автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Литература средневековой Беларуси и становление классической художественной традиции в поэзии Янки Купалы

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Проневич, Геннадий Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Литература средневековой Беларуси и становление классической художественной традиции в поэзии Янки Купалы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Литература средневековой Беларуси и становление классической художественной традиции в поэзии Янки Купалы"

МИНСКИЙ ОРДЕНА TF/ДСБОГО líPACHOPO 31Ш.1ЕШ1 ГОСУДАРСГВЕНШЙ ЩДАГОП?ЕШЙ 1С1СТИТУТ имени А. М. Горького

На правах рукописи

У Д К - 862.6,09

ПРОНЕВИЧ Геннадий Николаевич

ЛИТЕРАТУРА СРВДКЕВЕКСВОЙ ШАР/СИ Ш СТАНСВЛЕНИЕ lüIACCH'ffiCKOH ХУДС8.ЕСЛВЕН1М ТРАДИЦИИ В ПОЭЗИИ ЯНКИ КУПАШ

10.01,03 - литература народов СССР /белорусская литература/

АВТОРЕФЕРАТ

ДИССЕРТАЦИИ m СОШМНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕЩ КАНДИДАТА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

M И Н С К 1990

RifloTa выполнена на кафедре белорусской литературы Брестского государственного педагогического института имени А. С. Пушнина.

Научный руководитель: член-корреспондент АН ШСР, доктор филологических наук, профессор ЛСЙКО 0. А.

Официальные оппоненты:

доктор Филологических паук Гркнвдш Н.М.

кандидат филологических наук Короткий В.Г.

Ведущая организация: Гомельский государственный университет.

Зашита состоится '"/У" ^hafji^/_ 1990 г. в

часов на заседании специализированного совета К 113.16.01 в Минском государственном педагогическом институте им. А.М.Горького / г. Минск, 2208С9, ул. Советская, 18, а.уд. 404 /.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке М Г П И им, А. М. Горького.

Автореферат разослан 1990 г.

УченыЯ секретарь

специализированного совета и Перевозная Е. В.

о

о

----сщя ХЛРЛ1£ТЕРЛСТ1КА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Проблема истоков и исторического генезиса новой литературы, зарождения в ней классических национальных традиций - одна из наиболее сложных и противоречивых з современной литературоведческой науке. По признанно Д.С,Лихачева, "т/гы понемногу начинаем поникать, что решение многих проблем истории русской литература ее классического периода невозможно без привлечения истории древней русской литературы" .

® белорусском же литературоведении в подобной плоскости вопрос не ставился вовсэ. нем особенно трудно формировалась конца»», ция"Непрерывного литературного процесса. Долгоо время считалось, что традиции литературного развития оказались прерванными. Лишь с выходом в конце 60-Х годов академической "Истории белорусской литература, появлением работ А.Мальдиса, посвященных этой проблематике, окончательно утверждается шель о непрерывности литературного процесса.

А мевду тем сущность проблемы - диапазон, глубина, механизм сцепления и взаимодействия средневековой и новой литератур - до настоящего времени специально не изучались. Но получи-и они до;ш-ного освещения и в ходе борьбы концепций фольклорного и литературного происхождения белорусского искусства слова. Историческая перспектива становления к развития ново:* белорусской литератур», особенно на ее высшем, классическом этапе остается недостаточно изученной, конкретизированной,

Целью настоящего исследования является всестороннее изучение творчества Янки Купа.ш в его отношениях и связях с традициям;* и художественгам опытом литературы средневековой Беларуси, а такте основными закономерностями и проблемами образования классических основ в белорусской литературе XIX - начала XX в. Решение означенных задачяепосредстЕенно сопряжоно в работе с задачей создания теоретической концепции переходного периода от древней г. повой литературе, а также выяснением сутгаостк и специфики классического этапа как качественно внегаего, завершающего звена п становлении национальной литератур!.

Отсюда вытекает и рцд конкретных задач:

- раскрыть содержание и супрость процесса станс-»лекия сплорус» ско<* литературн ХГХ-ХХ вв. с точки зрения преекстпетшсти опкга

Лихачев Д. С. Избранные работн: В 3 т. - Л., 1587. Т. I,- С. Ш.

3

о

предшествующего литературного развития;

- установить основные источники, форм и уровни влияния ста-рслигературных традиций на поэзию Я.Купалй, обгиоствен1!ые и лично-стно—гворческие предпосылки этого процесса, его историческую обусловленность, основные закономерности и этапы;

- исследовать разнообразные каналы и формы связи творчества поэта с традициями старобелорусской литературы, изучить характер и сущность ïix влияния на идейно-тематическое содержание, стиль, поэтичеекио образы и мотивы, формирование целостной концепции национально-духовного бытия и г. д.;

- выяснить к исследовать основные типологические черты, признаки и особенности купаловского героя с позиций решения в творчестве поэта к средневековой литературе проблемы самоценности человеческом личности.

Кроме того, одну из важнейших задач работы диссертант видит в том, чтоби раскрыть мас.итаб и потенциал творческой личности Янки Купали как классика национальной литературы и одного из духовных лидеров славянского мира.

Материал и методы исследования. В работе исследуются опорные классические произведения лирики, эпоса и драматургии Я.Купали: стихотворения "ïfyrm", "Л кто там идет?", "Светает". "Молодая Беларусь", "Песня солнцу", "Весна 1915-ая", "Ворон", "Восстань...", "Белорусским партизанам"аоэш "Курган", "Сон на кургане", "Гори-слава", "fia путь»", "Неназванное" и др.

С другой сторо'ш, предметом исследования явились "Повесть времякных лет", "Слово о полку Игореве", "Житие Ефросинии Полоцкой", белорусско-литовские летописи, наследие Ф.Скорины, Н.Гусовского, М.Смотрицкого, Я.К.Пашкевича, А.Рншш, С.Полоцкого, Литовский Статут, "Речь Ивана Мелелко" и "Послание и Обуховичу", другие произведения литература эпохи феодализма.

