автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Курыканы

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Дашибалов, Баир Бальжинимаевич
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации:
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Курыканы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Курыканы"

5 1 I 9 0!

АКАДЕМИЯ НАУК СССР Ордена Трудового Красного Знамени Институт археологии

На праавах рукописи ДАШИБАЛОВ Баир Бальжинимаевич

УДК 930.26

КУРЫКАНЫ (КУРУМЧИНСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИБАЙКАЛЬЯ И ЮГА СРЕДНЕЙ СИБИРИ)

Исторические науки 07.00.06 — археология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва 1990

\

Работа выполнена в отделе славяно-русской археологии Института археологии АН СССР.

Научный руководитель — доктор исторических наук, профессор Кызласов Л. Р.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук Дэвлет М. А. кандидат исторических наук Мартынов С. В.

Ведущая организация — Томский государственный университет.

Защита состоится « » Ь-? 1990 г. в 14 час.

на заседании специализированного совета Д002.18.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте археологии АН СССР — г. Москва, ул. Дм. Ульянова, 19, 4 этаж, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института археологии АН СССР.

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного совета

3. М. Сергеева

ОЕЩЩ&даштОТ'ЖА РАБОТУ

' '' Актуальность тегш. Средневековая эпоха Прибайкалья и ;шга,'.Сидней Сибири относятся к числу наименее изученных. "Зтб~'вр'емя бШю важным я решающим в становлении народов Восточной Сибири. Взаимоотношения языкозых контактов л культурных традиций средневековья существенно повлияли на этническую карту современности. Территория, прплегаю-щая к озеру Байкал, явилась центром формирования оурят. Изучение данного региона позволит получить Солее ясное представление о процессе сложения бурятского этноса. Вторая половина I тыс. и первая половина П ткс. н.э. представлена в Прибайкалье л на юге Средней Сибири археологическими памятниками кзфумчянской культуры. Эта культура правомерно связывается с племенным объединением "гу-лигань" - китайских летописей или "курыкан" - тюркских надписей. С начала ее открытия интерес историков я археологов к памятникам этой культуры не ослабевает. Шесте с тем надо отметить, что целенаправленного изучения румчинской культуры не проводилось и ее исследование не получило должного освещения в археологической науке. Остаются неопределенню/л и расплывчатыми критерии выделения курумчинской культуры, не выявлен комплекс признаков материальной культуры и погребального ойрздд, пе разработана хронология и периодизация этапов развития. ■ Имеются разноречивые суддення по вопросам происхождения я дальнейшего развития этой культуры. При изучении средневековых археологических памятников исследователя опирались на ограниченный круг источников, рассматривая отдельно древности Западного и Восточного Прибайкалья. Поэтому существует объективная необходимость рассмотреть вопросы, связанные с курукчинской.культурой, на широком хше с привлечение!.! всех доступных материалов.

Цели к задачи.исследования. Основной целью данной >аботы является всестороннее изучение археологических амятншебз- курумчинской культуры я использование архео-:огяческого материала с привлечением письменных лсточни—

ков, этнографии и фольклора для реконструкции истории и. культуры курыканского общества. Эта цель достигается решением следующих задач: систематизация всех известных археологических памятников; разработкой типология и хронологии предметного комплекса курумчинской культуры; выделение . культурно-хронологических этапов и историческая характеристика этапов путем использования материалов смеаных дисциплин.

Источники. Основу работы составляют материалы 110 погребений и 542 поминальных сооружений курумчинской культу-, ры, из них автором было исследовано 154 поминальных сооружения и 50 погребений. Кроме того,-используются исследования Ангарской археологической экспедиции IS5I-Ib5S гг. под руководством А.Д.Окладникова, Иркутской экспедиции 1859 т. Ж) ИА АН СССР под руководством МЛ.Грязнова, а-также, материалы раскопок Н.Н.Агадитова, Б.З.Петри, П.П.Хороших, Е.А. Хамзиной, В.В.Свинина и М.А.Зайцева.

Методика исследования. В работе применены традиционные методы обработки археологического .источника (сравнительно-типологический' и статистический). Данные археологии были дополнены результатами радиоуглеродных (Д.Д.Су-. лерхвдкий) и спектральных (В.А.Галибин) анализов, палео-антропологическими (А.И.Бураев) и остеологическими (A.B. Степанов) определениями.

раучн^я новизна. В результате систематизации значи- • тельного материала, существенная часть которого получена в последние годы в ходе полевых работ автора я привлекается впервые, дано целостное представление о курумчинской культуре Прибайкалья и юга Средней Сибири. В работе приводится подробное описание различных типов поселенческих комплексов курумчинской культуры, отмечается вероятность использования городищ-убехтц и как святилищ. В диссертации впервые в полном объеме представлены погребальные па-.мятники и охарактеризован погребальный обряд курыкан. Обоснована новая интерпретация шатровых "могил" как поминальных сооружений, уточняется их хронология. В развитии •курумчинской культуры-выделено четыре культурно-хроноло-тяческих этапа.

Практическая ценность. Основные положения диссертация могут быть использованы при разработка лекционных курсов по истории Сибири, при написании обобщающих работ по археологии Прибайкалья, при чтении публичных лекций по история освоения озера Байкал. Материалы диссертации использованы при создании археологической экспозиции музея Бурятского научного центра. : ,

Апробация работы. Содержание работы излагалось в 5 публикациях автора, в докладах на заседаниях Отдела славяно-русской археологии Института археология АН СССР, на научных конференциях в Улан-Удэ, Новосибирске.

. Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и архивных материалов, альбома (183 листа рисунков, чертежей, фотографий и карт), 6 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕВйАНИЕ РАБОТЫ

Зо введении обосновывается актуальность темы и формулируются цели я задачи исследования. Здесь определены географические и хронологические рамки работы.

