автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Литературно-критические взгляды Мир Джалала

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Векилова, Дильдар Рафик кызы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Литературно-критические взгляды Мир Джалала'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Литературно-критические взгляды Мир Джалала"

министерство народного образования азербайджанской сср

БАКИНСКИЙ ордена ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ВЕКИЛОВА ДИЛЬДАР РАФИК кызы

УДК 894.362(092)

ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МИР ДЖАЛАЛА

10.01.02 — Советская многонациональная литература

автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Баку — 1990

Работа выполнена на кафедре азербайджанской литературы Бакинского ордена Трудового Красного Знамени государственною университета.

Научный руководитель:

— доктор филологических наук, профессор X. А. Алимирэоев

Официальные оппоненты:

— академик АН Азерб. ССР, доктор филологических наук профессор К. А. Талыбзаде

— доктор филологических наук, профессор П. И. Халилов

Ведущая организация: Азербайджанский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина.

о<>

Чопм.-гп » <ШсОгл>Р& 1990 г. в И

.защита состоится «-уо » ущур г. в \) часоз

на заседании специализированного совета Д 054.03.01 по присуждению ученой степени доктора филологических наук при Бакинском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете (370073, Баку, ул. П. Лумумбы, 23).

С диссератциеп можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Бакинского государственного университета.

Автореферат разослан « » 1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета, доктор филологических наук, профессор

Курбанов Ш. Д.

I. ОЕЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Исследование литературного процесса предполагает изучение общих закономерностей литературного развития на всех уровнях, в том числе в аспекте теоретико-критической шс-ли, анализирующей, оценивающей художественные произведения современных аьгороЕ и классического наследия. Ене научного освещения и серьезного изучения достижений и находок литературно-художественной критики, теоретической мысли, литературоведения в целом, таких специальных_,отраслей филологической науки, как поэтика, стилистика и т.д. - не может быть и речи о ^злостности, полноте изучения литературного процесса. Не случайно,,классики марксизма-ленинизма неизменно рассматривали литературную критику, художественно-эстетическую мысль как области творчества, активно участвующие в идеологическом движении, воздействующие на развитие не только искусства, но и интеллектуальный,■нравственно-духовный прогресс общества в целом. Особенно возросло значение исследований деятельности тво"рцов советской литературы в настоящее время, в условиях перестройки, в эпоху гласности и нового мышления. Выполнение этой важной задачи имеет большое научное значение для серьезного изменения общей картины развития азербайджанского советского литературоведения, освещения литературно-исторической правды со всеми ее противоречиями.

Многонациональная советская литература, опирающаяся на марксистско-ленинское мировоззрение, располагает цэлым рядом видных представителей, не ограничивавшихся лишь художественным творчеством, постаравшихся ради развития литературоведения выразить в

системной форме свои теоретико-эстетические заключения, в своих последовательных научных поисках уделивших значительное внимание литературоведческим исследованиям. В этом сшсле в одн' м ряду с А.*адеевым, К.Симоновым, Н.Тихоновым, М.Шолоховым, К.¿единым, С.Бургуном, М.ГУсейном, М.Ибрагимовым и другими поэтами и писателями, внесшими свой ощутимый вклад в национальную и общесоюзную критическую мысль, стоит и писатель-ученый Мир Джалал. ¡Именно поэтому, руководствуясь мыслью о том, что "...правда должна быть полной. Тогда она будет обладать качеством конструктивности"*, -диссертант сочла целесообразным-'привлечь к обстоятельному анализу литературно-критическую деятельность видного азербайджанского литературоведа, писателя к педагога Мир Джалала (1900-1978).

Своими литературно-историческими исследованиями, теоретическими заключениями и педагогической деятельностью служивший формированию азербайджанского советского литературоведения, как самостоятельной научной отрасли, Мир Джалал, подобно своим современникам, Бел борьбу за построение нового, социалистического ' общества и за его культурный расцвет. Спирариийся на традиции классического азербайджанского литературогедения и строг.« взглйся к новому научному мышлению, Джалал принял активное участие в подготовке многотомной истории азербайджанской литературы, основательно отличавшейся по принципу составления ст летописей, тезкире, джунгов и др. Пришедший в литературу в конце 23-х годов, Мир Джалал был одним из создателей литературы нового типа -• азербайджанской советской л итературы. Подобно С.Еургуну, М.Гу-сейну, М.Ибрагимову, С.Гагимову, А.Абульгасану, С.Рахману и

I Убежденность - опора перестройки (Встреча G LrC Ги iv^u ). - Правда, 1967, 15 февраля.

5 ..

другим своим собратьям по перу, он был одним из тех, кто принес в мир художественного искусства новый образ мышления - социали-' стичеекую идеологии, кто шел впереди общественно-культурного прогресса, кто служил воспитанию нового советского человека.

