автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Трансформация ценностных ориентаций культуры постсоветского общества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Трансформация ценностных ориентаций культуры постсоветского общества"
На правах рукописи
АНИСИМОВА ОЛЬГА СТАНИСЛАВОВНА
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУЛЬТУРЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА
Специальность 24.00.01 - теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
5 ДЕК 2013
005541762
Ростов-на-Дону - 2013
005541762
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет» на кафедре философии и истории Отечества
Научный руководитель:
Поломошнов Андрей Федорович
доктор философских наук, доцент
Официальные оппоненты:
Королев Владимир Константинович
доктор философских наук, профессор, Южный федеральный университет, профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики
Швачкина Людмила Александровна
доктор философских наук, доцент, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал Донского государственного технического университета), профессор кафедры «Социальные технологии»
Ведущая организация
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение ВПО Ростовский юридический институт МВД РФ
Защита состоится «26 » декабря 2013 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.11 по философским наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, ЮФУ, ауд. 434.
С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан «25» ноября 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
О.Ф. Иващук
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Существенная трансформация ценностей отразилась на всем российском обществе и затронула каждого человека. Сегодня утверждаются новые ценностные ориентации; отбрасываются отжившие, возвращаются другие, передаваемые из опыта человечества. В России уже нет диктата марксистско-ленинской идеологии, тем не менее, процесс социальных преобразований в обществе очень сложен. В постсоветском обществе у человека возникает дилемма: или выбрать путь, основанный на приоритете духовных ценностей, или путь, основанный на ценностях потребительского, рыночного общества.
Ценности, как базисный элемент всякой культуры интегрируют общество, поэтому деформационные процессы в сфере ценностей более опасны, чем изменения в экономике.
Актуальность обращения к этой тематике связана с исследованием специфики ценностных ориентаций в трансформирующемся постсоветском обществе, с выявлением особенностей в этом контексте существования культуры как единого целостного организма. Изучение специфики функционирования ценностного сознания дает основу для изучения трансформации ценностных ориентаций культуры в постсоветском обществе, помогает раскрыть взаимосвязь ценностей, ценностных ориентаций культуры, связано с бытием и исследованием самой культуры.
Изучаемая проблема также особенно актуальна в связи с необходимостью исследования ценностных ориентаций, обусловленных изменчивостью социальных явлений, неопределенностью и фрагментарностью мировоззрения людей в постсоветский период развития культуры России. Это состояние, когда новые ценностные ориентации еще не сложились в полном объеме, когда происходит переоценка ценностей, опасная для культуры и общества, является своеобразной точкой бифуркации общественного развития. Высшие ценности зачастую подменяются псевдоценностями, их имитацией или другими ценностями. Трансформация ценностей и ценностных ориентаций как важнейших компонентов че-
ловеческой культуры, наряду с нормами и идеалами, отразилась в социально-экономических и духовно-культурных сферах постсоветского общества. Произошло переосмысление основных социально-экономических, политических, культурных, духовных, а так же личностных ценностей, потребностей, мотиваций, установок, идеалов, норм, ценностных ориентаций.
Все преобразования в современном российском обществе осуществлялись в ситуации противоречивости, нестабильности, риска, кризисных явлений развития, неопределенности, что привело к глубоким изменениям моральных норм, культурных образцов в сознании людей. Эта проблема оказалась наиболее значима в теоретическом и практическом значении также еще по нескольким причинам.
Во-первых, российское общество нуждается в преодолении кризисной ситуации, в которой оно оказалось в результате социокультурных изменений конца XX в. и начала XXI в. Во-вторых, ценностные ориентации и многие процессы социокультурного воспроизводства оказались разрушенными и поэтому необходим поиск парадигмы развития, обновления общества. С другой стороны, преобразования в России во многом зависят от ценностных ориентаций людей, так как они являются одним из важнейших компонентов структуры личности, тем ядром, которое определяет ее функционирование и развитие.
Ценностные ориентации зримо осуществляются в человеческой деятельности. Общество и культура рассматриваются через призму субъекта истории - человека, созидающего культуру, мораль, общество, и влияющего на социально-природную систему, а также испытывающего влияние объективации. Начиная с 90-х годов 20 века, в культурологии и философии произошло изменение концептуального пространства. При этом новый понятийный строй еще в стадии формирования. Сегодня философы больше используют социологическую терминологию, говоря о ценностях и ценностных ориентациях. Поэтому возникли пробелы в вопросах, связанных с пониманием сущности ценностных ориентаций культуры постсоветского общества, их изменением, взаимодействием с культурой. Их изучение с точки зрения теории и истории культуры в современный
период открытого диалога является важнейшей практической и теоретической проблемой, с разрешением которой связаны тенденции социокультурных процессов развития страны.
Степень научной разработанности проблемы. Ценности и ценностные ориентации изучались еще в древней философии Востока и античности (Конфуций, Платон, Аристотель, Цицерон и др.), активно продолжили эту тематику представители эпохи Возрождения (Л.Валла, М.Монтень). В Новое время происходит становление проблем теоретического изучения ценностей и ценностных ориентаций, поиска их источников и построения классификаций. Это приводит к созданию аксиологии как отрасли философского знания. Ценности и ценностные ориентации в европейской философии анализировались с двух позиций: 1) как духовные ценности; 2) как материально-практические ценности (блага). Понятие «ценность» впервые определено И.Кантом, признающим их высшими принципами человеческого поведения. М.Вебер рассматривает их как нечто трансцендентное; М.Шелер характеризует их как носителей материальных благ, Г.Риккерт, М.И.Бахтин — как смыслы. П.А.Сорокин, Н.Гартман, В.Виндельбанд, Г.Риккерт,Л.Виггенштейн, Х.Ортега-и-Гассет, М.Шелер определяли ценности, как существующие независимо от нас, мы можем их только обнаруживать, а не выбирать или исправлять.
Соединяясь с темой свободы, творчества, абсурда (Г.Зиммель, Э.Дюркгейм, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр,Э.Фромм) феномены ценностных ориентации обнаруживают смысложизненое, субъективированное звучание и осмысление. У Э.Кассирера в теории символических форм осуществляется обогащение философии ценностей. Ж.-Ф.Лиотар, М.Фуко, Э.Левинас и другие исследуют ценностные ориентации и ценности в ракурсе постмодернистских теорий. Выявлением сущности ценностей занимались Р.Гартман, Р.Фрондизи, К.Байер. О нравственном содержании ценностных ориентации писал Дж.Финдлей, о кризисе классических ценностей Запада размышляли Э.Левинас, Д.Вокей и другие.
