автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Личность и масса в романах М. А. Булгакова

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Доронина, Татьяна Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Орел
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Личность и масса в романах М. А. Булгакова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Доронина, Татьяна Васильевна

Введение

3 - 10)

1 глава

Художественная концепция массы

1.1. Масса и человек массы в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»

2 глава

Игра как основа концепций личности и массы в романах М.А. Булгакова

2.1. Масса и массовая сцена в театральной прозе М.А. Булгакова («Жизнь господина де Мольера», «Записки покойника») (55 - 72) 2.2. Идея игрового сознания в булгаковской концепции

В контексте традиций)

11-26)

1.2. Массовые сцены романов «Белая гвардия» и

Мастер и Маргарита» как прием создания образа массы в соответствии с авторским видением

26 - 54) личности.

72-105)

3 глава

Художественная концепция личности

3.1. Личность и человек массы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

106- 120)

3.2. Личность: проблема абсолюта, парадоксы взаимодействия.

120 -140)

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Личность и масса в романах М. А. Булгакова"

Заключение

Романы М.А.Булгакова «Белая гвардия», «Жизнь господина де Мольера», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита» имеют общую точку сосредоточения этико-эстетических измерений. Это личность, интересами, устремлениями которой поверяется всякое общественное установление - закон, традиция, социальный институт, идеология. Предельный учет особости каждого человека - обязательное условие постижения человеческого массива, будь то конкретное сообщество или абстрактное человечество. Утверждение суверенитета личности и ее приоритета над массой сопряжено с установлением нравственных и эстетических критериев, с размышлением о природе человека, осмыслением его сущности и предназначения.

Однако, поставив во главу художественно-философской рефлексии личность, автор не придает ей статуса последней инстанции человеческого бытия. «.Личность есть онтологическая реальность. Личность предполагает реальность других личностей и реальность того, что выше и глубже ее». Видимо, художественный поиск в данном случае питала мысль, сходная с цитированной бердяевской. У Булгакова постоянное соотнесение человеческого и всечеловеческого зафиксировано в направленности и исходе личностных исканий: Вечность является героям в снах, является созидаемая посредством художественного творчества, угадываемая, достигнутая в силу безмерной нравственной взыскательности.

В работе «Проблемы поэтики Достоевского» М.М. Бахтин написал: «Человек никогда не найдет всей полноты только в себе самом». Думается, вследствие подобного соображения, идея личности у Булгакова не стала отвлеченной культовой идеей. Выход ко всечеловеческому осуществляется через показ взаимодействия личности с людскими множествами, устойчивым обозначением которых стало понятие «масса». Масса как многоаспектное явление: «историческая плоть» (Лесскис) и «психологическая реальность» (Ор-тега-и-Гассет).

Личность и масса у Булгакова сопряжены в панораме длящейся истории. Поэтому проблема, прежде всего, обретает конкретное социально-историческое преломление. Рассматривая массу в составе двуединства «масса-народ», характерного для современной писателю идеологии и собственно для литературы 20-х годов, он стремился к восстановлению исторической правды. Это выразилось в отвержении представления о единосущности народа и идеализации этого образования, к чему автор «Белой гвардии» приходит в результате отображения не только массовых движений эпохи как знамения времени, но и беспристрастного показа нелицеприятных картин, обнаруживающих негативные свойства массы.

Вслед за тем массовые сцены, если рассматривать их с точки зрения типологического сходства, единой концептуальной трактовки образа массы и трансформации способа повествования, свидетельствуют об утрате массой роли самодостаточного фактора как в идейном, так и композиционном отношении. Актуализируется явление личности.

Шкала ценностных предпочтений оказывается в равной степени применима и к личности , и к массе, поэтому возникает градация «личность-человек массы». Пассивному сознанию последнего противостоит игровое сознание, которое воспринимается как личностная доминанта. Оно реализуется в романах через несколько последовательных стадий: личиноприятие, актерская игра, созидание игрового мира, удваивание реальности, достижение Вечности.

Обоим понятиям - «личность» и «человек массы», сообщается оценочный характер. Поиск критерия грани между ними (которым и становится игровое сознание) ведется параллельно своеобразному тестированию на принадлежность к миру личностей, которое можно считать состоявшимся для всех героев романа «Мастер и Маргарита».Таковым становится их образ поведения внутри ситуативной схемы: «узнавание» явления эмпирической реальности, выведение руководящей идеи (довершающей для человека массы герметизм сознания), приумножение добра либо зла.