В перше годы прихода Мир .Джалала в мир литературы, азербайджанская литературоведческая наука отличалась высоким потенциалом с£оих теоретически-эстетических поисков, литературные полемики и дискуссии считались самыми примечательными явлениями дня. Литературоведа наряду с сохранением прогрессивных научных достижений национального исторического прошлого, выступали против всякой схоластики, активно участвовали в,дискуссиях, шедших вокруг художественных методов и течений, таких категорий, как.историзм и поэтика, классовость, партийность и т.д. В их числе был и Мир Джалал, опиравшийся на идентичные принципы научных поисков в национальном литературоведении. Деятельность ученого-писателя, выступавшего против любого стереотипного;образа мышления, особенно отличается в свете обогащения азербайджанского советского литературоведения новыми научно-теоретнческими категориями, усиления дела перевода и критики, упрочения метода социалистического реализма в национальная литературоведении, изучения исторической эволюции литературных течений. Сн интересовался современными ему поисками теоретически-методологической мысли советских писателей, выступал против нарушения принципов идейно-ф»лософ-ской ясности и партийности, стремился к обогащении советской литературы новьо£И героями и характерами, темами и проблемами.

В аспекте сказанного большое значение для азербайджанского литературоведения имеет исследование критических взглядов Ыир Джалала, игравшего важную роль в "итературной критике и литера-

б

туроведении. £*гим, в первую очередь, и обуславливается актуальность избранной темы.

Предмет, цель и задачи исследования. Основной обтект исследования составило научно-теоретическое наследие Мир Джглала. Диссертация написана на основе художественных произведений, научно-теоретических исследований, критических и публицистических статей писателя, архивных документов и воспоминаний.

Цель работы заключается в том, чтобы исследуя литературно-критические взгляды Мир Джалала в контексте развития советской и азербайджанской научно-теоретической, литературно-художественной мысли, определить его роль, место и значение в становлении и развитии азербайджанской советской критики, показать тенденции индивидуальных' научных поисков Мир Джалала, создать ясное представление о научной значимости его критических взглядов, проблематике, стиле. В круг'задач диссертанта входило освещение отношения писателя к проблеме художественного метода, положительного героя в советской литературе, традиции и новаторства и т.д.

История исследования. История изучения, научного творчества Кир Джалала приходится на 40-е годы. В последующие годы научные поиски писателя-ученого получили высокую оце;нку М.Арифа, М.Дж.Джа-фарова, Дж.Хандана, А.Мирахмедова, К.Талк^заде, Гусейнова, В.На-биева, Дж.Абдуллаева, Г.Халилова, Я.Искаилога и др. Вместе с тем анализ в реферируемой диссертации посвященных Мир Джалалу работ и поставленных в них проблем, свидетельствует о том, что критически.; взгляды писателя, активно участвовавшего своей теоретической мыслью в современном ему литературном процессе, еще не нашли своего системного, высоконаучного освещения и ощущается настоятельная необходимость в монографическом исследовании различных аспектов

его богатого критического наследия.

Теоретическую и методологическую основу диссертации соста-' вили теоретико-эстетические концепции классиков марксизма-ленинизма, касаа^иеся литературы и искусства. В ходе работы над диссертацией автор руководствовалась решениям и постановлениями съездов и пленумов ЦК КПСС о советской литературе, научными достижениям советского и азербайджанского литературоведения. В работе были использованы историко-сопостаЕИтельнкй и аналитический методы исследования.

Научная новизна исследования. Диссертация является первым монографическим -исследованием, посвященном лнтсратурно-крнтичес-ким взглядам У:ир Дяалала, содержащим научную систематизации его критического наследия, определение теоретического и исторического значения его в контексте развития азербайджанской советской критики и литературоведения. На основа конкретных литературно-исторических фактов, событий и документов диссертант показывает позицию top Дмлала в вопросах критики, отличную в определенной степени от позифгй У.Арифа, Г.Араслы, ¿.1{асумзаде, Дя.Хандана, М.Рафили, М.Ибрагимова, Н.Джафара, А.Агаэва и других критиков-литературоведов. Впэршз в диссертации в последовательной форма прокомментированы >л;слн !inp Дхалала о классическом литературном наследии и преемственности, поэтических поисках и общественной г.изни, куль тури см проггессо и дидактическом харзк тере литературы, современном гс-рсо и тенденциях развития советской литературы, наигедщих преломление з его трудах, изучаемых исходя из пр'.зщияа историзма, с современных позиций. При этом диссертант нз ограничивалась затронуты;« L':p Дглдалом литературно-теоретическими проблеет, старалась критически подойти к общетеоретическим

проблемам среды, взрастившей писателя-ученого, в том числе к искажениям вульгарного социологизма, "теории бескон^иктности".

Исследование имеет большое теоретическое и практическое значение. Прежде всего диссертация служит освещении научно-критической деятельности Мир Джалала, его научно-теоретических мыслей и поисков в цглом. В работе в системной форме прослеживается путь творческой эволюции писптеля-ученого. Многогранная деятельность Мир Джалала комментируется в свете обогащения базы научно-теоретической мысли азербайджанского советского литературоведения. Отдельно рассматриваются отличительные и положительные черты его научных поисков в 50-е-60-е годы.

Диссертация может быть полезной при организации спецкурсов и семинаров в высших и средне-специальных учебных учреждениях. Материалы диссертации окажут серьезную помощь исследователям, занимающимся вопросами развития и эволюции азербайджанского советского литературоведения, а также проблемами богатого наследия Мир Джалала. Наконец, изучение научно-литературных поисков Мир • Джалала, как одного из писателей, сыгравших большую роль в развитии азербайджанской советской литературы, даст возможность . раскрыть специфику истории национальной литературы и критики, позволит объяснить особенности'различных ее этапов.

