автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Курия в системе городского управления по Кодексу Феодосия

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Сильвестрова, Елена Витальевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Курия в системе городского управления по Кодексу Феодосия'

Текст диссертации на тему "Курия в системе городского управления по Кодексу Феодосия"



61-1290200 (2592x3504x2 111!)

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

Исторический факультет

На правах рукописи

Силъвестрова Елена Витальевна

Курия в системе городского управления по Кодексу Феодосия

Специальность 07.00.03. - Всеобщая история Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

научный руководитель доктор исторических наук профессор В.И. Кузищин

Москва, 1998

61-1290001 (2592x3504x2 tiff)

Оглавление.

Введение

1 .Характеристика источника. 2. Историография.

6

27

Глава 1. Титул «De decurionibus" в структуре Кодекса Феодосия.

46

1.1 Структура У-Х1 книг Кодекса Феодосия.

1.2 Структура рубрики «муниципального права» (книги Х11-ХУ).

1.3 С.ТЪ.ХП-ХУ и структура аналогичных рубрик Кодекса Гермогениана.

Глава 2. Функции курии в системе управления городским хозяйством. 73

2.1 Функции курии по управлению городским земельным имуществом и финансами.

2.2 Роль курии в управлении городскими общественными сооружениями.

Глава 3. Курия в структуре городского управления.

113

3.1 Народные собрания.

3.2 Традиционные городские магистратуры и курия. 3 .3 Curatores rei publicae.

3.4 Defensor civitatis и курия в системе городского управления.

61-1290002 (2592x3504x2 tiff)

Глава 4. Внутренняя структура курии как элемента системы городского управления. ¡52

4.1 «Nominationes» в курию и на должности городских магистратов.

4.2 «Muñera et honores» декурионов в управлении городом.

4.3 «Potentes» в городском управлении.

Заключение.

178

Библиография.

182

61-1290003 (2592x3504x2 111!)

3 "

Введение.

Вопрос адекватной интерпретации места и значения городской муниципальной организации в системе управления городом является одним из наиболее активно изучаемых в современной науке. Причина столь пристального внимания к проблемам позднеантичного города обусловлена сохранением городскими структурами центрального места в экономической и социально-политической жизни постклассического общества. Анализ взаимоотношений центральной власти и местных органов самоуправления, соотношения традиционных и новых структурообразующих элементов системы городских властей позволяет дать адекватный ответ на существенные для данной эпохи вопросы.

Изучение подобного рода явлений по материалам императорского законодательства особенно актуально для эпохи Поздней Римской империи, когда императорские постановления приобретают значение

основных источников права.

Следует, однако, указать на специфику реконструируемой на основе памятников императорского законодательства постклассической эпохи системы функционирования властных структур. Правовые нормы, включенные в Кодексы Феодосия и Юстиниана, представляют собой разработанные центральной властью установления, призванные регулировать подлежащие регламентации различные сферы жизнедеятельности общества, поэтому получаемая на основе таких источников картина находится на принципиально ином уровне, нежели

61-1290004 (2592x3504x2 111!)

4

восстанавливаемая на основании изучения неюридических источников различных типов1.

Актуальность предложенной темы заключается также в необходимости адекватного осмысления проблем развития позднеантичного города по материалам императорского законодательства в связи с переоценкой в современной научной литературе устоявшихся положений, касающихся как концепции позднеантичного города, так и источниковедческих проблем императорских Кодексов и, в особенности, Кодекса Феодосия.

В задачи предлагаемой работы входит уточнение на базе исследования императорских постановлений Кодекса Феодосия следующего комплекса проблем, связанных с изучением городских структур самоуправления периода IV - начала V веков н.э.

В первую очередь, следует остановиться на источниковедческих проблемах Кодекса, в который были включены императорские постановления совершенно определенного типа - нормы общего применения, - что обусловило целый ряд специфических черт этого памятника, которые подлежат внимательному анализу.

Далее, особенно пристального внимания заслуживает система Кодекса Феодосия, явившаяся плодом творческих усилий императорского окружения - представителей высшего эшелона государственного аппарата управления империей. Несомненно, анализ системы Кодекса и попытка выявить замысел его составителей позволит приблизиться к пониманию основных тенденций развития представлений носителей государственной власти о структуре органов власти.

Кроме того, изучение соотношения полномочий представителей центральной власти в городе и городских органов самоуправления позволит уточнить реконструированную картину, в которой можно

1 ср.: Коптев А.В., От прав гражданства к праву колоната. Формирование крепостного права в Поздней Римской империи. Вологда, 1995, стр.5-6

61-1290005 (2592x3504x2 !

выявить два уровня: - одного, выраженного в системе Кодекса, - и другого, определяемого отдельными императорскими постановлениями.