ГЛАВА I. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР. Дана характеристика археологической изученности памятников курумчянской культуры и приводится обзор историографии по проблемам, связанным с этнической интерпретацией этой культуры.

Первый период в история исследования памятников ку-румчинской культуры моано определить концом XIX я серединой нынешнего столетия. Он характеризуется тем, что в большинстве случаев раскопки.велись единичными исследователями. Раскопки, а чаще всего археологические сборы производились от случая к случаю. Материалы, полученные в ходе этих исследований, в большинстве своем остались неопубликованными, неизвестны такке чертежи и записи полевых наблюдений, то есть вся документальная основа для дальнейшего изучения в основном осталась неизвестной. Все эти недостаткя связаны с причинами становления археологической науки з Прибайкалье, главное яа заключается в том, . что работы Н.Н.Агапитова, Б.ЭЛетря, П.П .Хороших я многих.

других заложили основы для будущего изучения археологических памятников средневековья.

Второй период начинается с 50-х годов и продолжается до настоящего времени. Основанием для такого - хронологического выделения служит общий подъем археологических исследований в Сибири, связанный с началом работ по изучению памятников железного века Прибайкалья археологическими экспедициями под руководством А.П.Окладникова и с организацией Сибирского отделения Академии наук СССР. Изучением древностей курумчинскоЗ.культуры в это время занимаются К.Н.¡Забелина, Е.Ф.Седякина, А.М.Мандельштам, В.В.Сеинин, -Е.А.Хамзина, И.В.Асеев, М.А.Зайцев и другие. Особенностью второго периода является увеличение круга исследователей, проводивших раскопки курумчинских памятников, значительное пополнение источниковедческой базы, формирование дискуссионных проблем.- Изучение письменных источников связано с именами И.Бичурина, В.В.Радлова. П.М.Мелчоранского, Г.В.Ксенофонтова, Н.В.Кюнера. В работах А.П.Окладникова были обобщены все сведения о куршсанах, археологические памятники курумчинской культуры получили историческое осмысление.

ГЛАВА П. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПШЗНИКИ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)*

§ I. Горориша-убеашаа и поселения. Поселенческие комплексы курумчинской культуры представлены двумя типами: городаща-убеазща и поселения. По конструктивному офорилешт оборонительных сооружений городшца-убе&шда делятся на трн варианта. Первый вариант - собственно горо-дшца-убеаада, укрепленные земляными валами и рвами, ко второму варианту- моано отнести убезшца, оборонительные задачи которых выполнялись стенами, выложенными из камней, укрепления третьего варианта представляет из себя шс, дерегороаенный поперек каменной стеной.

Обширные раскопки проведены на крепости Улан-Бор Н.Н.Забелино2. Оборонительные сооружения состоят из

трег валов и рвов, шная сторона имела естественную

защиту. Культурный. слой городища 10-20 см, в большей части оовершенно. лишен находок, изредка встречаются небольшие скопления костей животных и единичные фрагменты керамики. Со всей раскопанной площади известно линь песть находок: обломок костяного стремени, костяной наконечник стрелы, загртовка' свистунка стрелы, барашаз альчдк :: серебряная серьга. Выделены остатки четырех соорз*^е-:л;: ;: этмечены плотные глиняные пятна продолговатой ах>р:.:к, зсз-•лояно, это разрупенные стены. При расчистке внешнего зала эбкару&ено четыре погребения, вероятно, это свидетельство юловеческях кертвоприяопеппй. .

По всей видимости, сооружение на горе Улак-Бсг не шляется укрепленным поселение:,: я люди не ¿пли здесь постоянно.' Об этом свидетельствует тонкий культурны:: слой, 1 во многих местах он отсутствует, нет предметов производственной деятельности, не вскрыто ни одной хозяйствен-юй яда. Надо учитывать и неудобное расположение сооруяе-шя на вершине гора. Подобные городища были, вероятнее ¡сего, крепостямл-убевддаш, также они могли выполнять юль общественных святилищ.

.Убежища, выложенные из камней, в основном встречавт-я на цоберещ>е Байкала. Они офорллены з виде стены пря-юугольной форлщ или ке каменной стены, перегорааивавдей кс. Этимология названий мысоз, на которых распслоаепы ти сооружения (Шбэтэ, йоргой), с бурятского языка озна-ает "прятаться, скрываться". Бто, возможно, указывает на ункштональное назначение эйес сооружений как временных ое&ищ. ■

Б.Э.Петри проводились исследования поселений кохтой Тотхон. Били выявлены остатки жилищ полуземняночиого ти-а и производственная землянка для выплазки железа, ¡¿.¡г. ерасимовда, Л.£.Крикевской я К.Н.Гуриной произведены аскопкк многослойной стоянки Устъ-Белая. Первый куЛьтур-т горизонт, относящийся к курыкаяам, занимает площадь з более 2500 Практически на всех раскопах под дер-зде модным и сплошным слоем залегает черепки, кости 2и-эткых и акака. Л.Я.Кри£евской в курыканкха слое было

зафиксировано два o^aía, вшоЕейаых'вз Каменннх елхгт, также расчищена ала округлой формы с диаметром 0,6 ы и глубиной 0,85 м. До самого основания mía была заполнена костя. ми, встречены и фрагменты керамики..Керашка, найденная на поселенки, принадлежит толстостенным сосудам, венчик незначительно отогнут наружу. Орнаментирована керамика каленным валиком, в ряде случаев валик рассечен насечками, под венчиком нанесены резные линии в воде арок, зкг-загоь или треугольников. Курыканские поселения бьаш раскопаны А.П.Окладниковым на островах Сосновый и Лесной в истоке Ангары. К.Н.Забелиной к Е.Ф.Седякиной исследовалось Унгшское поселениегде фиксируется два культурных, слоя, однотипная керамика, хронологически близкие вещи залегают в обоих слоях. Б большом количестве.Найдены предметы бита и вооружения. Куршанские гашща-Збштнки раскопаны на поселении Усть-Талькнн. Б ряде случаев курыканские поседения и городица-крепости находятся з непосредственной близости и составляют взаимосвязанный комплекс.

