автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Кыргызская опера (в аспекте проблемы эффективности функционирования)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Кыргызская опера (в аспекте проблемы эффективности функционирования)"
».и-.)"
V*
МШШТБЧЗТЕО ГО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ЕШНО-ЖСЛЕДОВАТЕЛЬСКШ ИНСТИТУТ ИСКУСоТВОЗШНЩ_________
_________________________ ий.ХАМЗН ХАККЛ-ЗАДЕ НШЗИ
На правах рукописи
2Щ5НСКИЙ Аяа&сандр Николаевич
Кыргызская опера
(в аспекте проблемы эффективности функционирования)
17.00.02 - Музыкальное искусство
Авто ре ф е р а т
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Ташкент - 1933
Диссертация шполцена в отдела современной иузыки в фольклора Института искусствознания имени Хам^ы Хагаш-ааде Ниязе ' "Линистерства но делам культура -Республики Узбекистан.
Научный руководитель - доктор искусствоведения -
профессор. Н. С. ЯНОВ-ШВСКЙЯ
1
Официальные оппоненты: - доктор искусствоведения профессор Б.И.Караиулов
кандидат яскуссгвоведешя доцэнт • Ю.М.Насырова
Зедущая организация Ашгобадская-государственная • консерватория
Защита состоится С&атзд^-Я 1993 года 2 /О часов на заседании специализированного совета Л.092.00.21 - • в Институте искусствознания им.Хамзн Хаиим-заде "Еиязи Министерства по делам культур] Республики'Узбекистан.
Адрес: 70002?, Ташкент г- 29, Аллея Парадов,2.
С диссертацией мозно ознакомиться в библиотеке Института искусствознания ш.Хамзы Хакшл-заде Ниязи.
Автореферат разослан "/¿" ■ 1993 г..
-Ученый секретарь я р
сдецаалпзярованного совета ^ ¿}(Хи<У"•АННЛОВА
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальное т ъ исследования. Для 'сбгшетвра-ннх, гуглапптараых паук к дште ратурно-художз став иной критики попел путей эффективного воздействия худо:ге о таенной культуры на обществеиное сознание остается актуальной задачзЗ'внз'за-г.;вккостп ст исторвчзских, социальных ш политическах катакяяз-
Это имеет- прямоэ отношение а.к дыргызокому музыкознанию и ¡лтанкялт.ипй тейтяте;.Прсблз^а. г^Злпишооха ^ушешюнирона— • »я.» т.^ого-.^гбе гопхрагного собственного явления л конкретной социокультурной ерзда предстает как объект исследования, имеющий, одновременно, и ванное самостоятельное значение,'а стимулирующий развитие существующего ныне оценочно-аналитического аппарата. Вместе с тем проблема эта, как' и проблема научных основ критической оценки худокествэнного творчества, относится к числу мало разработанных. Объективные сяозеостл евлзаяи злппь с необходимостью сопрякамп-ч результатов доота-"•г>яр.о отйлб г;5 ягучв/х цоисксз (вдобавок, прздетавляжшх ;г;::'п.>е и-'сцщ: гл ; о р^глллмг: конкретной социокультур-
::оИ сг.п'устсчи.
Лскалкзагоя ваамагая па йкшоксльйоЗ опоре обусловлена что здесь, в сяду целого' ряда факторов, .теснейвш образом пересекаются теоретические " "накладные** вопросы.
Оаерз , по сравнение с другими ¿анраыл. "акадешчвекого" профессионального искусства, общепризнанно-отвоттится особая,-роль. Язля.чсгь 5есолор:лл1 "орган?.заагояшм центром ;уа;каль-:л)го врооесолонрлязма", этот эацр з ю аз арамя служит-И' до-" статочно ярким "индикатором" качества всех структурных подразделений, обеспечивающих (зля не обеспечивающих) -еффектиа-. ность йуякпяоянрозатаг грузикальаого бытия. Опера такав нагляднее а острее, чем какой-дебо другой аанэ академического композиторского гшрчзствз. фокусирует прсбзгака' вацконадького а" интернационального, особенно сейчас, з связи со вновь обосг-ряккршея и опросом о судьбах музыки европейского типа в р'всто-.нах моноди чес кой традиции.' .. '. ',... -г" .;• ;л У" Зока льно-таатральангл жанрам в. истории становления музн-
кальног,о профессионализма'.европейского типа в республике при-^адашг осо бая-роль г Возникнув-раньше, чем другие жанры композиторской музыки, они, в свою очередь, послужили отправной точкой-длн Ех разштия...театр к тому стал для Кыргызстана йузнишйлсадров музыкантов- исполнителей, дирижеров, решсое-ров^^ -ЕЗСБолько^дасятЕатий оперный театр .становится одмво-' лом поступательного развзкш кыргызской национальной цузыкаль-: ной дузатура. ХЕадаЕт престижа театра .в последние годы, снине-1шв его .рож в цузакальеой жизни Кыргызстана приходится на относительно короткий, по сравнанего с "благополучным" периодом, ^ отрезок врамани.; процесс этот еще не стал "необратимым - отсюда И: необходимость по возможности ¿-.целостного осмысления реаль-: ..вой ситуации
дЦ'д.-л:®;.:;.; и. • 8'.в-д.а''чж.. исследования. Ооновной целью данной раЗоты является попытка.определить перспективы развития национальной опары £ сох.реманных оошокультурных условиях республики Еыргызстан. Шаоте с тем, л связи с принципиальной не-возшжностьш абсолютао едиштввняого щрогаоза (поскольку речь идет, о сфере челзгаечаской деятельности, трудноподдающейся такому гпрогноагровашш) задача сводится й шявлзнию как позитивных, так и сдершванЕИх.факторов эффективности функционирования национальной ёшшоя в - виду; все компоненты аоа|ьевокой "триадц*: композитор - наполнитель - слушатель. Предполагается тага? сохранение , по возможности, дошнирущаго .; : подхода ,; зкйя • яигзбеяность ком-плЬконого метода .здесь очввигза.- Отсюдапопутная задача - поис-; с т в к а ;- 0:0 п р я в в я г я р в а л^и й, об-' шруааивадах-. себя -д: в - "ко^зкторсвой"к »' "сдушательекой", и
• .»/'аетоддавд^^ Нвобюдв»юсть';ооо«вов-
• нгя, координирования »^шкальша и вшмузыкальннх, научшх и вне научных, художеств в ашх и внваудожвственных факторов в свою
щмдподагавт поаск скво 8 .в о г о, о р г а н и -зу ющ » г о р а кур с а цробдемы, с последующей .его про. ш/^шц^анв щаврлал '-^адязед^/дадаональяув' оыяу;'.. ( Яс н а у »ваяв о* в в з в а всолздовавия видится в по- -"' • - 'теп гво даршзскйх' коадЬзвторов с ;■;'-. рвалвдмасаыоЕ жизвв; определить меру реальной "востребованное-
ти" этого творчества обществом, слузаталъской средой; еняелть йастсрз успзза " псуспс^а спорах проясзглсягЛ с по-
сле дув д:1г."1 обобщениями и гизопа:.'::, В д::ссер?ацвл сдолзяа тякзе
-ттопнт^я -ппровттировчть-'-яа-реалии канкратиой сонкокультурной сз------------------
туащд цецкзе положения работ по проблем©! лсихол>л:к слу^а'лтэ-ского восприятия (В.Назайкянекий, В.Медушееокай) г ноелйдоьайь£
ЯР вопроса ЦувНЗаЯлЬ'ОЗ ЭГ/Л'ТИСК. ООПДОЛОГИГ. 1Л:>*ЗТ!"1: (работу
А.Собора, НЛОташщй, Т.Чаргада^дко и др.). Цзсгстш тахеда,
что до начала 30-:; годо;: вне уч-,:^ догкгзтйо'^. праптлп; дздя~?--л-')и-) болт-шист;:о п?: ^рад,;г;а5г..-ггс"ог,о ре то-
па (это во многом объясняется долгапронаштем "охдцдозных™ кон-
мообогащвнвя культур; а в более опосредованном виде, -трудпо-прзодолимкл психологическим барьером к новому осмыслению реальной ситуации поолз-десятилетий преобладания искусственного, унифицированного взгляда на стратегию развитая национальных культур, не имеющих опыта европейского профессионализма). Пркн-. ципиальное отличие настоящей работы от шаеупомя нутих (и прпн-ттэттичлькая чопвякя) йкпятоп з отрг.клляи;: о ста пять сктуягглз с ':эз',"с:л;Го:: стелеплло объвктгзпзеггл, ос]<сссо? /и: т-.1
ня бкло лр;двзятых идзслоглчес;-:;^'
'.! ::. а ч в с т .о а а г:- е р к и л а о е 1 .. -л 1: л я, наряду с ).'.<:■ г.:к~л.:л ли,;.^'^: ЗС-х - ОС-:: год:1;-', эпкзедичвохг (по керз неоЗхозкшсстк) ир"".лс!ка:.)гъ": ;с отдельна сторож сценической рвалкзацкя очерки* проаэвсЗбп;:?:, л ииод- ~ деккл о реакции зрителл>схо-слу;азтелъскол ср=>дк (лакгг-те прикладной социологии); комплексность проблеги предопределяла- неоэхо-дт.то?:, обработки раз пояат>стз^гпого т. "лзгпг—огг^гпго :..:.птсгг~-.т; - от целого ряда ::сследо-лт^л:-с1:;г-: работ то ,
эстетике, социологии я др. Чф'иГурируз-дих'в работе з качестве объектов критикч) до отдельных публикаций - рецензий т оперные спектакли и т.д.,
М е т о д о л о г ч - с к о п з с > д.-гилчгоэзьм
пасдугяглп. некоторые полодокдд научай-:с ;-„йсг ::о г со рил оргалн-зацяя комплексах ясследэряз.:!'. Н-жо !лс ннк?. злчеь опит пок9 глс находятся вне с;епк нг)у<п!ого"о1:!хсда "трэяпцдонного'' кознанля. Комплекс ность проблемы обусловила. необходимость со— пря-кек*1Я разноуровневых полокенкй теор;:л оперноЗ' драматургии
(М.Ирускин, Т.Куда сова,' Ы.СаЗиЕИЕа.М.Тараканоз, В.Зершан,-М.йгрлЕЯн, Б.йрустозский), проблемы национального я интернационального (Г.Головиеский, И.Зезлцовскяй, Н.Шахназарова), целого ряда ¡¿узыкозадчеснах работ Среднеазиатского региона. Поиск опорных для исследования элзиантоэ в таких областях, каг эстетика, социология, социальная психология, демография и др. (и их отбор) Ее лея с позиций их реальной действенности в контексте настоящей раЗотн.
