том же заподозривает религию, а практическая жизнь идет своим порядком, независимо как от той, так и другой»1.

Преодоление этой разорванности между сферами должного и действительного бытия осуществляется в системе метафизики B.C. Соловьева. С.Н. Булгаков видит в его мировоззрении тот уникальный опыт «универсального синтеза» философии, религии и социальной практики, которого так не хватало тогда, и так не хватает теперь современному сознанию для преодоления своей ограниченности и раздробленности. Метафизика B.C.

1 Булгаков С.Н. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева?// Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991. С. 389.

Соловьева органически дополняется социально-историческими идеями, а вместе с тем — и активной жизненной позицией.

Фигура B.C. Соловьева - одна из самых притягательных в русской культуре и философии и для отечественных, и для зарубежных исследователей. Интерес ученых к его творчеству постоянно нарастает, появляется множество работ, посвященных различным аспектам его философии, а в начале 90-х годов было создано Международное Соловьевское общество (его глава — Клинтон К. Гарднер, США), которое совместно с Институтом Философии РАН и с другими образовательными организациями провело несколько международных конференций с целью изучения творчества B.C. Соловьева. Глава, посвященная B.C. Соловьеву, обязательно появляется в книгах разнообразной тематики, будь то исследование консервативных идей в России или либеральных.

Основная причина возрастания интереса к философии B.C. Соловьева заключается в том, что в нем видят ключевую фигуру русской философской мысли, немаловажную роль играет и профетический характер его философии, и то, что философия B.C. Соловьева воплотилась в его образе жизни. Также среди причин особого интереса к B.C. Соловьеву можно назвать его стремление построить практическую философию, способную повлиять не только на создание социального и космического идеала, но и на воплощение его. Еще одна черта соловьевской философии, отмечаемая многими исследователями и ставшая символичной для современной мировой культуры, — это универсализм, проявившийся и в онтологии B.C. Соловьева (учение о Всеединстве), и в гносеологии, и в аксиологии, и в историософии, и в философии культуры. В частности, большинство западных исследователей творчества B.C. Соловьева отмечают его открытость католицизму, а также характерную для его философской мысли тенденцию духовного сближения Востока и Запада, основанную на твердой вере в единые духовные основы Восточного и Западного христианства и в то, что разделения православной и католической церквей de jure не было. Универсализм B.C. Соловьева нашел отражение и в его социальных взглядах: мессианизм для философа побеждает национализм, поскольку определяется как поиск и выполнение нацией своей уникальной исторической задачи в общем деле преодоления социальных противоречий и создания универсального человечества. Принцип универсализма обнаруживается и в учении B.G. Соловьева о Богочеловечестве, представляющем собой особое духовное единство.

Универсализм с точки зрения Соловьева выступает и важным свойством культуры, которая рассматривается философом как интегральная форма социально-исторического бытия человечества, синтезирующая в себе общемировоззренческие принципы и установки с совокупностью способов практического воспроизводства социального пространства. Культура, воплощающая в себе духовное всеединство мира, призвана служить средством приобщения изменчивых конкретно-исторических проявлений бытия личности и человечества к идеальной сущности мира, чем обнаруживает свою телеологическую природу. Именно в культуре происходит актуализация духовной природы человека - рождение личности, также как метафизические основания бытия обретают и социальные общности вплоть до человечества. л

Многие исследователи соловьевского творчества указывают на два «гносеологических корня» его философии, исходящих из его учения о цельности знания. Н.А. Бердяев писал о философе: «Мистик и схоластик-рационалист вечно боролись в Соловьеве»3. В соловьевском понимании познавательными началами, формирующими мировидение человека, являются разум и вера, предлагающие два пути к достижению истины — рациональный и мистический. Если разум раскрывает имманентное, предлагая схему объяснения, метод описания и принцип классификации объекта, то вера

2 Бердяев Н.А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании B.C. Соловьева // Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991; Лосев А.Ф. Соловьев и его время. М., 2000; Мочульский К.В. Владимир Соловьев: жизнь и учение // B.C. С. Соловьев: pro et contra. СПб, 2000; Трубецкой Е.Н. Владимир Соловьев и его дело // Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991; Трубецкой Е.Н. Миросозерцание B.C. С. Соловьева. В 2т. М., 1913; Эрн В.Ф. Гносеология B.C. Соловьева //Сборник статей о В. Соловьеве. Брюссель, 19.94.

3 Бердяев Н.А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании B.C. Соловьева // Книга о Владимире Соловьеве. М/, 1991. С. 363. посредством мистического опыта, духовного напряжения позволяет преодолеть границы имманентного и обнаруживает в нем присутствие трансцендентного начала и, более того, открывает их единство, подлинная природа которого может быть познана только соединением рациональной деятельности и интуиции.

Согласно такой гносеологической концепции формируется и вся философская система B.C. Соловьева: построение универсальных рациональных схем имеет сверхрациональное основание и базируется на вере в изначальное единство природного, социального и божественного, или всеединство.

Еще одну характерную черту философской мысли B.C. Соловьева исследователи определяют как порожденное его идеалом «всеединства» стремление не ограничиваться чисто умозрительными построениями, «выйти из теоретической отвлеченности, школьной замкнутости и заявить верховные права в деле жизни»4. Критика «отвлеченных начал» и интерес к вопросам «практической» философии лежали в основе всей философской системы B.C. Соловьева, а оттого — и его обращение к публицистике, к насущным проблемам своей эпохи. Вопросы общественного бытия никогда не выходили; из области интересов философа, современное положение Российского государства, его прошлое, а также идея государства как таковая рассматривались B.C. Соловьевым разносторонне и весьма убедительно. Он исследует социальную природу человека, и бытие человека в человечестве, что, в свою очередь, предопределяет интерес философа к вопросам исторического и культурного развития. Наряду с этим B.C. Соловьев дает подробный анализ разных типов государственного устройства, поднимая вопросы правовой организации государства, сущности частной и государственной собственности, исследуя природу власти.

4 Соловьев B.C. Кризис западной философии (против позитивистов) // Соловьев B.C. Полное собрание сочинений и писем в 20 т. М., 2000. Т. 1. С. 114.

Особого интереса заслуживает соловьевское определение сущности национальной политики, а также связанная с ним задача обоснования необходимости подчинения государственной политики моральным принципам. В частности, B.C. Соловьев, настаивая на автономности нравственности, вместе с тем применяет категорический императив И. Канта к социальной реальности в ее настоящей и должной формах. Таким образом, B.C. Соловьев призывает к формированию христианской политики, носителями которой оказываются христианские государства не по формальной принадлежности к христианскому миру, а по существу, или по активному внедрению высших нравственных начал в социальную действительность.