Далее, необходимо поставить вопрос о соотношении традиционных институтов городского управления и новых образований, их взаимопроникновения и взаимовлияния. Изучение данного вопроса позволит попытаться поставить вопрос об устойчивости городских структур управления в эпоху Поздней античности.

Наконец, проблема внутренней эволюции курии как коллективного органа самоуправления может быть решена, в какой-то мере, по материалам императорских постановлений, поскольку анализ именно такого типа источника может позволить выявить особенности структуры муниципального управления.

61-1290006 (2592x3504x2 !

Характеристика источника.

Адекватный анализ материала императорских конституций, включенных в Кодекс Феодосия, прямо связан с должным пониманием особенностей и проблем Кодекса, хотя многие из последних остаются до сих пор предметом научных споров. В первую очередь, следует перечислить ряд общих, связанных с глобальными тенденциями общественного развития в IV веке проблем, с которыми сталкивается исследователь при попытке интерпретации материалов Кодекса. Часть проблем связана с вопросами анализа юридического источника.

Следует отметить, что одной из важнейших проблем интерпретации Кодекса является трудность восприятия данного источника современным читателем как некоего документа, заключающего в себе несколько уровней отражения современных ему реалий. Первый слой представляет собой императорскую конституцию, изданную по определенному вопросу или по ряду вопросов; второй - восприятие этой конституции составителями Кодекса Феодосия; наконец, когда конституция, а, точнее, ее фрагмент, уже в измененном виде помещается в определенный титул, не следует рассматривать данную конституцию как некую отдельную и самостоятельную величину - напротив, уже титул становится правовой нормой, а конституция - только ее элемент1. Далее, некая общая особенность анализа законодательного памятника заключается в адекватной оценке несовпадения получаемых из него данных с данными любых других письменных источников. Кодекс Феодосия представляет собой собрание императорских постановлений общего применения и отражает, таким образом, законотворчество императорского окружения

1 Ср.: А.В.Коптев, Кодификация Феодосия II и ее предпосылки, Древнее право, М., 1996, стр.256-257

61-1290007 (2592x3504x2 tiff)

7

на разных уровнях и в разные периоды, и, следовательно, содержит в себе законодательные нормы, выработанные центральной властью с учетом именно государственных интересов.

Важно отметить также тот факт, что Кодекс Феодосия относится, вне всякого сомнения, к восточной традиции развития постклассической правовой мысли2. В Кодекс включены, однако, конституции, выпущенные как императорами Восточной, так и Западной части империи3. Хотя в работах последних лет принято подчеркивать политическое единство Поздней Римской империи4, тем не менее, существует точка зрения, согласно которой уже с 364 года возможно деление императорских постановлений на западные и восточные, по крайней мере, по их первоначальному действию5: конституции Кодекса всегда адресованы должностным лицам той части империи, император которой выпустил эти постановления6. Однако, распространение действия конституции на более широкие местности по сравнению с местом ее применения при публикации было возможно при принятии постановления императором и при переадресации ее должностным лицам

7

другой части империи .

Последние тридцать лет источниковедческие проблемы Кодекса Феодосия стали предметом пристального - по сравнению с

2 G. Barone-Adesi, Ricerche sui corpora normativi dell'impero romano, I - I corpora degli iura tardoimperiali, Torino, 1998, p.45-77

3 О.Зеек показал, что в Кодексе западных конституций больше, чем восточных: Seeck О., Regesten der Kaiser und Papste für die Jahre 311-476 n. Chr., Stuttgart, 1919, S.12

4 Коптев, там же, стрю258-259

5 B.Sirks, From the Theodosian to the Justinian code, p.267-268

6 M.A. De Dominicis, И problema dei rapporti burocratico-legislativi tra "Occidente ed Oriente" nel Basso Impero Romano alia luce delle inscriptiones e subscriptiones delle costituszioni imperiali, RIL, 87, 1954, p.329ss

7 против - Коптев, полагающий, что для использования leges generales императора одной части империи в другой требовалось не утверждение их другим императором, а переадресовка их подведомственным ему должностным лицам.: там же, стр.259

61-1290008 (2592x3504x2 tiff)

8

"8 тз

предшествующими десятилетиями - внимания исследователей . а связи с этим в современной историографии наметился целый блок вопросов, ответ на которые остается на гипотетическом уровне.

