автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему: Лексико-семантическое исследование глаголов со значением движения в германских языках
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Нгуен Нгок Чан Тяу
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГО СЛОВА И
ИСТОРИКО-ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИКИ.
ГЛАВА 2: ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ, СВЯЗАННЫЕ С ПОНЯТИЕМ ДВИЖЕНИЯ В ГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКАХ (ИССЛЕДОВАНИЕ'
ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА).
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Нгуен Нгок Чан Тяу
Настоящая диссертация представляет собой исследование, посвященное изучению этимологических истоков германских слов со значением движения.
Актуальность темы определяется теоретическими и практическими задачами современной лингвистики - необходимостью установления закономерных изменений значений слов.
Теоретической основой работы служит теория множественной этимологии, разработанная академиком В.Н.Топоровым. Согласно этой теории, слово может иметь нексколько этимонов (скрытых метафор), поскольку в древности в целях табуирования слово наделялось не одной, а несколькими метафорами, например, понятие божества имеет следующие метафоры: "далекий", "невидимый", "молчащий", "гневный", "распределяющий судьбу". Анализ, освованный на поисках лишь одной метафоры-этимона значительно суживает возможности исследования и отрицательно сказывается на достоверности его результатов.
Целью исследования является установление комплекса исходных коннотаций понятия движения в германских языках (древних и новых) на индоевропейском фоне. При исследовании использовались все этимологические словари германских и других индоевропейских языков, список словарей приводится в конце диссертации. В соответствии с указанной целью в диссертации ставятся следующие конкретные задачи:
1) выявление конкретных типов исторического развития слов, соотносимых со значением движения;
2) проверка полученных результатов на основе рассмотрения семасиологических параллелей, почеркнутых как из германских, так и из индоевропейских языков;
3) учет при этимологическом анализе: древней символики и истории материальной культуры древних германцев и индоевропейцев, а также таких языковых явлений, как начальное табуирующее отрицание в слове и различные преформанты. Анализ, основанный на указанных критериях, в корне меняет возможности исследования по сравнению с традиционным подходом и в ряде случаев дает возможность 'более глубокого проникновения в историю слова как с точки зрения его формы, так и значения; Л**,.
4) выявление лексико-семантических универсалий, связанных со значением движения в германских языках.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые устанавливается ряд лексико-этимологических универсалий, связанных с важнейшей областью человеческой деятельности - движением. Эти универсалии устанавливаются на основе обширного языкового материала, который анализируется посредством новых методов. Устанавливаемые в работе лексико-семантические универсалии призваны дополнить фонетические соответствия, которые до последнего времени были единственным критерием установления этимологии слова. Автор исходит из того, что слово - двусторонняя единица, состоящая из формы ("тело" слова) и значения ("душа" слова). Анализ слова в историческом аспекте не может ограничиться только изучением его формы.
Теоретическое значение работы состоит в том, что автор предложил комплекс новых самостоятельных этимологий германских слов, отсутствующих в специальных этимологических словарях, в том числе и таких слов, которые в этимологических словарях имеют пометы "этимология неизвестна", "этимология неясна". Эти этимологии даются в рамках лексико-этимологических универсалий, устанавливаемых автором. Тем самым автор прослеживает различные траектории развития значений, дающие возможность составить представление о древнейших мыслительных процессах, характерных для наиболее ранних периодов развития языка.
Практическое значение работы определяется возможностью использования ее основных положений и выводов в соответствующих разделах курсов практической и теоретической лексикологии английского и немецкого языков, стилистики и интерпретации текста. Они также могут быть использованы при написании учебных пособий, курсовых и дипломных работ.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Лексико-семантическое исследование глаголов со значением движения в германских языках"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящая диссертационная работа выполнена на основе новейших этимологических методик. Наряду с фонетическими законами, в работе учитываются такие языковые явления, как начальное табуирующее .отрицание (ne-, se-, ve-, 1е-) и преформанты, что в корне меняет возможности этимологизирования и его результаты. Исследуя германские слова со значением движения на индоевропейском фоне, мы придерживались постулируемой академиком В.Н.Топоровым множественной этимологии, допускающей существование нескольких первичных метафор (этимонов) у того или иного слова, в отличие от традиционно используемом линейной этимологии, исходящей из возможности существования лишь одного этимона у слова.
Проведенный анализ фактического материала позволяет сделать следующие выводы:
I. В основе слов со значением движения в германских языках лежит этимон (скрытая метафора) "разрывать: гнуть" (синкретизм значений).
II. Анализ позволил установить целый ряд коннотаций слов со значением движения; эти коннотации представляют собой лексико-семантические универсалии, т.е. семантические законы. Семантические законы в настоящей работе устанавливались не только на основе языковых данных, но и посредством привлечения культурно-исторических реалий, которые позволили глубже проникнуть в суть историко-семасиологических процессов, таких как древняя символика, проводился учет табуирования слов как посредством начальных табуирующих отрицаний, так и путем метатезы или с помощью преформантов и детерминативов. Установлены следующие семантические соответствия:
1) "двигаться" - "пустой, пустота" (согласно мифопоэтической традиции Движение возникло из Пустоты);
2) "двигаться" - "умирать"; "двигаться" - "жить" (в обоих случаях в основе значения лежит понятие связывания, плетения: жизнь и смерть в древности рассматривались как развязывание и завязывание божественных Узлов;
3) "движение" - "время";
4) "движение" - "рождение" - "рожать" ("связывание", непрерывность человеческого рода);
5) "движение" - "свобода" (свобода в древности понималась как плетение, связывание, непрерывность);
6) "движение" - "разрыв" -"понимание" ("разрывать" - "отделять" -"понимать");
7) "вертеть, связывать" - "любить";
8) "движение" - "добро"; "движение" - "добро"; "движение" - "зло": в древности движение вверх считалось мужским божественным символом, а движение вниз - женским символом, олицетворяющим бренность, зло; наряду с этим движение от центра считалось губительным, а движение к центру считалось божественным;
9) "движение" - "человек" (микрокосм);
10) "движение" - "число" (в работе показано, что числительные первого
95 натурального ряда тесно связаны со словами, имеющими значение движения);
11) "движение" - "краска" ("цвет"): движение цветовых кругов вздымающегося ввысь сакрального огня;
12) "движение" - "душа" (странствие души: душа как движущийся огонь); разновидностью души считалась бабочка;
13) "движение" - "огонь"; "движение" - "вода" (плетение огня и плетение вод);
14) интересна энантиосемия: "движение" - "остановка, неподвижность";
15) "движение" -" творение";
16)" движение'' - "подражание";
17) "движение" - "обычай, ритуал";
III. В работе показано, что синкретическое значение "разрывать: гнуть" не только непосредственно связано со значением, движения, но и может лежать в основе (быть этимоном) ряда существительных и прилагательных с различными значениями.
