автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Лирический роман в поэзии Николая Михайловича Рубцова
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Киров, Александр Юрьевич
Введение.
Глава 1. Лирический роман Н. Рубцова в контексте русской литературы 195070-х гг.
1.1. «Лирический герой», «лирический адресат», «лирический повествователь», «лирический персонаж», «лирический цикл», «лирический роман», «эпический сюжет», «лирический сюжет», «сюжетная основа», «фабула» как взаимосвязанные цикловедческие категории.
1.2. Литературный процесс 1950-70-х гг.
1.3. «Тихая лирика» как явление литературного процесса 1950-70-х гг.
1.4. Основные направления творчества Н. Рубцова.
1.5. Рубцововедение как самостоятельная отрасль литературоведения, основные этапы его становления и развития.
Глава 2. Лирический роман Н. Рубцова как художественная целостность.
2.1. Обоснование проблемы.
2.2. Субъективная биографичность книги стихов «Лирика» (1965).
2.3. Экзистенциальность сюжетной ситуации КС «Звезда полей» (1967).
2.4. Национально-историческая проблематика КС «Душа хранит» (1969).
2.5. Диалог как художественная форма КС «Сосен шум» (1970).
2.6. Тема художественного познания и судьбы художника в КС «Зелёные цветы» (1971).
2.7. Художественное своеобразие КС «Подорожники».
Глава 3. Жанр лирического романа как воплощение творческой эволюции Н. Рубцова.
3.1. Поэтика лирического романа Н. Рубцова.
3.2. Место сюжета и фабульной основы различных типов в лирическом романе
Н. Рубцова.
3.3 .Художественный метод Н. Рубцова.
3.4. Художественный идеал православного христианства как текстообразующая категория и итог духовных исканий в поэзии Н.
Рубцова.
Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Киров, Александр Юрьевич
Личность и творчество Н.М. Рубцова, рассмотренные в том плане, в каком их интерпретирует современное культурное сознание, бесспорно, можно считать феноменом. Рубцов не вписывается в полной мере в рамки ни одного литературного течения 1950-70 гг. XX века. Биография Н. Рубцова, которую, пожалуй, можно соотнести только с судьбами романтических героев европейской литературы 19 века, воспринимается в свете различных, противоречивых и субъективных откликов современников. Стихи Н. Рубцова переведены на украинский, белорусский, сербский, румынский, латышский, японский и голландский языки. О поэте созданы телевизионные фильмы, пишутся стихи и пьесы. Его именем названы улицы в Вологде и Санкт-Петербурге, в Москве и на его духовной родине, в посёлке Никольское, открыт мемориальный музей Н. Рубцова, а в городах Тотьма, Вологда и Череповец поставлен памятник. Имя поэта в 1992 году было присвоено малой планете № 4286. В русской литературе была учреждена (1994), а затем получила Всероссийский статус (2002) премия «Звезда полей» имени Н. Рубцова, реализуется программа «Фонд Н. Рубцова», в целях которой популяризация творчества поэта; поддержка литераторов, развивающих традиции русской литературы; помощь детям, оставшимся без попечения родителей (одним из попечителей «фонда» является дочь поэта, E.H. Рубцова). В системе интернет существует специальный сайт http: // rubtsov. id. ru, посвящённый его жизни и творчеству. Поэзия Н. Рубцова прочно и навсегда вошла в читательское сознание как лирика души и сердца. Композиторы, художники, поэты видят в его творчестве источник вдохновения, способствующего высшему проявлению человеческого духа.
Актуальность проблемы определяется всем многообразием творчества Н. Рубцова, а также работ и статей, ему посвященных, что позволяет говорить о развивающемся процессе становления рубцововедения как самостоятельной отрасли литературоведения. Это, в первую очередь, связано с возрастающим интересом к поэзии северного автора. Названная тенденция отражается также в развитии исследовательской работы по изучению биографии Н. Рубцова. О его личности и стихах писали В. Астафьев, В. Бараков, В. Белков, В. Дементьев, В.
Кожинов, Н. Коняев, С. Куняев, В. Коротаев, Л. Лавлинский, А. Ланщиков, А. Михайлов, В. Оботуров, А. Павловский, А. Пикач, И. Ростовцева, Ю. Селезнёв, В. Солоухин и др. Поэтическому наследию Н. Рубцова посвящены диссертации В. Баранова, А. Науменко, Т. Подкорытовой, И. Ефремовой, М. Кудрявцева, Е. •
Ивановой. Рубцововедами была сделана попытка воссоздать полную биографию поэта (В. Оботуров, В. Белков, В. Коротаев, Н. Коняев), дать системное представление о поэтике его стихов (В. Бараков, В. Кожинов), подчеркнуть связь поэзии Н. Рубцова с традициями русской философской лирики XIX века (И. Ефремова), рассмотреть его лирику с точки зрения её народности (А. Павловский, В. Кожинов), дать критический обзор работ о его биографии и стихах (В. Бараков), выявить их влияние на советскую поэзию 1960-80 годов (В. Дементьев, В. Зайцев, В. Кожинов, В. Бараков). Обзор произведений Н. Рубцова и литературы о нём представлен в библиографических указателях. В 2000 году вышло собрание сочинений Н. Рубцова. Однако, при всём многообразии монографий и статей о личности и творчестве поэта, в современном литературоведении ещё не дано на данный момент системного представления об основных проблемах его творчества и идеях, связанных с интерпретацией решения этих проблем. Так, например, практически не ставился вопрос «Н. Рубцов и Православие», проблема «Лирический роман Н. Рубцова». Очевидно, этому препятствовало прочно укоренившееся ещё при жизни поэта представление о нём как о патриоте, чуждом, однако, христианской религии. При этом никто не может отрицать, что Н. Рубцов глубоко понимал красоту духовного подвига, сознательного отречения человечества от узкоэгоистических притязаний ради высокого идеала или нравственного долга — и воспел их. Представляется знаменательным также и тот факт, что поэт, большую часть жизни не будучи лично религиозным человеком, отдал дань глубокого уважения «Святой Руси» с её многочисленными безымянными народными подвижниками и праведниками, увидев в ней глубинное отражение русской национальной сути. Светлые стороны этой высокой духовности Н. Рубцов с удивительной художественной правдой
Ф запечатлел в образах своего поэтического мира.
