автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Либерализм

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Шаталин, Евгений Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
Диссертация по политологии на тему 'Либерализм'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Шаталин, Евгений Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИБЕРАЛИЗМА 3 ЗАПАДНОЙ ИСТОРИИ

ИДЕЙ .11

ГЛАВА 2. ЛИБЕРАЛИЗМ: ЦЕННОСТИ - ТЕОРИИ - РЕАЛЬНОСТЬ .35

2.1. Свобода.36

2.1.1. Свобода "древняя" и "современная" .36

2.1.2. Свобода и власть .45

2.1.3. Концепции индивидуализма и свободы классических британских либералов .54

2.1.4. Свобода как символ .64

2.2. Терпимость .70

2.3. Версии разума.80

2.3.1. Эволюционизм протиЕ рационалистического конструктивизма (Ф.Хайек) .82

2.3.2. Моральный конструктивизм против утилитаризма (Дж.Роулс) .94

2.4. Демократия, капитализм, правовое государство: в поисках эмпирического либерализма.103

ГЛАВА 3. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЛИБЕРАЛИЗМА .116

 

Введение диссертации1997 год, автореферат по политологии, Шаталин, Евгений Анатольевич

Обозначенные выше проблемы и определяют актуальность обращения к теме либерализма и тот исследовательский ракурс, в котором рассматривается этот феномен.

Степень разработанности темы. В российской политологической литературе не существует достаточно полной и обобщающей работы, всецело посвященной исследованию либеральной идеологии, анализу ее оснований, структуры и интеллектуальной истории. Обращение к теме либерализма осуществляется преимущественно в контексте рассмотрения других проблем, а те исследования, которые непосредственно сфокусированы на либерализме, ограничены, как правило, объемами статей. Интерес в этом плане представляют работы А.С.Ахиезера2, К.С.Гаджиева3, Р.И.Капелюпшикова4, Б.Г.Капустина, И.М.Клямкина5, В.В.Леонтовича6, С.Я.МатвееЕой7, А.Н.Медушевско-го8, И.К.Пантина9, М. М.Федоровой10 и других российских авторов. В них в соответствии с авторскими социально-философскими концепциями разрабатываются различные подходы к сшализу феномена либерализма, рассматриваются некоторые фрагменты его истории, анализируется творчество отдельных либеральных теоретиков, предлагаются варианты типологизации. Определенный интерес представляют исследования, посвященные разработке методологических проблем политической философии и науки, вопросов их соотношения с политической идеологией. Эти темы затрагиваются в работах Т.А. Алексеевой, И.И.Кравченко11, Б.Г.Капустина12, С.Кара-Мурза, Д.Ормигона, Д.Пискунова13, Н.А.Косолапова14, А.С.Панаркна15.

Несмотря на то, что на протяжении последних лет феномен либерализма постоянно находится в фокусе исследовательских интересов многих российских авторов, объем отечественных работ по либеральной тематике несоизмерим с тем массивом текстов, который накоплен в западной литературе. Именно западные исследования послужили источниковой базой для написания данной диссертации. Среди работ зарубежных авторов выделяются два типа источников: (1) труды теоретиков либерализма, развивавших в сеоих произведениях различные версии этой идеологии, и (2) работы исследователей, которые специализируются в жанре истории идей. Многие авторы

Л.Т.Хобхауз, Ф.А.Хайек, Р.Дворкин, Н.БобОио и другие - одновременно выступают в обоих качествах. В ряду западных исследований необходимо выделить классические монографии Г.Дж.Ласки16, Г.Де Руджеро17 и Л.Т.Хобхауза18, а также более поздние работы Э.Арб-ластера19, Б.Р.Барбера20, И.Берлина21, Н.Боббио22, А.Буллока, М.Шока23, Н.П.Бзрри24, Э.Винсента25, Р.Е.Вулффа26, Дж.Грея27, Д.Грина28, К.Б. Макферсона29, Д.Дж.Мэннинга30, Р.Д.Ротенды31, Ф.А.Хайека32, Дж.Холла33, И.Шапиро34, Ю.Дж.Эйзенаха35. Обращение к теме либерализма в рамках общего анализа феномена идеологии представлен в современной западной науке работами Л.П.Барадата36, Р.Будона37, Д.Ингерсолла, Р.Мэттьюза38, Д.Дж.Мэннинга, Т.Дж.Робинсона39 и других авторов. Среди классических исследований необходимо выделить труды К.Мангейма40.

