автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Лирика Фазу Алиевой.

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Сулейманова, Марьям Саидовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Лирика Фазу Алиевой.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сулейманова, Марьям Саидовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ЛИРИЧЕСКОГО ЖАНРА И СОВРЕМЕННАЯ ДАГЕСТАНСКАЯ ПОЭЗИЯ.

1.1. Лирика как род и ее разновидности.

1.2. Жанры лирической поэзии.

ГЛАВА П. ЖАНР ЛИРИЧЕСКОГО ЦИКЛА И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ФАЗУ АЛИЕВОЙ

2.1. Художественно-эстетическая система поэзии Ф. Алиевой и ее своеобразие в контексте постсоветской эпохи. Лирические циклы «Знак огня», «Зеленоеутро», «Над пропастью».

2.2. Ритмическая структура и поэтический перевод лирического цикла «Чирах Рамазана.

2.3. Тема человеческого предназначенья и женской судьбы в циклах

Жажда красоты», «Из одиночества в пустыню».

2.4 Лирическая проза Ф. Алиевой. Циклы лирических стихотворений в прозе. Природа и анализ жанра.

ГЛАВА Ш. ПРИТЧИ, ТОСТЫ, БАЛЛАДЫ И ИХ ЖАНРОВАЯ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ЛИРИКЕ Ф.АЛИЕВОЙ.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Сулейманова, Марьям Саидовна

Главное в наследии поэта - его произведения, его лирика, которую, как бы ни была она интимна, можно, конечно, понимать и непосредственно, без всяких сопутствующих материалов. Социальная нестабильность и последовавшие за ней социальные неурядицы, близость кровавых конфликтов, развитие новой общественно-экономической формации - все это привлекает внимание поэта, поскольку является приметой его времени.

Фазу Алиева, как поэт, не избежала этого веяния времени. Ее творчество последних лет во многом перекликается с обозначенными реалиями. Поэтому проблема, поставленная в данном исследовании наряду с собственно литературоведческими задачами, очерчивается и социальными процессами, которые происходили и происходят в течение последнего десятилетия. «Поэт в России -больше, чем поэт», - сказал один из современников Фазу Алиевой, Евгений Евтушенко. И поэтесса, как впрочем и многие другие поэты современности, следует этому завету, освещая наболевшие проблемы общества через свою лирику. Становление поэтической личности Ф. Алиевой пришлось на советский период нашей истории, когда «проведение в жизнь ленинской национальной политики приобщило ранее находившиеся на обочине исторической магистрали народности к полнокровной жизни России, содружества республик. Национальные литературы, составляющие неотъемлемую часть советской культуры», как отмечает Камал Абуков, в это время обрели новую историческую судьбу. (I. 6, с. 7).

Эпоха социально-политической ломки, характеризующая ныне все политическое пространство Российской Федерации, требует новых подходов к литературе, заявившей о себе в советский период. Современная эпоха, в частности, требует и нового отношения к литературам Северного Кавказа не только в новом видении современного литературного процесса, но и в выражении компонентов целостности идейно-художественной системы на уровне ценностных ориентации и художественного мышления.

Яркой, неповторимой индивидуальностью в этом плане обладает личность и творчество народной поэтессы Дагестана, лауреата многочисленных наград и премий, кавалера орденов Знак Почета, ордена Дружбы народов, ордена За заслуги перед Отечеством Фазу Гамзатовны Алиевой.

Творческая индивидуальность поэтессы проявляется, прежде всего, в своеобразии ее художественного мышления, ее поэтического видения и отражения жизни.

Актуальность темы исследования. Поэзия Ф. Алиевой вполне вписывается в процесс переживаемой ею эпохи и в ряд присущих лирике специфических признаков, которые преобладают в советской и постсоветской литературе середины и конца XX века. В соответствии с общими принципами лирического отображения действительности, которые отмечает один из ведущих теоретиков литературы Л. И. Тимофеев: изображение характера в его отдельном проявлении, в конкретном переживании; субъективиро-ванность этого изображения, то есть, оно дается не как внешнее событие по отношению к повествователю, а как его непосредственное переживание; индивидуализированность этого переживания, осуществляющаяся в отвечающем ему строе речи (типизирующей особенности эмоциональной речи) и превращающая его в непосредственно воспринимаемый жизненный факт, в переживание лирического героя (I. 115, с. 356), лирика Фазу Алиевой отличается творческой индивидуальностью на пути реализации своего замысла, особенностью слышимости не общего голоса всего человечества, а именно голоса поэтессы с исключительными чертами ее жизни и личности. Все, о чем пишет Фазу Алиева, просвечивается в ее стихах таким напряженным личным чувством, что становится частицей автобиографической исповеди. Своеобразие поэтического голоса Фазу Алиевой сильнее всего проявляется в ее способности придавать своей лирике огромную внутреннюю патетическую силу, мощную энергию страсти. Не случайно даже небольшие и, казалось бы, сугубо лирические стихи ее приобретают символический характер, они неизменно соотносятся со временем, с изменениями общественной жизни. Отмечая органическую связь лирического творчества поэтессы с жизнью, родной национальной действительностью, нужно вместе с этим подчеркнуть, что подлинная лирика настолько объективна, насколько объективны мысли, состояние человека, события истории и общественной жизни. В этом аспекте представляется верной точка зрения одного из известных теоретиков, автора работы по теории литературы Н.А. Гуляева, который подчеркивает, что лирик так же достоверен в своей области, как и романист или драматург, и его поэзия - это "незаменимый источник по изучению тех настроений, исканий, стремлений, которые были присущи людям определенного социального круга в определенную историческую эпоху" (I. 45, с. 152). Именно это позволяет Фазу

Алиевой искренне включать в свой стих высокие гражданские понятия как факты личной эмоциональной, духовной жизни и решать глубоко лирическими средствами тему государства и личности, ответственности гражданина перед Отечеством, личной ответственности. Биография и жизнь государства, общества оказываются неотделимыми от личности поэтессы.

