автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Литературные ассоциации в поздней лирике А. А. Ахматовой

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Сафонова, Наталья Станиславовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тверь
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Литературные ассоциации в поздней лирике А. А. Ахматовой'

Текст диссертации на тему "Литературные ассоциации в поздней лирике А. А. Ахматовой"

; ЧЦ ~ I к л Г) - ¿4

Тверской государственный университет Сафонова Наталья Станиславовна

Литературные ассоциации в поздней лирике А.А.Ахматовой

10.01.01 - русская литература

Диссертация

на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Научный руководитель доктор филологических наук, профессор Редькин В. А.

Тверь 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение................................................................................................................2

II. Основная часть

1. Глава I. Имена деятелей культуры на страницах поздних произведений

А.Ахматовой.......................................................................................................15

2. Глава II. Типологические ассоциации в поздней лирике А.Ахматовой..........48

3. Глава III. Миницитаты и другие виды «чужого слова» в позднем творчест-

ве А.Ахматовой..................................................................................................151

III. Заключение........................................................................................................187

IV. Список ссылок..................................................................................................191

V. Библиография.....................................................................................................200

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время интерес исследователей направлен не просто на изучение творчества того или иного автора, а на выявление в его текстах сложнейших ассоциативных цепочек, связывающих произведения со всем литературным процессом в целом. Именно в таком ключе, на наш взгляд, интересно рассмотреть и творчество А.Ахматовой, ставшее поэтическим и нравственным знамением своего века.

В 1962 году в разговоре с Лидией Корнеевной Чуковской Анна Ахматова сказала: «Тайна поэзии в окрыленности и глубине...».1 С полным правом эти слова можно отнести ко всему творчеству поэта, которое было озарено именами Пушкина, Гоголя, Шекспира, связано тончайшими нитями с традициями дворянской культуры, теснейшим образом переплетено с «серебряным веком» русской поэзии, с постсимволизмом.

Ахматова - один из талантливейших поэтов XX века. Ее произведения по праву вошли в золотой фонд русской литературы. Имея в виду трансформацию творческой манеры, М.Л Гаспаров говорит о «ранней» и «поздней» Ахматовой, именно последнюю он назвал «возвышенной» и «сложнозашифрованной»,2 да и жизнь писательницы в это время была особенно нелегкой и богатой на события. Пребывание в Царском Селе, Павловске, окончание Царскосельской Мариинской гимназии, первое замужество, рождение сына - все это чуть ли не «в жизни не той», в прошлом веке. Неудачный второй брак, бесконечные аресты сына, доносы, постановление Жданова, нужда, голод, гибель под Воркутой третьего мужа - Пунина, война, эвакуация, возвращение - все это в «новом» времени. Конечно, резкого раздела между двумя периодами провести невозможно, но, тем не менее, когда поэта, по его словам, «как реку суровая эпоха повернула», все изменилось — и стих, и голос... Осталась память.

Приползайте ко мне, лукавьте, Угрозы из ветхих книг, Только память вы мне оставьте, Только память в последний миг,3 -

писала она еще в 1912 году.

Именно какие-то отдельные, запавшие в душу события, встречи, строки становятся подчас темой ее стихов. «Стихи для автора делятся на такие, о которых поэт может вспоминать, как он писал их, и на такие, которые как бы самозародились. В одних автор обречен слышать голос скрипки, некогда помогавшей ему их сочинить, в других - стук вагона, мешавшего ему их написать. Стихи могут быть связаны с запахами духов и цветов».4 Цепь сложных ассоциаций, переполненных тайными взаимо-

связями судьбы поэта, его переживаний с исторической эпохой, в которой он творит, вызывает к жизни целый поток произведений, где каждая деталь, любое слово несут на себе ряд боковых смыслов наряду с основным своим значением.

