автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Романтические мотивы в дореволюционном творчестве Янки Купалы
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Богданович, Ирина Эрнстовна
ВВЕДЕНИЕ.3—
ГЛАВА ПЕРВАЯ. /
ВЕРНОСТЬ ВЫСОКИМ ГУМАНИСТИЧЕСКИМ ВДЕАЛАМ романтическая концепция мира/ .22—
ГЛАВА ВТОРАЯ.
РОМАНТИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ проблема героя/ . . 73—
ГЛАВА ТРЕТЬЯ.
ОСОБЕННОСТИ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ Я.КУПАЖ проблема поэтического языка/ .137—
Введение диссертации1985 год, автореферат по филологии, Богданович, Ирина Эрнстовна
Проблема романтизма в последнее время постоянно приковывает внимание исследователей литературы, вызывает вокруг себя заметное оживление и споры. Множество работ /статей, монографий, документальных публикаций, материалов научных конференций и дискуссий/ посвящено конкретно-историческому рассмотрению и истолкованию явлений русского и европейского романтизма, типологическому анализу разновременных романтических тенденций, вопросу хронологии, теоретическим аспектам — выработке терминологии, определению границ и категорий метода романтизма, его связям с реализмом, характеру проявления романтического типа художественного творчества в советской литературе и многому другому. Причем, в вопросах теории романтизма существуют заметные разногласия. У нас еще по-старинке любят ссылаться на "неуловимого домового", как охарактеризовал романтизм в прошлом веке Вяземский, на сложность, запутанность и неясность самого термина "романтизм".
Безусловно, романтизм — явление многогранное и противоречивое. Оно меньше всего укладывается в какие-то рамки, схемы, канонические определения. Однако, когда слишком много говорят о сложности и запутанности этого понятия, то скорее отдают дань традиции и требуют не ясности определений, а однозначности, которой здесь быть не может. "Неправомерно налагать общие "приметы" какого-либо литературного направления, представление о котором выведено из опыта нескольких больших литератур, на все литературное движение эпохи, которое в действительности оказывается гораздо разнообразнее и идеологически и художественно"^", — писала
I. Неизученные страницы европейского романтизма. — М.: Наука, 1975, с.II.
И.Г.Неупокоева, обобщая обширный художественный материал с точки зрения романтической эстетики. Путаница и неясность, сопровождающие термин "романтизм", возникают в большинстве случае от того, что одним словом объединяются разные понятия / метод, стиль, пафос, тип творчества и т.д./ без уточнения различия между ними и без учета исторических и культурных перемен, которые сопровождаются новыми художественными явлениями.
Наше литературоведение накопило достаточно фактического материала и сделало важные теоретические обобщения, касающиеся целостного и многогранного понимания искусства романтизма как художественной эпохи в культурной жизни наций — эпохи, которая более иди менее интенсивно проявила себя на определенных витках общественно-исторического развития в разных национальных культурах, независимо от того, существовали или угасли уже общие романтические тенденции. Так зфонология романтизма была растянута более, чем на столетие из-за неравномерности культурно-исторической эволюции стран Европы.
Один и тот же и каждый раз иной, подобно алмазу, который при каждом новом повороте сверкает по-особому, оставаясь в сущности тем же самым, — таков в типилогическом понимании романтизм. Именно типологический аспект наиболее плодотворно и глубоко разрабатывался в 70-е годы группой советских литературоведов во главе с проф. И.Г.Неупокоевой.
Сложность и запутанность вовсе не монопольные свойства одного романтизма. Не более ясности и в литературоведческом понимании искусства Возрождения, а также реализма. "Что касается теории реализма, то приходится констатировать крайнюю запутанность этого вопроса"*, — отмечал в своем докладе цроф. И.А.Анисимов во I. Проблемы реализма. — М.: Гослитиздат, 1959, с.18. время дискуссии о реализме.
Универсальное определение романтизма вряд ли может претендовать на научную точность и полноту охвата произведений, довольно разных в жанрово-стилевом отношении, не случайно многие исследователи избегают его давать и идут по пути осмысления конкретных принципов метода, своеобразия школ и течений романтизма, исследуют живой историко-литературный процесс. Попытки же дать типологически универсальное определение романтизма, как правило, грешат однолинейностью и упрощением проблемы, сводятся к одной или нескольким особенностям романтизма или к громоздкому перечислению присущих ему свойств.
Целью данного исследования является рассмотрение дооктябрьской поэзии Янки Купалы с точки зрения романтических тенденций, определение,по возможности, своеобразия творчества Купалы в общей картине европейского романтизма. Важно также уяснить, остается ли романтизм Купалы лишь сопутствующим реализму стилеобразующим фактором или охватывает собой все творчество, проявляясь как ведущая тенденция в методе поэта.