Наконец, далеко не последнее место в философии Соловьева занимает национальная проблематика. Это подметил М.В. Максимов в своей докторской диссертации, подчеркнув, что национальный вопрос был одним из «существенных» как в публицистических работах философа, так и в его теоретической деятельности. С.Н. Булгаков высоко оценивает соловьевские искания в этой области: «До такой высоты в национальном вопросе еще ни разу не поднималась европейская мысль за все века своего существования, в частности, в XIX веке.»5. Соловьев создает одно из наиболее значимых исследований в области национальности, принимая в качестве основы определения сущности национальной идеи не изменчивую материальную среду бытия народности, но духовное содержание национальной жизни. Идея как средоточие национального бытия становится для B.C. Соловьева определяющей.

Актуальность работы'. Философские искания B.C. Соловьева в области национальной идеи являются малоисследованной темой в рамках философии культуры, в то время как их культурфилософский анализ может быть чрезвычайно интересен и важен по многим причинам. Во-первых, сама философская система B.C. Соловьева есть целостный культурный феномен,

5 Булгаков С.Н. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева? // Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991. С. 437. значимый как в контексте своего времени, так и в ракурсе своего исторического становления и эволюции. Философия B.C. Соловьева стала своеобразной вехой на пути развития русской культуры: впитав в себя предшествующую интеллектуальную традицию, она «переплавила» ее, дав толчок новым культурным импульсам, трансформации духовной культуры России. Всеобъемлющая философская система Соловьева как культурное явление своей эпохи, как целостное явление духа, продолжает европейскую гуманистическую традицию, приобретшую в ней свое яркое и последовательное религиозное выражение. Более того, христианское мировоззрение в философии B.C. Соловьева получает, фактически, второе рождение, освобождаясь от своей конфессиональной ограниченности, от «межхристианской» нетерпимости и жесткого догматизма. Как и его далекий предок Г.С. Сковорода, B.C. Соловьев, «никогда не отрывается от Церкви, но никогда и не боится идти путем свободной мысли»6, восстанавливая тем самым христианство в его первоначальном единстве. И как о Г. Сковороде, о B.C. Соловьеве можно сказать, что он «был тверд в свободном своем творчестве, но решительно чужд всякому бунту: наоборот, им владеет убеждение, что он в своем искании истины остается с Христом.»7.

Во-вторых, B.C. Соловьев в своей философии продолжает и, в рамках XIX века, завершает разработку и осмысление таких культурфилософских понятий, как: «культура», «цивилизация», «культурно-исторический тип», «нация», «национальная идея», «всечеловечество», чем готовит почву для отечественных культурологических исследований начала XX века. Соловьев видит культуру как изначальную целостность, как социальный аспект всеединства (философ — противник всяческого культурного сепаратизма и радикального партикуляризма, где это изначальное культурное единство человечества растворяется в разрозненных социальных образованиях). Основные идеи, посредством которых Соловьев раскрывает понятие культуры,

6 Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001 С. 80.

7 Там же.

- это «универсализм», «всеединство», а также «софийность» - принцип триединства Бога, человечества и человека, истины, добра и красоты. София как женское начало в Боге, как Мировая Душа воплощает в себе духовное человечество, лишенное своей материальной природы, чем актуализирует культурно-символическое основание человеческого бытия.

Культура для Соловьева - это форма перерождения материального в человечестве в духовное, средство преображения природы человека и через него — преображение универсума, то есть культура есть активное созидательное творчество человека. Культурное творчество есть деятельность, преобразующая естественное бытие и тем самым формирующая новый миропорядок, созидающая новую реальность перерожденной природы через воплощение в ней сверхприродных начал.

Важной для последующей философии культуры стала идея> Соловьева, утверждающая человечество, народ и семью в качестве доминирующих сфер, в которых происходит культурное становление человека, формирование личности. Национальная культура; в свою очередь, является необходимым аспектом и частным проявлением культуры вообще, находя свое отражение в национальном сознании и преломляясь в национальной идее.

Национальная идея воплощает в себе основные культурные установки. Формируясь в недрах самой культуры, она может считаться важным культурообразующим фактором, выступая одной из форм культурного и исторического самоосуществления человека. Она представляет собой одну из фундаментальных культурных инвариант. В рамках русской культурной саморефлексии содержательным ядром духовных исканий становится вопрос о смысле бытия: для человека это вопрос о смысле жизни, для государства — о его историческом назначении, а для народа это вопрос о подлинной национальной идее.

Соловьевское видение национального призвания русского народа имеет уникальный характер в рамках отечественной культуры второй половины XIX века, вследствие чего приобретает особое культурное значение. Противник национализма, Соловьев видел в России многонациональное государство, полиэтническое единство которого дает и особый культурный сплав, где сочетание различных национальных традиций составляет в итоге не мозаичное сложение, но действительный синтез.

Итак, философия Соловьева представляет собой значительное культурное явление своей эпохи. Она объединяет весь предшествующий опыт исследования культуры в России, завершая и венчая собой культурфилософский анализ XIX века, а также создает почву для последующих изысканий в области культуры и культуротворчества следующего - XX — века (символизм, софиология, космизм, евразийство.). Философия Соловьева вызвала к жизни мощное культурное движение по духовному преображению мира, социальной революции, проводимой исключительно средствами культуры.

Современное обращение к исследованию национальной проблематики оказывается тем более актуальным оттого, что в свете глобализационных процессов появляется мнение о скором растворении наций в более обширных мультикультурных общностях. Однако формирование человечества не отменяет значимости национального начала. Национальная идея как процесс самоидентификации народа в общемировой жизни, как развитие национального самосознания, связан с определением своих исторических задач. В историческом процессе национальная идея утверждается, ибо включение индивида в какое-либо общественное образование происходит на основе уже существующей принадлежности этого индивида какой-либо другой группе (так, англичанин именно будучи англичанином, ощущает себя европейцем). Иначе говоря, появление глобальных социальных образований вплоть до универсального - человечества — не отменяет национальное начало, но основывается на нем. Естественно, возникает необходимость в обязательном теоретическом фундаменте современного понятия нации и ее роли в истории, в философском анализе национального измерения человечества.

Методологическая основа исследования: Данное исследование в изложении и анализе материала будет основываться на. общенаучных принципах историзма и объективности, а также на сочетании принципов целостности и конкретности. Методологическую базу диссертационной работы составят методы социально-исторической ретроспекции, сравнительного историко-философского анализа текстов B.C. Соловьева и его современников, и метод исторической актуализации, способствующий определению роли теории нации B.C. Соловьева в культурной ситуации России второй половины XIX века и «вписанию» национальной проблематики в современное видение философской системы B.C. Соловьева.

Объектом диссертационного исследования является философская система B.C. Соловьева в контексте русской духовной культуры второй половины XIX века. Его предметом выступает национальный вопрос в философских исканиях B.C. Соловьева

Источники диссертации: Данное исследование будет проводиться на основе изучения текстов самого B.C. Соловьева, как теоретико-философских, так и публицистических, и его писем8.

Цель работы: Основная цель данной работы — дать культурфилософский анализ теории нации В.1С. Соловьева и определить ее место в мировоззрении мыслителя и в духовной культуре современной ему России.