§ 2, -ЦрУГдЯ-- ..р дороеб^Лфйнй, Все исследованные

погреб (¡mía йро!5сходят из Прнояъхоиья, Баргузинской долины и низо&ьев реки Селении В большинстве своем могильники и отдельные погребения курушшекой культуры располагаются На iMaitíx склонах воаишшйостей. Погребения по наличию или отсутствию нздштшюй конструкции делятся на две груши. По способу оформления внутримогильной. конструкция погребения двяйтся на XI типов. По форме трупопояопенпп вйдеяяятся 4 вида.

Рассмотрим погребальный сбряд по могильникам. Значительный интерес в этом плане представляют раскопанные Kíimc с^-лтники: Черецхын-I и Еодок-I. Весьма вакен мо- • гильник 'Харанса-I, исследованный В.Б.Свининым и Ы. А.Зайцевым. Обряд могильников- Талхар-У1 и Телятшково бил изучен Е.А.Хшзиной. Надо отметить, что именно эти когиль-кикп моаю считать спорными лри рассмотрении погребальных комплексов курумчинской культуры. Во-перзых, все они ис-сдедокиш, почти пойвостьо. Во-вторых, на этих памятниках ■количество aorps6oac£ наибольшее (от 10 до 25 могил), все

Б

остальшза дамятатш или одиночные, или составляют группы на более 5 погребений. В-третьих, Есе типы погребального обряда я все виды трупоположений представлены на этих могильниках.

Могильник Черенхш-1 (20 погребений). Здесь представлены три типа внутримогильных конструкций; в ямлх - 9 могил; з ящиках - 10 могил; под настилом - I могила. Во всех типах, где псза умершего устанавливается, погребенные лекала скорченно на празем боку л головой ориентировались а основном на СБ (13 могил)'. 3 обряда:: 2 типа (яма) имеется одно погребештэ-кекота'.и, « з S типе (ягдх) так::х могил две. Зо втором типе, наряду со взросли:/.;: (5), приеутстзу-зт л детская могила, а среди погребении о гига - 3 ззрсс-шх могил и два детских погребения.

Погребалъно-пом^шалъный комплекс Еодо;;-1 (10 погребений я 23 поминальников)- На десять погребений выделяется пять типов погребальных конструкций: т:ш 2 (яма); тип 5 (колода); тип 4 (настил); тип 5 ("крыша"); тип 6 (рама). 3 9 случаях поза умершего неизвестна; 4 погребенных лэжа-ш на правом боку скорченно; 4 - прямо на спине, ноги подо-'нуты я завалены направо; I - вытянуто на правом боку. îcg погребения ориентированы головой на СВ. Поло вша мечт (5) являлась детскими. Taie яа как я на могильнике Че->енхш-1, Есе погребения памятника Бодон-I (по типу по-'ребалъной конструкции, по форме трупополозешя, полу я юзрасту) не выделяются а отдельные, планяграфические руппы.■

. Погребально-поминальный комплекс Харанса-I (II ло-ребенпй я 18 поминальников). На. памятника раскопано 9 по-ребений под каменными насыпями и дав грунтосыа могилы, ельзя исключать и вероятность того, что над грунтовыми огяламл ранее могли находиться »сладки. Всего выделяется ри типа погребальных сооружений: тип I (берестяной па-эт) - 8 погребений; тип 2 (я/л) - 2 погребения а тип 3 сама) - I погребение. В 10 могилах. умершие лажала зытя-уто на спине, а могила i'S 9 являлась кенотафом, головой \ GB ориентировано 5 моглл, на В - 3 могилы. Преоблада-

ющую часть погребений на могильнике составляют детские :".огилы (8), имеются и два взрослых, погребения, ©акт того, что погребения в берестяных пакетах образуют детские могильники, подтверждается результатами раскопок детских могильникоз Будун и Бодон-П, где дети, такде хоронились отдельно от взрослых.

Могильник Талхар-У1 (12 погребений). Всего выделяется три типа погребальных конструкций: тип 2 (яма) - I погребение; тип 3 (колода) - Е. погребений; тип 7 (гроб) -2 погребения. В шести могилах умершие ле^ат вытянуто на спине, а в погребении й 19 — скорчекно на правом боку.

Грунтовый могильник Телятниково (25 погребений). Тип 2 (яма) - 8 погребений, из них 6-детских и 2 взрослых погребения. Тип 3 (колода) - 9 погребений, 5 детских, 3 взрослых и I кенотаф. Тип 4 (настил) -. 2 погребения, оба взрослые. Тип 5 ("забор) - 2 погребения, оба взрослые. Тип 7 (гроб) - 4 погребения, все взрослые. Все 24 костяка лежат вытянуто на спине, преобладает СВ ориентировка -15 погребений, на С ориентировано 3 могилы. Три погребения отлетаются от всех курумчинских могил СЗ ориентировкой.

- Каковы общие черты, позволяющие объединить рассмотренные выше погребения а единую культуру?

1. Основное значение для выделения погребений в одну археологическую культуру приобретаю! факты нахождения могильников с курумчинскими 'поминальниками. В 10 случаях (Черенхкн-1, Бодон-1,' II, Куркут-1, II, Куркутский комп-лекс-П, Будун, Харанса-1, II, Тапхар-У1) погребения находятся в непосредственной близости с поминальными памятниками. Из них 4 могильника образуют взаимосвязанный погребально-поминальный комплекс (Харанса-1-, Бодон-1, II, Будун) с курумчинскими поминальниками..