Лирическое творчество Фазу Алиевой осмысливается сегодня как "кардиограмма" души и времени. О том, как властно проявляется влияние времени в человеческих судьбах, свидетельствуют произведения, в которых поэтесса обращается непосредственно к своей биографии, говорит об увиденном и пережитом. Такова ее книга «Знак огня», увидевшая свет в 1998 году и объединившая в себе как ранее написанные лирические циклы, так и новые произведения, также объединенные в лирические циклы. «Знак огня», как сборник лирической поэзии, во многом тяготеет к методу социалистического реализма в плане преобладания в нем поэтического моиументализма. Однако эстетический опыт эпохи в данном сборнике отражает не только эстетические принципы эпохи соцреализма, но и новые взгляды поэтессы на реалии времени, которые хоть и опираются на опыт предыдущего творческого периода, но все же заявляют о себе как о новом методе искусства, обозначенном в современном литературоведении как метод постмодернизма. Для того чтобы рассказать о себе, необходимо осмыслить, понять и воплотить движение жизни, дела и думы других людей. При этом важна не пунктуальность описания фактов, а открытие глубинного смысла, таящегося в них. В рассказе Фазу Алиевой о себе проступают черты времени. Исповедь поэтессы охватывает огромное жизненное содержание и имеет великую гражданскую ценность. Гражданственность музы является сущностью таланта Фазу Алиевой. Отражая лицо своего времени, она воссоздает не только общие черты современности, но и свой духовный мир во всех его связях и с настоящим, и с прошедшим, и с будущим. Тем самым поэтесса запечатлевает своеобразие своей творческой личности, занимающей особое, единственно ей принадлежащее место в общем процессе развития поэзии Дагестана и России в стремлении создать образ своего времени и тем активно содействовать установлению морально-нравственных ценностей. Она утверждает в своей поэзии те духовно-нравственные ориентиры, без которых нет пути в завтрашний день. Тревога человечества за свою планету, свой дом стала одним из симптомов нашего времени. Сегодня в Дагестане льется кровь, взрываются жилые дома, целые кварталы, убивают лучших сыновей нашего отечества - и все это находит отражение в поэзии Ф. Алиевой, - в творчестве не только поэта, но и гражданина, женщины, для которой нет чужой боли, чужих страданий. Все пропущено через ее душу и выстрадано ею. Поэтому для поэзии Ф. Алиевой характерны обнаженность эмоций и сила лирического высказывания, преисполненные сознанием личной ответственности перед временем.

Особая притягательность лирики Фазу Алиевой заключается в том, что она делится с читателем самым заветным и сокровенным, делая предметом художественного познания и воспроизведения собственную личность. По известному утверждению А. Блока, "писатель обречен выворачивать наизнанку душу свою, делиться своим заветным с толпой" (1.20, т.5, с. 247). О самой себе и своей собственной судьбе говорит Фазу Алиева в своих стихах. В образе лирической героини ощущаются автобиографические черты. Между тем, в ее поэзии они перестают быть только личными и приобретают пафос общечеловечности. Да, ее лирику последних лет можно назвать трагедийной, но она при этом не пессимистична. Пессимизм и трагедийность - разные категории, поскольку подлинная, высокая трагедия содержит в своей глубине жизнеутверждающее начало.

В дагестанском литературоведении изучению творчества Фазу Алиевой посвящен целый ряд исследований различного характера. Это м н огоч и слен н ы е статьи, предисловия к поэтическим сборникам, критико-биографические очерки, разделы монографий, главы научных трудов и т.д. Однако многогранное творчество поэтессы остается по-прежнему неизученным в монографическом плане. Этим обу с л о вл и вается обращение автора диссертационной работы к творчеству Ф. Алиевой, к анализу специфики ее творчества.

Актуальность научного исследования состоит в освещении теоретических предпосылок появления книги стихов «Знак огня» на дагестанской творческой почве, рассмотренных сквозь призму идеологических и внеидеологических тенденций лирики как литературного рода искусства. Такой подход к проблеме обусловил отбор фактов, методику и методологию диссертационного труда.

Научная новизна диссертации предопределена созданием обоснованной формулировки указанных выше тенденций и системным анализом их критериев. Именно они явились важными предпосылками возникновения индивидуального мировидения в лирическом творчестве Ф. Алиевой. В разрезе исторического и структурного подхода к поэтике лирического сборника «Знак огня» проведен обобщающий анализ состояния современной лирической поэзии в контексте эпохи. Полагаем, что данная работа является первой попыткой монографического исследования лирики одной из выдающихся поэтесс современности Фазу Алиевой, в котором автором использован опыт исследования особенностей жанра лирического цикла с целью обоснования существования эстетической системы в его контексте. При этом показана как общность эстетических воззрений поэтессы с другими мастерами поэтического слова, так и ее новаторский подход к лирическому произведению, связанный с местным культурным и творческим менталитетом.

Цель и задачи исследования состоят в концентрации диссертантом внимания на лирическом цикле стихов как одном из самостоятельных жанров лирики, который позволяет наиболее полно раскрыть образ автора, лирический образ, те сложные историко-культурные и общественные процессы, отражающие в поэзии наиболее полное представление о жизни и обобщающие лирическое творчество поэтессы. Нами акцентируется внимание на исследовании основных мотивов лирических циклов Фазу Алиевой, раскрывающих особенности ее мировоззрения, мировосприятия и мироощущения. Это позволяет подчеркнуть своеобразие и творческую индивидуальность поэтессы. Также рассматривается роль поэтических традиций народа и фольклорных жанров (притча, тост, баллада) в развитии и становлении поэтического «я» Фазу Алиевой как национального аварского поэта, так и поэта российского. На основе анализа лирических циклов делается попытка доказать наличие в творчестве Ф. Алиевой собственной эстетической концепции и поэтической интерпретации давно устоявшихся лирических и лиро-эпических жанров.

В соответствии с поставленной целью предполагается решение ряда задач: раскрыть теоретические аспекты лирики как рода литературы;

- исследовать социально-общественные, философские и эстетические методы стиля Ф. Алиевой в контексте современной дагестанской и российской поэзии:

- в ходе сравнительного анализа книги стихов «Знак огня» и дагестанской российской лирической поэзии предыдущего и данного периодов выявить типичность их поэтики для определенной модели творчества, называемой лирической поэзией;

- проследить особенности поэтического стиля книги Ф. Алиевой «Знак огня» в ее связи с прошлой и современной художественной интерпретацией;

- показать роль факторов, определяющих индивидуальные и типологические особенности лирических произведений Ф. Алиевой.