При характеристике западной литературь;, посвященной либерализму, нельзя не учитывать замечания британского исследователя Э.Арбластера, отмечающего, что теоретическая репрезентация либерализма, его анализ, историческое описание и интерпретация, находились - за редкими исключениями - в руках самих либеральных авторов. Такая ситуация привела к созданию неадекватного портрета либеральной идеологии41. Сказанное не в меньшей степени можно отнести и к отечественным публикациям, в которых доминирует скорее апологетический, нежели аналитический подхог к проблеме.

Исходя из этого факта, автором была сформулирована цель диссертационной работы: поместив либерализм в контекст комплексного научного анализа, исследовать его ценностные основания и структуру, выявить идеологический характер этого явления, определить место либеральной идеологии в традиции европейского политического мышления. В соответствии с этой целью авторский проект исследования включает в себя следующие задачи:

- анализ проблемы идентичности либерализма;

- построение его корректной дескриптивной модели, учитывающей дивергентность предлагавшихся либеральными авторами теоретических и практических проектов;

- исследование структуры либеральной идеологии и вычленение ее основных составляющих;

- выявление механизма идеологизации телета и критику на этой базе попыток либеральных авторов "натурализовать" либерализм, представляя его "явлением природы", а не специфическим продуктом культуры;

- демонстрацию идеологического характера либерализма с целью демаркировать научные и вненаучные способы восприятия политики.

Методологическую основу исследования составили системный и сравнительный подходы, концепции, развивавшиеся классиками философской и политической мысли прошлого и современности. Для анализа феномена идеологии и проблемы ее соотношения с политической наукой были использованы идеи, содержащиеся в политической философии К.Шмитта42, методологической концепции социальных наук М.Вебера43, теории "остатков" и "производных" В.Парето44, социологии знания К.Мангейма45, подходе к проблеме демаркации научных и вненаучных высказываний К.Поппера46, логико-лингвистическом анализе Р.Карнапа47, семиологической критике идеологии Р.Барта48. При рассмотрении ряда тем автором в качестве эмпирической базы задействованы данные социологических исследований - как отечественных, так и зарубежных.

Научная новизна диссертационной работы определяется методологией исследования и совокупностью поставленных в нем задач и заключается в следующем:

1. Впервые в российской политологии дается развернутый обзор бытующих в западной истории идей подходов к решению проблемы идентичности либерализма, осуществляется их классификация и сравнительный анализ. На базе этого анализа предлагается авторский вариант концепции либерализма. Вводимый в научный оборот исследовательский материал позволяет заполнить лакуны, существовавшие в отечественной литературе.

2. Либерализм определяется как центрированная на определенной системе ценностных понятий традиция идеологического письма. Обосновывается некорректность расширительной трактовки этого понятия, а также попыток выделения среди многообразия либеральных теорий некоего "аутентичного" либерализма.

3. В работе демонстрируется, что либерализм, соединяя в себе априорно заданный и не подлежащий проверке социальный идеал и систему научного обоснования, представляет собой искусственное смешение двух типов дискурса: этического и научного. Доказывается, что попытки логико-эмпирического обоснования неэмпирических сущностей, какими являются структурирующие либеральное изложение ценностные понятия, логически некорректны. Показано, что иллюзия логической увязки в рамках одного текста дескрипции и прескрипции создается благодаря использованию вненаучных, а именно художественных приемов и средств.

4. Аргументируется, что либерализм является органичной частью традиции политического фикционализма - одного из двух (наряду с реализмом) направлений, на которые распадается западное политическое мышление. Эта традиция идет через рационализацию платоновской прескриптиЕной политики, теории в духе естественного закона и все теологические концепции к политическим теориям Просвещения, включая современные идеологии.

5. На примере анализа конкретной идеологии обосновывается необходимость четкого разграничения двух способов восприятия политической реальности: идеологической стилизации и эмпирического описания.

