автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Литература Твери XIV - XV веков (текстология, проблематика, жанровая структура)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Конявская, Елена Леонидовна
ВВЕДЕНИЕ .3
ГЛАВА I. Исторические повествования в тверской литературе Х1У в.9
§ I. Повести о Шевкале .15
§ 2. Летописные повествования об Александре
Михайловиче Тверском.38
ГЛАВА П. Агиографические жанры в тверской литературе
Х1У-ХУ веков .56
§ I. Особенности жанра жития Михаила Ярославича Тверского.56
§ 2. Повести о Михаиле Александровиче Тверском .63
§ 3. "Слово похвальное" инока Фомы. Проблемы жанра и стиля .99
§ 4. Житие Арсения Тверского и летописные повествования о нем.121
§ 5. Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика.143
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Конявская, Елена Леонидовна
Одной из центральных научных проблем б изучении древнерусской литературы является исследование ее идейно-художественного своеобразия, связанного с характером мировоззрения, политическими и классовыми позициями ее создателей.
В этом направлении уже много сделано сектором древнерусской литературы ИРЛИ (Пушкинского дома) в Ленинграде, группой по изучению древнерусской литературы ИМЛИ им.Горького в Москве. Однако до сих пор остается малоизученной проблематика и жанровая структура областных литератур Х1У - ХУ вв., сыгравших важную роль в формировании общерусской литературы конца ХУ - ХУ1 вв.
Развитие производительных сил древнерусского феодального общества Х1У - ХУ вв. привело к формированию новых политических, экономических и культурных центров на Северо-Востоке Руси. Такими новыми центрами наряду с существованием старых: Новгород, Владимир, - становятся с начала Х1У в. Тверь и Москва. Эти княжества в течение Х1У века были главными соперниками в борьбе за великокняжеский стол. Причем именно в идеологии и политике тверских князей впервые проявились объединительные тенденции, нашедшие позже полное воплощение в деятельности московских правителей. Впервые в политике тверских князей проявились и антиордынские тенденции, - по словам К.Маркса, именно "тверская ветвь княжеского дома обнаружила первые признаки тяги к национальной независимости" (В, с.79). Экономическое и политическое могущество княжества обусловило его культурный подъем. Тверская литература этого периода была богатой и интересной.
В настоящей диссертации на материале основных произведений литературы Твери Х1У - ХУ вв. анализируется ее идейно-художественное своеобразие. Рассматриваются повествования о Шевкале, повести об Александре Михайловиче Тверском, жития Михаила Яросйа-вича и Михаила Александровича Тверских, "Слово похвальное" инока Фомы, житие Арсения Тверского и Арсеньевская редакция Киево-Пе-черского патерика. В этих произведениях наиболее ярко проявились особенности литературы Тверского княжества этого периода. Б исследование не включено "Хожение за три моря" Афанасия Никитина, принадлежащее, на наш взгляд, уже литературе общерусской. Автор его - тверич лишь по происхождению, самосознание же его - это самосознание гражданина и патриота всей Русской земли.
Вопрос о необходимости "привести в известность все.местные, областные видоизменения древнерусской литературы" (45,с.108) впервые был поставлен Ф.И.Буслаевым.
На некоторые характерные особенности областного летописания обратил внимание С.М.Соловьев (113, с.638-647), затем эти положения получили развитие в трудах И.ГГ.Еремина (56), Д.С.Лихачева (84).
В недавнее время вопросам жанрового своеобразия областных литератур был посвящен ряд диссертаций (106; 120). Эта проблема разрабатывается и за рубежом. Так, на IX Международном съезде славистов с докладом о продуктивности изучения "микрокультур" выступил американский ученый Х.Бернбаум (128).
История Твери впервые стала предметом обстоятельного исследования уже в прошлом веке. Истории Тверского княжества были посвящены две крупные работы историков Б.С.Борзаковского (41) и Д.И.Карманова (65). В настоящее время различным этапам исторического развития Твери посвящались диссертация А.А.Карасева (64), одна из глав докторской диссертации В.А.Кучкина, отдельные статьи и разделы работ И.У.Будовница (43; 44), А.И.Клибанова (66; 67) и др.
Обширный материал накоплен искусствоведами. Работы по тверской архитектуре дают основание говорить о высоком уровне развития тверского зодчества этого периода, а своеобразие художественной манеры тверских живописцев позволяют выделить тверскую школу живописи (49; 100; 107).
