автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Литературное творчество коми писателя К.Ф. Накова (философско-эстетический аспект)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Литературное творчество коми писателя К.Ф. Накова (философско-эстетический аспект)"
•КАЗАНСКИЙ О ЕДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕНННЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И.УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА
На правах рукописи
КАРА ГОДИН Олег Викторович
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОНИ ПЖАТЕЛЯ К.Ф.ЖАКОВ А ' ( ФИЛОСОФСКИ - ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ )
10.01.03 - литература народов СССР
Автврефе рат
диссертации на со искание ученой степени кандидата филологических наук
КАЗАНЬ - 1994
Работа выполнена на кафедре коми и финно-угорской филологии Сыктывкарского государствен»го университета им. 50 - детия СССР.
Научный руководитель - . доктор филологических наук,
профессор Латышева В.А.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,
профессор Мусин $.М.
кандидат филологических наук, доцент Коновалов В.Н.
Ведущая организация - Институт языка, литературы и истории Коми пеучного центра УрО АН России.
Защита диссертации состоится '¿У " ^(иМЦ 1994 г.
в ^¡Ч часов яа заседании совета Л 053.^29.04 по присуждении ученой степени кандидата филологических наук в Казанском государотвенюм университете имени В. И. Ульянова-Ленина по адресу: 420008, г.Казань, улЛенина, 18.
С диссертацией могло ознакомиться в Научной библиотеке им. Н. И.Лобачевского Казанского государственного университета.
Автореферат разослан "¿.О " чл^йАсу^ 1994 г.
|
Учений секретарь оовета, доктор филологических наук, профессор
Нинке гулов Х.Р.
ОБЩАЯ X АР АКТЕ РХТ /НА РАЕ ОТЫ
Актуальность темы. Для коми литературоведения одной из актуальнейших задач в настоящее время является всестороннее изучение исто{ии коми литературы, её истоков, которые теснекшим образом связаны с творческим наследием коми писателя Каллистрата 5алалее-вича Такова (1Й66 - 1926), работы которого оставили значительный след во многих областях наук. ,2ля успешного решения этой проблемы, стоящей перед коми наукой, большое значение имеет.углубленное изучение литературных произведений писателя, являвшихся творческим отражением его философских, научных, религиозных взглядов.
"азвотиз демократических начал духовной жизни предполагает всестотоннее исследование культурного наследия. Это особенно актуально в связи с тем, что творчество Каткова долгое время было неизвестно читателю. Если общая панорама биографии писателя более менее ясна, то наименее изученными являются отдельные проблемы развития его литературного процесса, составлявшего единое целое с миром филосс^ско-эстепнеских воззрений Кракова. Их. взаимосвязи и взаимообусловленность актуальны тем, 'что представляют собой основу литературных построений писателя, специ{ику его художественной фантазии.
Актуальность темы определяется не только тем, что творчество К.такова - одно из значительных достояний коми культуры, заслуживавшее внимательного исследования, как художественный процесс самобытного, мастера слова, формировавшего основы раз но сто рога-их научных и литературных тенденции коми края. Важно и представление того, что без глубокого раскрытии вопросов развития и содержания творчества К.Такова нельзя ясно представить динамику противоречии его мысли, стремившуюся к совершенству в философии, лотературе, оелигии.
Актуальность темы определяется и тем, что анализ специфики и пгацесса художествегного творчества Кракова через принципы его 'илософии, эстетики позволяет осветсть не только особенности времени, отраженные в коми культуре, но и конкретные захономерюсти литературного таланта К.Уакова,формировавшиеся в определенной изторшескоЯ эпохе.
_Иаучная новизна работы заключается в том, что лтептг/окое творчество К.гчкова исследуется и в :илосог.ском, л в эстет;«ес-гом аспектах. >го петтая работа, з которой литературное наслел.:е
коки пи;отеля Кракова и его философско-эстетическое мышление анализируются на широком плане обвврсосилской и мировой обде -ственюР мысли.
В процессе исследования разнообразного филосо^ско-яитератур-ного материала отмечено, как философские, итгературные, эстетические взгляда КЛакова сформировали мир литературюй фант®34111 писа- ' теля, приобщили его к общемировой гуманистической культуре, к цути самосовершенствования на принципах высоких моральных ценностей. 3 литературных произведениях это проявилось в воз вишен но« просветительском худогественном мышлении.
Значительгое внимание в работе уделено исследованию творческих взглядов■ Кракова,- которые позволили создать общую концепцию человека, опиравшегося на тенденции гуманистической нардной пзихоло-гии, наргной нравственности. Через эти тенденции исследуются литепяхушые персонаги КЛакова, его твортеские методы, его худо-гественное сознание.
/Ьследование литературного твор!вства К.?акова проводится на анализе разнообразного научного материала. В работу введены различные художественные, философские, религиозные произведешь, отражающие общественную полем»зсу идей того времени. Процесс художествен- • но то творчества КЛакова анализируется в единстве с общим движением общемирового литературного развития.
Цель и зуачи иг еле давания. Цель диссертации - в свете развития демократической культуры в обшестве, с' привлечением возв^аст»-шиуся к читателю пр> из видений К.?акова и не® следованных фактов-специфики его взглядов - исследовать процесс литературного творчества писателя в конкретной юторотеской эпохе. При этом внимание наптагляется на решение конкретных задач:
- исследование процесса эволюции художественных, философских, ■эстетически* взглядов КЛакова",
- анализ вагне>пих литературных произведении писателя с определением их творческой инлзудуальности в общих филосо}ско-зстстических воззгениях КЛакова;
- иса-егование взаимосвязи прозы писателя с элементами коми трэд® го эпэса в обге/. динлмике фор« ровзнин концепции человека в прегсгапген/лх КЛакова ;
- ч^-явхег.яе основных законов рностей твогчоского развития КЛчктеч я обген 1С токп -лиге :пту рн ом процессе.