2. Находки керамики в погребениях в целом немногоча ленны, но из 14 памятников, откуда происходят все проана лизярованные нами погребения, в 9 памятниках (Черенхын-1 Бодон-1,II, Куркутский комплекс-П, Ольхон-3, Харанса-1,

Баянгол, Тапхар-У1, Телятниково) была обнаружена курум- . чинская керамика. Бзли 'рассматривать находки керамики по .выделенным нами тяттям погребального обряда, то из имеющихся 8 типов керамика не . найдена только в одно!.: типе (погребения в каменных ящиках). Погребения в ящиках вместе с могилами в грунтовых ямах' состг'-вдяэт единый памятник (Черенхын-I), а в погребениях в грунтовых ямах известны находки двух курумчинских горшков и отдельны? фрагментов керамики. Кроме того, погребения в ящиках и грунтовых ямах могильника Черекхын-I объединяются :: ос-щими чертают обряда: надмогильная конструкция в виде каменной насыпи, одинаковая поза погребенного (скорч&;,;о •на правом боку) и одинаковая ориентировка.

.3. Если рассматривать погребения по способу полоне-ния умершего, то монно говорить'о двух основных видах: . I,- трупоположение вытянутое на спине (51 погребение); 2 - скорченные на правом.боку (27 погребений). Как будет показано в дальнейшем,' здесь мы имеем дело с причинами хронологического порядка. Все остальные виды погребений немногочисленны и, вероятно,. объясняются социальными я половозрастными характеристика;.-:.

4. Значитёльная часть погребений (68) тлеет общую ориентировку на СБ (с сезонные отклонениями), на С -ориентировано 9 мопк, па В - 6 могил, на СЗЗ л на ЮВВ -I могила.

§ 3 Поминальные сооружения. По данным автора, в Прибайкалье исследовано. 542 поминальных сооружения. Все поминальные сооружения делятся на 4 типа. Нами проделан анализ и подсчет всех находок из поминальников. Уголь встречен в 116 сооружениях, в большинстве своем это несколько мелких угольков. Кости были найдены в 71 кладке, из них в 22 кладках находились кальцинированные костя. Кости были осмотрены антропологом А.И.Бураевым, палеон^ тологом Л.Н.Иваньевгг.7, зсоанатомом А.В.Степановнм - все кости принадлежат животным, костей человека среди них нет. Совершенно без находок IS8 поминальников.

Полученные результаты ставят под сомнение предположение о связанности шатровых сооружений с обрядом трупосокже-ния и наталкивают на мысль об их схожести с тюркскими поминальными оградками. Конструкция некоторых шатров в виде оградок; расположение шатровых и плоских кладок в некоторых случаях рядами; находки в шатрах деревянных кольев - все ' это имеет аналогии в тюркских поминальных-оградках.

Реконструкция представлений, связанных с -поминальной обрядностью курыкан, опиралась на работы по семантике тра- . диционной культуры народов Сибири и -Центральной Азии. Шатровое сооружение (шатер, пирамида) - идея Мировой горы, образ мира. В'фольклоре гора - прародительница л'гора-центр, вбиравший в себя умерших. Сосуды в шатровых.могилах довольно'часто перевернуты вверх дном, в фольклоре, перевернутый сосуд, перевернутая посуда сопричастны миру мертвых. В алтайском языке "опрокинувшись, лежать (с. котле'.)", является однокоренным со' словом "зарывать, хоронить". Довольно частая находка в шатровых кладках - пепел и зола. Герой шорского сказания залезает под котел и золу, чтобы быстрее приблизиться к миру мертвых. Все это позволяет считать шатровые кладки курумчинской культуры поминальниками.

Я.А.Зайцев и В.В.Свинин интерпретировали щчтры'как сооружения с захоронением последа. Рассмотренный выше материал позволяет поставить проблему в ином ракурсе. Послед - двойник ребенка, способный оберегать и хранить. В этнографии послед считали наравне с покойником и его похоронам придавали большое значение. Ритуалы, связанные с захоронением последа и с погребально-поминальной обрядностью, выросли на одной мировоззренческой основе, и внешнее . оформление этих обрядов могло быть схожим. Именно этим, по нашему мнению, объясняется близость в обряде захоронения последа и в структуре поминальных сооружений. Надо полагать, что ритуал поминовения предков являлся более важным для общества, что и отразилось в значительном количестве самих поминальников. Наша реконструкция - не более чем гипотеза, которая объясняет накопившиеся факты, зозмоашн и другие трактовки.

§ 4.Петроглифы. Рассматриваются результаты изучения курумчинских петроглифов А.П.Окладниковым и другими исследователями. По.технике выполнения рисунки можно разделить на два типа: вытертые на скале и рэзные. По содержанию преобладают рисунки лошадей и всадников, довольно часто встречаются изображения верблюда и рисунки пеших людей. Хронология рисунков и этнокультурная принадлежность определены А.П.Окладниковым.