Апробация исследования. Диссертация выполнена на кафедре истории азербайджанской литературы Бакинского государственного университета. Тема работы утверждена Ученым советом филологического факультета университета. Основные положения диссертации нашли свое отражен'/:: в научных публикациях и докладах диссертанта.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

П. СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введения обосновывается актуальность темы, определяются предмет, цель в задачи, научная новизЬа, теоретичеокое я практическое значение, методологическая основа, апробация исследования.

В первой главе - "Научно-обцественпая деятельность Мир Даа-лала" - дается характеристика и определяются специфические особенности литературной среда, взрастившей и воспитавшей ученого-критика, говорится о тенденциях теоретически-эстетических поисков того времени, комментируются своеобразные качества, обусловившие развитие творчества Ыир Днсалала - прозаика, педагога, публициста, ученого.

Освещая научно-обчественнуп деятельность критика в национальном контексте, диссертант показывает, что еяе в студенческие годы Кир Дкалад сблизился с С.Вургунои, А.Дкамилем, М.Рзакулиза-де, ДжДанданом, Г.Араслы и"др., отличался активным участием в проведении литературных и культурных мероприятий, интересовался достижениями про'грессировавоей изо дня в день современной литературы и культуры.

Характерной чертой з развитии азербайджанской национальной критики, обладающей богатыми многовековыми традициями, явилось выражение критических взглядов авторов в форме художественно-поэтических произведений. Главными факторами, обусловившим1* эту своеобразяув мысль, явились, во-первых, традиции восточной критической мысли и, особенно, ее связь с традициями восточной наука и во-вторых, активное вмешательство поэтов и писателей, варяду с профессиональными критиками, в живой литературный процесс со

всей лрпсувеЕ ему борьбой взглядов.

Эха особенность наблюдается а'в творчестве Мир Дналала. Приступиваий к худоЕестзенноиу творчеству как поэт в гогы учебы в педагогической техникуме, Пир Дкалал активно выступал в газете "Гызыл Гянджа" и в сборнике "Первые ваги". Опубликованный в "Гызыл Гяндш" в 1930 году рассказ "Мирза"» принес первый творческий успех 1!ир Двалалу, считавшемуся однии из активных участников Гяндшшского отделения Союза "Золотые перья". Проучившись в Казанском педагогической институте, а затеи в аспирантура Азербай-дканского государственного научно-исследовательского института, молодой и талантливый писатель стал последовательно выступать в различных органах республиканской печати, подучив возыоаность делиться с широкой читательской публикой мыслями о литературно-культурной прогрессе. Но исре того, как худонествсшшо произведения писателя завоевывали все бользяо читательские симпатии, его критическая и литературоведческая деятельность такгс привлекала внимание обаественности, представляя его как талантливого специалиста, высказывавшего глубокие и интересные сукде-ния о классической наследи;; и современно:.! литературном процессе. Как в худойсстЕ'ешшх произведен-;;!?:, в лаконичных лирических и сатирических рассказах, так к в' критических статьях и публицистических очерках, писатель направлял внимаппе по характерные черты нового общества, говорил о заботах, связанных с просвеченной и культурой народа, вел борьбу претив пережитков старого, против тех, кто з:л надеждой на то, что -¿и все "авось да ,возвратят" (Д2.11аисд:улизаде). Зта ясная и четкая писательская позиций проступает и в первой его книге очерков "Еа здорових путях" (1932), и в таких значительна произведениях, как "Рост"

(1935), "Воскресший человек" (1935), "Огородный вор" (1937), "Манифест молодого человека" (1939), "Открытая книга" (1941) и в посвященных творчеству классиков и современных художников, литературно-критических статьях.

Вместе со своими собратьями по перу - С.Вургунои, Н.Гусей-ном, А.Шаиком, С.Рагимовым, С.Рустамом, А.Беляевым, Р.Рза, М.Ра-гимоы, А.Абульгасаном, Дж.Диафаровыы, О.Сарывелли и другими, Мир Джалал всячески пропагандирует азербайджанскую литературу с ее богатой историей и художественными традициями, принимает активное участие в литературной жизни, подвергает критике устаревшие, консервативные принципы, пишет научные очерки для учебника "Азербайджанская советская литература",; трехтомника "История азербайджанской литературы", редактирует ряд научно-теоретических монографий, учебников, статей, ведет обширную текстологическую и составительскую работу. Совершенствуя принципы научно-теоретического анализа, составления и исследования текстов предыдущих исследователей, Мир Дхалал избегает крайнего со1?1ологизма, некоторое вре- • мя имевшего место в азербайджанском литературоведении, старается поднять национальные литературно-исторические источники, факты и явления до уровня общемировой культуры.

В реферируемой диссертации последовательно проводится мысль о том, что события, факты, личности и проблеод, связанные с началом XX века, неизменно волновали Мир Дяалала как учи- зля, писателя,, ученого-литературоведа, йзучиввий до тонкостей специфические особенности указанного исторического периода, писатель не ограничивался использованием прогрессивных традш^й революционно-демократической азербайджанской литературы, он сумел в новом содержании выразить займетвог нное из молланасредпмновской

сатирической школы в своих романах, повестях, рассказах и новеллах. Благодаря таким кратким, современным по содержать и крайне острым по критическому духу сатирическим произведениям, как "Правила хорошего тона новой свадьбы", "Ошибочные пальцы", "КирпичныР вопрос", "Огородный вор", "Жалоба молодого поэта", "Пощечина", "Печать и любовь" и др., Пир Дкалал завоевал славу мастера расска