Задачи работы: К основным задачам данного диссертационного исследования относятся:

- исследование философских и социокультурных интерпретаций национальной проблематики в системе идей B.C. Соловьева, предпринимавшихся в отечественной и зарубежной науке;

- изучение того теоретического контекста, в котором национальная проблематика у B.C. Соловьева получает законченное выражение,

8 А именно: Соловьев B.C. Собрание сочинений в 10 т. СПб, 1911; Соловьев B.C. Полное собрание сочинений и писем в 20 т. Т. 1-3. М., 2000-2001; Соловьев B.C. Сочинения. М., 1988; Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. М., 1989; Соловьев B.C. Письма. В 4 т. СПб, 1908 - Пг, 1923. изложение общих представлений философа о сущности человечества в его исторической эволюции;

- определение сущности нации, как она понимается B.C. Соловьевым, согласование национального деления человечества с основными принципами христианской культуры и мировоззрения, изучение формирования национального самосознания, рассмотрение национальной* идеи как одного из фундаментальных факторов культуры и исследование искаженных тенденций в ее истолковании;

- применение теории нации B.C. Соловьева к конкретному социально-историческому явлению - к России, к ее истории и культуре.

Научная новизна: Научная новизна диссертационного исследования/ состоит в попытке представить обстоятельный анализ национального вопроса в контексте философии Соловьева (прежде всего, через «практическую» философию, но поскольку его философия едина и представляет собой синтез теоретической и практической, то в контексте всей его философии). Национальная проблематика изучается как самостоятельная область философских исканий B.C. Соловьева: она раскрывается и в своих теоретических основаниях и через специфическую конкретно-практическую сферу посредством анализа русской истории и исторического призвания России. Национальная идея в данной работе рассматривается как одна из сил духовного преображения человечества на пути к осуществлению интегрального культурного синтеза. Значение национального вопроса в философии B.C. Соловьева в данной работе устанавливается через «фокусировку» идей. Учение о всеединстве берется в аспекте космического становления Богочеловечества. Идея Богочеловечества рассматривается через призму эволюционного «развертывания» человечества, человечество же, как органическая целостность, в свою очередь, исследуется в потоке истории растворенным в социокультурных общностях, в том числе, и национальных. Особое место отводится разделению человечества на государства и анализу основ государственного бытия, поскольку именно в государстве происходит культурно-историческая «материализация» народностей. Наконец, в самом национальном вопросе движение мысли идет от понятия нации через отсеивание недолжных форм национальной идеи к ее истинной формулировке и далее - от национальной идеи как общего принципа осознания культурного бытия к русской идее как конкретному историческому примеру постановки и осуществления идеи национальной.

Апробация работы: Материал, представленный в диссертации, прошел свою апробацию на нескольких конференциях разного уровня: на XI международной конференции молодых ученых «Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы» (Петербург, 2000), на; международной конференции, посвященной столетию со дня смерти B.C. Соловьева (Москва, 2000), на IV Международной Кондратьевской конференции «Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век», на международной конференции, посвященной 60-летию философского факультета МГУ «Человек - Культура - Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований», на международной научно-практической конференции «XXI век: Россия и Запад в поисках духовности» (Пенза, 2003), а также не ежегодных Февральских чтениях (20002003 гг.), проводимых Сыктывкарским государственным университетом. Кроме того, материал по рассматриваемой теме был частично опубликован.

Структура работы: Диссертационное исследование включает в себя четыре главы. Первая глава «Историко-философский и социокультурный контекст национальной идеи B.C. Соловьева» содержит два параграфа. В силу того, что литература о Соловьеве и его научном наследии весьма обширна, кажется целесообразным посвятить ее анализу специальный параграф. Изучение историографического материала по национальному вопросу в соловьевской философской системе проводится в первом параграфе. Второй параграф представляет историко-культурный контекст философии B.C. Соловьева.

Вторая глава, как и последующие, состоит из трех параграфов. Она включает в себя общие сведения о том, как B.C. Соловьев представляет сущность человечества, его эволюцию. В ней предлагается анализ основных положений философии культуры и историософии Соловьева, вне которых невозможен продуктивный: разговор о соловьевском видении национального вопроса. Нации живут и развиваются в истории, они включены в историческое бытие человечества как его необходимые составляющие, и потому в рамках философской системы B.C. Соловьева именно учение: о человечестве и философия истории составляют необходимый контекст для рассмотрения теории национальности. В свою очередь, и теория государства B.C. Соловьева оказывается связанной с национальным вопросом, поскольку сам философ называет государство «телом» и «формой» нации. Народность (именно этот термин чаще всего использует сам философ, обращаясь к национальной проблематике) как отдельная структурная единица человечества существует в истории, по мысли Соловьева, либо в форме этноса, и тогда она растворяется в племенном и родовом бытии, либо в форме государства, тогда она ограничивается общностью территории, истории, языка и социального характера.

Третья глава, собственно, составляет ядро диссертационной работы, поскольку в ней излагается соловьевское учение о нации. Сначала уточняется подход B.C. Соловьева к определению сущности национального бытия, существование наций рассматривается: в контексте христианского мировоззрения философа. Затем поднимается вопрос о формах национального существования, демонстрируются истинные и искаженные трактовки национальной идеи. Наконец, дается анализ того, как B.C. Соловьев видит сам процесс постановки национальных задач, уяснения национального призвания и осуществления национальной миссии. Необходимо отметить, что автор данного диссертационного исследования не ставит перед собой цели проследить формирование национального сознания в многообразии конкретных примеров, приводимых B.C. Соловьевым. Так, в силу ряда причин за пределами нашего исследования остаются соловьевские работы о польском и еврейском национальном вопросах (и в силу объемности и относительной самостоятельности указанной проблематики, а также по причине того, что по этим темам существуют специальные исследования9).

Четвертая глава посвящена рассмотрению русской идеи, ее эволюции в истории русского национального сознания. В диссертационной работе отсутствует детальный анализ той историко-философской среды, в которой рождались философские идеи Соловьева. Это связано, прежде всего, с тем, что вопрос о культурных и интеллектуальных взаимовлияниях хорошо проработан как в отечественной, так и в зарубежной литературе, посвященной «соловьевской» проблематике10. Тем не менее, абрис той социокультурной среды все же присутствует в диссертации - это анализ дискуссии между славянофилами (панславистами), западниками (либералами) и Соловьевым.

Завершается диссертационное исследование заключением, подводящим итоги проделанной работы, списком литературы по теме и приложениями.

Итак, современное возвращение к B.C. Соловьеву знаково: всеединство как центральная фундаментальная идея его философии, преломленная и в жизни человека, и в социальной, и в природной организации дает надежду на возможность преодоления разобщенности, раздробленности современной культуры, открывает новые горизонты исторического единения человечества. А эсхатологическое мировоззрение B.C. Соловьева, «обращенное» к настоящему

9 См., например: Соловьевский сборник. Материалы международной конференции «B.C. Соловьев и его философское наследие» Москва. 28-30 августа 2000 г. М., 2001. (в частности, статьи Д. Белкина «"Еврейский вопрос" как "христианский вопрос"» и Л. Киейзик «Владимир Соловьев и польский вопрос»). Польский вопрос в философии B.C. Соловьева также исследуется в докторской диссертации Л. Киейзик: Киейзик Л. Культурологические идеи Владимира Соловьева. Автореф. дис. д.ф.н. Ростов-н/Д. 1998. К исследованию еврейского вопроса также происходит обращение и в работе Kornblatt, J. Vladimir Solov'ev on Spiritual Nationhood, Russia and the Jews // The Russian Review. Stanford, 1997. Vol. 56. # 2.