ГЛАВА ILL- л'АРШШЮТИКА И ТШОЛОГЯЬ. ¿ЦШЕНТАЕН

§ I. Беси бытового назначения и производственные эрудяя. Керамика составляет большую часть находок. Бее зосуды изготовлены вручную техникой выколачивания, таюке известен один гончарный сосуд. По форме сосуды делятся та 8 типов. Наиболее распространены: баночные.с расширя-эщимся устьем; с прямой верхней частью; бочонковедные зосуды. Эти три типа встречаются на всех памятниках курум-шнекой культуры, остальные типы сосудов отмечены единич-шмй экземплярами. Большая часть керамики орнаментирована, [о технике нанесения декора выделяются четыре.группы: на-гепные, резные, тычковые и щташованные.' Орнаментация со-'.удов довольно проста и состоит из одного-двух типов ор-:амента. Известны находки берестяной а деревянной посуды, рагменты чугунных котлов.- Распространенной находкой яэ-яются ножи, известны также шилья, иглы, оселки, кресала ножницы.. Орудия труда большей частью встречены на посе-ениях'Скосы, сошники, жернова)'. " ' >

§ 2. Конская сбруя и предметы вооружения. Сбруя редставлена стременами, удилами, .пряжками от ремней, вумя деревянными седлами. При составлении типологии нако-зчников стрел нами учитывались разработки А.Ф.Медведева,-.С.Худякова и ИЛЛСызласова. В погребениях найдены при- . гдлежности лука; остатки деревянной кибити длиной 150 л; накладки трех, типов; детали деревянного колчана и зюки для крепления колчана.

§ 3. Пре^еун одежды и .украшения. Самая лшогочислен-1Я категория находок: поясные- наборы, включающие пряжки,

»-""Сь •

13

ременные наконечники, подвески и бляшки; пуговицы и костяные застежки; серебряные и бронзовые кольца; височные ' подвески; серьги и колты; бусины.

§ 4.. Культовые - веши и предметы неизвестного назна- "■ чения. Имеется ряд предметов, которые являлись вещами-символами. К ним относятся; колокольчики и бубенчики, астрагалы, раковины Каури, бронзовая литая А-образная подвеска, бронзовые "шумящие" подвески с ушком. Анализ культовых предметов сложен и требует отдельного исследо-. вания, мы ограничились их выделением, описанием и сравнением с вещами, семантика которых мо&ет быть сопоставима. Известно незначительное количество находок, назначение . которых непонятно, они разделены на группы по материалу изготовления..

ГЛАВА и. ХРОНОЛОГИЙ И, ПЕРИОДИЗАЦИЯ КУЕШЧИНСКОЙ ' КУЛЬТУРЫ ■ . ' ■

Привлечение всего имеющегося фонда древностей курум-чинской культуры позволило создать типологическую шкалу эволюции инвентаря. Датировались вещи методом аналогий ,-, уверенность в том, что привлекаемые аналогии указывают на относительно верную дату, Дает сравнение не отдельных вещей, а комплекса.предметов. Для проверки и солоставле- -ния хронологии материал был продотирован.методами естественных наук. В лаборатории радиоуглеродного анализа ТИН АН СССР Л.Д.Сулержицким получены даты по образцам от костяков (коллагену) , в отделе естественных методов ЛО ИА -АН СССР В.А.Галибиным проделан спектральный анализ, курумчин-ских бус. ■

Основой для хронологической периодизации послужили . натериалы (особенности погребального обряда и некоторые предметы, время которых можно ограничить определенным Периодом) опорных могильников. Таких могильников у нас 5 • (Черенхын-1, Бодон-1, Харанса-1, Тапхар-У1 и Телятниково). Каждый могильник характеризует определенный, этац.развития курумчинской культуры, так как,погребения памятников Тап-хар-У1 я Телятниково близки меаду собой, то мы выделяем четыре хронологических этапа.

I этап (Куркутский) датируется У1-УП вв. н.э. К нему относятся погребения могильников: Черенхын-1 - II, 12, 13, 16, 18 , 32 , 33,-35 , 37 , 38 , 40-44 , 50-54; Черенхын-П -8,15; Баянгол - 2, 4,-5, 7-12; Куркутский комплекс - 13; Ольхсн - 3; Тапхар-У1-13. Всего 33 погребения. Предметы из этих погребений (трехлопастные наконечники стрел, стремя с высокой пластинчатой дужкой, лодпружные костяные пряжки, поясные накладки, колты)'находят аналогии в памятникзх: У1-УП. вв. н.э. Зту дату подкрепляют данные радиоуглеродного и спектрального анализов.

П этап (Бодонский) датируется УШ-Х вв. н.э. К данному этапу относится 16 погребений, основная часть которых 10) исследована на погребально-поминальном комплексе Бо-дон-1. Также сюда входят: погребения I, 3, 6 могильника Еаянгол, Черенхын-1-34 и Куркут-1-106, Иркутское погребение. Датирующими находками являются трехлопастные наконечники ромбовидного.типа, ланцетовидные и бронебойные наконечники, деревянные седла, тесла и ааурная пряжка. 'Большинство исследователей время бытования подобных: предметов относит к УШ-Х вв. н.э.

111 этал (Харанцинский) датируется Х1-ХП вв. н.э., выделен М.А.Зайцевым и В.В.Свшшнш. Сюда откосят погребения: Харанса-1 (II могил); -^Харанса-П (3 могилы); Будун (5 могил); Бодон-П (5 могил); Куркутский комплекс-П-13 (I могила). Всего 26 погребений. По мнению М.А.Зайцева, могильник Харанса-1 датируется Х-Х1 вв. н.э. Инвентаря в исследованных комплексах незначительное количество, в погребениях совершенно отсутствуют вещи, характерные для 1Х-Х вв., хотя на предыдущем этапе они представлены широко, нет в погребениях и вещей Ж-Х1У вв. н.э. Исходя из этого, нам'представляется, что хронология этих погребений определяется Х1-Ш вв. н.э.

Л этап (Телятниковский)" датируется ХШ-Х1У вв. н.э. Зтот хронологический период представлен могильниками Те-лятниково и Тапхар-У1 (кроме погребения ;в 15). Всего 36 погребений. Эти могильники бшш раскопаны Е.А.Хамзиной и

датировались Х-ХШ вв. н.э. По наш^гу мнении, материал этих погребений имеет несколько позднюю дату. Плоские наконеч- . ники стрел, срединные накладки с лопаткообразныш концами, стремена арочного типа, серьги с " 5"-образными стеряняш, железные яоеницы - все эти вещи получили широкое распространение в ¿¡ц-Х1У вв. н.э.