Успешно продолкавшиЛ и развивавший особенности мастерства классической художественной прозы, писатель умело использовал возможности азербайджанского литературного языка. Оригинальности его отношения к литературному языку проявлялась не только при создании характерного типа, передаче внутренних психологических контрастов, в описании семейно-бытовых сцен для своеобразия конкретного региона, но даже в научно-исследовательских трудах, где писатель, оставаясь верным себе, избегав! "искусственного" книжного языка. Следствием умелого использования народного разговорного языка и норм литературного языка является сильная и яркая юмористическая струя в рассказах писателя. Совершенно прав академик Маыед Ариф, давший следующее определение языку писателя: "Язык мир Дкалала'крайне прост, приятен и, одновременно, очень богат. Он умеет'окунуться в неисчерпаемую сокровицннцу народного языка, в избытке и плодотворно пользоваться им. Читая его произведения, невозможно не гордиться таким прекрасным и богатым родным языком"*. На протяжении всего творчества считавши" свяченным долгом служение принципу народности, Мир Дкалал умело использовал не только традиции молланасреддиновской прозы, но и фольклора, прогрессивного наследия мировых сатириков.

Определенное место в реферируемой диссертации отведено' ана-

I Иамед Ариф. Краски писателя. - Улдуз, 1968, & 4, с.'".

лиэу созданных Мир Дналалом учебников и научно-иоследовательских трудов. Как известно, "Введение" и очерки "Джалил Мамедкулизаде", "Мирза Алекпер Сабир", "Нариман Нариманов", "Абдуррагиыбек Ахвер-диевв, "Маыед Сайд Ордубади", "Аликули Гвыг^сар", "Мирза Али Мод-жуз", "Абдулла Шаик", "Марагаи Зейналабдин", "Ибрагиыбек Мусабе-ков", "Мухаммед Хади", "Аббас Сиххат", "Абдуллабек Диванбекоглы" в книге "Азербайджанская литература XX века", предназначенной для студентов вузов, аспирантов я преподавателей средних школ были яалясаны Ыир Дкалалом. Заслуживает внимания метод анализа писателя. Он выдвигает на передний план среду, округов яую того или иного художника, рассматривает его деятельность на фоне отдельных событий, отмечает участие в борьбе за свободу Родины и народа, разбирает манеру художественного выражения общественной истины. Каждую исследуемую проблему, любой анализируемый факт и событие, Кир Джалал изучает в единстве с общественно-историческими условиями, старается раскрыть их социально-философскую и литературно-культурную сущность. Этот принцип позволил писателю в соответствии с-учебными целями дать всестороннее и полное представление об имевших место в начале века важных революционных событиях, изменениях в общественно-политической мысли, о национальной печати и отдельных обществах и т.д. Придававший в своих исследованиях важное значение периоду о начала XX века, Мир Джа-лал одобряет учреждение национальных пкол, включение в учебники демократически-устрелленных произведений, высоко оценивает подь-ем детской печати, говорит о пользе переводной литературы, отмечает необходимость создания новых научно-педагогических печатных органов.

Примечательно, что высказывая в учебнике "Азербайджанская

14 о

литература XX века" суждения об истории азербайджанской печати, Мир Дкалал привлекает к анализу не только газеты и журналы с прогрессивной позицией, ао и различные бурхуазные органы печати, отличавшиеся овоей обцественно-лолитической направленностью и склонностью к тудокественно-эстетичесюш поискан. Таким образом, в радиусе анализа писателя оказываются совершенно разнкз по своей направленности газеты и журналы "Хаят", "Фиюзат", "Ще-лалеи,"Дирилик'1,|Туртулуи", "Йени Иршад", "Ачыг сез",пАзербай-дкан","Истиглал","Ишыг","Шарги-Рус","Ыолла Насреддин","Зенбур", "Такаивл","Тарагги", "Игбал", Лазалип, "Ары", "Девет-Гоч","Бакинский рабочий", "Бабаи-Эыир", "Тути'и др. На основе анализа конкретных газетных и журнальных материалов писатель показывает усиление в аэербаЗдланской печати XX века демократической мысли и революционных идей.

Во второй главе диссертации - "Вопросы исследования классического наследия" - речь идет, в основной, об изучении литературно-исторического процесса. В главе выясняется круг интересов Мир Дналала, как литературоведа-критшш, объясняется его отношение к творчеству отделышх классиков, к литературно-культурному прошлому других мародов. Диапазон литературных интересов Мир Дкалала крайне 'широк. Объектами его литературоведческого анализа предстали такие совершенно разные по свое.! эпохе, мировоззрению, творчеству, особенностям мастерства худоани-ки.как Низами Гяндкевя.Мухаммед Физулп, Шах Исмаил Хатаи, Молла Вели Видади, Колла Панах Вагиф, Касуибек Закир, Аббаскули Ara Бакиханов, Набати, Хуршадбаяу Натаван, Казымбек Салик, Сеид Азии Ширвани,. Зейналабдин Царапая,М.А.Талибов, Дк.Камедкулизаде, Н.Нарицанов,А.Ахвердиев,а.А.Сабир,А.Назци, А.Гамгюсар, И.Хади,

Г.Джавид, А.ГУсейнзаде, А.Шаик, а таккз шогие классики русской и мировой литературы. Характерно, «то в своих исследованиях писатель отдавал преимущество аналитическому методу, пытался установить логические связи ызгду литературно-историческими источниками я современны;-и тенденциями развития.