Таким образом, цель настоящей работы состоит в выявлении своеобразия лирики Фазу Алиевой, основных мотивов ее поэзии как необходимого условия всестороннего рассмотрения самобытности творчества художника слова, глубокого проникновения в ее мировоззрение, в рассмотрении истоков поэтического мира и определении места и роли поэзии Ф. Алиевой в истории современной дагестанской литературы.

Методы исследования. В диссертации использованы методы, предполагающие изучение литературы в ее социально-исторической детерминированности: сравнительно-исторический, культурно-исторический, а также аналитический метод, ориентированные на изучение внутренней организации художественного произведения. Ракурс методов данного исследования продиктован исследовательской задачей проследить не только теоретические аспекты возникновения того или иного произведения, написанного в избранном жанре и стиле, но в результате сопоставления с русской, восточной и европейской поэзией выявить типичность и особенности поэтических моделей произведений Ф. Алиевой.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач автор диссертационного труда опирается на ряд известных в области теории литературы исследований. Теоретическим фундаментом исследования стали научные труды русских, советских и дагестанских литературоведов, критиков, культурологов, рассматривающих природу поэтики лирического произведения с исторической, сравнительной, родовой, жанровой и эстетической позиций. Среди использованных в диссертации материалов работы А. Н. Всселовского - «Историческая поэтика» (1989), В.В. Виноградова - «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика» (1963), Н. А. Гуляева - « Теория литературы» (1977), М.А. Палкина - «Лирика как искусство стихотворного слова» (1986), Г. Н. Поспелова - «Лирика среди литературных родов» (1976), Т. И. Сильман - «Заметки о лирике» (1977), В. Д. Сквозникова -«Реализм лирической поэзии» (1975), Л. И. Тимофеева - «Слово в стихе» (1982), И. В. Фоменко - «О поэтике лирического цикла»

1984), М. Б. Храпченко - «Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы» (1970), Б. М. Эйхенбаума - «О поэзии» (1969) и др.

Наряду с указанными фундаментальными исследованиями видных отечественных ученых-литературоведов в области поэтики лирических родов и жанров, наша работа базируется на научных трудах и монографиях известных исследователей северокавказской и дагестанской лирики, среди которых работы С. И. Хайбуллаева -«Наследие и открытия» (1983), «Поэзия высокого накала» (1990), «Художественный строй аварской поэзии» (2000) и др., К. И. Абу-кова - «Разноязычное единство: обретения и потери» (1992), К. Д. Султанова - «Стихи на фронте и в тылу» (1985), К. К. Султанова -«Поэзии неугасимый свет» (1975), Г.Г.Гамзатова - «Художественное наследие и современность» (1982), Ч.С.Юсуповой - «Три десятилетия аварской поэзии» (1998), С-М. X. Акбиева - «Истоки» (1994), Г. Г. Гашарова - «Певцы обновленного края» (1987), А. М. Вагидо-ва - «Становление и развитие даргинской поэзии» (1979), Н. Калиевой - «Критические новеллы» (1969)^ С. X. Ахмедова -«Художественная проза народов Дагестана» (1996), 3. Н. Акавова -«Диалог времен. История кумыкской литературы в зеркале современности» (1996), Гаджиевой 3.3. — «Аварская элегическая лирика» (1997), М-3. Аминова - «Тенденция развития дагестанского стихосложения» (1974), М-Р. У. Усахова - «Каждый миг, что сегодня прожит» («Дагестанская правда», 1994), Л. В. Мамедовой - «Выводит к свету и добру» («Дагестанская правда», 1998), А. Рудской -«Орлица дагестанской поэзии» («Дагестанская правда», 1999), А. П. Коссович - «Лирическая поэзия Фазу Алиевой в восприятии читателей» (ж. «Женщина Дагестана», № 3, 1995), Э. Ибрагимовой

Сто тысяч женщин в ней одной» («Женщина Дагестана», №> 2, 1993), А. Малачиевой - «Небесная звезда твое чистое сердце» («Истина», 1994, на аварском языке), М. Абдулхалимова - «Певец жизни» («Истина», 1994, на аварском языке) и др., сыгравших существенную роль в формировании точки зрения автора и непосредственно связанных с научной тематикой диссертационного труда.

При анализе лирики Фазу Алиевой за методологическую основу мы берем три разновидности лирического образа:

- образ - переживание;

- образ лирического героя;

- образы предметного мира, вызывающие переживания»

За основу методологической базы исследования взяты научное мировоззрение и понимание исследуемой проблемы, освещенные в трудах В. Д. Сквозникова, М. А. Палкина, А. И, Федорова, И.В. Фоменко, С. М. Хайбуллаева и др., в которых ученые очерчивают основные проблемы и особенности лирического произведения и лирического жанра. В составе лирического произведения образы, обозначенные нами выше, существуют не обособленно друг от друга, а предстают "как органическая целостность словесно-образного высказывания" (1. 89, с. 17).

Нам также представляется интересным изучение лирики Ф. Алиевой с точки зрения ее идейного звучания, с позиций художественной структуры и поэтической образности, что позволяет говорить и об образе автора в контексте системы его взглядов, мировоззрения и мироощущения, в том числе и в разрезе творческого мышления поэтессы, т.к. в лирике непосредственным связующим звеном между жизнью и ее художественным отражением является живая личность автора. Такую возможность, мы полагаем, дает анализ лирического цикла, одного из самостоятельных жанров лирики, наиболее полно передающего общую картину времени, спо<г собствующего созданию поэтического мира, в центре которого находится наряду с духовно богатой личностью и образ самого поэта во множестве его проявлений, как личность, которая множеством нитей связана с окружающим миром и по-своему его оценивает. Циклизация стихов Фазу Алиевой воплощает своеобразие мировоззрения поэтессы, систему ее взглядов, которая помогает понять особенности современной исторической эпохи с ее острыми социально-политическими проблемами. В работе мы осознанно не освещаем в широком смысле историко-литературный процесс и поэтику современной дагестанской поэзии, предпочитая ссылки на мнения и наблюдения специалистов, которые работали над данными вопросами. Говоря о творческой совместимости литератур, о способности к взаимодействию художественных традиций, исследователь данной работы все же старается различить эти традиции но этническим и региональным признакам, по типу художественного мышления и по методам и формам эстетической реализации.