Российская аксиология достигает расцвета в XIX- начала XX века. О божественной сущности ценностей, трансцендентном их источнике говорили и писали
В.Соловьев, Н.Лосский, Е.Трубецкой, Н.Бердяев, С.Франк, С.Булгаков, Ю. Вей-денгаммер исходил из субъективно-психологического понимания ценностных ориентаций и ценностей, Н.Чернышевский — из социально-исторического понимания. В советский период логическое содержание понятий ценности и ценностные ориентации изучали А.Ивин, С.Анисимов, М.Каган и другие. Этико-эстетическое содержание анализировали В.Тугаринов, А.Гусейнов, О.Дробницкий, Л.Столович и другие.
В 90-х годах XX века интересы исследователей связаны с логическим анализом ценностей и ценностных ориентаций, а так же изучением динамики ценностей в обществе. Как социокультурный феномен понимали и изучали ценностные ориентации и ценности В.Степин, Г.Выжлецов, Ю.Шрейдер, Н.Данилов, И.Сурина, П.Леиашвили, М.Яницкий, Н.Розов и другие.
Большую роль в изучении культуры играют функциональные представления о роли ценностей в обществе Б.Малиновского, Т.Парсонса, М.Вебера. О необходимости дискуссии о ценностях и потребностях говорят Э.Тоффлер и Ю.Хабермас. О движении ценностей в траектории культуры пишут Д.А.Леонтьев, Н.С.Розов, Л.Н.Столович. Они анализируют движение ценностей. Культурообразующей роли ценностных ориентаций посвящены работы М.Б.Абсалямова. В трудах А.Я.Гуревича, Р.Ф.Абдеева, Д.Б.Зильбермана, П.Менцера исследуются культурные ценности, опосредующие нормы, традиции, духовные коды и бытие в целом. О постоянном обновлении ценностей писали Ф.Ницще, А.Печчеи, Р.Кагделл, К.Ситарам.
В современных отечественных исследованиях социокультурный подход к определению ценностей используют А.Г.Здравомыслов, Н.И.Лапин,
И.М.Клямкин, В.В.Лапкин, Б.Г.Капустин. А.Г.Здравомыслов наделяет ценности относительной самостоятельностью, ценностные ориентации определяются им как важнейшие элементы внутренней структуры личности. Н.И.Лапин определяет «ценности» как индикаторы общественного развития, векторы, направляющие социокультурный процесс.
Развитие сравнительных культурологических исследований стало основанием для утверждения идеи относительности содержания ценностей и иерархической структуры любой культуры (Боас, Риверс,Р.Бенедикт, Самнер). В функ-ционалистской концепции Радклиф-Брауна в качестве абсолютной ценности обосновывается выживание общества. Невозможность существования общества без ценностей доказывает Клакхон. Генезис и место ценностей в пространстве «внутренней» культуры личности раскрывают Л.С.Выготский и О.Г.Дробницкий. М.М.Бахтин выделял проблему соотношения между декларируемыми ценностями и ценностями, которые выступают реальной побудительной силой поведения. В постмодернистской концепции изучаются процессы трансформации аксиологических шкал при сохранении их иерархии.
Проблемам ценностных ориентаций в реформируемом обществе России посвятили свои работы Д.Л.Константиновский, А.И.Запесоцкий, А.А.Козлов, Т.Э.Петрова, Ю.В.Вишневский, В.Т.Шапко, И.О.Щербакова, В.А.Родионова, Б.А.Ручкрша, Т.Ф.Алексеенко и другие. Эти ученые связывали изменения аксиологических ориентаций личности с глубинными трансформационными процессами, произошедшими в российском обществе. Свою позицию «парадоксальности» системы ценностных ориентаций современных молодых людей представил Ж.Т.Тощенко. О преодолении конфликта «старых» и «новых» ценностей писали П.Сорокин, Т.И.Заславская, А.Г.Здравомыслов, Н.И.Лапин, И.М.Клямкин,
B.ВЛапкин, Б.Г.Капустин, И.Ф.Кефели, А.В.Миронов, Ю.А.Зубок, В.И.Чупров и другие.
Как интертекст исследовали понимание ценностей и ценностных ориентаций в ракурсе феноменологии и герменевтики Г.Г.Гадамер, А.Щюц, Э.Гуссерль, П.Бергман, Т.Лукман и др. Культурологический аспект исследования ценностных ориентаций выделяется в работах О.Н.Козлова, Э.Р.Тагирова, В.А.Бобахо,
C.И.Левикова, Е.С.Баразгова, С.Н.Иконниковой, И.С.Кона, И.М.Ильинского,
B.А.Зверева, Т.Ф.Кузнецовой. Феноменом молодежной субкультуры занимались такие исследователи, как С.С.Фролов, Н.Фрадкин, А.И.Башлагов, А.В.Толстых,
C.А.Сергеев, Н.Ю.Синягина, В.А.Луков и другие.
Большое значение для исследуемой темы имеют труды ростовской культурологической школы: М.К. Петрова, В.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова, Г.В. Драча, Е.Я. Режабека, О.М. Штомпеля, С.Н. Яременко, Т.П. Матяш, С .Я. Подопригоры, М.В. Заковоротной, Л.А. Штомпель, В.К. Королева, А.Н. Ерыги-на, Е.В. Золотухиной, О.Ф. Иващук и других. Деятельностная концепция культуры, разработанная представителями данной школы, дает ключ к природе ценностей как важнейших компонентов и регуляторов деятельности личности и общества, позволяет установить место ценностей и социальных идеалов и личностных ориентаций поведения человека.
Анализ литературы свидетельствует, что проблемы ценностных ориентаций и ценностей разрабатывались в большей степени философами, социологами, психологами, однако, культурологическое исследование трансформации ценностных ориентаций в постсоветском кризисном обществе России не представлено должным образом, что и обусловливает исследовательский интерес. Это обстоятельство предопределило необходимость культурологического анализа данной проблемы.
Объектом исследования является культура постсоветского общества
Предмет исследования - ценностные ориентации в социокультурных процессах постсоветского общества.