Актуальность данной проблемы вызвана существенными изменениями во взгляде современного белорусского литературоведения на процессы, происходившие в белорусской литературе в начале XX века. Если ранее тенденции ее развития было принято целиком связывать с реализмом, то сейчас все более утверждается мнение, что в нашей литературе того периода существовали различные методы, направления, стили, которые развивались параллельно или взаимодействуя и взаимообогащаясь. Как основные среди них называются реализм и романтизм.
В свое время за реализм белорусской литературы выдавался
- б революционно-демократический пафос творчества писателей, пробужденных к активной литературной деятельности революцией 1905 года. На романтизм довольно долгое время был распространен негативно оценочный взгляд, и определять творчество наших писателей-демократов как романтическое граничило для исследователей с принижением значения их искусства.
Однако возросший в советском литературоведении в последние десятилетия интерес к эстетике романтизма, к его творческим принципам освоения действительности и преодоление пренебрежительного отношения к романтическому методу как не способному отразить многообразие и глубину перемен реальной жизни повлияло на становление романтической концепции в белорусском литературоведении прежде всего в связи с осмыслением творчества Я.Купалы. В купаловед-ческих работах 60-70-х годов поэт чаще всего представлен как выдающийся реалист и романтик одновременно. Обосновано также мнение, что в творчестве Купалы нагляднее всего отразились принципы революционно-романтического воззрения на мир, что Купала — типичный представитель белорусского романтизма. Однако целостного исследования, посвященного проблеме купаловского романтизма, до сих пор не было.
Научная новизна данной диссертации заключена уже в самой постановке проблемы — взгляд на дореволюционную поэзию Купалы с точки зрения романтизма как ведущего начала в творческом методе. В работе обосновывается системный характер романтизма Купалы, показывается, что романтические тенденции проникали и в избранные темы, идеи, определяя тем самым особую романтическую концепцию мира; и в образы произведений; и в речевую ткань; и в жанрово-композиционные формы.
Прежде, чем исследовать романтические тенденции в дооктябрьской поэзии Янки Купали, необходимо хотя бы кратко остановиться на исторических судьбах романтизма в европейской литературе и его теоретическом освещении, ибо ни одно явление не рождается вне какой-либо связи с аналогичными или противоположными явлениями. Возникновение их обычно бывает подготовлено и обусловлено цредшест-вующим уровнем духовного развития общества. Согласно Марксу, "человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные Л условия ее решения уже имеются налицо" .
Возникновение романтизма в Европе /на этом сходятся мнения почти всех исследователей/ относится к концу ХУШ — началу XIX века. Оно связано с последствиями французской буржуазной революции 1789—1794 годов, на которую передовые общественные умы возлагали большие надежды по переустройству общества на разумных, справедливых началах. Они жаждали гармонии и всеобщего благоденствия,но в результате оказались разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. Энгельс дал исчерпывающую характеристику надломленности общественного сознания после французской революции: "Когда французская революция воплотила в действительность это общество разума, то новые учреждения оказались, при всей своей рациональности по сравнению с прежним строем, отнюдь не абсолютно разумными. Быстрое развитие промышленности на капиталистической основе сделало бедность и страдания трудящихся масс необходимым условием существования общества. Количество преступлений возрастало с каждым годом. Если феодальные пороки, раньше бесстццно выставлявшиеся напоказ,
I. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.13, с.7. были хотя и не уничтожены, но все же отодвинуты пока на задний план, — то тем пышнее расцвели на их месте буржуазные пороки, которым раньше предавались только тайком. Одним словом, установленные "победой разума" общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей"^. В обстановке томительного ожидания перемен, постепенного краха утопических надежд на создание гармонического общества возник и развился романтический тип художественного сознания. Романтизм явился "во всех искусствах и заодно в делах культуры, выйдя из литературы и цроникая в каждое из искусств, одно за другим, в исполнительскую црактику певцов, актеров, музыкальных виртуозов, в философскую науку, в прикладные знания; он держался в Германии, в Европе полвека, а то и больше, р благодаря этой широте своего расцространения .
Неясность перспектив дальнейшего общественного развития и постепенное осознание разрыва между желаемой гармонией и уродливой действительностью, разочарование в существующем и стремление к возвышенному идеалу — таковы были начала романтического отношения к миру. Эти отправные пункты познания мира способствовали утверждению нового типа художественной культуры. Именно как целостное глобальное явление /тип художественной культуры!/, охватившее всю надстройку, романтизм сложился и с наибольшей полнотой и силой проявился в конце ХУШ — первой половине XIX века. Романтический тип культуры выступил нерасчлененно, он был и направлением, и методом, и стилем, и складом мышления, в конце концов, он был целой художественной эпохой.
Направление в искусстве не может существовать без осознания
1. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.20, с.267—268, 269.