Исходя из высказанных положений, мы пытаемся доказать, что на основе реализации общепринятого творческого метода, осознанного эстетически, и несмотря на «общие места», присущие современной отечественной лирике, Ф. Алиева приходит к собственной интерпретации лирического рода, активно используя пока еще не устоявшиеся жанры лирического цикла и книги стихов, каковой является «Знак огня». По мнению исследователя, именно этими положениями обусловлены особенности ее творчества последних лет.

Поэтому теоретической и методологической основой исследования являются общетеоретические работы по литературоведению, выводы и заключения известных ученых-литературоведов, а также исследования, конкретно посвященные анализу творчества Фазу Алиевой. Здесь очень важно обратить внимание на глубокую личную сопричастность поэта ко всем проявлениям быта и бытия народов Дагестана, глубокое погружение в жизненный материал и освещение его как бы изнутри. Мир национальной жизни не опосредован «чужим восприятием», а открыт читателю-горцу обилием знакомых с детства подробностей и мелочей, составивших основу подлинной лиричности и художественности стихов Фазу Алиевой. Этой сопричастностью обозначено не только глубокое родство творческого опыта поэтессы с традициями национальных литератур, но и сделан важный художественный вклад в поступательное развитие поэтического творчества Дагестана в целом.

Теоретическая значимость исследования обусловлена неизученностью творчества Ф. Алиевой в отечественном и дагестанском литературоведении. Фрагментарность анализа, ее произведений и периодов творчества побудили автора данной работы сделать попытку глобального анализа жанровой природы творчества современной дагестанской поэтессы, определить ее эстетическую позицию и проследить эволюцию поэтического стиля в контексте родовой принадлежности к лирике. Ценность данной работы, по мнению исследователя, определяется тем, что в ней на современном уровне развития литературоведения освещены вопросы творческой индивидуальности поэта Фазу Алиевой и современной классификации лирических жанров. Аналитические данные и общие теоретические выводы могут быть использованы при разработке общих вопросов развития современной дагестанской лирической поэзии.

Практическая значимость работы определяется потребностями литературоведческой науки во всестороннем исследовании поэтического творчества Фазу Алиевой. Она позволяет говорить о самобытности и важной значимости поэзии Ф. Алиевой в формировании художественных направлений современной дагестанской лирики. Основные выводы и положения работы могут быть использованы в трудах, посвященных рассмотрению путей развития современной дагестанской поэзии, а также внедрены в вузовский учебный процесс. На основе исследования возможна разработка факультативных и специальных курсов по изучению творчества Ф, Алиевой на филологических факультетах Д arm су н и верситета. Дагпедуниверситета и в педагогических училищах республики.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в статьях и тезисах, опубликованных в сборниках статей кафедры литературы Даггоспедуниверситета, аспирантском сборнике ДП1У, в тезисах научных докладов на внутривузовских научных конференциях, на ежегодных заседаниях научно-методической сессии ДГПУ. По материалам диссертации опубликовано четыре работы.

Структура и объем диссертации определены объектом исследования, состоянием разработки темы, целями и задачами диссертационной работы. Исследование включает 162 странии^маши-нописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии (157 наименований).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Лирика Фазу Алиевой."

- 139 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследований рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся поэтических особенностей лирического творчества Фазу Алиевой. На примере ее книги «Знак огня» и цикла лирических притч и баллад, помещенных во втором томе трехтомного собрания сочинений, сформулированы общие выводы относительно жанровых, художественных и сюжетно-композиционных особенностей лирического цикла.

В диссертационной работе раскрывается специфика лирического жанра вообще и исследуется лирическая поэзия Алиевой с точки зрения ее идейного звучания, композиционной структуры, художественной образности и т.д.

Сделанный анализ позволяет подвести некоторые итоги, наводящие на мысль о наличии в книге «Знак огня» некоей художественно-эстетической системы, на основе которой можно утверждать о ее структурной целостности. Как известно, одной из важнейших задач лирики является раскрытие внутреннего мира человека, его душевных переживаний в самых разнообразных проявлениях. Поэтому именно в лирике ярче всего проявляется самосознание поэта и яснее определяются его индивидуальные особенности. В силу специфики данного жанра, в ней достаточно глубоко раскрывается образ автора, однако никогда нельзя полностью отождествлять конкретного поэта и его личность в созданном им поэтическом произведении. Между тем, образ автора, наряду со стилем (поэтический язык, сюжет, архитектоника, ритм и т.д.), с особенностями раскрытия идеи, темы, образов героев произведений, с эмоциональным отношением к изображаемому, является определяющей основой своеобразия поэтического творчества. Поэтому при изучении лирических произведений наряду с термином "образ поэта" необходимо использовать и понятие "лирического героя". Именно во втором случае поэт обобщает и типизирует то, что, являясь носителем положительных качеств, близко его общественно-эстетическому идеалу. Тогда логически обусловлен вывод, что лирическая поэзия выражает не только реальные биографические факты, чувства и переживания поэтов, но и требует от них дара перевоплощения, умения отбирать существенное и типизировать его. Главная ценность понятия лирического героя состоит в том, что дается целостное представление о творческом диапазоне поэта, о типе человека, который утверждается в его лирике.

Концентрация жизни героя в лирическом произведении достигается приемом замкнутости. Признак замкнутости - полнота характеристики типа через его мироощущение. Иначе говоря - это история жизни в миниатюре. По нашему мнению, Ф. Алиева добивается эффекта замкнутости посредством циклизации определенного ряда стихотворений под общим названием и благодаря принципу схожести душевного состояния героини в обозначенном цикле. Лирический образ, выступающий в циклах поэтессы, имеет три разновидности:

- образ-переживание;

- образ человека, которому принадлежит переживание;

- образы предметного мира, вызывающие переживания.

Основу лирики, безусловно, составляют образы-переживания. этим и объясняется повышенная эмоциональность и экспрессивность лирического слова. Лирическая поэзия не ограничивается изображением только субъективного мира. Подлинная лирика объектив иро ванна/гак как объективировашш чувства, мысли, состояние человека и сама жизнь. Личное переживание невозможно отделить от предметов и явлений внешнего мира, которыми оно и вызвано. Поэтому лирическое произведение нельзя рассматривать изолированно от реального мира, от сугубо личного чувства и от мыслей поэта, из которых вырастает сюжет лирики.

