автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Лейтмотивы как форма выражения авторской позиции в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Бессонова, Маргарита Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Лейтмотивы как форма выражения авторской позиции в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Бессонова, Маргарита Ивановна

у Введение 3

V Глава 1. Сшетообразующие лейтмотивы 15

V 1. Дом 15 2. Дорога 41 3. Сад 56и

Глава 2. Ситуативно обусловленные лейтмотивы 76

1. Стекло 76

2. Гроза 93

3. Холод 102

4. Посещение Земли Воландом 104

5. Болезнь 111-116 , 6. Сон

Глава 3. Концептуально обусловленные лейтмотивы 125

1. Конкретные источники света 125

1.1. Электричество 125

V 1.2. Солнце 127

V/ 1.3. Луна 131у 2. Свет, Тьма и Тень 156

 

Введение диссертации1996 год, автореферат по филологии, Бессонова, Маргарита Ивановна

Роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" является главным произведением писателя, вершиной его творчества. "Здесь нашли завершение его художественные искания, оформилась философская концепция" (Соколов Б. На пути к истине // Молодая гвардия. - 1991. - N 5. - С. 278). Роман "Мастер и Маргарита" принадлежит к произведениям, глубина которых открывается не сразу, поэтому осмысление романа продолжается и по сей день, хотя прошло почти тридцать лет с момента его публикации в 1966-1967 годах в журнале "Москва".

Среди литературоведов, которые первыми высоко оценили роман, откликнувшись на его публикацию, - А.Берзер, И.Виноградов, В.Лакшин, О.Михайлов, П.Палиевский.

В 70-80-е годы появилось большое количество исследований, посвященных "Мастеру и Маргарите". Проблемой истории текста занимались М.О.Чудакова и Л.М.Яновская, в их работах, а также в исследованиях И.Ф.Бэлзы, И.Л.Галинской, О.Кушли-ной, Ю.Смирнова, Л.Фиалковой были сделаны попытки выявить исторические и литературные источники романа. Структуру романа анализировали Б.М.Гаспаров и Г.А.Лесскис, им же принадлежат наиболее интересные исследования жанрового своеобразия романа. Различные вопросы, связанные с этической и философской проблематикой романа, рассматривались в работах В.В.Агеносова и Е.А.Яблокова.

В конце 80-х - начале 90-х годов вышли в свет монографии В. В. Петелина (1989), В.И.Немцева (1991), Б.В.Соколова (1991), А.З.Вулиса (1991). В монографиях Б.Б.Петелина и В.И.Немцева о творчестве М.А.Булгакова существенное место отведено анализу романа "Мастер и Маргарита". В.В.Петелин основное внимание уделяет системе образов героев романа; он рассматривает образы Воланда и Пилата, говорит также о мастере, Бездомном и др. В.И.Немцев касается как проблематики, так и поэтики романа, в частности, высказывает мысли о мифо-логичности, сказочности природы персонажей. Б.В.Соколов рассматривает вопросы, связанные с творческим замыслом романа, историей текста, обращает внимание на историографию, исследует временную и пространственно-смысловую структуру романа, выделяя историческую, демонологическую и современную линии, и выявляет источники каждой из линий и ее смысл. А.З.Вулис в своей монографии указывает на литературные ассоциации, которые порождает роман, анализирует его композицию, образы главных героев, обнаруживает их прототипы.

В 1991 году, к 100-летию со дня рождения М.А.Булгакова, появилось огромное количество статей, посвященных его творчеству: работы М. И.Андреевской, Е.Канчукова, А.А.Кораблева, А.Королева, В.И.Лосева, М.Петровского и др. В 1992-1996 годах опубликовали свои исследования А.А.Газизова, И.Золотус-скии, И.П.Карпов, А.Е.Кедровский, В.Ш.Кривонос, Л.А.Левина, Ю.й.Минералов и др. В 1996 году вышла монография В.В.Новикова, в одной из глав которой автор анализирует "зеркальный" принцип построения романа "Мастер и Маргарита", его философскую концепцию, предлагает свое видение образов основных героев.

Роману "Мастер и Маргарита" посвящены диссертации A.A.Кораблева, П.Р.Абрагама, Б.В.Соколова и А.В.Эрастовой1. Значительное место отводится анализу этого произведения в диссертациях В.А.Чеботаревой, Н.К.Бонецкой, В.И.Немцева и А.П. Забровсюого2. На материале романа также защищена диссер

1 Кораблев A.A. Ученичество как принцип читательского восприятия: (На материале романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"): Дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: 10.01.0S. - Донецк, 1988. Абрагам П.Р. Роман "Мастер и Маргарита" М.Булгакова в аспекте литературных традиций: (Пробл. интерпретации): Дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: 10.01.02. - М., 1989. - 249 с. Соколов Б.В. Творческая история романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита": Дис. на соиск. учен. степ, доктора филол. наук: 10.01.02. - М., 1991. - 390 с. Эрастова A.B. Традиции философского романа Ф.М.Достоевского в прозе М.А.Булгакова: ("Братья Карамазовы" и "Мастер и Маргарита"): Дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: 10.01.01. - Нижний Новгород, 1995. - 196 с.

2 Чеботарева В.А. Проза М.А.Булгакова: Дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. - Баку, 1972. - 273 с. Бонец-кая Н.К. Образ автора в системе художественного произведения: (К вопросу об эстетической природе образа автора. На материале творчества Н.В.Гоголя, Н.С.Лескова и М.А.Булгакова): Дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: 10.01.08. - М.,

1985. Немцев В.И. Проблема автора в романах М.А.Булгакова: ("Белая гвардия", "Театральный роман", "Мастер и Маргарита"): Дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: 10.01.02. - м.,

1986. - 217 с. Забровский А.П. Пушкинская традиция в твортадия Сайра Азиза по специальности русский язык3.

А.А.Кораблев в своей диссертации анализирует проблему ученичества как структурообразующую в романе. Своеобразие исследования заключается в том, что автор выделяет аспект читательского восприятия романа, указывая, что и читатель "Мастера и Маргариты" выступает в роли ученика, познающего Истину.

П.Р.АСрагам исследует творчество М.А.Булгакова в аспекте литературных традиций, рассматривает проблему фантастики в романе, связь философской концепции романа с русской философской традицией, касается и психолого-этических аспектов поэтики, анализирует образ двойника.

Основные положения диссертации Б.В.Соколова отражены в его монографии.

А.В.Эрастова прослеживает развитие в "Мастере и Маргарите" идей, тем и образов романа Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы", подробно рассматривает параллель Великий Инквизитор - Воланд, анализирует своеобразие стиля романов.

В зарубежных исследованиях 60-90-х гг. акцентируется связь романа "Мастер и Маргарита" с русский и мировой литературной традицией (Л.Милн и Д.Кертис (Великобритания), честве М.А.Булгакова: Дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: 10.01.01. - М., 1994. - 181 с.