Цель диссертационного исследования заключается в философско-культурологическом анализе трансформации ценностных ориентаций культуры постсоветского общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- обобщить основные философско-культурологические характеристики и подходы к изучению феномена «ценностей» и «ценностных ориентаций» в культурологическом дискурсе;
- проанализировать ценностные составляющие социокультурного процесса;
- раскрыть трансформацию ценностных ориентаций в культуре в контексте социокультурного кризиса;
- исследовать трансформацию ценностных ориентации в культуре постсоветского общества в условиях кризиса социализационной системы;
- проанализировать особенности ценностной картины в индивидуализирующемся российском обществе;
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды А.Г. Здравомыслова, H.H. Лапина, В.В. Лапкина, Н.М. Клямкина, Б.Г. Капустина, О.М. Штомпеля и других. В исследовании использован, в первую очередь, социокультурный подход, позволяющий рассматривать трансформацию ценностных ориентаций культуры постсоветского общества в единстве социальности и культуры, воспроизводимой в деятельности людей как субъектов социокультурного воспроизводства.
Наряду с социокультурным подходом, в работе используется интегральный подход, т.к. этого требует изучение трансформации ценностных ориентаций культуры постсоветского общества. Основу исследования составляют культурологические, общефилософские методы: системности, конкретности исследования, всесторонности, конкретно-исторический, сравнительного анализа, метод единства логического и исторического, структурно-функциональный метод. В диссертационной работе использовались данные статистики, социологических исследований.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- систематизированы принципы культурологического подхода к ценностям и ценностным ориентациям;
- исследовано функциональное различие ценностных компонентов в социокультурном процессе общественного развития, выявлены два типа ценностей: ценности, модернизирующие социальную систему и ценности, воспроизводящие существующую социальную систему, стабилизирующие ее;
- рассмотрено взаимодействие возникающих в условиях социокультурного кризиса альтернативных тенденций трансформации ценностных ориентаций:
движение к высшим трансцендентным ценностям и движение в сторону утилитаристских ценностей;
- проанализирована ситуация ценностного дисбаланса и дезориентации в культуре постсоветского общества как результата кризиса социализационной системы российского общества на рубеже тысячелетий;
- проведен комплексный анализ ценностной картины культуры в индивидуализирующемся российском обществе, которая характеризуется антиномично-стью, неустойчивостью, аномией, а также маргинальностью, т.е. пограничным состоянием между разными ценностными системами;
На защиту выносятся следующие положения:
¡.Культурологический подход к определению ценностей и ценностных ориентаций основывается на следующих принципах: принципе деятельностной природы человека; принципе взаимопроникновения культуры и социальности; принципе социокультурного баланса, динамического равновесия между ценностями и социетальными компонентами, как условиями устойчивости общества; принципе симметрии и взаимообратимости социетальных процессов; принципе необратимости развития социокультурной системы как целого.
Ценности - социокультурные качества, которые приобретают в социокультурном процессе различные социальные предметы, события, социальные отношения, личностные качества. Ценностные ориентации - это субъективные личностные диспозиции по отношению к существующим в определенном социокультурном пространстве ценностям. Они связаны с экзистенцией личности в природе и обществе, ее динамикой и развитием. Ценностные ориентации представляют собой смыслообразующие конструкты структуры личности.
2.Ценности выступают как критерий устойчивости культуры общества в целом, оформляются в определенную шкалу и действуют через общественное сознание. Ценности в сфере индивидуального сознания конструирются в процессе коммуникаций как структурный элемент социокультурного действия.
В социокультурном процессе сложно взаимодействуют два типа ценностей. Первый тип - стабилизирующие ценности, которые являясь нормативным стан-
дартом, дают возможность бесперебойному функционированию общества, выступают в роли его стабилизаторов. Второй тип - ценности, обуславливающие динамику социокультурных изменений.
3. В ситуации социокультурного кризиса происходят следующие основные трансформации ценностных ориентаций культуры: осуществляется переоценка ценностей и ценностных ориентаций, формируется кризисное состояние культуры; происходит переосмысление или отказ от ценностей предыдущей культуры; реализуется раскол целостного бытия человека; происходит трудное и противоречивое рождение новых ценностей. Кризис проявляется также в исчерпанности прежней культуры, переходе людей к прагматическому повседневному существованию, формированию настроений кризиса, одиночества и трагического ощущения бытия.
4. Кризис социализационной системы в целом, разрушил в российском обществе механизм, систему социокультурной преемственности и социальной памяти. В условиях кризиса социализационной системы ценностные ориентации россиян в культуре постсоветского общества трансформируются по следующим основным направлениям: индивидуализация ценностных ориентаций, скрытая деформация норм и образцов поведения людей, нарушение межпоколенного механизма передачи традиционных ценностей, смещение личностных ценностей от коллективизма к эгоизму и индивидуализму, дрейф ценностных ориентаций в сторону ценностей рынка и социального успеха. В результате этого большинство российских граждан, особенно молодежи, имеет «размытую» картину мира, систему ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании.
5. В индивидуализирущемся обществе ценностные ориентации характеризуются неустойчивостью, антиномичностью, динамизмом и плюралистичностью. С одной стороны наблюдается стремление к индивидуализму, самораскрытию, эгоцентризму, самодостаточности бытия, а, с другой - наблюдается тяготение к унификации, интеграции, тоталитарности.
Подвижность ценностных ориентаций, значимых и осознаваемых в качестве целей жизни в условиях неопределенности и риска в постсоветском российском
обществе вызывает трудности в идентификации ценностных ориентаций россиян. Социальная нестабильность, поляризация общества, конфликтность общественных отношений - ведет к дезорганизованное™, неудовлетворенности качеством жизни, отчуждению человека, к отсутствию четких жизненных планов и ценностных ориентаций.
6. В современном российском обществе культура, ценности и ценностные ориентации приобретают признаки транснациональных. В глобализирующемся обществе происходит сложное противоречивое взаимодействие следующих процессов ценностных трансформаций: создание космополитических ценностей, снятие трех основных антиномий: «западной-восточной», «общество-личность», «природа-общество», трансформация и самосохранение традиционных ценностей. Результатом этих процессов в перспективе является утверждение высших, подлинных общекультурных, общечеловеческих ценностей, как фактора стабильности и гармоничного развития общества, а также интеграция России в глобализирующееся культурное пространство.
Научно-практическая значимость исследования. Теоретические и эмпирические результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при разработке и чтении курсов лекций и спецкурсов по культурологии, философии, теории и истории культуры, антропологии, а также в исследовательской работе.