Список научной литературыНгуен Нгок Чан Тяу, диссертация по теме "Германские языки"
1. Абаев В.И. О "фонетическом законе" // Язык и мышле. 1.- М., 1933.
2. Абаев В.И. Понятие идеосемантики // Язык и мышление. XI.- М., 1967.
3. Абаев В.И. Как можно улучшить этимологические словари // Этимология. 1984. М., 1986.
4. Абаев В.И. О происхождении языка // Язык в океане языков.-Новосибирск, 1996.
5. Абрамян Л.А. Первобытные праздники и мифология. Ереван. 1983.
6. Антимир русской культуры: Язык. Фольклор. Литература // Сост. Н.А.Богомолов.-М., 1996.
7. Ахметов А.И. Табу и эвфемизм в казахском языке. Канд. дисс. -Алма-Ата, 1978.
8. Амосова Н.Н. Этимологические основы словарного запаса современного английского языка. М., 1956.
9. Аникин А.Е. Опыт семантического анализа праславянской омонимии на индоевропейском фоне,- Новосибирск. 1988.
10. Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык. (К проблеме языковой картины мира) // Вопросы языкознания. 1987. № 3.
11. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
12. Байбурин А.К. Ритуалы традиционной культуры,- Семантизация мифа в ритуале. СПб, 1993.
13. Бахтин ММ. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
14. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. С.447
15. Барс АЛ. Религиозные запреты на пищу. СПб., 1901. .
16. Бородай Ю.М. Эротика. Смерть Табу. М., 1996.
17. Богданов К.А. Очерки по антропологии молчания. СПб., 1998.
18. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов.- М., 1995.
19. Берзегова П.Ю. К проблеме универсалий в семасиологии (на материале древнеанглийского языка) Логико семантическая структура текста: Межвуз. сб. науч.гр,- М., 1990.
20. Брим В.А. Система числительных в германских нзыках // Языковедные проблемы по числительным.- Л., 1927.
21. Брутяч Г.А. Гипотеза Сепира-Уорфа. Лекция, прочитанная в Лондонском ун-те в 1967 г. Ереван, 1968.
22. Васильев B.C. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). М., 1983.
23. Вейсбергер Й.Л. Язык и философия // Вопросы языкознания. 1993. № 2.
24. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн.1: Пространство и время в живой и неживой природе.- М., 1975.
25. Воронин С.В. Основы фоносемантики,- Л., 1982.
26. Воронин С.В. Основы универсальной классификации ономатопов // Фонетика 83. М., 1983.
27. Введенский А. Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. T.I.- М. 1902
28. Гак В.Г. Сопоставительная лексикология.- М., 1977.
29. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч.Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. 1,11.- Тбилиси, 1984.
30. Гамкрелидзе Т.В. Рякобсон и проблема изоморфизма между генетическим кодом и семиотическими системами // Вопросы языкознания. 1988 №3.
31. Гачев Г. Национальные образы мира.- М., I988.
32. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.
33. Гудавичюс А.И. Принципы построения и содержание сопоставительной семасиологии (на материале русскою и литовского языка). Автореф.дисс. докт.филол.наук.-М., 1989.
34. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.- М., I972. 318с.
35. Гуревич А.Я. Западноевропейские видения потустороннего мира и "реализм" средних веков // Уч. зап. Тарт. гос. ун-та. Труды по знаковым системам. Вып. 411. 1977. № 8.
36. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства.- М., 1990.
37. Гуревич П. С. Философская антропология. М., 1997.
38. Гухман М.М. Лингвистическая теория Л.Вейсбергера // Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике.- Л., 1961.
39. Деглин В.Д., Балонов В.Я., Долинина И.Б. Язык и функциональная асимметрия мозга // Уч. зап. Тарт. гос. ун-та. Труды по знаковым системам. Вып. 635. 1983.
40. Дельбрюк Б. Введение в изучение языка // Булич С.К. Очерк истории языкознания в России. СПб., 1904.
41. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта.- М., 1910.
42. Дианова Г.А. Термин и понятие: проблемы эволюции (к основам исторического терминоведения). Автореф. дисс. докт. филол. наук,-М., 1996.
43. Дугин А.Г. Мистерии Евразии.- М., 1996.
44. Дьяконов И.М. Мифология древнего мира.- М., 1977.
45. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной.- Новосибирск. 1988.
46. Евзлин М. Космогония и ритуал.- М., 1993.
47. Зеленин Д.К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии // Сборник музея антропологии и этнографии. Т.8., Ч.1.-М.-Л., 1928.
48. Зеленин Д. Тотемы деревья в сказаниях и обрядах европейских народов.-М.-Л., 1937.
49. Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие системы. (Древний период).- М., 1965.
50. Иванов Вяч.Вс. Об одном типе архаичных знаков искусства и пиктографии // ранние формы искусства.- М., 1972.
51. Иванов Вяч.Вс. К семиотической теории карнавала как инверсии двоичных представлений // Уч. зап. Тарт. гос. ун-та. Труды по знаковым системам. Вып. 411. 1977.
52. Иванов Вяч.Вс. Художественное творчество. Функциональная асимметрия и образные способности человека // Уч. зап. Тарт. гос. унта. Труды по знаковым системам. Вып. 635.1983.
53. Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Структурно-типологический подход к семантическим интерпретациям произведений изобразительного искусства в диахроническом аспекте // Уч. зап. Тарт. гос. ун-та. Трудыпо знаковым системам. Вып. 411.1977.
54. Калашникова Т.В. Роль метафоры в становлении языковых значений (на примере сакральной лексики в германских языках). Дисс. канд. филол. наук.- М., 1995.
55. Кант И. О первом основании различия сторон в пространстве // Соч., Т.2., 1964.
56. Каштанова Е.Е. Лингвокультурологические основания русского концепта «любовь» (аспектный анализ). Автореф. дисс. канд.филол.наук.-Екатеринбург, 1997.
57. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление Геческой философии.-М., 1972.
58. Косой М.Г. Лексико-семасиологические и этимологические связи зоонимов в древнеаглийском языке. Дисс. канд.филол.наук.- М., 1995.
59. Концепт движения в языке и культуре.- М., 1996.
60. Кубрякова Е.С. Размышление об аналогии // Сущность, развитие и функции языка.- М., 1987.