Теоретическая значимость работы состоит в дальнейшей проработке методологических проблем, стоящих перед политической наукой. Полученные в ходе исследования результаты позволяют по -новому оценить те исходные посылки, которыми определяются характер и направленность развернувшейся в российской политологической литературе дискуссии о либерализме. Для многих ее участников характерно некритическое использование почерпнутых из словаря либеральной политики понятий, которые рассматриваются как самоочевидные и внеисторические истины. Автором доказывается, что либерализм и его сущности могут быть лишь объектом, а не методологической основой политических исследований.

Научно-практическая значимость работы Основные результаты исследования могут найти применение в дальнейшем научном анализе феномена идеологии, проблемы ее соотношения с политической практикой, а также для научно-методологического и методического обеспечения преподавания дисциплин социогуманитарного цикла.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании отдела философии Института философии и права Уральского отделения РАН и рекомендована к защите. Идеи, содержащиеся в работе, были представлены на Региональной научной конференции "Социальные институты: ретроспекция и реальность" (г.Омск, май 1996 г.); Третьей Всероссийской научной конференции "Русский вопрос: история и современность" (г.Омск, декабрь 1996 г.); Межвузовской научно-практической конференции "Подготовка специалистов экономического профиля в регионе" (г.Омск, март 1997 г.).

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Либерализм и демократия (соотношение понятий и проблема их идентичности) // Социальные институты в истории: Материалы научных конференций. - Омск, 1996. - 0,3 п.л.

2. Логические задания по политологии: Методическое пособие / Е.А.Шаталин и др.; Под ред. С.А.Валовой. - Омск, 1996. - 1,5 п.л.

3. Преподавание социогуманитарных дисциплин: методологический аспект // Подготовка специалистов экономического профиля в регионе: Тезисы научно-практической конференции. - Омск, 1997. -0,3 п.л.

Структура и объем работы определены в соответствии с поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Работа изложена на 161 странице. Библиография включает 140 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Либерализм"

Основные выводы, вытекающие из предпринятого в диссертационной работе анализа феномена либерализма, состоят в следующем:

1. Либерализм - это идеология Просвещения. Генезис идеологий исторически связан с процессами формирования "массового общества", с появлением на политической авансцене т.н. "публики". Ориентированная на массовую чувственность симболикс-риторическая компонента идеологии является важнейшим условием ее успеха и выживания .

2. Феномен либерализма получает свое бытование в двух основных формах: как определенная составляющая теоретических по форме своего изложения текстов ("политическая теория либерализма") и как символическая квазиреальность, актуализированная за пределами теоретического нарратива. Различие между ними во многом соответствует проводимому в семиологии разграничению между "фено-текстом" и "гено-текстом" (Р.Барт, Ю.Кристева).

3. Политическая теория либерализма представляет собой традицию идеологического письма, центрированную на определенной системе ценностных понятий. Выделение среди многообразия либеральных версий некоего "аутентичного" либерализма является произвольным, поскольку структурирующие либеральное изложение символические понятия являются сущностно неопределимыми и допускают возможность различных истолкований. В своей совокупности они составляют своеобразный "топос" либерализма. Либеральный топос - это часть специфической культуры Запада, в котором отразились в стилизованном виде некоторые фрагменты его истории.

4. Неопределенность составляющих символическое ядро либерализма ценностных понятий предопределяет драматургию либеральной истории, ее расколы и соперничество "аутентичных" версий. Варианты их эмпирических расшифровок варьируются в зависимости от меняющихся обстоятельств и их оценки тем или иным автором.

5. Либеральность текста проявляется в оперировании теоретиком понятиями, составляющими символическое ядро либерализма, а также в эксплицитном или скрытом вуалью нейтрально-дескриптивного изложения прескриптивном характере.

6. Использование в рамках одного текста двух типов дискурса - теоретического и этического - является неадекватным как с научной, так и политико-функциональной точек зрения. Последнее объясняется тем, что попытки научных обоснований системы морально-политических ценностей не могут служить эффективным средством политической мобилизации.