Апробация результатов исследования. Основные идеи исследования докладывались и обсуждались на двух всероссийских, одной международной и трех региональных научно-практических конференциях
Результаты диссертационного исследования также отражены в 16 публикациях, в том числе, в двух монографиях, трех статьях, опубликованных в научных журналах, рекомендованных ВАК для публикации научных работ. Основные положения и выводы диссертации прошли апробацию на кафедре философии Донского государственного аграрного университета.
Общий объем публикаций по теме диссертаций составляет 20,3 п.л.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка литературы. Данная структура определена целью исследования и отражает последовательность решения познавательных задач. Содержание диссертации изложено на 142 страницах. Библиографический список составляет 152 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении дано обоснование актуальности темы исследования; охарактеризована степень разработанности проблемы; сформулирована гипотеза исследования, на основе которой выделяет цель, задачи, объект, предмет диссертационного исследования, его методологическая и теоретическая основы; раскрыты основные положения научной новизны; сформулированы положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Ценности и ценностные ориентации в структуре культуры» посвящена рассмотрению проблем, связанных с философским осмыслением понятий «культура», «ценности», «ценностные ориентации».
В первом параграфе «Ценности» и «ценностные ориентации» в культурологическом дискурсе» рассматриваются и анализируются основные понятия, определения исследования в культурологической и философской литературе. Ценность выступает как идеальный феномен, не существующий без своего носителя, физическая и пространственно-временная форма характеристики субъекта ценностей не позволяет их всецело отнести к идеальному бытию. Ценности, как социокультурный феномен, связаны и с географическими, и с этническими условиями, а с другой стороны, с наличием предметов ценности. Ценности представляют внутреннее ядро культуры, ее внутреннее основание. Культура представляет в этом контексте сложную иерархию ценностей, которые в каждой конкретно-исторической культуре определяются духовным и технологическим развитием. Социокультурный подход позволяет проанализировать ценностные
ориентации культуры постсоветского общества в динамике, развитии, целостности и единстве противоречий.
Социокультурный тип определений подчеркивает, что общество содержит в себе постоянную возможность изменяться, а ценности в динамике общества играют формирующую роль, являются основой, скрепляющей индивидов в социокультурную общность. Диссертант доказывает, что: 1) Ценности и ценностные ориентации имеют многоуровневую систему, которая реализуется через норму, идеал, значимость и характеризуют духовные основания культурологической деятельности человека. 2) Воплощение ценностей в жизни проявляется на всех уровнях культуры, включающих все уровни сознания и творчества субъектов и имеют в основе свободный выбор человека. 3) Структура ценностей и ценностных ориентации культуры взаимосвязаны: высшие духовные ценности находятся на уровне идеала, воплощаются в нравственности, религии, искусстве. 4) Культура представляет практическую реализацию ценностей на разных уровнях бытия.
Система наиболее важнейших устойчивых установок составляет ценностные ориентации, отражающие и закрепляющие усвоения ценностно-нормативных образцов культуры при выполнении социальных ролей. Среди многообразия подходов понимания ценностных ориентации необходимо выделить, на наш взгляд, следующие основные аспекты: 1) ценности и ценностные ориентации - это объективный феномен; 2) это также субъективный феномен, имеющий источник в совокупности особенностей личности; 3) это субъектно-объектный феномен, имеющий природу в отношениях между субъектом и объективным бытием.
Во втором параграфе «Ценностные составляющие социокультурного процесса». Рассматривая социум как многоуровневую реальность, диссертант анализирует детерминационные взаимодействия между социальной реальностью, социокультурными ценностями и личностными ценностными ориентациями на нескольких уровнях: макрообъективном, микрообъективном, макросубъектив-ном, микросубъективном. Образцы поведения, социальные действия формируют микрообъективный уровень. На макрообъективном уровне можно расположить
институты общества; макросубъективный уровень занимают ценностные ориентации. Все вместе они образуют интегральную модель социальной реальности.
Общей точкой опоры соединения всех составляющих культуры являются ценности, т.к. все уровни и сферы культуры едины, а центром этого единого являются доминирующие в той или иной культуре ценности. Ценности и ценностные ориентации могут выступать в позитивном аспекте в одной культуре, негативно - во второй, нейтрально в третьей. Они могут быть первичными в одной культуре, вторичными во второй, нейтральными в третьей. Первичные ценности и ценностные ориентации - это истоки, из которых вырастают ожидания, обычаи, убеждения. Своеобразие культуры, обнаруживается в комплексе ценностных ориентации, т.к. каждый человек сам выбирает ценности, придает им значимость и выстраивает в определенной иерархии. Реализация ценностей есть одухотворение культуры, преобразование бытия в соответствии с ценностными ориентация-ми.
В третьем параграфе «Ценности и ценностные ориентации в контексте социокультурного кризиса» диссертант, опираясь на российские и западные исследования социокультурного кризиса разрабатывает общую концепцию ценностных трансформаций в условиях такого кризиса.
Диссертант анализирует концепции социокультурного кризиса О.Шпенглера, П.Сорокина, п. Фромма, П.Штомпки и других. Также исследуется работы современных российских философов и социологов ( Н.И.Лапин, Т.И.Заславская, A.A. Кара-Мурза, А.А.Ахиейзер) посвященные характеристике особенностей российского социокультурного кризиса.
В результате диссертант приходит к выводу, что в основе социокультурного кризиса лежит острое противоречие между культурной и социальной системами, что разрушает гармонию, гомеостаз в обществе из-за несоответствия, разлада между новыми и старыми ценностями и ценностными ориентациями, новыми желаниями, стремлениями людей в старых формах культуры, которая становится своеобразной «оковой» для новых форм культуры. Это ведет к кризису личности, этики, норм, морали, идентичности, ментальности и духовного строя людей. Ценно-
стная дезориентация в результате конфликта старых и новых ценностей ведет к падению духовно-нравственного потенциала общества, рассогласованности между высшими ценностями и социальным поведением людей, создает в обществе некий аксиологический вакуум. В итоге одним из главных негативных последствий социокультурного кризиса является утрата обществом личности социокультурной идентичности.
Вторая глава «Основные тенденции трансформации ценностей и ценностных ориентаций культуры постсоветского общества» раскрывает трансформацию ценностных ориентаций и ценностей культуры в контексте кризиса социализационной системы российского общества, а также особенности ценностной картины в культуре индивидуализирующегося и глобализирующегося российского общества.
