автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.05
диссертация на тему:
Лингвотилистические параметры текста эссе (на материале французской литературы)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Садыкова, Лариса Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.05
Автореферат по филологии на тему 'Лингвотилистические параметры текста эссе (на материале французской литературы)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Лингвотилистические параметры текста эссе (на материале французской литературы)"

:ТЗ' О ОТ

Московский ордена Дружбы народов -1

государственный лингвистический университет

На правах рукописи

САДЫКОВА Лариса Владимировна .

• ^ - - " ' \

ДИ н ГВОСТ И Л И СТИ Ч ЕСКИ Е ПАРАМ ЕТРЫ_ ТЕКСТА ЭССЕ ■ (на материале ф|ранцузской литературы)

' > " -г

»

Специальность 10.02.05 — Романские языки

Автореферат диссертации на соискайие ученой степени кандидата филологических наук

/

Москва 1992

/

Работа,выполнена да кафедре лексикологи!! и'стилистика фраи-'цузекого языка Московского государственного лингвистического уни- '

' ■ - У

перемета. ■ . - • ; '

^НАУЧНЫЙ Р/КОВОДьТГЕЛЬ - к&вднд'ат'филологических наук, доцент * '-. . С.Ю.Завадовская 1

^"Ь^ЦИА^йЛиЕ 0Ш1ШШШ- -чдоктЗр филологических наук, профессор

V V

' -. ^ А.Г.Басманова _

• кандидат филологичееклк наук, доцент ,

' ' Е.А.Кожемякина * . ~

. . БОДРАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - - Московский государственный педагоги' ; ' _ ' " ческий университет.;

' ■ Защита состоится " у " _г.' в уУ " >час, .

, на-заседании спв^иалйзмрованного совета К 053.17.02 по присуждению ученой степеш кандидата'филологических наук в Московском государственном лингвистическом'уяиверемтет'е^йо адресу: 119300 Москва, ул.0стокенна,36. , "

С диссертацией мокно ознакомиться в-библиотеке Московского

4 I ■ *

ордена Дружби народов госу деретьешюго лингвистического ушверса-

> '■ ' I .

тзта. у - ■ • ' ч'.

Автореферат разослан "/4" //С^С^Ь-" 1992 года. - .

Ученый секретарь - /

специализированного совета рнацепа З.К.

июнЕэгй

•7™

Реферируемая диссертация поовядена Исследованию известного 1роко распространенного о мировой литераторе вида текста, принадлежащего к жанру эссе. В работе предполагается выявить его основные текстовке характеристики.

Материалом для настоящей работ послужили конкретные тексты*, наиболее характерные для жанра эссе во французской литературно!? традиции. •

£к1>йльность_темы. Текст эссе до сих пор, насколько ньи- известно, но был объектом комплексного лингвистического системного исследования. В связи с возросшим за последнее время интепясок и лингвистической интерпретации различных текстов отсутствий исследований по текстам эссе представилось явным пробелом, который М1 и постарались заполнить.

До недавнего времэни для отечественных и зарубежннх исглвдеваний эссе общим являлся закономерный интерес к литературюведч®' -ко.чу аспекту данного канря /М.Вютор, К.Старобинский, Р.Шч'жш«:( .З.ГреЯ, Й.Терасс, М.М.Каджарова, Д.И.Кайлибаева, Ю.В.ЗшовпЛ Основное внимание уделялось изучению эстетнчосиих кредо, &илсс»;-ски5с концепций эссеистов, характерных признаков эссе как г,•»»!.>:. Для настоящего времени, когда интенсивно развивается нов ш яямчс-ведческая дисциплина - лингвистика текста, необходимые и •

кым становится исследование лингвистической специфики в?с

через выделение релевантных текстообразующих параметре!), мте"'"-риальных признаков, присущих такой единице интеракции.

Данный подход соответствует ведущим тенденциям шэр «тля со- • ременного языкознания: интерпретация различных ванров кр'-Р.п»* с с Л03ИЦЛЙ об'чоЛ теории текста, коммуникативно?! лингвист р.ш речашч актов н прагштки /В.Д.К&ер, Л.С.Бар:<уда51С|е .¡V.-зинкй на, М .11. Коми ¡а, 3. Л.Хованская, М.Анхоно, Ц.Тодоио: , .....> ■

Т.ван Д. к/.