•у,тот"?лчг^ескч; озно'п. ■ ^ьсссг'ации нвллггея лигерттурш/е V. ' лтосогсг.ие упботк К.Такова, то/г:: извостичх, "¡шосо^эв и я иг; о-
раторов, теоретиков культу пн. В поле зрения били и работы ученых коми региона: \.К.Микуоева, 3. А.Хатыиевой, А. И.Туркина, А. З.Тереб-чова .В.Н.Лемина и других. ■
В оаботе п имечяется принцип с равнительного исследования, где ¿илосо^ско-литерчту гн«е и исторические аспекту ;ассматрктгтся' чв^ез своеобразие психологии твооческого процесса. Проводится рас-сяотоение аналогии с мышлением писателя, еш психологическим складом художника слова.
Настоящим исследованием обосновывается вопрос о том, что постановка проблемы о единстве литературных, философских и религиозных взглядов К.гахова в единстве с историческими и .общественно-полемическими тенденциями эпохи, пеняет подход к изучен® его культурного наследия. Появляется потребность рассмотрения взглядов и творчества К.гакова как многопланового, многообразного и всестороннего явления. В работе имеются элементы исследования и систем« взглядов К.7ак;ва и соотношения их через отдельные структурше начала в сглстеме целого. Произведения писателя рассмот[ены в конкретной исторшеской обстановке с соответствуют! им и идеями, полемикой, поисками смксла гизни в ценностях общественного бытия.
Апозбация и практическая значимость диссертации Материалы и сулен'/я, излогеннуе в работе, углубляет и расииряст представления и о личности К.гакова, и о его произведениях. Зто мо*ет помочь в изучении истоков истории коми литературы, в сопоставигель-ном анализе, в совершенствовании методологии исследований коми литегатут>ов_едения, в изменении сложившихся недостаточных представлениях о глубине твогческого своеобразия К.такова. .Материалы .1 вуводн диссертации изменяет сам подход в постановке проблемы о художественном наследии К.'акова, влиянии его идей на истоки коми культуры.
По изучаемой проблеме опубликованы статьи в коми худогестзен-• но-литератугньтс гурналах. Материалы исследования использованы в докладах на научных конференциях, в лекциях в Сыктывкарском университете по коми литературе.
Структура диссертации. Работа состоит из введен».«, трех глаз, заключения и библиографии. Структура работы подчинена целям л задачам исследования.
- б -
ОСНОВНОЕ СОЛ ЕРЗАНИЕ Д,ССЕРГА1Ш .
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются цели и задачи, отмечается история вопроса, пр1во-дятся сведения о научно: новизне и практической значимости работы.
Пепвая глава диссертации, названная "К. ТЛ ахов - писатель, философ, ученнг", посвяяена значение творчества Кракова для коми культур* и основным биографическим сведениям о жизнл писателя.
Творчество коми писателя и философа Каллистрага Фалалеевича ■""ахова является значительным событием в коми национальной культуре. Это был один из своеобразнейших ученых, работы которого оставилл значительный след во многих областях наук.
Ьследования КЛакова в философии, литературоведении, математике и этнографии не были сразу оценены в стране, но его художественные произведения и научно-популярные статьи по проблемам истории культуры приобрели некоторую популярность в первые два десятилетия УХ в., когда творчество КЛакова становится предметом внимания широких слоев населения. Рецензии на его художественные сборники писали известные поэты А.Елок и В.Ьрпсов, ученые П.Сорокин и С. Грузенберг, которых привлекали к себе вера КЛакова в величие возвышенного искусства. Высоко ценили творчество КЛехо-ва Ч. ТЪрький,1.Толстог.. I.Андреев, отмечавшие внимание ею к проблемам бнтия чоловеха, его отношения к оХ1у*а»вему мир/. В нате время интерес к творчеству КЛакова вновь возрождается в яироких размерах.
Тозтосгив интерес к тизни и творчеству своеобразнейшего мыслителя своего времени КЛакова обусловлен рядом причин. Среди них мсно внлелигь несколько основных.
Во-первых, тногчество Кракова неизвестно широкому читателю, потому что его произведения до недавнего времени находились под идеологичес/им запретом.
Во-вто5кх, в работах КЛакова яоио прослеживаетен мысль о из печных проблемах человечества, опи[аюи*яоя на осознание кризиса современное еку цивилизации и настоятельное пот{еоности авторской воли определения иутог. выхода из этих противоречив.
В-тгеть«х, сэстачление КЛаковым "универсальной" теории "лими-т/зха* псюи валэсь на единство религиозных, научных и эстетлчос-
к их представления, исключавших противоборство идей и имеющих широкую перспективу положительного всестороннего развития человека в единстве с окружающей его природой и обществом.
Суммируя эти пржины, лежанке в основе растущего интереса к личности коми писателя и ученого К.Такова, необходшо заметить, что они соответствует пгедставленив читателя о необходимости диалога о духовных ценностях и взаимоотношениях Человека и Природы, которые уже в то время выходили на новый уровень, ошувдемьт писаг-телем необыкновенно остро. ;5ченно в представлении о югом качестве бытия и сознания человека в предверии новой исторической эпохи соз гевал. эт^т светлый и талантливый ум.
Методология наук, предложенная К.таковым, как и его теорта "лимиткзма" только едва опиралась на индивидуальность каждых наук, учитывая европейский рационализм как предоснову структуры научной системы. Ценность же представления К.Такова о единстве наук в том, что человек у -его но являл я сторонним наблюдателем научных знания, а был активным звеном в общзй системе Человек - Природа.
Так1М образом, значение К.Таюва как писателя и ученого з-том, что он являл я представителен умонхтроенш, определяемого теперь об гае росс уЯс ким космизмом.
' 'Именно этим характеризуется основное значенлз творчества писателя, осознанпего неизбежность усиливаюиегося пропзоречия между Разумом.и Природой, когда ответственность за поиск путей к гармонии Человека и Природа ложотся на нравственное .сознание каждого мыслителя, имевшего этический долг морального формирования новых ос но в высокогуманного человеческого общества.