Это определяет основную цель исследования - попытаться рассмотреть понятие «лирический роман» применительно к поэзии Н. Рубцова, проанализировать его содержательное и композиционное своеобразие на различных уровнях поэтики. Выбранная тема предполагает решение следующих задач: проанализировать и попытаться систематизировать литературно-критические исследования по творчеству Н. Рубцова, изучить биографическую литературу о поэте; рассмотреть понятия «лирический герой», «лирический цикл», «роман», «лирический роман», «сюжет», «эпический сюжет», «лирический сюжет», «сюжетная основа», «фабула» применительно к поэзии Н. Рубцова; реконструировать «биографию» лирического героя стихов Н. Рубцова, выявить основные её закономерности, опираясь на данные биографов поэта и интерпретаторов его творчества; проследить духовную эволюцию творчества Н. Рубцова; прокомментировать художественное решение вышеупомянутых задач, опираясь на описательный метод, а также методы сравнительного и типологического анализа.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Лирический роман в поэзии Николая Михайловича Рубцова"
Заключение
Исследование лирики Н.М. Рубцова в области её художественной целостности позволило прийти к следующим выводам.
На сегодняшний день можно говорить о существовании рубцововедения как самостоятельной литературоведческой дисциплины. Одним из его аспектов является проблема «Лирический роман в поэзии Н. Рубцова».
Рассмотреть понятие «лирический роман» применительно к поэзии Н. Рубцова, значит проанализировать его содержательное и композиционное своеобразие на различных уровнях поэтики, а именно: проанализировать и попытаться систематизировать литературно-критические исследования по творчеству Н. Рубцова, изучить биографическую литературу о поэте; реконструировать «биографию» лирического героя стихов Н. Рубцова, выявить основные её закономерности, опираясь на данные биографов поэта и интерпретаторов его творчества; проследить духовную эволюцию творчества Н. Рубцова; прокомментировать художественное решение вышеупомянутых задач, опираясь на описательный метод, а также методы сравнительного и типологического анализа.
Для изучения лирического романа Н. Рубцова перспективными являются литературоведческие термины «лирический герой», «лирический цикл», «роман», «эпический сюжет», «лирический сюжет», «сюжетная основа», «фабула».
Каждая книга стихов Н. Рубцова представляет собой своеобразную главу лирического романа, имеющего в своем генеалогическом древе русскую реалистическую литературу. В целом же поэзия Н. Рубцова — сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий, можем говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей (образы праведников, двойники лирического героя). При переходе от одной книги к другой мы испытываем характерное чувство интереса к сюжету - к тому, как разовьется этот роман. Разгадка успеха Н.Рубцова, его влияния на литературный процесс и вместе с тем объективное значение его лирики в том, что эта лирика пришла на смену умершей или задремавшей в то время форме романа.
Лирический роман Н. Рубцова обладает следующими чертами поэтики. а) Единством, обеспечиваемым сюжетно-ситуативными связями между отдельными стихотворениями и определенным набором черт личности лирического героя. б) Мозаичностью, так как лирический роман складывается из некоторого множества стихотворных новелл. в) Сюжетностью, обусловленной общей задачей автора, - показать узловые, переходные и в то же время взаимосвязанные моменты в жизни лирического героя. г) Конфликтностью, драматизмом, так как в основе любого стихотворения, а также ряда стихотворений, образующих «лирический роман», лежит психологически значимое событие, чувство, впечатление, потрясшее автора и потому подтолкнувшее его к написанию стихотворной новеллы и романа в целом. д) Системой символов, или образов-символов, создающих образную картину внешнего мира и макрокосма поэта, выполняющих в композиции роль своеобразного костяка, фундамента целостного образа действительности.
Лирический роман есть художественное воплощение судьбы одного лирического героя в творчестве определенного поэта.
Этот роман складывается из ряда поэтических новелл (отдельных стихотворений).
Повествовательный, сюжет в нём намечен только пунктиром, предпосылки сюжетной организации и её развязка могут быть неизвестны читателю. Иными словами, сюжет не реконструируется в полном объеме.
Это - душевная драма, изображенная в самый острый момент своего развития, в ситуации, раскрывающей суть драматического конфликта и освещающей образы лирических героев и их взаимные отношения, но только в той мере, в какой это нужно для художественной цели автора-лирика.
Решающей в создании впечатления сюжетности является повествовательная интонация, наличие рассказа о каком-то событии из жизни лирического героя.
Рассказ может быть развернутым или ограничиться намеками на сюжетную ситуацию.
Эпический сюжет лирического романа Н. Рубцова представляет собой биографию его лирического героя. Большое количество дополнительных сюжетных линий, мифологем, библейских реминисценций, включённых в лирических роман, делает субъективное, личностное его начало объективным. Это судьба лирического героя, судьба его поколения - людей, детство которых совпало с Великой Отечественной войной, обобщённо-символическая картина человеческой жизни в её доминантах и, наконец, судьба России.
В основе лирического романа о герое Рубцова лежит драматический (и даже трагический)' конфликт, обусловленный разладом внутреннего мира героя и окружающей его действительности, а также всей остротой его мироощущения, давлением социально-исторических обстоятельств, наконец, духовным и поэтическим призванием лирического героя.
В лирическом романе Н. Рубцова представлены следующие типы лирического сюжета: «движение сквозь пространство и время», «переход из одного состояния в другое», «гармонизация», «преображение», «иронизирование», «интерпретация», «обретение того или иного начала», «двоение», «отторжение», «взаимодействие человека и бытия», «рефлексия», каждый из которых является определённой стороной художественного метода познания действительности автором, определяющего поэтику произведения в целом.
Факторами, определяющими генезис данного лирического романа, являются креатив личности Н. Рубцова как фундаментальный творческий слой, определяющий устойчивое единство всех порождающих художественный текст; стиль мышления поэта, определяющий внутренние связи текста, его структуру и художественное своеобразие; характер активности его личности, определяющий потребность и способность воздействия на людей.