'Практическая. поле зн ость работы: материал диссертации мазсат быть использован в учабных курсах по истории -узыкальЕой культуры Среднеазиатского региона; а кур-•сах музыкальной критики и музыкальной социологии. Некоторые принципы подхо.да к проблеме могут пригодиться при организации других многомерных социокультурных исследований. Возыояно при- -ызнеаяе положений диссертации в качестве научной базы для организации репертуарной'политики Кыргызского оперного театра; в цела рекламы и пропаганды. Наблюдения над проблемами исполнительства, режиссуры, литературной основы оперных произведений, содержащиеся в диссертации, способны привлечь «ниианнв художественного руководства Театра, композиторов, либреттистов.
Апробация работ ы . Диссертация выполнена и обсуздена в отделе современной музыки и фольклора Института искусствознания им.Хаизн Министерства по делам культуры Республики Узбекистан, рекомендована к защите 2.2 ¿Лр-глЯ 15.-3 года. Содер-нааие работы наело отражение в ряде докладов ча Республиканских, Всесовзных конференциях, Международном симпозиума в г.Дусанбе (1590). По тем 'диссертации опубликован ряд статей.
С труктура'л объем работы. Диссертация со- -стоит из введения, трех глав а заключения, списка использованной литературы. Глазы делятся на раздел*.Разделы 1-сй"мгто-дологической" главы (3) посЕЯзены, соответственно, предвари-тзльнэй характеристике проблзди (I), критике современного со— стояния ее разработки (2), разъяснению предлагаемого автором сквозного ракурса — критерия исследования (3). Б разделах
2 главы (4) рассматривается отдельные. занрсЕО-тематичвскЕг линии кыргызской опера, слозивллеся за период ЗО-х - 70-х годоа.
3 2-ей главе осведаззтся новые 'оперные произведения, а такта, е
самостоятельном разделе, - недоставленные оперы начала 90-х годов. В заключении даются итоги наблюдений, делаются выводы о степени эффективности' самого ракурса' - критерия'проблемы, предложенного з начале работы, и, далее, на этой основе - суммируются -факторы как способствующиетак и ■ одерживающие про------
цесс развития оперного жанра в Кыргызстане; обозначаются требующие своего специального осознания.и разрешения практические и-теоретические вопросы.
СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ' '
Во введении обосновывается актуальность теш, предмета и объекта исследования. Отсутствие обобщающего труда • но 2û2ûps2 развития кыргызской- cssps вызвало нгобяодпшств дать краткий исторический экскурс о путях развития этого жанра в республике. 3 контексте общего развития музыкального искусства европейской традиции в Среднеазиатском регионе становление кыргызской опери предстает как типичное явление, отражающее сходные этапы становления, - от первых спектаклей со вставными музыкальными номерами к спектаклям со все более усложняющейся и усиливаниейоя'функцией кузьки, с многообразием приемов переинтонирования фольклорных истоков. Прослеживается сценичзс-кая судьба оперных спектаклей. Обосновывается логичность различения е истории собственно оперного, тлнра двух периодов -с 30-х по 70-s годы и с конца SO-x по начало ?0->: годов. Отказ от более мелкой хронологической "разбивки" обусловлен отсутствием качественно-новых художественных явлений (первая национальная кыргызская опера ".Ай-Чурек" остается и к началу SO-x годов одним из наиболее художественно-интересных а репертуарных оперных прсиззедений) .■ Предлагается яиф^еренпиапия всего оперного наследия по жанрэво-тематичеспм линиям, представляющим, отдельно, музыкальную драму:и комедия, оперные произведения на.сказочно-эпические сюяаты;;произведения, посвященные историко-революционной теме; опыты раскрытия современной тематики. Необходимость рассмотрения некоторых произведений кыргызской музыкальной драмы и музыкальной комедии связана с тем, что эти виды в Кыргызстане не сложились в самостоятельные яанровые отрасли, г, кроме того, они достаточно наглядно вскрывают некоторые вопросы развития собственно оперного
жанра. Далее констатируется, что наиболее жизнеспособными оказались оперы на-сказочно-эпические сзиеты, наименее, - попытки отразить современную тему (автор стремятся выявить причины того н другого).
Б обзоре литературы о кыргызской опере отмечается значительный вклад работ В.Виноградова. и. вместе с тем - необходимость корректировки некоторых его положений. Упоминаются другие исследования по истории кыргызской оперы - Б.Алагушева, Банковского и др. Подчеркивается, что проблема реального функционирования жанров "высокого" акадеглического искусства европейской традиции в конкретной социокультурной ситуации остается одной из наименее разработанных.
Во зступлегш к первой главе говорится о функции данной части работы-как развернутого предваряют е-г о (несколько отвлеченного от конкретики выбранного объекта) атапа. Необходимость определенной степени абстракции в расоудде-н::ях первой главы обуславливается открытостью вопроса о способе организации результатов исследований различных няучных дисциплн в,проекции на . задачи настоящей.работы (при безусловной важности такой организации).
В первом разделе I главы предлагается--оценка реальной ситуации, слозшвшейбя в музыкальной киз»и и музыкальной культуре Кыргызстана, в связи с особенностями которой проблема эффективности санкционирования национальной оперы интерпретируется как "озмояность "реабилитации" канра - уяснения путей, ведудих к обретению сколько-нибудь заметного места в г.-'лосоаом восприятии (среди других пиков художестве иного творчества). Представленная в таком ракурсе проблема естественно попадает в с?еру интересов -. различных научных дисциплин, рельефно диЖ-еренцкруекых па три группы: • собственно "музыковедческую", призванную выявить "оптимальные свойства" анализируемых оперных произведений; эстетику и-культурологию, цель которых -обозначить соотношение "оптимальных свойств" с "оппмальшил социальным запросов-заказом"; - и третью группу, мохущуп дать дредставлзвие об "оптимальных условиях" функционирования оперных произведений (она объединяет глузнкалыдто социологию, психологию, соцпалы-ую психологию, теорию'¡музыкального воспитания, я-'
Др. - т.е.*те дисциплины, которые выявляют ре алии функционирования. оперного жанра'. Подобная дифференциация,- естественно, условна: научные дисциплины взаимодополняемы и взаимозависимы,. Вместе с тем именно такая дифференциация определяет, — как минимум, трехэлементность' проблемы {"пересекающуюся" с асафьевской. триадой "композитор-исполнитель-слушатель").'