61. Краулей А.-Э. Мистическая роза. Исследование о первобытном браке. СПб., 1905.
62. Красин П.М. Культ животных. Киев, 1907.
63. Ж. де Кастро. Физиология табу / Вопросы философии/1956. №3.
64. ЛайонзДж. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1978.
65. Леве-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.
66. Леве- Строе К. Структурная антропология. М., 1985.
67. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
68. Лобок A.M. Антропология мифа. М., 1997.
69. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1930.
70. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф: Труды по языкознанию. М., 1982.
71. Лосев А.Ф. Языковая структура. М., 1983.
72. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990.
73. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.
74. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф Имя - Культура // Уч. зап. Тарт. гос. ун-та. Труды по знаковым системам. Вып. 308.1973. №6.
75. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Изгой» и «изгойничество» как социально психологическая позиция в русской культуре преимущественно допетровского периода // Уч. зап. Тарт гос. ун-та. Труды по знаковым системам. Вып. 576. 1982. № 15.
76. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
77. Макаев Э.А. Структура слова в индоевропейских и германских языках. -М„ 1970.
78. Маковский М.М. Системность и асистемность в языке. М., 1980.
79. Маковскии М.М. Историке этимологический словарь современного английского языка. М., 2000.
80. Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений: Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике. М., 1989.
81. Маковский М.М. Теория языка Ф.Ницше и современные лингвистические конпепции // Вопросы языкознания. 1991. №1.
82. Маковский М.М. "Картина мира" и миры образов // Вопросыязыкознания. 1992. №6.
83. Маковский М.М. Лингвистическая генетика: Проблемы онгогенеза слова в индоевропейских языках. М., 1992 А.
84. Маковский М.М. У истоков человеческого языка. М., 1995.
85. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.
86. Маковский М.М. Язык Миф - Культура: Символы жизни и жизнь символов.- М., 1996.
87. Meйе А. Введение в сравнительной изучение индоевропейских языков. -М.-Л., 1938.
88. Мейе А. Сравнительный метод в историческом языкознании. М., 1954.
89. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.- М.,1976.
90. Мифы народов мира: Энциклопедия. I-IL- М., 1987.
91. Михайловская Н.Г. Прилагагельные правый десный - левый - шуи в русском языке XI-XVII вв. II Исследования по исторической лексикологии древнерусского языка. - М., 1964.
92. Николаева Т.М. Теории происхождения языка и его эволюции новое напрпвление в современном языкознании II ВЯ. 1996. №2.
93. С.Ф.Ольденбургу к 50-летию научно-общественной деятельности. М., 1934.
94. Овсянико-Куликовский Д.Н. Религия индусов в эпоху Вед. // Вестник Европы. 1882.
95. Овсянико-Куликовский Д.Н. Опыт изучения Вакхических культов индоевропейской древности в связи с ролью экстаза на ранних ступенях развития общественности. Часть 1. Культ божества "soma" вдревней Индии в эпоху Вед. Одесса, 1883.
96. Одри Ж. Индоевропейский язык // Новое в зарубежной лингвистике. -Вып. 21.-М., 1988.
97. Опарина Е.А. Связь метафоры с мировосприятием //Язык и культура. -М„ 1978.98. 98. Павлов В.М. Проблемы языка и мышления в трудах Вильгельма Гумбольдта и в неогумбольдтианском языкознании // Язык и мышление. М., 1967.
98. Павлович Т. Семантика слов с корнями «жи(в)-» и «мер/мор-» в русском и сербскохорватском языках на фоне культурных концептов «жизнь» и «смерть». Автореф. дисс. канд.филол.наук.- М., 1996.
99. Парахонский Б.А. Протофилософское сознание и реальность мифа // Философия и ее место в культуре. Новосибирск, 1990.
100. Пауль Г. Принципы истории языка. М., 1960.
101. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания.- М., 1988.
102. Плохотнюк Л.А. Мифопоэтическая символика слов со значением "время" на материале древнеанглийского языка. Дисс. канд.филол.наук.- М., 1996.
103. Плунгян В.А. К описанию африканской «наивной картины мира» // Логический анализ языка: культурные концепты. М. 1991.
104. Постовалова В.И. Язык и человек в лингвофилософской концепции В.Гумбольдта // Сущность, развитие и функции языка.- М.,-1987.
105. Потебня А.А. Слово и миф.- М., 1989.
106. Проскурин С.Г. Древнеанглийская пространственная лексика концентуализованных областей. Автореф. дисс. канд.филол.наук.- М.,1990.
107. Проскурин С.Г. О значениях «правый-левый» в свете древнегерманской лингвокультурной традиции // Вопросы языкознания.-1990. №5.
108. Проскурин С.Г. Мифопоэтический мотив «мирового дерева» в древнеанглийском языке и англосаксонской культуре // Логический анализ языка: культурные концепты.- М., 1991.
109. Растворова Ю. С. Ономасиологическое пространство «жилище» (на матерале истории английского языка). Автореф. дисс. канд.филол.наук. СПб., 1994.
110. Семашко J1.A. Лексико-семантическая группа древнеанглийских существительных со значением "дом, жилище". Дисс. канд.филол.наук.-Л., 1987.
111. Сукианян Г.Б. Детерминативы в армянском языке (канд.дисс.).- Ереван, 1984.
112. Смирницкий А.И. Древнеанглийский язык. М., 1955.
113. Стратум: структуры и катастрофы. Сборник символической индоевропейской истории. СПб., 1997.
114. Соколов А. Причитания над умершими во Владимирской губернии.- М., 1912.
115. Стеблин-Каменский М.И. Миф.-Л., 1976.
116. Стеблин-Каменский М.И. Историческая поэтика. Л., 1978.
117. Степанов Ю.С. Счет, имена чисел, алфавитные знаки чисел в индоевропейских языках // Вопросы языкознания. 1989.
118. Степанов Ю.С. Константгы. Словарь русской культурыю.- М., 1997.
119. Тайлор Э.Б. Первобытная культура М., 1989.121 .Толстой Н.И. Из географии славянских слов. 3. Правый-левый. 4. Хорохориться. 5. Класть // Общеславянский лингвистический атлас. М., 1965.
120. Толсстой Н.И. О природе связей бинарных противопоставлений типа правый-левый, мужской-женский // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987.
121. Топоров В.Н. 0 некоторых теоретических основах этимологического анализа // Вопросы языкознания. 1960. №3.
122. Топоров В.Н. Из наблюлений над этимологией слов мифологического характера // Этимология. 1967.- М., 1969.