10 См., например, монографин А.Ф. Лосева, работы Е.Трубецкого, а также диссертации: Максимов М.В. Историософия B.C. Соловьева в отечественной и зарубежной философской мысли XX века. Автореф. дис. д.ф.н. М., 1999; Межуев Б.В. Отечественные истоки философии B.C. Соловьева (социокультурный контекст 7090-х годов XIX в.). Автореф. дис. к.ф.н. М., 1997; Роцинский С.Б. Идея примирения и примирение идей в философии всеединства B.C. Соловьева Автореф. дис. д.ф.н. М., 2000. времени, может дать новые — на первый взгляд парадоксальные - возможности преодоления современного кризиса: неразрешимые проблемы современности оказываются в принципе преодолимыми, если мы от перестройки мироздания обратимся к анализу общественного сознания, в разорванном состоянии которого и кроется отгадка всех неразрешимых дилемм современного социального бытия. Возвышенная оценка соловьевского творчества, данная С.Н. Булгаковым, вновь оказывается актуальной. Мыслитель убежден: «В сумерках бытия мы принимаем за источник еле брезжущего света то те, то другие предметы, только сильнее других его отражающие. С ясновидением пророка Соловьев прозревал истинный его источник, свет немеркнущий, невечерний»11. С.Н. Булгаков указывает на то, что «идеал Соловьева - идеал цельного знания, цельной жизни, цельного творчества - присущ каждому

I ? развитому сознанию» , а потому «философия Соловьева. отвечает самым глубоким и высоким запросам человеческого духа — стремлению к цельному миросозерцанию, которое было бы не только теоретическим, но и практическим»13. Таким образом, современное стремление «проникнуть вглубь» философии B.C. Соловьева, «схватить» мыслью его идею всеединства, и, наконец, сама обращенность современного сознания к идеалу единения является явным признаком «взросления» культуры, преодолевающей кризис разобщенности. Человечество переживает постепенный переход от идеи «свободы от других» к идеалу «свободы с другими», и на этом пути философия B.C. Соловьева могла бы выступить источником высшего «невечернего» света, «оберегающим началом», в чем, вероятно, и видел свою профетическую задачу сам философ14.

11 Булгаков С.Н. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева?// Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991. С. 447.

12 Там же. С. 389. Там же. С. 446.

14 В одном из ранних писем B.C. Соловьева, адресованных Е. Романовой (Селевиной), философ уже ясно определяет свою жизненную задачу «убедить людей в истине», объясняя ее тем, что «всякое преобразование должно делаться изнутри - из ума и сердца человеческого». (Соловьев B.C. «Неподвижно лишь солнце любви.». М., 1990. С. 174).

17

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Культурфилософский анализ национальной идеи В.С. Соловьева"

Заключение

B.G. Соловьев, осуществляя поставленную перед собой задачу преодоления «отвлеченных начал» западной философской мысли, создает философию «положительного синтеза», в которой метафизика пронизывает теории практического мироустройства, соединяя их в целостную культурфилософскую концепцию. Учение о человечестве в его исторической эволюции оказывается восходящим к соловьевской идее Всеединства, в то время как основными участниками Богочеловеческого процесса в философской системе B.C. Соловьева выступают такие исторические силы, как нация и государство. Человечество, в таком случае, может рассматриваться как «энтелехия» народностей, выступающая для них внутренней движущей силой, имманентно присущей самой природе нации. Единое соборное человечество, согласно B.C. 'Соловьеву, является целью исторического развития, принципиальная осуществимость которого допускается метафизическим пониманием культуры как интегральной духовной цельности, представляющей собой высшее «надприродное» свойство человечества, его сущность, внутренний импульс к саморазвитию и самореализации в истории. Формальное единение человечества оказывается предопределенным его потенциальной внутренней целостностью, а содержательное единство укоренено в «культурном императиве» как в требовании самораскрытия принципа всеединства и актуализации в историческом измерении человечества неизменной совершенной природы Абсолюта. Именно единое человечество, существуя в истории лишь в некоем идеальном образе, придает смысл бытию национальностей.

Учение Соловьева о народности и его решение национального вопроса, выражая оригинальную позицию философа и преломляя в себе духовные искания, динамику культуры России XIX века, и особенно, его второй половины, становятся значительным культурным событием той эпохи. И вместе с тем, национальная идея как средоточие основных установок самосознания народности, представляя собой движущую силу и смысл эволюции национальной культуры, в своем становлении и развитии преломляет и проявляет специфику культурного развития. Настоящая диссертационная работа стала первым специальным исследованием, посвященным реконструкции национальной идеи B.C. Соловьева в рамках проблематики философии культуры.

Несмотря на непроходящий интерес философа к национальному вопросу, он никогда не выступал предметом специального изучения, не было работ, основной темой которых стала бы его теория нации. Между тем, многие исследователи философского наследия B.C. Соловьева используют материал по национальному вопросу для раскрытия и дополнения других концепций и идей мыслителя. Обращение к проблемам исторического бытия народности, какими они предстают в философии Соловьева, происходит и в работах, воссоздающих его метафизическую систему, и в тех, что в качестве специального предмета имеют соловьевскую философию истории, его учение о развитии, идею Богочеловечества или теократический идеал. В диссертации был дан анализ трудов как отечественных, так и зарубежных ученых в ракурсе национально-исторической проблематики. Наряду с этим, для прояснения причин особого внимания Соловьева к вопросам национального существования представляется важным восстановить историческую обстановку и культурную атмосферу, в которой складывалось и развивалось мировоззрение философа. Изучение историко-культурного контекста творчества Соловьева способствовало воссозданию его теории нации и объяснению специфики соловьевского подхода к решению национального вопроса.

Как было показано в диссертации, методологической основой его учения о развитии является гегелевская триада, в интерпретации Соловьева знаменующая переход от первоначальной слитности тождественных единиц через множественность и борьбу отличных друг от друга элементов к их добровольному, но сохраняющему специфичность внутреннему единству. Историческая эволюция человечества мыслится B.C. Соловьевым как последовательная смена трех стадий: общинно-родовой, национальногосударственной и всечеловеческой. Современный философу этап истории в его представлении имеет переломный характер и знаменует переход от отдельно существующих наций и национальных культур к единой культуре и целостному человечеству, элементы которого должны сохранить свое качественное своеобразие. Определяя историческую роль и задачи государства в общемировой эволюции, B.C. Соловьев сначала отталкивается от идеи его охранительно-защитных функций, но постепенно обращается к рассмотрению государства не только как субъекта права, но и как коллективного субъекта нравственности.