Научная новизна представленного диссертационного исследования заключается в следующем:

- впервые проводится анализ ;канра эссе как целостного коммуникативного образования/типа текста/;

предпринятое системное описание такого вида текста, его комплексная длигвосгилнстическвя интепретйция позволили выявить харакгер организации и функционирования эссе, ввдслить и определить как нормативные релевантные текстовые характеристики, обозначенные в настоящем исследовании как дингвостилистическле параметры, которые обеспечивают связь мекду экстраллнгвистичесюш и лингвистическим в представленном типа текста;

- впервые в отечественной лингвистике изучение эссе проводится на материале французских литературных текстов / на английском и американском материале имеются работы, в основном, литературоведческого характера/;

- избранный синхронно-диахрошшЯ подход к исследуемо* проблеме позволил показать как проходило становление, развитее и функционирование эссе как коммуникативного образования в системе текстов французской художественноР прозы на протяжении всего периода его существования;

- жанр эссе определяется как межстиле вое явление, характеризующееся шип-лмем разнообразных: черт публицистического, художественного, научного стилей, устной ораторской оечи, и отличающееся разноплановостью и многоаспектностыо реализуемых в нем коммуникативных целеустановок: волюнтатиэной, репрезентативно^, аппеля-тивноР и фатичйской.

Оеножад_цоль работы - определение жанра эссе как типа текста

/ в этом заключается наиа научная гипотеза/. Необходимо С л о вычленить в системном ряду текстов общехудогюственного сс'зржа-н'ия конкретные лингвостилистическне параметры, которые мс 'лл бы огюеделлть характер организации и функциониротния эссе р-нг осо-(1ого, отличного от других целостного коммуникативного образования, Наряду с этим необходимо било исследовать причины однонаправленного отбора яздаовнх средств, которые задают пара!.'.чтры текста эссе и определяют, его специфика, а также установить коммуникативное назначение такого типа текста.

Рабочим и отправным в настоящем исследовании стало с .здую-щее определение жанра эссе: нанр эссе это особый тип текслч целостное коммуникативное образование, в основе которого ле?чт "трансцендентная" структура, служащая передаче С-моделей, свойственных данному типу текста /проблемы абстрактно-этического порядка/, характеризующиеся следующими лингоостилистическик.) параметрам;!: явно выраженная авторская интенцнональность, аргжента-.тнвниЯ хара}(Тер развертывания текста, объективно-субъективный ело-

г

сой организации информации, непосредственная л постоянная знпеля-цчя к адресату, специфику которого такя;е определяют однонгнрав-ленио отобранные я специальным образом организованные яэыкодае средства и набор релевантных коммуникативных цечеустаново . (волжн-тативная, рспрееентатардая, аппелятавная, фатнчосгсая), об,-слов-ливаовдх общую коммуникативно направленность данкого ток:тобогс целого".

Мсто,у,,)ка_11_сследоват!Я. Основным методом исследования яьнра эссе как текста особого типа, установления обдмх закономерностей его организации является комплексная интерпретация текста лрад-лог.енн&*> профессором З.И.Хованско!!. Данный метод является

отценным способом в обнаружении тех механизмов, которые приводят в действие исследуемое текстовое образование. Он позволяет проследить свлзп между лингвистическими данными и £нешпел«шгэисти-«юскими Акторами, обусловавшма выбор отправителем речи такой формы излокенля для передачи процесса осмысления окружающего мира. Использование дедуктивного метода направлено на выявление константных текстовых структур; синхрошю-днахронный подход позволяет проследить как проходило формирование и функционирование наделенных лингвостилистических лараыетров, а таюте вариативные возможности их реализации в тексте эссе /отбор лекепкограммати-чееких и синтаксических средств/ в тот или иной период. Плодотворными для проведения историко-стилист ноского исследования эссе явились основные положения стилистики декодирования, разработанные И.В.Арнольд на основе теории шфо^лации К.Иеннона: важным для обеспечения адекватного декодирования представленного текстового образования стало выявление не самих языковых средств, а определение направленности июотбора, комбинации и взаимодействия в условиях текстового целого.

Теоретической основой работы послужили также базовые положения, лингвистики текста, таких ее разделов, как грамматика и стилистика, теории речевых актов и прагматики, теории коммуникации, разрабатываемых в настоящее время отечественными учеными Н.Д.Арутюновой, В.С.Степановым, И.В.Долининым, ¡0.1.1.Лотманом, В.Д.Наер и .другими.

1Н^Ч1М2С1Ь исследования заключается в том, что системное описание организации текста эссе, его комплексная л;'.Н1'вйстплиотичоскал интерпретация позволили выявить специфику исследуемого функционального типа текста, характер ого оргапиэа-

imh и фумк«1ионировашя как едашцы нмтеракции. Исследован - • конкретных типов речевых произведений обогащает и стимулир^.т развитие общей теории текстп. Комплексный, лингвостилис'гиче-.'гп«»1 подход к изучен.!'!} тексте приводит в каш дай к разрушен;« - искусственных барьеров между различными филологическими диецу ,; , тормозившими в середине нашего пека распитие филологии, -/'оме того, исследование такого сложного и многоаспектного обтгкта, каковым является у.анр эссе, позволяет нам глубже прошквуть в природу человеческого познандл и способов его вербального выражения. Необходимо текке отметить, что предлагаемая работ-, является ещо одним подтверждением необходимости и цзлесообрг шости комплексны;; исследовании текста. Исследование объекта в единстве формы и содержания, в комплексе всех его компонентов и ¿ровней способствует более глубокому и полному изучении сущности рассматриваемого феномена, обеспечению его адекватного воспривыя ре-нкгменгом.