2. Бе^ковский Н.Я. Романтизм в Германии. — Л.: Худож.лит.,1973, писателями своих творческих принципов, без сознательного определения ими своего места в историко-литературном цроцессе и в общественной жизни — все это объединяется в программу. Без программы нет и направления. Один или несколько писателей тоже не создадут направления, даже выдвинув свою программу, поскольку в образовании направления искусства важен не только субъективный фактор, но объективный, — то, что сначала идея, под знаком которой заявит о себе направление, возникает объективно "во многих умах и душах, друг другу не ведомых"*. Общность взглядов, идей и целей, не навязанная откуда-то извне, а выношенная общественным сознанием времени, и является предпосылкой возникновения литературного направления, объединяющего писателей ряда стран не формально, но по духу и существующего в определенный цромежуток времени. Нацравление господствует в данное время в духовной жизни общества, несмотря на некоторые различия составляющих его течений и школ.
Метод откристаллизовывается внутри направления, а не является чем-то предписанным. Однако по отношению к направлению метод все же достаточно самостоятелен и может продолжать существование вне породившего его направления. В теоретическом смысле метод до сих пор понимается по-разному, однако большинство исследователей так или иначе сходятся на том, что метод — это система определенных идейно-эстетических принципов, при помощи которых осуществляется художественное освоение действительности. Метод — это орудие, инструмент, причем качество его выявляется только при анализе произведений искусства, только конкретный художественный материал дает возможность судить о методе, который привел писателя от замысла к воплощению. Метод — не нечто застывшее, не простая I. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии., с.26. сумма каких-то принципов — это эстетическая система, организм, компоненты которого взаимосвязаны, вытекают один из другого и дополняют друг друга.
Романтизм и реализм как художественные методы обладают весьма разветвленной и подвижной системой признаков, поэтому сведение их к какому-то одному или нескольким признакам /например, к идеализации в романтизме и типизации в реализме или к воплощению действительности такой, как она есть, или к пересозданию ее в соответствии с субъективно осмысленным идеалом/, — а попытки такого рода имели место в литературоведении, может дать представление только о некоторых аспектах методов, но не о системе их.
Что касается концепции реализма и романтизма как начал, исконно присущих искусству, то она столь же подвергается критике, сколь и находит своих защитников. В частности, А.Н.Соколов пишет, что во время дискуссии была совершенно справедливо обоснована историческая точка зрения на реализм как на художественный метод, возникший на определенной стадии развития искусства и литературы, в определенных общественно-исторических условиях. Эту точку зрения, считает он, надо распространить и на романтизм как на художественный метод. И далее он утверждает: "Поиски романтического художественного метода за пределами конкретно-исторического литературного направления наталкиваются на непреодолимые трудности. Факты противоречат расширительному пониманию романтического метода"*. Исследователь отождествляет развитие метода и направления, вмещая все в одни и те же хронологические рамки. Он считает, что романтизм — это конкретно-историческое явление, которое появляется на определенном этапе и уступает место реализму, сохранившись
I. Соколов А.Н. К спорам о романтизме. — В кн.: Проблемы романтизма. — М.: Искусство, 1967, с.33. как наследство, как традиция.
Однако Л.И.Тимофеев, в свое время отказавшись от прямолинейной идеи существования двух основных художественных методов: романтизма и реализма, проходящих через всю историю развития искусства, — все-таки впоследствии счел нужным выдвинуть "наряду с понятием метода. понятие реалистического и романтического типов творчества, которые в самых разнообразных формах и соотношениях будут проявляться в любом методе, возникающем в процессе развития истории литературы, поскольку в них выражаются общие свойства образного отражения жизни"""". Поскольку "тип творчества" — понятие весьма обобщенное, то и разницу между типами Тимофеев предлагает видеть в общих чертах. В основе реалистического типа творчества "лежит стремление художника воспроизвести действительность в таких формах, которые присущи самой этой дей-р ствительности" . Романтический тип творчества связывается "с более резким подчеркиванием художником его эстетических оценок действительности, стремлением более резко соотнести ее с его эстетическим идеалом, либо отрицая, либо утверждая те или иные ее стороны . То есть Тимофеев предлагает различать романтизм в широком и в узком смысле слова: как тип творчества, "отличающийся устойчивыми общими чертами в самом характере отношения писателя к действительности и в ряде случаев теснейшим образом связанный с реализмом"^, и "как обособленный художественный метод, развиваю
1. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1971, с.108.
2. Там же, с.НО.
3. Там же.
4. Там же. щийся в пределах определенного исторического периода"*.
Г.Н.Поспелов выделяет два принципа отражения жизни: реалистический и нереалистический /нормативный/, куда причисляет также и романтизм. В чем заключается "нормативность" отражения жизни? "Это такое воспроизведение социальных характеров,— пишет Поспелов, — в котором они подчиняются в своем соотношении и развитии не собственным объективным внутренним закономерностям, созданным в них общественными отношениями страны и эпохи, но субъективной идейно-эмоциональной направленности творческой мысли писателя, обладающей той или иной степенью исторической отвлеченности. Писатель заставляет своих персонажей действовать /хотеть, поступать, думать, чувствовать, говорить/ не в соответствии с реальными исторически конкретными особенностями и возможностями их характеров, а в соответствии со своим эмоциональным осмыслением этих характеров, вытекающих из абстрактности взглядов и идеалов р писателя" . При этом под"принципом отражения действительности" Г.Н.Поспелов понимает не что иное как художественный метод. Уязвимость концепции "нормативности" — в стремлении одним понятием объединить столь разноречивые художественные явления, как, скажем, романтизм и сентиментализм, сймволизм и" так называемый "мифологический" реализм. Однако в целом она дает представление о двух типах художественной культуры.