3 Сайр Азиз. Функции метафоры в художественном тексте и ее лингвистическая интерпретация: (На материале романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"): Дис. на соиск. учен, степ. канд. филол. наук: 10.02.01. - М., 1993. - 174 с.

М.Йованович (Югославия), Э.К.Райт (Канада), М.Нико и М.Гург (Франция), Н.Звезданов (Болгария) и др.), дается анализ структуры "Мастера и Маргариты" (Б.М.Гаспарав (США), Б.Бри-кер (Нидерланды)), рассматриваются отдельные проблемы поэтики (С.Максудов (США)).

Однако, несмотря на огромное количество публикаций, посвященных роману, он по-прежнему вызывает горячие споры. По-разному воспринимаются исследователями образы главных героев романа: мастера, Маргариты, Бездомного, Пилата, Во-ланда и даже Иешуа. В отношении большинства этих героев присутствует весь спектр оценок: от белого до черного. Приведем основные точки эрения.

Мастер

1) идеальный образ художника (Б.В.Соколов, А.Нинов);

2) талантливый художник, трагическая вина которого а) в неспособности к самопожертвованию (Е. Канчуков), б) в отказе от борьбы, в отречении от своего призвания (В.И.Немцев);

3) безвольный, пассивный человек, под влиянием Воланда написавший роман, искажающий Истину (Н.К.Бонецкая, И.П.Карпов).

Маргарита

1) идеал вечной, непреходящей любви (Е.В.Соколов и др.);

2) "ведьма", виновница гибели мастера (А.Н.Барков).

Иван Бездомный

1) оторвавшийся от родной почвы поэт, который проходит своеобразный путь исцеления, познания истины (О.Михайлов, П.В.Палиевский, В.И.Немцев, В.В.Петелин, Н.П.Утехин, И.Ф.Бэлза и др.);

2) ученик мастера, не обладающий полнотой знаний (Б.В.Соколов, М.И.Андреевская).

Пилат

1) воплощает идею противоположности власти человеку, при этом а) Пилат виновен и не заслуживает прощения (Л.Н.Коган), б) Пилат невиновен и не мог поступить иначе (В.В.Петелин) ;

2) кающийся грешник - развитие линии Хлудова из "Бега" (Б.В.Соколов);

3) является воплощением практического разума бег чувства долга и свободы (В.И.Немцев).

Воланд

1) воплощает гуманистические идеалы автора (В.В.Петелин);

2) воплощает гнев небес, карающую десницу, выступает как "вершитель правосудия" (А. 3.Вулис, Е.Миллиор, В.И.Немцев) ;

3) дух зла, которого а) автор прославляет (П.Андреев, И.П.Карпов), б) автор изображает в традициях христианства (Л.А.Левина);

4) представляет собой своеобразное воплощение идей, высказанных Великим Инквизитором в "Братьях Карамазовых" Ф.М.Достоевского; сущность образа Воланда определяется словами Великого Инквизитора о чуде, тайне и авторитете (А.В.Эрастова);

5) воплощение противоречий жизни (В.В.Новиков);

6) воплощение зла в человеке, того, что должно быть преодолено (А.А.Кораблев, В.В.Акимов).

Иешуа

1) носитель высшей философеко-религиозной истины (Г.А.Лесс-кис);

2) идеал человека (В.В.Акимов, В.И.Немцев);

3) воплощение ошибочной (с точки зрения автора) идеи а) непротивления злу насилием (А.З.Вулис), б) всепрощения (А.Н.Барков).

Различно и понимание философской концепции романа. Можно выделить следующие основные, наиболее важные, проблемы романа, взгляд Булгакова на которые толкуется исследователями по-разному:

1. Проблема Добра и Зла (их сущность, соотношение, форма взаимодействия).

2. Проблема приоритета ценностей (всепрощение или справедливость и т.д.).

3. Проблема вины и ответственности человека за моральный выбор.

Поэтому представляется актуальным выявить авторскую позицию по наиболее важным (ключевым) вопросам: выяснить авторскую оценку образов героев, увидеть авторскую "модель мира" (раскрыть философскую концепцию романа).

Как форму выражения авторской позиции в работе предлагается рассмотреть лейтмотив. Система лейтмотивов уже давно изучается булгаковедами, однако в большинстве случаев лейтмотивы рассматриваются с точки зрения их структурообразующей роли. В данной работе внимание обращено на символическое значение лейтмотивов, являющихся неким художественным кодом, расшифровка которого позволяет выявить авторское отношение к описываемому, выяснить авторский взгляд на решение поднятых в романе проблем. В связи с тем, что в роли лейтмотива "может выступать любой феномен, любое смысловое "пятно" (Гаспа-ров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. - М.: Наука, 1993. - С. 30), необходимо уточнить, что предметом нашего исследования являются основные лейтмотивы романа, которые наиболее ярко выражают авторскую позицию.

Итак, цель нашей работы - исследование лейтмотивов романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" как формы выражения авторской позиции.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

- выявить основные лейтмотивы романа;

- классифицировать их;

- проследить их функционирование в тексте;

- выяснит их содержательную (смысловую) функцию;

- определить, как с помощью лейшотивов воплощается в романе авторская позиция.

Термины "лейтмотив", "мотив", "образ", "символ" используются в работе в значениях, зафиксированных в наиболее современном справочном издании - "Литературном энциклопедическом словаре", выпущенном АН СССР в 1987 году.

В тексте работы термины "лейтмотив" и "мотив" употребляются как взаимозаменяемые, т.к. лейтмотив и мотив соотносятся как часть и целое, т.е. любой лейтмотив является одновременно и мотивом.

Лейтмотивы в работе в ряде случаев названы символами или образами-символами. Это не означает отождествления нами терминов "лейтмотив" и "символ", а лишь отражает специфику стиля романа, в котором все лейтмотивы имеют символическое значение.

По отношению к лейтмотивам в работе используются термины "вариант" и "модификация". Это обусловлено тем, что лейтмотив не является одинаковым, неизменным на протяжении Есего романа, а предстает в виде конкретных вариантов, которые отличаются друг от друга пространственно-временными характеристиками или привязанностью к определенным образам. Если изменение лейтмотива обусловлено этнографическими, культурными, историческими особенностями эпизода и не несет никакого дополнительного смысла, то мы говорим о модификациях лейтмотива.

Лейтмотивы выступают в романе как изолированно, так и в виде комплекса, причем лейтмотивом является как сам комплекс, так и его составляющие. Термин "комплекс" в значении система образов, представляющая собой также целостный образ, взят нами у В.Н.Топорова (см. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. - М., 1995. - 624 с.) и использован применительно к лейтмотивам. В каждый конкретный момент появления в тексте определенного комплекса может упоминаться обо всех или только о части составляющих его лейтмотивов, но присутствие остальных подразумевается (остается в подтексте).