В плана литературного влияния, историко-типологической соотнесенности и генетической общности в работа исследуются едайно-тема-таческоа содержание, стиль, образность, пафос, нанровые формы, поэтическая лексика, возникавшие в творчестве поэта вседствие влияния старолитературяых традиций шшозии, реминисценции, контаминации, наследования, образные, интонационные и ритмические созвучия, ассоциации, типологические связи и схааденил, исторические аналогии и параллели.

Еольлое «есто в работа отведено также сопоставительному ана-

яизу сопутствующих, альтернатиЕКых или посреднических связей купа-ловского творчества с национальном фольклором, белорусской литературой XIX в., польской и романтической русской поэзией, изучен™ их влияния на характер восприятия и интерпретации поэтом староли-терат^рнт.тх традиций.

Проблема исследуется в тесной связи с соцтально-политтаэски-ш процессами возрождения и сформирования бэлоруеской нации, об-иественно-культуркым и национально-освободительным дзияением в Белоруссии лХХ-ХХ вг>., а также изучается е контексте славянского и европейского романтизм.

Общетеоретическая часть работы вьтюлкена ка основе трудов Г.В.Геголя, К.Жрнса, В.Й.Ленина, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернкшевско-го, а также с учетом наблюдений и выеодов Д.С.Лихачева, И.Я.Голе-нищепа-Кутузона, Г.1Г.Г<Гоясе93оЯ, Ф.Я.Приймы, белорусски учен"х В.А.Коваленко, А.И.1,'1альдиса, В.М.Кояона, О.А.Лойко, Б.А.Колесника, Г.С.Березкина, А.С.Яскевича, А.К.Кавко и др,

В работе мирохо использован систешо-сгруктурннй метод исслз-доваккя явлений литературной эстетики, который выступает в сочетании с истордхо-генеткческим и сравнительно-типологическим методами исследования и как вторичный гто отношения к ним, что позволяет изучать литергтур1дае явления в их системной взаимосвязи и исторической обусловленности.

При гтс:/. диссертант сочетает принцип историко-хрокологической подачи и исследования материала с развернутыми системными наблюдениями над стилем, эволюцией художественных образов и т. д.

Нзу^гная новизна исследования определяется преяде всего вкладом автота в разработку и обоснование обгцай концепции классического ■этапа как качественно высшего, завершающего звена в становлении национальной литературы. .Диссертантом предложена принципиально новая модель возникновения и развития новой белорусской литератур«, утзерлдагецая приоритет старолитературшах трзд!щий в процессе'образования классических художественных основ в белорусской литературе Х1Х-ХХ вв., а также решается ряд актуальных для белорусского литературоведения проблем:

-дается новое, расширительное толкование премственности и содержания яитературннх традиций и литературного процесса,;

- устанавливается обтая направленность, основные г.акономепно-сти и тенденции переходного периода от древней к новой литературе;

- дается развернутая системная характеристика классического

этапа, раскрывается его содержание и отличительные признаки;

- устанавливается и раскрывается древнейший стилевой прототип -купаловского романтизма, восходящий к 'стилю монументального историзма, древнерусской литературы XI-XII вв.;

- дается сравнительно-историческая и типологическая характеристик купаловского героя с точки зрения решения проблеим самоценности личности п поэзии Я.Купглы и средневековой литературе;

- уточняется исторический генезис, идейное содержание и эстетическая сущность образов Молодой Беларуси, гусляра, князя, воина, мотивов солнца и славы, исследуются конкретные обстоятельства и условии их возникновения к развития.

Исследуя проблему, автор впервые вводит в научный оборот некоторые малоизвестные произведения поата, а также обращается к другим малоизученным источникам:, историкоархеологическим сборникам, календарям, невостребованным до недавнего времени работам А.Луц-кеьича, В.Ластовского, материалам русской, белорусской, польской дореволюционной периодики и т. д.

Практическая значимость исследования. Положения и выводы диссертации могут иметь теоретическую и практическую значимость при создании обновленной модели возникновения и развития новой белорусской литературы, выработке целостной концепции истории белорусской дооктябрьской литературы, научной разработке отдельных периодов ее развития, создании.учебников к учебных пособий для студентов ВУЗов, а та1сже в учебнсм процессе при чтении курсов истории древней и новой белорусской литератур, истории БССР, разра^тке спецсеминаров и спецкурсов по творчеству Янки Купалы и белорусской литературе начала XX в.

Апробация работа. По теме диссертации опубликовано пять статей. Диссертация обсуждалась на кафедре белорусской литературы Брзстского педагогичесхсого института им, A.C.Пушкина и на кафедре белорусской литературы Минского пединститута im. А.И.Горького. Основные положения работы излагались в .докладах на республиканской научной конг$ер2нцш{, посвященной 100-летии со дня рождения народных позтов KJCP Янки Купэяк и Якуба Кэласа "Творческое наследие Янки Купалы и Якуба Колэса и развитие славянских языков и литератур" /Минск, сентябрь 1982 г./, и научной конференции, посвященной 8Г0-Л9ТИЮ "Слова о полку Игореве" /Минск, Еелгосуняверситет им. В.И.Ленина, декабрь 1985 г./

Объем и структура исследовангя. Обя!Ий объем диссертации составляет 204 страницы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Содержание диссертации Во введении обосновывается выбор теш и ее актуальность, формулируются цели и задачи исследования, определяются степень изученности, методы достижения поставленных задач.

По г/нению автора, и сходней, определяющим при характеристике и оценке классического этапа является возникновение в литературе этого периода фактор?. исто~ико-литературного самосознания, являющегося продуктом всего системно завершенного цикла развития национальной литература высшая, классическая фаза которого сопряжена с поиском н выработкой целостной, всеобъемлющей концепции национально-духовного бытия. " ^

В связи с этга во введении дается теоретическое определение понятиям "концепция", "коицептуадшость", устанавливается внутренне обусловленная связь между ними и объективны» содержанием классических основ новой белорусской литературы,

В первой' главе "Литература' Средневековья и архетип романтического стиля в поэзии Янки Купали" исследуется историко-генетическая и старолитературная основа купаловсного романтизма. Как национальный гений и поэт-романтик, Купала тяготел к универсальному, всеобъемлющему познанию жизни на путях истории и мечты, бытия и духа. Прошлое для него - не только поле исторической деятельности народа, но прежде всего возможность постичь волнующий смысл н - стоящего и грядущего. Глубокие и разносторонние связи поэзии Купалы с древним словесным искусством восточных славян, традициями литературы блохи Киевской Руси и Великого княжества Литовского явились отражением процесса становления белорусской нации, формирования национального самосознания. Катализатором масштабного воспроизведения в творчестве поэта старолитературных традиций и актуализации художественного опыта древней литературы выступило само революционное время, явлс- . ния рзнессанского характера, открытие мужика-белоруса как человека,патриота, рост его социального я национально-исторического самосознания.