В первом параграфе «Ценностная трансформация культуры в контексте кризиса социализационной системы постсоветского общества» Диссертант анализирует влияние кризиса российской социализационной системы на ценностные ориентации российского общества. В условиях общего социального кризиса нарушается эффективная деятельность главных социализационных институтов - семьи и системы образования. Кризис института семьи имеет множество проявлений: рост количества неполных семей, разводов, насилия, аморального поведения, дезадаптации, девиации и т.п. Кризис образования выражается в разрушении российских традиций и искусственном переходе на западноевропейские и американские принципы, в рыночной ориентации образования, в отделении образования от воспитания.
С другой стороны диссертант отмечает значительный рост негативного воздействия средств массовой информации и массовой культуры на ценностные ориентации российского общества, особенно молодежи.
В результате диссертант приходит к выводу, что аксиологическая система современного постсоветского общества характеризуется плюрализмом, фрагментацией, усилением субъективизма, множественностью форм, утверждением ценностной свободы.
В постсоветском обществе «терпимо» воспринимается девиантное поведение, аморализм, ценностные ориентации противоречивы, пестры. Усиливается эгоцентризм, индивидуализм, когнитивные и утилитарные ценности, плюрализм в оценке знаний, поведения, образа жизни, ослабляются патриотические ориентиры и усиливаются космополитические, связанные с кризисом традиционных советских и западных ценностей, ощущается падение интереса к нравственным, духовным и жизненным ценностям, возрастает значение иррационального мировоззрения, религии, мистики.
Диссертант отмечает также, что аксиологические ориентиры в постсоветском обществе характеризуются транзитивными чертами: неопределенность ожидания, инфантилизм, растерянность, минимальная социальная активность, апатия, прагматические гедонистические ценности и цели, желание получить от жизни как можно больше удовольствия при минимуме трудовых усилий, или нетрудовыми вообще способами.
Во втором параграфе «Особенности ценностной картины в индивидуализирующемся российском обществе», проанализированы особенности, произошедшие в ценностных ориентациях постсоветского общества. Диссертант устанавливает, что ценностная картина в индивидуализирующемся российском обществе характеризуется поворотом от всеобщих тотальных ценностей к индивидуалистическим, эгоцентрическим.
Поворот к индивидуализму, кризис монистических учений, нормативной этики, тоталитарных обществ, религиозной ортодоксии, породил современный ценностный персонализм, индивидуальное бытие наделяется высшей ценностью, а мир рассматривается как чужой, преобладает сверхиндивидуализм и нарциссизм, жизнь человека ориентирована на самоактуализацию каждой личности. Динамика современных перемен затрудняет формирование устойчивой системы ценностей и ценностных ориентаций, усиливается множественность, роль единичного, на фоне глобализации и единения всех форм жизнедеятельности. Анти-номичность характеризует главную особенность новой мировоззренческой атмосферы, вектор которой направлен через свободу и индивидуальность к тотально-
сти, к активности личности в природе и обществе, повышении субъективного фактора развития.
В третьем параграфе «Ценностные ориентации и ценности культуры глобализирующегося общества», исследованы и проанализированы особенности ценностных ориентаций в культуре с учетом глобализационных тенденций развития постсоветского общества.
Опираясь на результаты социологических исследований, диссертант формулирует картину ценностных ориентаций современных россиян. Он отмечает высокий позитивный рейтинг таких ценностей западного капитализма как свобода, права человека, высокое качество жизни, предприимчивость, профессионализм. С другой стороны замечается значительное снижение традиционных российских ценностей: патриотизма, справедливости, социального равенства. Опираясь на исследования И.М.Клямкина, Б.Г.Капустина, В.В.Лапкина, Н.И.Лапина диссертант выделяет следующие ценности, значимые для россиян: совесть; безопасность; порядок; семья; труд; закон; права людей; свобода; деньги; духовность; собственность; гуманизм; достоинство; справедливость; чувство долга и ответственности; трудолюбие; образованность; профессионализм; гостеприимство; равенство людей перед законом.
Автор отмечает, что без восприятия россиянами основных базовых ценностей российской культуры: патриотизма, державности, соборности, духовности в их новых современных модификациях невозможно строить и воспроизводить социокультурную реальность, инновационного модернизирующегося характера. Автор считает, что в условиях сегодняшней России антиномичный дуализм, раскол материального и духовного, сакрального и земного, ведет к ценностной дезориентации общества, создает проблемы, для нравственного и ценностного самоопределения, культурной идентичности личности. На взгляд автора, развитие российского общества в пространстве ценностного взаимодействия глобализирующейся культуры России и стран Запада будет во многом зависеть от усиления роли государства, от эффективности участия России в межгосударственном
сотрудничестве и процессах глобализации, прежде всего, в собственных российских интересах, а также в общих интересах мирового сообщества.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ приведены основные теоретические выводы и подведены итоги исследования.
Основные положения диссертационного исследования изложены автором в следующих публикациях:
Монографии.
1. Анисимова О.С., Николаева JI.C. Типология культуры советского и постсоветского периода России. [Текст] / Анисимова О.С // Новочеркасск, Изд-во НГМА, 2012,-8 п.л.
2. Анисимова О.С., Трансфомация ценностных ориентаций студенческой молодежи в социокультурном воспроизводстве современного российского общества. [Текст] / Анисимова О.С. Новочеркасск, Печатня, 2013 г. - 9 п.л.
Публикации в изданиях перечня ВАК Минобрнауки России.
3. Анисимова О.С. Ценностные ориентации студенческой молодежи в контексте кризиса социализационной системы трансформирующегося российского общества. [Электронный ресурс] / Анисимова О.С., Николаева JT.C. // Журнал «Современные проблемы науки и образования» 2013, №3-0,5 п.л. http://www.science-education.ru/111-10072 (дата обращения:, 22 июня 2013)
4. Анисимова О.С. Кризис ценностей в культуре постсоветского общества. [Электронный ресурс] / Анисимова О.С., Поломошнов А.Ф. // Журнал «Современные проблемы науки и образования» 2013, №6-0,5п.л.- URL: http://www.science-education.ru/113-10498 (дата обращения: 25.10.2013).
5. Анисимова О.С Ценностные составляющие социокультурного процесса. [Электронный ресурс] / Анисимова О.С.// Журнал «Современные проблемы науки и образования» 2013, №7- 0,5п.л. http://www.science-education.ru/issue/ (дата обращения: 6.11.2013).
Научные публикации, вышедшие в других изданиях:
6. Анисимова О.С. Духовное и патриотическое воспитание в России: история и современность. [Текст] / Анисимова О.С., Дроздова C.B. // Проблемы, и актуальные задачи образовательных учреждений в воспитании и гражданско-патриотическом становлении обучающихся: Материалы Всероссийской научно-практической конференции., г. Екатеринбург, изд-во УГПУ, 2010.-С.43- 0,16 п.л.