Лирическое произведение основано на соучастии и сопереживании личности. Художественно-стилевыми средствами для этого являются субъективно-оценочные эпитеты, сравнения, метафоры и другие тропы. Они характеризуют не столько внешний мир, сколько те чувства, переживания, которые испытывает поэт, его состояние в данный момент его жизни.

Несмотря на все оговорки и отграничения автора и лирического героя, лирика во всех ее жанровых проявлениях (стихотворение, песня, ода, баллада, элегия, послание, сонет, эпиграмма, лирическая поэма, лирический цикл или книга стихов и т.д.) - это прежде всего рассказ поэта о себе, о своих чувствах. В лирике, как ни в каком другом жанре, автору более всего удается воплотить в слове и звуке силу эмоции и жизнеутверждающее начало красоты. Такова и лирика Ф. Алиевой. С одной стороны, ее поэзия - нечто глубоко личное и сокровенное, с другой - она созвучна общечеловеческим настроениям.

Искусство имеет дело с индивидуальным, отображает конкретные ситуации. Однако в этом индивидуальном, в своем роде неповторимом должно найти выражение общее, характерное, закономерное и существенное. Искусство типизирует явления жизни, создает образы-характеры. Оно есть выражение типического в индивидуальном. Более всего под это определение искусства подходит лирическая поэзия», - справедливо отмечает Л. Маме-дова в предисловии к полному собранию сочинений Ф. Алиевой (11.157, с. 8).

Особенностью лирики Ф. Алиевой является также и то, что сокровенное содержание, обретенное ею в особых, только ей ведомых обстоятельствах, поэтесса утверждает как естественное и глубоко личное достояние многих. Это удается поэтессе во многом благодаря использованию жанра лирического цикла в поэзии, где тематически и идейно объединены стихи, концентрирующие внимание читателя на глобальности поставленной и озвученной проблемы. Этот жанр наиболее глубоко передает общую картину времени, яснее и полнее освещает ее, чем другие лирические жанры. Он также позволяет выразить целостное миросозерцание поэта, воплотить в себе всю систему авторских взглядов, его сложное, порой п ротивореч и вое отношение к определенной стороне жизни. Стихотворения могут быть объединены в лирический цикл на любом структурном уровне: от фоники до проблематики. Но чаще всего средствами объединения произведений в лирический цикл становятся пафос и лирический герой.

Творчество современных дагестанских поэтов свидетельствует об обогащении средств поэтики, о поисках и рождении качественно новых форм поэтических произведений. Кроме традиционных, в дагестанкой поэзии утверждаются и такие жанровые формы, как исповедь, письмо, мысли вслух, ретроспекция, миниатюра, элегия, сонет, венок сонетов, лирический цикл и т.д. Многим современным дагестанским поэтам присуща способность соотносить лирическое переживание с ведущими социально-политическими идеями эпохи. Однако у Фазу Алиевой это проявляется с большой непосредственной силой, почти обнаженно. Обнаженность эмоций и сила лирического высказывания характерны для ее поэзии. Органическая гражданственность музы является сущностью таланта Фазу Алиевой. Творческая зрелось в поэзии невозможна без зрелого мышления и понимая окружающего мира, без проникновения в суть вещей, в диалектику явлений. Новая ступень зрелости поэзии Фазу Алиевой явилась результатом нового личного и общественного опыта, произошел переход, как образно сказал Расул Гамзатов, от утренних чувств к вечерним раздумьям.

Объемное содержание творчества аварской поэтессы потребовало и определило поиски адекватных ему художественных жанровых форм, в качестве которых важное место занял жанр цикла. Следует особо отметить, что циклизация, по нашему мнению, играет важную композиционную роль в раскрытии внутреннего мира лирического героя, его душевных переживаний. В диссертации мы анализируем следующие лирические циклы поэта: "Знак огня", "Зеленое утро", "Над пропастью", "Чирах Рамазана", "Жажда красоты", "Из одиночества в пустыню", циклы лирических стихотворений в прозе, а также притчи, образующие тематически замкнутые циклы «Сын», «Дочь. Невеста, Семья», и баллады. Все циклы объединены темой огня как знака любви к людям, образом лирического героя и его отношением к миру. От одного цикла намечается логический переход к другому. Создается композиционная цепочка циклов, открытых в мир культурных ценностей, каждый из которых углубляет смысл предыдущего тем, что усиливает возможности темы на новом уровне.

Стихотворения о природе, о поэзии, о любви, о добре и зле, об идеальном герое, сходные по теме, в каждом цикле подчинены преобладающему в них одному мотиву. В первом - это смысл и назначение поэзии, во втором - природа и человек, в третьем - представление об идеале, в последующих - боль утраты. В них определяется внутренний стержень темы, обусловленный поиском способа выживания каждого человека в его обращении к самому себе, единственному, и в то же время внутренне связанному с философией своего народа и своего века.

Внутри каждого цикла, с присущими для него характерными чертами, присутствует образ лирического героя, который мы и рассматриваем в его самых разнообразных проявлениях: это и образ автора, и образ-переживание героя, и объективный предметный мир, вызывающий конкретные переживания благодаря целому ряду художественно-изобразительных средств и символов, которые наиболее характерны для лирической поэзии Ф. Алиевой.

Поэзии Фазу Алиевой также свойственно открыто-доверительное отношение к природе. Стихи ее наполнены ощущением первозданной чистоты мира, где материальная природа очеловечена, наделена, как и человек, сознанием. Очень часто в ее поэзии пейзаж воссоздается по законам народной поэтики, но "психологизация" пейзажа проходит уже по законам собственного творчества. Природа в лирике Ф. Алиевой способствует духовному обновлению и очищению: живое общение и единение с миром природы всякий раз демонстрируют горячую любовь к родине, символами которой предстают и заря, и листва, и пение птиц, и небо, и горы, и ветер синекрылый. В ее стихах слышится романтически-трогательная нота устремленности, полета навстречу миру, страстного желания сделать мир счастливее.