Вот почему писатель, отводиший в своей концепции ведущее место воспитанию гуманного человека, оправдывал тезис М.Горького "литература есть человековедение" и именно с этой точки зрения анализировал творчество Низами, Обстоятельно анализируя поэтические образы Низами, писатель выдвигал в центр внимания мысли великого поэта, воспевавшего др'.овное совершенство человека, о положительном герое - идеальном правителе. Примечательно, что Мир Джа-лал не ограничивал мир идей и идеалов Низами концепцией справедливого правителя, напротив, подчеркивал, что поэт на протяжении всей ж?!зни занимался проблемами духовного возрождения народа. Писатель особенно подчеркивал мастерское описание в поэзии Низами, идейную ясность и решимость к борьбе его героев. Выявляя неповторимые особенности творчества гениального поэта, Мир Длалал показывал, что Низами описывал общенародный характер не в абстрактной форме, а посредством изображения духовного совершенства конкретных образов.

Широко комментируются в реферируемой диссертации и суждения Мир Джалала о творчестве »изули. С_,гнивая наследие «изули, как законное продолжение древней азербайджанской литературы, 1£ир Джалал придавал важное значение питавшим поэзии поэта истокам -творчеству «ирдоуси, Хайяма, Хагани, Низами, Насими, Хатаи, Габиби, Саади, Абу-Наваса, Навои, Гаф1за, особенно

отмечал новаторские качества искусства гениального поэта. Изучая творчество йизули, оказавшего огромное воздействие на дальнейшее обогащение и совершенствование классической восточной поэзии и многоплановое развитие азербайджанской поэзии на основе наследственно-преемственных связей, ученый уделил особое внимание и теоретически-эстетическим взглядам поэта. С этой целью критик высоко оценивает художественно-эстетические заключения £изули, его научно-теоретические комментарии, изложенные в предисловии к персидскому "Дивану", анализирует мысли поэта о словесном искусстве, художественном образе, лирическом выражении. Разделяя мысль поэта о том, что "Поэзия без науки - как стена без фундамента", критик комментирует позицию ¿изули в истории азербайджанской литературно-критической мысли, отмечает, что *изули и сам на высоком уровне отвечал выдвинутому им положению о важности единства научно-теоретических знаний с художественной практикой.

Указывая рациональное использование ¿изули классических литературных традиций, Мир Джалал объясняет новаторскую сущность его творчества единством, связью этого творчества с научно-теоретическими взглядами поэта. По справедливому заключение критика, *изули усвоивший особенности классической диванной литературы, не пошел путем подражания и повтора, сумел создать самостоятельную литературную школу. Причем поэт, считавший важной задачей поиск и находку новаторских возможностей в художественном искусстве, в своем поэтическом творчестве неизменно оставался верным этому принципу.

Мир Дкалал особо подчеркивал характернЬе для научно-теоретических взглядов ййзуди следование принципам единства формы и содержания, свободы и смелости художника, искренности и убеди-

тельности его слова. Именно в следовании Физули этим принципам при описании и освещении средневекового феодального мира, критик видит одну из причин бессмертной олавы гениального художника слова.

Особое место в исследованиях Мир Джалала по азербайджанской литературе XIX века занимает творчество М.Ф.Ахундова. Он высоко оценивает обращение художника к различит литературным видам, его общественно-историческую деятельность, философское мировоззрение, борьбу за чистоту литературного языка, размышления о новом алфавите, литературно-критические статьи и публицистическое творчество, выдвигает в центр внимания обогащение видным писателем национальной литературы новыми идейно-художественными качествами. Представляя М.Ф.Ахундова художником-новатором и мыслителем, Мир Джалал изучает в единстве *го научно-^еорети-ческое наследие и художественное творчество, считает одной из ваанейших заслуг писателя реализацию его поэтической концепции относительно реализма в азербайджанской литературе XX века. Творчество не только М.Ф.Ахундова, но и всех писателей, служив-|дих формированию в истории азербайджанской литературы определенной школы мастерства, критик привлекает к анализу в свете требований идсЯно-эстетических качеств и гражданственности. Именно из этих критериев исходит Мир Джалал при оценке тво.рчества корифеев азербайджанской реалистической литературы XX века - Дж.Ма-:.:едкулкзадс, М.А.Сабира, Н.Нариманова, А.Ахвердиева, одобряет их активное вмешательство в общественную жизнь. Ученый-литературовед, в первую очередь, отмечает их участие в борьбе за свободу, стремление разролить ряд социальных проблем, помочь словом и делом родному народу.

Не менее серьезно занимался Шр Джалал и худокественно-эстетическими особенностями азербайджанского романтизма XX века, комментировал наследие и оригинальность мастерства отдельных его представителей. Так, говоря о Ы.Хади, критик констатировал "направленность лирики Ы.Хади на непосредственно-общественное развитие, вопросы политической жизни"1. Стремясь определить романтическую природу поэзии Ы.Хади на основе конкретных поэтических образцов, писатель показал активное творческое отношение поэта к различным литературным формам, осветил его научно-теоретические взгляды, выявил социально-философскую сущность его поэзии в свете требований революционной эпохи. В своих исследованиях он отметил незаменимую роль рошнтиков в создании нового литературно-иетори-ческого этапа, показал различие в их отношении к фактам и событиям общественной жизни, прокомментировал теоретически-эстетические воззрения таких художников-борцов за общество "свободы, равенства, братства", как Ы.Хади, А.Сиххаг, Г.Джавид, А.Шаик, А.Диван-бекоглы, С.Салмаси. Уточнив единый творческий метод, на который опирались эти художники, ученый выступил против тех, кто обвинил романтиков в пессимизме, охарактеризовал мотивы пессимизма и печали как эстетическое качество, отличающее романтизм от других художественных течений. Отмечая активное участие'романтиков в обсуадаениях, связанных с вопросами языка, письменности, свободы и др., Ыир Джалал подчеркнул важное значение их деятельности, не забывая при этом про фактор литературно-общественной среды.