По сути говогн, К.таков понимал, что рост и вхождение интеллектуального Разума в Природу неизбежно, но Разум при этом дол*ен соответствовать высоким моральным устоям, чтобы обеспечэть условия для дальнейшего созидательного развития цивилизации и всего чело-• веческого рода.
К.гаков полагал, что поиск созидавшего начала в художественном и научном слове должен соответствовать обще-мировому гуманистическому порядку. Поэтому осознание им кризиса современной ему общественной и научной мысли есть признание им потребности нового знания и нтатственности, которые должны опираться на нояые реальности бытия человека.
К.Таков был убежден в том, что мысль человека - составная часть Природы. >го представление коми п/саг ел я повлияло на :;азвп-
тче его мысли, на глубину его научного и художественного оемкелента. Тенденция к построению "универсальной" системы знании, синте тическо;. конструкции художественного и научного миропонимания становится важнейшей в его взглядах на эволюци» мира.
Т основе "универсальной" системы нового взгляда КЛакова на мир ле»ало мнение писателя о потребности возвышения человеческой натуш через пготиво речивость её бытия, одушение своей задачи богьбы за человеческое совершенство.
Ролывая заслуга КЛакова в том, что он, создав теорию о единств науки, пелигии и искусства в связи с человеческим бытием, пришел к пониманию взаимозависимости мира человека с гивым веществом Пришли, объединив эти взгляды в своем представлении о *изни.
Чти идеи нашли своё художественное выражение е литературном творчестве КЛакова, где принципы его философии, эстетики и этики проявились в специфике литературного процесса.
Каллистрат ?алалеевич Таков родился 30 сентября 1866 года в деревне 7авпон села Вылъгорг около Усть-Сысльска С нкне Сыктывкар.) . в большой крестьянокой коми семье, ^н был одиннадцатым ребенком. Отец будущего пжателя, Фалалей Лванович, зарабатывал на гизнь тезьбой иконостасов для местных це]хвей и считался искусным мастером в своем деле. Мать - Устинья Осиповна - была крестьянкой из села Гошки. 'А<я писателю дал священник местное церкви, кот да родители принесли мальчика на крещение в церковь.
Чаленьки.- Каллистрат часто путешествует с отиом по местным селам, где 'алалей Иванович выполняет заказы по созданию резных иконостасов. КЛаков с ранних лет приобщается к плотницкому труду, слупает сказки в длкннне зтние вечера, любуется природой, учит азбуку.
Ч году К. гаков. заканчивает Усть-Снсольское уезднов училище. Чн гепаегт продолжать учебу.3 133 [ году КЛаков поступает на гчебу в Тотемскуг учительскую семинарию Эологсдско; губернии.
КЛакоч нтлачается вольномыслием-и что являете* пр/чино." зап-тета на поу^ессиг. Уороко закончив учительскую семинарию, он лишается п'лва на педагогическую деятельность.
Чачкнагтся годы скитания. КЛаков оаботает на Уол/иицком яапошс в Зя.тског губернии, писарем в оеле Цо^кегос, учатся в пеал'-ном учплиге Тологди, пытается стать поол/липком в ?«озе:ском монаст.."«.
ГоД|.' с кот книг не отра^гтея на его сакообраэопаиии. КЛаков оаух'гочтельно осваи^ег и^мешсг.фсвногречески/. к латински*
языки.
3 1ЯГ6 году К.гаков поступает'на естественное отделение физико-математического факультета' универстеета св. Яладимлуа в Киеве. лн активно изучает филосоп иг, психологию, литературу.
К.гакова интересует история, язык, происхождение и быт северных племен. 3 №97 году он переходит на историко-филологический факультет, а осенью IB99 года переводится на третий курс историко-филологического факультет! в Петербургский университет.
1 19^1 году К.Таков заканчивает учебу и получает диплом перво:. степени. Начинается активный период его лекторской деятельности. КЛ:аков читает лекции в польско-католическом училище при костеле св.Станислава, гимназии министерства народного просвещения, женском пансионе, Общеобразовательных Черняевских курсах, педагогических курсах ?ребелевского общества, Петроградском /нкверсигете.
Пгсатель пишет ряд рассказов, Философских работ, выпускает три художественных сборника: "На север в поисках за Памом Еурмогтом" (I9C5 г.), "Лз жизни и |антазии" С [907 г. J," 3 хво£.ных лесах: Рассказы коми Морга" (ISC8 г.). '
Твогмеские интересы К.Такова значительно расширяются.Он проводит исследования в философии, литературоведении, биографии, педагогике, естество знании, астрономии, фисике, язкла.
3 году академик З.М.Бехтерев приглапает К.Ракова на работу в Психояеврологическия институт. К.Гаков поступает на должность приват-доцента логики и работает в институте до самого его закрытия. (йститут был закрыт в дни Февральской- революции-). В институте в I9II году КЛ'аков становится гроХессором.
. 3 эти годы К.Таков пишет множество рассказов на сюжеты из коми народного эпоса. Среди них: "ТогайлСамоедское предание-*", "7летин-Елена", "Бегство северных богов", "Ееженада-Зирси-Угро", "ЗоЯморт", "ВялаЯ", "Царь Кор", "Зырянские сказки" ."Миликар и Хеонелла", "Ченулетто" и другие.
3 ISI2-I9I4 г^дах К.Таков издает тетралогию автобиографического содержания "Сквозь строй -*изни". 7 него дома часто собирается известные общественные и литературные деятели: П.Сорокин, А. Чапыгин, В.Шкловский, И.Садофьез, А. Грин.
Но в страде зреют грозны" события. Наступил 1917 год. К.такоч уез*ает в Латвию, затем в Псков, затем в Остонию. / него ухудшается здоровье. 1925 - последнх' год жизни КЛакова.
КЛаков бия вндзюгаямсч ученом, писателем, талгчтлпвкм лекто
- Iu -
%отя глава диссертации, названная "Художественно - эстетические основн коми национальной прозы К.акова", посвяшена анализу произведений и взглядов писателя, в которых отражается его хутожественно-эстетичг ские принципы. '
Ппедставления К.какова о возвышенном начале в человеке опираются на его глубокую жажду знаний о мире. Тематика изучаемых им научных дисциплин необычайно разнообразна.