Романтизм Я.Купалы оказался сродни романтизму угнетенных и возрождающихся славян - поляков, болгар, сербов, украшпдел и т. д., вступающих в полосу обновления и становления как новг« европейских наций. Однако воспроизводя модель славянского романтизма и будучи

1

наиболее близок по своему типу "краевому" польскому романтизму, купаловский романтизм развивался по существу как непосредственное и естественное продолжение традиций старобелсрусской литературы:её демократического, народного характера, стклк, патриотического пафоса, в тт/сле ее стержневой, магистральной идеи - ццеи защиты и национального возвеличивания народа, т. е. на своей собственной художественной и исторической основе.

При этом классическая возрозденческая модель, лежашая б основе славянского романтизма, оказалась наиболее адекватным к после-доеатзльним выражением отношений исторической преемственности между древней и литературой нового времени. Особенно глубоко и всеобъемлюще характер и суиность этого взакмодейстрия воплотились б стилевой оенозе купаловского романтизма, которую по целому ряду признаков мохно соотнести с изЬестнык ''стилем монументального историзма". /Л.С.Лихачев/.

Б главе излагается содержание и основные отличительные признаки стиля монументального историзма, раскрывается его тесная связь со становлением государственности, принятием христианства к распространением письменности в Киевской Руси, с Леодально-иерархи-ческим устройством общества, эстетическими и идеологическими представлениями эпохи. По мнения автора, системное воспроизведение основных черт стилевого архетипа в купаловском творчестве стало возможным благодаря фактору диалектической повторяемости, цикличности в общественном раквитии, а такие феномену национального возрождения, которые создавали в поэзии Купали как бы второй'- нелитэратур-. дай, но параллельный литературному и тесно взаимодействующий с ним аспект взаимоотношений с традициями старой литературы.

Сущностью купаловского стиля, стало открытие значительности народа и мужика-белоруса как ведущего представителя молодой нации и теория ее новой истории. Овладевая этой идее.1 и возводя ее в степень романтического идеала в условиях ожесточенной борьбы наос да за свое социальное и национальное ькг.изапие, утверждение самостоятельного национально-державного статуса, сохранение и развитие самобытных культурпгх основ, языка и т. д., Купала не только воспроизводил при этом целнй комплекс исторически созвучных литературе прочло го кете лей, образов, чувствований, эмоционапьно-психолош-ч ских состояний, но и овладевал ими как целостным художественным стилем.

Подобно великим писателям древности - Нестору, автору "Слова

о полку Игореве", создателям "Летописца великих князей литовских" и "Хроники Шховца", Ф. СКорине, Н.Р/совскому, С.Вудному и В.Тяпик-скому, М.Смотрицкому и А.Филипповичу, П.Купала сочетал в себе черты "песнетворца" и политика, патриота и воина, государственного деятеля и народного защитника. Уже в самой миссии поэта как пророка национального возрождения, в том, что он делал как классик национальной литературы, гениально обобщая в художественных образах исторический духовный опыт парода , было что-то от великой лете ■ писной традиции, от личности древнего писателя, который возлагал на себя историческую ответственность за весь народ, за его прошлое и настоящее, 31 все, что било и что должно бить. Поэт выходил навстречу древней литературе широтой своих общественных и политических интересов, своей государственной озабоченностью судьбой Огчиз-ны, напряженным стремлэнием предугадать пути, которыми пойдет ее дальнейшее развитие. 3 результате черты стиля монументального историзма выразительно прослзживаится и в поэтовом собирании, поисках "бацькаущчыш", и в том внимании и значении, которш о.ч придавал древнему наследию народа, - обирая но крупицам драгоценный опит прошлых столетий, в широте взгляда на славянский мир и истории в целом, в контексте которых,он неизменно мыслил свой народ и свою родину - пробулдаюсуюся Молодую Беларусь.

Воссоздание содержательной основы стиля бо многом было предопределено характером решения поэтом проблемы самоценности личности, когда она раскрывалась преимущественно в своей общественно значимой роли и функциях, как носитель интересов своей социальной среды, ее традиций, идеологии, в отношении к национальна-патриотическому долгу и т. д.

Сопоставляя с тем, как .проблема самоценности личности решалась в творчестве А.Мицкевича, А.Пушкина, диссертант приходит к выводу, что своеобразие купаловского подхода отражает более глубокую, фундаментальную связь творчества поэта с традициями средневековой литературы. И у Купали, и в древней литературе при изображении героя на первый план выступают социально-классэвче, национальные, идеологические черты и признаки личности. Сама личность выступает как весьма жестко детерминированный, подчиненный элемент в систем« общественных отношений. Можно'говорить и о том, что ивдиввдуализа-ция личности и прежде всего образа крестьянина у Купат», несмотря на очевгедное личностное виражение, на четко обозначенное лирическое "я", нь столько личносшо-челомческая, сколько обобщенно-со-

циальная и национальная. Ценность, значительность личности, человека, у поэта определяется его связью со своей социальной /крестьянской/ средой, родной землей, отчим краем подобно тоыу, как ценность человека в литературе Х1-Х11 ьв. определялась исключительно его положением на лестнице феодально-иерархических отношений, патриотической принадлежностью к великой и славной державе - Русской земле.

Особый комплекс стилевых черт сложился в связи с формированием своеобразного рыцарского кодекса чести куггаловсхого героя, отразившего процесс пролетаризации и роста национально-патриотического самосознания трудовых касс белорусского крестьянства, создания новой, пролетарской иерархии социальных и духовных ценностей.