123. Топоров В.Н. О космологических источниках раннеисторических описаний // Уч. зап. Тарт. гос. ун-та. Труды по знаковым системам. Вып. 308. 1973. №6.
124. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура.- М., 1983.
125. Топоров В.Н. О некоторых теоретических аспектах этимологии // Этимология. 1984.-М., 1986.
126. Топоров В.Н. Из индоевропейской этимологии // Этимология. 1991/93/-М„ 1994.
127. Трубачев О.Н. Из истории табуистических названий // Вопросы славянского языкознания. 3,- М., 1958.
128. Трубачев О.Н. Лингвистическая география и этимологические исследования // Вопросы языкознания. 1959. №1
129. Труачев О.Н. Заметки по этимологии и сравнительной граммагике // Этимология. 1970.- М., 1972.
130. Трубачев О.Н. О семантической теории в этимологическом словаре. Проблема омонимов подлинных и ложных и семантическая типология // Теория и практика этимологических исследований. М.,.1985.
131. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. М., 1991.
132. Тульвисте П. К интерпретации параллелей между онтогенезом и историческим развитием мышления // Уч. зап. Тарт. гос. ун-та. Труды по знаковым системам. Вып. 411. 1977. №8.
133. Тульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. Таллин, 1988.
134. Ульманн С. Семантические универсалии // Новое в лингвистике. Вып.5.-М„ 1970.
135. Уорф Б. Наука и языкознание II Новое в лингвистике. Т.1. М., 1960.
136. Урысон Е.В. Архаичные представления в русской картине мира // Автореф. дисс. докт.филол.наук.- М., 1997.
137. Уфимцева А.А. Теории «семантического поля» и возможности их применения при изучении словарного состава языка // Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике.- Л., 1961.
138. Уфимцева А.А. Слово в лексико-семантической системе языка.-М.,1968.
139. Уфимцева А.А. Еще раз о билатеральности языкового знака // Сущность, развитие и функции языка. М., 1987.
140. Финкель A.M. «С левой стороны» // Лексикографический сборник. Вып. 6.-М., 1963.
141. Флусова Т.К. Развитие значений группы индоевропейских слов, восходящих к одному корневому архетипу. Автореф. дисс. канд.филол.наук.-М., 1973.
142. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.
143. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1999.
144. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исслед. магии и религиию.- М., 1986. Дополнительный том. М., 1998.
145. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете,- М., 1990.
146. Фрэйд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. СПб., 1997.
147. Фуко М. Слова и вещи: Археологи я гуманитарных наук. М., 1977.
148. Хёйзинга И. Homo ludens. М., 1997.
149. Хенгсвальд Г. Существуют ли унииверсалии языковых изменений.? // Новое в лингвистке.- М., 1970.
150. Цивьян Т.В. О некоторых способах отражения в языке оппозиции внугренний/внешний // структурно-типологические исследования в области грамматики славянских языков.- М., 1973.
151. Цивьян Т. В. Сюжет "прихола мертвого брата" в балканском фольклоре // Уч. зап. Тарт. гос. ун-та. Труды по знаковым системам. Вып. 308. 1973 А. № 6.
152. Цивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира.- М., 1990.
153. Шайкевич А.Я. Слова со значением "правый" и "левый". (Опыт сравнительного анализа) // Уч. зап. 1-го Моск. гос. пед. ин-та ин.яз. Вып.23.1959.
154. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. -М.,1973.
155. Шрадер О. Сравнительное языковдение и первобытная история. СПб., 1886.
156. Шрадер О. Индоевропейцы. СПб., 1913.
157. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнотрафии,- Л.,1936.
158. Шухардт Г. Происхождение языка // Шухардт Г. Избранные статьи по языкознанию. М., 1950.
159. Шухардт Г. Этимология и исследование истории слова,- М., 1950.
160. Элиаде М. Космос и история.- М., 1987.
161. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999.
162. Язык миф - культура народов Сибири: Сборник научных трудов.-Якутск, 1991.
163. Яковенко Е.Б. Реконструкция элементов концептуальной области «духовная жизнь человека» (на материале немецкого и английского языков). Автореф. дисс. канд.филол.наук.-М., 1995.
164. Якубинский Л.П. К палеонтологии названия для половины // Языковедные проблемы по числительным.- Л., 1927.
165. Arnoldson T.W. Parts of the body in older Germanic and Scandinavian. -Chicago, 1915.
166. AderD. Studien sur Sippe von deutschen 'schlagen'. MQnster, 1958.
167. Abrahamsson H. The origin of death: Studies in African mythology.- Upsala, 1951.
168. Aigremont L. FQlie- und Schuhsymbolik und Erotik. Folkloristische und sexualwissenschaftliche Untersuchungen.- Leipzig, 1909.
169. Aivanhov O.M. The symbolic language of geometrical figures.- Frejus, 1988.
170. Alien G. Der Farbesinn. Sein Ursprung und seine Entwicklung.- Leipzig, 1980.
171. Assman A., Harth D. (Hrsg.) Kultur als Lebenswelt und Monument. -Frankfurt-am-Main, 1991.
172. Avalon A. The serpent power. Madras, 1924.
173. Aziza CI., Olivier C., Strick R. Dictionnaire des symboles et des themes litteraires. Paris, 1978.
174. B.Bettelheim. Symbolic wounds Puberty rites and the envious male.-Glencoe, 1954.
175. Bachelard G. L'air et les songes. Paris, 1943.
176. Bargheer E. Die Eingeweide im Glauben und Brauch des deutschen Volkes.- Hamburg, 1927.
177. RartelsM. Uber europaische und malayische Verbotzeichen// Zeitschrift der Vereins fur Volkskunde, 1910, Hf. 2.
178. Basilius H. Neo-Humholdtian ethnolinguistics // Word. 1952. V.8. - London.
179. Basselt H. Legends and superstitions of the sea and of sailors.- London, 1885.
180. Bauman H. Schopfung und Urzeit des Menschen im Mythos afrikanischer Volker. Berlin, 1936.
181. Beck P. Die Ekstase. Ein Beitrag zur Psychologie und Volkerkunde. Bad Sachsa im Harz, 1906.
182. Beck P. Studien zur Erscheinungsform des heidnischen Opfert nach altnordischen Quellen. MQnchen, 1967.
183. Beidelman Т.О. Right and left among the Kaguru: A note on symbols classification //Africa. -1961 v. 31 - N3.
184. BeigbedrO. Lexique des syrnboles. Paris, 1969.
185. Below S. von. Symbollexikon.- GQtersloh. 1986.
186. Benning H.A. 'Welt'und 'Mensch' in der altenglischen Dichtung // Beitrage zur englischen Philologie. 44. 1961.
187. Benveniste E. Indo-European language and society. Coral Gables. 1973.
188. Benveniste E. Problemes semantique de la reconstruction // Word. -V.10.-N2-3,- 1954.
189. Binder P. Magic symbols of the world.- London.- 1972.
190. Blair F.H, An introduction to Anglo-Saxon. London. 1956.
191. Blaisdell F.W., Shetter W. Germanic *bil and some thoughts on Old Saxon etymologies // Beitrage zur Geschichte der deutschen Sprache und Literatur. LXXX. TQbingen. 1958.