7. Анисимова О.С. Социализация молодежи в условиях кризиса. [Текст] / Анисимова О.С. //Материалы конференции «Актуальные проблемы социальной философии», Выпуск 1. Новочеркасск, Изд-во НГМА, 2011 г. - С. 100-0,2 п.л.
8. Анисимова О.С. Сравнительный анализ русской культуры советского и постсоветского общества. [Текст] // Материалы конференции «Актуальные проблемы социальной философии». Новочеркасск, Изд-во НГМА, 2011 г.- С.103-0,2 п.л.
9. Анисимова О.С. Ценностная трансформация культуры в контексте кризиса социализационной системы. [Текст] / Анисимова О.С //Материалы конференции. Актуальные проблемы социальной философии.. Новочеркасск, Изд-во НГМА 2012-С.101-0,3 п.л.
10. Анисимова О.С. Профессионально-ценностные ориентации современной студенческой молодежи. [Текст] / Анисимова О.С // Человек и общество поиск, проблемы, решения: Материалы конференции: Новочеркасск, 2012. — С.121-0,3 п.л.
11. Анисимова О.С. Проблема ценностных ориентации студенческой молодежи. [Текст] / Анисимова О.С. // Актуальные проблемы социальной философии: Материалы конференции. Выпуск 3, Новочеркасск. Изд-во НГМА, 2013 г. -С. 12-0,2 п. л.
12. Анисимова О.С. Актуальность исследования ценностных ориентаций студенческой молодежи в социокультурном воспроизводстве индивидуализирующегося общества. [Текст] / Анисимова О.С. // 14-е Всероссийские научные
чтения по актуальным проблемам социальной истории, философии и социальной работы: Материалы конференции. Новочеркасск. 2013 г. - С. 40 - 0,2 п.л.
13. Анисимова О.С. Причины кризиса социализации в разработке единой концепции воспитания молодежи. [Текст] / Анисимова О.С. //Сборник научных трудов и творческих работ студентов, аспирантов, соискателей. Выпуск 9, Новочеркасск, НГМА, 2013г. - С. 124 - 0,2 п.л.
14. Анисимова О.С. Ценностные ориентации постсоветского периода. [Текст] / Анисимова О.С. // Сборник научных трудов и творческих работ студентов, аспирантов, соискателей. Новочеркасск, НГМА, - С.78- 2013г. - 0,2 п.л.
15. Анисимова О.С. Ценностные ориентации студенческой молодежи. [Текст] / Анисимова О.С. // Вестник Донского государственного аграрного университета: Научный журнал. - Персиановский: изд-во ДонГАУ, 2013 г., № 1.-0,16 п.л.
16. Анисимова О.С. Ценностные ориентации постсоветского периода. [Текст] / Анисимова О.С. // Материалы международной конференции на тему: "Проблемы модернизации современного общества". - Персиановский: изд-во ДонГАУ, 2013г.- С.55- 0,2 п.л.
Сдано в набор 22.11.2013. Подписано в печать 22.11.2013. Формат 60x84 1/16. Цифровая печать. Усл. печ. л. 1,0. Бумага офсетная. Тираж 100 экз. Заказ 2111/01.
Отпечатано в ЗАО «Центр универсальной полиграфии» 340006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, телефон 8-918-570-30-30
www.copy61.ru e-mail: info@copy61 .ru
Текст диссертации на тему "Трансформация ценностных ориентаций культуры постсоветского общества"
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФГБОУ ВПО
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
О 4 2 01 45483?
АНИСИМОВА ОЛЬГА СТАНИСЛАВОВНА
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУЛЬТУРЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА
Специальность 24.00.01 — теория и история культуры
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель:
доктор философских наук, доцент Поломошиов Андрей Федорович
Ростов-на-Дону 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение_ 3
Глава 1. Ценности и ценностные ориентации в структуре культуры 14
1.1 «Ценности» и «ценностные ориентации» в культурологическом дискурсе_ 14
1.2 Ценностные составляющие социокультурного процесса_ 36
1.3 Ценности и ценностные ориентации в контексте социокультурного кризиса_ 52
Глава 2. Основные тенденции трансформации ценностей и ценност- 66 ных ориентаций культуры постсоветского общества
2.1 Ценностная трансформация культуры в контексте кризиса социали-зационной системы постсоветского общества_ 66
2.2 Особенности ценностной картины в индивидуализирующемся российском обществе_ 86
2.3 Ценностные ориентации и ценности культуры глобализирующегося общества_ 104
Заключение 128
Список литературы 132
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Существенная трансформация ценностей отразилась на всем российском обществе и затронула каждого человека. Сегодня утверждаются новые ценностные ориентации; отбрасываются отжившие, возвращаются другие, передаваемые из опыта человечества. В России уже нет диктата марксистско-ленинской идеологии, тем не менее, процесс социальных преобразований в обществе очень сложен. В постсоветском обществе у человека возникает дилемма: или выбрать путь, основанный на приоритете духовных ценностей, или путь, основанный на ценностях потребительского, рыночного общества.
Ценности, как базисный элемент всякой культуры интегрируют общество, поэтому деформационные процессы в сфере ценностей более опасны, чем изменения в экономике.
Актуальность обращения к этой тематике связана с исследованием специфики ценностных ориентаций в трансформирующемся постсоветском обществе, с выявлением особенностей в этом контексте существования культуры как единого целостного организма. Изучение специфики функционирования ценностного сознания дает основу для изучения трансформации ценностных ориентаций культуры в постсоветском обществе, помогает раскрыть взаимосвязь ценностей, ценностных ориентаций культуры, связано с бытием и исследованием самой культуры.
Изучаемая проблема также особенно актуальна в связи с необходимостью исследования ценностных ориентаций, обусловленных изменчивостью социальных явлений, неопределенностью и фрагментарностью мировоззрения людей в постсоветский период развития культуры России. Это состояние, когда новые ценностные ориентации еще не сложились в полном объеме, когда происходит переоценка ценностей, опасная для культуры и общества, является своеобразной точкой бифуркации общественного развития. Высшие ценности зачастую подменяются псевдоценностями, их имитацией или другими ценностями. Трансформация ценностей и ценностных ориентаций как важнейших
компонентов человеческой культуры, наряду с нормами и идеалами, отразилась в социально-экономических и духовно-культурных сферах постсоветского общества. Произошло переосмысление основных социально-экономических, политических, культурных, духовных, а так же личностных ценностей, потребностей, мотиваций, установок, идеалов, норм, ценностных ориентаций.