К началу ISCO-x годов определяются его духовные интересы и запросы. КЛ аков переживает сильнейшее увлечение философией, литературой. Познание жизни, наук и природы начинает формироваться в личную жизненную задачу писателя. Широкое проявление научных и литературных интересов выражает глубину и масштабность духовных запросов КЛ акова. Он познает мир в его удив1?гельном много-о^тазии.
ч 1905 году КЛ'аков создает два сборника: "На север в поисках за Пэдом Еурмортом" и "Песни Пама Еурморта". Это - прозаическая лирика юности, любви и природы, полная ностальгической тоски • по "золотой" поре детства, по таинственной и великой "юности" полного кпая. Его глубоко волнуют история и современность. Эти сбогники - поэтическая фантазия фольклора и легенд Севера, зарисовки i быте и представлениях северных народов.
Ч своих первых творческих литературных Сборниках КЛаков создает собственннР литературный эпос, опираясь на исторические и фольклорные традиции коми народа. При этом тво?ческая фантазия, писателя обогащается собственней этнографическими и фольклорными .исследованиями истории северных народов и их языка. КЛаков начинает глубже присматриваться к реальной жизни, обогашая настоящее мечтой художественного поиска.
Размиилял о своем творческом процессе, КЛаков з-лмечает, сколь уноп он обязан природе в силе своего чувственного изображения' и восприятия мира. В рассказах КЛакова общее понимание им при-тги обьединчется с его пролстачлениями о красоте. Гагмония истоду л чуастчо прекрасного находят свое вираженле в рассказах, отлпалсь у тонкостью поэтического восприятия и образной выразительностью ангорского стиля. Пьдрола л человек » худо» нет воином слове К.гакова ->стет;-гески возвышаются, обгазно ото»лсствл.чгтся.
Каттгянн природы и жи^ил че/овека возам-гтея КЛаковым в сгп''яеь.!ях, котг.п»е пр;;сутстпу«т во многих его ¡ассказах. Срапнс-КЛакова иногда поражаит свое;, поггкческой нею-иданметьг,
- и -
обтазностьв. Таковские сравнения - это развитая наблюдательность автора, поднимавшая изображение явления до высшей ощутимости. В сравнениях художественно-эстетические взгляды КЛакова выражают чувство природы и восприятия её авторским взглядом.
1 диссертации приведены конкретные примеры сравнений в рассказах К. Такова.
Ч пегвом сборнике рассказов "На север в поисках за Памом Еут*юргом" К.Таков формирует художественную идев о потребности идеального. Эта потребность облекается им в поиски гармонии души и мира. Взятый писателем из народного хольклора образ Пама Еурморга объединяет в себе смысл авторской фантазии и по^ебкость идеального.
Образ Пама Еурморга является персонажем авторской эволюции . мечты и реальности, художественного осмысления .¡ольклорно-философ-ског тематики и мира твортеской фантазии. Немалую роль здесь спгр' ли и труды Плафона, Канта и В.Соловьева, которыми увлекался писатель. Зысши/ "мир идей" Платона приводит Кракова к волненив его "художественного взгляда". Это ощущение отражается в рассказах Кракова необычайно остро. Так, испытывая волнение и неопределенную тревожность, отправляется странствовать его центральны:: персонаж Пам Еурморг. И он находит успокоение, когда слышит речи старца о существовании "мяса идей".
Создавая художественный образ Пама Еурморга, К.Таков вмешает в него всю глубину и полноту своего представления о свободе твогческого_ вдохновения. Образ Пама Еурморга в творчестве К.Такова выоастает до символа свободного национального петяонажа, который. итает пути выхода из противоречий эпохи к высоте народно;; мудрости. .
Чувства сердца и души Пама Еурморга совпадают с величественной гармонией природы, со спокойным и вечным началом её божественного уклада. Не случайно, природа благосклонна к Паму Еурморгу, а он отвечает ей душевной взаимностью.
Не только Пам Еур<орг уходит в странствия в поисках смысла жизни, это весь народ, а с ним и сама виковая природа с её нерушимым покоем тронулась в путь, предчувствуя перемены векового уклада жизни.Река, по которой плывет Пам Еурморг, не бурлэт, потому что является символом природной тысячелетней "*изни, а не бегет свое начало в дикой стихие 1905 года.
^бгаз Пама Еурморга не выполнил бы авторской задэчи, если бы
не сохранил в себе народной созидающей мудрости. Новые идеи и новые представления Пам Гурморг отражает на духовной идее нравственно-народного. Поэтому соплеменники Пама Еугморга понимает его, признает его мудрость. $илоео{ские диалоги персонажа содержат основные тенденции художественно-эстетических взглядов писателя, объединенные им на идее общности человека и природы. Поэ- • тому образ Пама Ру^орта выражает характер новых взглядов, рожденных на основах изменяемости мира и установленного порядка в нем. Содержание, вложенное КЛаковым в этот образ раскрывает представления КЛакова о смысле народной правды. Сила авторской фантазии, сила боли души за судьбу народа и неизбывная тоска по родной земле и природе придают одухотворенность и величественность Паму Еурморту, вдыхают в образ жизненность. Так этот образ решает не только авторскую задачу концепции личности в обпестве, но у худо гест вен но очеловечивает лягерату рные идеи автора.
В диссертации приведены взгляды !1.Еункна, Куприна, I.Мережковского , М.Горького, Л.Лондона, А.Луначарского, К.Бальмонта, А.Волынского, Н.Бердяева о принципах нового героя и нового понимания *изни в сравнении с представлениями КЛакова о задачах литературного мышления.
В диссертации приводится анализ художественно-эстетических взглядов К.Такова с концептуальным пониманием роли человека и природы во взглядах В.Соловьева, В. Розанова, II. Флоренского. При этом задачи искусства в понимании общественной мысли анализируются через твор<еское представление К.Такова. Таким образом, художественно-эстетические основы твор<ества КЛакова показаны в современной ему исторической эпохе среди общего развития л^ера-ту гно-худчжественного процесса.