Идеология - это особый вид интеллектуальной игры, который нельзя смешивать ни с политической стратегией, ни с политической наукой, несмотря на ее претензии подчинить себе первую и подменить собой вторую. Политическое предписание - это выход за пределы научной компетенции. "Ценой, которую должен платить ученый за возможность демонстрировать интеллектуальную точность своих объяснений, является политическая импотенция, - пишет в своей книге Д.Мэннинг. - Что касается идеологических аргументаций, то относительно их он может сказать не более, чем сказал однажды де Голль своей жене: когда они летели над Африкой, и она с некоторым недо-вольстовм сообщила ему, что видела внизу слонов, занимавшихся любовью, он ответил ей в редкой либеральной манере: "Laissez les faire"6.

 

Список научной литературыШаталин, Евгений Анатольевич, диссертация по теме "Теория политики, история и методология политической науки"

1. Arblaster A. The Rise and Decline of Western Liberalism. Oxford: Basil Blackwell, 1984. - 395 p.

2. Baradat L.P. Political Ideologies: Their Origins and Impacts. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice Hall, 1991. - 325 p.

3. Barber B.R. The Conquest of Politics: Liberal Philosophy in Democratic Times. Princeton: Princeton University Press, 1988. - 205 p.

4. Barber B.R. Strong democracy: Participatory politics for a new age. Berkley etc., 1984. - 320 p.

5. Barnum D.G., Sullivan J.S. The Elusive Foundation of Political Freedom in Britain and the United States // Journal of Politics. 1990. - Vol.52. - N 3. - P.719-728.

6. Barry N. P. On classical liberalism and libertarianism. -L.: Macmillan, 1986. 215 p.

7. Barry N. P. The New Right. L. etc.: Groom Helms, 1987.--205 p.

8. Bellamy R. Review on: "Hayek on Modern Liberalism" by Ch.Kukathas // History of European Ideas. 1991. - Vol.13. - N 3. - P.310-312.

9. Berlin I. Four Essays on Liberty. L., Oxf.: Oxford University Press, 1969. - 213 p.

10. Bobbio N. Democracy and dictatorship: the nature and limits of state power. Camb.: Polity Press, 1989. - 171 p.

11. Bobbio N. Liberal ism Old and New // Bobbio N. The Future of Democracy. Camb.: Polity Press, 1987. - P.98-117.

12. Boudon R. The Analysis of Ideology. Camb.: Polity Press, 1989. - 241 p.

13. Buckle S., Castinglione D. Hume's Critique of Contract

14. Theory // History of Political Thought. -1991. Vol.XII. - N 3.- P. 457-480.

15. Bullock A., Shock M. The Liberal Tradition. From Fox to Keynes. L.: Adam & Charles Black, 1956. - 324 p.

16. Carithers D.W. Not So Virtuous Respublics: Montesquieu, Venice, and Aristocratic Respublicanism // Journal of the History of Ideas. 1990. - Vol.51. - P.75-92.

17. Castoriadis C. The imaginary institution of society. -Camb.: Polity Press, 1987. 418 p.

18. Clayes G. The French Revolution Debate and British Political Thought // History of Political Thought. 1990. - Vol.XI.- P.59-80.

19. Collins I. Liberalism in nineteennth-centure Europe. -L.: Routledge & Paul, 1957. 26 p.

20. Cranston M. Freedom: A New Analysis. L.: Longmans, Green, 1953. - P.27.

21. Crowley B.L. The self, the individual, and the community: Liberalism in the political thought of F.A.Hayek and Beatrice Webb. Oxf.: Oxford University Press, 1987. - 310 p.

22. Cunliffe J. The Neglected Background of Radical Liberalism: P.E.Dove's Theory of Property // History of Political Thought. 1990. - Vol.XI. - N 3. - P.467-490.

23. Eisenach E.J. Two worlds of liberalism: Religion and politics in Hobbes, Locke, and Mill. Chicago: University of Chicago Press, 1981. - 262 p.

24. Gray J. Liberalism. Milton Keynes: Open University Press, 1986. - 106 p.

25. Green D.G. The New Right. -Brighton, 1987. 240 p. 25.

26. Hall J.A. Liberalism: Politics, ideology and the market. Chapel Hill: University of N.Carolina Press, 1987. -255 p.

27. Hayek F.A. New Studies in Philosophy, Politics, Economics and the History of Ideas. L. and Henley: Routledge & Paul, 1978. - 315 p.