Все преобразования в современном российском обществе осуществлялись в ситуации противоречивости, нестабильности, риска, кризисных явлений развития, неопределенности, что привело к глубоким изменениям моральных норм, культурных образцов в сознании людей. Эта проблема оказалась наиболее значима в теоретическом и практическом значении также еще по нескольким причинам.
Во-первых, российское общество нуждается в преодолении кризисной ситуации, в которой оно оказалось в результате социокультурных изменений конца XX в. и начала XXI в. Во-вторых, ценностные ориентации и многие процессы социокультурного воспроизводства оказались разрушенными и поэтому необходим поиск парадигмы развития, обновления общества. С другой стороны, преобразования в России во многом зависят от ценностных ориентаций людей, так как они являются одним из важнейших компонентов структуры личности, тем ядром, которое определяет ее функционирование и развитие.
Ценностные ориентации зримо осуществляются в человеческой деятельности. Общество и культура рассматриваются через призму субъекта истории - человека, созидающего культуру, мораль, общество, и влияющего на социально-природную систему, а также испытывающего влияние объективации. Начиная с 90-х годов 20 века, в культурологии и философии произошло изменение концептуального пространства. При этом новый понятийный строй еще в стадии формирования. Сегодня философы больше используют социологическую терминологию, говоря о ценностях и ценностных ориентациях. Поэтому возникли пробелы в вопросах, связанных с пониманием сущности ценностных ориентаций культуры постсоветского общества, их изменением, взаимо-
действием с культурой. Их изучение с точки зрения теории и истории культуры в современный период открытого диалога является важнейшей практической и теоретической проблемой, с разрешением которой связаны тенденции социокультурных процессов развития страны.
Степень научной разработанности проблемы. Ценности и ценностные ориентации изучались еще в древней философии Востока и античности (Конфуций, Платон, Аристотель, Цицерон и др.), активно продолжили эту тематику представители эпохи Возрождения (Л.Валла, М.Монтень). В Новое время происходит становление проблем теоретического изучения ценностей и ценностных ориентаций, поиска их источников и построения классификаций. Это приводит к созданию аксиологии как отрасли философского знания. Ценности и ценностные ориентации в европейской философии анализировались с двух позиций: 1) как духовные ценности; 2) как материально-практические ценности (блага). Понятие «ценность» впервые определено И.Кантом, признающим их высшими принципами человеческого поведения. М.Вебер рассматривает их как нечто трансцендентное; М.Шелер характеризует их как носителей материальных благ, Г.Риккерт, М.И.Бахтин - как смыслы. П.А.Сорокин, Н.Гартман, В.Виндельбанд, Г.Риккерт,Л.Виггенштейн, Х.Ортега-и-Гассет, М.Шелер определяли ценности, как существующие независимо от нас, мы можем их только обнаруживать, а не выбирать или исправлять.
Соединяясь с темой свободы, творчества, абсурда (Г.Зиммель, Э.Дюркгейм, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр,Э.Фромм) феномены ценностных ориентаций обнаруживают смысложизненое, субъективированное звучание и осмысление. У Э.Кассирера в теории символических форм осуществляется обогащение философии ценностей. Ж.-Ф.Лиотар, М.Фуко, Э.Левинас и другие исследуют ценностные ориентации и ценности в ракурсе постмодернистских теорий. Выявлением сущности ценностей занимались Р.Гартман, Р.Фрондизи, К.Байер. О нравственном содержании ценностных ориентаций писал Дж.Финдлей, о кризисе классических ценностей Запада размышляли Э.Левинас, Д.Вокей и другие.
Российская аксиология достигает расцвета в XIX- начала XX века. О божественной сущности ценностей, трансцендентном их источнике говорили и писали В.Соловьев, Н.Лосский, Е.Трубецкой, Н.Бердяев, С.Франк, С.Булгаков, Ю. Вейденгаммер исходил из субъективно-психологического понимания ценностных ориентаций и ценностей, Н.Чернышевский - из социально-исторического понимания. В советский период логическое содержание понятий ценности и ценностные ориентации изучали А.Ивин, С.Анисимов, М.Каган и другие. Этико-эстетическое содержание анализировали В.Тугаринов, А.Гусейнов, О.Дробницкий, Л.Столович и другие.
В 90-х годах XX века интересы исследователей связаны с логическим анализом ценностей и ценностных ориентаций, а так же изучением динамики ценностей в обществе. Как социокультурный феномен понимали и изучали ценностные ориентации и ценности В.Степин, Г.Выжлецов, Ю.Шрейдер, Н.Данилов, И.Сурина, П.Леиашвили, М.Яницкий, Н.Розов и другие.
Большую роль в изучении культуры играют функциональные представления о роли ценностей в обществе Б.Малиновского, Т.Парсонса, М.Вебера. О необходимости дискуссии о ценностях и потребностях говорят Э.Тоффлер и Ю.Хабермас. О движении ценностей в траектории культуры пишут Д.А.Леонтьев, Н.С.Розов, Л.Н.Столович. Они анализируют движение ценностей. Культурообразующей роли ценностных ориентаций посвящены работы М.Б.Абсалямова. В трудах АЛ.Гуревича, Р.Ф.Абдеева, Д.Б.Зильбермана, П.Менцера исследуются культурные ценности, опосредующие нормы, традиции, духовные коды и бытие в целом. О постоянном обновлении ценностей писали Ф.Ницще, А.Печчеи, Р.Кагделл, К.Ситарам.
В современных отечественных исследованиях социокультурный подход к определению ценностей используют А.Г.Здравомыслов, НИ.Лапин,
И.М.Клямкин, В.В.Лапкин, Б.Г.Капустин. А.Г.Здравомыслов наделяет ценности относительной самостоятельностью, ценностные ориентации определяются им как важнейшие элементы внутренней структуры личности. Н.И.Лапин оп-
ределяет «ценности» как индикаторы общественного развития, векторы, направляющие социокультурный процесс.