192. Blankenburg W. von. Heilige und damonische Tiere. Leipzig. 1943.
193. Blau L. Das altjudische Zauberwesen.- StraSburg. 1898.
194. Boklen E. "Ungliickszahr Dreizehn und ihre mythische Bedeutung.- Leipzig. 1913.
195. Bolle K.W. Speaking of a place // Myths and symbols. Chicago. 1969.
196. Bonner C. Studies in magical amulets, chiefly Graeco-Egyptian.- Norwood (Mass.), 1950.
197. Bouisson M. La magie, ses grands rites, son histoire. Paris, 1958.
198. Brandstetter R. Die Reduplikation in den indianischen, indonesischen und indogermanischen Sprachen.- Berlin, 1917.
199. Brie M. Ober die angelsachsischen Bezeichnung des Wortes Zauberer // Englische Studien. 41 1909.
200. BrykF. Neger-Eros. Berlin, 1928.
201. Budge E.A.W. Amulets and superstitions. Oxford, 1930.
202. C.Bussmann, M.Bussmann. Die Frau im Urchristentum. Freiburg im Breisgau, 1987.
203. CassirerE. Structuralism in modern Linguistics // Word.- v.1 1945.
204. CassirerE. The philosophy of symbolic forms. I-II.- London: Yale University, 1955.
205. Chelhod J. A contribution to the problem of the pre-eminence of the right, based upon Arabic evidence // Right and left. Chicago: University of Chicago Press, 1973.
206. Chevaleir J., Gheerbrant A. Dictionnaire des symboles. Paris: Seghers, 1982.
207. Clark E.V. The ontogenesis of meaning.- Wiesbaden, 1979.
208. Cohane J. The key.- New York, 1969.211 .Colinet Ph: Essai sur la formation de quelques groupes de racines indoeuropeennes. I. Les preformantes proto-aryennes. Gent-Leipzig-Lowen. 1892.
209. Cllinge N.E. The laws of Indo-European. Amsterdam, 1985.
210. Conrad J.R. Le culte du taureau de la prehistoire aux corridas espagnols.-Paris, 1961.
211. Corbalis M., Beale I. The psychology of left and right. Hillsdale, 1976.
212. DassA. Ch. Sun-worship in Indo-Aryan religion.- Dehli, 1984.
213. David H. Die AusdrQcke fur von Menschen hervorgebrachte Laute im alteren Englisch.-Wien, 1947, 1-2.
214. Davis E.P. The semasiology of verbs of talking and saying in the High
215. German dialects.- Leipzig, 1925.
216. De Zoete B. de. Dance and magic drama in Ceylon. London, 1957.
217. Donath J. Der Begriff Wald und seine wortgeographische Entfaltung in der Mark.-Potsdam, 1963.
218. Dumezil G. L'univers de I'augure // Dumezil G. La courtisane et les seigneurs colores et autres essais. Paris, 1983. Pp. 159-160.
219. Dumezil G. Mythe et epopee. Paris, 1968. 1-2.
220. Eberhard W. Lexikon der chinesischen Symbole. Dusseldorf, 1982.
221. Eggers H. Altgermanische Seelenvorstellungen im Lichte des Heliand I I Niedeirdeutsches Jahrbuch LXXX. 1957.
222. Eliade M. Aspects du mythe. Paris. 1975. P. 250.
223. Eliade M. Ewige Bilder und Sinnbilder. Uber die magischereligiose Symbolik.-Frankfurt-am-Main, 1986.
224. Eliade M. Images et symboles: Essais sur le symbolism magico-religieux.-Paris, 1979.
225. Eliade M. Le sacre et le profane.- Paris, 1979.
226. Eliade M. Myths, dreams and mysteries. London, I960. P. 256.
227. Eliade M. Occultism, witchcraft and cultural religions. Chicago: University of Chicago Press, 1976.
228. Eliade M. Traite d'histoire des religions. Morphologie du sacre.- Paris, 1949.
229. Elworthy F.Th. The evil eye. An account of this ancient and widespread superstition. London, 1895.
230. Estes C.P. Women running with the wolves. Myths and stories of the wild woman archetype.- New-York, 1992.
231. Fehrle E. Das kultische Keuschheit im Altertum.- Gie&en, 1910.
232. Fiedler W. Studien zum antiken Wetterzauber. Diss. WQrzburg. 1930.
233. Findeisen H. Mensch und Tier als Liebespartner in der volksliterarischen Uberlieferung Nordeuropas und der amerikanischen Arktis. Augshurg, 1956.
234. Fischer H.Th. Indonesische Paradiesmythen // Zeitschrift fur Ethnologie. LXIV. 1932.
235. Flemming D. Tabu und Ersatzwort// Semantische Hefte. I.- Hamburg, 1974.
236. Fox J.J. On bad death and the left hand // Righ and left.- Chicago: University of Chicago Press, 1973.
237. Frazer G. Taboo and the perils of the soul. London. 1911.
238. GaiserK. Name und Sache m Platons 'Kratylos'.- Heidelberg. 1974.
239. Gattiker E. Die Vogel im Volksglauben Eine volkskundliche Sammlung aus verschiedenen europaische Landern von der Antike bis heute.- Wiesbaden, 1989.
240. Geldner J. Untersuchngen einiger altenglischer Krankheitsnamen.- 1 -Wurzburg, 1906; 2 Augsburg, 1907; 3 - Augsburg, 1908.