Государство, исторически оформляя и упорядочивая, бытие наций, рассматривается Соловьевым как необходимое условие осуществления национальных задач. Особой заслугой философа становится разработка теоретических начал бытия нации в истории и культуре, создание собственной теории нации. Соловьев исследует процесс формирования народностей, их культурно-историческое становление и «облачение» в «тело» государства. Занимаясь изучением эволюции национального сознания, он подчеркивает первичность идеи по отношению к «материальному» воплощению нации: основание национальной культуры и историческое развитие народности, как полагает философ, становится возможным только тогда, когда начинает формироваться национальное самосознание. Иначе говоря, Соловьев отстаивает идеократический взгляд на национальное бытие, рассматривая в качестве доминирующего начала народной жизни общественное сознание, национальную идею.

Значительным вкладом B.C. Соловьева в рассмотрение национального вопроса можно считать предпринятую им попытку «вписать» национальное деление человечества в контекст христианского мировоззрения. Его размышления о месте национальности в историческом развитии идут вразрез с устоявшейся культурной установкой на то, что христианство со временем упраздняет нации из истории. B.C. Соловьев определяет народность как совокупность взаимодействующих индивидов, объединенных одним языком и общей исторической судьбой; при этом, он отождествляет народность и нацию, смешивая небольшую историческую общность с «метафизической», духовной группой людей, связанных единством характера, языка, культуры. Философ видит в нации реальную положительную земную силу. Выделение народностей в едином теле человечества никак не противоречит христианскому миропониманию, а потому конечной целью исторического прогресса является преодоление национального и культурного сепаратизма, но никак не освобождение от национального разделения. Философ при этом не занимается беспочвенными спекуляциями, но, будучи человеком глубоко эрудированным, в том числе и в области христианской догматики и писания, он выстраивает христианскую концепцию нации.

Такая христианская (или, шире, — нравственная) основа его национального учения, как видно из диссертационного исследования, помогает B.C. Соловьеву успешно избежать искушений национализмом, которые обычно поджидают говорящих о патриотизме, о национальной самобытности, а тем более - о мессианской роли своего народа. Каждая нация в силу различных причин (исторических, географических, психологических и т.д.) имеет уникальную историческую миссию, определению и осуществлению которой способствует формирование национальной идеи. Высшая цель любой нации должна находиться вне узких национальных интересов - в восстановлении всечеловеческого единства и в воплощении Богочеловечества.

Национальная идея определяется Соловьевым как культурообразующий фактор, как общий принцип самоосуществления культуры, проявления ее метафизической сущности, возвышающей человечество над естественно-природным бытием. В'культуре человечество обретает свою онтологическую основу, объединяющую предметную реальность изменчивых явлений с неизменной единой духовной сущностью мира. Культура содержит тот универсум смыслов, ценностей и принципов, в котором только и возможна индивидуальная и социальная самоидентификация, историческое «самоузнавание» народа, и вместе с тем именно она создает необходимые условия для его самореализации, делая пространство человеческой жизни особенным, специфичным, сверхприродным.

Преломление высшей подлинной реальности культуры в народно-государственной жизни оказывается возможным посредством национальной идеи, которая, по глубокому убеждению философа, представляет собой комплекс материальных интересов, политических принципов и этических ценностей, обусловливающих развитие нации и становление ее культурной идентичности. В определении национальной идеи как исторической миссии народности, ее действительного призвания проявляет себя провиденциализм соловьевского понимания истории, высший смысл которой предзадан. Смысл существования нации в истории, преломляясь в национальной идее, оказывается предопределен волей Бога. Однако, несмотря на Божественную предрешенность конечной цели бытия народности, в выборе способов и средств осуществления своей исторической задачи, в определении своего исторического пути нация видится Соловьеву свободной. Таким образом, философ предлагает свое понимание согласования свободы воли человека с Божиим промыслом, рассматривая их как два источника исторической эволюции человечества.

В формулировке национальной идеи, как того требует христианский универсализм, доминантными должны быть нравственные обязательства народа и ориентация на идеал свободного справедливого и равноправного сосуществования наций, основанного на принципе солидарности. Национализм в силу нарушения идеалов и норм достойного существования.человечества, из-за обоснования исключительности одной нации и противопоставления ее всем остальным, а также по причине возбуждения националистического эгоизма и выдвижения лжемессианских идей является ложной формулировкой национальной идеи, равно как и космополитизм, не признающий за понятием нации какого-либо «нравственного значения». На деле национализм и космополитизм в понимании B.C. Соловьева оказываются причудливо связанными в единое явление, поскольку в качестве общего свойства они имеют дихотомию «свои - чужие»; в космополитизме граница между дихотомическими полюсами не только не исчезает, но становится абсолютной. Наряду с этим, христианский мессианизм B.C. Соловьева, приверженцем которого он был почти до конца жизни, ставит перед нацией высокие задачи, определяя национальную идею как служение или долг. Мессианское сознание оказывается у философа обращенным не к прошлому народа и не к его историческим заслугам, а к его будущему, к призванию нации, к ее историческим обязанностям. Именно моральный императив становится для него центральным критерием, отличающим мессианизм от национализма. И, тем не менее, как продемонстрировано в диссертационной работе, философская мысль Соловьева в ее «национально-историческом» аспекте, переживает эволюцию от мессианского истолкования национальной идеи как исключительной, спасающей и тем возвышающей задачи, стоящей перед народностью, к миссионизму, хотя и полагающему призвание нации уникальным, важным, но отстаивающему равное достоинство исторических национальных миссий.

Русская идея как конкретное культурно-историческое преломление идеи национальной не должна формироваться на базе «зоологического патриотизма», даже если таковой декларирует свое радение о благе России, создавая иллюзию жертвеннического национального призвания. Отказ от националистических настроений, осознание реальных сил народа и обращение к развитию истинно национальных достоинств — вот что, по мысли B.C. Соловьева, должно детерминировать политику государства и лежать в основе определения русской идеи. Обретение истинной миссии способствовало бы процветанию России через ее участие в Богочеловеческом процессе. Современная задача России, задающая специфику ее настоящего бытия и будущего развития, как считает B.C. Соловьев, - это духовное совершенствование, укрепление нравственных основ общечеловеческого и, в свете идеи всеединства, космического бытия.

Все вышесказанное делает соловьевский опыт философского анализа сущности нации и национального бытия действительно уникальным. Тем более трудно переоценить значение идей Соловьева сейчас, когда в России идет мучительный процесс самоидентификации народа, осознания своего исторического предназначения и поиска дальнейшего пути. Извечный вопрос о будущих судьбах России и человечества получает свое разрешение в профетических идеях Соловьева, в его философских проектах грядущего бытия, причем в основе этих исканий лежит уверенность в том, что эволюция человечества — это прежде всего эволюция его духа.