В постклассическую эпоху основным источником права становятся императорские постановления различных видов9, и составление Кодекса Феодосия отвечало уже давно назревшей необходимости упорядочить обширное императорское законотворчество и привести к некой единой норме10. Составление Кодекса относится к периоду 429-438 годов. Большинство современных исследователей придерживается той точки зрения, что Кодекс Феодосия был введен в действие в Восточной империи 15 февраля 438 года, а в Западной - 1 января 439 года11. Однако и эта точка зрения была подвергнута сомнению голландским исследователем Б.Сирксом, который отвергает общепринятое положение о введении в действие Кодекса на Западе на основании Gesta Senatus de Theodosiano publicando12, полагая, что принятие Кодекса Феодосия на Западе произошло способом, адекватным введению Гермогенианова и Грегорианова Кодексов - то есть auctoritas Кодекса Феодосия не была

8 G. Barone-Adesi, op.cit., p. 67-74

9 E. Volterra, Il problema del testo delle costituzioni imperiali, in Atti del II Congresso Internazionale della Societa Italiana di Storia del Diritto 2, Venezia 18-22 setiembre 1967, Ffirenze 1971, p.821-823

10 cp. Anonimus de rebus bellicis (ed. Reinach, Rev. Arch., II, 1922, p.205), примерно в 355 году предлагает императору составить собрание основных императорских законодательных актов в главе: De legum vel iuris conñisione purganda, ut confusas legum contrariasque sententias improbitatis rejecto litigio augustae dignitatis illumines; J.Gaudemet, Code Theodosien, in Dictionnaaire du Droit Canonique, Paris, 1962, p. 1215

11 J.-R. Palanque, Collégialité et partages dans l'Empire Romain au IV e et Ve siecles, REA, 46, 1944, 292; J.Gaudemet, La formation du droit seculier et du droit de l'eglise aux IV e et Ve siecles, Paris, 1979, p.322-323,347,354; id., Theodosien code, p. 12171218

12 Gesta Senatus romani de Theodosiano publicando: Theodosiani libri XVI cum constitutionibus sirmondianis, В., 1905, Bd.I, pars posterior, p. 1-4; в Gesta видят утверждение введения в действие Кодекса Феодосия на Западе Wenger L., Die Quellen des romischen Rechts, Wien, 1953, S.538; F. De Marini Avonzo, La politica legislativa di Valentiniano III e Teodosio II, Torino, 1975, p. 130-133

61-1290009 (2592x3504x2 tiff)

9

подтверждена авторитетом императора в момент его обнародования на Западе13.

Программа создания Кодекса до сих пор не получила адекватной оценки в современной историографии14. Круг обсуждаемых проблем весьма широк, тогда как источниковая база для подобного рода построений довольно ограничена. Наиболее важными и часто обсуждаемыми в исследовательской литературе являются императорские постановления C.Th.1.1.5; 1.1.6; Nov.Theod.I.

Определяющее значение данных конституций для дальнейшего анализа и адекватного понимания целей составления Кодекса определяет необходимость их подробного исследования, насколько это возможно в рамках источниковедческого обзора.

C.Th.I.1.5 (429 Mart.26) Impp. Theodosius et Valentinianus AA. ad Senatum. Ad similitudinem Gregoriani atque Hermogeniani codicis cunctas colligi constitutiones decernimus, quas Constantinus inclitus et post eum divi principes nosque tulimus, edictorum viribus aut sacra generalitate subnixas.Et primum tituli, que negotiorum sunt certa vocabula, separandi ita sunt, ut, si capitulis diversis expressis ad plures titulos constitutio una pertineat, quod ubique aptum est, collocetur; dein, quod in utramque dici partem faciet varietas, lectionum probetur ordine non solum reputatis consulibus et tempore quaesito imperii, sed ipsius etiam compositione operis validiora esse, quae sunt posteriora, monstrante; post haec, ut constitutionum ipsa etiam verba, quae ad rem pertinent,

13 B.Sirks, From the Theodosian to the Justinian Code, AARC, VI, Perugia, 1986, p.276 ss.

14 Jors, REA, Theodosianus, IV, 1900, p.171; P.Kruger, Geschichte der Quellen und Literatur des romischen Rechts, München, 1912, S. 324-326; Ebrard, Das Theodosische Projekte einer "Preddigesto", Studi Albertario, 1953, I, p.584ss.; Gaudemet, La formation..., p.49-50; Albanese В., Sul programma legislativo esposto nel 429 da Teodosio II, in Estudios de Derecho Romano en honor de Alvaro D'Ors, I, Pampilona, 1987, p. 123-140; G.G. Archi, Teodosio II e la sua codificazione, Napoli, 1976, p.35-36; M.Bianchini, Rilleggendo C.Th.I.1.5, in Contributi di Storia anticca in onore di Albino Garzetti, Genova, 1976, 223-237; AD.Manfreddini, Osservazioni sulla compilazione teodosiana (C.Th.!.1.5,6 e Nov.Theod.I) in margine a C.Th.9.34 (de famosis libellis), in AARC, 4, Perugia, 1981, p.387-428; id., II "Codex

61-1290010 (2592x3504x2 tiff)