Наследие поэта как в общем, так и в отдельных элементах (темах, циклах стихов, отдельных стихотворениях) тяготеет к концептуальности, автор стремится к глобальному мышлению, к решению общемировых проблем, к осознанию состояния мира. Поэта интересует судьба и его героев, и человечества, он мыслит в масштабах истории, с нею соотносит содержание своего творчества. Художественная реальность произведения концептуально нагружена.
В плане авторской позиции в лирическом романе произведения Н. Рубцова отличает зрелое содержание, обусловленное богатым жизненным опытом, вполне устоявшееся отношение к разного рода жизненным явлениям, в его стихах привлекает гуманно-разумное отношение лирического героя к людям, их действиям и поступкам, доверительный диалог с читателем как с другом, как с человеком одной общей судьбы или как с человеком, только входящим в жизнь, которому стоит рассказать о своей жизни.
Лирический сюжет всего лирического романа Н. Рубцова обнаруживает себя на трёх уровнях: уровне чувств (раннее творчество), уровне философии и уровне откровения — и развивается от одного к другому.
Мироощущение автора развивалось в следующем направлении: от субъективной биографичности к экзистенциальности мышления, развитию национально-исторического и православно-христианского начал.
Лирический роман Н. Рубцова не является иллюстрацией ни к философии, ни к религии, ни к политическим идеям. Поэт перерабатывает собственные наблюдения над жизнью, создавая целостную художественную концепцию и заново открывая нравственную сторону православия. Последние два сосуществуют на протяжении всего зрелого творчества поэта, дополняя, а нередко и перебивая друг друга. Кульминацией лирического романа Н. Рубцова является наметившийся в позднем творчестве переход от интеллектуальных поисков к чувственной вере, эволюция от сакрализации природного пространства до литургизации природных явлений, от философствования к откровению. Она была подготовлена традицией фольклора, русской и западноевропейской классической литературы, философии и религии и создавалась в контексте советской культуры.
Лирический роман Н. Рубцова представляет собой новый в 1950-60-е гг. тип классического реализма - духовный реализм. Его предметом является большей частью не «объективная действительность», а некая «горняя реальность», которая время от времени проявляет себя в земном мире.
Темы покаяния, искупительной жертвы, подвижничества, храма, ведущие в творчестве поэта, - приметы подлинной духовности и, по сути, краеугольные камни христианского православия, евангельского и народного христианства являются основными в лирическом романе
В лирическом романе Н. Рубцова отчётливо звучат мотивы и темы Священного Писания: евангельские мотивы кающегося грешника, блудного сына, сеятеля, библейского Пророка, вечного Храма. А позднюю лирику Н. Рубцова пронизывают настроения апокалипсиса, катастрофичности, неблагополучия в мире. Религиозные мотивы служат определённым каркасом, на который опирается рубцовский художественный мир, и усиливаются во второй половине творчества поэта.
В своём творческом методе Н. Рубцов не останавливается на чистом анализе факта. Он показывает, что, очистив идеал и себя самого от грязи, мы останемся не при чём ином, как при идеале христианском, что последний не исключает собою, но объясняет и совершенствует всё, что только есть доброго в мысли и чувстве человека.
Категоричность, нормативность, нетерпимость, стремление найти ключ ко всем проблемам и тайнам бытия — основные приметы русской религиозной философии — являются также и основой концептуального религиозно-философского мышления Н. Рубцова.
В лирическом романе Н. Рубцова мы встречаемся с оригинальной интерпретацией традиционного православия. Его автор продолжил традиции философской мысли, поставившей вопрос о необходимости сближения церкви с обществом, общественной практикой, национальной историей.
Правильно говорить и о воцерковленности Н. Рубцова, и о постижении им православия через язык, через культуру. И это принципиально важно не только для Н. Рубцова, но и для всей деревенской литературы, и для вологодской школы в частности. Путь Н. Рубцова к православию, пролегающий и через Церковь, и через русскую классическую поэзию, типичен для литераторов, начинавших свой путь в конце 1950-х годов. Поэт, в силу своей необыкновенной одарённости, прошёл по этому пути дальше других.
Христианские мотивы не используются в лирическом романе Н. Рубцова в качестве нейтральных блоков Они настолько органичны, что вряд ли фиксируются и самим автором. Так не задумываются порой о самом близком и родном, ставшем уже не частью тебя самого, а лишь ощущают его - перед нами поэзия зрелого мастера, исполненная покаянным настроением, болью и тревогой за судьбы России, сознанием невозможности что-то исправить в мире, насыщенная многоголосием эпохи, как общественной, так и литературной.
Показать фактически-детально жизненное значение христианства, вывести его из области науки, публицистики и поэзии в повседневный быт - вот чему учил Н. Рубцов.
Поэт показал, как возможно применить христианский принцип к современному холодно-эгоистическому быту, обладая действительной любовью к каждому человеку, а не к человечеству вообще при равнодушном отношении к окружающим.
К сожалению, грандиозный замысел остался до конца не осуществлённым, но данная тенденция, бесспорно, обогатила творчество Н. Рубцова, наполнив его лирический роман глубинным религиозно-философским смыслом.
Результаты данного исследования могут быть использованы для
• дальнейшего изучения творчества Н. Рубцова, для исследования литературоведческого термина «лирически роман» применительно к творчеству других авторов. Думается, что проблема «Христианство и литература» будет одной из центральных в литературоведении 21 века. На наш взгляд, центральными в этом смысле будут следующие вопросы: религиозность как проявление внутренней духовной жизни, религиозной бессознательно; христианство как та религиозная и общекультурная почва, на которой вырастает творчество и мировоззрение; православие писателей и поэтов в его русском национальном варианте.
Эти три проблемы: религиозность, христианство и православие — тесно взаимосвязаны, и речь может идти лишь об основном акценте на той или иной стороне одного и того же явления.