28. Hayek F.A. Rules and Order. Chicago: University of Chicago Press, 1973. - 184 p.

29. Held D. Models of Democracy. Camb.: Polity Press,1989. 321 p.

30. Hinchman L.P. The Idea of Individuality: Origins, Meaning, and Political Significance // The Journal of Politics.1990. Vol.52. - N 3. - P.759-780.

31. Hobhouse L.T. Liberalism. L.,1934. - 254 p.

32. Holden B. Understanding liberal democracy.-N.Y.etc.:N.Y. University Press, 1988. 205 p.

33. Ingersoll D., Mattews R. The philosophic roots of modern ideology: Liberalism, communism, fascism. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1986. - 286 p.

34. Isaak J.C. Review on: "The Conquest of Politics: Liberal Philosophy in Democratic Times".by B.Barber //History of Political Thought. 1990. - Vol.XI. - N 1. - P.168-175.

35. Jay M. Marxism and Totality: The Adventures of a Concept from Lucacs to Habermas. Camb.; Polity Press, 1984. - 576 p.

36. Jones H.S. John Stuart Mill as Moralist //Journal of the History of Ideas. 1992. - Vol.53. - N 2. - P.287-308.

37. Justifying Toleration: Conceptual and Historic Perspectives/ Ed.by S.Mendus. Camb.: Cambridge University Press, 1988.

38. Kainz H.P. Ethics in Context: toward the definition of the morally good. L.: Macmillan, 1988. - 162 p.

39. Laski H.J. The Rise of European Liberalism. L.: Allen & Unwinn, 1936. - 288 p.

40. Lefort C. Democracy and political theory. Oxf.-. Polity Press, 1988. - 295 p.

41. Lefort C. The political forms of modern society: bureaucracy, democracy, totalitarianism. Camb.: Polity Press, 1986 - 342 p.

42. Levin M. Marx, Engels and liberal democracy. L.: Macmillan, 1989. - 197 p.

43. Manning D.J. Liberalism. L.: M.Dent & Sons, 1976. -170 p.

44. Manning D.J. The form of ideology. L., 1980. - 136 p.

45. Manning D.J., Robinson T.J. The place of ideology in political life. L. etc., 1985. - 128 p.

46. Macpherson C.B. The Political Theory of Possessive Individualism. Hobbes to Locke. Oxf.: Clarendon Press, 1962. - 240p.

47. Mayr E. The Idea of Teleology // Journal of the History of Ideas. 1992. - Vol.53. - N 1, - P.117- 137.

48. Morris R.C. Whitehead and the New Liberals on Social Progress // Journal of the History of Ideas.- 1990. Vol.51. - N 1. - P.75-92.

49. Niou E.M.S., Ordershook P.C. Realism versus Neolibera-lism: A Formulation //American Journal of Political Science. -1991. Vol.35. - N 2.

50. Nye (Jr.) J.S. The Changing Nature of World Power // Political Science Quaterly. 1990. - Vol.105. - N 2. - P.177- 192.

51. Pateman C. The Problem of Political Obligation: Critique of Liberal Theory. Chichester etc., 1979. - 205 p.

52. Political Ideologies. N.Y.: N.Y.University Press, 1973. - 495 p.

53. Ratoinality and Revolution // Ed.by M.Taylor. Camb.: Cambridge University Press, 1988. - 271 p.

54. Rosenblum N. Another Liberalism: Romanticism and Reconstruction of Liberal Thought. Camb., Mass. etc.: Harward University Press, 1987. - 210 p.

55. Rosenberg S.W. Reason, ideology and politics. Camb.: Polity Press, 1988. - 255p.

56. Rotenda R.D. The Politics of Language: Liberalism as word and symbol. Iowa City: Iowa U.P., 1986. - 136 p.

57. Ruggerio G.de. The History of European Liberalism. L.: Oxford University Press, 1927. - 476 p.

58. Rundell J.F. Origins of Modernity: The Origins of Modern Social Theory from Kant to Hegel to Marx. Camb.: Polity Press, 1987. - 249.