а

В третьей главе диссертацки - "Об особенностях развития азербайджанской советской дитератутн" - на Передний план шдвига-

I Ыир Джалал. Литературные пхолы в Азербайджане (1505-1917). -Докторская диссертация. Баку: Научная библиотека ¿ГУ, 1947, с.254.

ется интерес Пир Дкалада, как ученого-лятературовзда, к современному яптаратурноуу процессу. • •

В этой главе реферируемой диссертации обстоятельно а последовательно анализируются мысли я сузденля Нир Даалала о литературной наследии г. преемственности, идейности н обпэчелозечноста литературы, суцвостя социалистического реализма и др., определяются принципы его борьба против вульгарного, социологизма, -нигилизма, теории бесконфликтности» Фактический ыатвриалоц для высказывания суядений я заключений критика слузат, з основной, худонестзенные произведения Й.С.Ордубади, С.Зургула, О.Сары-велли, Н.Гусейна, И.йбра: лиова, Э.Мамедханлы, С.Руста^а, С.Рагимова, Н.Рагиыа, И.Гусейнова, Г.Гусейноглы я др. В сго-ях изысканиях диссертант рассматривает художественный творческий опыт Мир Джалала з единстве с его научно-теоратическяни взглядами, уделяя наибольшее вякиапио ндейш-эстетичаским поиска:! ученого-литсратуроведь. Пси этоуясняется различие зтапн развития литературно-критических взглядов !Д::р Дггалала, принципы :тх эголгцяа кзучаптся з связи с определенно:! литературной сродой. 3 частности, отмечается, что, несмотря на проявление з определенно:': море з критике и псслодозаничх Мир Д^аяапа алеиеаяоз характерного для теоретической мысли 30-х годоз вульгарного социологизма, он Р.е только но привился з его тзорчас'.'ге, ко и подвергся зпос-ледстг,::: критике писателя, по ппис:..и;цого социологического смаля-з?.. Еиступазк:2 из принципов л::тсратурно-г/дс::ос?гс!шого тзорчес-:-:ого спита п унозритолыг.г;-: поискоз пнэги:: лет, !'ир Дг.алгл при сбьксаек'лз спец::'-лчесгах качестз литератур:! зндзнгзл па пародией план се эстетичесяуэ сущность. В одно:: из статей, написанных а 1557 год-, ученый отмечал: "Это истина, что паса критики, того-

ря даже о самых известных произведениях, таких, например, как "Негр говорит", "Знаменосец века", "Шаыо", "Наступит день", "Утро" и др., или вовсе игнорирует анализ художественного мастерства, или не уделяют еыу достаточно внимания. Нельзя забывать важной роли критики в воспитании молодого писателя, в определении^' вкуса читателя. Литература - это искусство. А социологические суждения и заключения не могут подменить искусство"*.

Для характеризации литературно-критической позиции и научного мировоззрения Мир Джалала в 30-е годы, большой интерес представляет его, вызывающая на дискуссию, статья "За художественное выражение героев нашего строя". Хотя писатель и выступал в ней, исходя из закономерностей существовавшей общественно-политической действительности, он придавал важное значение общечеловеческим принципам художественной литературы, выступал против однотипных, схематических героев в литературе. Наряду с оценкой активной роли литературной мысли в борьбе за социализм и новое общество, он требовал изображения в литературе не каадаого встречного, а настоящего героя, считал важным бороться против безликости, "схематизма и биологизма". Следствием именно этого было то, что выступая против модных в 30-е года искусственной чувственности и надуманных героев, Ыир Джалал возглашал: "асгесгвенно, что наш социалистический строй не признает людей, отлитых из подобного мрамора"^. Высоко оценивающий роль практики ъ правильном изображении действительности, Мир Джалал, опираясь на марксистско-ленинскую методологию, руководствовался критерием историчес-

f.

1 Ыир Джалал. Наша литература на путях развития. - Заебиййт ве индкесенет, 1957, 19 октября.

2 Мир Джалал. За художественное выражение героев нашего строя.г Худжум, 1932, В> 7-8, с.46. .....

кой объективности, требовал от каадого художника правдивого я верного освещения фактов и событий. Плодотворно использоваваий научно-теоретическую базу азербайджанской марксистской критики 30-х годов, молодой Мир Джалал отстаивал и руководствовался принципом "Литература роздаотся жизнью", считал важной задачей описание литературного героя,представляемого ка фоне событий общественной жизни, со всеми присущими ему положительными в отрицательными качествами.