На этом этапе исследования (в данном разделе) выступает вопрос выбора о'п т и м а л ь н о г о р а к у р с а рассмотрения проблемы. Ряд прейставленй»"х далее наблюдений показывает, что апробированные подхода анализа как оперного произведения, так и спектакля, нё говоря уже об-организационно-управленческих и административно-хозяйственных факторах, парадоксально замутняют проблему, не способствуя ее решению. Оказываются малодейственными как музыковедческие, так и музыкально-критические подхода и критерии (т осознаем условность такогс разделения). Очевидна неперспективность поиска оптимальнс-ч> ракурса в какой-либо одной группе факторов. В свете предлагаемой интерпретации проблемы логично оттолкнуться (и ориентироваться) в авторском рассуждении от некоего "идеального" предмета исследования и "идеального" ракурса его рассмотрения. В таком случае оперный текст предстанет как сложная знакосиг-нальная .система, содержащая в себе возможность-(благодаря интуитивно или конструктивно найденной композитором в. н утренней с р -га низации) напра-вле.нной ( .к к.о я-к pe í-п о j; социальной' группе з.рк í,e л.я -о л v :.? а т г л " о ц п '■ р я г • " •" -чувстве н~ н о Г; v ° э с г ■ :-: : с т , .
Б свою 'очпедь, тзебованая к- некоему "идеальному" ракурсу - критерию долнны быть соотнесет: с'обосп0р»нно?{ пан se "rrsx-элемсвтностьв" проблегш, т.е., ,-ро:де- говоря, ракурс-::рктесйй проблемы должен быть сан трехэлементен.
Следующий этал рассуящений^ представленный' во в т о -ром раздел с I главк, является конкретным смысловым "приложением" к выдвинутому ранее требовании трехэламентностя рабочего гоитерия.
При ознакомлении с наушный -исследованиями и критическими высказываниями, в той или иной степени затрагивающими проблему функционирования оперного жанра,' обращает на.себя внимание их преобладающая "одвоэяементность", что не соответствует необходимым в данном случае требованиям.
Перспективность поисков прослеживается в тех исследованиях, в которых речь идет о динамике социальных функций яанра в процессе его развития.! Причем здесь выступает некая общность подходов и гдузыкознания (М.Сабиникг, М.Тараканов), и эстетики (А.Сохор). Вместе с тем в большинстве работ.обнаруживает себя _ несоответствие•"идеализированного" - "реализованному",.словно заранее предполагается "заданность" художественной ценности явлений (что не всегда соответствует практическим реалиям, в том числе-кыргызской оперы).'Подобная априорность художественных качеств произведения и высокого уровня исполнительства,как бк само собой разумеющаяся, служит нередко базой для рассувдений социологов, культурологов и т.д.
В музыкознании Среднеазиатского- региона, так же, как и в кыргызском (попутно констатируется примерно одинаковой "удельный вес" вопросов, находящихся, в сфере, музыковедческих интересов), привлекают внимание попытки,увязать "фактор успеха" с конкретными условиями восприятия, со слушательской реакцией определенных социальных слоев. Хронологически эти попытки приходятся на. середину 30-х годов. В последующие годы, "фактор успеха" автоматически подменяется диктором официального призвания, реалии восприятия не фигурируют ни в научных, ни в публицистике ко-критическнх работах (наблюдается доминирование далеких от реальной практики историко-теоретических концепций). Вместе . о тем обращение к фактору "адресности" при объяснении "успеха-пеуспеха" .'.музыкальных спектаклей уже в конце 30-х годов создает асе предпосылки для дальнейшего осмысления этого подхода, в т^стностя, сопряжения критерия "адресности" с более абстрактным понятием "жанровой функциональности". Таким образом, в результате логических умозаключений конкретное "сшсловое наполнение ".реального" ракурса-критерия исследуемой проблемы предстает в кнде критерия з а н р о в о. - ф у н я д и о н а л ь н о й а д р е с н о с т и . Предлагаемая формулировка соответствует доказанной ранее "трехэлеыентности" проблемы, репрезентует не-
обходимые - группы дисциплин ("жанр" — музыкознание, "функция" -эстетика, "адрес" - социслогия). Вместе с тем, у не на этом, новом этапе требуется уточнение рабочего п о н и и а ~ н и.я всех трех составляющих, вследствие того, что каждый из фигурирующих терминов является" объектом "
каний.
Авторская интерпретация терстнов "гдпр", "функция", "здсрс" дается в третьей разделе. X главк. А-елляция к ^егодвяшр.ему уровни осознания понятия "язнр" (М.АраноЕский) вместе с отмечаемой тендегашей к разшванжо "санровых гран:::. (М.Сабинина) дает возможность остановиться здесь на некоей
— араДП'"**«^ ^СЯ У. ОбиХОДНО*^ TO^K^-RoKtrln рп-
ílji Iил.
Некоторые положения эстетики, доказывающие одновременность и равноправие прикладного и художественного р явлениях искусства (в частности, работы М.Кагана) служат в настоящем исследовании вееогяал психологическим основанием для избеяания полемики об абстрактно-существующей возможности, ".художественной самоценности", вне реалий вос-пснятая (хотя такая возможность я прияцйпг кг иеяд£'хьетел).
Допуская опасность вушвгязацяя доникзккя "эдресг-ош;-", аэуор теи не ггенео предполагает достаточно вкпогаг ».со тотко^ -иге, подразумевающее объектавное существование qa—ко~ -рые"провоцируют" возникновение устойчивого с х о л о г , ч е с к о г о барьера к восприятии. Признание ус лови г для образования такого барьера в качестве решающих Факторов восприятия (или невосприятия) позволяет выделить реальную пота нщально-акЕИвщ'о слушательскую' среду. .
Ракурс - критерий "ганрово-йункционсльнП адресности" позволяет, также варьировать акценты узе на э'ine рассмотрения основного предмета исследования - кыргызской оперк.
Общим итогом рассуждений I главы является Еызедчнпе приемлемого' (с точки зрения автора) уровня соответствия "рабочего" понимания проблемы и найденного сквозного ракурса ее освещения.
Во' • в то'ро ff: г л а в_е работы, в ее отдельных-разделах, посвященных относительно самостоятельным яаярово-тематиче с-кик линия» ; предложенный ракурс "на нрово-фунхциопадьпай адресности" дает возюжность высзетить, как представляется, достаточ-
; то
но большой круг- частных аспектов "внутри" проблемы эффективности функционирования кыргызской национальной оперы.
"Тая, в п е р в о м р а з д е л е II главы на .примере сценической судьбы музыкальных драм композиторов В.Власова, • А.Малдкбаева, В.Фере показывается, что в качестве типичных-образцов жанра музыкальной драмы произведения эти отвечали в конце 30-х годов1 интересам широкой слушательской аудитории. Высказывается мысль, что взгляд на них только лишь, как .на подготовительные ступени к опере, игнорирование возможностей жанра собственно щузыкальной драмы (в отличие, к примеру, от Казахстана и. Узбекистана), привели.в дальнейшем к разрыву преемственности в восприятии, обеднили в целом историю развития: вокально-театральных жанров в Кыргызстане.
Реставрация "Адтын-кыз" как оперы, с некоторой модификацией музыкальной драматургии* в начале 70-х годов явилась типичным примерам недоучета возможностей жанра самой музыкальной Драмы (художественно - малооправданное усложнение музыкальной драматургии).и фактора "адресности" (ни сшжет в целом, ни отдельные образы не были.уже."резонансны" зрительс:л-сдошатель-ской аудитории 70-х годов, они. как бы морально-устарели). Вос-создашав "Аджал Ордуна"/в начале 90-х годов также производилось без учета фактора "адресности"; сохраненная в ней с 30-х.годов интерпретация трагических событий Х91Б года (восстание в Соед- . ней Азии) 60 лет спустя выглядела уже несколько прдативной и односторонней, в результате' спектакль не нашел своей, аудитории. Вместес^ем-реконструкция спектакля в изначальной жанровой форма (в виде вд-зыкальной драш) обнаружила вследствие особой . "легкости"' восприятия-перспективность этого забытого жанра..