В "Теории литературы" Н.А.Гуляева выдвигается понятие реалистического и романтического типов мышления, различие между кото
1. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. — М.: Просвещение, 197I, с.110.
2. Поспелов Г.Н. Теория литературы. — М.: Высшая школа, 1978, с.293. рыми связывается с объективной и субъективной сторонами познания. Но в данном случае тип художественного мышления не отождествляется с методом, а наоборот, указывается, что в сочетании с различными мировоззрениями один и тот же тип художественного мышления может служить основой для разных художественных методов.
Как видно, в области теории многие исследователи стремятся к более общему, типологическому взгляду на историко-литературный процесс, хотя и называют типологические группы по-разному: типы творчества, типы мышления, методы. Такой подход отнюдь не случаен, и он вовсе не означает схематичного сведения всего многообразия литературы к тому пресловутому "реализму-антиреализму", который критиковался во время дискуссии о реализме в конце 50-х годов.
В свое время и В.Г.Белинский осмыслял поэзию как "реальную" и "идеальную". Поэзия "идеальная" для него не только и не столько поэзия романтическая. Это поэзия, наиболее свойственная периоду младенчества народов, характерна для творчества древних греков. Поэзия же собственно романтическая, по Белинскому, столь же реальна, сколь и идеальна.
Во время дискуссии о романтизме, проведенной журналом "Вопросы литературы" в 1963—1964 годах, проблема двух типов творчества также стояла на повестке дня. "Признание двух типов художественного обобщения не равнозначно признанию вечности романтизма, — утверждал В.Кулешов. — Концепция двух типов поэзии позволяет уяснить поэтическую систему романтизма не только по линии сопоставления ее с совсем иной системой реальной поэзии, но и по линии родственных ей других форм идеальной поэзии. Тогда совсем отпадает иллюзия, будто методов только два, а не множество. Реальная поэзия выступает в виде натурализма, и в виде реализма
Возрождения, Просвещения, и собственно реализма XIX века. А идеальная — в форме сказочной, фантастической, рационалистической /эпохи Возрождения, Просвещения/ и собственно романтической,как она сложилась на рубеже ХУШ—XIX веков"*.
На основании приводившихся выше высказываний можно сделать некоторые выводы. Прежде всего, настойчивость в стремлении типологически выделить несколько магистральных путей развития литературы, ведущая свое начало от эстетики Белинского, не может быть явлением случайным или заведомо ошибочным. Концепция двух обобщенных типов искусства позволяет проследить связь между творческими обликами разных эпох, эволюцию форм образного отражения действительности.
Настоящее искусство, к какому бы типу мы его не отнесли, не может быть не правдивым.Романтизм в этом смысле столь же правдив, сколь и реализм, только достигается это разными средствами и приемами^. чем, по сути дела, и состоит разница методов.
Направление, метод, тип культуры не возникают случайно. В их формировании, кроме объективных факторов общественного развития, немалую роль играет фактор общественного сознания — явление субъективного порядка /при необходимом существовании внутренней связи между ними/. Носителем последнего может быть как единичный человек, так и группа людей. Субъективный фактор — т.е. способность человека соответствующим образом воспринимать изменения реальной жизни, соотносить действительное с возможным, желаемым, — определяет художественное сознание данной эпохи.
Проявившись в совокупности, романтическое направление,метод, стиль и тип художественной культуры при наличии сопутствующих i. Кулешов В. Испытать различные подходы. — Вопросы литературы, 1964, № 9, с.120. общественно-исторических условий слагали в духовной жизни литературно-художественную эпоху, которая породила своих титанов, свой способ воззрения на мир. Однако с изменением социально-исторических условий такое единство, безусловно, должно было распасться, и оно распалось, но не исчезло бесследно, и даже не просто обогатило реализм, сохранившись, как наследство. При типологическом изучении романтизм выявляет себя как художественная система, которая продолжает существовать в европейских национальных литературах на протяжении всего XIX века и заявляет о себе очень сильно, несмотря на утверждение в это время реализма*. Романтизм возникает в ряде молодых национальных литератур, где искусство было неразрывно связано с национально-освободительными идеями.
Точка зрения, что романтизм продолжает развиваться наряду с реализмом в XIX веке и далее, находит поддержку среди многих исследователей. Так, не соглашаясь с Соколовым во время дискуссии, что романтизм сохранился только как традиция, А.Микешин справедливо считает, что "сводить всю последующую историю романтизма — скажем, в XX веке — только к роли "художественного наследия" или даже к революционному романтизму как составной части социалистического реализма — значит упрощать вопрос, отмахиваться от того обстоятельства, что в другух переходную — от капитализма к социализму — эпоху романтизм снова вернулся к жизни как могучее литер ратурное направление" . При подведении итогов дискуссии так же отмечалось, что "романтизм выходит за рамки породившей его эпохи,
1. См. об этом: Неупокоева И. Общие пути европейского романтизма и своеобразие его национальных путей. — Европейский романтизм.