Конгломератом мы называем группу (или, точнее, набор) лейтмотивов, из которых в той или иной ситуации для выражения заложенного в ней символического смысла используются один или несколько лейтмотивов, причем каждый из них не находится в строгой логической зависимости от другого. Наличие лейтмотивов, оставшихся нереализованными в данной ситуации, не только не предполагается в подтексте (как это происходит с лейтмотивами, входящими в состав комплекса), но в некоторых случаях и невозможно, т.к. они используются только б зависимости от конкретики ситуации.

В работе предлагается следующая классификация лейтмотивов:

1. С'шетообразущие лейтмотивы. Каждый из этих лейтмотивов символизирует существенный этап или момент человеческой жизни, а все они в целом, выступая в определенной последовательности, образуют схематическую основу сюжетных линий героев романа.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Лейтмотивы как форма выражения авторской позиции в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита""

Заключение

В процессе анализа лейтмотивной структуры романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" нами выработана классификация лейтмотивов, согласно которой они разделяются на три группы:

- сюжетообразущие лейтмотивы;

- ситуативно обусловленные лейтмотивы;

- концептуально обусловленные лейтотивы.

Сюжетообразующие лейтмотивы (Дом, Дорога, Сад) символизируют наиболее важные, с точки зрения автора, этапы или моменты человеческой жизни и образуют схематическую основу сюжетных линий всех основных героев романа.

Лейтмотив Дома в романе "Мастер и Маргарита" складывается из множества образов различных домов, при этом некоторые из них трансформируются на протяжении повествования. Эта трансформация представляет собой смену стадий, отражающих определенные этапы существования Дома. В романе можно выделить три таких стадии, которые мы условно обозначаем как полноценный Дом (собственно Дом), квартира и Антидом.

Говоря о полноценном Доме, мы имеем в виду традиционный булгаковский Дом, представляющий собой комплекс лейтмотивов, проходящих через все творчество М.А.Булгакова. Мы выделяем следующие группы лейтмотивов:

- предметные лейтмотивы (лампа с абажуром, обеденный стол, огонь в очаге (печке), книги, источник воды (ванна, раковина), открывающиеся окна, дверь);

- "ролевые" лейтмотивы-маски обитателей Дома (Хозяин, Хозяйка, Ребенок (Дети));

- мотивы-ритуалы (приготовление Хозяйкой еды, трапеза обитателей Дома, поддержание чиототы и порядка).

Каждый из этих лейтмотивов - неотъемлемая часть полноценного Дома, символизирующего идеальные условия бытия человека. В то же время эти лейтмотивы имеют и собственное символическое значение. Лампа с абажуром символизирует ценности, которыми живут обитатели Дома, их вечный свет, открытые окна - открытость миру, дверь - защищенность от Зла. Некоторые лейтмотивы (горящая лампа с абажуром, используемый по назначению обеденный стол) являются как бы опознавательными знаками Дома, сигнализируя читателю, что помещение, где они находятся, - это полноценный Дом.

Квартира характеризуется наличием вышеперечисленных лейтмотивов, но видоизмененных, искаженных (огонь в очаге горит не постоянно, окна закрыты, дверь открывается посторонним, один из членов Семьи временно покидает Дом или живет отдельно и т.д.), Антидом - постепенным исчезновением всех составляющих образ Дома лейтмотивов, с исчезновением последнего из которых Дом гибнет (сгорает).

Наличие или отсутствие у героя полноценного Дома является показателем авторского отношения к образу жизни этого персонажа. Наличие у героя Дома является свидетельством того, что, по мнению автора, этот герой живет в соответствии с главными законами бытия. Утрата полноценного Дома означает, что герой совершил какую-то ошибку, о характере которой можно судить по признакам изменения образа Дома. Жизнь в Антидоме - показатель того, что герои нарушают основные законы человеческого бытия.

Лейтмотив Дороги является конгломератом лейтмотивов и и рр хои ~ включает признаки дороги как таковой (рельеф, наличие препятствий) и характеристики движения по ней (наличие или отсутствие самого движения, скорость, способ передвижения, траектория).

Скорость и способ движения по Дороге, а также ее траектория и рельеф - показатели авторского отношения к поступкам, которые герой совершает во время этого передвижения. Движение по ровной прямой Дороге пешком с естественной скоростью означает, что, по мнению автора, герой находится на пути к Истине. Чем больше скорость героя и используемых им средств передвижения, тем сильнее он заблуждается. Об ошибочности избранного пути свидетельствуют и препятствия, появляющиеся на Дороге, и криволинейная траектория движения (мотив лабиринта).

Лейтмотив Сада представляет собой конгломерат лейтмотивов (деревья, цветы, источник воды), материальная выраженность которых не обязательна. Показателем появления этого символа служит само слово "сад". Момент выбора, осуществляемого героем в Саду, представлен в виде символической ситуации встречи с персонажем, нуждающимся в помощи. Реализация этой ситуации в тексте проясняет авторскую концепцию судьбы человека. Согласно этой концепции судьба человека определяется его собственными поступками и представляет собой набор нескольких вариантов. И в зависимости от того, какой выбор (в пользу Добра или Зла) сделал человек в определенный момент своей жизни, реализуется один из возможных вариантов развития событий.

Ситуативно обусловленные лейтмотивы подразделяются на выступающие: а) изолированно (лейтмотивы стекла, болезни, сна); б) в виде комплекса (Гроза); в) как изолированно, так и в составе комплекса (лейтмотив холода).

Вариантами лейтмотива стекла являются следующие образы-символы: стекло в очках, оконное стекло, дверное стекло, стеклянные предметы (ваза, стакан, люстра).

Лейтмотив стекла может символизировать:

- преграду между земным и потусторонним миром;

- преграду между человеком и действительностью, в том числе преграду между людьми, которая мешает им выйти на уровень истинного, духовного, общения.

Символическое значение образа-символа стекла выявляется наиболее ярко в момент, когда стекло разбивается, что знаменует переворот в мировоззрении героя, наблюдающего или осуществляющего это действие. Разбивание стекла является также призывом к пересмотру собственных взглядов на жизнь, который обращен не только к героям романа, но и к читателю.

С помощью образа-символа стекла автор проводит мысль о губительности для человека любых форм изоляции от окружающего мира (отказ как от контакта с ним, так и от познания его), особенно стремления отгородиться от людей, а также выражает свое негативное отношение- к навязыванию человеку какого-либо мировоззрения.

Комплекс Грозы составляют последовательно соединяющиеся в картину природного катаклизма лейтмотивные образы жары, духоты, тучи, тьмы, холода, грозы и радуги.

Жара, духота и холод являются показателями накопления на Земле критической массы Зла, зримым воплощением которой

- ХО/ является туча. Тьма символизирует силы Хаоса, угрожающие Мировой Гармонии, гроза - процесс нейтрализации Зла, окончание грозы и появление радуги - победу доброго начала.

Наиболее важными с точки зрения выражения в них авторской позиции являются концептуально обусловленные лейтмотивы - Свет, Тьма и Тень.