241. Gessmann G.M. Die Pflanze im Zauberglauben.- Wien- Leipzig. o/J.
242. Giedion S. The eternal present: the beginning of art.- Washington, 1957.
243. Gillieron J. La faillite de I'etymologie phonetique.- Neuveville, 1919.
244. Glathe A. Der chinesischen Zahlen.-Tokyo, 1932.
245. Goldammer K. Der Mythus von Ost und West. Eine Kultur- und religionsgeschichtliche Betrachtung.- Berlin, 1962.
246. Gonda J. Ellipsis, brachyology and other forms of brevity in the Rigveda.1. Amsterdam, 1960.
247. Gopal R. Rhythm in the heaven. London, 1957.
248. Gornatowski A. Rechts und links im antiken Aberglauben. Breslau, 1936.251 .Grandinger M.M. Die Bedeutung des Adjektivs 'good' in der religiosen Literatur der Angelsachen. Miinchen, 1934.
249. Granet M. Danses et legendes de la Chine ancienne, 1-2. Paris, 1959.
250. Granet M. Right and left in China II Right and left. Chicago: University of Chicago Press, 1973.
251. Grotjahn M. The voice of the symbol. Los-Angeles, 1971.
252. Guerios K.F. Tabus lingiiisticos.- Rio de Janeiro, 1956.
253. Gundali W. Sternglaube, Stemreligion und Sternorakel. Leipzig, 1933.
254. Gundali W. Sterne und Sternbilder im Glauben des Altertums und der Neuzeit.- Bonn-Leipzig, 1922.
255. H.E.Wedeck, W.Baskin. Dictionary of pagan religions. New York, 1971.
256. Hansmann L., Kriss-Ettenbeck L. Amulett und Talisman. Miinchen, 1977.
257. Harter H. Giebelzeichen. Form, Verbreitung, Entwicklung. Diss. Graz, 1951.
258. Haugen E. The semantics of Icelandic orientation //Word. V.13, №3 1957.
259. Hausen A. Angelsachsische Schmucksachen und ihre Bezeichnungen. Eine kulturgeschichtlich-etymologische Untersuchung.-Kiel, 1913.
260. Haussig H.W. Worterbuch der Mythologie. 1-6,- Stuttgart, 1994.
261. Havers W. Neuere Literaturzum Spachtabu. Wien, 1946.
262. Heckenbach J. De nuditate sacra sacrisque vinculis.- GieBen, 1911.
263. Heinz-Mohr G. Lexikon der Symbole, Bilder und Zeichen der chinesischen Kunst.- Freiburg, 1991.
264. Hermann F. (Hrsg.) Symbolik der Religionen, 1-10. Stuttgart, 1962.
265. Hertz R. The pre-eminence of the right hand // Right and left.- Chicago: Universify of Chicago Press, 1973.
266. Hitching F. Earth magic.- New York, 1977.
267. HollanderD.M. Prefixai -s in Germanic. Baltimore, 1905.
268. Hollands M. Zur Etymologie und Bedeutungsgeschichte einiger alter Tabuworter. Diss. Munster, 1948.
269. Hoops J. Reallexicon der germanischen Alterstumkunde: l-IV. Strassburg, 1911/19.
270. Hopf L. Thierorakel und Orakelthiere in alter und neuer Zeit. Eine ethnologische-zoologische Studie. Stuttgart, 1888.
271. Howell W. The heathens. London, 1948.
272. Hultkrantz A. Conceptions of soul among North American Indians.-Stockholm, 1953.
273. Hurt O. Untersuchungen zur indogermanischen Feuerkult. Leipzig-Berlin, 1943.
274. Ifrah G. Histoire universelle des chiffres. 1-2. Paris, 1996.
275. Ihrig R.M. The semantic development of words for walk, run in the Germanic languages. Chicago: University of Chicago Press,1916.
276. Isambert F.A. Rite et efficacite symbolique. Paris. 1979.
277. Jaberg K., Jud J. Der Sprachatlas als Forschungsinstrument. Halle, 1928.
278. Jagello M. Les mots et les femmes. Paris. 1979.
279. Jakobson R. Linguistics. Main trends of research in the social and human sciences. 1. Paris-the Hague, 1970
280. Jankowsky K.R. The Neogrammarians. The Hague-Paris, 1972.
281. Jente R. Die mythologiscen AusdrQcke im altnglischen Wortschatz. Eine kulturgeschichtlich-etymologische Untersuchung // Anglistische Forschungen.- 56 1921.
282. Jones G., Jones J. Outer space: Myths, name meanings, calendars.- New York-London, 1964.
283. JuretA. Les idees et les mots. Paris, 1960.
284. Kagamme A. La philosophie Bantu-Rwandaise de I'etre. Bruxelles, 1955.
285. Karstien H. Infixe im Indogermanischen. Heidelberg, 1971.
286. Kees H. Totenglauben und Jenseitsvorstellungen in der alten Agypten.-Berlin, 1956.
287. Kirk G.S. Myth: Its meaning and functions in ancient and other cultures.-London, 1970.
288. KirnbauerF. Eisen und Erz im Volksglauben.- Wien, 1957.
289. Klingbeil W. Kopf- und Maskenzauber in der Vorgeschichte und bei den Primitiven. Diss. Bonn, 1932.
290. Klusemann К Das Bauopfer.- Graz-Hamburg, 1919.
291. Knight M.M. Taboo and genetics.- London, 1921.
292. Knobloch J. Sprache und Religion. Heidelberg. Bd. 1, 1979; Bd. 2, 1983; Bd. 3,1985.
293. Kriss-Rettenbeck L Bilder und Zeichen religiosen Volksglaubens.-Munchen, 1980.
294. Kristeva J. Soleil noir. Depression et melancolie.- Paris, 1987.
295. Kunz G.F. The curious lore of precious stones. Philadelphia-London, 1914.
296. Kunz G.F. The magic of jewels and charms. Philadelphia-London, 1915.
297. Kiister E. Die Schlange in der griechischen Kunst und Religion.- GieGen, 1913.
298. Ladd J. The structure of a moral code.- Cambridge (Mass.), 1957.
299. Lang A. Custom and myth.- Wakefield, 1976.
300. Lang A. The secret of the totem. New York - Bombay, 1905.
301. Lanoe-Villon G. Le livre des symboles. Dictionnaire de symbolique et de mythologie. 1-6,- Paris, 1927.
302. LaufferO. Farbensymbolik im deutschen Volksbrauch.- Hamburg, 1948.
303. Lawrence M.R. The magic of the horseshoe. Boston - New York, 1898.
304. Leetze E. Die germanischen Obersetzungen von spitifus und pneuma. Ein Beitrag zur Fruhgeschichte des Wortes Geist.- Bonn, 1960.