Изпоставленных.на сцене, Кыргызского оперного театра национальных музыкальных комедий наибольшее признание получила оперетта Н.Давлвсова "Аста секин, колукту" ("Осторожно, невеста" ), что объяснимо органичным слиянием устойчивых элементов жанра с национальными традициями* широким спектром ее "адрес-' ности", проявляющемся в данном случае и на "композиторском" ;и Ча "исполнительском"'уровнях. .
В целом ознакомление, с прощссом развитая жанров музыкальной ораны к музыкальной'комедии в Кыргызстане выявляет ряд перспективных тенденций, доказавших своя жизнеспособность, заслу-
-П .
яевающих внимания со стороны и композиторов, з органов управляя культурой,,
Рпзс:.:а?р'.твзег.:ие но з ? о с о у раздел а Л rz«^: " "" """""•""•••"^""""гг ->----------- -- -
нп; ттрр^тод отлчо-меят-тп няпттоняльной опары обоагцение к сказоч-апелляровать к наьиолзе уоа'ийчаььм ъ-редишлы щроюй музык&ль-
, С „У,.,' — ----Ij -Л....--—Л '-----'•' '...... ;-,гн - ..
к кк&зм. Уяв "внттга" этой й&нровой лпниз обозначилась более
н~ы ММНЖ1ИЫН ннклиплИш . пи rntwi uui
особенностями либретто. Близки ханру опери - сказки: "Ай-Чурек" 3.Власова, А.Малцыбзеза, З.Фср®; "Кокуль" ("Золотой чуб", впоследствии - "Легенда о златокудро;.: ыкозе") М.Раухвергерз; "спру лирической драг,щ - "Апнар и Aifcia" А.Аманбаева, С.Германоза, "Олгобай а Кавсшан" Л.Абдраева. Выявляется определенная закономерность - взаимообусловленность репертуарности оперных про—- - ----- гя лозй"г?сгс 11 .чих 0".чк?оd1 с""'*:?и**, . 07-
■ .. •:". ас;:-.■:,: • "A;--V:; :; '^'охул;/' (v::.:p-
•.■ во ::f]0]".v.i : .:..-/-; ;: ъ терэтр j
. - Дед-скуп : с/.-..-- "
час:'л '.:.:<:*: с;:■';:*„ С ¿руг;-;" crop :,:::'. .-:■•:■■-
•гогяг: "грс-лздлссгл" '.л-ллюлл:;.;:' ;., : р.-:::: ел-;::: ".': • (;:;/: иясокнзаных •;у:;ол-?;.,гвг-пп;;х :::;: дх:р;:::лх
ее оптимальное .функционирование жль з качестве ""Зил-fHoro'' .:-;с:,::,ч ".гя, ос?а!сл:;госл к:.к л; :■':: Т*" уг
" : ~'.:Г: ;1хрпчлск;:х лрлг. г -г,"':.:.::■-л "ллхлхг.-" ,.
то степень к;: "адресности" в изначально** жанповзГ! фэрке трудноопределима, з то ~е время известна их неудачная сценическая
"yV.*^, ТвМ СйМНМ В КЧКО#-ТЯ MR 115 ПОДТВеОТ-ДГ^ТСй СЛраЗсД.'МйОСТЬ
-од.; гг,'р ел :* ~ . }■'■■••. , : \ 6~Т:е г ;-.:.■■:
предпосылки л наличла*(йл-. ¿i сухого«} -i^p-с
■-.г :.:::■:••: с::;р. л. л ?сксг, yc.'.^r p::r.r ? г.тсл2:.:: сй« х, ас;.; "лдраснссти" ;перату»но:! огкозк " сгч-стп" сг.о-наркой драматургии произзеенля, и на слздуадем этапе-степе ей адекватности сценарной к ."узыкадызой драматургии.. Наибользая
сггпень'такого соответствия обнаруДйВазтся в "Ак-Чура:;". Б слегах "Напас" г: "Кокудь': Е^стугшЕ^' проблема дрддатурглд крршеге 1-сла, есускп которой проадеддЕЗДхся угз на урезке лпбгзтго.
Расс:,'д:'р:злс;,дз в т р е д ь е л; ц в з д а л а П глад:! опертые продзддпдндл ка 1!сг!ор;гко-рэг.огшокнуа хк«? додгаел:/:: леред калюзлгора/д: болеь слокнде. по ердддюдо о сдардлд гд; сказочяэ-с-шяаекдз еэггты, згеа'-а, эказгьднгск в о случаев трукаоразрапид-ядл. Б операх на ::сгопд.™с--г.е20"дд;0лд;.л; " те:..у н <5ояьсг£ стгяькз пролалдег себл проол::;.:а дудсудсгл-дн';-цепного опорного дпбрзтто, проблема расдрдудз ох-ззпэго колдллд-та, отзечдюдого ?реоода;д:л;.: прагдддоотд д делдддолл^окол г-д/бд-кй. Необходим ь:зра соогвьтсткх' "реального" и кко-
обобдзгДчего" кгйдгча в отхорной вгрсдд.сЗ кььгогногд гллргкгсдо:.; а!®ве Токгогулд З.Зласова, АЛ&хдзбаьва,- В.Сгрс. Здесь, тш: :гз как п в опере "Йандс", г~.иболд:д:?. ео2;;ох1эз?я елдяусй з едлдедю-иираваштг ого в кадствЕ "тооадеаЕого" спектакля;, баз ддлздопля е твкуелД рздертуар. Наззксохь, "плака^пооть" бзльЕПЕСТва сэзв-тов других опар на ест орцко-ре.годад^о'е2у» тзиу огранаддпалд в -прозлол проездив кх "адрзспоогл" нч дсаеко-юнозезкуэ аудитор:». Однако -в сеязд с шягт?лж»Ъя к началу 23-х годов екзпой цеддост-еых орденгарод и $тот слой зрдтедьсдо-едупатальскай ср-дь* слагался галозероятнки "адрасагсгл". Таким образод, "бсзадрзскоать" данной ЕзнровоИ лпехгя в ее ыастйащедднлдв дзлдед само ев пуцзет-вовапие Ероблзиатлчкык. Едзсте с там едзепо в згой ганрово-те-матнческо2 явншх прослеживаются интзрссшв кедоездторенш находки, Еадржвр оп»*тз п о л с ф у к к' ц и о я а л ь в-о г о использования дитатн ("Тодтсгуд" -В.Блассза, Д.&алдыбаеЕа, В.Сзро), сЕл£онд<2ского обобщения основной идеи ("Токтогул" В.Езпрдка). "Тстогул" В.Бепркка является та'кяз редкш прдиаррд "спарзЕЗЕЛя" композиторов (развитость• ь^зшсадьЕО-яжковых средстз, высокий профессионализм в организации е_деп~5£1пи текатизгла) обдзго уровня музыкального восприятия -.(отсида - Еаслохнвшаяса сценическая судьба).
Возможности развития этой линза связаны с залол:-чедш здесь воепцтательпыма йуЕЭДпями (опять-таки в проекции на дет-ско-юподаскуа аудитория), чему способствуют присуще данное телатнческшлу пласту зашилателыюсхь интрига, рошнт:-:<ескч^ па. чос борьб;: - однако при условии хуцотестаен:;о-полноце иного опер-
ного либретто, ''соответствия" друг-другу'разноуровневых.рядов .оперного^текста.. В целом .проблемы, уже обнаружившие себя в линии сказочно-эпических опер, с еще большей остротой выступают в произведениях исторйш-революционного плана.
— ' '-Orreis-современной.те 1^атики, рассмотренные в четвертом разделе П главк, оказались наименее "репертуар----—.....
шми. Причем известно, что .проблема современной т е м ы в опере долгое время привлекающая "к-себе 'внимание композиторов', ьузыковедоз и критиков, в принципе остается открытой во всех музыкальных' культурах региона."Общие недостатке усматриваются здесь предде всего в явной художественной кало-ценности оперных либретто.