Символическое значение лейтмотива Света зависит от его источника. Поэтому мы выделяем лейтмотивы конкретных источников света (Луна, Солнце, электричество) и отдельно лейтмотив Света вообще (как антонима Тьмы).

Луна и лунный свет символизируют Истину, Солнце - законы материального, земного существования. Электрический свет является символом ложной жизни, лишающей человека не только духовных ценностей, но и естественных земных радостей. Предпочтение того или иного источника света символизирует суть нравственного выбора героя и является показателем авторского отношения к жизненной позиции героя. Уход героя в Тень означает отказ от морального выбора или сознательный выбор Зла, что, по мнению автора, в конечном счете одно и то же.

Особое место занимает в романе образ Луны. Стремление спрятаться от лунного света, исчезновение Луны после ка-ких-либо слов или поступков героя или перемещение ее в позицию вне поля его зрения указывает на то, что автор считает действия героя ошибочными и противоречащими Истине. Напротив, чувства и мысли, возникающие у героя, когда он смотрит на Луну, события, во время которых она появляется, по мнению автора, приближают героя к познанию Истины. Если автор изображав т какие-либо картины залитыми лунным светом, это, во-первых, является свидетельством достоверности описываемого, а во-вторых, укаеывает на то, что эти картины существенно важны для понимания сути романа.

В результате проведенного анализа функционирования в тексте выявленных нами лейтмотивов мы пришли к следующим выводам.

1. Авторское отношение к образам главных героев романа, их оценка.

Главные антагонисты романа - Иешуа и Воланд. Иешуа -воплощение Добра, Милосердия и Любви, Воланд - воплощение Зла.

Судьбы мастера и Ивана Бездомного являются следствием ошибочного, с точки зрения автора, выбора жизненных ценностей и приоритетов. Главной общей виной этих героев является равнодушие к другим людям, неспособность к сопереживанию, состраданию, милосердию. В случае с Иваном мы видим весь процесс очерствения сердца героя, не сумевшего выстоять в жизненных испытаниях, в случае с мастером - последний этап этого процесса. Хотя автор показывает, что существенную роль в изменении героев сыграла созданная государством система подавления лучших черт личности, все же главная ответственность за собственный моральный выбор лежит на самих героях. Однако судьба мастера и Ивана, показанная в эпилоге, является доказательством надежды автора на победу в человеке светлого начала, веру в возможность нравственного возрождения.

В связи с образом Пилата решается проблема раскаяния в совершенных грехах, главными из которых, по мнению автора, являются, как и в случае с мастером и Иваном, равнодушие к людям и присвоение себе права на распоряжение их судьбами, т.е. на насилие. Судьба Пилата является, по мысли автора, воплощением пути к Свету (через осознание своей вины и раскаяние) , которым может и должен пройти каждый человек.

На примере судьбы Маргариты автор показывает не только силу Любви, но и трагические последствия, к которым приводят, казалось бы, самые незначительные уступки Злу: ложь, гордость, стремление добиться благих целей любыми средствами.

2. Авторская философская концепция.

Добро, по мнению М.А.Булгакова, является мощной созидательной силой. Вся Вселенная построена на Законе Добра, который писатель понимает как утверждение Любви и Милосердия. Зло же не имеет самостоятельной позитивной "программы" и является отрицанием Добра. Таким образом, Добро и Зло соотносятся как Закон Вселенной и нарушающая его сила, причем Добро оказывается сильнее Зла, и с тех пор, как существует Мир, Добро побеждает Зло снова и снова. Однага этот процесс не является однозначно запрограммированным, и Зло изображается писателем как с трудом побеждаемая и вечно рассчитывающая на реванш сила. И исход этой борьбы оказывается, по мысли автора, зависимым от свободного морального выбора каждого человека, смысл жизни которого писатель видит в следовании Закону Мироздания - Закону Любви и Добра. Только жизнь такого человека является счастливой, наполненной ощущением гармонии бытия. По мысли автора, все жизненные невзгоды - результат действий самого человека, т.к. именно нравственный выбор личности определяет ее судьбу.

1 пг\

- 1 / и

 

Список научной литературыБессонова, Маргарита Ивановна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков// Фи-лос. науки. - 1990. - N 7. - С. 95-100.

2. Агеносов В.В. Советский философский роман. М., 1989. - 300 с.

3. Агеносов В.В. "Трижды романтический мастер". Проза Михаила Булгакова // Агеносов В.В., Майлин Е.А. и др. Литература народов России. М.} 1995. - С. 175-190.

4. Акимов В. "Сам человек и управляет!"// Акимов В. На ветрах времени. Очерки о книгах сов. писателей. Л., 1981.- С. 75-86.

5. Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады. М., 1995. - 53 с.

6. Альтшулер А. Булгаков прозаик // Лит. газета. -1968. - 7 февр. - С. 5-6.

7. Андреев П. Беспросветье и просвет // Лит. обозр.1991. N 5. - С. 108-112.

8. Андреевская М.И. О "Мастере и Маргарите" // Лит. обозр. 1991. - N 5. - С. 59-63.

9. Ардов М. Прочтение романа // Столица. 1992. - N 42. - С. 55-57.

10. Ачкасова Л.С., Васильева Т.Е. Принципы сюжетно-композиционной организации романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" // 0 жанре и стиле современной литературы. Тверь,1992. С. 21-27.

11. Барков А. О Булгакове, Маргарите и мастерах социалистической литературы: Лит.-детективный этюд. Киев, 1990.- 67 с.

12. Барков А. О чем говорят парадоксы // Лит. обоэр. -1991. N 5. - С. 66-58.

13. Барков А. К вопросу о религиозно-философских аспектах романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Творчество Михаила Булгакова: к столетию со дня рождения писателя: Сборник научных работ. Киев: УМК ВО, 1992. - С. 87-92.

14. Барков А.Н. Религиозно-философские аспекты романа "Мастер и Маргарита" // Возвращенные имена русской литературы. Самара, 1994. - С. 64-73.

15. Барковская Н.В. Мотив грозы в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Русская литература XX века: направления и течения. Екатеринбург, 1992. - Вып. 1. - С. 127-131.

16. Басков A.B. Элементы целостного анализа в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"/ Черновиц. ун-т. Черновцы, 1993. - 27 с. Рукопись деп. в ГНТБ Украины N 1158 - Ук 93 от 17.06.93. Реф. деп. в ИНИОН РАН N 175 Р - 93 от 10.09.93.

17. Вежин Л. Приближение к Мастеру // Москва. 1991. -N5. - С. 178.

18. Безродный М.В. Об одном источнике романа "Мастер и Маргарита" // Русск. лит. 1988. - N 4. С. 205-208.

19. Берзер А. Возвращение Мастера // Новый мир. 1967. - N 9. - С. 259-264.

20. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. М.: Просвещение, 1991. - 280 с.