М., Наука, 1973, с.7-50.
2. Микешин А. Не академическая проблема. — Вопросы литературы,
1964, № 9, с.126. но он не остается тем же самым романтизмом, а выступает в новых связях и соотношениях""''. Последнее замечание очень существенно, поскольку в новых исторических условиях романтизм будет "тем" и "не тем", по выражению Д.Г.Гачева, романтизмом, который имел место в начале XIX века.
Белинский говорил в свое время об "идеальной поэзии" древних греков, о романтизме средних веков и затем указывал, что романтизм — "вечная сторона натуры и духа человеческого, он не р умер после средних веков, а только преобразился" . Белинский очень тонко чувствовал природу романтизма, отражающую внутреннюю,"субъективную", сущность человека. "Есть в человеке, — писал о романтизме Белинский, — чувство бесконечного, оно составляет основу его духа. Без стремления к бесконечному нет жизни, нет развития, нет прогресса. Сущность развития состоит в стремлении и достижении. Но когда человек чего-нибудь достигает, он не останавливается на этом, не удовлетворяется этим вполне; напротив, торжество достижения бывает в его душе непродолжительно и скоро побеждается новым стремлением. Отсюда чувство внутреннего недовольства, неудовлетворенности ничем в жизни, отсюда тайная тоска. Можно сказать, что человек бывает счастливее, пока он борется с препятствиями к достижению, нежели когда он наслаждается победою борьбы, праздником достижения. Иначе и быть не может. Чем глубже натура человека, тем сильнее в нем стремление и тем менее способен он к удовлетворению"^. В этом извечном свойстве человеческого духа находятся
1. Микешин А. Не академическая проблема. — Вопросы литературы, 1964, № 9, с.144.
2. Белинский В.Г. Полн.собр.соч. в 13-ти т. Т. 7. — М.: Изд-во АН СССР, 1955, с.173.
3. Там же, с.179-180. корни романтического мироощущения. Оно остается рецессивной стороной художественного способа познания действительности до тех пор, пока реальная жизнь не выдвигает способствующие его оживлению условия. Своей активизацией романтизм обязан революционному переустройству общественной жизни, поскольку "на переломе эпох, когда формы общественных отношений разрушаются и изменяются, а показательные человеческие характеры, которые должны концентрировать в себе идеал будущего, складываются больше в воображении, чем наяву, художественная литература, даже когда она имеет сильные реалистические традиции, овладевает читателем не благодаря требованию правдивости, а благодаря требованию идеала, романтически выявляя то, что должно быть"*. Поэта подготавливает время. "Природа производит таланты, не спрашиваясь времени и не справляясь, нужны они или нет; но ведь великие поэты творятся не одною природою: они творятся и обществом"^, — так понимал взаимосвязь таланта и времени В.Г.Белинский.
Возрождение романтизма чаще бывает обусловлено исторически переходными и переломными периодами в жизни различных народов, временем неопределенности, неустроенности общественной жизни, надломом и перестройкой сознания, невозможностью жить старыми нравственными понятиями, жаждой обновления и усовершенствования всей общественной системы от политической сферы до бытовой. Классический романтизм, зародившийся в 90-е годы ХУШ века и бурно развившийся в Европе как реакция на французскую буржуазно-демократическую революцию, позднее в русской литературе, будучи обусловлен коренными изменениями в духовном облике интеллигентной
1. Калесшк У. Зорны спеу. — Мн.: Мает.лiт., 1975, с. 170.
2. Белинский В.Г. Полн.собр.соч., т.7, с.267. среды после войны 1812 года и в канун восстания 14 декабря 1825 года и последовавшей политической реакцией, — был вызван к жизни не только катаклизмами общественного бытия, но и "готовым" к их романтическому восприятию общественным сознанием, жаждавшим идеалов и вселенской гармонии. Но это были наиболее развитые в экономическом и политическом отношении страны. Пробуждение же остальной Европы к осознанному романтическому творчеству наступило несколькими десятилетиями позже, в 30-40-е годы, когда прокатилась новая волна бурь и революций, активизировалось национально-освободительное движение угнетенных наций . Романтизм проникает в польскую, болгарскую, венгерскую, югославскую,итальянскую, ирландскую, датскую и другие литературы, отражаясь в творчестве Мицкевича, Словацкого, Славейкова, Негоша, Леопарди, Эспронседы, Мэнгана, Вергеллана. В 70-е годы упования на Парижскую Коммуну, а затем ее поражение вызвали новую волну романтических произведений. В.М.Жирмунский писал, что "литературные движения определяются тем новым переживанием жизни, которое приносит с собой новая эпоха. Поэтому попытка отыскать источник происхождения литературных форм, их исторический генезис должна восходить к выяснению цроисхождения и развития нового чувства жизни. Только постепенно непосредственное чувство переходит в мировоззрение"^.