Наблюдая за художественным изображением образа крестьянина у Купали и князей, магнатов - в литературе средневековой Беларуси, автор находят мелщу ними несомненные черты сходства, поскольку герои в равной мере исповедуют культ силы, свобода, привержены определенной идеологии и социально-классовому этикету поведения, включая право мести при защите своих интересов. При этом ршарскув силу купалозского героя олицетворяют не традиционный меч, копье или богатырская палица, но орудия его каждодневного труда - коса, топор, цеп и т. д.

И понимании чести, достоинства, патриотических обязанностей личности, в отношении к свободе к т. д. мы находим у Купали романтическое отражение многих традиционных рыцарских представлений феодальной пори, перенесенных однако теперь на новую почву к осмысленных применительно к новому герок эпохи - крестьянину.

Указывая на наличие такого подхода ухе в творчестве К.Калинов-ского, В.Богушевича, автор склонен предполокить, что наряду с влиянием традиций "Слова о полку Игсреве", Литовского Статута, "Речи Ивана Мелепгко" и т. д., глубоким знанием истории, культуры, этнографии края какую-то роль б обновлении и упрочении поэтом традиционных старобелорусских осноз молодой литературы сыграли причины и обстоятельства личного, биографического свойства, в частности, традиции родословия я чести древнего, восходящего к ХУ1 в. шляхетского рода Лупевичей, а также матери поэта, уроядетоЯ Волоеевич. Впрочем, как и тз нравственные усток и традиции галяхегекой среды, каторые, по свидетельству современников, сохранялись в семье Купа-лн в течение всей кишш.

Фактор личности решающ;« образом сказался и т эсгвтике стиля

поэта, как бч сфскусировавяеЯ, прелсмивиеЯ в себе весь спектр стз-ролитературшх традиций, включая преемственность идейного содержания, образность, пафос героического самовыражения личности лирического героя, характерные черты видения и восприятия мира: масштабность, ьтонументалтам, динамичность, конрасткость, внутренний пояе-м'лзм, учительность и т. д.

Исследуя стилевое своеобразие купалсвской поэзии на примере тагах стихотворений, как "Ыуник", пА кто там вдет?". "Из песен белорусского нужика", "Светает", "Молодая Беларусь", поэмы "Курган" и др., автор усматривав" совпадающие или сходные черте стилевого старолитературного прототипа в огромном, всепоглощающем интересе псэта к национальной истории к историческому прошлому народа, особом лаконизме, лапидарности и в то же время монументальной выразительности, масштабности, внутренней силе и динамизме купало^ского образа, В широком использовании портом приемов и фигур ораторской речи, рассчитанной на огромную аудиторию и устное исполнение, на то, чтобы бить услышанным далеко б мире.

Среди прочих сполна принадлежал?« стилю монументального историзма черт в глазе глубоко к обстоятельно исследуются явления, связанные с так называемым "панорамным", лаадкафтно-гэографическш восприятием пространства и времена, а таете принцип родоэо-исторт-ческой сеязи событий, восходящий к древнему культу предков.

Итак, как самобытно-неповторимее явление национального творческого духа кутасовский романтизм утверждался та основе собственная., главным образом старолитэратурннх традищй,

"Образ Молодой Беларуси. Становление исторической концепции национально-духовного бытия" исследуется влияние сгаролнтсратурных традиций на процесс формирования одного из стеря-нбвгос, а по сути, центрального образа лирики и эпоса Яини Купала дооктябрьской поры и первого послереволюционного десятилетия. По мнении автора, использование поэтом в качестве модельной, концептуальной основы национально-освободительно?? легенды мотивов сна и пробуждения, былой славы и упадка объективно ставило художестаенао-историчесзгуи разработку образа возрождающейся Беларуси в очевчдтаЯ типологический контекст, а в некоторых случаях и в примул зависимость от традиция таких произведений, как "Слово о полку Кторове", "Песня о зубре" Н. Гусовского, "Тренос" М.Смотрицкого, дрек-ззруссяо-го и белорусско-литовского летописания к т. д. Трагический сшот национальной истории с его тремя изначально ловторялщютеч актах! -

сл^вы, смерти и возрождения - как бы напрямую подключал Купалу к традициям средневековой литературы, обуславливая тем самым глубокую взаимосвязь и взаимозависимость меэду внутренней трансформацией купаловского мифа о смерти и воскресении Беларуси в историческую концепции возрождения и движением позта от обобщенно-суммарного образа белорусского крестьянина /"Мужик"/ к образу пробудившегося революционного народа /"А ктп там идет?"/ и, далее, к образу возродившейся к новой жизни матери-Беларуси.

Особый интерес в этом плане вызывает купаловское стихотворение "Светает", в котором контуры мифологической к исторической трактовки образа возрожденной Беларуси,, благодаря ориентации на традиции "Треноса" М.Смотрицкого, впервые оказались совмещенными, т. е. образ получил историческую интерпретацию. Анализируя и сопоставляя цепь различных фактов и обстоятельств, касающихся общественной жизни того времени, изучая виленское окружение поэта, содержание и характер его работы в "Нашей ниве", автор восстанавливает те общественные предпосылки, которые привели к актуализации традиций "Треноса".

Как известно, стихотворение "Светает" было сс_дано в 1908 году, вскоре после проезда поэта в Вильно, когда резко обострился так называемый "польский вопрос", повлекший за собой новую волну шовинистических нападок на национальное движение белорусов со стороны "истинно-русских" и "истинно-польских людей", реальную угрозу разобщения и конфронтации народа на почве религиозного вероисповедания к конфессиональной принадлежности. В этих условиях сознательная ориентация поэта в стихотворении "Светает" на традиции "Треноса" в сочетании с четко осмысленной перспективой национального возрождения Беларуси явилась своего рода ответом всем тем, кто, как и и прежние времена, пытался вести торг душой белоруса, тем более, что в условиях конфронтации и разгоревшейся в печати полемики доступ к "Греносу", равно как и к другим историческим ис-точ!|и^ам и аргументам, существенно облегчался широкой публикацией в различных вияенскюсизданиях материалов, посвященных 300-летию со дня смерти одного из героев "Треноса" - опекуна и покровителя православия в былой Речи Посполитой к давнего мецената отца и сына Смотрицких - князя Константина Острожского. Свою лепту вносило и приближающееся 70-летие воссоединения униатов с православной церковью. Материалы об отгос событиях печатались в "Виленском Вестни-ко", "Виленском календаре на 1908 г.", в клерикальных изданиях тл-

па "Литовских епархиальных ведомостей" или "Вестник Внленского православного Св. -Досовского Братства".