В качестве погазательного драмеpa-снепическая судьба оперы 'Д.Раухзергера "Днамиля" по мотивам однопиеиаой помести всемирно известного кыргызского писателя Ч.Айтматова.Налицо парадоксальность ситуации, когда художественно слабым оказывается произведение, в создании которого принимают участие писатель и композитор, высокий профессионализм и талант, которых не вызывают сомнений. На примере анализа некоторых сторон либретто оперы "Д^а-чцдя" влдцо-, что при его написании ш. был учтен ряд "опао-nXTOi", закллчпкг;-^?'; i; лргобллдсюдей ролл фабульно-ссбктяйне-го р^да, сдсутсллл.: с "о: едкого уже ча уровне либретто и !.<-пульса i< х у д о >: с. с ? ? ь <: и о г.: у о б о б г г -к л а . Дея;:се лсло:.:£Н16 гзс?а*о*м:> :аглядко илл:естр::ру ;:гг: nv::¡.:орз сравнена хекста долееrn в .-.лбрзтто. Е ддтегсгуг::.."' первоисточнике такой сааудьс существует - зге "Пес:л (глглногэ героя ¿;о"£'Эелл). ~г. худобеctr.cкно-обобэдтзцзе подчеркивается ■ ¡¿пагллл деследоватв лям'.'.-ллтерагурсве дгл::. (Г — л:":'.!? в на ядом из произведений писателя подобного художествен-
ir-i;;; лл'его ¡л.'.иуллее пдизчлетоя ля?spsтуповега;'X кнк еддг дз свойств, •пр1дба:цпх-лр2д2лгд'л;,.л^ Ч.Айтжп-дг- осоОуг.' д-j-r. •-<и ость, к тлеете с тем - свойств, затгудвязпг: гопьтяп "перевода произведений г другие ~лнр" - кино, опер/, бале г я т.д.. •is np:?«spe о;:е;к "Лглмпля" 5 акт 'колпчпя- (яда- отсутствия-}'в Ли-брггго соврекскной »пер пглпульса к художественно:^ с^обд--:/:;г;ет гл;ть пр-здлс^е-г,' ri • на;? взгляд, в качестве ода-Го критериев о д е н к z оперного либретто.
При рассмотрев™ 'опёршх произведении • с о-в. р. 2. « s д.-
нон тематики наглядно подтверждается так^сз s высказанное passe полоза низ о трехэлемевтнрстп напей центральной проблема. Очевидна необходимость соответствия "современного" оперного произведения некем современным на требованиям композиторского профессионализма ("оптимальные свойства"-), современным потребностям общества ("оптимальный социальный запрос-заказ"), современным условиям восприятия (уровень подготовки в структура худогзствеакых актере с© конкретной зрительсно-слушательской среда). Очевидно такзз, что требования современности содеряатся по существу а в "традиционной" асафьевской триаде,' fcxaseu, самоочевидно требование некоего современного уровня не-лолнительских средств оперного театра'и т.д.). Необходимо, к сожалению, прнзЕ;ать, что социокультурная ситуация Кыргызстана не дазт примеров соответствия некоей "условно:.!?" критерию "современности" еп на одном из вззмокных уровней. Отсутствует слушательская среда, "с -.оя" аудитория (кроме тонкого слоя музыкаЕ-тов-прсфассионалоз), психологически подготовленная к восприятию ссшреманЕЫх средств художестве иного воздействия оперного театра.
При подведении итогов главк констатируется, что композиторами за период 30-х - 70-х годов освоен достаточно широкий спектр сэкетов, образов. Наиболее интересные творческие находки осуществлены в-области творческого переинтондрованяя фольклора. Остраlîaeâ остается проблей адекватности (в плане художественной ценности) литературной ^сяоеы и музыкальной драматургии, отсутствие таковой слушгт основной причиной "жанровой безадреснос-тв" оперных произведений.
.3 Ш'гл-а-в е работы на примере отдельных произведений, поставленных'на сцене Театра в начале 90-х годов, а также ш . материала ряда недоставленных опер делается попытка более подробного сопрязания художественных реалий с конкретикой социокультурного (¿она. '
Онера "Сепил" С.Осмэнова, и как музыкальное произведение и как спектакль, увидевпая свет на сцене'Театра.после более чем 15-летнего "творческого перерыва" в работе кыргызских композиторов зад оперным язнром,. во многом аккумулировала в себе пакопавшиеся противоречия, связанные с проблеме ii ;•> ¡^екшеноегч« фунКЩЮИИСОВашУ! национальной оперы.
В i з и з. о а Р.а з д з л в И" глаэн ззделяются показа-
гдлзс-с?ь реального быт:;я слзрл ':0згпгл". £з»онотр?руг5гся лессо?-*-«Bnwppw» к-П^мят^•• бжв"»Té"ЬЯ"'?! в ттп —гая- mТЙШГО'З—----~
од--л~ч"Дй лгс:д:бД7;дздсдол лу'лл:ал~д,сй крллллол :: ре&длпл-лвотлеаним уровьаи самого яропзведевия я сне^'агсла что .¿з сзи#
reдь сЗдгрулплло^ (тр^р^я.» отдельного пзучепия) пробле:ш
т "•ллдл с гз írra"-:a.3"tí лззг'лкл зйозклллолся лог
с-..::/ -л ^лгор-л-. лзлй^глллл лз;лд;д:.л ллслзсо лг^л^оллсовандл опорного глнра. В качества сснсзных'прпчннд'Еоуспзха спектакля
туркого. ряда ( либретто ), отвечавщзго -детско-юношескому
восприятия' (внутренняя конфликтность и завалательностъ днтрлги) "кнтонацзоЕЕоглу словаря" ояерн; несоответствие манду внутренне2 динамикой отдельных картин» сцеа я общеЗ размеренностью музыкальной архитектоника, экодиональнны однообразием музыкального-ряда; песоответствие "акадешхчзской1* актерско-певческой'.манеры псяа'лпстздзй' а "¿Ьольялопостх" .спагшастах ойрлзтаг ..пяшмят»?<№-' -..л1.::;? с :1заллел елзл'гллд: лл лздлололлз кл'З л спр'здол.зг.-;л-лллл; "лдлхор:ло л "лолдксл лзу-аллод: д" з дрдзлечзцлд ...-.-.- .:глл ".л: peroro'" ::ллт2лл-зд7лстзлг;,,
"лг.:долелкые ;:абл:одендя лздглзрлдедл toicjkí результатам зтзд-ддддл; ¿ощопсслодованпЛ (чго лолзт вызвать дополнительный лдгзрес кал лрд.мер "проверка" теории практикой} - Црозеденний во ^.й.ул сяелтадлг; сотюопрос полазал соотзетствда увиденных в лз-бретто предпосылок к ориентации спектакля на детсно-юнош'ескуто. ■
otTTmmrsnTjrtn м г?« t» r»prv -г»?т»1тттг» »»т>ч-г» 'Т'•'f*
института, таклз заметивших подобную "адресность" сггазта? подтвердилась та.кзн гипотеза о' несоответствия'ьфззка'ЯЕЕСгоязнка' л опары восприятии детско-юношеской аудитории. Параллельно ипарзшз. в Кыргызстане был проведен опыт социоопроса —выяснения ..места л оперного ланра в структуре интереса студенчества, Студента КПЗ!! в это:.: отнрашнзп представляет достаточно noitasarsssHHíL:'-,. объект, во ¡.-логах отношениях "усредненный" (отсутствие "элдтар-::ол" подготовки, с одной стороны, с другой, - профессиональная ■ необходимость звания, усвоения.и понимании явлений.национальной", оперы;. 3 результате обозначалась, лрз.приемлемом уровне-понииа-;
нея к интереса к опаре, проблема преемственности в-восприятии, затрагивающая отдельные, вопросы музыкального воспитания и образования. ..-..--..Сценическая .судьба оперы "Сепил" - /наиболее' наглядное под-тверадеше .важности комплексного подлода, т.е. тех задач, которые и ставит перед собой-предлагаемая диссертация.
^ Сценическая история.оперы."Курманбек" Н.Лавлесова, рассматриваемая во вт о р о м р а з деле - Ш главы. является, в отличив от'.^Сепила", удачный примером соответствия большинства компонентов» в совокупности совйащих. потенциал "адресности", и самого, произведенияи спектакля,~в.их проекции.на колоде яцу о аудиторию,, не обладающую опыт ом. вое приятия ко нцаццио нно и драматургически-сложных оперных произведений. Простота и доступность. с^?шательского освоения заложены в.самой сюжетной ' основе - одной извааболеепоэтичных легенд кыргызского "малого эпоса".