Историческая ситуация в начале XX века, безусловно, была качественно новым явлением, возникшим на основе несравнимо более развитых производительных сил и производственных отношений. Однако есть определенный критерий, который позволяет сравнивать революционные движения разных эпох, — это процесс неизбежной ломки
I. Жирмунский В.М. Из истории западно-европейских литератур.
Избранные труды. — Л.: Наука, 1981, с.62. и сокрушения старого общественного уклада, рождение нового мира и стремление к новым идеалам. Когда в ходе исторического развития "решениям и переустройствам каждый раз предшествует хаос, состязание мотивов, примеривание, угадывание, сопоставление — бурные пробы и бурная игра сил"^, — тогда создается почва для господства романтического сознания как формы отражения не устоявшейся, бурно изменяющейся действительности. Революция 1905 года принесла с собой новое отношение к жизни, породила новые воззрения на мир. "В пробуждении колоссальных народных масс к политическому сознанию и к революционной борьбе и заключается историр ческое значение 22 января 1905 года" , — писал В.ИЛенин. Революция вдохнула в угнетенного человека стремление осознать себя личностью, борцом за справедливость, за высшее благо не только для себя лично, но и для народа. "Эта революция впервые создала в России из толпы мужиков, придавленных проклятой памяти крепостным рабством, народ, начинающий понимать свои права, начинающий чувствовать свою силу. Миллионы становятся гражданами, становятся борцами, не позволяют помыкать собою как быдлом, как чернью" . Революция вызвала широкую волну национально-освободительной борьбы. В Белоруссии этот процесс проходил весьма активно, ему сопутствовал небывалый подъем культуры и литературы. С романтизмом, как отмечает В.А.Коваленко, в белорусской литературе была связана "одна из самых определяющих идейных тенденций — утверждение задач национального освобождения"^. Однако возрожде
1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии., с.37.
2. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.30, с.310.
3. Там же, т.20, с.141.
4. Каваленка В.А. Вытокг, уплывы, паскоранасць. — Мн.: Навука i тэхшка, 1975, с.303. ние романтизма в начале XX века в Белоруссии было обусловлено не только общественно-историческими процессами, не только пробуждением национального самосознания, но и собственно художественными закономерностями развития литературы, которая в XIX веке почти не знала романтизма как развитой эстетической системы. Романтические тенденции в белорусской литературе XIX века формировались под влиянием рационалистических идей Просвещения. Я.Чечет, В.Дунин-Марцинкевич, Я.Борщевский и другие, охваченные общей волной европейского романтизма, отстаивали в литературе принципы народности и национальной самобытности, ориентировались в своем творчестве на живой белорусский язык /хотя многие из них писали по-польски/, собирали и пропагандировали белорусский фольклор. В понимание народности романтиками часто вкладывался этнографический смысл.
В раннем творчестве В.Дунина-Марцинкевича романтические тенденции, выявившиеся в идеализации отношений между представителями противоположных социальных сил, говорили об авторской воле, а не об анализе закономерностей общественной жизни. Это романтизм,граничащий с сентиментализмом, в нем еще нет открытия бунтарной Личности, которая, если не способна, то во всяком случае стремится переиначить мир в соответствии со своим идеалом. Другой крупнейший представитель белорусской литературы XIX века Ф.Богушевич, как считают исследователи, теснейшим образом связан со становлением белорусского национального реализма, хотя в жанровой природе его произведений некоторые ученые /например, В.М.Казберук/ отмечают связь с романтической традицией. В частности, это касается жанров былицы и гутарки, пришедших в романтизм из устного народного творчества/ в польской литературе, согласно В.М.Казберуку, им соответствовала гавэнда/*.
I. Казбярук У.М. Рамантычны пошук: — Мн.: Навука i тэхшка, 1983, с.22-37.
Интенсивное развитие литературы в начале XX века не могло проходить без энергичного художественного освоения эстетических достижений европейской литературы. Революционно-демократические настроения вызвали к жизни активный, действенный романтизм Тетки /Алоизы Пашкевич/, проникнутый пафосом борьбы за свержение царизма. Вольнолюбивые мотивы ее поэзии, как знамя, подхватывает молодой Янка Купала. Романтические тенденции, связанные с идеями национально-освободительной борьбы, проявляются в творчестве Я.Коласа, М.Богдановича, С.Полуяна, З.Бядули, А.Гаруна и многих других писателей. Именно это дало возможность В.М.Казберуку сделать вывод о существовании целого романтического направления в белорусской литературе начала XX века, программа которого была выражена в самих произведениях.