10

reserventur, praetermissis illis, quae sanciendae rei non ex ipsa necessitate adiuncta sunt. Sed cum simplicius iustiusque sit praetermissis eis, quas posteriores infirmant, explicari solas, quas valere conveniet, hune quidem codicem et priores diligentioribus conpositos cognoscamus, quorum scholasticae intentioni tribuitur nosse etiam ilia, quae mandata silentio in desuetudinem abierunt, pro sui tantum temporis negotiis valitura. Ex his autem tribus codicibus, et per singulos titulos cohaerentibus prudentium tractatibus et responsis, eorundem opera, qui tertium ordinabunt, noster erit alius, qui nullum errorem, nullas patietur ambages, qui nostro nomine nuncupatus sequenda omnibus vitandaque monstrabit. Ad tanti consummationem operis et contexendos codices - quorum primus omni generalium constitutionum diversitate collecta nullaque extra se, quam iam proferri liceat, praetermissa inanem verborum copiam recusabit, alter omni iuris diversitate exclusa magisterium vitae suscipiet -deligendi viri sunt singularis fidei, limatioris ingenii; qui, cum primum codicem nostrae scientiae et publicae auctoritati obtulerint, adgredientur alium, donee dignus editione fuerit, pertractandum. Electos vestra amplitudo cognoscat: Antiochum virum inlustrem, exquaestore et praefectum elegimus, Antiochum virum inlustrem quaestorem sacri palatii, Theodorum virum spectabilem comitem et magistrum memoriae, Eudicium et Eusebium viros spectabiles magistros scriniorum, Iohannem virum spectabilem ex comité nostri sacrarii, Comazontem atque Eubulum viros spectabiles ex magistris scriniorum et Apellem virum disertissimum scholasticum. Hos a nostra perennitate electos eruditisssimum quemque adhibituros esse confidimus, ut communi studio vitae ratione deprehensa iura excludantur fallacia. In futurum autem si quid promulgari placuerit, ita in coniunctissimi parte alia valebit imperii, ut non fide dubia nec privata adsertione nitatur, sed ex qua parte fuerit constitutum, cum sacris transmittatur adfatibus in alterius quoque recipiendum scriniis et cum edictorum sollemnitate vulgandum. Missum enim suscipi et indubitanter optinere conveniet, emendandi vel revocandi potestate nostrae clementiae reservata. Declarari autem invicem oportebit nec admittenda aliter.Et cetera.Dat. VII Kal. April. Constantinopoli Florentio et Dionysio conss15.

Theodosianus" e il "Codex magisterium vitae", in AARC, 5, 1981, Perugia, 1983, p. 177-208;

15 Императоры Феодосий и Валентиниан Августы к сенату. Мы предписываем собрать наподобие Грегорианова и Гермогенианова кодексов все конституции,

61-1290011 (2592x3504x2 111!)

11

которые славный Константин и после него божественные принцепсы, а также и мы издали, и которые опираются на законную силу эдикта или императорского постановления, имеющего общее действие. И, во-первых, разделы, соответствующие точным наименованиям юридических действий, должны быть разделены таким образом, что, если одна конституция относится к нескольким разделам, поскольку в ней определяются различные вопросы, пусть будет использовано то, что будет где бы то ни было пригодно; во-вторых, то, в чем в обеих частях империи составляет различие в постановлениях, пусть будет проверено относительно порядка текстов не только через уточнение имен консулов и времени их правления, но и так, чтобы порядок построения самого произведения показывал бы, что большее применение имеет изданное позднее; после этого, пусть будут сохранены именно те слова постановлений, которые имеют непосредственное отношение к делу и пропущены те, которые прибавлены не непосредственно ради установления законодательной меры. Но хотя более естественно и сообразно с обстоятельствами, после исключения тех постановлений, которые сделали недействительными последующие, будет изложить только те, которые имеют законодательную силу, мы признаем этот кодекс и предшествовавшие, составленные изучающими право, учебному рвению которых полагается знать даже то, что вышло из употребления, преданное молчанию, будучи действительным только для юридических дел своего времени. Из этих трех кодексов, и среди ответов и произведений юристов по отдельным вопросам, стараниями тех, кто составит третий кодекс, наш кодекс будет иным, в котором не будет ни одной ошибки, никаких неясностей, который, названный нашим именем, покажет, что всем следует соблюдать, а чего избегать. Для свершения толикого замысла и составления кодексов - из которых один, после собрания всех различных постановлений императоров общего действия, не пропустив мимо себя ни одной, которую уже подобает обнародовать, не будет включать в себя множество бесполезных слов; второй же, после устранения всех различий в праве, примет на себя обязанность учителя жизни - должны быть избраны люди исключительной добропорядочности, утонченнейшего ума; которые, после того, как представят нам первый кодекс и передадут его на общественное рассмотрение, приступят к разработке второго, до тех пор, пока он не будет достоин издания. Пусть Ваше Изобилие знает тех, кто был выбран: мы выбрали Антиоха мужа светлейшего, бывшего квестора и префекта, Антиоха мужа светлейше