Вместе с тем, не стоит обращаться к Соловьеву в поисках готовых рецептов разрешения кризиса, не стоит искать у него какую-то особую «спасительную» парадигму мышления и действия в мире. Его философия относится к тому особому роду мировоззренческих систем, для которых не существует течения времени, где даже утопии — вневременны в силу самого стремления бескорыстной мысли ввысь. B.C. Соловьев - пророк, поднимающий планку исторических задач на такую высоту, которая, как горизонт, видна, но недосягаема, и в его идеях, как в увеличительном стекле, можно открыть действительные исторические ожидания, обращенные временем к современному человечеству.

Распространенное в современной интеллектуальной культуре мнение, обнаруживающее в религии мощный разделяющий импульс, опровергается примером синтетического мышления B.C. Соловьева. Его философия «христианского универсализма» показывает, что изначально христианство призвано не разделять людей, но объединять их. Изоляционная же политика религиозных общин есть не что иное, как результат действия «сектантского» мышления, его нетерпимости, предубеждения, поспешных оценок. Истина единственна и целостна, но, «опрокидываясь» в мир и отражаясь в общественном сознании, она разбивается на множество разнородных частей, что и порождает представления о ее субъективности. Широта и справедливость оценок, обдуманность выводов, терпимость мнения и поступков придают суждениям силу и убеждают в правильности решений и действий скорее, чем внешнее принуждение к согласию. Такой убедительностью, на наш взгляд, и отличается философия B.C. Соловьева, не неопровержимостью доводов, но внутренней уверенностью, не претензией на обладание истины, но горячим стремлением к ней.

Сейчас вряд ли стоит вновь, пытаться давать оценку философии B.C. Соловьева, в частности его социально-философским взглядам. Ее уже дала история, вознеся мыслителя на вершину русской философской мысли. Корни всей русской философии, а во многом, и культуры XX века - в ней; Соловьев «вспышкой» своей философской интуиции оказал огромное влияние на русскую интеллектуальную культуру последующих десятилетий: не только последователи, но и противники его идей - все исходили из его философии. Без сомнения, начало XX века в русской культуре — в философии, литературе, в художественном искусстве — прошло под знаком B.C. Соловьева. Не только его философия, но также и поэзия, и публицистика нашли своих последователей и положили начало целой культурной эпохе в России нового века. Метафизика всеединства B.C. Соловьева оживила общественное сознание, став тем импульсом, который привел к появлению Серебряного века в русском искусстве и к возрождению религиозной философской традиции, почти было утратившей своих сторонников. Влияние его идей обнаруживается в духовной эволюции многих оригинальных мыслителей, столь отличных друг от друга в своем видении мира. Среди них - Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.ГТ Вышеславцев, В.И. Иванов, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, Д.С. Мережковский, С.М. Соловьев, С.Н. Трубецкой, Е.Н. Трубецкой; П.А. Флоренский, С.Л. Франк, В.Ф. Эрн. Тем не менее, в целом, сам B.C. Соловьев, в философской системе которого нашли источник вдохновения многие творцы русской культуры, так и остался одинок в своих исканиях.

Бесспорно, вовсе не требуется педантичного «копания» в текстах Соловьева, чтобы обнаружить логические и рационалистические «огрехи» в его философских построениях. Его система может выглядеть совсем «не системной», поскольку в ней нет завершенности, безупречной логической отточенности мысли, но все это оказывается вовсе не «минусом» философии Соловьева, а как раз наоборот - преимуществом. Его философия целостна по существу, она несет в себе вдохновение свободы', а все свойственные ей внутренние противоречия и неопределенности изложения мысли помогают проследить рождение идеи. Такая «нестационарность», незавершенность философского мышления Соловьева создает момент внутреннего напряжения мысли, динамика которой подчеркивает ее живое начало. Философия вовсе не предполагает непротиворечивого универсального знания, обладания абсолютной истиной, она не должна содержать готовые «рецепты» социального совершенствования. Философия есть только «любовь к истине», движение к ней; она значима не столько своими итогами, результатами, сколько духовными исканиями, самим творческим процессом философствования, дающим возможность «со-философствовать», открывающим путь к внутреннему диалогу. Именно такой была мысль B.C. Соловьева - действительно философской', есть в ней призыв, но есть и свобода для мыслительного пространства другого.

 

Список научной литературыТонкова, Елена Германовна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Соловьев B.C. Догматическое развитие церкви в связи с вопросом о соединении церквей. // Символ. Париж. 1985. № 14.

2. Соловьев B.C. Из несобранного. // Вестник РХД. 1990. Кн. 158. (I).

3. Соловьев B.C. Из творческого наследия. // Логос. Диалог Восток — Запад. Религиозно-общественный экуменический журнал. Брюссель, Мюнхен, Москва. 1995. №50.

4. Соловьев B.C. Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться. // Наше наследие. М. 1988. № 2.

5. Соловьев B.C. Материалы из биографии B.C. Соловьева. // Росс. Архив. (История Отечества в свидетельствах и документах XVIII XX вв.). Вып. II-III. М., 1992.

6. Соловьев B.C. «Неподвижно лишь солнце любви.»: Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников. М., 1990.

7. Соловьев B.C. Переписка Л. Толстого с B.C. Соловьевым. // Лит. Наследство. М., 1939. Т. 37-38.

8. Соловьев B.C. Письма. В 4 т. СПб, 1908 Пг, 1923.

9. Соловьев B.C. Полное собрание сочинений и писем в 20 т. Т. 1-3. М., 20002001.

10. Соловьев B.C. Собрание сочинений в 10 т. СПб, 1911.

11. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. М., 1988.

12. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. М., 1989.

13. Абдрасулов С.М. Судьба России в философии истории религиозных мыслителей XIX века: П.Я. Чаадаев, К.Н. Леонтьев, B.C. Соловьев. Автореф. дис. к.ф.н. М., 1995.

14. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. №7.

15. Аксаков И.С. По поводу статьи B.C. Соловьева «О церкви и расколе» // Русь. 1882. 2 октября.

16. Актуальные проблемы истории русской философии XIX в. М., 1987.

17. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск, 1990.

18. Асмус В.Ф. Владимир Соловьев. М., 1994.

19. Асмус B.C. Соловьев: опыт философской биографии // Вопросы философии. 1988. № 6.

20. Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. 1990. № 8.

21. Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. М., 2000.

22. Бессонов Б.И. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1992.

23. И. Биллингтон Дж. X. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. М., 2001.

24. Блюменкранц М. «Русская идея» и мессианское сознание // Общественные науки. 1990. № 5.

25. Бондарев П.Б. Философия истории B.C. Соловьева. Автореф. дис. к.ф.н. Краснодар, 1996.

26. Бори П.Ч. Новое прочтение "Трех разговоров" и повести об антихристе B.C. Соловьева, конфликт двух универсализмов // Вопросы философии. М., 1990. N9.

27. Булгаков С.Н. Без плана. О пути Соловьева ответ кн. Е.Н. Трубецкому. // Вопросы жизни. Вырезка.

28. Булгаков С.Н. Васнецов, Достоевский, B.C. Соловьев, Толстой: параллели. //Лит. Дело. СПб, 1902. Вырезка.

29. Бучило Н.Ф. Национальная идея в духовном опыте народа // Вестник РФО. 1998. № 4.

30. Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопросы философии. 1994. № 1.

31. Вашурин А.Н. Идея теократии в философии всеединства B.C. Соловьева. М., 1997. Деп. в ИНИОН РАН.

32. Введенский А.И. Философские очерки. Вып. 1. О философии в России, о мистицизме и критицизме B.C. Соловьева. СПб, 1901.

33. Величко B.JI. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. СПб, 1903.

34. B.C. Соловьев: Pro et Contra. Спб, 2000.

35. B.C. Соловьев: Pro et Contra. Спб, 2002. Т. 2.

36. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001.

37. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева // Вопросы философии. 1994. № 6.

38. Гальцева Р.А. Условная эсхатология Владимира Соловьева // Новая Европа. 2000. № 13.

39. Гальцева Р.А., Роднянская И.Б. Раскол в консерваторах (Достоевский, В. Соловьев, И.С. Аксаков, К. Леонтьев, К. Победоносцев в споре об общественном идеале). // Неоконсерватизм в странах Запада. Ч. 2. М., 1982.

40. Гессен С.И. Борьба утопии и автономии добра в мировоззрении Ф.М. Достоевского и B.C. Соловьева//Современные записки. 1931. Т. 45.

41. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности. // Вопросы философии. 1993. № 1.

42. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 2003.

43. Даам X. Свет естественного разума в мышлении В. Соловьева. //Вопросы философии. 1992. № 8.

44. Зайцев Д.Ф. Социально-историческая преемственность форм мессианизма как предпосылка становления русской идеи всеобщего спасения. СПб., 1997. Деп. в ИНИОН РАН.

45. Захаров А.А. Историко-философская концепция B.C. Соловьева. Автореф. дис. д.ф.н. М., 1999.

46. Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001.

47. Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М., 1995.

48. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. Конец XIX начало XX вв. М., 1991.

49. Кантор В.К. «.Есть европейская держава». Россия: трудный путь к цивилизации: Историографические очерки. М., 1997.

50. Карасев Л.В. Русская идея (символика и смысл) //Вопросы философии, 1992. № 8.

51. Карсавин Л. Восток, Запад и Русская идея. Пг. 1922.

52. Киейзик Л. Культурологические идеи Владимира Соловьева. Автореф. дис. д.ф.н. Ростов-н/Д. 1998.

53. Киреев А.А. Славянофильство и национализм: ответ B.C. Соловьеву. Пг, 1890.

54. Клайн Дж. Гегель и Соловьев. //Вопросы философии. 1996. № 10.

55. Клайн Дж. Спор о религиозной философии: Л. Шестов против В. • Соловьева // Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей. Питтсбург, 1975.

56. Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991.

57. Козырев А.П. B.C. Соловьев и К. Леонтьев: Диалог в поисках «Русской звезды».//Начала. 1992. №2.

58. Константинов В. К истории одной полемики (К.Н. Леонтьев и B.C. Соловьев о проблемах христианской эсхатологии).//Начала. М., 1992. № 2.

59. Кувакин В.А. Философия B.C. Соловьева. М., 1988.

60. Кузнецова С.В. Идеи мессианизма и национализма в историософии Е.Н. Трубецкого. М;, 1992. Деп. в ИНИОН РАН.

61. Леонтьев К.Н. Избранные письма. СПб. 1993.

62. Лопатин Л.М. Философское мировоззрение B.C. Соловьева (философские характеристики и речи). М., 1911.

63. Лопухов Б. B.C. Соловьев и русский «европеизм» // Европейский альманах. 1990. Вып.1.

64. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 2000.

65. Лосский Н.О. B.C. Соловьев и его преемники в русской религиозной философии. //Путь. 1926. № 2, № з 4.

66. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции «Москва третий Рим» в идеологии Петра I // Художественный мир средневековья. М., 1982.

67. Лукьянов С.М. О B.C. С. Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии. В 3 т. М., 1990.

68. Максимов М.В. B.C. Соловьев и Запад: невидимый континент. М., 1998.

69. Максимов М.В. Историософия B.C. Соловьева в отечественной и зарубежной философской мысли XX века. Автореф. дис. д.ф.н. М., 1999.

70. Малинин В.А. Отечественная философия истории в контексте русской идеи. //Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1994. № 4.

71. Маслин М.А. Современные буржуазные концепции истории русской философии. М., 1988.

72. Межуев Б.В. Отечественные истоки философии B.C. Соловьева (социокультурный контекст 70 90-х годов XIX в.). Автореф. дис. к.ф.н. М., 1997.

73. Мень А. Предшественники Владимира Соловьева. //Русская мысль. 1994. 1-7 сент.

74. Милюков П.Н. Из истории русской интеллигенции. Hattiesburg. 1970.

75. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. М., 1993-1995.

76. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

77. Никитин В.А. Владимир Соловьев и Николай Федоров. //Символ. 1990. №23.

78. Никольский А.А. Русский Ориген XIX века B.C. С. Соловьев. Спб, 2000.

79. Новикова Л.И. Сиземская И.Н. Русская идея как проблема историософии. // История как объект философского знания. М., 1991.

80. Носов А.А. В. Соловьев. Труды по философии, теологии и политике // Вопросы философии. 1993. № 5.

81. Носов С.Н. «Сладкие сны» русской культуры и их судьбы: (славянофильские исторические «сновидения» в мировоззрении B.C. Соловьева) // Пути и миражи русской культуры. СПб, 1994.

82. Носов С.Н. Идея «Москва — III Рим» в интерпретации К. Леонтьева и В. Соловьева. // Русская литература и культура нового времени. СПб, 1994.

83. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

84. Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры, исследования. Вып. XIX. B.C. Соловьев. М., 1996.

85. Петров М.В. Парадигмы национальной идеи в историко-философском контексте российской действительности XIX в. Ижевск, 1999.

86. Поляков Л. Логика русской идеи // Общественные науки и современность. 1992. №3-5.

87. Пономарева Г.М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX- начала XX в.в. Автореф. дис. д.ф.н. М., 1996.

88. Пономарева Л. Парадигма Европы в творчестве Владимира Соловьева // Европейский альманах. Вып.1. 1990.

89. Пул Р. Зло и свобода: критерии русской исключительности (Ф.Достоевский и B.C. Соловьев) // Общественные науки. М., 1990. N 6.

90. Радлов ЭЛ. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. СПб, 1913.

91. Рашковский Е.Б. Владимир Соловьев: христианское западничество? // Новая Европа. 1994. № 5.

92. Рашковский Е.Б. Современное мировоззрение и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов B.C. Соловьева. // Вопросы философии. 1997. № 6.

93. Розанов В.В. Собрание сочинений. Около народной души (Статьи 1906 — 1908 гг.). М., 2003.

94. Россия глазами русского: Чаадаев. Леонтьев. Соловьев. СПб, 1991.

95. Роцинский С.Б. Гегелевский комплекс философской системы B.C. Соловьева. // Социальная теория и современность. М., 1995.