В диссертации отмечено значение естественно-исторического метода научного исследования КЛакова в обшск развитии его художественных принципов, которые складываются на анализе автором пабот \н.иссимандра,1а!менида, Аристотеля, Демокрита,Канта, Спен-сепа, Текагта, Гегеля. Прк этом отмечено качество .*орм.1 г/свелся лотски КЛакова, оказывающей основное влияние на художественно-эстетическое мнслениз автора.
г/госргац/и отмочена эволюция религиозного чувства КЛакова, с^-о'хчтоваичего дудочную нацеленность на высоконравственные ошчктч^н в х/дожьственнмм творчестве. Отмечены отходы Кракова "•т истинного >р/отпанского понимая Г| во;«, которые явлл.'.сь пг.п-
чиной его противоречий и заблуждения, отразившихся и в xirrepa-турном творчестве. В диссертации приведены примеры и целенаправленного труда писателя над своим духовно-нравственным развит/ем.
В диссертации отмечаются и исторические события, происшедшие в 1905 году в России: обстановка общественное атмосферы пр>: издании манифеста "О свободах", предреволгцконное общественное мнение в канун грозных исторических событий.
1905 год'ватен для исследования потому, что в этот год К.Таков создает свой первый сборник рассказов, в котором формирует свой основной персонаж Пама Бурморта. С целью наиболее полного и яркого сравнения художественно-эстетической качественности Пама Еурморта в диссепгации проводится анализ позиции персонажа романа Т.Лондона "Морской волк" Вуль*.а Харсена, созданного американским писателем то*е в Г905 году. Стремление к гармонии срачнивается с принципами низменного биологизма, высвечивая социальную направ-'енность развития персонажей.
При анализе художественных антиподов замзчо?тся orj.w.'e представлений К.Такова от биологических тео"чистого" /ндивидуализма. К.Таков наделяет своих персонаже;! высшей при родной сопричастностью, которая удепгквает их от разгула диких страстей. Но и.К,Таков мо>ет.показать героя,' способного на дикий разгул. Образ .Нялая в рассказе К.Такова "Нялай" отражает неистовый пэгив народного характера, способного на широкий размах. Танец Нялая привлекает внимание полутора тысяч человек, сбегающихся на площадь пгскотроть на это зрелигсе. Нялай пляшет, бросаст камни, ломает .¡згородь, но ня издевается над душой ближнего, унижая его достоинство блолог.пес-кими теориями расового превосходства. В этом отличие лнд.гз/луалнз-ма К.'акова от •.•.ндиви.т/олизма рациональной mucjm.
К.гаг,ов показывает, что разчтгиэ буйных св-и;ств народно;: дуг..; не сюственно характеру ппоотэго ибо чего чело чека. лнс nsn.-.sxo-дит в кабаке, где гуляет .. Няла;;. Праздность рождает нагат/чм-е качества луп»', а не пабота, не сенокос, не пашня.
Уапктеры, показании«» писателем в прцессо труда, чнут1внно гатм^нгчнг. Таков образ i-алален в рассказе К." axons "> изнь сала-лся". Такоч образ Ивана 'Лзъгтопа ч рассказе "Ограчлка из ?ични свогна" дпгочии". К.'аков нслз»'ен:га покатывает работаг^сг? человека на <;оич кагт.;н пркрэтн, угазиэвсвкяал nercaHV с пр..{лгиой
Bii/i-mcTieHHosTbr.
Ч рчгп а^ну гатс'.азов л.'акон обрасается п fliv.pyjQ, как к сугостчу: 6tcer.vfT с созмами, г".->г, гског, об/л*«;:.
В природе он видит источних жизни и мысли, основу для поэзии. Обпаз природы у КЛакова многозначен и просторен. КЛаков уверен, что чувство природы не только направляет мысль человека, но и внутренне облагораживает его.
В очерке "Гараморг на Крайнем севере" картины природы форми-пуггг представление о сказочности бытия. Писатель любуется рекой, табуном лошадей на широком лугу, любуется далекими лесами, даже писком комаров.
КЛаков считал, что неспособность к восприятию красоты природа пагубна для человека. Поэтому природное чуъство пантеистич-но у писателя, проверяющего своих персонажей силой природного одухотворения.
Создавая свои очерки, КЛаков с болью отмечал, что разрыв взаимопонимания между человеком и природой усиливается по мере вхождения промышленности в далекий северный край. Писатель видит гги изменения, путешествуя по северному краю, и эти картины находят своё выражение в путевых очерках, в рассказах. В работе "Этнологический очерс зырян" он писал:' "Гармония нарушена между человеком и природой, и не стало смысла его существования. Отчего всё это? 'Дли лв«и, как и леса, их окружающие, выродились, измельчали. • Есть причины, на которые можно указать, в силу которых леса и люди изменились. Волны, идущие от центра к окраинам, волны промышленности изменили жизнь на севере".
• Новый экономический уклад изменяет не только народное вековое сознание, но и природный мир. Наступление нового времени писатель воспринимает как необратимость перемен в народном быту. Новое время, время машин и промышленности, вызывает у КЛакова беспокойство. Непонятен ему новый образ механизированной жизни, сама машинная работа, далекая от простого народного быта. Свои взгляды по этому вопросу КЛаков излагает в очерке "Холуницкий завод".
В диссертации приводятся примеры из очерка, примеры отношения писателя к атмосфере машинного века. 1 сравнении с этими ".итатаил приводятся примет прозаической лирики природы К.7 акова, полче гк'.•вашгие художественно-эстетические различия представления писателя по этим проблемам.
Тщза КЛ акова - это лирическое самовыражение автора.'Он -"1ССК13ЧГК, повествователь, художник слова. Рассказы насыцены оттенками наст поения, чувствами,объединенными трепетом души .
. Третья глава диссертации, названная "Влияние философских взглядов К.Р.Гакова на его литературное тэор^ство", пясвясеня анализу ^илоссйско-лигературных тенденций мысли автора.