■ Вопросы хронологии прибайкальских средневековых поселений треоуют самого внимательного подхода. Трудности, возникающие при определении датировки, обусловлены рядом причин. Раскопано небольшое количество памятников, раскалывались ограниченные, участки, материалы исследованных поселений не опубликованы, в отчетах в ряде случаев отсутствуют чертенл разрезов, нет рисунков'отдельных предметов. В материалах поселения тоетой большая часть вещей- монет быть продотирована широким периодом от 1Х-Х вв.'до л!л-Х1У вв. н.э., встречаются в коллекции находки и более позднего времени, но они единичны* Дата Унгянского поселения, исследованного А.П.Окладаяковым и Е.З.Седякшой, определялась 1Х-Х вв. н.э. Л.Р.Кызласов полагал, что это поселение датируется Ш-Ш ез. н.э. В просмотренных наш отчетах все датирующие предметы (костяная обкладка на колчан с изображением оленя, накладка на лук с лопаткообразныш концами, крупные костяные пряжки) имеют довольно точную хронологию в пределах ХШ-Х1У вв. н.э.

ГЛАВА У. .КУРШНЫ (ИСТОРИКО-КУЛЬТУШЫЙ ОЧЕРК)

§ I.- Происхождение курумчинской культуры. Вопросы происхоздения курумчинской культуры представляют большую слоаность. Анализ археологических источников позволяет уточнить насколько аргументирована и подкреплены материалом предположения наших предшественников по этой проблеме, выявить общую линию эволюции материальной культуры.

И.В.Асеев, .сравнивая коллекции ангарских островов, указывает на то, что керамика с растительным орнаментом, которая встречается в слоях бронзового века, такае найдена в верхних горизонтах курыканского времени, что свидетельствует о преемственности культур этих эпох и показыва-

ет вероятность участия населения бронзового века в ¿ормл-роваклп курушикской культуры. Стоянки островов Соснового л Лесного относятся к числу "смеишных", где материал стратиграфически не отделяется друг от- друга и его хронология вызывает большие трудности. Керамика с растительна,: орнаментом встречается среди материален Унгикского л ,/с7>,-Талькинского поселений, дата котзркх определяется средневековьем, похоже мотивы отмечены ка четырех сссудах памятника Нурэ, датированного А.УЬ-л ¿г-н.э. Ьсе это требует уточнения хронология керам:::::; с растительным декором, я эта вопросы могу? оыгь .после получения хорошо датированных кера.\агчес::;::-:

А .П. Окладниковым указывалось, что в сложении курыкгн приняли участие племена культуры лляточкых могил." £десь хотелось бы заострить внимание нп ряде обетов. Б некоторых случаях плиточные могилы,и по;л1чзльнлки и ыогллы курумчян-ской культуры располагаются на одном памятнике. Чертой, сблл&ающей эти культуры, является традиция сооружения в могильной яме каменных ящиков и лерекркпй. А. Зайцевым и В.В.Свяниным отмечены случал почитания кураз'-анаки али-точних могил. ГЬнболее распространенна.: типом украшения курукчннской посуды яздя-зтея рассеченный взлик, этот элемент довольно часто отмечается на керамике из шиточних ' йогил. Отмечено в керамике этих культур к наличие зигзагообразного л арочного орнаментов.

Если о влиянии на сложение курумчянскол культуры населения бронзового и раннего железного века мезшо говорить 5 прелюлежитель!»?,: плане, то более отчетливо проявляется :вязи курыклн с культурами гунко-сарматского времени и с юоетвеннохуннскимл традициями.

Имеются оогле черты у курумчипских гороя^эд-крепсстеЗ ^юрти^пкацлоззкх сооружений хуннов. Наблюдается опреде-енное сходство г< погребальной обрядности курыкан л хушгу традиция сахсропск:::! в грунтовых могилах, сооружения ка-енных ящиков в магллъкей яме). Ряд вецей, характерзгувда блик курумчянс::о2 культуры (наконечника стрел, еолоеого-иднке бронзовые подвески, отдельные типы Сглочацз лзепкг

сосудов), также имеет аналогии в инвентаре хуннских памятников. Сходство предметного комплекса не всегда может объясняться родством культур, но в данном случае нам представляется возможным проводить сравнения. Границы хуннов вплотную подступали к территории сложения курыкан, и высокоразвитое государство хукнов не могло не оказывать влияние на соседние прибайкальские племена.

Курумчинская посуда по форме и орнаментации тяготеет к южносибирскому культурному населению. После исследования ряда городищ (Ладейское, Ермолаевское, Ачинское) В.Г.Кащрв в 1529 г. поставил вопрос о близости культуры "курумчинсккх кузнецов" к ладейской культуре Красноярского края. Б 50-х годах Г.А.Авраменко проводил раскопки на этих же городищах и пересмотрел их дату. Типы сосудов и орнамент позволили отнести городища к таштыкской культуре. Таким образом, надо говорить о сходстве не курумчинской и ладейской керамики, а курумчинской и таштыкской посуды. На близость курыкан к южно-сибирской культурной традиции указывает наличие поминальников, сходный стиль петроглифов Ангары и Енисея, курыканские рунические надписи, близкие по стилю'к енлсей-,

I

ским.