Опора является ргдкдадлякыргызскойопера образцом адекЕатности сюаетпо-йойытийного; и цузыкально-драттургическо-го планов,-Легкость восприятия фабульного ряда органично сочетается е/доступность» для восприятия "цузшшльпо.-интонавдонно-г.о'словаря" прозз сада ней. Мелодике известного в Кыргызстане коицозптора' Н.Дашшсова-свойственно естественное сочетание народно-песенных интонаций с интонациями современной 6ытоеой музыки.-' Аргитектопина опер! является" такае примером гибкости ста-тико-диваинческих отнолений цузгка'льпых номеров' (от куплетной песнз до сложных полифонических образований), отвечающих распределение энергетики в сюаетно-событлйнон ряду. Специального рассмотрения требует обозначенный-в данной работе как гипотеза вопрос о прпнципиальной.для кыргызской оперы новизне подхода композитора к драматургии:нудного -плана.. Оказываются одинаково правомернам версия о занре этого произведения как "усложненной" {.-узикальЕой дравд и более "осторо.-кая" версия-определе-пие санра ояеры как "оперы-кгэу".
Основания для второй верслл усматривается в некоторых. саоСссаах разгадывания. апикального -материалавилеляюдйх в кащстге основного принцип "напряжения-разрядки" - с опорой на варааатно-гаргацзо'кшй кетод преобразования тештизга; принцип совторассзс основных струятурно-теиатпческих^ едишщ, что родняг
va гетяг «sf.» лтч> СТТйТЗ"~ГО S3 EPS " У ri»
".a fnr,-L3c г,т СП^КТаЯ/'-' Л'Клкд inucuày "tjcjr.^opiour-i • uïjûuto.I W»*»», -------- -
.. L. ЛГ ■
Г .. X..,. ~ '/ '■'..:....<■' I :. <- " : .v- ... . ...J ^^
гхд ххх).хоь, :x ex; :xï .xx_, —c^xx'x:;.. TXw упрощап-
XX ïp;::0j;,5 ,,итарч1;/хх"х; x.;;x.x'x xx ^xx- !xxx oèxp"
:x.xx "ex:./и xrx xx/xo- -xxxa-
тгхьсхуч ''ï^xf ; ^рь'ххх'.'^хх'' г:ххх:зрр^щта a е^з
больхох стааеет ехххз? ;;7;х;ххх.хх;:-гхх /ордзхахзия.
Нсйсиаслра-^ ~ х-—гххои;ххх " суъазт
" На - прпиерз нэпе стпаяз тощ одо?" з&ршкзгпх '.коьеюзяторов
ТИЕШ.*д ТСПДОНЦЛЕ, П р-'-Щ ПрОЙЛЗП» CSaFC¿nSK3S3'_ЙСЗ '00238
(я силу своей типичности и неразрзшгееооез на иротянениа! .
т.'.""*: ""^пгплтеол r>rrhna)_ TÎп ттттлпппп евавЕения .jinöpssso
прппйЪптгпи-Я ПО СПЯП8 КЗ ДамЯТИ иагшйл-ь ЗолНКС.» WÏÛ 'ÄCZiSSiX'S
ххх) хгхуxj-xxxx хтрпс'х^хэ-
стоательяСш х«.д ossein с ццсД ^auncu^ JX-s^u^yjEOî;, n;ri-v-:x oser». Наглядно сопоставлены здесь в первом случае -'патуралгга, • ' про обладание сГабульностп, илипстратизностп, во второе - 203-иознне'пугги преодоления 3Tïîx опасностей. Вглестз с тек подчар-
капается v нто .-рад sect о "композиторских" приеюв, попользованных В.Тусзвшл, сташт лерад ясполнителъскш коллективов Театра • трудноразрешимые задачи', .лрзвышаюЕще общий уровень профессиональной шдготовка. Предполагается, для отдельного рассштрення, вопрос о возкожеос ти учета композитором реальных с;:л конкретного исполнительского -коллектива (что прррлвзшвавтся на примере работы Н.Давлесоьа над оперой "Курманбек"). Вместе с тем достаточно глубокое эмоционально-психологическое наполнение произведена из исключает воэмояносги эмоциойаяьно-дсихологйздского резонанса со стороны широкой слушательской среды, включая и творческую интеллигенцию.
, В ряда произведений композиторы интуитивно ощущают необходимость "адресности" своих произзаданий. Предназначена для молодежной аудитории род-лю ео-одера -балет В. Гусева "Диалог"; адресована школьникам младших классов опзра С.Осдонова "Кычан". Однако перспективы их постановок проблематичны. 3 "Диалоге", так же, как .и в "Судьбе отца", арсенал необходимых исполнительских средств еы ходит за пределы реального потенциала Театра (эпизода42скос звучание рок-ансамбля, необходимость -одновремзн-кого владения солисткой "рок" -и акацзшчгеской манерами пения). В "Кочане* (а такне в "Сешлз") наступает пзсоответствие "адресности" сюзэ.тно-собнтийЕого и ' ¿музыкального радов. Кроме того, морально, устарела cava сюжз:гяая основа оперы.
И Есе гд , шсг.этря на ряд существующих проблем, наметив-паяся.. тепкзвдия к сбозйачзниэ "адресности" будущих опершх произведений ыожзт быть расяенена как один из факторов, имущих способствовать дальнеГше!^ развитию, оперного канра (в совокупности с лроблвюй его восприятия).
• В заключении суммируются наблюдения и обобщаются их результаты. Оцениваются возможности предложенного в начале доследования ракурса -критерия яанрово-йункциоыльной адрес-•цоети. Констатируются объективно-существуюцие сложности комплексного охвата проблемы. Отсюда-оставаиеся вне поля эре нет оргаяизгдпонно-управленчгские, адцинистративно-хозяйстзенндч-аспекта. Зазсте о таи некоторые результаты наблюдений именно благодаря сквозногду ракурсу-критерию позволяют, по «наш:» автора, говорить о потенциальных возиоаностях предлоге пного подходе z перспективности его последуицего теоретического , осочнанкя.
Результаты "прикладной" части работы позволяют выделить ряд остающихся открытыми проблем. В "композиторской" сйере - это проблема- художественно-полноценного^оперного,либретто, прсбле-_ на осознания необхо.дикости качестзеняо-нозого понимания роли художественной традиции. Известная .спорность, вопроса о правомерности требования самостоятельной художестве иной'ценности оперного либретто "снимается" практикой в сфер; кыргызской оперы, где литературный фактор играет решающую роль в сценической судьбе оперных произведений. Качественно-новое понимание здесь роли, художественной традиции ш сея зываем с претворением.в национальной опере того, что-может-быть-определено как осаэвзой импульс, к худоэдствеиному -обобщению ("Обон"- мелодия в довести Ч.АЙгглатова "Дяашля" и ее.адекватное использование в балете-оратории К.Молдобасанова "Материнское доле"),
В "исполнительской", стороне проблещ наиболее острыми остаются проблема. воссоздания национальной исполнительской манеры и проблема художественно полноценной оперной режиссуры. Известно,- что как в Кыргызстана ,;.так; и лв других республиках Среднеазиатского региона, успех первых музыкальных спектаклей связан с талантом певцов-актешв - выходцев из народа, впоследствии освоивших и академическую г/а пару оперного пения и .умеющих гибко изменять исполнительский сталь, в соответствии с конкретной художественной задачей: Позднее национальная манера пения все более начинав.? .отходить з прошлое, забываться. Существует также ряд сложностей на пути теоретического осшоления проблемы, обус-ловленнвх в-дервую очэрвдь трз'днзстяиз. кахоэдз ния адекватной форкзлязозайной двФйпйешй — одре дадвниа .самого понятия "национальная певческая манера". Эта проблема, 1есомненно, заслузива-ет спеддадьяого изучения-, -Остро • стоит.ак^е- проблещ. худогест-Еенно-полнаце.кной оперной режиссуры. .