21. Боголюбов А.Н. Как попал в роман М.А.Булгакова чернокнижник Герберт? // Природа. 1988. - N 8. - С. 122-126.

22. Бойко А. Фаустовский архетип в художественном твор1. Л л1 ( С честве Вл.Соловьева и М.Булгакова // Творчество Михаила Булгакова: к столетию со дня рождения писателя: Сборник научных работ. Киев: УМК ВО, 1992. - С. 75-77.

23. Буланова-Топоркова М.В. Типологическое сходство романов "Сто лет одиночества" Габриэля Гарсиа Маркеса и "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы Общества науки. -1984. N 2. - С. 57-62.

24. Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5-ти т. Т. 5. -М.: Худож. лит., 1990. 734 с., ил.

25. Булгаков Михаил. Мастер и Маргарита: Черновые варианты романа / Вступ. заметка, публ. и примеч. В.Лосева // Москва. 1991. - N 5. - С. 187-201.

26. Булгаков М. Великий канцлер. Черновые редакции, романа "Мастер и Маргарита". М.: Новости, 1992. - 540 с.

27. Булкина И. Городской текст у Михаила Булгакова // Collegiuro. Киев, 1994. - N 1-2. - С. 117-124.

28. Бэлза И.Ф. Генеалогия Мастера и Маргариты // Контекст. М., 1978. - С. 156-248.

29. Бэлза И. Дантовская концепция "Мастера и Маргариты" // Дантовские чтения. 1987. М., 1989. - С. 58-90.

30. Бэлза И. Партитуры Михаила Булгакова // Вопр. лит. 1991. - N 5. - С. 55-83.

31. В уголках булгаковских архивов. // Совр. драматургия. 1992. - N 3/4. - С. 248-253.

32. Вайскопф М., Толстая Е. Москва под ударом, или Сатана на Тверской: "Мастер и Маргарита" и предыстория мифопо-этич. "московского" текста // Лит. обоэр. 1994. - N 3/4. -С. 87-90.

33. Вахитова Т.М. Проблема власти в романе "Мастер и Маргарита" // Творчество Михаила Булгакова. Исследования и материалы. Книга 2. СПб., 199 . - С. 74-90.

34. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Гослитиздат, 1940. - 648 с.

35. Викторович В.А. Понятие мотива в литературоведческом исследовании // Рус. лит. XIX в. Вопросы сюжета и композиции. Вып. 2. Горький, 1975.

36. Виноградов И. Завещание мастера // Вопр. лит. -1968. N 6. - С. 43-75.

37. Воздвиженский В. Игра на понижение: Не хватит ли? // Лит. газета. 1993. - N 39. - С. 4.

38. Волгин И. Не удостоенные света: Булгаков и Мандельштам}: опыт синхронизации // Октябрь. 1992. - N 7. - С. 126-160.

39. Волков В.В., Суран Т.И. Концепция судьбы как встречи, вины, заслуги и воздаяния у М.А.Булгакова: (Иешуа и Воланд в судьбах героев "Мастера и Маргариты") // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994. - С. 291-297.

40. Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., 1988. - 525 с.

41. Вулис А.З. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита".- М., 1991. 222 с.

42. Гаврюшин Н. Литостротон, или Мастер без Маргариты // Вопр. лит. 1991. - N 8. - С. 75-88.

43. Гаврюшин Н.К. Нравственный идеал и лирическая символика в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Творчество Михаила Булгакова. Исследования и материалы. Книга 3.- СПб., 1995. С. 25-35.

44. Газизова A.A. Роман М.А.Булгакова "Мастер и Марга-1 г» л X / <±рита". Реальное и сверхъестественное в произведении // Русская литература: XX век. м.: Просвещение, 1995. - С. 273-286.

45. Галинская И.Л. Загадки известных книг. М., 1986.- 128 с.

46. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. М.: Наука, 1993. - 304 с.

47. Гудкова В. Истоки // Лит. обозр. 1991. - N 5. -С. 3-11.

48. Гус М. Горят ли рукописи? // Знамя. 1968. - Кн. 12. - С. 213-220.

49. Дравич А. Булгаков, или Школа отказа // Диалог. -1993. N 5/6. - С. 64-71.

50. Дубина Н., Храмова С. Из наблюдений над художественным мастерством прозы М.А.Булгакова (роман "Мастер и Маргарита") // Творчество Михаила Булгакова: к столетию со днярождения писателя: Сборник научных работ. Киев: УЖ ВО, 1992. - С. 59-73.

51. Дюсембаева Г.З. Из наблюдений за наблюдающим за наблюдателем // Рус. речь. 1994. - N 3. - С. 139-146.

52. Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М.: Наука, 1994. 428 с.

53. Земская Е.А. Новое о Михаиле Булгакове // Наше наследие. 1988. - N 3. - С. 113-121.

54. Зеркалов А. Воланд, Мефистофель и другие // Наука и религия. 1987. - N 8. - С. 49-51, N 9. - С. 27-29.

55. Зеркалов А. Иисус ив Назарета и Иешуа Га-Ноцри // Наука и религия. 1986. - N 9. - С. 47-52.

56. Зеркалов А. Лежащий во зле мир: Михаил Булгаков и время // Знание сила. - 1991. - N 5. - С. 34-41.

57. Золотоносов М. "Еврейские тайны" романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Согласие. 1991. - N 5. - С. 34-50.

58. Золотоносов М. "Сатана в нестерпимом блеске." // ЛИТ. обозр. 1991. - N 5. - С. 100-107.

59. Золотусский И. Заметки о двух романах Булгакова // Лит. учеба. 1991. - Кн. 2. - С. 147-165.

60. Икрамов К. Трагедия затаенного стыда // Независ, газета. 1993. - 3 марта. - С. 5.

61. Ильев С. Христологическая традиция рус. литеры в романе "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова // Творчество Михаила Булгакова: к столетию со дня рождения писателя: Сборник научных работ. Киев: УМК ВО, 1992. - С. 77-79.

62. Ионин Л.Г. Две реальности "Мастера и Маргариты" // Вопр. филос. 1990. - N 2. - С. 44-56.

63. Исмагулова Т. "Наши" у Булгакова // Творчество Михайла Булгакова: к столетию со дня рождения писателя: Сборник научных работ. Киев: УМК ВО, 1992. - С. 21-27.

64. Йованович М. Об источниках "Мастера и Маргариты" // Изв. РАН. Серия лит-ры и языка. 1992. - Т. 51. N 1. - С. 60-72.

65. Казаркин А.П. Истолкование лит. пр-я: (Вокруг "Мастера и Маргариты" М.Булгакова): Учеб. пособие. Кемерово, 1988. - 82 с.

66. Камараш И. За мной, читатель! // Иштван Камараш. -Будапешт: Гос. б-ка им. Сечени, Центр библиотековедения и метод, работы, 1984. 50 с.