59. Russel B. How to be free and happy. N.Y., 1924. - 461. P

60. Sandel M.J. Liberalism and the limits of justice. -Camb. : Camb.U.P., 1982. 191 p.

61. Sartory G. The theory of democracy revisited. Chatham, New Jersey, 1987. - 542 p.

62. Schweller R. Domestic Structure and Preventive War: Are Democracies More Pacific? // World Politics. 1992. - Vol.44.1. N 2. P.236-270.

63. Shumpeter J.A. Capitalism, socialism and democracy. L. etc.: Unwinn Paperback, 1987. - 437 p.

64. Sorenson L.R. Russeau's Liberalism // History of Political Thought. 1990. - Vol.XI. - N 3. - P.443-466.

65. Thompson J.B. Ideology and Modern Culture. Camb.: Polity Press, 1990. - 220 p.

66. Vattimo G. The end of modernity: Nihilism and hermeneu-tics in postmodern political culture. Camb.: Polity Press, 1988. ~ 190 p.

67. Vincent A. Classical liberalism and its crisis of identity // History of Political Thought. 1990. - Vol.XI. - N 1.-P.143-161.

68. White N. Philosophy, The Federalist and the Constitution. N.Y etc.: Oxford University Press, 1987. - 273 p.

69. Willms B. Politics as Politics: "Concept of Politics" of Karl Shmitt and Tradition of European Political Thought // History of European Ideas. 1991.- Vol.13. - N 4. - P.371-380.

70. Wolff R.P. Political man and social man. Readings in political philosophy. N.Y., 1966. - 490 p.

71. Wolff R.P. The Poverty of Liberalism. Boston: Beacon Press, 1968. - 201 p.

72. Zur 0. The love of hating: the psychology of enmity / / History of European Ideas. Vol.13. - N 4.- P.345-369.

73. Актон Дж. История свободы в античности // Полис. 1993. - N 3. - С.26-37.

74. Алексеева Т.А. Джон Роулс и его теория справедливости // Вопросы философии. "1994. - N 10. - С.26-37.

75. Алексеева Т.А., Кравченко И. И. Политическая философия: к формированию концепции // Вопросы философии. 1994. - N 1.1. С.3-24.

76. Американский либерализм в 80-е годы: поиски альтернатив: Реф. сборник. М., 1986. - 230 с.

77. Английское свободомыслие: Д.Локк, Д.Толанд, А.Коллинз. -М.: Мысль, 1981. 301 с.

78. Арон Р. Эссе о свободах: "Универсальной и единственной формулы свободы не существует" // Полис. 1996. - N 1. -С.128-138.

79. Арон Р. Этапы формирования социологической мысли. М.: Прогресс-Политика, 1992. - 608 с.

80. Ахиезер А. Российский либерализм перед лицом кризиса // Общественные науки и современность. 1993. - N 1. - С.12-21.

81. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр.- М.: Прогресс, 1989. 616 с.

82. Барт P. S/Z: Пер. с фр. М.: РИК "Культура", 1994. -303 с.

83. Бродель Ф. Время мира. Т.З: Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. М.: Прогресс, 1992. - 679 с.

84. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

85. Власть: Очерки современной политической философии Запада. М.: Наука, 1989. - 328 с.

86. ГаджиеЕ К.С. Размышления о свободе // Вопросы философии.- 1993. N 2. - С. 33-48.

87. Гайда А.В., Китаев В.В. Власть и человек. Свердловск:

88. Из-во Свердл.ун-та, 1990. 160 с.

89. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М.Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1990. - 367 с.

90. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль,1990. - 524с.

91. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1991. - Т.2.731 с.

92. Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. 1994. - N 3. - С.37-48.

93. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989. - Т. 2.654 с.

94. Дьюи Дж. Возрождающийся либерализм // Полис. 1994. - N 3. - С. 32-38.

95. Дьюи Дж. Демократическое государство // Полис. 1994. -N 3. - С.38-44.

96. Дьюи Дж. Этика демократии // Полис.- 1994. N 3. -С.28-32.

97. Иванов В.М. Рынок и государство. Некоторые аспекты теории либертаризма // Полис. 1993. - N 3. - С.27-35.

98. Кант И. Критика чистого, разума. М.: Мысль, 1994. - 591с.