Список научной литературыКиров, Александр Юрьевич, диссертация по теме "Русская литература"
1. Агатов П.М. Автобиографическая трилогия М. Горького // Русская литература. - 1981. - №1. - С. 65-84.
2. Агурский М. Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель) // Вопросы философии. 1991. - №8. — С. 54-75.
3. Аладьин Н. «Звезда полей». Дружба народов. - 1968. - №4. - с. 270-272.
4. Александров А. «Сосен шум». Звезда. -1971. - № 10. — с.214.
5. Андреев Ю.А. Современное литературное развитие как исторический процесс // Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. — JL, 1974.
6. Анкудинов К., Бараков В. Юрий Кузнецов: очерк творчества. — М., 1996.
7. Антонов М. Русская идея в конце 20 века. Православный взгляд на настоящее и будущее России // Сибирские огни. 1991. - №7. - С. 241279.
8. Аринин В. Душа хранит. Вологодский комсомолец. - 1991. - №2. -С.З.
9. Аринина JI.M. Стихотворение «Ночь на родине»: Особенности художественной структуры // Поэзия Николая Рубцова. Материалы по поэтике. Вологда, 1997. - С. 3-12.
10. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.
11. Астафьев В. Затеей (Из тетради о Н. Рубцове) // Новый мир. 2000. - № 2. - С.
12. Астафьев В. Из слова высекать огонь // Наш современник. 1971. -№6. - С. 64.
13. Багров С. За Вологдой, во мгле // Роман-газета. 2001. - №21. - С. 1-15.
14. Багров С. О Николае Рубцове // Волга. 1986. -№4. - С. 61-83.
15. Балухатый С. Б. Вопросы поэтики: Сборник статей. JL, 1990.
16. Бальмонт К. Поэзия как волшебство. М., 1922.
17. Бараков В.Н. «И не она от нас зависит.»: Заметки и размышления о поэзии Н. Рубцова. М.; Вологда, 1995.
18. Бараков В.Н. К вопросу о символизации в лирике Н.М. Рубцова // Проблемы советской литературы: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1991. - С. 65-70.
19. Бараков В.Н. Лирика Николая Рубцова: (Опыт сравнительно-типологического анализа): Учеб. пособие по спецкурсу. Вологда, 1993.
20. Бараков В.Н. Николай Рубцов и Владимир Высоцкий // Текст. Культура. Социум. Вологда, 2000. - С. 119-122.
21. Бараков В.Н. О народности поэзии Николая Рубцова: Лирика Н. Рубцова и символика рус. народной песни // Лит. в школе. 1991. - №3. -С. 60-68.
22. Бараков В.Н. Современная русская лирика. — М. Вологда, 1994.
23. Бараков В.Н. Творчество Н. Рубцова и идейно-эстетические искания в советской поэзии 60-80-х. Дис. на соиск. учёной степ. канд. филол. наук /10.01.02/.-М., 1991.
24. Бараков В.Н. Черты трагического мироощущения народа в поэзии Н. Рубцова // Проблема характера в литературе: Тезисы докладов зональной научной конференции. Часть вторая. — Челябинск, 1990. — С. 115-116.
25. Бараков В.Н. Чувство земли: «Почвенное» направление в рус. сов. поэзии и его развитие в 60-е-80-е гг.—М.; Вологда, 1997.
26. Бараков В.Н. «Я умру в крещенские морозы» // Радонеж. Век XX. -М., 1992.-№1.-С. 46-48.
27. Баранов С.Ю. Стихотворение «Поэзия»: Архитектоника и образность // Поэзия Николая Рубцова. Материалы по поэтике. -Вологда, 1997.-С. 12-52.
28. Баткин Л. «Неужели вот тот это я?» // Знамя. - 1995. - №2. - С. 189-196.
29. Бахтин М.М. Из предыстории романного слова. М., 1963.
30. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М, 1972.
31. Бахтин М.М. Слово в романе // Вопросы литературы. 1965. - № 8. -С. 84.
32. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. - С. 154159.
33. Бахтин М.М. Эпос и роман // Вопросы литературы 1970 - №1. - С. 95-112.
34. Белинский В.Г. О рус. повести и повестях г. Гоголя // Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13-ти тт. Т. 1. - М., 1953.
35. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13-ти тт. Т. 5. - М., 1954.
36. Белков В. Вчера и сегодня: (Заметки о Рубцове). Вологда, 1996.
37. Белков В. Жизнь Рубцова. Вологда, 1993.
38. Белков В. Неодинокая звезда: (Заметки о поэзии Н. Рубцова). -М.,1989.
39. Белков В. Повесть о Вологде, Сто историй о Рубцове. Вологда, 1991.-С.39-92.
40. Белков В. Половинка луны. Вологда, 1994.
41. Белков В. Предварительные итоги. Вологда, 2000.
42. Белков В. Ручная молния: (Экспромты Николая Рубцова) // Вологод. молодёжь. 1992. - 23 апр.
43. Белков В. Свиридов о Рубцове. Красный север. - 09.07.2003.
44. Белов В. Из народных глубин // Роман-газета. — 2001. №21. - С. 7778.
45. Вельская JI.JI. «Русские Гамлеты» в поэзии 20 века // Русская речь. -1996.-№4.-С. 10-18.
46. Бердников Г. П. Над страницами русской классики. М., 1985.
47. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
48. Блок A.A. Собрание сочинений. В 6 т. Л., 1980.
49. Богданов В. Я и мы. (Заметки о лирике, ее герое и лирическом содержании) // Вопросы литературы 1965 - №11.- С. 69-93.
50. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Смоленск, 1997.
51. Бродский И. Меньше единицы // Иностранная литература. — 1992. -№Ю.-С. 234-242.
52. Бродский И. Набережная неисцелённых. М., 1992.
53. Бронская Л.И. Лирическая циклизация в раннем творчестве Анны Ахматовой // Жанр и творческая индивидуальность. Вологда, 1990. - С. 120-130.
54. Буданова Н.Ф. Рассказ Тургенева «Живые мощи» и православная традиция// Русская литература.-1995.-№1.-С. 188-194.