Практическ&я_денность наследования заключается в с."г дующем: в настоящее время степень владения языком определяется ' viies степень владения типами текстов: чем больше }ипов текст< ¡. кокет продуцировать, пошмать й использовать" говорящий на том и.'ы иное, «зыке, тем шире диапазон его речевой деятельности. С этс.'- «точке зрения теория типов текстов тесно соприкасается с теор'»« . и практикой обучения языку.

Полученные з ходе доследования результаты /язнково' .. аодб,. жателышч аспекты проблемы/ могут бить использована на :•■■.кятияч по следуюцик учебным дисцлпллнем: литература, стилистика и им-тзпретация тексту, лингвистика текста, речевой эт>п-:ет, t таю;:'; ирк состовлент. лекций по длимым днецаплямаи. Болкао!» lu^cpse

представляет исследование языкового материала е плане выявления специфики его отбора, организации и функционирования для обучающихся нь факультетах ¡журналистики. Вад;шм результатом работы является исследование содержательного аспекта эссе: отличающая его фк-г.ссофекая и концептуальная напраьленность является необходимы;.! условием формирования положительных личностных качеств человека, совершенствования общества как социального института.

Корпус исследования составляют эссе французских авторов, начиная с ХУ1 века - времени появления. ка свет данного жанра и до настоящего времени - периода расцвета эссекстики, Зто эссе следующих французских авторов: Ы.Шитвиь "0пыты"ХУ1 век, %.Ла-брюйер "Характери"» Б.Паскаль "Мксли" "УН век, ¡¿.Монтескье "О духе законов" ХУХН век, Й.Мишле "История французской революции", Ш.Сект-Бёв "Беседы по понедельника;..'' XIX пек, М.Бланшо "Бесконечные размышления", Й.Барнанос "Волыни; кладбища под луной", А.¡Само "Миф о сизифе", Й-Г1 Сартр "Знакстенцналиом это гуманизм", -Э.Морен "Человек и смерть", П.Йардан "Человеческий феномен", Р.Кайуа "Человек и свяченное" XX век. •

Выбор эссе этих авторов определяется следующими факторами. Во-первых, ванностыо хронологической последоватечьности для осуществления предпринимаемого синхронно-диахронного подхода к исследованию данного текстоэого образования. Во-вторых, ото эссе, в которых философские, научные, отическио и художественные задачи составляют единое целое / идет ли речь о человеке как об индивидууме со всеми присущими ему положительными и отрицательными качествами или об обществе как о социальной институте с его религией, историей, политикой, философией и моралью/. 3-третьих, необходимо показать, что эссе относится к высшим достижениям

мировой литературы вне зависимости от эпохи или авто^ст.-.в.

Ап^оба^щ оаботн^ Диссертация обсухдена на кафедре .•;>„•!•• си -колоти и стилистики французского языка Ыосяоескорс гос, н-арствен-ного лингвистического университета. Результаты исследов'-мя апробировались ш конференции молодых ученых Института -.зетоз-на-ння АН СССР в 1990 году.

Структура / содержание диссертации обусловлены иэлохенкмми вше целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность, новизна, теоретическая значимость а практическая ценность работы, определяется методика исследования,

В первой главе дается анализ тех'проблем лингвистики текста и лингвостилистики, которые являются существенными для изучения ягнра эссе как текста особого типа, целостного коммуниьативного образования. Определяются истор.гко-лпнгзкстаческне характеристики жанра эссе, представлена эволюция его становления и раз и.имя ьо французской литературной традиции.

Во второй главе работа рассмотрен цэлыЛ> комплекс характеристик текста эсса. Среди кик, аргументамвнь:'! характер' к объек-т'.'.сно-суйт.ектишн^ способ 'организации информации, способа вира»е-ния авторская инти-щиональности, особенности аппеляцчи к адресату. Эти и .другие характеристики текста эссе исследится в многообразии л:< функция и средств вербализации.

В заключении диссертации обоб'да.отся результаты иосл-эдопакил и наыечаитея путл дальнеПиего иаучаиая л.чыкозых а нкиат.о»и>: особенностей текста эссе. чается, что эооросп;Г' '/.нтерсс линг-аистов к изучении разл:-я::;ых т-зкстоеих ойраэоы'Н«?, хакс мды нв-

ляются стили, поде тили, жанры, открывает большие возможности в иаученпл принципов отбора, организации и изложении в них вне-речеЕсго материала.