Можно ли то же сказать и о тверской литературе?
Литература Твери в целом до сих пор не была предметом специального исследования, хотя отдельные ее произведения анализировались учеными. Большое внимание уделялось тверскому летописанию, дошедшему до нас во фрагментарном виде. Попытки восстановить его историю и частично реконструировать тверские своды предпринимались А.А.Шахматовым (127), М.Д.Приселковым (101), А.Н.Насоновым (93), Я.С.Лурье (88), В.А.Кучкиным (77), Л.Л.Муравьевой (91) и др. Произведения тверской агиографии наряду с другими житиями рассматривались В.О.Ключевским (69), М.Н.Серебрянским (112), а также в работах тверских историков В.И.Колосова (70; 71) и И.А.Виноградова (47; 48). Анализ ряда произведений литературы Твери дан в статьях Я.С.Лурье (89), М.А.Ильина (58), Э.И.Валлич (46).
Много работ посвящено повестям о Шевкале (39, с.49-51; 50; 108). Монографическое исследование написано о повествованиях о Михаиле Ярославиче Тверском В.А.Куч,киным (75). Многократно привлекалась к рассмотрению и Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика, тверская по происхождению. Ей посвящена работа А.М.Ку-барева (73), анализировалась редакция в исследованиях А.А.Шахматова (122; 123), Д.И.Абрамовича (38), Макария (Винницкого) (90), Л.А.Ольшевской (96; 97).
В 50-х годах были опубликованы две статьи Б.И.Дубенцова, посвященные повествованиям о Михаиле Александровиче Тверском (53; 54).
В работах А.А.Шахматова (126), И.А.Виноградова (47), М.В.Рубцова (108), и др. анализировалось "Слово похвальное о благоверном и великом князе Борисе Александровиче" инока Фомы*.
Тем не менее, как уже отмечалось, литература Твери как целое не была еще предметом филологического исследования, да и отдельные произведения тверской литературы, за редкими исключениями, рассматривались исследователями скорее как исторические источники, нежели как литературные явления.
При всем внимании ученых к повествованиям о Шевкале, до сих пор не был дан их исчерпывающий текстологический анализ, без которого невозможно восстановление истории возникновения этих повествований, анализ их идейного и жанрового своеобразия.
Не выделялась особо и не анализировалась ранее летописная повесть о "взыскании" Александра Михайловича Тверского.
Наиболее полное текстологическое и источниковедческое исследование В.А.Кучкина позволяет ограничиться анализом жанровых особенностей древнейшей тверской редакции жития Михаила Ярославича.
Отсутствие единой точки зрения на историю возникновения и характер повествований о Михаиле Александровиче Тверском порождает необходимость их текстологического и жанрово-стилистическо-го анализа.
Не получил должного внимания со стороны исследователей древнерусской литературы и такой замечательный памятник риторического искусства, как "Слова похвальное" инока Фомы. До сих пор не было попыток определить его жанровые особенности, проанализировать стиль.
Уточнения датировки и более подробного анализа требует житие Арсения Тверского, рассмотрение которого невозможно без учета летописных повествований о нем.
Наконец, несмотря на обширную литературу, посвященную Киево
I Подробный анализ историографии дается в главах работы.
Печерскому патерику, во многих уточнениях нуждается как текстология его Арсеньевской редакции, так и характеристика ее идейно-художественной направленности.
Таким образом, целью настоящей работы является текстологический анализ произведений литературы Твери Х1У - ХУ веков, исследование ее идейной направленности и жанровой структуры. Теоретической основой анализа жанровой структуры тверской литературы, которому в диссертации отводится центральное место, послужили работы В.0.Ключевского (69), Н.И.Серебрянского (112), Д.С.Лихачева (80; 86) и В.В.Кускова (73; 74), посвященные проблеме жанров древнерусской литературы.
Филологический подход к рассматриваемым произведениям диктует свои методологические принципы анализа. Говоря об изображении человека в древнерусской литературе, академик Д.С.Лихачев отмечает, что он может выступать в двух аспектах: "либо как сам книжник хотел его представить - его авторской "системе", либо как мы сами можем его реконструировать по сообщаемым этим книжником фактам - прямо или косвенно. Литературоведа будет интересовать по преимуществу первый аспект, историка - второй. Литературоведа будет интересовать по преимуществу литература и авторская точка зрения, историка - реальная действительность и скрывающаяся за литературным произведением подлинная человеческая личность." (86, с.53). Разумеется, данные истории в литературоведческом анализе не только не игнорируются, но непременно учитываются и активно используются, так как, по словам Ф.Энгельса, ".все идеи извлечены из опыта, они - отражение действительности, верные или искаженные" (5, с.629). Анализ произведений, включенных в круг исследования, проводится с учетом социально-политических позиций той среды, в которой создавался тот или иной памятник. При рассмотрении произведений, включенных в состав летописных сводов, учитываются идеологические тенденции данного свода. Литературоведческому анализу там, где это необходимо, предшествует текстологическое исследование.