Творчество К.Гахова - совершенно новое явление в национальной культуре коми. Оно новаторское и в религиозно-художественной тематике и.в тематике научной. Это своеобразие мысли автора обусловлено втеменем, эпохой, новкм качеством её общественных отношени?. Так сам пгинцип изображения человека с его огромным и бесконечным внутренним миром в творчестве К.такова подчинен, по суиеству, убеждениям и фантазии автора.
"азмншления о человеке в твортестве К.Гакова - это импровизация. Она рождается из представлений о народной духовности, нравственности, мооалк, из своеобразного авторского романтического начала в изображении персонажа, воплощении идеи, сюжета и мысли восбше.
Своеобразие творчества К.Тамва проявляется прежде всего в том, что он абсолютизирует человека. Это индивидуальное авторское качество прозы у К.гакова носит обозенний философский смысл. К.Таков. большой знаток Канта, отразил черты зго концепции субъекта в творчестве.. Концепция человека включает в себя все эмпирический и рациональные способности субъекта, оставив объективное мигу только непознаваемые вейи в себе. Но л веши в себе могут быть категорией человеческого субъекта, хоть к предельно обобщенной. Не так ли ставил вопрос КЛаков, когда определял категорию переменной величины, познагией битке? А в этом он сближается с философией Ьс.те, обр\тившем внимание на этот принцип Канта. Но и здесь получается иктерэоный вывод: если категорий человеческого субъекта является весь мир, тогда и сам человек оказывается веЗ тем »в ункнегсальннм объективном миром, но уе лзннч.-) человеку в "гот^ом" состоянии, как кмнанентноэ л адекватное-ванге.
Здесь фи/оофия ¡кконетгтно перевитого объектгвно супестяу-ггего митоэдания прсгстачлястся у КЛакэва как счоеоСт-азная тенденция его твотчестча. 1юбая вепь, событие, переживание з тэог>-ч?отве К.тако*а вчступагт как знак ?ос.<онечисто объектизга 1ч мигл. Склочн'.сть актора к ^ачтлстпчностя. сказочности но мекагт (Чтив у КЛакопа </нть продельным. -Эволюционное познаниа - познание этого прелола. .1 "непознамо/ко" поги, ках и £итче, -зкаэьвзют-сч позшваочч-мл , .'.б-) ?ац-«на^нне л змплричесг^}ес спгса^нзстк
и геии в себе - суть сувдость человеческого субъекта.
Фантастические и сказочные элементы творчества К.Такова, построенные на фольклоре и исторической закономерности, отражающие своеобразие тенденций писательского метода, выражают сущность абсолютизации им человека. К.Таков возвышает художественные рамк1 этой абсолютизации до вселенских размеров. Отсюда и принцип "универсальности" философии и литературы Кракова, показавшего чевдз индивидуальное авторское право интерпретацию внутреннего начала во всеобщем. При этом проясняется общая направленность егс тлоочества, Философская основа его "Я" как система его выражения мига: "Я" - мир. Это в полной мере относэтся и к его научному мкггению, л к Философским теорлям, и к литературному творчеству. Поэтому закономерно появление автобиографической книги К.Такова "Сквозь стро? жизни", где философия отъединенного "Я" предстает пегед нами как чисто индивидуальное явление, как образное эволюционное завершение внутренней работы мысли автора.
Эта книга - концепция всеобщего через "Я", где внутреннее противогечие мысли выражает противоречие "Я" в конкретной эпохе. Суммируя изложенное, можно представить эту книгу и как законченное вяранение мысли Канта о субъективизме человеческого ума в представлении К.Такова,ро пытавшегося через собственное отношение к окружающему выразить всеобщее. 3 этом понятие образной "универсальности" К.Такова приобретает качество авторской позиции. '
Раннее же представление Кракова о субъективизме человеческого ума соотносится им с понятием индивидуальности. При этом творческая фантазия автора показывает всеобщее через едянвдное, сказочно особенное.
Персонажи Мили-Кили, Венулитто, Пам Еурморг являются носителями какого-то своеобразного миропонимания, какой-то высшей правды, основанной на'собственной морали и знании: мира. Поэтому они сказочно индивидуальны, нравственно глубоки, необыкновенно иэтеле туалькк. Это персонажи, выражающие ангорскую идею абсолгтизации человека. Их внутреннеее смысловое содержание космически безбрежно. Í в этом они бесконечны. Эти образы помогает писателю выразить принцип "универсальности", показать художественное отражение 'илосо-'ского понимания мира, отношения к проблемам бытия, чооа.-л, смысла ^изни. При этом К.Таков поднимает своих герэев на* обыденно? "нзнью, показывая лх свободными от самих законов птгтпгн: от в-вмени, от пространства, от познания. Автор смело есслх гетев историческим мышлением, знанием мира.
"Универсальность" персонажей"К.Такова отражает представления писателя о поиске истинных вечных начал в мире. К.7 аков бнл зна::;м с теориями Г.Спенсера, ?.Ницше, К, Каикса, Ч./арвина. Но в отличие от этих мыслителей КЛаков опирался на элеиенть- народно-,-, нравственности и морали, поэтому его персонажи, обладая властью над миром с.помощью своих необыкновенных качеств, не стремятся к мировому господству, не стремятся к господству расовому, к господству сильного над слабым, а убеждают своих слушателей в природной ксасоте, в пользе величия природы над холодной логиком мысли. Ч этом замечается понятие гармоничности природы и человека у К.такова, к которой стремилсяон, а с ним и его герои.
Я основе многих рассказов К.Такова - отнопения между всеобщим ч индивидуальном. Персонажи КЛакоза Зенулитто л Мили-Кили прчмо вступали в полемику с собранием мудрецов, высшая характер противоречий обреетвенной мысли. Эти противоречия выражали сущность раз-гада меду внутренней свободой и внешней необходимостью, между :/биективной мыслью и объективным бытием.