Возникновение эссе как нового литературного жанра относят к 1533 году времени появления ка свет известкой книги МЛ'овтенд "О.и'ты" /в которой,согласно заь-ыслу ее создителя, художественны* способ видения мира выступает в единстве с элемента-ш научного познания, М.Лйнтень был одним из тех, кто закладывал основы опытного познания толькс не в научном, а в литературно-гуманитарном направлении, что, однако, не исключало признание опыта, эксперимента основным источником истинного знания.

М.Монтень в заглавие своей книги гчносит, слово "эссе" /опт/ в значении попытки, пробы в передач^ личного, а также общечеловеческого знания, жизненного опыта. Анализ ...логоэначностк человеческого существования осуществляется, на перы-й взгляд, хаотично. Однако, несмотря на калучуюся обрывочность, фрагментарность, 5

Хаотичность, просматривается четкое движение - мысли автора в поисках истины, в нахождении ответов. Таким образом,'название книги М.Монтеня "Опыты" становится обозначением одного

из новых жанров - жанра эссе, широко распространенного в настоящее вреыя во всех европейских литературах.

Слово "эссе" происходит от позднелатинского "клааХто.раааео, ро1йв / вес, взвешивание. Дальнейшая эволюция этого слова привела к появлению новых значений и соответственно новых слов, та-/ ких как ", значение которых

в самом обцем виде ыокно представить как первую попытку, пробу тецтелд, художника, философа, ученого в представлении своих выедав и сукдсшй по интересующим и волнующим их тем и л л иным

проблемам человеческого бытия. Таким образом, необходимо о ::етитъ вожлость этимологических трансформаций слоив "эссе" для обеспечения его адекватного восприятия как ¡канрового и текстовог> образования.

Появление нового литературного жанра было не случайны.",. Оно было предопределено предшествующим ходом развития литературно Р традиции не только Франции,, ко и Античности, «стоки эссе как жанра моано наР.гн в "Диалогах" Платона, "Моралиих" Плутарха, "Эпистолярных посланиях к Луцилиусу" Сенеки и многих дуугик про-изседенляч, где на первый план вастгупала личность автора /цементирующей оснозой текста эссе является прекдз всего личность автора, единство его философско-зстетичэских: воззрений, своеобразие его индивидуально?' картины ¡мра/.

В истории становления и развития канра эссе зо францунско!* литературной традиции можно выделить два синхронных среза. Такое деление основано ка различиях в системе способов номинации объективной действительности. Первый синхронный срез составляют произведения эссеистов ХУ1-ХУП1 веков /М.Монтеиь, Б.Паскаль, дС.Ла-брюйер, Ш.Монтескье,. Л.Зовеиарг/. Второй - э-*го эссеистпческие произведения Х1Х-ХХ векоЬ /ш.Сент-Ве'в,' Х.Лекетр, К.лндле, Л.Камю, А."оруа, К-П.Сартр, Э.Корен, М.Бланшо, Ь.Бернаиос, П.Шардем и другие/.

Эссеистика первого периода полностью соответствует требованиям норм антично?! риторики, отличается лаконизмом и коммуникативной ясность®, эксплицитным выражением отношения адресанта к фактам. Несмотря на камуцуюся свободу изложения мысли,'реч;. эссе обдумана, систекатлэирована. Языковая форма полностью подчинена основной целя: выражению логики мысли, воздействию на получателя

рочм. Йсселстпяу данного синхронного среза отличает минимальная частотность структур разговорно* речи. Сценочность носит открыта", иптека'.гвгсГ' характер.

ОссенстичесХие произведения Х1Х-ХХ, веков отличает потменная частотность структур экспрессивного с;;нтакс.-.са: эллипсис, г. с и тор к, градация, инверсия, параллельные конструкции. №с использование направлено кц активизацию внимания адресата, актуализацию связи "астср - читатель", ритмизацию речи, облегчаюоую процесс восприятия информации. Сродства .экспрессивного синтаксиса выполняет наглядно-кенкретизируюцую функцию, подчеркивая логическую, понлтиРкую сторону высказывания. Высокочастотны структуры разговорного стиля.