Творчество Ахматовой 30 - 60 -х годов существенно отличается от ее ранней лирики не только направленностью, тематикой, но и особенностями стиля, творческой манерой поэта. Анна Андреевна отмечала в записной книжке: «В 1936 году я снова начинаю писать, но почерк у меня изменился, но голос уже звучит по-другому... Возврата к прежней манере не может быть. Что лучше, что хуже, судить не мне. 1940 - апогей. Стихи звучат непрерывно, наступая на пятки друг друга, торопясь и задыхаясь».5

К позднему творчеству поэта относятся сборники «Тростник», «Нечет», «Бег времени»... В них помещены прекрасные образцы ахматовской поэзии: циклы «Ветер войны», «Трещотка прокаженного», «Cinque», «Черепки», «Северные элегии», «Тайны ремесла» и многие другие. Именно они отражают особенности мировосприятия поэта в 30 - 60-е годы.

Для того чтобы вникнуть в тайну создания стиха, в философию творчества, в мироощущение поэта, необходим не просто детальный анализ стихотворений, но и их соотнесение с биографическими событиями, с кругом культурно-литературных интересов автора, что, возможно, поможет подобрать код к глубоким смыслам, кроющимся в ахматовских произведениях. Большую роль играет и религиозное мировосприятие поэта, богатый кругозор.

К сожалению, литературы по теме ассоциаций в ахматовском творчестве практически не существует. Большое значение играют воспоминания, мемуары людей, которые лично знали поэта и могут поведать нам о каких-то подробностях, деталях ее жизни, о ее интересах. В этом отношении важны воспоминания Н.Глен,6

7 £ О in 11 19

Н.Недоброво, В .Виленкина,ЭДил актерской, Шаймана, Л.Чуковской, А.Баталова, Натана Готхарта13 и других.14

Конечно, исследований по творчеству Ахматовой немало, они посвящены обзору ее жизни и деятельности в целом. Например, это работы А.Павловского,15 В.Жирмунского,16 Е.Добина,17 Л. Малюковой.18

Интересны и исследования, в основе которых кропотливые наблюдения за стилем поэта, его техникой, углубленный лингвистический анализ стихотворений.19

Работ в области изучения позднего творчества Ахматовой немного, но вопросы, затрагивающиеся в них, исследуются достаточно глубоко. Так, О.Клинг20 интересует проблема эпического в стихотворениях поэта; об особенностях военной лирики пишет

М.Пьяных;21 о гражданском пафосе поэзии— М.Баженов;22 о развитии образа родной земли - Т.Николина;23 о пушкинских страницах в творчестве Ахматовой -П.Лукницкий,24 Н.Корхмазян,25 Э.Бабаев;26 о роли Петербурга - Петрограда - Ленинграда в поэзии автора - В.Грибанов,27 Д.Хренков28... и т.д.

Важный этап развития ахматововедения знаменуется выходом серии ахматов-ских сборников,29 посвященных ее столетнему юбилею, выпуск которых планируется продолжить. Особый интерес представляет сборник под редакцией Н.Струве, изданный в Париже.30

Мало исследований, посвященных целостному анализу поздней лирики поэта, которая, естественно, взаимосвязана с ее ранним творчеством. Немного работ, которые бы системно раскрыли особенности творческой манеры Ахматовой в этот период, место ассоциаций в поэзии данного автора, основанных на богатом жизненном опыте, на прекрасном знании отечественной и зарубежной истории и культуры. Ведь Ахматова была не только поэтом, но и исследователем-литературовед ом, переводчиком, великолепным знатоком многих национальных, отечественных и зарубежных литератур. А между тем, на наш взгляд, именно литературные ассоциации в поэзии Ахматовой помогают приподнять не только таинственную завесу ее словотворчества, но и, при кропотливом анализе типологических связей, миницитат, аллюзий, реминисценций и других видов «чужого слова», позволяют говорить о многих важных чертах творческого метода Ахматовой, в том числе и о диалогичности ее поэзии.

Цель нашей работы не просто описать ассоциативную «ткань» поздних ахма-товских произведений, но и с ее помощью определить дополнительный смысловой подтекст стихов, выявить, каким образом ассоциативное мышление автора, обращенное к фольклору, мифу, библии, миницитате, аллюзии, реминисценции из литературной классики, дает новую жизнь чужим поэтическим формулам, растворяя их в оригинальной авторской концепции. Кроме того, литературные ассоциации помогут определить культурно-историческую ориентацию автора, его обращенность к той или иной системе ценностей, приоткроют завесу над диалогичной сущностью поэзии Ахматовой. Определение места ахматовского творчества в литературном контексте с помощью выявления сложных ассоциативных цепочек в ее текстах - мало разработанный вопрос, что и обуславливает научную новизну работы.