Крайне интересными представляются и определения критика относительно общественно-политической функции художественной литературы.В статьях,опубликованных Мир Джалалои в год" Великой Отечественной войны, этому вопросу уделяется большое внимание, так же, как и ярко проявленным в азербайджанской литературе этих лет, мотивам призыва, борьбы,героизма,патриотизма,интернационализма. Ученый не ограничивается лишь национальной литературой, обращается к творчеству мировых мыслителей, провозглашавших демократические и освободительные идеи.В этом смысле немалый интерес представляют статьи, мысли и высказывания Мир Джалала о таких художниках,распространявших на весь мир прогрессивные идеи, без устали проповедовавших гуманизм и общечеловеческие ценности, как В.Гюго, М.Горький, А.Барбюс, Р.Роллан, Т.Манн, Г.Манн, Синклер, Л.Фейхтвангер, А.Цвейг, В.Бредель и др. Особо подчеркивается в реферируемой диссертации тог факт, что ученый уделял большое внимание художественному мастерству.своеобразию,оригинальности каждого из этих писателей.О занятиях Мир Дж'алалом самыми серьезными научно-теоретическими проблемами азербайджанского советского литературоведения,как нельзя лучше свидетельствуют его исследования, связанные с творчзством С.Вургуна. Высокую оценку, данную

творчеству, поэзия C*BypiyEa, lînp Леалал обосновал теоретячески-эстетаческой нагрузкой его лирических п эпических произведений, прекраоной архитектоникой, укекиеи передать в системе единой рифмовки социально-философскую логику с худоЕеотвеннай сиысл язобра-Еаеыого. Именно поэтому ученый в отдельности останавливается на уиелоц использовании С.Вурхунои саишс лучаах сторон народноЕ поэзии, a saisie творчества Низала, Сазуш, Вагифа, Закира к Лшга Адескере, считаем вашейсэИ задачеД изучение поэтического новаторства Вургуна л более строкой плане, ибо, по его словам: "Прогрес-сивлао традациз яародяой поэзии, разгизавдейся в направлении к реалмзну, ей у одного совреиэшюго поэта нз била столь сильны:,:;;, как у Вурхуна"*. На ыакрзшои гудокественнои текста показывая связь поэзии поэта о Еациолалькой «даосической традицией,Пир Дза-лад опрздвдкя его яоэгяческоо новаторство с учетом принципов лн-гсратурно-Есгорзчоского развития, представлял его но только как талантливого поэта, но п как худогшша.обогативпшго азербайджанскую советскую лзгературу. с? йорио, содер^анпа н идейности. Говоря о C.Bypi^EO, 4ÏO 502 И...С nopszix SS JH52 сьэего творчества не марал Сулага"2, - Есследовазель рас.сшгрявал его поэтические поиска в оденстбо с 2еорзтучес:и-эстеткческици взглядами,гадвзгал ь цейтр анализа логический i::;p образов « отдельно шздивпдуаль-ние черты, характерно лля дзр:!ческ;:2 героев поэта, расценивав ого ийогопланоьыо ssoр5вои;е гоис::н как борьбу га когоз исгуссгго, очитол ярвцочатольаи ©ssiraca прссусзо поаззи Ссуеда Вуроп-szuncíEieciuífi E&íoc, шрзкое оя^санио кародпой и Си?а, рэ-

1 Ннр Дкалал. líaEE&ecs nasoE поэзии. Баку: Изд-хо АГУ, 1955,с.SI.

2 Ciî.î'EoropîîB азербайджанской гзягоратурц, т.З. Еш?: Кзд-ьо АН Азерб.ССР, 1957, с.ЗчО.

манткческий взгляд на историческое прошлое, лир'.тчески-иифологическое своеобразие, воспевание революционно-освободительных идей, а также убийственный смех в его сатирических стихах. Как верно констатирует ученый, все эти качества способствовали тому, что С.Вур-гун дал сильный толчок развитии азербайджанской советской литературы, создал новую поэтическую школу.

Значительное место в исследованиях Мир Дкалала занимают его мысли и суждения о М.ИбрагимоЕе, А.Абульгасане, С.Рагимове, Э.Ма-медханлы, С.Рахмане, Й.Эфендиеве, Г.ГУсейноглы и др., сыгравших большую роль в становлении и развитии азербайджанской советской художественной прозы. Новые элементы мастерства азербайджанской прозы, обогащение ее художественными образами и характерами ученый изучает на фоне творчества этих прозаиков, высоко оценивает их большое мастерство в отображении имеющихся тзоблем общественной жизни, в воспевании идей социалистического строительства.

Как указывается в реферируемой диссертации, Мир Джалал последовательно занимался вопросами художественного мастерства азербайджанской советской литературы. Он отмечал, что художественность любого литературного произведения определяется, помимо реальности, идейности, новизны содержания, еше и совершенством формы, простотой, точность», ясностью, конкретностью языка. А для овладения . веек;! этими качествам необходимо постоянно изучать методы мастерства литературных классиков, их лит.ратурно-художественную технику, богатый творческий опыт. Ученый-литературовед, стремившийся к созданию и применению новых теоретически-эстетических принципов, реализации новаторских тенденций в литературном развитии, с одной стороны вел борьбу за художественное совершенство, с другой же -ЕЫстуг-ал претив всяческого схематизма и эпигонства. Критикуя не-

достатки, проявляющиеся при изображении литературного героя в современной азербайджанской прозе, ученый писал: "Отчего описываемые во многих наших произведениях люди не предстают реальными, естественными? Почему? Потому, что писатель описывает их не как интересных, сложных, живых людей, а лишь как представителей тех или иных специальностей, профессий - председателя, секретаря, тракториста, бурильщика, учителя и др. Сними кожаный пиджак и секретарь райкома теряет свою образность. Отбери портфель и председатель перестает быть не только председателей, но даже и человеком"*. Исследователь с большой чуткостью относится к жанровой палитре азербайджанской литературы, верно кошвнтирувт появление и эволюцию новых литературных форм и художественных принципов. Он считает важным явлением в азербайджанской литературе такие новые литературные формы, как стихотворная трагедия, исторический роман, стихотворение в прозе, проявляет заботу об их еще большем развитии и совершенствовании.. .