Следует отметить, что на протяженна всего периода своего существования эссе функционирует как кежст^левое явление, объединившее ь себе черты многих стилей и гхянров, преимущественно публицистического, научного,- художественного, ораторского. Общепринятой на настоящий мскэнт является точка зрения в соответствии с которой жанр оссе относится к публицистическому стилю /'.!.;,!.¡Кад-»:ьрова, Л.В.Константинова,. Р.В.Ежковь/. Тако? подход, с кешв" точки зрения, (.пикает адекватность восприятия реального статуса оссе как коммуникативного образования я как эстетического объекта, который отличают серьезные философские обобщения, острый публицистический анализ, худо?юственно-образная конкретизация, логичность изложения, ораторская организация речи. Представляя, таким образом, своеобразный канал передачи экстралингвисткческого материала, эссе становится действенным средством реализации авторских нптенциИ, направленных на обеспечение максимального воздействия на получателя речи и убеждения последнего з истинности надвигаемых

адрьсантоу суэденнЧ. Следует отметить, что в тексте эссе находит свое виракепле направленность деятельности адресанта на формирование новых, соответствующих мировосприятию последнего, сте-реотапоз ушления и поведения, а такяе на разруиенно старых стереотипов, что представл-ется весьма ваююй задачей из-за устойчивости этих счереотлпол. Процесс освоения окружающего бытия, представленный в эссеистчческнх произведениях, направлен на его совершенствование, в частности на совершенствование человека как личности, общества как социального института с его политикой, культура?, идеологией, религией, нравственность» и моралью.

Двно_вкрйяе.киая автоде^кая ииг атональность. Одним из основ-н .х свойств любого речевого действия, а также речевого произведения признается интеымон&льность /намеренность в осуществлении того или иного действия/. Характер проявления интенциональноети в различны, . типах тестов варьируется з весьма широком диапазоне, что определяет возможность ее рассмотрения как одного из критериев типологиэацик, отнесенности определенного корпуса текстов к одному.из текстовых типов. Донный механизм обеспечивается за е.ет-'того, что та или иная ситуация передается соответствующими языковыми средствами, обусловливающими устойчивость каздой из них, а, как следствие, образованна текстовых типов. Такое положение релевантно для эссе как типа текста.

В данном текстовом образовании мнтенциснальность носит явно внраженкыЧ характер. Тот факт, что она реализуется на уровнях текста - лексическом, синтаксическом и стилистическом - свиде-те/. стаует о широком диапазоне де'ств^я данной текстовой категории. Другими словами, ясность, отчетливость намерении адресанта в тексте эссе является одним из его неотъемлемых и характерных

1Г -

свойств, определяющих специфику организацию и функционирования такого текстового образования на протяжении всего периода его сущестиова.чия ро франц,зско1 литературной традкцла, независимо от авторства или япохч.

На лексическом ур- вне это проявляется в эксплицитной внра-женности целевые установок ассеистнчссних произведешь. Четкое ■ и ясное раскрытие целеГ и задач, а таете определение круга тем, рассматриваемых в «ссе. достигается за счет использования яекои-ко-грамматичоских средств описательно-декларативного характера: вцделптелького оборота "с'ast.. .qua ", глаголов "ci'scr ire, examiner ,peiud.ro" Зд.ЛаСрю^ер в своем эссе "Характеры" сообщает, что "ce soat les caractères ou 1er. тээ-игз ce siècle que je t. écris, ;je вд suia d'y peindre les homsaea en général сожаэ âem ral-sone (qui егтгппЬ oaïis l'ordre rte. a chapitres ùans uns certaine oui ta inxoiutlble des rei'leaiona qui les cowpoeeatШ.Монтескье также определяет четко свои цели "О"est ce que j'eatra-

prentis dons cet ouvrage, ¿'eaainius-rai tous (ses rapports ¡ils forment tout ensemble as qu'on appelle 1*esprit des lois". Д.Камю в эссе "Мг,ф о сизифе": trouvera ici la description à l'é-

tat pur ,d' un mal àa l'a-sprit." Пе; зчакь примеров ыожет быть продолжен, однако, характер иктенцнональности останется прежним -эксплицитно выраженным.

К стилистическин средствам выражения авторской интенциоиаль-ности следует отнести прежде всего фигуры экспрессивного синтаксиса - риторические вопросы, параллельной конструкции, выделительные обороты, градация - все то, что способствует четкому и ясному рк-ьрытла намерений адресанта, выявлении ого позици« по тому или иногу вопросу, передаче авторского восприятия округг.авцей действи-

телькости. Усиливая прагматический о&^икт текста эссе в целом, повышая емоциональнуо насыщенность отдьлыщ < его фрагментов, представленные сродстве, способствует созданию о.'/.оциокальноН атмосферы восприятия предлагаемой адресанту ин&орыацгл и обеспечивают условия для адекватного ^кодирования нацарениГ' создателе? эссеисти-чсских про'Зьеа,они.>.