305. Lehmann F.R. Die polynesische Tabusitten.- Berlin, 1930.
306. Lloyd G. Right and left in Greek philosophy // Right and left.- Chicago: University of Chicago Press, 1973.
307. Lurker M. Die Botschaft der Symbole in Mythen, Kulturen und Religionen. Munchen, 1990.
308. Lurker M. (Hrsg.) Bibliographie zurSymbolik, Ikonographie und Mythologie.-Baden-Baden, 1968 ff.312 .Lurker M. Beitrage zu Symbolbegriff und Symbolforschung.- Baden-Baden, 1982.
309. Lyall A. It isn't done, or The future of taboo among the British Islanders.-London, 1930.
310. Lyons J. Semantics.- Cambridge, 1977. v.1,2.
311. Maddieson J. Patterns of sounds.- Cambridge, 1984.
312. Mannhardt W. Wald- und Feldkulte. 1-2,- Berlin, 1904-1905.
313. MaurerF. Leid. Studien zur Bedeutungs- und Problemgescichte, besonders in den grossen Epen der Stauferzeit.- Bern, 1951.
314. MeilletA. Quelques hypotheses sur les interdictions du vocabulaire dans les langues indo-europeennes.- Chartres, 1906.
315. Mensching G. Das heilige Schweigen.- Berlin, 1926.
316. Meringer R. Worter und Sachen // Indogermanische Forschungen.-17-1904/05.
317. Meyger F. Got. wintrus 'Winter, Jahr' und aisl. vinstri 'links' // Zeitschrift fur vergleichende Sprachforschung auf dem Gebiete des Deutschen, Griechischen und Lateinischen.- LXXVI Berlin-Gottingen. - 1960.
318. Michel P. (Hrsg.) Tiersymbolik. Bern, 1991.
319. Michel P. Die biologischen und kulturellen Wurzeln des Symbolgebrauchs beim Menschen.- Frankfurt-am-Main, 1994.
320. Miller D.G. Some theoretical and typological implications of the Indo-European root-structure constraint IIJIES. 1977. N5.
321. Miller R.L. The linguistic relativity principle and Humboldtion ethnolinguistics.- The Hague-Paris, 1968.
322. Miquel D.P. Dictionnaire symbolique des animaux. Zoologie mystique.-Paris, 1991.
323. MourotJ. Le genie de la forme. Nancy, 1982.
324. Muller W.A. Nacktheit und EntbloGung in der altorientalischen und alteren griechischen Kunst. Diss.- Leipzig, 1906.
325. Mystical rites and rituals.- London, 1975.
326. Mythologie de I'ecriture.- Paris, 1990.
327. Needham R. The left hand of the Mugwe // Africa.- v.30 N1.-1960.
328. Nork F. Etymologisch-symbolisch-mythologisches Realworter-buch. 1-4, Stuttgart, 1843-1845.
329. O'Flaherty W.D. Asceticism and eroticism in the mythology of Siva.- Oxford, 1976.
330. OFIaherty W.O. The origins of evil in Hindu mythology.- Oxford, 1976.
331. Op/e /., Tatem M. A dictionary of superstitions.- Oxford, 1989.
332. Pancritius M. Die magische Flucht, ein Nachhall uralter Jenseits-vorstellungen //Antropos, 1913, 8.
333. Perez Roja J.A. Diccionario de simbolos у mitos. Las ciencias у las artes en su expresion figurada. Madrid, 1971.
334. Pernet H. Primitive ritual masks in the history of religions.- Chicago, 1979.
335. Persson P. Studien zur Lehre von der Wurzelerweiterung und Wurzelvariation. Uppsala, 1891.
336. Porzig W. Das Wunder der Sprache. Bern, 1957.
337. Pott A. Wurzelworterbuch der indogermanischen Sprachen.- Detmold, 1867.
338. Preuss K.Th. Tod und Unsterblichkeit im Glauben der Naturvolker. Tubingen, 1930.
339. Quanter R. Das Weib in den Religionen der Volker. Unter Berucksichtigung dereinzelne Kulte und Sitten. Berlin, 1925.
340. Rahder G. Words for abdomen and entrails // Zeitschrift fur Phonetik. Sprachwissenschaft und Kommunikalionsforchung. 17. Hf.6.1961.
341. Panizza O. Das Schwein in poetischer, mythologischer und sittengeschichtlicher Sicht. Berlin, 1987.
342. O.F.Raum. The social functions of avoidances and taboos among the Zulu. Berlin New York, 1973.
343. Rech Ph. Inbild des Kosmos. Eine Symbolik der Schopfung. 1-2.- Salzburg, 1966.
344. Rigby P. Dual classification among the Cogo of Central Tanzania // Right and left.- Chicago: University of Chicago Press, 1973.
345. Ruthven K.K. Myth. London, 1976.
346. Ruud J. Taboo. A study of Malagasy customs and beliefs.- London,1960.
347. Sadovszky O. von. Fish. Symbol an myth. A historical semantic reconstruction. Budapest, 1995.
348. Scheftelowiz J. Das Schlingen- und Netzmotiv in Glauben und Brauch der Volker. Giefcen, 1912.
349. Schenker J.J. Das Schweizervolk in seinem Essen und Trinken // Schafthauser Beitrage zur vaterlandischen Geschichte. 7. 1900.
350. Schlerath B. Der Hund bei den Indogermanen // Paideia, 6,1954.
351. Schlesinger M. Geschichte des Symbols. Berlin, 1912.
352. Schneidewind G. Die Wortsippe 'Arbeit' und ihre Bedeutungskreise in den ahd. SprachdenkmSlern // Beitrage zur Geschichte der deutscen Sprache und Literatur. 81 - Hf. 1-2. Halle. 1959.
353. Schouten J. The pentagram as a medical symbol.- Niewkoop, 1968.
354. Schrader O., NehringA. Reallexikon der indogermanischen Altertumskunde, 1-2. Berlin-Leipzig, 1917/23.
355. Schrijnen J. Praformanten // КZ. Bd. 42. 1908.
356. Schurz H. Speiseverboten.- Hamburg, 1893.
357. Schwabe H.O. The semantic development of words for eating and drinking.-Chicago, 1915. P. 205.
358. Schwallerde Lubicz R.A. Le temple de I'homme. 1-3. Paris, 1957.
359. Schwartz M. The root and its modification in primitive Indo-European.-Baltimore, 1947.
360. Seligmann S. Der bose Blick und Verwandtes. Ein Beitrag zur Geschichte des Aberglaubens aller Zeiten und Volker. 1-2. Berlin, 1910.