Немало внимания Шр Дхалая, считавший важным условием единство реальной жизни и худоезственного воображения, уделял формированию новой сиены, роста нового поколения, приходу в литературу талантливой молодежи. Удачи и успехи литературной молодежи Мир Дкалал видел в сочетании ими важнейших факторов современности, новизны и прогресса - отображении советской жизни, мотивов радости, оптимизма, страсти к борьбе, гражданственности, патриотизма.

Таким образом, ученый-исследователь рассматривал художествен-

*

но-эстетичэские достижэния литературного процесса в единстве с общественно-политическими фактораки, привлекая к этому же внима-

I Ыяр Джалал.Классик* к современники.-Баку: Азернешр, 1973,с.287.

ние к молодежи. Именно в этом смысле Мир Джалал говорил о расска- -зах М.Ибрагимова, что у них "ясный сюжет, простой язык", "типичные события"*, особо отмечал "оригинальные краски, идущие из на-

9

родной жизни, в описаниях Сабира Ахмедова , "ноше картины жизни, устремленность к созиданию в деревне" в рассказах Рахимы Зейнало-вой, Наримана Сулейманова и Алтая Маыедова.

В целом, анализируя особенности художественного развития азербайджанской советской послевоенной прозы, Мир Дяалад сгруппировал ее по следующей тематике:

1. Произведения, написанные о лизни героического рабочего класса, непосредственно о производстве: "Черные скалы" Ш.Гусейн), "На лоне волн" (М.Сулейманов).

2. Произведения, повествующие о колхозной деревне, сельском хозяйстве: "Великая опора" Ш.Ибрагимов), "Расходящиеся пути" (И.Ших.:ы), "Горящее сердце" (И.Гусейнов), "Чичекли" (А.Велиев), "Широкие горизонты" (И.Гезалэв), "Листья" (Б.Байрамов), "Морозные ночи" (В.Шихлы),'

3. Произведения на военнуй тематику, на теш защиты Родкны: "Бастион дружбы" (А.Абульгасан), "Генерал" (Г.Аббасзаде), "Спорный город" (С.Велиев), "Венские ночи" (Н.Эфендиев).

4. Произведения на революционную, историческую тему: "Зан-гезур" (Э.Аббасов), "Саттар хан" (П.Иакулу), "Дорога, ведущая в ТУ-раджлы" (А.Беляев).

5. Произведения о жизни и быте, развитии школ, просвещения,

1 Ыи^^жалал. Классики и современники. - Баку: Азернешр, 1973,

2 Там же.

3 Там же.

о людях культуры: "Внуки старой Гамаши" (А.Абульгасан), "Ивы над арыком" (И,Эфендиев), "Телефонистка" (Г.Сейидбейли).

Ученый-литературовед придавал большое значение новой тематике, принесенной молодыми прозаиками в художественную литературу, изображению общественных проблем, с симпатией относился к обогащению ими азербайджанской советской прозы новыми разнообразными формами и жанровыми элементами, различными нравственно-психологическими качествами.

В "Заключении" диссертации подводятся итоги, выдвигаются определенные сужения, позволяющие изучить творчество ученого-критика в более широком плане.

Основное содержание диссертации нашло свое отражение в следующих публикациях автора:

1.\Мир Джалал - видный литературовед. - Тезисы 1У Республиканской научной конференции аспирантов вузов Азербайджана. - Баку: 198I, с.78.

2. Видный писатель. - Азербайджан гадкны. - 1963, * 8, с.14-15.

3. Мир Джалал и русская литература, - Тезисы докладов 1У Республиканской конференции молодых литературоведов. - Баку: Элм, с.44.

4. Мир Джалал Дашаев - писатель и учитель. Азербайджан дили ве

эдебият тедрисн, 1989, * I, с.48-50.

Бесплатно

АЗЭРБА.1ЧАН ССР ХАЛГ ТЭЬСИЛИ НАЗИРЛИЛ1

ГЫРЛШЗЫ ЭМЭК БAJPAFЫ орденли БАКЫ Д0ВЛЭТ УНИВЕРСИТЕТИ

Ол^азма Ьугугунда

ВЭКИЛОВА ДИЛДАР РАФИГ гызы

УДК 894. 362 (092)

МИР ЧЭЛАЛЫН ЭДЭБИ-ТЭНГИДИ КЭРУШЛЭРИ 10. 01. 02—Чохмиллэтли совет эдэби^ать*

Филолоюф едмлари иамизэди алимлик дэрэчэси алмаг учун тэгдим едилмиш диссертаси]°анын

АВТОРЕФЕРАТЫ

Бак ы—1 990

Типография БГУ. Заказ 464. Тираж 100. 5/Х1-90