Влияние русской, украинской, польской и других литератур на белорусских писателей, на становление молодой литературы было достаточно велико. Однако и сама жизнь, полная перемен, требовала страстности в утверждении идеалов новой, нарождающейся эпохи.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Романтические мотивы в дореволюционном творчестве Янки Купалы"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование романтических тенденций в дооктябрьской поэзии Я.Купалы подводит к следующим выводам.
Спорным является утверждение, что романтическая тенденция была основополагающей в дооктябрьской белорусской литературе, несмотря на то, что она выразительно проявлялась в творчестве Янки Купалы — поэта номер один, как называли его уже в то время. Однако М.Богданович, распознав романтизм в творчестве Купалы, как бы утверждал равноправность его существования в молодой литературе наряду с иными методами и творческими системами /в первую очередь,конечно, с реализмом/.
Плодотворности научного изучения белорусской литературы данного периода способствует творческое использование концепции, принятой многими исследователями, относительно свободного сосуществования разных тенденций и стилей в белорусской литературе начала XX века. В.Калесник небезосновательно считает такое сосуществование типологической нормой всех молодых литератур вообще. В силу этого в творчестве писателей, выступавших от имени своего народа, неизменно проявлялись эти разнородные тенденции, которые в общем и целом были призваны сыграть позитивную роль в становлении и росте молодой национальной литературы. Поэзия Я.Купалы достаточно показательна в этом отношении, поскольку совмещает в себе многие тенденции, характерные для литературы /русской и европейской/ того периода: романтические, реалистические, символистские, экспрессионистские и др., создавая тем самым характерные варианты "симбиоза" художественной формы. Поскольку в диссертации ставилась задача проследить, каким образом проявляются в этом сложном единстве тенденции романтические, то главное внимание, конечно, было уделено именно этим тенденциям, являющимся в творческом методе Я.Купалы определяющими.
Доминирование романтических тенденций рассматривалось в трех аспектах: а/ идейно-эстетическом; б/ композиционном, связанным с проблемой романтического героя; в/ стилистическом.
Купалу, как романтика, определяют два момента: с одной стороны, ощущение разрыва между возвышенными стремлениями личности и подавляющей их действительностью. С другой стороны, возникающая на этой почве апология свободы как единственной истинной ценности бытия, достижение или не достижение которой предвосхищает цель и смысл, жизни и борьбы героя или предопределяет его крах. Этим идейно-эстетическим заданием обусловлен тип романтического героя в произведениях Купалы. Композиционное распределение персонажей, построение отношений между ними в целом характерны для романтической поэмы эпохи байронизма в европейской литературе. Однако, наследуя традиции, впитывая все лучшее, что могла дать эта традиция для творческого осмысления новой эпохи, Купала создавал тип романтического героя, отражающего национальные белорусские черты и решающего проблемы национальной истории /Гусляр, Вондаровна, Сам/. О "байронизме" Купалы писал в 20-е годы А.Н.Вознесенский, уже тогда выделяя как главную черту его творчества сочетание стилей классицизма и романтизма. Он же отмечал особенности купаловского стиля, характеризуя его как эмоционально-напряженный, романтический. В диссертации классифицируются особенности такого стиля, дается представление о том, как ритм, интонация, рифма, звукопись, отбор лексики и грамматических форм способствуют созданию в произведениях романтического колорита путем повышения их эмоционально-экспрессивной выразительности.
Поскольку творческий метод Я.Купалы гораздо шире однозначных определений — романтизм, реализм и т.д., — то вполне правомерным было выделение в методе определенных тенденций / в данном случае романтических/ и анализ их. В перспективе только детальный разбор всех или большинства тенденций позволит глубоко и всесторонне изучить творческий метод Купалы. Однако сами романтические тенденции в поэзии Купалы представляют собой целостную систему, поскольку они отражены как в идейно-эстетическом содержании произведений, так и в самом построении их /структуре конфликта, композиции/ и в поэтическом языке /"микроструктуре"/.
Что дает изучение романтических тенденций в дооктябрьском творчестве Купалы?
Во-первых, как уже отмечалось, оно способствует углублению понимания творческого метода поэта и в целом тенденций развития белорусской дооктябрьской литературы. Во-вторых, позволяет проследить, как проявлялись эти тенденции в последующем творчестве Купалы: в поэзии и драматургии советского времени. Постановка проблемы таким образом дает возможность определить, как трансформировались главные идеи и приемы поэтики, отвечая новым эстетическим запросам в новых исторических условиях. Одновременно с этой встают проблемы: I/ преемственности традиций дооктябрьской литературы в литературе бурной послереволюционной поры; 2/ обогащения метода социалистического реализма прогрессивными романтическими тенденциями; 3/ влияния Купалы на поэтов-молодняковцев. По сути дела, литературная организация молодых писателей "Молодняк" была воспитана на революционно-романтической поэзии Купалы. В-третьих, романтические тенденции обогащают белорусскую советскую поэзию на современном этапе. Отражаясь в той или иной степени в творчестве многих белорусских поэтов, они были органично присущи поэзии и прозе В.Короткевича, а из произведений последних лет — символико-драматической поэме М.Арочко "Курганне", Значит, обнаруживается плодотворность романтических тенденций, развитых Купалой, в современной литературе.