Все вышеизложенное указывает на то, что курумчинская культура в своей основе является местной. Какую-то ее-часть составили потомки племен раннего железного века, большое влияние на процесс этногенеза курыкан оказало население плиточных могил. Но наиболее активное формирование курыкан и сложение всех компонентов в единое целое произошло , надо полагать, в хуннское время. Хунны закрыли опасные южные границы,и прибайкальская притаежная зона стала этнообразувщей территорией для консолидации местных племен. Анализ материалов курумчинской культуры показывает, что отдельные черты ее оформились под влиянием южносибирского культурного центра.

.§2. Хозяйство. Хозяйство и быт курыкан уже рассматривались в работах Б.ЭЛ1еяри, А.П.Окладникова, Е.Ф.Седякиной и И.В.Асеева. Структура хозяйственной деятельности населения курумчинской культуры сложилась под влиянием естествен-

но-географичесвлх условий Прибайкалья и юга Средней Сибири» Облик этой территории значительно различается по ланд-тафту. Степные -участки иереме:хаются лесостепью, с севера подступает таегпая зона. Все это определило комплексный характер хозяйственной деятельности курыкан. Кочевое скотоводство в большей степени развивалось у племен, живших на "островных" степях. Определенная часть населения ку-румчинскбй культуры занижалась земледелием. Большое значение отводилось охоте, пушнина являлась выгодным обменным товаром курыкан. Рыболовство л собирательство играли подсобную роль, достаточно высокого уровня у местного населения достигла металлургия и обработка металлов. В литературе прочно утвердилось мнение о том, что содержание -металла в. сыродутном железе курыкан достигало 95,42»?. Этот результат был взят Б.Э.Петри из сочинения В.В.Радло-ва, в которой приводились данные анализа Г.Струве железного нона раннего периода из Ювной Сибири. В дальнейшем эта цифра (93,43^) стала связываться собственно с железом курумчинской культуры, что является недоразумением. Хорошо были развиты у курыкан и домашние ремесла: гончарное дело, обработка дерева и костя. Курыканы приспосабливались к природным условиям я развивали те отрасли шзнесоеспечения, которые являлись наиболее благоприятными и экономически выгодными.

§ 3. Курнкакы (культурно-хпонологические этапы развития культуры). Курумчинская культура прошла длительный путь развития, в котором,с определенной долей условности, можно выделить несколько культурно-хронологических этапов.

. Первый этап определяется У1-УП вв. н.э. Именно в это время курумчянская. культура обрела свои, только ей присущие черты, что позволяет отличить ее от других археологических культур средневековья Восточной Сибири. Этот факт свидетельствует о том, что произошло становление этнопо-литического объединения курыкан. Погребения УТ-Ш вв.. н.э. характеризуются надмогильной конструкцией в виде каменной кладки, известны также грунтовые захоронения. Боль-

шшство умерших лежит на правом боку скорченно, голозой ориентированы чаще всего на СВ. Захоронения производились, в простой могильной яме, в каменном ящике, редко в колоде. Инвентарь представлен: предметами вооружения и конского снаряжения,.предметами быта и украшениями. Прибайкалье, являясь в географическом и культурном плане окраиной цент-ралъноазиатской цивилизации, не было впрямую втянуто в политическую историю тюркских каганатов. Очевидно, прибайкальские курнканы находились в вассальной зависимости от древнетюркского каганата, именно силами подчиненных племен, таких как курыканы, "тукюесцы геройствовали в пустынях севера". Через курыкан тюрки осуществляли поборы с таекного населения Восточной Сибири, курыканы являлись поставщиками пушнины, скота, келеза. Телеские племена (в их состав входили и курыканы) постоянно стремились к независимости от орхонских тюрок. Они неоднократно поднимали восстания и пытались играть на противоречиях во взаимоотношениях тюрок с китайской империей.

Второй этап (УШ-Х вв. н.э.). Каменная насыпь, скорченное положение погребенного на правом боку, одинаковая ориентировка, отсутствие.костей.животных в погребальном обряде - все эти черты, характерные для погребений 71-ГО вв.- н.э., присущи и захоронениям второго этапа курум-чинской культуры. Новой, не известной ранее традицией является сооружение в могильной яме деревянной двускатной крышеобразной конструкции над захоронением и положение седла на ноги умершего. Погребальный инвентарь, найденный в курумчинских погребениях и поминальниках., очень близок к предметам из уйгурских погребений Туны УШ-1Х вв. н.э. Имеет большое сходство уйгурская я курыканская керамика. По китайским летописям курыканы относятся к телеским племенам. Вполне возмозно, что с образованием 7йгурского каганата произошло объединение всех телеских (уйгурских) пашен, в этот союз могли входить я прибайкальские уйгуры (курыканы). .

Третий этап курумчинской культуры датируется XI- -

Ж вз. н.э. Этот период является наименее изученным и

1рхеологически слабо охарактеривован не только в Прибай-салье, но я в целом в Шной "Сибири. Сложность выявления 1амятников Х1-ХП вв. н.э. обусловлена переходностью этого зремени. Погребения курумчинской культуры характеризуются вменениями в похоронной обрядности - появляются захоро-1ения в берестяных пакетах с трупоположением, вытянутым 1а спине, фиксируется присутствие костей животных (в част-гости, ноги барана). На переходность времени указывает звязь новых традиций со старыми, изживающим-н себя, обычаями (наличие на могильнике Будун скорченных на правом боку летскнх захоронений в берестяных-пакетах к вытянутых тру-гсположений также в берестяных пакетах). Преемственность з традициях сохраняется и в наличии взаимосвязакных'погре-5альных и поминальных комплексов (Харанса-1). Находки курумчинской керамики в поминальных сооружениях и могилах кшятника Харанса-1 подтверждают принадлежность захоронений в берестяных мешках к курумчинской культуре. Характеризуя историческую ситуацию предмонгольского времени в }жной Сибири и Центральной Азии, надо отметить и ряд важ-шх событий, которне определил;! дальнейшую судьбу курыкан-5кого этноса. В Х-ХП вв. н.э. на значительней территории Центральной Азии установилось господство киданьской империи Ляо. В это время началось продвижение монголоязычннх этносов, связанное с вытеснением и ассимиляцией тюркоязыч-1ых народов.