Наиболее, ¿апогогразна и противоречива ""слушательская" сторона основной проблеш диссертации. Здесь пересекаются вопросы лэаимодействия полпт-ла, рконокихи, быта, идеологии, образовании, зоспитеряя, пропаганду' ?. рекламы - т.е". '.множество разно— уроачзвкх -!а кто роз. .'редлэ;«аш2 в работе критерий "адресности" позволяет, кек гамка-татоя, лрг.вестн разные и порой-отвлеченные подходы,, к некоему "обде;-4у .■знаменателю",'-■ I Известно, что к началу 90-х годов достаточно остро заявил
о себе в Среднеазиатском регионе. вопрос о соответствии тех фора иокусстка, которые несут в себе .европейскую художественнуюпсихологии.' Причем именно этот сложнейший.вопрос - стал 'объектом' его раз норе чивой, полярной, а :подчас, л ' соадулатаваой интерпретации.- В .диссертации показывается , что па современное уровне развития теории национальной 'психологии-существукщие'авторитетные исследования не обнаруяи-. .вают предпосылок „для уверенного .признания некоей "чуждости" : эыоциопально-психологических аспектов оперного канра психологии национального Еоспрлятпя. Подчеркивается, что современные положения : национальной психологии", напротив, связывают национальную специфику с комплексом экономических,-'социальных, культурных факторов, обуславливающих неизбежную необходимость освоения общечеловеческих. ценностей. Свойства оперного зднра'и содержат ,в себе значительные потенции для органичного взаимопроникновения и взаимовлияния национаяь"тнх,и мировых ценностей. . " . '
; Известно," что .общественные-науки претендуют лишь на рекомендательную функцию* И потому автор в заключение констатирует, что решение 'обозначавшие в.данном исследовании частных проблем bosmosçq лишь при .условии государственной поддержки развития ; оперного-' яанра'как моста в - общеьшровур. культуру.-/-. '•.'-".•:ЬСнециальро.следу'ет. акцентировать значение, и роль музыкознания и .музыкальной• критики в. качества : основных, регуляторов от-ношайвй" "композитор" - "слушатель" и в теоретическом, и в прак-tb.^gïcosi аспектах; Обращение к результатам настоящей работы по-вао$зет, ш\ надеемся,. поставить такие: вопросы, требующие орга-низационно-управланческого решения,- как необходимость стацио- . fapsot .^¡знкальво-совдологическоЁ'сдогжбы, без которой нЬвозмо^-ио научное .обасивч&вве репертуарной стратегии Театра ; потреб-В0СТЬ;В: нейвисишй (^гзыкальной.газете , без чего маловероятна объективная критика, В целом вывода диссертации призваны подтвердить высказанное ранее -положение об "аккумулирующей" роли : щвккадьного теат^; в контексте. культура народа в целом. Выяв-деш» 'ряда позитивных тенде нвдй говорит о потенциально суще•
йувкциряировашш : я развитая
в Вфгнадтана оперного яавра.
Отдельные положения диссертации нашли сЕое отражение
' в следующих публикациях:' '-" ■
I. Понятие "современный", в искусствознании..как эотетиздо-ая категория в свето эстетического и философского'Наследия ■ И.Ленина // Ленинское эстетическое наследие.и актуальные роблемн развития искусства И культура в Киртазип:'тезпси рзсязуб-иканской научной ков^еревции. - Фруязе. 1980. -с.24-25.
,2. Одеры"Ай-Чурек", "Манас", "Токтогул" и их место в музы-'пльпой культур? 'Киргизии // Руководящая, я" взздазяпщаЗ"роль"'". V: ПСС в развитии театрального и музыкального искусства Киргизии: ;атериалы республиканской научно-практической конференции (279 апреля 1981 г.). Фрунзе "Кыргызстан" 1982, с.27-29. ''•
3. Проблемы исследования, кыргызской оперы //Актуальные вопро-ы развития культуры • и. искусства Киргизии' в света реше ний ,
съезда КПСС: тезисы республиканской научпскпрактйчеспой". . ояфзренции, посвящзяноЗ' оО-летнэ образования "СССР" (26-25"апрз-' я 1982 г.). Фрунзе "Кыргызстан", Ь'82, с.33-40. .
4. К проблеме адекватности з^'дояествеиной ценности сцепарок и музыкальной драматургии опары (на примере киргизских
пер . "Ай-Чурек", "Кокуль", "Мавас", "Токтогул", "Дкамилш"). /Актуальные вопросы развития культура и искусства: тезисы рес-убликанской-научно-практнческой конференции, посвященной О-летии-образования .Киргизской. ССР .и Компартии, Киргизии,. (23-. в апреля 1934 г.)-. Фрунзе,"'; "Кыргызбтад", с.27-29.: ..;
5. Некоторые аспекты логики и методологии' научного познания в курсе музыкальной критики; //Совершенствование 'подготовки пециалистов з ВУЗе на основе современных педагогических.кето-оз: материалы республиканской.научно-методической.конференции.
5-6 июня 1984 г.). Зрунзе, ТЭ34, с.42.,
•б.- Роль вадаональ но й -киргизской оперы л в эстетичв ском вое-л
итании молодежи. -//Актуальные задачи учебных заведений культу^ н к. искус едва республики, по ко:,а5унистичаоко?ду,-воодзтаниэ мода-еки в свете решений ГХ'П съезда.КПСС (18-19 октября 1986г.)* рунзе, с.194-196.
7* Фактор преемственности при определении места национальной киргизской оперы в структуре худокествеиного интереса молодежи. - //Актуальные проблемы соверсенствования подготовки кадров для учреждений культуры и искусства в свете решений ШТ.Г съезда КПСС: тезисы докладов республиканской научно-практической конференции. Фрунзеу 1937, с.78-80.
'. 8. :Некоторые .аксиологические аспекты изучения национальных вокально-те.атральных жанров в; Киргизии // Актуальные пробле-ьщ музыкальной культуры народов Востока:.тезисы всесоюзной конференции (17-21 октября' 1989 г.). Таакент,. 1989, с.51-52.
■9. К проблеме научного-обеспечения репертуарной политики Киргизского оперного театра-.//Проблемы и перспективы повышения эффективности научного потенциала высшей школы в.Киргизии: тезисы республиканской научно-практической конференции (23-25 октября 1989 г.). Фрунзе,' 1989, с..43.
10. Проблема преемственности национальных, художественных • традиций в киргизских-вокально-театральных жанрах //Борбад и художественные традиции'народов Централькзй' и Передней Азии: историки современность: тезисы Международного симпозиума, посвященного '1400-летию Борбада -.основоположника классической системы тадяикско-персидской Профессиональной 'музыки устной традиции (23-29 апреля 1990 г.). Душанбе, "Лониш",' I99C г., с.333-339. -
'.II. Наш-!опальная манера пения как проблема' киргизской музыкальной фольклористики (в соавт. с Куркановь'м Э. У/Проблема национального и-интернационального "в современной народном,музыкальная искусстве и творчестве. кошозиторав Киргизии:, тезисы докладов республиканской научно-практической конференции. Фрунзе, 1990, с.48-49.
12.'Национальное в исполнительской манере оперного л£Еца- ■ актера и зизнеспэсобнозть киргизской оперы•(в согвт. с Петренко Z. У/Проблема национального и интернационального в современно:.: цузккальногл искусстве и творчестве ко:.щозиторов Киргизии: тезисы докладов республиканской научно-практической конТерен-' лиг. Фрунзе, 1990, с.50-51.
НЁЯИ '
■"Киргиз-операся <то:«;габяпларга''Таз.са'р' утхазпа "цуаммоса
кеснмкда)" мавзусидаки уабу ш&ай иш реепублшсада капа эу жанркняг келажак ривояини ¿ахзояеа m тахдткли- щшшга онд уркнкпдардан бирядзр. Тад^ияртниаг мухдмлкги хрзирги давлрда токоаабпаларагнг опора «анрнга булгаа • эътиборанииг «усайиа хаври бллан безосита бо?лпкдир.Мазку? холат собкк, СССР таркибига кирган, хозирда зса иустакял Урта Осиё распубдикадаринанг. .мусахф кадава-ятларида янада ке скинлашмоэда:буникг сабабдари эса.бирннчидан, '-групг дгггдпасддохд; «ïc^âu- тш^атг н'ооврупо&иц иадимоий-
мадаюш шароитида яшаи пакли бшан боглик, булса,иккинчидан,ушбу ясараён айни вак,тда ей мустак^л дазлатяарнинг янгн и^тлсодзй муносабатларга утиш замшида нзага хселгандир.Бинобарин.ушбу кавзу "Лавлатва мадакия-т" масаласининг янгича ечимиии такозо зтади., • ■':'.".:.'■.-': '
Табийка.кайд зтилган,бу масалалар мазкур илмий тадкдкрт доирасида уздл-г.осдд уз ечпм:п;:: тспкйи муикулдир. гелгизангат: муанвопи хрзирги лароитда хал этии.уз наЕбатмда,уябу илмий изда гаянилган асосил рукгчарни анкт^лапуи талаб кплада.Масаланкнг ^ураклаоли опера .чааряга оид уурли омиллар,ху cycati,шгодий,юти-ноий, 6ои:;аруз-иаъх;,'рни, ■ хам да токонабинларни «ал б этлл газифася кабл »уаммоллр яоопми г,азхум радтга урганаз хдуда унч охклона чрщионол)'йускнда таджик етипли талаб кдлди. (I боб),
Бу каби о^алопа ^ндоау-гп: нуаллдф "згаир" (мусп^апуиосдид), '''¿¿чжда^Сгсгети:^)^ --каби -фушуячалар
муштараклити ' оикали идроклатгя '-харятяш- «».»то.ь «ycîrnjta "it;;;;.;;;:)? ус/.п а^рлг.рь:.. Y-y, v.-т. ri лсфйон^де ЦТ ;п.1П
Ос^лар; ¿^úpüvva üjr«ллифлвуи, <юитйкир*ар, иярочилар,импрессарио олдиларда тургаи айрим му амколарн»-разаан этиига ярмах.- борди.