55. Бухаркин П.Е. Православная "церковь и русская литература в 18-19 вв.: Проблемы культурного диалога. СПб, 1996.
56. Бухпггаб В Л. Лирика Пастернака // Литературное обозрение. -1987.-№9.-С. 106-112.
57. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л., 1969.
58. Бялый Г. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. Л., 1990.
59. Вабер З.Н. Рубцов и «тихая лирика» // Писатель и время. М., 1991. - С. 190-194.
60. Вакомин С. Эпиграф из Рубцова: Проза. Стихи. СПб, 1994.
61. Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. М., 1976.
62. Введение в литературоведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л. В. Чернец и др. М., 1999.
63. Веселова Н.А. Смыслообразующая функция заглавий лирических контекстов // Понимание и интерпретация текста. Тверь, 1994. - С. 7278.
64. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. -Л., 1940.
65. Веселовский А.Н. История или теория романа? Л., 1939.
66. Викулов С. Его подснежники. Наш современник. - 1981. - № 12. — С. 145-157.
67. Винонен Р.И. Чувство пути. М., 1981.
68. Винокур Г.О. Биография и культура. М., 1927.
69. Волков А.Н. В поисках смысла. М., 1993.
70. Вологодский собор. — Вологда, 1995.71.' Воспоминания о Н. Рубцове/ Под ред.В. Коротаева. Вологда, 1994.
71. Воспоминания о Рубцове/ Под ред. В. Оботурова. Архангельск; Вологда, 1983.
72. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1965.
73. Выходцев П.С. Земля и люди: Очерки о советской поэзии 40-70-х гг.-М., 1984.
74. Гадамер Х-К. Актуальность прекрасного. М., 1991.
75. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр.-М., 1968.
76. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4-х тт. М., 1968-1973.
77. Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974.
78. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1971.
79. Гинзбург Л. Частное и общее в лирических стихах // Вопросы литературы. 1981. - №10.
80. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева. М., 1981.
81. Грибов И. Письмо издателям // Рече. Независимый духовный альманах. Мюнхен. - 1999. - №64. - С. 343.
82. Григорьев А. Стихотворения и поэм / В ст. статья Б.О. Костелянца. -М-Л., 1966.-С. 5-89.
83. Гринберг И. Лирическая поэзия. М., 1955.
84. Гринберг И. Многоликая и единая советская поэзия. М., 1979.
85. Грифцов Б А. Теория романа. М., 1927.
86. Гуляев НА. Теория литературы. М., 1985.
87. Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х тт. -М., 1994.
88. Данилова Т.В. Русский поэт // Волхв. 2000. - №1. - С. 3-27.
89. Дарвин М. Изучение лирического цикла сегодня // Вопросы литературы. -1986. №10. - С. 220-230.
90. Дарвин М.Н. Русский лирический цикл: Пробл. истории и теории. На материале поэзии первой пол. XIX в. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988.
91. Дарвин М.Н. Циклизация в лирике: Ист. пути и худож. формы. Автореф. дис. . д-ра филол. наук / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996.
92. Дементьев Вал. Предвечернее Николая Рубцова // Москва. 1973. -№3. - С. 208-215.
93. Дементьев Вал. Хождение за три волока // Москва. 1970. - №9. - С. 192,203-204.
94. Дибелиус В. Морфология романа // Проблемы литературы. Формы. -Л., 1928.
95. Дильтей В. Сущность философии. М., 2000.
96. Дмитриев А.П. A.M. Бухарев как литературный критик // Христианство и русская литература. Сб. 2. СПб, 1996.
97. Дмитриев А.П. Тема «Православие и русская литература» в публикациях последних лет // Русская литература. -1995. №1. - С. 255269.
98. Дмитровский А.З. Травестия как сюжетно-фабульная основа элегий Н. Рубцова // Сюжет и фабула в структуре жанра. Калининград, 1990. -С. 97-102.
99. Дневник Ал. Блока. 1911-1913.-Л., 1928.
100. Днепров В.Д. Черты романа 20 в. Л., 1965.
101. Днепров В. История русского советского романа. M., 1966.
102. Добин Е. Герой. Сюжет. Деталь. М.; Л., 1962.
103. Дубровина Э. Не отгорят рябиновые кисти // Наш современник.-1987. -№9. —С. 180-188.
104. Дунаев М.М., Неверов А. О национальной идее уже всё сказано // Труд. 14 май-20 май. - С. 7.
105. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6 ч. М., 19962000.
106. Дюдина О. «Ночные дороги» Гайто Газданова : (Опыт анализа лирического романа) // XX век : Проза. Поэзия. Критика. М., 1998. -Вып. 2. - С. 62-79.
107. Дюдина О. Образ лирического героя и его роль в романе Гайто Газданова «Ночные дороги» // XX век : Проза. Поэзия. Критика. М., 1998.-Вып.2.-С. 53-61.
108. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. -Петрозаводск, 1995.
109. Есаулов И. Сатанинские звёзды и священная война. Современный роман в контексте русской духовной традиции // Новый мир. 1994. -№4.-С. 224-240.
110. Есенин С.А. Ключи Марии. М., 1919.
111. Есенин С.А. Сочинения. — М., 1994.
112. ИЗ. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. -Русская словесность // 1996. № 1. - С. 73-81.
113. Жирмунская Т. Библия и русская поэзия // Юность. 1994. - №2. -С. 87-89.
114. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. JL: Наука, 1973.
115. Журавлёв В. Лирический роман Сергея Есенина // Литература в школе. -1995. №5. - С. 9-15.
116. Зайцев В.А. Николай Рубцов. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. — М., 2002.
117. Зайцев В.А. Новые тенденции современной русской советской поэзии // Филологические науки. -1991. №1. - С. 3-11.
118. Зайцев В.А. Русская советская поэзия, 1960-1970-е гг. М., 1984. -С. 106-113.
119. Зайцев В.А. Современная советская поэзия. -М., 1988.
120. Захаров В.Н. Русская литература и христианство // Евангельский текст в русской литературе 18-20 веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. Тр. Вып. 1. — Петрозаводск, 1994. — С. 5-11.