99. Капелюшников Р. Философия рынка Ф.Хайека // Мировая экономика и международные отношения. 1989. - N 12. - С.15-26.

100. Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. 1994.,- N 1-2.

101. Капустин Б.Г. Либеральное сознание в России // Общественные науки и современность. 1994. - N 4. - С.32-41.

102. Капустин Б.Г. Начало российского либерализма как проблема политической философии // Полис. 1994. - N 5. - С.23-37.

103. Капустин Б.Г. Три рассуждения о либерализме и либерализма)? // Полис. 1994. - N 3. - С.13-27.

104. Кара-Мурза С., Ормигон М., Пискунов Д. Идеология и наука не антиподы! // Общественные науки и современность. - 1991.- N 5. С.91-100.

105. Кара-Мурза А. А. Либерализм против хаоса // Полис. -1994. N 3. - С.118-125.

106. Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей // Полис. N 2. - С.97-106.

107. Косолапов Н. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов // Вопросы философии. 1994. -N 1. - С.3-24.

108. Критический рационализм: философия и политика. М.: Мысль, 1981. - 309 с.

109. Кэмпбелл Дж. Свобода и сообщество // Вопросы философии.- 1992. N 12. - С.112-126.

110. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914.- М.: Русский путь Полиграфресурсы, 1995 - 549 с.

111. Локк Дж. Сочинения: В. 3 т. М.: Мысль, 1985. - 3 т.

112. Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990. - 84 с.

113. Манхейм К. Диагноз нашего времени: Пер. с нем. и англ. М.: Юрист, 1994. -700 с.

114. Матвеева С. Консервативный либерализм в современной России // Общественные науки и современность. 1993. - N 2. -С.5-18.

115. Нибур Р. Пафос либерализма // Полис. 1994. - N 3.1. С.44-46.

116. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. -С.309 -350.

117. Панарин А.С. Политология на рубеже культур // Вопросы философии. 1993. - N 8. - С.15-31.

118. Пантин И.К. Драма противостояния демократия/либерализм в старой и новой России // Полис. 1994. - N 3. - С.75-95.

119. Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1983. - 606 с.

120. Поппер К.Р., Нищета историцизма // Вопросы философии. -1992. N 8, 9, 11.

121. Поппер К.Р.Открытое общество и его враги: В 2 т.: Пер. с англ. М.: Феникс, 1992. - 2 т.

122. Право. Собственность. Власть / Отв.ред. С.С.Алексеев. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. 176 с.

123. Роулс Дж. Теория справедливости. Глава 1. Справедливость как честность //Вопросы философии. 1994. - N 10.1. С.38-52.

124. Рормозер Г. Пути либерализма в России //Полис. 1993.- N 1. С.31-37.

125. Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991. - 366 с.

126. Социальная теория: к новой парадигме // Полис. 1993.- N 4. С.15-25.

127. Струве П.Б. О мере и границах либерального консерватизма // Полис. 1994. - N 3. - С.131-135.

128. Токвиль А.де. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992. - 554 с.

129. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы / Под. ред. В.А.Чаликовой. М.: Прогресс, 1991. - 405 с.

130. Федорова М.М. Французский либерализм (Руссо Констан) // Полис. - 1993. - N 6. - С.126-135.

131. Френкин А.А. Западногерманские консерваторы: кто они? -М.: Международные отношения, 1990. 216 с.

132. Фукидид. История: В 2 т. С.-Пб.: Пролог, 1994. - 2 т.

133. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. -С.-Пб.: A-cad, 1994. 406 с.

134. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Наука, 1992. - 176 с.

135. Хабермас Ю. Примирение через публичное употребление разума. Замечания о политическом либерализме Джона Роулса // Вопросы философии. 1994. - N 10. - С.53-67.

136. Хайек Ф.А.Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. N 10.

137. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. - N 12. - С.5 -14.

138. Хайек Ф.А.фон. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма: Пер. с англ. М.: Новости, 1992. - 304 с.

139. Чичерин Б. Различные виды либерализма // Общественные науки и современность. 1993. - N 3. - С.116-123.

140. Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. -1992. N 1. - С.35-67.

141. Юм Д. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1965. - 2 т.

142. Юсим М.Э. Этика Макиавелли. М.: Наука, 1990. - 158 с.