Е.'йшле d своем эссе "Histoire de la ¿évolution française " г.сследус-т такое ояошов социальное яэлеше как религия: ее происхождение, роль я социальную направленность в обществе, сущностные cflolicTpa. Автор, рассматривая отдельные аспекты данной проблемы, ставит своой задачей найти причины чрезвычайно пирадоксально-г положения, когда религия,, бу;|учи проповеднице!? любви, мира, добра, становится, причиной пролития крошг. Оформляя своп мысль в риторическую форму, адресант стремится обеспечить более эмоциональное и с гспрзссирчоо изложение проблемы, представить свою позицию по даиноцу вопросу - неприятие такого положения ве^ей " Je no suis souvent dent rua à ев. poursuivant la soabra ôtuiia du -.oyea âçe », .соидаеаЛ la ràliJriûix.la рХцз douce dans son principe, оa11в aux part de 1'ашоиг eUe-aêae a-t-ella donc pu couvrir.le noua» do es S te vaste asr da^S-нсву приведенного риторического высказывания составляют результаты его исследовательской работы, которыо представляют дпо отчетливо вираяенныа точки зрения Мишле по данному вопросу. 3 формулировке первой он исходит из частных наблюдений "jo во suis souvent daaaadà" и представления конкретных черт религии "celle qui part l'amour ,1а »Sligioa la. plus doi .a", во агорой, он приходит к обце? законошрностн "oo.ameut d-t-allo .pu cou/rir lo погЛз il* coftte v^sta гадг do кии; "...

'ЛцательжГ: анализ показывает, что маель адресата передача

путем логической расчлененности, основанной на антитезе. При этом, противоположности .ыраясши с помоцьа эмощ;ональнэ-оцепзчного эпитета "?л jollín do"tis|" и 1.р::ема пореоии^жации "cslle qui parc tie l'amour elle-mcno", с другой сторож, при г.омот,и метафорического сравнения "covrerir 1э ш'id-.? áa not ta vaste ner da earv; . Максимализм характеристик усиливает осуществляемое воздействие на ¡эмоциональное состояние дресата, способствует более четко?* и даже жестко!» акцентуациг своих ¿ассуздеш" и HûMf;pemft.

2Sa2âiíг£P_Pl3sc;ЛIГfí0â!,Jlя_'I'S.к£'г¡i^ Выделенный на основе анализа эссе различных aiiTopos, представленнк? лннгво-стнлистеческий параметр определяется как константная текстовая структура, определявшая характер организации и функционирования текста эссе.

Целесообразность и правомерность выделения данного параметра, рассмотрения текста эссе как аргументатавкого типа сообщения определяется тем, что в нем основным средством организации информации и воздействия на реципиента является стратегия логической аргументации. Это означает, что двикеше идет "не естественным развитием оерна, данного в изначальной ситуации, а логическими актами в виде сопоставления, противопоставления, аналогии, доказательства или диалектического полагай.'.я, всеми темя средствами, которые представляют аргумента!!/.»" /Реформатский, 1967/.

Аргументирование з ходе речевого воздействия осуществляется при помощи использования различи« языковых и виедзыксьых средств, в основном, «нтертекстуальных конструкций-афоризмов, сентенци", максим, цитат с цель» порождения определенны* эмоций и O0jyaieH.iît, способных обс-спечлвать формирование новых, либо модификацию стари* .»3Hi4i.jibiux стереотипов поведения и мышления,

Проил"юстрируем ото на примере из эссе исследуемых авторов. В главе "¿>u pfeuantisria" из эссе М.Монтеня "-Sasais" a,¡ypeca¡if рассуждает о педантизм как об одном из отрицательных качеств, свойственных челоиэку. Чтобы убедить адресата в правильности it верности свое?, точки зрения, чтобы воздействовать на его эмоцио-наль.чо-ннт^иектуальноа состояние, автор оссе использует в качестве доказательств различные шиергексгувльииа конструкции: сентенции, афоризмы, цитаты. Все они объединени одним семантическим содорканием - неприятием ложкой педантичной учёности, которая оказывает отрицательное влияние на нравственность человека, его личностные полоягтельные качества.

Примерами собственно прямой речи могут служить следуоцяе высказывания исторических лиц и литературных деятеле"; "Но ненавистен мне учены!* вид педантов "/До Балле/, "Я ненавмау людей, не пригодных i. делу и при атом пространно рассуждающих." /А.Гелий/, "Они научились говорить перед другими, ио не перед самими собой" /Цицерон/, "Ненавижу мудрогб, который мудр не для себя" /Цицерон/.