Ч пазрешении этих противоречий К.Гаков всегда опирался на »еличие человеческо? мысли, основанной ка высоконравственных тиентирах. Само понятие дисгарконии предполагает у КЛакова разли-[ие гагмонии мысли и морали, которые он э иг иг нзразделиягши друг iT дтуга. Ситуацию и смысл прозы К.Гаков представлял в о су сен ии "армоничности предмета, отмечая характер различия в смысловом тличии бытия и мысли о бытии,
7 КЛакова определенность ситуаций проявляется з ощущении гармо-ичности предмета, которая л показывает характер противоречивости
разв:ггия действия. Само определение дисгармонии предполагает ias-в'.гтие прпцесса сметанного идеала, выражая сущность такого дви-ения. Здесь созерцательность не что и кое, как sooCi-veHV*, оно аде дичает працссс иэменгния ичсала, задерживая и лрощее развн-ия нагушения гармония чувств.
Само рппитио ситуации вчнвлпет несовпадение га;*«он.мности соэсттельнооти игсала. Созерцательность лирическая, го»э;н-ая о чувстве внутренне? гармоник гетя в изменившемся бите, и^д^-тельствует о иоеоппадеияи прегетаплснш КЛакоза о реальным .ткем. Са*о пзя.гтие го»ор.гт о качество разлада.
•'т>вал КЛ акона,объективное бытие - не оовпалчвт, гоготу что юга изчев-.-лась. 'лчемплизь обаостэемнчо центст^, нагтурил neje-пт' «^гмтченнз? vo гали, псреекатг зехэвч* :</- irepze j óvtm.
Но для К.Такова ценности морально-нравственной мысли вечны и не изменчивы, потому что соотносятся и с понятием величия мысли и с понятием вечно? народной правды. Наступившее время изменения патриархального бытия изменило социальные элементы народной жизн в центре народных интересов - материальные ценности, а не принцш народной нравственности. Поэтому персонажи К.Такова встречают непонимание окружающих, когда начинают проповедовать величие вековых моральных устоев. Но' КЛ'аков ищет единства духовного родства людей, создавая сюжеты по формированию гармонии людских взаимоотношений через преодоление сословных различи/, различий у*е сословной мысли.
3 рассказе К.Гакова "Миликар я Леонелла" сюжет строится на любви царетзны 1еокеллы и скромного философа Миликара. Царевна полюбила философа за его гениальность и доброту. Зксокий уровень интеллекта Миликара, его духовно-нравственное величие как бы угавниваэт сословную разницу между ними, приближая его к царевне. Примечательно, что в этом рассказе представление К.Такова о величии нравственного интеллекта соответствует мысли Платона о величии мыслителя в мире. Платон разделял общество на три категории: мыслителей, во ¿шов и ремесленников, где первым отводил место пра-в;ггелей мига. КЛ.аков, убежденный в величии человеческого ума, упраздняет в рассказе значение социальных сословий, объединяя героев по принципу превосходства мысли и власти.
В этом замечается важное качество взгляда КЛакова на-млр. Пам Бурморг находит утраченное спокойствие при понятии истины всеобщего, Мили-Кили восстанавливает жизнь целого города мыслью о красоте »ивой природы, М шик ар становится равным царевне в силу своих интеллектуально-нравственных качеств,. Ма£быр гармонизирует обстоятельства между племенного разлада истиной светлой мкели.
Характеры же, лишенные духовно-нравственной внутренней цельности, погибают. Погибают колдун Туннырьяк и атаман Иыпича. Терне душевное равновесие рассказчик, Покинувший спокойствие тихого семейного очага ради сомнительных ценностей в рассказе "/риила". Страдает автор, покинувший роднои край в поисках смысла жизни в сботакке гассказов "На север в поисках за Памом Еурморгом".
Ънптие идеала, гармонии и величия природы и мь«ли в творчеств КЛакова синтезивургся через эпоху л время, отражая характер пе^спна^а чегез обсественноа бытие и мышление.
. Своеобразно показан у КЛакоиа и переход от незнания танки. >го те же самке элементы нового бытия, но проявившиеся ¿а субъективизме абсолютной личности, как переменная величина !ри ппеделе. Мо-то представить этот процесс как познание непозчан-юго, как переход от начала познания к знанию. Это момент эмэцао-1альнзго подъема, хотя и имеюгого разную величину эмоциональной удажественной окраски.Тенденции этого процесса наиболее ярки в Лзповеди Гараморга" и в книге "Сквозь строи жизни". Все глубины ншления К.Такова переживаются им через критерии человеческого ознания и природного эмоционального соответствия.
Проблема постановки писателем концепции человека hoc.it живой развивахшийся характер, впитывающий в себя творюские принципы вторских философских, научных и религиозных идей. Зго объемше редставление человека в мире, опиравшегося на прищипы обиеплане-ар;юго бнтгя.
Осмысление действительности предполагает её субъективную зределку, в чем проявляется тендешии нового качества предмета, ринцип нахождения абсолютного в относительном у К.Тахова возве-;н в ранг одной из важнейших художественных задач. Подобным (пазом псстроеш. и его философские обобщения и литературные ■>иемы. "^ниверсальнойть" представляется в об сем художественном геепшенстче, которое во взглядах К.Уакова начинается в познании 1тия, а завершается в истине природы, мысли и бытия.
"Универсальность" мысли КЛаксва вголне отвечает характеру >о философских построений. Философия; как "чистая" наука ье лгчена в его художественное тпор4ество, - это обеднило бы, если
исказило бн его мировосприятие. Но ^ илосо-1 ия пронизывает всё о художественное твэ;>чество светом саэих размышлений о смысле тия, п важности и значении человеческой жизни и нкслп в исто риской палитре жизни, лудо^ост венике гром ведения КЛакоцл - это тературшй с::нтьз его идей,4 илосо;ских Teoji.fi!, на/чннх уст.ем-ниЯ, вынесенных на суд читателя доб.осовестнкм атором. ^»орчосТ'Ю КЛ.аеова - новое состояние синтячмсско* мкели, яосо} еко-худо»оствен1п й, далекой от эклекп-чности. Теоряги-!хие построения НЛакова - это потрс^нпсть иго ума, глтрхГюоть гашения еягкпдк ''ытия. 1, оа<о качество свободы яыра*енпн чкелп {.'акта зависит от нал щжиниэстк атих поисков, от разц.1-и.!* !мсих пегс-г. ним вопросов. Кю идеи гароннчозки соед/.ннггся •емк »пяч';:! тендо'гьму*, К1Торое присело нэто врем« в миг его 1И. Эта те элементы ¡эвогэ яреуенч, кетор<е Сигя ус«о; егэ
логикой рационального познания.