Комментировано представленная галерея имен деятелей культуры на страницах поздних ахматовских стихотворений как бы вводит в культурно-исторический пласт поэзии Ахматовой, который будет рассматриваться в работе в дальнейшем. Системно рассмотрены типологические ассоциации этого периода, прослежена внутренняя ло-

гика развития сквозных архетипов ахматовского творчества: огня, неба, воздуха, воды, земли, ветра, солнца, звезд, а также мифологем Петербурга, дома, зеркала, тени, тайны, моря, лестницы и др. Наконец, дана многообразная жизнь «чужого слова» (осознанная и бессознательная) в «ткани» стихотворений поэта, представленная ми-ницитатами, аллюзиями, реминисценциями и т.д.

Предметом исследования стали лирические произведения Ахматовой 3060-х годов, их ранние варианты и последующие авторские редакции. Важную роль в работе играют высказывания поэта и воспоминания о ней. Именно на них основана достоверность и правдоподобность связей между Ахматовой и упоминающимися авторами, кроме того, они проясняют ее жизненную и творческую позицию,

Освоение этого материала средствами проблемно-хронологического и сравнительно-типологического анализа обеспечило, думается, научную достоверность наблюдений и выводов в работе.

Научно-методологическую основу работы составляют фундаментальные положения теории М.Бахтина о диалоге, «чужом слове», разработки в области «аналитической психологии» К.Юнга, идеи А.Веселовского, В.Жирмунского, Ю.Тынянова, Ю.Лотмана, А.Лосева, теоретические труды А.Бушмина, М.Гаспарова и других исследователей, позволившие существенно уточнить представления о предмете исследования. Важнейшую роль в формировании концепции работы сыграло обращение к теоретическим взглядам и практическим наблюдениям, содержащимся в трудах Р.Барта, Л.Кристевой, И.Илыша. Теоретические труды выше приведенных авторов посвящены вопросам ассоциации, литературной традиции, преемственности, подтекста, интертекстуальности, цитатного мышления и др. Важное место занимает и мировоззренческая основа исследования, опирающаяся на религиозно-философскую мысль начала XX века (И.Ильин, Н.Бердяев и др.).

Соответственно оформлена и структура данной работы: I глава повествует об именах культурных деятелей в поздней лирике поэта; II глава касается типологических связей поэзии Ахматовой; П1 глава посвящена богатому миру «чужого слова» в позднем творчестве поэта.

В работе не затрагивается подробно вопрос о богатой ассоциативной наполненности поэм Ахматовой, написанных в 30 - 60-е годы.

Практическое значение наблюдений и выводов, заключенных в диссертации, состоит в возможном их использовании при разработке общего курса литературы XX века, спецкурсов и спецсеминаров о творчестве Ахматовой, а также в последующем научном изучении выдающегося поэта нашего столетия.

Основные идеи работы и полученные результаты нашли отражение в статьях, публикациях тезисов докладов, а также в выступлениях на научных конференциях (9-ая, 10-ая,11-ая, 12-ая межвузовские конференции ученых-филологов и школьных учителей).

Ассоциация - это своеобразный способ достижения художественной выразительности, смыслообразования, «основанный на выявлении связей чувственных образов, возникающих в процессе непосредственного отражения действительности, с представлениями, хранящимися в памяти или закрепленными в культурно-историческом опыте человеческой жизнедеятельности».31

Рассмотрим эволюцию понятия «ассоциация», его богатую философскую, психологическую, литературную наполненность. Это необходимо нам для того, чтобы иметь наиболее полное представление о термине и свободно оперировать им в дальнейшей работе.