Из художественно-изобразительных средств в лирике Фазу Алиевой часто встречаются сравнения и метафоры. Сила художественного воздействия пейзажной лирики Фазу Алиевой на читателя объясняется воссозданием ею мира красок, звуков, запах0Ъв и выражением чувства сопричастности ко всему живому на земле. В ее художественной системе большое место занимает цвет. Излюбленные «цвета» лирики Ф. Алиевой - бирюзовый, голубой и все оттенки синего цвета. Очевидно, что природа, выступая одним из доминантных компонентов поэтики лирического творчества Фазу Алиевой, в зримых образах передает предметность и оттенки материального мира, ясность и движущуюся определенность его контуров, цветовую и слуховую насыщенность. Стоит отметить и полифункциональную роль пейзажа в художественной системе Ф. Алиевой, которая проявляется в том, что природа выступает не только и не столько в качестве зеркального отражения душевного состояния и переживаний лирического героя, но сама является источником переживаний. При всей субъективности пейзажных образов, в них всегда отражаются объективные свойства природных явлений и предметов, т.е. эти образы не только субъективновыразительны, но и объективно-изобразительны. Они воссоздают богатство и разнообразие красоты жизни и вечности природы. Сочетая картины природы с лирическими переживаниями, Фазу Алиева показывает обусловленность этих переживаний жизненными и природными обстоятельствами, которые вырастают в остро актуальную современную проблему взаимоотношений человека и природы, проблему экологии.

При общности тем и проблем, каждый из исследуемых циклов представляет собой замкнутое целое. Проблемно-тематическая концепция Фазу Алиевой, выраженная ею в том или ином цикле, всегда наполнена актуальностью и охватывает важнейшие аспекты национальной жизни, человека и общества. В последнее десятилетие (период, исследуемый в данной работе) в образной системе поэтессы происходят качественные изменения, обусловленные углублением и усилением художественного психологизма. Если в лирических циклах "Знак огня" и "Зеленое утро" доминирующее место занимают краски и компоненты, которые в большей степени характеризуют романтический тип художественного видения, то для циклов "Над пропастью", "Чирах Рамазана", "Из одиночества в пустыню" характерна иная символика, обусловленная драматическими социально-политическими коллизиями современности. Интонация названных лирических циклов отличается трагизмом, безысходностью, пронизана чувством беспокойства и ощущением неотвратимо приближающейся катастрофы. Это связано, с одной стороны, с душевным кризисом, вызванным личным горем, пережитым поэтом. С другой стороны, это обусловлено нашей общей трагедией, когда в политическом, экономическом и социальном тупике оказалась вся Россия. Тема народа и родины занимает важное место в последних лирических циклах. Мысль об обманутом народе терзает душу поэта. Рухнул до основания тот мир, который казался незыблемо-прочным и самым справедливым. Над пропастью оказался весь народ, вся страна, держава, считавшаяся нерушимой.

Высокое понятие Родины для лирического героя Ф. Алиевой связано с любимым краем, где она родилась, откуда начиналось открытие мира: это Гиничутль, это Дагестан. Но "малая" родина становится символом родины "большой" - России. В ее поэзии немало стихов о Родине, прославляющих ее, полных благодарности и любви, восторга и признательности. В последние годы в стихах поэта о родине преобладают иные настроения. Восторженное воспевание родины сменяется, как уже было отмечено, болью и смятением, растерянностью и непониманием, ощущением безысходного отчаяния при мысли о настоящем и будущем родной отчизны. Мрачная неизвестность грядущего обусловлена, как отмечает автор, нынешним состоянием государства и общества. Предчувствие беды, грозящей отчизне, оказывается пророческим. Гроза разразилась над нами: это война в Дагестане, это война, которая еще продолжается на Северном Кавказе.

Но все же поэтесса и ее лирические герои верят во всепобеждающую любовь. Любовь - основной мотив поэзии Фазу Алиевой. Именно любовь является источником обогащения души, она является способом связи человека с миром, со всем живым. Это мир, полный огня и тепла, это полная самоотдача, готовность на любые жертвы и страдания во имя всепоглощающего чувства. Лирический герой воспринимает любовь как удивительный дар, преображающий мировосприятие и мироощущение человека. Любовь в лирике Алиевой - бирюзовая, солнечная страна, в которой совершается чудо с ее обитателями. Лирическая героиня Алиевой смела и откровенна в выражении своих чувств, мыслей, желаний. Это сильная женщина, отличительными качествами которой являются душевная щедрость, способность согревать, дарить тепло, огонь собственной души окружающим людям и миру, страстное желание самоотдачи без горького ощущения жертвенности, а с радостной готовностью. Ей присущи мужество, упорство и стойкость, жажда жизни, дающие возможность выстоять в горе и беде. Такой тип героини не придуман поэтессой, он продиктован народными поэтическими традициями, которые сыграли немаловажную роль в развитии и становлении Фазу Алиевой как национального аварского поэта. Она следует им осознанно и целенаправленно. Не случайно через все творчество поэта проходят фольклорные лирические жанры: притча, тост и баллада. Хотя следует отметить, что поэтесса синтезирует эти жанры, объединяя, например, притчу и тост в одно художественное целое, а балладе придает элементы нафосно-сти и патриотизма. Такая интерпретация обогащает жанровую структуру фольклора и позволяет говорить о творческой индивидуальности поэтессы в реализации традиционных жанровых форм мировой и дагестанской литературы.

Фольклорные мотивы в творчестве Алиевой связаны с поиском и утверждением жизненного идеала, близкого народному. По нашему мнению, народная поэзия, ее темы, образы, язык помогают полнее выразить лирическое настроение и эмоциональное состояние героини, подчеркивают близость народного мироощущения поэтике Фазу Алиевой, не теряющей при этом собственную яркую творческую индивидуальность. Подтверждением этому могут служить баллады "Песня про Сакинат", "Баллада о юной горянке", "Легенда о прекрасной Захрат", "Баллада о лазурной птице", в которых осмысливаются и поднимаются проблемы нравственной и этической значимости. Этот жанр выбран Ф. Алиевой неслучайно, его характерной особенностью является большая степень вымысла и богатая почва для поэтической фантазии.