67. Канчуков Е. Расслоение мастера // Лит. обозр. 1991. N 5. - С. 75-77.

68. Карпов И.П. Явное и тайное в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Карпов И.П., Шенцева Н.В. Новое о русской литературе: Материалы и размышления. Йошкар-Ола, 1994. - С. 196-208.

69. Карсалова Е.В. Совесть, истина, человечность. // Лит. в школе. 1994. - N 1. - С. 72-79.

70. Кедровский А.Е. Возвращенные имена. Курск, 1994.- 154 с.

71. Кертис Д. Романтическое видение // Лит. обозр. -1991. N 5. - С. 24-28.

72. Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" // Научн. докл. высш. шк. Филол. науки.- 1991. N 6. - С. 3-11.

73. Княжицкий А. Уроки Михаила Булгакова: Стр. из книги для учителя // Учит, газета. 1992. - N 25-27. - С. 12-13.

74. Коган Л.Н. Иисус и Понтий Пилат. Три интерпретацииодного "вечного" сюжета // Филос. и социал. мысль. 1990. -N9.-0. 46-53.

75. Кожинов В. Время понимания // Москва. 1991. - N 5. - С. 179-180.

76. Колодин А. Свет и во тьме светит // Лит. в школе. -1994. N 1. - С. 54-56.

77. Колтунова М.В. Функция древнего мифа в поэтике романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Классические традиции в рус. сов. лит. Куйбышев, 1985. - С. 77-90.

78. Колтунова М.В. О концепции личности в романе "Мастер и Маргарита" // Возвращенные имена русской литературы. -Самара, 1994. С. 55-64.

79. Кораблег А. Тайнодействие в "Мастере и Маргарите" // Вопр. лит. 1991. - N 5. - С. 35-54.

80. Кораблев А. Хорошо придуманное пророчество // Лепта. 1991. - N 5. - С. 165-170.

81. Корнеев А. Загадка одного четверостишия /У Лазурь. ВЫП. 2. М., 1990. - С. 276-283.

82. Королев А. Блудный сын. Глава из эссе "Брак света и тьмы" // Знамя. 1994. - N 4. - С. 196-204.

83. Королев А. Между Христом и Сатаной // Театр, жизнь. 1991. - N 13. - С. 30-32, N 14. - С. 29-31, N 15. - С. 28—31.

84. Краснов Г.В. Мотив в структуре прозаического произведения // Рус. лит. XIX в. Вопросы сюжета и композиции. Вып. 4. Горький, 1980.

85. Кривонос В.Ш. Мотив "заколдованного места" в "Мастере и Маргарите" // Проблема автора в худож. лит. Ижевск, 1993. - С. 151-168.

86. Кто они мастер и Маргарита? // Спутник. - 1992. -N 3. - С. 146-161.

87. Кузнецов е., Тростников М. Фантастическая симфония Михаила Берлиоза // Муз. жизнь. 1991. - N 21/22. - С. 8-10.

88. Кузьмин Е. Мастер и мир // Перспективы. 1991. - N 5. - С. 13-20.

89. Куницын В. Предчувствие ответа // Москва. 1991. -N5. - С. 180-181.

90. Куницын В. Свет и покой мастера Михаила Булгакова // Сов. лит. 1990. - N 6. - С. 92-99.

91. Кушлина 0., Смирнов Ю. Магия слова: Заметки на полях романа М.А.Булгакова // Памир. 1986. - N 5. - С. 152-167, N 6. - С. 109-123.

92. Лаврин А. Священный абажур. В квартире М.Булгакова на Большой Пироговской // Кодры. 1991. - N 5. - С. 183-184.

93. Лакшин В. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Новый мир. 1968. - N 6. - С. 284-311.

94. Лакшин В. Рукописи не горят!. Ответ М.Гусу // Новый мир. 1968. - N 12. - С. 262-266.

95. Лакшин В. Мир Михаила Булгакова // Лит. обозр. 1989. N 10. - С. 10-19, N 11. - С. 17-27.

96. Лакшин В.Я. 0 Доме и Бездомье // Лит. в школе. 1993. N 3. - С. 18-22.

97. Левин Е. 0 Булгакове // Иск-во кино. 1993. - N 7. - С. 67-73.

98. Левина Л.А. Иешуа Га-Ноцри и "беспокойный старик Иммануил" // Начало: Сб. работ мол. ученых. Вып. 2. М.} 1993. - С. 190-209.

99. Левина Л.А. "Новый Иов" в творчестве Ф.М.Достоевского и в рус. лит. XX века // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1994. - Т. 11. - С. 204-220.

100. Левина Л.А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Научн. докл. высш. шк. Филол. науки. 1991. - N 1. - С. 12-23.

101. Левина Л.А. "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова в контексте эпохи // Из истории сов. лит. Пермь, 1992. - С. 79-88.

102. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. - 784 с.

103. Лесскис Г.А. "Мастер и Маргарита" Булгакова: Манера повествования, жанр, макрокомпозиция // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1979. - Т. 38. N 1. - С. 52-59.

104. Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова: Межвузовский сборник научных трудов. Куйбышевск. гос. пед. ин-т им. В.В.Куйбышева. Куйбышев, 1990. - 161 с.

105. Литературный энциклопедический словарь/ АН СССР. -М., 1987. 752 с.

106. Лосев В. Вещие сны. // Булгаков М. Грядущие перспективы. Собачье сердце. Белая гвардия. Бег. Великий канцлер. М., 1993. - С. 5-52.

107. Лосев В.И. Тайнопись Михаила Булгакова // Лит. Россия. 1991. - N 27. - С. 14-16.

108. Лотман Ю.М. Дом в "Мастере и Маргарите" // Учен, зап. Тарт. ун-та. 1983. - Вып. 545. N 4. - С. 130-137.

109. Лурье С. Механика гибели // Звезда. 1993. - N 7. - С. 192-205.

110. Лурье С. Михаил Булгаков и авторы "Великого комбинаторз" // Звезда. 1991. - N 9. - С. 168-174.

111. Ляшенко А. "Мастер и Маргарита" как роман-пародия // Творчество Михаила Булгакова: к столетию со дня рождения писателя: Сборник научных работ. Киев: УМК ВО, 1992. - С. 92-96.

112. Макарова Г., Абрашкин А. Откуда взялась банда Во-ланда? // Мол. гвардия. 1994. - N 7. - С. 225-234.

113. Макаровская Г., Жук А. О романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Волга. Саратов, 1968. - N 6. - С. 161-180.

114. Максудов С. "Мастер и Маргарита" как театральное представление // Театр, жизнь. 1991. - N 19. - С. 11-13, N 21. - С. 12-14.

115. Маргулев А. "Товарищ Дант" и "бывший регент" // Лит. обозр. 1991. - N 5. - С. 70-74.

116. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994. - 133 с.

117. Микулашек М. Философская и морфологическая энигма романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"// Рус. лит. XX века: напр. и течения. Екатеринбург, 1992. - Вып. 1. - С. 116-127.