Отталкиваясь от идеи, что личность сама по себе - тотальность, автор в ней воплощает либо всечеловеческое, Вечное (реализация заданности, доброй «потенциальности»); либо массовое, которое тоже общечеловеческое, но показатель самого низкого в нем, обнаженное глубинное зло. В последнем случае нет личности, но есть человек массы.

Личностное бытие зыбко, легко поддается деформации (хотя бы перед требованием компромисса или в ситуации «массового гипноза»), И чтобы сохранить себя личности, не позволить возобладать свойствам массы, которая в данном случае синоним толпы, открывается специфичная формула социальности: способ существования - Игра, средоточие святынь - Дом, земной прообраз Вечности - Покой. Составляющие триады нерасторжимы.

Принципиальное дистанцирование личности от массы признается невозможным, несмотря на отчетливое их противопоставление. Понятие личностного абсолюта вмещает откровение, которое, в формулировке М.М.Бахтина, выглядит так: «Я единственный должен стать в определенное эмоционально-волевое отношение к историческому человечеству, я должен утвердить его как действительно ценное для меня, этим самым станет для меня ценным и все для него ценное».

Запечатленное притяжение личности к массе через потребность вынесения открывшейся истины в мир, осмыслено Булгаковым как трагическое. Взгляд подлинной личности на массу как на конкретное временное воплощение человечества не допускает отклонения ее (личности) от абсолюта и означает обреченность в действительной реальности. Однако, проецируясь в реальность Вечную, расхождение между массовым и всечеловеческим теряет смысл, а личность обретает статус высшей ценности.

Таков, думается, итог человеческих и художнических размышлений М.А. Булгакова по поводу концепции личности и массы и их взаимодействия.

 

Список научной литературыДоронина, Татьяна Васильевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Булгаков М.А. Грядущие перспективы // Михаил Булгаков. Из лучших произведений. - М., 1993.

2. Булгаков М.А. Белая гвардия // Булгаков М.А. Собр. Соч: В 5 т.-Т. 1.-М., 1989.

3. Булгаков М.А. Записки покойника // Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т. -Т.4.-М., 1990.

4. Булгаков М.А. Жизнь господина де Мольера // Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 Т.-Т.4.-М., 1990.

5. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т. -Т.5.-М., 1990.

6. Булгаков М.А. Муза мести // Вопросы литературы, 1984, -№11.

7. Булгаков М.А. Письмо правительству // Булгаков М.А. Письма. Жизнеописание в документах / Вступ. ст. В.В. Петелина. М.: Современник, 1989.

8. Акимов В.М. «Сам человек и управляет!»: «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова // Акимов В.М. На ветрах времени. Л., 1981.

9. Альми Н.Л. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и традиции русской классики // Замысел и его художественное воплощение в произведениях советских писателей. Владимир, 1979.

10. Андреев Л.А. Дневник сатаны // Андреев Л.А. Избранное. Л., 1984.

11. Арсеньёва Н.Н. Архетип игры и проблема утопического сознания // Бахтинские чтения: Материалы научно-теоретической конференции. -Орел, 1994.

12. Бабичева Ю.В. Театральная проза М.Булгакова // Поэтика жанров русской и совеской литературы. Вологда, 1988.

13. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

14. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. М.,1986.

15. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.,1979.

16. Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.,1965.

17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

18. Белозерская-Булгакова JI.E. Воспоминания. М., 1989.

19. Бочаров А. Верность жанру // Лит. обозрение. 1986. - № 1.

20. Бердяев Н.А. Духи русской революции // Из глубины. М., 1990.

21. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1991.

22. Берлянд И.Е. Развитие самосознания и теория игры // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. -М., 1987.

23. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

24. Блок А. Искусство и революция. М., 1979.

25. Борхес Х.Л. Страшный сон // Борхес Х.Л. Письмена Бога. М., 1992.

26. Булгаков М.А. Письма. Жизнеописание в документах / Вступ. ст. В.В. Петелина. -М.: Современник, 1989.

27. Булгакова Е. Дневник Елены Булгаковой / Сост., текстол., подгот. и коммент. В.Лосева , Л. Яновской; Вступ.ст. Л. Яновской. М., 1990.

28. Бэлза И. Генеалогия «Мастера и Маргариты» // Контекст, 1978. М.: Наука, 1978.