121. Знаков B.B. Понимание как проблема психологии мышления. -Педагогика. -1991.-Jfel.-C. 18-27.
122. Иванова Е.В. «Мне не найти зелёные цветы.»: Размышления о поэзии Н.М. Рубцова. М., 1997.
123. Иванова Е.В. Религиозные мотивы в лирике Рубцова. Устюжна. -1996.-4 янв.-с. 3-4.
124. Иванова E.B. Н. Рубцов и современная поэзия: развитие поэтической традиции. М., 2000.
125. Иванова Е.В. Традиции и новаторство в поэзии Н.М. Рубцова: Автореф. дис. канд. филол. наук / Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина! -М., 1996.
126. Иванчикова ЕЛ. «Подросток»: повествование с лирическим рассказчиком // Вопр. языкознания. М., 1995. - N 3. - С. 70-76.
127. Идейно-художественное многообразие советской литературы 60-80-х гг. М., 1991.
128. История русской советской поэзии 1941 1980 гг. / Под ред. Бузника В.В. - Л., 1984.
129. Кацис Л. Русская эсхатология и русская литература. М., 2000.
130. Кожинов В.В. Двуединый свет. Размышления о преподобных Иосифе Волочком и Ниле Сорском // Русская литература. 1995. - №1. — С. 47-76.
131. Кожинов В. «.И счастлив тем, что я не чудо». Русская поэзия середины 20 века как откровение о «конце нового времени» // Москва. — 1994.-№11.-С. 132-139.
132. Кожинов В. Николай Рубцов: Заметки о жизни и творчестве поэта. -М., 1976.
133. Кожинов В. Новое поэтическое поколение // Вопр. лит. 1970. -№7. - С. 22-32.
134. Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963.
135. Кожинов В. Русская поэзия: вчера, сегодня, завтра // Москва. — 1994.-ХоЗ.-С. 8-14.
136. Кожинов В. Самородность слова: Заметки о поэзии Н. Рубцова // Наш современник. 1975. - №9. - С. 173-183.
137. Кожинов В.В. Стихи и поэзия. М., 1980.
138. Кожинов В.В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М., 1997.
139. Колобаева JI. А. «Никакой психологии», или Фантастика психологии (О перспективе психологизма в русской литературе нашего века) // Вопросы литературы. 1999. - Март - апрель. - С. 3-20.
140. Коносов М. Зелёные цветы Севера. Звезда. - 1972. - 3 6. - С. 218219.
141. Контекст-90. М.: Наука, 1990.
142. Коняев Н. Вологодский собор // Роман-газета. 2000. - №3. - С. 4649.
143. Коняев Н.М. Люди против нелюди: Исторические и историко-литературные очерки. М., 1999. - С. 393-458.
144. Коняев Н.М. Николай Рубцов // Жизнь замечательных людей. М., 2000.
145. Коняев Н. Путник на краю поля. Нева. — 1986. - №1. - С. 159-182.
146. Коротаев В. Козырная дама: (Почти документальная повесть с эпилогом о том, как убили поэта Н.М. Рубцова). Вологда, 1991.
147. Котельников В.А. Язык церкви и язык литературы // Русская литература. 1995. - №1. - С. 5-26.
148. Кочетков В. Некрасовская традиция // Молодая гвардия. 1971. -№9.-С. 303.
149. Краснова Л. Поэтика Александра Блока. Львов, 1973.
150. Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти тт. Т. 6, 7. - М., 1968, 1971.
151. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1955.
152. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1985.
153. Кротов Я. Советский житель как религиозный тип // Новый мир. -1992.-№5.-С. 245-250.
154. Кузнецов М.М. Советский роман. Очерки. М., 1963.
155. Кудрявцев, M.B. Два диалога с ветром: ( Лексико-семантический анализ стихотворений Ф. Тютчева и Н. Рубцова ) // Учен. зап. вузов ЛитССР. Языкознание = Liet. TSR aukstuju mokyklu mokslo darbai. Kalbotyra. Вильнюс, 1990.-N 41(2). - C. 70-80.
156. Кудрявцев M.B. Образно-речевая система поэзии Н.Рубцова: Автореф. дис. канд. филол. наук / ЛГУ им. A.A. Жданова. Л., 1988.
157. Куняев С.Ю. Вольные мысли // Поэзия. 1983. - Вып. 35.
158. Куняев С.Ю. Время. Наш современник. - 1988. - № 7. - С. 26-27.
159. Куняев С.Ю. Неизбывный ветроград. Москва. - 1989. - №1. - С. 193-197.
160. Лавлинский Л.И. О «тихой лирике» // Юность. 1971. - №10. - С. 56-61.
161. Ланщиков А. Много или всё-таки плохо? // Вопросы литературы. -1970. -№1.- С. 49-50.
162. Ланщиков А.П. Многообразие искусства. М., 1974.
163. Ланщиков А.П. Славься, Отечество. М., 1978. - С. 54-60.
164. Левый И. Искусство перевода. М., 1974.
165. Литературная энциклопедия. М., 1986.
166. Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987.
167. Лихачёв Д.С. О национальном характере русских. — Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 3-6.
168. Лосская-Семон М.В. О религиозном призвании русской литературы // Русская литература. -1995. Xsl. - С. 27-35.
169. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: структура стиха. — Л., 1972.
170. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996.
171. Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования: история русской прозы, теория литературы. СПб, 1997.
172. Лукач Д. Философско-историческая обусловленность романа // Вопросы философии. 1993. - №4. - С. 73-79.
173. Любомудров A.M. О православии и церковности в художественной литературе // Русская литература. 2001. - №1. - С. 107-125.
174. Мандельштам О. Конец романа // О поэзии. Л., 1928.
175. Мельник В.И. О религиозности И.А. Гончарова // Русская литература. 1995. - №1. - С. 203-212.
176. Метерлинк М. Сокровище смиренных. СПб., 1903.
177. Микешин А. М. Лирический герой // Теоретические понятия в процессе анализа литературного произведения. Методические рекомендации в помощь молодому учителю. Вологда," 1989.
178. Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2-х тт. Т. 1. - М., 1991.