Четвертый этап представлен памятниками -ХШ-Х1У вв. 1.э. Погребениям этого этапа.присуще: вытянутое труяопо-^ южение погребенного и ориентировка его на С и СЗ; захо- ' зонение в колодах ч доцатых гробах; сопровождение укершпе кертвенныкя.животными (барана',ж). Очень важными для определения культурной принадлежности, памятников являются на-содки в погребениях курумчинской керамики. Многие черты тогребальной обрядности, характерные для ранних этапоЕ сурумчинской культуры, продолжают бытовать и в Ж-ЫУ'вв. 1.э. К стары!.1 традициям, демонстрирующим непрерывность зазвлтия, с'тносится обычай захоронения в грунтовых иогилъ-¡иках и под каменными курганами, преемственность найлюда-

ется и в формах погребальных сооружений. Новыми чертами, которые прослеживались уже в И-31 ев. н.э., являются вытянутое на спине положение погребенного и наличие костей животных (позвонок и нога барана). Появление погребений с этими характерными признакамино без курумчинской керамики исследователи связывают.с распространением.монгольских племен. Отличие курумчинских погребений ХШ-Х1У вв. от монгольских подтверждается результатами антропологических исследований. Н.Н.Мамонова отметила разницу в черепах могильников Тапхар-У1 и Талхар-1 и 1У, Новые материалы позволяют объяснять различие в антропологических обмерах с разной этнической принадлежностью памятников. Изучение погребального, обряда показывает, что местные традиции, присудив курыканам, не были сразу изжиты. С какими ке племенами можно связывать ассимиляцию населения курумчинсксй культуры? В арабских источниках население Прибайкалья обозначается как "фури" или "кури". Г.Н.Румянцев предполо11Ил, что "кури" и ""фури" не что иное, как "хори" - наименование большой группы монголь- ' сккх племен. Вероятнее всего, что в Х1-ХП вв. н.э. хлон-голоязычное объединение "хори" проникло на территорию Прибайкалья и захватило политическое господство, и местное .население курумчинской культуры подверглось ассимиляции. Об этом свидетельствуют археологические памятники, сохранившие курумчянсиие черты до НУ в. н.э. В последующем в этой этнообразующей среде сформировались-хоринские бурятн, часть "хори" вошла в последующем в состав западных бурят, в частности, эхиритов. Имеется значительное количество фактов,■связывающих хоринских бурят с Прибайкальем. Весьма интересно в этом плане то,.что куруычинские шатровые сооружения бльхонские буряты называли кладбищами "хара-монголов". По преданиш кудинских бурят, строителями древних ирригационных сооружений, которые связываются с курыканами, были "хоро"-"хара"-монгол1

В заключении подъедены основные итоги исследования, намечены перспективы дальнейшего изучения теш. Проанализирована археологическая карта памятников курумчинской

культуры, которая иоглзызает леравпоглепноотт, и ::лучо;пк ".:•:*:: территории распространения луруглзллскоЛ кул:.тур!:. ¿хн. погребальные и лы.'-ллалт-шх- п,"ц.'.ктн:;кл раскопа! ¡л и «рпольх^и;.' , Баргууп.чскоЛ ,чолине и и пизольях реки Селенги. Гор.л-и;; д п поселения льве стаи г» основном в долине роки Ангары ¡;.ч Северно:.; Бокале. Плохо исследована Зунклшския долина, та;.: отсечено псс1'о дзл местонахол;',ешт с курумчпиской лералл-коИ. долина реки лены представлена только зши.:енпт1ГЛ1 1_1шкинс1си:л: ппс/шлщил:, другие т:пш куру'.гчлнеклх иат.'лтнл-ков т;ил пока иеиззеслш. Ьсе ото ставит залдчу пропело:::-.! планомерных и последовательных работ по ¿>сеЛ территории распространения курушинской культуры, проводе пил сллсогга разпедок с целью более четкого очерчивания грани;' кул-ьтуп::.

Основные положения длесертгщил отражена п следул^лу. лублл;:адкях:

1. ловли куруи-пмслип (куршсанскнл) лолятллл лу;л;р-С // Проблемы археологи:: л этнографии. - Лркутск, К, 82. -С. 126-127 (в ооаьт. с З.Ъ.Свишшш к ы.А.&Шцеаш).

2. дла средневековых погребения л ¿'¡редбайкалье // Ьторпя кен*. г..олоднх ученнх. Тс-зиси докл. - .¡риутск, 1184. - С.86.

3. Срс/деязковпе погребения Прэ^балкалья // Лсследо-шния пллятиллоз дреллих культур Сибири и > яльнего Истока. - Новосибирск, 1ЬЬ7. - С.15С-152 соавт. с ¡1.Л.иголке ).

4. л ¡опросу о лолрооалглчл: п;и.:ятншсах хусними // ас-ториолрл^и.,> л источники изучения исторического опита освоение Снолри. - "евосполрек, 11.88. л:я. I. - С.48-50.

5. Лрхеслогдческпе лсел.едозчлп.;. в прлбл-л-^лл: // проел с с:; л. ('—о к о н ■?:. л ч о с л о г о л культурного развития ос-деетза: исторически:': С1;?:т л еозре.-тснность. — Ул'-;н—Удэ,

II Ь< . - С.27-2Ь.

Подписано в печать 11.07.90 г. Формат 60Х84'/|б. Печать офсетная. Бум. писчая. Заказ № 283. Тираж 100.

Участок оперативной полиграфии БНЦ СО АН СССР, 670042, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6.