29. Бэлза И.Ф. К вопросу о пушкинских традициях в отечественной литературе: На примере произведений М.А. Булгакова.//Контекст, 1980. -М., 1981.

30. Ведин И.Ф. Теорема личности: Дороги и тупики самосознания. М.,1988.

31. Воспоминания о Михаиле Булгакове / Предисл. М.О. Чудаковой; Сост. Е.С. Булгакова и С.А. Ляндрес. М.: Советский писатель, 1988.

32. Вулис Л. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». -М., 1991.

33. Выготский JI.C. Проблема развития в структурной психологии // Кофка К. Основы психического развития. М.-Л., 1934.

34. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1998.

35. Гайдученок И.А. Слово о личности: Философское эссе. Минск, 1990.

36. Галинская И.Л. Загадки известных книг / Под ред. И.К. Пантина. М.: Наука, 1986.

37. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века.-М., 1994.

38. Гаспаров. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Даугава, - 1988, - №10-12; 1989, -№1.

39. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. - №4.

40. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979.

41. Гончарова Н.Г. Голоса культуры в романе о гражданской войне // Русская словесность, 2000, - № 1.

42. Горький A.M. Мои университеты // М. Горький. Полн. собр. соч. Худож. пр-я: В 25 т.-Т. 16.-М., 1973.

43. Горький М. Несвоевременные мысли и рассуждения о революции и культуре (1917-1918гг.).-М, 1990.

44. Григорьева Л.П. Возвращенная классика. Л., 1990.

45. Гура В. Роман и революция. -М., 1973.

46. Гуревич П.С. Философия культуры. -М.,1995.

47. Джеймс Г. Искусство беллетристики // Писатели США о литературе. М., 1982, -Т.1.

48. Достоевский Ф.М. Бесы // Достоевс кий Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. — Т.10.-Л.,1974.

49. Затонский Д.В. Мир романа и XX век. М., 1973.

50. Зеркалов А. Лежащий во зле мир.// Знание сила, - 1991, - май.

51. Золотоносов М. «Взамен кадильного курения.» // Дружба народов, -1990,-№Ц.

52. Зыкова А.Б. Учение о человеке в философии X. Ортеги-и-Гассета. М., 1978.

53. Изер В. Вымыслообразующие акты (глава из книги «Вымышленное и воображаемое: Набросок литературной антропологии») // Новое литературное обозрение. 1997. - № 27.

54. Ильенков Э.В. Что же такое личность // С чего начинается личность. -М.,1983.

55. Ильин И.А. История искусства и эстетика. М., 1983.

56. Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. М., 1993.

57. Ионин Л.Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» // Вопросы философии. 1990. -№2.

58. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры / Проблема человека в Западной философии. М.,1988.

59. Колядич Т. Мгновенья, полные как годы. М.,1993.

60. Кораблев А.А. Время и вечность в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова // Художественная традиция в историко-литературном процессе. Л., 1988.

61. Кубарева А. Михаил Булгаков и его критики // Молодая гвардия, 1988. -№5.

62. Кушлина О.Б., Смирнов Ю.М. Некоторые вопросы поэтики романа «Мастер и Маргарита» // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М.: СТД, 1986.

63. Ладыгин М.Б. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и традиции романтического романа: К вопр. о типологии жанра. // Типология и взаимосвязи в русской зарубежной литературе. Красноярск, 1981.

64. Лакшин В. Булгакиада // Лакшин В. Открытая дверь. М., 1989.

65. Лакшин В. О прозе Михаила Булгакова и о нем самом // Лакшин В.Я. Вторая встреча: воспоминания, портреты, статьи. М.,1984.

66. Лакшин В.Я. Мир Михаила Булгакова // Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т.- М.,1989.

67. Лакшин В.Я. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир. -М., 1968,-№6.

68. Лакшин В.Я. Мир Михаила Булгакова // Булгаков М.А. Собр. Соч.: В 5 т., Т.1,-М.,1989.

69. Ламонд И. Массовая культура и средства информации // Культура. 1983.- №4.

70. Лекманов О. О чем написан роман «Мастер и Маргарита»?: Цитаты с комментариями. // Новое литературное обозрение. 1997. - № 24.

71. Лесскис Г.А. «Мастер и Маргарита» Булгакова (манера повествования, жанр, макроструктура) // Изв. АН СССР. Сер.лит. и яз. М., 1979. - №1.

72. Лесскис Г. Последний роман Булгакова // Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т. -Т.5.-М., 1990.