96. Роцинский С.Б. Идея примирения и примирение идей в философии всеединства B.C. Соловьева. Автореф. дис. д.ф.н. М., 2000.

97. Роцинский С.Б. Владимир Соловьев и западная мысль: Критика. Примирение. Синтез. М., 1999. 173 с.

98. Русская философская мысль в 80-х гг. XIX в. о будущем России. М., 1990.

99. Самарин Д.Ф. Поборник вселенской правды. Возражение B.C. Соловьеву на его статьи о славянофилах 40-50-х гг. СПб, 1890.

100. Сборник статей о В. Соловьеве. Брюссель, 1994.

101. Сербиненко В.В. B.C. С. Соловьев. М., 2000.

102. Сербиненко В.В. Спор об антихристе: B.C. Соловьев и Г. Федотов. //Общественная мысль: исследования и публикации. Вып.2. М., 1990.

103. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. М., 1994.

104. Скворцов Л.Г. Общенациональная идея свободы России, идея Святой Руси // Вестник РФО, 1999. № 2.

105. Скобцова Е. (Мать Мария). Миросозерцание В. Соловьева. Париж. 1929.

106. Соловьев С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. М., 1997.

107. Соловьев С.М. Воспоминания. М., 2003.

108. Соловьевский сборник. Материалы международной конференции «B.C. Соловьев и его философское наследие». Москва. 28-30 августа 2000 г. М., 2001.

109. Социальная теория и современность. Вып.З. Судьбы России: взгляд русских мыслителей. М., 1992.

110. Страхов Н.Н. Борьба с Западом в нашей литературе. СПб, 1890.

111. Султанов К.В. Владимир Соловьев о социальной философии Н.Я: Данилевского. СПб, 1995. Деп. в ИНИОН РАН.

112. Сухов А.Д. Столетняя дискуссия: Западничество и самобытность в русской философии. М., 1998.

113. Трубецкой Е.Н. Из прошлого. Воспоминания. Из путевых заметок беженца. Томск, 2000.

114. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание B.C. Соловьева. М., 1995.

115. Трубецкой Е.Н. О христианском отношении к современным событиям. Статьи. Письма. // Новый мир, 1991. №7.

116. Трубецкой С.Н. В защиту «Русской идеи» B.C. Соловьева. Неопубликованное письмо в редакцию «Московских ведомостей» // Новая Европа. 1914. № 4.

117. Трубецкой С.Н. Письмо о славянофильстве // Вопросы философии. 1996. №1.

118. Усманов С.М. Безысходные мечтания. Русская интеллигенция между Востоком и Западом во II половине XIX начале XX века. Иваново, 1998.

119. Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии B.C. Соловьева // Вопросы философии. 1989. №6.

120. Федотов Г.П. Об антихристовом добре // Наука и религия. 1992. № 3.

121. Философия в России конца XIX- начала XX вв.: Преемственность идей и поиск самобытности. М., 1991.

122. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д, \991.

123. Франк C.JI. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки, 1990. № 5.

124. Хачатурян В.М. Н.Я. Данилевский и B.C. Соловьев о всемирно-историческом процессе и локальной цивилизации. // Цивилизации. М. 1993. Вып.2.

125. Хачатурян В.М. Н.Я. Данилевский и B.C. Соловьев о всемирно-историческом процессе и локальной цивилизации // Цивилизации. Вып. 2. М., 1993.

126. Хоружий С.С. Идея всеединства от Гераклита до Лосева // Начала. 1994. № 1.

127. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия. // Вопросы философии. 1991. № 5.

128. Чичерин Б.Н. Мистицизм в науке. Владимир Соловьев «Критика отвлеченных начал». М., 1880.

129. Шапошников Л.Е. Философия соборности: опыт русского самосознания. СПб. 1996.

130. Шестов Л. Умозрение и откровение. Религиозная философия B.C. Соловьева и другие статьи. Париж: YMKA-press. 1964.

131. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Русская философия: очерки истории. Свердловск. 1991.

132. Яковлева Л.И. О некоторых аспектах национальной идеи. М., 1997 Деп. в ИНИОН РАН.

133. Aizlewood, R. Revisiting Russian Identity in Russian Thought: From Chaadaev to the Early Twentieth Century // The Slavonic and East European Review. London. 2000. Vol. 78. # 1.

134. Ante, K. Vladimir Solovyev and Bishop Strossmaier. //The American Slavic and East Europ. Review. 1961. Vol. 20. # 2.

135. Chambers, R. Vladimir Solovyev and the State. //Australian Slavonic and East European Studies. Melbourne, 1992. Vol. 6. # 1.

136. Ignatow, A. Solowjow und Berdjajew als Geschichtphilosophen: Ideen u. Aktueller EinfluB. Koln. 1997.

137. Kline, G. L. Religious and Anti-religious Thought in Russia. Chicago, 1968.

138. Kohn, H. Pan-Slavism. Its History and Ideology. Notre Dame, 1953.

139. Kornblatt, J. Vladimir Solov'ev on Spiritual Nationhood, Russia and the Jews. // The Russian Review. Stanford. 1997. April. Vol. 56. # 2.

140. Lavrin, J. Vladimir Soloviev and Slavophilism. //The Russian Review. N.Y. 1961. Vol. 20. # 1.

141. Lord, R. Dostoevsky and Vladimir Solovyev. //The Slavonic and East European Review. L. 1964. Vol. XLII. # 99.

142. Milosz, C. Science fiction and the coming of the antichrist. //Dissent. N.Y., 1971. Vol. 18. #6.

143. Moss, W. Vladimir Solov'ev and the Russophiles. Washington. 1968.

144. Munzer, E. Solovyev. Prophet of Russian-Western Unity. London. 1956.

145. РоиНпА F. Vladimir Solov'ev's Rossiia i vselenskaia tserkov', Early Slavophilism's Pneumatic Spirit, and Pauline Prophet // The Russian Review. Stanford. 1993. Vol. 52. #4.

146. Stremooukhoff, D. Vladimir Soloviev and his Messianic work. Belmont, MA. 1980.

147. Sutton, J. The Religious Philosophy of Vladimir Solovyev. London. 1988.

148. Thaden, E. Conservative Nationalism in Nineteenth-Century Russia. Seattle. 1964.

149. Trinick, J. Berdyaev and Solovyev. //Eastern Churches. Quarterly Ramsgate. 1951/52. #9.

150. Vucinich, A. Social thought in Tsarist Russia: The Quest for a General Science of Society, 1861-1917. Chicago, London. 1976.

151. Walicki, A. History of Russian Thought from the Enlightenment to Marxism. Stanford, 1979.

152. Walicki, A. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Oxford, 1987.

153. Walicki, A. The Slavophile Controversy. History of a Conservative Utopia in Nineteenth Century Russian thought. Oxford. 1975.

154. Walicki, A. Vladimir Solov'ev and the Legal Philosophies of Russian Liberalism// Russian Thought and Society. 1800-1917. Keele, 1984.

155. West, J. The Philosophical Roots of the National Question // Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae. Budapest. 1996. Tom. 41. # 2.218