Данное исследование - это первая попытка раскрыть поэтику лирических жанров в творчестве народной поэтессы Дагестана Ф. Алиевой, показать ее своеобразие как художника, привнесшего в дагестанскую лирическую поэзию новые формы художественного видения через лирический цикл и книгу стихов, что позволяет взглянуть на образ лирического героя под другим углом художественного зрения. Анализируя поэтические циклы, мы пришли к выводу, что эту новую художественную форму можно и должно обозначить как жанр лирического произведения, поскольку внутри цикла наблюдается определенная сюжетная структура (правда, во многом условная), которая формируется вокруг лирического героя.

- 150

Лирический герой, в свою очередь, объединяет все стихотворения вокруг себя, своих переживаний и мироощущений, придавая этим самым композиционную целостность всему циклу.

Обобщенность и широта охвата поставленной в данном исследовании проблемы намечает ряд новых направлений изучения не только творчества Ф. Алиевой, но целой плеяды творчества дагестанских поэтов, работающих в жанре поэтического цикла.

 

Список научной литературыСулейманова, Марьям Саидовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1.1. Абдулхалимов М. Певец жизни. - // Истина, 1994, 17 мая. - (На ав.яз.).

2. Абдулмаиагюва А. Неповторимая Фазу. // Женщина Дагестана,1993, № 2. С. 4-5. - (На ав. яз.). 13. Абрамов A.M. Лирика и эпос Великой Отечественной войны-. М., 1972.- 672с.1.. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1979. -352с.

3. Абу-Бакар А. Любви колдовская сила // Дагестанская правда,1983,27 марта.

4. Абушв К. И. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала: Дат. кн. изд-во, 1992, 236с.

5. Акавов З.Н. Диалог времен: История кумыкской литературы в зеркале современности. Махачкала: Дат. кн. изд-во, 1996, - 232с.

6. Акбиев С-М.Х. Истоки. Махачкала, 1994. - 107с.

7. Алиева 3.3. Национальный характер и его развитие в современнойдагестанской литерагуре. // Художественные искания современной дагестанской литературы. - Махачкала, 1983. - С.98-109.

8. Алиева М.А. Некоторые вопросы поэтики кумыкского стиха// Поэтика дагестанской советской литературы. Махачкалала, 1986. - С.53-65.

9. Аминов М-3. Тенденция развития дагестанскою стихосложения. -Махачкалала: Дат. кн. изд-во, 1974. 156с.

10. Антопольский Л. У очага поэзии. (О Р. Гамзатове). М.: Сов. писатель, 1972. - 312 с.

11. Асеков И.Х. Культурное наследие и советская поэзия кумыков. -М-ла: Даг. кн. изд-во, 1972. 174с.

12. Ахмедов С. X. Совершенное мастерство. // Красное знамя, 1975, 21 октября.- ( На ав. яз.).

13. Ахмедов С. X. Современная проза народов Дагестана. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1996. - 277 с.

14. Белецкий А.И. В мастерской художника слова М., 1989. -159с.

15. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13-ти т. М., 1955.

16. Белтиков Н.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. -М, 1975. 238с.

17. Берггольц О.Ф, Разговор о лирике,- // Собрание сочинений в 3 т,, т.2. - JL, Ленинградское отделение. Худ. литература, 1989. - С. 367-368.

18. Блок А.А. Собр. соч.: В 8-ми томах. M.-JL, 1960-1963.

19. Бортняк А. Любовная лирика Алиевой. // Бортняк А. Отцовский костер. Стихи. - Одесса, 1979. - С. 69.

20. Брюсов В. Собрание сочинений: В 7-ми томах. М., 1970-1973.

21. Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1979. - 269с.

22. Веселовский В.В. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. - 406с.

23. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Худ. лит-ра, 1959. - 654е.

24. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963.- 236с.

25. Вовк B.H. Языковая метафора в художественной речи. Киев, 1986.- 142с.

26. Гаджиева 3. 3, Аварская элегическая лирика. Махачкала; Даг. кн. изд-во, 1997.- 150 с.

27. Галь Н.Я. Слово живое и мертвое. Из опыта переводчика и редактора. М., 1987. - 272с.

28. Гамзат Цадаса и современный литературный процесс Дагестана. Сб. статей. Махачкалала, 1989. - 202с.

29. Гамзатов ТТ. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода Типология и своеобразие художественного опыта. М.: Наука, 1982. - 327с.

30. Гамзатов Г.Е Художественное наследие и современность. Махачкалала: Дщучпедгиз, 1982.- 174с,

31. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории теории методологии. Махачкалала; Дагучпедгиз, 1990. - 309с.

32. Гамзатов РХ. Постичь правду времени. // Литература Дагестана и жизнь. - Махачкалала: Даг. кн. изд-во, 1986. - С. 16-32.

33. Гамзатов Р. Г. Мой Дагестан. Махачкала, Дагучпедгиз, 1985. -439 с.

34. Гасанов М. Слово, приравненное к штыку. // Литература Дагестана и жизнь. - Махачкала; Даг. кн. изд-во, 1985. - С. 29-47.

35. Гашаров Г Г. Певцы обновленного края. Махачкала: Даг. кн. издво, 1987. 173с.

36. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М., 1975. - 471с.

37. Гинзбург Л .Я. О лирике. Л,, 1974. - 408с.

38. Гринберг И.Л. Лирическая поэзия. М., 1955. 228с.

39. Гринберг И.Л. Три грани лирики: Современная баллада, ода и элегия. М., 1975. - 407с.

40. Гринберг И.Л. Полет стиха и поступь прозы. М.? 1976. - 192с.

41. Гринберг И.Л. Пути советской поэзии. М, 1968. - 384с. 1.44. Горелов А.Е. Три судьбы - Л., 1978. - 622с.

42. Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1977. - 278с. 146. Гусев В.И. В середине века: О лирической поэзии 50-х годов. -М., 1967. - 300с.

43. Гусейнаев К. Единство и национальное многообразие советской литературы народов Дагестана. // Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана. - Махачкала, 1973.- С. 63-105.

44. Гусейнова П. Зажечь хоть одну звезду. // Женщина Дагестана,1993, №2, с. 21.-( На ав. яз.).

45. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. М., 1988, - 430с.