118. Миллиор Е. Мир наоборот // Лит. обозр. 1991. - N 5. - С. 64-65.

119. Миллиор Е. Размышления над романом М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Л., 1975. - с.

120. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./ Гл. ред. С.А.Токарев. М., 1992. - Т. 1. А-К. - 671 с. с шт., Т. 2. К-Я. - 719 с. с ил.

121. Михаил Булгаков: современные толкования: К столетию со дня рождения 1891-1991: Сб. обворов / АН СССР. ИНИОН; Сост. и отв. ред. Т.Н.Красавченко. М., 1991. - £43 с.

122. Михаил Булгаков, Владимир Маяковский: Диалог сатириков / Сост., вступ. ст., коммент. Яблокова Е.А. М.: Высш. шк., 1994. - 555 с.

123. Михайлов 0. Проза Булгакова // Сиб. огни. 1967.- N 9. С. 183-189.

124. Михайлов 0. Обращение в завтра // Москва. 1991.- N 5. С. 181-183.

125. Молотаева Н. Образ грозы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" как результат категориальной мотивации // Творчество Михаила Булгакова: к столетию со дня рождения писателя: Сборник научных работ. Киев: УМК ВО, 1992. - С. 142-148.

126. Молотаева Н.В., Речинский С.Ф. Портрет на фоне. // Рус. яз. и лит. в ср. уч. зав. УССР. 1991. - N 11. - С. 71-74.

127. Московченко Н. Фантазии мастера // Мол. гвардия. -1991. N 5. - С. 156-159.

128. Мягков Б.С. Булгаковская Москва. М., 1993. - 222с.

129. Мягков Б.С. Влеченье род недуга // Библиогр. -1993. - N 4. - С. 67-77.

130. Мягков Б. Кто вы, Арчибальд Арчибальдович? //В мире книг. 1986. - N 5. - С. 82-83.

131. Немцев В.И. Михаил Булгаков: становление романиста.- йзд-во Саратовского ун-та, Самарский филиал, 1991. 162 с.

132. Немцев В.И. 0 художественности прозы Михаила Булгакова // Возвращенные имена русской литературы. Самара,1994. С. 98-104.

133. Нинов А. Михаил Булгаков и мировая художественная культура // Иск-во Ленинграда. 1991. - N 5. - С. 12-16.

134. Нинов А. Михаил Булгаков и современность // Звезда.- 1990. N 5. - С. 153-161.

135. Нинов А. После катастрофы // Искусство Ленинграда.- 1990. N 10. - С. 3-12.

136. Новиков В.В. Михаил Булгаков художник. - М.: Моск. рабочий, 1996. - 357 с.

137. Новикова М. Что есть "покой"? // Colleglum. Киев, 1994. - N 1-2. - С. 109-117.

138. Палиевский П.В. Последняя книга М.Булгакова // Наш современник. 1969. - N 3. - С. 119.

139. Палиевский П. Последняя книга М.Булгакова // Библиотекарь. 1991. - N 5. - С. 58-62.

140. Палиевский П. Булгаков 1991 // Наш современник.- 1991. N 9. - С. 178-182.

141. Палиевский П.В. Шолохов и Булгаков. М., 1993. -118 с.

142. Паршин Л, Ильич и Маргарита // Лит. газета. 1994. N 31. - С. 6.

143. Паршин Л. Чертовщина в американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова. М., 1991. - 206 с.

144. Пахарева Т. Отголоски булгаковского романа в ташкентской драме Ахматовой // Творчество Михаила Булгакова: к столетию со дня рождения писателя: Сборник научных работ. -Киев: УМК ВО, 1992. С. 47-52.

145. Петелин В. Возвращение мастера: Статья о М.А.Булгакове. M., 1986. - 45 с.

146. Петелин В.В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. Монография. М.: Моск. рабочий, 1989. - 493 с.

147. Петровский М. Мифологическое городоведение Михаила Булгакова // Театр. 1991. - N 5. - С. 14-32.

148. Петровский М. С кем вы, мастер Булгаков // Творчество Михаила Булгакова: к столетию со дня рождения писателя: Сборник научных работ. Киев: УМК ВО, 1992. - С. 15-21.

149. Платек Я. Странное сближение // Муз. жизнь. -1990. N 17. - С. 28.

150. Поваров В.Н. О влиянии Достоевского на Булгакова в романе "Мастер и Маргарита" // Достоевский и современность. Новгород, 1989. - С. 78-81.

151. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969. - 168 с.

152. Проффер Э. Художник и власть: По страницам романа "Мастер и Маргарита" // Иностр. лит. 1991. - N 5. - С.1. S к

153. Пулатов Т. Восточные мотивы "Мастера и Маргариты" // Звезда Востока. 1988. - N 2. - С. 125-127.

154. Рабинянц А. Размышления о Дубельте Булгакова: К 100-летию со дня рождения М.А.Булгакова // Лепта. 1991. -N 5. - С. 161-164.

155. Рабинянц А. "Двух голосов перекличка": М.А.Булгаков и М.И.Цветаева о Пушкине // Лепта. 1992. - N 6. - С. 161-163.

156. Рассадин С. Путь с Голгофы // Диалог. 1993. - N 5/6. - С. 72-80.

157. Розин В. Жизненный путь и духовные поиски героев Михаила Булгакова и Бориса Пастернака: По материалам романов

158. Мастер и Маргарита" и "Доктор Живаго": филос.-психол. реконструкция // Наказание временем: Филос. идеи в совр. рус. лит. М., 1992. - С. 157-178.

159. Сахаров В. Симфония Михаила Булгакова // Муз. жизнь. 1990. - N 12. - С. 24-25.

160. Сахни К. Шива, Буда и Воланд // Новое время. -1988. N 29. - С. 48.

161. Сисикин В. Дионисов мастер // Подъем. 1989. - N 3. - С. 135-143.

162. Скобелев В. В пятом измерении // Подъем. 1967. -N6. - С. 124-128.

163. Скорино Л. Лица без карнавальных масок: Полемические заметки // Вопр. лит. 1968. - N 6. - С. 25-42.

164. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Йн-т рус. яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой. Т. 4. С-Я. М.: Русский язык-,.1984. - 794 с. .-.-.- .

165. Смелянский А. "Уход" // Лит. обозр. 1991. - N 5. - С. 88-115.

166. Смирнов С. Меркурий во втором доме // Неделя. -1993. N 25. - С. 14.

167. Смирнов Ю. Еще раз о восточных мотивах в "Мастере и Маргарите" // Памир. 1988. - N 9. - С. 139-163, 1989. -N 7. - С. 161-170.

168. Смирнов КЗ. Весь этот джаз. Музыка в творчестве М.А.Булгакова. // Памир. 1991. - N 5. - С. 130-144.