179. Михайлов A.A. Магия «простых» слов // Поэзия. 1976. - Вып. 17. -С. 163-167.
180. Михайлов A.A. Посреди очарованных трав: Сел. тема в соврем, рус. Поэзии // Дружба народов. 1969. - №1. - С. 49-50.
181. Михайлов А. Поэт и лирический герой. Архангельск, 1960.
182. Михайлов A.A. Поэтический мир Блока // В мире Блока. — М., 1978. О
183. Михайлов A.A. Ритмы времени. М., 1973.
184. Мостовская H.H. Храм в творчестве Некрасова // Русская литература. 1995. - №1. - С. 194-202.
185. Науменко А. Русская лирическая поэзия середины века и творчество Н.М. Рубцова. Симферополь, 1994.
186. Неизвестные доселе письма Н. Рубцова // Наш современник. 1999. -№1.-С. 215-219.
187. Николаев П.А. Отечественное литературоведение на пороге 21 века // Филологические науки. 1997. - №6. - С. 97-107.
188. Николай Михайлович Рубцов: (Указ. лит. за 1991-1995 гг.). -Вологда, 1995.
189. Николай Рубцов: Время, наследие, судьба: Лит.-худож. альбом №1 / Под ред. С. Сорокина. СПб, 1994.
190. Николай Рубцов: Время, наследие, судьба: Лит.-худож. альманах №2 / Под ред. С. Сорокина. СПб, 1995.
191. Николай Рубцов. Собрание сочинений в 3-х т. М., 2001.
192. Новейший философский словарь. Мн., 1998.
193. Оботуров В. Искреннее слово: Страницы жизни и поэтический мир Н. Рубцова. -М., 1978.
194. Овсянико-Куликовский Ф.Н. Лирика как особый вид творчества // Вопросы теории и психологии творчества. Т.2. СПб, 1902.
195. Основин В. В. Особенности психологической драмы // Метод и мастерство. Вологда, 1970.
196. Острецов В.М. Великая ложь романтизма // Слово. 1991. - №6. -С. 9-15.
197. Очирова Т.Н. Авторское сознание в лирике Н. Рубцова как состояние личности между двумя культурами // Вести. Удмурт, ун-та. -Ижевск, 1993. N 4. - С.100-107
198. Пастернак Б. Избранное: В 2 кн. -М., 1991.
199. Павловская E.H. Стихотворение «Фиалки»: Лирический конфликт и его воплощение // Поэзия Николая Рубцова. Материалы по поэтике. -Вологда, 1997. С. 52-63.
200. Павловский А. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. — М., 1991.
201. Павловский А.И. Время и Родина в поэзии Николая Рубцова // Русская литература 1986. - №1. - С. 67-80.
202. Павловский А.И. Память и судьба. Л., 1982.
203. Пантин В.О. Светская литература с позиции духовной критики (современные проблемы) // Христианство и русская литература. Сб. 3. -СПб, 1999.
204. Педенко С. Прощальное и вечное Николая Рубцова. Север. - 1977. -№5.-С. 110-118.
205. Передреев А. Мир, отражённый в душе // Литературная Россия. -1967.-22 сент.-С. 16-17.
206. Пикач А. «Звезда полей» // Звезда. 1968. - №3. - С. 221-222.
207. Пикач А. По границе прошлого с грядущим. // Вопросы литературы. 1980. - № 8. - С. 3-37.
208. Пикач А. «Я люблю судьбу свою.» // Вопросы литературы. 1977. - №9. - С. 92-126.
209. Писарева O.A. Поэтика лирического романа. («Доктор Живаго» Б. Пастернака) // Поэтика русской советской прозы. Уфа, 1991. - С. 34-44.
210. Писатель в литературном процессе. Вологда, 1991.
211. Поляков М. Я. Язык пародии и проблема структуры стиля // Литературное направление и стили.'- М., 1976. С. 115^130.
212. Попова Е.В. Художественное произведение как эстетическая ценность // Вопросы литературы. — 1998. №4. - С. 145-150.
213. Поспелов Г.Н. К вопросу о поэтич. жанрах // Доклады и сообщения филологич. факультета МГУ. М., 1948.
214. Поспелов Г.Н. Лирика. М., 1976.
215. Поспелов Г.Н. Теория литературы. — М., 1978.
216. Поэтический строй русской лирики. — Л.: Наука, 1973.
217. Пропп В. Морфология волшебной сказки. М., 1998.
218. Пушкин A.C.: Путь к православию. — М., 1996.
219. Пэн Д. Сколько «я» у переходной эпохи?. Драма двойничества в русской лирике 20 века // Дон. -1994. №2/3. - С. 228-238.
220. Разводова, О. Состоявшийся диалог // Подъем. Воронеж, 1986. - N 10.-С. 125-132.
221. Редькин В.А. Фольклор и художественная система Николая Рубцова // Художественный опыт советской литературы: стилевые и жанровые процессы. Свердловск, 1990. - С. 83-95.
222. Романова И.В. Семантическая структура «Стихотворений Юрия Живаго» в контексте романа и лирики Б. Пастернака: Автореф. дис. . канд. филол. наук / Смол. гос. пед. ин-т. Дис. совет К 113.54.01. -Смоленск, 1997.
223. Ростовцева И.И. Между словом и молчанием. М.: Современник, 1989.-С. 107-133.
224. Рубцов Н.М. Душа хранит. Архангельск, 1969.
225. Рубцов Н.М. Звезда полей. М., 1967.227. ¿*убцов Н.М. Зелёные цветы. М., 1971.
226. Рубцов Н.М. Избранное. -М., 1985.
227. Рубцов Н.М. Лирика. Архангельск, 1965.
228. Рубцов Н.М. Подорожники // Под ред. В. Коротаева. М., 1976.
229. Рубцов Н.М. Собр. сочинений. В 3-х т. / Вст. ст. сост., примеч. В. Зинченко. М., 2000.
230. Рубцов Н.М. Сосен шум. -М., 1970.
231. Рубцов Н.М. Стихотворения. Архангельск, 1985.
232. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М., 1997.