В эссе Ш.Монтескье "De l'esprit das loid' различные формы ш.гертекста также играют большую и важную роль в организации повествования. В Главе " implication du paradase dos anciens par rapport аш люаигз'йдресант рассуждает о существующем в эпоху Античности отношении к музыке как к средству положительно воздействующему . на состояние человека, его нравственности и на состояние нравов в обществе, связывая это с тем, что музыка способна смягчить нравы и целать душу челоеека более нешюй, мягкой , воспринята вой к добру. Д'1я того, чтобы представить существующю точку зрения, адресант использует носвонную речь "?olyba,la ¡judíela:»

,гюиз dit era a lu niusiqucj ó t'a i t uéce.osaire pour adoucir 1оз moeurs .Via too ,.чп3 tots ,1? I u tar qui?,3 traboû oat penaS â» memo lu pm~ sffnrwe de la muniquu вир lea wûdurs."

- 15 -

í¡fáf>£.f£i по-с^бьйктп вниП Это

также константна лг-нг мстили стическяй параметр текста эссе, опредеАЯ»л1ий характер его организация на протяжении всего периода сущестгош-пя к функционирования данного текстового образования .

Основное коммуинкитнвно-прагттическос! назначение этого параметра определяется сл«ду»Ц'1« образом: передача обьептиано'' информации сопровождаете», суадониями, тешят, {»»эмшлешями отправителя речи в оссе. В соответствии с концепцией й.Кгиши, "со-деркащ^гсч в диктумо /фактическое содержание/ объективная гпформа-цил представляется в гопровоадэнии модуса /индивидуальной он нки/".

B.imhjm Mot.<cnTv,(.i является тот факт, что предлагаемая нн.ша-нию адресата информация / размышления о смысле №знч, о человеческих -положительных и отрицательных качествах, поступках, исторических к политических собьт-гк/ получена в результате больной творческоР к мыслительно'" работы эссеиста, личного осознания реального мира, окружающей действительности.

Чередоьанщ- личного и неличного способов представления i.i<-{юрг.агсгп коммуникативно и пригмат/.^ски значимо, так как при этой создается необходимая адресанту атмосфера восприятия информации я достигается значительны" стилистический .эффект, о'беспечпваюди'* глубокое эмоциональное ролде^суиив на реципиента, необходимые условия дли реализации на?1ер<г«м" адресанта, поставленных при этом комкугнкитиык задач.

В тыа-тс эссе суй-ьакткояи? или персональна" способ оргвки-зицм »(ффкчцри находит сроо щ-i»ос^дствмдаов выражение в порест-робвкмл w 1-го лиц';, яродоэим актуалпяито}лод которого являются -lí-fcUM гсстоимииг " je , i.iW и соотноелкке <■ нямп Крин глаголов,

оргшмауют ч> вокруг себя ..ижсичеокне, синтаксические и стилистические средства, ишичаюиэ сену лица.

Основной прпоиак местоимения " " - ото щмс^ап ему конкретная референция производителю высказывании. Эссеист, отожествляя себя с оубт.екто'- ьыокааыванил, стремится убедить адресата а ист'лнноси своих суидениП от споего собственного имени.

Объективный способ организации унфзрмции предполагает передачу объективной информация о фактах и яьленлч« окруаамцай действительности, излагаемой в каздом конкретном речевом произведении. Обеспечению оптимального уровня госпронзводения информации, реализации при этом поставленных комму ни кативши цеяз^ и задач с..особствугог целенаправленно отобранные лексико-граммбтические и синтаксические средства: неопределенно-личное местоимение "оа", которое выполняет генерализируюиую функцию, безличный оборот "х1у. конструкции, косвенная речь и другие языковые

средства, которым свойственен обобщающий характер.

Одной из релевантных черт объективации а тексте эссе является ее обобщенно-философский характер. Это связано с тем, что сановным ьредаетннм содержанием текста эссе являются серьезные коицептуалььые вопроси, связанные с фллософи««, моралью, этикой, психологией, с нравственными проблемами.

Анализ примеров проводится ка конкретном текстовом материале с учетом специфики организации информации в эссе. Объективация и субъективность тесно связаны излагаемым материалом - объективная информация сопровождается индивидуальными размышлениями и су); .ениями отправителя речи.

В эссе й.йернаноса (-гап.йз саш¡5с1йгоя аочз За Хил» " нредг.тавленм размышления о существовании "а.зя иа'о&аНде* - "'чиз

ne dir о 7. ciu*-- ces S9&s-là,las soldats êtaleat dos oalntaJton, Ja vous nrssure.cñ u étaient pas tos saints.Cètaioati à»в résignés. Il y а dans tcnt nomma une бпогшэ capacitó <ïo r&signatioa,l'homme ont; naturellensat r&sipjno.. .l'honrae est mturelloneirt r&oiçnÂ. Mai a nous aurioas tor âs croire que cotto rüsipoatioa ей fait un animal inoïfonsif .ïîlle concoatro en lui des poisons qui le rondjnt dieronible lo юпвпЬ vonu pour to«ta espèce do violence',.'