7ля К.Такова имело большое значение облагораживавшее воздействие науки в новом почитании рационального знания в изменившихся условиях бытия. Работу разума и воли он считал достойной любого человека, точго также как обуздание низких качеств человеческой души. Эта мысль замечается в рассказах К.Такова, где авторские размышления о совершенстве человека устремляются на погск путей к лому процессу. Персонажи К.Такова, сам автор в автобиографической книге "Сквозь строй жизни" сове ршенствуются через интеллектуальную и эмоциональную борьбу с низменными сторонами чело вет ее кой природы.
В диссертации приведены цитаты автора о характере противоречий мысли, которые он пытается разрешить с помощью целенаправленной работы силы воли.
Самопознание, основанное на просветляющем характере познанш мира, руководит им. Здесь переплетаются его философские и литературные идеи с работой христианского просветления души. Знутрення* борьба в идеях автора предстает наиболее эмоциональным образом. Совврпенство и душевнэе падение предстают перед читателем в свое* драматическом какале. Писатель не скрывает своих идейных проблем, он .необыкновенна искренен, поэтов художественные картины борьбы за своё душевное здоровье предстают .в своем естественном виде, не отягощенные предрассудками общественных теорий.
в этом замечается духовная эволюция писателя, как тенденция развивающегося сознания: от превосходства идеи веши над самой вешьг с концентрациег объективного мира в субъективном начале. Ith тенденции "закрученного" мировосприятия К.Такова удивительно переплетались в его творчестве; образю и эмоционально окрашивая-своим присутствием его произведения. Конечные идеи философского пе пвопотенцкала и художественной фольклорной фантастики ярко отгагаг/т оснош этого синтеза. Здесь стянуты в творческий узел принципы народной психологии писателя, его идеи переменной величины и предела, языческие представления народных духовных истоков, эмоции восприятия окружающей жизни, борьба за своё совершенство. Поэтому единичное является качеством всеобщего, как все-обпее у К.Такова выражает качественность единичного. Из этого понятие проявляется всеобщее через первопотенцщльное, а единичной - через интегральное. На этой основе у Кракова построена лог/ка явленгя, имеющего интегииькые границы.
. важная часть мировосприятия К.Гакова - представление о единстве мирового энергодвижения и принципов свободной личности. 3 этом КЛаков л;:дел основы своей филосо£ии и твэртеского вдохновения. Понят:« энергии в пригоде КЛаков рассматривал и как ¿излк, I как философ, и как литератор. Потому энергетическая сущность трироды художественно освещена писателем в рассказах необычайно разнообразно. Само понятие единства мята КЛаков видел в синтезе жергии и воли, которые взаимодействует в движении мира.Понятие жергии носит у К.Такова не только физическое, но и более обоб-?енное выражение, из которого возникают, по его мнению, природные сношения, как и из воли - понятда и представления. Объединял шергию и волю КЛаков в единый первопотенциал, кото^а он считал ■сточником ритма мировых процессов.
Множество философских, научных и литературных работ К.Такова ронизаны аналитическим поиском всеобщего в частном. 3 процессе >азвития своих идей Краков г^боко проникался мыслью о роли 1азума, интеллекта в новых условиях бытия. Конструкции его фило-офских теорий и мюгих рассказов пронжспуты исследованиями роли орали, этики, эстетики в жизни человека. КЛаков художественно ере работал народные предания, сказки, наделив народнее персонажи обственшм пониманием задач человека в ?изня. •
Разработка и постпоение собственной философской модели мира места человека в ней показали' нэ только вироту исторического методологического охвата проблемы бытия КЛ аковым, .но показали само новое понимание им мысли, культуры, человеческого сознаш.я.
К.Таков. не принимал поло^ен^я о перзичнэсти бытия или ссзна-ия, он синтезировал научные л религиозные взгляды д»я вкраЗотки брих унивегсальшх основ знания вообгсе. 3 этом его шпяение зтремилось ппоред, продолен не только косность и однобокость игестяугпего подхода, но и однобокость и узость самих размыг-5ни' о сущности и задачах человек ос ко го познания.
Выработав собственгуг теория разв.ггия мира, КЛаков в е/дястее 1уки, религии и. (скусстяа увидел теорий о первопотенциало и ачествах его выражеши, поставил иироко вопрос о нравственном эстетическом в жизни общества, об .ос вличн.м »л мораль. КЛзкот-редчуистэтвал спэмнио твзго впсокэго т;ла культур, ко?о,>ая I преодолевала сугестгс/вщио П1отиворечил. ¡амл уипзорсальчяя
ско-лгге-гату ри)! модель КЛ акоча - атр\>е>'гб взгляда ■са-елр на нравстяекно-духоя^п ценности, ачл^^щис оьсествэн-■ю кнель на еурокке горизонты вссч.ф'.гсй ¡стирав.
*■
В заключении диссертации подводятся основные итоги исследования, определяется роль К.Гакоэа в истории коми национальной культурн, отмечаются особенности своеобразия личности писателя, охазавшие влияние на его твортество.
Лсновные положения диссертации отражены в следующих работах
1. гаков К. ?илосо!ия лимитизма// Войвыв кодзув.-1990.-« 7.-СЛ1-73.
2. "Философ™ жизни" К.Гакова //Войвыв кодзув.-1990.-
* 8.-слг-^ь.
3. Качества народной души в рассказе К.Такова "Чайбыр"//Вестн культу™.-1?93.-'*2.-С. 22-24.
Своеобразие эстетического принципа художественного творчества Кракова //0риентир.-1993.-'«б-7.-С.37-39.
60X84/,,.' Зак ^ у .