361. Selignamm S. Die Zauberkraft des Auges und Berufen. Hambug, 1922.
362. Siebs Th. Anlautstudien // KZ. Bd. 37. 1904.
363. Steiner F. Taboo. Baltimore, 1967.
364. Stone A.L. The story of phallicism. Chicago, 1927.
365. Stuhlfauth G. Das Dreieck. Die Geschichte eines religiosen Symbols.-Stuttgart, 1937.
366. Summers M. The werewolf. London, 1933.
367. Symbols and sentiments. Cross-cultural studies in symbolism // Ed. by I. Lewis, London, 1977.
368. Tabu, verklighet, sprak/Utg. Av Lars-Erik Edlind. Stockholm, 1992.
369. Tannahill R. Flesh and blood. A history of cannibal complex. London,1975.
370. Trede Th. Wunderglaube im Heidentum und in der Alten Kirche. Gotha, 1901.
371. Trier J. Der deutsche Wortschatz im Sinnunbezirk des Verstandes.-Heidelberg, 1931.
372. Trier J. Holz. Etymologien aus dem Niederwald. Miinstrer-Koln, 1952.
373. Trier J. Venus. Etymologien um das Futterlaub.- Koln-Graz, 1963.
374. Ullmann-Margalit E. Invisible-hand explanations//Synthese. 39, 1978.
375. Varley D. Seven, The number of creation. London, 1976.
376. VernantJ.-P. Les origines de la pensee grecque. Paris, 1962.
377. Voiz-Kinzler U. Zahne als Amulett, Fetisch und Talisman. Diss.- Dusseldorf, 1969.
378. Vonnessen E. Mythische EntwQrfe. Stuttgart, 1975.
379. VriesJ., de. Dictionary of symbols and imagery.-Amsterdam-London, 1974.
380. Wagner D. Die Schlange im Kult, Mythus und Vorstellung.- MQnchen, 1970.
381. Walker B. The woman's encyclopaedia of myths and secrets.- San-Francisco, 1983.
382. Webster H. Taboo. A sociological study.- "New York, 1973.
383. Weisberger L Das Problem der inneren Sprachform // Germanisch-Romanische Monatsschrift. XIV. 1926.
384. Weisberger L. Von Weltbild der deutschen Sprache, I. Dusseldorf, 1953.
385. Werner H. Die Ursprung der Metapher. Leipzig, 1919.
386. Werner H., Kaplan B. Symbol formation. New York, 1963.123
387. Wescott R.W. Sound and sense: Linguistic essays on phonosemic subjects. -Lake Bluff (Illinois), 1980.
388. Whitman Ch.H. The Old English animal names: molluscs, toads, frogs, worms, reptiles //Anglia. 30. 1907. Pp.46-59.
389. Wiesner J. Grab und Jenseits. Untersuchungen im agaischen Raum zur Bronzezeit und Friihen Eisenzeit.- Berlin, 1938.
390. Willms J.E. Eine Untersuchung Qber den Gebrauch der Farbenbezeichnungen in der Poesie Altenglands.- MQnster, 1902.
391. Wlochim K. Studien zu den idg. AusdrQcke fur Geben und Nehmen. Diss.-Wien, 1927.
392. Woodward I. The werewolf delusion. New York - London, 1979.
393. WrobelA. Schreiben als Handlung. Tiibengen, 1995.
394. Zimmermann F. Geometrie sociale traditionnelle. Gastes de main droite et castes de main gauche en Inde du Sud //Annales, 1974. 29. N6.
395. Zweig A. Zur Symbolik des Herzens und des Raumes. Bern, 1990.
396. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ
397. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. 1-4.-М.-Л., 1958/89.
398. Периханян А. Г. Материалы к этимологическому словарю древнеармянского языка. Ереван, 1993.
399. Словарь русских народных говоров. 1-25. М -Л., 1965/90.
400. The American Heritage dictionary of lndo-Егкщзуфт roots. Boston, 1985.
401. Bailey H. W. Dictionary of Khotan Saka.- Cambridge, 1970.
402. Bartolomae C.B. Altiranisches Worterbuch. Berlin, 1971.
403. Bense J.F. A dictionary of Low Dutch element in the English vocabulary.-The Hague, 1939.
404. Berneker E. Slawisches etymologisches Worterbuch. I-II.- Heidelberg: 1908/13.
405. Bosworth J., Toller T.N. An Anglo-Saxon dictionary. I-2.- Oxford, 1954.
406. Bruckner A. Slownik etymologiczny jezyka polskiego. Warszawa, 1927.
407. Buck C.D. A dictionary of selected synonyms in the principal Indo-European languages. Chicago: University of Chicago Press, 1949.
408. Ernout A., Meillet A. Dictionnaire etymologique de la langue latine. Ml. -Paris, 1959.
409. Esnault G. Dictionnaire historique des argots frangais. Paris: Libr. Larousse, 1966.
410. Falk H.S., Torp A. Norwegisch-danisches etymologisches Worterbuch. I-II.-Heidelberg: Winter, 1960/61.
411. Fraenkel E. Litauisches etymologisches Worterbuch I-II.- Heidelberg,1955/63.
412. Frisk Hj. Griechisches etymologisches Worterbuch. I-III.- Heidelberg, 1954/72.
413. Hellquist E. Svensk etymologisk ordbok. Ml.- Lund, 1966.
414. Holthausen F. Altenglisches etymologisches Worterbuch.- Heidelberg, 1963.
415. Johanesson A. Islandisches etymologisches Worterbuch.- I-V.- Bern, 1951/54.
416. Kiein E. A comprehensive etymological dictionary of the English language. I-II.-Amsterdam, 1966/67.
417. Lehmann W.P. A Gothic etymological dictionary. Leiden, 1986.
418. Mayrhofer M. Kurzgefasstes etymologisches Worterbuch des Altindischen.-Heidelberg, 1978.
419. Meyer-Lubke W. Romanisches etymologisches Worterbuch.- Heidelberg: Winter, 1968. 1204 S.
420. Orel V. Albanian etymological dictionary.- Leiden, 1998.
421. The Oxford dictionary of English etymology // Ed. by C.T.Onions.- Oxford, 1966.
422. PokornyJ. Indogermanisches etymologisches Worterbuch. ML- Bern, 1959.
423. Sfurtevant E.H. A Hittite glossary. New York, 1936.
424. Trautmann R. Baltisch-Slavisches Worterbuch.- Gottingern, 1923. 328 S.
425. Turner R.L. A comparative dictionary of Indo-Aryan languages. I-V.- Oxford: Oxford University Press, 1978.
426. Vasmer M. Russisches etymologisches Worterbuch. Mil. 1953/58II Фасмер M. Этимологический словарь русского языка / Пер. с немецкого