Опзраларнз аакр' ва мавзуларга xapad гурухларга • .аяратиш ьГ.р.;:.. ту г, ;у;:ллр:п: утлпга аеос булдп.
"асалан,мусик,ий драма ва., комедия каби асосоиз унутилган жанрлар-нинг кенг иккониятлари - бир кддар аникланди; эртак- достон мавзувдаги операларнинг хаётийлигига сабаб. омиллар белгиланди; тарихий -инкддоб к£х«рамонларига багишланган ва закокавий мавзудаг асарларга дойр ижодай мушкулликлар баен.этклди.Дирриз бастакор-ларининг 60 -и йиллар ojyípH- 90 - йиллар боаида яратилган'сунгги опералари тахдади мазкуржанр ривраяга оид аирим истик^олли тамойиллар борлигини к^рсатилди.
диссертациянинг хулосасида Б.Асафьев гаклиф эгган "баста-кор - ижрочи - тингловчк" учлики асосида идмий мувохадалар баён этилнан.
' диссертациясида кутарялган асосий муаммонинг келзжакда назарий тадзшк этиш ■ борасида ыуаллиф айникра хозирда нам эътибор берилган "тянгловчи'. касаласини" алохдаа кайд этиб угад; Бунда миктак,а хусусиятларни. инабатгд олувчи махсус изланишлар олиб борилиши маНсадга■ • мувафивдир.*% .муносабати билан Киргизстон-да мусикдй жамиктвукослик фаникинг алохила мустакдл илм сохдси булим ваккланиши зарурати таъккдланадк.
Урта Осиё минтакасидагц ёи .муста^ил давлатлар учун Шарк ва Гарб тоифасидаги мусккдек профессионализм турлари узаре . таъсирланиш куаммолари фав:-;улатда мух^мдир.Ушбу тад:-;ик;от аса айнан шундай муакмолар кесиш взасидан бахсарилган уринишлардан биридир.Муайян муешуи ж&нрии -атрофлича тадцик, этиш тажрибаси >;ам мусицашунос t олимлар токонидан в^изиадо уйготищ ыумтн.
Киргиз операси й^ргизстан мусикд каданиятикинг мух^м щисмларидан биридир. Муаллиф фикрича.диссертацкяда кутарилган муаммоларнинг келгусида муваффакдатли- ечими янги мустакдо давлат мусик;а санъатининг равнак,ига му^им х,исса 'булйб к^шилади.
25"'
HESUE3
The scientific 7-ox-k "UJrghyz opera" ia anatisapt to analyse to'assess the S^rghya opera ¿enre from the. point of view of tbe rorapectiva of it'., developaant.;2h».actuality, of tho work is linlcad with tha danger of losing interact with- public Id thG opara gi-ara. In the xucical cultures of tha Jlalan
Henri* independent soates thia danger has been, intensifying dus to sha imw^enoe of the musical.genrea of, ^European, ori—
Siara1! beyond the .Burouean aociaiultural »mrlronmsntt ih« qnea—
tion of viability ofllieh" art under the-conditlona of market econotiy in the^nuisiy independentr states has reveals! the> • .
problem of inter relations between tha stats and. tho eultura.
. wst&toiuMriSm ^liiltavotf'
one research work* Tha'work tracea-ther p^ocea^ a£ complex
functioning- : of 'indivldual. n.usi8all'^^'ca&er^a* tOT«*-dition in a concrete hi3t;orico-sultural situation taking account the principle situation,positions of this question.
Tfco difficulty of solving tho problem raised in tha nor : is also liiikod with the ¿act tiiat .the viability, of tha- opera ¿ears depends on the reasons cf different ■ origin. It can be regarded as point of intersection of creative and social problems,vho problozss faosod lip witb. theatra s<1a:fniatcatlon-and winning the public Interest.
'. 'Sfausy the task .set' lit 'tha- irogk. ianfc—
lysis the'.problem peopw■■ ailsaiure^ x^ratl^ai■ xmfic:4t~ its con3i.dsrat:'..jr.. . . •
lii3 author ¡¿««atihjatfi waju in the» ;inity ref' genrcr notlonc na /¿uslcology/.functions /aestha tica/,addrS3o/3a3iolosy/ /Chcptor 1/. '
p&'-etáó \conoarete'-'«pbraa/Ch';II»33n/' Ъа-гы- ■ prcbifees faeiag. cós^'oeere»ilhret^' ticte*%BÍorá3i¿s , xaai¿£prs p üjspzoa¿sio„ tbe " o blu t i t?a • ¿£ obiob'.
Í3.. £¿. e¿pga3Íbíep ¿wr yis^^i^o£ 'tbe; cpcra./genre ;•■ ia-A^Ii" ••■'.:\i?:4''p :i."\ ■;'"-. /Л-л: '' ■".'"*-■;'■.'.'V .•áecorjliae', .tp tbe.coae©-;-'
•^¿á^t&sMa' toT «десохф еоаэ in'áívíüuc.1
^ t
Cakpicíibly!fcEgófctóa'^toases.bí'-cósica!'¿sana end. coaedy
co^osers»'. i'. '
■•>'-54$ faeterg'¿6^fcive'\ViábíÍity ó£ ópera wortoí fctcü. on.'felry^épíe' ^boea'úl?t'crnJ.nod» • *' ; V
2ho iíiculí ia' iés.ix$ isba autbors o£ opera v/orkc based. oñ bistlri9Cw?evól'utio¿"'a.nd müdern tíieme have .Tboón rovoaled. . .•'.•■'. 2be per»pectivq':Vendeáqéo--.ia £b£ -.¿evelopaont oí opera sea-' rft'bayq bceá ''alB0\óúfcÍiÍ¿6& vihe'a'. aaslycing 'tibe' opera «tófcs by. •.^в'^Ц^й^/сбгфввагв1 ;ÍafcC-;'e^Ta»d еаг$у $0 p » '
; bí^liujioa^tiw'íeiB^'fetJ^i 'fchá ^obscritetioas bavo beoa
iatsrsssto^. la ;tiie ira^itioael '"всЬраа *»согфЬ0аг-^вгкоав>-' ' ', listsner'V: '■"■',';..'' •''','"' ''■'; "■',"".• v ..'•:-'•.,■•-''
.Scusbiag upoá .tbe'porspsotivsa oí >the.reáee^ch' woric the autber afca«ea ¿hat^fcíi®'. вацй1ю&еир1ГРЪ1оя is оаз cf tbf ,oon-plex'aad 'Xess víorkrad oüü onoe .as it rehuirán takíng acjouat
rqnipíiaj 'peculiérífcies^ ; ; .: .' ■''. ч \.j
.'•*, ít ia aleo 'otates алас-ute accdsaity to dovelop musical •ceciólogy ia Kyrgbysstüa as a sepárate braacb of Jcaav/ledgo» • • rocc^cb .v;ar¿ uader discuBaioa esa'be tegarded aa o as ' p¿ ttc poccibío variaste oí-rosardlng ibo problqa oí iatar-aatiea betTíeea tbq Eastcra aad Y/astsm typos of nusical for the profccsionallGH baicg very actual £or tbe, uuísical culturas
2.7
It is auppcscd too that ths cs^arianci of csuiglci ftpgx'oasL fco the prablen of vicUílity c£ an irsSividual musical ¿jüetg cuy arrousa Inter pst- witb euasíc exports«
K^r^Ljs opera is eji iiiportani; p^rt tho uusii.il captura of Xyríshyzstan ,22¡o auceessful scluiion cf tbe particular
jaeat o- tba i¿usic&l culturo cf ths young sta-o»
O/
''' '' ~ ' i' ' * 1-----