Выявление идейно-художественного (и. в первую очередь, жанрового) своеобразия литературы Твери периода ее расцвета определяет объем материала и структуру исследования. Так, в соответствии с двумя основными жанрами, представленными в тверской литературе, - историческим повествованием и агиографией - диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава посвящена историческим повествованиям Твери, здесь анализируются повести о Шевкале и повествования, связанные с именем Александра Михайловича Тверского. Вторая глава, более обширная, посвящается агиографическим жанрам тверской литературы. В ней рассматриваются княжеские жития Михаила Ярославича и Михаила Александровича Тверских, "Слово похвальное" инока Фомы, житие Арсения Тверского и Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Литература Твери XIV - XV веков (текстология, проблематика, жанровая структура)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Текстологическое исследование памятников тверской литературы позволило уточнить историю их возникновения, создания различных редакций произведений.
Показано, что в повествовательной литературе Твери Х1У века существовали две различные повести о Шевкале, созданные в разное время (I - в ближайшие годы после восстания, П-вскоре после смерти Александра Михайловича Тверского) и независимо друг от друга.
Три повествования было посвящено Михаилу Александровичу Тверскому. Это - повесть о его преставлении, написанная вскоре после смерти князя очевидцем событий и содержащаяся в летописях, восходящих к общерусскому своду 1448 г. Затем создается житие князя, потребность в котором была связана с подготовкой к канонизации тверского князя. В наиболее полной своей редакции житие сохранилось в Ник. В диссертации выдвигается и обосновывается предположение о том, что повествование в Тв.сб., следующее за подзаголовком "Предисловие летописца княжения Тферскаго", первоначально являлось похвальным словом Михаилу Александровичу Тверскому. Поздние редакторы переработали похвалу Михаилу в па-негирико-публицистическое произведение, посвященное трем тверским князьям: Александру Михайловичу, Михаилу Александровичу и Ивану Михайловичу.
Текстологическое исследование жития Арсения Тверского позволило подтвердить предположение В.О.Ключевского о создании первоначального текста жития в конце ХУ века. Использовано 45 списков жития, из них - 17 не упоминались ранее в научных публикациях.
Текстологический анализ списков Киево-Печерского патерика позволил уточнить Принципы выделения Арсеньевской редакции и круг списков, относящихся к ней. Анализ состава редакции и ее
- 166 текстологических особенностей доказывает правильность гипотезы А.А.Шахматова о том, что Арсеньевская редакция возникла независимо от других известных нам редакций и, в этом смысле, представляет собой особую линию в развитии памятника (по Шахматову-линия Б). В процессе работы был обнаружен список Арсеньевской редакции ХУ века, не введенный ранее в научный оборот.
Тверская литература отразила основные черты политической истории Тверского княжества Х1У - ХУ вв., которая была богата событиями и потрясениями. В начале Х1У века тверской князь, казалось бы, обладает неоспоримым правом на великокняжеский стол. Затем его утрачивает, более чем полвека длится соперничество тверских и московских князей за первенство и центр Руси. Последнее свое возвышение Тверь переживает в середине ХУ в. во время борьбы Василия Темного с Дмитрием Шемякой. Вновь у тверской верхушки вспыхивает надежда оказаться во главе Русского государства. Но уже через несколько лет ситуация меняется. Тверь постепенно сходит на уровень периферийного княжестша и в 1485 г. окончательно теряет свою независимость. Трагической для Твери была не только история соперничества за политическое лидерство с Москвой, но и попытки противостоять ханской власти, которые предпринимались тверскими князьями, начиная с конца ХШ века. Это определило главенство политической проблематики в тверской литературе, ее публицистичность, своеобразие которой заключалось в том, что политические идеи и тенденции получали в произведениях тверских книжников этическое обоснование. Моральный аспект становится доминирующим не только в агиографии, но и в исторических повествованиях.