Также обращается вникание и на тот факт, что и в предшествую- ' п;ем, ХК в, интерес к "Треносу" и личности самого М.Смотрищсого подогревался в связи с обрусительной политикой русских самодержцев в отношении вновь приобретенных после разделов Речи Посполитой" территорий, стремлением обеих противоборствующих сторон идеолога-чески обосновать свои притязания на "забраны край". Творчество М. См отрипк о г с с га нов и т ся объектом пристального внимания русской и польской историографии. Его внимательно изучают и рассматривают М.О.Ксялович, Н.Н.Еантнп-Каменский, Н.П.Дмгаевич, историк польской литературы М. Вишневский и др. ГГричем в бсльагинстве работ русских, впоследствии украинских и белорусских ученых наблюдается устойчивая тенденция иллюстрировать период исторического упадка "русского народа" в былой Речи Посполитой на рубеже ХУ31 столетия ссылками на "Гренос", цитированием наиболее яркях и впечатляющих моег плача матери-святой православной церкви по погибшим в ''латинстве" и "полонизме", изменившим родине и национальному делу княжеским домам, родовитым магнатам и шляхте.

Параллельно с этим в главе детально исследуется посредникее-кая миссия в трансформации и передаче традиций "Тренсса" таких произведений литературы XIX в., как "Шляхтич Завальня" Я.Барщевско-го и "Плач Белорусской земли" Е.Р.Романова, а такие влияние фольклора и польской литературы на воссоздание и обогащение исторического художественного прототипа образа Беларуси в стгс^творетш "Пве-тает", моделью для которого, как вытекает из Есей совокупности фактов и доказательств, послужил образ матерл-святсй православной церкви в "Треносв" И.Смотршкого.

Таким образом, соз, .'.кие образа явилось поворотным моментом на пути движении Янки Купала от мифологической трактовки истории к осознанному историзму художественного мышления, отчетливо проявившемуся на рубеже 1908-1910 гг. Для поэта это означало превдз всего вступление в завершающий этап формирования целостно?? концепции национально-духовного бытия, закрепление на позициях историзма, углубления и расширения исторических представления и, соответствеш'о, поиск;! и создания новых, связующих символов и образных форм национально-патриотической легенды. В этом сшсле пер^ход.'Лнки Катали в лирике и рпосе 1909-1912 гг. к творческой разработке/кдеи МояодсЯ Беларуси, получившей последовательное оснксление и развитн') с об-

у\-уах "молодой сторонки", крестьянской девутки, "мученицы-княжны", исторической личчости Рогнедк-Гориславк, невесты и т. д., представляется естественным и закономерным явлением в цепи романтичес-ыгх поисков поэтом "своей отчизн!«'!.

Всесторонне исследуя процесс становления образа Молодой Беларуси в одномеячых стихотворениях 1905, 1911-1012 гг. в свете влияния традиций национального фольклора, образов Кор..; из драки С.Выс-иянского "Ноябрьская ночь", а гакгге Розы и Лиллн Венеды из драматической поэмы "Лклла Венеда" и "королевы", "дочери Слова", сшро-лизигущзй возротденную в будущем Польшу, из "Короля-Духа" й,Словацкого, автор приходит к выводу, что связь между нггаи корродируется е области внешних сгаггетно-образнях совпадений и созвучий, проистекающих из общего конструктивного замысла образов: невеста -сягаол возрождающейся родины. В остальном же суть этих образов рас :ична. Так, если в польской романтической поэзии идея возрождения Польотг соотносится с мотивами непорочного зачатия Девой-Марией Христа п рыцарского служения даме сердца, т. е. рассматривается как идея возрождения через Дух, то у Купалы образ Колодой Беларуси получает совершенно оригинальное и сакостоятелгчое истолкование, ярко шразкекный национальный характер. Причем не только б силу рокагтгческого переосмысления фольклорного по своей сути мотива возведения невесты на посад с позиций национально-державных устремлений народа, но к благодаря исторической подоплеке образа Молодой Беларуси - "самой на пасадзе" - как образа вечной невесты, олицетворяющей вечный расцвет- и бытие Беларуси - державной, гордой, независимой, суверенной, свободной.

3 этой связи в главе последовательно исследуются общественные предпосылки н конкретные обстоятельства формирования своеобразной исторической родословной образа Молодой Беларуси и ее различных образных ипостасей, в содержании которых исторические традиции и опыт прошлого как бы напрямую соприкасаются с сегодняшней явь® и идеалом будущего.

1 В результате автор приходит к выводу, что некоторые исторические черты уклада жизни Полоцкого княжества, такие как стремле-ТШ& к политической самостоятельности, ведущая роль в общественной и экономической низки смерда-крестьянкна, относительная неразвитость социальных противоречий, патриотизм и свободолюбивые традиции полочан, оказались как нельзя более созвучными купаловскому идеалу Молодой Беларуси, романтическим представлениям поэта о ней,

И

как о гордой, независимой, демократической мужичьей державе вольного труда.

Здесь же, з кстори Полоцкой земли и ее героев - Рогволода, Рогнсди, Всеслава-Чародея," Ефростали Полоцкой - искал Купала « то, что В.Г.Белинский назвал некогда как "зародыш, зерно национального духа". По мнении диссертанта, в образе Молодой Беларуси пг.стзсн-ко отразились, подучили своеобразное симво; ¡чесное обобщение терет гордой, независимой Ропгедк, дочери полоцкого князи Рогволода, некогда отвергшей домогательства "робичича" - будущего великого князя Владимира - кростителя Руси, а также отчасти обрл&а друго" видающейся предсгэьитэльнивч полоцкой династии, религиозной лроспе-тительнюде XII в. "светозарной памяти" невеста Христовой ЗДросичин, подвижнические фигуры которых олицетворяли для поста судьбу народа, древней Подоцкой державы, историю их расцвета и упадка, смерти и возрождения, славы и бесчестия.