Таким образом, на фоне развития европейских литератур в методе Янки Купалы в дооктябрьский период творчества прослеживаются устойчивые романтические тенденции, восходящие к классическим образцам романтизма и к опыту новоромантических веяний, охвативших литературы тех стран, которые включались в национально-освободительные движения своего времени. Белорусской литературе начала XX века необходимо было отразить не только жизнь "снизу", в ее реальных формах и конфликтах, но и осветить ее "сверху" — с высоты художнического и гражданского идеала, питавшего представления об извечной гармонии мира. Идея национального возрождения, как определяющая, была характерна для романтизма в литературах стран, освобождавшихся от зависимости /Болгария, Венгрия, Греция, Ирландия/. Связь с освободительными идеями своего времени отчетливо видна в поэзии Х.Ботева, Ш.Петефи, Д.Соломоса, Дж.Мэнгана и др. Белорусская литература в этот же ряд выдвинула Янку Купалу.
Среди литературоведов существует мнение, что эволюция творчества поэтов-романтиков проистекает в русле от романтизма к реализму. Однако рассматривать этот процесс, как прямую линию, в каждом конкретном случае не приходится. В творческом методе Купалы такая линия не наблюдается, хотя его метод постоянно обогащался средствами реалистической поэтики. Всей своей страстной поэтической натурой Купала был пророк, будитель, мужественно и талантливо пронесший сквозь все жизненные невзгоды романтически возвышенное отношение к жизни, и был верен этому на протяжении всего творческого пути.
Список научной литературыБогданович, Ирина Эрнстовна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. Маркс К. Предисловие к критике политической экономии. — Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2, т.13, с.5—9.
2. Маркс К. Письмо к Ф.Энгельсу в Манчестер от 25 марта1886 г. — Маркс К. Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т.32,с.43—46.
3. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. — Маркс К. Энгельс Ф. Соч., изд.2-е, т.20, с.5—338.
4. Ленин В.И. Доклад о революции 1905 г. — Полн.собр.соч., т.30, с.306—328.
5. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. — Полн.собр.соч., т.24, с.119—130.
6. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? — Полн. собр.соч., т.2, с.505—550.
7. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. — Полн.собр.соч., т.12, с.99—105.
8. Ленин В.И. Пятидесятилетие падения крепостного права. — Полн.собр.соч., т.20, с.139—142.
9. Программа Коммунистической партии Советского Союза. — М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
10. Материалы ХХУ съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1976.— 256 с.
11. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.—223 с.12. 0 литературно-художественной критике: Постановление ЦК КПСС от 21 янв. 1972 г. — Правда, 1972, 21 янв.
12. ArieBi4 УЛ. Л1таратура i жыццё: Зб.артыкулау. —Мн.: Вучпедвыд., 1954. — 148 с.
13. Александровi4 А. Аб дакастрычнщкай творчасщ Яши Купалы. — Полымя, 1947, № 6, с.69—84.
14. Александров1Ч С.Х. Александрсшч B.C. Беларуская л1таратура XIX — пачатку XX стагоддзяу: Хрэстаматыя крытычных матэрыя-лау. — Мн.: Выд-ва ВДУ, 1978. — 256 с.
15. Алышанов Ш.Г. Проблема романтизма и ее освещение в азербайджанском советском литературоведении. — Автореф.: Дис. канд.филол.наук. — Баку, 1981. — 20 с.
16. АнталоНя беларускай народнай necHi. — Мн.: Беларусь, 1975.616 с.
17. Аристотель. Об искусстве поэзии. — М.: Худож.лит., 1975.— 182 с.
18. Арочка М.М. Беларуская савецкая паэма. — Мн.: Навука i тэх-шка, 1979. — 336 с.
19. Бабарэка А. 3 далш на узвышшы. — Маладняк, 1925, $ 10, с. 79—98.
20. Бабарэка А. Вясну радз1ла восень. — Маладняк, 1925, № 7, с. 3—21.
21. Багдановзч М. Збор творау: У 2-х т. Т. I—2. — Мн.: Навука i тэхн1ка, 1968. — 551 е., 575 с.
22. Багушэв1Ч Ф. Творы. — Мн.: Беларусь, 1967. — 228 с.
23. Байрон Д.Г. Дневники. Письма. — М.: Наука, 1965. — 440 с.
24. Байрон Д.Г. Сочинения. В 3-х т.: Пер. с англ. Т. I—3. — М.: Худож.лит., 1974. — 462 е., 542 е., 574 с.
25. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож.лит.502 с.
26. Беларуская дакастрычшцкая паэз!я. — Мн.: Навука i тэхтка, 1967. — 568 с.
27. Беларуси я тсьменнШ другой паловы XIX стагоддзя: Зборшк тэкстау. — Мн.: Выд-ва АН БССР, 1956. — 354 с.29