Чередование среде "•в субъективности /повествование от 1-го лица единственного п множественного числа " -¿о " и "nous"/ и объективации /безличный оборот "il у а" и местоимение 3-го лица " olle "/свидетельствует о единстве объективного п субъективного в тексте эссе как о его неотъемлемом свойстве.

ОдноР из основных синтаксических структур, обеспечивающих сб'ьективно-субьективниР способ организации информации в тексте оссе и определяющих в значительной море его специфику, являются восклнцательныз высказывания. Это связано с тем, что объективно-субъективное повествование всегда эмоционально, а "эмоциональное, как справедливо отмечает й.Балли, всегда тяготеет к восклицанию" /Балли, 1961: 351/.

В осееистичаских произведениях восклицательные высказывания могут начинать или заканчивать весь текст, или отдельные главы, или отдельные его раздели, способствуя таким образом-реализации тех или иных интенций адресанта: омоционольио настроить аудиторию, сделать акцепт на тоЯ или /.ной мысли того или иного произведения.

Больэуш стилистическим аффектом обладают те г.осклицательнуе-сыскозывония, благодаря которым достигается нооаидвшнй сдвиг в поеестЕовлмч. Это происходаг при переходе от беспрерывного авторского пог.естг-ования в субъективную плоскость пллоионля,

- Ы -

Нелоечедственная и постоянная апиеляция к адресату. Выделение данного лингеостилнстичеекл-о параметра основано на том, что одногс из ^choehuic смислових структур данного текстового образования является обращенность к адресату; А - адресант призывает В - адресата " совместным размышлениям над предлагаемым а каждом пндретном речевом произведении экстралинтписмческом материале; проблемамi абстрактно-этического порядка.

Коммуникативные роли адресанта и адресата а тексте эссе определены следующим образом; А - адресант - это реальная фигура писателя-эссеиста, чья идеологическая, этическая и социальная установки раскрываются получателю речи по ходу изложения информации. В - адресат - потенциальный читатель, на организацию внимании и ментальной деятельности которого направлена вся деятельность

«

адресанта,

В теките эссе, как отмечает Ж.СтаробиискиА, читатель - это "активно действуидая структура, конститутивный элемент всякого литературного произведения,'его "всевидящее око"" /Starohinsi, 15(6^/

Реализации речевого взаимодействия способствуют выделенные «..ми- квазидиалогические структуры: вопросно-ответные единства, риторически организованные выскаьывания, висказипання с императивной модальностью. Обеспечивая диалогизацию коммуникативного процесса, заключенного в тексте эссе, они обусловливают специфику его организации л функционирования.

Проиллюстрируем это на примере использования вопросно-ответ-ноги единства из эссе Э.Морена "l'homme et la mort ". В главе "l risque de mort'"13 вопросно-отаетноР форма представлен ход рассуждений и,цресамтя о том, что человеку свойственно рисковать жизнью. Автор задается вопросом, чем обусловлено, каковы причины •зовирвония такого акта. Несмотря па существующий всеобщ*? и то- 19 -

тальннП стра*:, страх перед смертью, люди рискуют 'Хе ris^uo de

mort eut 3e part loae nunreue de l'homme (lavant la nort puisqu* il contredit totaleme b et radicalement l'horrour da la mort. ïoufc-on,on c<? qui concerne la guerre,par 1er véritablement ¿Je

ricque û« mortîle mort risquée sur la champ йз bataille n'entoile pas plutôt ий mort subie aveuglement du fait ûa cette cécité à la nort que provoque la rassaissenont de l'individu par sou groupe ou l'exaltation amicale co'.nbab."

Таким образом, анализ конкретного речевого материала показал, что ганр ассе зто текст особого типа, целостное :оммуника-тивное образование, специфику организации которого определяют релевантные нингвостилистические параметры, функционирующее в системе текстофранцузской художественной г.роэы.

Основные положения диссертации освещены в следующих публикациях:

1. Лннгвостилисти lecitiie параметры текста оссе. Сб.научн.тр. Развитие речи и обучение языку. чЛ. Инст-т пч-я АН СССР Москва; 1990 г. стр.49-57.

2. Лингвистическая характеристика образа автора. Сб.научн.тр. Развитие речи и обучение языку ч.И. Инст-т яз-я АН СССР Москва; 1990 г. стрЛ51-161.

3. Аргументация в тексте эссе. Теэисн докладов конференции "Сек-.антико-прагматичесние и социолингвистические аспекты изучения языка". Иисг-т яз-я АН СССР Москва; 1990 г. стр.135-130.

V'i )П I л.

:«»к I4 8Ï

|_\ГЛ Л. 1.)