Как показывает автор, именно воэроэдончесниЗ смысл образа Рогчедк-невесты, олицетворяющий идеал вольного, нозаг-по^ю^о, суверенного, демократического развития народа в свободной от согтль-ноге "национального угнетения державе определил классическую основу образа Молодой Беларуси в одноименном стихотворении 19Н-19Егг., г такте поэмах "Сон на кургане", "Г'орисдава", "На кутьг-", "Неназванное". Прзпгем, если в стжсотворишч "Молодая Беларусь", псы-ох "На кутья", "Неназванное" просматривается явная корреляция образов Молодой Беларуси и Рогнеды по линии мотива возведения невесты на посад, олицетворящего националько-дергавкое возрождение отчизны, то в "Поезяанах" и поэме "Сон на кургане" - там, где идеал суззрен-ной, независимой державной Беларуси эхедит в резкое противоречие с действительностью, когда возможность его достижения ставится под соглнешге, сюжет образа развивается по иной схеме: рядом с невестой появляется фигура жениха или получает развитие образ свадьбы-фарса.

Таким образом, глубокий историзм художественного мышления ггозта обуславливал постоянную модификацию обрага. Молодой Беларуси в зависимости' от содержания и исхода социальной и национальной борьбы народа за свое освобождение: з результате поэтическая, легендарная форма выражения образа практически тождественна его внутреннему историческому содвртгто. Выражаясь языком Гегеля, его классическая красота заключается в том, что он "обладаем в качестве своего внутреннего с,-,мела - свободным, самостоятельным знача-

нием, то есть не значением чего-то другого, а значением самого себя и поэтому сбоим собственник» объяснением"^,

Создание образа Молодой Беларуси отразило высший момент в становлении и развитии национальной мысли, а историческом и эстетическом самоосознании народа.

Третья глава "Слово о полку Игореве" в эстетике и художественном лшшлении Янки Купали" завершает исследование проблем, поставленных в предыдущих главах. В ней выясняются мзото и роль древнего памятника в процессе формирования поэтического стиля поэта, а также становления в его творчестве целостной концепции национального бытия и возрождения народа, йстоковый характер "Слова" позволяет к тому же осмыслить процесс образования классических основ новой литературы в перспективе ее поступательного исторического развития. Сквозная линия художественного воссоздания и развития традиций "Слеза" нродогла через всо древнюю белорусскую литературу, впечатляюще заявив о себе в белорусско-литовском летописании, "Песка о зубре" Н.Тусовсксго, "Трзносе" М.Смотрицкогс и т.д.

В классическую впоху романтизма и возрождения славянских народов заложенная в "Слове" идеи возрождения, патриотического единения и борьбы с завоевателями и разорителями Русской земли была подхвачена всеми без исключения славянскими литературами. Причем родословные, наследственные основы "Слова" в белорусской литературе XIX-XX вв. оказались' значительно сильнее, нежели, скажем, в новой русской поэзии. Возникнув как литература демократических низов, "литература преимущественно- о крестьянине" /О.А.Лойко/, она по-прежнему сохраняла свой глубоко народный характер, остроту социального зрения, ориентации на устное народное творчество. Цця ■ б процессе исторического развития к постепенному овладению всей сложнейшей идо^но-эстетической суарюстью древнего памятника, белорусская литература начинала свой новый этап в XIX в, по сути с того самого рубежа, чем заканчивала в "Олове" свой почтя двухсотлетний путь литература Киевской Руси - с социального сочувствия крес-тьянпну-оратае, "вЬци" которого в "княких крамолах... ократишась", с принятия его системы философских и эстетических ценностей. Именно в этом движении к "Слову" проявилась сквозная, постоянно зосхо-дящая лилия развития всей' белорусской дооктябрьской литературы, которую последовательно обогащал и развивал в начале столетия Купала, зазерлая процесс национально-духовного отирптия и незнания

2* Гегель Г.В. Эстетика: В 4 т. - М., 1959. Т. 2. С. 1 ЗУ.

народа.

Широкие и разносторонние связи и взаимоотношения ме:-ду Купа-лой и "Словом" возникали и образовывались на всем пути его творческой эволюции и становления как классика национальной литературы, - далее и тогда, когда и само произведение ете не было известно молодому поэту. Б связи с этим автор обращает внимание на широкую соотнесенность ме.тду поэзией Купали и "Словом" на почве приверженности поэта к стили" монументального историзма. В главе уто .шлются характер и содергание стиля с поправкой ка своеобразие и специфические особенности "Слова" как памятника героического рнмарско-го эпоса. В свази с этим диссертант обращает особое внимание на редкостное для представителя литературы нового втемсни гармоническое сочетание в поэтической натуре Купали черт поэта, воина и политика, определявших некогда реальные жизненнне ипостаси автора "Слова", на героический тип самой личности поэт.о, возрождение в его творчестве героического идеала и героической рыцарской идеи, что, по сути, напрямую сближало поэта с традштей "Слова", с образом дружигшого певца-воина, подобно "ветему" Бояну или самому автору древней песни, зовушему на битву; оплакивающему павтих с бот или взывающему к мести, указующему путь к солнцу и славе /"Пойдем", "Гусляр" и др./.

Героическое осознается поэтом как наивысшая ценность национального духа, как тот общечеловеческий идеал, приобщение к которому заключает в себе первейшее условие, цель и средство возрождения и полноценного национального развития. Отсюда, кек и в древнем памятнике, как эстетически ценное, красивое рассматривается все, что несет в себе черты героического самовыражения: это не только все величественное, монументальное, исполненное моши, силы, света, все, что тлеет отношение к рыцарскому, ратному делу, но и все ди- . намичное, все, что движется, изменяется, течет, пробудцается от сна, возрождается к новой жизни, все, что связано с обретением чести, достоинства и славы.

В то же время резкое размежевание в поаэии Купалы героической' и негероической яви получает, в свою очередь, естественное отражение в романтически контрастных, созвучных "Слову" образах-антиномах: света и мрака, солнца й тьмы, славы и бесчестья, ортов, соколов и воронов, галок, свадебного пира и битвы, войны и мирного труда, в возрождении традиционных слав и плачей, в напряженной, "звучной" ораторской интонации стк:а, образующих единую, внутренне обусловленную структуру художественного мышления поэта.