Понятие «ассоциация» сложилось еще в философии античности. Впервые предпосылки ассоциативных процессов в духовной деятельности были осмыслены Аристотелем, выдвинувшим идею о возможном формировании образов на основе ассоциаций. Действительно, ассоциативный образ, иначе поэтический, возникает в результате неожиданного сочетания далеких понятий; он обладает повышенной метафоричностью и субъективностью. «Ассоциативность лежит в основе всякого художественного образа, особенно тропа, но ассоциативный образ построен на интенсивном выявлении дополнительных, как бы необязательных, непреднамеренных связей».32 Это намек, который должен быть уловлен читателем, требующий напряженного читательского восприятия. Именно такие «дополнительные связи» (нередко целая цепочка их) сообщают ассоциативному образу оригинальную авторскую неповторимость. Древний философ замечал, что многие произведения искусства обладают двусторонней связью, основанной на ассоциативных принципах мыслительного процесса, поэтому и возникает мысль о диа-логичности всего мира искусства и литературы.33

В этом отношении очень интересны заявления Аристотеля о «предшествующих и последующих вещах» в «Метафизике»: «О некоторых вещах говорят, что они нечто предшествующее и последующее. А именно: одни вещи таковы по месту, другие - по времени, иное же предшествует в отношении движения, иначе вещи первее по силе, по порядку».34Мы полагаем, что первооснову литературных ассоциаций следует искать в типологических связях, влиянии устного народного творчества, легенд, мифов, религиозной символики, сакральных текстов на ав-

торские произведения.

Термин «ассоциация идей» ввел Джон Локк, противопоставивший ассоциацию связям на основе разума. Познание, как считает Локк, это, прежде всего, ощущение, поступающее через органы чувств от внешних предметов и доказывающее существование внешних вещей: «Наши чувства, будучи обращены к отдельным чувственно-воспринимаемым предметам, доставляют уму разные восприятия вещей».35 По мнению Локка, после того, как в опыте человека были сформулированы и осознаны простые, чувственные идеи, происходит активный процесс их обработки и восхождения от простых к сложным. «Некоторые наши идеи, - замечает Локк в книге «Опыт о человеческом разуме», - имеют естественное соотношение и связь между собой... Но есть еще и другая связь идей, целиком обязанная случаю или обычаю: идеи, сами по себе вовсе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их». Такие ассоциации идей, согласно Локку, образуются в уме большинства людей в силу привычки, симпатии или антипатии. Это очень важное психологическое определение связи идей необходимо учитывать и при выявлении пласта литературных ассоциаций у того или иного автора, т.к. они естественным образом связаны с предпочтением или неприятием того или иного писателя, поэта, факта, события...

Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объединяющее динамику психологических процессов принципом ассоциации, называется ассо-цианизм. В XVII веке эту идею укрепило механико-детерминистское учение о психике. «Организм предстал в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из них автоматически влечет за собой появление друго-

37

ГО».

В XVIII веке появляются исследования Дж.Беркли, Д.Юма, Д.Гартли, Спинозы. Последний сформулировал закон ассоциации: «Если человеческое тело подверглось однажды воздействию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других».38 При исследовании литературных ассоциаций необходимо помнить, что авторский текст, вмещающий в себя ту или иную ассоциативную деталь чужого текста, связан с ее помощью и со всей эпохой, к которой относится исходное произведение. Таким образом, нужно иметь в виду литературно-исторический контекст произведений поэта, учитывающий, однако, не только современную автору культурно-историческую ситуацию, но и особенности прошлых эпох, к которым он обращается.

Продолжая говорить о взглядах на понятие «ассоциация» в XVIII веке, нельзя не упомянуть имени Дж.Беркли. Известно, что данный философ отождествляет все вещи с «комбинациями» ощущений. «Существовать» означает для вещей «быть воспринимаемыми». Беркли замечает, что «идеи, которые наблюдаются связанными друг с другом, обычно рассматриваются с точки зрения отношения причины и действия,

■5П

тогда как они относятся только как знак обозначаемой вещи». Беркли отмечает, что при исследовании зрения его целью было «рассмотрение действий, явлений, объектов, воспринимаемых чувствами, а также изучение того, как одна идея внушает другую, принадлежащую другому чувству; как видимые вещи внушают вещи осязаемые, к