В диссертации показано, что в исторических повествованиях Твери - повестях о Шевкале и о событиях, связанных с именем Александра Михайловича Тверского, - проявились мотивы, свидетельст
- 167 вующие о зарождении в Х1У веке идеологии, утверждающей необходимость активной борьбы за национальную независимость; розни, насаждаемой Ордой среди русских князей, противопоставляется идея их единения в борьбе против иноземных завоевателей, которые начинают осознаваться "безбожной", "беззаконной" силой, враждебной Руси.
Стремление тверских книжников к воплощению в их произведениях этических идеалов, в известной степени, определило особенности поэтики исторических повестей: в центре повестей об Александре Михайловиче стоит не событие и действие, а моральная оценка и психология ситуации.
Агиография в тверской литературе Х1У - ХУ вв. представлена во всем ее жанровом многообразии: княжеские жития, житие святителя, похвальные слова, древнейшая редакция киевского патерика. Жития тверских князей - а княжеская агиография получила в литературе Твери наибольшее распространение - служили целям обоснования политических идей; права тверского князя на великокняжеский стол, первенства тверского князя, утверждения идеала князя-самодержца. В тверской княжеской агиографии представлены марти-рий и житие князя-идеального правителя. Развивался тверскими книжниками и жанр похвального слова. В первой половине - середине ХУ века создаются похвальные слова Михаилу Александровичу и Борису Александровичу, в центре которых стоит утверждение новой идеи - идеи князя-самодержца, связанной с политическими тенденциями формирования централизованного государства.
Как показано в диссертации, похвала Михаилу Александровичу (и ее переработка в Тв.сб.), а также "Слово похвальное" инока Фомы, не порывая полностью с традициями агиографии, обнаружили тенденции к публицистическому светскому началу. Анализ высказываний Фомы о словесном искусстве и собственном труде позволяет
- 168 говорить об отражении в "Слове похвальном Борису Александровичу" формирования авторского сознания писателя-профессионала.
Переплетением канонов святительского и преподобнического житий интересно житие Арсения Тверского, анализ и сопоставление которого с рядом других житий этого периода позволяют сделать вывод о влиянии на выбор типа жития и принципа идеализации установок и политических позиций круга, в котором создается произведение.
Особое место в тверской агиографии занимает Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика, созданная в Твери по инициативе тверского епископа. Анализ особенностей редакции дал возможность сделать вывод о том, что эта древнейшая из дошедших до нас редакций патерика, наряду с Феодосиевской, носит ярко выраженный общерусский характер. В обращении к Киево-Печерскому патерику тверских книжников проявилась та же тенденция, что и в московской литературе этого периода, - стремление к установлению преемственности культурных традиций Киевской Руси.
Большое распространение в литературе Твери получил стиль "плетения словес", проникший не только в произведения агиографии, но и в летописные исторические повествования.
Таким образом, литература Твери Х1У - ХУ веков отразила общие прогрессивные тенденции развития литературы Северо-Восточной Руси этого периода: обращение к Киевскому наследию, патриотические мотивы и общерусские тенденции, обличение розни и "размирия" русских князей, формирование личностного авторского сознания, широкое распространение панегирического стиля, - все это, в одних случаях, предвосхищало те или иные направления развития московской литературы, в других - шло в русле этих направлений. Традиции тверской литературы Х1У - ХУ вв., как и литературы СевероВосточной Руси в целом, послужили основой развития общерусской литературы конца ХУ - ХУ1 веков.
Список научной литературыКонявская, Елена Леонидовна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., т.З, с.7-544.
2. Ма г k в К.The Sekret history of eighteenth century.-London,1899
3. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.7, с.343-437
4. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19, с.306-314.
5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.5-338
6. Энгельс Ф.К истории первоначального христианства. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.22, с.465-492
7. Ленин В.И. Материализм и эмпериокритицизм. Полн.собр. соч., т.18, с.7-384.
8. Л е н и н В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч.* т.41, с.298-318
9. Киево-Печерский патерик. В кн.: Памятники литературы Древней Руси: ХП век. - М.: Худож.лит., 1980, с.412-623
10. Летописная повесть о побоище на Дону. В кн.: 0, Русская земля! - М.: Советская Россия, 1982, с.82-91
11. Летописные повести о монголо-татарском нашествии. В кн.: Памятники литературы Древней Руси. ХШ век. - М.: Худож.лит., 1981, с.132-17514