Так, в стихотворениях "Из песен о битвах", "Что ж ты спишь?", "Раньше и теперь" героико-романтические стремления к славе, сам образ славы возникают у Купали, как и в "Слове", на пересечении мотивов плача, печалованич, сетований и срамоты, укоризны, призывов к отпору, мести, когда героика проявляется в пафосе неприятия, отрицания, преодоления лирическим героем того, что считалось традиционным для белоруса - уничиженности, забитости, гиперболически обостренном вызове социальной апатии и сэрости, что жили еще в народе, как приметы его бесчестья и "няславн".

Исследуя обстоятельства формирования "рыцарского" образа мужика-белоруса, а также образов "вояки", рыцаря, князя, их содержанке, роль и место в купаловской легенде национально-патриотического возрождения, участниками и основными действующими липами которого выступают Поэт, Мужия и Воитель, диссертант приходит к выводу, что поэзия Купальг как бы повторяла в новых условиях и на частично обновленной идейно-эстетической основе не только генетически наследственный код "Слова", но продолжала и развивала его дух, пафос, идеи, тему, овладевая всем богатством и стилевым многообразием древне.го памятника как свош собственным сод .ржанием.

Если на первоначальном .этапе стилевая, идейно-образная, тематическая перекличка с древним памятником были обусловлены уже самим контекстом истории, индивидуальными особенностями творческой личности поэта, то с личным открытием и осмыслением Я.КупалоЙ "Слова" на рубеже 1907-1909 гг. они начинают приобретать сознательный творческий характер, йс содержание определяется теперь поиском целостной концепции национально-духовного бытия и возрождения народа, открытием и разработкой созвучных "Слову" образов гусляра, бояна, пророка, князя, "вояка", соколое, орлов, родного края и отчизны - Молодой Беларуси, сквозных мотивов солнца и славы, вы В этом плане особый интерес у поэта вызвали образы Боянз и Всеслава-Чародея, сшетная линия, связанная с исходом князя Игоря на половцев, а также моление Ярославны стихиям солнца, воды и ветра, ( [огивы славы, солнца и солнечного яатменкя. Глобальная ориентация на традиции древнего памятника не только позволила поэту воссоздать в поэме "Курган" героический тип народного характера, сформировать в рамках национально-патриотической легенды героический рыцарский образ народа, но и выразить всю полноту героико-тра-гедийного содержания народной жизни. При этом логика внутреннего развития купаловского таланта неизбежно вела поэта от открытия му-

жмка, крестьянина как данного, исторически обусловленного героя его поэзии к концептуальному Философскому самоопределению и самопознанию через "Слово" духовной сущности молодой нации белорусов как нашш в основе своей земледельческой, чей внутренний мир, психология, этика, общественше помыслы и интерес» обусловлены трудом на земле, извечной связьи с природой, землей и солнцем.

Особенно глубокая и сильная взаимос: "¡зь с традицией "Слова" возникает в стихотворениях "Песня солнцу", "Весна 1915-ая", i.num "Песни воРны", "Ворон" и др. а связи с попыткой поэта осмыслить перспективы национального возрождения, бытил народа и его исторической судьбы посредством аллегорического истолкования образов солнца и сотенного затмения, тьмы, а такие обоазов земледельческого труда и войны, -ратного ремесла: жатвы и битвы, сеЕа и смерти, косы и сабли, ггепа и меча. 3 целом интерпретация в поэзии Купали содержания и традиций "Слова" согласуется с его основной идеей и эстетическими принципами. Поэт использует практически весь арсенал образно-изобразительных средств "Слова": вводйт жанровые элементы слав /"Молодая Беларусь"/ и молений /"Песня солшту", "Повелителю неба и земли"/, прибегает к литературным реминисценциям и аллюзиям, контрастному построен;® романтических образов по принципу антино-мичности: свет - тьма, соколы - ворони и т. д., воспроизводит элементы сюжетно-композиционного построения /"Песни войны"/, использует прием обратной парафразы /"В омет"/. Однако если героическое воспроизводится в "Слове" в классическом, античном значении понятия, т. е. героический рыцарский идеал как бы выносится за рамгси политической, моральной и т. д. оценки, voy Купали героическое вне интересов народа, служения ему попросту не мыслится. Отсюда, к примеру, пародирование высокого героического пафоса в ориентированных на "Слово" Купаловых "Песнях войны".

Наблидая за формированием рыцарского образа ирэстьянина-коси-нера, образов гусляра в повме "Курган", а также орлов, соколсв п стихотворениях "Орлятам", "В отлет", автор находит, что, осваивая традицшг "Слова", Купала обращался к опыту эпической народной поэзии и романтической литературной интерпретации традиций древнего памятника в произзедештях А.Пушкина, А.Мицкевича, 0.Словацкого, М.Горького. Поэт виходил при атом на принципиально новый уровень видения и осмысления традиций "Слова", придавая им ярко выраженное национальное звучание, оттеняя и подчеркивая в них черты национальной самобытности и своеобразия.

19

Кульминационным моментом в развитии этого процесса явились купалорские переводы героической пески, а также его патриотическая лирика этой поры, сущность и смысл которых определяют идеи нгшчо-нально-детга'зного возрождения, патриотического единения и запеты Отечества. Именно в эту пору "Слово" начинает звучать в душе поэта как полновластный целостный мотив, опиратацийся на веч полноту содержания древней пески, на ее изумительиуго адекватность не только происходящим собкмшм, но и внутреннему духовному сос?оян."ю и творческой сушооти поэта.- Воссоздавая целостный образ народного бытия, творчество поэта последовательно запечатлело в своем развитии э качестве исходного протоплазменного адря, своего стилевого кода и классической художественной и национально-исторической основы всю совокупность содержания и эстетических принципов, легапмх в основе выдатоте,гссся литературных памятников восточных славян.

В заключении излагаются основные опенки и выводы.