169. Смирнов Ю. "Музыка" Михаила Булгакова // Сов. музыка. 1991. - N 5. - С. 60-64.

170. Соколов Б. Из "родословной" Воланда // Неделя. -1990. N 34. - С. 10-11.

171. Соколов Б. Два булгаковских героя // Перспективы.- 1991. N 5. - С. 20-28.

172. Соколов Б. На пути к истине // Мол. гвардия. -1991. N 5. - С. 274-279.

173. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита". М.: Наука, 1991. - 176 с.

174. Солоухина 0. Образ художника и время: (Традиции русской литературы в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита") // Москва. 1987. - N 3. - С. 173-181.

175. Творчество Михаила Булгакова. Томск, 1991. - 156 с.

176. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. -M.-JI.: Гос. изд. худож. лит., 1931. 244 с.

177. Топоров В.Н. Миф. Ритуал, Символ, Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа "Прогресс" - "Культура", 1995. - 624 с.

178. Тропкина Н.Е. Структура- художественного пространства в "Поэме без героя" А.Ахматовой и в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Из истории советской литературы. -Пермь, 1992. С. 79-88.

179. Трофимов А. Евангелие от Михаила // Слово. 1993.- N 1/2. С. 68.

180. Турбин В. Катакомбы и перекрестки // Москва. -1991. N 5. - С. 183-186.

181. Утехин Н.П. "Мастер и Маргарита" М.Булгакова: (Об источниках действительных и мнимых) // Рус. лит. 1979. - N 4. - С. 89-109.

182. Утехин Н.П. Исторические грани вечных истин: ("Мастер и Маргарита" М.Булгакова) // Современный советский роман. Л., 1979. - С. 194-224.

183. Фиалкова Л. К генеалогии романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1981. - Т. 40. N 6. - С. 532-536.

184. Ханне Д.Дж. Роль Иешуа в романе "Мастер и Маргарита" // Возвращенные имена русской литературы. Самара,1994. С. 74-90.

185. Химич В.В. "Странный" реализм М.Булгакова // Рус. лит. XX в.: направления и течения. Екатеринбург, 1992. -Вып. 1.-С. 105-115.

186. Чудакова М. Творческая история романа Булгакова "Мастер и Маргарита" // Вопр. лит. 1976. - N 1. - С. 218-235 »

187. Чудакова М. Исус и Иешуа: СО внутр. связи романов М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" и Л.Э.Голосовкера "Сожженный роман". // Дружба народов. 1991. - N 7. - С. 136-141.

188. Чудакова М.О. Евгений Онегин, Воланд и Мастер // Возвращенные имена русской литературы. Самара, 1994. - С. 5-10.

189. Шуклин В. Мифы русского народа. Екатеринбург,1995. 334 с.

190. Щетинина Л.H. "Роман вам принесет еще сюрпризы.": Пространственно-временной континуум романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" и проблемы его изучения // Метод, препод, рус. яз. и лит. 1993. - Вып. 21. - С. 12-20.

191. Энциклопедический словарь T. XVIII. Лопари Малолетние преступники. - С.-Пб. - 1896. - Т. 35. - Ярославль, 1991. - 480 с.

192. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А.Брокгауз й.А.Ефрон. - СПб.,1890. - Т. 60. - Сдюз - София Палеолог. - Ярославль: TERRA, 1992. - 560 с.

193. Эткинд A.M. Посол и сатана: Уильям К.Буллит в бул-гаковской Москве: ЕК истории романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"! // Звезда. 1993. - N 1. - С. 193-207.

194. Яблоков Е.А. "Я часть той силы.": Этическая проблематика романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Рус. лит. - 1988. - N 2. - С. 3-31.

195. Яблоков Е.А. Александр Грин и Михаил Булгаков: Романы "Блистающий мир" и "Мастер и Маргарита"// Фил. науки. -1991. N 4. - С. 33-42.

196. Яблоков Е.А. Лицо времени за стеклом вечности: Историософия Михаила Булгакова // Обществ, науки и современность. 1992. - N 3.-С. 37-408.

197. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. -М., 1983. 319 с.

198. Яновская Л.М. Треугольник и фиолетовый рыцарь // Таллин. 1987. - N 4. - С. 101-113.

199. Звезданов Н. Митопоетична картина на света в твор-чеството на Гогол и Булгаков // Нови изследования за съветс-ката литература. С., 1989. - С. 64-87.

200. Звезданов Н. В света на "Майстора и Маргарита". -С., 1993. 211 о.

201. Кулева А. Проблемът за избора в романа "Майстора и Маргарита" на М.А.Булгаков (в сравнителен план с "Фауст" на Й.В.Гьоте) // Нови изследования за съветската литература. -С., 1989. С. 88-96.

202. Barratt A. Between two worlds. A critical introduction to "The Master and Margarita". Oxford, 1987. - 3471. P.

203. Curtis J.A.E. Bulgakov's last decade: The writer as hero. Carobr.: CUP, 1987. - 250 p.

204. Drawicz A. Mistrs i diabel: 0 Michale Bulhakowe. -Krakow: Znak, 1990. 377 s.

205. Ericson E.E. The apocalyptic vision of Mikhail Bulgakov's the "Master and Margarita". Lewiston, Qweens-ton, Lampeter, 1991. - II, 204 p.

206. Gorczyca W. 0 czasoprzestrzennym centrum w tworc-zosci Michala Bulhakowa // Acta Univ. wratislaviensis. Wroclaw, 1992. Slavics wratislaviensia, N 74. - 3. 51-64.

207. Gourg M. "Le Maitre et Marguerite", une oeurе-univers // Revue des etudes slaves. Paris, 1987. - T. 59, fasc. 4. - P. 881-883.

208. Gourg M. Echos de la poetique dostoievskienne dans l'oeuvre de Bulgakov // Revue des etudes slaves. Paris, 1993. - T. 65, fasc. 2. - P. 343-348.

209. Hatfield H. The Walpurgis nights of G' and Bulgakov // G' in the 20th century. 1987. - N 51/54. - P. 3710.

210. Jovanovic M. Mihail Bulgakov druga knjiga. - Be-ograd: Novo delo, 1989. - 182 s.

211. KalitaW., Jackiewicz M. 0 koncepcji ideowej powi-esci Mihala Bulhakowa "Mistrz i Malgorzata" // Jez. ros. -W-wa, 1989. R. 2, N 21-1. - 3. 67-74.

212. Konine L. Верующий вольнодумец // Revue des etudes slaves. Paris, 1993. - T. 65, fasc. 2. - P. 361-367.

213. Milne L. Michail Bulgakov: A critical biography. -Cambridge, 1990. 342 p.

214. Natov N. Mikhail Bulgakov. Boston: Twayne, 1985.- 12 p.

215. Weeks L.D. In defense of the homeless: On the u of history and the role of Eezdomnyi in "The Master and Margarita" // Russ. rev. Columbus., 1989. - Vol. 48, N 1. -P. 45-65.