46. Дагестанская литература во взаимодействии с литературами народов СССР. Сб. статей. Махачкала., 1985. - 149с.

47. Жаков А.Г. Современная советская поэма. Минск: Изд-во БГУ,1981.- 176с.

48. Зеленина В. Зрелость. (О творчестве Ф. Алиевой). // Лит. Россия,1982, 10 декабря. С. 14.

49. Зульфукарова М.И. Гуманистическая модель народного характера в поэме Ф.Алиевой "Целебное слово". Н Поэтика дагестанской советской литературы. - Махачкала, 1986. - С. 76-87.

50. Ибрагимова Э. Сто тысяч женщин в ней одной. // Женщина Дагестана, 1993, № 2.- С. 18-20,- ( На ав. яз.).

51. Ильина Е. Шагаю по этому синему свету. // Советский Дагестан,1980, №5,- С. 57-61.

52. Исследования по поэтике и стилистике. Л.: Наука, 1972. - 278с.

53. История национальных литератур. Вып. 1. - М., 1995; Вып. II1. М.,1996.

54. История советской многонациональной литературы. В 6-ти томах.- М.: Наука, 1970-1974гг.

55. История современной дагестанской литературы. 2т. Махачкала,1967. 499с.

56. Казбекова З.Г . Дагестан в европейской литературе. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994. - 155с.

57. Казиев Г. Высота (О новой книге Ф. Алиевой «Высота»). // Красное знамя, 1981,21 мая.- (Наав. яз.).

58. Капиева I I. Критические новеллы. М.: Советская Россия, 1969.144с,

59. Кассиев Э.Ю. О поэтике и стилевом соответствии переводов стихотворения Р. Гамзатова "Внучке, маленькой Шахри". // Поэтика дагестанской советской литературы. - Махачкала, 1985. - С. 136144.

60. Киреева А.Б Классики пишут сегодня. Разговор о поэзии. М.: Сов. писатель, 1989. - 336с.

61. Климович Л.И. Наследство и современность. Очерки о нациоаль-ных литературах. М.: Сов. писатель, 1975. - 415с.

62. Ковалев В.А. Теоретические проблемы истории русской советской литературы. Л.: Наука, 1984. - 284с.

63. Кожинов В.В. Как пишут стихи. М., 1970. - 239с.

64. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. -М., 1972.- 110с.

65. Коссович А. П. Лирическая поэзия Ф. Алиевой в восприятии читателей. //Женщина Дагестана, 1995, № 3. - С. 10-12.

66. Кудряшов Н.И. Лирический герой. // Краткий словарь литературоведческих терминов. - М., 1978. - С.73-74.

67. Кузьмине» И.К Герой и народ. М., 1973. - 336с.

68. Кузнецова Н. Песней зарю приближая, // Советская культура, 1981,2 декабря.

69. Кушнер А.С. Аполлон в снегу. Сов. писатель. Ленинградское отделение, 1991.- 511с.

70. Любарева Е.П. Советская романтическая поэзия. М.: Высшая школа, 1973. - 319с.

71. Магомедов Д. К проблеме интернационального и национального в художественной культуре. // Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана. - Махачкала, 1973. - С.37-62

72. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа, М., 1972. -208с.

73. Малачиева А. Небесная звезда твое чистое сердце. // Истина, 1994, №51,13 мая. - С . 6.

74. Мамедова Л. В, Выводит к свету и добру. // Дагестанская правда, 1999, 17 марта.

75. Мамедова Л. В. Природа вдохновенья. Предисловие к полному собранию сочинений Ф. Алиевой в 12 томах. М-ла: «Юпитер», 1999, т. 1. - С. 7-21.

76. Михайлов А.А. Лирика разума и сердца. (О творческой индивидуальности поэта). М.: Сов. Писатель, 1965. - 396с.

77. Михайлов А.А. Ритмы времени. Этюды о русской советской поэзии наших дней. М.: Худ. литература, 1973 . - 528с.

78. Муеаханова Г.Б. Проблемы гуманизма й развитие интернационализма в дагестанской литературе. // Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана. - Махачкала, 1973. -С. 106-161-.

79. Муеаханова Г.Б. Сонеты Расула Гамзатова. & // Художественныеискания современной дагестанской литературы. Махачкала, 1983. - С.42-57.

80. Озеров Л.А. Биография стихотворения. М., 1982. - 64с.

81. Омаров 3. О. Горянка в стихах горянки.-// Дружба, 1968, № 4.- С. 85-92.- (Наав. яз.).

82. Омаров 3. О. Новый человек в дагестанской поэзии. Махачкала:

83. Даг. кн.изд-во, 1973. 767с.

84. Османова З.М. Сюжет и композиция в лирике Амира-Гази. // Поэтика дагестанской советской литературы. - Махачкала, 1986.- С.20-30.

85. Павловский А. Философская лирика. // Проблемы русской советской литературы: 50-70 годы, - Л., 1976. - С. 190-235.

86. Палкин М.А. Лирика как искусство стихотворного слова. -Минск,1986. 272с.

87. Плохарская М.А. Певучая проза Дагестана. Ростов- на -Дону, 1980. - 55с.

88. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М., 1976. -208с.

89. Потебня. Теоретическая поэтика, М.: Высшая школа, 1990. -344с.

90. Пути и формы анализа художественного произведения. Владимир: ВГПИ, 1985. - 91с.

91. Рудская А. Орлица дагестанской поэзии. // Даг. правда, 1992, 5 дек.

92. Рудская А. Фазу Алиева. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994 - 32с.

93. Русская советская поэзия. Традиции и новаторство. 1917-1945. -Л.: Наука, 1972. 379с.

94. СильманТ.И. Заметки о лирике. Л,, 1977. - 224с.

95. Сквозняков В.Д. Лирика. И Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. -М, 1964. - С. 173-237.

96. ИЛ55. Алиева Ф.Г. Знак огня: Стихи, поэмы, проза. Махачкала:

97. Юпитер", 1998. 360с. 11.156. Алиева Ф.Г. Сабру, или Отчего седеют женщины. - Махачкала:

98. Юпитер", 1999. 360 с. П. 157. Алиева Ф. Г. Полное собрание сочинений :В 12-ти томах, т. 1 .Махачкала: «Юпитер», 1999. - 696 с.- 863с.175с.