73. Лосев В. Вещие сны. // Михаил Булгаков. Из лучших произведений. -М., 1993.

74. Лотман Ю. М. Двойственная природа текста // Текст и культура: общие и частные проблемы. М. 1985.

75. Лотман Ю.М. Заметки о художественном пространстве. -Учен. Записки. Тартуск. ун-та. №720. - Тарту, 1986.

76. М.А.Булгаков драматург и художественная культура его времени / Сост. Пинов А. А,-М., 1988.

77. Малахов В. Гавань у поворота времен: онтология Дома в «Белой гвардии» М.Булгакова // Вопросы литературы, -2000, -№4.

78. Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.

79. Мандельштам О.Э. Конец романа // Мандельштам О.Э. Собр. соч.: В 2 т, Т. 2, М., 1991.

80. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. -М., 1988.

81. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. -М., 1995.

82. Марков П.А. В художественном театре. М.,1976.

83. Миронов К.С. История России в поэзии и прозе. М.,1995.

84. Михаил Булгаков: современные толкования: К 100-летию со дня рождения. М., 1991.

85. Михайлов А.В. Й.Хейзинга в историографии культуры // Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

86. Михайлов О.Н. Вторая жизнь мастера: (О прозе Михаила Булгакова) // Михайлов О.Н. Страницы советской прозы. М., 1984.

87. Натадзе.Р.Г. Воображение как фактор поведения. -Тбилисси, 1972.

88. Неводов Ю.Б. Творчество М. Булгакова 20-х годов в оценке современной критики // Проблемы развития советской литературы. Вып.2. Саратов, 1975.

89. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо // Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. -М., 1984.

90. Некрасов Н.А. Размышление у парадного подъезда // Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. М., 1984.

91. Нинов А. После катастрофы // Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 тт. Т.4. -М., 1990.

92. О политике партии в области художественной литературы. Резолюция ЦК КПСС от 18.06.1925 // КПСС о культуре, просвещении и науке.: Сб. документов, -М, 1963.

93. Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX. -Новосибирск, 1971.

94. Одиноков В.Г. Типология русского романа // Мировое значение русской литературы XIX века. -М., 1987.

95. Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. М., 1991.

96. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

97. Оскоцкий В.Д. Роман и история. -М„ 1980.

98. Паршин JI.K. Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова / Предисл. А.З. Вулиса. М.: Кн.палата, 1991.

99. Петелин В. М.А. Булгаков и «Дни Турбиных» // Огонек. 1969. - № 11.

100. Перхин В.В. Русская литературная критика 1930-х годов: Критика и общественное сознание эпохи. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, - 1997.

101. Платон. Сочинения: В 3 т. Т.З, ч.2. - М., 1968-1972.

102. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1987.

103. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972.

104. Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. М., 1989.

105. Пушкин А.С. Борис Годунов // Пушкин А.С. Полн.собр.соч.: В 17 т. -Т.7.-М., 1995.

106. Пушкин А.С. Поэт и толпа // Пушкин А.С. Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. - М., 1985.107. Русская идея. М., 1992.

107. Салтыков-Щедрин М.Е. Благонамеренные речи // Собр.соч.: В 20 т. -Т.П.-М.,1971.

108. Салтыков-Щедрин М.Е. Больное место // Собр.соч.: В 20 т. Т.14. -М.,1971.

109. Салтыков-Щедрин М.Е. В среде умеренности и аккуратности // Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч.: В 20 т. -Т. 12. -М, 1971.

110. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы // Собр.соч.: В 20 т. Т. 13. -М., 1972.

111. Салтыков-Щедрин М.Е. Дневник провинциала в Петербурге // Салтыков-Щедрин М.Е. Собр.соч.: В 20 т. Т. 10. - М., 1970.

112. Салтыков-Щедрин М.Е. Пестрые письма // Собр.соч.: в 20 т. Т. 16. -Кн.1 -М, 1974.

113. Салтыков-Щедрин М.Е. Петербургские театры // Собр.соч.: В 20 т. -Т.17. М.,1971.

114. Сахаров В.И. Михаил Булгаков: писатель и власть. М., 2000.

115. Сахаров В. Михаил Булгаков: уроки судьбы // Подъем. 1991. - №5.

116. Серафимович А.С. Из истории « Железного потока». М.,1976.

117. Сервантес Сааведра Мигель де. Дон Кихот Ламанчский // Сервантес Сааведра Мигель де. Собр. соч.: В 5 тт. Т.2. - М., 1961.