Развитие сравнительных культурологических исследований стало основанием для утверждения идеи относительности содержания ценностей и иерархической структуры любой культуры (Боас, Риверс,Р.Бенедикт, Самнер). В функционалистской концепции Радклиф-Брауна в качестве абсолютной ценности обосновывается выживание общества. Невозможность существования общества без ценностей доказывает Клакхон. Генезис и место ценностей в пространстве «внутренней» культуры личности раскрывают Л.С.Выготский и О.Г.Дробницкий. М.М.Бахтин выделял проблему соотношения между декларируемыми ценностями и ценностями, которые выступают реальной побудительной силой поведения. В постмодернистской концепции изучаются процессы трансформации аксиологических шкал при сохранении их иерархии.
Проблемам ценностных ориентаций в реформируемом обществе России посвятили свои работы Д.Л.Константиновский, А.И.Запесоцкий, А.А.Козлов, Т.Э.Петрова, Ю.В.Вишневский, В.Т.Шапко, И.О.Щербакова, В.А.Родионова, Б.А.Ручкина, Т.Ф.Алексеенко и другие. Эти ученые связывали изменения аксиологических ориентаций личности с глубинными трансформационными процессами, произошедшими в российском обществе. Свою позицию «парадоксальности» системы ценностных ориентаций современных молодых людей представил Ж.Т.Тощенко. О преодолении конфликта «старых» и «новых» ценностей писали П.Сорокин, Т.И.Заславская, А.Г.Здравомыслов, Н.И.Лапин, И.М.Клямкин, В.В.Лапкин, Б.Г.Капустин, И.Ф.Кефели, А.В.Миронов, Ю.А.Зубок, В.И.Чупров и другие.
Как интертекст исследовали понимание ценностей и ценностных ориентаций в ракурсе феноменологии и герменевтики Г.Г.Гадамер, А.Щюц, Э.Гуссерль, П.Бергман, Т.Лукман и др. Культурологический аспект исследования ценностных ориентаций выделяется в работах О.Н.Козлова, Э.Р.Тагирова, В.А.Бобахо, С.И.Левикова, Е.С.Баразгова, С.Н.Иконниковой, И.С.Кона, И.М.Ильинского, В.А.Зверева, Т.Ф.Кузнецовой. Феноменом молодежной суб-
культуры занимались такие исследователи, как С.С.Фролов, Н.Фрадкин, А.И.Башлагов, А.В.Толстых, С.А.Сергеев, Н.Ю.Синягина, В.А.Луков и другие.
Большое значение для исследуемой темы имеют труды ростовской культурологической школы: М.К. Петрова, В.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова, Г.В. Драча, Е.Я. Режабека, О.М. Штомпеля, С.Н. Яременко, Т.П. Матяш, С.Я. Подопригоры, М.В. Заковоротной, Л.А. Штомпель, В.К. Королева, А.Н. Ерыгина, Е.В. Золотухиной, О.Ф. Иващук и других. Деятельностная концепция культуры, разработанная представителями данной школы, дает ключ к природе ценностей как важнейших компонентов и регуляторов деятельности личности и общества, позволяет установить место ценностей и социальных идеалов и личностных ориентаций поведения человека.
Анализ литературы свидетельствует, что проблемы ценностных ориентаций и ценностей разрабатывались в большей степени философами, социологами, психологами, однако, культурологическое исследование трансформации ценностных ориентаций в постсоветском кризисном обществе России не представлено должным образом, что и обусловливает исследовательский интерес. Это обстоятельство предопределило необходимость культурологического анализа данной проблемы.
Объектом исследования является культура постсоветского общества.
Предмет исследования - ценностные ориентации в социокультурных процессах постсоветского общества.
Цель диссертационного исследования заключается в философско-культурологическом анализе трансформации ценностных ориентаций культуры постсоветского общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- обобщить основные философско-культурологические характеристики и подходы к изучению феномена «ценностей» и «ценностных ориентаций» в культурологическом дискурсе;
- проанализировать ценностные составляющие социокультурного процесса;
- раскрыть трансформацию ценностных ориентаций в культуре в контексте социокультурного кризиса;
- исследовать трансформацию ценностных ориентаций в культуре постсоветского общества в условиях кризиса социализационной системы;
- проанализировать особенности ценностной картины в индивидуализирующемся российском обществе.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды А.Г. Здравомыслова, H.H. Лапина, В.В. Лапкина, Н.М. Клямкина, Б.Г. Капустина, О.М. Штомпеля и других. В исследовании использован, в первую очередь, социокультурный подход, позволяющий рассматривать трансформацию ценностных ориентаций культуры постсоветского общества в единстве социальности и культуры, воспроизводимой в деятельности людей как субъектов социокультурного воспроизводства.
Наряду с социокультурным подходом, в работе используется интегральный подход, т.к. этого требует изучение трансформации ценностных ориентаций культуры постсоветского общества. Основу исследования составляют культурологические, общефилософские методы: системности, конкретности исследования, всесторонности, конкретно-исторический, сравнительного анализа, метод единства логического и исторического, структурно-функциональный метод. В диссертационной работе использовались данные статистики, социологических исследований.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- систематизированы принципы культурологического подхода к ценностям и ценностным ориентациям;
- исследовано функциональное различие ценностных компонентов в социокультурном процессе общественного развития, выявлены два типа ценно-
стей: ценности, модернизирующие социальную систему и ценности, воспроизводящие существующую социальную систему, стабилизирующие ее;
- рассмотрено взаимодействие возникающих в условиях социокультурного кризиса альтернативных тенденций трансформации ценностных ориентаций: движение к высшим трансцендентным ценностям и движение в сторону утилитаристских ценностей;
- проанализирована ситуация ценностного дисбаланса и дезориентации в культуре постсоветского общества как результата кризиса социализационной системы российского общества на рубеже тысячелетий;
- проведен комплексный анализ ценностной картины культуры в индивидуализирующемся российском обществе, которая характеризуется антиномич-ностью, неустойчивостью, аномией, а также маргинальностью, т.е. пограничным состоянием между разными ценностными системами.
На защиту выносятся следующие положения:
1 .Культурологический подход к определению ценностей и ценностных ориентаций основывается на следующих принципах: принципе деятельностной природы человека; принципе взаимопроникновения культуры и социальности; принципе социокультурного баланса, динамического равновесия между ценностями и социетальными компонентами, как условиями устойчивости общества; принципе симметрии и взаимообратимости социетальных процессов; принципе необратимости развития социокультурной системы как целого.
Ценности - социокультурные качества, которые приобретают в социокультурном процессе различные социальные предметы, события, социальные отношения, личностные качества. Ценностные ориентации - это субъективные личностные диспозиции по отношению к существующим в определенном социокультурном пространстве ценностям. Они связаны с экзистенцией личности в природе и обществе, е