233. Румянцев А.Б. Н.С. Лесков и русская православная церковь // Русская литература. -1995. №1. - С. 212-217.
234. Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. Для общеобразовательных учебных заведений. В 2 ч. // Под ред. В.В. Агеносова и др. - М., 1996.
235. Русские мыслители о молитве И Дон. -1994. №2/3. - С. 209-212.
236. Русские писатели XX века. Биографический словарь. — М., 1998. — С. 604-605.
237. Русские писатели поэты (советский период). Библиографический указатель. Т. 21. СПг, 1998. - с. 297-381.
238. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Куйбышев, 1990.
239. Садчикова Л.В. Компонентный состав семантики образа лирического героя в трех циклах стихотворений A.C. Пушкина: Автореф. дис. канд. филол. наук / Воронеж, гос. ун-т им. Ленинского комсомола. Воронеж, 1993.
240. Сальникова Е. Конфликтный путь // Современная драматургия. -1999.-№2.-С. 147-155.
241. Свистунов, М. Плач о черном лебеде : (К 20-летию со дня смерти Н.М. Рубцова) // Север. Петрозаводск, 1991. - N 2. - С. 124-129.
242. Селезнёв Ю. Глазами народа. М., 1986.
243. Селезнёв Ю. Златая цепь. М., 1985.
244. Селезнёв Ю. Мысль чувствующая и живая. М., 1982.
245. Селезнёв Ю. Память созидающая. Краснодар,1987.
246. Селезнёв Ю. Перед дорогою большою // Молодая гвардия. 1977. -№5.-С. 297-309.
247. Семёнова С. Философская лира Сергея Есенина. Молодая гвардия. -1996.-№10.-С. 226-262.
248. Силакова Д.В. В поисках утраченной цельности: о лирике Н. Рубцова // Писатель, творчество: современное восприятие. Курск, 1999. -С. 219-229.
249. Сиповский В.В. Из истории русского романа и повести. 4.1. СПб., 1903.
250. Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
251. Сквозников В.Д. Теория литературы. М., 1904.
252. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.
253. Солоухин В. Воспоминания о Николае Рубцове // Поэзия. — 1987. -№47.-С. 163-167.
254. Сравнительное изучение литератур: Сборник статей к 80-летию академикам. П. Алексеева. Д., 1976.
255. Старкова З.С. О стилевых исканиях в советской поэзии конца 50-х-начала 70-х гг. М., 1974.
256. Суслов, H.A. Научная конференция, посвященная творчеству Н.М.Рубцова: ЛГУ, И февр. 1986 г. // Веста. Ленингр. ун-та. Сер. 2, История, языкознание, литературоведение. 1986. - Вып. 4. - С. 118-120.
257. Терехина В. Крещенский снег // Коме, правда. 199Г. - 19 янв. - С. 141.
258. Тимофеев JI.H. Основы теории литературы. М., 1971.
259. Томашевский Б.В. Теория литературы (Поэтика). JL, 1925.
260. Томашевский Б.В. Стихи и язык. Филологические очерки. М.-Л., 1959.
261. Топоров В.И. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995.
262. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
263. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. СПб, 1913.
264. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.
265. Фадеева Н. И. Конфликт как организующий принцип художественного единства драматического произведения: Автореф. дисс. .канд. филолог, наук. М., 1984.
266. Фаустов А. А. Авторское поведение в русской литературе: Середина XIX века и на подступах к ней. Воронеж, 1997.
267. Фет A.A. Сочинения. В 2-х т. М., 1982.
268. Ф.М. Достоевский и Православие. М., 1997.
269. Фокина O.A. Матица. Архангельск, 1987.
270. Фокс Р. Роман и народ. М., 1960.
271. Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. -Тверь, 1992.
272. Фоменко, И.В. Поэтика лирического цикла: Автореф.дис. .д-ра филол. наук / МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 1990.
273. Хайдегтер М. Время и бытие. Работы разных лет. М., 1993.
274. Хайдегтер М. Положение об основании. Статьи и фрагменты. — СПб, 1999.
275. Хализев В.Е. Теория литературы. — М., 2000.
276. Христианство и русская литература. — СПб, 1994.
277. Христианство: Энциклопедический словарь. В 3 т. М., 1993.
278. Чехов А. П. О литературе и искусстве. М., 1954.
279. Чечетин А. Встречи. Этюды о Николае Рубцове // Москва. 1986. -№9.-С. 197-204.
280. Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. М.: Сов. писатель, 1958.
281. Чичерин A.B. Ритм образа. М., 1980.
282. Чухин C.B. Горница. Архангельск, 1968.
283. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Л., 1991.
284. Шепелева С.И. Психолингвистический анализ поэтического творчества II Вопросы психологии. 1998. - №1. — С. 83-89.
285. Шешкен А.Г.Особенности развития лирического романа в македонской литературе (1950-70-е гг.) // Македонский язык, литература и культура в славянском и балканском контексте. М., 1999. - С. 203-207.
286. Шкловский В.Б. Сюжет в стихах // Поэтический сборник. — М., 1934.-С. 137-194.
287. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.
288. Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969.
289. Эйхенбаум Б. Роман-лирика // Вестник литературы. 1921. - №6-7. -С.8.
290. Энциклопедия православной святости. В 2 т. М., 1997.
291. Эппггейн М.Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX-XX веков. -М., 1988.
292. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной: Система пейзажных образов в поэзии. М., 1990.
293. Эсланек А.Я. Архетип // Русская словесность. — 1997. №5. — С. 9094.
294. Эсланек А.Я. Своеобразие романа как жанра. М., 1978.
295. Юрьева И.Ю. Библейская книга Иова в творчестве Пушкина // Русская литература. 1995. - № 1. - С. 184-188.
296. Якобсон П. М. Психология чувств. М., 1958.
297. Яцкевич Л.Г. Стихотворение «Зимняя песня»: Лингвистическая структура лирического сюжета И Поэзия Николая Рубцова. Материалы по поэтике. Вологда, 1997. - С. 63-78.
298. Яшин А.Я. Стихотворения. М., 1958.