118. Скатов Н. «Кому на Руси жить хорошо». Поэма Некрасова как эпопея народной жизни // Литература в школе. № 6. - 1979.

119. Скобелев В.П. Масса и личность в русской советской прозе 20-х гг. (К проблеме народного характера). Воронеж, 1975.

120. Смелянский А. Уход. М., 1988.

121. Смелянский А. Драмы и театр Михаила Булгакова // Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т. Т.4. - М., 1990.

122. Смелянский А.М / Комментарии к «Запискам покойника» // Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 тт. Т.4. - М, 1990.

123. Смелянский A.M. Михаил Булгаков в Художественном театре. М., 1986.

124. Смелянский A.M. Михаил Булгаков в Художественном театре. 2-е изд. -М.: Искусство, 1989.

125. Смелянский А. Театр Михаила Булгакова: тридцатые годы // М.А. Булгаков. Пьесы 1930-х годов. СПб., 1994.

126. Современное зарубежное литературоведение: концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М.: Интра-Инион. - 1999.

127. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., 1996.

128. Соколов Б.В. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории / Под ред. Н.С. Семенкина. М.: Наука, 1991.

129. Соловьев B.C. Судьба Пушкина // Соловьев JI.C. Литературная критика. -М., 1990.

130. Солоухина О.В. Образ художника и время (Традиции русской литературы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»). М, 1987.

131. Спендель де Варда Дж. Сон как элемент внутренней логики в произведениях М.Булгакова // М.А.Булгаков драматург и художественная культура его времени. - М., 1988.

132. Сухих И. Евангелие от Михаила. // Звезда. 2000. -№6.

133. Тагер Е.Г. О стиле Горького // Учен. зап. МГПИ им. В.П. Потемкина, Т.20, вып.2. М., 1953.

134. Тимофеева В.В. Пути художественного исследования личности. -Л.,1975.

135. Тургенев И.С. Андрей Колосов//Тургенев. Сочинения. -М., 1984.

136. Утехин Н.П. Исторические грани вечных истин («Мастер и Маргарита» М. Булгакова) // Современный советский роман. Л.: Наука, 1979.

137. Фиалкова Л.Л. К генеалогии романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз. М.,1981. -Т.40, №6.

138. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

139. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я. // Сумерки богов. -М., 1989

140. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов. — М., 1989.

141. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925.

142. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989.

143. X,- Г. Гадамер. Истина и метод. -М., 1998.

144. Хёйзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

145. Хёйзинга Й. Homo Eudens; В тени завтрашнего дня. М., 1992.

146. Химич В.В. «Странный реализм» М.Булгакова. Екатеринбург, 1995.

147. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Под ред. И.Т.Фролова. М.,1995.

148. Чехов А.П. Огни // Чехов А.П. Собр. соч.: В 12 т. Т.6. - М., 1985.

149. Чудакова М. Без гнева и пристрастия: Формы и деформации в лит. процессе 20-30-х годов // Новый мир. 1988 - №9.

150. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. -М., 1988.

151. Чудакова М. О Булгакове, и не только о нем // Лит. газ. М., 1987. - 14 окт. - № 42.

152. Чудакова М.О. Общее и индивидуальное, литературное и биографическое в творческом процессе М.А. Булгакова // «Художественное творчество» Вопр. комплекс, изуч. Л., 1982.

153. Чудакова М.О. Творческая история романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вопр.лит. -, 1976. №1.

154. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Собр. соч.: В 8 т. Т.6. - М., 1950.

155. Шкловский В.Б. Человек среди людей. М., 1987.

156. Эльконин.Б. Психология игры.-М., 1978.

157. Эсалнек А.Я. Типология романа. М., 1991.

158. Этов В.И. Современный роман и его герои. -М.,1986.

159. Юнг К.Г. Архетип коллективного бессознательного. // Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.,1984.

160. Яблоков Е.А., Чун Ен Хо. О роли безличности в истории // Литературное обозрение, 1997, -№2.

161. Якубова Т.Г, Сюжетно-композиционное единство романов Ф.М. Достоевского // Творчество Ф.М. Достоевского. Искусство синтеза. -Екатеринбург, 1991.

162. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М.: Сов. писатель, 1983.153

163. Nietzsche F. Werke (Colli / Montinari), Berlin, 1968. Bd. VI, 2, 99 (150) Цит. по: Финк E. Основные феномены человеческого бытия.