Конец XIX - начало XX в. - качественно вютшй, завзриаший этап в процессе формирования белорусской литературы как литературы национальной, классической.

В начале столетий Якка Купала не только возгл; шл этот процесс, но наиболее глубоко и последовательно выразил его сущность, предал ему черты завершенности, соединив в единую цепь исторической судьбы настоящее и прошлое своего народа. Поэт перзым осознанно начал исходить в своем творчество из единства исторического опыта нании, общности се "истории и духовно-культурного наследия. Все это предопределило' возрожденческий характер купаловского романтизма, приверженность поэта к идее защиты и на г ^тонального возвышения народа, а также перенесение им на центрального героя своей пореии - мужика - некоторых других традиционных для литературы феодальной пэры рыцарских представлений, этикета и т. д.

В результате уже на ранней стадии творчества в сферу художественного синтеза попадает практически весь спектр старолитературных традиций. Иное дело - глубина и характер син-гега. Здесь можно зцде-лить'.ри неоднозначных уровня: а/собственно литературный; б/ исто-рико-ткпологический; в/ генетический. Если генетически поэзия Я. Куп альт связана практически со всеми периодами развития старобелорусской литературы, то типологически и собствешю в литературном плане она обнаруживает связь прежде всего с традициями литературы Киевской Руси и старобелорусской литературой ХУ1-ХУП вв. При этом голь универсальной синтезирующей основы, способной уловить и Быра-

20

пить концептуальную направленность и содержание. купаловского творчества з единстве и взаимосвязи всех его основных . компонентов судадено было выполнить традициям "Слова о полку Игорене".

Все это нашло отражение преяде всего в стилевой основе купаловского творчества, которую по целому ряду признаков можно соотнести с известным стилем монументального историзма.

Непосредственно же фактор историко-литературного самосознания возникал лишь в связи с вовлечением сгаролитературньк традиций в процесс формирования целостной концепции национально-духовного бытия. Именно на этом этапе, начиная примерно с 1903 г., по всей структуре творчества поэта начинает обнаруживаться осознанный историзм художественного мышления, создаются классические художественные образы, типы, характеры, в которых впервые утверждается ощущение исторической перспективы, своеобразия исторических форм национальной жизни, двииения самой литературы от са№лх различшяг этапов и точек своего предшествующего развития. Так, образ матери-Беларуси в стихотворении "Сзетает" максимально приближен к своему историческому протипу в "Трекооа" М.Смотрицкого. Точно также обра-вы Рогнедн в поэма "Горислава" и Всеслава-Чародея в стихотворении "С прошедших дней" имеют своих литературных прототипов соответственно в "Повести врэмянных лет" и "Слове о полку Игореве". Наконец, чрезвычайно усложненные, многократно опосредованные опитом национального Фольклора, славянской и мировой литературы связи с летописными и житийными образами Рогнеда и Щ>росинии Полоцкой обнаруживает образ Молодой Беларуси.

Чаше всего однако исторический прототип в поэзии Купалы романтически зыбок, расплывчат, тяготеет к вариантности, поэтическим метаморфозам и трансформациям, что при общей концептуальной определенности ке всегда позволяет с достаточной уверенностью выяснить исторический генезис того Или другого образа, его романтические составляющие и"примеси". В восприятии старолитературных традиций у Купали доминирует не внешнее подражание, не прямая литературная или историческая реминисценция, но созвучные Настоящему реалии самой жизни, стоящий за тем или иным образом учительный, нравстяенно-назадательный опыт, ощущение общности национального и эстетического кода, этических и моральных принципов, лежащих в основе древней традиции. Отсюда границы мегтду своигл и заимствованным, метду "Словом" и традициями последующей литературы порой весьма условны, поэ-

тические чгом трудноразличимы. Истинный источник влияния верной всего осознается и устанавливается при комплексной взгляде на все творчество поэта, изучении его закономерностей, структуры, выраженных тенденций и т. д.

Так, традиция ораторской риторики в творчестве поэта обнаруживают целый ряд созвучий не только со "Словом", но и с традициями торжественных слов-пропозедеР К.Туровского, творчества писателей-полемистов X7II в. М.Смотрицкого и ¿.Филипповича. Точно также процесс возрождения в поэзии Купали панегирика как жанра наряду с влиянием "Слова" испытал несомненное воздействие панегирической традиции позднеренессаясовой и барокчовой поэзии.

Романтизм Купали, таким образом, восстанавливал в своем развитии весь спэктр ранее утраченных новой белорусской литературой на этапе раннего формирования традиций и даже целых исторических звеньев, возвра(цая в нее прежде всего принцип родоэо-исторической связи событий, "высокий"стиль" - пророческую ораторскую патетику, провщгенциальность, героическую идею и рыцарский идеал, а также соответствующие этому возвышенному содержанию жанра - панегирик, гимн, моление, славу или оду и т. д., делая-их вн-вь достоянием новой литература и утверадая их тем самым как поэтические явления к Форш национально-классические.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. "Слова аб палку Тгаравым" у |дэйна-мастацкай канцэппш Я.Купала //Творчая спадчкна Яши Купалы í развщцё славянски моу i Л1таразур: Тэз, дакл. рэсп. навук. напр., ирьтсвеч. 100-годцзга

з дня нарацжэгая нар. паэтэу ВССР Я.Купалы i Я.Коласа. - М-шск: Вшэйш. гак., 1982, - П. 85.

2. Генетычния асновьт вобразнасц! /"Новая зямля" Я.Коласа 1 "Слова аб палку 1гаравш"/ /73 глыбшь народных. - Мтск: Вид. ЦЦУ im У.1.Лен1на, 1982. - С. 29-40.

3. Скаршшскг прататнп у творчасп! Макс1ма Вагдановзча //Веснз.к ГДУ. Сер. 4. - 1983. - /1/2. - С. 5-9.

4. Слова аб палку 1гаравш" у 1дэйна-мастацкай канцэпцьи Ячк! Купали //Беларус. л!т. - Míhck: Ввд. "Ун5верс1тзцкае", 1986. -С. 109-119.

5. Вакол П старичнага прататыпа i структуры мастацкага вобраза // Bochík ЦДУ. Сер. 4. - 1987. - //i. - С. 6-10.